Эстетический критерий творчества Гарди: сочинение

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Томас Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928)

Томас Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928)

Называя Томаса Гарди «скорбным и мужественным художником»[3], А. В. Луначарский отмечал: «Самое подкупающее в Гарди – это его честность. Недаром его предки носили имя «Hardy», что значит отважный, смелый. Отважен сам сэр Томас в своем исследовании общества»[4].

Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника связаны с сельской и провинциальной Англией, с Дорсетширом. Писатель считал, что нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города.

Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном знании народных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компромиссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримости. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Свои мысли о том, каким должен быть современный роман, Гарди изложил в статьях «Полезное чтение художественной литературы» (The Profitable Reading of Fiction, 1888) и «Искренность в английской литературе» (Candour in English Fiction, 1890). Он пишет о том, что роль романа возросла по сравнению с другими литературными жанрами. В современных условиях проблемы, которые раньше разрешались средствами драмы, теперь ставятся в жанре романа. Роман все больше вбирает в себя характерные черты других жанров. Романист постоянно наталкивается на острейшие противоречия, носящие драматический и трагический характер. Английские писатели, как считает Гарди, часто обходили эти противоречия в угоду пуританской морали общества. Гарди высказывает сомнение в том, что можно быть правдивым, уклоняясь от трагических тем. Честный романист, по мнению Гарди, должен изображать жизнь со всеми ее страстями так же правдиво и искренне, как это делали в своих трагедиях Эсхил и Шекспир. Романист должен обратиться к глубочайшим трагическим конфликтам общества и показать их откровенно и смело.

Гарди был убежден в том, что трагедии современного человека и современного общества отнюдь не уступают по своему величию, своему возвышенному характеру трагедиям, изображенным древнегреческими авторами. Он считал, что сельские труженики современной ему Англии переживали трагедии, которые были не менее значительными, чем те, что изображены Софоклом, и писал об этом в романе «В краю лесов».

Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. В мысли Гарди о том, что трагедия происходит именно в момент наслаждения счастьем, ощутима нота фатализма.

«Джуд Незаметный»: «. Сюжет построен почти геометрически – я не должен говорить “построен”, так как в определенный момент характеры сами обусловили такое строение и я просто подчинился этому». «Геометрические линии сюжета не были предумышленны, они возникли сами собой. В работе над “Джудом” моя мысль была сосредоточена на развязке».

Роман, однако, не мог удерживаться на одной высокой трагической ноте. Гарди понимал это, поэтому он не отгораживал трагическое от комического, хотя в его романах трагическое доминирует. В дневнике Гарди есть такая интересная запись: «Если вы вглядитесь в фарс повнимательней, то вы увидите трагедию; и, наоборот, если вы закроете глаза на глубокие проблемы трагедии, вы увидите фарс». В трагической теме у самого писателя сказалась английская традиция сатиры и юмора.

Для романов Гарди характерны не только драматизм и тяготение к трагическим темам, он обнаружил также интерес к широкому эпическому изображению народной жизни. Отсюда стремление объединить романы в определенные группы. По существу, тесной связи между романами Гарди нет; выдерживается лишь единство места (довольно обширного), где происходит действие, единство эпохи (тоже довольно большой) и единый подход к постановке проблем сельской и провинциальной Англии. Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Романы характеров и среды» (Novels of Characters and Environment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (Novels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies).

Среди этих групп выделяется первая, состоящая из семи книг. Название этой группе романов Гарди дал много лет спустя после ее опубликования – в 1912 г. Эта группа включает следующие книги: «Под деревом зеленым» (Under the Greenwood Tree, 1872), «Вдали от безумствующей толпы» (Far from the Madding Crowd, 1874), «Возвращение на родину» (The Return of the Native, 1878), «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа» (The Life and Death of the Mayor of Casterbridge, 1886), «В краю лесов» (The Woodlanders, 1887), «Тэсс из рода д’Эрбервилей» (Tess of the d’Urbervilles, 1891), «Джуд Незаметный» (Jude the Obscure, 1895).

В предисловии к роману «Вдали от безумствующей толпы» Гарди писал: «Серию романов, которую я задумал, в основном, как региональную, необходимо было связать с названием какой-то местности, чтобы придать романам единство места». «Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия – Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения нескольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Беркшир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербридже очень много от реального Дорчестера.

«Мэр Кестербриджа»), Тэсс («Тэсс из рода д’Эрбервилей»), Джуда («Джуд Незаметный»). Трагична судьба «человека с характером», выходца из народной среды Майкла Хенчарда, героя романа «Мэр Кестербриджа». Трагедия Хенчарда раскрывается и как социальная, и как фатальная. В этом сказались противоречия в мировоззрении Гарди, не сумевшего до конца осмыслить те социальные отношения, которые он правдиво изобразил в своих произведениях. Честный, волевой, умный Хенчард не смог удержаться на той высоте, которой он достиг благодаря своим способностям. Его вытесняет ловкий, предприимчивый и беспринципный делец Фарфре. В конфликте с Фарфре, представляющим капиталистическое хищничество, Хенчард терпит поражение. Обманутый, разоренный, униженный Хенчард оказался в том же бедственном положении, в каком он находился в молодости, до своего возвышения. Хенчард умирает в одиночестве, всеми забытый.

Эта социальная трактовка трагической истории Хенчарда освещается в романе подчас в ином плане: как ирония судьбы, как возмездие, как действие каких-то роковых сил. Когда-то давно; много лет назад, Хенчард совершил тяжкий поступок: напившись, он продал свою жену моряку Ньюсону. Через двадцать лет наступила расплата за эту вину; судьба безжалостно преследует Хенчарда, обрекая его на одиночество и смерть.

В романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король. Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками – с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода д’Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбейфилда Тэсс стала жертвой сластолюбивого Алека д’Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью всегда наталкивалось на жестокие предрассудки и законы общества. «Две силы участвовали в игре -врожденное стремление к счастью и сила обстоятельств, препятствующая счастью».

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва – на всю жизнь жертва! Таков закон!» – говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа – «Чистая женщина, правдиво изображенная» – звучал вызовом жестоким законам общества, которое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагических страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а передают ощущение неизбежности трагедии в существующих социальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повествуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обвиняет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

В романе «Джуд Незаметный» раскрывается социальная трагедия одаренного деревенского парня Джуда Фаули, который стремился к знаниям, к общественному благу, личному счастью, но встретился с жестокими социальными установлениями, закрывавшими путь простому человеку из народа к образованию и счастливой жизни. Джуд протестует против социальных обстоятельств: «Я чувствую, есть какая-то ошибка в наших социальных формулах». Оказавшись в состоянии полной безысходности, Джуд в отчаянии произносит слова из Евангелия: «Да погибнет день, в который я родился. »

Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Изображение сельской жизни включает в себя картины природы. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров. Пейзажные зарисовки в романах Гарди психоло-гизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. Трепетное чувство автора ощутимо в изображении Эгдонской пустоши, поросшей вереском и дроком. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)[5].

В 1904-1908 гг. Гарди создал эпическую драму «Династы» (The Dynasts. An Epic Drama of the War with Napoleon), в которой, обратившись к эпохе наполеоновских войн, выразил протест против милитаризма и неприятие жестокостей войны. Гарди показал войну как трагедию. В «Династах» сказалось влияние Л. Толстого. Изображение похода французской армии в Россию, героической борьбы русского народа, поражения Наполеона несет в себе отзвуки романа-эпопеи «Война и мир». Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в. Писатель создал замечательные произведения, повествующие о народной жизни, раскрывающие глубокие драматические конфликты современной эпохи. Трагические темы и образы произведений Гарди оказали сильное влияние на английскую литературу XX в.

3. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. – М, 1965. – Т. 6. – С. 36.

Реализм, его отличительные черты. Романы «характера и среды» Томаса Гарди

Как ведущее направление – 30-40-е годы XIX в. расцвет – во второй половине 40-х годов. Викторианство – идеология, образ мыслей и жизни, духовная атмосфера, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам. Однако «Блестящая плеяда» английских писателей открыла политические и социальные истины и показала в своих творениях все слои буржуазии и изобразила их полными самомнения, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.

XIX в. – расцвет романа, связанного с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Национальное своеобразие английского критического реализма – сатирическая обличительная направленность творчества большинства крупных писателей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период – 30-е годы; второй – 40-е,” или «голодные сороковые»; третий – 50-60-е годы.

В социальных романах «голодных сороковых» – Диккенса и Теккерея, сестер Бронте – получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи

английские романисты показали реальное положение вещей. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог.

На первом этапе викторианского периода жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две – Англия богатых и Англия бедных.

В наследии Томаса Гарди «романы характеров и среды» наиболее интересны для современного читателя. Эти произведения — национально-самобытное, самое яркое и последовательно развернутое свидетельство демократизации английской литературы в последнюю треть XIX в.

«Тэсс из рода д’Эрбервилей» (1891). Другие романы во многом не уступают ей.

Пейзаж полнее и лучше представлен в романе «Возвращение на родину» (1878); выразительные характеры встречались и ранее: Майкл Хенчард — герой «Мэра Кестербриджа» (1886) — может поспорить с Тэсс; критический пафос более сокрушителен в «Джуде Незаметном». И все же никакая другая книга не производит столь цельного впечатления. Правда, поэзия, мастерство сливаются в «Тэсс», как ни в какой иной книге Гарди.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном знании на­родных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компро­миссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримо­сти. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды» (Novels of Characters and Environ­ment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (No­vels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies). Среди этих, групп выделяется первая, состоящая из семи книг. В неё включен и роман «Тэсс из рода д’Эрбервилей» (Tess of the d’Urbervilles, 1891)

«Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия – Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербрндже очень много от реального Дорчестера. Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя (Тесс)

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фата­листической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагиче­ских страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а пере­дают ощущение неизбежности трагедии в существующих со­циальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повест­вуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обви­няет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в.

Творчество Т. Гарди. Роман «Тэсс из рода Д Эрбервилль»: основные темы и образы

Томас Харди (1840—1928) — один из выдающихся английских романистов конца XIX в. С 1867 г., когда он начал работу над своим первым (неопубликованным) романом «Бедняк и леди», до 1895 г. (дата публикации его последнего романа «Джуд Незаметный») Харди написал около двадцати романов, множество рассказов и стихов. В последние тридцать три года жизни от романного творчества он отказался, так как ценил свое поэтическое призвание значительно выше (многие из его лучших лирических произведений написаны в 1910-е годы); но также очевидно, что его уязвляла и подавляла поздневикторианская критика: романы Харди расценивались как «аморальные» и «пессимистические» — эти оценки переросли во враждебное неприятие «Тэсс из рода Д’Эр- бервиллей» (1891) и «Джуда Незаметного». Однако позже, еще при жизни писателя, произошла переоценка его творчества. Ориентиры сместились: то, что викторианцам казалось «аморальным», перестало восприниматься таковым в 1910— 1920-е годы; то, что ранее казалось «пессимистическим», позже лишь подтвердилось. Еще более интересным представляется факт обращения именно к творчеству Харди в конце XX в. — прежде всего, в так называемом «постмодернистском» романе, где сюжеты и персонажи Харди составляют своего рода «пред-текст».

Сам Харди подразделял свои романы и рассказы на три группы. Самую многочисленную (наверное, можно запоминать только ее) составляли романы «характера и среды». К ним Харди относил «Под деревом зеленым»), «Вдали от обезумевшей толпы» (1874), «Возвращение на родину» (1878), «Мэр Кес- тербриджа» (1886), «В краю лесов», а также «Тэсс» и «Джуда».

К «романтическим историям и фантазиям» (Romances and Fantasies) он причислял романы «Голубые глаза» (1873), «Штаб-трубач» (1880), «Двое на башне» (1882).

Романы типа «Отчаянные средства» (1871) — наименее известные — Харди определял как «романы изобретательности » .

Отец писателя был подрядчиком-каменщиком, и сам Харди, как и его герой Джуд, знал в этом ремесле толк. Он получил профессию архитектора — и мастерство архитектора свидетельствует о себе в романах этого писателя. Они отчетливо структурированы — каждое событие сюжета является частью целого. О «Джуде Незаметном» сам Харди говорил, что роман «построен почти геометрически».

Такое строение композиции — напоминающее архитектурный проект — разительно отличается от строения традиционного викторианского романа.

Черты викторианства. Протестантизм – должна раскаиваться всю жизнь.

В романе возникает вопрос:что такое истинный аристократизм?

Языческие симпатии Гарди объясняются тем, что он вырос в деревне, из простой семьи.

Эйнджел хотел чистую крестьянскую девушку, а Тэсс оказалась из древнего аристокр.рода.

Протестантизм – религия революции. Верят буквально, никакого символизма.

Эйнджел любит природу – в этом отпал от семьи.

Женитьба на Тэсс завершила психолог. И идеолог. Конфликт с отцом Клэр.

Трагический конфликт – Тэсс не была преступницей, но общество посчитало ее таковой, и она стала настоящей преступницей. В этом есть тенденция к натурализму – некий дух эпохи.

Не выдерживает такое кол-ва вины, постоянно сталкивается с Аликом.

В 19 в происходит жанровое изменение романа: драматизация романа (Достоевский, Золя). На рубеже веков роман становится концептуальным , линейность изложения нарушается.

Роман «Т из р.Д» закрывается в эту концепцию 3 героев. Такие произведения легко ставятся на сцене: герой не путешествует далеко, замкнутое пространтсво.

Хотят что-то исправить, но герои не могут остановить развитие трагедии.

След символизма: убийство Алика, женитьба Эйнджела, эротич.мотивы + языч.

В основе: природа центральной Англии; вопрос нац. Специфики. Напоминает англ.традбаллады, символизм, пейзажи Водсворта- сентимент. Жанра пейзажа – самодостаточен.

Образы типичной английскости – намеренно. ( графство Уэльс)

Природа показывает другую сторону конфликта. Человеческую природу отменять нельзя. Бунт чел. Природы против ханжества.

Протестантская идеология предопределения. В конце конфликт пр-ва, христ.этики с философией жизни. Непрощение.

Языческие символы: хороводы, солнце – в нач и в конце, перенос через реку.

Проповедь кары художником, кот.делал надписи на поверхностях. Протестанты считают, что проповедовать может каждый, кто читал писание.

Алик – антагонист (непримиримый противник) Тэсс, узурпатор этой земли.

Эйнджел – фанат чистоты, стремится соовт.своим идеалам, воззрениям.

В драм.ситуации ведет себя именно так, как его родители – не прощает грешницу.

Сходство с «Кукольным домом» Ибсена: сходсвто главных героев-мужчин, которые не способны спасти свою женщину.

ЭЙнджел – фигура трагическая, жертва праведности.

Алик – жертва страстей.

«Джуд незаметный» – судьба мужчины, попавшего в колесо. Герои не могут уйти. ( похож на тэсс, только мужик).

Тематика и проблематика романов Т. Гарди

В литературе последней трети века наблюдается пестрота. Одновременно развиваются и противоборствуют реализм, неоромантизм, натурализм, литература социалистических идей и литература декаданса.

В 1880-е гг. происходит расслоение романа: старый. (викторианский) и новый, предвосхищающий новую эпоху. Происходит переосмысление проблемы назначения искусства. Объемный роман вытесняется коротким романом (традиция XVIII в,.), для, которого требовались тщательный отбор героев, мастерская интрига. Филдинговская формулировка «комическая эпическая поэма в прозе» заменена определением У.Коллинза — «заставить смеяться, плакать и ждать» (обращенность на изменения в читательской аудитории). Черта переходности — специализация жанров романа (детектив, исторический роман, фантастика и приключения), а также их драматизация — насыщение действием. Дополнительно — уточнение и детализация психологической характеристики героя.

Критический реализм переходной эпохи представлен творчеством Томаса Гарди (1840 – 1928) — писатель-реалист, творил в старой викторианской традиции, но с поправками на современность. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891) — трагическая история жизни молодой крестьянки, которую нужда, лицемерие, предрассудки толкают на путь преступления устоев общества. Основные черты:

* «Старомодный» повествовательный стиль; проза, основанная на поэтическом лирическом ритме (мелодика баллады, народной песни).

* Романы «характера и среды», среда = времена года + традиционные ремесла и занятия.

* Традиции В.Скотта: оживил Уэссекс — исторический район Англии. Воссоздание особого исторического мира

* Философский пессимизм (отношение к прогрессу), вытекающий из несовершенства человеческой натуры, все дальше отходящей от природы.

* Герой составляет противоположность современному миру.

* Для него характерен трагизм, отдаленность от почвы непредсказуемость поступков. Мастерство психологического анализа в романе заключается в раскрытии сложности и непредсказуемости человеческой реакции на действительность.

Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника связаны с сельской и провинциальной Англией, с Дорсетширом. Писатель считал, что нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города.

Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном знании народных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компромиссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримости. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Свои мысли о том, каким должен быть современный роман, Гарди изложил в некоторых статьях. Он пишет о том, что роль романа возросла по сравнению с другими литературными жанрами. В современных условиях проблемы, которые раньше разрешались средствами драмы, теперь ставятся в жанре романа. Роман все больше вбирает в себя характерные черты других жанров. Гарди высказывает сомнение в том, что можно быть правдивым, уклоняясь от трагических тем.

Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. Роман-трагедию характеризует целеустремленное, четкое, законченное построение. Драматизированному эпосу свойственны строгие, резко обозначенные контуры. Гарди писал по поводу своего романа «Джуд Незаметный»: «. Сюжет построен почти геометрически – я не должен говорить “построен”, так как в определенный момент характеры сами обусловили такое строение и я просто подчинился этому». «Геометрические линии сюжета не были предумышленны, они возникли сами собой. В работе над “Джудом” моя мысль была сосредоточена на развязке».

Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя. В романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король. Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками – с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода д’Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбейфилда Тэсс стала жертвой сластолюбивого Алека д’Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью наталкивается на жестокие предрассудки и законы общества.

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва – на всю жизнь жертва! Таков закон!» – говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа – «Чистая женщина, правдиво изображенная» – звучал вызовом жестоким законам общества, которое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фаталистической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагических страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а передают ощущение неизбежности трагедии в существующих социальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повествуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обвиняет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров.

Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)*.

Томас Гарди и его «романы характеров» и среды «Тэсс из родо Дэрбервиллей»

19-20 век. Интересы трудового народа для Гарди были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в за­щиту сельской Англии, патриархальной старины, основ на­родной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развити­ем капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазно­му прогрессу и дал резкую, сатирическую критику капитализ­ма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном знании на­родных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компро­миссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримо­сти. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды» (Novels of Characters and Environ­ment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (No­vels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies). Среди этих, групп выделяется первая, состоящая из семи книг. В неё включен и роман «Тэсс из рода д’Эрбервилей» (Tess of the d’Urbervilles, 1891)

«Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия – Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербрндже очень много от реального Дорчестера. Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя (Тесс)

В романе «Тэсс из рода дЭрбервилей» Гарди с большим со­чувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талант­ливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король. Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода дЭрбервилей» является социальный конфликт между кресть­янами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священ­никами – с другой. Крестьянство в романе представлено семь­ей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода дЭрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбей­филда Тзсс стала жертвой сластолюбивого Алека д*Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорож­денный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и краси­ва, Но ее стремление к счастью всегда наталкивалось на жес­токие предрассудки и законы общества. «Две силы участвова­ли в игре – врожденное стремление к счастью и сила обстоя­тельств, препятствующая счастью».

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существую­щим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставлен­ная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв наде­жду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва – на всю жизнь жертва! Таков закон!» – говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджел ом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа – «Чистая женщина, правдиво изобра­женная» – звучал вызовом жестоким законам общества, кото­рое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фата­листической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагиче­ских страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а пере­дают ощущение неизбежности трагедии в существующих со­циальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повест­вуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обви­няет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Гарди – выдающийся мастер пейзажа. В структуре его ро­манов пейзаж занимает очень важное место. Изображение сельской жизни включает в себя картины природы. Авторское восхищение красотой и мощью природы способствует рас­крытию нравственной силы и духовного богатства народных характеров. Пейзажные зарисовки в романах Гарди психоло­гизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в при­роде, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчерк­нуть динамику человеческих страстей.

В своих пейзажных зарисовках писатель ис­пользовал приемы, характерные для живописи.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в. Писатель создал замечательные произведения, повествующие о народной жизни, раскрывающие глубокие драматические конфликты современ­ной эпохи. Трагические темы и образы произведений Гарди оказали сильное влияние на английскую литературу XX в

Неоромонтизм Р.Киплинга

Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Движение неоромантизма возникло как противопоставление викторианскому реалистическому роману.

Характерные черты: неприятие действительности, сильная личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д. Неоромантизм – гибрид романтизма и реализма. В сюжете – воссоздание романтического героя и романтической атмосферы, но техника описания, место действия, авторская позиция – взяты из реализма. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Майн Рид и Ф. Kyпер.

Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л .Стивенсона (теоретик направления), Р.Киплинга, А.К.Дойла.

Редьярд Киплинг (1865—1936).

Киплинг первый ввел в литературу «человека действия» – солдата, чиновника, миссионера, этот тип героя заменил в его книгах авантюриста, искателя приключений, любителя дальних странствий, типичного героя приключенческих романов. Он разрабатывал колониальную тематику не в привычном экзотическом плане, он рисовал тяжкий совсем ни поэтичный труд тех, кто взялся нести «бремя белых».

Киплинг – создатель колониальной литературы. Жители колонии находятся под бременем белого человека, но это бремя приятно. Сила на стороне белого человека, т.к. на его стороне наука, мышление.

В прозе и лирике Киплинг продолжает Ницшеанские мотивы (сверхчеловек). Колониальный механизм – технология производства сверхлюдей. Если у Ницше сверхчеловек – абстрактная, недостижимая цель, то у Киплинга это вполне реальный особенный вид человечества в колониях, который стоит на пути к достижению этой цели.

«Казарменные баллады» с их грубоватой задушевностью располагали массового читателя: они были написаны на его языке – языке улицы и казармы. Четкий ритм, интонация и форма стиха – подражание песне, частушке, маршу — были понятны и близки, а Томми Аткинс (главный герой) был свой парень.

«Книга джунглей» – история о Маугли. Киплинг умело использовал богатейший нетронутый материал туземных сказок и легенд, это придавало сказкам и «Книге джунглей» особую прелесть. «Все джунгли твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить. В чем закон джунглей? Прежде борись, а потом уж говори». «Твое дело только слушаться человека, который ведет тебя за узду и не задавать вопросов», – поучает новичка старый мул («Слуги ее величества»).

Эстетическое движение, или эстетизм— это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.

В 80-е годы в Великобритании эстетизм стал определенной нормой жизни, поведения, эпатажа посредственности и буржуазной ординарности. Эстетизм вызвал к жизни желание наслаждаться жизнью, открывать в ней красоту и удовольствия, создавать собственную мораль. Он провозглашал свободу во всем — в жизни, в отношениях между людьми, в одежде, поведении, речи. Нет «плохого» и «хорошего»: есть скучно и не скучно. Эстеты страдали от непризнания и в то же время гордились им, чувствуя себя оригинальными и избранными среди общего неодобрения.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Тематика и проблематика романов Т. Гарди

В литературе последней трети века наблюдается пестрота. Одновременно развиваются и противоборствуют реализм, неоромантизм, натурализм, литература социалистических идей и литература декаданса.

В 1880-е гг. происходит расслоение романа: старый. (викторианский) и новый, предвосхищающий новую эпоху. Происходит переосмысление проблемы назначения искусства. Объемный роман вытесняется коротким романом (традиция XVIII в,.), для, которого требовались тщательный отбор героев, мастерская интрига. Филдинговская формулировка «комическая эпическая поэма в прозе» заменена определением У. Коллинза — «заставить смеяться, плакать и ждать» (обращенность на изменения в читательской аудитории). Черта переходности — специализация жанров романа (детектив, исторический роман, фантастика и приключения), а также их драматизация — насыщение действием. Дополнительно — уточнение и детализация психологической характеристики героя.

Критический реализм переходной эпохи представлен творчеством Томаса Гарди (1840 – 1928) — писатель-реалист, творил в старой викторианской традиции, но с поправками на современность. «Тэсс из рода дЭрбервиллей» (1891) — трагическая история жизни молодой крестьянки, которую нужда, лицемерие, предрассудки толкают на путь преступления устоев общества. Основные черты:

* «Старомодный» повествовательный стиль; проза, основанная на поэтическом лирическом ритме (мелодика баллады, народной песни).

* Романы «характера и среды», среда = времена года + традиционные ремесла и занятия.

* Традиции В. Скотта: оживил Уэссекс — исторический район Англии. Воссоздание особого исторического мира

* Философский пессимизм (отношение к прогрессу), вытекающий из несовершенства человеческой натуры, все дальше отходящей от природы.

* Герой составляет противоположность современному миру.

* Для него характерен трагизм, отдаленность от почвы непредсказуемость поступков. Мастерство психологического анализа в романе заключается в раскрытии сложности и непредсказуемости человеческой реакции на действительность.

Жизнь Томаса Гарди, интересы его как художника Связаны с сельской и провинциальной Англией, с Дорсетширом. Писатель считал, что Нравственные основы бытия сохраняются в деревне; отсюда противопоставление сельского уклада развращенной жизни большого города. Интересы трудового народа для Гарди Были основным критерием в оценке социальных процессов, происходящих в Англии во второй половине XIX в. Писатель выступил в защиту сельской Англии, патриархальной старины, основ народной культуры, исчезавших в связи с дальнейшим развитием капитализма. Гарди с неприязнью относился к буржуазному прогрессу и Дал резкую, сатирическую критику капитализма. Эта критика сочеталась подчас с пессимистическими и фаталистическими настроениями, которые были вызваны крушением патриархальных иллюзий.

Народность Гарди проявилась в глубоком Изображении трагедии народа в период проникновения Капиталистических отношений в те Сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди – в выражении народных интересов, в великолепном Знании народных обычаев, взглядов, в глубоком освоении Фольклора.

Томас Гарди резко выступил Против тяготения к компромиссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической Остроты и Непримиримости. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Свои мысли о том, каким должен быть современный роман, Гарди изложил в некоторых статьях. Он пишет о том, что Роль романа возросла по сравнению с другими литературными жанрами. В современных условиях проблемы, которые раньше разрешались средствами драмы, теперь ставятся в жанре романа. Роман все больше вбирает в себя характерные черты других жанров. Гарди Высказывает сомнение в том, Что можно быть правдивым, уклоняясь от трагических тем.

Писатель полагал, что трагедия имеет место тогда, когда высшее счастье героя вдруг оборачивается несчастьем. Роман-трагедию характеризует целеустремленное, четкое, законченное построение. Драматизированному эпосу свойственны строгие, резко обозначенные контуры.Гарди писал по поводу своего романа «Джуд Незаметный»: «. Сюжет построен почти геометрически – я не должен говорить “построен”, так как в определенный момент характеры сами обусловили такое строение и я просто подчинился этому». «Геометрические линии сюжета не были предумышленны, они возникли сами собой. В работе над “Джудом” моя мысль была сосредоточена на развязке».

Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя. В романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» Гарди с большим сочувствием изображает народ. Здесь высказана мысль о талантливости людей из народной среды. «Один был Мильтоном, лишенным дара речи, другой – Кромвелем в потенции». Жизнь крестьянства представлена в романе исполненной большого значения. «Чуткий крестьянин живет жизнью более полной, широкой, драматической, чем толстокожий король. Жизнь так же величественна в деревне, как и в любом другом месте».

Основой трагического сюжета в романе «Тэсс из рода д’Эрбервилей» является социальный конфликт между крестьянами, с одной стороны, и буржуазией, либералами и священниками – с другой. Крестьянство в романе представлено семьей мелкого фермера Дарбейфилда, обедневшего потомка древнего аристократического рода д’Эрбервилей. Имя этой семьи присвоили теперь буржуазные дельцы. Дочь Дарбейфилда Тэсс стала жертвой сластолюбивого Алека д’Эрбервиля. Несчастья и беды преследуют Тэсс, умирает ее незаконнорожденный ребенок; сама она ищет работы вдали от родных мест. Казалось, Тэсс была создана для счастья. Она добра и красива. Но ее стремление к счастью наталкивается на жестокие предрассудки и законы общества.

Любовь Тэсс к Энджелу Клэру принесла ей новые беды. Узнав о ее прошлом, Энджел покидает ее, уехав в Бразилию. Этот либерал, заявлявший о своем равнодушии к существующим социальным порядкам и традициям, оказался на самом деле во власти традиционных условностей и предрассудков. Он увидел в Тэсс обманщицу и падшую женщину. Оставленная Энджелом Тэсс снова встретилась с Алеком, ставшим к этому времени методистским проповедником. Потеряв надежду на встречу с Энджелом, Тэсс уступила Алеку. Но когда Энджел вернулся из Бразилии и нашел ее, она решила любой ценой избавиться от ненавистного ей Алека. Протест Тэсс против своего унизительного положения проявился бурно, стихийно и слепо. «Однажды жертва – на всю жизнь жертва! Таков закон!» – говорит она. Но Тэсс не мирится с этим «законом». Она убивает Алека и бежит с Энджелом. «Закон» преследует ее с неумолимостью рока: Тэсс казнят. Но автор показал не вину, а трагедию Тэсс, вызывая сострадание к ней. Подзаголовок романа – «Чистая женщина, правдиво изображенная» – звучал вызовом жестоким законам общества, которое преследовало чистую женщину, довело ее до отчаяния, толкнуло на кровопролитие, а затем приговорило к смерти.

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фаталистической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагических страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а передают ощущение неизбежности трагедии в существующих социальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повествуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обвиняет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Гарди – выдающийся мастер Пейзажа. В структуре его романов пейзаж занимает очень важное место. Авторское восхищение красотой и Мощью природыспособствует раскрытию нравственной силы и духовного богатства Народных характеров.

Пейзажные зарисовки в романах Гарди психологизированы, они неотделимы от чувств и переживаний его персонажей. Писатель видит обилие красок и оттенков в природе, улавливает малейшие изменения цвета и звука, передает динамику в жизни природы, помогающую еще ярче подчеркнуть динамику человеческих страстей. Гарди с любовью изображает природу родных мест. В своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»).

Эстетическая теория О. Уайльда в романе “Портрет Дориана Грея”

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эстетизм – это художественное направление, для которого характерно возведение в абсолют идеи чистой Красоты, возвышающейся над обыденной жизнь, являющейся субстанцией изысканного искусства.

Эстетическая теория Оскара Уайльда

В историю мировой литературы Оскар Уайльд вошел в качестве наиболее яркого представителя эстетизма, зародившегося в 70-е годы 19 века. Окончательно это направление сформировалось в 80-90-е годы, но в начале 20 века утратило свои позиции, слившись с разными формами модернизма.

Идеал эстетизма – «чистое искусство», искусство для искусства.

Стремление к идеалу, свойственное каждому художнику, нашло отражение в древнем мифе о Пигмалионе, который влюбился в сотворенную им же статую. История о Пигмалионе стала своеобразной попыткой человека доказать, что искусство совершеннее и сильнее жизни. Именно об этом говорят в своих трудах Шиллер, Шелли, Китс, Гёте. Художники прошлого воспевали красоту, но при этом они не подчеркивали разрыв между своей реальной жизнью и идеалами, они верили в воспитательную силу искусства. Однако само стремление художников через искусство привести человека к миру прекрасного объясняется недовольством реальной действительностью. И в некотором смысле эстетизм стал проявлением этого недовольства.

Значительную роль в становлении и развитии теории эстетизма сыграл теоретик искусства и публицист, литературный критик Д. Рескин. В своем эссе он дает эстетическое обоснование ряда тенденций в английской литературе 19 века. В «Лекциях об искусстве» Джон Рескин говорит о том, что:

  • Искусство страны является представителем ее политический и социальных свойств;
  • Искусство выражает нравственную жизнь страны;
  • Искусство может существовать и совершенствоваться лишь при условии соответствующего уровня нравственности, то есть в искусстве и литературе этическое начало и эстетическое тесно связаны.

Готовые работы на аналогичную тему

Красота и абсолют – главные понятия теории Рескина, которая стала основой теории эстетизма О. Уайльда.

Теория Рескина получила дальнейшее развитие в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и сборнике «Замыслы». Однако теория Рескина не была принята Уайльдом безоговорочно. Особенно серьезные разногласия возникли при рассмотрении вопроса связи искусства и нравственности. По мнению Рескина, искусство и Красота тесно связаны с нравственностью, а по мнению О. Уайльда нравственная жизнь человека является только одной из тем творчества.

О. Уайльд считается вождем эстетизма. А кульминационной точкой в развитии эстетизма становится утверждение о том, что искусство не только стоит выше жизни, но и формирует действительность соответственно фантазии художника.

О. Уйальд, который возглавил эстетизм в Англии, свое кредо определяет в эссе и статьях. От несправедливой обыденной жизни он уходит в царство Красоты. Основные положения эстетики английского декаданса он сформулировал в своих трактатах:

  • «Кисть, перо и отрава»
  • «Упадок искусства лжи»
  • «Истина масок»
  • «Критик как художник».

Эти сочинения в 1891 году были объединены в книгу «Замыслы», в которой впервые Уайльд разрабатывает теорию «чистого искусства». Именно оно стало жизненным кредо эстетов. Искусств всегда направлено само на себя, оно не преследует каких-либо целей. О. Уайльд воспринимает искусство в качестве некого откровения. Писатель кризису декаданса противопоставляет необузданное наслаждение жизнью и ницшеанскую сильную личность. По его мнению, для эстетов крайне важна форма, и она должна подчиняться высшим законам искусства. Автор должен интересоваться мгновенными, яркими впечатлениями, вызванными каким-то сиюминутным событием. А в процессе создания произведения художник в первую очередь должен задуматься о том, будет ли его творение вызывать наслаждение и отражать, воссоздавать прекрасное. Он считает, что творчество ни в коем случае не должно быть обременено повседневностью и всегда должно стремиться на поиски идеального, безудержного, прекрасного.

Отражение эстетической теории О. Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

Основные положения теории О. Уайльда органически объединены в предисловии к его единственному роману «Портрет Дориана Грея», а в самом романе они художественно реализуются.

О. Уайльд в предисловии утверждает, что искусство не отражает жизни, и оно совершенно бесполезно. Писатель использует романтический творческий метод. В его стремлении утвердить мысль о том, что искусство выше жизни проявляется абсолютизация творчества, его независимости, что характерно романтизму. Положения романтической теории в эстетизме О. Уайльда выражаются в форме парадокса, приобретают полемическую заостренность. Как раз так звучит его положение о том, что не бывает нравственных или безнравственных книг, есть лишь книги, которые написаны хорошо или написаны плохо. А свое понимание безнравственности искусства писатель выражает устами лорда Генри. Этот герой играет роль провозвестника идей самого О. Уайльда. Безнравственными он называет те книги, которых показываются миру его недостатки и пороки.

Так как искусство выше реальной жизни, с точки зрения морали рассматриваться оно не может. Однако это не значит, что Уайльд утверждает «безнравственное искусство». Этим своим утверждением писатель подчеркивает, что безнравственным искусство быть не может. По его мнению, «хорошо написанная книга» всегда будет нести урок человеку, так как создана по законам красоты и с позиций идеала. В свою очередь, «плохо написанная книга» – это не произведение искусства, и она не заслуживает внимания вне зависимости о того, содержится в ней мораль или нет. Высшим критерием для художника является красота.

В эстетической теории О. Уайльда подчеркивается, что понять произведение искусства по силам только человеку, тонко чувствующему прекрасное. Для такого человека не нужен моральный урок, так как он сам живет по законам красоты (лорд Генри). А для других искусство – что-то недоступное, так как оно является зеркалом, отражающим того, кто смотрится в него, а не жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: