Автор в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

«Автор в поэме «Мертвые души»»

Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности жизни.

Авторский взгляд в «Мертвых душах» постоянно вступает в полемику не только представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе. Начиная со второй главы с ее иронией по отношению к нам, автор ведет постоянную борьбу за утверждение программы реалистического искусства и взыскательного, благородного подхода к жизни.

Гоголь, как и Лермонтов в «Герое нашего времени», хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести людей из забвения, в которой «спит ум». Это совпадение позиций Гоголя и Лермонтова продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы и современное поколение, которое «смеется над неразумием своих предков», может быть, «самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также посмеются потомки».

Лирическое отступление в десятой главе «Мертвых душ» во многом совпадают по звучанию с «Думой» Лермонтова. Однако Лермонтов в своем романе обращался к человеку, способному подняться на «горные вершины» духа, Гоголь же делает героем современной эпохи «подлеца», и уже в этом сказывается представление Гоголя о низменности, приземленности современной ему жизни. Для героев Лермонтова существуют поэтические начала жизни, в них живет готовность к подвигу и потребность в любви, их мучит будничность, им доступна красота мира, они наделены волей к борьбе. Гоголь считает, что быт заслонил от современного ему человека великие вопросы, что «тысяча… мелочей… кажутся только тогда мелочами, когда внесены в книгу, а покамест обращаются в свете, почитаются за весьма важные дела».

Гоголь видит в себе «историка предлагаемых событий». О «тане мелочей», о ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения писателя, заполняет бытие современного человека. При этом писатель умеет посмотреть на привычное потрясенным взглядом и увидеть в обыденном чудовищное. Потрясение вызвано возвышенностью идеалов, резким диссонансом мечты и действительности.

Чичиков не замечает грубости жизни. Слыша в толпе подгулявших чиновников: «Врешь, пьяница», «Ты не дерись, невежа!», — герой не обратит на это никакого внимания.

Автор «Мертвых душ» уже не романтический юноша, не герой «Невского проспекта». Но искусство вечно несет в себе эту юношескую потрясенность при встрече со злом, это юношеское несогласие с несовершенством в жизни. Поэтому художник, споря с нами, упрекая нас, смеясь над нами, хочет вернуть человеку, прикоснувшемуся к его книге, «свежее, тонкое понимание». Признаваясь, что охлаждение коснулось и его сердца, Гоголь в писательстве избавляется от «безучастного молчания» и призывает нас забирать «с собой путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество», все человеческие движения.

Текст «Мертвых душ» пестрит скрытыми цитатами из Пушкина. Образ Руси-тройки напоминает «гордого коня» в «Медном всаднике». Сходны даже вопросы, обращенные к символистическому образу Родины «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ!» — «Куда ты скачешь, гордый конь?». В повести о капитане Копейкине отчасти спародировано вступление к той же поэме. Эти совпадения далеко не случайны. Сближение начинается с определения авторами жанра произведения: повесть о капитане Копейкине названа «в некотором роде целой поэмой», поэма «Медный всадник» имеет подзаголовок «Петербургская повесть». У Гоголя столкновение «маленького» человека и государства рассмотрено как происшествие внешне комическое, а по существу трагическое.

Стиль повести о капитане Копейкине обусловлен манерой рассказчика — почтмейстера. Гоголь парадирует не Пушкина, а неспособность «небокоптителей» подняться до поэтического осмысления жизни.

Вспомним лирическое отступление в начале седьмой главы. «Счастливый поэт» у Гоголя наделен той душевной высотой, которая свойственна его героям. В лирическом отступлении, как во всяком художественном тексте, отношения «счастливого поэта» даны обобщенно, чем в статье, тем более что имени Пушкина Гоголь здесь не называет. Образ подсказан, несомненно, обликом Пушкина, о чем говорят и почти прямые совпадения строк из статьи и поэмы.

Гоголь явил своим творчество м новый этап литературы, и, оставаясь кругу идей Пушкина, он не может не полемизировать с ним. Судьба «непризнанного писателя» определена тем, что он дерзнул «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами». Воинственность толпы, не принимающей реальной повседневности и «горькой правды» в искусстве, Гоголь подчеркивает с той же силой, что и Лермонтов в «Пророке». «Сурово его поприще и горько почувствует он свое одиночество», — пишет Гоголь о «непризнанном писателе», как бы вспоминая слова о собственном своем пути: «Уж судьба моя — враждовать с моими земляками». Вместе с тем Гоголь мечтает о другом времени, «когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья» вознесет его к торжественным и величественным картинам.

АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Образ повествователя

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Читайте также:
История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.

Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

  • Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя

Народ в произведении

В данном замечательном произведении, написанным великолепным писателем Гоголем, содержится повествование о жизни простого народа. Также, автор достаточно подробно и правдиво описывает деятельность нечестных чиновников и помещиков, которые старались всяческим образом обманывать простых людей. От этого, произведение становится еще более ярким. Ведь, если подумать о философском смысле данного произведения, то можно осознать тот факт, что люди, которые привыкают к получению доходов за счет чужого труда, начинают искать новые способы по их эксплуатации. «Мертвые души» являются прямым доказательством того, насколько быстро помещики начинают относиться к просьбе Чичикова, как к нормальной и привычной сделке. С одной стороны, это показывает их хорошую предпринимательскую способность. А с другой – всю аморальную составляющую этих героев.

Автором показаны все ужасы такого явления, как крепостное право. Ведь через призму данного явления, становится понятным тот факт, насколько тяжело было жить крестьянам при таких помещиках, как, например, Коробочка. Она отдавала деньги за покупку не крепостных людей, а собственных рабов, которых она эксплуатировала не только в хозяйстве, но также и в остальных любых делах. Она не видела ничего человеческого в крестьянах, и относилась к ним с пренебрежением. В списке Чичикова прослеживаются настоящие и добрые люди, которые когда-то были задействованы в тяжелом и изнурительном труде. Герою становится крайне жаль этих людей, и от огромного количества имен он приходит в шок.

В образе Плюшкина был показан весь ужас и произвол того времени. Ведь данный герой держал своих крепостных в невероятно тяжелых и изнурительных условиях – кормил он их редко, вследствие чего они сбегали от него. Также, Чичиков подмечал тот факт, что те люди, которым удалось сбежать от Плюшкина, были уже также «неживыми» людьми. Ведь он считал, что беглому крепостному единственным шансом на выживание представляется нахождение нового помещика, которому он будет служить, или его может ждать тюремное заключение, в котором, человек, скорее всего, умрет. Крепостные люди в данном произведении были показаны умными, талантливыми и трудолюбивыми людьми, которые мечтали об изменении в жизни их государства. Однако, из-за того, что они не могли ничего предпринять, им оставалось терпеть столь жестокое обращение помещиков по отношению к себе.

Предисловие ко 2-му изданию «Мертвых душ»

Автор в предисловии ко 2-му изданию произведения просит читателя помочь ему. Поможет понять образ автора в поэме «Мертвые души» краткое содержание этого предисловия. В нем он говорит, что не может знать всего, что происходит на русской земле, поэтому в этой книге многое описано неверно. Николай Васильевич признается, что от его поспешности, незрелости и оплошности произошло много промахов и ошибок, поэтому на всякой странице произведения есть что поправить. И Гоголь просит сделать это читателя — поправить его.

Читайте также:
Описание образа Городничего в комедии «Ревизор»: сочинение

Далее Николай Васильевич дает нам конкретные рекомендации, что нужно делать для того, чтобы правильно помогать ему. В частности, следует после прочтения нескольких страниц этой поэмы припомнить и записать на бумаге собственные жизненные воспоминания. После того как лист бумаги будет заполнен этими записями, нужно его отослать автору. Предисловие это показывает, насколько важным для Гоголя было знать о том, как воспринимает его поэму читатель.

Роль в поэме лирических отступлений

По мере того как развивается главная сюжетная линия, в поэме появляется все больше лирических отступлений, через которые раскрывается образ автора в поэме «Мертвые души». В них Николай Васильевич напрямую общается со своим читателем. Он ему рассказывает о том, что его тревожит и волнует в данный момент. Читатель подключается к процессу творчества, выступая одновременно в роли критика произведения. Общественным явлением (а не чисто литературным) становится факт появления этой поэмы.

Влияние философов-просветителей

Анализируя образ автора в поэме «Мертвые души» по лирическим отступлениям, заметим, что гоголевское мировоззрение тесным образом связано со взглядами различных философов-просветителей. Главная идея этих мыслителей заключалась в том, что по своей природе человек — гармоничное существо. И именно несправедливые общественные законы виноваты в его пороках. Они вынуждают личность человека приспосабливаться к жизни и нарушать осознанно нормы морали, присущие ей.

Патриотическим пафосом наполнены лирические отступления Гоголя. Дополняя образ автора в поэме «Мертвые души», отметим, что, изображая опустившихся, порочных людей, Николай Васильевич в то же время лелеет свою мечту о прекрасном человеке. Он видит неустроенность и разруху на родной земле, но не перестает верить в светлое будущее России. Где, как не здесь, в этой огромной стране суждено родиться беспредельной мысли?

Жанр, направление

Главный вопрос – почему творение «Мертвые души» называют поэмой. Ответ прост: Гоголь сам так определил жанр (очевидно, что по структуре, языку и количеству персонажей, это эпическое произведение, точнее – роман). Возможно, он таким образом подчеркивал жанровое своеобразие: равенство эпического (собственно описание путешествия Чичикова, уклада жизни, характеров) и лирического (размышления автора) начал. По менее распространенной версии, так Гоголь сделал отсылку к Пушкину, либо поставил свое произведение в противовес «Евгению Онегину», который, наоборот, назван романом, хотя имеет все признаки поэмы.

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Гоголь как лирический герой и рассказчик

В этом лиро-эпическом произведении автор выступает как лирический герой и как рассказчик одновременно. Гоголь размышляет об избранности писателей, о двух их типах, о выборе героя и о языке произведения, делится творческими замыслами. Все это характерно для лирического героя. Некоторые высказывания Гоголя служат для того, чтобы связать отдельные эпизоды «Мертвых душ». Они играют в поэме важную композиционную роль. Конечно, Гоголь выступает здесь в роли рассказчика.

Соотношение эпического и лирического начал произведения — средство, с помощью которого Николай Васильевич выражает авторскую позицию. Связанные с эпической частью обобщающие отступления раскрывают отношение Николая Васильевича к своим героям. Иногда сложно отделить в поэме от лирических отступлений мысли Чичикова. В лирической части автор выступает как поэт-романтик, а в эпической — как новатор-реалист.

Итак, мы описали образ автора в поэме «Мертвые души» кратко. Более подробный его анализ можно провести, если взять за основу эту статью. Прочитав произведение и отметив в нем места, в которых звучит голос Гоголя, можно дополнить образ автора в поэме «Мертвые души». С цитатами анализ станет более основательным и подробным.

Смысл названия

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».

Цель, которую преследовал Гоголь

Автор в 11 главе полемизирует с читателями, которые не хотят говорить о разрухе и бедности, о глупом и презренном в жизни. Он считает, что нежелание слышать горькую правду о родной стране порождает в людях ложный патриотизм. Ведь к разрешению проблемы никогда не приведет ее замалчивание.

Автор интересующей нас поэмы является творцом, который избран для того, чтобы задуматься о жизни, о самом существенном в ней — дальнейшей судьбе России. Николай Васильевич ощущал, что лишь он может осуществить эту великую миссию. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, он приложил все свои усилия.

Читайте также:
Исследование образа Собакевича: сочинение

Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.

Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.

Краткое содержание по главам, где точно и подробно описаны основные события из книги, Вы найдете по ссылке.

Сочинение мертвые живые души по поэме «Мёртвые души»

Николай Гоголь — автор бессмертного произведения, которое обозначалось им как поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются человеческие пороки, которые были свойственны людям того времени.

В этой поэме речь идет о чиновниках, которые одержимы жаждой наживы, деньги полностью их поработили, заставили утратить сознание. Эти люди стали алчными и бессердечными, главная цель их существования – получить как можно большее количество денег, неважно каким путем, можно даже совершенно противозаконным и даже сумасшедшим.

Павел Чичиков – главные герой произведения, бывший чиновник, по внешнему виду который является средним человеком “ни слишком толст, ни слишком тонок», его характер изображается особенно подробно – видна его личностная психология, даже рассказывается о его детстве. Чичиков не имеет знатного происхождения, однако ему удалось получить хорошее образование, особенно хорошо ему давались точные науки. Это человек, у которого было бедное детство, который рано научился сам зарабатывать и экономить, однако честная работа чиновника не позволила ему сделать большое состояние, поэтому он решает стать богатым любым способом.

Со временем, была найдена лазейка, которая позволяла обогатиться обманным путем Он приезжает в город N, с целью покупки «мертвых душ», занимается подлогом документов. Цель этого персонажа – получение денег от Опекунского совета, куда в то время можно было заложить крестьянина как имущество и получить за него деньги. Совет этот, спонсировался благотворительностью и предназначался для помощи детям, оставшимся без родителей, а также нуждающимся. Получается, что махинация Чичикова состояла в получении денег от Опекунского совета за «мертвые души», крестьян, которые уже умерли, но еще числились живыми, за которых помещики продолжали платить налоги. Этот прагматичные человек собирался фактически украсть деньги у сирот, инвалидов и престарелых людей.

Несмотря на абсурдность идеи, все помещики, к которым приезжал главный герой поэмы, кроме одного, Ноздрева, согласились продать Павлу Чичикову документы на «мертвые души». Им было выгодно, отпадала надобность платить налоги за них, а также они получали деньги за людей, которых уже не было на свете.

Все помещики, герои произведения, осуждаются автором, они представляются как беспринципные, глупые люди, жадные до наживы. В этих персонажах передается тревога Гоголя за «птицу Русь» — горячо любимую писателем Россию.

Сочинение 3

Поэма «Мертвые души» была написана Гоголем в те времена, когда Россия начинала входить в эпоху процветания малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели стали появляться в стране все чаще и чаще. Само название поэмы звучит несколько двояко: с одной стороны название подразумевает буквально продажу мертвых душ крестьян, с другой же, так автор называет души самих этих дельцов — очерствевшие и бесчувственные. В погоне за прибылью они переступают через все моральные устои и не придерживаются никаких принципов.

Одним из таких ранних предпринимателей был Павел Чичиков. Павел вырос в среднестатистической семье, рос сам по себе. Характер ни в отца, ни в мать, друзьями богат не был. Когда пошел учиться, отец его наставлял, чтоб он водил дружбу только с богатыми, ничем не делился, экономил и перед начальством заискивал. И вот Павел уже с самых юных лет начал извлекать из всего выгоду. Например, не ленился учить мышонка всяким трюкам, чтоб потом показывать её другим, опять же за деньги.

Поступив на службу, Чичиков сразу завоевал авторитет благодаря своей прыткости, смекалке и находчивости. Именно там он провернул свою первую махинацию. Её провал не охладил пыл и азарт Павла. Устроившись в таможню и связавшись с контрабандистами, Чичиков за год зарабатывает довольно приличные деньги. Всё бы шло хорошо и дальше, но напарник Павла пишет на него донос и тот чудом не оказывается в тюрьме.

Настолько честолюбивая натура, как Павел Чичиков только ещё сильнее жаждет обогащения, он во что бы то не стало, хочет вернуть себе прежнюю сытую жизнь.

По приезду в город, он обрастает новыми знакомыми, которые видят в нём только положительные стороны, уважают за дипломатичность и ум. Чичиков начинает потихоньку покупать мертвые души. Но тут он совершает две непростительные ошибки. Во – первых проговаривается о мертвых душах Ноздреву, а во вторых не стоило ему покупать у Коробочки крестьян.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

В глубине души Чичиков мечтает жениться, обзавестись детьми, но всё же главная цель его жизни – обогащение. И обогатиться он хочет не честным трудом, а за счёт других. Его самые отвратительные черты характера – это лицемерие и неизмеримое себялюбие. Он переступит через любого, чтобы продвинуться хоть чуточку ближе к своей цели.

На основании всего этого можно прийти к выводу, что душа Чичикова уже мертва, но быть может, если бы он осознал всю никчемность своего существования, то смог бы измениться и изменить мир вокруг себя.

Популярные сочинения

  • Сочинение рассуждение на тему Детство
    Детство – самое лучшее время в жизни человека. А золото – самый лучший и ценный металл. Поэтому, детство и называют «золотая пора».
  • Сочинение-описание картины Зимний вечер Крымова (6 класс)
    Перед нами представлено произведение русского художника Дмитрия Анатольевича Крымова, картина «Зимний вечер». Мы видим, что на картине изображена маленькая деревня в зимний период времени.
  • Образ и характеристика Берга в романе Война и мир Толстого
    Адольф Берг является офицером армии России, он был немецкого происхождения. Берг спокойный, опрятный, всегда следил за своим внешним видом и одеждой. Всегда вовремя брился

Мертвые души — сочинение

В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.

Возвращаясь к образу Манилова, стоит отметить, что он ведет весьма поверхностное существование, так как не строит интересных и полезных планов, рассчитывает лишь на то, чтобы как можно быстрей разбогатеть. Слуги в доме у него воруют, а его мечты являются низменными и бесполезными. Однако, все же у него присутствуют интересные и нестандартные мысли, которые отличают его от других помещиков. Этого не скажешь про образ женщины, которая изо всех сил занимается накопительством. Она ставит перед собой цель собрать как можно больше «полезного добра», которое обязательно оставит впрок. Ее интересы представляют лишь материальные ценности и потребности. Она лишена глубоких душевных переживаний, и все время она рассчитывает только на то, как бы провернуть сделку повыгоднее.

Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.

Сочинение по произведению «Мертвые души»: что и почему любит Гоголь в России?

Свое одно из величайших произведений Николай Васильевич Гоголь написал в далеком 1842 году. Произведение имело два названия «Похождения Чичикова» или «Мертвые души». Первое название было выбрано именно таким, потому что в те времена, все произведения, которые должны были издавать, проверялись цензором, а именно данное произведение проверял Александр Никитенко.

Однако уже на протяжении долгих лет, люди не могут понять, почему Николай Васильевич указал жанр как поэма, а не роман, что и на данный момент остается загадкой. Автор работал над своим произведением достаточно долго с 1835 года до последних дней жизни. Начал он ее в Петербурге, продолжил за границей, куда уехал в 1836 году, время от времени наезжая в Россию, пока в 1848 году окончательно не вернулся на Родину.

По задумке самого Гоголя поэма должна была состоять из трех томов, однако своих намерений осуществить не сумел и вследствие сложности задач, которые поставил перед собой, и из-за резкого ухудшения состояния здоровья. В 1852 году, тяжело больной, незадолго до смерти, писатель сжег рукопись второго тома поэмы (сохранились лишь отдельные главы).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Главным героем поэмы является Павел Чичиков, который скупал мертвых людей, хотя по документам они числились живыми, тем самым он грабил казну, ведь он скупал их за копейки, а расплачивался ими же за дорогие вещи и на налоги за них не платил. Свое произведение гоголь хотел сделать подобно произведениям Гомера, которые состояли из трех составляющих: ад, чистилище и рай. Ад есть — это первый том произведения, чистилища не оказалось, так как второй том автор сжег, и в третьем томе есть рай.

Читайте также:
Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»: сочинение

В прошлых своих произведениях Гоголь отображал небольшое место или городок, например, город в «Ревизоре», город Динаньку в «Вечера на хуторе близ Диканьки», однако главной своей целью произведения «Мертвые души», по моему мнению, Гоголь хотел отобразить народ России, и ему это удалось. Никого не обошел. Дворянство, крестьянство, офицерство, губерния, Петербург, трактир, кабак, катакомбы канцелярий и русский необъятный простор.

Только при прочтении начала первой главы поэмы сразу же есть пример, когда в губернский город въезжает бричка, в которой ехал Чичиков, два русских мужика рассуждали: «Вишь ты, — сказал один другому, — вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву или не доедет?» — «Доедет»,— отвечал другой. «А в Казань-то я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой». Зачем автор указывает на то, что эти мужики были русскими? Наверняка для того, чтобы показать русский народ, что их разговоры были просто ни о чем.

Описывая чиновников губернии, Гоголь располагал их знакомство с читателями от самого мертвого до более живых. Под словом «мертвого» я подразумеваю душу человека. Человеком, которого было бы сложно вернуть к нормальной жизни, является Манилов, а человеком, которого можно еще спасти является Плюшкин. Он хотел отобразить их типичность, в основном она состояла из скупости, и дикого интереса, даже не смотря на что, что вам платили деньги, причем не малые.

Свою любовь к родине, а именно к России, Николай Васильевич Гоголь, Гоголь проявляет в том, что он не говорит, что в России все хорошо, а также выражает свои мысли по поводу недостатков России, и он надеется их исправить. Его любовь к России не имеет пределов, он указывает на ее большое будущее, что «Россия — страна, в которой, благодаря сильнейшей вере народа и его неутомимой, безграничной силе, настанет однажды счастливое время, когда все пороки будут наконец искорены».

В конце произведения есть своеобразный лирический монолог, который можно было назвать «И какой же русский не любит быстрой езды?» Этот монолог, по моему мнению, отображает душу человека из России, она как будто бы свободна, вольна. Например: «Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: черт побери все!» — его ли душе не любить ее?», эта часть данного монолога понравилась мне больше всего.

При ее прочтении ты как будто бы свободен, чист, и на твоей душе становится сразу всего легче. Как я думаю, в бричке, несущейся по дороге, сидит не Чичиков, а Русь, которая вольна, свободна. Я думаю Русь «несется», ведь немного ниже, есть диалог автора с Русью, которая несется словно «необгонимая тройка». В конце этого монолога есть один очень интересный момент: Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ.

Не дает ответа», это наталкивает на мысль о том, что Россия — это загадка для человечества, и, может быть, особое, великое откровение для мира исходит именно от нее. Это представление о России было свойственно многим русским писателям XIX века.

Таким образом, величайший писатель Николай Васильевич Гоголь, написавший свою поэму «Мертвые души» или можно было ее назвать «Похождения Чичикова», которая не теряет свой интерес к читателям, и взрослые ее читают несколько раз, и ставят спектакли по данному произведению. Своим произведением отразил всю Россию, от мала до велика – от крестьян (мужички в самой первой главе) до чиновников(Манилов, Собакевич и другие), отобразил их характер, манеры, поступки, тем самым показав читателю Россию в девятнадцатом веке.

Помещики

В повести Гоголь рисует портреты современных ему людей, создаёт определённые типы. Ведь если присмотреться к каждому персонажу, изучить его жилище и семью, привычки и склонности, то общего у них практически не будет. Например, Манилов любил пространные размышления, любил немного пустить пыль в глаза (о чём говорит эпизод с детьми, когда Манилов при Чичикове задавал сыновьям разнообразные вопросы из школьной программы).

За его внешней привлекательностью и учтивостью не было ничего, кроме бессмысленной мечтательности, глупости и подражательства. Его совсем не интересовали бытовые мелочи, а умерших крестьян он и вовсе отдал бесплатно.

Настасья Филипповна Коробочка знала буквально всех и всё, что происходило в её небольшом имении. Она помнила наизусть не только имена крестьян, но и причины их смерти, а уж в хозяйстве у неё был полный порядок. Предприимчивая хозяйка пыталась дать в придачу к купленным душам муку, мёд, сало — словом всё, что производилось в деревне под её чутким руководством.

Собакевич же набивал цену каждой мёртвой душе, но зато сопроводил Чичикова в казённую палату. Он кажется наиболее деловым и ответственным помещиком среди всех персонажей Его полной противоположностью оказывается Ноздрёв, смысл жизни которого сводится к игре и выпивке. Даже дети не могут удержать дома барина: душа его постоянно требует всё новых и новых развлечений.

Последним помещиком, у которого Чичиков покупал души, был Плюшкин. В прошлом этот человек был хорошим хозяином и семьянином, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств он превратился в нечто бесполое, бесформенное и бесчеловечное существо. После смерти горячо любимой жены его скупость и подозрительность получили над Плюшкиным безграничную власть, превратив его в раба этих низменных качеств.

Читайте также:
«Творение чисто русское национальное выхваченное из тайника народной жизни» (В.Белинский о поэме Гоголя «Мертвые души»): сочинение

“Хлестаковщина” как общественное явление – сочинение по теме комедии Ревизор

Сочинение: Образы мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Автор: Guru · Опубликовано 14.05.2020 · Обновлено 06.06.2020

Гениальная поэма Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” изображает Россию «с одного боку», раскрывая весь негатив русской жизни тех времён. Наблюдая за приключениями мошенника Павла Чичикова, мы можем видеть всю изнанку жизни уездных городов, а также быт и привычки местных дворян или помещиков, образы которых во многих случаях стали собирательными и закрепились в русском языке на долгие годы. Кроме того, название произведения — само по себе отдельная тема для разговора. Оно имеет двойной смысл, который в совокупности составляет тематическое своеобразие поэмы.

Первый смысл прост — это прямое название, имеющее реально существующее значение в контексте переписей населения. Проходила она в то время не часто, раз в десятилетие, а то и реже. И каждый раз задача её была фиксировать реальное количество “живых душ”, за которые каждый помещик был обязан платить налог. Вне переписи изменить количество уплачиваемого налога было нельзя, поэтому часто бывало так, что помещики были обязаны несколько лет продолжать платить за реально умершего человека, что, конечно, крайне им не нравилось, но ничего сделать было нельзя.

Второй смысл тоже заключал в себе “мертвые души”, но относились они уже не к крестьянам. Автор по очереди показывает нам жизнь помещиков, дворян и чиновников своего времени, и мы видим, что эти жизни ничего не стоят, что они духовно мертвы, пали душами, что и даёт поэме второй метафорический смысл. Чичиков сталкивается с “мертвыми душами” поочерёдно не случайно — мы понимаем, что автор начинает с малого и идёт к большему: возрастает порочность и омертвение душ среди героев.

Первым мы видим дворянина Манилова, к которому Чичиков едет встречаться сразу после приезда в уездный город NN. Гоголь описывает его так: «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…». Сначала Чичикову лицо этого господина симпатично, но после он отмечает, что у этого дворянина ума с гулькин нос, а осознанности во взгляде совсем не чувствуется. Весь разговор он впустую размышляет о своих планах, которые никогда не реализует, сам он пуст и бездеятелен, только создает видимость, а на деле лишь разговаривает и переливает из пустого в порожнее. «Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» — заключает о нем свое мнение автор.

Вторым мы видим Коробочку — жадную, закостенелую в своих порядках пожилую даму, которая одержима идеей получения выгоды. Для Гоголя она — символ ограниченности, он даже называет её «дубиноголовая». Ничего не заботит Коробочку кроме её личного хозяйства, и что бы ни случилось, она первым делом пытается что-то втридорога продать. Другие дела и люди её не интересуют, а символом её омертвелости и застоя автор изображает старинные часы, стоящие в её доме, которые давно не идут.

Следующий герой — Ноздрев — азартный игрок, лжец, сплетник и любитель охоты. Самая ярая страсть героя — это охота. Он не умеет вести хозяйство, заботиться о достатке в доме, у него нет системы жизненных ценностей, даже на судьбу своих детей ему совершенно наплевать. Он живёт лишь в своё удовольствие, беспокоясь о винном погребе, хорошо обустроенной псарне и коллекции ценного оружия, развешенной по стенам.

И в завершении этого “хоровода” мы видим ещё двух персонажей — Собакевича и Плюшкина. Не просто так Чичиков посещает этих помещиков последними. Когда мы видим их, читаем описание их жизни и узнаём характер — мы понимаем, что здесь описана самая низшая ступень душевной деградации, или омертвелости. Так, Собакевич, в погоне за материальной выгодой, обманывает и предает, его поступки зачастую выглядят просто крайне бесчеловечно. Низость его души удивляет, о совести он давно забыл, да похоже уже и не помнит такого слова. Другой герой — Плюшкин — стал просто апофеозом всего упадка дворянского сословия. Его мания накопительства граничит с сумасшествием, а возможно, уже давно пересекла эту грань. И самое печальное в этом то, что на страдания он обрекает не только самого себя, но и своих крестьян, которые обязаны потакать его безумию.

Кроме того, автор в своей поэме указывает на то, что “омертвелым” стал весь аппарат чиновников. Он показывает его нам пышным, праздным, полным дичайшего абсурда. Чиновники тут делятся лишь на два вида: толстые и тонкие. Этим гротескным приёмом Гоголь как бы говорит нам, что золотой середины для этих людей не существует, вся их сущность наполнена лишь бюрократией и погоней за новыми чинами. Они подхалимы, взяточники, скупердяи и казнокрады. Они сплетничают и пакостят друг другу, не стесняясь регулярно писать доносы на коллег. Все их разговоры не более чем поверхностная болтовня о новостях в газетах, погоде и собаках.

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что реальные “мертвые души” в поэме Гоголя конечно же не крестьяне. Прочитав поэму и осмыслив её, мы понимаем, что бездуховностью страдают лишь те люди, которые которые ни дня в своей жизни не трудились, а наживались на крепостном праве в стране. Помещики являлись настоящим непосильным грузом, вываленным на плечи русского народа — крестьян. А чиновники ужасают своим безразличием к простым людям, особенно к нуждающимся.

Читайте также:
Сочинение по произведению Гоголя - Мертвые души: сочинение

Сочинение: Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Автор: Гоголь Н.В.

Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием – характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы. Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника – он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, что за бесконечным потоком слащавых слов, за прекраснодушными фантазиями скрывается убогое, духовно омертвевшее существо. Многочисленные детали свидетельствуют: помещик глуп и ленив. В его доме «вечно недоставало» чего-нибудь: на всем лежит печать незавершенности и бесхозяйственности. Книжка, которую Манилов «постоянно читал уже два года», всегда заложена па четырнадцатой странице; в гостиной не один год стоит пара кресел, обтянутых рогожей (на них не хватило обивочной ткани) и т. п.

Коробочку Гоголь относит к числу тех «матушек, небольших помещиц», которые «плачутся на неурожаи и убытки», а между тем набивают «деньжонками» мешочки, «размещенные по ящикам комодов». Отличительные черты Настасьи Петровны – тупость и жадность. Об этих качествах можно догадаться по многим деталям: се комнату украшают картины «с какими-то птицами», часы с нарисованными на них цветами и маленькие зеркала с рамами «в виде свернувшихся листьев», но стены обвешаны «старенькими» обоями, а «за всяким зеркалом» заложены «или письмо, или старая колода карт, или чулок».

На «дубиноголовость» героини намекают и другие детали: на одно из чучел в ее огороде «надет был чепец самой хозяйки»; стенные часы в ее комнате издают такой звук, «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку», а в описании дома и двора Коробочки часто у поминается домашняя птица (связанная в фольклорной традиции с обозначением глупости, безмозглости).

В портрете Ноздрева обращают на себя внимание детали его внешности: полные румяные щеки, белые «как снег» зубы, черные «как смоль» бакенбарды. Физическая привлекательность этого персонажа лишь оттеняет его внутреннюю пустоту. Непредсказуемая агрессия Ноздрева, непрочность связей, возникающих у него с другими людьми, символически передаются деталями его быта. В доме Ноздрева можно увидеть хаотичную смесь предметов, не связанных никакой логикой: сабли и ружья, «турецкие» кинжалы, трубки, чубук, «кисет, вышитый какою-то графинею»; непредсказуемы и расстроенная шарманка Ноздрева, и трапеза в его доме – повар Ноздрева имел обыкновение класть в блюда ««первое, что догадалось под руку».

Вещи, окружающие Собакевича, особенно выразительны. Они, пишет автор, словно говорят: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже похож на Собакевича!» Неодушевленные предметы повествуют о персонажах поэмы столь красноречиво, что кажутся живыми, но сравнению с мертвыми душами своих хозяев. Не случайно автор сравнивает лица Собакевича и его супруги с тыквой и огурцом – явлениями мира вещного.

В описании Плюшкина, давно утратившего все мыслимые связи с миром, доминирующая деталь – «прореха»: Плюшкин демонстрирует Чичикову «спину, запачканную мукой, с большою прорехою». Утратив человеческий облик и способность жить среди людей, Плюшкин воистину превратился в «прореху на человечестве». Если о предыдущих персонажах можно было судить по деталям окружающей их обстановки, то о комнате Плюшкина автор говорит «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо. »

Признаками омертвения, симптомами болезни, поразившей все общество, выступают и детали описания «губернского города NN». Эти детали поражают абсурдностью, алогизмом; «покойная комната с тараканами»; грязная и закопченная «общая зала» гостиницы (украшенная, однако, картиной с изображением пышнотелой нимфы); магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров»; хилые деревца в городском саду с подпорками, «очень красиво выкрашенными» зеленой краской. Описание гостиницы и городского пейзажа дается в первой главе, задолго до того, как будет рассказано о правах и обычаях чиновников и дам города NN. однако посредством выразительных деталей автор уже здесь сообщает многое о пороках, процветающих в губернском захолустье: о лени, тупости и продажности чиновников, об их неспособности заниматься своими прямыми обязанностями, о равнодушии «отцов города» к нуждам горожан.

«Гений детализации», Гоголь передаст через деталь все многообразие мира, в котором диковинно переплетено возвышенное и смешное, трагическое и абсурдное.

Роль детали в поэме «Мёртвые души»

При чтении «Мёртвых душ» хочется порой воскликнуть, подобно многим гоголевским героям: “Чёрт знает что такое!” — и отложить книгу. Удивительные детали вьются, словно барочные узоры, и увлекают нас за собой. И только смутное недоумение и голос здравого смысла не позволяют читателю окончательно поддаться привлекательной абсурдности и принять её как нечто само собой разумеющееся. В самом деле, мы невольно погружаемся в мир деталей и лишь потом вдруг осознаём, что они странны до крайности; и непонятно уже, зачем они здесь и почему пересекают линию повествования.

Статья опубликована при поддержке компании “Пенко Техника”, являющейся официальным представителем на российском рынке удобных и полезных предметов мебели и устройств для дома SmartBird от китайских производителей Asia-Europe Union Success Trading Limited. SmartBird – это сочетание высоких потребительских свойств и функциональности с интересным дизайном и качеством исполнения. Например, полка для обуви SmartBird – это это не просто некая конструкция или подставка для хранения, это элегантный предмет меблировки, способный стать центром композиции прихожей, или же, наоборот, не выделяясь, тонко подчеркнуть интересное интерьерное решение помещения. С подробным ассортиментом предлагаемой продукции и ценами на нее Вы можете ознакомиться на сайте smartbird.ru. Удачных покупок!

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

«Мёртвые души» демонстрируют нам всё многообразие подобных “мелочей” — детали пейзажные, портретные, детали интерьера, развёрнутые сравнения, изобилующие деталями. Гоголь стремится создать как можно более полную картину повседневной жизни губернского города NN (а таких городов, вероятно, было тогда в России великое множество), целиком раскрыть образы помещиков, он прибегает к описанию мельчайших подробностей, которые порой, как уже было сказано, вызывают в читателе неподдельное удивление.

Чичиков приезжает в город; Гоголь сразу же обращает внимание читателя на каких-то мужиков, рассуждающих о колёсах брички героя, и некого молодого человека с тульской булавкой в виде пистолета (что интересно, эти персонажи никогда больше не появятся на страницах книги). Чичикову достаётся номер в местной гостинице; тут Гоголь говорит даже о тараканах и о двери в соседнее помещение, заставленной комодом. И даже о том, что сосед обычно любопытен и интересуется жизнью проезжающего. Только был ли у Чичикова такой сосед, приходил ли он, когда герой отсутствовал, или же не было соседа вовсе, этого мы не узнаем, но зато у нас отныне есть точное представление о гостиницах “известного рода”.

В описании наружного фасада гостиницы появляется абсурдная деталь — выглядывающий из окна краснолицый сбитенщик с самоваром из красной меди. Гоголь уподобляет предмет и человека двум предметам, двум самоварам, причём один из них — с бородой. Уже и не различишь, где человек, а где самовар. Аналогичный приём “овеществления” человека (или сравнение его с чем-то, лишённым человеческих черт) используется Гоголем и в других эпизодах поэмы (деревни с бабами в верхних окнах домов и свиньями — в нижних, два лица в окне дома Собакевича, похожие одно на огурец, другое — на молдаванскую тыкву, из которой делают балалайки; лицо губернаторской дочки, мертвенно-овальное, чистое, “как только что снесённое яичко”; “чёрные фраки” на балу — здесь же предельно детализированное сравнение с мухами; “фризовая шинель” без класса и чина, скитающаяся по уснувшему городу). С одной стороны, детали эти никуда не ведут и служат для изображения незначительных персонажей; но, если вдуматься, не говорят ли эти отдельные штрихи об изначальной бездуховности города? Мертвы вещи — значит, мертвы и души людей, живущих бессмысленной, будто застывшей жизнью; мелкие люди NN сменяют друг друга перед нашим взглядом, как гротескные сюрреалистические фигуры (примерно такие же, как та самая нимфа с огромными грудями на картине в гостинице или греческие полководцы с толстыми ляжками на портретах в доме Собакевича), вырезанные из картона. Что, например, видят все в прокуроре до его смерти? Брови и подмаргивающий глаз. Безжизненные детали. Порой они смешны, однако в сумме с другими образами, образами помещиков, которых навещает Чичиков, дают какую-то зловещую картину. Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич — все они зачахли, очерствели в своих поместьях, среди бездушных вещей.

Вот Манилов со своим сладким, приторным лицом, который привык к безделью, любит строить идиллические планы на будущее, но дальше слов никогда не идёт. Он только курит трубку (в комнате у него везде аккуратные горки табака и золы), а на столе у него лежит одна и та же книга, заложенная на одной и той же странице. Гостиная обставлена прекрасной мебелью (правда, на два кресла не хватило шёлковой материи). Вечером приносятся в гостиную подсвечники — один роскошный, другой — “просто медный инвалид”. Все детали интерьера являют собой отражение незавершённости, бессмысленности действий Манилова, который на словах стремится к прекрасному и построил даже беседку под названием «Храм уединённого размышления», а на деле ведёт совершенно бездуховную, скучную жизнь, “скучно-синеватую”, как лес в его поместье.

Вот Коробочка с её страстью к накопительству; в её доме — зеркала, картины с какими-то птицами, колоды карт, письма, комоды, набитые старой одеждой (вероятно, там помещица прячет деньги в пестрядевых мешочках); на дворе — изобилие. Куры, индейки, свиньи. Пространные огороды, ухоженная деревня, и у крестьян имеются телеги. Коробочка — рачительная хозяйка, однако жизнь её более ничем кроме заботы о хозяйстве не заполнена; пусть даже помещица эта молится ночью перед образами, она, на самом деле, всего лишь чучело, недаром в огороде её стоит чучело, на которое надет её же собственный чепец. Это жизнь старой, бездуховной старухи, чьё медленное время отсчитывается хрипящими и шипящими настенными часами.

В поместье Собакевича всё основательно: крепкий, непомерно толстый забор, сараи из толстых брёвен, избы “без затей”. В доме предметы похожи на хозяина: пузатые тяжёлые стулья, бюро, стол, дрозд в клетке. Сам Собакевич, неуклюжий, с грубым лицом, ходит во фраке медвежьего цвета, имеет привычку наступать всем на ноги и много ест (на вечере у полицмейстера съедает целого осетра; в день приезда Чичикова подаются ватрушки размером с тарелку и индюк величиной с телёнка). Душа его “закрыта толстою скорлупой”, и неизвестно, есть ли там какие-то чувства.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

У Плюшкина от всего веет запустением, упадком, даже смертью: плохие дороги, разрушающиеся, покосившиеся избы и церкви, неухоженный господский дом, застоявшиеся клади хлеба, зелёная плесень, гниющее сено, разросшийся сад (единственное, что красиво и живо в этом поместье), постепенно скрывающий труды человека. Интерьер дома беспорядочен, хаотичен: куча разнообразного ненужного хлама, который Плюшкин копит неизвестно зачем (это уже бессмысленное накопительство, а не стремление к благополучию, как у Коробочки), нагромождённая горой мебель, пыльная люстра. Чичикова Плюшкин хочет попотчевать куличом и ликёрчиком бог знает какой давности (при этом у других помещиков — обильные обеды). Наряд Плюшкина больше похож на нищенские отрепья; глаза помещика — как чёрные мыши, всё ещё быстрые; он старается всё подмечать и следит за своими крепостными, жалеет свечей и бумаги, но бережливость его ничтожна и гадка.

Описание деталей порой заслоняет самих людей. Помещики постепенно теряют всё живое, человеческое, сливаются с материальным миром. Они кажутся более “мёртвыми”, чем Ноздрёв с его пышущим жизнью лицом (румянец во всю щеку, “кровь с молоком”). Он бездуховен, как и они, жизнь его напоминает его же потрёпанную колясчонку с изодранными хомутами (сам он потрёпан, с бакенбардами разной длины), но, по крайней мере, в нём есть какие-то живые, естественные, человеческие пороки: необъяснимое, глупое, какое-то бескорыстное желание нагадить ближнему, любовь к кутежам (недаром он так налегает на вина и угощает гостей то шампанским, то мадерой, то рябиновкой, которая оказалась “сивушницей”) и страсть к вранью (он содержит собак и сам вечно лает, как собака; нельзя также не вспомнить пресловутые турецкие кинжалы с надписью “Мастер Савелий Сибиряков”).

Это самые заметные персонажи города NN и его окрестностей. Города, где губернатор большой добряк и вышивает по тюлю (тем не менее крестьяне тут некогда убили заседателя), где чиновники читают «Людмилу» и Юнга, где дамы содержат собачонок, одеваются по-столичному для балов и обсуждают фестончики. Калейдоскоп бессмысленных деталей обрисовывает пустоту — подлинное содержание города, — в которой абсурдные слухи произрастают, как грибы, исключительно потому, что горожане увязли в бездействии. У большинства из них на самом деле нет ни целей, ни стремлений, они топчутся на одном и том же месте. Чичиков, по крайней мере, движется вперёд по дороге жизни, хотя цели его, конечно, слишком мелочны, да и сам он — “никакой”, не толст, не тонок, разве что фрак на нём ухоженный, брусничного цвета с искрой. Шкатулка Чичикова — целый мир, вещественное повествование о жизни героя, о приобретениях, накопительстве, об упорной погоне за деньгами, о расчётливости и самолюбовании; здесь и мыло, и бритвы, и чернильница, и перья, и афиши, и билеты, и гербовая бумага, и ассигнации. Деньги составляют главную его страсть. Ведь ещё отец учил его: “Всё прошибёшь на свете копейкой”.

Картина довольно печальная (пожалуй, она вызвала бы только омерзение, если бы не ирония автора). История грустно глядит на неё с неизвестно зачем повешенных у Коробочки и Собакевича портретов Кутузова и Багратиона. Не так давно ещё герои эти отчаянно сражались (сражался и несчастный капитан Копейкин); герои истории размахивали саблями, а теперь сабля эта мирно покоится в бричке Чичикова “для внушения надлежащего страха кому следует”. И сам Чичиков в какой-то момент в глазах горожан предстаёт — апофеоз абсурда! — Наполеоном.

Гоголь и смеётся над этой бессмысленной, словно ворох старых бумаг, реальностью города NN, и задумывается о ней, приходя к выводам далеко не утешительным. Но гнетущая тяжесть абсурда растворяется, как только скрывается из виду губернский городок, остаётся лишь дорога, и воспоминание о странных событиях вскоре потускнеет в памяти Чичикова.

Так и мы иногда останавливаемся, оглядываемся вокруг, и внезапно охватывает нас мысль: “Чёрт знает что такое!” — и мы стоим так, ничего не понимая, некоторое время, потом чешем в затылке, усмехаемся и идём себе дальше по своей дороге.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

Читайте также:
Язык как материал словесности в лирическом отступлении Птица-тройка в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

2 вариант

В поэме «Мёртвые души» герой Манилов открывает галерею образов помещиков, в раскрытии характеров которых Н.В. Гоголь широко использует приём художественной детали.

В представлении о Манилове как о хозяине важна уже самая первая деталь: его дом стоит на юру. Он открыт всем ветрам. Образ ветра остаётся ключевым. Такой же ветер и во внутреннем устройстве дома, и в голове хозяина. Мысли носятся в его воображении, рождаясь из хаоса представлений, не имеющих никакого отношения к реальной жизни.

Дом обставлен неплохой мебелью. Но видно, что хозяин на каком-то этапе создания интерьера наскучил этим занятием и оставил его навсегда. Поэтому своим гостям, когда их взгляд падает на два кресла, обтянутые грубой рогожей, помещик торопится сказать, что их в скором времени отделают.

Но они так стоят среди обитых шёлком собратьев уже много лет. Манилову не кажется странным, что вечером рядом с изысканным бронзовым подсвечником ставится на стол медный погнутый уродец, весь в сале.

Этот герой живёт фантазиями и вымыслами, к которым чувствует склонность в своём кабинете. Вещи, которые логично было бы предложить в кабинетном интерьере, отсутствуют. Вместо стопок книг везде разложен табак. Он содержится в картузе, просто горкой насыпан на столе, на подоконнике.

Красивыми кучками разложен и конечный продукт курения – зола, выбитая из трубки. Табачный дым облаками поднимается перед взглядом Манилова, и на его фоне перед помещиком встают миражи.

Он мечтает, что через его пруд будет переброшен каменный мост, на котором торговцы в лавках станут предлагать свои товары. Хозяин имения будто и не знает, что в пруду воды по колено, а покупателям товаров вообще неоткуда взяться, разве что соткаться из того же табачного дыма.

В кабинете Манилова есть символичная книга, много лет заложенная на 14 странице. Но при этом герой мечтает заниматься какой-нибудь наукой, философствовать о жизни в приятном обществе умных людей.

Знаменательно, что садовую беседку он украсил надписью «Храм уединённого размышления», и имена дал своим детям после долгого размышления непростые: Фемистоклюс и Алкид.

Характерная деталь – как отнёсся Манилов к предложению Чичикова продать ему мёртвых душ. Оказалось, что помещик не знает, сколько крепостных умерло и готов всех подарить для удовольствия своего гостя.

Таким образом, совокупность деталей, использованных писателем для создания образа Манилова, представляет нам героя, который ничего не смыслит в ведении хозяйства. Никакой пользы обществу от него не дождаться. Но при этом Манилов вежлив, сердечен с домочадцами и обо всех людях самого высокого мнения.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Популярные сегодня темы

Этот цикл рассказов автор посвятил выходцам из простонародья. Это было очень необычно для произведений того временного периода. В основном писатели и поэты в описаниях крестьян допускали много лирики

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной

Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица

Есть много человеческих недостатков, это такие как: жадность, злость, лень ,лживость, эгоистичность, лицемерие и много-много других. Кто-то с ними борется , а кто-то просто продолжает жить с такими недостатками

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: