Сергей Есенин. Жизнь и судьба: сочинение

Краткая биография Сергея Есенина: жизнь и творчество

Автор: Guru · 14.02.2019

Сергей Есенин – имя известное каждому романтику. Его стихотворения пропитаны искренней любовью, которая проявляет себя с разных сторон: будь то любовь к Родине, или же безответная любовь к женщине, вдохновляющая, страстная, глубокая и свободная. Именно это ценят читатели в поэте до сих пор – его душевность. Давайте познакомимся с Сергеем Есениным поближе и узнаем его как личность, поэта и просто человека с тонкими чувствами.

Рождение и детство

Сережа родился в 1895 году в Рязанской губернии, село Константиново. Среди своих сестер Екатерины и Александры он был старшим в крестьянской семье Александра Есенина и Татьяны Титовой.

Начиная с 1904 года, Сергей получал начальное образование в земском училище, после обучения в котором поступил в церковно-приходскую школу в 1909 году, которая сейчас является музеем русского лирика.

Юность и образование

Закончив школу, Есенин переезжает в Москву, где пробовал работать в мясной лавке, позже – в типографии И.Д. Сытина. В 1913 году становится вольнослушателем в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского историко-философского отделения. Этот жизненный период Сергея можно связать также с Суриковским литературно-музыкальным кружком.

Творческий путь

Первые есенинские стихотворения были напечатаны в «Мирке» — журнале для детей (1914 год). Уже в следующем году он проделывает путь из Москвы в Петроград, где Есенин декламирует свои произведения перед А.А. Блоком, С.М. Городеким и другими. В 1916 году поэта призывают на войну. Благодаря друзьям попадает в Царскосельский военно-санитарный поезд. Но творческий путь Сергея на этом не остановился: выходят в свет его первые сборники, к примеру «Радуница». Также поэт сближается с группой «новокрестьянских поэтов», которые сыграли в последующем немаловажную роль.

Его творческая работа продолжается среди имажинистов в 1918-1920-х годах. К ним относятся такие работы, как сборники «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», а также небезызвестная поэма «Пугачев».

За свою короткую жизнь (30 лет) Сергей Есенин успел увидеть Среднюю Азию, наведаться в Урал и Оренбуржье вместе со своим другом Яковом Блюмкиным. В Ташкенте, помимо прогулок по городу, он становится участником поэтических вечеров.

Больше года поэт посвятил поездке в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США вместе со своей новоиспеченной – Айседорой Дункан. По приезду Есенина газета «Известия» опубликовала его записки об Америке под названием «Железный Миргород». В 20-е годы занимается книжной лавкой на Большой Никитской.

Личная жизнь

Первой серьезной любовью поэта была Зинаида Райх – секретарша редакции газеты «Дело народа». Их связывали сложные отношения. Сергею были присущи плохие привычки: попойки, женщины, хулиганство, из-за чего возникали конфликты с его женой. Впоследствии, от их брака остались двое детей – Танечка и Костик, которых усыновил Всеволод Мейерхольд, ее муж. Но всю жизнь она продолжала любить только одного Сергея. На литературном вечере «Суд над имажинистами» пылкий поэт знакомится с Галиной Бениславской. Вскоре они становятся очень близки. Но спустя некоторое время голову Сергею вскружила Айседора Дункан, с которой он уехал за границу. Но через 1.5 года, вернувшись на родину, возвращается к Бениславской. Однако видел в ней исключительно друга, кода как Галина безмерно любила его. Но в 1925 году он женился на Сонечке Толстой.

Возле могилы Сергея Есенина Галина покончила с собой. «Верная Галина» — написали на памятнике, похоронив ее рядом с любимым.

Интересные факты

  • У поэта были 2 странные фобии: заразиться сифилисом и милиционеры.
  • Сергей Есенин много ругался с Владимиром Маяковским, хотя они оба признавали талант друг друга.
  • Сын Есенина был расстрелян в 1937 году, как оказалось, по фальшивому обвинению: что тот готовил покушение на Сталина.
  • В жизни Есенина был период, когда он не ел мясо.
  • В возрасте 8-ми лет мальчик Сережа пишет свое первое стихотворение.

Последние годы

Последние годы своей недолгой жизни Сергей посвятил путешествиям: он трижды съездил на Кавказ, возвращался в Ленинград несколько раз, семь раз навещал Константиново. В Азербайджане (1924-25) успел даровать свободу сборнику стихов «Красный Восток». Небольшой промежуток времени жил в пригороде Баку – селении Мардакян, где сейчас располагаются его дом-музей и мемориальная доска.

Начиная с 1924 года, для поэта наступила черная полоса. Для начала, он решает покинуть имажинистов из-за разлада с А.Б. Мариенгофом, потому и пишет с Иваном Грузиным письмо о роспуске общества. В этот сложный для поэта период в газетах стали публиковаться совсем не положительные статьи о Есенине: о том, что тот пьянствует, дебоширит и в общем-то ведет кутежный образ жизни. На Сергея было заведено несколько уголовных дел: ему бросили в обвинение хулиганство. В 1925 году Раковский написал Дзержинскому письмо, в котором просит помочь Есенину в связи с состоянием его здоровья. О том, что поэт попадает в психоневрологическую клинику Московского университета, знали лишь самые близкие ему люди. Но примерно через месяц Сергей выписывается из клиники, анулирует все доверенности в Госиздате, снимает со сберкнижки практически все деньги и уезжает в Ленинград.

Читайте также:
Образ Руси в поэзии С. А. Есенина: сочинение

28 декабря 1925 года умер Сергей Есенин. Его тело нашли в его гостиничном номере. Последним, что он сочинил, было – «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — он написал его собственной кровью, потому как чернил не было вовсе.

Существует две версии смерти поэта: первая – общепринятая, Есенин самовольно попрощался с жизнью (повесился), но многие придерживаются второй версии поворота событий – поэта убили и после этого инсценировали самоубийство. Смерть Сергея Есенина – замечательного поэта ХХ века, кажется, так и останется для всех неразгаданной загадкой.

Сергей Есенин. Жизнь и судьба

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Читайте также:
На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше (М.К. Осоргин): сочинение

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Понравилось сочинение » Сергей Есенин. Жизнь и судьба, тогда жми кнопку of your page –>

Самые популярные статьи:

Домашнее задание на тему: Сергей Есенин. Жизнь и судьба.

Сочинение: Сергей Есенин. Жизнь и судьба

На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За дарованный свыше талант — плата особенная.

Опутанная недомолвками и кривотолками судьба великого русского поэта Сергея Есенина — тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, бесшабашную, романтическую жизнь он возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти, и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми.

С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже более семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним соприкасалось.

Есенин является в нашей литературе фигурой своего рода культовой. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и прочее. (Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром. В лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна.

В одном лишь не повезло Есенину. Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины.

Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на том и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться.

Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации облика поэта, странным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно велик: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, возгласа «Мать моя — родина, я большевик!» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающегося от ГПУ и в конце концов застигнутого этим ГПУ в гостинице «Англетер».

Читайте также:
Главные особенности художественно-философского мира Есенина: сочинение

«Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, он почему-то неинтересен, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один, наиболее раскрепощенный, исследователь, изучающий Есенина, — англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Так вот, Маквей высказал интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает рано ушедших из жизни знаменитых рокзвезд, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархичный. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, сколь бы ни были объективны исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории.

Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего — политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями. Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивые и не точные, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи.

Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более — в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который смог бы осилить подобное.

И все же, поскольку взялся за эту тему, попытаюсь вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет.

«Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, — писал Есенин в своей автобиографии, — С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. » Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковноучительскую школу. Но, окончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом,

На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете

и вступил в литературно-революционное общество, подрабатывая на жизнь в различных местах. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья. Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы навестить Анну и сына.

«Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно нагрянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

«Нагрянул» он в Петербург простоватым, робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадкой стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов — завоевать себе славу.

Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, который стал другом Есенина и его литературным патроном.

Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «васильковые» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, — к его огромному таланту.

За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы.

Поэту был двадцать один год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться.

В том же, 1916-м, году он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Читайте также:
Восток в лирике Сергея Есенина: сочинение

Во время революции 1917 года Есенин вновь дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП(б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам».

Октябрь задел в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал складываться как один из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голубень», книжку раскупили за несколько дней.

А незадолго до того, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, которая служила секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей — дочку Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным — летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они развелись в 1921 году).

В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэтическое имя. Вовлекли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм вовсе не был нужен.

В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Ухитряясь как-то издавать свои стихи (а время было трудное и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро.

Как жилось в эти годы Есенину?

Писал он много и легко и печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе — в имажинистском «Стойле Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Совсем не легко и не весело.

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение: Сергей Есенин. Жизнь и судьба. И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Реферат выполнил ученик 11 «А» класса Лавлинский Александр

СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(1895—1925)

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

«СТИХИ НАЧАЛ СЛАГАТЬ РАНО»

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре. о женихе, светлом госте из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.

. Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.

После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.

Читайте также:
Разнообразие тем и мотивов в лирике С. Есенина.: сочинение

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

«Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ»

В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.

В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии. Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой. Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком. ».

Однако поэты были связаны своеобразными отношениями «друзей-врагов». Недаром через ряд писем и стихотворений Есенина проходят и ласка к «ладожскому дьячку», «смиренному Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной позиции Клюева.

И в поэзии, и в поведении Клюева Есенину порой виделись нарочитое, чуть ли не наигранное смирение, замкнутость, обособленность от современного мира. Он предельно сосредоточен на деталях древнего быта, на идеале старины с её загадочным затонувшим градом Китежем, символом сгинувшей Древней Руси. Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся душой — впечатлительный, пылкий и нетерпеливый. Не случайно через несколько лет Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем. Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества. ».

. Шла Первая мировая война. Призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г. в Царском Селе он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. Это выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербургских литературных кругах, настроенных враждебно по отношению к монархии. Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоречивы свидетельства и воспоминания современников.

Во всяком случае, достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием — оно показалось ей пророческим.

«О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ. »

Февральскую революцию 1917г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие.

В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни.

«. Я РАЗЛЮБИЛ НИЩУЮ РОССИЮ»

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. Заграничные впечатления поэта противоречивы. В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин пишет: «Да, я вернулся не тем. Вспомнил про „дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами. и стал ругать всех цепляющихся за „Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».

«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства. — пишет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать. »

И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и щемящую грусть. В Берлине «после долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла «Москва кабацкая».

В августе 1923 г. он уже снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.

«ОТГОВОРИЛА РОША ЗОЛОТАЯ. »

В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает «так „крыть” большевиков, как это. не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода.

Читайте также:
Родная природа в лирике Есенина: сочинение

Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется. дьявольски хорошо».

Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий путь.

А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность.

В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма «Анна Онегина» (1925 г.). Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Подобно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения».

Однако между «скромным мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.

Смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт. всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время.

Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу. », но разбивает только зеркало.

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая. » (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.

Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, безруки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

«До свиданья, друг мой, до свиданья. »

А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи. верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ

Талант Есенина оценили по достоинству далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели поэта записал в дневнике: «В Есенине есть. графоманская талантливость, которая не сегодня – завтра начнёт иссякать». Литературовед Ю. Н. Тынянов в статье «Промежуток» утверждал: «Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для. голой эмоции. Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налёт и столь же традиционный „мужицкий Христос”; потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы».

Но больше всего доставалось поэту от радетелей коммунистической идеологии. В советской прессе его творчество называли «психобандитизмом».

Один из самых влиятельных большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру— «Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да. Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами. Причудливая смесь из „кобелей”, икон. религии и хулиганства. „любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах” (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной” высоты. — вот что такое есениншина. Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера”: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни. ». Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.

Читайте также:
Тема Родины в лирике Есенина: сочинение

Список литературы

Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.

Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина

Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»).

Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»). Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью. »).

Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором. » или «О, родина. » если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.

Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах» «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») и т.д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» – «соломой пропахшему мужику» – только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой. »

Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920). Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. «Трубит, трубит погибельный рог!»

Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага… с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения – «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни . она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. »

В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».

Читайте также:
О Русь! Взмахни крылами!.. (По лирике С.А. Есенина.): сочинение

В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна», «гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли « с названьем кратким «Русь»».

В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:

Люди с голоду бросились в бегство,
На сплошной недород у крестьян.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.

Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.

Сочинение: Трагедия русской деревни в лирике Есенина

Творчество самобытного русского поэта Сергея Есенина корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. Поэт вырос в деревне и знал ее беды и проблемы глубоко, ощущая их и на личной судьбе, принимая близко к сердцу.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада. Подробное описание крестьянского быта мы находим в стихотворении «В хате»: печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени.

Главное украшение любого домашнего очага – расторопная хозяйка. Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит: драчены – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом, дежка – кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).

В есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, и чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая», раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении присутствует настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

Недовольство народа новыми порядками сквозит и в есенинском стихотворении «Письмо деду», где внук убеждает деда смириться с переменами:

Что у тебя украли,

А город – плут и мот.

Но только, дедушка,

Едва ли так, едва ли, –

Город в данном произведении олицетворяет не только иной образ жизни, но и государственную власть, официальную политику.

Город также противопоставлен деревне еще и как символ технического прогресса. В стихотворении всплывают излюбленные есенинские образы коня и паровоза. Дед отвергает новую машину, отказывается сесть в вагон. Внук же уже мыслит масштабнее: он понимает, что на старой лошади далеко не уедешь. Однако двойственность авторской позиции все-таки остается очевидной: С. Есенин, все понимая и осознавая, мучительно цепляется за старый и до боли знакомый ему мир патриархальной деревни с ее устойчивым укладом, веками укоренявшемся на Руси.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери»:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

Читайте также:
Лирика Сергея Есенина: сочинение

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

И при твоем уме –

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Наиболее трагедийное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Пронзительно громко звучит в нем есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии.

Сгусток противоречий и столкновений в деревне есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Справедливо полагая, что власти как всегда их обманут, крестьяне не видели особой личной выгоды и заинтересованности в таких преобразованиях. До конца не представляя порядков новой жизни, они боялись каких-либо перемен. Все это выразилось в лирике Есенина в абстрактных метафорических образах «железного гостя» («Я последний поэт деревни»), «каменных рук шоссе» («Мир таинственный, мир мой древний»). В «Возвращении на родину» дед сетует на то, что сняли с церкви крест и негде стало молиться. Да и сам лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, –

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай, –

восклицает Есенин в стихотворении «Хулиган».

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Эти строки выдают тонкую эстетическую натуру автора, его умение разглядеть прекрасное в обыденном, поэтично воплотить это прекрасное в словесной зарисовке.

В стихотворении «Спит ковыль» противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль – типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь – образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба – воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

Яркая, запоминающаяся строка «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» подчеркивает тему противостояния города и деревни в творчестве С. Есенина.

«Я последний поэт деревни», – пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

Читайте также:
Тема любви в поэзии С. Есенина: сочинение

Процесс вымирания деревни, начавшийся в конце прошлого века, продолжается еще с большей силой. Расположенные возле городов поселения превратились в дачные поселки, а глухие, далекие деревушки просто вымирают и пустуют. Исчезает исконная опора и житница России. Если этот процесс не остановится, то уже очень скоро нашей стране придется покупать за золото чужой хлеб за границей.

Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина: сочинение

«Чувство родины – основное в моём творчестве», – писал Сергей Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии и очень гордился тем, что он – «крестьянский сын». Природа, деревня, сельский быт, фольклор – важнейшие источники его вдохновения. Став городским жителем, поэт продолжал писать о русской деревне. Родина, деревня, Русь в его творчестве являются синонимами.

Он навсегда предан уходящей Руси – деревянной, избяной, деревенской.

До революции поэт воспевал красоту родного края, передавая своё восхищение неброским среднерусским пейзажем. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», – пишет Есенин в своей автобиографии. Он мечтал, что Россия превратится в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Но вскоре он понял, что его ожидания не оправдаются. Мечта о построении «мужицкого рая» оказалась утопической. Тема русской деревни в лирике Есенина приобретает трагическое звучание.

Весной 1920 года в Константинове он пишет одно-единственное стихотворение «Я последний поэт деревни». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Лирический герой этого стихотворения – человек, оставшийся в прошлом. Он не знает другой России, кроме крестьянской, деревенской. Русская деревня гибнет, а он, её последний поэт, заказывает панихиду по дорогому сердцу, но обречённому на исчезновение миру. Поэт создаёт образ прощания с вымирающей деревней. Он совершает обряд богослужения в храме природы.

Боль утраты выражена через знак дерева. «Дощатый мост», то есть сложенный из дерева, перекинут из прошлого в будущее «в песнях». Только в них, этих скромных песнях, поэт может сохранить память о былом, о той деревенской Руси, которая исчезает, вымирает, и её уже не вернуть. Образ берёзы – свечи приобретает трагическое звучание. Теперь это не просто метафора, а знак поминальной службы. «За прощальной обедней» деревья кадят листвой. Берёза – «из тёмного воска свеча» скоро «догорит золотистым пламенем». Знак гибели несут и «луны часы деревянные», которые «прохрипят» последний – «двенадцатый час».

Кто же виновен в гибели русской деревни?

«Железный гость» на родных полях – символ цивилизации, которая вторгается в быт старой Руси и несёт ему гибель. «Чёрная горсть» железного гостя, его «не живые, чужие ладони» как знак смерти противопоставлены живому, «телесному воску свечи» – берёзы.

Образ ветра, справляющего «панихидный пляс», завершает картину умирания старой деревни.

В этом же, 1920 году, поэт создаёт небольшую поэму с символическим названием «Сорокоуст» – так в православной церкви называется сорокадневная молитва по умершему. В поэме противопоставлен паровоз и «красногривый жеребёнок», пытающийся догнать его. «Скверный гость» поезд бежит, «железной ноздрёй храпя», «на лапах чугунных». Это символ городской цивилизации, наступающей на деревню. В нём подчёркивается неживое, бесчувственное начало. Лирический герой сочувствует жеребёнку с тонкими ногами:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Таким образом, 1920 год стал переломным в творчестве Есенина. В его лирике появился конфликт «Русь Советская» – «Русь уходящая». А поэт оказался «в узком промежутке». Он остался в прошлом, хочет, но не может смириться с настоящим.

В поэме «Возвращение на родину», написанной в 1924 году, лирический герой посещает

Где жил мальчишкой…

Всё здесь свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в «бедном, неприглядном быте»: и «колокольня без креста», и «кладбище с подгнившими крестами», и старый дед, который ходит теперь украдкой молиться в лес.

Новую жизнь только приняли юные сёстры героя. «Календарный Ленин», «пузатый «Капитал» – всё это детали нового быта, который не приняли ни мать, ни дед героя. Поэма наполнена ностальгическими мотивами по прошлому.

Таким образом, Есенин тяжело переживал «эпоху умервщления личности как живого» и называл себя «последним поэтом» Руси уходящей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: