Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман: сочинение

Франц Фюман (Franz Fühmann)

Страна: Германия
Родился: 15 января 1922 г.
Умер: 8 июля 1984 г.

Франц Фюман (полное имя — Франц Антоний Йозеф Рудольф Мария Фюман / Franz Antonia Josef Rudolf Maria Fühmann) — немецкий писатель, поэт, драматург, эссеист.

Франц родился 15 января 1922 г. в судетском городке Рокитнице (Чехословакия, ныне – Чехия). Его отец, аптекарь, ценой полуголодного существования сумел не только получить образование, но и стать хозяином небольшой химико-фармакологической фабрики. Мать Фюмана была строгой набожной католичкой. Мелкобуржуазная среда и преклонение перед «великой» Германией определяли атмосферу, царившую в семье.

Мальчик учился четыре года в закрытом иезуитском интернате Kalksburg недалеко от Вены, затем до 1939 г. в средней школе в Райхенберге, где в 1937 г. он стал членом молодёжной спортивной нацистской организации «Hercynia». После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 г. семнадцатилетний Ф. Фюман, как и многие его одноклассники, записывается в вермахт добровольцем. Энтузиазм подростков не был в начале войны востребован вермахтом, и осенью 1941 г. Фюман поступает в Пражский университет, откуда он и был призван на фронт.

Фюман был связистом и не принимал непосредственного участия в боях на передовой, хотя мысли о том, как бы он повёл себя, окажись в концлагере или в карательном отряде, постоянно преследовали его. С войсками он побывал в СССР и в Греции, которая даже в военную пору произвела на него неизгладимое впечатление, отразившееся впоследствии в содержании и поэтике большинства послевоенных произведений писателя. В 1945—1949 гг. Фюман находился в плену на территории СССР. Пребывание в Советском Союзе и знакомство с иным укладом жизни, иными идеалами и идеологией стало для писателя «большим духовным событием». В антифашистской школе к нему приходит прозрение, и всё своё творчество, весь свой талант в дальнейшем он подчиняет разоблачению нацизма.

Однако детство Фюмана была отмечено отнюдь не только националистической истерией. Франц зачитывался сказками Людвига Бехштейна, братьев Гримм, Андерсена, «Сказаниями» Шваба. Всё это побуждало к собственному раннему творчеству. Первые произведения военных лет свидетельствует о том, что обер-ефрейтор Фюман был знаком со стихами Рильке — в 1942 г. в издаваемом Рудольфом Ибелем журнале были опубликованы первые стихи Фюмана. Национал-социалистическая еженедельная газета «Das Reich» также публиковала впоследствии его стихи. Позднее в 1945 г. он узнает поэзию Георга Тракля, привязанность к которому также сохранит на всю жизнь. После окончания антифашистской школы и последовавшим за этим переосмыслением ценностей и событий немецкой истории и культуры, Фюман по-новому оценит свой детский культурный опыт. Возможно, именно тогда в сознании Фюмана возникает мысль очистить классическое наследие прошлого, прежде всего мифы, легенды и сказки древнегреческого и германских народов от ложных истолкований и спекуляций нацистских идеологов. «Очистительную» работу Фюман посвятит воспитанию детей и юношества, поскольку истоки человеческих трагедий с его точки зрения во многом определяются в детстве.

После возвращения в Германию Фюман сразу вступает в Национально-демократическую партию Германии (NDPD). Здесь он с 1950 по 1958 гг. работал в качестве партийного функционера по культуре и занимался журналистикой. С 1958 года Франц становится профессиональным писателем. Собственно литературную деятельность начал поэмой «Fahrt nach Stalingrad» («Поездка в Сталинград», 1953).

Отличительной чертой творческой манеры Фюмана является автобиографизм. Истоки сюжетов и конфликтов его произведений следует искать в его собственной жизни, которую писатель рассматривал не только как факт личной судьбы отдельного человека, но как типичное явление определенной эпохи. Чувство личной ответственности и сопричастности всем событиям Второй мировой войны заставило Фюмана искать причины трагедии своего поколения в самих истоках человеческого бытия — в детстве, как в своём, так и в детстве своих ровесников. Главная тема произведений Фюмана — разоблачение фашизма во всех его проявлениях (повесть «Однополчане», 1955; цикл новелл «Еврейский автомобиль», 1962; повести «Барлах в Гюстрове», 1963; «Эдип-царь», 1966; «Жонглер в кино, или Остров грез», 1970). Надежда на то, что решения XX съезда КПСС приведут к оздоровлению общественной ситуации в ГДР, позволила Фюману обратиться к современной тематике и создать повесть о непростой судьбе переселенцев «Богемия у моря» (1962).

В творчестве Ф. Фюмана переложение классических мифов и произведений древности занимает отнюдь не периферийное место. С 1959 г., после рождения дочери, он пишет произведения для детей. В живой и увлекательной форме он не просто излагает известные сюжеты, но и позволяет читателям в новых культурно-исторических условиях понять заложенный в них глубинный смысл. «Рейнеке Лис» («Reineke Fuchs», 1964), «Деревянный конь» («Das Hölzerne Pferd. Die Sage vom Untergang Trojas und von der Irrfahrten des Odysseus. Nach Homer und anderen Quellen neu erzählt», 1968), «Сказки Шекспира («Shakespeare-Märchen», 1968), «Песнь о Нибелунгах» («Das Nibelungenlied», 1971), «Дымящиеся шеи лошадей в Вавилонской башне» («Die dämpfenden Hälse der Pferde im Turm von Babel», 1978) — эти и другие книги, рассчитанные не только на детей, но и на взрослых читателей, представляют собой уникальное собрание сюжетов из древней и новой истории.

В начале 1960-х гг. Фюман со свойственным ему энтузиазмом откликается на новую, поставленную государством перед деятелями культуры задачу по сближению искусства, литературы и промышленного производства. В результате в 1961 г. появляется его очерк «Kabelkran und Blauer Peter» («Подъемный кран и голубой Петер»), написанный с долей легкой самоиронии человеком, далеким от проблем производства и тяжелого физического труда. Однако первоначальная эйфория Фюмана по поводу внедрения в рабочие коллективы для написания произведений на производственные темы быстро проходит. Писатель понимает ущербность такого отношения к литературе и литераторам. Кризис в культурной политике ГДР, начавшийся ещё в середине 1950-х гг. и ознаменовавшийся арестами деятелей литературы и искусства, а затем выездом многих из них в ФРГ, был спровоцирован несовместимостью саморазвития литературы и культуры с утилитарной и авторитарной государственной политикой в области искусства. Накануне II Биттерфельдской конференции в 1964 г. Ф. Фюман пишет открытое «Письмо министру культуры» («Brief an den Minister für Kultur»), в котором утверждает, что просветительские усилия писателей, способные, вероятно, пробудить в рабочих и крестьянах первоначальный интерес к литературе, никоим образом не могут дать столь необходимого художественному творчеству «качества, качества и ещё раз качества». «Письмо министру» Ф. Фюмана по сути предваряет широкое движение в литературе ГДР 1970-х гг., характеризующееся более зрелым пониманием многообразия функций художественного творчества в обществе, осознанием специфики художественной литературы.

После публикации «Письма министру культуры» об ошибках в культурной политике ГДР Фюман выходит из Союза писателей, а в 1972 г. — из Национально-демократической партии Германии. С этого времени писателя все больше волнуют философские, нравственные, эстетические и литературно-теоретические вопросы и проблемы, углубляется и его внимание к так называемому «мифическому элементу» в сознании людей и в художественной литературе.

Одним из главных произведений в творчестве Фюмана стала художественно-документальная книга «Двадцать два дня, или Половина жизни», жанр которой определить очень трудно. Перед нами путевой дневник поездки писателя в Будапешт, включающий воспоминания, литературоведческие изыскания, теоретические высказывания о мифе, мифологии, о соотношении мифа и сказки. Мотив скитаний Одиссея включается автором в контекст воспоминаний о процессе «ломки» сознания, который он пережил в антифашистской школе. Фюман вновь ощущает себя Одиссеем, вновь спускается в Аид прошлого ради познания истоков современности. Анализируя произведения различных эпох, писатель выявляет духовную сущность искусства, так называемый «мифический элемент».

Эссеистика Фюмана зачастую способствовала публикации в ГДР «западных» авторов, например, З. Фрейда («Das mythische Element in der Literatur», 1975), Г. Тракля («Над огненной пучиной», 1982). Фюман пробовал свои силы во многих жанрах, в том числе в балете: сценарий «Kirke und Odysseus» (1984), либретто «Alkestis» (издано в 1989 г.) и публицистике (книга о людях с психическими отклонениями «Was für eine Insel in was für einem Meer», 1985).

До последних дней своей жизни Фюман находился в постоянном творческом поиске. Поражает не только перечень литературных жанров, в русле которых творил Фюман, но и сфер его деятельности. Он издал художественное и литературное наследие Э. Барлаха. Переводчик венгерской, славянской и русской советской поэзии.

Однако главный труд жизни Фюмана остался неоконченным. Роман «Im Berg» был издан посмертно в виде фрагментов. Также представляет литературный интерес переписка Фюмана с Кристой Вольф («Monsieur — wir finden uns wieder. Briefe 1968–1984», 1995).

В последние годы жизни Фюман не перестает критиковать недостатки в культурной политике ГДР. Писатель разочаровывается в самих политических устоях социалистического немецкого государства и выходит не только из Союза писателей, но и из Академии искусств ГДР, пишет письма в поддержку преследуемых и высылаемых писателей.

Личность Фюмана вобрала в себя все конфликты и контрасты эпохи. В 1994 г. одна из бранденбургских школ захотела носить имя писателя, что незамедлительно вызвало противодействие общественности. Одни припомнили ему нацистское прошлое, другие обвиняли его в сталинизме, некоторые не могли простить писателю его успешную писательскую судьбу в Восточной Германии, а кто-то ставил ему, напротив, в вину то, что он был диссидентом. С определенной долей горькой иронии Франц Фюман так оценивал свою судьбу: «Первые двенадцать лет я был католиком, следующие двенадцать — нацистом, следующие двенадцать — коммунистом, затем двенадцать лет поисков и сомнений. Сейчас я живу двенадцать лет в литературе, и наверняка последние двенадцать лет проведу в исправительных лагерях».

Умер Франц Фюман 8 июля 1984 г. от рака. Его досье в службе национальной безопасности ГДР, следившей за ним с 1977 по 1984 гг., составило 3644 страницы.

Премии и награды:

1955 — Орден за заслуги перед Отечеством

1956 — Премия имени Генриха Манна

1957 — Национальная премия

1964 — Премия искусств Союза свободных немецких профсоюзов

1963 — Премия имени Йоханесса Р. Бехера

1964 — Премия искусств Союза свободных немецких профсоюзов

1970 — Медаль Барлаха

1972 — Премия имени Лиона Фейхтвангера

1974 — Национальная премия

1977 — Премия немецкой критики

1982 — Премия имени Ганса и Софи Шолль (ФРГ) за книгу «Der Sturz des Engels. Erfahrungen mit Dichtung» (в рус. переводе — «Над огненной пучиной»)

Личный архив Франца Фюмана хранится в Академии художеств в Берлине (AdK, Franz-Fühmann-Archiv).

Фантастическое в творчестве:

Францем Фюманом написан ряд волшебных сказок для детей, сделаны переложения сказок Шекспира, древнегреческих и немецких мифов, легенд и эпосов. Также выпущен сборник стихотворений-сказок «Направление сказки», написаны две детские сказочные пьесы.

В 1981 г. Фюман публикует сборник «Сайенс Фикчен» (Saiäns-Fiktschen — намеренное искажение английского определения фантастики), представляющий собой цикл из семи рассказов в жанре антиутопии. Находясь на распутье и размышляя о будущих путях развития человечества и, в частности, немцев по обе стороны Берлинской стены, писатель показывает бесперспективное противостояние тоталитарного государства Унитерра и капиталистического государства Либротерра, где ценность всего определяют только лишь деньги. Оба режима бесперспективны, поскольку нивелируют человеческие ценности. Рассказы имели большой успех, однако на вопрос журналистов о будущих работах в этом жанре Фюман ответил, что больше фантастики писать не будет.

© Wind по материалам сети Интернет

Примечание к биографии:

Для биографии была использована статья Т. Шарыпиной «Франц Фюман: творческий путь в контексте эпохи», а также другие сетевые немецкие и российские источники.

Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман: сочинение

  • « первая
  • 196
  • 197
  • 198
  • 199
  • 200
  • . . .
  • последняя (205) »

1804 — в июне возвращается в Пруссию.

1805 — 1 мая едет в Кёнигсберг для годичной подготовки к государственной службе. Новелла «Землетрясение в Чили».

1806 — 14 октября Пруссия терпит поражение в битве при Иене и Ауэрштедте. Клейст заканчивает драму «Амфитрион».

1807 — арест по подозрению в шпионаже.

1807–1808 — в Дрездене, заканчивает комедию «Разбитый кувшин». Начинает выпускать «Феб, журнал для искусства». Публикует отрывок из повести «Михаэль Кольхаас», новеллу «Маркиза О.»; заканчивает трагедию «Пентесилея».

1808–1809 — драма «Битва Арминия». Поездка в Австрию. Начало патриотического подъема в Германии.

1810–1811 — Клейст в Берлине. Драма «Принц Фридрих Гомбургский». Начинает выпускать «Берлинскую вечернюю газету», где публикует свои статьи, рассказы и анекдоты.

1811 — 21 ноября у озера Ванзее Клейст по обоюдной договоренности застрелил свою смертельно больную возлюбленную Генриетту Фогель и затем застрелился сам.

Франц Фюман
Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман (1976)
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1978)

Гофман — один из крупнейших прозаиков немецкого романтизма — прожил большую и сложную жизнь в истории литературы. Высокую оценку его творчеству дали еще Г. Гейне, В. Белинский и А. Герцен. Его любили Ч. Диккенс и Э. По, Бальзак и Жорж Санд, Бодлер и Оскар Уайльд и многие другие писатели разных стран.

В литературе и литературоведении ГДР творчество Гофмана не сразу получило широкое признание и разностороннюю оценку. В связи с общей недооценкой романтизма в первые послевоенные десятилетия Гофмана (как, впрочем, и Гейне) нередко старались вывести за пределы романтизма, приблизить к реализму, что, естественно, затрудняло понимание особенностей художественного метода Гофмана, в основе своей романтического, приводило к неверной интерпретации отдельных произведений и образов.

Для Франца Фюмана — одного из крупнейших писателей ГДР, лауреата многих литературных премий — обращение к творчеству Гофмана — часть широко задуманной программы по освоению и интерпретации культурного наследия, понимаемого писателем очень широко и диалектично. Ф. Фюман проделал большую работу по художественному освоению античной мифологии: «Деревянный конь. Сказание о падении Трои и о странствиях Одиссея» (1968), «Прометей — битва титанов» (1974), «Возлюбленный утренней зари» (1978, сборник рассказов на мифологические сюжеты). Теоретические проблемы художественного освоения мифов писатель обобщил в эссе «Мифологический элемент в литературе» (1975). Ф. Фюман написал также прозаические пересказы нижненемецкого эпоса «Рейнеке Лис» (1964) и древнегерманского героического эпоса «Песнь о нибелунгах» (1971). Вслед за серией статей о Гофмане (1976–1979) Ф. Фюман написал интересную книгу автобиографических размышлений о творчестве Георга Тракля (1982).

Анна Зегерс
Встреча в пути (1972)

Анна Зегерс (1900–1983) являет своим творчеством яркий пример писателя социалистического реализма, постоянно ищущего и испытывающего новые формы эстетического освоения действительности. В разные годы она обращалась к притчевой форме повествования (например, «Три дерева», 1940), многообразно использовала элементы фантастики, аллегории, разнообразную символику. Введя в литературу ГДР классические образцы широкоохватных эпических художественных полотен («Мертвые остаются молодыми», 1949; «Решение», 1959; «Доверие», 1968), А. Зегерс своевременно выступила и против зауженного понимания реалистического метода, не признающего будто бы никаких условных приемов и форм. Сборник рассказов «Странные встречи» (1972, «Встреча в пути» завершает сборник) сыграл очень важную роль в литературных дискуссиях о возможностях метода социалистического реализма в ГДР. «Странные встречи» убедительно демонстрируют, как можно, оставаясь на почве социалистического реализма, широко использовать элементы фантастики. Рассказ же «Встреча в пути», по сути дела, является своего рода историко-литературным пояснением специфики художественной манеры трех столь различных между собой писателей, между которыми, однако, по воле А. Зегерс возникает и определенное взаимопонимание.

Гюнтер де Бройн
Бранденбургский Дон Кихот (1980)
Бранденбургские изыскания (1978)

Гюнтер де Бройн (род. в 1926 г.), писатель остросовременный, лауреат Национальной премии ГДР, обнаружил отчетливый интерес к историко-литературной проблематике, по сути дела, уже в романе «Присуждение премии» (1972). В 1975 году он выпустил беллетризованную «Жизнь Жан Поля Фридриха Рихтера», значительно приблизив к нам многострадальную и исполненную творческих поисков жизнь замечательного немецкого прозаика конца XVIII — начала XIX века. Повестью «Бранденбургские изыскания» Г. де Бройн ввел проблему освоения культурного наследия в широкий круг этических и нравственных проблем современного социалистического общества. Томик произведений Фридриха де ла Мотт Фуке [218] (послесловие из которого и включено в настоящую книгу) вышел в серии «Бранденбургская поэтическая галерея», которую Г. де Бройн выпускает вместе с Г. Вольфом в берлинском издательстве «Дер Морген». В этой же серии Г. де Бройн издал недавно «Доверительные письма» Кристофа Фридриха Николаи (1733–1811) [219] , известного представителя позднего Просвещения в Германии, отважно, но порой односторонне боровшегося с крайностями «Бури и натиска» и романтизма. Николаи принадлежит, например, известная пародия на «Страдания юного Вертера». Г. Вольф выпустил в этой серии книгу «Гейне в Берлине» (1980) и сборник избранных произведений Эвальда Христиана фон Клейста (1715–1759), друга Лессинга и одного из виднейших представителей анакреонтической поэзии XVIII века.

Поскольку жизнь и творчество Фуке советскому читателю почти не известны, приводим основные даты жизни и творчества Фуке.

1777 —12 февраля родился Фридрих Генрих Карл де ла Мотт Фуке.

1779 — Переезд в имение Закров около Потсдама.

1788 — Переезд в имение Лентцке около Фербеллина.

1789 — Август Людвиг Хюльзен становится домашним учителем Фуке.

1794 — Фуке записывается в прусскую армию. Участие в походе против Франции.

1798 — Фуке вступает в брак с Марианной фон Шубэрт в Бюкебурге.

1802 — Развод. Уход из армии.

1803 — Фуке вступает в брак с Каролиной фон Рохов,

Добрый сказочник. Эрнст Теодор Амадей Гофман

«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям»

В 1776 году в городе Кёнигсберге родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, теперь известный как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого преклонялся. И именно это имя стало символом нового поколения сказок от Гофмана, читать которые стали с упоением и взрослые и дети.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками. Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник. Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник. Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки. из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.

Родился будущий известный писатель и композитор Гофман в семье адвоката, но отец разошелся с матерью, когда мальчик был ещё совсем маленьким. Воспитали Эрнста его бабушка и дядя, который, кстати говоря, тоже практиковал как юрист. В детстве Гофман был замкнутым ребенком, что позволяло больше уделять времени музыке и рисункам. Подростком он свободно играл импровизации на органе, клавире, скрипке, хотя системного базового музыкального образования не получил. Гофман талантливо рисовал. Особенно ему удавались гротескные, шаржевые, карикатурные работы. Однако он никогда не рассматривал возможность зарабатывать себе этим на жизнь. Более того, эти таланты приносили одни неприятности. Однажды он даже вынужден был с семьей покинуть Познань, т.к. его карикатуры на известных в городе людей вызвали ожесточенное его преследование.

Дядя воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Однако за время юридической деятельности его любовь к музыке не угасла, и в 1808 году Гофман занимает пост капельмейстера при бамбергском театре, а через шесть лет он уже дирижирует оркестром в Лейпциге и Дрездене. В 1816 году он вновь возвращается в юриспруденцию, в Берлинский апелляционный суд, где и пребывает в должности советника до конца своей жизни.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но, всё же, позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Литературным творчеством Эрнст Гофман начал заниматься довольно поздно. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Первой сказкой Гофмана стала сказка «Золотой горшок». Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал «Песочный человек». В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр – сказку «Щелкунчик и мышиный король». Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

Постепенно сложился и круг друзей – таких же фантазёров-романтиков, как и сам Гофман. Их весёлые и серьёзные беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах воплотились в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819-1821). Сегодня сборник Э.Т.А.Гофмана «Серапионовы братья» печатается почти в том же виде, в каком он появился при жизни автора и его друзей – писателей Ф. де ла Мотт Фуке, А. фон Шамиссо, юриста Ю.Хитцига, врача и поэта Д.Ф.Кореффа и других, назвавших свой кружок в честь ясновидящего пустынника Серапиона. Устав их гласил: свобода вдохновения и фантазии и право каждого быть самим собой. Спустя сто лет, в 1921 году, в Петрограде молодые русские писатели объединились в Серапионово братство – в честь Гофмана и романтиков, во имя Искусства и Дружбы, назло хаосу и войне партий. Сборник произведений новых «серапионов» Михаила Зощенко, Льва Лунца, Всеволода Иванова, Вениамина Каверина и других также публикуется в этой книге впервые с 1922 года.

Последняя сказка Гофмана – «Повелитель блох». Он писал ее, не прерывая работы над романом «Житейские воззрения кота Мурра», в котором домашние животные – кошки, собаки, – пародируют людские нравы и отношения. В «Повелителе блох» дрессированные блохи тоже создают пародийную модель человеческого общества, где каждый должен «чем-то сделаться или, по крайней мере, что-то собой представлять». Герой этой сказки Перегринус Тис, сын богатого франкфуртского торговца, решительно не желает «чем-то сделаться» и занять подобающее ему место в обществе.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке, в России всегда любили Гофмана. Образованная молодёжь зачитывалась им по-немецки. В библиотеке А.С. Пушкина стояло полное собрание сочинений Гофмана во французских переводах. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

Очень скоро появились и русские переводы, например, «История щипцов для орехов», или «Грызун орехов и царёк мышей» – так тогда назывался «Щелкунчик». Трудно перечислить всех деятелей русского искусства, испытавших влияние Гофмана (от Одоевского и Гоголя – до Мейерхольда и Булгакова). И, тем не менее, какая-то загадочная сила долго препятствовала изданию всех книг Э.Т.А. Гофмана на русском языке. Только теперь, спустя почти два века, мы можем прочесть знаменитые и незнакомые тексты писателя, собранные и прокомментированные, как то и подобает творениям гения.

Слава пришла к Гофману не только на литературном поприще – отлично владея техникой рисования, он большинство своих творений иллюстрировал самостоятельно. Также он сумел проявить себя и в музыке – мессы, симфонии, камерная музыка, и, конечно же, знаменитая опера «Ундина», премьера которой состоялась в 1816 году. Творческая жизнь Гофмана была коротка. Первый сборник он выпустил в 1814 году, а через 8 лет его уже не стало. За восемь лет, что Гофман занимался литературными трудами, им были созданы романы, новеллы, сказки, эссе.

Эрнст Теодор Амадей Гофман по праву считается одним из самых загадочных и непостижимых писателей в истории мировой художественной литературы. Его произведения обладают совершенно особой притягательной силой, не ослабевающей с течением времени. Свидетельством тому – всплеск интереса к его творчеству, который наблюдается в последнее время, в том числе и в нашей стране. Его бессмертные новеллы, рассказы и романы – одни из лучших в литературе XIX столетия. Образы, созданные саркастическим умом Гофмана, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в умах читателей всего мира.

Произведения Э.Т.А. Гофмана:

  • Автомат
  • Дон Жуан
  • Жак Калло
  • Житейские воззрения кота Мурра
  • Золотой горшок: сказка из новых времен
  • Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца
  • Кавалер Глюк
  • Королевская невеста: сказка, написанная с натуры
  • Крейслериана
  • Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
  • Магнетизер
  • Майорат
  • Мастер Мартин-бочар и его подмастерья
  • Необыкновенные страдания директора театра
  • Песочный Человек
  • Повелитель блох
  • Поэт и композитор
  • Приключение в ночь под Новый год
  • Принцесса Бландина
  • Серапионовы братья: сборник
  • Состязание певцов
  • Счастье игрока
  • Угловое окно
  • Фантазии в манере Калло: сборник
  • Фермата
  • Щелкунчик и Мышиный Король
  • Эликсиры сатаны

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Э.Т.А. ГОФМАНА

Баландин, Р.К. Гофман // Баландин Р.К. Сто великих гениев. – М.: Вече, 2004. – С. 452-456.

Берковский, Н.Я. Гофман: [О жизни, главных темах творчества и влиянии Гофмана на мировую литературу] // Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 98-122.

Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 463-537.

Бэлза, И. Чудный гений: [Гофман и музыка] // Гофман Э.Т.А. Крейслериана; Новеллы. – М.: Музыка, 1990. – С. 380-399.

Гессе Г. [О Гофмане] // Гессе Г. Магия книги. – М.: Книга, 1990. – С. 59-60.

Гофман, Э.Т.А. Жизнь и творчество: письма, высказывания, документы: пер. с нем. / сост., предисл. и послесл. К. Гюнцеля. – М.: Радуга, 1987. – 462 с.: ил.

Гугнин, А. «Серапионовы братья» в контексте двух столетий // Серапионовы братья: Э.Т.А.Гофман. Серапионовы братья; «Серапионовы братья» в Петрограде: Антология. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 5-40.

Гугнин, А. Фантастическая реальность Э.Т.А. Гофмана // Гофман Э.Т.А. Золотой горшок; Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. – М.: Дет. лит., 2002. – С. 5-22.

Дудова, Л. Гофман, Эрнст Теодор Амадей // Зарубежные писатели: биобиблиогр. словарь: В 2 ч.: Ч. 1. – М.: Дрофа, 2003. – С. 312-321.

Каверин, В. Речь к столетию со дня смерти Э.Т.А.Гофмана // Серапионовы братья: Э.Т.А.Гофман. Серапионовы братья; «Серапионовы братья» в Петрограде: антология. – М.: Высш. шк., 1994. – С. 684-686.

Карельский, А. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Худож. лит., 1991-2000. – Т. 1. – С. 5-26.

Мистлер, Ж. Жизнь Гофмана / пер. с фр. А.Франковского. – Л.: Academia, 1929. – 231 с.

Пискунова, С. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Энциклопедия для детей: Т. 15: Всемирная литература: Ч. 2: XIX и XX века. – М.: Аванта+, 2001. – С. 31-38.

Сафрански, Рюдигер Гофман / пер. с нем. В. Балакина. – М.: Молодая гвардия, 2005. – (Жизнь замечательных людей).

Фюман, Ф. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер // Встреча: повести и эссе писателей ГДР об эпохе «Бури и натиска» и романтизма. – М., 1983. – С. 419-434.

Харитонов, М. Сказки и жизнь Гофмана: предисловие // Гофман Э.Т.А. Маленький Цахес по прозванию Циннобер. – Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1984. – С. 5-16.

Художественный мир Э.Т.А. Гофмана: [сб. статей]. – М.: Наука, 1982. – 295 с.: ил.

Шлапоберская С. Сказка и жизнь у Э.-Т.-А. Гофмана // Гофман Э.-Т.-А. Новеллы / составление, вступ. статья и примеч. С. Шлапоберской. – М.: Худож. лит.,1983. – С. 5. – 399 с.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Э.Т.А. ГОФМАНА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

Гении и злодеи. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Между сном и явью/ документальный биографический фильм. Год выхода: Россия. 2014. Режиссер: Юлия Маврина

Мадемуазель де Скюдери. ГДР, 1955.

Эликсир. Игровой/анимационный. По мотивам романа «Эликсиры сатаны» и повести «Золотой горшок». Реж. И.Евтеева. Россия, 1994.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Гофманиа́да» – российский полнометражный кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм», 2006 г.

Орех Кракатук, 1977. – фильм Леонида Квинихидзе

Щелкунчик. По мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана и балета П.И.Чайковского. Реж. Б.Степанцев. СССР, 1973.

Щелкунчик. Реж. А. Шелманов, Т. Ильина, В. Угаров, Н. Мальгина. Россия-Германия, 2003. Роли озвучивали: Е.Миронов, О.Остроумова, Е.Шифрин, Г.Тараторкин и др.

Щелкунчик и Мышиный король. Реж. Т.Ильина. Музыка П.Чайковского. Россия, 1999.

Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография, личная жизнь, творчество

  • 20 Октября, 2019
  • Искусство
  • Эрик

Красивые и чувственные сказки создавал немецкий писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, биография которого интересна миллионам читателей. Из-под пера этого величайшего писателя выходили новеллы и романы, которые поражали своими готическими образами. Его чудесные сказки были созданы не для детей. Невозможно забыть Крошку Цахеса, уродливое и грубое создание, которое к тому же имеет незаурядный талант. Помнят все и Щелкунчика. Несчастный до конца своих дней вынужден дробить зубами орехи.

Детские годы

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Восточной Пруссии. Его родным городом стал Кенигсберг. В настоящее время этот город переименован в Калининград и находится он на территории России. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер Эрнст стал третьим и последним ребенком.

Спустя два года после рождения будущего писателя родители расстались, и отец, забрав старшего сына, Иоанна Людвига, уехал в Инстербург. Мать же осталась с младшим одна, так как средний мальчик умер еще во младенчестве.

Увлечения композитора и писателя

С детских лет Эрнст Гофман, биография которого связана с литературой, увлекался рисованием и писательством. Нравилась ему и игра на фортепиано. Но вот только развить эти навыки было невозможно, так как он находился в такой провинции, куда не доходили знания об искусстве.

Образование

Начиная с 1781 года в течение одиннадцати лет Эрнст Гофман (годы жизни писателя – 1776-1822) обучался в лютеранской школе. В свободное от учебы время он еще и самостоятельно изучал творчество Свифта, Руссо, Шиллера и других.

В 1787 году будущий писатель подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который потом стал известным политическим деятелем. Именно Гиппель познакомил Гофмана с творчеством известного философа Иммануила Канта. В 1792 году Эрнст смог прослушать даже несколько лекций прославленного философа.

Гофман-композитор

Эрнст Гофман, биография которого интересна миллионам читателей, много переезжал в 1790 году. Так, он сначала побывал в Глогуве, затем посетил Дрезден, где огромное впечатление на него оказали картины Корреджо и Рафаэля, и лишь только после этого он попал в Берлин. В столице Германии Гофман попробовал себя и в качестве композитора. Молодой и пока еще никому не известный человек написал оперетту «Маска».

Своим музыкальным произведением Гофман решил рискнуть и поделиться с королевой Пруссии Луизой. Интересен тот факт, что государыня не только ответила, но и посоветовала обратиться к директору Королевского театра. Действительно, по ее рекомендации там были готовы принять произведение. Но ответа, который бы был многообещающим, Гофман так и не дождался, поэтому он просто уехал в Позен.

Карикатурные портреты

Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман, биография которого подробно описана в этой статье, занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров.

Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Но даже такое наказание негативно сказалось на психическом здоровье будущего писателя. Он продолжал рисовать карикатуры, но только уже на самого себя, изображая себя тонущим в грязи. Везде на его карикатурных рисунках было и изображение необразованных сельчан.

Литературная деятельность

Литературным творчеством Гофман занялся, когда находился в ссылке в Плоцке. Он вел затворнический образ жизни и тогда же начал писать. Сначала он написал заметки о театре и тут же направил их на конкурс в газету. Из его четырнадцати работ ни одна так и не получила приза. Но зато Гофману дали сто золотых монет за талантливое их прочтение.

В 1804 году Эрнст Гофман получает должность в Варшаве и сразу же отправляется туда, но по дороге заезжает в родной город Кенигсберг, в котором после он никогда не был. Как впоследствии признавался сам писатель, годы, которые он провел в Польше, для него были самыми счастливыми. Именно здесь состоялось его знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который потом станет его биографом.

В то время Гитциг состоял в литературном обществе «Северные звезды» и прекрасно разбирался в книгах. Он-то и помог будущему писателю познакомиться с творчеством Людвига Тика, Ахима фор Арнима, Новалиса и других немецких писателей, которые оказали большое влияние на слог Гофмана.

Вдохновленный новыми знакомствами, молодой человек в 1804 году сочиняет зингшпиль «Веселые музыканты», который состоит из двух актов. Это творение создано на произведении Клеменса Брентано. На обложке будущий писатель впервые использовал псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман. Так, имя Амадей он присвоил в память о Моцарте. Но уже в 1806 году войска Наполеона захватили Варшаву. В оккупированном городе, где не было работы, Гофману было тяжело выживать. Ему приходилось голодать, но еще сильнее была тоска по семье.

В таких тяжелых условиях он сочинил свое лучшее музыкальное произведение. Чуть позже авторство «Песни шестой» будет приписано главному герою романа «Житейские воззрения Кота Мурра» Иоганнесу Клейслеру. А в 1809 году он публикует свое первое литературное произведение. По сюжету новеллы «Кавалер Глюк» главный герой – мужчина – встречает умершего композитора Кристофа Виллибальда Глюка.

После этого Эрнст начинает успешно создавать литературные произведения. В это время Гофман, книги которого интересуют уже многих, создает произведение «Золотой горшок», а также в этом же 1814 году он завершает сочинение и оперы «Ундина». Уже на следующий год он начинает писать «Эликсир сатаны», надеясь, что это произведение принесет ему хорошую прибыль. Но его надежды не оправдались. Зато прекрасно общественность приняла его короткие рассказы, которые он разместил в сборнике «Фантазии в манере Калло».

Гофман создает произведения для детей. Это такие сказки, как «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король» и другие.

Но не все сочиненные им истории подходят для детского прочтения. Есть и такие произведения, которые у читателя вызывают ужас. Это и «Ночные этюды», и «Песочный человек» и другие.

Известно, что в 1819 году Гофман, сочиняет свое произведение «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Добрая фея распространяет на уродливого и злого крошку Цахеса заклинание, и вскоре окружающие перестают замечать его внешнее уродство. Даже его злые шутки начинают нравиться всем вокруг. И лишь только творческие люди, такие как студент Бальтазар, видят его прежним, так как колдовство не может противостоять творчеству.

Вскоре выясняется, что студент Бальтазар влюблен в дочь ученого Кандиду. Но крошка Цахес, зная об этом, пытается очаровать девушку. Чтобы спасти девушку и не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.

В 1819 году выходит из печати первый том романа «Житейские воззрения Кота Мурра», где повествование ведется от лица кота. Мурр живет при дворе Иоганнеса Крейслера. Иногда описание не связано по смыслу, но это была такая задумка автора, который решил, что кот в порыве творческих мук вырывает несколько листов из жизнеописания своего хозяина. Кстати, хозяин кота – это гениальный композитор.

Но это произведение еще интересно и тем, что оно автобиографично: Крейслер – это Гофман, а Мурр – это котенок писателя. Он умер к концу второго тома. Кстати, второй том романа Гофмана был издан в 1821 году.

«Золотой горшок»

Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.

Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора.

Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.

«Щелкунчик и Мышиный король»

В 1816 году известный писатель Эрнст Гофман, личная жизнь которого интересует многих, создает новую сказку, которую задумывает специально для детей. Его произведение со временем станет культовым, так как оно будет не только экранизировано – по нему будет поставлен балет Петра Чайковского, и созданы в разное время многочисленные мультипликационные фильмы.

Сюжет этой детской сказки повествует о Щелкунчике и девочке Мари. Как известно, главный герой – это Щелкунчик, который умеет разгрызать грецкие орехи. Такую интересную игрушку подарили девочке. Однажды Мари приходится наблюдать за тем, как ее новая и отважная игрушка вступает в бой с Мышиным королем. И вдруг, как в сказке, выясняется, что Щелкунчик не всегда был такой игрушкой.

Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.

«Повелитель блох»

Роман Гофмана «Повелитель блох» был написан в 1822 году. Сюжет этого романа переносит читателя во Франкфурт-на-Майне. Главный герой романа – Перегринус Тис, который живет уединенно и старается не сталкиваться с женщинами. Но неожиданно он оказывается втянутым в таинственную игру мистических сил. Он, совсем того не зная, однажды приютил у себя повелителя блох.

Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом.

Личная жизнь

Известно, что в 1794 году у известного писателя Гофмана случился роман с замужней женщиной. Дора Хатт давала уроки музыки, имела мужа и была старше Эрнста на десять лет. У нее было шестеро детей. Семья, узнав об этом романе, воспротивилась, и вскоре Эрнст был отослан в Глогув. Зато в 1801 году он женился, взяв в жены Марианну Теклу Михалину Рорер, которая имела еще и прозвище Миша. Через четыре года в их семье родилась дочь Цецилия, которая, едва достигнув двух лет, умерла.

А уже в 1810 году, оставаясь женатым мужчиной, Эрнст Гофман влюбился в юную ученицу. Чувства к Джулии Марк были настолько явными, что это заметили родители девушки и тут же выдали ее замуж. Писатель так сильно это переживал, что даже чуть не свел счеты с жизнью. Этому роману, который так неудачно у него сложился, в 1813 году он посвятил новеллу «Дон Жуан».

Смерть писателя

Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.

Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.

Собрание сочинений. Том 1

Автор: Эрнст Теодор Амадей Гофман
Перевод: Наталья Григорьевна Касаткина , Серафима Евгеньевна Шлапоберская , Соломон Константинович Апт , Владимир Сергеевич Соловьев , Нина Николаевна Федорова , Альберт Викторович Карельский , Михаил Львович Рудницкий , Александр Антонович Морозов , Екатерина Александровна Галати , Лилиана Змновьевна Лунгина
Жанры: Классическая проза , Ненаучная фантастика
Серия: Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 томах
Год: 1991

В первый том Собрания сочинений Э.-Т.-А. Гофмана (1776–1822) входят «Фантазии в манере Калло» (1814–1819), сделавшие его знаменитым, пьеса «Принцесса Бландина» (1814) и «Необыкновенные страдания директора театра» (1818).

Прихожая в покоях принцессы Бландины. Семпитернус и Адолар входят с разных сторон. Адолар удивляется. Семпитернус удивляется не меньше. Отпрянув, каждый уходит туда, откуда пришел. Пауза. Адолар выходит снова и изумляется пуще прежнего. Семпитернус, выйдя снова, также впадает в крайнее изумление. Выразительное молчание, сопутствующее взаимной оторопи.

Адолар. Верить ли мне своим глазам? Иль то игра возбужденной фантазии? Обман зрения? Морок? О боги!

Собрание сочинений. Том 1 скачать fb2, epub бесплатно

Перед Вами книга из серии «Классика в школе», в которую собраны все произведения, изучаемые в начальной и средней школе. Не тратьте время на поиски литературных произведений, ведь в этих книгах есть все, что необходимо прочесть по школьной программе: и для чтения в классе и для внеклассных заданий. Избавьте своего ребенка от длительных поисков и невыполненных уроков.

В книгу вошли три сказки Э.Т.А. Гофмана в пересказе Л. Яхнина, изучаемые в средней школе.

В день вознесения, часов около трех пополудни, чрез Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек и как раз попал в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая, безобразная женщина, — и попал столь удачно, что часть содержимого корзины была раздавлена, а все то, что благополучно избегло этой участи, разлетелось во все стороны, и уличные мальчишки радостно бросились на добычу, которую доставил им ловкий юноша! На крики старухи, товарки ее оставили свои столы, за которыми торговали пирожками и водкой, окружили молодого человека и стали ругать его столь грубо и неистово, что он, онемев от досады и стыда, мог только вынуть свой маленький и не особенно полный кошелек, который старуха жадно схватила и быстро спрятала. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выскочил, старуха закричала ему вслед: «Убегай, чертов сын, чтоб тебя разнесло; попадешь под стекло, под стекло!…» В резком, пронзительном голосе этой бабы было что-то страшное, так что гуляющие с удивлением останавливались, и раздавшийся было сначала смех разом замолк. Студент Ансельм (молодой человек был именно он) хотя и вовсе не понял странных слов старухи, но почувствовал невольное содрогание и еще более ускорил свои шаги, чтобы избегнуть направленных на него взоров любопытной толпы. Теперь, пробиваясь сквозь поток нарядных горожан, он слышал повсюду говор: «Ах, бедный молодой человек! Ах, она проклятая баба!» Странным образом таинственные слова старухи дали смешному приключению некоторый трагический оборот, так что все смотрели с участием на человека, которого прежде совсем не замечали. Особы женского пола ввиду высокого роста юноши и его благообразного лица, выразительность которого усиливалась затаенным гневом, охотно извиняли его неловкость, а равно и его костюм, весьма далекий от всякой моды, а именно: его щучье-серый фрак был скроен таким образом, как будто портной, его работавший, только понаслышке знал о современных фасонах, а черные атласные, хорошо сохранившиеся брюки придавали всей фигуре какой-то магистерский стиль, которому совершенно не соответствовали походка и осанка.

Биография Гофмана

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 237.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) — немецкий писатель, композитор, художник, юрист. Будучи разносторонне развитой личностью, делал большие успехи в музыке и литературе. Покорил весь мир своими удивительными сказочными историями, на которых выросло не одно поколение детей. Гофман, краткая биография которого полна интересных фактов и событий, оставил большой след в европейской литературе.

Ранние годы

Эрнст Теодор Амадей Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге. Примечательно, что настоящее полное имя писателя — Эрнст Теодор Вильгельм, однако он его изменил в знак особого почитания творчества Моцарта.

Родители Гофмана развелись, когда мальчику исполнилось 3 года. Его воспитанием занялась бабушка по линии матери. Родной дядя Эрнста был юристом и очень образованным человеком, повлиявшим на становление личности будущего писателя. Под его влиянием Гофман также захотел сделать карьеру юриста, несмотря на то, что очень любил музыку и рисование.

Государственная служба

Юноша поступил в Кёнигсбергский университет, который окончил в 1800 году. Он получил место судейского чиновника в Познани, где был радушно принят в обществе. Молодой Гофман обладал многими талантами: он был искусным собеседником, талантливым музыкантом и превосходным карикатуристом.

Государственная служба пришлась не по душе Гофману, который хотел зарабатывать на жизнь искусством. Он пристрастился к кутежам, и подобное поведение негативно сказалось на его репутации: молодой человек был понижен в должности и переведён в Полоцк.

Творческая карьера

Гофман проработал на государственной службе вплоть до 1807 года, после чего уволился с твёрдым намерением посвятить себя искусству. В течение нескольких лет он пытался заработать на жизнь в качестве композитора, дирижёра и декоратора в театрах Берлина, Лейпцига, Бамберга и Дрездена. Также он писал для журналов статьи о музыке.

Профессиональные амбиции Гофмана на какое-то время были удовлетворены должностью капельмейстера. Однако вскоре он потерял это место и был вынужден вновь устроиться на службу, которая давала ему верный заработок и возможность в свободное время заниматься искусством.

Гофманом была написана романтическая опера «Ундина», а также многочисленные произведения для хора, симфонии, камерные сочинения. В литературе Гофман проявил себя как классический романтик, поскольку в те времена, когда он начал писать, царил немецкий романтизм. Первым его опубликованным произведением стала новелла «Кавалер Глюк», которая была напечатана в газете. В 1815 годы был издан сборник «Фантазии в духе Калло», в который вошли новеллы «Кавалер Глюк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».

Наибольшую популярность Гофману принесли его удивительные, ни на что не похожие сказки для детей. Обладая неординарной фантазией, он смог создать волшебный мир, в котором фантастические существа мирно уживаются с людьми, а все происходящее напоминает сон.

Содержание сказок Гофмана таково, что они в равной степени интересны и взрослым, и детям. Перу Гофмана принадлежат сказочные истории «Песочный человек», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и другие, однако всемирное признание ему принесло произведение на рождественскую тематику «Щелкунчик и мышиный король».

Личная жизнь

При изучении биографии Гофмана стоит отметить, что писатель был не слишком удачлив в личной жизни. В возрасте 18 лет он влюбился в замужнюю женщину, которая была старше его на 10 лет и имела шестерых детей. Этим отношениям воспротивилась семья Гофмана, и юноша прекратил любовную связь.

В 1801 году Гофман женился на польке Михаэлине Рорер-Тжчиньской, ради которой разорвал помолвку с двоюродной сестрой. В этом браке родилась дочь, которая умерла в детстве.

Будучи зрелым женатым мужчиной, Гофман страстно влюбился в юную ученицу Джулию Марк. Заметив это, родители поспешили выдать дочь замуж. Эта потеря была так велика для Гофмана, что он пытался покончить жизнь самоубийством.

Здоровье писателя было безнадёжно подорвано алкоголизмом и сифилисом. Скончался Эрнст Теодор Амадей Гофман 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет.

Тот Гофман, что не сапожник

24 января родился немецкий писатель-романтик, сказочник, музыкант, композитор, художник, юрист — Эрнст Теодор Амадей Гофман

Текст: Андрей Цунский

  • АУДИОВЕРСИЯ
  • Плейлист на youtube
  • «С тех пор хозяин не только позволял мне сидеть на письменном столе, но даже был рад, если я вскакивал на стол и разваливался на бумагах, когда он работал».Э. Т. А. Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра».

Изящество, ловкость и быстрота реакции, как телесной, так и умственной – восхитят вас в любом другом подобном мне существе. Но что касается меня лично, то в редакции «ГЛ» только и заметили перед своим интернет-совещанием, что я по оплошности опустил хвост в кружку. С очень, кстати, горячим чаем, а вы захихикали. Но я отвлекся. Меня зовут скромно, неброско – но очень литературно: Василий. Кстати.

  • Сравнивая печатные знаки со словами, которые он произносил, я за короткое время
  • научился читать, а кому это покажется невероятным, тот не имеет понятия о необычайно восприимчивом уме, вложенном в меня природой.

С именами у всех сложных и тонких умов большие проблемы, недаром сказано: «в суть всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ее». И куда это меня занесло? Мыслить цитатами – ваша судьба, предопределенная тягой к подражанию, а мне это не пристало. Вам явно стоило выбрать предками нас, а не обезьян.

Прекрасный ум, день рождения которого я отмечаю порой даже два раза в год, ибо моя жизнь, увы, коротка – не был совершенен. Люди заводят себе совершенно ненужное количество имен. Вот и его звали «Эрнст Теодор Вильгельм» – но этак распорядились другие люди. А он сам – нет чтобы отказаться от лишних! – поменял имя «Вильгельм» – согласен, не слишком благозвучное, хотя означающее «Волевой», на «Амадей», что в переводе «любящий». Если бы он сделал это исключительно из семантических соображений! Но нет. Ему хотелось встать возле Моцарта. Как мог он не понять, что, приняв на себя одно из его имен – он вместе с ним прихватит изрядно неприятностей и полное отсутствие денег. Вообще – чем больше имен, тем вам же хуже. Берите пример с нас.

Профессия

  • Быстрота, с какой благодаря полученному образованию и протекции дядюшки, ни разу не натолкнувшись на препятствия, делал в столице карьеру, избранную мною до некоторой степени по доброй воле, не оставляла мне ни минуты свободной, чтобы оглядеться и осознать, на какой ложный путь я вступил.

Вы часто упрекаете нас в излишней самостоятельности, корите нас эгоизмом – а между тем, сами очень мало знаете друг о друге. Вот скажите мне – кто был по профессии уважаемый вами (и мной) Лев Толстой? Тот самый, которого приятели дразнили «тощим тигром»? Помещиком? Графом? Артиллеристом? А ведь школ себе понастроили, ходите туда зачем-то, детей водите.

Между тем, с человеком, о котором пишу сегодня я, они были коллегами. Как, кстати, и поэт Гумилев, и Габриэль Гарсиа Маркес, и Бальзак, и Жюль Верн. И даже Дягилев, и Кандинский, и Кафка. Не говоря о нежно любимом мною Шарле Перро. Все они были юристами.

Эрнст Теодор – прекрасный писатель, музыкант, композитор. Его графика замечательна. Но при всем этом он очень долго работал в суде. Но он не обвинял, не защищал, жизнь суда текла без его участия. Он был простым и блеклым чиновником. Загадочно, как человек стольких и так щедро отпущенных ему дарований выбрал работу самую бездарную, не требующую никакой искры! Он лишь марал там бумаги, но – он же и насмотрелся там всякого. Но чего там точно не было – так это чудес. Кроме одного – чудо, что сам он после этого стал прекрасным сказочником, и вместо того, чтобы сделать жизнь людей еще тоскливее и беспросветнее, наполнил ее дивными приключениями, волшебными превращениями, колдовскими красотами и воистину фантастическими персонажами. И хотя сам он к делам суда оставался равнодушен – разве можно, увидев столько – ничему не научиться и ничего не понять? Хотя – еще как можно. У многих из вас есть коты, а вы решительно ничего о них не знаете.

Смех и оплеухи

  • . я почему-то всегда думал, что оплеуха мне досталась не за пожар, к коему я был непричастен, а только за попытку сочинить оперу.

Никто из вас не станет в здравом уме отрицать, что по части слуха мы вас несколько опережаем. Это именно мы можем отличить вас друг от друга не по голосу или шагам – а по стуку сердца. Да, мы, привязчивые и сентиментальные существа, знаем все о вас – даже о ваших болезнях. Знали бы вы, сколько раз спасаем мы вас, просто успокаивая – например вовремя подставив спину под вашу ладонь.

Эрнст Теодор был чрезвычайно одарен музыкально. Многие из вас точно знают, что он написал оперу под названием «Ундина». Не выпрямляйте гордо позвоночники! Нам прекрасно известно, что никто из вас этой оперы в жизни не слыхивал, вы просто давно убиваете время, вписывая дурацкие слова в клеточки. А еще одна опера – «Аврора», а балет «Арлекин», а симфония Miserere B-Moll-Sinfonie Es-Dur, а фортепианные сонаты и многое другое – все это для вас неведомо.

Задумайтесь – если спросить вас, что такое «Щелкунчик» – вы гордо ответите «Балет П.И. Чайковского». Так и скажете ведь – «Пэ И». О самом балете вспомните разве что танец Феи Драже – даже самых толстокожих и глухих заставляет затихнуть и делает чуть лучше дивный звук челесты. Кто из вас помнит: для того, чтобы он зазвучал, Щелкунчику пришлось победить целое войско омерзительного Крысиного Короля. Стоит ли мне напомнить вам, что русский гений написал свой балет по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея.

Тот, кто пишет сказки – никогда не бывает глух к музыке. Меня другое очень интересует. Вот уже упомянутый нынче мною Лев Толстой был достаточно музыкален, чтобы не просто играть, а и сочинять – вальс его, например, очень недурен. Композитор Бородин был и хирургом, и химиком. А химик Менделеев был геологом, путешественником, сам делал отличные чемоданы и переплетал книги. Игорь Стравинский был юристом по образованию. А теперь многие из вас всю жизнь сидят в одном помещении – и ничего больше не делают. да и там-то не хватают с неба звезд. Заколдовал вас, что ли, какой-то крысиный король? Как же мне повезло не родиться человеком.

Служба

  • Но вдруг наступила минута, когда искусство, от которого я отрекся, отомстило за себя, когда мысль о загубленной жизни пронизала меня неизбывной скорбью, когда я почувствовал себя
  •  закованным в цепи, которые не в моей власти было расторгнуть!

Эрнст Теодор Амадей всю жизнь был вынужден таскаться на службу ради куска хлеба. Такова судьба человека, который создает прекрасное изнутри самого себя. Гораздо надежнее употребить созданные им блага, когда платить за них более некому.

Я не уверен, что, будь у него возможность продавать не скрип казенного пера, а свои книги и музыку, вышло бы из этого то же, что и таким неприятным способом. Он ведь и сам писал: «. артисту полезно определиться на казенную должность, иначе самому черту и его бабушке не сладить бы с этими надменными и заносчивыми людишками. Произведите непокорного композитора в капельмейстера или музыкального директора, стихотворца – в придворного поэта, художника – в придворного портретиста, ваятеля – в придворного скульптора, и скоро в стране вашей переведутся все бесполезные фантасты, останутся лишь полезные бюргеры отличного воспитания и добрых нравов!»

Так вышло, что Эрнст Теодор Амадей успел создать достаточно, чтобы жалко ему стало все это потерять. Да, он был жертвой насмешек – у вас есть немало дурацких обычаев насмехаться над горем. Сколько раз слышал я в адрес достойнейших деятелей «режиссер погорелого театра». Гофман сам поставил свою оперу, и да – театр буквально сгорел! Расскажи такое – и кто-то непременно начнет хохотать. Поставить бы вас на пепелище, среди гари, копоти, лоскутов от костюмов и обугленных декораций, дать бы вам увидеть пепелище своей мечты.

Чем дороже достается сказка, мелодия, рисунок, тем яростнее «глупость бездушных шарлатанов, скудоумных дилетантов». День ото дня бьет вас град бессмысленнейших и безвкуснейших распоряжений, которым приходится покориться. И все последующие унижения будут только справедливой карой за упрямое долготерпение!

О нашем сотрудничестве

Мне простительно некоторое растяжение мыслей, ибо все самые значительные вещи, оттенки и детали привык я выражать куда более емкими и многозначительными звуками, чем слова, из которых вы составляете свою речь. Всю глубину моего языка вы передаете друг другу каким-то убогим «мяу» или «мур-мур», зовете меня «кс-кс-кс», и как правило, когда я сам давно уже пришел. Жалкие эти диалоги не делают чести ни вам, ни мне. Тем радостнее, что есть среди вас те, кто способен преодолеть разделяющую нас пропасть непонимания.

Язык Э.Т. Амадея кажется многим слишком уж сложным (а еще бы нет – если на то пошло – он и вовсе немецкий), знаю людей, которые сетуют на изобилие подробностей и деталей. Но не слишком ли часто вы, люди, хотите выкрасить все в два цвета и даже разговариваете заголовками? Мне, существу некрупному (по сравнению с вами) такой подход совершенно не годится.

Я рад, что Москве есть еще один человек, позволивший вместо себя говорить коту – что само по себе признак ума. К тому же он высок ростом, что в сочетании с умом встречается редко. С высоты даже скромного роста люди редко способны разглядеть то, что могу я, поставленный эволюцией куда ближе к земле. Мы распознаем вас по стуку сердца. Мы слышим его даже сквозь буквы и запятые. Вы тоже можете. Так вот этот наследник великого Эрнста Теодора Амадея кажется мне чрезвычайно нужным вам именно сейчас.

Великий Мурр, ассистировавший Гофману, написал великий труд “О мышеловках и их влиянии на образ мыслей и дееспособность кошачества”. Этой книгой он «как бы заставил изнеженных юных котов взглянуть в зеркало и увидеть самих себя, потерявших веру в свои силы, бездеятельных, флегматично взирающих на гнусных мышей, которые безнаказанно охотятся за салом». Подробно записавший рассуждения моего печального и мудрого соплеменника, истинного поэта Савелия – продолжает дело Эрнста Теодора действуя, или «амадействуя» – очень убедительно. Вот как он пишет:

. И если они копят эту силу внутри и ни на что ее не расходуют, то она увядает, становится тяжелой, и от этого они могут заболеть».

Не дайте себе заболеть. Верьте только умным сказкам.

Ваш Василий. Кот Цунского.

Читайте также:
Эрнст Теодор Амадей Гофман: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: