На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше»

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелица Ковром шелковым стелется…

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил…-

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет, —

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Читайте также:
Стихотворения С.А.Есенина о природе.: сочинение

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать:

Как прекрасна Земля И на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

Рецензия

Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеж­дая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть «на простых и чутких струнах сердца» — действительно дар свыше, что это — его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыс­лении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Экзаменационные темы по творчеству Сергея Есенина, за исключением двух-трёх, весьма неудачны.

Начнём с последней формулировки — «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А. Осоргин), — вырванной из контекста цитаты. Если её анализировать, уясняя смысл сказанного Осоргиным, нельзя не обратить внимания на повтор слова “только”. Итак, по Осоргину (вне контекста), только Есенин умел играть “на простых и чутких струнах сердца”, он единственный из современников сопоставим с Блоком как художник, чья поэзия есть “дар свыше”. Что ж, первое утверждение, пожалуй, трудно оспаривать: ни на чьей могиле не совершено столько самоубийств. Что же касается второй части высказывания, её мы и вовсе не станем комментировать: у всякого свой толк. Учителям, ежегодно проверяющим сочинения, давно набили оскомину сусальные строки “об истинно русском поэте, как будто рождённом и взлелеянном самой матушкой-землёй”. Впрочем, и это дело вкуса. Понятно, что тему, о которой идёт речь, можно интерпретировать как угодно — не придерёшься. Главное, чтобы о Есенине. И не забыть о “чутких струнах” и “даре свыше”.

«Человек и природа» и «Мир природы» — традиционные темы по Есенину, так же как и «Гой ты Русь, моя родная…». Вряд ли наши ученики нуждаются в подробном комментировании этих тем, изложенных во всех учебниках. Предлагаем ограничиться рекомендацией для желающих пойти не совсем традиционным путем: остановиться на двух-трёх стихотворениях и на их материале рассмотреть каждую из тем. Для тем «Человек и природа» и «Мир природы» подойдут те же тексты, что и для темы родины, так как одно и другое у Есенина, как известно, неразрывно связано, следует только немного изменить угол зрения. Можно взять из ранних, к примеру, «Гой ты Русь, моя родная…», «Чую радуницу Божью…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…»; из зрелой лирики — «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Отговорила роща золотая…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Несказанное, синее, нежное…». В теме родины, наверное, стоит остановиться на конфликте “Русь уходящая — Русь советская”, и в этом случае уместны «Сорокоуст», «Возвращение на родину».

Читайте также:
Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина: сочинение

Приведём фрагменты школьных сочинений, в которых идёт речь о некоторых из упомянутых стихотворений.

Строка раннего стихотворения С.Есенина «Гой ты Русь, моя родная…», вынесенная в заглавие темы, — это своеобразный эпиграф ко всему его творчеству. За те полтора десятка лет, что “прожил” Сергей Есенин в русской литературе, страна стала иной, прошла через Первую мировую войну, революцию, Гражданскую. Конечно, отношение к стране и к самому себе у поэта менялось, и это находило отражение в творчестве, но вместе с тем можно сказать, что оно оставалось прежним. Та Русь, которую юноша Есенин однажды назвал родной, всегда оставалась с ним, в его сердце.

Характерное для раннего Есенина видение мира, страны, себя самого можно проследить на примере стихотворения «Запели тёсаные дроги…», которое подводит своеобразный итог дооктябрьской лирики поэта. В нём звучат все основные её мотивы, главные из которых найдут своё продолжение в более поздний период творчества.

Первый из таких мотивов связан с дорогой. Он задан уже метафорой начального стиха “Запели тёсаные дроги…” и перекрёстной рифмой “на дороге”. Упоминание о часовнях на дорогах и поминальных крестах вводит не только мотив веры, но и странничества, какой-то бесприютности русской души.

Душевное состояние лирического героя отражает метафора “опять я тёплой грустью болен…”. Метафора “тёплая грусть” очень ёмкая. Тёплый — значит, душевный, мягкий, нежный. Но тёплым может быть и “овсяной ветерок”, от которого веет печалью родных полей. В сердце у поэта Русь:

Это чувство вмещает две крайности, противоположности: “Люблю до радости и боли”. Традиционный для русской поэзии мотив “странной любви” к Родине звучит в стихотворении всё отчётливее. “Холодная скорбь” это уже не “озёрная тоска” и тем более не “тёплая грусть”. Мы видим как образы, сменяя друг друга, постепенно усиливают мотив печали. Он достигает наивысшей точки в четвёртой строфе, насыщенной отрицаниями: “не измерить”, “не любить тебя, не верить — я научиться не могу”.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном…

Звучит мотив, который получит развитие в более позднем творчестве поэта.

Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Чувство Родины настолько органично для Есенина, что можно сказать: он не отделяет себя от родины, взрослеет вместе с ней. Сначала он по-мальчишески воодушевлён революцией (“Мать моя Родина, я — большевик!”). Впоследствии крестьянский, по его словам, уклон обнаруживает себя в символических образах “бурь и гроз” и бешеной тройки; последний восходит к Некрасову и Гоголю («Несказанное, чистое, нежное. »). В этом, одном из своих лучших стихотворений зрелого периода, философски осмысляя пройденный путь, поэт скажет:

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Проскакала на всю страну.
Напылили кругом, накопытили
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Желая разобраться “во всём, что видели”, поэт не говорит о мщении, но испытывает потребность в том, чтобы простить, примириться с действительностью.

Эта попытка примирения оказалась для Есенина драматичной. В своей стране “берёзового ситца”, теснимый “новью”, он чувствовал себя “словно иностранец”, не понимая и не принимая ни “языка сограждан”, “ни чужих песен”. Однако поэт оставался верен родине — “шестой части земли с названьем кратким Русь” — и просил об одном:

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть.

Центральное место в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…», так же как в природно-поэтическом мире поэта в целом, занимает деревенская изба, “изба-старуха”. В данном стихотворении это реальная деревенская изба со всеми её атрибутами — порогом, печью, окнами, крестьянскими постройками — хлевом, двором — и живыми существами, населяющими их, — отроком в избе, коровами в хлеву. Это изба не простая, она одушевлена, очеловечена, живёт своей таинственной, спокойной и гармоничной жизнью: “Изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины”. О гармонии и покое говорят и другие строки стихотворения: “сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру…” и “в хлеву покой и дрёма…”. Символичен образ “желтоволосого отрока”: по моему мнению, он осуществляет временную связь между прошлым и будущим, изба-старуха сопоставлена с молодой жизнью, зарождающейся и растущей в ней. Возможно, поэт в этой импрессионистской картине изобразил самого себя. Очень важен и символичен образ дороги, который обеспечивает пространственно-временную связь есенинского мира. Этот образ также многозначен: это и деревенская дорога, и жизненный путь человека, его путь из прошлого через настоящее в будущее. Как и изба, дорога одушевлена, она живёт своей жизнью, может думать, чувствовать: “задумалась дорога”, “дорога белая узорит скользкий ров”. Дорога связывает воедино отдельные избы в деревни, соединяет деревни и лежащие между ними поля и леса в целую страну, наконец, объединяет земное и небесное в единый мир.

Читайте также:
Автор и лирический герой поэмы С. А. Есенина Черный человек одно лицо?: сочинение

Изба — это центр бытия, где протекает год за годом, сменяясь и обновляясь, естественная и размеренная человеческая жизнь, составляющая часть природы. Вокруг избы существует таинственный, чужой, полный опасностей внешний мир. Он слышен и надвигается со всех сторон: “осенний холод… крадётся…”, сгущается “хмарь”, “тонкогубый ветер… о ком-то шепчет…”, слышатся “тягучие вздохи” совы. Этот окружающий, полный таинственных образов мир противопоставлен покою, уюту и теплу избы-хранительницы. Но при приближении к избе внешний мир теряет свою кажущуюся враждебность, оказывается “ласковым и кротким”, то есть поэт рассматривает весь мир в единстве, в гармонии. Кто выходит за рамки этого мира, тот пропадает, становится “сгинувшим в ночи”.

Поэтическое время, благодаря человеческой памяти, обладает особым свойством: оно способно сжиматься, ускоряться и останавливаться, приближать давно прошедшее, но самое дорогое и отдалять самое плохое и горькое. “Потому так и днями недавними уж не юные веют года…”. Есенинское стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями…» перекликается с любимыми мною бунинскими строками: “…И забуду я всё — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав…”.

Время как бы материализуется в сквозном образе памяти: прошлое живёт в настоящем, а из этого сплава вырастает будущее. Хотя лирический герой, по-видимому, никогда больше не увидит “низкого дома с голубыми ставнями” (это чувствуется по щемящей грусти стихотворения, даже если не знать, что есенинский дом сгорел при пожаре), он навсегда сохранит его образ в памяти, оставит для будущего в стихах.

Главная мысль подчёркивается кольцевой композицией стихотворения. В первой строфе задаются основные темы, в последующих строфах идёт их развитие, раскрытие “нежности грустной русской души”, признание в любви к бедной родине, в конце делается заключение с типичным для поэта началом последней строфы: “Потому и…”.

Стихотворение написано характерным для позднего Есенина размером — трёхстопным анапестом с перекрёстными рифмами, которые в предпоследних строфах сменяются опоясывающими. Длинный размер создаёт ощущение спокойного, размеренного немного печального повествования.

Центральным образом стихотворения является “низкий дом с голубыми ставнями”. С одной стороны, это реальный крестьянский дом (в данном стихотворении речь идёт о родном доме поэта в селе Константинове, где он родился и вырос); с другой стороны, этот дом символизирует самое родное место на земле, с которым у каждого человека связано понятие “родина”; наконец, деревенский дом, “золотая бревенчатая изба”, занимает центральное место в поэтической вселенной Есенина и имеет важное символическое значение.

Нельзя не обратить внимание на созданный поэтом образ простой, неяркой русской природы — полей, лугов, лесов под “сереньким ситцем этих северных бедных небес”. Этот образ проходит через всё творчество Есенина. Невзрачность родного пейзажа сознательно и неоднократно акцентируется поэтом, чтобы подчеркнуть бескорыстность и “странность” его чувства любви к такой России. Мотив этой странной, неизбывной любви слышится во многих стихотворениях поэта. Сходные строки есть в стихотворении «Спит ковыль…», звучат размышления автора о природе этой любви, такой мучительной и противоречивой. При всей бедности и тяжести жизни “никто под оклик журавлиный не разлюбит отчие поля…”. Это чувство характерно для каждого русского человека и, надо думать, лежит в основе “загадочной русской души”: “ …но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души…”. Цвета стихотворения: голубой, серый, седой (“голубые ставни”, “серенький ситец”, “седые журавли”). Такая скромная, неяркая цветовая палитра соответствует не только русскому пейзажу, но прежде всего состоянию души поэта — тихой грусти и тоски.

В поэзии Есенина меня больше всего удивляет её доступность, “понятность” для неискушённого читателя и неисчерпаемость для профессионала. Его стихи не надоедают, наоборот, чем больше вчитываешься и вдумываешься в них, тем больше раскрывается их мудрость и красота. Мне кажется, это и есть главный признак подлинной поэзии.

Тема «Образ революционной эпохи» может быть раскрыта как на материале лирических произведений, в том числе упомянутых выше, так и при желании на материале поэмы «Анна Снегина», на разборе которой мы останавливаться не будем. О стихотворении, точнее, небольшой поэме «Русь», этом раннем и не во всём удачном поэтическом опыте Есенина заметим только, что, если оно будет выбрано для разбора, то истолкование как таковое не потребуется. Слишком прозрачно оно по мысли. Впрочем, небезынтересным кажется путь, который может быть связан с поиском в этом стихотворении мотивов, звучащих в более поздних стихах поэта. В этом смысле «Русь» символична.

Читайте также:
Сергей Есенин о природе: сочинение

В качестве примера философской лирики Есенина уместно рассмотреть наряду с другими стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». Приведём фрагмент сочинения одной из прошлогодних выпускниц.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в последние годы жизни Есенина, которые были для поэта трагическими. Мысли о смерти всё чаще посещали его, лирика становилась всё более философичной, всё чаще звучал мотив осмысления пройденного пути.

Говоря “мы” об “уходящих понемногу”, Есенин, по-видимому, имеет в виду своих сверстников, так как стихотворение посвящено памяти поэта А.В. Ширяевца, неожиданно и рано умершего ещё молодого человека. Есенин не боится смерти, даже чуть иронично говорит про “бренные пожитки” и грустит, что придётся покинуть “милые берёзовые чащи”, “равнин пески”, расстаться с тем, что “душу облекает в плоть”. Поэт как бы останавливается и оглядывается в прошлое и не жалеет о прожитых годах (“Счастлив тем, что я дышал и жил”).

Первая строфа стихотворения перекликается с последней. В ней ярко выражено развитие образов: “мы” — это уже “люди”, и не те, что “уходят”, а те, что “живут… на земле”. Эти строфы составляют основу кольцевой композиции стихотворения, которая подчёркивает его целостность. Вслед за ними перекликаются также вторая строфа с четвёртой: в них общими являются слова “сонм уходящих”, “чащи”. Особенно сильными кажутся строки с рифмами “рожь — дрожь”, сильнее, чем “пески — тоски”. Возможно потому, что так сильно воздействует на наши чувства метафора “не звенит лебяжьей шеей рожь”. Этот образ необычайно хорош в “плане выражения”. Столь же хороши и знаменитые строки:

…Мял цветы, валялся на траве,
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Именно эти слова, на мой взгляд, и выражают главную философскую мысль стихотворения — мысль о полноте жизни, о гуманном отношении ко всему живому.

…В своём стремлении помочь выпускникам подготовиться к сочинению мы, учителя, возможно, бываем излишне дидактичны, навязчивы. Мол, писать надо так-то и так-то. Напоследок процитирую поразившие меня своей зрелостью строки сочинения о философской лирике Есенина, написанные шестнадцатилетней девушкой, у которой, на мой взгляд, есть чему поучиться многим из нас.

Ощущая в себе бьющуюся меж рёбер жизнь, Есенин слишком сильно, чтобы быть счастливым, чувствует небытие, разлитое вокруг. Не христианскую смерть, которая принимает душу в своё лоно, давая ей покой, освобождая её от мук и сомнений жизни, а новосозданное небытие. Марина Цветаева в «Поэме конца» написала: “Жизнь — это место, где жить нельзя”. Жить — значит неподдельно чувствовать, отпустить душу, как птицу, на волю, позволить себе, наконец, подлинно слышать и говорить. Вся философская лирика Есенина — попытка узнать наверняка, для чего ему дано право или наказание слышать, и кем дан ему этот дар, “дар поэта — ласкать и карябать”.

«На простых и чутких струнах умел играть только Сергей Есенин, и после Блока только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А.Осоргин)

О чем бы ни писал Сергей Есенин: о личных переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы» – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Первые стихотворения Сергея Есенина были навеяны детскими и юношескими впечатлениями деревенской жизни, влиянием устного народного поэтического творчества, потому-то в них и звучит мелодия искренняя, душевная, народная.

Уже по первым строкам стихотворений поэта разлита сердечная теплота и неприкрытая любовь к родному краю. Можно сослаться хотя бы на одно из стихотворений, которое обычно открывает собрания сочинений Есенина, – «Вот уж вечер. Роса…» На примелькавшиеся в обыденной жизни вещи – поля, луга, березы, летние и осенние вечера, белесые туманы и прохладные росы – юный сочинитель смотрит своими глазами. Он видит поэзию красоты в тех местах, мимо которых равнодушно проходит его современник. Все обыденно, просто. Описание развертывается без метафор и броской образности:

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

Используя обычные слова, непритязательную мелодию, поэт несколькими поэтическими штрихами создает запоминающуюся картину майского летнего вечера, переходящего в теплую лунную ночь. Этот пейзаж напоминает читателю живописные полотна Левитана.

Каждую строчку и звук одухотворяет живой взгляд самого Есенина. Вот вечер незаметно превращается в ночь, лунные блики размывают краски, вдали за рекой сонный сторож, исполняя свои служебные обязанности, стучит «мертвой колотушкой». Все заканчивается тихой умиротворенной мелодией поздней ночи. Подобные «простенькие» картины нельзя придумать, их можно только пережить, прочувствовать.

Читайте также:
Главные особенности художественно-философского мира Есенина: сочинение

Однако даже юный поэт пишет по-разному. Рядом с такой бесхитростной сценой вдруг заиграет такая премудрая метафорическая сказочность, что ее невозможно перевести на обычный литературоведческий язык. Можно только процитировать и подивиться божьему дару рязанского мальчика:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький мамке
Зеленое вымя сосет.

Более поздние стихотворения Сергея Есенина чаще всего отличаются грустной интонацией, проникнутой болью за «сермяжную Русь». Достаточно вспомнить такие стихи, как «Топи да болота», «Край ты мой заброшенный», «Русь», «Сторона ль моя, сторонка», чтобы увидеть в них необъяснимую, на первый взгляд, печаль.

По воспоминаниям критиков, в жизни Есенин очень любил животных. Его стихотворения «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке» относятся к лучшим произведениям о животных в русской литературе. В воспоминаниях Горького о Есенине есть интересный эпизод: «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег, –
и на его глазах тоже сверкнули слезы».

Начинается стихотворение спокойно, как о чем-то обычном и повседневно-будничном:

Утром в ржаном закутке,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

Поэт спокойным перечислением, ничем не выделяющимися эпитетами готовит читателя к самому неожиданному, трагическому… Тяжело, трудно еще неокрепшей собаке бежать за хозяином, но ей надо: ведь она мать и своим материнским сердцем чувствует неладное. Как бы ни было тяжело, собака поспевает за хозяином. Это ее глазами и ее сознанием показан маленький кусочек пейзажа:

И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

Долго собака сидела на берегу, с затаенной грустью наблюдая, как расходятся водяные круги от ее детенышей. Таких кругов было семь. Можно ли измерить всю глубину материнского горя? После всего случившегося бедная собака еще долго переживала смерть своих щенков.

Здесь нас волнует трагедия собаки, которую, впрочем, мы при чтении воспринимаем шире – как трагедию любой матери, потерявшей своих детей. И как здесь не согласиться с такими словами: «на простых и чужих струнах сердца умел играть только С. Есенин…».

Отточенное мастерство поэта особенно ярко проявляется в умении живописать слово. Каждое из них в исполнении Есенина-живописца и музыканта оживает, светится неповторимой красотой, звучит в единой гармонии со всеми образами стихотворения. Например:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Поэзия Есенина – прекрасная роща, слова же и образы – вечные листья, весело распускающиеся каждой весной и погибающие в грустную осеннюю непогоду, чтобы снова возродиться для нового поколения читателей. Внешне слова-листья не меняются, но люди разных эпох находят в них свою прелесть, свои неповторимые цвета, запахи, перезвоны на ветрах быстротекущего времени.

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

  • « первая
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • . . .
  • последняя (92) »

Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда — на один лад в 1918 г.:

Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, — он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и — сломалась.

У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.

Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.

Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, — те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику. Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только...: сочинение

К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:

Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:

И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом — о себе самом.

Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее! Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

М. Осоргин «Отговорила роща золотая…»

Покончил с собой прекрасный поэт Сергей Есенин.

Не только безвкусицей, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом для политических намеков и выводов. Если Есенин ушел из жизни, значит, она утратила для него силу страстного притяжения, какую имела прежде, значит, он исчерпал для себя и ее радости и ее огорчения. Пусто стало, и он ушел; и никто ему не судья, как никто не мог быть советчиком. И хотя умер он молодым, слишком молодым (30 лет), но от жизни он успел взять все, что мог, хотел и был способен. Да и трудно было бы представить себе Сережу Есенина не только нежным, но и совсем взрослым.

Обычная и приятная характеристика Есенина: талантливый поэт и хулиган. Последний эпитет он дал себе сам и от него не отказывался. А так как он был из семьи крестьянской и хулиганил соответственно уровню своего воспитания и развития, то ему вменялось в сугубую вину то, что в прежнее время поэту пушкинской поры из светской золотой молодежи часто ставилось почти в заслугу и уж во всяком случае прощалось. Можно одно сказать: от хулиганства Есенина никто никогда не страдал, кроме него самого.

Каким он был поэтом — про то напишут поэты и критики поэзии. Для меня же Есенин был — среди живых и творящих — самым большим и самым чистым; подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, еще что-нибудь. Но несомненно одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать — в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. Стихи же его последних двух лет, не все, но многие, большинство (особенно «Москва кабацкая») волновали таким высоким волнением, какого давно уже не дают нам переживать другие поэты. Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привил классическую розу к советскому дичку», — им и прочим почет и уважение, — но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась, как дар свыше, как то, за что можно простить не одно «хулиганство». Я говорю не о «литературщине», не об одном созерцании его стихов, а о его поэзии, о том, что под этим словом понимаю и считаю правильным понимать.

Вряд ли многие из здешних, зарубежных, знали Есенина лично; он

Тема Родины в творчестве Есенина сочинение 11 класс

Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще Сергей Александрович Есенин – русский поэт, искренне любивший родину.

Истоки любви к Родине творец берет со своего дома: села Константиново. Именно там прошло его счастливое детство и юность, там он начал писать прекрасные стихотворения, известные и сейчас, в которых явно отражена любовь к дорогой родине. Чувство теплое в сердце к ней не связано ни с политикой, ни с социалистической жизнью, нет. Любовь – это то, что внутри. Для Есенина – это родные края. И это не могло ни отразиться в его творчестве.

Читайте также:
Певец от народа и для народа: сочинение

Первым сборником стихов, с которых и всё началось – это «Радуница», вышедший в 1916 году. В эту пору Есенин становится известным поэтом крестьянской культуры. Сергею Александровичу были близки просторы краев Константинова, простая крестьянская жизнь. В стихотворениях поэта нет никаких противоречий. Перед народом он предстает как выразитель понимания простого люда, его тяжелой судьбы.

Есенину ничего не нужно было: ни слава, ни каких-то материальных ценностей. Как писал он в стихотворении: «Не надо рая», лучше «дайте родину мою».

Последующий сборник необычных стихов – «Голубень», опубликованный в 1918 году, стал продолжением ранней лирики Сергея Александровича. Русь у поэта перерастает в образ храма, обители. Родина становится воплощением мира Божества. Мира, где есть спокойствие и гармония, где нет места корысти, зависти. В каждом произведении Есенина остро ощущается его единение с Родиной. Как ни странно, но поэт всегда в ней нуждался. Даже, когда покинул Россию, он не смог долго находиться в разлуке с близкими сердцу местами. Слишком дорога Сергею Александровичу родина! Слишком дорога!

Когда в 1917 году в страну нахлынула революция, Есенин явно понимал перемены народной жизни. Все становилось на свои места, поэзия его постоянно была обращена к Родине, говорилось о безмерной любви к ней.

«Край ты мой заброшенный» – вот оно единение поэта с природой. Вот, как сильно он любит дорогие места. Есенин обожает родину, принимает ее такой, какая она есть. Верит в светлое ее будущее, чувствует перемены.

Так, за всю историю своего творчества Сергей Александрович сумел создать образ Родины как нечто возвышенное, наполненное гармонью, спокойствием.

Тема Родины, бесконечная любовь к ней – вот, что главное для Есенина. Сочиняя великие творения, он хотел донести до читателей, как важно заботиться и быть единым с природой, ибо она – наш дом!

Сочинение Тема родины в лирике Есенина (в поэзии, стихах)

Безусловно, можно сказать, что каждый поэт видит и изображает тему родины по-разному. Заключается все в том, в каких исторических и социальных условиях жил поет. Что можно сказать о Есенине, то он сам родом из-под Рязани. Рожденный поэт был в старинном селе Константинове, где прошли главные годы его жизни и появились первые произведения. Поэтому у Сергея Есенина с образом родины на первом плане становиться сельская и крестьянская Россия.

Уже в раннем творчестве Есенина можно увидеть произведения о родине. В его стихотворениях полностью отсутствует противоречие, а преобладает гармония. В них поэт пишет о человеческом мировосприятии. У Сергея Есенина насчитывается не мало сборников стихов как в юном возрастете, так и уже когда достигает зрелого возраста жизни, продолжает развивать свои мотивы ранней лирики. Для Есенина родина была как некое духовное отечество, это отражает это поэт во многих своих стихотворениях, в которых у Есенина буквально вся Русь приобретает образ храма. Из его лирических стихотворений можно понять, как происходит уединение героя произведения с самой великой и могущей Родиной.

У Сергея Есенина очень много стихотворений, которые написаны и посвящены именно Родине, в них автор раскрывает и показывает ее со всех сторон. Но это не как не влияет на любовь поэта к России, он любит и воспринимает ее такой, какая она есть.

Автор надеться, что грядущие перемены пойдут на пользу Руси. И происходит революция, которую ждали многие поэты и писатели. Что касается Есенина, то он ее принял с большим воодушевлением, она для него стала религиозной идеей для изменения. Именно этот период и повлиял на создание новых и немало интересных произведений Есениным.

Уже к финальному этапу творческой жизни Есенина, стихотворения становятся похожи на трагедию. При сравнение с первыми его изданиями, то можно увидеть происшедшее изменения в его творчестве. Его перестает радоваться красота природы своей деревни, и уже в последнем своем стихотворении о Родине автор описывает явные произведшие изменения из-за революции, которая не чего хорошего не принесла, и что даже до боли родная деревня изменилась в плохую сторону.

Поэтому на всем этапе жизненного пути Сергей Есенин пишет в своих душевных стихотворениях о Родине, только то, что чувствует и видит своими глазами.

Вариант 3

Тема любви к Родине, к своему Отечеству отражена в творчестве многих поэтов, но у каждого она представлена по-разному. Сергей Александрович Есенин почти в каждом своём стихотворении упоминал о родном крае. Своё первое стихотворение поэт написал еще в юности, когда жил в Константинове. Именно своей малой Родине, деревенской жизни и крестьянской России Есенин посвящал свои ранние стихи. Для Есенина образ Родины представляется милым, простым, нетронутым ничем плохим местом. Он описывает леса с русскими берёзками, поля с посеянной пшеницей, речки с прозрачной водой и многое другое. Поэт считает себя частичкой этого «маленького рая».

Читайте также:
О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

Позже стихи Есенина приобретают некий политический оттенок. Во время Первой мировой войны он начинает писать стихи о том, как сложна мужская судьба, как воины уходят на фронт, а девушки остаются ждать их, о голодных ребятишках и о нехватке хлеба. Грустные ноты прослеживаются в написанных поэтом строках.

Облик Родины в понимании Есенина существенно изменился после революции. Ему казалось, что вторжение в привычную жизнь земли, села, деревни “железного гостя” это не есть хорошо, ведь естественная красота природы портится. В этот период Есенин подвергается глубочайшему духовному кризису.

Со временем в сознании поэта меняется образ окружающего его мира, он становится шире. Родиной он теперь называет не только свой родной край, но и весь мир в целом. Поэт мечтает о том, чтобы все нации были едины, чтобы не было войн и вражды между народами, чтобы царил мир во всём мире. Для него важно быть не просто поэтом, а «братом».

Будучи интернационалистом, Есенин воспевает родной рязанский край. Для него нет места краше, уютнее и роднее. И как бы ни были красивы другие города и страны, малая родина всегда будет для него превыше всего.

И как бы далёк от родных мест ни был Есенин, каких бы высот ни достигал, любовь к родной земле, крестьянскому быту и деревенским просторам сохранялась в его сердце и крепла с каждым днём. С такой искренностью и душевной теплотой, наверное, ни один поэт не отзывался о своей малой родине, о своей деревеньке. Есенин в своих стихах невольно признавался в любви к своему отечеству, к тем местам, где ему довелось родиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Есенина

Популярные сегодня темы

Господа Головлевы – остросоциальный роман Салтыкова-Щедрина, призванный показать весь ужас помещичьего дворянства, вырождавшийся как слой общества.

Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет

Роман Идиот, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему мир

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть

Трагикомедия А.П. Чехова «Вишневый сад» рассказывает об уходящем времени существования дворянства, и проводит четкую границу между прошлым и будущим. Основное действие разворачивается вокруг обедневшего имения

Тема Родины в творчестве Есенина 11 класс сочинение

Писатель и поэт Есенин – один из наиболее известных и талантливых отечественных авторов, в чьих произведениях любой читатель найдёт для себя именно то, что он хочет видеть в литературном произведении. Есенин был довольно талантливым писателем, который в свою очередь целиком и полностью отдавался написанию своих произведений, в которых он затрагивал те или иные актуальные на его время темы, и тем самым всё сильнее и сильнее привлекал к своей персоне внимание. Написав огромное количество произведений он смог добиться популярности. Он также был очень сильным патриотом и по настоящему любил свою страну, что и отражается в каждом его произведении.

Темы родины в произведениях автора являются одними из наиболее часто встречающихся во всём его творчестве. Он считал Россию по настоящему великой страной, с прекрасной природой, и с ещё более прекрасными людьми, которые поражали автора своей душевностью и искренностью. Он считал жителей России самыми искренними людьми потому, что им не было ничего скрывать, они просто жили так, как есть, а потому проводили свою жизнь достаточно просто и обычно. Автор называл их народом чести и сердца, ведь только Россияне могли жить по настоящему, и по настоящему испытывать эмоции, по настоящему чувствовать жизнь.

Однако особое место в его творчестве также было отведено темам несправедливости и произвола, которое имело место быть в России. Он также очень часто осуждал государственную власть за то, что она просто отвратительно относится не только к людям, проживающим в стране, буквально считая их ничем, но также отвратно относятся к искусству и творчеству, что вызывало у Есенина настоящую ярость. Он буквально ненавидел всех тех людей, которые любили правительство и превозносили его. Считая их идиотами, он смог нажить себе достаточно большое количество врагов, с которыми в последствии ему пришлось очень долго бороться. Он также не оправдывал бесконечной жестокости аристократии, которая ущемляет права простых людей, тех же жителей деревень, коим и являлся сам писатель. Он как никто другой знал, что такое плохое отношение, и как же оно проявляется, в особенности по отношению к маленьким деревенькам, на примере его деревни. Таким образом, мы видим, что тема родины была для Есенина очень важна, и он уделял ей немалое внимание в своих произведениях.

Читайте также:
Лирика Сергея Есенина: сочинение

Образ Родины в лирике Есенина

Все творчество Сергея Есенина основано на любви к своей родине, к родной стороне, деревенской природе.

Будучи уроженцем села Константиново, Есенин внес особый вклад в лирику именно крестьянского быта и деревни.

Начало творчества поэта можно охарактеризовать как идеализированный образ родной страны, Руси старославянской. Светлое, солнечное, восторженное описание природных сокровищ передано в поэзии Есенина так чутко и нежно, словно мать обнимает горячо любимое дитя.

Идеальная картина мира в голове поэта передает отношение к святости Руси. Многие в то время грезили возвратом Русского царства почти в язычество. Тяжелую жизнь тех лет, люди считали бременем, непосильной ношей и с упоением окунались в есенинскую лирику, где душа может принять успокоение и отдохнуть.

Сергей Есенин, однако, не был слепым идеалистом. Он адекватно воспринимал картину мира и видел все тяготы сложной жизни простого народа, понимал причины душевных гонений других сословий. Поэт высказывался открыто по этому поводу, но доводы и мнения свои не афишировал и не повторял более. Все же любовь к родине была сильнее.

Произведение Сергея Есенина «Лебедушка», написанное в стиле старинной песни, стало пророческим по отношению к переменам, предстоящим многострадальной родине поэта.

Предчувствия поэта в этом стихотворении, подсказывали ему жестокие события в будущем страны. Чем бы ни была вызвана такая уверенность поэта в кровавом будущем России, узнать об этом уже не удастся. Однако, написание стихотворения как раз в преддверии революции, говорит о многом.

Уже после революционных событий лирика в поэзии Сергея Есенина приобрела новые очертания. Поэт в первых рядах высказывался о необходимости революции для спасения крестьянства. Есенин верил в светлое будущее, обещанное социализмом. Ради спасения своей страны он готов был на все.

Но в своей поэме «Сорокоуст» Сергей Есенин отчетливо говорит о трагической жизни и гибели «русской деревни». Мысль о «Поднятой на дыбу Руси» не дает спокойно жить. В поэме Есенин раскрывает свою истерзанную по страданиям родины душу.

Этим произведением поэт читает молебен по разорванной страданиями и смертями родине, по напрасно погибшим людям, по загубленным жизням, надеждам и чаяниям.

Как сорок дней читают молебен по покойному человеку, так «Сорокоуст» замаливает грехи разорванных умов перед Богом. Поэт, как бы, не видит больше выхода, другой альтернативы, кроме, как только молиться за свою родную Россию.

Тема Родины в творчестве Есенина

Популярные сочинения

Зима удивительна во всех своих проявлениях, она загадочна и по-своему красива. Достаточно вспомнить зимнее утро, когда мороз щиплет лицо, и воздух, удивительно свежий. Или вечер, когда рано темнеет, и медленно падают крупные снежные хлопья

Александр Пушкин часто обращался к историческим событиям прошлого в своих произведениях. Его поэма «Полтава» посвящена эпизоду из Северной войны, в которой воевали русские и шведы

Природа заложила в человека инстинкт самосохранения. Благодаря ему мы испытываем страх, который заставляет нас избегать опасностей. Но если изначально все было просто – человек боялся хищников, сильных собратьев, сил природы

Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)

Тема любви к Родине проходит через всё творчество Есенина. Он родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. В молодости, когда мир воспринимается сквозь розовые очки, поэт пишет, что ему не надо никакого рая, нет ничего милее родного края. С какой любовью написаны слова « страна берёзового ситца». Так может писать только человек, влюблённый в свою родину, её природу. Поэт «золотой бревенчатой избы», каким он сам себя величает.

Вот Есенин пишет о любви к своей кроткой родине, и сам удивляется, за что он её так любит. Эх, не надо было ему уезжать в столицу! Отняли у него любовь к родным просторам, лесам и полям. Надо было оставаться в родных местах. Может и жив бы остался.

Ну, кто ещё так может описать осеннюю берёзовую рощу? Она у поэта золотая. Разве, что Пушкин может посоперничать со своим «… в багрец и золото одетые леса…» Берёзки у него совсем как девчата. Сонные, с растрёпанными шелковистыми косами, зелёными серёжками. Утренняя роса на листьях деревьев и траве – как россыпи серебра.

Береза для Есенина символ России. Она у него и в «юбочке белой», поэт мысленно обнимает её тонкий гибкий стан, как будто обнимает девушку с золотистыми косами, одетую в простой холщовый крестьянский сарафан.

Вот и улетающий клин печальных журавлей в осеннем небе. Они покидают насиженные места, улетают на зимовку в тёплые края и «… не жалеют больше ни о чём…» У него поле – малиновое, синь небесная падает в реку.

Читайте также:
Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?: сочинение

Есть в его лирике не только восторженные, но и грустные строки. Русская деревня того времени – полуразрушенные крестьянские дома, некоторые деревни вообще заброшены, низкие околицы, чахнущие деревья. Он так и пишет «…край ты мой пустырь..» Нескошенные поля, лес да убогий монастырь. Но всё-равно этот пейзаж ближе Есенину, чем столица. Но город наступает, грядёт индустриализация.

Поэт указывает России на то, что она «… волочится сохой по полям…», ему больно видеть обнищание народа. Он поверил большевикам. Он уверен, что они сделают страну сельскохозяйственной республикой, которая будет кормить и поить весь мир молоком. Но это так и осталось в мечтах. Сейчас разваливается то, что ещё не развалили.

Став взрослым Есенин воспринимает Россию по-другому. Он не идеализирует село. Он видит опустевшие сёла, заброшенные поля, сгнившие погосты, избы-развалюхи. В стране идёт гражданская война. Брат пошёл на брата, сын на отца. А сейчас и войны нет, а в некоторых местах пейзажи почти такие же.

Через восемь лет он вернулся на родину. И чувствует себя чужим, иностранцем среди односельчан. Ничего не понимает. Выросло молодое поколение, которое читает не его стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

В творчестве Есенина тема Родины занимала завидное место. Сергей Александрович всем своим образом до сих пор ассоциируется с Россией, с берёзками… Но конечно, в жизни и творчестве всё было сложней.

Сергей Александрович родился в деревне, поэтому как никто знал и любил родную природу. Он поэтически всё воспринимал, воспевал и берёзки, и поля… Каждый ручей! Стихов, иллюстрирующих это множество. Особенно мне нравится стихотворение «Моя Родина», из которого сделали песню.

После нескольких очень активных лет творчества, жизни в столицах, после, собственно, революции поэт возвращается в родную деревню. В стихотворении «Русь советская» революция, которую автор сравнил с ураганом, уже прошла, многих друзей нет, он и сам чувствует свое «увядание», видит новых людей с другими интересами. Поэт не узнаёт на малой родине даже собственного деда. Его младшая сестра знает научный коммунизм лучше самого Сергея… Но ему всё равно, какой режим, он всё равно любит Россию, пусть и советскую.

Думаю, что революцию и новый строй Есенин воспринимал, как поэт (как, кстати, и многие), романтично. Вот в стихотворении «1 мая» он просто описывает праздник, демонстрации, радостных и красивых людей. И он признаётся, что нельзя это не полюбить… Он пьёт под «чью-то речь», ведь Есенин признался, что далёк от политики. В поэме «Анна Снегина» тот же мотив. Поэт понимает, что не в дворянке Анне беда, не в полупьяных крестьянах – спасенье. Просто пришел момент переворота мира, нужно это принять.

Кстати, в Родине для Сергея Александровича всегда было любимо нечто дикое. Не зря поэт создал произведение о Пугачёве. Или в «Богатырском посвисте» нарисован портрет-образ силы родной земли. Все враги, которые хотели бы от неё «откусить», жутко боятся нашего народа.

И при всём этом я вижу, что для Есенина наша страна часто печальная, бедная-несчастная. К примеру, стихотворение «Край ты мой…», где родная деревня заброшена. В стихотворении «Топи да болота» показана грустная красота нашей природы.

Также важно, что Сергей Александрович часто использовал напевность из народного творчества, разные обороты из песен, сказочные образы.

Очень много стихов Есенина о Родине, которые цитируются, читаются в школе, декламируются известными актерами… Всё-таки этот образ был для Сергея Есенина основным. Он сам признавался, что свою «кроткую родину» ставит выше всего.

Тема родины в лирике Есенина

Несколько интересных сочинений

Произведение Быкова «Сотников» было написано в 1969 году. Вначале автор назвал свое творение «Ликвидацией». В своих произведениях автор затрагивал проблемы, связанные с нравственностью

Охота на мамонта – дело не простое, даже если подготовиться. Было решено на одиночку, который отбился от своего стада. Надо нападать с разных сторон, чтобы он не смог убежать. Как только мамонт будет окружен, начнется нападение

Мелкий служащий Червяков чихнул и умер. Таков сюжет чеховского рассказа «Смерть чиновника». Между этими фактами описана череда событий, приведших к трагическому концу главного героя и раскрывающих его характер и внутренний мир.

Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.

Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: