Основные темы и идеи лирики А. Фета: сочинение

Темы и мотивы лирики Фета с цитатами из стихотворений (ЕГЭ по литературе)

Афанасий Афанасьевич Фет был поэтом и приверженцем «чистого искусства. Он считал, что поэзия должна изображать мир лишь в одном аспекте — мир как красота. Фет ограничил свою поэзию тремя основными темами: любовь, природа, искусство.

В его произведениях тема любви чаще всего связана с временами года, ещё теснее она связана с цветом, а сопровождается звуком. Например, стихотворение «Ещё майская ночь» (1857)

Ещё одной особенностью любовной лирики Фета является автобиографичность. Все мы знаем, что в его биографии был трагический случай. Мария Лазич — девушка, которой он посвящал большую часть своих стихов и даже сборник. Поэт не мог простить себе её смерти. Он обожествлял её образ, делал его недосягаемым и неприкосновенным:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Через 7 лет после трагедии, А.

Фет женится на сестре своего друга Василия Боткина. Но в том же сборнике, посвященном Марии Лазич, поэт признается:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

Он не питает чувств любви к своей жене, но уважает её. Она была его другом.

Любовная лирика часто переплетается с пейзажной. В таком стихотворении, как «Шёпот, робкое дыханье» природа тесно связана с любовными переживаниями человека. Так сильнейшие чувства любви к женщине и природе сливаются воедино:

Шёпот, робкое дыханье,

Свет ночной, ночные тени.

Ряд волшебных изменений

Символичен здесь и образ зари — это и наступление нового дня и зарождение нового чувства любви:

…И лобзания, и слёзы,

Фет не только мастер изображать слияние природы и любви воедино, но и улавливать переходное состояние:

Вздохи дня есть в дыханье ночном..

В его лирике природа динамична:

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

В пейзажной лирике нередко можно уловить философские размышления. Например, в стихотворение «Учись у них — у дуба, у берёзы». Поэт дает человеку наставление. Призывает учится мужеству у деревьев, которые со стойкостью выносят зимнюю стужу:

Учись у них — у дуба, у берёзы…

Они стоят, молчат; молчи и ты.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

И третья тема в лирике Фета — искусство. Поэт был настоящим жрецом «чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к действительности. Стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую» стало творческим манифестом А. Фета. Здесь он говорит, чем должен владеть избранный певец и в чем «его и признак и венец!».

Мотивы лирики А. Фета.

В поэзии Фета различают пять основных мотива:

Поэт очень любил огонь, в любом его проявлении. Поэтому мотив огня в поэзии Фета является главным мотивом и часто встречается в стихотворениях:

Этот мотив у Фета имеет разный смысл. Где-то полёт — это стремление к новой жизни, в другом же стихотворении этот мотив может обозначать возвращение, любовь или начало новой жизни:

И в воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Этот мотив можно связать с личной трагедией самого поэта. Фет, потерявший печальным образом свою возлюбленную, до конца жизни помнил и любил её. При этом у него была жена. То есть у поэта была двойная жизнь: земная и та, можно сказать, загробная, небесная, где находилась его Мария. Такую жизнь он изобразил через природу в стихотворении «Заря прощается с землею»:

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

и В небо просятся оне.

Этот мотив можно связать с мотивом огня. Ведь гадание непосредственно в лирике Фета происходит с помощью свечей:

5. Мотив луны и ночи.

Ночь в лирике Фета была образом времени и пространства. Он считал её своей подругой, доверял ей все свои тайны и страхи:

Чаще всего именно ночью у поэта происходило зарождение любви к женщине. Именно на фоне ночи можно было разглядеть это трепетное чувство. Только ночью можно понять истинность чувств человека:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Таким образом, в основе его поэзии лежит особая философия. Фет был мастером изображать природу и любовь воедино, отделять искусство от мирского, жить двойной жизнью, находить счастье в творчестве. Его поэзия богата мотивами и особенностями. Его стихи уникальны и неповторимы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Лирика А.А. Фета. Основные темы и мотивы. Особенности образной системы. Специфика поэтических приёмов.

Расцвет творчества Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Некрасов. В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных “базаровских” веяний. Когда громогласно отвергалось “чистое искусство” во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России, результатом которого должны стать равенство, свобода и социальная справедливость.

В этой общественной атмосфере творческое кредо Фета, отстаивающего “чистую красоту”, которой служит свободное искусство, не могло не вызвать нападок со стороны революционно-демократической критики.

По своим взглядам Фет был консерватором, считал, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Полемика Фета с “шестидесятниками”, борьба с чуждыми ему идеями революционной демократии, своеобразный “спор с веком” продолжались до конца жизни поэта.

Несмотря на узость тематики Фета, вернее, его устремленность к вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должное его мощному лирическому таланту. Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его “даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов” и считал, что он не должен стеснять своего таланта и писать о том, к чему не лежит душа. Салтыков-Щедрин тоже отводил Фету одно из видных мест в русской литературе, отмечая его искренность и свежесть, которыми он покоряет сердца читателей, хотя и считал его все-таки второстепенным поэтом, так как он “довольно тесен, однообразен и ограничен“. Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорил, что “человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет“.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Основными темами творчества Фета являются природа, любовь, философские раздумья о тайнах бытия. Они, безусловно, и являются темами вечными, то есть не ограниченными той или иной эпохой. Таким образом, первые две формулировки предполагают разговор о пейзажной, любовной, философской лирике великих поэтов.

Для поэтов “чистого искусства” характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к “иному”, возвышенному миру.

Любовная лирика

Любовная лирика А. А. Фета неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит “отчаянная, рыдающая нота“.

Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, И. Борисову:

Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего. “

Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах.

В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния.

Ей посвящены многие стихотворения поэта: “Старые письма“, “Недвижные очи, безумные очи”, “Солнца луч промеж лип. “, “Долго снились мне вопли рыданий твоих” и многие другие.

В любовных стихотворениях Фета почти всегда один адресат. Он обращает к умершей девушке страстные, взволнованные монологи, полные смятенья и раскаяния.

В элегии “Старые письма” поэт перечитывает их, заново переживая былую драму:

Я вами осужден, свидетели немые

Весны души моей и сумрачной зимы.

Вы те же светлые, святые, молодые,

Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом в груди пустился в дальний путь.

Эти горькие, полные самобичевания строки превратились в своеобразное лирическое “преступление и наказание”.

Но острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной, как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже “небытие” ощущается им как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения. Время размывает свои границы. Для поэта и прошлое, и настоящее, и будущее — это “Теперь“. Так называется его стихотворение, в котором, обращаясь к своей читательнице из далекого будущего, он говорит, что в этот самый миг “и ты и я — мы встретимся, — теперь“.

Другие слова Фета: “Хоть не вечен человек, то, что вечно, человечно“, — утверждают бессмертие человеческой души, несмотря на бренность тела.

Таким образом, здесь выявляется характерная особенность лирики Фета: красота и гармония в его стихах рождается из преодоленного страдания так же, как радость добывается из боли.

Природная лирика

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот, став признанным певцом природы. Здесь проявились его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей, их своеобразное, индивидуальное восприятие.

Неповторимое фетовское качество — способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда “запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук” (А. Толстой). Чувство природы у Фета универсально, ибо он обладает богатейшими возможностями поэтического “слуха” и “зрения“. Пример такого полифонического восприятия природы – стихотворение “Что за вечер!”, где «всё трепещет и поёт»:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется.

Как зарей-то соловей

Месяц светом с высоты

А в овраге блеск воды,

Тень да ивы.

Пейзажная лирика Фета неотделима от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов. Характерно в этом плане его стихотворение “Ласточки”:

Вот понеслась и зачертила —

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя, —

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

Свободный полет птицы вызывает у лирического героя невольную ассоциацию с дерзновенностью, мятежностью человеческого духа, стремящегося прорваться в неведомое, познать непознаваемое, ценой жизни соприкоснуться с высшей тайной бытия. Эту способность касаться неизведанного Фет считал уделом поэта, “избранного певца“. Вся его поэзия — это взлет, рывок, попытка заглянуть в иной мир. Неудивительно, что, сравнивая себя с ласточкой, он говорит, что его высшая цель — “стихии чуждой запредельной. хоть каплю зачерпнуть“. Подобную мысль Фет выразил и в своем поэтическом кредо:

Читайте также:
Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет: сочинение

Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик“.

Фет остро чувствует красоту и гармонию природы в ее мимолетности и изменчивости.

В его пейзажной лирике много мельчайших подробностей реальной жизни природы, которым соответствуют разнообразнейшие проявления душевных переживаний лирического героя. Например, в стихотворении “Еще майская ночь” прелесть весенней ночи порождает в герое состояние взволнованности, ожидания, томления, непроизвольности выражения чувств:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь.

В каждой строфе этого стихотворения диалектически сочетаются два противоположных понятия, которые находятся в состоянии вечной борьбы, вызывая каждый раз новое настроение. Так, в начале стихотворения холодный север, “царство льдов” не только противопоставляется теплой весне, но и порождает ее. А затем вновь возникают два полюса: на одном тепло и кротость, а на другом — “тревога и любовь”, то есть состояние беспокойства, ожидания, смутных предчувствий.

Еще более сложная ассоциативная контрастность явлений природы и человеческого ее восприятия отразилась в стихотворении “Ярким солнцем в лесу полыхает костер“. Здесь нарисована реальная, зримая картина, в которой яркие краски предельно контрастны: красный полыхающий огонь и черный уголь. Но, помимо этого бросающегося в глаза контраста, в стихотворении есть и другой, более сложный. Темной ночью пейзаж ярок и красочен:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник,

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

А день, который должен нести свет и радость, у Фета холоден и скучен; его тусклые краски однообразны и непривлекательны:

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

То есть именно ночь у Фета — пора поэтического вдохновения, она будит воображение и полет фантазии. И реалистический пейзаж вдруг теряет свои очертания, превращаясь в космический символ огня Жизни, противостоящий холодной, бесстрастной Смерти.

Пожалуй, самым фетовским стихотворением, отображающим его творческую индивидуальность, являетсяШепот, робкое дыханье...” Оно поразило современников поэта и до сих пор продолжает восхищать и очаровывать новые поколения читателей своей психологической насыщенностью при максимальном лаконизме выразительных средств. В нем полностью отсутствует событийность, усиленная безглагольным перечислением чересчур личных впечатлений. Однако каждое выражение здесь стало картиной; при отсутствии действия налицо внутреннее движение. И заключается оно в смысловом композиционном развитии лирической темы. Сначала это первые неброские детали ночного мира:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Затем в поле зрения поэта попадают более дальние крупные детали, более обобщенные и неопределенные, туманные и расплывчатые:

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В заключительных строчках и конкретные, и обобщенные образы природы сливаются, образуя огромное целое — небо, охваченное зарей. И внутреннее состояние человека тоже входит в эту объемную картину мира как органическая его часть:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря.

То есть здесь налицо эволюция человеческого и природного планов, хотя полностью отсутствует аналитический элемент, лишь фиксация ощущений поэта. Нет конкретного портрета героини, только смутные, неуловимые приметы ее облика в субъективном восприятии автора. Таким образом, движение, динамика неуловимого, прихотливое чувства передает сложный мир личности, вызывая ощущение органического слияния жизни природной и человеческой.

Философская лирика

Значительное место в лирике А. Фета занимают философские раздумья. Это мысли о бренности человека, о его страхе перед необъяснимой загадкой смерти («Смерть»):

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?

Опора где, чтоб руки к ней простерть?

Что ни расцвет живой, что ни улыбка, —

Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,

Доверясь чувств слепым поводырям;

Но если жизнь — базар крикливый бога,

То только смерть — его бессмертный храм.

Финал стихотворения неожиданный и парадоксальный, ибо утверждает вечную жизнь души в смерти.

В стихотворении “Среди звезд“, тоже относящемся к философской лирике Фета, картина бескрайнего неба заставляет лирического героя почувствовать себя песчинкой, жизнь которой — лишь миг по сравнению с вечным бытием звезд. Он как бы слышит их голос, раздающийся с вышины:

Вот почему; когда дышать так трудно,

Тебе отрадно так поднять чело

С лица земли, где все темно и скудно,

К нам, в нашу глубь, где пышно и светло.

Здесь отчетливо противопоставляется ничтожеству земли высший непознаваемый мир, который властно влечет к себе, завораживает гармонией и тайной. Поэт как бы оказывается вне времени, заглядывая прямо в вечность, ему “доступна вся бездна эфира“, открыто бесконечное мироздание.

Ключевая тема фетовской эстетики — “борьба искусства с будничной жизнью”, которую поэт замечательно выразил в одном из последних своих стихотворений:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов;

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

В этих выстраданных, искренних строчках с абсолютной отчетливостью и глубиной выразилось фетовское представление о назначении поэтического творчества.

Читайте также:
Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть, – презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемpedagog21weka.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть,” — Транскрипт:

2 Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть, а у другого и за долгие годы жизни в окружении природы это чувство – в самом лучшем случае – остается, так сказать в зачаточном состоянии. Вот что пишет Василий Песков – любитель природы, человек необычайно талантливый, создавщий оригинальный жанр коротких рассказов – размышлений о природе. “Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.” Природа – это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие “радость жизни” вдруг становится почти осязаемым. Есть люди особенно чуствительные ко всему, что мы называем природой. У одних это чувство природы бурное – красотища- то! Другие в эти минуты боятся обронить слово. А есть люди, душевный инструмент которых и особо чутко воспринимают нахлынувшие чувства, и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, живописи и музыке назвать можно много имен, обладающих этим даром. Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев Толстой был способен заплакать от радости ощущения жизни. Он говорил: “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом: в понимание счастья входит много другого! Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека, Но чувство спит. Кто разбудет его? Может это сделать умный, чуткий учитель. И этим учителем неожиданно может стать кто угодно – отец, мать, бабушка, всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка.

3 Вижу чудное приволье слова Ф. Савинова, музыка неизв. Автора из кинофильма «Мировой парень» Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это родина моя! Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это родина моя!

4 Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939, Вологда 29 января 1999, Санкт-Петербург) советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985), Народный артист РСФСР (1985).

6 Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и. частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавнего прошлого, какую я, например, хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. Л. М.). Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», пишет В. Минин. 1, «Весело на душе» и 20, «Дорога» обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. 2, «Смерть разбойника» монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. 3, 5, 7, 9, 13 и 19 «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», пишет музыковед А. Тевосян. 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». 8, «Ти-ри-ри» изящная звукопись. 12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. 15, «Страшенная баба» злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения 17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится 18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.

9 Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м – Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому – когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое – Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе Время (Время, вперед!) была снята с эфира как примета тоталитарного прошлого. Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: Потому что эта музыка – навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно.

10 Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий. Творческий путь Георгия Васильевича Свиридова никак не назовешь легким, а его жизнь – безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду. Первые сочинения Свиридова – романсы на стихи А. Пушкина – сделали его имя известным еще в 1935 году. Однако подлинная слава пришла к нему гораздо позже, только в конце пятидесятых годов. Он вошел в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов, авторов, пишущих в основном произведения для голоса. Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы (Декабристы на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, Поэма памяти Сергея Есенина, Патетическая оратория по В. Маяковскому, Пять песен о России на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте (Огоньки, Раскинулось море широко), в кино (Воскресение, Золотой теленок и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, Дон Сезар де Базан и др.).

Читайте также:
Жизнь и творчество А. А. Фета: сочинение

12 . Заметь себе, когда несутся дико В степях стада иль молодых коней Лихой табун они безумно скачут, Ревут и ржут, то кровь играет в них. Горячая. Но стоит им заслышать Лишь звук трубы или иной какой Звук музыки как вкопанные станут Мгновенно все, и одичалый взгляд Под силою мелодии прелестной В смирение и кротость перейдет. Шекспир У. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Платон Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление. Чехов А. П.

13 Работа сделана под руководством учителя музыки Шамоновой Натальи Петровны

Внеклассное мероприятие на тему: «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»
методическая разработка по русскому языку на тему

Скачать:

Вложение Размер
vneklasnoe_meropriyatie_poymi_zhivoy_yazyk_prirody.docx 41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир!»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, ответственности за судьбу родной земли.

  • образовательная: расширить знания о природе;
  • развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.
  • коррекционная: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

Оборудование: компьютер, презентация, круги (желтые, красные, зеленые) для игры «Экологический светофор», атрибуты к конкурсам, музыкальное сопровождение к инсценировке, картинки деревьев, бабочек, цветов, животных, мультфильм о природе.

Оформление на доске:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

  1. Психологический настрой.

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. Итак, мы начинаем! А начать это мероприятие я предлагаю с просмотра маленького музыкального клипа «О природе». (Слайд №1)

– Посмотрев клип, ответьте мне на вопрос: какова тема нашего сегодняшнего мероприятия? (Слайд №2)

Учитель: (Слайд №3)

Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Игра «Пазлы» – природа. (Слайд №4)

– Составьте картины родной природы.

-Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».

-Посмотрите на доску. Эпиграфом нашего мероприятия будут слова известного поэта Е.Евтушенко: (Слайд №5)

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

К этому эпиграфу мы еще вернемся в конце нашего мероприятия и более подробно остановимся на нем.

-А сейчас продолжаем. Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.

Кластер. (Слайд №6)

– Определите, какие природные объекты связаны с сушей, а какие с водой.

Смотрю на глобус – шар земной. (Серов.Ю)

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги».

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек».

Тебе мы верим, не солги,

«Ты береги нас, береги».

-Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Посмотрите! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, (Докучаев И.)

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг – природа!

– Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда, мы должны природу. (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее. (любить). А чтобы любить надо ее. (знать).

III. «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации) (Слайд №7)

– Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 2 группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).

«Отправляясь, в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?»

«Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать?»

-Молодцы, ребята, вы все ответили правильно!

Учитель : (Слайд №8)

-Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Жалобная книга природы. (Слайд №9 – 12)

Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, а также и простым обыкновенным мусором. Посмотрите, пожалуйста, что же однажды произошло в лесу.

IV.Сценка «Разноцветная река». (Сальников.И, Бадьев С., Болталова А.)

Звучит музыка (звуки природы – пение птиц), выходят мальчик и девочка, держатся за руки.

Вика : Паша, посмотри, как вокруг красиво!

Паша: Да, очень красиво в лесу, а пахнет как приятно, травами, цветами. (музыкальное сопровождение – звуки ручья).

Вика: Тихо! Слышишь?

Паша: Речка рядом! Бежим купаться!

На сцене появляется импровизированная река.

Паша собирается зайти в реку. Вика останавливает его.

Вика: Стой, Паша. Подожди! (звучит тревожная музыка).

Из реки выходит Кикимора – грязная, в мусоре. Кикимора плачет.

Кикимора: Дети, не надо купаться в этой речке.

Вика (прячется за спиной Паши): Кто вы?

Кикимора: Я Кикимора, живу в реке. Что вы на меня смотрите подозрительно? Кикиморы ведь тоже разные бывают. Я – чистокровная Кикимора! То есть люблю чистоту, порядочек чтоб во всем был. А что тут? Раньше речка была чистой, прозрачной. Люди набросали в нее мусора. Теперь вода в ней мутная, грязная: ни постирать, ни воды испить, ни искупаться! Вода становится мертвой…Беда….Ох, беда!

Звучит тревожная музыка. Кикимора уходит, плачет.

Вика: Что же делать? Как помочь?

Паша: Мы очистим речку, и она снова станет чистой!

Педагог предлагает ребятам помочь Вике и Паше очистить реку.

Игра «Помоги очистить реку от мусора». Две команды собирают мусор и кидают его в мусорные вёдра. (Слайд №15)

Дети убирают из реки фантики, коробочки, бумажки, крышки, и река становится чистой.

Кикимора: Спасибо, милые дети! Теперь вода в реке чистая! Можно и купаться, и нырять, и стирку начать! Побегу я, ребятки, до встречи!

– Ребята, как вы думаете, речка, которую вы очистили от мусора, одна на земле?

– Мы с вами можем как-нибудь помочь водоемам? Каким образом?

– Все, что вы говорите, верно, ребята. Люди могут помочь природе. Главное, чтобы у каждого человека было желание сохранить это великое богатство.

Задание «Сложи правильно костёр». (Слайд №16)

– Когда люди активно отдыхают на природе, то часто жгут костры. Командам даются схемы, как сложить костёр правильно. Команды должны правильно по данной им схеме сложить костёр.

– Дополнительный бонус для команд. Костёр нужно не только правильно разжечь, но и потушить. Ответьте на вопрос: как правильно потушить костёр?

– Разрушая природу, человек и сам может пострадать. Поняв это, люди во всём мире задумались, как сохранить Землю. Поэтому в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. Учёные разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже, в неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.

Красный цвет книги означает сигнал опасности. Он, как и красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. И гибель их будет на нашей совести.

IV. Игра «Экологический светофор» (Слайд №18)

– Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.

Красный свет – природе вред!

Свет зеленый – как красиво!

Скажет лес тебе «спасибо!»

Итак, красный свет – зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет – чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет – это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (Желтый свет)

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (Красный свет)

* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (Красный свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (Красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он посадил прошлый раз по краю оврага. (Зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (Зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (Красный свет)

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (Желтый свет)

-Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить природе!

Музыка «Звуки леса» (Слайд №19)

– Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Игра «Узнай птицу по голосу» (Слайд №20-28)

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, а кто это идет? Да это лесные гномики? (Слайд №29)

(Выходят гномики в колпачках)

– Здравствуйте, гномики! А зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли, чтобы познакомить ребят с правилами, которые вы все должны соблюдать, чтобы сохранить нашу матушку природу!

( Гномики перечисляют и показывают картинки с правилами)

  1. Не разоряйте птичьи гнёзда.
  2. Не разоряйте муравейники. Муравьи лесные санитары.
  3. Не забирайте из леса домой животных и птиц.
  4. Не ловите бабочек и стрекоз. Они украшают нашу землю.
  5. Не рвите полевые цветы. Они украшают поля и луга.
  6. Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
  7. Не разжигай костер в лесу без взрослых. Это может привести к пожару.
  8. Не оставляй мусор в лесу. Мусор тут в лесу чужой, забери его с собой.
  9. Не шумите в лесу. У леса музыка своя.
  10. Не бейте стекло в лесу. Это опасно для людей и животных.
  11. Не вырезайте надписи на деревьях. Так жестоко поступать, нельзя деревья обижать.
  12. Не вырывайте кустарники с корнем. Нежно ягодки сорви, а куст – оставь, побереги.

-Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.

Сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок,

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ученик: (Подопригора А.)

Давайте, люди, дружить друг с другом.

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

VII. Творческое задание «Строительство лесного дома» (Слайд №31)

– Большую территорию нашей страны занимают леса. Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он постоянный спутник русских сказок и былин, соучастник нашей богатой истории.

Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.

– Я предлагаю вам сейчас построить такой лесной дом у нас в классе.

(Выходят по два ученика из каждого класса и на большом листе ватмана строят лесной дом, используя картинки деревьев, насекомых, зверей, птиц и т. д.)

(под песню «Чудесный лес»)

Учитель: – Ребята, посмотрите, какая получилась красота!

VIII.Заключительная беседа « Убивай зверей внутри себя»

Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске:

– Это строки поэта Евгения Евтушенко.

– О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей)

– Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие. )

– Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.

Мультфильм «Мальчик и Земля» (Слайд №32)

-А закончат наше мероприятие ребята такими словами: (выходят два ученика):

1. Есть просто храм, есть храм науки, (Брыксин А.)
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Сочинение на тему пойми живой язык природы

7 вариантов

Понять живой язык природы…Тип: СтихотворениеРаздел: ЛирикаТематика: Философская лирикаАвтор: Николай ТимохинБаллы: 8Читатели: 846Внесено на сайт: 17:40 15.12.2011Действия: Понять живой язык природы… «…Не вечны все твои печали.
В тебе самом источник сил.
Взгляни кругом: не для тебя ли
Весь мир сокровища раскрыл…
…Звенит и льётся птички голос,
Узнай, о чём она поёт;
Пойми, что шепчет спелый колос
И что за речи ключ ведёт?
Вот царство жизни и свободы!
Здесь всюду блеск! Здесь вечный пир!
Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
И.С.Никитин «Поэту», 1853
Понять живой язык природы
Увы, не каждому дано.
Уйдут на это дни и годы
И много времени, оно
Так скоротечно. В небе птицы
Поют о счастье неземном.
А кто–то скажет: « Небылицы
Всё это, вовсе не о том!»
Весь мир раскрыл свои подарки
Для тех, кто видит красоту
Во всём вокруг. Пусть станет жарко
Им от любви, ведь доброту
Нельзя линейкою измерить,
Её не взвесить на весах.
Порою, трудно в счастье верить,
О нём, мечтая лишь во снах.
Где царство жизни и свободы?
В него не каждый смертный вхож.
Услышав голоса природы,
Узнаешь много и поймёшь.
2010

Слова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали. . . А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений — любовь и гармонию. Слияние лирического «я» с внешним миром порой абсолютное. Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира. На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней Все кругом меня. Природа, любовь, поэзия — эти понятия родственны, они вы- Рансают сущность бытия. Человек счастлив, если живет в гармо- И11 с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет. Чувство умиротворенности в природе еРеливается в его душу и затем возвращается прекрасными сти- И- Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он РИТ ей божественные звуки своей волшебной лиры. Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изнача но, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, — . Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве Пусть говорят: «безыдейном и аполитичном», но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту «задачу» лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. В стихотворениях А. А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению. Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня. Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы. . . И роняют тихо слезы Ароматные цветы. Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья 1ИаГ нуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь и красоту» ия и невзгоды, почувствовать гармонию окружающего во поелести и многообразии.
.

1
2
Пойми живой язык природы, – И скажешь ты: прекрасен мир! И. С. Никитин Откуда возникает так называемое “чувство природы”? У одного человека оно есть, а у другого и за долгие годы жизни в окружении природы это чувство – в самом лучшем случае – остается, так сказать в зачаточном состоянии. Вот что пишет Василий Песков – любитель природы, человек необычайно талантливый, создавщий оригинальный жанр коротких рассказов – размышлений о природе. “Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.” Природа – это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где человека покидают болячки телесные и душевные, где понятие “радость жизни” вдруг становится почти осязаемым. Есть люди особенно чуствительные ко всему, что мы называем природой. У одних это чувство природы бурное – красотища- то! Другие в эти минуты боятся обронить слово. А есть люди, душевный инструмент которых и особо чутко воспринимают нахлынувшие чувства, и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, живописи и музыке назвать можно много имен, обладающих этим даром. Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Есенин, Пришвин, Паустовский… Лев Толстой был способен заплакать от радости ощущения жизни. Он говорил: “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом: в понимание счастья входит много другого! Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека, Но чувство спит. Кто разбудет его? Может это сделать умный, чуткий учитель. И этим учителем неожиданно может стать кто угодно – отец, мать, бабушка, всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка…
3
Вижу чудное приволье слова Ф. Савинова, музыка неизв. Автора из кинофильма «Мировой парень» Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря. Это русские картины, Это родина моя! Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это русская сторонка, Это родина моя!
4
Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939, Вологда 29 января 1999, Санкт-Петербург) советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985), Народный артист РСФСР (1985).
5
6
Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику русского демественного пения и… частушки «под язык». Композитор во многом отражает звуковую палитру русской деревни недавнего прошлого, какую я, например, хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. Л. М.)… Музыка «Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения девичьей души», пишет В. Минин. 1, «Весело на душе» и 20, «Дорога» обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. 2, «Смерть разбойника» монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора. 3, 5, 7, 9, 13 и 19 «Дудочка», меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», пишет музыковед А. Тевосян. 6, «Посиделки», выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». 8, «Ти-ри-ри» изящная звукопись. 12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. 15, «Страшенная баба» злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера. Кульминация произведения 17, «Молитва». Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится 18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.

Задайте свой вопрос
ПОПУЛЯРНОЕ
alpina, 29 апреля 2015
Затранскрибировать слова (несчастью, жизнь, всюду, распадется, эвкалипт, спишь, понимаешь, все)
kilobucks, 29 апреля 2015
Кто автор памятник епестинии федоровны степановой в городе тимашевске? И в каком году онсоздан?
sarmat, 29 апреля 2015
Они поправляют гнезда на березах. (определить падежи у существительных)
silicat, 29 апреля 2015
Составьте словосочетания со словами жертва, чуство, производство, ветер, мужество, невежество, оккупация
max_nch, 29 апреля 2015
1. Приведите примеры литературных произведений в которых ложь приводит к плохому или к хорошему
berkut123, 29 апреля 2015
И. Э. Грабарь”Зимнее утро”сочинение. Помогите пожалуйста. Заранее спасибо!
ratner, 29 апреля 2015
Каким словом можно заменить слово стоят? (например сервант стоит, диван стоит), как ещеможно?
charger, 29 апреля 2015
НАЙДИТЕ И ОБОЗНАЧЬТЕ ГРАФИЧЕСКИ ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ В КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО СТОИТ ПЕРЕД ОБОРОТОМ И ПОСЛЕ НЕГО!
profitseo, 29 апреля 2015
СРОЧНО. Составить предложение с фразеологизмом СИНИЙ ЧУЛОК
27400
Алгебра
14821
Английский язык
14216
Биология
7369
Другой
720
Экономика
18828
Физика
8304
География
15850
Геометрия
5255
Информатика
11818
История
23332
Химия
15992
Литература
73118
Математика
8152
Обществознание
465
Правоведение
46271
Русский язык

Слова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали… А. А. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его строки, причем в них нет особенной таинственности и искусственности. За внешней простотой и обыденностью открываются неповторимость и естественная красота, которые составляют основную прелесть его творений – любовь и гармонию. Слияние лирического «я» с внешним миром порой абсолютное. Автор раскрывается в произведении, вливая нам в Душу глубокое восприятие окружающего мира. На двойном стекле узоры Начертил мороз, Шумный день свои дозоры И гостей унес; Смолкнул яркий говор сплетней, Скучный голос дня: Благодатней и приветней Все кругом меня. Природа, любовь, поэзия – эти понятия родственны, они вы- Рансают сущность бытия. Человек счастлив, если живет в гармо- И11 с окружающим миром и самим собой. Это состояние передает своей поэзии А. А. Фет. Чувство умиротворенности в природе еРеливается в его душу и затем возвращается прекрасными сти- И- Природа обогащает поэта красотой, силой и величием, а он РИТ ей божественные звуки своей волшебной лиры. Стихи Фета музыкальны, они напевны и лиричны изнача но, не потому ли многие из них стали прекрасными романсам Только встречу улыбку твою Или взгляд уловлю твой отрадный, – . Не тебе песнь любви я пою, А твоей красоте ненаглядной. Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалять неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью. Любовь и природа, они сродни друг другу, и когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота. Это прекрасно ощутил Фет и передал в своем творчестве Пусть говорят: «безыдейном и аполитичном», но поэзия должна быть величественной, обогащать душу человека прекрасными звуками, учить его жить в гармонии с миром, а эту «задачу» лирика Афанасия Афанасьевича выполняет великолепно. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, смотреть на окружающих его добрыми и мудрыми глазами художника, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище духовно от высокого общения с творениями мастера. Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью. В стихотворениях А. А. Фета очень часто звучат обращения, призывы выйти в этот большой и прекрасный мир, увидеть его красоту и прелесть, удивиться и обрадоваться Божьему творению. Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня. Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы… И роняют тихо слезы Ароматные цветы. Поэзия Фета активна, так как зовет от неги и безделья 1ИаГ нуть в эту большую и светлую жизнь, узнать любовь и красоту» ия и невзгоды, почувствовать гармонию окружающего во поелести и многообразии.

Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин

Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху…
Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…» — так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.
Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.
«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.
Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» — и голова его безвольно упала вниз»…
Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир. ” (И.С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова “Плаха”)

Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды!
Р. Рождественский

Бедственное положение природы давно является одной из актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков.
Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса».
Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…»
В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости.
Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.
Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.
Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Базарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это — элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью.
И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться. Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Сочинение на тему «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир» — (И. С. Никитин)»

Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных.

Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху…

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «…по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце… тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам…» — так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла…» — и голова его безвольно упала вниз»…

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: