Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

Глубина поэтического мира С. А. Есенина

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины основное в его творчестве.

Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения:

Стихов моих грусть

Кормил я резедой и мятой.

С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина:

Родился я с песнями, в травном одеяле.

Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными.

В «Письме к деду» он говорит о неоспоримом преимуществе техники «стального коня». Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:

Волочиться сохой по полям.

В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:

Что же, дайте косу, я вам покажу,

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам «Печаль моя светла». Поэт ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин это вечное».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Глубина поэтического мира С. А. Есенина. И в закладках появилось готовое сочинение.

Читайте также:
Основные мотивы лирики С. А. Есенина: сочинение

Коллекция сочинений: Глубина поэтического мира С. А. Есенина

Разделы

  • Краткие содержания произведений С. А. Есенина
  • Сочинения и анализы произведений С. А. Есенина
  • Биография С. А. Есенина
  • Характеристики, описания литературных героев произведений С. А. Есенина
  • Стихи С. А. Есенина

В наличии

  • Рефераты
  • Сочинения
  • Топики

Онлайн видео бесплатно.

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слыш­на певучесть, музыка родных раздолий, красота наро­да, который создал такого поэта. Трудно назвать друго­го поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений на­стойчиво перебивается поэтическими строками. Есе­нин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве.

Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской при­роды, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в люб­ви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения:

Стихов моих грусть

Кормил я резедой и мятой.

С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лири­ки Есенина:

Родился я с песнями, в травном одеяле.

Жизнь и творчество Есенина были сложны и проти­воречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наи­более драматично сказывается в его раздумьях о буду­щем деревни. Поэт не может отказаться от мира при­вычных образов и представлений, который дорог осо­бенно тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Вторжение в деревенские просторы городской ци­вилизации отражается поэтом как приход враждебно­го железного гостя. В своем творчестве Есенин намеча­ет пути решения проблем, которые еще недавно каза­лись ему безысходными.

В «Письме к деду» он говорите неоспоримом преиму­ществе техники «стального коня». Сердечные пристрас­тия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современ­ной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее сред­ство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружени­ком, нужным людям:

Что же, дайте косу, я вам покажу,

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожа­ления об ушедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и слож­ное время, в которое жил поэт. И все.же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат, пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина со­звучны пушкинским строкам «Печаль моя светла». Поэт ощущает роковую безостановочность времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Любовная лирика занимает значительное место в пээтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с глав­ной есенинской темой — темой Родины. Автор «Персид­ских мотивов» убеждается в непрочности счастья вда­ли от родного края. И главной героиней цикла стано­вится далекая Россия:

Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

Современники вспоминали, что Есенин обладал нео­быкновенным личным обаянием, а его стихи — магичес­кой силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой извест­ности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, по­стигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин — это вечное».

Читайте также:
Признание в любви к Родине в поэзии С. А. Есенина: сочинение

Глубина поэтического мира С. Есенина

Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве.

Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения: Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой. С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: Родился я с песнями, в травном одеяле.

Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны: Свет луны, таинственный, и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под оклик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации отражается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными. В “Письме к деду” он говорит о неоспоримом преимуществе техники “стального коня”. Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и “безысходном”, и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне.

Поэт отказывается воспевать старую деревню: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям. В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям: Что же, дайте косу, я вам покажу, Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я лъ не дорожу? В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам “Печаль моя светла”.

Поэт ощущает роковую безостановочность времени: “Все пройдет, как с белых яблонь дым”. Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности счастья вдали от родного края.

И главной героиней цикла становится далекая Россия: Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира.

Читайте также:
Тема Родины в лирике Есенина: сочинение

Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин – это вечное”.

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Guru · 01.05.2018

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

История успеха

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Читайте также:
Сергей Есенин о природе: сочинение

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.
Читайте также:
Стихотворения С.А.Есенина о природе.: сочинение

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.

Читайте также:
Восток в лирике Сергея Есенина: сочинение

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану

1. История создания

Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.

Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.

Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.

Читайте также:
Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».

2. Литературное направление

Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.

5. Проблематика

Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.

На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.

6. Тематика

Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.

7. Идея

В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.

Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.

8. Пафос

Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.

Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.

9. Система образов

Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.

Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».

Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.

10. Центральные персонажи

Как таковых, центральных персонажей нет.

Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.

12. Сюжет

Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.

13. Композиция

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.
  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.
  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.

Формально можно сказать, что:

  • первое четверостишие – завязка,
  • следующие три – постепенное развитие действия,
  • последнее – кульминация и развязка.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.

Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятью катренами.

Размер пятистопный хорей.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).

16. Средства художественной выразительности

Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».
  • Метафоры: «увяданья золотом охваченный», «белых яблонь дым», «березовый ситец», «сердце, тронутое холодком».
  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству С. А. Есенина: сочинение

18. Актуальность

Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.

20. Чему учит

Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 80.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 80.

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдёт речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».

Эпитеты«Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».

Сравнения«всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, ещё рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьётся по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «Дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманны, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Читайте также:
С. Есенин — поэт на все времена.: сочинение

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днём человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры: « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Жанр, направление, размер

  • Жанр – элегия. Данное стихотворение раскрывает потаенные уголки души поэта. Он наделил каждую строчку интимными переживаниями, проникнутыми настроением грусти.
  • Направление – имажинизм. В 20-е годы выходят несколько произведений, выдержанных в этом модернистском течении.
  • Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано пятистопным хореем. Есенин использует перекрестную рифмовку.
Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Композиция

Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональном нарастанием описывает свои чувства.

По содержание произведение можно поделить на несколько блоков:

  1. Самые первые строки – начало размышлений автора. Они овеяны грустью, но он только начинает развивать эту тему.
  2. Далее Есенин знакомит читателя со своей молодостью, как с целой страной — местом, где все хорошо, а жизнь беззаботна и весела.
  3. В кульминации стихотворения поэт как будто понимает, что изменился и он сам («я теперь скупее стал в желаньях»).
  4. К концу Сергей Есенин осознает, что все мы обречены на такую участь, что пришло время «процвесть и умереть».

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».

Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…

Темы и проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — быстротечность молодости. Поэт не просто вспоминает свою юность, но и осознает, что эта благословенная пора больше не повторится, а ведь именно с ней он связывал надежды и ожидания лучшего будущего.
  2. Тема прекрасной и «благословенной» юности тоже играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в молодости. Бешеная скачка на розовом коне — вот то ощущение, по которому теперь лишь томится лирический герой.
  3. Определяющей проблемой этого стихотворения стала тоска по юности. Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны сновидению. Теперь уже ничего не исправить и не изменить. Впереди лишь увядание осени, которая не заменит «половодья чувств» весенней поры.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях».

Основная идея

Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?

Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.

Средства выразительности

  • Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны» и так далее.
  • Поэт также использует метафоры, с целью обрисовать свою юность: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и другие.
  • В конце стихотворения нельзя не отметить лаконичную лексическую конструкцию: льющаяся «с кленов листьев медь» как медленно угасающая жизнь.

Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: