Автор и лирический герой поэмы С. А. Есенина Черный человек одно лицо?: сочинение

Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин)

Автор: Guru · Опубликовано 23.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Через некоторое время после смерти С. Есенина в свет выходит его последние произведение – поэма «Черный человек». Ни для кого не секрет, что поэт предчувствовал свою кончину еще за несколько лет, о чем он часто упоминал в своих стихах. И эта монументальная работа не стала исключением: в ней автор пророчествует смерть и духовный кризис, ставший ее предтечей.

История создания

Работать над данной поэмой Есенин начал еще в 1923 году, но она, по словам его современников, вышла слишком большой и мрачной. Что подвигло автора сократить ее, остается загадкой, но даже в упрощенном варианте произведение потрясает своей депрессивностью и глубиной страдания. История создания поэмы «Чёрный человек» тесно переплетается с ее сюжетом. Тогда у поэта уже были проблемы с алкоголем, они тоже нашли свое отражение в тексте. Его близкие всерьез беспокоились о нем, ведь с каждым днем внутренний разлад становился очевиднее, работы – мрачнее, а сам творец вел себя все более нервно и беспокойно.

Работа над созданием произведения началась еще во время американских гастролей, после которых в жизни поэта началась не прекращающаяся черная полоса. Он ощущал, что новая власть ему чужда, что советская Россия в нем не нуждается, что все ждут, когда тонкий лиризм его поэзии сменит революционные марши. Кроме того, было горькое послевкусие от разрыва с Айседорой Дункан. Все эти события и настроения легли в основу поэмы. В 1925 году «Черный человек» был закончен, а в журнале «Новый мир» за январь 1926 года был впервые опубликован.

Жанр, размер и композиция

Творение является обращением, посланием лирического героя к другу, которому он с самого начала сообщает о том, что «очень болен». В этой же форме написаны монологи мужчины в черном, в которых он обращается к автору письма. Таким методом Есенин показывает отношение к жизни двух персонажей. Композиция в поэме «Черный человек» диалогична, напоминает пьесу — представляет собой разговор двух действующих лиц, в котором вкраплены ремарки поэта, указывающие на то, что должно происходить на сцене во время беседы. Также есть пролог и эпилог: вступление (обращение к другу) и заключение (исчезновение гостя и развенчание миража). Основная часть делится на два действия.

Театральная композиция не типична для подобного рода произведений, ведь жанр, избранный Есениным, — лироэпическая поэма. Она показывает не только внутреннее состояние рассказчика, но и живописует его историю, то есть появляется вполне конкретный сюжет.

Произведение написано с помощью тонической системой стихосложения, основанной на равном числе ударений в строке. Размер поэмы «Черный человек» – дольники.

Проблематика

  1. Разочарование. Главный вопрос, который поднимает автор – критический взгляд со стороны на собственное ничтожество. Некое подведение итогов жизни. Человек в цилиндре не является олицетворением смерти, не хочет причинить вред лирическому герою. С помощью его образа поэт хочет посмотреть на себя со стороны, осознать, как он живет. Стихотворение стало полномасштабной исповедью Есенина перед смертью. Соответственно, перед нами открывается главная проблема «Черного человека» — разочарование в себе.
  2. Алкоголизм. В эпилоге автор развеял мрачные фантазии, его судья оказался ведением, алкогольным кошмаром. Он весьма самокритично замечает, что воевал с зеркалом, то есть черный человек – его альтер эго, которое обличало само себя. Иные соображения приходят к нему под влиянием алкоголя, и очевидно, что эффект галлюцинации на какое-то время полностью завладел рассказчиком. Да и сам он признается, что уже болен этим.
  3. Развенчание любви. «Скверная девочка сорока с лишним лет» — это Айседора Дункан, танцовщица, с которой у Есенина был роман. Он закончился, а поэт понял, что ошибался в своих чувствах, а, может, и в возлюбленной. В любом случае он саркастично высмеивает свою страсть, показывая контраст между тем, кого он представлял, и тем, с кем был на самом деле.
  4. Разочарование в творчестве. Лирику свою автор называет «дохлой и томной», подчеркивая, что она служит лишь для обольщения прыщавых курсисток.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Средства выразительности

Поэт активно пользуется такими средствами художественной выразительности, как метафоры: «Осыпает мозги алкоголь». Так он изображает осень собственной жизни, увядание и умерщвление тела и души. Небезучастным остается и суицидальное сравнение, как будто автор и тогда уже думал о повешении:

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги маячить больше невмочь

И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах

Эпитеты, навевающие тоску и страх, тоже в изобилии представлены в произведении: «зловещая птица», «изломанные и лживые жесты». Также не обошлось без олицетворений, которые трактуют природу в унисон мрачному мировосприятию поэта: «деревянные всадники», «Что ты, ночь, наковеркала?». Кроме того, в глаза бросаются жаргонизмы, которые придают повествованию драматизма и откровенности: «жулик», «морда», «прохвост» и т.д.

Но королями средств художественной выразительности в поэме «Черный человек» являются повторения, причем не только лексические, но и композиционные (первая и вторая части начинаются со слов «друг мой, друг мой…»). Например: «слушай, слушай», «черный человек, черный человек» и т. д.

Читайте также:
Главные особенности художественно-философского мира Есенина: сочинение

Черный человек — реквием Есенина

Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

Поэма «Черный человек», Есенин. Анализ души поколения

Поэма писалась долго и закончена незадолго до трагической смерти Сергея. Первоначальный черновой вариант был гораздо больше, но его поэт счёт слишком сложным для понимания и сократил почти вдвое. Это не сделало строки менее депрессивными, в них буквально физически чувствуется страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.
История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Литературное направление

Литературное направление однозначно у поэмы не определяется, по времени создания и новаторским приемам это произведение ближе всего к модернизму, но некоторые его характеристики присущи и другим направлениям. К ним относятся:

  • мистический реализм — нет сомнений в реальности страдающего персонажа, но его видения имеют необычный и даже мистический подтекст, а жизненные подробности описаны в грубой форме;
  • романтизм — ощущается в описании чувств поэта и затронутых темах, свойственными этому направлению (внутренние противоречия, одиночество, смерть);
  • экзистенциализм — прослеживается в тот момент, когда персонаж находится в пограничном состоянии, то есть пьяный лишается сознания, вызывая свою настоящую сущность, которой тошно от образа жизни поэта.

Поэма написана в тонической системе стихосложения, стихотворный размер — дольник, который наилучшим образом передает авторское чувство усталости от жизни и нежелания видеть свое отражение в зеркале.


История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Основные проблемы

Смысл «Черного человека» Есенина — изобразить все грани своего внутреннего слома через диалог с персонажем, который стремится обесценить все достижения поэта, вызвать в нем сомнения и колебания в правильности той прожитой жизни. Этот разговор показывает бесконечный трагизм поэта, спрятавшегося за образом якобы счастливого человека, но внутренне угнетенного чувством страшного одиночества. Такое состояние усугубляется прошедшей юностью, на смену которой зрелость пока не пришла, конфликтом с революционными властями, склонностью к саморазрушению.

Читайте также:
О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

Критический взгляд автора на себя со стороны, вылившийся в полное разочарование — главная тема поэмы. Образ человека, явившегося бессонной ночью к лирическому герою, не является олицетворением зла или смерти, а должен помочь осознать главному персонажу, как он живет, посмотреть на себя со стороны. Есенин разочарован в своем творчестве, считает, что его стихи годятся только для обольщения прыщавых барышень.

Развенчание любви выражается в сарказме при описании сорокалетней женщины, которая казалась автору девчонкой, но он осознает, что если и был влюблен, то лишь в придуманный образ. Есенина постигло разочарование и в своей страсти, и в возлюбленной. Проблема алкоголизма и пограничного состояния поэта заключается в неспособности понять, что же так мучает и сводит его с ума: чувство, что он уже на грани, или пьяные галлюцинации.

Тема двойничества или раздвоения личности нередко встречается в литературе. Лирический герой Есенина видит свое отражение, как человека, воплотившего его наихудшие черты. Через его пороки автор показывает, сколько грязи окружало в жизни главного персонажа.

Трагический накал душевных метаний Есенина достиг в поэме наивысшей точки, и в состоянии подавленности поэт считает, что жизнь его прошла бесполезно и бесцельно.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»… Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»…

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье – это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук… изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Айседора Дункан. Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда сердце разрывала тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Читайте также:
С. Есенин — поэт на все времена.: сочинение

Нимб одиночества

Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.

И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами…

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Черный человек — реквием Есенина

Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест — бросить в привидевшегося черта что-нибудь — не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Сочинение-письмо Макару Девушкину. (Ф.М.Достоевский «Бедные люди»)

Автор: Раиса Фёдоровна

Здравствуйте, любезнейший Макар Алексеевич! А у нас за окном сейчас осень. Поздняя октябрьская осень. Убраны уже поля, окончены все осенние работы. Жёлтые листья стелются по краям обнажённого парка. Земля уже прихвачена морозцем. Помните. Варенька любила осень. Позднюю осень. Любила осенние прогулки. Это были самые лучшие минуты её жизни, когда на душе у неё очень хорошо, очень ярко, но ей всегда отчего-то было грустно. Наверное, потому, что осень — «унылая пора», время грусти. Читать полностью »

Достоевский Ф.М. | комментария 4 »

Обращение к другу

В этом стихотворении, как и ещё в нескольких есенинских работах, идёт обращение к неизвестному другу «Друг, мой», этими же строками поэма и начинается:

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.

Что подразумевал Есенин под болезнью? Скорее всего, совокупность душевных и физических недомоганий. Не забываем, что алкоголь и депрессия не раз доводили поэта до психбольницы, побывал он в этом заведении и незадолго до смерти, когда предположительно, и шла финальная правка поэмы.

Последние годы жизни поэт критически оценивает свой путь – ему так и не удалось оторваться от деревни, а городским он не стал. Старые друзья ушли, новым нет доверия. Кое-кто стихи поэта любит, другой из-за них отворачивается. Слава призрачна, а смысл жизни потерян.

“Черный человек” – анализ поэмы Сергея Есенина

История создания

Поэма «Черный человек» Есенина вышла в свет вскоре после кончины поэта, но работа над ней велась с 1922 по 1923 год. По свидетельству современников, первый ее вариант получился слишком длинным и мрачным. Неизвестно, что стало причиной сокращения поэмы, но даже переработанное произведение потрясает читателя глубиной авторских страданий и депрессивным настроем.

Сюжет сочинения тесно переплетен с историей его создания. В то время Есенин уже страдал от алкогольной зависимости, что отразилось и на тексте. Другие стихи последнего периода жизни поэта также несли отпечаток внутреннего разлада, усиливающегося с каждым днем. Нервное и беспокойное состояние творца не осталось незамеченным его близкими.

Черная полоса в жизни поэта началась со времени его гастролей в Америке и больше не заканчивалась до конца жизни. Он чувствовал, что чужд новой власти, а советской России нужна не поэзия, полная тонкого лиризма, а революционные марши. На состоянии Есенина негативно отразился и разрыв с Айседорой Дункан, оставивший в его чуткой душе горечь и разочарование. Именно эти события и впечатления легли в основу одного из последних произведений автора.

Поэма была полностью переделана в 1925 году и впервые напечатана в январском номере журнала «Новый мир» за 1926 год. Новая спутница поэта Софья Толстая отмечала, что во время чтения у нее разрывалось сердце. Это творение Есенина нельзя считать плодом подстегнутого алкоголем воображения, так как идея пришла к поэту во время пребывания за границей, под влиянием невыносимой тоски по родине. Но «Черный человек» и не предсмертная исповедь — Есенин еще два года пребывал в таком подавленном состоянии.

Читайте также:
Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина: сочинение

Краткое содержание

Произведение написано от лица человека, чувствующего себя странно больным, о чем он и сообщает во вступлении какому-то неведомому другу. Рассказчик мечется и не может понять, почему ему так грустно: то ли ветер никак не стихнет, то ли алкоголь туманит мозги. Герою кажется, что его голова машет ушами, как птица крыльями. Наступает ночь, но ему никак не уснуть. Вдруг он увидел неизвестно откуда появившегося черного человека, который усаживается прямо на кровать и гнусавым голосом всю ночь читает какую-то книгу, не давая страдальцу уснуть до рассвета.

Сюжет ее повествует о жизни некоего поэта, пьянчуги и кутилы. Чтение навевает на рассказчика страх и невыносимую тоску, а главный персонаж вызывает отторжение. Поэт-авантюрист живет в стране самых отпетых шарлатанов, его имя связано с громкими кутежами и скандалами. Упоминается в тексте и немолодая женщина, которую поэт из книги называет скверной девочкой и милою. Очевидно, Есенин подразумевает Айседору Дункан, о которой уже и сам не может понять, на самом ли деле он любил эту женщину или обманывался в чувствах.

Жизнь персонажа из книги пронизана ложью — он старался казаться простым и улыбчивым при неприятных житейских ситуациях, в любую бурю и грозу, считал это высшим в мире искусством. Счастие для него — всего лишь ловкость рук. Рассказчик уже не может слушать книгу темного человека и умоляет его прекратить издевательства и убраться восвояси, но того не трогают мольбы. Он продолжает издевательское чтение. Вдруг страдалец вспоминает, что один голубоглазый мальчик с волосами желтого цвета, выходец из народа, когда-то жил в русской деревне, а повзрослев начал писать стихи.

Жизнь его была разгульной и не отличалась праведностью. Рассказчик внезапно понимает, что в книге черного человека ведется описание его собственной неустроенной судьбы, а цель ночного чтения — напоминание о дурной его славе, разнесшейся между людьми. Озарение приводит героя в состояние сильной ярости. Он хватает трость и наносит удар, пытаясь разбить обидчику лицо. Наступает рассвет, и рассказчик обнаруживает себя в одиночестве перед разбитым зеркалом, в сюртуке и цилиндре. Значит, всю ночь он проговорил сам с собой.

Литературное направление

Литературное направление однозначно у поэмы не определяется, по времени создания и новаторским приемам это произведение ближе всего к модернизму, но некоторые его характеристики присущи и другим направлениям. К ним относятся:

  • мистический реализм — нет сомнений в реальности страдающего персонажа, но его видения имеют необычный и даже мистический подтекст, а жизненные подробности описаны в грубой форме;
  • романтизм — ощущается в описании чувств поэта и затронутых темах, свойственными этому направлению (внутренние противоречия, одиночество, смерть);
  • экзистенциализм — прослеживается в тот момент, когда персонаж находится в пограничном состоянии, то есть пьяный лишается сознания, вызывая свою настоящую сущность, которой тошно от образа жизни поэта.

Поэма написана в тонической системе стихосложения, стихотворный размер — дольник, который наилучшим образом передает авторское чувство усталости от жизни и нежелания видеть свое отражение в зеркале.

Жанр и композиция

Произведение относится к лиро-эпическому жанру, но «Черный человек» не лишен и драматизма — поэма построена на трагическом внутреннем конфликте, который не оставляет лирического героя в покое ни на минуту. Композиция поэмы построена на диалогах так, что ее при желании можно отыграть на сцене. В ней присутствуют:

  • роли;
  • реплики;
  • ремарки от лица автора.

Лирический герой вступает в диалог со своим альтер эго, представленным в образе некоего человека в сюртуке и цилиндре. Действующие лица беседуют, а автору достаются ремарки, в которых он жалуется другу. Стихотворное произведение начинается прологом, заканчивается эпилогом и имеет основную часть, состоящую из двух действий, которые начинаются одинаковыми словами. Эти признаки сходны с театральными. Прием, когда автор обращается к кому-то во вступлении, также используется в пьесах. Поэма включает в себя черты трех видов литературы:

  • Эпоса с его линейной композицией и отражением времени, когда происходит действие.
  • Лирики, как произведение, написанное в стихах.
  • Драмы из-за присущего тексту трагизма.

Произведение посвящено жизненной истории главного персонажа, его сюжет легко отслеживается. В то же время немало строк уделено описанию эмоционального состояния героя.

Основные проблемы

Смысл «Черного человека» Есенина — изобразить все грани своего внутреннего слома через диалог с персонажем, который стремится обесценить все достижения поэта, вызвать в нем сомнения и колебания в правильности той прожитой жизни. Этот разговор показывает бесконечный трагизм поэта, спрятавшегося за образом якобы счастливого человека, но внутренне угнетенного чувством страшного одиночества. Такое состояние усугубляется прошедшей юностью, на смену которой зрелость пока не пришла, конфликтом с революционными властями, склонностью к саморазрушению.

Критический взгляд автора на себя со стороны, вылившийся в полное разочарование — главная тема поэмы. Образ человека, явившегося бессонной ночью к лирическому герою, не является олицетворением зла или смерти, а должен помочь осознать главному персонажу, как он живет, посмотреть на себя со стороны. Есенин разочарован в своем творчестве, считает, что его стихи годятся только для обольщения прыщавых барышень.

Развенчание любви выражается в сарказме при описании сорокалетней женщины, которая казалась автору девчонкой, но он осознает, что если и был влюблен, то лишь в придуманный образ. Есенина постигло разочарование и в своей страсти, и в возлюбленной. Проблема алкоголизма и пограничного состояния поэта заключается в неспособности понять, что же так мучает и сводит его с ума: чувство, что он уже на грани, или пьяные галлюцинации.

Тема двойничества или раздвоения личности нередко встречается в литературе. Лирический герой Есенина видит свое отражение, как человека, воплотившего его наихудшие черты. Через его пороки автор показывает, сколько грязи окружало в жизни главного персонажа.

Трагический накал душевных метаний Есенина достиг в поэме наивысшей точки, и в состоянии подавленности поэт считает, что жизнь его прошла бесполезно и бесцельно.

Средства художественной выразительности

Усиление мрачной атмосферы произведения достигается повторами, особенно угнетающе действуют повторы слова «черный». Текст поэмы насыщен необычными метафорами и эпитетами:

  • изломанные жесты;
  • неловкие души;
  • ухватистая сила;
  • зловещая птица;
  • мерзкая книга и другие.
Читайте также:
Тема Родины в лирике Есенина: сочинение

Строфа, которая гласит: «Голова моя машет руками как птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь», вызвала много споров у знатоков творчества Есенина, связанных с особенностями его почерка при написании букв «г» и «ч». Вариант «на шее ночи» был отвергнут литературоведами после проведения текстологического анализа белового авторского экземпляра. Эти слова могут восприниматься как метафора, говорящая о суицидальных наклонностях. В тексте поэмы бросаются в глаза жаргонизмы и метафоричные олицетворения («деревья как съехавшиеся в сад всадники»; «метели, закручивающиеся как прялки»).

Поэма «Черный человек», Есенин. Анализ души поколения

Поэма “Чёрный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал её давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Чёрный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.
История создания – поэма была задумана поэтом ещё во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – поэма построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги маячить… невмочь”.

Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

Литературное направление

Литературное направление однозначно у поэмы не определяется, по времени создания и новаторским приемам это произведение ближе всего к модернизму, но некоторые его характеристики присущи и другим направлениям. К ним относятся:

  • мистический реализм — нет сомнений в реальности страдающего персонажа, но его видения имеют необычный и даже мистический подтекст, а жизненные подробности описаны в грубой форме;
  • романтизм — ощущается в описании чувств поэта и затронутых темах, свойственными этому направлению (внутренние противоречия, одиночество, смерть);
  • экзистенциализм — прослеживается в тот момент, когда персонаж находится в пограничном состоянии, то есть пьяный лишается сознания, вызывая свою настоящую сущность, которой тошно от образа жизни поэта.

Поэма написана в тонической системе стихосложения, стихотворный размер — дольник, который наилучшим образом передает авторское чувство усталости от жизни и нежелания видеть свое отражение в зеркале.

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился ещё в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжёлый для восприятия. Есенин решил сократить поэму, но депрессивность и глубина страдания, воплощённые в поэтической форме, всё равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у неё просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные ещё в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждёт от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжёлый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Чёрного человека”, который был завершён в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

В чем смысл?

Введя в книгу двойника, который, по задумке писателя, наговаривает о лирическом герое самые ужасные вещи, поэт обличает все свои пороки. А. С. Пушкин как-то писал о трудности прилюдно исповеди, и, хочется сказать, что Есенину удалось до конца выразить свою искренность в этом деле, несмотря на сложность. Он не пожалел ни любви, ни творчества, ни себя самого. Смысл поэмы «Черный человек» в попытке облегчить душу перед смертью. Автор верил лишь в одного бога – искусство, поэтому ему он и преподнес последнее покаяние.

Душа его была выжжена, как поле, которое он хотел рассказать Шагане. Он по очереди надругается над всем, что ему дорого, и опустошает сердце, не хочет больше чувствовать боли и разочарования. Творчество его иссушило, бурная жизнь сожгла, ведь он жил за троих – так много в его судьбе было впечатлений. Но он не ушел бесследно, в последние строки он вдохнул всю свою сущность, придав ей бессмертие.

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает своё ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит этот человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви: кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Чёрный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нём ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом поэма является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Читайте также:
Восток в лирике Сергея Есенина: сочинение

Основные проблемы

Смысл «Черного человека» Есенина — изобразить все грани своего внутреннего слома через диалог с персонажем, который стремится обесценить все достижения поэта, вызвать в нем сомнения и колебания в правильности той прожитой жизни. Этот разговор показывает бесконечный трагизм поэта, спрятавшегося за образом якобы счастливого человека, но внутренне угнетенного чувством страшного одиночества. Такое состояние усугубляется прошедшей юностью, на смену которой зрелость пока не пришла, конфликтом с революционными властями, склонностью к саморазрушению.

Критический взгляд автора на себя со стороны, вылившийся в полное разочарование — главная тема поэмы. Образ человека, явившегося бессонной ночью к лирическому герою, не является олицетворением зла или смерти, а должен помочь осознать главному персонажу, как он живет, посмотреть на себя со стороны. Есенин разочарован в своем творчестве, считает, что его стихи годятся только для обольщения прыщавых барышень.

Развенчание любви выражается в сарказме при описании сорокалетней женщины, которая казалась автору девчонкой, но он осознает, что если и был влюблен, то лишь в придуманный образ. Есенина постигло разочарование и в своей страсти, и в возлюбленной. Проблема алкоголизма и пограничного состояния поэта заключается в неспособности понять, что же так мучает и сводит его с ума: чувство, что он уже на грани, или пьяные галлюцинации.

Тема двойничества или раздвоения личности нередко встречается в литературе. Лирический герой Есенина видит свое отражение, как человека, воплотившего его наихудшие черты. Через его пороки автор показывает, сколько грязи окружало в жизни главного персонажа.

Трагический накал душевных метаний Есенина достиг в поэме наивысшей точки, и в состоянии подавленности поэт считает, что жизнь его прошла бесполезно и бесцельно.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал драматическую композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой приём, как вступление – в нём Есенин обращается к другу.

Черный человек — реквием Есенина

Поэма стала самым беспощадным самообличением в русской литературе. Многие сравнивают это творение с «Реквиемом» Моцарта, последним произведением великого композитора, в котором он выразил бездну своего отчаяния. Также поступил и Есенин в «Черном человеке», поэтому книга так привлекает его биографов.

В каждой строке ощущается неизбежность происходящего, с самого начала он говорит о своем плохом самочувствии, причем не физическом, а душевном. В конце нам открывается тайна: мужчина в угольных перчатках и есть лирический герой. Он осознает всю горечь ситуации, из которой нет выхода. Бесконечный самообман, лицемерие на людях, призванное демонстрировать всем, что все хорошо, — все это завело его в тупик. Гордость не позволяла жаловаться и искать снисхождения. Рассказчик тщательно скрывал драму своей души, никто ему не помог с ней справиться, и вот теперь ему даже не хватает сил попросить дружеского участия, он так и не закончил свое послание, ведь фантомы одолевают его. «Самое величайшее в мире искусство» обернулось величайшим в мире страданием, которое он смог выплеснуть только посмертно.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги маячить… невмочь”, сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства


В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье – это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук… изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Айседора Дункан. Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда сердце разрывала тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».

Читайте также:
Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

Композиционные особенности

Поэма построена в виде театральной композиции, в которой отражаются две сюжетные линии, переданные диалогами. Первая линия — разговор лирического героя с воображаемым другом, который всё время молчит. Вторая линия — диалог с чёрным незнакомцем.

Также произведение можно разделить на 3 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает в другую. Композиция поделена таким образом:

  1. Завязка. Внутренние переживания героя, первое появление черного незнакомца.
  2. Кульминация. Лирический герой понимает, насколько сильно мешает ему существовать появляющийся образ. Он решает покончить с ним раз и навсегда.
  3. Развязка. Лирический герой стоит один в пустой комнате.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»… Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»…

Тематика и проблематика

Темы и проблемы, поднятые Сергеем Есениным в поэме, имеют особое значение. Поэт смог отразить внутренние переживания, которые волнуют людей до сих пор. В произведении раскрыты такие проблемы и темы:

  1. Экзистенциальное одиночество. Лирический герой изнутри терзает себя мыслями. Он страдает не от одиночества, а от ненужности обществу. Поэта никто не может понять, но он всё равно продолжает тщетные попытки «докричаться» до друга. Однако к нему приходит только чёрный человек, который становится отражением его страданий. Именно в этом заключается трагизм произведения.
  2. Двойничество. Утомлённый страданиями поэт порождает в своём сознании тревожный образ. Трагизм поэмы заключается в том, что внутри одного человека живут сразу две сущности. Как бы это странно ни звучало, но одна старается всеми силами помочь другой. Герой стихотворения пытается вытащить наружу все пороки Есенина, всю его грязь. Поэту остаётся либо принять эту помощь, либо отвергнуть её. Возможно, именно он является тем единственным другом, до которого пытался докричаться автор.
  3. Душевная болезнь. Герой мучается от своих мыслей. Он не может ни есть, ни спать, ни нормально существовать. Виной этому является чёрный образ, который омрачает последние светлые моменты в жизни поэта. Автор верит в искреннюю любовь, в творчество и счастье, но всё это давно перечеркнул приходящий к нему человек.
  4. Постоянное притворство, игра на публику. Общество привыкло видеть лирического героя весёлым, вечно распевающим свои песни и посещающим кабаки. Однако никто не знает, что на самом деле творится в душе автора.
  5. Пограничное состояние. Герой понимает, что от глубокого самоанализа он скоро сойдёт с ума. Вдруг наступает озарение, которое помогает поэту увидеть себя со стороны. То, что удалось узреть, окончательно опечалило его.
  6. Разочарование. Герой разочаровался во всём, в чём раньше видел счастье. Любовь, творчество, родина — всё это обесценено. Даже личные переживания автора воспринимались им пустой тратой времени.

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только...: сочинение

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

“О Русь, взмахни крылами. ” – сочинение по лирике Сергея Есенина

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин раскрываются перед нами сегодня в своих бессмертных творениях. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

Певец России, поэт, у которого в «сердце светит Русь»,- это Сергей Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной его детства.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Радостный и многоцветный мир ранних произведений Есенина завораживает. Бывает, пишешь сочинение и никак не подберёшь цитаты. А здесь другая «беда»: не знаешь какую выбрать! Поэт до боли любил свою «страну берёзового ситца» и посвятил ей множество задушевных, трогательных стихов. В его сердце с юных лет запала Россия, её грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, церковный благовест и сельская тишина. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Родине, светлый образ которой всегда жил в его душе:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Читайте также:
Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

Поэтична картина родимой стороны в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Родина, которой «не видать конца и края», вызывает у поэта необычайную по силе сыновнюю любовь. Ему приятно слышать звонкий «девичий смех», видеть «на лугах весёлый пляс», радостно ощущать запах яблок и мёда. Поэтому так естественно, словно клятва, вплетается в общий тон стихотворения концовка:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в Раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Да, поэту не нужен заоблачный рай, он верен своей реальной крестьянской Руси, где порой так безрадостна и неустроенна жизнь простого народа, так тяжела его судьба. Что происходит с ней, что ожидает её завтра – мысли эти неотступно тревожат его. «Моя лирика, – не без гордости говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве». И, мне кажется, так о России, как Есенин, не писал никто. В его стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль. Поэтому так суров, печален и правдив рассказ поэта о Родине в годы военных невзгод в стихотворении «Русь». Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды ощутима уже в самом начале:

Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озёр.

Поэту хочется верить, что беда может обойти отчий край стороной. Но чёрные тучи уже застилают горизонт. Война. Простой народ поднимается на защиту своей Родины:

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Одна за другой развёртываются перед нами грустные картины деревенской жизни во время войны. Опустели поля. Осиротели избы. Лишь нежданно – негаданно приходят в деревню солдатские весточки:

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождём.

Такие строки могут родиться только в сердце художника, для которого война – непоправимое человеческое горе. Всей душой, всем сердцем поэт с народом – и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали:

Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

О многом заставляют нас задуматься сегодня эти строки. В дни, когда идёт война в Чечне, в которой сражаются и погибают наши ребята, рассказ поэта о военных бедах на русской земле особенно трогает душу и заставляет многое прочувствовать заново. Мы вместе с ним переживаем горе и боль матерей, потерявших на этой войне своих сыновей, нас волнует будущее страны, мы мечтаем о мире и хотим видеть лишь улыбки на лицах наших детей. Стихотворение «Русь» – знаменательная веха во всём творчестве Есенина, своего рода программное произведение. В нём отчётливо слышен особенный поэтический голос, своя песнь о Родине. И вместе с тем песнь эта как бы продолжает проникновенную кольцовскую песнь о русской земле. По настроению «Русь» чем – то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слёзы первые любви!

Она же заставляет нас вспомнить строки знаменитой некрасовской песни «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь.

И хотя в «Руси» Есенина слышится больше скорбный голос «музы печали», чем «музы мести», народного гнева, нельзя не видеть главного- в основе своей это произведение, написанное кровью сердца, близко по духу поэзии Некрасова.

Время Есенина было временем крутых поворотов в истории России. Это время трёх революций подарило нам своих певцов, ведь поэзия, всегда бывшая в России чутким ухом действительности, не могла пройти мимо тех социальных потрясений, расколовших планету, которые стали ощутимы во всех частях света. Можно сказать, что век двадцатый – «поистине железный век» – вступил в права под звуки пламенного революционного призыва, прозвучавшего на всю страну: «Пусть сильнее грянет буря!» Есенин принимает революцию с открытым сердцем, его поэзия озаряется новым светом, он ждёт перемен в жизни крестьянской Руси:

Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг – на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.

Его захватывают вихри революционных событий, вселенский, космический размах происходящего:

Да здравствует революция
На земле и на небесах!

А в стихах появляются новые чеканные и напряжённые ритмы:

Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.

Поэту хочется верить, что наконец – то для деревни наступают лучшие времена, ведь задул ветер перемен, освежающий и бодрящий.

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!

Но суровые революционные будни, когда повсюду видны следы войны и разрухи: голодные, опустевшие сёла, неухоженные поля, мёртвая земля – постепенно разбивают мечты Есенина. И не выдерживает сердце «последнего поэта деревни»:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли.

Рушится, гибнет тот мир, в котором живёт, творит, который так любит Есенин. Его Родина теряет свой облик, она теперь уже не та, что была раньше. Революция меняет привычный уклад жизни русской деревни. Но сердце поэта остаётся в старой России, прошлое крепко держит его. Он не находит себя в этом новом мире, чувствует, что стал чужим в родном краю:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Есенин не понимает происходящего, не видит цели, к которой ему хотелось бы стремиться:

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.

В это трудное для поэта время рождаются строки стихотворений «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная», в которых звучит обжигающая его душу тревога за будущее России. Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за неё, поэт скажет:

Читайте также:
Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина: сочинение

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Новая власть не терпит компромиссов, она требует от человека однозначного выбора, не допускает спора на равных. Лирический герой Есенина чужд своему времени, потому что хочет остаться самим собой. Он превращается в «лишнего» человека в обществе, которое выстраивает людей в стройные ряды безличных борцов за светлое будущее. Но Есенин всё равно продолжает любить русскую землю. Он будет любить её до самой смерти:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

В наши дни всё полнее вырисовывается поэтическое дарование Есенина, живая, кровная связь его творчества с родной землёй и традициями русского народа. Уйдя из жизни очень рано, в тридцать лет, поэт оставил нам огромное наследство. Сколько радости оно приносит людям, открывая перед ними новые дали , новые горизонты прекрасного. Сколько читателей согревает свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждается задушевными звуками его лиры! Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь, например, «Есенин», и перед тобой откроется «маковый цвет» зари, «зазвенят придорожные травы», закружат осенние листья, запахнет «черёмуха душистая». И ты поймёшь, как страстно, нежно, до боли любил поэт свою Родину. И подумаешь, что этот человек родился именно для того, чтобы воспеть великолепную красу страны «берёзового ситца» – России, которая так дорога и всем нам.

Сочинение Есенин С.А. – Разное

Тема: – «О Русь, взмахни крылами. » (По лирике С.Есенина.)

Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель.
Начиная уже с ранних стихов , звучат признания в любви к России. Так , в стихотворении « Гой ты , Русь, моя родная!» , поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:
« Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою ».

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился.
В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где радость коротка,
А печаль бесконечна:

Грустная песня.
Ты – русская боль.

Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое.
Родина для него, особенно в раннем творчестве, – это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил:
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”.
Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой.
Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой:

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.
«Радуюсь песней я смерти твоей», – бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу.
Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть:

Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужели он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя «последним поэтом деревни».
Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»:

Вот так и страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и восхищался ею:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это прочувствовать и отразить в своих стихотворениях.
Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: