Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу: сочинение

Сочинение на тему: Мир природы в лирике С.А. Есенина

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Мир природы в лирике С.А. Есенина

Тема родины — одна из главных тем в творениях С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия: «А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам… И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора». С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С.Есенина того времени — это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева — близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный». В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обре 1000 тает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание: «Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»: «Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь! Никакая родана другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиньй Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть». Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.
.

Читайте также:
Любовная лирика Есенина и Маяковского: сочинение

Сочинение по произведению на тему: “Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу”

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
С. Есенин
В настоящей поэзии всегда есть какая-то неожиданность, поэтическое открытие, самобытное, неповторимое мироощущение живой ищущей души. Такая поэзия всегда сближает, объединяет людей, и каждый из нас, таких разных, чувствует в ней что-то свое.
Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от кого этого совершенно не ждешь. Наверное, потому, что они затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова “любовь к родине”, “родная природа” настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то печальную нежность:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
. Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
Его стихи, особенно ранние, по своему языку, образному строю, настроению напоминают народные песни. Сергей Есенин был сыном рязанского крестьянина, и мир “золотой бревенчатой избы” с детства был ему родным. В этом мире все слито воедино: труд, праздник, вера и быт — все превращено в бытие, и все одухотворено, полно теплоты и радости жизни:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые.
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Есенин, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы, чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, что связан с ней кровными узами. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и бабушкиных сказках, у изб, деревьев, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
. Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Удивительно по неожиданности, свежести взгляда и нежности одно из первых есенинских стихотворений:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Деревья у него превращаются в зверей, а его звери — это “меньшие наши братья”, у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит “грусть соломенную”, кошка у окна ловит лапой луну, “по-байроновски”. собачонка встречает лаем у ворот”. А как необычна его знаменитая “Песнь о собаке”:
. покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег.
Никто до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием.
М. Горький сказал о нем: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которого — более всего — заслуживает человек”.
И когда Есенин говорит о родине, Руси, то кажется, что это все о том же — обо “всем живом”, о скоротечности и радости
жизни.
Образ родины, России складывается из мелких штрихов-черточек: “березовое молоко по равнине”, “хаты — в ризах образа”, дед “с берестяной клюкой” и святой Микола, “в лапоточках” обходящий русский край, босяк-бродяга, что идет “проселочной дорогой, молясь на копны и стога”.
Может быть, такая Русь выглядит слишком благостной и смиренной, но поэту дорог этот ее облик:
Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.
И в то же время Есенин, пристально вглядываясь в лицо родной земли, все острее сознает ее заброшенность и забитость, и в стихах все отчетливей проступает грусть и смутная бродяжья тоска:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Эта печаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда осталась в его стихах о России. Вся его поэзия стала признанием в любви к родине, щемящей и нежной песней о ней.
В 1917 году в есенинскую поэзию врывается “ветер революции”, и поэт приветствует его, приветствует новую Русь — “буйственную”, “отчалившую”, “воспрянувшую”. Он ждал от революции осуществления мечты о “мужицком рае”, вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но потом пришли страшные 1919—1920 годы.
В одном из писем Есенин писал: “Трогает меня. только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического. Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал”. Наглядным дорогим образом вымирающей деревни стал для Есенина маленький “красногривый жеребенок”, вздумавший догнать поезд:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужелъ он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
За разорением деревенской “голубой Руси” Есенин увидел и почувствовал разрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальная русская культура.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя плач.
Скоро, скоро часы деревянные
Прокричат мой двенадцатый час!
Он искренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя в том, что “юность светлую мою в борьбе других я не увидел”, был готов, “задрав штаны, бежать за комсомолом”. Об этом маленькие поэмы: “Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, “Русь советская”. И все же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом “социалистических преобразований” просто не мог по своей сути:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
. У вас иная жизнь, у вас другой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
И, уходя, он передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к “стране березового ситца”, свою необыкновенную искренность и человечность.

Читайте также:
Основные мотивы лирики С. А. Есенина: сочинение

Сергей Есенин — Русь: Стих

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки за ветками,
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь — везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой —
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой,—
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут ро́дные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Читайте также:
Тема любви в поэзии С. Есенина: сочинение

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,

Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь» Есенина

Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма. Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.). Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.

Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.

Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.

Читайте также:
С. Есенин — поэт на все времена.: сочинение

Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».

Для высшего командования рядовые бойцы становятся пушечным мясом, которым никогда не оскудеет русская земля. Но каждого из них с надеждой ждут дома. На чтение редких писем собираются всей деревней. Есенин разделяет боль своего народа. Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен. В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.

Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь» – восприятие, истолкование, оценка

Ответы и объяснения

  • nikolaj-semyonov
  • Мегамозг
  • 2017-02-18 10:13:57

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу…
Сергей Есенин «Русь»

Тема любви к Родине звучит на протяжении всей истории развития русской поэзии. Особенно ярко она раскрывается в многоликом творчестве поэта серебряного века – Сергея Есенина. Этот человек не просто искренне выражал в своих стихотворениях эту любовь, но и соотносил красоту природы с настроениями России в то нелегкое революционное время. Есенин, как никто другой, осознает всю тяжесть судьбы Родины, ее будущее для него открыто. Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, – это, прежде всего, родной край, родное село. Так для лирика образ России тесно переплетается с образом деревни, на основе которой и построено замечательное произведение литературы «Русь». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения – крестьянские избы с иконами, за ними же – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна: “Грустная песня, ты – русская боль”.

Читайте также:
Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

Первая часть стихотворения отражает бремя, которое приходится нести русскому народу: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь – везде колдуны». Деревенская картина выглядит ужасающе: поэт благодаря ярким контрастным эпитетам подчеркивает суровость жизни, ее обыденность и невзрачность.

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса…
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки…

Все же, несмотря на это поэт восхищается Россией, ее красотой и, конечно же, как и любой ее гражданин, безвозмездно любит: «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что – разгадать не могу». Эта любовь ближе всего не к самой стране, а к безграничным просторам деревни: «гулу комаров», «громкой песни на лугу». Жизнь там течет спокойно и весело, нет грустных дум; только лишь «выйдут девки плясать у костров» и сразу на душе легко за свою Россию: «Ой ты, Русь моя, милая родина».

Однако «понакаркали черные вороны»: впереди у родной поэту страны не лучшие времена, еще не мало бед и страданий придется перенести русскому народу. Преданность к отчизне – то, что правит людьми в борьбе за жизнь, которым необходимо объединиться, чтобы справиться с «нечистой силой и колдунами» в «злую заморозь». И вновь Сергей Есенин рисует впечатляющий своей мощью пейзаж, что может так сильно захватывать внимание и заставлять переживать как ни картины природы:

Грянул гром, чаша неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес…

Русский народ всегда в согласии с природой, она помогает ему отстоять свою самобытность. Здесь уже не звучит мотив безысходности, его сменяет мотив уверенности в хорошее будущее и победу «всех печалей, жалоб и слез»: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, / Вся опора в годину невзгод».
В стихотворении состоящем из пяти частей, четвертая представляет собой своеобразное лирическое отступление на тему любви к родному человеку: эта любовь не менее важна, чем любовь к родине, и иногда даже сильнее. Проявиться она может лишь в тяжелое время разлуки близких людей. Конечно же, весть о родном человеке – высшая награда («И пришли к ним … груды вестей… / … плакали, слушая на успехи родных силачей»), догадки о его судьбе – невыносимый ужас («Затомилась деревня невесточкой – / Как-то милые в дальнем краю?»).

Читайте также:
Родная природа в лирике Есенина: сочинение

Глубоко философское произведение Есенина, имеющее кольцевую композицию заканчивается размышлениями поэта о силе любви к Родине: насколько прочна она, сможет ли война сломить это чувство. Автор «разгадал их думы несметные» и подвел итог всему стихотворению: русский народ «не спугнет ни гром и ни тьма, … не причудится смерть и тюрьма», он будет вечно любить Россию и «от счастья и радости плакать». Такова по мнению великого русского поэта судьба народа: «Лишь к тебе я любовь берегу».

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: пурга и тощие поля как символы русского зимнего пейзажа и одновременно символы тоски, долгие мглистые сумерки с их богатой символикой и гром как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее обыденные “широкий простор”, противостоит “синеющие небеса”. Здесь звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта цвет золота: «На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес», и мрака: «Воют в сумерки долгие, зимние… / В злую заморозь в сумерки мглистые…». Золотой один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности. В этом стихотворении оттенок ценности также преобладает: золотые подвески, держащие лампадки небес не только символ жизни, сколько символ уклада этой деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией.

Образность в «Руси» очень разнообразна и отражается благодаря множеству сравнений и олицетворений: «потонула деревня в ухабинах», «как совиные глазки, … смотрят пурги огоньки», «запугала нас сила нечистая», «тучи рваные кутают лес», «загорятся, как черна смородина, угли-очи».

Таким образом, тема родины в стихотворении «Русь» развивается от безотчетной, естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции. Сергей Есенин, всей душой понимавший и при¬нимавший Русь, обладавший удивительным, тон¬чайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца».

Читайте также:
О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Анализ стихотворения С. Есенина За темной прядью перелесиц: сочинение

Стихотворение Есенина «За темной прядью перелесиц…» (1915 – 1916) можно отнести к жанру элегии – в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности человека и природы, о его связи с родиной – ее историей и судьбой.
В стихотворении гармонично сочетаются пейзажные зарисовки, философские размышления и лирические отступления героя. Так, в первой части произведения (три первые строфы) дается описание родной стороны героя – «стороны ковыльной пущи».
Поэт выбирает для своего описания ночное время суток. Этот факт подчеркивает неспокойное психологическое состояние лирического героя, которому не спится, который ночью, один на один с природой, размышляет о важных для себя вопросах, ведет мысленный диалог со «стороной ковыльной пущи».
Какой же предстает перед героем и нами его родная сторона? С первого слова мы понимаем, что она населена живыми существами, дышит и существует по своим законам. Создать такой эффект автору помогают метафоры олицетворения – поэт персонифицирует месяц («Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве») и его «составляющие» («В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…»). Оживают здесь озерная вода («Вода качает берега») и степь («…степь … Кадит черемуховый дым И за долинами по склонам Свивает полымя над ним»). Кроме того, в этой части стихотворения много «активных» глаголов, создающих картину связанного воедино, движущегося, живущего своей жизнью мира природы.
Картина, созданная в первой части стихотворения, образно и точно передает ночной пейзаж, даже цветовая гамма эпитетов способствует этому – в стихотворении преобладают оттенки синего и зеленого цветов, разбавленные дымкой белого («в неколебимой синеве», «в голубой траве», «под пологом зеленым», «черемуховый дым»).
Вторая часть стихотворения (три последние строфы) погружают нас в мир переживаний и раздумий лирического героя. Мы понимаем, что он мыслит себя частью своего родного края, мира родной природы. Для него они – важная составляющая его собственного внутреннего мира, во многом определяющие его жизнь и судьбу. Именно поэтому мы встречаем здесь речевые обороты сопоставления – «и ты, как я…», «но и тебе…»
По мысли Есенина, модель устройства человеческой души повторяет модель устройства природного мира, который делится на две четко разграниченные части – верх и низ, небо и землю, духовное и плотское, возвышенное и низменное. Недаром за кажущейся «ровностью» герой чувствует стремление «ковыльной пущи» к «розовому небу» и «голубиным облакам». Однако это стремление столько же безнадежно, сколько и вечно.
Такова и человеческая душа, бесконечно стремящаяся к небу, но неспособная преодолеть свою «земную» – низменную – суть. И ощущение этой роковой недосягаемости гармонии и счастья создают в душе героя ощущение смертной – давящей, бесплодной, ядовитой – тоски, которую он выражает с помощью метафоры «солончаковая тоска».
В этом стихотворении отчетливо предстает перед нами образ есенинской Руси. Мир среднерусской природы освящен у поэта божественной верой, самым тесным образом связан с православием и историей России. Мир родины героя, самая малая его часть устроена по законам христианства, она – главный создатель и главное мерило всего сущего. В подтверждение этой мысли в стихотворении присутствует церковная, архаичная, диалектная лексика – «кадит», «в печальной требе», «голубиные облака», «пугливо кажет», «кандалы Сибири».
Кроме того, Русь Есенина освящена и ее историей, теми страшными и грандиозными событиями, что пришлось ей пережить. Неслучайно поэтому здесь возникают такие образы, как «кандалы твоей Сибири», «горб Уральского хребта». Они не могло не «наложить отпечаток» на судьбу страны, на судьбу и мировоззрение ее народа, на будущее России.
Ритмический строй произведения «поддерживает», помогать выразить основные авторские мысли. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, что делает его ритм более плавным, певучим, сохраняя, в то же время, легкость его восприятия.
Масштабы, размеры «ковыльной пущи» помогает передать ассонанс с гласной «О»: «В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…»;
«А степь под пологом зеленым
Кадит черемуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».
Кроме того, подобный ассонанс помогает передать и колорит русской степи, и свойственную только русскому человеку «средневековую тоску»:
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Важную роль в ритмической организации стихотворения играют и интонационные паузы. Они позволяют автору более зримо передать изображаемую им картину, акцентировать внимание на тех или иных образах: «Ягненочек кудрявый — месяц Гуляет в голубой траве»,
«В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога,—
И кажется с тропы далекой —
Вода качает берега».
Таким образом, стихотворение «За темной прядью перелесиц…» можно назвать типичным для есенинской поэтики. Оно демонстрирует нам слияние героя с миром природы и с родиной, его представление о мире человека как о части всеобщей жизни Вселенной. Кроме того, здесь отчетливо звучит мысль о роковой неразделимости судьбы страны и судьбы героя, об их трагическом, но недостижимом стремлении к гармонии.
Помимо этого, стихотворение наполнено «типично есенинскими» эпитетами и метафорами – обилие оттенков синего цвета, церковные и крестьянские реалии, наличие архаической и диалектной лексики. Все это позволяет в полной мере согласиться со словами Солженицына, назвавшего Есенина гениальным самородком: «Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают».

Читайте также:
Певец от народа и для народа: сочинение

Анализ стихотворения С. Есенина За темной прядью перелесиц: сочинение

Тема родины для многих поэтов была самой дорогой, самой важной. Замечательный русский поэт – Сергей Есенин – не остался в стороне. С ранних лет и до последних дней жизни он писал о родине. Но его родина – это не страна, не историческое прошлое и даже не народ, его родина – это природа. Поэт считал, что его «лирика жива одной большой любовью – любовью к родине». Русская природа для писателя – это нескончаемая красота и мировая гармония, которая способна излечить душу человека. Именно так, возвышенно и просветлённо, эти стихи влияют и на нас, читателей.

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Есенин словно подталкивает нас остановиться ненадолго и взглянуть на природу, окружающую нас, услышать, как шелестит трава на лугу, как поёт ветер, как журчит вода в реке, увидеть утреннюю зарю, предвещающую начало нового дня, увидеть красоту звёзд в ночном небе. Ожившие природные картины в стихах поэта не только учат любить красоту своей родины, они направляют наши чувства в русло нравственности, доброты. Потому что человек, который способен оценить красоту природы, уже не в силах противопоставить себя ей. Есенин наслаждается видами родной природы, насыщая свои стихи нежным трепетом, находя выразительные, непредсказуемые и одновременно точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.

Нередко, используя в своих стихах пейзажные зарисовки, поэт выстраивает свой особенный мир, который даёт возможность нам увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая берёзка загляделась в пруд». В его строках природа персонифицирована, она словно испытывает чувства грусти, удивления, огорчения и радости.

Сергей Александрович ощущает себя одним целым с деревьями, цветами, лугами. Друг детства поэта К. Цыбин говорил, что Есенин считал цветы живыми существами, общался с ними, доверяя им свои радостные и грустные события.

А люди разве не цветы?
О милая, почувствуй ты,
Тут не пустой звук.
Как стебель тулово качая,
А эта разве голова
Тебе не роза золотая?

Волнения, которые Есенин испытывает в душе, главные жизненные события всегда прочно связаны с природными переменами:

Листья падают, листья падают,
Стонет ветер, Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

В своих стихах, которые поэт написал в ранний период творчества, преобладает церковно-славянская лексика. Есенин видит единение неба и земли, представляя природу венцом их союза. Своё душевное самочувствие Есенин передаёт в природных отображениях, насыщенных яркими тонами:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.

Однако беззаботная молодость прошла. Яркий, насыщенный пейзаж заменяется на изображения раннего угасания. В строках поэта взросление человек нередко сопоставляется с осенью. Оттенки не поблекли, они даже преобразились – багряные, золотые, медные, но это заключительные краски перед длительной зимней порой:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.

Более поздние строки Есенина отображает природу с присутствием безвременной гибели. Стихи этой поры насыщены тоской по ушедшей юности, предчувствием трагедии.

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам:
Кто погиб здесь? Умер?
Уж не я ли сам?

Считая себя и природу единым целым, Сергей Александрович Есенин вдохновляется природой.

Читайте также:
Основные мотивы лирики С. А. Есенина: сочинение

Русская природа подарила поэту непревзойдённый дар – народную мудрость, которая впиталась со всей самобытностью родного села, со всеми песнями и приметами, легендами и рассказами, которые ему рассказывали в детском возрасте и которые со временем стали основным источником его творчества. И даже экзотические природные виды других стран не способны были заменить красоту родных пейзажей. Где бы Есенин не находился, в какую бы страну его не забросила жизнь, в душе и сердце поэт всегда оставался с Россией.

«За тёмной прядью перелесиц…» С. Есенин

За темной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, –
И кажется с тропы далёкой –
Вода качает берега.

А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним.

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Но и тебе из синей шири
Пугливо кажет темнота
И кандалы твоей Сибири,
И горб Уральского хребта.

Дата создания: 1916 г.

Анализ стихотворения Есенина «За темной прядью перелесиц…»

Уже с первых лет жизни в Москве Сергей Есенин снискал славу сельского поэта. Столичные ценители литературы относились к нему с предубеждением, считая, что творчество Есенина совершенно лишено актуальности. Тем не менее, очень скоро у поэта появились свои почитатели, которые смогли разглядеть среди простых и незатейливых фраз образ той России, которая им дорога, близка и понятна.

Столица произвела на Есенина противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищался высотными зданиями и очень быстро освоился в московских ресторанах. Но постоянная суета и отчужденность людей пугали поэта. Поэтому мысленно он предпочитал каждый раз возвращаться в родное село и все свои стихи посвящал старинному рязанскому краю, который так любил с самого детства. В этот период (1914 год) было написано и стихотворение «За темной прядью перелесиц…», которое стало еще одним ярким штрихом к портрету русской природы – самобытной, яркой и удивительно красивой.

Читайте также:
О поэме Есенина Анна Снегина: сочинение

Для творчества Есенина характерны образность и стремление наделить чертами живых людей неодушевленные предметы. Именно поэтому месяц у поэта ассоциируется с кудрявым ягненочком, который «гуляет в голубой траве», а «вода качает берега» из-за того, что это небесное светило словно бы бодается рогами с речной осокой. Таким образом, незатейливый пейзаж Есенин наполняет особым волшебством и очарованием, придавая каждой мелочи смысл. Его пейзажи легки, словно «черемуховый дым», который опускается над русской степью, по-весеннему зеленой и благоухающей.

Леса и луга являются для поэта лучшими друзьями, им Есенин поверяет все свои самые сокровенные мысли и желания. Однако и автор умеет слушать, различая в шелесте листьев изысканную мелодию приближающегося лета. Удивительная метафоричность, свойственная многих стихам Есенина, порождает очень запоминающиеся образы. Так, поэт с равным успехом называет рощей не только скопление берез у края поля, но и заросли ковыля – степной травы, которая уже к середине лета высыхает, превращаясь в колючую и непроходимую стену. Но сейчас, пока ковыль еще набирает соки, поэт искренне восхищается «пущей», признаваясь: «Ты сердцу ровностью близка». Тем не менее, даже в этом зеленом ковре автор видит изъяны в виде островков солончака, которые навевают на него тоскливые мысли.

Автор прибегает к довольно распространенному приему, вживаясь в образ героев своего повествования. Однако ситуация необычна тем, что Есенин повествует о русской степи и примеривает на себя ее внешний антураж. Если бы зеленый ковыль был одушевленным предметом и умел бы говорить, то наверняка смог бы поведать о том, что испытывает, находясь весь день под жарким весенним солнцем. Его мысли озвучивает сам автор, утверждая, что ковыль тоскует о розовом небе и «голубиных облаках». При этом Есенин проводит параллель между собой и героем стихотворения, утверждая, что в данный момент испытывает подобные чувства, пребывая «в печальной требе». Он стремится к заоблачным высотам, но осознает, что то, о чем мечтает, является для него недостижимым.

Вместо небесно выси ковылю достаются «кандалы твоей Сибири и горб Уральского хребта». То же самое получает и поэт, для которого родина ассоциируется не только с красотой окружающей природы, но и с рабским крестьянским трудом. Попытки убежать от детских воспоминаний в этом случае не дают результата, так как Есенин все равно остается сном своего народа. Он с детства лелеет мечту о возвышенном, но вынужден довольствоваться земным, уподобляясь степному ковылю, чья жизнь лишена взлетов и падений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: