Новаторство Еврипида: сочинение

Творчество Еврипида

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

• Еврипид и философские течения его времени.
• Общая характеристика творчества Еврипида и характер конфликта в его трагедиях.
• Жанровая разновидность трагедий Еврипида.
• Социально-бытовая драма «Алкеста».
• Особенности психологической трагедии «Медея».
• Новаторство Еврипида-драматурга и трагедия «Ипполит».

Противоречия в полисном устройстве. Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности, осознания ценности каждой личности. Это приводило к конфликту с полисной идеологией.

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Развивается наука, хотя разница с Софоклом всего десять лет. Толчок этому дал Перикл. Перикл приглашал всех мудрецов в Афины (Протагор, Анаксагор, Демокрит, Геродот, Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется»). Наиболее сильные впечатления произвели открытия в медицине – Гиппократ: каждая болезнь имеет свою причину. Потрясение Афин: лечатся не только физические, но и душевные болезни.

Кроме Гиппократа на изменение идеологии и взаимоотношения граждан полиса друг с другом повлияли учения софистов. Они учили логике мысли. Логика была нужна везде. Софисты были востребованы, но их не любили. Даже название «софисты» значит «мудренькие». Пренебрежение, потому что они брали много денег за свои занятия, но самое главное – для софистов не существовало объективной истины, что подрывало основы полиса. Афоризм: «О каждом деле может быть высказано два противоположных мнения». Греки не понимали этого, для них не существовало компромиссов. Это губительно для полисов. Софисты ратовали за индивидуальное воспитание. Софисты учили, что все люди равны. Почти всегда они были атеистами. Софист Протагор объявляет человека мерой всех вещей. Ясно, что полис доживает последние дни – кризис полиса показывает Еврипид: критическое отношение к мифу, полная заброшенность человека в мире.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях. Аристофан называл его сыном торговки зеленью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, которые требовали высокой платы за занятия, у него была лучшая библиотека в Афинах – всего этого не могло быть у простого сына лавочника. Смеялись над внешним видом, который дает Аристофан, но он не соответствует действительности, так как сохранился портрет Еврипида.

Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.

Конец жизни провел в Македонии – его приглашает дед Александра Македонского, в Македонии его любили все. Есть версия, что Александр начал завоевывать Грецию, потому что уловил в его пьесах дух распада. 480-406 – годы жизни.

Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют «философом на сцене», «самым трагичнейшим» – это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида. Тот всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Герой вмешивается в объективные закономерности и нарушает гармонию, он будет наказан. Смерть такого героя в результате несла грекам катарсис. Пример его поучителен. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут. Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное. Греки рефлексии не знали. Катарсиса не было, герой гибнул бессмысленно. Даже если и появляются боги, то они условные персонажи. Еврипид в своих трагедиях заменяет первичную перипетию интригой. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг может быть много. Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, поэтому в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в этом. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида. Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион».

Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». Сюжет открывал поистине большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета, у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета, хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

«Электра» – есть и у Софокла, и у Еврипида.. У Софокла вопрос о нравственности убийства матери не стоит, так как олимпийцы уже вынесли приговор. У Еврипида тоже не стоит вопрос – это а приори безнравственно. Перед нами неврастеничка и припадочный.

Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер. Особенно очевидно это в трагедии «Ифигения в Авлиде». Зрители верят в эволюцию образа героини.

Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Впервые такой образ появляется в поэме «Пелиады». Действие происходит сразу после того, как Медея помогает Ясону добыть золотое руно. Медея – особый образ, непонятно ее происхождение – восточное, иногда даже предполагается арийская ветвь, с точки зрения греков она – варварка. Она в родстве с Гелиосом, родственница Гекаты. Мстит – вручает Пелиадам 12 кинжалов, чтобы они убили своего отца. Ее изгоняют. Живет вместе с мужем в Коринфе. Ясон не добивается в Коринфе власти, об этом вторая трагедия «Медея» – 431 год. Эта трагедия вызвала бурю протеста. Во-первых, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи. Затем появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – это дети. Поэтому она убивает Главку (невесту Ясона) и детей. Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» – 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.

Древние критики характеризовали Еврипида как самого трагичного философа на сцене. Слава нашла его в Македонии только после смерти.

22.01.2017, 6171 просмотр.

Новаторство Еврипида (и как оно было “подхвачено” другой литературой).

Едва ли не в каждой сохранившейся трагедии Еврипида можно найти более или менее значительные отступления от традиционного изложения мифа, благодаря которым поэту удавалось сконцентрировать главное внимание на переживаниях героев. Переосмысление или даже переработка мифа, не говоря уже об использовании различных его версий, сами по себе не являются признаком новаторства Еврипида: такова была обычная практика афинских драматургов. Разница между Еврипидом и его предшественниками состоит в том, что для него миф перестал быть частью “священной истории” народа, каким он был для Эсхила и Софокла. С понятием “священной истории” не надо связывать каких-либо мистических представлений; наоборот, в “классической” афинской трагедии миф освящал своим авторитетом вполне реальные общественные отношения и государственные институты. Достаточно вспомнить эсхиловскую “Орестею”, где второстепенный вариант мифа о суде над Орестом в Афинах послужил основой для произведения высочайшего патриотического пафоса именно благодаря тому, что в современных ему политических обстоятельствах Эсхил хотел видеть проявление божественной мудрости. Можно назвать и другое произведение, хронологически завершающее вековую историю афинской трагедии, – “Эдипа в Колоне” Софокла, написанного девяностолетним старцем почти на исходе Пелопоннесской войны, когда Афины, пережив эпидемию чумы и сицилийскую катастрофу, были на грани полного разгрома; тем не менее какой чистотой чувства и верой в свои родные Афины наполнена эта трагедия поэта, все еще видящего залог благоденствия Афин в божественном покровительстве! Да и само захоронение Эдипа на границе Аттики как гарантия вечной помощи просветленного героя приютившим его Афинам в годы, когда отношения с соседними Фивами сильно обострились, – не случайная деталь в трагедии, а убеждение ее автора в неизменной благости родных богов. “Священная история”, воплощенная в мифе, составляла для Эсхила и Софокла неотъемлемую часть их мировоззрения, их веры в прочность и надежность существующего мира. Эта благочестивая вера, убеждение в конечной гармонии мироздания сменяются у Еврипида сомнениями и исканиями, и вот почему мифологическая традиция из объекта почитания становится предметом острой критики. Исключение составляют здесь на первый взгляд “Гераклиды”: легендарная защита потомков Геракла благочестивыми афинянами воспринималась в начале Пелопоннесской войны как доказательство освященного богами права Афин на создание военно-политического союза демократических полисов перед лицом угрозы, исходящей от “тиранической” Спарты. Однако в конце этой трагедии по воле автора происходит неожиданное перемещение акцентов: вместо данной мифом гибели Еврисфея на поле боя он оказывается пленником афинян, желающих сохранить ему жизнь, а в качестве его злобной и жестокой убийцы выступает не кто иная, как престарелая Алкмена, мать Геракла. Поведение ее явно не встречает одобрения у хора аттических граждан, в то время как Еврисфей, в недавнем прошлом их непримиримый враг, обещает, что его гробница будет вечно охранять аттическую землю от возможных набегов. Гераклидов или их потомства! Не вызывает сомнения, что здесь в прошлое снова проецируется современная политическая ситуация: спартанские цари возводили свой род к Гераклу, и первое же нашествие лакедемонян на Аттику летом 431 года естественно было расценивать как акт вероломства со стороны потомков Гераклидов; а в образе действий Алкмены чувствуется откровенная неприязнь поэта к спартанцам, которые и в самом деле не отличались благородством в отношении поверженного врага. Но столь же несомненно, что новшество, введенное Еврипидом в миф, разрушает художественную последовательность трагедии и первоначальную, достаточно мотивированную традицией, расстановку действующих лиц. Начинающееся разложение мифа как основы сюжета и первоисточника ситуаций, в которых должен раскрыться “нрав” персонажей, обращает на себя внимание также в “Андромахе”, написанной в двадцатые годы. Андромаха, ставшая после падения Трои пленницей и наложницей Неоптолема и вынужденная испытать в его отсутствие зловещий гнев своей госпожи Гермионы, выступает в
трагедии не столько как униженная бедствиями рабыня, сколько как соперница и обличительница Гермионы и ее отца Менелая. Сам Неоптолем, хоть и не входит в число действующих лиц трагедии, играет в ней заметную и притом опять же необычную роль: по мифологической традиции, он был свирепым воином, не остановившимся перед убийством престарелого Приама прямо у алтаря Аполлона; за это богохульство он сам впоследствии пал от рук жрецов в Дельфах. У Еврипида Неоптолем погибает в Дельфах, став жертвой необоснованного подозрения в ограблении храма и в результатезаговора, организованного против него не кем иным, как Орестом, которому некогда была обещана в жены Гермиона. Дело не только в том, что из обличительных речей Андромахи и пришедшего к ней на помощь Пелея, из поведения Менелая, Ореста и Гермионы снова вырисовывается недвусмысленная и остросовременная характеристика жестоких, коварных и в то же время трусливых спартанцев, – Еврипид видел в них врагов, напавших на его родные Афины, и антиспартанская тенденция “Андромахи” вполне объяснима в Афинах двадцатых годов. Для судьбы аттической трагедии гораздо существеннее, что традиционные мифологические ситуации, требовавшие от каждого персонажа совершенно определенного поведения в соответствии с его “нравом”, оказываются у Еврипида разрушенными без всякой компенсации: авантюризм Ореста, коварство Гермионы и даже благородное вмешательство Пелея убеждают зрителя только в неустойчивости и ненадежности человеческого существования, в случайности выпадающих на долю людей удач и бедствий; разумность мира, хотя бы в рамках элементарной “мифологической”
причинности (гнев богов, месть оскорбленного героя и т. п.), ставится под сомнение.
Полный разрью с мифологической традицией знаменуют две трагедии, связанные с историей дома Агамемнона. У Эсхила и тем более Софокла правомерность убийства Клитемнестры собственным сыном в отмщение за отца не вызывала сомнения. Еврипид, перенося действие своей трагедии “Электра” (413г.) в деревню, где живет насильно выданная за бедного крестьянина дочь Агамемнона, одним этим существенно снижает героическое преданье, низводя трагедию до уровня бытовой драмы. Если одержимость Электры жаждой мести убийцам отца сближает ее с Медеей, то способ, которым она заманивает
Клитемнестру к себе в дом, опять же далек от ситуаций “высокой” трагедии: хотя супруг пощадил девичество Электры, она посылает за матерью под предлогом совершения обрядов над якобы родившимся ребенком, то есть сознательно играет на святых для женщины чувствах. Орест, без колебаний убивающий Эгисфа, с отвращением поднимает оружие против матери и наносит ей удары, закрыв лицо плащом. После совершения мести брат и сестра чувствуют себя опустошенными и раздавленными, вспоминая о предсмертных мольбах матери, которая, кстати сказать, изображена Еврипидом в гораздо более мягких тонах, чем у Софокла, – этим еще усугубляется жестокость поступка детей. Если эсхиловский Орест находит оправдание своему поведению в приказе Аполлона и остается под его защитой, то у Еврипида даже появляющиеся в финале божественные близнецы – Диоскуры – не могут выразить одобрения прорицанию дельфийского бога. И хотя в уста Кастора, этого “бога с машины”, вложена развязка, возвращающая сюжет трагедии в русло привычного сказания (Оресту надлежит предстать перед судом Ареопага и получить там оправдание, Электру берет в жены Пилад), в целом “Электра” представляет яркий образец “дегероизации” старинного мифа. В еще большей мере это относится к отделенной от нее пятью годами трагедии “Орест”. Юноша представлен здесь в состоянии тяжелой нервной депрессии. Он не видит смысла в совершенном убийстве, ибо отца этим все равно не воротить, и боится смотреть в глаза Тиндарею, своему деду по матери, для которого всегда был любимым внуком. Когда же в свое оправдание Орест ссылается на долг перед отцом, Тиндарей отвечает ему пространным монологом, содержащим полное развенчание норм кровной мести, – если каждый будет своевольно творить суд над своими близкими, то недолго погибнуть всему человеческому роду. Добавим к этому, что повеление Аполлона не спасает Ореста от суда аргосских граждан, приговоривших его к позорной казни: он будет побит камнями. Героический ореол снят и с детей Агамемнона, и с Менелая, трусливо избегающего спора с аргосцами, хотя Орест отомстил Клитемнестре за смерть родного брата Менелая, ради него принявшего на себя тяжкое бремя Троянской войны. Благородство сохраняет лишь один Пилад, верный
и неразлучный друг Ореста, предлагающий ему свою помощь, – но содействие Пилада должно привести к новому кровопролитию: в отмщение Менелаю, отказавшемуся взять под свою защиту Ореста, должна быть убита Елена, а в
качестве заложницы захвачена ее дочь, юная Гермиона, – пусть погибнут и те, кто принес столько мук роду Агамемнона! В эсхиловских “Хоэфорах” Орест и Электра заклинают покойного отца помочь им в справедливой каре, у Еврипида они взывают к потусторонним силам, ища у них поддержки в новой, еще более бессмысленной жестокости. Из создавшейся таким образом запутанной ситуации героев выручает снова “бог с машины”,- на этот раз сам Аполлон. Как и в “Андромахе”, в “Оресте” не только сюжетные положения, но и обрисовка персонажей представляют разительный контраст цельности действия и
действующих лиц в классической трагедии: лишено смысла убийство Клитемнестры, но еще большей несуразностью был весь троянский поход, затеянный ради похищенной Елены; люди не только эгоистичны, себялюбивы и способны к тому же на прямое предательство, как Менелай и его супруга, но и готовы к проявлению бессмысленной жестокости; гоняющийся за Еленой с обнаженным мечом Орест ничем не напоминает того страдающего от преследований кровожадных Эриний юношу, которого мы видели в начале трагедии, а в страхе выбегающий из дворца фригийский раб придает всему финалу оттенок трагического фарса, совершенно несовместимого с серьезностью отношения к мифу у предшественников Еврипида. С древнейших времен греческая мифология составляла ту питательную почву, на которой выросла первая цивилизация Европы. Однако с середины V века до н. э. мифология все больше превращается в набор необязательных для глубокой веры преданий, сюжетных схем, повседневных деталей. Они окружают греческого человека, но лишены для него той глубокой осмысленности, какую сохраняли еще для Эсхила и Софокла. У них на почве мифа с естественной свободой вырастали творческие замыслы,
отражавшие движение глубинных сил мировой истории. С Еврипида начинается процесс секуляризации мифа, который становится набором ситуаций и персонажей, живущих в мире случайностей. Месть Ореста ничего не может изменить в судьбе Агамемнона, как и грозящая ему самому казнь оказывается расплатой за пророчество Аполлона. Адский замысел против Елены и особенно Гермионы и вовсе лишен логики. “Где здесь смысл?” – справедливо вопрошал один немецкий филолог, очень много сделавший для понимания творчества Еврипида, и этот вопрос должен, по-видимому, остаться без ответа. “Кризис разума”, обрушившийся на афинян в годы Пелопоннесской войны, пробил себе дорогу и в трагедии Еврипида. Известно определение, данное Софоклом своему собственному творчеству в сравнении с творчеством Еврипида: он, Софокл, изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид – такими, каковы они на самом деле. Но если Медея, Гекуба, Геракл, Федра вызывают у нас сострадание глубиной и силой чувства, впервые в афинской трагедии показанного с такой мерой приближения к “обычному” человеку, то в “Оресте”, по верному выражению античного комментатора, все действующие лица – отвратительны, кроме Пилада. (Но и Пилад, с его дьявольским планом убийства Елены, не лучше других, добавим мы.) В “Андромахе” зритель мог сочувствовать и самой героине, едва не ставшей жертвой коварного убийства, и смело берущему ее под защиту старцу Пелею. В “Оресте” ни один из персонажей не вызывает сочувствия; все они – каждый по-своему – жестоки, мелки и ничтожны, и от их ничтожности, как от земли до неба, далеко до благородной нормативности героев классической, в первую очередь софокловской, трагедии.

Пьесы Еврипида оказали влияние на т. н. “новоаттическую” комедию Менандра, а через него – на римского комедиографа Теренция. Римский философ и драматург Сенека написал по еврипидовским сюжетам свои трагедии “Медея” и “Федра”.
Был популярен Еврипид и в эпоху классицизма; помимо Расина на сюжет Еврипида отозвался великий Корнель, написавший свою “Медею”. Столетие спустя в эпоху Просвещения, Гёте в пору увлечения античностью создал “Ифигению в Тавриде”. Его великий современник Шиллер – “Мессинскую невесту”, в которой разрабатывал тематику еврипидовских “Финикиянок”.

Обзор творчества Еврипида

Обзор творчества Еврипида (480-406)

поэт упадка демократии. В это время распространена софистика (софист-мудрец). Они не признавали объективной истины, за субъективные идеалы. Их не любили, Е. обвиняли в софистике, ставили ему это в вину. Софисты: отрицали все, доказывали то, что нельзя доказать, будили мысль, заставляли людей думать. Для софистов не существовало объективной истины, что подрывало основы полиса. Софисты учили, что все люди равны. Почти всегда они были атеистами. Софисты были востребованы, но их не любили. Даже название «софисты» значит «мудренькие».

-раб – такой же человек, как и все, и может быть даже лучше хозяина

-женщина – тоже человек. Защищает их права

– любит исследовать страсти, психологию страстей

Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности. Конфликт с полисной идеологией.

Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени. полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.

Развивается наука, хотя разница с Софоклом всего десять лет. Толчок этому дал Перикл. Кризис полиса показывает Еврипид: критическое отношение к мифу, полная заброшенность человека в мире.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях. Аристофан называл его сыном торговки зеленью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты.

Герои Еврипида страдают и гибнут (как и ранее). Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное.

Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион».

Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». В прологе мы узнаем историю Адмета. Аполлон разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо Адмета. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот хочет помочь Адмету, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.

Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Вводит сольную песнь – монодию.

Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер.Герои Еврипида страдают, живут..

Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели.

Трагедии «Ипполит» (про Федру, влюблённую в своего пасынка. 2-ая редакция дошла до нас)

«Геракл» – убивает в припадке безумия, посланного Афиной, своих детей.

«Троянки» (415 г.), разыгрывается в Трое после взятия ее греками. Мужчины уже перебиты, остались женщины. «Троянки» не имеют связного действия; это – ряд отдельных эпизодов, связанных лишь единством центральной фигуры. Эта пассивная фигура – пленная троянская царица Гекуба. Ее дочь, девственная пророчица Кассандра, предназначена в наложницы Агамемнону; другая дочь, Поликсена, зарезана у гробницы Ахилла, тень которого потребовала для себя искупительного человеческого жертвоприношения.. Виновница всех бедствий Трои, Елена, несмотря на страстную обвинительную речь Гекубы, избегает казни. Наконец, стены Трои рушатся, и пленных троянок уводят на греческие корабли. Весь этот разгул победителей подан зрителю в свете пролога трагедии, в котором боги сговариваются истребить греческий флот на его пути из-под Трои, а Кассандра в исступленном ликовании пророчествует о том, что она окажется причиной ужасной гибели своего властелина Агамемнона. «Троянки» – обвинительный акт против наступательной войны.

Вернуться на предыдущую страницу

ЕВРИПИД

ЕВРИПИД – древнегреческий драматург.

Ро­дил­ся в за­жи­точ­ной афин­ской се­мье. Еврипид, по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, уже в 18 лет на­чал пи­сать тра­ге­дии, но в со­стя­за­нии тра­гических по­этов впер­вые при­нял уча­стие толь­ко в 455 году, ко­гда бы­ла по­став­ле­на его пер­вая пье­са «Пе­лиа­ды» («Πελιάδες»), и смог за­нять 3-е ме­сто. В 441 году Еврипид одер­жал свою пер­вую по­бе­ду. Все­го он ста­но­вил­ся по­бе­ди­те­лем в та­ких со­стя­за­ни­ях 4 раза, 5-я по­бе­да бы­ла при­су­ж­де­на ему по­смерт­но. Хо­тя вся жизнь Еврипида бы­ла по­свя­ще­на литературной дея­тель­но­сти, од­на­ж­ды он во­шёл в со­став по­соль­ст­ва, от­прав­лен­но­го в город Си­ра­ку­зы на Си­ци­лии. Был на­чи­тан­ным че­ло­ве­ком, вла­дел пер­вой зна­чительной ча­ст­ной биб­лио­те­кой; на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем со­фис­тов (Про­та­го­ра, Ан­ти­фон­та), Анак­са­го­ра и других фи­ло­со­фов V века. По­сле 408 года Еврипид по при­гла­ше­нию ма­кедонского ца­ря Ар­хе­лая при­был к его дво­ру в Пел­лу, где и умер.

Еврипид на­пи­сал cвыше 90 про­из­ве­де­ний; со­хра­ни­лись 17 тра­ге­дий, са­ти­ров­ская дра­ма «Кик­лоп» и мно­же­ст­во дра­ма­тических фраг­мен­тов, до­ка­зы­ваю­щих ог­ром­ную по­пу­ляр­ность тра­ге­дий Еврипида в эпо­ху эл­ли­низ­ма. Луч­шие, по оцен­ке древ­них, дра­мы Еврипида до нас не дош­ли; из уце­лев­ших толь­ко «Ип­по­лит» по­лу­чил пер­вую на­гра­ду на со­стя­за­ни­ях по­этов. С уве­рен­но­стью мож­но да­ти­ро­вать лишь 8 тра­ге­дий: «Ал­ке­сти­да» («Ἄλϰηστις», 438), «Ме­дея» («Μῄδεια», 431), «Ип­по­лит» («‘Ιππόλυτος », 428), «Тро­ян­ки» («Τρώαδες», 415), «Еле­на» («‘Ελένη», 412), «Орест» («’Ορέστης », 408), а так­же «Вак­хан­ки» («Βάϰχαι », 406) и «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Αὐλίδι », 406), по­став­лен­ные в 405 году по­смерт­но. Про­чие да­ти­ру­ют­ся по кос­вен­ным сви­де­тель­ст­вам: «Ге­рак­ли­ды» («‘Ηραϰλει͡δαι », 430), «Ан­дро­ма­ха» («’Ανδρομάχη », 425–423), «Ге­ку­ба» («‘Εϰάβη», 424), «Про­си­тель­ни­цы» («‘Ιϰέτιδες », 422–420), «Ге­ракл» («‘Ηραϰλη͡ς», ру­беж 420-х гг.), «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» («’Ιφιγένεια ἡ ἐν Ταύροις », 414), «Элек­тра» («’Ηλέϰτρα », 413), «Ион» («Ἴων», 412–408), «Фи­ники­ян­ки» («Φοίνισσαι », 411–409). До­шед­шая под име­нем Еврипида тра­ге­дия «Рес» («‘Ρη͡σος») на­пи­са­на по­этом бо­лее позд­не­го вре­ме­ни.

Бла­го­да­ря ха­рак­тер­но­му спла­ву ин­тел­лек­туа­лиз­ма и тон­чай­шей дра­ма­тур­гической тех­ни­ки Еврипид уже в ан­тич­но­сти был при­знан «фи­ло­со­фом на сце­не». Еврипид под­верг из­ме­не­нию тип тра­ге­дии, сло­жив­ший­ся в твор­че­ст­ве его стар­ших со­вре­мен­ни­ков Эс­хи­ла и Со­фок­ла. Ис­поль­зуя тра­диционные ми­фо­ло­гические сю­же­ты, он на­хо­дил трак­тов­ки, по­зво­ляв­шие вы­ра­зить глу­бо­чай­ший тра­гизм че­ло­ве­че­ских су­деб (Ари­сто­тель в «По­эти­ке», XIII, на­звал Еврипида «тра­гич­ней­шим из по­этов»), про­ник­нуть в ду­шу ге­ро­ев, рас­крыть те­мы, вол­но­вав­шие афин­ское об­ще­ст­во его вре­ме­ни: участь че­ло­ве­ка и влия­ние на неё бо­гов; вер­ность, друж­ба, лож­ное и ис­тин­ное бла­го­род­ст­во; судь­ба жен­щин, ра­бов, по­бе­ж­дён­ных; за­щи­та сла­бых и обез­до­лен­ных. Со­хра­няя при­су­щий ан­тич­ной тра­ге­дии вы­со­кий па­фос, Еврипид су­мел изо­бра­зить тон­чай­шие де­та­ли жиз­нен­ных кол­ли­зий и пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев; он был пер­вым дра­ма­тур­гом, соз­да­вав­шим слож­ные и мно­го­гран­ные ха­рак­те­ры. Но­ва­тор­ст­во Еврипида не ос­та­лось не­за­ме­чен­ным со­вре­мен­ни­ка­ми; со­глас­но сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля, Со­фокл ут­вер­ждал, что сам он «пред­став­ля­ет лю­дей та­ки­ми, ка­ки­ми они долж­ны быть, а Ев­ри­пид та­ки­ми, ка­ко­вы они в дей­ст­ви­тель­но­сти» («По­эти­ка», XXV). В то же вре­мя кон­сер­ва­тив­ные кру­ги Афин не­при­яз­нен­но от­не­слись к но­ва­тор­ст­ву Еврипида и его сво­бо­де в об­ра­ще­нии с тра­диционными фор­ма­ми и сю­же­та­ми, об­ви­няя дра­ма­тур­га в без­нрав­ст­вен­но­сти. Вы­ра­зи­те­лем этой по­зи­ции стал Ари­сто­фан, дав­ший в «Ля­гуш­ках» ка­ри­ка­тур­ный об­раз Ев­ри­пи­да.

В ос­но­ве тра­ге­дий Еврипида обыч­но ле­жит кон­фликт чув­ст­ва и ра­зу­ма; при этом па­лит­ра сю­же­тов, мо­ти­вов и ха­рак­те­ров у Еврипида раз­но­об­раз­на. Тра­гические судь­бы се­мей изо­бра­жа­ют­ся в «Ал­ке­сти­де» (же­на при­но­сит се­бя в жерт­ву, что­бы спа­сти об­ре­чён­но­го на смерть му­жа), «Ип­по­ли­те» (лю­бовь Фед­ры к сво­ему па­сын­ку Ип­по­ли­ту), «Ге­рак­ле» (отец в при­пад­ке бе­зу­мия уби­ва­ет же­ну и де­тей). В тра­ге­ди­ях, ос­но­ву ко­то­рых со­ста­ви­ли со­бы­тия тро­ян­ско­го цик­ла, на­ря­ду с от­ра­же­ни­ем ужа­сов вой­ны и стра­да­ний по­бе­ж­дён­ных («Ге­ку­ба», «Тро­ян­ки») по­ка­за­на про­ти­во­ре­чи­вость че­ло­ве­че­ской ду­ши («Еле­на», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»). Еврипид пер­вым в ан­тич­ной дра­ма­тур­гии рас­крыл воз­мож­но­сти люб­ви как силь­ней­шей стра­сти, пол­но­стью за­хва­ты­ваю­щей че­ло­ве­ка («Ип­по­лит»). Но­во­вве­де­ни­ем Еврипида ста­ло изо­бра­же­ние силь­ных и яр­ких жен­ских ха­рак­те­ров («Ме­дея»). Не схе­ма­тич­ны в его тра­ге­ди­ях и об­ра­зы ра­бов: про­яв­ляе­мые ра­ба­ми чув­ст­ва за­став­ля­ют зри­те­лей со­пе­ре­жи­вать им.

Боль­шин­ст­во тра­ге­дий Еврипида от­кры­ва­ет­ся про­ло­гом, про­из­но­ся­щим­ся од­ним из пер­со­на­жей или бо­же­ст­вом; в нём по­ве­ст­ву­ет­ся о пред­по­сыл­ках тра­ге­дии, ко­то­рые ко­ре­нят­ся в про­шлом ге­ро­ев. Про­лог у Еврипида са­мо­стоя­те­лен, дей­ст­вие тра­ге­дии на­чи­на­ет­ся толь­ко по­сле его окон­ча­ния. Еврипид час­то ис­поль­зу­ет сце­ни­че­ский при­ем де­ус экс ма­хи­на, яв­ляю­щий­ся пе­ре­жит­ком ста­рин­ных ри­ту­аль­ных действ. Диа­ло­ги ге­ро­ев по­строе­ны по пра­ви­лам ри­то­ри­ки, осо­бен­но в сце­нах «аго­нов» (сло­вес­ных со­стя­за­ний). Про­ти­во­стоя­ние ге­ро­ев в спо­рах под­чёр­ки­ва­лось ис­поль­зо­ва­ни­ем приё­ма сти­хо­ми­фии, то есть об­ме­на уча­ст­ни­ков «аго­на» сти­ха­ми. Еврипид уве­ли­чил объ­ём мо­но­дий (соль­но­го пе­ния ак­тёров), зна­чи­тель­но умень­шив роль хо­ра в раз­ви­тии дей­ст­вия. В ос­но­ву не­ко­то­рых позд­них тра­ге­дий Еврипида по­ло­же­на ин­три­га, ко­то­рая за­ме­ня­ет тра­диционный миф («Ион»); в них уси­ли­ва­ют­ся бы­то­вые, ко­мичные, при­ключенческие эле­мен­ты. Еврипид ши­ро­ко ис­поль­зо­вал бы­то­вую лек­си­ку, при­бли­жая язык тра­ге­дий к раз­го­вор­но­му народному язы­ку.

Твор­че­ст­во Еврипида ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ат­ти­че­ской ко­ме­дии, рим­ской тра­ге­дии, в ча­ст­но­сти на Се­не­ку, а че­рез не­го на всю ев­ропейскую дра­ма­тур­гию. К на­сле­дию Еврипида об­ра­ща­лись французские клас­си­ци­сты П. Кор­нель («Ме­дея») и Ж. Ра­син («Фед­ра», «Ан­дро­ма­ха», «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де»); немецкие по­эты И.В. Гё­те («Ифи­ге­ния в Тав­ри­де») и Ф. Шил­лер («Мес­син­ская не­вес­та»), позд­нее – Г. фон Гоф­ман­сталь, Г. Га­упт­ман, Ж.П. Сартр, Х. Мюл­лер. Сю­же­ты тра­ге­дий Еврипида ши­ро­ко пред­став­ле­ны в опер­ной клас­си­ке (Г.Ф. Ген­дель, К.В. Глюк, Л. Ке­ру­би­ни).

Сочинения:

Тра­ге­дии: В 2 т. / Пер. И. Ан­нен­ско­го. М., 1999.

Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Какие социальные, нравственные, эстетические проблемы поднимаются в стихах Е. А. Евтушенко?
Евтушенко принадлежит к социально активным поэтам, рожденным идеями 60-х годов прошлого века. Тематика его стихотворений богата и разнообразна. В них и отражение детских впечатлений военных лет, и обличение сталинизма, и утверждение доброты, чистой любви, дружбы, восхваление внешней и духовной красоты человека, утверждение граждан­ского назначения поэта в России, поэта, свободно выражающего свои мысли и чув­ства, не раболепствующего перед власть

«Шестидесятники» Поэт в России — больше чем поэт. Е. Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко — поэт, который на протяжении почти сорока лет будит совесть, честь и благородные порывы в своих почитателях. Он.

Поэт в России больше, чем поэт. Е. А. Евтушенко У разных народов было свое представление о назначении поэта. В легкий нравами европейский 18 век родилось мнение о том, что они должны говорить лишь о любви и амурах, о греческих.

Поэтический голос Евгения Евтушенко Чище становится к середине 60-х годов голос Евгения Евтушенко. Поэт все еще «в исканиях», «в смятении», «в приливах и отливах». Порой его «заносит», что дает основания его коллегам повторять одно.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко) 1. Личность Е. А. Евтушенко. 2. Творческий путь. 3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта. 4. «Свадьбы» — сильный характер русского народа. 5. «Настя Карпова» — пример чистого.

Тема любви в современной поэзии (по творчеству Е. Евтушенко) Тема любви занимает одно из главных мест в творчестве Е. Евтушенко. В первых стихах о любви сказались и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставляющего подозревать, что оно не.

Молитва перед поэмой Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Е. Евтушенко Поэма «Братская ГЭС».

Е. А. Евтушенко — лирический поэт Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека.(по творчеству Е. Евтушенко) Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена Е. Евтушенко уже в 1960 г. Это стихотворение обращено к людям, которых иногда принято называть «простыми». Поэт видит в каждом человеке свой.

Тема поэта и поэзии творчестве Евтушенко Поэт — это не профессия, ведь на нее нельзя выучиться. Поэтом можно только родиться, потому что это — судьба, это талант, это особенный способ восприятия жизни. Каждый настоящий поэт, заслуживший.

Евгений Александрович Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко родился в Сибири. Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи. Именно отец научил сына любить поэзию. Евтушенко начал печататься с шестнадцати лет. Он учился в.

Публицистика в поэзии Евтушенко Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными.

Это не только лирика Ладно, плюйте, плюйте, плюйте — Все же радость задарма, Вы всегда плюете, люди, В тех, кто хочет вам добра! Е. Евтушенко Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах.

Евгений Александрович Евтушенко — лирический поэт Евгений Александрович Евтушенко — популярнейший и широко известный современный поэт — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семействе служащего. После того, как закончил десятилетку, обучался в.

О поэзии Е. Евтушенко Евгений Александрович Евтушенко — один из популярнейших и широко известных современных поэтов — родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с.

Сейчас вы читаете: Какие из прочитанных стихотворений Евтушенко вам больше понравились и почему

Анализ стихотворений Евтушенко

Список стихотворений:

Отзывы: 19

Ошеломив меня мальчишку. Стихотворение известное, а на сайте нет. как?

Большая ты, Россия. Вроде известное стихотворение, а анализа нет! Почему?

Почему-то ещё нет анализа на стихотворение “Я что- то часто замечаю”((((

Нет, анализа стихотворение “Картинка детства”

Нет анализа на «Первый День поэзии» и “В пальто незимним, в кепке рыжей…” Добавьте, пожалуйста.

Где анализ стихотворения Картинка детства?

Нет почему-то анализа стихотворения “Армия”!

Жалко что нету анализа стиха ошеломив меня мальчишку

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРОСТО СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ КАРТИНА ДЕТСТВА Я НЕ ПОНИМАЮ ЧТО С ВАМИ НЕ ТАК (. )

ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С КОММЕНТОМ ВЫШЕ

Нет анализа стихотворения “Свадьбы”

Почему нет о простоте стих.

Почему нет анализа стихотворения “Шестидесятники”?

Мы перед чувствами немеем стих-я нет

Где анализ стихотворение “Картинка детства” Е. Евтушенко!?

почему нет анализа стихотворения “Когда я думаю о Блоке?”

“Беженка” тоже требует анализа

Анализ стихотворений Евтушенко: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Проблема воспитания любви к поэзии

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко – советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России – больше, чем поэт» – пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия – больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

В данном тексте автор рассуждает о том, что человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу. А человек, не любящий книгу, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки – испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле – дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: