Певец от народа и для народа: сочинение

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (по поэзии С. Есенина)

Школьное сочинение

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Россия, великая Русь с ее грустными и раздольными песнями, наполненными то светлой печалью, то молодецкой удалью, то бунтарским духом; милая Русь с кандальным сибирским звоном и сельской тишиной, веселым девичьим смехом и горем матерей, потерявших на войне своих сыновей, с ранних лет и на всю жизнь запала в сердце поэта Сергея Есенина. “Какой чистый, и какой русский поэт”, — говорил о нем М. Горький. И действительно, в поэзии Есенина отразились самые яркие черты русского национального характера, его “беспокойная, дерзкая сила”, сердечность, эмоциональность, размах, глубокая человечность.

От проникновенных стихов о стране “березового ситца” с синевой озер, шумом зеленых дубрав, бескрайними степными раздольями до тревожных раздумий о судьбе России в “суровые грозные годы” — каждая строка у Есенина согрета чувством безграничной любви к родине:

Любовь к родному краю

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил сам поэт, — любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве” . О чем бы ни писал Есенин, какие бы тревоги ни бушевали в его сердце, душу его всегда согревал светлый образ родины, в мыслях его всегда была родная сторона, ее судьба, ее прошлое, настоящее, ее будущее.

Многоликая и живая Русь “светила” во всех его стихотворениях. Но в своем творчестве С. Есенин не только признавался в любви к родине, но и высказывал твердую веру в русского человека, в его будущие великие дела.

История Руси знавала разные времена. Не всегда они были радостными и светлыми — русским людям не раз приходилось переживать грозные дни войн и лишений. В стихах Есенина образ родины выступает в такие моменты суровым и печальным:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

И все-таки даже в такие минуты поэту дорога и близка Русь. И он ни на миг не перестает верить, что беда обойдет его родной край стороной, что русский народ выстоит и выдержит любые испытания и выйдет победителем из любых сражений. Поэтому в стихотворениях послереволюционных лет неизменно звучит твердая вера в Россию, в великое будущее ее народа. И никакие печальные события в истории страны, никакие печальные картины русского быта не в силах уменьшить любовь Есенина к родной стороне. “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь”, — пишет он в стихотворении “Спит ковыль. “.

Все вокруг: природа, деревенские избы, крестьяне, работающие на полях, наполняет душу поэта теплотой и любовью. Ведь все это — приметы его родного края:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сердце Есенина всегда с народом, с Россией. Потому с такой нежностью и любовью выписаны в его произведениях образы русских людей-тружеников. Здесь мы встречаем и крестьян, у которых “заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы”, и девочку-малютку, что со слезами на глазах просит “хлеба черствого кусок”; и старого деда, что “согнувши спину, чистит вытоптанный ток”; и старушку-мать, у которой сын ушел воевать в далекую страну; и людей в кандалах, тяжело бредущих по песчаной дороге. Часто видим мы в его поэзии сиротливые избы деревень и одиноких матерей, с надеждой смотрящих вдаль. И все же:

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей, —

неизменно пишет Сергей Есенин. И вновь и вновь признается в искренней, нежной, негасимой любви ко всей России:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Поэту довелось жить во времена великих перемен и крутых поворотов в истории страны. Его родной край, родная страна менялась с каждым днем. Эти перемены не могли не волновать Есенина. Он сознавал, что далеко не всегда прогресс положительно сказывается на облике его родины. Ему было грустно видеть, как постепенно гибнут русские деревни, сознавать, что “конь стальной победил коня-живого”. Его душу обжигает тревога за будущее России:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Печальными думами поэта проникнуты многие стихотворения, такие как “Возвращение на родину”, “Русь уходящая”, “Русь советская”.

С грустью смотрит он на родную деревню, которая словно стала чужой: на месте отчего дома он видит лишь “золу да слой дорожной пыли” и даже старая мельница “стоит, глаза смежив”. “В своей стране я словно иностранец”, — мрачно констатирует Есенин. Но при этом он не собирается отказываться от своей родины. Его любовь не становится меньше от осознания грустных перемен. Он провозглашает свою верность родному краю: “Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”. Неизменным остается главное убеждение Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Яркие, эмоциональные, живые строки Сергея Есенина, посвященные родине, пронизанные восхищением, любовью, глубоким патриотизмом, продолжают волновать и души современных читателей. Они никогда не потеряют своей актуальности, потому что поэт призывал бережно относиться к памяти о прошлом, к национальной культуре. Все это — чувства, которые должен воспитывать в себе каждый гражданин своей страны. Патриотизм Есенина понятен и близок всем народам, которые когда-либо боролись или борются за свою самостоятельность и берегут свою национальную самобытность.

Певец от народа и для народа

Сергей Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признав: всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. “Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”.
Есенин для меня – это любовь, природа, песня, это сила и нежность,

Читайте также:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу: сочинение

Related posts:

Певец крестьянской Руси С. Есенин К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу – Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин В русской литературе начала XX века Сергей Есенин выделялся, как бы стоял особняком. За ним прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. […].

Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатление, […].

Глубина поэтического мира С. А. Есенина Сергей Есенин. В самом звучании этого имени, слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью […].

Какой чистый и какой русский поэт (поэзия Сергея Есенина) Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть и музыка родных раздолий. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине, и чувство родины – основное в его творчестве. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, […].

“Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы” (по оде “Певец во стане русских воинов”) Если по стихам В. А. Жуковского попытаться создать образ автора, то нетрудно представить себе погруженного в размышления, вечно опечаленного и тоскующего человека, угнетенного скорым расставанием с земными радостями. Но на самом деле Жуковский был другим. Ему были присущи исключительное трудолюбие, упорство, воля, удивительная крепость духа и твердость характера. Мягкость и меланхолическая поэтичность его натуры сочетались […].

Тема родины в поэзии С. А. Есенина Чувство Родины – основное В моем творчестве. С. А. Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине – основное в моем творчестве”, – говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал […].

Тема Родины в творчестве Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины – ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя […].

Певец родной природы (по поэзии А. А. Фета) Из слез моих много родится Роскошных и пестрых цветов, И вздохи мои обратятся В полуночный хор соловьев. Г. Гейне Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А. А. Фета составляет пейзажная лирика. В 1843 году в июльском номере “Отечественных записок” было напечатано стихотворение “Я пришел к тебе с приветом… “, которое можно считать поэтической декларацией […].

Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов” и К. Н. Батюшкова “К Дашкову” Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […].

Русская природа в лирике Сергея Есенина В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии. Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как […].

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине” (тема Родины в поэзии С. Есенина) Сергей Александрович Есенин – величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию: О Русь – малиновые поля И синь, упавшая в реку, – Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он […].

“Певец во стане русских воинов” как отображение гражданского и поэтического кредо В. А. Жуковского Хвала возвышенным певцам! Их песни – жизнь победам; И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам. В. А. Жуковский Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на […].

Основные мотивы лирики В поэзии “серебряного века” Сергей Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение […].

Эволюция поэтического мира С. А. Есенина Что касается… биографических Сведений,-они в моих стихах. С. Есенин Сергей Александрович Есенин – самобытный и очень национальный поэт. Он мог родиться только в России, среди ее обширных полей, синих рек, прекрасных берез, так любимых им. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясъ в дупло. Только мне […].

Читайте также:
Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина: сочинение

Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Н. А. Некрасов Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова. Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в […].

“И неподкупный голос мой был эхо русского народа… ” (А. С. Пушкин о назначении поэта) “Иди один и исцеляй слепых… ” А. А. Ахматова Александр Сергеевич Пушкин является нашим национальным достоянием. Это очень громкая фраза, но она абсолютно справедлива. Постараюсь объяснить, почему я в этом так уверена. Конечно, жизнь любого, даже самого “маленького”, человека имеет свою уникальную ценность, как кирпичик в здании истории человечества. Кроме того, очень много сильных и […].

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой “Реквием” Анне Андреевне Ахматовой суждено было прожить долгую жизнь, исполненную такого же трагизма, как и ее время. Ей пришлось пережить две мировые войны, революции, сталинские репрессии. Про Ахматову можно сказать, что она была свидетелем величайшей народной трагедии, но она никогда не была сторонним наблюдателем: трагедия народа воспринималась ею как личная трагедия. Это и обусловило особенности поздней […].

Певец возвышенной любви(По повестям Куприна “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь”) “Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, – царица, потому что любовь прекрасна”. А. И. Куприн Гуманист и правдоискатель, чудесный мастер художественного слова, Александр Иванович Куприн был настоящим певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, […].

Разноликость поэзии С. Есенина У всего своя походка есть; Что приятно уху, что – для глаза. Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза. С. Есенин Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений. В жизни Есенина были периоды тяжелых противоречий, […].

Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (1 вариант) Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. “Я лиру посвятил народу своему”, – сказал о себе поэт. Его […].

“Чувство родины – основное в моем творчестве” С. А. Есенин Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие […].

“Страна березового ситца” в лирике С. А. Есенина Сергей Есенин – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей. Уже первые стихи Есенина […].

Мое любимое стихотворение Есенина (тема Родины) Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце – обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор […].

“О Русь, взмахни крылами. ” (по лирике С. Есенина) Светлый и радостный колорит поэзии Есенина в его творчестве кажется преобладающим. Он вошел в литературу как выдающийся поэт-лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями “золотого” века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века “серебряного”, стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913) явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и […].

“О Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь!” (Образ России в лирике С. А. Есенина) Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты – предшественники и преемники Есенина – задумывались о том, какой быть России. А. С. Пушкин, подводя итог прожитых лет в […].

Удивительный мир природы в лирике С. А. Есенина Лирика замечательного русского поэта С. А. Есенина притягивает своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому. Наиболее ярко все эти качества выражены в стихотворениях, посвященных природе. Детство Есенина прошло в селе Рязанской губернии, где его окружала красота неяркой, но завораживающей природы средней полосы России. Есенин рисует природу разноцветными красками, сияющей, многоликой: Загорелась […].

Мое любимое стихотворение Есенина (любовная лирика) “Мне грустно на тебя смотреть… ” – так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы. Есть похожие на него, такие, […].

За что я люблю поэзию С. Есенина В ряду русских поэтов рубежа ХІХ-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней – сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и многозвучностью, и все-таки в них всегда ощущаются грусть и печаль. […].

“Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла” (тема Родины в творчестве С. Есенина) “Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом является любовь к родному краю. Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязанской губернии. Поэт […].

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта – это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина – это их […].

Стихотворение С. Есенин “О красном вечере задумалась дорога… (Восприятие, истолкование, оценка) Чувство родины Основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Александрович Есенин – истинный поэт России. К вершинам творчества он поднялся из глубин народной жизни. С первых дней его окружал мир русских песен, сказок, легенд: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. О чем бы ни писал Есенин, где бы […].

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина – тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, […].

Родина в поэзии Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь” С. Есенин Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе. Поэт говорит: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в […].

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина (2) Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. С. Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”, – писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них – […].

Россия глазами Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в […].

Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в “Конармии” И. Э. Бабеля В 1920 г. Бабель добровольно вступил в ряды Первой Конной армии и отправился на фронт. Основываясь на своих непосредственных впечатлениях, он написал цикл рассказов “Конармия”. В них писатель показывает ужасы гражданской войны: жестокость, насилие, разрушение старой культуры. В этот процесс вовлечены простые люди – казаки, конармейцы – и представители интеллигенции. Повествование ведется от лица Кирилла […].

Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах? .. .Его поэзия есть как бы разбрасывание Обеими пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой Стихи Есенина – искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает поиски сложной души и сложной жизни поэта. В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Вот мужики сетуют на засуху, “скинув […].

Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена – […].

Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина (2) Вера в свет, в красоту жизни, в человека, в одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Тема родины – наиглавнейшая. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей. Именно разлука […].

Лирика Сергея Есенина Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать “стальную рать”, Скольжу и падаю другою. Есенин “Вся моя автобиография – в стихах”, – писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах […].

Сочинение: Певец от народа и для народа

Сергей Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признав: всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Есенин для меня — это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть нашей жизни.

Очень рано ушел из жизни певец «страны березового ситца», а стихи его все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то, звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав, лирические раздумья поэта не оставят безучастным никого, кто хоть раз прочтет стихи Есенина. Без него я не мыслю себе России. Сама рязанская земля родила такого гения, подняла его из глубин народной жизни. Именно здесь, на рязанской земле, он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и необыкновенную небесную синь, и голубую гладь озер. Нет, я думаю, на свете человека, который бы не знал и не любил Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности, умиляют до слез.

Читайте также:
Тема Родины в лирике Сергея Есенина: сочинение

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Есенин — истинно народный поэт. Но при всей воздушности и певучести есенинских стихов, при всей их мелодичности нельзя сказать, что он «простой» для понимания поэт. Есенинский лиризм пленяет меня; в его стихах все время меняются краски, звуки, они овеяныдыханием природы и радостным душевным настроем поэта.

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не смогу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

Пейзажная лирика проникнута радостными и грустными тонами, поэт передает нам свои чувства: он терпит, негодует и живет светлыми надеждами. Есенин смотрит на природу глазами художника, под его пером на листе бумаги оживают необычайные и выразительные картины природы. Перед нами вырисовываются безбрежные облака, благоухающие цветы, дым белых яблонь. Мы слышим приятные сердцу звуки: «ручей волной гремучею песенки поет», «звенят родные степи ковылем», «звенит придорожными травами от озер водяной ветерок». Природа у него приобретает черты человека, который разделяет радости и боли лирического героя, живет с ним одним дыханием. Поэтому такая одухотворенность в образах: «словно белой косынкой повязалась сосна», «пригорюнились девушки-ели», «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины». У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина.

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Нежно и заботливо природа лечит людские души, снимает напряжение после рабочего дня. Стихи о природе звучат, как музыка, успокаивают и утешают, когда мне очень тяжело и грустно.

В сутолоке повседневной жизни, в ее безграничной проблематичности мы теряем что-то возвышенное, духовное. Материальные проблемы пригвоздили людей к земле, подрезали крылья, и кажется — больше не взлететь, не парить над землей. Но в руках снова оказывается томик чудодейственных стихов. Есенин как будто останавливает нас: посмотрите вокруг себя, послушайте шум ветра в дубравах, шелест травы на лугах, голос речной волны.

И снова я плыву, лечу куда-то

Под гипнотическими чарами любви.

И осознаю, в который уже раз, что Есенин — певец от Бога, от народа и для народа. И вчера, и сегодня, и всегда — «Есенина поют».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение: Певец от народа и для народа. И в закладках появилось готовое сочинение.

Н.А. Некрасов – певец народа

Можно с полной уверенностью сказать, что Н.А. Некрасов – певец народа и для народа. Хотя поэт и был дворянином по происхождению, но душой он болел за простого русского мужика.

Некрасов сильно переживал, что русский народ живет в нищете и голоде, очень много работает и иногда умирает от тяжелого труда. Своим стихотворением «Железная дорога» Некрасов выразил всю свою боль за простых русских людей. Он делится своими переживаниями с мальчиком Ваней, рассказывая ему, каким нелегким трудом далась железная дорога народу, который оставил здесь свое здоровье и даже жизни:

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

В стихотворении «Несжатая полоса » говорит поэт о тяжелой судьбе крестьянина, у которого если и хлеб уродится, то он сам может заболеть. Некрасов сочувствует пахарю, который надорвался от тяжелого труда и теперь, в пору, когда нужно убирать урожай, он прощается с жизнью.

Горькая судьба крестьян описана поэтом и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Но в нем уже не просто боль и страдания безмолвствующего народа. Автор призывает крестьян учиться отстаивать свои права, а не покоряться власти тех, кто даже не желает видеть перед собой «оборванной черни» и гонит, не выслушав людей, которые ноги сбили в долгой дороге.

Но еще в этом стихотворении звучит и другая мысль Некрасова. Он противопоставляет работящему и честному народу ленивых и жестоких господ, которые могут распоряжаться судьбой крестьян, как захотят, но чаще всего им нет дела до простых мужиков, и они обращаются с ними так, как будто у народа нет души.

Но не только жалел и сочувствовал народу Некрасов. Поэт и любил, и уважал их труд, и воспевал народ и его силу духа, гордость. Поэт восхищался талантом русского человека. Все в нем прекрасно. Он и работает с душой, и песни поет, любит и горюет по-настоящему. Воспевал поэт и силу духа народа, который со всем справится и все преодолеет, не уронив достоинства и чести:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

В стихотворении Некрасова «Железная дорога» звучит надежда на светлое будущее простого русского крестьянина, писатель сожалеет о том, что он, скорее всего, не застанет это счастливое время.

Особенно восхищали Некрасова русские женщины. Именно образ крестьянки, которая «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!», воспет в его поеме «Мороз, красный нос». Героиня – «величавая славянка», жизнь которой показана и в радостях, и в горе. Очень точно писатель дает оценку судьбы крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться…

Несмотря на то что судьба женщины предначертана уже в день ее рождения, она не сдается и продолжает трудиться, понимая, что в работе спасенье ее семьи. Вот только горе может иссушить гордую и сильную женщину, но и его она принимает с достоинством.

Для Некрасова крестьянка стала не просто героиней его творчества, она была музой, которая его вдохновляла. Поэт говорит об этом в небольшом стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»

Читайте также:
О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

Некрасов был одним из тех писателей, кто посвятил все свое творчество простому русскому народу. Больно ему было осознавать, что такая долгожданная отмена крепостного права так и не смогла хоть сколько-то облегчить тяжелую жизнь крестьян. В его стихах удивительным образом сочетается сострадание и сочувствие народу, безграничная любовь к нему и гордость за стойкость и силу духа русского человека, способного вынести на себе любые невзгоды. Именно на таких людях держится наша страна. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» призывает мальчика Ваню, да и всех нас, к уважению нелегкого труда крестьян.

Лирика Есенина сочинение

Знаменитый писатель Сергей Есенин зарекомендовал себя как искусный чуткий поэт. Он мог вызывать высокие чувства в душах разных читателей. Поэзия его восхитительна, эмоциональна и невообразимо близка любому человеку. Вы можете увидеть в ней себя, собственные переживания, свою любовь и эмоции.

Способности поэта обнаружились ещё в юной творческой деятельности. Ни один человек не сумел бы показать русскую природу, рощи и луга таким образом, как Есенин. Одновременно с этим, кроме уникального лирического дарования, он держал в самом себе широкие любовные чувства к родине и к своим соотечественникам. Может быть, именно поэтому, поэзия Сергея Александровича такая красивая.

Есенин эмоционально говорил о том, что мир неразделим с его жителями. Он обожал делать много образов, при этом принимая их центром своих сочинений. Его главные объекты обязаны быть особенными и непорочными.

Независимо в творческом процессе автора можно подчеркнуть сердечную тематику, которая, как и он сам, подверглась на протяжении его жизни некоторым преобразованиям. Так, например, начальная поэзия Сергея Есенина содержит облик страстного сельского молодого человека. Интересно, что естественная среда обитания в этих стихотворениях помимо того, что создает окружение главному событию, но и оказывается независимым действующим лицом эпизода. Она может показать эмоции человека, предчувствовать окончание любви. Облик возлюбленной женщины также соединен с первозданным миром.

В 1919 – 1920 годах и в личных делах, и в творческом процессе Сергея Александровича настал непростой этап. В этот период появляется серия стихотворений “Москва кабацкая”.

Романтическая сюжетная линия заключительных лет писателя создает стихи “Письмо к женщине”. Это стихотворение необходимо подчеркнуть особенно, в нем Есенин призывает некогда возлюбленную девушку, простить его. Это так сказать признание перед ней. Он призывает простить его за все плохое, что он совершил, в чем он провинился. Однажды он не смог сберечь любовные чувства, но в душе у него до сих пор пребывают чувства и преклонение перед ней.

Есенинские стихотворения открывают в душе читателей какую-то добрую, настоящую любовь к месту, где мы находимся. Эта лирика толкает верить людей в чудеса, даже, отчасти, дотронутся до них. Благодаря этому она вечна. Поэзию Есенина обожают и не забывают огромное количество людей не только в России, но и во всем мире.

2 вариант

Сергей Есенин, утонченный лирик, который проявлял себя на протяжении всей жизни как великий и умелый поэт. Есенин был одним из немногих поэтов, которому, удавалось пробуждать в сердцах настоящие, искренние чувства и эмоции. Его лирика удивительно прекрасна, она близка по душе каждому. Некоторые читатели в его лирических произведениях этого писателя узнают себя, свои чувства.

Лирика появилась в творчестве поэта с самого начала. Ему удавалось описать природу, леса, поля так, как ни удавалось практически, ни кому. Есенин очень любил свою родину и людей проживающих на ней. Сергей Есенин обладал исключительным поэтическим даром, именно поэтому его произведения с нотками лирики столь прекрасны.

Создавая образы в своих произведениях, он дополнял свои произведения стержнем. Он считал, что каждое его творение должно быть наполнено самыми необычными и чистыми стержнями.

Любовная лирика в жизни поэта потерпела много изменений. Ранняя лирика Сергея Есенина была в образе деревенского парнишки. Природа в произведениях Есенина является неотъемлемой частью, она создает определенный фон, а так же является участником основных событий. Даже образ любимой женщины у этого поэта имеет связь с матушкой природой. В его лирических произведениях именно природа передает настоящие чувства и эмоциональное отношение человека.

Особенно хотелось бы выделить его произведение «Письмо к женщине», оно было написано на последних годах поэта. В этом стихотворении особенная любовная лирика. В нем он просит о прощении у когда-то любимой женщины. По его вине она испытала очень много горечи и обид, именно поэтому поэт решился написать это произведение. К сожалению, он не в силах был сберечь любовь к ней, но все еще привязан к этой женщине.

Стихотворения последних лет его жизни, были наполнены философскими мотивами. Многие произведения рассказывали о прожитой жизни поэта. К сожалению, жизнь Есенина была коротка, но очень красочна. Несмотря на короткий срок, отведенный ему, поэту все-таки, удалось оставить за собой огромный след в литературе и жизни людей.

Произведения Сергея Есенина пробуждают в душе и сознании читателей, поистине искренние и добрые чувства. Его поэзия дает надежду в то, что чудеса еще существуют. Поэт дает читателю прикоснуться к этим чудесам. Поэтому лирика и творчество Есенина останутся навсегда бессмертны. Его произведения любят не только русскоязычные, но и отдают предпочтение многие заграничные любители искусства.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Есенина

Популярные сегодня темы

Произведение «Три толстяка» вышло из-под пера Юрия Олеша, который был советским писателем. В своем произведении он описывает то, как народ борется с Тремя Толстяками, которые занимают трон.

Пришло время, и изумрудное лето уступило место золотой осени. Вернее, передача календарной власти произошла не в одночасье, а постепенно: сначала в зелёных прядях кудрявых деревьев начала появляться золотистая

Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть

Часто встречаются ситуации, когда люди абсолютно не понимают друг друга. В чем заключаются причины сложившейся обстановки? Постараемся подробнее проанализировать данную тему. Каждый человек смотрит на мир

Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности

Читайте также:
С. Есенин — поэт на все времена.: сочинение

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 07.09.2020

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками. Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики творца. Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям. Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру. Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям. Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием. Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году. Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши. Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой. Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет. Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери», посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки. Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать. Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».

Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду. К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени. Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве. Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть. Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» – был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине. Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…». Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом». Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм. Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству С. А. Есенина: сочинение

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами. Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени. Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам. Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации. Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.

Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом. При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия – это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений. При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Читайте также:
Лирический герой С. А. Есенина: сочинение

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой. При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.

Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор. «Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» – все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями. Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Guru · 01.05.2018

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

История успеха

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Читайте также:
Анализ стихотворения С. Есенина Не жалею, не зову, не плачу.: сочинение

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.
Читайте также:
Можно ли охарактеризовать поэзию С. А. Есенина как лирическую исповедь, биографию в стихах?: сочинение

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: