На простых и чутких струнах сердца умел играть только…: сочинение

На простых и чутких струнах сердца умел играть только…: сочинение

1. Столкновение экипажей. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава пятая, том первый.)

Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», глава шестая, том первый.)

2. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.К. Осоргин).

3. Красота человеческого поступка. (По одному из романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)

Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

5. «Мещанство – ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Консультация

К омплект относится к числу весьма трудных для ученика. Выбирать приходится между темами, некорректно сформулированными, и такими, которым уделялось в школе совсем мало времени. К первым отнесём “свободную” тему: слова Горького о мещанстве (понимаемом оценочно, а не сословно) применимы, скорее, к литературе ХХ века, как и само это понятие. В литературе XIX века тема мещанства по-настоящему ставится только в рассказах Чехова 90-х годов (которого по сути логичнее рассматривать уже как автора нового века). Предостерегите учеников от попыток выставлять мещанами, скажем, Коробочку, Чичикова или семью Бергов.

Некорректной (или же просто нелепой) выглядит и тема № 3 в применении к «Преступлению и наказанию» (именно этот роман текстуально изучают в большинстве школ). Впрочем, можно выпутаться из неё, и даже достаточно успешно, если вспомнить, что по-настоящему красивые поступки Раскольников совершает спонтанно, не размышляя (отдаёт деньги семье Мармеладовых, пытается заступиться за девочку на бульваре, спасает детей из пожара, выступает защитником Сони в истории с Лужиным), тогда как поступки, совершённые по его теории, — безобразны, противны самому человеческому естеству (это, кстати, ощущает и сам герой — достаточно вспомнить его сны). Между тем теория представляется ему самому стройной, непротиворечивой, логически отточенной — то есть в определённом смысле тоже красивой. Это — самоослепление, самообман Раскольникова, развенчивающийся самой жизнью. Итак: теория, кажущаяся герою прекрасной, толкает его на страшные, безобразные поступки, ужасающие его самого. И только то, что идёт непосредственно из глубины его натуры, что человечно, что связывает героя с людьми и жизнью, оказывается подлинно красивым. (Остаётся только вопрос: зачем же было традиционную в общем-то тему о теории и жизни в романе формулировать именно так?)

Тема № 4 практически требует от ученика полной самостоятельности. Думается, что её возьмут немногие — не все могут сказать о современном поэте слова, предполагающие анализ даже не одного стихотворения, а тем и образов нескольких (причём воспитанные на подобных темах применительно к Пушкину, Лермонтову, Некрасову или Блоку ученики понимают, что стихотворения нужно связать друг с другом и представить эту линию как магистральную в контексте всего творчества поэта — ответственность здесь слишком велика). Впрочем, традиционно находятся ребята, которым нравится писать о заветном, будет ли это творчество Окуджавы, Самойлова, Тарковского, Кушнера, Бродского, Высоцкого, или, скажем, стихи-песни Цоя, Гребенщикова, Щербакова. Для таких ребят имеет смысл специально продумать эту тему дома до экзамена.

Недоумение вызывает и тема № 2. Со словами М.Осоргина даже не хочется спорить — явно, что они вырваны из контекста, а значит, этой операцией и искажены. Хотя в принципе сочинение, опровергающее цитату, тоже возможно: а почему, собственно, только у Есенина дар свыше? А Пастернак? А Ахматова? А Исаковский почему на простых и чутких струнах сердца не играл? Или тот же Симонов? (И, соответственно выбору, дальше писать сочинение по своему автору.) Вряд ли, правда, комиссия (особенно медальная) оценит оригинальность такого хода. В качестве претензии может использоваться и тот факт, что в заботливо подобранной цитате ещё и Блок притаился… Поэтому даём такой совет: взять те стихи Есенина, в которых отчётливо чувствуется блоковская традиция, и сделать их разбор в сопоставлении с Блоком. Пусть это будут, скажем, «Россия» («Опять, как в годы золотые…») Блока и «Запели тёсаные дроги» Есенина. Перекличек огромное количество (проверьте сами), а поскольку это стихи о России, то и простым чувствам чуткого сердца в них место нашлось. (А если комиссии покажется недостаточным сравнение всего двух текстов, то можно указать на сноску к Комплектам — в ней разрешено раскрывать тему по поэзии на двух стихотворениях.)

Читайте также:
О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Эпизод из «Мёртвых душ» (тема № 1) тоже не относится к числу зачитанных в школе — но, может, это и к лучшему? (Впрочем, в этом комплекте возможностей для самостоятельных изысканий и так более чем достаточно.) В чём существо событий эпизода? Чичиков, счастливо удрав от Ноздрёва, попадает в ДТП: его бричка сталкивается с коляской, в которой сидит очаровательная незнакомка, с которой никак не удаётся завязать разговор. Для чего нужно это дорожное приключение? Встреча отзовётся потом на балу, когда незнакомка окажется губернаторской дочкой, а появившийся Ноздрёв произнесёт заветные слова — “мёртвые души”. Ноздрёв, губернаторская дочка и мёртвые души завяжутся в один узел сплетни. Впрочем, не столько с точки зрения сюжета важен этот фрагмент. Может быть, именно на его примере стоит показать расхожесть многих представлений о поэме и то, как сопротивляется им сам текст. Спросите у людей, окончивших школу, кто в «Мёртвых душах» мёртвые души, а кто живые, — девять десятых скажут, что первые — это помещики и чиновники, а вторые — крестьяне, народ. Но вряд ли что живое обнаружится в бестолковой суете крестьян, пытающихся растащить экипажи; над ними явно смеётся Гоголь — отсюда и его излюбленное удвоение персонажей (дядя Митяй и дядя Миняй), и сравнение их с вещами (колодезный крючок, самовар). А Чичиков между тем, столкнувшись с прекрасным видением, вдруг задумается о чём-то большем, чем приобретение. И хотя в его размышлениях опять возникнут деньги и подсчёты, но на минуту вдруг распахнётся вдаль лирическая перспектива поэмы и читатель услышит: “Везде, где бы ни было в жизни… везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь…” Это — и предсказание всего дальнейшего пути Чичикова, пути к возрождению. (Впрочем, можно выстроить сочинение и совсем по-другому, анализируя отрывок как пример типичного гоголевского текста. В нём есть, помимо цитированного лирического отступления, и развёрнутые сравнения, и масса подробностей и мелочей, и характерное смешивание человека и вещи и так далее. Такой подход возможен в гуманитарных классах.)

На простых и чутких струнах сердца умел играть только…: сочинение

  • « первая
  • 72
  • 73
  • 74
  • 75
  • 76
  • . . .
  • последняя (92) »

Есенин не враждебен революции и никак уж не чужд ей; наоборот, он порывался к ней всегда — на один лад в 1918 г.:

Революция вломилась и в структуры его стиха, и в образ, сперва нагроможденный, а затем очищенный. В крушении старого Есенин ничего не терял и ни о чем не жалел. Нет, поэт не был чужд революции, — он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Кем-то сказано, что каждый носит в себе пружину своей судьбы, а жизнь разворачивает эту пружину до конца. В этом только часть правды. Творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и — сломалась.

У Есенина немало драгоценных строф, насыщенных эпохой. Ею овеяно все его творчество. А в то же время Есенин «не от мира сего». Он не поэт революции.

Его лирическая пружина могла бы развернуться до конца только в условиях гармонического, счастливого, с песней живущего общества, где не борьба царит, а дружба, любовь, нежное, участие.

Такое время придет. За нынешней эпохой, в утробе которой скрывается еще много беспощадных и спасительных боев человека с человеком, придут иные времена, — те самые, которые нынешней борьбой подготовляются. Личность человеческая расцветет тогда настоящим цветом. А вместе с нею и лирика. Революция впервые отвоюет для каждого человека право не только на хлеб, но и на лирику. Кому писал Есенин кровью в свой последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его.

К смерти Есенин тянулся почти с первых годов творчества, сознавая внутреннюю свою незащищенность. В одной из последних песен Есенин прощается с цветами:

Только теперь, после 27 декабря, можем мы все, мало знавшие или совсем не знавшие поэта, до конца оценить интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Там острая горечь утраты. Но и не выходя из личного круга, Есенин находил меланхолическое и трогательное утешение в предчувствии скорого своего ухода из жизни:

И в нашем сознании скорбь острая и совсем еще свежая умеряется мыслью, что этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом — о себе самом.

Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упадочного и расслабляющего. Пружина, заложенная в нашу эпоху, неизмеримо могущественнее личной пружины, заложенной в каждого из нас. Спираль истории развернется до конца. Не противиться ей должно, а помогать сознательными усилиями мысли и воли. Будем готовить будущее! Будем завоевывать для каждого и каждой право на хлеб и право на песню.

Умер поэт. Да здравствует поэзия! Сорвалось в обрыв незащищенное человеческое дитя. Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

М. Осоргин «Отговорила роща золотая…»

Покончил с собой прекрасный поэт Сергей Есенин.

Не только безвкусицей, но и неуважением к памяти покойного было бы пользоваться его последним трагическим жестом для политических намеков и выводов. Если Есенин ушел из жизни, значит, она утратила для него силу страстного притяжения, какую имела прежде, значит, он исчерпал для себя и ее радости и ее огорчения. Пусто стало, и он ушел; и никто ему не судья, как никто не мог быть советчиком. И хотя умер он молодым, слишком молодым (30 лет), но от жизни он успел взять все, что мог, хотел и был способен. Да и трудно было бы представить себе Сережу Есенина не только нежным, но и совсем взрослым.

Читайте также:
Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

Обычная и приятная характеристика Есенина: талантливый поэт и хулиган. Последний эпитет он дал себе сам и от него не отказывался. А так как он был из семьи крестьянской и хулиганил соответственно уровню своего воспитания и развития, то ему вменялось в сугубую вину то, что в прежнее время поэту пушкинской поры из светской золотой молодежи часто ставилось почти в заслугу и уж во всяком случае прощалось. Можно одно сказать: от хулиганства Есенина никто никогда не страдал, кроме него самого.

Каким он был поэтом — про то напишут поэты и критики поэзии. Для меня же Есенин был — среди живых и творящих — самым большим и самым чистым; подлинным, настоящим русским поэтом его поколения. Вероятно, на поэте лежит много обязанностей: воспитывать нашу душу, отражать эпоху, улучшать и возвышать родной язык; может быть, еще что-нибудь. Но несомненно одно: не поэт тот, чья поэзия не волнует. Поэзия Есенина могла раздражать, бесить, восторгать — в зависимости от вкуса. Но равнодушным она могла оставить только безнадежно равнодушного и невосприимчивого человека. Стихи же его последних двух лет, не все, но многие, большинство (особенно «Москва кабацкая») волновали таким высоким волнением, какого давно уже не дают нам переживать другие поэты. Пусть Пастернак создал или создает новую школу поэзии, пусть Ходасевич «привил классическую розу к советскому дичку», — им и прочим почет и уважение, — но на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась, как дар свыше, как то, за что можно простить не одно «хулиганство». Я говорю не о «литературщине», не об одном созерцании его стихов, а о его поэзии, о том, что под этим словом понимаю и считаю правильным понимать.

Вряд ли многие из здешних, зарубежных, знали Есенина лично; он

Сочинение На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущал

В этих замечательных словах М.К. Осоргин выразил свое отношение к Есенину как большому мастеру.

Давайте и мы посмотрим на этот «дар свыше» – поэзию С.А. Есенина.

Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, он, как никто другой, повлиял на русскую культуру.

Есенин прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить.

Уроженец села Константинова, он с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала и его мать. Родные места, народная поэзия сформировали его как поэта.

Его ранние стихи насыщены звуками, красками, запахами. Здесь и «белый перезвон берез», «со звонами плачут глухари», Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, мир переливается красками – «алый свет зари», «мягкая зелень полей», «желтые поводья месяца», «рощи кроют синим мраком»…

Сказочное описание обычной крестьянской избы завораживает:

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети.

Где-то мышь скребется в затворенной клети… –

Так надо уметь увидеть.

Его стихи о России, о родине полны любви и щемящей искренности:

Читайте также:
О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды, солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

О Русь – малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Восемнадцатилетним деревенским пареньком появился он в Петербурге – разобраться, почему в журналах не печатают его стихи, высланные по почте. Его произведения произвели огромное впечатление на Александра Блока, и тот помог ему войти в литературный мир. Его радостную, чистую поэзию современники сравнивали с «забытым ароматом полей».

Мечтатель сельский, я в столице

Стал первокласснейший поэт.

За три года жизни в Петербурге Есенин приобрел славу и множество друзей и поклонников.

Началась мировая война. В 1916 году он был призван на фронт, откуда дважды дезертировал.

Как и многие, с радостью принял революцию и с недоумением и тоской – ее продолжение.

Есенин посещает родные места, видит, как изменилась жизнь в деревне, ему грустно, ему кажется, что из-за произошедших в деревне перемен он стал лишним – даже на своей родине, в том месте, любовь к которому питала все его творчество.

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

По-своему он был прав. Привыкший к восхищению публики, к глубокому уважению к его таланту со стороны таких мастеров слова, как Блок, Есенин вдруг оказался в стране, где лучший поэт – Демьян Бедный со своими агитками.

«Устал я жить в родном краю», – как странны эти слова для поэта, для которого родной край был самой главной ценностью. Но и на чужбине жизнь не принесла счастья и успокоения. А возвращение на родину приносит новые разочарования:

Да уж и я, конечно, стал не прежний.

Любовные интрижки, алкоголь, скандалы – ничто не могло побороть депрессию и усталость, лишь все больше подтачивали его волю к жизни. В «Черном человеке» он пишет с отчаянием:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

И – осознание полного беспросветного одиночества:

Никого со мной нет.

И разбитое зеркало…

От всей его поэзии тех лет веет тоской и безысходностью.

Вся его жизнь, все его творчество держались на любви к родине – и родине он оказался не нужен. И – закономерный итог: самоубийство.

Его и впрямь какое-то время замалчивали – за его «безыдейность». За то, что он был поэт милостью божьей, а не бездумный старательный стихоплет. Но время все расставило по своим местам. И как Есенин не мог представить себя без России, так сейчас невозможно представить себе Россию без Есенина.

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше»

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М. К. Осоргин)

Я начала писать выпускное сочинение и вспомнила один из уроков по творчеству Сергея Александровича Есенина. Читались стихи поэта, основа поэтики которых — песенная. Звучал бесподобный, ни с чем не сравнимый голос А. Малинина. Он пел «Мне осталась одна забава», песню на стихи, быть может, самые пронзительные и откровенные в русской лирике, хотя общеизвестно, что всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есени­на. В стихотворении «Мне осталась одна забава» поэт называет себя по­хабником и скандалистом, признается:

Читайте также:
Тема Родины в лирике Сергея Есенина: сочинение

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Есенин, каясь в содеянных грехах, просит:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

И очень точно выражает самую суть своего таланта:

Дар поэта ласкать и корябать.

Да, именно так: ласкать и корябать нужно людскую душу, чтобы была она живой, чтобы откликалась на радость и грусть, на благую весть и на горькую, чтобы простые и чуткие струны человеческого сердца ощущали поэтические строки как дар свыше. Стихи поэта — лучший помощник в воспитании наших чувств, нашего сердца, «на простых и чутких струнах» которого, говоря словами М. К. Осоргина, «умел играть только Сергей Есенин». Вот поэтому я говорю: «Мой Есенин». Буду писать о том, что особенно люблю в его творчестве, почему считаю своим, почему читаю и перечитываю его стихи.

Мне близка безграничная любовь Есенина к родной земле, которая за­ставляет размышлять о том, люблю ли я Родину, задумываюсь ли над ее судьбой. Поэзия Есенина очень дорога и понятна мне: ведь о России так не говорил и не сказал никто. Почему Россия, Русь — главная тема всего творчества Сергея Есенина? Откуда появились у поэта глубокое чувство род­ной природы и Родины, эта огромная любовь к Родине? Безусловно, всё это прививалось с детства, когда Есенин жил в селе Константиново; когда бродил по полям, лугам, слушая пенье птиц, засматриваясь на красоту цве­тов, деревьев и трав; когда встречал рассветы и провожал закаты. С ранне­го возраста поэт находился среди родной русской природы, впитывая всю ее прелесть. Отсюда такое яркое описание одного из времен года:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

Я читаю Есенина, и в зимнем ненастье вижу что-то особенное:

… по двору метелица Ковром шелковым стелется…

А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

Вижу, как «дремлют пташки нежные» под «вихри снежные» у мерзлого окна, представляю, что «снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна», и убеждаюсь, что нет ничего прекраснее родной земли, где «у низеньких околиц звонко пахнут тополя», «пахнет яблоком и медом», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс».

Понимаю его тяжелое душевное состояние, когда, уезжая ненадолго из России, находясь вдали от всего этого, он превращается в тоскующего человека с мрачными мыслями, одинокого среди людей. Знаю — спасение поэт видит в мыслях о родной стороне и потому пишет:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Вместе с Есениным я познаю великое:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

В стихах Есенина о родине я нахожу многое из того, о чем думаю са­ма, а в поэте чувствую родственную душу. Когда читаю строки, в которых описана природа, часто задумываюсь: как же скудна была бы жизнь без «голубого небесного песка», «малиновой шири полей», «пахучего тумана», «шелковых трав». И мне становится понятно: светлая душа поэта витает над Россией.

Я по первому снегу бреду.

В сердце ландыши вспыхнувших сил…-

начинает поэт стихотворение, и рождается ощущение душевной чистоты, внутреннего подъема. Стихотворение наполнено светлым предчувствием, ведь неспроста же и заснеженная равнина кажется необыкновенной:

Читайте также:
Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?

Кто человеку ближе, чем мать? Кто поймет нас и пожалеет, простит и вдохновит? О ком мы должны думать и заботиться даже больше, чем о себе? Конечно, о матери. И учиться с любовью думать и говорить о ней, трево­житься и печалиться необходимо у Есенина, стихотворные послания кото­рого к родным и близким людям отличает особая исповедальность:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет, —

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Я знаю — это святое чувство не рождается из ничего.

Нужно, как Есенин, любить все живое на земле, боготворить его, искренно сострадать «ко всему живому», чтобы потом сделать такое признание:

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

С нежностью и состраданием относился поэт ко всем живым сущест­вам. «…Я очень люблю всякое зверье», — как-то признался он Максиму Горькому, а в одном из стихотворений полушутя, полусерьезно обронил:

Для зверей приятель я хороший…

Есенину как бы открыты «души» животных, он понимает их чувства, переживания. В этом убеждают читателей такие стихотворения, как «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» и другие.

«Дай, Джим, на счастье лапу мне» — такими строками начинает поэт стихотворение «Собаке Качалова» и потом спрашивает:

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Ты за меня лизни ей нежно руку…

В стихотворении «Собаке Качалова» есть удивительные по своей тра­гичности строки о сложности человеческих отношений, о сложности жизни:

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

За этим «что» видится мне трагическая жизнь поэта. Что стоило ему жить? Страдать и мучиться, терять и обретать, отчаиваться и надеяться. Перебирая в памяти основные факты его жизни, задаю себе вопрос: свет­лого или трагического было больше в его жизни? Наверное, трагического, если говорить о трагическом восприятии революционной ломки традици­онного уклада русской деревни, о страданиях любви и переживаниях по поводу быстротечности человеческого бытия. И какое же надо иметь серд­це, какую душевную силу, чтобы сказать:

Как прекрасна Земля И на ней человек.

А земля прекрасна, потому что есть «низкий дом с голубыми ставня­ми», есть «серые журавли», «страна березового ситца», «роща золотая», «гулкая весенняя рань» — и в этом есенинская идея «узловой завязи» при­роды и человека. Снова и снова задаю себе вопрос: почему мне так близки мысли и стихи поэта? Может, потому что, как и он, «навеки имею неж­ность грустную русской души», как и он, хотел бы не любить, но «все рав­но не могу научиться», потому что в сердце у меня так часто бывает «не­сказанное, синее, нежное»…

Я знаю: это очень и очень трудно; искусству владеть собой нужно учить­ся всю жизнь, потому что

При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

Сергей Есенин писал о том, что близко и дорого сердцу каждого че­ловека, что чувствуется и переживается каждым. И поэтому каждый читаю­щий произведения Сергея Александровича Есенина с полным правом мо­жет сказать: «Это мой поэт, мой Есенин».

Именно поэтому, на мой взгляд, и дало повод М. К. Осоргину утвер­ждать: «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше».

Читайте также:
Восток в лирике Сергея Есенина: сочинение

Я так же, как и миллионы читателей, ощущаю поэзию Сергея Александ­ровича Есенина как дар свыше.

Рецензия

Содержание сочинения глубоко, ярко, личностно раскрывает тему, убеж­дая в том, что для выпускника поэзия Сергея Александровича Есенина, умевшего, по словам М. К. Осоргина играть «на простых и чутких струнах сердца» — действительно дар свыше, что это — его поэт, как для миллионов читателей. Сочинение отличает вдумчивость, самостоятельность в осмыс­лении анализируемых произведений, зрелость суждений. Язык сочинения эмоционален, отличается точностью словоупотребления.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Певец от народа и для народа: сочинение

Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета

чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. “Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.

Есенин для меня — это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни.

Очень рано ушел из жизни певец “страны березового ситца”, а стихи его все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав, лирические раздумья поэта не оставят безучастным никого, кто хоть раз прочтет стихи Есенина. Без него я не мыслю себе России. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле, он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности, умиляют до слез.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушности и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он “простой” для понимания поэт. Есенинский лиризм пленяет меня; в его стихах все время меняются краски, звуки, они овеяны дыханием природы и радостным душевным настроем поэта.

Только я в эту цветь, б эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не смогу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тонами, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги оживают необычайные и выразительные картины природы. Перед нами вырисовываются безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: “ручей волной гремучею песенки поет”, “звенят родные степи ковылем”, “звенит придорожными травами от озер водяной ветерок”. Природа у него приобретает черты человека, который разделяет радости и боли лирического героя, живет с ним одним дыханием. Поэтому такая одухотворенность в образах: “словно белой косынкой повязалась сосна”, “пригорюнились девушки-ели”, “изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины”. У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина.

Несказанное, синее, нежное.

Читайте также:
Стихотворения С.А.Есенина о природе.: сочинение

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение после рабочего дня. Стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда мне очень трудно.

В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Материальные проблемы пригвоздили людей к земле, подрезали крылья и кажется — больше не взлететь, не парить над землей. Но в руках снова оказывается томик чудодейственных стихов. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны.

И снова я плыву, лечу куда-то

Под гипнотическими чарами любви.

И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда — “Есенина поют”.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Певец от народа и для народа сочинение

Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета
чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. “Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.
Есенин для меня — это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни.
Очень рано ушел из жизни певец “страны березового ситца”, а стихи его все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав, лирические раздумья поэта не оставят безучастным никого, кто хоть раз прочтет стихи Есенина. Без него я не мыслю себе России. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле, он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности, умиляют до слез.

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушности и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он “простой” для понимания поэт. Есенинский лиризм пленяет меня; в его стихах все время меняются краски, звуки, они овеяны дыханием природы и радостным душевным настроем поэта.

Только я в эту цветь, б эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не смогу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тонами, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги оживают необычайные и выразительные картины природы. Перед нами вырисовываются безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: “ручей волной гремучею песенки поет”, “звенят родные степи ковылем”, “звенит придорожными травами от озер водяной ветерок”. Природа у него приобретает черты человека, который разделяет радости и боли лирического героя, живет с ним одним дыханием. Поэтому такая одухотворенность в образах: “словно белой косынкой повязалась сосна”, “пригорюнились девушки-ели”, “изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины”. У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина.

Читайте также:
Глубина поэтического мира С. Есенина: сочинение

Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение после рабочего дня. Стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда мне очень трудно.
В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Материальные проблемы пригвоздили людей к земле, подрезали крылья и кажется — больше не взлететь, не парить над землей. Но в руках снова оказывается томик чудодейственных стихов. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны.

И снова я плыву, лечу куда-то
Под гипнотическими чарами любви.

И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда — “Есенина поют”.

Материал к презентации «Есенин — певец русской природы»

Сочинение на тему «Певец от народа и для народа» (по творчеству Есенина)

Сергей Есенин — певец русской земли. Некоторые его стихи напоминают русские народные песни. Трудно найти столь душевного, искреннего поэта. Все его творчество пронизано любовью к своему народу и родной земле. В своих стихах Есенин показывает тяжелую крестьянскую жизнь без прикрас, показывает нам проблемы, волнующие крестьян. Поэта очень волновало будущее деревни. Долгие годы он восхвалял деревушки,но со временем поменял свое отношение к ним. По его мнению там не хватало «цивилизации».Он не хочет больше видеть нищие, глухие деревни. В то время в его творчестве появляются такие строки:

«Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям. Нищету твою видеть больно И березам и тополям…»

Иногда в стихах поэта проскальзывает грусть по молодости, которая уходит. Любовные невзгоды также нашли свое отражение в творчестве Есенина.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Особо красочно он описывает природу. Нельзя обойти стороной метафоры и сравнения, которые использовал поэт. Так донести до читателей всю сказочную красоту природы мог только человек, родившийся и выросший в окружении природы. Читая его стихи начинает казаться что все вокруг живет своей жизнью. Есенин одушевляет природу. Удивительно, но поэту удается совместить несовместимое — звук и цвет.

Тому примеры: «синий лязг подков», «звонкий мрамор белых лестниц», Есенин всегда находит новые сравнения и не повторяется. Он может всего несколькими словами показать нам все свои мысли и задумки. С помощью творчества Есенина мы видим Россию, полную бескрайних полей, голубых озер и рек, лесов.

Один из любимых образов поэта — береза. Ее он описывает очень нежно. Можно проследить сходство березы и девушки. Стройный ствол березки Есенин называет стройным станом, ветви называет косами или сережками. Пример такого стихотворения:

«Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.»

Много поэтов воспевало Россию. Но с такой сыновьей любовью писал о родине только Есенин. Сергея Есенина можно с уверенностью считать патриотом своей Родины. Он жил в трудное время, но остался преданным своей земле и народу. Имея возможность уехать в другую страну и жить в достатке, он остается на родине. Даже где-то путешествуя, поэт не перестает следить за всеми событиями, происходящими дома. Лишнее доказательство его безграничной любви к России его же строки:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь,живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою.»

Образ природы в лирике Сергея Есенина

Библиографическое описание:

Пайзиев, Б. Х. Образ природы в лирике Сергея Есенина / Б. Х. Пайзиев, Т. В. Половинкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15486/ (дата обращения: 08.05.2020).


Читайте также:
О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы.

В своей поэзии Есенин отражает деревенскую жизнь, где его глазами все оживает и преображается яркими тонами, которые имеют отличительную особенность в стихотворениях. Жизнь и творчество у Есенина были неразрывно связаны. Поэтому можно говорить о том, что в его произведениях есть автобиографичное начало. Таким образом, доверяя читателю свою душу, стихотворения поэта вызывали у почитателей его творчества сопереживание.

Выше было упомянуто, что жизнь в стихотворениях изображается в ярких тонах. Действительно, многокрасочная цветовая палитра играет важную роль в произведениях Есенина, особенно в ранней лирике, которая наполнена мечтами и иллюзиями, любованием и воспеванием природы.

Каждый цвет палитры художника Есенина несет в себе определенный смысл. К примеру, алый цвет, цвет роз используется автором при описании нежности и юности («Выткался на озере алый свет зари» [1, с. 28]), желтый — создание лирических героев («Про волнистую рожь при луне по кудрям ты моим догадайся» [1, с. 253]), цвет лазури, синий цвет, который чаще всех встречается в стихотворениях Есенина в качестве эпитета, символизирует Россию («Несказанное, синее, нежное…» [1, с. 215]), а малиновый цвет — звон колоколов или при необходимости придания пейзажу звучности («О Русь — малиновое поле…» [1, с. 83]).

Но нельзя прямо относить определенный цвет к тому или иному явлению. В зависимости от выбранного поэтом цвета, он может изобразить и душевное состояние лирического героя, его думы и переживания. Примером служат поздние стихотворения Есенина, в которых посредством мрачных красок прослеживаются обреченность и усталость.

Наиважнейшую роль в лирике Есенина занимает человек. Природа соотносится с крестьянами и деревенским бытом. По мнению Есенина, человек — неотъемлемая часть природы. Поэтому в лирике поэта мы видим много переплетений человека и природы, раскрытие образов человека через природу. В стихотворениях мы можем встретить калек, нищих и рекрутов, что добавляет некую грусть в общее повествование, но не омрачает его. Есенин хочет донести до читателя одну истину — крестьянская жизнь должна пребывать в полной гармонии с природой.

Живую природу поэт изображает, в том числе, и через образы животных. Стихотворения на данную тематику наполнены печалью и огромной любовью к братьям нашим меньшим. К примеру, стихотворение «Песнь о собаке» содержит следующие умилительные строки:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: