Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

Сочинение “Авторская оценка образа Тараса Бульбы “

u0412 1842 u0433u043eu0434u0443 u041d.u0412. u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043du0430u043fu0438u0441u0430u043b u043fu043eu0432u0435u0441u0442u044c u00abu0422u0430u0440u0430u0441 u0411u0443u043bu044cu0431u0430u00bb. u0414u043bu044f u043du0435u0433u043e u043du0435 u0431u044bu043bu0430 u0432u0430u0436u043du0430 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0434u043eu0441u0442u043eu0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u044c u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u043cu044bu0445 u0441u043eu0431u044bu0442u0438u0439. u041fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044c u0441u0442u0430u0432u0438u043b u043fu0435u0440u0435u0434 u0441u043eu0431u043eu0439 u0441u043eu0432u0441u0435u043c u0434u0440u0443u0433u0443u044e u0437u0430u0434u0430u0447u0443. u041eu043d u0441u0442u0440u0435u043cu0438u043bu0441u044f u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044c u0433u0435u0440u043eu044f, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0433u043bu0430u0432u043du0443u044e u0446u0435u043bu044c u0441u0432u043eu0435u0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0432u0438u0434u0438u0442 u0432 u043eu0441u0432u043eu0431u043eu0436u0434u0435u043du0438u0438 u0440u043eu0434u043du043eu0439 u0437u0435u043cu043bu0438. u0418 u0440u0430u0434u0438 u0434u043eu0441u0442u0438u0436u0435u043du0438u044f u044du0442u043eu0439 u0446u0435u043bu0438 u043eu043d u043du0435 u0436u0430u043bu0435u0435u0442 u043du0438u0447u0435u0433u043e u0438 u043du0438u043au043eu0433u043e.

u0422u0430u043au043eu0432 u0433u043bu0430u0432u043du044bu0439 u0433u0435u0440u043eu0439 u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438 u0422u0430u0440u0430u0441 u0411u0443u043bu044cu0431u0430. u00abu042du0442u043e u0431u044bu043b u043eu0434u0438u043d u0438u0437 u0442u0435u0445 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043eu0432, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043cu043eu0433u043bu0438 u0432u043eu0437u043du0438u043au043du0443u0442u044c u0432 u0442u044fu0436u0435u043bu044bu0439 XV u0432u0435u043au2026u00bb. u041d.u0412. u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043bu044eu0431u0443u0435u0442u0441u044f u0441u0432u043eu0438u043c u0433u0435u0440u043eu0435u043c, u0432u043eu0441u0445u0438u0449u0430u0435u0442u0441u044f u0435u0433u043e u0443u043cu043eu043c, u0441u0438u043bu043eu0439 u0438 u043cu043eu0433u0443u0447u0438u043c u0434u0443u0445u043eu043c. u0412u0441u0435u043c u0441u0432u043eu0438u043c u043eu0431u043bu0438u043au043eu043c u0422u0430u0440u0430u0441 u0411u0443u043bu044cu0431u0430 u043du0430u043fu043eu043cu0438u043du0430u0435u0442 u0433u0435u0440u043eu0435u0432 u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0445 u0441u043au0430u0437u0430u043du0438u0439, u0431u044bu043bu0438u043d, u0433u0435u0440u043eu0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu0435u0441u0435u043d. u041eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u044f u0432u0440u0435u043cu044f, u043au043eu0433u0434u0430 u0436u0438u043b u0441u0442u0430u0440u044bu0439 u043au0430u0437u0430u043a u0411u0443u043bu044cu0431u0430, u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043fu0438u0448u0435u0442, u0447u0442u043e u00abu0440u0443u0441u0441u043au0438u0439 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440 u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u0437u0434u0435u0441u044c u043cu043eu0433u0443u0447u0438u0439, u0448u0438u0440u043eu043au0438u0439 u0440u0430u0437u043cu0430u0445, u0434u044eu0436u0443u044e u043du0430u0440u0443u0436u043du043eu0441u0442u044cu00bb.

u0413u043eu0433u043eu043bu044c u043du0435 u0434u0430u0435u0442 u043fu043eu0434u0440u043eu0431u043du043eu0433u043e u043fu043eu0440u0442u0440u0435u0442u0430 u0433u043bu0430u0432u043du043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u043fu043eu0432u0435u0441u0442u0438. u0415u0433u043e u0432u043du0435u0448u043du043eu0441u0442u044c u0440u0438u0441u0443u0435u0442u0441u044f u043du0435u0441u043au043eu043bu044cu043au0438u043cu0438 u0441u043au0443u043fu044bu043cu0438 u0448u0442u0440u0438u0445u0430u043cu0438. u0410u0432u0442u043eu0440u0441u043au0443u044e u043eu0446u0435u043du043au0443 u043eu0431u0440u0430u0437u0430 u0422u0430u0440u0430u0441u0430 u0411u0443u043bu044cu0431u044b u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044c u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u0442 u0438u0437 u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u044f u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u0443u0431u0440u0430u043du0441u0442u0432u0430 u0435u0433u043e u0434u043eu043cu0430, u0430 u043fu043eu0437u0436u0435 u0438u0437 u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u044f u0435u0433u043e u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043au043eu0432 u0432 u0440u0430u0437u043bu0438u0447u043du044bu0445 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du044bu0445 u0441u0438u0442u0443u0430u0446u0438u044fu0445: u0443 u0441u0435u0431u044f u0434u043eu043cu0430, u0441u0440u0435u0434u0438 u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0435u0439 u0432 u0417u0430u043fu043eu0440u043eu0436u0441u043au043eu0439 u0421u0435u0447u0438, u0432 u0431u043eu044e; u0432 u043cu043eu043cu0435u043du0442 u043au0430u0437u043du0438 u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043cu0438 u0440u0443u043au0430u043cu0438 u043fu0440u0435u0434u0430u0432u0448u0435u0433u043e u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0435u0439 u043cu043bu0430u0434u0448u0435u0433u043e u0441u044bu043du0430 u0410u043du0434u0440u0438u044f; u043du0430 u043fu043bu043eu0449u0430u0434u0438 u0432 u0412u0430u0440u0448u0430u0432u0435 u0432u043e u0432u0440u0435u043cu044f u043au0430u0437u043du0438 u0441u0442u0430u0440u0448u0435u0433u043e u0441u044bu043du0430 u041eu0441u0442u0430u043fu0430; u043du0430 u043au043eu0441u0442u0440u0435, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u043fu044bu043bu0430u0435u0442 u0443 u043du0435u0433u043e u043fu043eu0434 u043du043eu0433u0430u043cu0438.

u0418 u0432u0435u0437u0434u0435 u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044c u043fu043eu0434u0447u0435u0440u043au0438u0432u0430u0435u0442 u043du0435u0434u044eu0436u0438u043du043du0443u044e u0441u0438u043bu0443 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f, u0435u0433u043e u0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u044c u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0435u0441u0442u0432u0443, u043eu0431u0449u0435u043cu0443 u0434u0435u043bu0443, u0435u0433u043e u043cu043eu0433u0443u0447u0438u0439, u043du0435u0441u0433u0438u0431u0430u0435u043cu044bu0439 u0434u0443u0445, u0435u0433u043e u0443u043c u0438 u0441u043cu0435u043au0430u043bu043au0443. u041cu0438u0440u043du0430u044f, u043fu0440u0430u0437u0434u043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u0432 u0421u0435u0447u0438 u043du0435 u043fu043e u0434u0443u0448u0435 u0441u0442u0430u0440u043eu043cu0443 u0432u043eu0438u043du0443. u041eu043d u0445u043eu0447u0435u0442 u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0433u043e u0434u0435u043bu0430. u041du043e u043eu0442u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0435u043cu0443 u043au043eu0448u0435u0432u043eu0439 u0432 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438 u043fu043eu0445u043eu0434u0430 u043du0430 u0432u0440u0430u0433u043eu0432. u0418 u0445u0438u0442u0440u044bu0439 u0432u043eu0438u043d u0422u0430u0440u0430u0441 u0411u0443u043bu044cu0431u0430, u00abu0441u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0432u0448u0438u0441u044c u0441 u0442u0435u043c u0438 u0434u0440u0443u0433u0438u043cu00bb, u0438u0437u0431u0438u0440u0430u0435u0442 u0434u0440u0443u0433u043eu0433u043e u043au043eu0448u0435u0432u043eu0433u043e.

u041fu043bu0430u043cu0435u043du043du0430u044f u0440u0435u0447u044c u0422u0430u0440u0430u0441u0430 u043e u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0435u0441u0442u0432u0435 u043fu0435u0440u0435u0434 u0440u0435u0448u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu043c u0441u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435u043c u0437u0430u0436u0438u0433u0430u0435u0442 u0432u0435u043bu0438u043au0438u043c u043eu0433u043du0435u043c u0441u0430u043cu043eu043fu043eu0436u0435u0440u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u044f u0440u0430u0434u0438 u043eu0431u0449u0435u0433u043e u0434u0435u043bu0430 u0441u0435u0440u0434u0446u0430 u0438 u0441u0442u0430u0440u044bu0445, u0438 u043cu043eu043bu043eu0434u044bu0445 u043au0430u0437u0430u043au043eu0432: u00abu0417u043du0430u0442u044c, u0432u0438u0434u043du043e, u043cu043du043eu0433u043e u043du0430u043fu043eu043cu043du0438u043b u0438u043c u0441u0442u0430u0440u044bu0439 u0422u0430u0440u0430u0441 u0437u043du0430u043au043eu043cu043eu0433u043e u0438 u043bu0443u0447u0448u0435u0433u043e, u0447u0442u043e u0431u044bu0432u0430u0435u0442 u043du0430 u0441u0435u0440u0434u0446u0435 u0443 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u0443u043cu0443u0434u0440u0435u043du043du043eu0433u043e u0433u043eu0440u0435u043c, u0442u0440u0443u0434u043eu043c, u0443u0434u0430u043bu044cu044e u0438 u0432u0441u044fu043au0438u043c u043du0435u0432u0437u0433u043eu0434u044cu0435u043c u0436u0438u0437u043du0438, u0438u043bu0438 u0445u043eu0442u044f u0438 u043du0435 u043fu043eu0437u043du0430u0432u0448u0435u0433u043e u0438u0445, u043du043e u043cu043du043eu0433u043e u043fu043eu0447u0443u044fu0432u0448u0435u0433u043e u043cu043eu043bu043eu0434u043eu044e u0436u0435u043cu0447u0443u0436u043du043eu044e u0434u0443u0448u043eu044e u043du0430 u0432u0435u0447u043du0443u044e u0440u0430u0434u043eu0441u0442u044c u0441u0442u0430u0440u044bu043c u0440u043eu0434u0438u0442u0435u043bu044fu043c, u0440u043eu0434u0438u0432u0448u0438u043c u0438u0445u00bb.

u0420u0438u0441u0443u044f u043au0430u0440u0442u0438u043du044b u0431u043eu044f, u041d.u0412.u0413u043eu0433u043eu043bu044c u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u0442 u043fu0440u0438u0435u043cu044b, u043fu0440u0438u043du044fu0442u044bu0435 u043fu0440u0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0438 u0431u044bu043bu0438u043du043du044bu0445 u0433u0435u0440u043eu0435u0432: u00abu0422u0430u043c, u0433u0434u0435 u043fu0440u043eu0448u043bu0438 u043du0435u0437u0430u043cu0430u0439u043au043eu0432u0446u044b u2013 u0442u0430u043a u0442u0430u043c u0438 u0443u043bu0438u0446u0430, u0433u0434u0435 u043fu043eu0432u043eu0440u043eu0442u0438u043bu0438u0441u044c u2013 u0442u0430u043a u0443u0436 u0442u0430u043c u0438 u043fu0435u0440u0435u0443u043bu043eu043a!u00bb u0421u0442u0430u0440u044bu0439 u0432u043eu0438u043d u0422u0430u0440u0430u0441 u0411u0443u043bu044cu0431u0430 u0440u0443u0431u0438u0442 u00abu0432 u043au0430u043fu0443u0441u0442u0443 u0432u0441u0442u0440u0435u0447u043du044bu0445 u0438 u043fu043eu043fu0435u0440u0435u0447u043du044bu0445u00bb. u041du043e u043eu0441u043eu0431u043eu0439 u0441u0438u043bu043eu0439 u0437u0432u0443u0447u0430u0442 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0441u043bu043eu0432u0430 u0413u043eu0433u043eu043bu044f u043e u0441u0432u043eu0435u043c u0433u0435u0440u043eu0435, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0435u043du0438u0435u043c u0440u0443u0441u0441u043au043eu0433u043e u0434u0443u0445u0430, u043cu043eu0433u0443u0447u0435u0439 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u0441u0438u043bu044b: u00abu0414u0430 u0440u0430u0437u0432u0435 u043du0430u0439u0434u0443u0442u0441u044f u043du0430 u0441u0432u0435u0442u0435 u0442u0430u043au0438u0435 u043eu0433u043du0438, u043cu0443u043au0438 u0438 u0442u0430u043au0430u044f u0441u0438u043bu0430, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0431u044b u043fu0435u0440u0435u0441u0438u043bu0438u043bu0430 u0440u0443u0441u0441u043au0443u044e u0441u0438u043bu0443!u00bb “>]” data-test=”answer-box-list”>

Сочинение: Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 31.10.2020

Многомудрый Литрекон представляет два варианта краткого сочинения-рассуждения на тему «Образ Тараса Бульбы». Вы можете выбрать то эссе, которое больше соответствует Вашему видению темы. Приятного просвещения!

Вариант 1

(420 слов) Тарас Бульба – запорожский казак, отец двух сыновей. Эти две социальные роли, переплетаясь между собой, определяют характер и особенности поведения главного героя одноименной повести. Соединяясь с красочными гоголевскими описаниями внешности Бульбы, они создают цельного персонажа, наделенного яркой индивидуальностью.

Самой узнаваемой чертой портрета Тараса выступает его могучее телосложение. На протяжении всей повести герой воплощает собой силу, мужественность и грубость. Описывая его, Гоголь говорит: «Тарас был чрезвычайно тяжел…», — делая акцент на внушительности фигуры героя и усиливая характеристику словом «чрезвычайно». Так автор вызывает у читателя ассоциации с образом богатыря, сильного и крепкого.

Еще одной показательной чертой внешнего облика Бульбы выступает множество шрамов и рубцов, покрывающих его тело. Они не только придают образу главного героя мужской грубости, но и характеризуют его как человека воинственного и отважного. За каждой раной стоит суровая битва, в которой Тарас Бульба отстаивал честь Отечества и собственное достоинство запорожского казака. Неотъемлемыми элементами его внешности являются усы, закрученные по-казацки, и чуб, добавляющий его образу архаичности настоящего казака.

Отечество значило для Тараса гораздо больше, чем семья. Это наглядно проиллюстрировано сюжетными событиями: герой отправляет своих сыновей служить, подвергая их смертельной угрозе во имя соблюдения традиций Родины, иногда колотит жену, держа ее в смирении и страхе перед собой, а впоследствии убивает младшего сына за измену Родине. Он представляет себя единовластным хозяином дома, где все должно быть так, как он того пожелает. Жена не смеет ему возражать, а сыновья не показывают явных признаков любви к отцу, общаясь с ним, скорее, как с высшим авторитетом, опытным полковником, которому нужно подчиняться. Будучи храбрым и самоотверженным воином, свирепым и яростным в бою, Тарас оправдывал такое отношение сыновей. Время показывает, что сердце патриота не позволяет ему простить предательство Андрия, которое он воспринимает как покушение на святыню и личный позор. Это доказывает, что Тарас-казак сильнее, чем Тарас-отец, ведь в главном герое преобладают такие черты характера, как неумолимость, беспощадность, суровость и доблесть.

Читайте также:
Выпуклое отражение реалистические принципы Гоголя: сочинение

В раскрытии образа Тараса Бульбы не маловажную роль играет последняя сцена – сцена его ужасной смерти. Этот момент позволяет нам понять, насколько силен дух главного героя, который до последнего остается преданным воином и бесстрашным защитником своего Отечества. Будучи обреченным на сожжение на костре, он не выказывает ни единого признака страха, так как его душа обращена не к происходящему, а к дальнейшей судьбе Родины – к бегущим товарищам, которые смогли спастись. Он торжествует за них, как будто не замечая огня и приближения мучительной смерти:

«Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!».

Таким образом, благодаря таким чертам, как колоссальная сила духа, незаурядное мужество, сердечная привязанность к Родине и самоотверженность, Тарас Бульба стал одним из самых ярких персонажей гоголевского творчества.

Вариант 2

(516 слов) В повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь создал очень яркий и сложный образ запорожского казака. Гоголь смог сделать своего персонажа индивидуальным и в то же время олицетворяющим весь свой народ. Тарас Бульба — человек с незаурядной внешностью: огромный и сильный мужчина, который физически силен «как дуб». Но какими же качествами обладал казак? Как он выразил ментальность всего казачества?

Тарас Бульба — очень опытный воин. Большую часть своей жизни он провел в походах и сражениях. Даже с женой он виделся очень редко. Перед нами хороший воевода и отличный лидер. Автор изобразил очень энергичного человека, который умеет поднять боевой дух подчиненных. Тарас положительно влияет на остальных казаков, умеет шутить и поднимать настроение товарищам. При этом Тарас превосходит многих из них: в нужный момент в нем просыпается хитроумный и сообразительный стратег, готовый пожертвовать всем ради своей цели. Опыт и знание военного дела, его отвага и бесстрашие, доблесть и сильная ненависть к врагу вызывали уважение товарищей к старому казаку. Важно отметить, что Тарас Бульба — верующий человек. Он православный христианин. Казак готов защищать свою веру до самой смерти. Поляки покусились на его веру, поэтому Тарас поднимает остальных казаков на защиту Отечества и православия. Тарас — патриот. Он предан своей Родине. Между сыном и Отечеством он выбирает последнее. К предателям Родины, семьи и товарищей он беспощаден. Честь и преданность Отечеству затмили любовь к собственному сыну.

Однако Гоголь далек от идеализации своего героя. У Тараса суровый нрав. Он не признает проявления нежных чувств. Ласки и любви от него жена никогда не получала. Тарас Бульба мог на нее крикнуть или ударить ее. Товарищество он ставил выше семьи. Тарас не хочет сидеть дома и уделять время супруге, чтобы «не обабиться». И отец он тоже строгий. Сыновей своих не баловал. В своих детях Тарас хочет видеть продолжение себя. Тарас Бульба уверен, что казак должен быть не только храбрым и жестоким во время битвы, но и умным и образованным, чтобы быть хорошим военачальником. Поэтому он отправил своих сыновей учиться. Казак хотел, чтобы Остап и Андрий были сильными, отважными воинами, защищавшими Родину. Именно поэтому он встречает только что вернувшихся с учебы сыновей не лаской и нежностью, а проверкой их силы. Кроме того, как и остальные казаки, Тарас Бульба любил выпить и проверить свою удаль на беззащитных людях, поэтому участвовал в еврейских погромах. Еще один важный недостаток героя — упрямство. Изменить мнение Тараса невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет казака с места. Тарас Бульба родился для сражений, битв и походов по Запорожской Сечи. Он — прямолинейный человек, говорит то, что думает. В его лексиконе присутствуют слова, которые автор не может употребить в печати. Но, пожалуй, главным пороком Тараса является мстительность. После смерти Остапа он с невероятной жестокостью мстит полякам. К противникам казак безжалостен. Он не знает пощады. Казак сжигает польские поселения вместе с невинными женщинами и детьми. Тарас убил даже своего сына, который предал Родину и товарищей. Андрий стал врагом казаков, поэтому Тарас Бульба не пощадил сына.

Читайте также:
Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл Петербургские повести): сочинение

Таким образом, в повести Тарас Бульба раскрывается со всех сторон: он опытный и умный военачальник, преданный Отечеству и вере казак, строгий отец, суровый муж и человек с твердым характером, но испорченный и развращенный жестокими временами, когда мстительность, ханжество и нетерпимость были присущи почти всем людям.

Сочинение на тему «Тарас Бульба — главный герой повести Н.В. Гоголя»

Перед вами – отличное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В сочинении автор анализирует образ главного героя повести.

Вспомнить содержание произведения можно прочитав краткое содержание.

Тарас Бульба — главный герой повести Н.В. Гоголя.

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести — Тараса Бульбы.

Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы».

Тарас Бульба – мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости свого народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о Ложных душах предателей: «знаю, завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…».

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, служению товариществу. Отчизне он отдавал всего себя раздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном.

«Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына”.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!».

Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.

Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В. Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современности.

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь описал события, имевшие место в реальной истории России. Главным же героем произведения выступает донской казак Тарас Бульба. Это настоящий человек чести, полный отваги и доблести. Многие черты этого персонажа были взяты Гоголем с существующих людей, казаков, с которыми писатель был некогда знаком. Стоит сказать, что казаки в те времена были весомой силой, которая была готова пойти на все ради защиты своей родины. Вся их жизнь была связана с той самой Запорожской Сечью, где они были вольны и свободны. Преданность, вера и доблесть – вот главные черты истинного казака. Главный герой повести также не является исключением из этого правила.

Произведение начинается с того, что два брата, Остап и Андрий, наконец, спустя много лет учебы в академии, возвращаются в отчий дом. Только семья садится за обеденный стол, как Тарас Бульба уже начинает готовить сыновей к отправке в Запорожье. По его мнению, столичное образование не является тем, что сделает из юнца настоящего мужчину, такая праздная жизнь не подготовит человека к будущему. Необходимо пройти настоящую школу. Тарас Бульба является уважаемым человеком среди казаков, каждый знает его как отважного человека, честного и прямолинейного. Именно поэтому он желает видеть эти качества в своих сыновьях. Чтобы они были его гордостью, и каждый бы видел в братьях продолжателей дела своего отца. В повести мы видим сцену, где Тарас начинает насмехаться над внешним видом Остапа, мол, негоже мужчине щеголять в таких нарядах. На эти слова Остап бросается в бой со своим отцом. Но Тарас не злится, даже напротив, он видит, что сын его не позволит над собой смеяться, он умеет за себя постоять.

Вскоре Тарас с сыновьями уезжают в Запорожье, и, не успевают они еще расположиться, как приходит горькая новость. На Россию напали поляки. И кто как не казаки встретят захватчиков лицом к лицу и не дадут им отпор? Однако, вскоре мы узнаем, что один из сыновей, а именно Андрий, предал отца и родину. Ради любви польской девушки, он бросает свое племя и переходит на сторону врага. Да, у него был весомый повод, ведь любовь для молодого человека это то, ради чего можно и умереть. Но Тарас не желает понимать мотивов своего сына. И вскоре, во время очередной битвы, отец встречает своего сына. Он не думает ни секунды, ведь предательство слишком велико. Тарас убивает Андрия. Тем самым он будто бы смывает позор сына перед своим народом.

Старшего сына Тараса также ждет незавидная судьба. Он попадает в плен к полякам. Его подвергают жестоким пыткам, и, в конце концов, казнят. Тарас становится свидетелем убийства своего сына. Он горд, что вырастил настоящего казака, который даже перед смертью не отступил от своих детей и не предал свою страну.

В образе Тараса Бульбы мы видим великий и могучий народ, который до самого конца будет защищать свою страну и веру. Даже смерть не смогла испугать старого казака, умирает он с честью, спасая своих товарищей по оружию. Тарас Бульба – это символ всего, чем славятся наши люди, в этом герое сплетены лучшие качества настоящего человека и доброго отца.

Вариант 2

Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Тарас Бульба». Данное произведение изучается в школе. В нем жители стараются сделать все для того чтобы отстоять свою независимость и отвязаться от гнева поляков, хотя это сделать будет очень трудно. Здесь каждый человек является не только свободным, но и трудолюбивым. А в каждой семье воспитываются настоящие и сильные мужчины. Они стараются жить в равных для всех условиях и во всем помогают друг другу. Больше всего на свете они ценят интересы всего народа, а также свободу и независимость. Именно в этом произведении ведется точный и настоящий образ казака.

Автор показал главного героя суровым и непреклонным, с которым не так-то просто договориться. Жизнь у него сложная и опасная и порой приходится просто вытаскивать или вытягивать жизнь у смерти. Именно такой человек совершенно не предназначен для семьи, и он к этому даже не стремиться. Хотя у него есть два взрослых сына. И когда он возвращается домой после боя, то не спешит с ними увидеться, а наоборот торопиться к другим казакам. А вот с ними он ведет себя совсем по-другому. Он проявляет к ним нежность, а к своим врагам жестокость. Больше всего на свете ему хочется сделать так, чтобы его народ был свободным и вольным. И для достижения своей цели, а также и ради защиты родины готов даже расстаться с жизнью навсегда. Всю свою жизнь он проводит в походах и, защищая свою родину от врагов, которым так хочется завоевать территорию и сделать всех людей своими врагами. Кроме этого он постоянно защищает бедных крестьян, за которых некому заступиться и наказывает богачей.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

У него есть возможность жить богато, вот только ему этого не хочется и он презирает всех тех людей, которые решили изменить свою жизнь в лучшую сторону. В чистом поле он чувствует себя спокойнее, чем у себя дома.

Как уже было сказано, что у него имеется два сына, которых он старается научить также, отдавать себя всего защите родине и ни о чем не жалеть. Но для того чтобы защищать родину, нужно сначала научиться всему что знает их отец. И как только они закончили обучение, то отец берет их на первый бой. И они не подвели своего отца и показали себя настоящими солдатами, которые будут до последней капли крови сражаться за родину. Но однажды младший сын перешел на другую сторону. И отец не мог понять своего сына и решил, что никогда не простит этого предательства. За это он решил убить своего сына и никому больше не предоставит эту возможность.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь искренне любил тот край, в которой родился. Это был настоящий патриотизм и он, кстати, один из тех писателей, которые не боялись в своих произведениях описывать реальные события и выражать свою точку зрения. Благодаря таким произведениям, поколения могут знать историческое прошлое страны. Сутью повести было « движение силы народного развития». От чего пошёл толчок? Какова была плата?

Гоголь на тот момент всерьёз заинтересовался историей и даже писал на данную тему научный доклад. Правда, так и не получилось у писателя создать научный труд, но в его руках было большое количество исторического материала про казачество. Так вот. Если хорошо знать историю, то можно заметить что Тарас Бульба очень похож на Гетьмана ( Богдан Хмельницкий — командующий армией Чехии, Речи Посполитой, Российском Царстве, запорожским войском). Многие сцены из жизни Хмельницкого были идеалом для Тараса Бульбы. Так же прослеживается несомненное сходство Остраницы) гетман, полковник, руководивший восстанием в 1638 году на Украине) и Андрия. Кстати момент, когда Бульба встречается со своими боевыми товарищами и вспоминает всех погибших — это встреча Остраницы с Пудько.

Так же Тарас Бульба является истинным патриотом Родины. Это доказывает много сцен из произведения. Наверное, самая жестокая, тяжёлая- это убийство собственного сына Андрия. «Я тебя породил, я тебя и убью.» Так ответил отец на предательство сына. Андрий всегда отличался от семьи и других казаков. Он скрытный, хитрый и пылкий. Когда парень увидел польскую аристократку, то потерял рассудок и был готов ради неё на всё. Он перешёл на сторону Польши, предал Родину, семью, всё что имел. Конечно, после такого поступка вряд ли можно простить человека. Конечно, можно и понять. Тут каждый сам для себя решит “А правильно ли Бульба поступил с собственным сыном?”

Тарас Бульба был верен народу, людям, которых вёл за собой. Он мог противостоять любым трудностям, несмотря даже на ту невыносимую боль от потерь.

Таким образом, повесть «Тарас Бульба» – это не просто историческая хроника, но и кладезь таких примеров, как верности долгу, народу, честь и совесть казаков, их непоколебимость, невероятная сила воли. Это чистой воды патриотизм. Они не только хотели быть свободными, но и освободить родную землю от недругов. И только сила воли помогла противостоять всем врагам и даже самому себе.

Сочинение-рассуждение по произведению Тарас Бульба

«Тарас Бульба» – знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя, созданная им в первой половине 1830-х годов и входящая в сборник «Миргород». Повесть имеет множество экранизаций и является подлинным шедевром мировой литературы.

Описывать сюжет повести было бы слишком долго и бессмысленно, однако стоит упомянуть, что в его основу легли реальные события, поскольку действие повести происходит в среде запорожских казаков во времена казацкого восстания 1637-1638, когда казачество восстало против польской шляхты в борьбе за независимость. Даже главный герои имеют прототипов из реальной истории – так, по легенде, некий куренной атаман Охрим Макуха, живший в те времена, как и главный герой, Тарас Бульба, имел троих сыновей: Назара, Хому и Емельяна. Назар предал казаков и перешёл на сторону поляков из-за любви к польской панночке, его брат Хома погиб, когда пытался доставить своего брата-предателя отцу, a третий же брат, Емельян, выжил, после чего его предок, учившийся вместе с Гоголем и поведал это семейное предание.

Читайте также:
Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Так или иначе, повесть рассказывает нам историю, которая учит читателя многому. Как мне кажется, главная мысль произведения, которую хотел донести до читателя Николай Васильевич – это то, что необходимо любить свою родину, своих верных боевых товарищей, свою культуру и свой народ несмотря ни на что – ни на любовь к девушкам, какая бы сильная она не была, ни на сложности, которые может породить такая преданная любовь к своему Отечеству, несмотря даже на то, что возможно придется пожертвовать своей собственной жизнью, как это сделали герои произведения.

Помимо этого, раскрывая основную мысль, Гоголь доносит до читателя и множество других – он убеждает нас в необходимости таких качеств, как смелость и доблесть, но предостерегает и от других, более негативных, качеств – жестокость и нетерпимость, безрассудная гордость и бесшабашность, излишняя готовность рисковать всем и ставить всё на кон. Все эти качества он раскрывает в первую очередь на примере главного героя, Тараса Бульбы, в котором создаёт несколько гиперболизированный и преувеличенно яркий образ, олицетворяющий всё украинское казачество тех времен – такое же удалое и бесстрашное, но такое же безрассудное в своих поступках, такое же верное своему делу, своим боевым товарищам, своей Родине и своему народу, но такое же жестокое, что, конечно же, было необходимо в те жестокие времена.

По повести Тарас Бульба

Несколько интересных сочинений

Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть

Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

Еда была очень вкусная и понравилась не только мне, но и всем моим гостям. Нам приносили очень вкусное мороженое.

«Станционный смотритель» – является началом новой полосы творчества Александра Сергеевича Пушкина. Если в романе в стихах «Евгений Онегин» он старается спрятать отношение к бытовым вопросам под некоторым юмором

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность за экономическое и культурное развитие государства.

Каковы же основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планом образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу. Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные черты российского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумное расточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательный писатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких и неповторимых образах, создавая типические характеры.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной “скопидомки” Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадное путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это, главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова и усадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатление усугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета. Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: “ни то ни се”, “ни в городе Богдан ни в селе Селифан”. Характер Манилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова. Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не в силах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находит выражение в размышлении о том, “не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?” Комизм ситуации заключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство. И такие люди являются правящим классом России!

Читайте также:
Исторические источники в создании повести «Тарас Бульба»: сочинение

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену “копейке”. Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую “дубинноголовость” и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и “мертводушием”, как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе “исторического человека”. Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатной почве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа “скотовод эдакой”, “свинтус ты за это”, “такая дрянь”. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревых как “хороших и верных товарищей”, а затем добавляет: “. и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы”. За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положении крепостных Ноздрева.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со “средней величины медведем”. Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом “фук”. Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за “мертвых душ” обнаруживает определяющую черту его характера — неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и “неслыханными усами”, украшавшими его кабинет.

Ирония и сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди “мертвых душ”, так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэма неизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжении веков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей, тормозило экономическое и культурное развитие страны.

Читайте также:
Сатирическая острота комедии «Ревизор»: сочинение

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Теги: Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Сочинение Литература

Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя

В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как “Мертвые души” Гоголя или “Герой нашего времени” Лермонтова. Этот мотив часто использовался как сюжетообразующий.

Однако иногда он сам по себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенный период времени. Ярким примером этого является поэма “Мертвые души” Николая Васильевича Гоголя. В этом произведении для Гоголя одной из главных задач было как можно более

Учитывая, какой громадный пласт общества показан Гоголем в первом томе, притом что, по его замыслу, томов должно было быть три, Гоголь действительно был близок к тому, чтобы выполнить свое намерение и показать всю жизнь России в полном объеме. Главное внимание автор сконцентрировал на изображении дворянской жизни. Причем в соответствии с замыслом автора в первом томе должны были быть показаны все самые худшие стороны дворянской жизни, изображена жизнь губернского города NN и такие колоритные фигуры помещиков, как Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин.

Номер, где он поселился, был “известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”. Далее следует описание самого города, который “никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов”. Затем Гоголь, с присущим ему юмором, описывает множество других деталей, присущих губернскому городу.

Вслед за этим Гоголь описывает сильных города, которые образуют иерархическую лестницу, в начале которой стоит губернатор, который был “подобно Чичикову ни толст, ни тонок собой”. Такая параллель с Чичиковым выглядит не очень лестно для главы города. Затем Гоголь перечисляет всех отцов города: вице-губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер и т. д. Их было так много, что было “несколько трудно упомнить всех сильных мира сего”.
Наиболее полно городское общество показано на балу у губернатора. Здесь представлены все слои дворянского общества. Однако основные два, по мнению Гоголя, – “тонкие” и “толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие”. Причем “толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие”.

И то, что объемы тела показаны автором как основной критерий благополучия, делает образ дворянства приземленным. Особенно это впечатление усиливается после описания Гоголем разговоров “толстых” о лошадином заводе, о хороших собаках, “касательно следствия, произведенного казенной палатой”, “о бильярдной игре”. Однако были и разговоры о добродетели, что говорит скорее о лицемерии общества, учитывая особенно то, что лучше всего о добродетели говорит Чичиков, “даже со слезами на глазах”.

Читайте также:
Идейный пафос «Тараса Бульбы»: сочинение

А то, что общество “толстых” имеет за собой грешки, выясняется позже, когда по городу прошел слух, будто Чичиков приехал в город с проверкой. Это вызвало большой переполох, а прокурор даже умер от волнения, хотя он – лицо, отвечающее за поддержание закона в городе. Но, конечно, главное место в первом томе поэмы “Мертвые души” занимает описание помещичьего быта. Тут надо заметить, что описание жизни помещиков тесно связано с главной темой произведения – изображение оскудения человеческой души.

И пять помещиков, показанных Гоголем, являются яркими примерами такого оскудения. Причем они представлены в порядке убывания у них живых, человеческих качеств.
Первым из помещиков, изображенных Гоголем, был Манилов. Начинается рассказ о нем с описания его усадьбы. “Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть…” Далее идет описание деревни: “У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы…” Во всем облике усадьбы и деревни видна какая-то непродуманность, беспорядочность, как, собственно, и во внутренних помещениях господского дома. Жизнь в Маниловке как бы остановилась, об этом свидетельствует и книга в кабинете хозяина, “заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года”.

Сам хозяин вполне соответствует обстановке в усадьбе. Особенно Гоголь подчеркивает, что от Манилова “не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова…” Его душа как бы спит, однако он находится на начальном этапе оскудения души, он не превратился еще в подлеца.
Затем показана Коробочка, “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Весь “духовный мир” Коробочки сосредоточен на хозяйстве. Она живет в нем как в переносном, так и в буквальном смысле, так как огород ее начинается сразу у помещичьего дома.

Она настолько сосредоточена на хозяйстве, что переключиться на что-либо другое ей очень трудно. Гоголь даже называет ее “дубинноголовой”. Следующий, с кем встречается Чичиков, был Ноздрев.

Ему Гоголь дает недвусмысленную характеристику, причисляя его к людям, “имеющим страстинку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины”. Интересна его реакция на предложение Чичикова. Он, нисколько не смутившийся необычностью предложения Чичикова, попытался получить при этом выгоду.
Четвертым помещиком был Собакевич, которого Гоголь сравнивает с медведем. Это сравнение происходит как из-за внешнего сходства, так и из-за символического смысла, который вкладывает в это название Гоголь. Такое сравнение соответствует гоголевской характеристике Собакевича – “кулак”. И все в его усадьбе соответствует ему: и крестьянские избы, построенные на века, и хозяйские постройки, срубленные из вековых деревьев.

И в самом деле, “каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” или “И я тоже очень похож на Собакевича!” К предложению Чичикова он отнесся по-деловому, начав торговаться, чем удивил даже Чичикова.
Собакевич представляет собой пример практически полного душевного обнищания. “Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такой толстой скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности”.
Рассказывая о Манилове, Коробочке, Ноздреве и Собакевиче, Гоголь описывает типичные образы, что не раз подчеркивает. Образ же Плюшкина – образ не типичный, однако он нужен был Гоголю, чтобы показать, до какой степени может дойти оскудение души, ему надо было показать итог этого процесса. Плюшкин – это живой труп, без духовного мира, души. Лишь однажды “на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего”, однако “появление было последнее”.

И “лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлей”.
Народ в первом томе “Мертвых душ” представлен в основном только Селифаном и Петрушкой и несколькими эпизодическими героями, которые также, подобно дворянам, не соответствуют идеалу Гоголя. Хотя в целом образ народа показан в авторских отступлениях как нечто светлее и мудрое.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; – Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Не секрет, что Н.В.Гоголь горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы “Мёртвые души”, он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины, стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич – также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя – зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка – образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв – кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы – одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин – персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Читайте также:
Картина духовного обнищания и омертвения: сочинение

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Николай Васильевич Гоголь создал поэму Мёртвые души с целью осмеять человеческие пороки. У каждого слоя населения разные пороки, но все они сохранились и до нашего времени.

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя

На первый взгляд может показаться, что в название Чехов просто вынес развязку своего сюжета. Червяков, неожиданно чихнувший в театре на сидящего впереди генерала Бризжалова, никак не может вернуть себе покой

В 21 веке очень сильно распространена жестокость. Её показывают и пропагандируют абсолютно везде: телепередачах, кинофильмах, компьютерных играх, в интернете и улице. Я считаю, что главной причиной развития

Стояли теплые майские деньки. До конца четверти и учебного года оставалось буквально две недели. Все ребята, включая меня, были в предвкушении летних каникул

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: