Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Сравнительная характеристика лирики В. Маяковского и С. Есенина

Сравнительная характеристика лирики В. Маяковского и С. Есенина.

1. Творчество поэтов в русле литнратурных течений начала 20 века – футуризма и имажинизма.

2. Личность и судьба Сергея Есенина.

3. Судьба и личность В. Маяковского.

4. Тема смерти в лирике Маяковского и Есенина.

5.Тема любви к животным в поэзии Есенина и Маяковского.

6. Особенности стиля поэтов.

Сергей Александрович Есенин и Владимир Владимирович Маяковский принадлежат к одному поколению. Они жили и творили в одно время – в эпоху революций в обществе и в искусстве. Они оба прожили короткую и яркую жизнь. Оба рано, с детства, начали писать стихи. Оба обладали своим особым, узнаваемым стилем, который невозможно перепутать ни с каким другим. Оба были в душе лириками, тонко чувствовали поэзию. Они оба, как, впрочем, и большинство их современников-поэтов, начинали творчество в рамках литературных течений – футуризма и имажинизма, но позже переросли эти рамки. Пожалуй, на этом сходство этих двух неординарных поэтов и заканчивается. Во всем остальном они были очень разными, даже темы их лирики почти никогда не пересекаются.

Целью данной работы является сравнение тематических и стилевых особенностей лирики двух поэтов начала 20 века – и .

Актуальность работы заключается в том, что в огромном многообразии литературы о поэзии Серебряного века и о лирике этих поэтов, не было попыток сравнения особенностей творчества настолько разных авторов.

1.Творчество поэтов в русле литературных течений

начала 20 века – футуризма и имажинизма.

Литературная жизнь в начале 20 века шла удивительно быстро. Время было густым и насыщенным. На рубеже веков в русской поэзии определился большой стиль модернизма, в 1910 гг. сформировался русский авангард. В эти десятилетия литературные направления и школы формировались и сменялись с большой быстротой и интенсивностью. Одна из причин, почему возникло так много школ и групп, заключается в том, что поэзия в 20 в. сильно идеологизировалась. Имеется в виду идеология не только политическая, но и эстетическая, религиозная. В этом проявилась общая особенность мышления 20 в.

Этим же объясняется борьба, иногда ожесточенная, между поэтическими школами. Декаденты, символисты и акмеисты образовали три поколения модернизма. После кризиса символизма рядом с акмеизмом начал складываться поэтический авангард. Если модернизм устремлялся к новому, не порывая с традицией, то авангард объявлял о разрыве с культурно-исторической преемственностью. Другое дело, что на практике такой разрыв неосуществим, но очень важна установка на отказ от прошлого.

не атакован Пушкин?

Авангард в поэзии был представлен несколькими школами футуризма. Близкие процессы происходили в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театре, в кинематографе, даже в науке о языке и литературе. За рубежом ближе всего к русскому авангарду стояли итальянский футуризм, французский сюрреализм и немецкий экспрессионизм. Манифесты и мемуары участников движения (прежде всего “Полутораглазый стрелец” Б. Лифшица) подчеркивают радикальность футуристических установок и их связь с катастрофичностью и динамикой “настоящего 20 века” (А. Ахматова).Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, футуристы намеренно остраняли явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали комическое и трагическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

Ближайшее для поэтов-футуристов искусство – живопись, выступавшее в общей связке лидером. В тезисах одного из докладов В. Маяковского значится: “3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, и живописи, и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость – самоцель живописи – живописная концепция, слово, его начертание, фоническая сторона, миф, символ – поэтическая концепция”. (цит. по 5.; стр.41). Приемы живописной поэтики ярко видны на примере стихотворений В. Мяковского “Ночь”, “Из улицы в улицу”, в которых внимание акцентируется на зримости и динамической деформации образов, фонетических и смысловых смещениях.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Как всякий большой художник, Маяковский пришел в искусство с заявкой нового знания, причем его заявка была демонстративной, а жажда незнаемого – по-мальчишески вызывающей. Это отразилось в его ранних стихах “А вы могли бы?”, “От усталости”, “Адище города”. Маяковского разделяли границы не только с таким случайным спутником, как Игорь Северянин, но и с союзниками действительными: Хлебниковым, Каменским, Крученых. Им присущи природная органика, стихийность, интуитивность, а Маяковский гораздо более социален и рационален. Это делает его самым понятным из футуристов-будетлян. Его ранние поэтические произведения: “А все-таки”, “Война объявлена”, “Я и Наполеон”,отрывки из трагедии “Владимир Маяковский” – отличает не только зашифрованность, невероятные масштабы и алогизм, но и документальность, грубая откровенность урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости и реализации метафор.

Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: “Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства”. Футуризм Маяковского – опыт не только самоценного творчества, сколько факт жизнестроения.

Совсем другим путем пришел в поэзию Сергей Есенин. Он сформировался под сильным влиянием Николая Клюева, творчество которого положило начало крестьянской поэзии 20 века. Ранние поэмы С. Есенина отмечены таким же, как у старшего поэта, сочетанием христианских и языческих образов; так же противопоставляется органическая жизнь деревни наступлению враждебной городской, западной цивилизации; так же революция воспринимается как освобождение духа, как преддверие осуществления крестьянской утопии. Существенная разница состоит в обращении со словом. Есенин не учился грамоте по старообрядческим книгам, как Клюев, не был столь начитан в церковной литературе.

1.Баевский русской поэзии: 1гг. Компендиум. – М.,Интерпракс, 19с.

2.Есенин . Поэмы. – М., Дрофа: Вече, 20с.

3. Маяковский . Поэмы. Пьесы. – М., Дрофа: Вече,200с.

4. Пастухова и мир. Урок по лирике Сегея Есенина. / РЯШ, 1990, №6.

5. Страшнов поэзия 20 века в выпускном классе. Книга для учителя. – М., Просвещение, 1999

6., , Трофимова . – М., Высшая школа, 198с.

7. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.2, 20 век. / Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.,Аванта+, 20с.

Сочинение: Тема любви в творчестве Есенина

(585 слов) Тема любви в творчестве Есенина является одной из доминирующих. Эта та тема, о которой постоянно беседуют и эксперты, и дилетанты, прочитавшие знаменитые произведения «Та женщина» или «Письмо к женщине». Их можно понять, ведь все самые известные строки автора повествуют той или иной любви: к родине, природе, женщине, матери. Если разобраться в биографии самого автора, то становится ясно, почему тот так активно пишет о своих чувствах. Настоящим призванием Сергея Есенина была любовь, счастливая и трагичная, взаимная и не разделенная, веселая и печальная, но неизменно выражающаяся в каждом слове, жесте, прикосновении.

У Сергея Александровича Есенина была насыщенная личная жизнь: он был женат 6 раз и имел яркие любовные приключения вне брака. Каждой женщине в своей жизни он посвятил стихотворения или поэму. Музы для Есенина были как воздух. Каждая красивая девушка превращалась в поэтический образ, которому поэт посвящал всего себя. Если делить на периоды творчество поэта о любви, то можно заметить, как из мальчика, который еще не понял собственных чувств, он превращается в мужчину, который пусть и считает женщину загадкой, но все же приземленной и живой, близкой и желанной. В ранней лирике Есенин черпает вдохновение из народных песен о любви и использует фольклорные элементы. Образ возлюбленной пока абстрактный, лишенный поздней выразительности и чувственности. Например, в стихотворении «Темна ноченька, не спится…» (1911 год) автор уделяет больше внимания своим чувствам, чем самой возлюбленной. О ней мы не знаем ничего, кроме того, что она красива: «Залюбуюсь, загляжусь ли на девичью красоту». Выражением привязанности становится шутливое и хулиганское предостережение, что скоро влюбленные окажутся в «зеленом тереме» и пробудут там до зари.

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Из поздней лирики про любовь можно выделить одно стихотворение, которое отражает изменения в восприятии любви, которые произошли в мировоззрении автора под влиянием времен. В нем мы уже видим уверенность поэта в том, что он чувствует, видим конкретную героиню, которой обращено послание с четкими целями и посулами. Августа Миклашевская не разделяла чувств автора, поэтому он так настойчиво и страстно обращается к ней в своем стихотворении. Произведение «Заметался пожар голубой» демонстрирует есенинский максимализм в любви: ради нее он готов отречься даже от поэзии. «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил» — пишет он. Он горит этим образом, отчаянно молит о взаимности. Сильные чувства заставляют его быть покорным, что расходится с бурной жизнью хулигана. Ему кажется, что это чувство с ним будет всегда, но, как мы знаем, огонь любви эмоционального и беспокойного лирического героя вскоре перекинется на другой предмет обожания. Такова особенность сильной и безудержной страсти: она доходит до пика, поэтому не может длиться долго, иначе просто разорвет сердце.

Более поздние произведения уже показывают поэта с другой стороны. Он не готов мириться с капризами женщин и призывает их быть покорными для него или вовсе исчезнуть из его жизни. Вот, например, стихотворение 1925 года «Ты меня не любишь, не жалеешь». Лирический герой осуждает героиню за то, что она не принимает его таким, какой он есть. Ему обидно, но все же он принимает, что девушка могла навесить на него свои ожидания и потом разочароваться в нем, убедившись в его несоответствии с придуманным образом. Для лирического героя не существует глубокой обиды, потому что тот уже может позволить себе не быть привязанным к той или иной женщине. Он научился управлять своими чувствами, но все же любовь всякий раз обходит его усовершенствованную защиту.

Сергей Есенин писал о настоящей любви, поэтому так близок каждому из нас. В его лирике есть место обидам и разочарованию, тоске и горечи, упрекам и сожалениям — всему тому, что приходит в нашу жизнь вместе со светлыми чувствами и сильными эмоциями. Но без этих разнообразных оттенков любви ее портрет был бы жалкой пародией того, что испытывает каждый человек.

Любовная лирика Маяковского (Любовь в творчестве) сочинение 11 класс

Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Именно эта тема является тем самым ларцом постоянного вдохновения и идей, толкающая знаменитых автор на создание новых произведений искусств. Абсолютно все поэты видели в этом великом и грандиозном, что-то личное. Пушкин, к примеру, видел в таком прекрасном чувстве, как любовь восторг перед душой и красотой женщины, так же это светлое и прекрасное чувство, которое возвышает и облагораживает человека.

Для Лермонтова любовь – это чувство, которое может приносить человеку только боль и разочарование. У героя Блока, который преклонился перед одной очаровательной и обворожительной дамой, любовь, приманивает к себе прежде всего своей тайной и загадкой этих необычных и удивительных чувств. В произведениях Маяковского, любовь выражена весьма необычно в отличие от других.

Читайте также:
Главные особенности художественно-философского мира Есенина: сочинение

Любовь у Маяковского, явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Самую свою первую поэму Маяковский написал в 1915 году и называлась она “Облако в штанах”, а сам он называл ее “четыре крика”, она получила от автора такое прозвище поскольку была разделена на четыре части под названиями “Долой вашу любовь, ваше искусство, ваш строй, вашу религию”. Самый первый «крик», по общему мнению, читателей является самым сильным и насыщенным, именно после него появляются остальных три крика. Это крик сошедшего с “ровной дорожки” от ненависти и боли человека.

Главный герой охвачен по истине гигантским спектром чувств и эмоций, он предъявляет к любви слишком большие требования: повернуть себя самого так, чтобы были “только губы”, быть “неописуемо нежным”, одним словом “облако в штанах”. Любовь, которая остается без ответа разбивает его сердце и проводит к ужасу потерянного счастья. Именно по этим причинам, внутри него, как он сам говорит, горит сердце. Первое мученье – ожидание любимой женщины. В его сердце все больше и больше разгорается пожар, гнев и злость со временем только увеличиваются и всем уже становится понятно, что скоро точно должно произойти, что-то плохое. Вот наконец случается кульминация – пляска нервов. Решение всего этого происходит в главе под названием “Ты вошла”, но к сожалению, это оказывается не кульминацией, а восхождением к исходной точки эскалации конфликта, предел всему этому достигается только в последних строфах первой главы.

Сочинение Тема любви в творчестве Маяковского

Практически каждый русский поэт в своих произведениях в первую очередь старался передать свои чувства, эмоции, любовь. Именно поэтому зачастую каждое стихотворение поэтов это именно их истории. Одним из знаменитых русских поэтов считается Владимир Маяковский, который был признан поэтом-бунтарём своего времени.

Многие считали его просто на просто крикуном и агитатором. Однако несмотря на всё это, данный поэт был невероятно чутким человеком, с прекрасной и очень ранимой душой, которая умела любить по-настоящему. Всему этому он нашёл выход в каждом из своих произведений о любви.

Каждое стихотворение поражает страстной силой чувств, которые испытывал поэт во время его написания. Маяковский считал, что любовь – это самое главное, что должно быть в жизни каждого человека. Он приравнивал чувство любви к самой жизни, искренни веря в той, что без любви не сможет прожить не один человек.

Всем произведениям Владимира Маяковского об этом прекрасном и нежном чувстве свойственно открывать душу читателя, обнажать самые тайные любовные переживания, помогать найти именно своего человека.

Глубочайшая линия любви, которую поэт вкладывает в свои произведения удивляет и поражает довольно насыщенной и откровенной образностью, красотой чувства.

Нельзя не отметить и то, что все стихотворения, без единого исключения наполнены различными метафорами, которые поражают своей уникальностью и оригинальностью. Употребление в стихотворениях сравнительного приёма делает их неповторимыми и непохожими на произведения других поэтов.

Очень часто занимаясь написанием подобных произведений поэты и писатели хотят лишь одного донести до людей понимание того, что настоящая любовь всё же есть, её просто нужно дождаться, в неё нужно просто искренни верить, и она неизбежно настигнет каждого.

Любовная лирика Маяковского

Несколько интересных сочинений

Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть

Данная поэма Джорджа Байрона – известного английского поэта – вошла в сборник «Восточных поэм».

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только...: сочинение

День, когда ребенок становится подростком, является очень важным периодом в его развитии.

В произведении не прописано отдельно образы чиновников. Их образы появляются прямо с самого начала произведения. Например, аферист Чичиков является льстивым человеком

Согласно сюжету, изначально Левша знакомится с Платов. При всей уверенности, что на Руси орудуют исключительно профессионалы своего дела, в том числе, кузнечного, по отношению к Левше

Сочинение на тему «Особенности любовной лирики В. В. Маяковского»

В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю».

В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви свое – поэтическое. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте поэмы. По мнению Маяковского, любовь дается каждому человеку от рождения, но у обычных людей, которые любят «между служб, доходов прочего», «поцветет, поцветет – и скукожится»:

Любовь любому рожденному дадена,

Очерствевает сердечная почва.

Поэт протестует против принятого мнения о недолговечности любви. Он любит преданно и верно. История его громадного чувства описывается в последующих четырех главах. У поэта было сердце, способное вместить все мироздание: «Громада любовь, громада ненависть». Чувства переполняют поэта, они безграничны, он хочет поделиться своей любовью со всеми, но любовь в обывательском и жестоком мире никому не нужна.

Наконец, лирическому герою встречается женщина, которая

Пришла — Деловито, За рыком, За ростом, Взглянув,

Разглядела просто мальчика.

Как девочка с мячиком.

Конфликт в поэме строится на неразделенности чувства любви. Наиболее высокого напряжения он достигает в главе «Ты». Поэт отдает сердце любимой и счастлив. По его мнению, счастье не в том, чтобы хранить чувства, как капитал в банке, а в том, чтобы подарить их другому человеку, ничего не желая взамен. Любовь бескорыстна, поэтому она вечна. У Маяковского было твердое убеждение, что «если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при любых обстоятельствах, даже если я неправ, несправедлив, или жесток». Любовь должна быть незыблема, как закон природы. «Не может быть, чтобы я ждал солнца, а оно не взойдет. Не может быть, чтобы я поклонился цветку, а он убежит. Не может быть, чтобы я обнял березу, я она скажет: “Не надо”». Любви не страшны

Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь —

К любовной лирике Маяковского относятся два стихотворения, созданные в конце 1928 года. Это «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Первое из них адресовано редактору газеты «Комсомольская правда», в которой работал оказавшийся в Париже поэт. Второе стихотворение не было предназначено для печати – это личное послание, которое было передано любимой женщине. В первом

«Письме…» Маяковский размышляет о сущности любви, ее сокровенном смысле. Поэт хочет разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Любовь настолько сильна, что перевернула в нем все, создала его заново. «Письмо…» представляет собой поэтический монолог. Любовь поэта «человеческая, простая»:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подымает площадь шум, экипажи движутся,

я хожу, стишки пишу

Читайте также:
Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?: сочинение

Любовь дает возможность ощутить единство обычного, земного и прекрасного, высокого, а поэзия – выразить это.

В этом «Письме…» поэт утверждает, что слово влюбленного человека способно подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли.

«Письмо товарищу Кострову…» – одно из самых лирических произведений В. Маяковского о любви. Поэт говорит о значении любви в своей жизни. Его чувства приобретают «вселенские» масштабы, поэтому для их выражения Маяковский использует метафоры и неологизмы: «Из зева до звезд взвивается светло золоторожденной кометой» или

«Распластан хвост небесам на треть».

В «Письме Татьяне Яковлевой» любовь предстает своей драматической стороной. Почему-то взаимная любовь не принесла счастья влюбленным. Поэт обещает усмирить чувство ревности. Если стихотворение «Письмо товарищу Кострову…» имеет глобальный, даже философский характер, то второе по содержанию более личное. В нем душа Маяковского открыта, в ней рядом страсть и бессилие, ревность и достоинство:

из-под выпрямленных дуг.

иди на перекресток

моих больших и неуклюжих рук.

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление

на общий счет нанижем.

Форма монолога сообщает стиху доверительность, придает поэтическому повествованию глубоко личный характер. Предельная откровенность героя проступает в словах о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти». Каждая строка стихотворения наполнена силой чувства, как и вся любовная лирика Маяковского, мощная и страстная. Поэт был навеки ранен любовью. Читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Читайте также:
Восток в лирике Сергея Есенина: сочинение

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Вместе с Есениным я познаю великое:

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать: Материал с сайта //iEssay.ru

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Читайте также:
Лирика Сергея Есенина: сочинение

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Когда М. Осоргин говорил о «простых и чутких струнах сердца», на которых «умел играть только Сергей Есенин», он, на мой взгляд, имел в виду особое настроение, которое возникает у читателя благодаря стихам удивительного поэта. Стихи Есенина «универсальны», они вне времени. Поэтому к ним не иссякнет интерес никогда. Человек любого возраста может найти для себя что-то близкое, родное и понятное в поэзии С.
Есенина. Не случайно уже в раннем детстве есенинские строки хорошо запоминаются, и остаются в памяти на всю жизнь.
Сергей Есенин не только воспевает красоту родной природы. Он говорит о красоте самой жизни. И ритм его стихов позволяет ощутить особое настроение, свойственное этому талантливому человеку. Поэт подмечает каждую деталь, которая для равнодушного человека могла бы показаться незначительной, второстепенной. Однако для поэта нет ничего второстепенного.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Стихи Есенина удивительно просты и вместе с тем изысканы. Ему удается найти удивительно точные сравнения. Красота природы и самой жизни вокруг кажется ему чем-то сверхъестественным и одновременно простым, будничным. Ведь это великолепие человек может видеть практически ежедневно. Однако далеко не каждому дано особое видение мира, позволяющее насладиться тем, что его окружает. Есенин воспринимает природу не просто как живое, а как разумное существо. В его стихах березки похожи на нарядных девушек.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
Поэт подбирает удивительно точные эпитеты для того, чтобы воспеть красоту мира вокруг. Его строки не только не оставляют равнодушными, они заряжают особой энергией, которая позволяет ощутить красоту и радость жизни. Живой, искренний диалог с природой, который ведет поэт, кажется читателю чем-то естественным и правильным.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
Прозаическое описание красот природы многих оставляет равнодушным. Некоторые читатели даже целенаправленно пропускают эти описания, так как они бывают достаточно унылы. Но вот стихотворная форма доносит до читателей все, что хотел бы сказать поэт. Особая музыкальность, которая присуща поэзии Сергея Есенина, делает его стихи запоминающимися. Поэту удается нарисовать достоверную картину зимнего дня. Эта картина кажется нам похожей на сказку.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
А ведь такие картины мы сами видим очень часто. Но, к сожалению, зачастую остаемся к ним равнодушными. Заслуга Есенина в том, что он заставляет иначе взгля-нуть на те предметы, явления, которые нас окружают. И мы уже начинаем по-другому воспринимать будничную действительность вокруг себя. Для того, чтобы ощутить красоту мира, нужно подмечать все детали. Строки Есенина нам в том помогают.
Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
Несомненно, что сам поэт очень любил и восхищался родной природой. Иначе он не мог бы найти удивительные обороты, сравнения для создания таких по этических картин. Красота поэзии Есенина во всем: его неторопливая манера говорить о том, что видит, кажется мне близкой и понятной. Изящество поэзии Есенина в ее простоте и изысканности. Картины, созданные им, гармоничны, точны и прекрасны.
Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.
Поэзия Есенина позволяет нам ощутить свою сопричастность всему, о чем говорит поэт. Мы своим внутренним взором видим листву, деревья, небо. Радостное чувство, возникающее на душе от этих строк, заставляет снова и снова перечитывать есенинские стихотворения. Жизнь в его стихах многогранна и насыщенна. Он ничего не приукрашивает, бывает точен и лаконичен.
Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям спится Гомон косарей.
Но, несмотря на лаконичность есенинского языка, его произведения не просто фиксируют на себе внимания читателя. Они заставляют погрузиться в раздумья о сущности всего земного, о месте человека в этом мире. Ведь только гармония внутреннего и внешнего мира может сделать человека счастливым. А умение созерцать мир вокруг — это первый шаг к постижению гармонии.
По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Пахнет от колес.
Каждый миг неповторим. Но умение запечатлеть этот миг отличает настоящего поэта.
Слухают ракиты Посвист ветряной. Край ты мой забытый, Край ты мой родной.
Кровная связь с родным краем не позволяет поэту забыть о своих корнях. Это лирическое настроение невольно передается читателям. Есенин в своих стихах говорит об истинных человеческих ценностях, о любви к природе, к родному краю, о гармоничной связи человека с окружающим миром. Поэтому его стихи всегда будут актуальны и притягательны для читателей. Безусловно, поэту был присущ удивительный «дар свыше», благодаря которому его поэзия пришлась по сердцу миллионам читателей.

Читайте также:
Сергей Есенин о природе: сочинение

М. Осоргин «Отговорила роща золотая…»

«Отговорила роща золотая…»

Покончил с собой прекрасный поэт Сергей Есенин.

Не только безвкусицей, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом для политических намеков и выводов. Если Есенин ушел из жизни, значит, она утратила для него силу страстного притяжения, какую имела прежде, значит, он исчерпал для себя и ее радости и ее огорчения. Пусто стало, и он ушел; и никто ему не судья, как никто не мог быть советчиком. И хотя умер он молодым, слишком молодым (30 лет), но от жизни он успел взять все, что мог, хотел и был способен. Да и трудно было бы представить себе Сережу Есенина не только нежным, но и совсем взрослым.

Обычная и приятная характеристика Есенина: талантливый поэт и хулиган. Последний эпитет он дал себе сам и от него не отказывался. А так как он был из семьи крестьянской и хулиганил соответственно уровню своего воспитания и развития, то ему вменялось в сугубую вину то, что в прежнее время поэту пушкинской поры из светской золотой молодежи часто ставилось почти в заслугу и уж во всяком случае прощалось. Можно одно сказать: от хулиганства Есенина никто никогда не страдал, кроме него самого.

Каким он был поэтом — про то напишут поэты и критики поэзии. Для меня же Есенин был — среди живых и творящих — самым большим и самым чистым; подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, еще что-нибудь. Но несомненно одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать — в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. Стихи же его последних двух лет, не все, но многие, большинство (особенно «Москва кабацкая») волновали таким высоким волнением, какого давно уже не дают нам переживать другие поэты. Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привил классическую розу к советскому дичку», — им и прочим почет и уважение, — но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась, как дар свыше, как то, за что можно простить не одно «хулиганство». Я говорю не о «литературщине», не об одном созерцании его стихов, а о его поэзии, о том, что под этим словом понимаю и считаю правильным понимать.

Читайте также:
Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина: сочинение

Вряд ли многие из здешних, зарубежных, знали Есенина лично; он «расцвел» в революции, а до нее был известен мало. Характеризовать его как человека в такую минуту неуместно. У него было чистое и отличное сердце, русское, широкое и свободное, — вот все, что я о нем могу и хочу сказать сейчас. Его трудно было не любить.

Лучше всех знал себя и лучше всех сказал о себе сам Есенин. И лучше всех объяснил он лежавшую на нем «роковую печать», тем, что он хотел повенчать «розу белую с черной жабой», что он «и похабничал и скандалил для того, чтобы ярче гореть». И этот внутренний разлад сердца и ума, чистоты и порока, веры и безверия, поэзии и хулиганства, — он сумел выразить изумительными строками признания:

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что неверю теперь.

«Чертей» в своей душе ои не отрицает, но он знает и то, что

…коль черти в душе гнездились —

Значит, ангелы жили в ней.

В сознании этой путаницы в душе поэта, веры и безверия, Божьего дара и кабацкого разгула, — он оставил нам строки своего завещания, обращенного к тем, кто будет свидетелем ухода его многогранной души:

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Но сам он выбрал и принял смерть иную… Поэтически-покаянными словами. С. Есенин в последнее время сам себя «вывел из моды». Он это знал и, по-видимому, считал свою поэтическую карьеру вообще завершенной. Его позднейшие стихи полны грусти неподдельной и чувств осенних. Я закончу отрывком из прошлогоднего его стихотворения «Отговорила роща золотая…»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Марьина роща

Марьина роща Раз, когда мы сидели у Шкловских, пришел Саня Бернштейн (Ивич) и позвал нас ночевать к себе. Там прыгала крошечная девочка-«заяц»; уютная Нюра, жена Сани, угощала нас чаем и болтала. Худой, хрупкий, балованный Саня с виду никак не казался храбрым человеком, но он

Роща[61]

Роща[61] Еще вчера, руками двигая, Листвы молитвенник листала. Еще казалась вещей книгою Без окончанья и начала. А нынче в клочья книга порвана, Букварь моей начальной школы, И брошена на тропы черные В лесу, беспомощном и голом. И дождик пальцами холодными Перебирает

Читайте также:
Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

245. ДРУЖЕСКАЯ РОЩА

245. ДРУЖЕСКАЯ РОЩА Дорогою о чистых и прекрасных Предметах размышляли мы, пока Бок о бок двигались, в руке рука, Безмолвствуя… среди цветов неясных. Мы шли, боясь нарушить тишину, Обручники, в ночи зеленой прерий И разделяли этот плод феерий, Безумцам дружественную

ОСОРГИН Михаил Андреевич

ОСОРГИН Михаил Андреевич наст. фам. Ильин; псевд. М. И-н, М-и-н, Москвич;7(19).9.1878 – 27.11.1942Писатель, журналист, мемуарист. Публикации в журналах «Русское богатство», «Вестник Европы», «Детский мир», в газетах «Русские ведомости» (более 400 публикаций), «Последние новости» и др.

Марьина роща

Марьина роща Когда-то стоял в 14-м проезде Марьиной рощи двухэтажный деревянный домишко под номером 15. Окружали его такие же серенькие домики с подслеповатыми окошками, дырявыми крышами, «удобствами» во дворе. Весной и осенью Марьина роща утопала в грязи, летом страдала от

МАРЬИНА РОЩА

МАРЬИНА РОЩА Когда-то стоял в 14-м проезде Марьиной Рощи двухэтажный деревянный домишко под номером «15». Окружали его такие же серенькие домики с подслеповатыми окошками, дырявыми крышами, «удобствами» во дворе. Весной и осенью Марьина Роща утопала в грязи, летом страдала

Марьина роща

Марьина роща Когда-то стоял в 14-м проезде Марьиной рощи двухэтажный деревянный домишко под номером 15. Окружали его такие же серенькие домики с подслеповатыми окошками, дырявыми крышами, «удобствами» во дворе. Весной и осенью Марьина роща утопала в грязи, летом страдала от

Марьина роща

Марьина роща Раз, когда мы сидели у Шкловских, пришел Саня Бернштейн (Ивич) и позвал нас ночевать к себе. Там прыгала крошечная девочка «заяц»; уютная Нюра, жена Сани, угощала нас чаем и болтала. Худой, хрупкий, балованный Саня с виду никак не казался храбрым человеком, но он

Георгий Михайлович Осоргин

Георгий Михайлович Осоргин Зрительная память хорошо сохранила мне внешность и манеру держаться Георгия Михайловича Осоргина. Среднего роста блондин с бородкой и усами, всегда по-военному державшийся: прекрасная выправка, круглая шапка чуть-чуть набекрень («три пальца

Марьина Роща

Марьина Роща Дед и бабушка Шебаршина – Михаил Андреевич и Евдокия Петровна – приехали в Москву в 1903 году из Подмосковья, а точнее, из Дмитровского района, из деревни Гари, и очень быстро приспособились к здешним условиям.Работы они не боялись, брались за любое дело, а вот

М. Осоргин «Отговорила роща золотая…»

М. Осоргин «Отговорила роща золотая…» Покончил с собой прекрасный поэт Сергей Есенин.Не только безвкусицей, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом для политических намеков и выводов. Если Есенин ушел из жизни, значит,

ПОЕЗД «ЗИМА — МАРЬИНА РОЩА»

ПОЕЗД «ЗИМА — МАРЬИНА РОЩА» Евтушенко — почетный гражданин городов Атланта, Варна, Зима, Нью-Орлеан, Оклахома, Петрозаводск, Талса.Нас интересует Зима. Зима — солидный град районный, а никакое не село. В ней ресторанчик станционный и даже местное ситро. Есть

Орловская корабельная роща

Орловская корабельная роща Не только где-то в России есть уникальные реликты родной природы, представляющие огромную ценность. Это, например, и наша Орловская корабельная роща в Великоустюгском районе, которая, по словам профессора Архангельского лесотехнического

Полушкина роща

Полушкина роща …Оплачем наши прошедшие мечтательные радости, погорюем о настоящем, заглянем в будущее. Из письма Н. Некрасова сестре Чуть свет кто-то постучал в окно. Кровать Николая стояла рядом, и он, проснувшись прильнул к стеклу.За пыльным окном смутно мелькало лицо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: