Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Стихотворение А. А. Фета Это утро, радость эта (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 9 класс. Стихотворение А.А. Фета “Это утро, радость эта. ” (восприятие, истолкование, оценка)

В фетовской лирике можно отыскать несколько совершенно незабываемых стихотворений, в которых не употребляется ни одного глагола. Самое известное из них – «Шепот, робкое дыханье. » Чуть меньший ажиотаж и чуть меньшее осуждение современников Фета вызвало стихотворение «Это утро, радость эта. » Сейчас мы находим красоту, свежесть, оригинальность в этих строках, тогда же стихотворение настолько выбивалось из литературных канонов, что его мало кто мог оценить по достоинству.
Первое, что приковывает внимание при прочтении – обилие существительных, причем все время в паре со словами «этот», «эта», «это» или «эти». Несмотря на такое странное построение фраз, стихотворение невозможно назвать однообразным, скучным или бедным в лексическом отношении. Часто употребляемое слово «это» не мешает восприятию, а лишь акцентирует внимание на том, что поэт восхищается именно этой весной и именно в этот момент. Отсутствие же глаголов отнюдь не делает стихотворение статичным. Это странно, поразительно, неправдоподобно, но это так. Человек, начисто лишенный воображения, конечно, не увидит за сплошными существительными никакого действия. Но обладай читатель хоть немного восприимчивой и открытой миру душой, он увидит, как с криком летят птицы, как шумит вода, как склоняются кроны деревьев над рекой, как жужжат пчелы и как весь этот яркий мир ежесекундно меняется, становится не таким, каким был мгновение назад, хотя, казалось бы, об этом ни словам не упомянуто. Вот, например, коротенький отрывок:

Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти хоры, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист.

Нет ни единого упоминания о движении, откуда же у нас ощущение, что оно есть? Возможно, все дело в точно подобранных автором словах («эти капли – эти слезы» или «этот зык и свист»), возможно в чем-то совсем неощутимом, чего нельзя постичь разумом и можно только ощутить. Фет чувствовал природу, проникал в ее сердце, в ее душу, поэтому даже за самыми простыми, незатейливыми словами и формами открывается огромный, полный красок и звуков мир.
Кто из нас не ощущал как чудо приход весны? У кого не билось радостно сердце? Кто-то даже пытался выразить это в словах, а кто-то – и в стихах, придумывая изощренные обороты. Истинный художник никогда и ничего не придумывает, не добавляет от себя. У Фета все идет от сердца и поэтому все так «обычно». Вспомним, что «все гениальное просто». Лишь талантливый человек опишет свои чувства такими, какие они есть на самом деле, не прибегая к излишним словам, действительно, зачем нужны длинные словоизлияния? К чему усложнять то, что на самом деле так просто и так доступно каждому человеку? Все самые лучшие стихи о природе просты, ведь само ее величие заключается в неприукрашенности. Пышные оды, посвященные природе, так же нелепы, как свежая деревенская девушка, на которую надели непомерно много ювелирных украшений. Фет никогда не украшал мир, ведь в нем и так все прекрасно: эта мощь и дня и света», «этот синий свод», «эти горы, эти долы, «эти мошки, эти пчелы»,
Все стихотворение строится на эмоциях, на минутных ощущениях. Поэт, говоря о себе и о своем восприятии мира, выражает, как ни странно, то, что может увидеть и почувствовать каждый человек. Тем более, нигде не употребляется местоимение «я» и стихотворение становится «общим», применимым к любому человеку. Только в нескольких словах угадываются личные мотивы, нечто интимное, что подчеркивает желание поэта написать о своих чувствах, связанных с вполне реальным, определенным моментом его жизни:

. эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели.

В этих, и только в этих двух строчках сквозит определенность, не позволяющая сомневаться в искренности Фета, в его стремлении передать что-то свое, глубоко личное, а мы, читатели, уже вправе приписывать себе подобные же чувства, удивляясь, что поэт описал наше душевное состояние.
Бесконечное перечисление явлений природы (кстати, без единого прилагательного, что не затеняет живость образов) суть душевная исповедь, попытка поведать свои чувства, не называя их. Перед нами встает не столько пейзаж, сколько его отражение, преломленное восприятием автора. Мы же в свою очередь снова преломляем эту картину и видим уже что-то совершенно свое, не переставая изумляться, как Фет сумел угадать наши переживания. Но Фет потому и остается всегда юным поэтом (очень трудно себе представить, что свои воздушные, легкие стихи он писал и будучи совсем старым), что он никогда не терял свежести обычных человеческих чувств. Не стоит удивляться, что в каждом стихотворении человек, понимающий природу, находит что-то свое, родное и близкое, как будто бы поэт обращается к нему.
Что же касается стихотворения «Это утро, радость эта . », то оно, написанное в неповторимой фетовской манере, соединило в себе живость и непосредственность чувств с оригинальностью формы, словесного выражения. Тем оно и привлекательно.

Анализ стихотворения А. Фета “Это утро, радость эта…”
(Восприятие, истолкование, оценка)

Педора К., 10 кл., гимназия № 405, Санкт-Петербург, 2001 г.

Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. Однако именно это являлось главной задачей импрессионистов. Основное свойство импрессионизма – явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере им, этим представлением, обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.

Читайте также:
Основные темы и идеи лирики А. Фета: сочинение

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. “Это утро, радость эта…” – одно из них. Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года – о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, – не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка “дышала”, “звенела”, одним словом, “жила”.

В чём “изюминка” этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём “одного предложения” смог как нельзя лучше передать движение жизни, “воскрешение” природы весной:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

В короткие строки будто “набегают” одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно “пульсирует”.

“Это утро, радость эта…” Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами “это утро, радость эта”, а заключает выражением “это всё весна”. Между первой и последней строками – образы, “рисующие” начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение “вмещает” целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением “это” в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и “поэтической мысли” в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

Фет рассказывает нам о том, как “просыпаются” реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат “зык и свист”. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: “вздох ночной селенья”. Как же создается образ весны? Отглагольные существительные “крик”, “говор”, “свист”, “дробь” и слова “зык”, “трели” “рисуют” атмосферу весеннего шума. Один лишь образ – “мощь и дня и света” – и мы уже “видим” сияние солнца. Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя:

Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…

Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками. Пчелы – золотистые, мошки -серебристые, легкие, пух – зеленовато-желтый, капли – жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека – свой. В эту мозаику Фет смог “вместить” образ всей весенней природы. На мой взгляд, поэт хотел донести до нас мысль о том, что весна – это утро, утро года.

“Это утро, радость эта…” – настоящий весенний пейзаж, бережно “нарисованный” поэтом. Каковы же черты импрессионизма в этом стихотворении? Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

Русская природа в лирике Фета сочинение

В литературе у каждого поэта была своя любимая и цепляющая за душу творческая тема. Всем известный писатель Афанасий Фет природа и любовь стали его главными темами в творчестве. Образы природы в его стихотворениях представлены свой одухотворенный образ, он показывает ее как живое существо с необыкновенным и неповторимым миром.

В то же время природа в поэзии Фета свежа и трепетна, он хорошо раскрывает и дает возможность почувствовать красоту земли всей природы. Афанасий Фет любил русскую природу, он видел красоту в природе в любое время года, он пристально наблюдал и знал хорошо окружающею природу. В его стихотворении можно почувствовать и услышать пение птиц, пчелки жужжащие, в его творчестве существует даже стихотворение под названием « Пчелы » также звук кузнечиков это все было в его четверостишиях.

В стихах этого поэта все предельно и конкретно ясно в его строках можно увидеть много красочных мелочей, и полно необыкновенных деталей. Афанасий Фет удивительный неповторимый одаренный человек и также талантливый поэт серебряного века.

В творчестве писателя множество коротких, но в то же время радостных и поднимающих настроение стихотворений. Одним из многочисленных весенних стихов и популярным является стих « Еще, еще! Ах, сердце слышит ». Вообще Фет очень любил время года весну и ее природу, она у него не вина и трогательна, хорошо описано в четверостишье « Первый ландыш ». Также в его произведениях встречался и пейзаж на зимнюю тематику и написал прекрасный и необыкновенный, но всем понятный пробуждающий стих под названием « Ночь светла». Природа в его стихах переменчива, также в его стихотворениях можно увидеть, как он описывает необыкновенную и душевную связь человека и природы.

О том, как рассуждал и писал Фет описывать можно постоянно, одно можно сказать природа была в центре его творчество она его созерцание. Он как будто жил с природой и чувствовал каждый элемент прекрасной и удивительной природы в целом.

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

Читайте также:
Анализ стихотворения А. Фета После бури: сочинение

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц. Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней.

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Сочинение о Русской природе

А.А.Фет – замечательный русский поэт, посвятивший свое творчество необыкновенной красоте природы. В его лирике она – удивительный, исключительный мир, в котором все находится в абсолютной гармонии. Природа – это не только источник вдохновения для поэта, но и то, что заставляет его задуматься над многими философскими вопросами.

Например, в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» Фет призывает людей брать пример с природы. Он описывает деревья, которые безмолвно стоят в жестокие морозы. На них застывают слезы, трескается кора, а ветер «сердито» разрывает листья. Но деревья молчат, и на это поэт обращает внимание. Он понимает, что молчание природы – это не слабость, а мудрость. Деревья знают, что вот-вот наступит весна, и они снова расцветут. Фет уверен, что люди тоже должны быть такими («Молчи и ты!»). Во время жизненных испытаний человек должен покорно молчать, принимать их на себя, потому что мудрые люди знают, что любые трудности носят временный характер.

В стихотворении «Это утро, радость эта…» А.А.Фет описывает весну. Особенность произведения состоит в том, что в его строках нет ни одного глагола. Во всех трех строфах, в каждой новой строчке поэт создает новое описание для весеннего утра. Казалось бы, что в нем может быть необычного? Но поэт видит не только утренние лучи, но и особенный «говор вод», «мощь дня и света», «мглу и жар постели». Особенность лирики Фета заключается в том, что он чувствует таинственное и удивительное в самых обыкновенных явлениях природы.

В творчестве Фета пейзажная лирика часто переплетается и с любовной темой. В стихотворении «Майская ночь» природа является своеобразным свидетелем, или даже соучастником разговора лирического героя со своей возлюбленной. Толпа туч и лунный серп, таинственная сила весны вызывают у него множество волнующих чувств, и герой обращается к своей любимой: «Ты, нежная!». Природа в этом стихотворении и любовь лирического героя сплетаются воедино.

Таким образом, природа в лирике Фета является центром событий вне зависимости от темы самого стихотворения. Она живет самостоятельной жизнью, может переживать вместе с лирическим героем, сочувствовать ему.

6 класс ЕГЭ по русскому языку

Русская природа в лирике Фета

Карл Павлович Брюллов – великий русский художник, свое признание получивший благодаря своим портретным работам. Будущий известный портретист был слабым ребенком и с рождения страдал от различных болезней.

Рассказ “В дурном обществе” меня заинтересовал сразу – даже одним своим названием. Что это за общество такое? Оказывается, что рядом со вполне благопристойным городком расположены развалины. Там живут нищие. Однажды их споры

Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига,

Комедия Д.И Фонвизина была написана в 1782 году и совершила настоящий переворот в драматургии того времени. Впервые в русской литературе и на сцене были показаны такие важные и актуальные социальные проблемы, как крестьянский вопрос и произвол помещиков,

В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

Лермонтов Михаил Юрьевич, создал роман, под названием «Герой нашего времени» в начале 1841 года, он является самым первым в лирико-психологическом направлении.

Основные мотивы лирики Фета. Проблемы идеала

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.
Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Читайте также:
Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики А. Фета: сочинение

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц. Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней.

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, — именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга — лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Читайте также:
Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века): сочинение

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов. Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «… сердце слышит… И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Любовь и природа в лирике Афанасия Фета

Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту.

Фет родился в семье мелкого чиновника, однако отец за взятку устроил так, что мальчика записали сыном орловского помещика Шеншина. По этой истории должно было считаться, что этот помещик увез мать Фета от его отца. Но любому обману суждено рано или поздно раскрыться. Так произошло и в случае с Фетом. В результате Афанасий в течение многих лет испытывал на себе последствия клейма незаконнорожденного, и, прежде всего, лишения статуса сына дворянина. На протяжении тринадцати лет он безуспешно пытался “выслужить” дворянский, неся армейскую и гвардейскую службу.

Так как служба не принесла желаемого результата, Фет решил предпринять иной ход. Он женился по расчету, а впоследствии стал жестоким сельским хозяином-эксплуататором. Желая заполучить дворянский титул, Афанасий Фет всегда старался демонстрировать свои верноподданнические чувства, поэтому в душе его никогда не было сочувствия к революционерам и либералам.

В конце концов, Фет добился своего, и в возрасте 53 лет получил от Александра согласие на удовлетворение его прошения. В попытках добиться признания себя дворянином, Фет совершал порой смешные поступки. Так, к примеру, если Пушкин в возрасте 30 лет счел оскорблением, когда царь пожаловал ему камер-юнкерское звание, то есть чин, который обычно давался молодым людям до 20 лет, то Фет специально выхлопотал себе камер-юнкерский чин, будучи уже семидесятилетним старичком.

Однако такая погоня за дворянскими титулами не мешала поэту писать чудесные по своей красоте стихи. Взять хотя бы, к примеру, одно из его стихотворений 1888 года:

«Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? — Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь; В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет».

Действительно, создается такое впечатление, что в одной невзрачной на вид оболочке ухитрялись жить два совершенно разных человека. В этом стихотворении нам открывается огромная мощь поэзии Фета, сила его чувства, какая-то юношеская страсть к красоте и любви.

Наверное, не зря стихи Фета пользовались успехом в среде его современников 40-х годов. Уже намного позднее с творчеством Фета стали знакомы и широкие массы народа, когда стихи Фета были положены на музыку и стали популярными в народе романсами. Среди его стихотворений, которые обрели вторую жизнь в музыке, были такие, как «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «В дымке-невидимке», «Я тебе ничего не скажу» и, конечно же, широко известный романс «На заре ты ее не буди». И это только немногие из стихотворений Фета, которые вдохновляли различных композиторов на написание музыки к ним.

Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения, как, например, это видно в произведении 1883 года:

«Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор».

В этом стихотворении отразилось своеобразное видение бытия Фета, хотя его лирика и не была в полном смысле философской. Несмотря на некоторую узость и ограниченность мира поэта, он наполнен какой-то тонкой красотой и изяществом. Это тот мир, в котором нет места для жизненной прозы, для той грязи, которой нас порой поливает судьба, в этом мире нет зла. Правильно ли поступает поэт, закрывая этим явлениям дорогу в свой поэтический мир? Наверное, в этом есть доля правды, ведь поэзия – это, прежде всего, искусство, а в искусстве красота должна стоять на первом месте.

Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта» и других.

Каждое из этих стихотворений непохоже на предыдущее, они все имеют собственный, неповторимый характер, каждое стихотворение представляет собой маленький шедевр. Однако они не лишены и общих моментов, таких как единство человеческой жизни, души и природы.

Невольно в душу читателя закрадывается вопрос: что стало причиной появления на свет подобной красоты, откуда поэт черпает свое вдохновение, позволяющее ему создавать такой красоты стихи? Быть может, это его умение видеть красоту, его светлая душа, открытая миру и стремящаяся воспевать в стихах этот мир.

Читайте также:
Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета: сочинение

Природная лирика поэта воплощает в себе некую антинигилистическую позицию. Если сравнивать отношение к природе тургеневского Базарова, для которого она “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и природу Фета, то можно увидеть следующее. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Вспомним Пушкина. У Пушкина любовь была всего лишь проявлением полноты жизни. Для Фета все иначе, для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении «В дымке-невидимке».

Однако вместе с явными языческими мотивами, которые слышатся в отношении Фета к любви и природе, ему присущ и истинный христианский дух. Фет считает, что в душе человека присутствует божья искра, некая частица огня небесного, о чем свидетельствует стихотворение «Не тем, господь, могуч, непостижим». Эта искра послана человеку в дар для того, чтобы он мог испытывать откровения и вдохновения, чтобы мог дерзать.

Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как «Нет, я не изменил», «Люби меня! Как только твой покорный» или же «Еще люблю, еще томлюсь».

Для более наглядного доказательства вышесказанного разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу». Это стихотворение относится ко 2 сентября 1885 года, то есть, оно было написано поздний период творчества Фета. В этом стихотворении выражается мысль, которая часто встречается у поэтов-романтиков. Это мысль о том, что слова порой не в силах передать всю тонкость испытываемого человеком чувства, его состояние души. Так, еще в 1844 году в стихотворении «Как мошки зарею» Фет писал «О, если б без слова Сказать душой было можно!». Так и здесь, сейчас, спустя сорок лет, поэт открывает свидание на фоне природы молчанием: «Я тебе ничего не скажу…».

Такое отношение к языку слов характерно для поэтов-романтиков. Они не считали, что слова могут служить хорошим средством для выражения души человека и поэта.

Да, конечно, Фет не был в полной мере романтиком, для этого он был слишком «земной». Однако в этом стихотворении уделом героя в лучших традициях романтизма становится желание «молча твердить» свои любовные признания. Такое сочетание контрастных по своему смысловому значению слов является главным в этом стихотворении.

Невольно возникает вопрос, что заставляет героя отринуть слова и молчать? В стихотворении автор в полной мере дает объяснение этому. Уже во второй строке мы слышим: «Я тебя не встревожу ничуть». И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.

Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу».

Язык этого стихотворения, его ритм звучат очень напевно, похоже на музыку. И неудивительно, что композиторы на протяжении многих лет не раз вдохновлялись на написание музыки к «Я тебе ничего не скажу».

Простота и изящество этого стихотворения, его тонкость, естественность и хрупкость выраженных в нем чувств, несомненно, находит живой отклик в душах читателей.

  • Назад
  • Вперёд

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Природа как воплощение прекрасного в лирике А.А. Фета.
творческая работа учащихся по литературе (7 класс)

Сочинение написано ученицей под руководством ФедотовоййЕ.В. о поэте, который писал об удивительной красоте природы.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_pro_feta.docx 17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Класс (курс) обучения участника:

«Писательство -не ремесло и не занятие. Писательство-призвание».

(К. Паустовский): юбилеи российских писателей.

Природа как воплощение прекрасного в лирике А.А. Фета.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, -человечно.

Во все времена поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает души других людей, цветов и деревьев, делает человека добрее, красивее, передаёт им чувства любви и сострадания ко всем живым существам. Поэтому нельзя не любить стихов А.А. Фета, написавшего про обожжённые морозом георгины, про пушистую вербу, про ландыш серебристый, про одинокий дуб.

Со стихотворениями А.А.Фета я познакомилась, ещё учась в начальной школе, затем в основной. Сейчас я ученица 8 класса. Творчество А.А.Фета открывается для меня совершенно по-другому: я вижу, насколько глубоки его стихотворения, понятны и интересны. Даже трудно поверить, что стихотворения, написанные в девятнадцатом веке, актуальны и востребованы в наше время. Он как бы опередил свою эпоху, стал предшественником и учителем поэтов последующих поколений. Человечество благодарно девятнадцатому веку за то, что он дал миру А.А.Фета, человека-поэта с высокими духовными ценностями.

А.А.Фет «родился» поэтом. Замечательная художественная одарённость составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства он был «жаден до стихов», испытывая ни с чем не сравнимое наслаждение, читая Пушкина. Хотя жизнь наносила поэту удар за ударом. Знакомясь с биографией А.А.Фета, я обратила внимание, что Фет общался с лучшими, с самыми образованными людьми своего времени: Апполоном Григорьевым –поэтом, Яковом Полонским –поэтом, Сергеем Соловьёвым-историком, Николаем Васильевичем Гоголем-писателем, Иваном Сергеевичем Тургеневым –писателем, Николаем Алексеевичем Некрасовым-поэтом, Дмитрием Васильевичем Григоровичем-писателем, Львом Николаевичем Толстым-писателем. Несомненно, этот круг общения имел важное значение для поэтических взглядов Фета. Поэзия стала внутренней потребностью, выражением его чувств, эмоций. Для него поэзия-это призвание, внутреннее состояние. Именно ему принадлежит развитие русской поэзии второй половины девятнадцатого века, вошёл в литературу как поэт, выражающий в своём творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы.

Изображение природы -одна из главных тем лирики А.А.Фета. Удивляет то, как метафорично изображена она. Природа настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Здесь всё живёт. Природа для человека- это всегда тайна. И чувства людей тоже загадочны. У Фета есть стихотворение «Шёпот, робкое дыханье», которое показывает, как через состояние окружающей среды можно дать почувствовать, что ощущает человек:

Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

В этих строках слышится что-то большее, чем просто описание природы. Здесь есть какая-то нежность, чувственность. Осторожно и медленно входит рассвет, не торопясь, будто боится помешать чему-то важному. Такая неторопливость и неуверенность рождает таинственность отношений. Я думаю, что это стихотворение и о любви, хотя этого слова и нет, но оно звучит между строк. А.А.Фет воспринимает природу как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в её состоянии:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

(Стихотворение «Свет ночной, ночные тени»).

Создаётся впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает цвета, полутона, блики. Только в его стихотворениях мы встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», « лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой».

В стихотворениях Фета передаётся ещё и чувственное восприятие мира природы. Для него природа –естественная среда. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад» единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт , и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Читая стихотворения А.А.Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин. Так в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила» создаётся ощущение колдовства, зачарованности:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Фетовские стихотворения будят в душе неповторимые чувства. О нём говорят, что он один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю «невестою-царицей». Ни один штрих не ускользает от его пристального внимания.

Месяц светом с высоты

А в овраге блеск воды,

(Стихотворение «Что за вечер»).

Мне вспоминаются уроки изучения стихотворений А.А.Фета. Учитель эмоционально читал стихи, а мы смотрели в окна, выходившие в школьный сад, и представляли себе картины, изображённые поэтом. А потом голос учителя «возвращал» нас в класс: «Ребята, а теперь нарисуйте то, что вы услышали и увидели в стихотворениях». Поэтому многие стихотворения остались в моей памяти. Работая над творчеством А.А.Фета, я убедилась, что только человек влюблённый в Родину, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.

«Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не могу»-, писал А.А.Фет. И он был прав. Гениальный лирик, тончайший мастер стихотворного пейзажа, глубокий мыслитель, каким был А.А.Фет, не забыт нашими современниками. Уважение и любовь к творчеству А.А.Фета объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: “Целый мир от красоты” (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…» проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной .

Урок-мастерская “Художественный мир лирики А.А.Фета”

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность “открыть себя” в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза.

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме “Тема любви в лирике А.Фета”. Уч-ся познакомятся с художественным миром поэта. Ссылка – ht.

Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)

Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе.

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом.

Урок литературы на тему: «Любовь и природа в лирике А.А. Фета»

Урок литературы в 9-м классе.

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье. », «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног.

Презентация по литературе «Своеобразие пейзажной лирики А.А. Фета»

Каждый поэт русской литературы относится с особыми чувствами к изображению природы в своих произведениях. Это связано с тем, что для истинных ценителей явлений окружающего мира родного края она всегда является источником вдохновения.

Для талантливого русского поэта А. Фета природа – такая же часть вселенной, как и человек. Их близость пронизывает лирику поэта, выставляя природу либо в качестве общего фона, либо в роли собеседника. Она способна отражать внутренний мир человека, разделять его грусть, тоску или радость.

Поэт очеловечивает ее, наделяя характеристиками, свойственными людям. Однако в его природной лирике нет ничего вымышленного. Любое время года в каждом своем проявлении отражает реальные события, образы русской природы. Настолько естественны элементы пейзажной лирики, что читатель восхищается ее присутствием наравне с человеком.

Отличительным признаком любого времени года поэзии А. Фета, в том числе летнего периода, является детальное описание шума дождя, отголосков жаркого дня, тишины вечера, пения птиц, которые в совокупности ласкают слух гармоничными звуками, удивляют осязаемыми образами, оживающими за счет красочных характеристик.

Его мысли под пером будто оживают, поэтому читатель ощущает каждое движение в природе. «Шепот, робкое дыханье» — яркий пример динамичных движений, благодаря которым автор изливает душевные переживания через изображение природы. В каждом его стихотворении звучат искренние чувства восхищения: «какая ночь!», умиротворения «уснуло озеро; безмолвен лес», которые раскрывают его как чувственного наблюдателя за природой.

Ощутимыми становятся образы зимнего пейзажа: «белая равнина, полная луна». Образы весенней поры, «где бури пролетают мимо», заражают своим пробуждающимся настроением. Они порой звучат как гимн новой жизни. Осенние картины, сопровождающиеся косяками журавлей, лесными косогорами, говорят о глубоком опыте и знании законов природы.

Использование разнообразных художественных средств автором задает своеобразный эмоциональный фон в характеристике родного края.

Восприятие произведений А. Фета сопровождается ощущением соучастия в описанных событиях за счет музыкальности, живописных картин. Автор ожидает, анализирует, наблюдает, вглядывается в каждую частичку природы, которые ему дороги, из которых и складывается его мир гармонии и красоты.

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.
Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, — именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга — лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Вариант 2

Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы, о любви, обо всём духовном, что могло его отвлечь от обыденной жизни. Наиболее важным толчком в области романтики и любви, была смерть его возлюбленной. После её смерти, поэт перешёл на другой уровень сочинений, который сильно отличались от предыдущих работ. Долгое время, А.А. Фет, посвящал стихи именно ей.

Всё это, наталкивало поэта, писать о романтике и красоте. И вот, в мир, выходят его творения под названием «Вечерние огни». Эта наиболее популярный сборник стихов автора. Он мог очень красочно описать природу. Сам поэт, ни когда не соединял в своих произведениях, природу и людские проблемы. Для него природа, была самым высоким стимулом для творения стихов. Тонкое очертание лесов, и шелест листьев, придавало работа автора, неописуемую красоту и чувствительность. Способность, так выразительно оживить природу, мог только Афанасий Афанасьевич. Его нельзя сравнить, с другими авторами, которые практически не давали выразительности в своих работах. Все его работы, похожи, на мелодичную песню, в которой существует припев и куплет. Именно таким образом, вышла волна лирики Фета. Лирика пейзажей Фета, превращала его работы, в настоящий документальный фильм, в котором, природа, очень близко соединялась с вселенной. Даже вселенная, преображалась в новые краски и звуки, а сам поэт, мог возвыситься до звёзд, и сам проникнуть в небесный холод, парящий над землёй.

Очень часто, работы этого великого поэта, посвящались, различным временам года. Он мог ярко выразить, весеннюю оттепель, с журчаньем ручьев, пением, прилетевших птиц. А в зимний период года, поэт, так иронично расписывал погоду, что при чтении строк, чувствовался холод и осенний ветер. Только благодаря природе, Фет, мог создавать свои работы, только природа, помогала ему творить. Во всём этом, автор мог видеть, и видел, только хорошее настроение, доброе и весёлое пробуждение природы. Романтика и любовь, они идут вместе по жизни. Они наталкивают поэта на великолепное творчество.

Только в работах этого великого русского поэта, читатели, получают полную картину всего окружающего, как можно любить природу, увидеть в каждой мелочи, что-то прекрасное и ценное. Только благодаря его работам, читателям, можно понять, как и где, находить радости жизни, во всех мелочах. Несмотря на все недуги в жизни, стоит обращать внимания, как восходит солнце, как весна меняет зиму. Именно так, можно понять, что автор хотел сказать в своих стихах. Благодаря его работам, воспитывалось наше поколение, поколение, которое понимает все духовные ценности, видимые в природе. Только в его поэзии, читатели, получают урок, по изучению доброты ко всему живому на земле, и в глубине души, каждый читатель, понимает суть всего что рассказывает Фет

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов. Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «… сердце слышит… И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Природа в творчестве Фета 10 класс

Работы поэта наполнены всеми временами года. Весна описана в зеленом и голубом цвете. От неё просто веет нежностью. Первые цветы, березы только распустившиеся, пушистые вербы. Лето Фет показывает в своих произведениях жарким. Воздух суховат и отдает терпкостью. Поля заполнены желтыми колосьями. Осень слегка хмурая, местами прохладная. Птицы собираются улетать, леса пустеют, все готовятся к зиме. Зима в строках Фета всегда необычайно красивое время года. Снег придает свежесть, а на окнах зима рисует красивейшие узоры. Фет много времени уделял наблюдению за круговоротом природы, за процессами которые происходят в разные времена года.

Специалисты и некоторые критики подчеркивали то, что в работах поэта природа имеет очень детальное описание. Его коллеги или предшественники не могли этим похвастаться. В произведениях встречаются не только всем известные животные и птица, а наоборот поэт мог уделить пару строк и редким видам. Также, если в произведениях других поэтов время суток это что-то обыденное, то Фет может посвятить много строк лишь для того, чтоб описать день или ночь.

Лирика Фета наполнена множеством ярких и позитивных произведений на тему весны. Читая каждое из них, складывается впечатление, что поэт ждет её наступление больше, чем чего-либо. Можно понять, что Фет душой чувствует пришествие данной поры года. По запаху он ощущает скорое прибытие весны. Поэт обращает внимание на все детали. Красиво подчеркивает хоровод листьев, журчащие ручьи и многое другое. Фет сопоставляет природу с человеком.

Если проанализировать стихотворение «На стоге сена ночью южной…», можно сказать что человек, который в этом произведении смотрит на небо, сравнивается с неким неземным ощущением, ощущением растворения в космосе. У поэта пробуждает интерес не то, что он видит, а именно чувства, которые остаются после увиденного. К примеру, взять стихотворение «Ярким солнцем в лесу…». В конце стихотворения Фет дает понять читателю, что качающиеся деревья это лишь иллюзия. Автор придает природе своё душевное настроение. Природа в стихотворениях поэта принимает человеческий облик, а человек наоборот растворяется в красоте природы.

Пора весны для поэта это словно девушка, царица. Природа весенней поры у поэта сравнивается с пробуждением, а вот зима, наоборот, с темной ночью. Также весна у Фета имеет радостные ноты, светлые. Вот зима немного навеивает грусть, печаль, тоску. Просматриваются некие мысли или рассуждения о смерти. Описание зимы у поэта немного схожи с работами А.С. Пушкина, который также мог выжать самое ценное, самое красивое даже из самого маленького элемента природы.

Подводя итоги можно сказать, что описание природы в произведениях Фета связаны неразрывной нитью с душой человека. Суть его стихотворений заключается именно в описании природы с эмоциями, а не просто то, что увидено. Поэт заслуженно считается первым поэтом-импрессионистом. Многие критики хорошо подметили, что Фет это и есть природа.

6 класс, 10 класс

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Тема природы в лирике А.А. Фета

«У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления… Поэзия его состоит из ряда картин природы… из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…» — писал о поэте А. В. Дружинин.

И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки…

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).

Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых, Плаксивый чибис прокричал, Цепь снеговую туч отсталых Сегодня первый гром прорвал. («Еще, еще! Ах, сердце слышит» )

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде — все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.

Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени… В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. («Пчелы» )

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь. ( «Весенние мысли» )

Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало, Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой. ( «Я пришел к тебе с приветом» )

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.

Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает, О чем не ведая еще, И в первый раз благоухает Ее блестящее плечо. ( «Первый ландыш» )

Весна у поэта — это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».

Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же — с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет, Выходи — снежок хрустит; Пристяжная озябает И на месте не стоит. ( «Ночь светла» )

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой, Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, Она торчит в безоблачной дали. Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Все понял я: земля давно остыла И вымерла… ( «Никогда» )

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе: Я русский, я люблю молчанье дали мразной, Под пологом снегов как смерть однообразной… Леса под шапками иль в инее седом, Да речку звонкую под темно-синим льдом. («Я русский, я люблю молчанье дали мразной» )

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Тема природы и человека в лирике А. А. Фета

А.А.Фет был представителем тех поэтических сил, которые заявляли о своей приверженности теории «чистого искусства». Они провозглашали своё особое отношение к поэзии и считали, что стихи должны уводить читателя от треволнений повседневной жизни в мир «чистого созерцания». Их идеологические и эстетические позиции не были однозначными, а творения поэтов не всегда укладывались в рамки провозглашённой ими теории. Но в предисловии к сборнику «Вечерние огни» А.А.Фет писал: «Мы. постоянно искали в поэзии единственное убежище от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Многие произведения поэта-романтика подтверждают эти стремления, так как посвящены они теме природы и любви. Автору удалось не только запечатлеть прекрасные пейзажи, но и отразить своё восприятие мира, мимолётные ощущения и настроения, вызванные созерцанием природы. Примером такой констатации факта встречи с тем, что очаровывает душу, стало стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. ».

Лирический герой, будто художник-наблюдатель, рисует чудные картины, перечисляя те моменты, которые видит и слышит. Это «трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». Ему дороги все мгновения и звуки ночи, которые отражают

Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях.

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом.

Однако жизнеутверждающие силы сильнее грусти и тоски, и лирический герой отмечает, что «надежда в сердце тлеет. ».

В стихах Фет стремился передать те чувства и переживания, которые наполняют душу человека при встрече с прекрасным, ведь его лирический герой способен жить в гармонии с окружающим миром.
Одним из лучших можно назвать стихотворение «Заря прощается с землёю. ».

А.А.Фет, обладая даром живописца, увлечённо рисует пейзаж заката, как будто наносит кистью всё новые краски, воспроизводя увиденное детально: лес, покрытый мглою, и огни на вершинах, то есть отблески солнечных лучей на макушках деревьев. Поэт замечает, как незаметно потухают они и «гаснут под конец». А деревья будто стараются поймать своими венцами ласку тёплых лучей уходящего солнца. Глазу поэта видны те изменения, которые мог бы не увидеть другой человек, не обладающий таким чутким восприятием мира, не умеющий ценить красоту природы и радоваться минутам общения с нею.
А.А.Фет говорит о таинственном и великом смысле наступления ночи, когда и у деревьев своя, другая жизнь:

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Такая космическая, вселенская гармония не должна пугать человека. Это нормально и хорошо, если «заря прощается с землёю» до утра, а деревья (природа вообще) и человек, купаясь в золотом сиянии, пользуясь даже прощальной теплотой и светом, отдохнут немного в темноте и дождутся утренних лучей, встретят новую зарю.

Очень многим людям нравится стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом. », так как в нём поэт обратился к теме общности человека и природы. А.А.Фет произносит свой монолог, рассказывая любимой о состоянии своей души. Его стихи очень эмоциональны, потому что всё, что происходит в окружающем мире, вызывает у него восторг, воодушевление и желание нарисовать словами эти прекрасные картины просыпающейся весенней природы:

. лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Автор признаётся, что его душа готова служить счастью дорогого человека, а это состояние соответствует тому, что происходит и с природой:
. отовсюду на меня весельем веет.
Солнце, которое «горячим светом по листам затрепетало», разбудило не только лес и птиц, но и поэта, вызвало у него желание петь, потому что «песня зреет». Это удивительное состояние может испытывать тот человек, который умеет ценить красоту природы, кто способен испытывать чувство любви.
Такие одухотворённые стихи о природе и особое мироощущение можно увидеть в творчестве А.А.Фета, и потому многие ценители поэзии считают его великим стихотворцем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: