Система образов в романе А. А. Фадеева Разгром: сочинение

Анализ произведения «Разгром» (А. А. Фадеев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.02.2020 · Обновлено 06.02.2020

Значимость такого события для истории России, как Гражданская война, проходившая на территории нашей страны в начале двадцатого века, трудно переоценить. Тема этого конфликта занимала огромное место в отечественном искусстве советского периода, и, несмотря на давность этих событий, находит своё отражение и в современной культуре. Одним из самых известных романов, посвящённых Гражданской войне, считается роман Александра Фадеева «Разгром», в котором писатель на примере быта красного партизанского отряда, стремился показать дух времени со всеми неприглядными сторонами и противоречиями. Многомудрый Литрекон представляет анализ «Разгрома» по плану.

История создания

История написания романа «Разгром» опирается на жизненный опыт автора. Из нее мы знаем интересные факты:

  1. В основу произведения лёг личный опыт Александра Фадеева, который активно участвовал в войне на стороне красных и сражался в составе партизанского отряда вплоть до 1921 года в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Практически сразу после окончания войны Фадеев начал заниматься литературной и журналистской деятельностью. Сначала он написал небольшой рассказ «Метелица», однако со временем решил расширить его до романа.
  3. В 1924 писатель приступил к работе над произведением и закончил его за два года.
  4. Роман «Разгром» сделал автора восходящей звездой советской литературы. Фадеев приобрел популярность и занял важное место в коммунистической партии. В дальнейшем он получал серьезные посты, которые не оставляли ему времени для полноценного творчества. Поэтому многие критики отмечали, что «Разгром» стал его лучшей работой.
  5. В 1931 и 1958 году книгу экранизировали в СССР.
  6. Даже агитационную прозу Фадеева, направленную на прославление коммунистической идеологии, не одобряли строгие цензоры. Они раскритиковали фривольные выражения героев, которые своей речью дискредитируют образ борца за социализм. В последующих публикациях были исключены фразы вроде «твою мать» и «на передок слаба».

Направление и жанр

Творение Фадеева «Разгром» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности, однако в его комментариях слышатся недвусмысленные похвалы в адрес коммунистического движения. Созданные им персонажи, их слова и поступки дышат натурализмом, и все же пролетарская мораль невольно противопоставляется мещанской ограниченности интеллигента. Используются названия реальных мест, упоминаются реальные исторические события. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Тем не менее, автор чётко придерживается социалистической идеологии, его произведение направлено на пропаганду социалистических ценностей, отстаивает идеи, на которых было построено советское государство.

Жанр произведения «Разгром» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне важных и масштабных исторических событий. Действие разворачивается на протяжении большого временного отрезка. Повествование включает в себя большое количество персонажей, мест и событий. Особенности жанра «Разгром» состоят в том, что роман насквозь пропитан коммунистической идеологией и пестрит комментариями автора, который прямо дает свою оценку действиям и биографиям персонажей. Таким образом, он сам анализирует своих героев и выдает читателю готовое мнение о них.

Смысл названия

Прежде всего, название романа «Разгром» обозначает ключевое событие в сюжете произведения – разгром отдельного красного партизанского отряда, локальное тяжёлое поражение. Таким образом, уже в самом названии Фадеев отказывается от какой бы то ни было претенциозности и слепой экзальтации, даёт понять, что роман затрагивает серьёзные темы и показывает события войны такими, какими они были на самом деле, не пытаясь скрыть и умолчать даже самые нелицеприятные вещи.

Также название отображает и то, что произойдёт с самими героями, ведь на протяжении повествования разгрому подвергается не только отряд партизан, но и сами души героев, которые проходят через тяжелейшие испытания, и только самые сильные из них смогут выдержать все трудности и заново собрать рассыпавшийся на маленькие кусочки мир.

Композиция и конфликт

Особенности композиции романа «Разгром» — это описания нескольких героев, глазами которых писатель раскрывает свой сюжет. Повествование постоянно переключается с одного героя на другого, что позволяет и читателю взглянуть на ситуацию с разных сторон. В то же время в романе отсутствует чётко выделенный главный герой, сюжетные линии нескольких персонажей кажутся равнозначными и являются лишь незначительными частями действительно важного события, которое оказывает огромное влияние на судьбы сотен людей.

Роман Фадеева содержит в себе большое количество конфликтов. Они делятся на внутренние, когда герои сталкиваются со своими собственными недостатками, страхами и проблемами, пытаясь преодолеть их, и внешние, когда герои конфликтуют друг с другом. Помимо межличностных конфликтов, мы можем часто наблюдать столкновения между личностью и коллективом, когда партизаны коллективно перевоспитывают Морозко, а также чисто классовый конфликт, когда интеллигент Мечик оказывается не способным прижиться в отряде, состоящим из простых крестьян и рабочих. Народ и интеллигенция в романе «Разгром» противопоставлены друг другу.

Суть: о чём?

Действие романа «Разгром» разворачивается на территории дальнего Востока, где многочисленные отряды красных партизан противостоят интервентам и белогвардейцам. Один из таких отрядов под командованием коммуниста Левинсона занимает деревню. Командир посылает своего ординарца Морозко с важной посылкой к дружественному отряду. Однако, прибыв на место, тот видит, как союзников уже во всю громят японцы. В пылу битвы ординарец спасает одного из бойцов по фамилии Мечик и возвращается вместе с ним к своим.

Далее следует будничная жизнь отряда Левинсона, наполненная, однако, многочисленными конфликтами и предчувствием тяжёлых испытаний.

Левинсон готовится к худшему, чувствуя лежащую на нём ответственность за своих подчинённых. Преданность делу и чувство долга поддерживают в нём силы продолжать борьбу.

Ординарец Морозко ведёт себя недостойно, ворует и мародёрствует, на общем собрании его сурово отчитывают и угрожают выгнать из отряда. Герой раскаивается в своём поведении и на протяжении всего повествования стремиться исправится, становясь в итоге достойным бойцом и серьёзным человеком.

Капризный интеллигент Мечик сталкивается с неприглядностью военного быта и впадает в уныние. Не следит за своей лошадью и презирает своих товарищей, вызывая недовольство в отряде. Единственной отрадой Мечика становится сестра милосердия Варвара, в которую он сразу же влюбляется, но та оказывается женой Морозко, отношения между Мечиком и ординарцем начинают стремительно накаляться.

Противоречия разрешаются в тот момент, когда отряд Левинсона оказывается на краю гибели. Спасаясь от японцев, партизаны отступают, но сталкиваются уже с белыми казаками и несут большие потери. Морозка и Мечик отправляются на разведку и натыкаются на казачий разъезд. В самый ответственный момент Мечик проявляет трусость и позорно сбегает, а Морозко погибает, ценой своей жизни успевая предупредить отряд об опасности. Левинсон ведёт своих людей на прорыв, после жестокого боя в его отряде остаётся только девятнадцать человек. Командир на время поддаётся слабости и плачет, но потом берёт себя в руки, и отряд двигается дальше, чтобы продолжать борьбу до победного конца.

Читайте также:
Анализ романа А. А. Фадеева Разгром: сочинение

Главные герои и их характеристика

Образы героев в романе «Разгром» обозначены и описаны в формате таблицы, которую для Вас изготовил Многомудрый Литрекон.

Левинсон командир партизанского отряда. Убеждённый революционер, мудрый и спокойный руководитель. Несёт на своих плечах тяжкий груз, но никогда не бежит от ответственности. У него есть семья, но они лишь переписываются друг с другом: жена и дети живут бедно, но тоже не сдаются. Он заботится обо всех своих подчинённых. Разгром отряда и гибель многих его людей становятся для него тяжёлым ударом, но не ломают его.
Иван Морозов (Морозка) потомственный шахтёр, ординарец. На момент начала романа представляет из себя отважного, но крайне легкомысленного и недисциплинированного бойца. Проявляет доброту, спасая от гибели незнакомого ему Мечика. После того, как товарищи коллективно осуждают его, герой становится на путь исправления, вспоминает о дисциплине, не сбегает от ответственности, мирится с женой Варварой, забывает о своей мелочной ссоре с Мечиком. В конце романа Морозко погибает, до конца выполнив свой долг перед товарищами.
Павел Мечик интеллигентный молодой человек. Высокомерный и капризный трус, думающий только о себе. Присоединился к партизанам, вдохновлённый романтическим образом из книг и агитационных плакатов, но, столкнувшись с неприглядными сторонами реальной жизни, впадает в апатию и уныние. К концу романа так и не смог перевоспитаться, в самый ответственный момент он бросает отряд на произвол судьбы и сбегает в город, чтобы больше никогда не воевать. Осознавая свою ничтожность, Мечик пытается застрелиться, но у него не хватает смелости и на это.
Варвара сестра милосердия в отряде Левинсона, жена Морозки. Добрая, сильная и чувственная женщина, которая страдает от эгоизма своего мужа. Он не проявляет к ней должного внимания и уважения, поэтому их отношения можно назвать свободными. Выхаживает раненного Мечика. Интеллигентность и утончённость городского юноши кажутся ей завораживающими, и она влюбляется в него. Однако со временем Варвара примиряется с исправившимся мужем и охладевает к Мечику, который никогда не любил ее, а лишь допускал к себе.

Тематика романа «Разгром» описана Многомудрым Литреконов в сокращении, но если Вы находите, что раздел неполон, напишите об этом в комментариях.

  1. Героизм – на примере Левинсона, Ивана Морозова и многих других партизан Фадеев показывает, что значит быть настоящим героем без всякого напускного пафоса. По мнению писателя, настоящий герой — этот тот, кто способен поставить интересы большинства выше собственных желаний, тот, кто готов пойти на любые жертвы ради своих товарищей и общего дела.
  2. Коммунизм – как таковые коммунистические идеи не фигурируют в романе. Фадеев избегает прямой и топорной агитации, его герои – это в большинстве своём простые люди, не закалённые идеологически, которые, однако, всё равно сражаются ради светлого будущего, где такие же простые люди, как они, смогут жить счастливо. Именно это, по мнению писателя, и значит быть настоящим коммунистом.
  3. Гуманизм – гражданская война в романе Фадеева показана непрекращающейся чередой испытаний и жестокости. Однако даже среди всех этих ужасов есть место для милосердия и доброты.
  4. Народ – писатель показывает вовлечённость простого народа в гражданскую войну. Все бойцы отряда Левинсона — простые рабочие и крестьяне, сражающиеся за своё будущее и будущее своих детей против интервентов и врагов простого народа.

Проблемы

Проблематика романа «Разгром» тоже будет раскрыта наиболее полно, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Гражданская война – Фадеев постоянно подчёркивает как жестокость и разрушительность гражданской войны, так и необходимость продолжать борьбу с врагами революции, пусть и цена этой победы будет огромна.
  2. Предательство – характерно, что именно интеллигент Мечик оказывается единственным предателем в отряде, едва не погубившим всех. В этом присутствует суровая логика классовой борьбы, Фадеев подчёркивает отчуждённость интеллигенции от простого народа, её ненадёжность и трусость.
  3. Человек в огне гражданской войны – война становится испытанием для главных героев. Именно пройдя через все трудности, испытания и лишения, они понимают, чего они стоят, преодолевают свои слабости и недостатки, как Морозко и Левинсон, либо, как Мечик, окончательно опускаются и совершают самые омерзительные поступки.
  4. Социальное неравенство — в биографиях героев Фадеев отмечает их происхождение и условия жизни. Герои из трудового народа жили в нищете и всегда подвергались дискриминации со стороны людей при власти. Поэтому в новой борьбе им нечего терять, кроме своих цепей, как сказал бы В. Ленин. Зато Мечик и ему подобные жили сытно, не нуждались, поэтому он не может выдержать борьбу и лишения — ему не за что воевать.

Основная идея

Роман представляет собой натуралистичную зарисовку одного из эпизодов гражданской войны, которая стремится показать эти события максимально достоверно, без замалчивания и примитивной пропаганды. Смысл романа «Разгром» заключается в том, что советский народ прошел суровую школу жизни на полях сражений за свою идею. Поэтому он и дальше будет стойко оборонять свой образ жизни, добытый и завоеванный таким кровавым трудом.

Книга рассказывает нам, какие люди сражались на стороне советской власти в той войне, показывает жертвы, на которые им пришлось пойти, и объясняет, почему именно эти люди в итоге одержали победу. Автор демонстрирует основы пролетарской морали и показывает классовую теорию на практике: пролетарии сильнее и сплоченнее интеллигентов и дворян, потому что у них за спиной честная трудовая жизнь, а не паразитизм. В этом и состоит главная мысль в романе «Разгром».

Произведение «Разгром» учит нас тому, что настоящий героизм заключается в умении поставить интересы большинства выше своего собственного эгоизма. Оно показывает, что во времена тяжёлых испытаний люди должны сплачиваться и решать все проблемы сообща. Оно заставляет задуматься о необходимости смирения перед лицом трудностей, которые необходимо пережить.

Читайте также:
Морозка: сочинение

Фадеев осуждает трусость, эгоизм и высокомерие, которые, по его мнению, отделяют человека от коллектива и ведут его к окончательному моральному разложению. Мораль романа «Разгром» и нравственные уроки книги говорят о том, что индивидуализм является основой для возникновения пороков, которые мешают человеку идти к своей цели и оставаться при этом нравственно полноценным. Вывод прост: людям нужно держаться вместе и дорожить за общую идею.

Критика

После публикации роман был принят довольно неоднозначно. Причём критика зачастую шла с кардинально противоположных позиций.

С одной стороны, Фадеева раскритиковали такие деятели искусства, как Осип Брик, увидев в романе неумелую и оторванную от реальности пропаганду.

Так, например, Морис Паризанин в предисловии к парижскому изданию «Разгрома», основываясь на выводах советской критики, писал об основной теме «Разгрома» — теме «рождения нового человека», о влиянии Толстого на молодого писателя, сочетая, впрочем, это с утверждением, что русская критика, «всегда весьма чувствительная к идеологическим тенденциям произведений», якобы оценивает их «независимо от художественного качества». В статье имеются и другие искажения, но автор признает значение «Разгрома» и талантливость его создателя.

Другой английский рецензент — Конитц — в статье «Люди в советской литературе», опубликованной в том же году в сборнике «Голоса Октября. Искусство и литература в Советской России», отмечая, что Фадеев «тонкий художник», также утверждал, будто дальневосточные партизаны не знают, за что они воюют.

С другой стороны, роман был раскритикован и со стороны государственных функционеров, которым роман показался слишком мрачным, а образы красных партизан непритягательными и лишёнными революционной романтики.

Сам А.А. Фадеев защищал свою позицию тем, что не считал себя обязанным изображать «в людях всякого рода мелочи и пустяки», которыми «запятнана» реальная жизнь. Он хотел описать возникновение героизма в человеке, а не всю его жизнь от начала и до конца.

Рецензенты французской газеты «Ле Суар» провели сравнение «Тихого Дона» Шолохова и «Разгрома» Фадеева:

«Роман Шолохова как бы течет подобно широкому величественному потоку; «Разгром» Фадеева развивается подобно течению капризной реки, то спокойной, то бурной, в зависимости от того, течет ли она в долине или низвергается с кручи».

Журналисты из газеты «Юманите» (1950 год) отметили, что герои Фадеева — «это наиболее сознательные люди, с богатейшей внутренней жизнью и живейшей жаждой жизни.

Система образов в романе Фадеева Разгром

С победой молодой Советской республики новая жизнь стихийно ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась главной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о новом человеке.

В “Разгроме” мы видим отношение Фадеева к войне как к злу, которое несет в себе кровь, страдания, смерть.

Но Фадеев смотрит на войну не как наблюдатель, а как непосредственный участник событий. В своем романе автор отразил пробудившееся сознание народных масс в новых условиях.

Чтобы подробнее рассмотреть “Разгром”, необходимо кратко передать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизанской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения.

Его маленький партизанский отряд испытывает голод, усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах бывшей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и угнетенных.

Представителями интеллигенции являются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно превосходящих сил противника, мужественно преодолевает различные препятствия на своем пути. Финал романа драматичен.

Отряд попадает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны разгромлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало, которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, которое выражается в словах:

Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуален на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отряда Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обладает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответственность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский вожак, сознательный руководитель масс, человек “особой, правильной породы”, готовый на самоотречение ради своих идеалов.

Левинсон очень искусно руководит людьми.

Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех мелочах. Автор показывает, что помощник командира – набирается опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гончаренко.

Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то мере человеком “правильным”. Я читала, как четко и самоотверженно действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие люди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что делают и куда идут, ради чего сражаются.

В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно исследовал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому прежде чем показать человека на вершине героизма, писатель изображает его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт партизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел тернистый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана “исправного”.

В начале романа я вижу несознательность и недисциплинированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий мир. “Беспечное озорство” Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности.

В результате чего Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его храбрость восхищает окружающих.

Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои прекрасные качества. Он получает возможность использовать и раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность, молниеносность.

Фадеев показывал становление стихийности в сознательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-моему, – дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает достоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый герой по-своему индивидуален и неповторим.

Читайте также:
Любимый герой А. Фадеева в романе Разгром: сочинение

Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечику Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героических подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, воровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской массе, Мечик разочаровывается; Мечик морален, но его качества проявляются только на словах, а не на деле.

Мечик думает только о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, которое Фадеев клеймит позором.

Пожалев Фролова, Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль направлена против него.

По-моему, он не создан для подвигов и войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится. Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев показывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента.

Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.

Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверенность и юный романтизм породили отрицательные качества. В результате он предал товарищей. В становлении личности этого героя большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Мечика, хотя он симпатизирует врачу Ста-шинскому.

Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя.

Отсюда я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет тоже существенную роль.
Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и основная мысль “Разгрома”. Фадеев определил ее так: “…в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей”.

После своего духовного становления героически погибает Морозна. В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справедливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду без буржуев.

Но действительность порой была совсем другой, реализм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, возвышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу заметить, что исследование людей и событий не всегда ведет к положительному результату. Выявляются и отрицательные стороны, которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда бывает чистой.
Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поставил две основные концепции. Первая – это единство мира и человека в нем, а вторая – гуманизм. Фадеев показал нам не только партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без которой немыслимо описание партизан, ведь почти все они вышли из крестьян.

Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал, что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрывность людей и крестьянского мира.

Гуманизм в “Разгроме” показан не через милостивое отношение к женам и детям противника, а через воздействие новых отношений на характеры и личность людей.
Основную тему и идею Фадеев определил в “переделке людей”. Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей в романе немного, но автор внимательно исследует каждую личность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира человека в ходе борьбы и подчинена первая половина романа.

Автор довершает характер героя его поступками. В своем романе автор утверждает непобедимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом партии, истинным борцом за светлое будущее.

Конечно, он видел и мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую преданность делу, за самоотверженность и труд.

Анализ романа Фадеева Разгром

История создания

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет, но несмотря на столь юный возраст роман был довольно зрелым. Практически сразу после публикации автора настигали признание и успех. Свою роль сыграло и то, что база романа отлично вписывалась в политический курс страны. Действие романа разворачивается во времена Гражданской войны. Тема войны была близка писателю, так как он лично в свое время принимал участие в сражениях на Дальнем востоке против Колчака. Именно по этой причине описание военной жизни представляется читателю невероятно правдоподобно, живо и ярко.

Главная мысль

Главная мысль произведения о том, что революция слишком сильно меняет людей. А людей, не готовых к революции, не понимающих ее сути, революция буквально сразу отсеивает.

Герои

В романе три главных героя. Фадеев подробно описывает их жизненный путь, описывает их эмоции, чувства и переживания. Показывает, как революция изменила их. Герои довольно сильно отличаются друг от друга, но революция способствовала их объединению между собой. В силу того, что они сражались ежедневно бок о бок, против единого врага, они испытывали схожие эмоции. Персонаж Морозка с самых ранних лет жил тяжёлой жизнью, в тринадцать лет он вынужден был начать работать на шахте, попал в отряд он случайно, по воле судьбы, но начал очень ценить своё место в нем, так как служба придавала смысл его жизни. Морозка по натуре всегда готов совершать добрые дела, но и он с лёгкостью мог совершить гадкий поступок. В конце романа Морозка отдал жизнь за товарищей, по мнению автора именно в таких людях нуждается революция, ведь товарищей они любят всем сердцем, в них нет ни капли эгоизма.

Левинсон с самого начала являлся примером для подражания у своих товарищей, он всегда всех вдохновлял. Товарищи считали его невероятно умным и талантливым. Герой родом из обыкновенной еврейской семьи, помогал с детства отцу в работе. На самом деле у Левинсона было множество страхов(он даже мышей боялся), но он тщательно скрывал их, он не мог допустить, чтобы товарищи сомневались в нем, он так же, как и Морозка готов отдать жизнь за друзей.

Читайте также:
Летописец революции и войны: сочинение

Мечик является полной противоположностью двух предыдущих героев. Он из интеллигентной семьи, всю жизнь жил в розовых очках, он не понимал, что есть революция на самом деле. После попадания в отряд, у Мечика рухнула вся картина мира, Фадеев показал весь путь героя, который в конечном счёте привёл к предательству. В отряд Мечика приняли не сразу, так как он банально внешне сильно от многих, он впервые тогда увидел грязных и грубых людей, это зрелище сильно разочаровало героя. Над героем часто издевались, его оскорбляли, друзей у него не было, его поглотило одиночество, Мечик эгоист чистой воды, он не из тех, кто готов отдать жизнь ради близких, поэтому он и пошёл на предательство, его дух слаб, революция не нуждается в людях, вроде него. Фадеев не относится негативно к герою, он просто принимает его эгоизм, писатель понимает, что Мечика уже не исправить, он останется таким навсегда.

Основные проблемы

Основной проблемой в романе является проблема предательства. Важно понимать, что постоянно метаться от одного дела к другому приведёт лишь к ужасному исходу. Нужно быть верным одному делу, изучить все его тонкости, довести его до конца. Только тогда прибудет успех. Александр Александрович Фадеев старается понять тех, кто пошёл на предательство, он призывает всех людей к этому же. Он считает, что нельзя сразу отворачиваться от предателя, необходимо постараться понять истинные причины предательства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Фадеева Разгром

Популярные сегодня темы

Особую роль в творчестве И.С.Тургенева занимают произведения, посвященные особенностям русского национального характера. Ярко описан народ в цикле его рассказов «Записки охотника».

Жизнь – процесс, который очень трудно описать словами. Это понятие люди используют для описания деятельности всех существ на земле. Жизнь – это бесценный дар, данный нам самой природой.

В племени уралмов беда, после проигранного сражения со своими врагами сбежал их вождь. Племя потеряло много людей, но главной потерей стал огонь. Возникла угроза смерти всего племени.

Аркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей

Как воспитать силу воли? Вопрос, знакомый каждому. Многие задумывались, что же нужно сделать, как поступить, чтобы сделать свою силу воли крепче. Задача действительно важная, актуальная

Сочинения по произведению «Разгром» Фадеев

Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. Является ярким примером литературного направления соцреализм.

В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае.

  1. Анализ романа «Разгром»
  2. О чем роман Фадеева – сюжет
  3. Сочинение о романе Разгром

Анализ романа «Разгром»

История создания

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет, но несмотря на столь юный возраст роман был довольно зрелым.

Практически сразу после публикации автора настигали признание и успех. Свою роль сыграло и то, что база романа отлично вписывалась в политический курс страны.

Действие романа разворачивается во времена Гражданской войны. Тема войны была близка писателю, так как он лично в свое время принимал участие в сражениях на Дальнем востоке против Колчака. Именно по этой причине описание военной жизни представляется читателю невероятно правдоподобно, живо и ярко.

Герои

В романе три главных героя. Фадеев подробно описывает их жизненный путь, описывает их эмоции, чувства и переживания. Показывает, как революция изменила их. Герои довольно сильно отличаются друг от друга, но революция способствовала их объединению между собой. В силу того, что они сражались ежедневно бок о бок, против единого врага, они испытывали схожие эмоции.

Персонаж Морозка с самых ранних лет жил тяжёлой жизнью, в тринадцать лет он вынужден был начать работать на шахте, попал в отряд он случайно, по воле судьбы, но начал очень ценить своё место в нем, так как служба придавала смысл его жизни.

Морозка по натуре всегда готов совершать добрые дела, но и он с лёгкостью мог совершить гадкий поступок. В конце романа Морозка отдал жизнь за товарищей, по мнению автора именно в таких людях нуждается революция, ведь товарищей они любят всем сердцем, в них нет ни капли эгоизма.

Левинсон с самого начала являлся примером для подражания у своих товарищей, он всегда всех вдохновлял. Товарищи считали его невероятно умным и талантливым. Герой родом из обыкновенной еврейской семьи, помогал с детства отцу в работе.

На самом деле у Левинсона было множество страхов (он даже мышей боялся), но он тщательно скрывал их, он не мог допустить, чтобы товарищи сомневались в нем, он так же, как и Морозка готов отдать жизнь за друзей.

Мечик является полной противоположностью двух предыдущих героев. Он из интеллигентной семьи, всю жизнь жил в розовых очках, он не понимал, что есть революция на самом деле. После попадания в отряд, у Мечика рухнула вся картина мира, Фадеев показал весь путь героя, который в конечном счёте привёл к предательству.

В отряд Мечика приняли не сразу, так как он банально внешне сильно от многих, он впервые тогда увидел грязных и грубых людей, это зрелище сильно разочаровало героя. Над героем часто издевались, его оскорбляли, друзей у него не было, его поглотило одиночество, Мечик эгоист чистой воды, он не из тех, кто готов отдать жизнь ради близких, поэтому он и пошёл на предательство, его дух слаб, революция не нуждается в людях, вроде него.

Фадеев не относится негативно к герою, он просто принимает его эгоизм, писатель понимает, что Мечика уже не исправить, он останется таким навсегда.

Читайте также:
Морозка: сочинение

Основные проблемы

Основной проблемой в романе является проблема предательства. Важно понимать, что постоянно метаться от одного дела к другому приведёт лишь к ужасному исходу. Нужно быть верным одному делу, изучить все его тонкости, довести его до конца. Только тогда прибудет успех.

Александр Александрович Фадеев старается понять тех, кто пошёл на предательство, он призывает всех людей к этому же. Он считает, что нельзя сразу отворачиваться от предателя, необходимо постараться понять истинные причины предательства.

Главная мысль

Главная мысль произведения о том, что революция слишком сильно меняет людей. А людей, не готовых к революции, не понимающих ее сути, революция буквально сразу отсеивает.

О чем роман Фадеева – сюжет

Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; Левинсон спокойно приказывает ординарцу сдать оружие и отправляться на все четыре стороны. Морозка, одумавшись, берет письмо и отправляется в путь, заметив, что «уйтить из отряда» ему никак нельзя.

Далее следует предыстория Морозки, который был шахтёром во втором поколении, все в жизни делал бездумно — бездумно женился на гулящей откатчице Варе, бездумно ушёл в восемнадцатом году защищать Советы.

На пути к отряду Шалдыбы, куда ординарец и вёз пакет, он видит бой партизан с японцами; партизаны бегут, бросив раненого парнишку в городском пиджачке. Морозка подбирает раненого и возвращается в отряд Левинсона.

Раненого звали Павлом Мечиком. Очнулся он уже в лесном лазарете, увидел доктора Сташинского и медсестру Варю (жену Морозки). Мечику делают перевязку. В предыстории Мечика сообщается, что он, живя в городе, хотел героических подвигов и поэтому отправился к партизанам, но, когда попал к ним, разочаровался.

В лазарете он пытается разговориться со Сташинским, но тот, узнав, что Мечик был близок в основном с эсерами-максималистами, не расположен говорить с раненым.

Мечик не понравился Морозке сразу, не понравился и позже, когда Морозка навещал свою жену в лазарете. На пути в отряд Морозка пытается украсть дыни у сельского председателя Рябца, но, застигнутый хозяином, вынужден ретироваться. Рябец жалуется Левинсону, и тот приказывает забрать у Морозки оружие.

На вечер назначен сельский сход, чтобы обсудить поведение ординарца. Левинсон, потолкавшись между мужиками, понимает окончательно, что японцы приближаются и ему с отрядом нужно отступать.

К назначенному часу собираются партизаны, и Левинсон излагает суть дела, предлагая всем решить, как быть с Морозкой. Партизан Дубов, бывший шахтёр, предлагает выгнать Морозку из отряда; это так подействовало на Морозку, что тот даёт слово, что больше ничем не опозорит звание партизана и бывшего шахтёра.

В одну из поездок в лазарет Морозка догадывается, что у его жены и Мечика возникли какие-то особенные отношения, и, никогда не ревновавший Варю ни к кому, на этот раз чувствует злобу и к жене, и к «маменькиному сынку», как он называет Мечика.

В «Разгроме» герои стремятся к светлому будущему, убирая на своем пути все лишнее и наносное.

Сочинение о романе Разгром

Роман “Разгром” относится к лучшим произведениям А. Фадеева двадцатых годов. Это лиро-эпическое произведение, где описания и переживания слиты в многозначительных подробностях, где даже пейзажи по-своему романтичны, эмоциональны.

Фадеев ориентировался на толстовское восприятие фразы в романе, на толстовский подход к изображению. Но в итоге получилось романтическое и светлое произведение. Стихия героизма и лиризма как бы входит в произведение с самого начала и остается в нем до конца.

Психологическая зоркость — вот что характерно для романа Фадеева. Вот один из примеров. Пойманного белыми Метелицу, жизнелюбивую натуру, допрашивает белый офицер. Метелице ясно, что его ждет смерть, и весь допрос ему просто противен.

Вдруг офицер, глядя на его изрытое лицо, спрашивает, как бы внося ненужную, фальшивую для Метелицы ноту человечности, сожаления, хрупкой надежды, как бы сближающую их через барьеры: “Оспой давно болел?”

Зачем этот вопрос? К чему случайная, никуда не ведущая сентиментальность? Метелица раздражен, он не принял подобного отношения, игры в гуманизм, фальшивого очеловечивания поединка.

Он не хочет цепляться за жизнь, быть униженным перед врагом: “Он растерялся потому, что в вопросе начальника не чувствовалось ни издевательства, ни насмешки, а видно было, что он просто заинтересовался его рябым лицом. Однако, поняв это, Метелица рассердился еще больше…”

И так во всем. Реальная подробность в романе подается заостренно, наглядно. Для выявления ее сущности создается особая ситуация, сюжетная поправка. Прообразом Левинсона был И. М. Певзнер — командир Особого Коммунистического отряда.

Детали кульминационного момента романа — встреча дозорного Морозки с белогвардейцами — так близки описанию реального события, о котором Фадеев рассказывал. Он говорил, что небольшой отряд красных наскочил на засаду врагов. Отстреливаясь, бойцы дали условный сигнал и спасли основные силы.

В “Разгроме” последняя ситуация романтически преображается, заостряется. Морозка не просто выстрелил во врагов, угрожавших ему непосредственно: он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено.

Реальная ситуация весьма сильно преувеличена, преображена, героизирована — до выстрелов Морозка убедился, что Мечик действительно предал его, предал отряд: “Сбежал, гад…”. Герой переживает и чувство своей правоты в этом споре с себялюбцем, эгоистом, более глубокое чувство родства с бойцами, с доверившимися ему людьми. Все это пережил и автор.

Эти три выстрела — три точки в сюжетных линиях, в диалогах с Левин-соном, чуть не отобравшим у него оружие после кражи дынь, с Варей, которую он все-таки любил, наконец, с Мечиком, неуязвимым в спорах, в искусстве самозащиты.

Реализм Фадеева — это окрыленный мечтой реализм; этот реализм обусловил все искусство концентрации действия, резкую очерченность характеров Левинсона, Морозки, Метелицы и их антипода Мечика.

Как сочетаются реалистическое и романтическое при раскрытии характера Левинсона?

В романе изображено множество крупных и мелких деяний, в которых этот герой — человек невысокого роста, уязвимый перед ударами судьбы, знающий, как мы видели, сомнения и состояния бессилия,— как бы плывет по течению, по воле событий. Наступают на район белые и японцы — он уводит отряд, заранее готовит походные сухари. Он просит доктора Сташинского сократить мучения безнадежно больного Фролова.

Читайте также:
Анализ романа А. А. Фадеева Разгром: сочинение

Надо на кормить отряд — он отнимает свинью у крестьянина-корейца. Наконец, будучи прижат казаками к болоту, он, спасая отряд, приказывает строить гать. В повседневном быту он то перевоспитывает Морозку, способного воровать дыни на бахчах, то внимательно выслушивает исповеди Мечика, изумляясь одному: какой набор из простого самолюбия, сознания своей исключительности, неуважения к партизанам-шахтерам, к Морозке и Метелице живет в нем. “Вот тебе и на… ну — каша!” — думал Левинсон.

В один из моментов Левинсон вдруг, как мученик Христос, преодолевает боли и страдания своего бренного тела и чувствует прилив необыкновенных сил, “вздымавших его на недосягаемую высоту”. Писатель, правда, оговаривается, спасая героя от сходства с неземным Мессией: “И с этой обширной, земной человеческой высоты он господствовал над своими недугами, над слабым своим телом…”

Но эта высота и это господство — в известном плане именно неземные, порождаемые Идеей, завтрашним днем, мечтой. Фактически все время в Левинсоне происходит осознание неотвратимости его земного пути. С одной стороны, он видит всю скудость и бедность жизни старого, ветхого человека, живущего в бедности и грязи. С другой — он видит мир иной, способен укреплять в себе волю к победе, к преодолению этой скудости жизни.

В чем смысл этой борьбы, раскрывающей жизненные силы Морозки и Мечика?

Характер Морозки, ординарца Левинсона, может быть, самый живой народный характер в романе. Герой проходит перед духовным взором читателя сложный путь: от бесшабашности, безответственности перед отрядом, перед шахтерами до высокого чувства братства, к пониманию своей обделенности в любви.

Но если психологическая жизнь Левинсона или скрыта, или закреплена в его цитатных формулах о новом человеке, то Мо-розка раскрывается во внешне бездумных действиях, в ситуациях драматичных, в поворотах сюжета.

В этом сопоставлении героев — огромная правда романа. Вроде бы ни о чем серьезном не думающий Морозка, не знающий своей личности, явно забывший о ней, в конце романа предстает перед нами совсем другим человеком.

Основную идею романа Фадеев определил так: “В гражданской войне происходит отбор человеческого материала… Все неспособное бороться отсеивается… Происходит переделка людей”.

Такая переделка и произошла со всеми героями этого произведения. Какой бы противоречивой ни была оценка гражданской войны с позиции сегодняшнего дня, несомненной заслугой Фадеева является то, что он показал войну изнутри.

Читайте также: Адресаты любовной лирики Лермонтова – сочинения 8–11 классы.

Основная мысль романа Фадеева «Разгром» заключается в том, как в тылу гражданской войны меняется мировоззрение людей, проходит естественный отбор истинных патриотов. Отсеиваются случайные, не определившиеся до конца люди, и остаются идейные революционеры, отчетливо понимающие идеологию партии коммунистов.

Анализ произведения «Разгром» (А. А. Фадеев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.02.2020 · Обновлено 06.02.2020

Значимость такого события для истории России, как Гражданская война, проходившая на территории нашей страны в начале двадцатого века, трудно переоценить. Тема этого конфликта занимала огромное место в отечественном искусстве советского периода, и, несмотря на давность этих событий, находит своё отражение и в современной культуре. Одним из самых известных романов, посвящённых Гражданской войне, считается роман Александра Фадеева «Разгром», в котором писатель на примере быта красного партизанского отряда, стремился показать дух времени со всеми неприглядными сторонами и противоречиями. Многомудрый Литрекон представляет анализ «Разгрома» по плану.

История создания

История написания романа «Разгром» опирается на жизненный опыт автора. Из нее мы знаем интересные факты:

  1. В основу произведения лёг личный опыт Александра Фадеева, который активно участвовал в войне на стороне красных и сражался в составе партизанского отряда вплоть до 1921 года в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Практически сразу после окончания войны Фадеев начал заниматься литературной и журналистской деятельностью. Сначала он написал небольшой рассказ «Метелица», однако со временем решил расширить его до романа.
  3. В 1924 писатель приступил к работе над произведением и закончил его за два года.
  4. Роман «Разгром» сделал автора восходящей звездой советской литературы. Фадеев приобрел популярность и занял важное место в коммунистической партии. В дальнейшем он получал серьезные посты, которые не оставляли ему времени для полноценного творчества. Поэтому многие критики отмечали, что «Разгром» стал его лучшей работой.
  5. В 1931 и 1958 году книгу экранизировали в СССР.
  6. Даже агитационную прозу Фадеева, направленную на прославление коммунистической идеологии, не одобряли строгие цензоры. Они раскритиковали фривольные выражения героев, которые своей речью дискредитируют образ борца за социализм. В последующих публикациях были исключены фразы вроде «твою мать» и «на передок слаба».

Направление и жанр

Творение Фадеева «Разгром» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности, однако в его комментариях слышатся недвусмысленные похвалы в адрес коммунистического движения. Созданные им персонажи, их слова и поступки дышат натурализмом, и все же пролетарская мораль невольно противопоставляется мещанской ограниченности интеллигента. Используются названия реальных мест, упоминаются реальные исторические события. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Тем не менее, автор чётко придерживается социалистической идеологии, его произведение направлено на пропаганду социалистических ценностей, отстаивает идеи, на которых было построено советское государство.

Жанр произведения «Разгром» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне важных и масштабных исторических событий. Действие разворачивается на протяжении большого временного отрезка. Повествование включает в себя большое количество персонажей, мест и событий. Особенности жанра «Разгром» состоят в том, что роман насквозь пропитан коммунистической идеологией и пестрит комментариями автора, который прямо дает свою оценку действиям и биографиям персонажей. Таким образом, он сам анализирует своих героев и выдает читателю готовое мнение о них.

Смысл названия

Прежде всего, название романа «Разгром» обозначает ключевое событие в сюжете произведения – разгром отдельного красного партизанского отряда, локальное тяжёлое поражение. Таким образом, уже в самом названии Фадеев отказывается от какой бы то ни было претенциозности и слепой экзальтации, даёт понять, что роман затрагивает серьёзные темы и показывает события войны такими, какими они были на самом деле, не пытаясь скрыть и умолчать даже самые нелицеприятные вещи.

Также название отображает и то, что произойдёт с самими героями, ведь на протяжении повествования разгрому подвергается не только отряд партизан, но и сами души героев, которые проходят через тяжелейшие испытания, и только самые сильные из них смогут выдержать все трудности и заново собрать рассыпавшийся на маленькие кусочки мир.

Читайте также:
Летописец революции и войны: сочинение

Композиция и конфликт

Особенности композиции романа «Разгром» — это описания нескольких героев, глазами которых писатель раскрывает свой сюжет. Повествование постоянно переключается с одного героя на другого, что позволяет и читателю взглянуть на ситуацию с разных сторон. В то же время в романе отсутствует чётко выделенный главный герой, сюжетные линии нескольких персонажей кажутся равнозначными и являются лишь незначительными частями действительно важного события, которое оказывает огромное влияние на судьбы сотен людей.

Роман Фадеева содержит в себе большое количество конфликтов. Они делятся на внутренние, когда герои сталкиваются со своими собственными недостатками, страхами и проблемами, пытаясь преодолеть их, и внешние, когда герои конфликтуют друг с другом. Помимо межличностных конфликтов, мы можем часто наблюдать столкновения между личностью и коллективом, когда партизаны коллективно перевоспитывают Морозко, а также чисто классовый конфликт, когда интеллигент Мечик оказывается не способным прижиться в отряде, состоящим из простых крестьян и рабочих. Народ и интеллигенция в романе «Разгром» противопоставлены друг другу.

Суть: о чём?

Действие романа «Разгром» разворачивается на территории дальнего Востока, где многочисленные отряды красных партизан противостоят интервентам и белогвардейцам. Один из таких отрядов под командованием коммуниста Левинсона занимает деревню. Командир посылает своего ординарца Морозко с важной посылкой к дружественному отряду. Однако, прибыв на место, тот видит, как союзников уже во всю громят японцы. В пылу битвы ординарец спасает одного из бойцов по фамилии Мечик и возвращается вместе с ним к своим.

Далее следует будничная жизнь отряда Левинсона, наполненная, однако, многочисленными конфликтами и предчувствием тяжёлых испытаний.

Левинсон готовится к худшему, чувствуя лежащую на нём ответственность за своих подчинённых. Преданность делу и чувство долга поддерживают в нём силы продолжать борьбу.

Ординарец Морозко ведёт себя недостойно, ворует и мародёрствует, на общем собрании его сурово отчитывают и угрожают выгнать из отряда. Герой раскаивается в своём поведении и на протяжении всего повествования стремиться исправится, становясь в итоге достойным бойцом и серьёзным человеком.

Капризный интеллигент Мечик сталкивается с неприглядностью военного быта и впадает в уныние. Не следит за своей лошадью и презирает своих товарищей, вызывая недовольство в отряде. Единственной отрадой Мечика становится сестра милосердия Варвара, в которую он сразу же влюбляется, но та оказывается женой Морозко, отношения между Мечиком и ординарцем начинают стремительно накаляться.

Противоречия разрешаются в тот момент, когда отряд Левинсона оказывается на краю гибели. Спасаясь от японцев, партизаны отступают, но сталкиваются уже с белыми казаками и несут большие потери. Морозка и Мечик отправляются на разведку и натыкаются на казачий разъезд. В самый ответственный момент Мечик проявляет трусость и позорно сбегает, а Морозко погибает, ценой своей жизни успевая предупредить отряд об опасности. Левинсон ведёт своих людей на прорыв, после жестокого боя в его отряде остаётся только девятнадцать человек. Командир на время поддаётся слабости и плачет, но потом берёт себя в руки, и отряд двигается дальше, чтобы продолжать борьбу до победного конца.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в романе «Разгром» обозначены и описаны в формате таблицы, которую для Вас изготовил Многомудрый Литрекон.

Левинсон командир партизанского отряда. Убеждённый революционер, мудрый и спокойный руководитель. Несёт на своих плечах тяжкий груз, но никогда не бежит от ответственности. У него есть семья, но они лишь переписываются друг с другом: жена и дети живут бедно, но тоже не сдаются. Он заботится обо всех своих подчинённых. Разгром отряда и гибель многих его людей становятся для него тяжёлым ударом, но не ломают его.
Иван Морозов (Морозка) потомственный шахтёр, ординарец. На момент начала романа представляет из себя отважного, но крайне легкомысленного и недисциплинированного бойца. Проявляет доброту, спасая от гибели незнакомого ему Мечика. После того, как товарищи коллективно осуждают его, герой становится на путь исправления, вспоминает о дисциплине, не сбегает от ответственности, мирится с женой Варварой, забывает о своей мелочной ссоре с Мечиком. В конце романа Морозко погибает, до конца выполнив свой долг перед товарищами.
Павел Мечик интеллигентный молодой человек. Высокомерный и капризный трус, думающий только о себе. Присоединился к партизанам, вдохновлённый романтическим образом из книг и агитационных плакатов, но, столкнувшись с неприглядными сторонами реальной жизни, впадает в апатию и уныние. К концу романа так и не смог перевоспитаться, в самый ответственный момент он бросает отряд на произвол судьбы и сбегает в город, чтобы больше никогда не воевать. Осознавая свою ничтожность, Мечик пытается застрелиться, но у него не хватает смелости и на это.
Варвара сестра милосердия в отряде Левинсона, жена Морозки. Добрая, сильная и чувственная женщина, которая страдает от эгоизма своего мужа. Он не проявляет к ней должного внимания и уважения, поэтому их отношения можно назвать свободными. Выхаживает раненного Мечика. Интеллигентность и утончённость городского юноши кажутся ей завораживающими, и она влюбляется в него. Однако со временем Варвара примиряется с исправившимся мужем и охладевает к Мечику, который никогда не любил ее, а лишь допускал к себе.

Тематика романа «Разгром» описана Многомудрым Литреконов в сокращении, но если Вы находите, что раздел неполон, напишите об этом в комментариях.

  1. Героизм – на примере Левинсона, Ивана Морозова и многих других партизан Фадеев показывает, что значит быть настоящим героем без всякого напускного пафоса. По мнению писателя, настоящий герой — этот тот, кто способен поставить интересы большинства выше собственных желаний, тот, кто готов пойти на любые жертвы ради своих товарищей и общего дела.
  2. Коммунизм – как таковые коммунистические идеи не фигурируют в романе. Фадеев избегает прямой и топорной агитации, его герои – это в большинстве своём простые люди, не закалённые идеологически, которые, однако, всё равно сражаются ради светлого будущего, где такие же простые люди, как они, смогут жить счастливо. Именно это, по мнению писателя, и значит быть настоящим коммунистом.
  3. Гуманизм – гражданская война в романе Фадеева показана непрекращающейся чередой испытаний и жестокости. Однако даже среди всех этих ужасов есть место для милосердия и доброты.
  4. Народ – писатель показывает вовлечённость простого народа в гражданскую войну. Все бойцы отряда Левинсона — простые рабочие и крестьяне, сражающиеся за своё будущее и будущее своих детей против интервентов и врагов простого народа.
Читайте также:
Любимый герой А. Фадеева в романе Разгром: сочинение

Проблемы

Проблематика романа «Разгром» тоже будет раскрыта наиболее полно, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Гражданская война – Фадеев постоянно подчёркивает как жестокость и разрушительность гражданской войны, так и необходимость продолжать борьбу с врагами революции, пусть и цена этой победы будет огромна.
  2. Предательство – характерно, что именно интеллигент Мечик оказывается единственным предателем в отряде, едва не погубившим всех. В этом присутствует суровая логика классовой борьбы, Фадеев подчёркивает отчуждённость интеллигенции от простого народа, её ненадёжность и трусость.
  3. Человек в огне гражданской войны – война становится испытанием для главных героев. Именно пройдя через все трудности, испытания и лишения, они понимают, чего они стоят, преодолевают свои слабости и недостатки, как Морозко и Левинсон, либо, как Мечик, окончательно опускаются и совершают самые омерзительные поступки.
  4. Социальное неравенство — в биографиях героев Фадеев отмечает их происхождение и условия жизни. Герои из трудового народа жили в нищете и всегда подвергались дискриминации со стороны людей при власти. Поэтому в новой борьбе им нечего терять, кроме своих цепей, как сказал бы В. Ленин. Зато Мечик и ему подобные жили сытно, не нуждались, поэтому он не может выдержать борьбу и лишения — ему не за что воевать.

Основная идея

Роман представляет собой натуралистичную зарисовку одного из эпизодов гражданской войны, которая стремится показать эти события максимально достоверно, без замалчивания и примитивной пропаганды. Смысл романа «Разгром» заключается в том, что советский народ прошел суровую школу жизни на полях сражений за свою идею. Поэтому он и дальше будет стойко оборонять свой образ жизни, добытый и завоеванный таким кровавым трудом.

Книга рассказывает нам, какие люди сражались на стороне советской власти в той войне, показывает жертвы, на которые им пришлось пойти, и объясняет, почему именно эти люди в итоге одержали победу. Автор демонстрирует основы пролетарской морали и показывает классовую теорию на практике: пролетарии сильнее и сплоченнее интеллигентов и дворян, потому что у них за спиной честная трудовая жизнь, а не паразитизм. В этом и состоит главная мысль в романе «Разгром».

Произведение «Разгром» учит нас тому, что настоящий героизм заключается в умении поставить интересы большинства выше своего собственного эгоизма. Оно показывает, что во времена тяжёлых испытаний люди должны сплачиваться и решать все проблемы сообща. Оно заставляет задуматься о необходимости смирения перед лицом трудностей, которые необходимо пережить.

Фадеев осуждает трусость, эгоизм и высокомерие, которые, по его мнению, отделяют человека от коллектива и ведут его к окончательному моральному разложению. Мораль романа «Разгром» и нравственные уроки книги говорят о том, что индивидуализм является основой для возникновения пороков, которые мешают человеку идти к своей цели и оставаться при этом нравственно полноценным. Вывод прост: людям нужно держаться вместе и дорожить за общую идею.

Критика

После публикации роман был принят довольно неоднозначно. Причём критика зачастую шла с кардинально противоположных позиций.

С одной стороны, Фадеева раскритиковали такие деятели искусства, как Осип Брик, увидев в романе неумелую и оторванную от реальности пропаганду.

Так, например, Морис Паризанин в предисловии к парижскому изданию «Разгрома», основываясь на выводах советской критики, писал об основной теме «Разгрома» — теме «рождения нового человека», о влиянии Толстого на молодого писателя, сочетая, впрочем, это с утверждением, что русская критика, «всегда весьма чувствительная к идеологическим тенденциям произведений», якобы оценивает их «независимо от художественного качества». В статье имеются и другие искажения, но автор признает значение «Разгрома» и талантливость его создателя.

Другой английский рецензент — Конитц — в статье «Люди в советской литературе», опубликованной в том же году в сборнике «Голоса Октября. Искусство и литература в Советской России», отмечая, что Фадеев «тонкий художник», также утверждал, будто дальневосточные партизаны не знают, за что они воюют.

С другой стороны, роман был раскритикован и со стороны государственных функционеров, которым роман показался слишком мрачным, а образы красных партизан непритягательными и лишёнными революционной романтики.

Сам А.А. Фадеев защищал свою позицию тем, что не считал себя обязанным изображать «в людях всякого рода мелочи и пустяки», которыми «запятнана» реальная жизнь. Он хотел описать возникновение героизма в человеке, а не всю его жизнь от начала и до конца.

Рецензенты французской газеты «Ле Суар» провели сравнение «Тихого Дона» Шолохова и «Разгрома» Фадеева:

«Роман Шолохова как бы течет подобно широкому величественному потоку; «Разгром» Фадеева развивается подобно течению капризной реки, то спокойной, то бурной, в зависимости от того, течет ли она в долине или низвергается с кручи».

Журналисты из газеты «Юманите» (1950 год) отметили, что герои Фадеева — «это наиболее сознательные люди, с богатейшей внутренней жизнью и живейшей жаждой жизни.

Анализ произведения Разгром Фадеева

История создания

Александр Александрович Фадеев написал свой роман в довольно раннем возрасте, тем не менее, он получил положительную оценку критиков. Возраст автора тогда был всего 25 лет. Это был первый роман Фадеева, который принес автору успех и признание. В основу романа лег рассказ «Метелица», написанный Фадеевым за год до «Разгрома».

Основные действия в романе проходят во времена Гражданской войны. Все описания военных действий и быта солдат описаны в мельчайших подробностях не просто так, Александр Александрович лично участвовал в военных действиях на Дальнем Востоке в 1920-е годы и знает обо всем не понаслышке.

Главная мысль

Основными героями сюжета романа являются три человека – Морозка, Мечик и Левинсон. Автор на их примере показал, как могут измениться люди во времена Гражданской войны, когда происходит сильное давление на массы. На протяжении всего романа можно заметить, как меняются персонажи. Автор мастерски и подробно описывает каждого из них, что дает каждому читателю проникнуться во внутренний мир героев.

Читайте также:
Морозка: сочинение

Образ Морозки

Морозка – обычный рабочий на шахте. Работать он начал в очень раннем возрасте – в 12 лет. Он женат на девушке по имени Варя. Вместе с ней попадает в отряд к партизанам.

Морозка персонаж довольно противоречивый, с одной стороны он умет доводить дела до конца и совершать, благородны дела, но с другой стороны может и украсть у товарища. Уже позже Морозка решает стать более решительным и в полной мере отвечать за свои поступки. Он обещает, что больше не посмеет опозорить свой отряд, который стал уже одним целым. Впоследствии Морозка отдает жизнь за свой отряд.

Образ Левинсона

В образе Левинсона отображен образ настоящего лидера. Левинсон является командиром отряда, в котором был и Морозка. Для многих он является образцом для подражания. Его считают сильным и умным командиром, знающим как поступить в любой ситуации и который поможет в беде. Но на самом деле Левинсон обычный парень, который помогал отцу в продаже мебели, жутко боялся мышей и был таким же, как и партизаны в его отряде. Но Левинсон любит своих товарищей в отряде и знает, что они на него надеются. Он спрятал глубоко в себе все те тревоги и страхи, чтобы быть примером для остальных.

Образ Мечика

Мечик – начитанный и образованный парень. Книжная романтика движет Мечиком, но столкнувшись с реалиями революции, он понимает, что это не то, чего он ожидал. Мечик является полной противоположностью Морозки.

Когда Мечик попадает в отряд, то партизаны сразу же его не принимают за своего, понимая, что он из другого слоя населения, некоторые даже сразу видят в нем предателя. Да и сам Мечик видя всех партизан, таких грязных и грубых понимает, что это не его место.

Автор подробно описывает характер Мечика и его внутренний мир, показывая, как именно хороший парень может стать предателем, коим и становится Мечик. Отряд не принявший Мечика частенько издевались над ним, а сам Мечик по сути был один, а одиночество может толкнуть на плохие поступки. Но Фадеев, описывая произошедшее с Мечиком не обвиняет его, а даже наоборот оправдывает, ведь все могло быть по-другому, если бы отряд сразу принял Мечика за своего.

Основные проблемы

Фадеев много времени уделил проблеме предательства, но он подошел к ней совсем с другой стороны. Он не пытается судить, а пытается понять и объяснить. По мнению автора никто не становится предателем просто так и у каждого на это могут быть свои мотивы. Именно поэтому нельзя рубить сгоряча и обвинять кого то, не разобравшись в ситуации полностью

Также автор показал революцию с разных сторон, как видят ее люди. Для одних это романтика, а кто-то считает, что это лишь ненужные смерти людей. Но любой из них, не смотря трезво на вещи, может свернуть с пути и предать свои идеалы.

Анализ произведения Разгром Фадеева

Несколько интересных сочинений

Роман «Обломов» запомнился всем как произведение о всепоглощающей лени, в образе Ильи Ильича. И, наверное, без любовной тематики этот роман стал бы совершенно скучным.

Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение

Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

На страницах романа «Отцы и дети» Тургенев старается раскрыть масштабную тему будущего России. Он хотел подчеркнуть значимость преобразований для улучшения жизни народа. Тургенев противопоставил мнения демократичных революционеров

В роман «Мастер и Маргарита» встроен еще один роман о временах древнего города Ершалаима. Роман, написанный мастером о Понтии Пилате. Иешуа Га-ноцри является главной фигурой в этом романе, наравне с Пилатом.

Анализ романа А.Фадеева “Разгром”

Роман «Разгром», над которым А.А.Фадеев работал в 1925-1926 годах, был написан исходя из заранее намечен­ной политической задачи. Автор считал: «Первая и основ­ная мысль: в гражданской войне происходит отбор челове­ческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, слу­чайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из милли­онных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспи­тываться».

Отобрав наиболее существенное из жизненного мате­риала, находящегося в его распоряжении, Фадеев создал стройное, органически законченное повествование. «Раз­гром» состоит из 17 глав, каждая из которых имеет свое название. Почти невозможно какую-нибудь из них вырвать из текста, хотя глава «Разведка Метелицы» имеет свою относительную композиционную завершенность.

Повествование можно условно разбить на три части. Это и делалось не без основания автором в первых изда­ниях.

Первые восемь глав представляют собой своеобразное развернутое введение, экспозицию. Развитие сюжета здесь нарочито замедленное.

С первых страниц романа начинается столкновение характеров основных героев: Левинсон и Морозка, Мороз-ка и Мечик. Но эти столкновения и отношения в общем спокойном тоне повествования лишь намечаются. Автор отодвинул бурное развитие действия, начинающееся с де­вятой главы, чтобы дать возможность читателю подробно ознакомиться с положением дел в отряде, чтобы наметить основные конфликты и затем уже проверить своих героев в деле, в борьбе, в моменты наивысшего напряжения. Из первой части читатель узнает, что отряд Левинсона вот уже пятую неделю стоит на отдыхе в одной из неболь­ших деревушек и оброс всевозможным хозяйством. Люди разленились, плохо несли службу.

Командир отряда не решался «сдвинуть с места эту громоздкую махину: он боялся сделать опрометчивый шаг» — не было достаточных оснований, чтобы принять решение. Но к концу пятой недели ему стало ясно, что отряд уничтожат, если к этому не приготовиться.

Теперь, когда многое выяснилось, Левинсон знал, что будет делать он и люди, находившиеся в его подчинении: они будут делать все, «чтобы сохранить отряд как боевую единицу».

Читайте также:
Анализ романа А. А. Фадеева Разгром: сочинение

В тот же день он собрал отрядный совет, на котором был принят план отступления, и в ближайшую ночь по тревоге поднял отряд, чтобы уйти в безопасное место, укрыться до времени.

Во второй части повествования, с главы «Мечик в отряде» и по главу «Груз» включительно, отряд изображен в бесконечных переходах и суровой борьбе с наседавшим противником. Партизаны стремились пробиться в свобод­ную от противника Тудо-Вакскую долину. Много дней они метались по улахинской тайге, изнывали в боях и изнури­тельных походах. Все селения и даже заброшенные хутора занимал противник. «Каждая крошка хлеба добывалась с боем. Люди черствели, делались суше, молчаливее, злей». Наконец отряд спустился к истокам Хаунихедзы и был у цели, — оставался один переход, чтобы пробиться в сво­бодную от врага Тудо-Вакскую долину. Но низовье Хауни­хедзы могло быть занято противником, поэтому Левинсон решил заночевать в тайге и послал командира взвода Ме­телицу разведать местность.

Особенностью второй части романа является отсутст­вие широких батальных картин, несмотря на то, что все это время отряд находился в постоянных сражениях. Автор останавливает свое внимание не на сценах битв, не на мучительных переходах отряда, а на эпизодах передышки, отдыха, ночевки. События, о которых ведется повествова­ние, связаны то с ночевками в месте расположения госпи­таля (смерть Фролова), то с передышкой на берегу реки (случай с глушением рыбы), или с остановкой, совершенно неожиданной и для отряда, и для корейца, у одинокой корейской фанзы (конфискация свиньи), или с ожиданием результатов разведки Метелицы (беседа Левинсона с Ме-чиком). Эти «мирные» эпизоды полны внутреннего напря­жения.

Есть глубокий смысл в том, что писатель именно так строил повествование: ему важно было выделить идейно-политические, морально-нравственные проблемы, фило­софски осмыслить время, события, судьбы людей и клас­сов. Писатель пристально следит за ходом мыслей героев, за их переживаниями, за отношением ко всему, что проис­ходит вокруг них. Именно в этой части романа уже опре­деляется лицо каждого, происходит отбор человеческого материала.

В третьей, последней части отряд показан в открытых сражениях, продолжавшихся одни сутки: главы «Трясина» и «Девятнадцать» заключают в себе самый напряженный момент в развитии действия. Здесь изображен разгром отряда, разрешаются все конфликты. В результате бурных и напряженных событий становится окончательно ясным лицо каждого участника происходящего.

Основные мысли писателя полны пафоса: «. все враж­дебное сметается. все поднявшееся. закаляется, растет. » В самом романе ничто враждебное не сметается и пафос как-то рассасывается, не оставляя следа. Нет в «Разгроме» ни громких речей, ни звонких революционных фраз, ни клятв верности идеалам. И победоносных сражений с гид­рой контрреволюции тоже нет. Есть кровь и грязь. Есть гибель партизанского отряда, зажатого противником и попавшего в западню, из которой вырывается лишь горстка партизан. И даже этот трагический финал подан без высо­ких слов.

Такое неприукрашенное и неприглаженное изображе­ние событий гражданской войны и обеспечило роману огромную популярность. Впрочем, и другое вызвало повы­шенное внимание к нему читателей и критики — фигура большевика Левинсона.

О колебаниях командира никто в отряде не знал, как никто вообще не мог подумать, что он может колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Все считали его человеком «особой, правильной породы», и с того времени, как Левинсон командует отрядом, нельзя было его пред­ставить на другом месте. Каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом.

Левинсон знал, как думают о нем партизаны, но в то же время он видел «многие свои слабости и слабости других людей и думал, что вести за собой других людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Не показывая своих слабостей другим, он вос­питывал волю и мужество у своих подчиненных.

Раскрыв перед читателем те стороны жизни команди­ра, которые были неведомы его подчиненным (возмож­ность проявления слабости, колебаний, душевные пережи­вания, связанные с воспоминанием о семье), автор не снизил героя, а сделал его более человечным и тем самым усилил симпатии к нему читателей.

Во второй части повествования из множества событий, которые местами лишь перечисляются, автор задерживает внимание на самых необходимых. Чем труднее было людям, чем молчаливее и злее они становились, тем ближе становился к ним Левинсон. Он «теперь всегда был на людях — водил их в бой самолично, ел с ними из одного котелка, не спал ночей, проверяя караулы, и был почти единственным человеком, который еще не разучился сме­яться». Всем своим поведением, каждым словом он старал­ся поддержать в людях бодрость духа.

Менялись условия — менялась тактика командира, в соответствии с этим автор открывает новые качества в характере Левинсона.

В разговоре Левинсона с Мечиком (глава «Груз») со­держится очень много важного для понимания взглядов Левинсона. Командир, как обычно в эти трудные для отряда дни, пошел проверить караулы. Встретившись с Мечиком и услышав от него о злобных чувствах по отно­шению к партизанам и революции, командир был удивлен и взволнован. «Экий непроходимый путаник», — думал Левинсон, продолжая обход караулов. Он вспоминал и продумывал свой жизненный путь. Во внутреннем моно­логе раскрылись взгляды героя на жизнь. Вот к какому главному выводу пришел командир: «Видеть все так, как оно есть, — для того, чтобы изменить то, что есть, прибли­жать то, что рождается и должно быть». В этой левинсоновской формуле выражена сущность его мировоззрения.

Левинсоновское искусство руководства людьми под­купало. А «огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека», которая, по Фадееву, руководила его делами и поступками, и тем более привлекала. Отсюда читательское доверие к нему, которого Фадеев как раз и добивался.

С появлением «Разгрома» выяснилось, что все другие литературные герои-большевики заметно уступают Левинсону, написанному живее и глубже любого из них. И что роману в целом суждено занять одно из самых видных мест среди произведений о гражданской войне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: