Анализ стихотворения С. Есенина За темной прядью перелесиц: сочинение

Многоцветие как одно из изобразительно-выразительных средств в лирике С.Есенина.

Исследование некоторых стихотворений Сергея Есенина с точки зрения использования цветописи как изобразительно-выразительного средства создания художестенного образа.

Скачать:

Вложение Размер
mnogocvetie_stihov_slaydy.ppt 229 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Многоцветие стихов Сергея Александровича Есенина Выполнила: ученица 6 «в» класса МОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем Отыргашева Тамара Руководитель: учитель русского языка и литературы Феоктистова Т.А.

Цель: изучить цветопись как средство художественной выразительности в лирике С.А.Есенина Задачи: 1. определить истоки цветовой палитры слов в стихотворениях поэта; 2. выявить, какие цвета и для чего использовал поэт в своей лирике.

ПЛАН 1.Вступление. Истоки многоцветья стихов С.А.Есенина. 2. Основная часть : б) цветовая палитра слов С.А.Есенина; в) анализ стихотворений С.А.Есенина с точки зрения применения слов, обозначающих цвета. 3.Заключение. Цветопись – одно из средств выразительности в лирике С.Есенина.

Статья А.А.Блока «Краски и слова»,1905 г. «…взрослые писатели»… «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». «Тем временем перед слепым взором ее бесконечно приломлялась цветовая радуга». «И разве не выход для писателя –понимание зрительных впечатлений, умение смотреть?» «Действие света и цвета освободительно».

Истоки многоцветия стихов: 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: – народные вышивки; – устная народная поэзия; – фресковая живопись. 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

Средства художественной выразительности в поэзии: 1. олицетворение; 2. эпитеты; 3. звукопись (аллитерация, ассонанс); 4. метафоры; 5. цветопись; 6. перифраз; 7. сравнение 8. инверсия и др.

Цветовая палитра стихов Есенина: красный цвет багряный оттенок желтый цвет золотистый оттенок зеленый цвет синий цвет голубой цвет черный цвет серый цвет

СИНИЙ И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА например: «В прозрачном холоде заголубели долы»; «Летний вечер голубой »; « Голубизна презримой гущи»; « Синяя вьюга»; Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосет глаза.

Есенин считал, что в самом имени « Россия » спрятано « синее что-то ». Он так писал Всеволоду Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее что-то». Синий цвет поэт считал «божественным». « Синий » сочетается с существительными: глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, край, взгляд, дрожь, руки, счастье, голубь, изба, звездочка, листья, колокол и др.

ЖЕЛТО- ЗОЛОТЫЕ ОТТЕНКИ: « Луна под крышей, как злат бугор»; « Мне снились реки златых долин»; « Где злотятся рагожи в ряд»; « Лижут сумерки золотого солнца»; « Хвойная позолота»; « Зелень золотистая »; «Нет ни увяданья, ни смерти, Осень – золотых дел мастер – золотит холмы».

От веселого, золотистого, яркого цвета до горько желтого, когда в душе поэта появляются сомнения и боль: «В том краю, где желтая дорога…»; Весной и солнце на лугу Обвита желтая дорога, И та, чье имя берегу, меня прогонит от порога. « Желта дорога – дорога в никуда». Оттенки желтого находим и в автопортрете поэта: «Я готов рассказать тебе поле про волнистую рожь при луне», «Эти волосы взял я у ржи … По кудрям ты моим догадайся…»… «Луна, как желтый медведь…»; «Желтые кошки казацких голов…»; « Желтые поводья месяц уронил…»

Оттенки красного цвета: «На лазоревые ткани…Пролил пальцы багрянец »; «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань»; « Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход , Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет»; « Под красным вязом крыльцо и двор …»

Малиновые краски: О Русь – малиновое поле И синь , упавшая в реку… Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым у малиновых сел… С алым цветом сливается женский образ: С алым соком ягоды на коже Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа И как меч лучиста и светла Ярче розовой рубахи Зори вешние горят; «Словно я в весенней гулкой рани Проскакал на розовом коне…»

Зеленый цвет: «Дева Русь… в зеленой шали …»; «Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру…»; «Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет…»; «В холмах зеленых табун коней…»; «В зеленях твоих стозвонных…».

Выводы: Многоцветна и многокрасочна поэзия Сергея Александровича Есенина. Природа играет и переливается всеми цветами радуги, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Такою видел поэт свою родину, которую бесконечно любил и за которую всем сердцем переживал. «Чувство родины – основное в моем творчестве». Эта тема сквозная в творчестве поэта. И цветопись является одним из важных средств художественной выразительности в поэтической мастерской С.А.Есенина.

СПИОК РАССМОТРЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ С.А.ЕСЕНИНА 1. «Вот уж вечер. Роса… 2. «Там, где капустные грядки…» 3. «Поет зима – аукает…» 4. «Под венком лесной ромашки…» 5. «Темна ноченька, не спится…» 6. « Хороша была Танюша , краше не было в селе…» 7. « За горами, за желтыми долами…» 8. « Опять раскинулась узорно…» 9. « Выткался на озере алый свет зари…» 10. «Матушка в купальницу по лесу ходила…» 11. « Зашумели над затоном тростники…» 12. « Дымом половодья…»

13. « Сыплет черемуха снегом…» 14. «Край любимый! Сердцу снятся…» 15. « Осень» 16. « По селу тропинкой кривенькой…» 17. « Я – пастух; мои палаты…» 18. « Сохнет стоявшая глина…» 19. « По дороге идут богомолки…» 20. « Черная, потом пропахшая выть!» 21. « Топи да болота…» 22. « За темной прядью перелесиц…» 23. « В том краю, где желтая крапива…» 24. « Я снова здесь, в семье родной…» 25. « Не бродить, не мять в кустах багряных…» 26. « О красном вечере задумалась дорога…» 27. « О край дождей и непогоды…» 28. « Голубень» 29. « Колокольчик сереброзвонный…» 30. « Запели тесаные дроги…» 31. « Не напрасно дули ветры…» 32. « Корова» 33. « Под красным вязом крыльцо и двор…» 34. « Табун» 35. « Алый мрак в небесной черни…» 36. « Прощай, родная пуща…» 37. « Покраснела рябина…» 38. « В лунном кружеве украдкой…» и др.

Список использованной литературы: С.А.Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах, М.,1970 Ю. Прокушев. О Сергее Есенине. А.Кедров. Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина. Русская литература. Учебник-хрестоматия под редакцией В.П.Полухиной в 2-х частях.6 класс.

Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц

Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что Творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не менее, очень скоро у поэта появились свои почитатели, которые смогли разглядеть среди простых и незатейливых фраз образ той России, которая им дорога, близка и понятна.

Столица произвела на Есенина противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищался высотными зданиями и очень быстро освоился в московских ресторанах. Но постоянная суета и отчужденность людей пугали поэта. Поэтому мысленно он предпочитал каждый раз возвращаться в родное село и все свои стихи посвящал старинному рязанскому краю, который так любил с самого детства. В этот период (1914 год) было написано и стихотворение «За темной прядью перелесиц…» , которое стало еще одним ярким штрихом к портрету русской природы — самобытной, яркой и удивительно красивой.

Для творчества Есенина характерны образность и стремление наделить чертами живых людей неодушевленные предметы. Именно поэтому месяц у поэта ассоциируется с кудрявым ягненочком, который «гуляет в голубой траве», а «вода качает берега» из-за того, что это небесное светило словно бы бодается рогами с речной осокой. Таким образом, незатейливый пейзаж Есенин наполняет особым волшебством и очарованием, придавая каждой мелочи смысл. Его пейзажи легки, словно «черемуховый дым», который опускается над русской степью, по-весеннему зеленой и благоухающей.

Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Есенин поверяет все свои самые сокровенные мысли и желания. Однако и автор умеет слушать, различая в шелесте листьев изысканную мелодию приближающегося лета. Удивительная метафоричность, свойственная многих стихам Есенина, порождает очень запоминающиеся образы. Так, поэт с равным успехом называет рощей не только скопление берез у края поля, но и заросли ковыля — степной травы, которая уже к середине лета высыхает, превращаясь в колючую и непроходимую стену. Но сейчас, пока ковыль еще набирает соки, поэт искренне восхищается «пущей», признаваясь: «Ты сердцу ровностью близка». Тем не менее, даже в этом зеленом ковре автор видит изъяны в виде островков солончака, которые навевают на него тоскливые мысли.

Автор прибегает к довольно распространенному приему, вживаясь в образ героев своего повествования. Однако ситуация необычна тем, что Есенин повествует о русской степи и примеривает на себя ее внешний антураж. Если бы зеленый ковыль был одушевленным предметом и умел бы говорить, то наверняка смог бы поведать о том, что испытывает, находясь весь день под жарким весенним солнцем. Его мысли озвучивает сам автор, утверждая, что ковыль тоскует о розовом небе и «голубиных облаках». При этом Есенин проводит параллель между собой и героем стихотворения, утверждая, что в данный момент испытывает подобные чувства, пребывая «в печальной требе». Он стремится к заоблачным высотам, но осознает, что то, о чем мечтает, является для него недостижимым.

Вместо небесно выси ковылю достаются «кандалы твоей Сибири и горб Уральского хребта». То же самое получает и поэт, для которого родина ассоциируется не только с красотой окружающей природы, но и с рабским крестьянским трудом. Попытки убежать от детских воспоминаний в этом случае не дают результата, так как Есенин все равно остается сном своего народа. Он с детства лелеет мечту о возвышенном, но вынужден довольствоваться земным, уподобляясь степному ковылю, чья жизнь лишена взлетов и падений.

Какой мы видим природу в стихотворениях С. Есенина «Вот уж вечер. Роса… «; «За темной прядью перелесиц…»; «Колокол дремавший разбудил поля…»? Стихи С. Есенина о природе можно зарисовать. Он пишет: «От луны свет большой…» Этот свет вырывает из темноты крышу деревенского дома, березы, которые напоминают большие свечки — они сами как бы излучают свет, и от этого лунного света, и от. Читать далее.

«За темной прядью перелесиц…» С. А. ЕСЕНИН * * * За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве. В затихшем озере с осокой Бодаются его рога, — И, кажется, с тропы далекой — Вода качает берега. А. Читать далее.

Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет. Читать далее.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Береза» Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Береза». Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в стихах этого автора присутствует множество символов, так как растения и. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине — селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою Последние годы жизни Сергея Есенина прошли под знаком разочарования. Поэт осознавал, что в новом обществе ему попросту нет места, а его стихи, наполненные любовью к родному краю, теряются на фоне революционных воззваний, лишенных романтики и лиризма. Есенин понимает, что он. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива Феномен Творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому каждое произведение Есенина наполнено искренностью и какой-то щемящей тоской, которая. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье — яд отравы…» . Какого-то намека это посвящение не содержит. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал себя очень несчастным, тоскуя по родному селу Константиново и буквально. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мой путь Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих пор является загадкой, и сегодня уже можно утверждать, что она не была самоубийством. Однако Есенин. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому, были веские основания: он предвидел, что уйдет из жизни молодым. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Поэт (Он бледен. Мыслит страшный путь…) Выбирая литературную стезю, Сергей Есенин очень четко представлял, с чем именно ему придется столкнуться. Шансов на то, что он действительно станет выдающимся поэтом, было не так уж много. И будущее рисовалось 15-летнему подростку далеко не таким оптимистичным и радостным, как. Читать далее.

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина Стихотворение «Памяти Сергея Есенина» было написано Ахматовой в 1925 году, а опубликовано лишь в 1968 год уже после ее смерти. Это скорбящее стихотворение о трагической судьбе поэта. «Бездумно и безбольно догореть», звучит, будто цитата из стихотворения Есенина, так точно Ахматова. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут Не секрет, что свою зрелость Сергей Есенин воспринимал очень болезненно, считая, что лишается в своей жизни чего-то очень важного и дорогого. Отчасти это объясняется тем, что юность поэта была неразрывно связана с селом Константиново, воспоминания о котором согревали сердце Есенина. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое и знакомое, он не вернется. И не потому, что боится. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая вдохновение в образах милой сердцу природы. Чем старше становился поэт. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата В начале 20-х годов прошлого века отношение к Творчеству Сергея Есенина было весьма противоречивым. Несмотря на то, что его называли поэтом села, некоторые стихи автора вызывали явное недовольство партийных лидеров, которые считали недопустимым слишком откровенные и нелицеприятные высказывания Есенина о. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди них — произведение «Ну, целуй меня, целуй…» , созданное в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Дорогая, сядем рядом В жизни Сергея Есенина было очень много женщин. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным, и молодые люди очень скоро расстались. Более того, после отъезда. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова Стихотворение «Собаке Качалова» , написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта. Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом приняла новое дарование. Например, Блок называл стихотворения Есенина чистыми, свежими, голосистыми, из недостатков отмечая их. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет, и почему не смог найти для себя места в этом. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я помню, любимая, помню Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и какое количество хрупких сердец разбил своей прямолинейностью. Принято считать, что. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа Стихотворение «Весна на радость не похожа…» , датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей Ремизов. В автографе произведения изначально стояло посвящение — «Л. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром! Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же. Читать далее.

Сочинение на тему «Природа в творчестве Есенина»

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине». (С. Есенин.)

Так говорил Сергей Есенин о своем творчестве, а образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и радость, согревающая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас:

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Поэт как бы говорит нам: «Остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо!» Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Поэт любуется родной природой, отыскивает яркие, неожиданные и очень точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Есенин воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Здесь не пустынные слова.
Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?

Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,
Стонет ветер, Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой — старостью:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие гибели. Стихотворения этого пе­риода наполнены тоской по утраченной молодости.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни.

Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой. Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманной глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Главным источником творчества Есенина была любовь к родной природе, к родине, к жизни… И даже красота далеких стран не смогла заменить ему родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Анализ стихотворения Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи»

Сюжет и композиция

Стихотворение характеризуется наличием четкого сюжета. Лирический герой прогуливается по деревенским окрестностям, любуясь прекрасными пейзажами. Ему на глаза попадаются местные жители, трудящиеся в поле. Крестьяне начинают провоцировать его. Они просят героя размахнуться косою, «показать свой пыл». Тот соглашается – снимает модный английский костюм и не без удовольствия принимается за работу.

В основе композиции стихотворения лежит принцип контраста. В частности, это касается настроения произведения. Начало – беспечное, веселое, беззаботное. Ближе к финалу текст становится более серьезным, приобретает философский оттенок. Кроме того, лирический герой изначально явно противопоставлен крестьянам. Они – простые труженики. Он – поэт, витающий в облаках. Впрочем, в конце Есенин обозначает их близость. Поэт берется за косу и тем самым показывает, что не забыл свои деревенские корни.

Тематика стихотворения

Основная тема стихотворения – тема поэта и поэзии. В произведении крестьянский труд противопоставляется творческой работе. При этом смысловая оригинальность заключается в том, что предпочтение лирический герой в итоге отдает именно деятельности простых деревенских жителей. По его мнению, косой выводятся «строчки хоть куда», которые люди «читают всякие года». Более того – эти строчки доступны не только человеку, но и животным – лошадям, баранам, коровам. Что касается поэзии, то исходя из логики стихотворения, она подобной ценностью не обладает.

Анализ стихотворения Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…»

В ночь с девятого на десятое июля 1925 года Есенин уехал из Москвы на родину – в село Константиново. Пробыл он там меньше недели. Погода стояла сухая и тихая. Деревенские жители занимались сенокосом. Согласно воспоминаниям младшей сестры Сергея Александровича, большую часть времени поэт предпочел провести вне стен дома. Он успел помочь отцу с заготовкой сена, уехать на пару дней вместе с рыбачьей артелью. Вернувшись из Константиново, Есенин написал стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…». В нем отразились впечатления, полученные от поездки на родину, в частности, от общения с местными жителями.

В начале произведения лирический герой предстает перед читателями этаким заграничным франтом – «на затылке кепи», лайковые перчатки, английский костюм. У него отличное настроение: он чувствует себя молодым, беспечным. В ходе прогулки ему встречаются работающие в поле мужики и бабы. Пересечение это позволяет Сергею Александровичу раскрыть сложность взаимоотношений лирического героя с обитателями Константиново. Крестьяне будто подзадоривают его, призывая размахнуться косою, показать молодецкую удаль. При этом они характеризуют поэта как человека весьма легкомысленного: …Полно плавать в небо. Как ты любишь долы, так бы труд любил. Герой вызов принимает. Он решает вспомнить свое крестьянское прошлое, показать, что до сих пор не чурается физического труда, по-прежнему дорожит памятью деревни. В итоге поэт получает настоящее удовольствие от косьбы. Ему льстит мысль, что его работа принесет видимые плоды. «Выведенные по долу травяные строчки» по достоинству оценят лошадь, баран, корова. Последняя еще и отплатит вкусным молоком. Получается, в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи…» Есенин признает, что простой крестьянский труд гораздо полезнее поэтического творчества.

Сергей Александрович довольно рано покинул родной дом – в четырнадцать лет он начал обучение в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. После ее окончания поэт отправился в Москву. Тем не менее, на протяжении всей жизни Есенин не забывал о своих корнях – ему часто вспоминалось Константиново. Нередко он приезжал домой, чтобы повидаться с родственниками, старыми друзьями. Эти визиты часто оказывались спасением для Сергея Александровича. Пребывание в любимом селе помогало ему отдохнуть от города, прикоснуться к истокам, вновь почувствовать себя живым.

«Я иду долиной. На затылке кепи…» — стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина . В нем он обращается к любимой деревенской теме, а также затрагивает вопросы, касающиеся назначения поэта и поэзии. Произведение отличается экспрессивностью, которая достигается за счет употребления неполных предложений, риторических вопросов и восклицаний, междометий.

Литературное направление

Стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи…» в наибольшей степени тяготеет к новокрестьянской поэзии (ее представителем Есенин был в начале творческого пути). В произведении затрагивается тема деревенской России. Крестьянский мир в целом и его составляющие в частности здесь поэтизируются. Например, лирический герой замечает, что в выводимых косою строчках слышится песня, в них присутствует слово.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Я иду долиной На затылке кепи…»

По писателю: Есенин Сергей

Анализ стихотворения С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…»

Стихотворение С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» датировано 18 июля 1825 года. Оно было написано незадолго до гибели поэта и посвящено его возращению к своим «истокам» — к земле, к природе, к деревне и ее ценностям. Стихотворение сюжетно: герой приезжает к себе на родину после долгих странствий – «по столицам и заграницам». Он выглядит как щеголь: «На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука». И хочет казаться возвышенным и легкомысленным, далеким от «крестьянской приземленности»: Я — беспечный парень. Ничего не надо. Только б слушать песни — сердцем подпевать, Только бы струилась легкая прохлада, Только б не сгибалась молодая стать. Однако у деревенского края и деревенских жителей – своя красота, не менее привлекательная для героя. Можно сказать, что он даже он – в своем английском костюме – даже теряется среди розовых степей и синей реки. Жители деревни тоже красивы и нарядны по-своему – прежде всего, своим трудом: «Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы…» Для этих людей лирический герой совеем не авторитет. Они берут его «на слабо»: «Размахнись косою, покажи свой пыл». Можно сказать, в этом стихотворении пот демонстрирует переоценку ценностей: его лирический герой утверждает, что крестьянский труд ценнее и долговечнее, чем любое писательство: «Но косой выводят строчки хоть куда.… Их читают люди всякие года». Герой, вслед за крестьянами, сам себе бросает вызов: Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? Он берет в руки косу, и в его мыслях звучит горькое разочарование в публике и даже, где-то, в самом занятии поэзией: В этих строчках — песня, в этих строчках — слово. Потому и рад я в думах ни о ком, Что читать их может каждая корова, Отдавая плату теплым молоком. В землепашестве герой видит исконный глубинный смысл. А вот есть ли он в поэзии? В стихотворении звучат нотки разочаровании, пессимизма и депрессии, которые в последние годы жизни так жестоко преследовали Есенина и, вероятно, привели к столь трагическому финалу. Произведение имеет четкую внутреннюю композицию: вступление, развитие темы и финал, который полностью переиначивает тему стихотворения. Стихотворение наполнено типичными «есенинскими» средствами выразительности. В первую очередь нужно отметить эпитеты, которых в произведении немного: «розовые степи», «легкая прохлада», «травяные строчки». Кроме того, здесь присутствуют метафоры: «синеет река», «плавать в небо», «сердцем подпевать», «не сгибалась молодая стать», «шепчут грабли», «выводить по долам травяные строчки». Мы видим, что поэт поэтизирует крестьянский мир, наполняет его красотой, внутренней легкостью, свободой. Он, по-прежнему, остается мечтой и идеалом для Есенина. Стихотворение наполнено экспрессией. Почувствовать ее помогает синтаксический строй стихотворения, написанного в форме диалога. Наличие междометий, риторических вопросов, восклицаний и тире между словами в предложении помогает почувствовать эту экспрессию. Стихотворение создано с помощью чередования мужских и женских рифм (с преобладанием неточных), здесь использована перекрестная рифмовка. Таким образом, стихотворение Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи», с одной стороны, выражает извечное стремление поэта к крестьянскому миру, который он идеализирует и поэтизирует. Но, в то же время, мы понимаем, что его взгляд на этот мир стал более зрелым и осознанным. Став поэтом, пройдя испытания, выпавшие на его долю, Есенин все же считает, что труд хлебопашца – самый благодарный и осмысленный. Тогда как поэзия – неблагодарное и «зыбкое» дело, смысл которого зачастую неясен не только публике, но и самому творцу. Несмотря на светлые краски, легкость, с какой создано это произведение, в нем просматриваются «черные» нотки пессимизма, свидетельствующие о неблагополучном душевном состоянии поэта.

 по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Cочинение по картинеТворчество художника П. П. Кончаловского вос­певает красоту окружающего мира. Живописец обладал талантом передать явления природы так, что человек, глядящий на его картины, невольно задумывался о своем неумение рассмотреть красо­ту в обычных вещах. Основными жанрами твор­чества Кончаловского была пейзажная живопись, потрет и натюрморт. Его картины неизменно отли­чались яркими выразительными красками. Не ис­ключением является и натюрморт «Сирень», где художник изобразил букет сирени в плетеной вазе. Вообще, у этого художника множество картин, на которых изображена сирень.Оди

История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов»

Летом 1857 года Гончаров уезжает лечиться на воды в Мариенбад. Пережитая недавно личная драма, неудовлетворенность работой цензора, мнительность привели Гончарова в состояние крайней подавленности. И вдруг: «числа эдак 25-го или 26-го, нечаянно развернул Обломова, вспыхнул и 31 июля у меня написано было моей рукой 47 листов! Я закончил первую часть, написал всю вторую и въехал довольно далеко в третью часть». За месяц был написан почти весь роман. Это, конечно, не было случайным: Гончаров очень долго обдумывал роман и летом 1857 года только записал продуманное и прочувствованное. К концу лета

Обломов и Штольц

Они — люди одного времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, они должны быть схожи по характеру. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их столь разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим физическое и духовное развитие героев с самого детства, когда закладываются основы характеров. Штольц. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В

Сравнение образа Ужа и Сокола (по произведению М.Горького «Песнь о Соколе»)

Романтические произведения М. Горького 90-ых годов — своеобразная визитная карточка писателя. Именно они принесли молодому Горькому известность. 90-ые годы — это время, когда революционные идеи всколыхнули русское общество. Стране были нужны новые характеры, новые, свежие идеи. «Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы как набат колокола, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед», — так писал Горький тогда. Он искал сильное, веское слово. В этом писатель видел назначение творчества — пробудить душевные порывы, поднять на великие дела, прославляющие гордое звание Человек.

Прием антитезы в стихотворении Пушкина «Деревня»

Стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» было написано в 1819 году. Это произведение можно отнести к ранней лирике поэта. Оно затрагивает тему свободы, вопрос политического устройства России, положения народа в стране и т.д. Но главной здесь является, на мой взгляд, тема гуманизма, гуманного отношения к человеку вне зависимости от его социального положения. Основным художественным приемом, позволяющим раскрыть все эти темы, в данном стихотворении является антитеза. Она также является здесь и основным композиционным приемом. Стихотворение делится на две большие части. В первой из них лириче
Сейчас смотрят:
Похожие сочинения

  • «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (тема родины в творчестве С. Есенина)
  • «Страна березового ситца» в лирике С.А.Есенина сочинение
  • «Я последний поэт деревни» (судьба крестьянства в поэзии С.А. Есенина)
  • Анализ одной из поэм С. Есенина
  • Анализ одной из поэм С.А.Есенина («Пугачев»)
  • Анализ поэмы «Анна Снегина»
  • Анализ поэмы С.А. Есенина «Черный человек»
  • Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • Анализ стихотворения «Письмо матери»
  • Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
  • Анализ стихотворения С. Есенина «За темной прядью перелесиц…»
  • Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

Тема родины и природы в лирике С. Есенина

С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность. Одно из ранних стихотворений Есенина «Сыплет черемуха снегом…» (1910) передает возвышенное и радостное настроение лирического героя, приветствующего весну:

Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной.

Перед нами предстает необычайно красочный, чудесный мир, в котором «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», «пахнет смолистой сосной». Есенин использует очень интересный прием в этом стихотворении: явление природы (наступление весны) он передает через другое природное явление — снегопад, совмещая таким образом, казалось бы, несовместимое. Весеннее кипение черемухового цвета поэт сравнивает с хлопьями снега. Читая стихотворение, будто оказываешься в сказке: стоит на миг прикрыть глаза, и не сразу разберешь — в зиму ты попал или в лето.

Сравнение дерева с прекрасной девушкой весьма характерно для творчества С. Есенина. Вот и здесь черемуху в цвету он сравнивает с невестой. Кажется, будто весна, а может быть, и юная Русь в белом платье и пышной фате идет к венцу, и птицы поют ей чудесные радостные песни. Олицетворение природы и ее явлений — важная особенность творчества Есенина.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

Реферат по литературе на тему:

«Человек и природа в лирике Сергея Есенина»

      Реферат подготовила
      ученица 11 класса
      МОУ «СОШ»№4
      Брагина Елена
      Учитель:
      Штокман Людмила Аркадьевна

Природа в лирике Сергея Есенина.

Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок. Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя. Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она — душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».

Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» — от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла. «Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки…. косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.

Две основные темы — Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

      Край любимый! Сердцу снятся
      Скирды солнца в водах лонных
      Я хотел бы затеряться
      В зеленях твоих стозвонных.

Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

Тема природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает. Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

      Знать у нас такое участие,
      И, пожалуй, каждого спроси –
      Радуясь, свирепствуя и мучась,
      Хорошо живется на Руси.
      Свет луны, таинственный и длинный,
      Плачут вербы, шепчут тополя.
      Но никто под окрик журавлиный
      Не разлюбит отчие поля…

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Поэзия Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств. Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

Список использованной литературы:

. Л.Л.Бельская «Песенное слово». Издательство «Просвещение» 1990г.

Тема Родины и природы в лирике С. Есенина

Скачать сочинение

Тема Родины — одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний о ней, которая их отличает.
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.
Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений — “Гой ты, Русь, моя родная. ”. Это — ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине.
Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсо-ва, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — I мировая война, революция, снова война — теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении “Сорокоуст”:

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь.
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

Здесь жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Поезд же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе,
Водой окатит из колодца,
Чтобы в суровом октябре
Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая. ”:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

Безграничная любовь Сергея Есенина к русской природе, к Родине дала ему право сказать:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”

34135 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Читайте также:
Лирический герой С. А. Есенина: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: