Лирика Сергея Есенина: сочинение

Эссе «Слово о Есенине» статья по литературе (11 класс) по теме

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна, эмоциональна и невообразимо близка любому человеку. Вы можете увидеть в ней себя, собственные переживания, свою любовь и эмоции.

Способности поэта обнаружились ещё в юной творческой деятельности. Ни один человек не сумел бы показать русскую природу, рощи и луга таким образом, как Есенин. Одновременно с этим, кроме уникального лирического дарования, он держал в самом себе широкие любовные чувства к родине и к своим соотечественникам. Может быть, именно поэтому, поэзия Сергея Александровича такая красивая.

Есенин эмоционально говорил о том, что мир неразделим с его жителями. Он обожал делать много образов, при этом принимая их центром своих сочинений. Его главные объекты обязаны быть особенными и непорочными.

Независимо в творческом процессе автора можно подчеркнуть сердечную тематику, которая, как и он сам, подверглась на протяжении его жизни некоторым преобразованиям. Так, например, начальная поэзия Сергея Есенина содержит облик страстного сельского молодого человека. Интересно, что естественная среда обитания в этих стихотворениях помимо того, что создает окружение главному событию, но и оказывается независимым действующим лицом эпизода. Она может показать эмоции человека, предчувствовать окончание любви. Облик возлюбленной женщины также соединен с первозданным миром.

В 1919 — 1920 годах и в личных делах, и в творческом процессе Сергея Александровича настал непростой этап. В этот период появляется серия стихотворений «Москва кабацкая».

Романтическая сюжетная линия заключительных лет писателя создает стихи «Письмо к женщине». Это стихотворение необходимо подчеркнуть особенно, в нем Есенин призывает некогда возлюбленную девушку, простить его. Это так сказать признание перед ней. Он призывает простить его за все плохое, что он совершил, в чем он провинился. Однажды он не смог сберечь любовные чувства, но в душе у него до сих пор пребывают чувства и преклонение перед ней.

Есенинские стихотворения открывают в душе читателей какую-то добрую, настоящую любовь к месту, где мы находимся. Эта лирика толкает верить людей в чудеса, даже, отчасти, дотронутся до них. Благодаря этому она вечна. Поэзию Есенина обожают и не забывают огромное количество людей не только в России, но и во всем мире.

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина За темной прядью перелесиц: сочинение

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Лирика Есенина

Ты — мое васильковое слово. С. Есенин Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,— писал Алексей Толстой. Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь. Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах… После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: “Советские устремления… оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни”. Истинная красота редкостна, потому что она — чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы “соками” он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим… Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который “звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой”. Вот это единство в коротком стихотворении поэта: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. “Выткался над озером алый свет зари…”, и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари “выткался”. Или: “Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя — поле безбрежное, дышит запахом меда и роз”. Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: “Чуда! Чуда!” “Чудо у тебя на руках!” — был ответ Спасителя. Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам. “Быть поэтом — самая печальная радость… Истинная поэзия — это любовь, мужество, жертва… Все остальное не в счет, даже смерть”,— писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это. Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение — тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, — уже соломинка, за которую можно держаться. Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли — работа. “Всю душу выплесну в слова!” — пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным. Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…”, “Все сжигает житейская мреть…”. А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: “Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло”. Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства — корня Руси — “срубили” поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел “нежность грустную русской души”. И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать: Чтоб за все грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. Это и завещание поэта, и его покаяние. И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.

Лирика Сергея Есенина: сочинение

Поэт развивался стремительно. 1924—1925 годы были ознаменованы небывалым даже для него творческим подъемом. Он написал около ста стихотворений — вдвое больше, чем за шесть предшествующих лет. При этом лирика становится психологичнее, художественно совершеннее («Цветы мне говорят — прощай», «Собаке Качалова» и др.). Есенин утверждал лирическую поэзию в литературе 20-х годов, когда многие отрицали вообще возможность существования лирики в революционную эпоху. Есенин, по словам современника, «повернул людей лицом к стиху».

Читайте также:
Разнообразие тем и мотивов в лирике С. Есенина.: сочинение

В годы, когда традиции русского реализма под пером целого ряда мнимых новаторов подвергались нигилистическому разрушению, Есенин, прокладывая путь молодой советской поэзии, содействовал усвоению всего положительного в наследии прошлого. При всей своей художественной смелости Есенин стоял на почве реальности, как и Пушкин, Некрасов. Самые, казалось бы, условные образы не ставили читателя в тупик, а воспринимались как выражение свежести чувств, обострения мысли.

Для Есенина характерно звуковое осмысление слова, недаром в слове «Россия» ему слышалось и «роса» и «сила», и «синее что-то». Выбор эпитетов определяется их звучанием, подчеркивающим смысл («несказанное, синее, нежное»). Постоянна звуковая близость определения и предмета: «звезды золотые», «белая береза», «весенний вечер», «синее счастье».

Еще большую роль в поэтике Есенина играет цвет. Сознавая необратимость жизни, поэт с тем большим пафосом благословляет её вешнее цветение: «Май мой синий! Июнь голубой!», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!», «воздух прозрачный и синий», «сердце станет глыбой золотою». Излюбленные цвета Есенина — золотой, синий, голубой. Символика их восходит к цветовой традиции древнерусского искусства.

Образно-интонационное богатство уже в ранних стихах Есенина служит воспеванию красоты мира, светлых чувств. Любовь для него — чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи — к светлой тайне приложил уста».

Любовная лирика занимает значительное место в наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, порыв, грусть, отчаяние — разнообразны переживания поэта. Но в одном из стихотворений 1923 года («Заметался пожар голубой. ») Есенин признается: «В первый раз я пишу про любовь», как бы подчеркивая, что не считает настоящей любовь, о которой писал в сумрачном цикле «Москва кабацкая». В стихах последних лет Есенин пишет о чистоте и радости любви («Персидские мотивы»).

При этом тема любви сливается с главной есенинской темой — темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Есенин подчеркивал: «Жизнь образа огромна и разливчата». Это наглядно демонстрируют его стихи последних лет, в том числе и из цикла «Персидские мотивы» («Шаганэ ты моя, Шаганэ. » и др.). В них постоянны элементы напевного стиха — совпадение стиховых и синтаксических единиц, нагнетание вопросительных и восклицательных интонаций, частые звуковые повторы, кольцевое построение строф, повторение строки в пределах одной строфы. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » первая строка повторяется во всех строфах, и этот повтор подчеркивает развитие мысли, формирующейся как бы на наших глазах в процессе движения стихотворения.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу. », как, впрочем, и многие стихи Есенина, стало песней. Это совершенно закономерно, поэзия Есенина песенна по своему складу. «Более всего,— вспоминала о Есенине С. Виноградская,— он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её — грустную, задорную, старинную, современную». Однако при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу. » — не песня, а именно стихотворение. Стихотворение дает основание поразмышлять о связях поэзии Есенина с литературной традицией. Сам автор связывал его с одним из лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», заканчивающимся словами: «О, моя юность! О, моя свежесть!» В то же время стихотворение ярко индивидуально. Для него характерно разнообразие художественных приемов.

В первой же строке автор применяет троекратный повтор отрицания («Не жалею, не зову, не плачу»), усиливающий песенную взволнованность поэтической речи. В первой же строфе находим широкую цветовую гамму — здесь и дым белых яблонь, и золото увядания. Строка «Все пройдет, как с белых яблонь дым» свидетельствует об афористичности стихотворения.

Сопротивляясь грусти по уходящей молодости, поэт, мысленно обращаясь к родному краю, нарекает его «страной березового ситца».

Взывая к прошедшей молодости, поэт прибегает к эмоциональным восклицаниям: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!» Подобные риторические обращения придают стихам впечатляющую взволнованность и доверительность беседы с читателем («Дух бродяжий, ты все реже, реже. »; «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?»).

В третьей строфе самый значительный образ стихотворения. Читаем: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Основа образа вполне реалистична (конь в лучах утреннего солнца), но эпитет «розовый», звуча неожиданно, придает поразительную оригинальность есенинскому сравнению. Рифмы стихотворения просты, они не останавливают на себе внимания читателя. Поэт как бы подчеркивает этим, что он сосредоточен на сути своих раздумий.

«Отговорила роща золотая березовым, веселым языком» — так начинается одно из самых знаменитых стихотворений Есенина. Образ рощи, говорящей языком берез, сам по себе поразителен, и эта метафора стихотворения удивительно тонко и проникновенно передает сложное психологическое состояние поэта.

В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Распространенный вид параллелизма в народном творчестве — сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни — характерен и для этого стихотворения.

Образ автора соотносится с образом березы (рощи) на протяжении всего произведения. Есенин подчеркивает это сравнением («Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова»), метафорой («роща золотая отговорила милым языком»).

Лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляют раздумья поэта о жизни.

Автор говорит: «Но ничего в прошедшем мне не жаль». Почему именно не жаль? Может быть, потому, что не все, что было в юности, теперь приятно вспомнить? Поэт ведь говорит о годах, «растраченных напрасно». Есенин беспокоится о судьбе своих стихов: «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком»? Но само стихотворение спорит с этим предположением поэта и значительностью своего содержания, и богатством художественной выразительности.

Типичные для поэзии Есенина образы предстают здесь обновленными. Например, образ месяца («конопляник с широким месяцем»). Еще более, чем в других стихах, разнообразна цветовая гамма — золотая роща, голубой пруд, красная рябина. Разнообразен и круг эпитетов.

Напевность стихотворения усиливает пятистопный ямб. В нем много аллитерации и ассонансов («горит костер рябины красной», «роняет тихо листья»). Песенность стихотворения подчеркивается его композиционно-кольцевым приемом построения — первая строфа частично повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта березе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.

Читайте также:
Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина: сочинение

И это завершение не только проникновенно образно, а и афористично: «Скажите так, что роща золотая отговорила милым языком». Это небольшое по размеру стихотворение обильно насыщено афоризмами: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом»; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 07.09.2020

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками. Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики творца. Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям. Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру. Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям. Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием. Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году. Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши. Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой. Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет. Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери», посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки. Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать. Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».

Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду. К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени. Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве. Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть. Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» – был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине. Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…». Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом». Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм. Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

Читайте также:
Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами. Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени. Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам. Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации. Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.

Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом. При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия – это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений. При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

Читайте также:
Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой. При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.

Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор. «Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» – все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями. Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.

Есенин с. а. — Что открыла мне лирика сергея есенина — сочинение

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна, эмоциональна и невообразимо близка любому человеку. Вы можете увидеть в ней себя, собственные переживания, свою любовь и эмоции.

Способности поэта обнаружились ещё в юной творческой деятельности. Ни один человек не сумел бы показать русскую природу, рощи и луга таким образом, как Есенин. Одновременно с этим, кроме уникального лирического дарования, он держал в самом себе широкие любовные чувства к родине и к своим соотечественникам. Может быть, именно поэтому, поэзия Сергея Александровича такая красивая.

Есенин эмоционально говорил о том, что мир неразделим с его жителями. Он обожал делать много образов, при этом принимая их центром своих сочинений. Его главные объекты обязаны быть особенными и непорочными.

Независимо в творческом процессе автора можно подчеркнуть сердечную тематику, которая, как и он сам, подверглась на протяжении его жизни некоторым преобразованиям. Так, например, начальная поэзия Сергея Есенина содержит облик страстного сельского молодого человека. Интересно, что естественная среда обитания в этих стихотворениях помимо того, что создает окружение главному событию, но и оказывается независимым действующим лицом эпизода. Она может показать эмоции человека, предчувствовать окончание любви. Облик возлюбленной женщины также соединен с первозданным миром.

В 1919 — 1920 годах и в личных делах, и в творческом процессе Сергея Александровича настал непростой этап. В этот период появляется серия стихотворений «Москва кабацкая».

Романтическая сюжетная линия заключительных лет писателя создает стихи «Письмо к женщине». Это стихотворение необходимо подчеркнуть особенно, в нем Есенин призывает некогда возлюбленную девушку, простить его. Это так сказать признание перед ней. Он призывает простить его за все плохое, что он совершил, в чем он провинился. Однажды он не смог сберечь любовные чувства, но в душе у него до сих пор пребывают чувства и преклонение перед ней.

Читайте также:
Родная природа в лирике Есенина: сочинение

Есенинские стихотворения открывают в душе читателей какую-то добрую, настоящую любовь к месту, где мы находимся. Эта лирика толкает верить людей в чудеса, даже, отчасти, дотронутся до них. Благодаря этому она вечна. Поэзию Есенина обожают и не забывают огромное количество людей не только в России, но и во всем мире.

Лирика Есенина

Ты — мое васильковое слово.

Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин — русская, коренная, в ней звучат языческие корни — овсень, таусень, осень, ясень,— связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,— писал Алексей Толстой.

Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь.

Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах… После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: “Советские устремления… оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни”.

Истинная красота редкостна, потому что она — чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы “соками” он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим… Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который “звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой”. Вот это единство в коротком стихотворении поэта:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

“Выткался над озером алый свет зари…”, и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари “выткался”. Или: “Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя — поле безбрежное, дышит запахом меда и роз”. Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: “Чуда! Чуда!” “Чудо у тебя на руках!” — был ответ Спасителя.

Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.

“Быть поэтом — самая печальная радость… Истинная поэзия — это любовь, мужество, жертва… Все остальное не в счет, даже смерть”,— писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это. Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение — тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, — уже соломинка, за которую можно держаться.

Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли — работа. “Всю душу выплесну в слова!” — пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным. Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…”, “Все сжигает житейская мреть…”. А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: “Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло”.

Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства — корня Руси — “срубили” поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел “нежность грустную русской души”. И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Это и завещание поэта, и его покаяние. И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.

Сочинение Лирика о любви Сергея Есенина

Красивые лирические стихотворения дарят свет души великих поэтов. Любовь – высокое, возвышенное чувство, озаряющее мир своими солнечными лучами. Сергей Есенин писал о ней с самого раннего творчества. Она занимала в его жизни особое место. Есенин искал в ней отдушину, утешение, представляя женщину богиней, подругой, матерью.

Тема любви сливается с поэзией природы. Поэт боготворил Русь, воспевая её в прекрасных женских образах. Он очень любил деревню, наслаждался красотой и широтой русских просторов. Есенин был «влюблён» в белоствольные берёзки, плакучие ивы, колосистую рожь, ромашки в поле, весну и лето, выражая в стихотворениях любовь и нежность к природе. Он свято любил русский народ и верил в Бога. У поэта есть замечательные душевные посвящения Александру Пушкину, любимой женщине, матери, поэтам Грузии, собаке Качалова.

Есенин любил, страдал, грезил, мечтал! В нём жила поэтическая вольность, заставляющая его видеть мир по – своему. Он передавал в поэзии все свои чаяния, волнения, эмоциональные ощущения, любовные переживания. Поэт часто предавался забвению и переживал душевный кризис. В эти сложные жизненные моменты он искал утешения в московских кабаках, утопая в пьянстве и разгуле. Особенно эти переживания были выражены в начале двадцатых годов, когда поэт метался между старой и новой Россией. Он чувствовал никчёмность, ненужность, заброшенность, упадок сил. Им владела депрессия и потеря веры в себя. Он мечтал о счастливом будущем родной Отчизны и в его стихах отражалась глубокая вера, что страна когда – нибудь поднимется и выйдет из мрака. В эти годы его лирика была полна отчаяния и тоски. Отчизна служила ему вдохновением. Она была для него, как женщина. В ней он видел всю красоту, широту и загадку русской души. Поэт любил храмы, церкви, монастыри, молясь о России.

Читайте также:
Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина: сочинение

Свои стихи он посвящал многим женщинам, которые вдохновляли его на поэтические подвиги. Красивое стихотворение «Зелёная причёска» он посвятил своей поклоннице своего таланта, любительнице литературы, помещице Л. И. Кашиной. Она часто приглашала поэта в гости. Его музой была актриса Августа Миклашевская. Любовь к ней была духовной и возвышенной, она исцеляла мятущуюся и опустошённую душу поэта. Ей посвящён цикл стихотворений «Любовь хулигана». Прекрасное поэтическое произведение «Ты такая ж простая, как все» он посвятил Августе, в котором претворял её образ в строгий, иконный лик. В Батуми поэт был очарован девушкой Шаганэ, которая вдохновила его на восточную поэзию. Благодаря дружбе и знакомству с ней появились «Персидские мотивы». Шаганэ жила в Тифлисе, родилась в семье священника. Другие стихи он с любовью посвятил своей бывшей жене А. Дункан, жизнь которой трагически оборвалась. Сергей Есенин был женат несколько раз, от браков имелись дети. Все его женщины служили поэту идеалом вдохновения.

Творчество поэта – великая сокровищница мировой культуры. Оно дарит людям свет, любовь, доброту, человечность.

Другие темы: ← Бог, природа, человек в поэзии Есенина↑ ЕсенинТема Родины в творчестве Есенина →

Сочинение Лирический герой в стихотворениях Есенина

Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями, но и трагизмом. Проводя параллель между взрослением поэта и его стихами, можно заметить, как росло его творчество. Даже сам Есенин говорил, что его биографию можно изучать по собственным произведениям.

Что привлекает читателя в творчестве Сергея Есенина? Простота и легкость описываемых событий! Лирический герой Есенина – это он сам, любящий окружающую природу, свою деревню и малую родину. Это образ «скандалиста и хулигана», простого русского человека. Есенинские стихи подтверждают, что его лирическому герою свойственна эмоциональность и буйство характера, в то же время многие строки раскрывают все нежность и тончайшие нотки души этого образа.

Любовь к рязанской земле, родине поэта, раскрывается во многих стихотворениях, например, «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…». Именно Есенин является основоположником деревенской поэзии. Благодаря описанию простых бытовых вещей герой, в текстах Есенина, оживает, становится реальным и осязаемым. Читатель представляет красивого, голубоглазого юношу, со светлыми кудрявыми волосами.

Помимо этого, многие стихи раскрывают его нежные чувства к своей матери. Самым узнаваемыми считаются «Письмо матери» и «Разбуди меня завтра рано…». Именно в этих произведениях автор показывает лирического героя, как непутевого, но любящего сына. И здесь читатель становится уверен в том, что лирический герой и Сергей Есенин – это одно и то же лицо.

Прослеживая творческий путь поэта, можно заметить, как меняется его лирика с переездом в город. В стихотворении «Я усталым таким еще не был…» герой начинает грустить по рязанским просторам, его не радуют победы и не огорчают неудачи. Лирический герой становится равнодушен к окружающей его городской суете и общественности. Это относится и к самому автору.

Несмотря на то, что Есенин, человек эмоциональный и способный на сильные чувства, его любовь не всегда прекрасна и имеет счастливый конец. Все свои любовные переживания автор переносит на бумагу – в стихотворения. Порой, лирический герой Есенина – это беспробудный пьяница, который заливает свою грусть алкоголем и хождением по кабакам. В стихотворении «Москва», автор четко расставляет приоритеты, вплетая в строки частички своей непутевой жизни (…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…).

Лирический герой Есенина, как и сам автор, всегда юн душой. Это заставляет Сергея Александровича не оглядываться назад и не задумываться о собственном будущем.

Вариант 2

«Мне кажется, я пишу стихи для самых близких», «настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие к друг другу», по этим цитатам С. А. Есенина и М. Горького соответственно можно понять , что лирический герой Есенина – сам Есенин.

Все, что написано в его стихах имеет прямое отношение к нему самому: любовь, восхищение, напряженность, тревога, жалость, умиление, думы.

Ранняя лирика Есенина пропитана любовью к Родине. Детство в деревне на всю жизнь напоило сердце поэта крестьянской песней и крестьянским восприятием жизни:

«Зыбко пенились зори за рощей,
Как холстины ползли облака,
И туманно по быльнице тощей
Меж кустов ворковала река.»

Здесь лирический герой с тихим восторгом вспоминает утренний пейзаж природы. Шум реки сравним с воркованием птиц, свет зари с пеной. Предметы и явления крестьянского быта Есенин воспринимает и передает метафорично и образно «. в хворосте белые веки луны», «…оловом светится лужная голь».

Близок сердцу Есенина кроме быта крестьян и пейзажей Родины, мир животных. Животных поэт любил и жалел: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах» пишет так он о корове, у которой отняли «белоного телка» и «не дали матери сына». «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» это строка категорично выражает отношение поэта к животным.

В период первой мировой войны обостряется социальная позиция поэта. В чувствах героя все заметнее становится неприятие царского режима, отчужденность от монархического строя и горечь о погибающих напрасно на войне:

«Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых – красные цветы.
Нежный шелк выводит храброго героя,
Тут герой отважный – принц ее души.
Он лежит, сраженный, в жаркой схватке боя,
И в узорах кровьи смяты камыши.»

Молодая девушка теряет любимого и поэт горюет об этом.

«Видят они поле –
Это поле боя,
Сына видит в поле –
Павшего героя.
На груди широкой
Запеклася рана,
Сжали руки знамя
Вражеского стана.»

Сочувствует Есенин и матерям потерявших сыновей.

В период революции Сергей Александрович принимает всем сердцем октябрь и май. Восхваляет в поэме «Товарищ» образ рабочего. Пишет еще несколько произведений о народном революционном духе, о справедливости восстаний и беспощадности царской России: «Небесный барабанщик», поэма «Пугачев», и «Песнь о великом походе». Поэт отрекается от старых устоев и стремится к новому «сокройся, сгинь ты, племя смердящих снов и дум! На каменное темя несем мы звездный шум.» .Поэт ставит себя в один ряд с пролетариями, с восстающими против всякого закрепощения и эксплуатирования, готов делать шаг в будущее, в новый мир.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Послереволюционная политика линии НЭПа сначала ввергает поэта в отчаяние и смущение. В это время он возвращается в Константиново, в котором не был 8 лет, и там видит сильно изменившееся родное село. Поэту кажется, что он не на своем месте, что здесь он не нужен. Но немного погодя Есенин понимает, что это лишь начало новой жизни. Здесь Есенин становится лириком-философом и мыслит социальные и нравственные проблемы в отношениях деревни и города «уж не село, а вся земля им мать». Воспоминания о прошлом деревни будят в сердце поэта жажду обновления деревни:

«Мне теперь по душе иное
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.»

Смерть В. И. Ульянова воспринимается поэтом тяжело. Несколько часов проводит он в Колонном зале у гроба вождя. Зимой 1921-1922 Есенин задумывает поэму, в которой одним из главных лиц должен был быть Ленин. Есенин хочет написать о масштабности, простоте и человечности Ленина, «капитана, который открыл для мира, наконец, никем невиданную сушу». Так в поэме «Анна Снегина» есть афористичное высказывание:

«Скажи,
Кто такое Ленин?
Я тихо ответил:
Он – вы.»

После, в 1922-1923 годах, сильное влияние на Есенина оказывает поездка за границу. В свободно дышащей Европе Есенин почти ничего не пишет, кроме писем. Там он задумывает пьесу «Страна негодяев» и пишет драматические строки «Москвы кабацкой».

По возвращении поэта охватывает страсть работать, создавать новое и 1924-1925 годы становятся годами, насыщенными творческой работой. Он сочиняет вдвое больше стихотворений нежели за 6 лет до этого. Есенин утверждает лирику в революционную эпоху, прокладывает путь молодой советской поэзии. Условные образы лирика воспринимались читателем, как выражение свежести чувств. Три цвета лирики Есенина постоянно фигурируют в его произведениях: «золотые далекие дали», «синий плат небес», «да, мне нравилась девушка белом, но теперь я люблю в голубом».

Лирический герой честен «я сердцем никогда не лгу» сам пишет о себе поэт.

Есенин ушел из жизни преждевременно, но уже в 20-30 е годы его традиции получили развитие в творчестве М. Исаковского, А. Прокофьева, П. Васильева и Б. Корнилова.

Лирический герой в стихотворениях Есенина

Несколько интересных сочинений

Чехов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе, как например «Чайка». Здесь главным героем стал молодой человек по имени Треплев Константин Гаврилович. Его отец был актером, которого знал весь мир.

Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа “Преступление и наказание”. Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры

Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

Тема любви в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является ведущей. Автор рассматривает любовь в разных плоскостях, разных вариантах, значениях.

Будучи ярким примером народного творчества, данная былина рассказывает историю, в которой содержится невероятная мудрость и интерес, проносящийся сквозь время. Однако, стоит сказать

Лирический герой в стихотворениях Есенина

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.

Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.

В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой. Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска. В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.

Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников. Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора. А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.

Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.

На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.

Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.

Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.

2 вариант

Сергей Александрович Есенин подарил миру русской поэзии, безусловно, большое количество прекрасных стихотворений, которые пользуются невероятной популярностью даже сегодня. Лирический герой Сергея Александровича является прототипом его самого. Он, если можно так назвать, «на одной волне» с природой, ощущает ее настроения и мастерски передает его при помощи своего человеческого языка. Есенин был рязанским мальчиком, который с детства чувствовал каждый листок, цветочек на своей земле и мастерски изображал его внутренний мир в своих стихотворениях. Также в творчестве Сергея Александровича прослеживаются мистические мотивы, христианские и даже языческие символы. Персонажи мистические переселились в реальный мир у этого автора.

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Сам автор, когда был пик популярности его творчества (1924) считал, что читатели должны в первой степени обратить внимание на чувствование с точки зрения лирической составляющей. Вся эго поэзия пропитана этим самым чувством.

Языческое и христианское переплетено в творчестве Сергея Александровича. Связываются различные временные эпохи. Любой предмет, имеющийся во Вселенной, становится у Есенина символом чего-то великого. К примеру, всего лишь какой-то клен является у рязанского поэта целым деревом жизни, а не каким-то деревцем. В публицистическом тексте «Ключи Марии» Есенин дает четко понять это. Его лирический персонаж принимает весь окружающий мир сквозь эти самые символы и чувствует себя единым с окружающей Вселенной. Собственное «я» и природа сплетены.

Мне думается, что абсолютно в каждом стихотворении Сергея Александровича имеется отсылка к родине, родной России. Лирический персонаж отдается рассуждениям о судьбе России, сравнивает ее с кораблем. Она для него и мать и Богородица.

В «Письме к матери» Есенин обращается к России, которая оставляется им во время отъезда в другие страны. Чувства и видение мира поэта передаются метафорически, а еще с помощью цвета, запаха, звуков. Есенинское жилье – это село, точнее – его образ. Также она сравнивается с колесницей, что несется вперед.

Цвета лирического героя этого поэта: красный, синий, золотистый, а также их тона. Именно такого цвета одеяния у Богородицы. Эти цвета используются при написании икон.

Вообще Есенин также в своих стихах фокусирует читателя на запахах. Значимое место занимают в творчестве этого поэта и праздники. Они народные, религиозные. При помощи упоминания о них народный поэт как бы объясняет, когда происходит действие, время его.

Лирический герой Есенина – человек, который живет душой и сердцем в Руси и любит все, что с нею связано.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирический герой в стихотворениях Есенина

Популярные сегодня темы

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков. Этот герой открывает галерею помещиков, созданную Гоголем. И каждый последующий хозяин пал ниже предыдущего. Таким образом, господин Манилов символизирует скромные

Печорин является особенным человеком, который не похож на других. А ведь каждый человек индивидуален, и наш главный герой к ним относится. Кроме этого у него есть много особенностей, которые имеются только у него. 70 слов, 200 слов

Пушкин ввёл в свой роман знаменитый сон Татьяны неслучайно. Он важен для понимания читателем и раскрытия характера Татьяны Лариной, а также для понимая обстановки, в которой она жила, самой эпохи.

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета.

Образы простых людей в повести Дубровский переданы довольно точно и, на мой взгляд, они передают противоречивую глупость обывателей, в частности простого народа. В Дубровском наиболее

Лирический герой поэзии С. А. Есенина

Время, в которое жил и творил С. А. Есенин, было одной из самых сложных эпох в истории российского государства. Бурные события, происходившие в стра­не, сказывались на жизни каждого человека, живше­го в это время в нашем государстве. А особенно силь­но — на судьбах людей, наделенных сверхчувстви­тельностью, обостренной восприимчивостью. К таким людям и относился Сергей Александрович Есе­нин. Его стихи — это искренняя исповедь романтиче­ской души, привлекающая одухотворенностью, стремлением воспеть лучшие человеческие качества. Есенинская поэзия правдиво раскрывает поиски сложной души поэта. Его мировоззрение меняется вместе с изменением окружающей обстановки. Все это нашло свое отражение в лирике С. А. Есенина, а значит, повлияло и на образ лирического героя, про­шедшего вместе с автором сложный путь эволюции.

Ранняя поэзия С. А. Есенина наполнена образами русских крестьян. В ней описывается деревенский быт: мужики сетуют на засуху, «скинув шапки, мо­лясь и вздыхая»; рыбаки поют «где-то вдали, на изло­ме реки, древнюю песню»; «щенки кудлатые заполза­ют в хомуты»:

По лугу со скрипом

Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бес­крайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязан­ской земле он впервые увидел и костер зари, и сереб­ристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор ук­репил его чувство любви к народу и к Родине:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Лес да монастырь.

. Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Первые стихотворения С. А. Есенина насыщены религиозными образами. Позднее он скажет: «Ото многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удо­вольствием отказался, но они имеют большое значе­ние как путь поэта до революции». Молодой поэт ис­поведовал христианскую мораль, но Христос для него не Бог, а, прежде всего, идеальный человек. Иисуса, по мнению автора, как и многих других святых, мож­но встретить вместе с «каликами» и «богомолками» на дорогах святой крестьянской Руси. Лирический герой этого периода наполнен вселенской гармонией. Он странник, «захожий богомолец», идущий в «ску­фье смиренным иноком», нашедший свои святыни в самой русской земле:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Его храм создан самой российской природой:

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Одно из основных чувств, которые испытывает ли­рический герой — это любовь к родине:

Но не любить тебя, не верить

Я научиться не могу.

В сердце поэта с ранних лет запала Россия, ее бес­крайние поля, раздольные песни, сельская тишина, звонкий девичий смех. «Моя поэзия богата одной лю­бовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество», — писал С. А. Есенин.

О, Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В 1915 году мировоззрение поэта резко изменяет­ся, в его спокойный поэтический мир врывается образ грешника и богоборца:

Не ищи меня ты в Боге,

Не зови любить и жить.

Я пойду по той дороге

Буйну голову сложить.

Период отрытого противостояния лирического ге­роя Богу пришелся на тяжелое для страны время — время революции 1917 года. Год спустя он пишет це­лый цикл из десяти небольших поэм, в которых лири­ческий герой провозглашает себя пророком и описы­вает «иную страну», «где живет божество живых». Отрекаясь от христианства, он восклицает:

Читайте также:
О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Тело, христово тело,

Выплевываю изо рта.

Но такое настроение не долго царит в душе С. А. Есенина. Вскоре он, а вместе с ним и его лириче­ский герой, возвращается к традиционной крестьян­ской философии, проникнутой, по мнению поэта, иде­ей связи человека с космосом. В творчестве появляет­ся образ луны. Она принимает непосредственное участие в судьбе лирического героя. Это отчетливо видно в стихотворении «Я последний поэт деревни. »:

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

В этом же стихотворении звучит горькая для поэта мысль о том, что крестьянская культура постепенно умирает. Лирический герой осознает неизбежность происходящих перемен в России. Также он признает закономерный и естественный путь человека от рож­дения к смерти. В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу», написанном в -зрелый период жизни, в1922 году, поэт рассматривает проблему, встающую перед каждой личностью — приятие или неприятие неумолимого течения времени, ухода молодости, жизненных сил. Это стихотворение стоит чуть особ­няком в творчестве С. А. Есенина. Оно отражает миро­воззренческую концепцию поэта. Тема этого произве­дения — размышление зрелого человека о прошед­шей жизни, о ее смысле:

Я теперь скромнее стал в желаньях.

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Но все-таки «утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств» не оставляют глубокой болезнен­ной раны в душе поэта. Он понимает, что человек — это частица природы, а значит нужно просто подчи­ниться естественным законам мирозданья:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Лирический герой принимает смиренно все, что не­сет ему жизнь. Но его смирение не угнетающее, это восприятие мира целиком, во всем его многообразии. Неожиданные” яркие образы этого стихотворения сде­лали его одним из самых известных в творчестве С. А. Есенина.

Горечь по поводу исчезновения крестьянской Руси приводит поэта к трагическому ощущению одиноче­ства, ненужности в новой жизни. Свою раненую душу поэт прячет под маской. Обостренные до предела от­ношения поэта с окружающим миром, двойствен­ность своего лирического героя отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая». В одном из произ­ведении этого цикла «Исповеди хулигана» за напуск­ной бравадой есенинского хулигана:

Я нарочно иду нечесаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Сохраняется верность истинным ценностям поэта:

Я очень люблю родину. Единственный путь достижения гармонии для ли­рического героя — это любовь, что и нашло свое отра­жение в стихотворении «Любовь хулигана»:

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Иногда лирическому герою ближе всех людей ста­новятся животные:

Средь людей я дружбы не имею.

Я другому покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать свой лучший галстук.

После возвращения из длительной заграничной по­ездки, С. А. Есенин предпринимает активную попыт­ку преодолеть мировоззренческий кризис. Он создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», самым известным из которых стало «Шаганэ ты моя, Шаганэ». В нем лирический герой признается, что как бы ни были прекрасны чужие страны, ничто не заменит ему красоты родного края:

. Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Большинство произведений этого цикла проникну­то ностальгией. Лирический герой не может не ду­мать «про волнистую рожь при луне», про «рязанские раздолья». Даже сама прекрасная Шаганэ не в состоя­нии затмить северную девушку. Там на севере, девушка тоже, Может, думает обо мне. Краткий период относительной гармонии быстро заканчивается для С. А. Есенина. И опять на душе по­является тягостное ощущение одиночества и трагиче­ской для поэта ненужности новой России. В стихотво­рении «Русь советская» он восклицает:

Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый

Бог весть, с какой далекой стороны.

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

В этом стихотворении ярко проявляется раздвоен­ность лирического героя, внутренняя борьба между приятием и неприятием новой жизни в России. Ближе и роднее своей страны, своего народа у поэта нет. И ему ничего не остается кроме как принять обновлен­ную Русь:

Как есть все принимаю-

Отдам всю душу октябрю и маю.

Поэт приносит своеобразную клятву верности сво­ей стране:

Когда по всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

С. А. Есенин пытается понять всем своим сущест­вом новую систему ценностей российского государст­ва. В произведении «Неуютная жидкая лунность» ли­рический герой «через каменное и стальное» видит будущую мощь родной страны.

Родной с детства поэту мир деревни постепенно, но безвозвратно уходил. И сам Есенин все чаще стал за­думываться о смерти. Эти мысли нашли свое отраже­ние и в его произведениях. В стихотворении «Отгово­рила роща золотая. » лирический герой осознает невозвратимость прожитых лет, он сравнивает себя с рощей и журавлями, а свою молодую душу — с «сире­невой цветью»:

. Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Трагизм неминуемого конца жизни человека сгла­живается утверждением лирического героя, а значит и самого поэта, что жизнь не заканчивается смертью. Этот оптимизм отчетливо просматривается и в последнем стихотворении С. А. Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья. »:

Обещает встречу впереди.

Поэт рано ушел из жизни, но успел оставить нам прекрасное поэтическое наследие. В стихотворения он вкладывал всю свою душу. Очень точно о его твор­честве сказал писатель А. Толстой: «. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: