Иван-дурак: сочинение

Сочинение по сказке Конек-горбунок Ершова

Сказку – поэму «Конек-Горбунок» написал русский писатель Петр Павлович Ершов. Она стала классикой русской литературы.

Сюжет сказки увлекательный, что когда начинаешь читать книгу, то не можешь оторваться до последнего слова Она не только развлекательная сказка, она и поучительная. В ней переплелись сатира, мифы и сказки русского народа.

Главным героем этой сказки стал Иван – дурак. Он служит царю. Царь был деспотичным, не думал о народе, жестоко относился к своим слугам. Он мечтал вернуть молодость, для этого он должен был жениться на Царь – Девице.

Как и любая русская народная сказка начинается с жили были. В этой сказке была семья, в которой было три сына. Как и положено младший был дурак. Иван показан простодушным, смелым, честным и послушным. Эти его качества помогли ему выполнить наказ отца. Для того чтобы откупится волшебная кобылица, дарит ему своих жеребят Конька – Горбунка и двух великолепных скакуна.

Когда царь увидел коней, сразу купил их. Иван пошел сопровождающим к ним. Иван и с царем общался, как с простым человеком. Когда царь погиб, всё переходит Ивану, он стал новым царем той стороны. Мораль в том, что деньги и успех добивается тот кто прикладывает для этого усилия, а не к тот кто сидит и ждет готового.

Сказка состоит из трех частей. Первая часть знакомит нас с главными героями. Описываются их характеры. Хоть Иван и дурак, с самого начала произведения, но когда знакомишься с ним по ближе, выясняется, что это не так.

Не ординарная реакция на проблему помогает Ивану в сложных ситуациях. Это видит и кобылица, которую он поймал. За открытое сердце, честность получает награду, у него появляется верный друг и защитник в лице Конька – Горбунка.

В остальных двух частях, описываются приключения персонажей. Даже живя во дворце, Иван не меняется, остается прежним деревенским парнем. Хотя вокруг него куча людей, которым он не нравится, его характер только закаляется

Конек – Горбунок предан своему другу, он его любит, и заботиться о нем. Конек умен и добр по отношению к Ивану. Конек как и Иван в сказке является воплощением добра и честности. Без конька Иван не смог бы справиться со всеми трудностями. Ради любимого хозяина он часто рисковал жизнью. Благодаря усилиям Конька-Горбунка в сказке все закончилось победой добра над злом.

Сочинение 2

Главным героем в сказке является Иван-дурак, служащий царю. Царь был очень привередливый, он не думал о своем государстве, а также жестоко относился к своим подчиненным. Царь все время думал о своей молодости и ради этого готов жениться на царевне.

Также речь идет о старике, у которого было три сына, и самым младшим из них был Иван, который был самым глупым из всех и его прозвали дураком. Молодой человек ленивый и глупый, но также в нем имелись и положительные качества. Также Иван смелый и честный. Иван смог поймать кобылицу, в то время как остальные братья спали. В благодарность чудесная кобылица дала ему в подарок Конька-Горбунка,а также двух златогривых коней.

Главный герой Иван всегда исполнял все прихоти царя, служил ему верно и честно, хотя у того был тяжелый характер. Но Иван не унижался и не стелился перед царем, он всегда общался с ним как с простым человеком. Позже царь погиб, и все его богатое наследство перешло Ивану-дураку, а также он и сам стал царем.

Сказка учит читателя быть справедливым и честным, и тогда за это судьба вас отблагодарит. Иван Царевич в этой сказке овладел богатством и статусом благодаря своим качествам и благородству, а также ему достался верный друг в облике Конька.

И Иван и конек-Горбунок вызывают у читателя положительные эмоции. Они восхищают своей добротой, преданностью и верностью.

В самом начале сказки Иван оправдывал свое звание Дурака, ведь читателям он показан сначала глупым бездельником, который не хотел ничего делать, а только валялся на печи. Но чуть позже он смог проявит себя и показал свои хорошие качества, ведь он смог поймать кобылицу и договорится с ней о том, что та не будет больше топтать поле. В благодарность он и получил своего верного друга. Также у него хватило ума не рассказывать о всем происходящем свои родным людям, а Иван выдумал сказку о неком черте. А также он вместе с Коньком смог обмануть царя и поймал Жар-птицу.

Иван на протяжении всего произведения был положительным персонажем, он всегда всем помогал, никого не очернял и не оговаривал.

Также стоит отметить и качества еще одного положительного героя Конька-Горбунка, который ради своего хозяина готов пойти на все. Он преданный и бескорыстный друг.

Сказка является очень поучительной. Ведь хороший человек всегда будет победителем в жизни, а плохой человек всегда получит по заслугам за свои козни и другие нехорошие поступки. Так и по своим заслугам получил противный царь. Он сварился в кипятке из за своего коварства.

По произведению Конек-горбунок Ершова

Популярные сочинения

Народную сказку «Снегурочка» по праву можно отнести к редкому типу волшебных сказок, имеющих печальный конец. Это сказка об обретённом и утраченном счастье. Её действие начинается зимой, а заканчивается жарким летом.

Семья – это люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Жизнь очень непростая штука. Порой в ней случаются неудачи, неприятности и кризисы. Человек один не в состоянии это преодолеть

Читайте также:
Образ Ивана в сказке Конек Горбунок: сочинение

Мы живем среди людей, которые могут быть для нас интересны и не очень. Иногда мы начинаем задумываться, чём же он нам интересен и почему мы проявляет к нему симпатию.

“Иванушка-дурачок Герой русских сказок”

Исследовательская работа учащихся шестого класса”Иванушка-дурачок Герой русского фольклора”.

Скачать:

Вложение Размер
ivanushka_durachok-personazh_skazok.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Северо-Енисейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северо-Енисейская средняя школа №1 им. Е.С.Белинского»

персонаж русского фольклора»

Губанова Виктория Алексеевна,

Хромогина Дарья Михайловна Красноярский край,

средняя школа №1

учащиеся 6 класса

Жупеева Е.П., учитель

русского языка и литературы,

средняя школа №1

II​ Основная часть

  1. История имени………………………………………..……………… ..4
  2. Образ Ивана – дурака в русских народных сказках…………….…. ..5
  3. Загадка образа ………………………………………………………. ..6:-8

IV​ Список использованной литературы…………………………………. 10

Сказки – наши «первые учителя». Именно они заставляли нас страдать и переживать, радоваться, учиться делать выводы. Иванушка – дурачок – интересный персонаж, так как, не обладая особым умом, ухитряется победить всех врагов, получить в жены царевну, да и притом полцарства в придачу. Нас интересовал вопрос, почему в русских сказках героя выставляют как дурачка, дурака.

Актуальность : не может быть русский человек по-настоящему русским, если в детстве ему не повествовали настоящих русских народных сказок. В русских народных сказках отражены все типажи окружающего человека мира. Мудрость отражается в таких героях как Елена Прекрасная и Василиса Премудрая, подлость – в Бабе Яге и Кощее Бессмертном. Иванушка-дурачок является персонажем, который борется с нечистой силой, ищет справедливость и правду, и при этом его действия порой абсурдны или просто не понятны.

Гипотеза: описываемый в русских сказках Иванушка – дурачок не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка – не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой, поэтому ему многие помогают (люди, звери, природа) и он находит свое счастье, особенно за него не борясь.

Объект изучения – Иванушка – дурачок.

Цель данной работы: доказать, что «дурачок» в сказках не простоватый парень, а уникальный герой.

1. Изучить историю образа;

2. систематизировать разновидности образа Ивана-дурака в русских народных сказках.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

1. поиск, изучение источников информации (научной и художественной);

2. сравнение, обобщение;

3. провести опрос учеников;

4. сделать анализ.

Нельзя сказать, что эта тема не изучалась. В процессе работы обнаружились интересные работы, в том числе и зарубежных исследователей: «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь» Даниила Протаса, «Почему дуракам везет» Светланы Кузиной, « Иван-дурак: Очерк русской народной веры» А.Д.Синявского.

История имени Иван.

Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует), и пришло в русский именник с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение. Мужчины с именем Иван нигде не пропадут, ведь в каждой стране они запросто найдут тёзку. Вот несколько их иностранных братьев по имени: англичанин Джон, армянин Ованэс, француз Жан, немец Иоганн, итальянец Джанни и Джованни, испанец Хуан, венгр Янош, голландец Ян, грек Иоаннэс, грузин Иванэ, норвежец Йохан, португалец Жуан, швед Йоханнес. Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.

История приставки «Дурак»

Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Образ Ивана-дурака в русских народных сказках.

Особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывал. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Мы провели опрос в 6А, 6Б классах с целью выяснить, каково отношение к герою современных школьников. Опрос показал, (было опрошено 25 человек), что 100 % учащихся знают этого литературного персонажа и считают его достойным славы, любят читать сказки про него. 85 % опрошенных считают нужным ввести в школьный курс сказки про Иванушку-дурачка как можно больше, т. к. они многому учат.

Далее мы проанализировали этот литературный образ по следующим критериям: название сказки, изображение в сказке этого персонажа, качества героя и сделали вывод.

Результаты анализа приведены в таблицах 1 и 2:

Иванушка-дурачок – младший сын

Ответственный Смелый Добрый Хитрый

Стал красавцем- царевичем

Иван- – младший сын

Добрый Хитрый Воинственный Догадливый

Победил двенадцатиглавого змея, женился на царевне.

Младший сын, дурачок.

Храбрый Ответственный Добрый Доверчивый Наивный Выдумщик

Женится на царевне, становится царем, стал красавцем.

Признаки характера героя литературных произведений.

Становится царем в конце

Имеет двух братьев

Женится на царевне

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Как Иван-дурак дверь стерег

Подводя итог по таблицам, можно сказать, что в большинстве данных сказок главный герой – трудолюбивый и добрый . По этим чертам можно определить, что ценили наши предки в человеке. У Дурака имеются два брата старше его. Они обычно относятся к нему пренебрежительно и с неприязнью, граничащей с презрением и ненавистью. Внешность у Иванушки-дурачка непримечательная. Он не красавец, нет в нем знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. “Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий – Иванушка – дурачок”. Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна “взглянула за трубу и увидела там Ивана – Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом”. Социальный статус Иванушки Дурачка обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы. Нередко подчёркивается бедность, которая вынуждает Иванушку Дурачка идти «в люди», наниматься «в службу». Но в большей части сказок ущербность Иванушки Дурачка – не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел. Целые дни он лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе. Если его призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя Иванушку – дурачка, а сами остаются дома и спят. Иванушка удачлив, так как в конце сказки он или женится на царевне и получает полцарства или просто становится царем и живет долго и счастливо. Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. «Дураку закон не писан» – говорит еще одна поговорка.

По мнению иностранцев, сказки про дураков безнравственны. Главный герой – бездельник и получает ничем не заслуженную награду и, узнав, что в России подобные сказки популярны, засомневались в полноценности русского национального характера. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ум, трудолюбие, у него нет упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод – помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, – находится противоречии с тем, что в других – созданных тем же народом – сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку. Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:

“Было у него три сына. Старший умный был детина, Средний был и так, и сяк, Младший вовсе был дурак.” Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее, он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом.

Итак, иностранцы выделили только лень у главного героя, оставив без внимания его другие качества: находчивость, незлобливость, простодушие, остроумие.

Главный герой – Дурачок не похож на типичных американских супергероев или на японских самураев. В Иване – дураке и есть разгадка загадочной русской души и ключ к национальному характеру. Он полная противоположность Герою. Он неказистый, смешной, нелепый, глупый, покорный жестоким и злым людям, но всегда преодолевающий все препятствия и беды, Иванушка-дурачок весь создан из противоречий. Он выглядит дураком, но оказывается самым умным в критические минуты; он ленивый на вид, но в решающий момент действует быстро, смело и очень активно; он беспечный и заботливый, хитрый и доверчивый. Он всех побеждает в конце сказки терпением, добротой, смекалкой и отсутствием претензий. Его сила в том, что своей добротой и непрактичностью он производит на алчных окружающих впечатление слабого и глупого, и они, считая его дураком, не могут себе представить его умным, смелым, находчивым, каким он является на самом деле.
«Дураки» в русской фольклорной традиции – самые продвинутые существа. Об этом свидетельствовали и многочисленные пословицы:

  • Дуракам закон не писан;
  • Дуракам везет;
  • Дураками свет красится;
  • Дурак спит, а счастье в головах лежит;
  • Дураком на свете жить – ни о чем не тужить;

Так кто же такие эти Иваны – дураки в русских народных сказках?

Прежде всего, Иван – Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами:

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой.

Дурак отличается от умного тем, что он не боится делать ошибки, а потому и воспринимается среди окружающих дураком. Во всех сказах про дурачков он добивается своих целей. При этом, ему не приходится кривить душой, подличать. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому “дураку” не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: описываемый в русских сказках Иванушка-дурачок – не просто парень с недалеким умом, хотя это можно предположить из прозвища. Иванушка – не похожий ни на кого, простодушный, добрый, искренний герой.

Список используемой литературы.

  1. В. Долохов В. Гурангов «Фейерверк волшебства»,
  2. Афанасьев А.И., Народные русские сказки. В 3-х т. – М., 1957.
  3. Мелетинский Е. М. «Миф и сказка»
  4. Рубиновая книга сказок», ЗАО «Славянский дом книги» Предприятие «Слово», Москва, 2002г.
  5. Кузина С., « Почему дуракам везет» Комсомольская Правда от 12.07.10
  6. Синявский А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры. – М.: Аграф, 2001.
  7. Бажов П.П. «Уральские сказки», из-во «Правда», Москва, 1988г
  8. Протас Д., «Дуракам везет или как детские сказки программируют будущую взрослую жизнь»
  9. Сказки» из серии «Библиотека русского фольклора», Москва,1989г.
  10. Путешествия в сказку», изд-во «Кристина и Ольга», Москва, 1993

Иван-дурак – характеристика персонажа

ИВАН-ДУРАК – герой сказки П. П. Ершова “Конек-Горбунок” (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, “изо всей дурацкой мочи”,- “сам не прост”, может и “черта оседлать”.

С помощью верного Конька-Горбунка он легко выполняет приказы глупого царя: “хитро поймал Жар-птицу”, похитил Царь-Девицу, ездил за кольцом, “был и на небе послом”, в котлах не сварился и “красавцем

Образ И.-д. продолжает сложившуюся литературную традицию в изображении сказочного героя (Емеля, Балда и др.). Сюжет о Коньке-Горбунке и И.-д. был воплощен в нескольких балетах (разных композиторов и хореографов). Последний по времени – Р. К. Щедрина (1959), в балете которого роль И.-д. исполнял В. В. Васильев.

Related posts:

Иван Ильич – характеристика персонажаПроизведение: Смерть Ивана Ильича ИВАН ИЛЬИЧ – герой повести Л. Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича” (1881-1882; 1884-1886). По первоначальному замыслу повесть носила название “Смерть судьи”, побудительной причиной ее написания стала известная Толстому история жизни и предсмертной болезни бывшего прокурора тульского суда Ивана Ильича Мечникова, а “описание простой смерти простого человека” предполагалось дать в форме записок […].

Иван Тимофеевич – характеристика персонажаПроизведение: Олеся Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель. И. Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски). После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И. Т.: он находил в девушке врожденное благородство, “изящную умеренность”. Привлекала […].

Иван Громов – характеристика персонажаПроизведение: Палата №6 Громов Иван Дмитрич – из дворян, в прошлом сначала учитель, потом судебный пристав и губернский секретарь, служивший в своем родном городе. Г. – человек нравственно чистый, интеллигентный, добрый, необыкновенно деликатный, страстный любитель чтения и по убеждениям – либерал: с презрением отзывается о “животной” жизни горожан обывателей, мечтает о газете с “честным направлением”, […].

Иван Васильевич – характеристика персонажаПроизведение: После бала Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование. Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И. В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и “дама его сердца” – Варенька Б. […].

Иван Денисович – характеристика персонажаПроизведение: Один день Ивана Денисовича Иван Денисович Шухов – заключенный, отбывающий срок в сибирском каторжном лагере. И. Д. – крестьянин 40-ка лет. Сидит за “измену родине” – вместе с товарищами выбрался из немецкого плена, пробрался к своим, а те сдали их куда надо. На допросе И. Д. подписал бумаги, в которых говорилось, что он добровольно […].

Иван Карамазов – характеристика персонажаПроизведение: Братья Карамазовы ИВАН КАРАМАЗОВ – герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880), один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. И. К. появляется в черновых записках Достоевского под именами “Иван Федорович”, “ученый”, “убийца”. Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец И. К. (этой точки зрения придерживались А. […].

Иван Иваныч Чимша-Гималайский – характеристика персонажаПроизведение: Крыжовник Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов “Человек в футляре” (здесь дается его портрет: “высокий, худощавый старик с длинными усами”, а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и “О любви”. В “Крыжовнике” он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало […].

Анализ сказки Конек-Горбунок1. Присказка 2. Образ Ивана главного героя 3. Описание Кобылицы 4. Почему Иван выполнил указания кобылицы? 5. Конек-горбунок лучший друг 6. Особенности и структура сказки 7. Описания дружбы 1. Данная сказка начинается с присказки с одного из основных элементов сказки. 2. Образ Ивана автор представил нам как – простого, доверчивого и весьма доброго юноши. “Младший […].

ДуракИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев ЛИРИКА Стихотворения в прозе Дурак Жил-был на свете дурак. Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца. Смутился дурак и качал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи? Внезапная мысль озарила, наконец, его темный […].

Биографическая справка: Ершов Петр ПавловичЕршов Петр Павлович – известный писатель (1815 – 1869), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии. Печатал стихотворения в “Библиотеке для Чтения” Сенковского и в “Современнике” Плетнева. Известность доставила Ершову сказка “Конек-Горбунок”, написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. “Библиотеки для Чтения” 1834 г., с […].

И. С. Тургенев. ДУРАККак вы объясните название этого стихотворе­ния? Оно посвящено определенному типу лю­дей, которые бессодержательны и духовно опустошены, но достаточно хитры и уме­ют использовать слабости общества для достижения собственных эгоистических целей. Можно воспользоваться другим по­нятием, чтобы прокомментировать смысл заглавия произведения – ничтожество. В заглавии заключена проблема для раз­думья: почему этот очень посредственный человек нашел путь к успеху. […].

Д-503 – характеристика персонажаПроизведение: Мы Д-503 – герой романа Е. И. Замятина “Мы” (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где “интегрированы” все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели этого государства лишены собственных имен и существуют под “нумерами”) являет собой первое воплощение ставшего затем традиционным типа героя романа-дистопии (или антиутопии). Подобно […].

Сочинение на тему: “Анализ сказки “Дурак” Салтыкова-Щедрина”Сказка. Этот жанр использовал в своем творчестве Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно сказка помогает автору показать реальность такой, какая она есть. Начиная читать произведения этого писателя, мы узнаем в них привычные для нас сказки. Используемые речевые обороты (“жили-были”, “долго ли коротко ли”, ” в некотором царстве”) и традиционные русские герои (Иванушка-дурачок) сближают произведения Салтыкова-Щедрина с фольклором. […].

Вася – характеристика персонажаПроизведение: Дети подземелья Рассказчик – Вася, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках. Вася: милосердный, сострадательный, […].

Расплюев – характеристика персонажаПроизведение: Свадьба Кречинского РАСПЛЮЕВ – центральный персонаж А. В. Сухово-Кобылина “Свадьба Кречинского” (1854) и герой комедии-шутки “Смерть Тарелкина” (1869, сцен. назв. “Расплюевские веселые дни” – 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. на долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А. В. […].

Йозеф К. – характеристика персонажаПроизведение: Процесс ЙОЗЕФ К. (нем. Josef K. – герой романа Ф. Кафки “Процесс” (1925). И. К. работает важным прокуристом крупного банка, занимая место, полученное в результате упорного труда. Его контакты и связи с людьми ограничены, ни с кем нет дружеских отношений. Регулярное посещение пивной и раз в неделю встречи с девушкой, которая работает кельнершей в […].

Анализ стихотворения в прозе “Дурак”Человека имеющего свое острое личное мнение всегда воспринимают, и будут воспринимать по-разному: трусливые конформисты безоговорочно подчинятся ему, остальные напротив – высмеют и попытаются противоречить всему сказанному. Тех и других огромное множество, они формируют безголовое общество. В стихотворение в прозе “Дурак” И. С. Тургенев попытался раскрыть нам глаза на примере главного героя – ярчайший представитель неграмотного […].

Сальери – характеристика персонажаПроизведение: Моцарт и Сальери САЛЬЕРИ – герой трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” (1830), второй пьесы цикла “Маленькие трагедии”. Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII”Шв. большой популярностью (самая известная среди них – “Тарар” на либретто П. Бомарше). Замысел этой “маленькой трагедии” возник в середине […].

Холстомер – характеристика персонажаПроизведение: Холстомер ХОЛСТОМЕР – центральный персонаж повести Л. Н. Толстого “Холстомер” (1860). Объект изображения в повести – табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун – это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей […].

Катерина Ивановна – характеристика персонажаПроизведение: Преступление и наказание Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, “плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в […].

Аким – характеристика персонажаПроизведение: Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть АКИМ – герой драмы Л. Н. Толстого “Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть” (1886). Аким Чиликин – отец Никиты, 50-ти лет, “мужик невзрачный, богобоязненный”. Фамилию Чиликин носит также 3-й мужик в комедии “Плоды просвещения” (1890). Несмотря на невзрачность и неречистость, даже косноязычие (не находя […].

Бубнов – характеристика персонажаПроизведение: На дне Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. – это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает […].

Бородавкин – характеристика персонажаПроизведение: История одного города Бородавкин Василиск Семенович – глуповский градоначальник, появляется в главе “Воины за просвещение”. Он отличался “неслыханной административной въедчивостью”, крикливостью и расторопностью. “Даже только одним глазом” и имел недремлющее око. Б. мыслил масштабно: он мечтал о завоевательных походах. Но, поскольку такой возможности пока не было, он ограничивался “войнами за просвещение”. Всего таких войны […].

Дик Сенд – характеристика персонажаПроизведение: Пятнадцатилетний капитан Дик Сенд – сирота, воспитывался в детском доме. Даже имя он получил в честь жалостливого прохожего, который его нашел, а фамилия ему дали в память о месте, где его нашли. Мальчик был умным, в четыре года уже умел читать, писать и считать. В восемь лет он пошел юнгой на корабль, где так […].

Лиза Болконская – характеристика персонажаПроизведение: Война и мир Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток […].

Лопухов – характеристика персонажаПроизведение: Что делать? Лопухов Дмитрий Сергеич – один из главных героев романа. Л. – сын рязанского помещика. Учился в гимназии. С Кирсановым они лучшие друзья. Привык всегда сам пробивать себе дорогу, зарабатывает на жизнь уроками. Когда-то он сильно кутил, но только от тоски из-за большой нищеты. У него было много любовных приключений, но он все […].

Ольга – характеристика персонажаПроизведение: Евгений Онегин Ольга Ларина – сестра Татьяны Лариной, невеста Ленского. Несмотря на то, что О. любит Ленский, она показана через холодное восприятие Онегина: “Кругла, красна лицом она”. Это сделано для того, чтобы показать, что Ленский любит не реальную О., а придуманный им романтический образ. О. – обычная деревенская барышня, против собственной воли назначенная Ленским […].

Алеша Пешков – характеристика персонажаПроизведение: Детство Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти […].

Тальберг – характеристика персонажаПроизведение: Белая гвардия Тальберг Сергей Иванович – муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Видя грядущие перемены, Т. решает бежать за границу, оставив жену и родственников. Елена знала, что он не вернется, что он первым сдастся, испугается и бежит, оставив на произвол судьбы ее, женщину, которую любил, своих друзей, родственников, гетмана. Т. не может не уехать, […].

Курагина Элен – характеристика персонажаПроизведение: Война и мир Курагина Элен – дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с “неизменяющейся улыбкой”, белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было “за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту”. Э. невозмутима, предоставляя всем право […].

Василий Курагин – характеристика персонажаПроизведение: Война и мир Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица”, с “надушенной и сияющей […].

Беликов – характеристика персонажаПроизведение: Человек в футляре БЕЛИКОВ – герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре” (1898), учитель греческого языка. Образ Б. стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального “как бы чего не вышло”. Не имеющий в рассказе имени-отчества, он – один из галереи чеховских “нелюдей” (Жмухин из “Печенега”, или унтер Пришибеев). Б. “всегда, даже в очень хорошую […].

Одинцова – характеристика персонажаПроизведение: Отцы и дети Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего […].

Флягин – характеристика персонажаПроизведение: Очарованный странник Флягин Иван Северьяныч – главный герой произведения и основной рассказчик событий. В образе Ф. сплелись мотивы сказочного героя, персонажа бытия, былинного богатыря и героя авантюрного романа. Связь Ф. со сказочным персонажем заключается в его неуязвимости, благополучном преодолении препятствий и преград. Наивность и простосердечие Ф. также напоминает сказочного героя. Он спасает от смерти […].

Вершинин – характеристика персонажаПроизведение: Три сестры ВЕРШИНИН – центральный персонаж драмы А. П. Чехова “Три сестры” (1900). Подполковник В., батарейный командир – тот самый русский человек, который, по его собственным словам, “с женой замучился… с домом замучился…”, “терпит и только жалуется”. Приходя с визитом к сестрам Прозоровым, В. оказывается в родном для него пространстве – душевной теплоты, культуры, […].

Васков – характеристика персонажаПроизведение: А зори здесь тихие ВАСКОВ – герой повести Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и правда в изображении простого рядового Великой Отечественной отличают психологическую военную прозу 70-х годов (Б. Васильев, В. Быков, В. Кондратьев). Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в “хмуром старшине”, коменданте разъезда […].

Матера – характеристика персонажаПроизведение: Прощание с Матерой Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда […].

Незнакомка – характеристика персонажаПроизведение: Солнечный удар Случайная попутчица поручика, так и не назвавшая своего имени. Бунин уделяет внимание физиологическому описанию этой женщины: “Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем после целого месяца лежанья под южным солнцем, на горячем морском […].

Софья – характеристика персонажаПроизведение: Недоросль Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном. Имя героини имеет значение “мудрость”. В комедии Софья наделена мудростью души, сердца, добродетели. Софья – сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у […].

Земфира – характеристика персонажаПроизведение: Цыганы Земфира – молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь “байронических” поэм Пушкина. В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама – и не меняет своего избранника, “русского европейца”. Какой читатель встречает 3. в начале поэмы – вольной, […].

2186. Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок сочинение Русский язык

Сочинение — Характеристика и образ Ивана в сказке Конек-горбунок. Русский язык и литература

Иван — главный герой сказки «Конёк-горбунок» Петра Павловича Ершова.

Этого персонажа можно охарактеризовать как честного и трудолюбивого человека. Он уважает своего отца и всегда помогает ему. В этом случае он хочет помочь «спасти поля» своему папе. Но с другой стороны, Ивана можно назвать ленивым человеком. Его уговорили начать охранять поля лишь тогда, когда родители ему пообещали разных сладостей.

Когда Иванушка увидел кобылицу, он не испугался и не убежал, а вцепился в неё и не отпускал до конца. Это показывает его мужество и стойкость характера. Также в этом сюжете раскрывается другая черта характера главного героя — это простодушие. Иван согласился освободить преступницу, а взамен получил двух жеребцов и одного горбатого конька.

Также у Иванушки имеется смекалка. На базаре он умудрился продать царю коней за десять шапок серебра. И даже здесь герою везёт. Царь предлагает ему стать главным конюхом при дворе. Он соглашается на эту службу. К работе главный герой относится несерьёзно, но в срок выполняет все поручения, которые даёт царь.

Также отношение ко всем у персонажа совершенно одинаково. С царём главный герой общается без каких либо официальных обращений, как и с другими людьми.

Началом всех бед Ивана является непослушание своего лучшего друга. Горбунок всегда спасает и помогает товарищу решить все трудности, в которые впутался главный герой.

Пройдя все испытания, Иван изменился. Все его хорошие качества дали о себе знать. Трудолюбие, честность и искренняя доброта сделали Иванушку царём. Это даёт читателю понять, что все жизненные трудности лишь делают нас лучше и крепче. Благодаря прохождению всех испытаний, судьба даёт нам вознаграждение и меняет нас в хорошую сторону.

Вариант 2

Главным героем сказки «Конек-Горбунок» П. Ершова является молодой смекалистый парнишка Иван. Которого по традиции большинства русских сказок зовут Иван-дурак. Но он далеко не является дураком. Наоборот же парень отличается своей смекалкой, несмотря на то, что лежит целыми днями на печи и поет песни. Образ Ивана-дурака является привычным образом доя русской литературы и продолжением образа других героев (Балда, Емеля и другие). В сказке он показывается смелым парнем, который может найти решение многих проблем. Стоит отметить, что в сказке присутствуют лишь два положительных героя: Иван и Конек-Горбунок. Остальные же персонажи нейтральные или отрицательные.

Вместе со своими братьями Иван стоял в карауле, но в отличие от этих лентяев он поймал вора. Иван-полная противоположность своим братьям. Те же в свою очередь пришли домой сделав вид, что они измотанные и уставшие после тяжелой ночи. Он очень простой парень, местами даже наивный.

Молодой парень общается со всеми на равных, будь то царь или обычный человек из народа. Иван-персонаж, который не стесняется своего мнения и своих мыслей, свободно их высказывая.

Иван достаточно трезво относиться к тому, сто происходит. Поймав говорящую кобылицу, та его ничуть не удивила. Она же после родила Конька-Горбунка и двух златогривых коней. Благодаря Коньку-Горбунку Иван выполняет все приказы царя, не отличавшегося образованностью. Он ловит Жар-птицу, похищает Царь-Девицу, его удача и смекалка помогли ему не свариться в котлах. Иван, не послушавшись своего верного Конька-Горбунка, он схоронил перо Жар-птицы. После чего на голову парня свалилась тысяча и одна беда и столько же приключений. Но он не растерялся и сам того не понимая и не ожидая, стал царем.

«Конек-Горбунок» является волшебной сказкой. И как многие такие сказки это произведение не несет особой морали. Но стоит отметить, что главная цель этой сказки донести читателю, что не все решения проблем в руках человека, существуют другие силы, отличающиеся могуществом. Сказка учит дружбе, вере, которая помогает пройти все трудности на жизненном пути!

Автор и лирический герой поэмы С. А. Есенина Черный человек одно лицо?: сочинение

В последних стихах Сергея Есенина все острее ощущается мучительный разлад поэта с самим собой. Память все чаще возвращается к минувшему, мысль о завершенности земного пути повторяется все настойчивее. Появляется желание оглянуться, подвести итоги прожитого. Чувство смятения все усиливается и усиливается.

Все, что творится в эту пору в душе поэта, лучше всего отражено в поэме «Черный человек». Напечатанная вскоре после смерти Есенина, эта поэма воспринималась как исповедь, в которой поэтом подводился беспощадный итог собственной жизни.

Бесспорно, эта лирическая поэма содержит автобиографическое начало, но, тем не менее, нельзя принимать героя стихов и поэта за одно целое. В поэме идет суровый расчет с прошлым, которое продолжает жить в душе человека, здесь выражено стремление вырваться из «узкого промежутка».

Герой поэмы предъявляет высокие требования к себе. Он не был обделен счастьем, которым одаривает человека родная земля, не был обделен талантом, любовью. Но им, как выясняется, не суждено осуществиться в жизни, да и само представление о счастье сводится к утверждению «ловкости ума и рук»:

«Счастье, – говорил он, –

Есть ловкость ума и рук.

Все неловкие души

За несчастных всегда известны…»

Предположим, что это сказано двойником героя поэмы, черным человеком, и не должно пониматься буквально. Но главное даже не это, а появление двойника – свидетельство раздробленности сознания. Есенин рисует в поэме «Черный человек» образ «желтоволосого, с голубыми глазами» мальчика из крестьянской семьи и «прохвоста и забулдыгу», чья жизнь нагоняет «тоску и страх». Эти два лика сливаются в один, и в этом – источник трагедии.

Эта поэма Сергея Есенина показывает, что поэт не может преодолеть раздвоенность. Черный человек называет своего собеседником «авантюристом, но самой высокой и лучшей марки», «скандальным поэтом». Здесь повторяются те самые оценки и определения, которые совсем недавно щедро давал поэт герою своей лирики, «хулигану» и «скандалисту». Дело тут не в излишней скромности или недооценке поэтом своей поэзии, а в высоте предъявляемых самому себе требований. Герой этой есенинской поэмы, в отличие, например, от героя, с которым мы встречаемся в «Анне Снегиной», предстает в тот момент, когда его единственным собеседником оказывается «прескверный гость». Об этом сказано без обиняков: «Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду».

Ситуация одиночества порождена замкнутостью мира, в котором герой поэмы оказывается. Потому-то боль – а словами о ней начинается поэма – не может быть преодолена, она захватывает все существо человека:

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

И какие бы резкие слова ни произносились героем поэмы в адрес черного человека, обращены они, по существу, к самому себе. У читателей на глазах идет мучительно трудный процесс преодоления человеком прошлого, которое цепко держит его в своих лапах.

Многое из того, что говорится «прескверным гостем», уже встречалось в есенинской лирике. Слова о стране «самых отвратительных громил и шарлатанов» заставляют вспомнить поэму «Страна негодяев». Такие строки, как:

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство, –

приводят на память тогда же написанные строки: «Жить нужно легче, жить нужно проще. Все принимая, что есть на свете».

Раздвоенность сознания, спор с самим собой подчиняют себе структуру поэмы. Она распадается на две части. Мысль первой части заходит в тупик, обрывается и, начавшись во второй части теми же самыми словами, словно бы движется по новому, незавершающемуся кругу. Этот композиционный принцип тоже отражает раздвоенность героя.

Беспощадна резкость оценок, которые даются герою поэмы его двойником: «мерзкой книгой» оказывается книга его жизни, а сам он, если верить написанному в «Черном человеке», «прохвост и забулдыга», способный лишь на «изломанные и лживые жесты», сочиняющий «дохлую томную лирику».

Разумеется, согласиться с такими представлениями о герое есенинское поэмы нельзя, но ведь слово в стихе не обладает буквальным смыслом. Главное заключается в способности подвергнуть осуждению собственную позицию, что говорит прежде всего о глубокой неудовлетворенности ею. И что еще более важно, желание и возможность, отрешившись от прошлого, возродиться к новой жизни.

Поистине, поэма «Черный человек» – гневное и скорбное расставание Есенина с прошлым, момент решительного разрыва с ним.

Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 117.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 117.

Поэма “Чёрный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал её давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Чёрный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.

История создания – поэма была задумана поэтом ещё во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – поэма построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры“осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги
маячить… невмочь”
.

Эпитеты“зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения“деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Сравнения“голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился ещё в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжёлый для восприятия. Есенин решил сократить поэму, но депрессивность и глубина страдания, воплощённые в поэтической форме, всё равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у неё просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные ещё в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждёт от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжёлый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Чёрного человека”, который был завершён в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает своё ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит этот человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви: кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Чёрный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нём ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом поэма является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал драматическую композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой приём, как вступление – в нём Есенин обращается к другу.

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нём описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в поэме тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать своё настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги маячить… невмочь” , сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица” , горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” , а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин)

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца. Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности. Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

История создания

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год. В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный. Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.

Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене. Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма. В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм. Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности. На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога. Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»). В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий
Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери». Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу. У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт. И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним. Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов. Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта. Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно. Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними. Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек. В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов. Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет. Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно. Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком». Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой. Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения. «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения. Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты. Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация. В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: