Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Основные мотивы лирики А.А.Фета

Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета проникнута счастьем жизни, переполнена радостью любви и наслаждением природой. Принципиально важно, что тематически разделить его поэзию чрезвычайно трудно.

Фет был сторонником «чистого искусства», он утверждал, что поэзия не должна зависеть от требований общества.

В истории русской литературы этот поэт остался непревзойденным мастером лирического пейзажа, в котором обязательно отражены человеческие чувства.

Образы и темы лирики Фета

Природа и пейзаж в творчестве поэта

Природа один из источников поэзии. Состояние природы побуждает человека к творчеству. Описывает пробуждение утреннего леса в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…», поэт, приветствуя радость бытия, говорит:

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь,- но только песня зреет.

Поэт находит прекрасное и жизнеутверждающее начало в каждом времени года, даже в осени.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Сладостен звон мне глашатая медного!

Мертвые мне что листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Природа в фетовской поэзии всегда одухотворена:

«цветы глядят с тоской влюбленной»,

» семья пичужек молодая зовет заботливую мать»,

«к ограде каменной с балкона с утра кудрявый лезет плющ».

Счастье, вечность, любовь как мотивы произведений Фета

Он, как и любой поэт, думает о вечности. Простая прогулка по морю, в которой отражено движение корабля и движение стихии, дает поэту возможность задуматься о смерти.

Земля от глаз моих бежит.

Под непрерывною стопою

Вскипая белою грядою,

Стихия чуждая дрожит.

Ей будто чудится заране

Тот день, когда без корабля

Помчусь в воздушном океане

И будет исчезать в тумане

За мной родимая земля.

Интересно, что в этом стихотворении, посвященном в сущности печальному для человека событию, нет ни тени грусти, а есть чувство полета, чувство воздушности и приятия новой жизни в вечности.

В поэзии Фета всегда чувствуется воодушевление, счастье и радость бытия. Недаром поэт так любил восклицательные знаки.

Так и рвется. Как зарей-то соловей

Упоительное чувство любви непреходяще. Стихотворение «Сияла ночь…» продолжает традицию пушкинского «Я помню чудное мгновенье»:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Поэзия Фета передает тончайшие нюансы человеческих отношений в полутонах природы. Примером может служить замечательное стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

Средства и формы стихотворений

Поэт, используя структуру назывных предложений, создает удивительное безглагольное движение времени (от вечера до утра),

Изменений внешних проявлений и внутреннего состояния влюбленных. И даже слово «слезы» в этом стихотворении — это радость любви и бытия.

Стихотворение Фета может представлять собой маленькую миниатюру, в которой рассказано только внешних событиях, но в то же время стихотворение говорит о глубоких внутренних переживаниях (о девушке, ждущей свидания).

Л.Н. Толстой считал этого автора

«единственным в своем роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». «Он намного выше своего времени, не умеющего его ценить,»

Нам, живущим в ХХ веке, остается только согласиться с ним.

Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по лирике Фета — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Сочинение: Основные мотивы лирики А. А. Фета

Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в ос­новном темы любви, природы, личностные переживания — те­мы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лири­ке противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мо­тивы полета, гадания, двоемирия.

Читайте также:
Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был сти­хией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.

Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это — заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в пря­мом смысле относится к огню, но и то, что отдаленно напомина­ет его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными пере­живаниями. Его любимая девушка — Мария Лазич — погибла от огня, уронив горящую спичку на платье. В стихотворении «Весеннее небо глядится. » огонь представлен в виде своего ма­ленького собрата — огонька. Этот огонек вызывает у нас чувст­во жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то большого и страшного:

Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
[sms]

Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:

Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок.

Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же печаль и грусть. Недаром здесь одино­чество существует «под дымкой тайною печали». Когда мы го­ворим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допус­тим, костра, но и свечи:

. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира — мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:

. Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.

Слова: «свеча», «ночь», «судьба». В этот ряд хочется доба­вить слово «тайна». Наверное, и само гадание есть тайна, кото­рую постигнуть могут немногие. Тайну судьбы поэта раскрыва­ет перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихо­творение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.

Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии — основные в природе. В стихотворении они противопоставляют­ся друг другу, благодаря чему от этих строк веет спокойствием и умиротворенностью. Это спокойствие усиливает словосочета­ние «и теплится, как море». Здесь море — не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое.
В творчестве Фета часто встречается мотив полета. До него его использовал Островский в пьесах «Бесприданница» и «Гро­за», главные героини которых тоже хотели летать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет раз­ное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, любовь. В таких стихотворениях исполь­зуются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях по­лет — это переход в другой мир, в вечность. Такой полет сим­волизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сю­да можно отнести стихотворения «Опять осенний блеск денницы. », «Бабочка». Эти стихотворения яркие, от них веет солнцем,теплом.

В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу на потолок. » показан полет грачей по кругу. Круг — это символ вечности. Здесь подразумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.

Читайте также:
Образ любви воспоминания в лирике Афанасия Фета: сочинение

Любовная тема в лирике Фета имеет глубоко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая оставалась для Фета единственной любимой. К это­му циклу можно отнести стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю. », «Дома снились мне вопли рыданий твоих. » и другие.

Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Эти строки — из стихотворения «Alter ego», что в переводе с латинского означает «второе я». Любимая поэта навсегда ос­танется вместе с ним.

К любовной лирике можно отнести стихотворение «Вакхан­ка». Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поис­ках гармонии и красоты он обращается к античным временам. В стихотворении «Вакханка» описывается страстная и красивая девушка:

Закинув голову, с улыбкой опьяненья,
Прохладного она искала дуновенья,
Как будто волосы уж начинали жечь
Горячим золотом ей розы пышных плеч.

Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная. [/sms]

Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Поэзия Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Подготовительные вопросы к сочинению:

Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета?

Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы?

Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике?

Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета?

Какую роль сыграла поэзия “чистых лириков” в истории русской литературы?

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось “чистое искусство” во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал “чистую красоту”, которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского “всеславянского” царя. Такая “христианская империя”, по его убеждению, сможет противостоять революционному и “антихристианскому” Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. “Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход”.

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: “О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его “даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов”. Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что “человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет”.

Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

Читайте также:
Образ ночи в лирике А.А. Фета: сочинение

“Денисьевский цикл” Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом “на склоне лет” к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были “беззаконные”, постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от “суда людского”. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. “Денисьевский цикл” Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит “отчаянная, рыдающая нота”. Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: “Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. ” Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: “Старые письма” , “Недвижные очи, безумные очи”, “Солнца луч промеж лип. “, “Долго снились мне вопли рыданий твоих” и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже “небытие” ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

Тютчевские “пейзажи в стихах” неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Читайте также:
Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет: сочинение

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета: сочинение

Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву.

Тютчев написал свое первое стихотворение в одиннадцать лет. За годы своей долгой литературной жизни он стал крупнейшим представителем русской философской лирики. Все пережитое и передуманное им нашло воплощение в его стихах.

Фет родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина.

Поэзия Фета и Тютчева — это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, их волновавших.

Вечные темы: природа, любовь и красота – основные темы произведений Фета и Тютчева. Наиболее ярко в лирике Тютчева изображена природа. Для каждого времени года он нашел такие краски, такие рифмы и сравнения, что они запоминаются на всю жизнь. Еще с детства живут в памяти сказочные строки:

Околдован, лес стоят.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Потом приходит пора, когда “еще в полях белеет снег”:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась.

А какая веселая, озорная майская гроза изображена Тютчевым: “Первый гром. грохочет”, “гремят раскаты молодые”, “все вторит весело громам”. Великолепно описан летний вечер, который опускается на землю после знойного дня:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

И, наконец, “умильная таинственная прелесть” осени, “туманная и тихая лазурь над грустно сиротеющей землею”, когда лежит на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Идея торжества природы и человека пронизывает всю лирику Тютчева. Для него природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Однако существует и трагическое различие. “Созвучье полное в природе”: после бурь и гроз всегда наступает успокоение, а в душе человека бури, обогащая ее многообразием чувств, часто оставляют после себя боль утраты и опустошенность.

Фет — один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю “невестою-царицей”. Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Природа у него очеловечена, как ни у одного из его предшественников, Цветы в стихах Фета улыбаются, пруд грезит, березы ждут, ива “дружна с мучительными снами”, “изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами”, звезды, которым так много строк посвятил Фет, говорят человеку:

Вот почему, когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где все темно и скудно,

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Фета После бури: сочинение

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь — радость, восторг, “весна в груди”. В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является “Денисьевский цикл”, посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева — “неразгаданная тайна”, “живая прелесть дышит в ней”. Поэт восклицает: “Земное ль в ней очарованье иль неземная благодать?”. Но эта любовь трагична. Она не вынесла “насилья пошлости людской”. И болью отзываются в душе

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Е. А. Денисьева умерла, но поэт до конца дней помнил о женщине, “судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить”, оставшейся его “живой души безжизненным кумиром”.

Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич – девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику. Поэт всю жизнь был связан невидимой нитью со своей погибшей возлюбленной:

И хоть жизнь без тебя

Суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой,

Нас нельзя разлучить.

Он дал торжественное обещание: “Я пронесу твой свет через жизнь земную”, и, действительно, поэт навсегда сохранил в памяти свежесть чувств, образ своей единственной и надежду на воссоединение с ней. Уже на закате жизни он писал:

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

Но страдания не опустошили душу поэта. Целебной силой явилась для него природа, которая помогла забыть “всю злобу гнетущую”.

Многие стихи Фета связаны с раздумьями о смерти. В некоторых из них присутствуют мотивы блаженства-небытия:

Если жизнь базар крикливый бога,

То только смерть его бессмертный храм.

Фету свойствен ясный и мужественный взгляд на мир, он не боится смерти, не боится жизни. Он, несмотря на внутренний трагизм, а, может быть, благодаря ему, один из самых “солнечных” поэтов. Еще мне хочется отметить особую музыкальность произведений Фета. Недаром так много чудесных романсов написано на его стихи. Один из них мне кажется особенно прекрасным:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

В произведениях Тютчева любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу. Поэт уверен, что “гордый взор иноплеменный” никогда не оценит в полной мере “край родной долготерпенья”. Горечь звучит в его словах, но верой в русский народ, в его особую судьбу проникнуты строки:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

Поэзия Тютчева в наше время помогает нам увидеть красоту родного края, осознать мощь и величие русского языка, поверить в русский народ.

Ведь это нам, русским людям, завещал поэт своей “души высокий строй”. И теперь от нас зависит

Сочинение: Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Автор: Тютчев и Фет

В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

Читайте также:
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета: сочинение

Для них, поэтов-романтиков, природа – это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Тютчева и Фета. “Конь морской” с “бледно-зеленой гривой”, “чародейка-зима”, прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга – все это дети Великой Матери-Природы, которой поклоняется Тютчев. Радостное юношеское мироощущение, выраженное

в стихотворениях “Весенняя гроза” и “Весенние воды”, где резвится гром, Геба, смеясь, проливает свой кубок, мчатся вешние воды, сменяется более спокойной, умиротворенной картиной. Осенняя природа увядает “с кроткой улыбкой”. “Сумрак тихий, сумрак сонный” должен утолить все печали, дать поэту “мглу самозабвенья”. “Хрустальны” дни золотой осени, но ночью ветер поет о страшном хаосе, который может проснуться для новой бури и разрушить гармонию.

Поэту, похоронившему близких людей, сентябрь кажется “холодно-бесцветным”. Ночное небо погружено в “вялый, безотрадный сон”, похожий на забвенье смертельно больного человека. Поэт задается вопросом: когда потеряна связь человека с природой, почему “душа не то поет, что море”, почему люди не чувствуют “созвучья полного в природе”? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Гармоничное слияние всего живого – основная тема поэзии Фета. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи – вот задача стихотворца. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. “Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо” – эти строки определяют его творческое кредо на протяжении всей жизни. Тютчев обобщенно описывает природу, Фет же, называя себя “праздным соглядатаем”, старается подметить каждую мелочь, характеризующую данное мгновение. Душевные порывы Афанасия Афанасьевича связаны с явлениями природы: свирепствует зимняя буря, и “на душе не рассветает”. А солнечным летним утром душа “все так же счастью. служить готова”. Мечутся, кричат перед осенним отлетом ласточки, грачи, журавли, и человеку “тяжело – хоть плачь!”. Весной земля дрожит от волнения, а людям хочется “лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля”, – как птицам.

Как и у Тютчева, у Фета оживают деревья, светила: “ель рукавом завешивает тропинку”, “робко месяц смотрит в очи”.

Любовь, роковая и губительная, скорбь прощания с близкими людьми, одиночество и ожидание смерти – все эти чувства, пережитые за долгую жизнь, Тютчев отразил в своем творчестве. Особое место в нем занимает “Денисьевский цикл”, посвященный возлюбленной и матери его детей. Он целиком обращен к переживаниям женщины, иногда речь ведется и от ее лица. Несчастная тоскует, негодует, но она может жить только своей любовью. Общество “предает поруганью” искреннее чувство. Но любящая женщина сохраняет чистоту своей души. Поэта мучает чувство вины перед близким человеком, но он ничего не может исправить, он может только выразить взаимную боль в своих стихах. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Но есть у поэта и светлые, полные легкой грусти стихи о любви: “Я встретил вас. ”, “Последняя любовь”. Смерть Елены Александровны повергла его в отчаяние:

О господи. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось.

Поэту кажется, что он одинок, что душа его с каждым днем сохнет и изнывает. Ранее он писал о “слезах людских”, льющихся незримо для окружающих, но неистощимых, как осенний дождь. Но постепенно чувства его успокаиваются. Терпение, умение “все пережить” берут верх.

Воспоминание о трагически погибшей возлюбленной не оставляют Фета всю жизнь. Если для Тютчева главной была любовь последняя, то для Афанасия Афанасьевича настоящей любовью была его юношеская любовь – Мария Лазич. Ее образ становится эталоном нравственности, преданности. Он считает, что духовно они всегда вместе, он проносит свет этой любви “через жизнь земную”. Но одновременно он преклоняется и перед “красотой иной”. Женщины в его стихотворениях опоэтизированы, они или олицетворение чувственной Евы, или “молодые владелицы сада”, безмолвные, замкнутые в своем превосходстве. Один их взгляд выражает то, что “поэт пересказать не может”, их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него – скорее объект преклонения, чем живые люди, способные думать, действовать, бороться. У Тютчева любовь представляется более динамичной, это и соединение, и поединок двух сердец.

Читайте также:
Жизнь и творчество А. А. Фета: сочинение

Жизнь и смерть, смысл поэзии и любовь к Родине – все это является предметом размышлений Тютчева и Фета.

Тютчев подчеркивает, что стихотворец “редко служит властям”, народ часто не понимает его. Поддаваясь настроению, он призывает поэта молчать, таить свои мысли, ведь “мысль изреченная есть ложь”.

“Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”, – пишет он в другом стихотворении, надеясь, впрочем, и на сочувствие. Иногда его охватывает полумистическая “вера в чудеса”:

Не все, что было здесь, увянет, Не все, что было здесь, пройдет.

Поэзия для Фета – это способ вырваться из обыденности, уйти от реального мира. Она уносит его “в мир стремлений, преклонений и молитв”. Вдохновение рождается непроизвольно, и стихотворение складывается легко, как песня птицы (“Не знаю сам, что буду петь – но только песня зреет”). Человеческий язык “беден”, чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен стараться “схватить на лету и закрепить” “темный бред души и трав неясный запах”, т. е. остановить прекрасное мгновенье.

Определение, данное Тютчевым России, стало хрестоматийным: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить. Любовь к Родине, вера в ее великое будущее были очень важны для Тютчева.

У Фета нет стихотворений, декларирующих верность Родине, но только человек, влюбленный в нее, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.

Иногда стихотворения Тютчева становятся “космическими”: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, – И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Это стихотворение словно перекликается со строками Фета: Я ль несся к бездне полуночной Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.

Трудно поверить, что эти стихотворения написаны в XIX веке. Тютчев и Фет опережают свое время. Они – предшественники и учителя поэтов “серебряного века”.

Последние годы жизни стали для Фета временем раздумья над смыслом жизни и мироздания. Иногда ему кажется, что “жизнь – базар крикливый Бога”, а “смерть- его бессмертный храм”, иногда он жалеет о жизни, пронесшейся “без явного следа”. Звезды напоминают поэту, что они – вечность, а он – миг.

Тютчев понимает, что мир постоянно обновляется, “новые садятся гости за уготовленный им пир”, и старшие поколения должны дать место “новым пришельцам” без злобы, без клеветы на изменяющуюся жизнь.

“Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не хочу”, – писал в последние годы жизни А. А. Фет, и он был прав. Гениальные лирики, тончайшие мастера стихотворного пейзажа, глубокие мыслители А. А. Фет и Ф. И. Тютчев не забыты нашими современниками. Уважение и любовь к их творчеству объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.

Литература языковедение : Сочинение: Темы вечные в лирике Тютчева и Фета

Темы вечные в лирике Тютчева и Фета

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию.

Читайте также:
Любовь в поэзии стихах – художественный анализ. Фет Афанасий Афанасьевич: сочинение

Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный “спор с веком”.

Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков.

Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи “бегут и будят сонный брег”, “дремлют розы, не зная снегов”, “робко месяц смотрит в очи” и “как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака”.

Тютчевские “пейзажи в стихах” неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Все во мне, и я во всем.

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, “растворение в изначальном хаосе”. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Любовь — это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния.

В знаменитом “Денисьевском цикле” Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи:

О, этот Юг, о, эта Ницца.

О, как их блеск меня тревожит!

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет — и не может.

Нет ни полета, ни размаху —

Висят поломанные крылья,

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья.

Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить.

Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В “Старых письмах” поэт вновь и вновь переживает былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию.

Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.

Читайте также:
Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила... (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Сравнительный анализ стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева помогает узнать схожесть их творчества, а так же отметить отличия. Поскольку данные поэты являлись одними из величайших поэтов 19 века, то команда Литеровед.ру решила провести сравнительный анализ их творческой жизни.

Афанасий Афанасьевич и Федор Иванович родились в один день – 5 декабря, но с разницей в семнадцать лет. Но не только это объединяет двух выдающихся поэтов. Их творчество отличается от творчества поэтов того времени.

Их произведения очень легко читаются и воспринимаются. Они оба воспевают природу, раскрывая всю её красоту и многогранность. Они оба считали природу – единым целым с человеческой жизнью. Они не могли представить существование без природы, её тайн, красоты, вдохновения и умиротворения. Так же в некоторых произведениях затрагиваются вопросы философии и психологии. Оба автора умели заглянуть в самую глубину человеческой души, затронув самые тончайшие её струны.

  1. Лирика Тютчева и Фета
  2. Сходства и различия лирики
  3. Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева
  4. Осень в поэзии Фета и Тютчева
  5. Любовь в творчестве поэтов

Лирика Тютчева и Фета

Вклад Фета и Тютчева в мир русской литературы огромен. Их лирика была настолько не похожа на лирику их современников, что их творчество очень часто сравнивают и анализируют.

Но в то же время их произведения имеют существенные отличия, неповторимые детали, благодаря которым их невозможно спутать. Стоит немного глубже разобраться в данном вопросе, чтобы впредь не путать произведения двух величайших поэтов.

Сходства и различия лирики

Одним из сходств лирики двух поэтов можно выделить описание внутреннего мира лирического героя. Они оба в мельчайших подробностях описывали глубокие душевные переживания. Так же они оба раскрывают внутренний мир и передают настроение человека. Многие из данных чувств находят свое отражение в окружающей природе. Да и само описание природы у поэтов очень похоже. Они раскрывают её как пейзажную, так и психологическую сторону. Так же ещё одним сходством можно выделить мотив любовной лирики, который проходит через все творчество авторов.

Все дело в том, что оба поэта в свое время пережили огромное горе – они потеряли любимого человека, поэтому все чувства, связанные с этим событием, отразились в их любовной лирике.

Но в творчестве великих поэтов существует и ряд отличий. Если взять лирику Фета, то в ней в большей степени присутствует описание пейзажей, у его же товарища по перу – больше преобладают философские нотки.

Различным является и их отношение к жизни. Если Фет восторгался каждым прожитым моментом, то Тютчев относился к жизни как к бытию.

Что касается природы, то и к ней отношение поэтов различно. В мире Тютчева природа представлена огромным миром, по сравнению с которым человек кажется бессильным. В то же время Фет относится к природе, как к живому существу, которое живет в полной гармонии с человеком.

Если подвести итог, то, несмотря на всю схожесть творчества авторов, нельзя не отметить их огромную разницу. Поэты жили в одно время и поддавались влиянию одного и того же общества, так же они имеют весьма похожую биографию, именно эти фактор и повлияли на схожесть их лирики. Но оба автора являются абсолютно самостоятельными творческими единицами, творчество которых уникально и неповторимо, поскольку каждый из них вложил часть своей собственной души в свои произведения.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Русская литература весьма богата на поэтов, которые посвятили свое творчество любви, природе и Родине. Но отдельное место среди всех занимает творчество Афанасия Афанасьевича Фета и Федора Ивановича Тютчева. Хотя их творчество и имеет значительное сходство, но можно выделить ряд колоссальных отличий, благодаря которым этих авторов спутать просто невозможно.

Читайте также:
Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Осень в поэзии Фета и Тютчева

Хорошим примером различия их творчества является описание осени в произведениях. Рассмотрим два стихотворения «Осенний вечер» Тютчева и «Осень» Фета. Не зависимо от похожей темы произведений, авторы совершенно по-разному раскрывают картину данного времени года.

В стихотворении «Осенний вечер» Федор Иванович Тютчев показывает осень божественной и величественной. Он представляет осень безумно красивой и трепетной. Он не скрывает своего восхищения, красота осени его вдохновляет, а от окружающего великолепия он испытывает лишь наслаждение.

Но параллельно с этим, автор испытывает грусть, отчаяние, печаль. Благодаря образу осени, он показывает определенный период человеческой жизни, связанный с увяданием, но когда у человека ещё присутствуют силы и возможности. Это как вторая молодость, которая наступает на пороге старости.

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Если же взять стихотворение Афанасия Фета «Осень», то здесь мы видим осень с другой стороны. Он показывает то, насколько человек связан с природой, в то же время, навевая печаль. Осень у Фета всегда предстает в грустном обличии. Она не способна вдохновить поэта на написание новых произведений, поскольку начинает угнетать и негативно сказываться на душевном состоянии. Но независимо от времени года, Фет описывает жар любви, на который ничто не в силах повлиять.

На этом примере хорошо прослеживается разница в отношении поэтов к данному времени года. Если для Тютчева осень была божеством, то Фета она вгоняла в уныние и тоску.

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Любовь в творчестве поэтов

Оба поэта воспевали истинную красоту в своих произведениях, затрагивая вечные и всегда актуальные для человека вещи. Не зря в их творчестве основными темами становятся философская, пейзажная и любовная лирика. Это и не удивительно. Потому что именно данные темы позволяют полностью раскрыть мир красоты и совершенства.

Любовь стала для обоих авторов главным мотивом в творчестве, она вдохновляет и обогащает душу, именно через неё и происходит связь со всем живым во всем мире.

У Федора Ивановича на протяжении всей его жизни было несколько любимых женщин. Каждую из них он любил очень глубоко и искренне. Хоть они порой и приносили определенные страдания в жизнь поэта, но не стоит забывать, что в то же время они наполняли его жизнь смыслом, вдохновляли его и дарили страсть. Если бы в его жизни не встретились эти прекрасные женщины, до нас бы не дошли столь прекрасные произведения, полные любви, нежности и красоты. В этих произведениях автор полностью раскрывает свою душу, обнажает чувства. В каждом слове он искренен, поскольку пишет эти произведения от всего сердца.

Для Фета же любовь была костром, пламенем, который постоянно горел, и в котором сгорал и он сам. Его произведения, посвященные любви, состоят из его собственных переживаний и воспоминаний. В чувствах он растворялся полностью, отдавая все, что у него есть.

Каждый из поэтов перенес большое количество испытаний, а так же страшных потерь. Их обоих коснулась смерть любимого человека. Если сравнивать произведения этих двух авторов, то в любви Федор Иванович был более счастлив, чем Фет. Ему помогло то, что в его жизни было несколько любимых женщин, поэтому практически всегда любимая находилась рядом с ним.

Афанасий Афанасьевич же лишился своей любимой женщины еще в молодом возрасте, поэтому рядом с ним осталась лишь боль, тоска и воспоминания. Но, несмотря на это, каждый из них смог дотронуться до самых черствых сердец, полностью обнажая свою душу перед читателем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: