Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Все школьные сочинения по литературе

«Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир. » (И. С. Никитин)

Прошло достаточно много времени со дня выхода в свет романа Чингиза Айтматова «Плаха». Однако поднятые им в романе проблемы актуальны и по сей день. Дело в том, что вопрос взаимоотношений человека и природы принадлежит к разряду вечных. Существовавшие некогда гармоничные отношения человека и природы с течением времени оказались разрушены, и не просто разрушены, но даже поруганы. Подобная дисгармония у Айтматова приводит к трагедии — человек сам создает свой эшафот, плаху.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая мирно обитает на своей территории, пока однажды не приходит человек. Покой стаи, покой природы нарушен. Бессмысленное и грубое уничтожение сайгаков, описанное в романе, вызывает дрожь: «. по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Причиной столь чудовищного надругательства стал всего лишь невыполненный план мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» выявило истинное отношение человека к природе. «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце. тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам. » — так все видит волчица, которая теряет в огне пожара своих волчат. Но тем не менее природа, в отличие от человека, все же лишена бессмысленной жестокости.

Волчица Акбара всю свою неистраченную материнскую любовь и нежность пытается перенести на ребенка, но человек (в лице Бостона) в очередной раз не понимает этого сложного для него явления и в порыве страха стреляет в волчицу, промахивается и убивает собственного сына Кенджеша. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда у нее украли ее оставшихся волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Волчица не виновата перед человеком. А он несет заслуженное наказание. До вторжения людей в мир Акбары она жила по законам природы и, встретив беспомощного человека, волчица могла отпустить его. Варварское уничтожение целой природной системы Моюнкумов приводит к тому, что в действие вступает закон возмездия. И волчица вынуждена играть по «человеческим» правилам.

Помимо пустых и бездушных, нравственно незрелых героев — Бостона, Базарбая, Кандарова, автор вводит в роман наивного героя-жертву Авдия. Он искренне пытается пробудить в этих людях совесть, чувство жалости и сострадания, заставить врага переосмыслить свою жизнь, став другим, лучше и чище. Однако нельзя исправить в один миг то, что делалось людьми годами. Бостон сам себя ведет на плаху велением совести, гибнет Базарбай. Авдий же преодолевает инстинкт самосохранения, гнев на своих врагов, жалеет и любит их. Он — человек свободы, своим примером являет идеалы добра, милосердия, сострадания.

«Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда он, движимый внутренним голосом добра в душе, во второй раз попытался пойти против суровой реальности и остановить бессмысленное убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди распяли Авдия, не пожалели его. Дело в том, что жалость им изначально чужда.

Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. «Спаси меня, волчица», — произнес вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать — волчица», — думает он и видит волчицу. «Ты пришла. » — и голова его безвольно упала вниз».

Человек, утративший душевную чистоту, доброту, не способен понять живой язык природы. Именно поэтому судьба человека трагична. Но как ознаменование того, что человечество не безнадежно, перед нами стоит образ Авдия. Он сумел расслышать живой язык природы и понял, как мир может быть прекрасен.

“Пойми язык живой природы – и скажешь ты: прекрасен мир” (И. С. Никитин) (Природа и человек в современной отечественной прозе) (по “Фацелии” М. Пришвина)

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма “Фацелия”, первая часть “Лесной капели”. В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, – собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит

Related posts:

Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по роману Ю. Бондарева “Выбор”) Прочитав роман “Выбор”, я надолго потеряла покой. Поразила трагическая фигура Ильи Рамзина, очень противоречивая и разноплановая. Можно понять и объяснить его поступки во время войны, но нельзя оправдать их. Ю. Бондарев говорил однажды читателям, что литература должна беспокоить. Ему, как писателю, хочется, чтобы в герое были и “день”, и “ночь”, потому что человеку далеко до […].

Мир природы в творчестве М. М. Пришвина “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас, – писал Горький о Пришвине. – Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный […].

Природа в изображении Пришвина Больше полутора веков исполнилось с момента написания Пушкиным “Сказки о рыбаке и рыбке”. Однако большинство нелепостей, объявлявшихся в недалеком прошлом, – “мы призваны покорить природу” или, более того, “мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача”, – точно предсказаны неудачливой пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, […].

Читайте также:
Любовь в поэзии стихах – художественный анализ. Фет Афанасий Афанасьевич: сочинение

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы (по пьесе А. Вампилова “Старший сын”) “Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека”, – эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы “Старший сын” несложна. Двух юношей – студента […].

Нравственные искания в современной прозе (по рассказам В. Распутина) Одно совершенство не может помешать другому, один талант не затмит другой – они равноправны. Повести Валентина Распутина не затмили его рассказов, хотя появление последних и было несколько неожиданным для читающей публики, привыкшей к тому, что Распутин – прежде всего мастер повести. “Последний срок”, “Живи и помни”, “Прощание с Матерой” характеризуются взлетом философской мысли, отталкивающейся от […].

Очерк “Язык и природа” К. Г. Паустовского (Рецензия) Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер. Тин Нун Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны – России. Недаром он много путешествовал. И поистине самые лучшие его произведения – о природе. Нас восхищают авторское ощущение природы, его чувства, выраженные гениальным русским языком – […].

Человек и природа у Есенина Великий русский поэт Сергей Есенин – “певец страны березового ситца”, “певец любви, грусти, скорби”, он же “московский озорной гуляка” и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная. Человек и природа Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть. […].

Образ современника в современной прозе (по повести В. Тендрякова “Ночь после выпуска”) Стремление пробудить в читателе общественное неравнодушие – основная черта литературы 50-х годов. Каждое новое произведение В. Тендрякова было именно таким. Оно вызывало неизменный интерес читателей и привлекало внимание критики. Его не любили власть предержащие, но его всегда слышал думающий читатель. В творчестве В. Тендрякова две главные темы – сельская действительность 40-50-х годов и школа и […].

Участие природы в судьбе героев сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… удивительно богат и широк мир, познанный Вами”, – писал М. Горький о М. М. Пришвине. В окружающем мире писатель видел особую красоту и развивал в своем творчестве […].

Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь […].

Природа и человек в лирике Н. А. Заболоцкого Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический […].

Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его “Весенняя гроза”. Всякий раз, приезжая […].

Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского (1) В. А. Жуковский открыл русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Этот художественный стиль во всей полноте раскрыл удивительное дарование поэта. Жуковский написал множество восхитительных лирических стихотворений. Ведущие темы его творчества – дружба, любовь, жизнь природы. Поэт рисует картины окружающего мира глубоко эмоционально, при этом окутывая все дымкой туманности, таинственности и […].

Сочинение на тему: Человек и природа (1 вариант) С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло […].

Человек и природа в повести А. Адамовича “Последняя пастораль” Русская литература последних лет все чаще обращается к общечеловеческим проблемам: человек и его место в этом мире конечность человека и конечность вселенной; в литератур5 все чаще появляются эсхатологические мотивы популярными становятся мифологические образы (образ распятого Христа) и т. д. Современная литература как бы оглядывается назад, обращаете к опыту прошлого; идет переоценка ценностей, и чаще всего […].

Сочинение на тему: Человек и природа (2 вариант) Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна Без любви к ее природе. К. Г. Паустовский Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: “Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… “. Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель. Так и хочется своими глазами увидеть подобную […].

Читайте также:
Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила... (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” “Записки охотника” – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего “охотничьего” цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их […].

Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского (2) Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в […].

Раскрытие характера в сюжете произведения А. Бестужева Марлинского “Мореход Никитин” Александр Александрович Бестужев – выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинский. В литературе он один из немногих людей, не знавших разлада между течением внешних событий и внутренними переживаниями. В своем творчестве он сделал наметки реалистичного изображения моряков. Так появились произведения, отличающиеся правдой жизни. “Мореход Никитин” – это повесть о мужестве простых людей. В этом произведении Марлинскому […].

Сочинение на тему: Человек, когда он человек, без любви на свете жить не может Невесело на свете жить, Коль сердцу некого любить. Т. Г. Шевченко Что такое любовь? Почему так много говорят об этом чувстве? Почему во все времена о любви слагали песни и стихи? Почему именно любовь вдохновляла художников, скульпторов, музыкантов на создание величайших произведений? Какое волшебство скрытой этом чувстве? Идут года, бегут столетия, а человек тщетно пытается […].

Сочинение на тему: Человек – мастер собственного образа Перефразируя высказывание Экзюпери, можно вывести образно формулу рождения собственного образа: человеческий дух (стремления, воля, желания), коснувшись бесформенной, биологической оболочки, творит из нее Человека. Человека – творца, мыслителя, мастера. В том случае, если человек осознал основное содержание своей деятельности, определяющей его жизненные цели и планы, если ему недостаточно просто физического существования. Если же смысл жизни сведен […].

“Друзья мои, прекрасен наш союз” Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт! А. Блок Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь – с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз […].

Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”, – говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль – тем более. На мой взгляд, “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях […].

И. С. Никитин, А. К. Толстой, А. Н. Майков “Край ты мой, родимый край… ” (2 вариант) XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, “создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее […].

Сочинение на тему: Без чего не может жить человек (2 вариант) Когда на уроке учительница спросила нас, без чего не может жить человек, нам сначала показалось, что это очень простой вопрос. Из разных концов класса сразу посыпались ответы: без еды, без воды, без солнечного света. Однако, подумав дольше, мы вспомнили, что и в голодные годы у людей были свои радости, свои маленькие праздники, которые многим помогли […].

Картины родной природы в поэзии А. С. Пушкина Многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к картинам родной природы. Стихотворения А. С. Пушкина тоже проникнуты любовью к полям и лесам, горам и равнинам, рекам и ручьям его необъятной родины. Этот удивительный поэт относится к природе как к другу, собеседнику, и она является зеркалом его чувств и настроений. Особенно хорошо это заметно […].

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: “Воробей”, “Разговор”, “Нищий” (восприятие, истолкование, оценка) Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья […].

Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (2 вариант) “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей… “. Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на […].

Родное слово Пришвина “Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас… отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”. Из письма Горького Пришвину. М. […].

Читайте также:
Фет — тончайший лирик русской природы: сочинение

Может ли быть “лишним” хороший человек? (2) В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. “Сколько людей – столько и мнений” – гласит народная мудрость. Каждый может оценивать Илью Ильича в соответствии со своим ощущением. Я считаю Обломова хорошим […].

Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина “Пожар”) Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени – Валентин Распутин. Повесть “Пожар” в творчестве В. […].

Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной Войны (по повести “Знак беды”) Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды – это нравственные истоки ее будущего подвига. “В мирную жизнь вторгается страшное слово – война. Немцы быстро наступают”, оставляя […].

Тема народа в прозе Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! В. Г. Белинский В поэме Гоголя “Мертвые души” дан образ не только помещичьей и чиновничьей России, но и народной Руси. В поэме показаны мужество, талантливость, удаль, богатырская сила, трудолюбие, мастерство и свободолюбие русского народа. Мертвенному миру помещиков и чиновников Гоголь противопоставил живую душу русского народа. Герцен писал, что “Мертвые […].

Может ли быть “лишним” хороший человек? (1) Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”. Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова”, где показаны обстоятельства, […].

“Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца” (В. Г. Белинский) (по лирике В. А. Жуковского) Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А. С. Пушкин о В. А. Жуковском Трудно представить литературу и отечественную историю первой половины XIX столетия без Василия Андреевича Жуковского. Он стоял у колыбели зарождающегося таланта молодого Пушкина, с восторгом приветствуя его […].

Проблемы экологии в современной литературе (По роману Ч. Айтматова “Плаха”) Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды! Р. Рождественский Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман – призыв одуматься, Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель […].

Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника – “Чаша жизни” и “Господин из Сан-Франциско”), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков “вечного счастья”. Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой […].

“Кто ничего не делает, с тем ничего не станется” (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) Здравствуйте, Алексей Максимович! Вы, конечно, удивитесь, получив письмо из 2003 года: ведь прошло уже более шестидесяти пяти лет со дня Вашей смерти. За эти годы было написано множество статей и монографий, защищено огромное количество диссертаций, посвященных Вашему творчеству. Вас называли великим писателем, продолжателем традиций Л. Толстого и основоположником метода социалистического реализма. Но в конце XX […].

Тема любви в прозе А. И. Куприна А. И. Куприн – выдающийся русский писатель, автор романа, повестей, рассказов, очерков. Продолжая гуманистические традиции русской прозы ХIХ века, его творчество отразило глубокие противоречия сознания человека начала ХХ века, стремление найти духовный идеал и невозможность реализовать его в действительности. Романтическая любовь – одна из основных тем творчества Куприна. Его перу принадлежат признанные шедевры, посвященные этой […].

Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна (2) Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так […].

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 74.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 74.

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал её душу. В стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» автор передаёт красоту мгновения в картине природы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану, который пригодится для урока литературы в 6 классе.

Читайте также:
Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики А. Фета: сочинение

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ель рукавом мне тропинку завесила.

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный дактиль (двух-, трёх-, четырёхстопный), рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы».

Эпитеты«странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблён в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться из-за тяжелого материального положения. О своём решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил тёплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намёк на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Стихотворение было напечатано в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был ещё жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной лирике.

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « всё гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мёртвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, « глашатая медного ». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, звук рога и связанные с ним переживания лирического героя. Смысловые части одинаковые по объёму, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутреннее состояние лирического героя.

Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль чередуется с трёх- и двустопным дактилем. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

В произведении отражены чувства и переживания лирического героя, его взгляд на мир и природу. Всё это говорит о том, что перед нами лирическое стихотворение.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы» . Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».

Привлекает внимание и интонация. Даже одинокая прогулка по лесу описывается как целая гамма чувств: “шумно, и жутко, и грустно, и весело”, а радость от услышанного звучания рога передаётся при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Стихотворение А.Фета Ель рукавом мне тропинку завесила… (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение А.А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила” (восприятие, истолкование, оценка)

Мы живем в нашем душном городе, вдыхаем испарения бензина, смотрим на бесконечные ряды домов, вечно торопимся, вечно заняты тысячей ненужных дел.
Мы не смотрим на небо, а между тем даже городское небо, затянутое дымовой завесой, остается прекрасным, ведь это одна из самых величественных граней мироздания, если только у мироздания могут быть грани. По небу плывут причудливой формы облака, на закате они окрашиваются подчас в какие-то совершенно дикие, вызывающие цвета. Мы гуляем в пропыленных скверах и любуемся на грязные пруды. Иногда мы даже забываем, что есть, и совсем рядом, чистые поля, реки и леса, ничуть не изменившиеся с тех далеких времен, когда все это видел Фет. Любому человеку необходимо иногда вырваться из городской суеты, поехать в лес, чтобы понять, что жизнь не замыкается в душной коробке городской квартиры.
«Ель рукавом мне тропинку завесила» – стихотворение об одиночестве в природе. Это совсем особое одиночество, непохожее на городское. Дома ты один на один с собой, а в лесу – перед лицом самой природы. Здесь нет места тоске, здесь как-то не хочется жаловаться на судьбу или лить слезы. В лесу человек начинает испытывать необыкновенные чувства, вернее, целую смесь различных чувств. Фет пишет об этом так:

Читайте также:
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета: сочинение

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.

Это действительно особое состояние, когда тебя посещают совершенно неописуемые чувства, которые никогда не ожидал испытать все разом. Веселье, смешанное с каким-то и в самом деле жутковатым чувством, всегда наступает в присутствии чего-то непонятного, пугающего, но в то же время величественного и спокойного, будь то лес или море. Наверно, многие люди согласятся, что в лес войти всегда чуть-чуть страшновато, хотя и неизвестно, почему, ведь лес, в сущности, очень мирное и доброе создание, пока его не обидишь. Именно создание, поскольку он живой; он может любить человека, а может ненавидеть его, может многое подарить ему, а может заставить плутать до полного отчаяния.
Одно дело, когда лес тих и спокоен, и совсем другое – когда он начинает шуметь от разыгравшегося ветра:

Ветер кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.

И это уже действительно жутко. Эти две строчки можно назвать кульминацией стихотворения, поскольку самое большое напряжение нагнетают именно они. Буквально ощущаешь, как лес перестает быть добрым другом, он угрожает тебе. Начинаешь пугаться абсолютно всего, даже летящих под ноги листьев, они как будто предвещают нечто зловещее, непонятное, а потому неимоверно страшное. Но испуг мгновенно проходит:

Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Ощущение одиночества перед лицом неведомой опасности мгновенно проходит. Там, где-то далеко есть люди, такие же, как ты. Ты не один на земле и даже странно, что минуту назад казалось именно так. Становится смешным, что ты боялся самых обычных вещей: «Мертвые что мне листы!» И все это, как ни удивительно, результат одного только звука медного рога. Как, оказывается, мгновенно и под влиянием каких незначительных обстоятельств может меняться человеческое настроение! Сколько же должно таиться в душе того, что неведомо и непонятно тебе! Человек многообразен, он часто сам не знает, чего испугается, а чему обрадуется. Ведь будь герой стихотворения не в лесу, а у себя дома, он и не заметил бы звука рога, а расскажи ему кто-нибудь о том, что можно испугаться летящих листьев, он бы только посмеялся.
В лесу, так же как в море, в пустыне или в степи, человек не принадлежит себе. Лес играет крохотным существом, забредшим в него, пугает или успокаивает. Получается, что «царь природы» – всего лишь игрушка в руках огромного леса. У леса ведь, в самом деле, есть руки («Ель рукавом мне тропинку завесила») «Странник бедный» стремится поскорее вырваться из этих цепких рук. Каждый знает, что с лесом шутки плохи, никогда не угадаешь, накажет он тебя или помилует. Остается надеяться на случай.
Стихотворение Фета вызывает в душе переживания, наполненные тонкими оттенками разнообразных чувств, несмотря на то, что оно очень короткое. И почему-то хочется испытать и эту жуть, и это веселье наяву, оставить наконец-то город и уехать в лес, туда, где мы сможем открыть в себе столько новых, неизвестных ранее чувств.

Стихотворение А.А.Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила. ” (Восприятие, истолкование, оценка.)

Скачать сочинение

Древние говорили — поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он “жаден до стихов”, испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, “повторяя сладостные стихи” автора “Кавказского пленника” и “Бахчисарайского фонтана”. В немецком пансионе ощутил он первые “потуги” к поэтическому творчеству: “В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными”.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с “сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его”.
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с “духом времени”. В отличие от гениального выразителя этого “духа” — Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена “на другой лад”.

Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

В суженное художественного мира фетовской поэзии — в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися “духом времени” и остро волновавшими современников, — видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и “духом времени”.
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от “битв” — в эстетическую созерцательность, — все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл “пассивным” и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между ними различие.
В идеальном мире лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не “весть” из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности — она присуща ей самой. “Мир во всех своих частях равно прекрасен, — утверждал Фет. — Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, — он еще не поэт. Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта — этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом. Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? “Нет”. Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе”.
Представлению о “красоте”, как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. “Целый мир от красоты, от велика и до мала”, — читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду “Вечерних огней”. И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное “фетовское” зерно:

Читайте также:
Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет: сочинение

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

3971 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Ель рукавом мне тропинку завесила» – анализ стихотворения А.А. Фета

История создания

Это стихотворение относится к позднему творчеству Фета: оно было написано в ноябре 1891 года, за год до его смерти. На момент написания поэту было уже 70 лет, но всё же произведение пронизано свежестью и силой эмоциональных переживаний.

Может показаться, что оно относится только к пейзажной лирике, но всё же многие исследователи включают его в цикл любовных стихотворений к Марии Лазич — польской красавице, в которую Фет был влюблён в молодости. История любви закончилась трагически: поэт сам решил расстаться с ней из-за проблем с материальным положением, а через некоторое время узнал, что возлюбленная погибла в пожаре. Он винил себя в прерывании отношений и её смерти, считая, что, если бы он женился на Марии, их судьбы сложились бы иначе.

После гибели Лазич Фет посвятил ей немало стихотворений, пронеся любовь к её образу и тёплые воспоминания о ней через годы, но все эти произведения не были опубликованы при его жизни. Однако стих «Ель рукавом мне тропинку завесила» всё же был напечатан в сборнике «Вечерние огни», когда автор был ещё жив. Это объясняется тем, что в тексте не так просто разглядеть намёк на образ возлюбленной: об этом говорится только в последних строчках: «Кажется, издали странника бедного нежно приветствуешь ты».

Жанр и стихотворный размер

Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.

Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.

Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.

Тема произведения

В стихотворении автор затрагивает традиционные для русской литературы темы:

  • природа в лесу;
  • взаимозависимость человека и природы;
  • одиночество и поиск себя.

В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.

Читайте также:
Образ ночи в лирике А.А. Фета: сочинение

Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».

Но описание природы и блуждание лирического героя резко прерывается, когда вдали он слышит тонкий звук рога, мгновенно вырвавший его из раздумий. Он понимает, что он больше не один в лесу, а «мёртвые листы» под ногами больше не угнетают его дух. Когда же ему кажется, что издалека его нежно приветствует возлюбленная, он спешит на встречу с ней.

Основная мысль и композиция

Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:

  1. В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
  2. Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
  3. В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»

По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.

Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.

Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.

Тропы и образы

Красивый пейзаж и внутреннее состояние лирического героя автор описывает при помощи многочисленных средств художественной выразительности. Фет был настоящим мастером слова: в его произведениях природа оживает и ярко предстаёт перед глазами читателя.

Художественные средства в тексте:

  1. Метафоры: «рукавом ель мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые листы».
  2. Эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
  3. Олицетворения природы: «ель рукавом тропинку завесила».

Сравнения автор не использует.

Интересна и интонация в стихотворении. Одинокое путешествие по лесной глуши описывается меланхолично, лишь образ ветра демонстрируется как нечто шумное и бушующее: к примеру, для этого Фет применяет нетипичное слово «гудет» вместо более привычного «гудит», а также два раза использует назывное односоставное предложение «Ветер», из-за чего читатель может ощутить его порывы, настигающие героя раз за разом. Шум ветра можно почувствовать благодаря большому количеству шипящих и свистящих звуков в предложении: «колышется, листья кружатся у ног».

Мёртвые листья на земле символизируют гибель увядающей осенью природы, конец всему, и навевают тревогу. Радость же от звучащего вдали звука рожка показывается при помощи восклицательных знаков в конце предложений, а также благодаря словам с позитивной окраской: «сладостен», «нежно» — в них уже нет ничего мрачного. Благодаря этим приёмам и читателю тоже хочется радоваться вместе с лирическим героем.

Стихотворение А. А. Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила… ” (восприятие, истолкование, оценка)

В творчестве по-настоящему удивительного русского поэта А. А. Фета каждая строка, каждый звук наполнен невероятной жизнеутверждающей силой, первозданной свежестью и возвышенностью чувств. Его считают настоящим мастером пейзажной лирики. И действительно, Фет писал удивительные стихи о природе, которая никогда не была для поэта лишь набором предметов и явлений, таких как дерево, река, поле, гроза, вечер, звезды… Пейзажи Фета – это субъективное восприятие жизни, постоянное ощущение гармонии внутреннего состояния автора и состояния окружающего

Related posts:

Анализ стихотворение А. А Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила… “ Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – “чистая поэзия”, в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. […].

Стихотворение А. А. Фета “Сияла ночь, луной был полон сад… ” (восприятие, истолкование, оценка) Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии А. А. Фета. Поэт полагал, что любовь “всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль “. Он создал настоящие шедевры любовной лирики, запечатлев малейшие оттенки этого нежного чувства, зафиксировав беглые настроения и оттенки переживаний лирического героя. “Если счастливо одаренный поэт имеет дар уловить внутренние […].

Читайте также:
Жизнь и творчество А. А. Фета: сочинение

Стихотворение И. А. Бунина “Одиночество”: восприятие, истолкование, оценка Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина. Стихотворение “Одиночество” (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой. На самом […].

Стихотворение Ф. И. Тютчева “К. Б.” (“Я встретил вас – и все былое… “) (восприятие, истолкование, оценка) Чувство любви всегда волновало Тютчева, являлось для него выражением самых глубоких, самых потаенных сторон человеческой души, самой его сущности. Ведь именно в любви человек способен раскрыться полностью, открыть свои самые лучшие, самые возвышенные качества, осознать самого себя, приблизиться к пониманию смысла собственной жизни. “Я встретил вас – и все былое… ” – одно из самых […].

Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”: восприятие, истолкование, оценка Стихотворение И. А. Бунина “Последний шмель”, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем и кажущуюся простоту, по своему содержанию сложное и глубокое. В первых строчках автор любуется одним из совершенных творений природы – обыкновенным шмелем, случайно залетевшим в комнату (“черный бархатный шмель, золотое оплечье”). Перед нашими глазами словно возникает басовито гудящий пушистый красавец-шмель, который […].

Стихотворение “Я помню чудное мгновенье”: восприятие, истолкование, оценка Александр Сергеевич Пушкин – спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят – “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, […].

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Родина”: восприятие, истолкование, оценка Тема родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов. В. Г. Белинский подчеркивал национальный характер […].

Стихотворение Н. Заболоцкого “Гроза идет” (Восприятие, истолкование, оценка) И мы должны понять, что есть значок, Который посылает нам природа… Н. Заболоцкий Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик – таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. […].

Стихотворение И. А. Бунина “Вечер” (восприятие, истолкование, оценка) И. Бунин, И. Шмелев – российские литературные гиганты. Они уехали за рубеж от российской неразберихи, террора уже зрелыми писателями. В нобелевские лауреаты зарубежная общественность по литературе выбрала И. Бунина из них двоих, хотя по таланту и тематике творчества Шмелев не уступал. Оба одинаково талантливо славили свой народ и Россию. Показательно то, что прах Бунина недавно […].

Стихотворение А. Блока “Русь” (восприятие, истолкование, оценка) Александр Александрович Блок – это поистине великий выдающийся поэт XX столетия. Мне кажется, правы те, кто говорили, что истинный поэт – лишь тот, кто живет одной жизнью с Родиной, разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья, тот, кто в своих произведения отражает свою неразрывную связь с родной страной. Александр Блок – в этом […].

Стихотворение А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье… ” (Восприятие, истолкование, оценка) Элегия свидетельствует о том, до какого состояния внутреннего Просветления возвысился дух Пушкина… В. Белинский В одной статье Е. Евтушенко я прочитала, что каждого поэта можно сравнить с музыкальным инструментом: Михаил Лермонтов – рыдающий рояль, Александр Блок – трагически звучащая скрипка, Сергей Есенин – крестьянская тальянка. Но есть поэт, который олицетворяет собой целый оркестр. Конечно же, […].

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “И скучно и грустно”. (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение “И скучно и грустно” написано М. Ю. Лермонтовым в 1840 году, в пору творческой зрелости поэта, которая является последним периодом его жизни и творчества. Это время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которое так и не завершилось. Смысл новых тенденций в художественном развитии поэта заключается в переходе от отвлеченно-романтических форм выражения своих духовных исканий к […].

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок”. (Восприятие, истолкование, оценка) В мировой литературе есть образы, которые живут в произведениях авторов различных эпох: Дон Жуан, Фауст. В мировой поэзии есть “вечные символы” – заря, свеча, муза. Таким символом является и одинокий, носящийся по ветру листок. Стихотворение Лермонтова написано по мотивам произведения французского поэта Антуана Арно, который был изгнан за приверженность Бонапарту после его свержения. В апреле […].

Стихотворение А. Ахматовой “Заплаканная осень, как вдова… ” (восприятие, истолкование, оценка) Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они все так же продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Так […].

Стихотворение А. Блока “О, я хочу безумно жить… ” (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение ” О, я хочу безумно жить” было написано в феврале 1914 года и несмотря на то, что в мире уже назревала первая мировая война, казалось, что Блока это лишь вдохновляет. Возникает ощущение, что герой поэта только что осознал, что он действительно живет, а не существует, бездумно и апатично. И тут же его со всех […].

Читайте также:
Основные темы и идеи лирики А. Фета: сочинение

Стихотворение С. Есенин “О красном вечере задумалась дорога… (Восприятие, истолкование, оценка) Чувство родины Основное в моем творчестве С. Есенин Сергей Александрович Есенин – истинный поэт России. К вершинам творчества он поднялся из глубин народной жизни. С первых дней его окружал мир русских песен, сказок, легенд: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. О чем бы ни писал Есенин, где бы […].

Стихотворение А. С. Пушкина “… Вновь я посетил… ” (Восприятие, истолкование, оценка) Готовясь к выпускному сочинению и обдумывая темы вариантов, я взяла на заметку стихотворение А. С. Пушкина “… Вновь я посетил… ” по многим причинам. Пушкин давно и прочно занял важное место в моей жизни и в моем круге чтения, в котором “Сказка о мертвой царевне” сменилась поэмой “Руслан и Людмила”, а повесть “Капитанская дочка” – […].

Стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (восприятие, истолкование, оценка) Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра “любовного дневника”, жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение истории. Ахматова написала о А. С. Пушкине: “Он не замыкается […].

Стихотворение А. С. Пушкина “К морю” (восприятие, истолкование, оценка) Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической […].

Стихотворение С. А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу… ” (Восприятие, оценка, истолкование) Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, […].

Стихотворение И. А. Бунина “Крещенская ночь”: восприятие, истолкование, оценка Стихотворение Бунина “Крещенская ночь” относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение окончательно было завершено в 1901 году. Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. Но с этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь сильные морозы, то год […].

Стихотворение А. С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” (восприятие, истолкование, оценка) Это стихотворение представляет своего рода поэтическое завещание Пушкина. По теме пушкинское стихотворение восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, откуда взят и эпиграф. Первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, ее основные мотивы развивает и Г. Р. Державин в своем стихотворении “Памятник” (1796 г.). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, […].

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […].

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Песня” Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал “певцом сердечным утра”. По натуре своей Жуковский не был борцом, его “жалобы” никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […].

Восприятие, истолкование и оценка оды Г. Р. Державина “Фелица” Порой возмужания державинского таланта следует считать конец 1770 х гг., когда в столичной печати появились первые оды, отмеченные зрелостью мастерства, глубиною мысли и чувства. Заслуженную оценку они получили не сразу. В 1783 г. ода “Фелица” была напечатана в основанном княгиней Дашковой журнале. Ода получила Высочайшее одобрение, и перед Державиным открылась дорога литературной и политической деятельности […].

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Г. Р. Державина “Властителям и судиям” Ода Державина “Властителям и судиям” представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и […].

Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: “Воробей”, “Разговор”, “Нищий” (восприятие, истолкование, оценка) Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе – не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья […].

Любовная лирика Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – “Лирический пантеон”, вышел в 1840 г. К началу 1860 х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре […].

Читайте также:
Образ любви воспоминания в лирике Афанасия Фета: сочинение

А. Ахматова “Смятение”: истолкование, восприятие (Художественная деталь в творческой лаборатории А. Ахматовой) Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов “Вечер”, было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи – все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в […].

“Мне голос был. Он звал утешно… “: анализ, оценка, восприятие Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно… “, написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию […].

Лирика А. А. Фета (2) Среди шедевров русской литературы лирика А. А. Фета занимает неповторимое место, что не поразительно – он был новатором современности в области поэзии, владел самобытным, особым даром тончайшего лирика. Его “фетовский почерк” поэтическая манера письма – придали его поэзии своеобразную прелесть и очарование. Фет – новатор во всех отношениях, ему характерно словесное раскрепощение, он не сковывал […].

А. Ахматова “Песня последней встречи”: восприятие, истолкование Все, что написано А. Ахматовой, выражало ее неповторимое “я”. Ее стиль как бы соединил классическую строгость и ясность стиха с недосказанностью, вниманием к оттенкам чувств. Она пишет о том, что волновало, заставляло страдать людей до нее и будет волновать всегда – о трагедии неразделенной любви, о боли утрат, об извечном страхе перед небытием. Несчастной любви […].

А. Ахматова “Настоящую нежность не спутаешь”: Восприятие, истолкование А. Ахматова родилась на юге России, в Одессе, а в юности бывала в солнечной Евпатории и в Херсонесе на берегах Черного моря. Она несла в своей душе радость жизни, щемящую красоту женственности, ее непостижимую прелесть и понимала, что “невозможно жить без солнца телу и душе без песни”. В ее теле жило это солнце, в ее […].

Ліричний герой поезії А. Фета Ліричний герой поезії А. Фета “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик”. Ці дивні слова належать Афанасію Фету, і вони, ймовірно, розповідають про того, від чийого імені ллються вірші поета – іноді як мед, а то як струмок у […].

Тема любви в творчестве А. А. Фета и Ф. И. Тютчева Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к […].

Пейзаж в творчестве А. А. Фета “Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный” – пишет об Афанасии Афанасиевиче Фете Самуил Яковлевич Маршак. Да, в своем творчестве […].

Відповідь на контрольне питання До теми “Творчість Тютчева і Фета” Яке місце посідає природа у творчості А. Фета? Лірика Фета – це всесвіт краси, у якій є три складові частини – природа, кохання і пісня. Природа посідає в його творчості найважливіше місце, що підтверджується навіть у назвах багатьох його циклів віршів: “Весна”, “Літо”, “Осінь”, “Сніги”. Фет – поет-романтик. Він ідеалізує природу. І чим сильніше захоплює […].

Лирика А. А. Фета Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году и писать стихи начал довольно рано. Но в молодости он не был слишком обласкан вниманием к своему творчеству. В молодости Фета его стихи имели определенный успех, но это продлилось недолгое время. Во второй половине жизни, где-то к пятидесяти-шестидесяти годам к Фету приходит второе признание, хотя и негромкое, он […].

Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики А. А. Фета Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. Н. А. Некрасов Творчество великого поэта А. А. Фета по праву может считаться одной из вершин русской лирики. И не потому, что он писал […].

Певец родной природы (по поэзии А. А. Фета) Из слез моих много родится Роскошных и пестрых цветов, И вздохи мои обратятся В полуночный хор соловьев. Г. Гейне Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А. А. Фета составляет пейзажная лирика. В 1843 году в июльском номере “Отечественных записок” было напечатано стихотворение “Я пришел к тебе с приветом… “, которое можно считать поэтической декларацией […].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: