Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

«ЧИЧИКОВ – “РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ”»

. Они ради приближения к цели легко
разделываются с совестью, человечностью
и всем прочим.
Ф. Гвиччардини.

“Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился
читателям. Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак,
припряжем подлеца”. Так характеризовал Гоголь своего героя.
Да полно, действительно ли Чичиков подлец? Что плохого в
том, что человек всю жизнь хотел разбогатеть? Но нет, не оши-
бается мудрый знаток человеческих сердец, великий сатирик. Не
честным путем хотел разбогатеть Павел Иванович, не путем обо-
гащения отечества и приращения его промышленности, как Костан-
жогло, а путем обмана, хитрости и коварства.
Посмотрим же пристальнее на него.
Вот он сидит в бричке! “Не красавец, но и не дурной на-
ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать,
чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод”.
Наружность его говорит об умении приспосабливаться к са-
мым разным обстоятельствам.
Всю жизнь Павел Иванович Чичиков копил деньги. Началось
это с детства. Он получил хороший завет от отца. “Смотри же,
Павлуша,- сказал тот ему, отправляя в училище,- не дури и не
повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.
водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть
полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя так,
чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта
вещь надежнее всего. Все сделаешь и все прошибешь копейкой”.
Можно сказать, что жизнь Чичикова была выполнением этого
завета. Поэтому и говорим мы, что он “рыцарь копейки”. Ведь ей
он остался верным до конца.
Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начи-
нает более трудные дела. Он долго ухаживает за некрасивой до-
черью своего начальника, делает вид, что собирается на ней же-
ниться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать
мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Ивано-
вич быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собира-
ется строить государственное здание. Но члены этой комиссии
занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров
накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится тамо-
женником, ловко разоблачает контрабандистов. А потом новая
афера. И она не удалась. Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20
да кое-что из прежней роскоши. Но он упрям: “Плачем горю не
пособить, нужно дело делать”. И начинает новое гениальное по
своей простоте и возможности нажиться за государственный счет
дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по пе-
реписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет.
Его стремление к обогащению делает из него опытного пси-
холога. Все ( даже Собакевич) отзываются о нем самым лучшим
образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под
интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрят-
ная красивая одежда, хорошие манеры- все говорит о его неуло-
вимости.
Чичиков любит все прелести жизни, мечтает жениться на
симпатичной “бабешке”,взять приданое тысяч 100-200, зажить на
широкую ногу. Но ради достижения цели может долго отказывать
себе во многом. Он не Плюшкин и не скупой рыцарь, радующийся
своему богатству. Деньги нужны ему, чтобы стать господином
жизни, чтобы с их помощью “все прошибить”.
Гоголь сатирически бичует своего героя- “подлеца”,
представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е
годы прошлого века. Патриархальная Россия уже уходила в прош-
лое, а на арену стали выходить подобные предприниматели-приоб-
ретатели.
Это отметил В.Г.Белинский, сказавший, что “Чичиков как
приобретатель не меньше, если не больше Печорина,- герой наше-
го времени.” Много чичиковых и в нашей жизни!

Сочинение на тему «Чичиков — рыцарь наживы»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» рисует широкую панораму русской жизни 30—40-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города N, гостим в патриархальных помещичьих усадьбах, наблюдаем за их обитателями. И все это благодаря господину средней руки, приехавшему в эти края по каким-то пока неясным, таинственным причинам.

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Очаровав губернское общество, он наносит визиты окрестным помещикам, обращаясь к ним со странной просьбой — оформить как живых и продать ревизские души умерших крестьян.

Кто же он, этот герой, соединивший в одно целое разрозненные картины русских нравов, обеспечивший композиционную стройность поэмы? Очевидно, автор не спешит дать полную, исчерпывающую характеристику Чичикову. 0н раскрывает своего героя постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая новая глава сообщает о нем новые подробности, раскрывая разные грани его характера.

Следуя за писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры. Вспомним, каким выступает герой на первых страницах поэмы. Сам автор описывает его как-то неопределенно: «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок». Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другим персонажам — губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют Чичикова как «благонамеренного», «дельного», «ученого», «любезнейшего и обходительнейшего человека». Судя по этим характеристикам, перед нами олицетворение «идеала порядочного человека». Но знаменитая гоголевская ирония даже в начале поэмы заставляет усомниться в столь лестной оценке. Например, автор пишет: «Говорил он ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек». Здесь писатель применяет свой излюбленный прием, когда вторая часть фразы, совершенно не связанная по смыслу с первой, резко снижает положительную характеристику героя и обнажает его истинную суть.

Собственно, весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре повествования находится жульническая афера с куплей-продажей «мертвых душ». В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям, и по происхождению является им, но очень мало связан с барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не возвышается над ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем более, что он сменил немало государственных мест службы. Кроме того, многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском «высшем» обществе такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы противопоставлять его этому обществу.

Автор постепенно раскрывает многочисленные «таланты» Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но карьера чиновника всегда была для Чичикова не целью, а средством достижения богатства и довольства, которые воплотились в его мечте о помещичьей жизни. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумал грандиозное мошенничество, которое он и старается осуществить в поэме. Нельзя не обратить внимания еще на одну существенную особенность этого героя — удивительную способность к перевоплощению. В беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, который воспринимается как его двойник. А с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел «бедного и одинокого» старика.

Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Читайте также:
Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и копить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направляются все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма. Он определен автором как «мертвая душа», воплощенная пошлость, мерзость и подлость. Образ Чичикова благодаря широте художественного обобщения породил понятие чичиковщины.

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Чичиков, Копейка, Мертвый, Рыцарь, Чичиковский, Развенчание, Краткий, Гоголь Когда учительница дала задание написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и отважным рыцарем, способным на какой-нибудь героический поступок, ведь когда речь идет о рыцарях, то невольно представляешь себе закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, а не мошенника Чичикова. Но ведь рыцарство-это не только смелость и отважность, но и способность идти до конца своей цели, преодолевая любые преграды на своем пути. И тогда становиться понятно, почему же Чичиков – рыцарь

Ведь единственной целью в жизни Чичикова было накопление капитала. Но не деньги управляли им, а мечта, мечта о своем, благоустроенном поместье, где бы он жил со своей семьей. И он стремился достичь этой цели любыми, даже самыми бесчеловечными способами. Уже с самого детства он начал выполнять завет своего отца: “копи копейку”.

Можно сказать, что вся дальнейшая жизнь Чичикова была выполнением этого завета…

После поступления в школу, Чичиков не спал ночи, не ел – словом, берег и копил копейку, даже ценой унижений и оскорблений. Уже со школьной скамьи он начинает свою предпринимательскую

деятельность, где он самыми разнообразными способами зарабатывает деньги: приручает мышку, перепродает выпечки своим одноклассникам.

И нельзя сказать, что он был одаренным учеником – он просто умел находить подход к людям. Благодаря этому умениюЧичиков выбивается в любимые ученики и добивается расположения учителя. На службе в казенной палате он также продолжает добивается расположения “неприступного” повытчика, и после непродолжительного времени занимает “хлебное местечко”. Приехав же в губернский город NN, Павел Иванович умело льстит и угождает всем местным чиновникам и легко входит в их доверие.

Читайте также:
Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

11 стр., 5309 слов

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)

… разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника. Дата добавления: 2019-02-26 ; ; Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай … средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру … — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности …

Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по переписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет. Его стремление к обогащению делает из него опытного пси – холога. Все, даже Собакевич, отзываются о нем самым лучшим образом.

Но его интересует лишь личная выгода, и он старался бороться за каждую копейку.

Чичиков преодолевает все трудности ради накопительства своего будущего состояния. Он настоящий делец, Чичиков – рыцарь нового времени, времени господства буржуазных отношений.

Даже несмотря на то, что он, казалось бы, все делает по закону, на мой взгляд продавать мертвые души – это высшая степень подлости. Но ведь, как заметил в своем стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтов: “Но есть и божий суд-он ждет”. Именно этот суд ожидает Чичикова за его поступки.

2

3.00

Примеры похожих учебных работ

Похождения Чичикова

… проч. Словом, началось черт знает что. Рецензия на фельетон М.А. Булгакова «Похождения Чичикова» Скачать сочинение Тип: Рецензия «Похождения Чичикова» – фельетон (иногда его определяют как «маленькую сатирическую повесть»), написанный Булгаковым …

Кто такой чичиков подлец или предприниматель. чичиков предприниматель или приобретатель …

… написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и … существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. […]… ­Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел …

Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова

… также герою романтических и светских повестей, Чичиков не обладал ни благородством характера, ни знатностью … воспитания, которое получал высокий герой, становилась честь. Чичиков же проделывает путь «антивоспитания», результатом которого становится …

Знакомство Чичикова с городом NN

… на радостях хорошо угощает Чичикова, а потом тот уезжает. Глава 4 По дороге Чичиков заходит в трактир, чтобы подкрепиться. … главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось». Чичиков переходит …

Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя

… постоянному получению собственного дохода. Сочинение Характеристика и образ Чичикова Чичиков, является главным героем произведения, … собственной выгоды. Чичикову получилось понравиться Плюшкину, который потерял связь с настоящим миром и …

Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

… гениальная по своей простоте идея — обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру… Казалось бы, Чичиков — законченный мерзавец и мошенник. Но не все так …

Образ Чичикова – «рыцаря копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Поэма «Мертвые души» является одним из са­мых замечательных произведений русской литера­туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока­зал всю современную Россию, сатирически изобра­зив поместное дворянство и губернское чиновниче­ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего­ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива­новича Чичикова

Гоголь вывел на всеобщее обозре­ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат­ление скользкого, многоликого человека. Это подчер­кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свое произведение Мертвые души поэмой?: сочинение

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет­ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы­ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво­евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг­лядит особенно любезным и обходительным чело­веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз­древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най­ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна — богатство, и ради этого Павел Иванович го­тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав­ное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле­ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога­че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от­цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою

Отсутствие в завещании высоких слов о долге, чести и достоинстве он воспринял буквально. Обладая большим умом «со стороны практичес­кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива­ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя­точничество становится его стихией.

Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, – это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо­женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое­го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи­кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо­стью заключает: «А теперь же время удобное, не­давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство. Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность – лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки. Образ Чичикова – это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Чичиков — такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от­мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока­зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени­ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника.

Чичиков — «Рыцарь копейки»

… Они ради приближения к цели легкоразделываются с совестью, человечностью и всем прочим. Ф. Гвиччардини. «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям… Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца». Так характеризовал Гоголь своего героя. Да полно, действительно ли Чичиков подлец? Что плохого в том, что человек всю жизнь хотел разбогатеть? Но нет, не ошибается мудрый знаток человеческих сердец, великий сатирик. Не честным путем хотел разбогатеть Павел Иванович, не путем обогащения
отечества и приращения его промышленности, как Костанжогло, а путем обмана, хитрости и коварства. Посмотрим же пристальнее на него. Вот он сидит в бричке! «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».Наружность его говорит об умении приспосабливаться к са- мым разным обстоятельствам. Всю жизнь Павел Иванович Чичиков копил деньги. Началось это с детства. Он получил хороший завет от отца. «Смотри же, Павлуша,- сказал тот ему, отправляя в училище,- не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего… Все сделаешь и все прошибешь копейкой». Можно сказать, что жизнь Чичикова была выполнением этого завета. Поэтому и говорим мы, что он «рыцарь копейки». Ведь ей он остался верным до конца. Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начинает более трудные дела. Он долго ухаживает за некрасивой дочерью своего начальника, делает вид, что собирается на ней жениться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Иванович быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собирается строить государственное здание. Но члены этой комиссии занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится таможенником, ловко разоблачает контрабандистов. А потом новая афера. И она не удалась. Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20 да кое-что из прежней роскоши. Но он упрям: «Плачем горю не пособить, нужно дело делать». И начинает новое гениальное по своей простоте и возможности нажиться за осударственный счет дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по переписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет. Его стремление к обогащению делает из него опытного психолога. Все ( даже Собакевич) отзываются о нем самым лучшим образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрятная красивая одежда, хорошие манеры — все говорит о его неуловимости. Чичиков любит все прелести жизни, мечтает жениться на симпатичной «бабешке»,взять приданое тысяч 100-200, зажить на широкую ногу. Но ради достижения цели может долго отказывать себе во многом. Он не Плюшкин и не скупой рыцарь, радующийся своему богатству. Деньги нужны ему, чтобы стать господином жизни, чтобы с их помощью «все прошибить». Гоголь сатирически бичует своего героя — «подлеца», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы прошлого века. Патриархальная Россия уже уходила в прошлое, а на арену стали выходить подобные предприниматели-приоб- ретатели. Это отметил В. Г. Белинский, сказавший, что «Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше Печорина,- герой нашего времени.» Много чичиковых и в нашей жизни!

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай Васильевич Гоголь “Мертвые души”

В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, — яркие тому свидетельства. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков — человек новой формации, делец-приобретатель.

Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: “не красавец, но и не дурной наружности”, “ни слишком толст, ни слишком тонок”, “человек средних лет”, — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.

Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова. Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу “сквозных” героев (“здесь он полный хозяин”), хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.

Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Чичиков отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик “херсонский”, но все-таки дворянин), Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси “с одного боку”. Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.

В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает “темное и скромное” происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в “маленькой горенке с маленькими окнами”, которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторешиться друзей и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.

Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинации на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, “все приобретают”, если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет “угрызениями совести”, размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния. Гоголь, пристально следящий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях “была некоторая сторона справедливости”. Грустно звучит гоголевская ирония, как страшно понимать, что такое поведение чиновников в России было естественно.

Читайте также:
Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с Чичиковым произошло что-то такое странное” (“. видно, и Чичиковы на несколько минут жизни обращаются в поэтов”). Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное (“. но слово “поэт” будет уж слишком”).

Гоголю удалось показать характер сложный, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова “подлецом”, писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.

Приступая к самому грандиозному проекту — покупке “мертвых душ”, Павел Иванович пытался учесть опыт предшествующих неудач, потому действия его были неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг “великую тайну нравиться”, производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог, беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенйо “мертвые души” чиновников и помещиков. Однако “живая душа” героя “Мертвых душ” несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.

Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет за собой потерю человечности. Исследования характера приобретателя (“приобретение — вина всего”) автор заканчивает горьким раздумьем о том, что “миллионщик”, новоявленный Наполеон — Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя помочь избавиться людям от пороков: “Я думал, что. лирическая сила. поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом” (“Авторг екая исповедь”).

Проблема II тома «Мертвых душ» – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

Творческая судьба Гоголя в 1840х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных кругов общества, что содействовало укреплению в нем иллюзорных надежд на «просвещенного монарха», росту религиозных настроений и т. д. Гоголь был убежден, что именно ему свыше дано быть прямым учителем жизни, наставлять людей истине и тем самым сыграть какуюто необыкновенную и даже мистическую роль в обновлении России на религиозных началах. Уже в I томе «Мертвых душ», задумываясь над своей таинственной миссией, он писал в последней главе о «непостижимой связи», которая таится между ним и Русью, и о том, что очи его освещаются при этом «неестественной властью». Гоголь предсказывал, что в последующих томах «Мертвых душ» перед читателем «предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире…». Уже тогда Белинский с большой осторожностью и тревогой писал: «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете…

». Очевидно, по этой причине напряженная работа Гоголя над II томом шла с большим трудом. Писатель не мог не ощущать, так сказать, «сопротивления материала». Русская действительность еще не давала ответы на вопросы, которые так волновали тогда писателя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей сказал бы нам это всемогущее слово: вперед?». В 1845 г. II том был окончен и в том же году автором уничтожен.

Читайте также:
Выпуклое отражение реалистические принципы Гоголя: сочинение

После этой неудачи Гоголь решил высказать дорогие ему идеи о преображении людей, о путях их нравственного воскрешения не в художественном произведении, а в публицистике, в сборнике статей и писем. В конце 1846 г. он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых ясно ощущается предвидение грозящей России катастрофы. Поэтому Гоголь решается указать читателям путь спасения, представляющийся ему совершенно реальным и очевидным: нравственное совершенствование, способное очистить и объединить всех людей независимо от их социального положения. В книге отражены высота нравственной требовательности писателя не только к другим, но и к самому себе, его напряженные раздумья над человеческой психологией, важные суждения о литературе и театре, о специфике творческой работы.

Но там же содержались и религиознопатриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков. Появление «Выбранных мест…» вызвало решительный протест передовой русской общественности.

Резко выступил против этой книги Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю (1847). Оно произвело на Гоголя сильное впечатление. Он признавал, что в гневных обличениях критика была своя правда. Гоголь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься. Голь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься.

«Мне казалось только непреложной истиной,— отвечал он Белинскому,— что я не знаю вовсе России, что многое изменилось с тех пор, как я в ней не был». Гоголь вновь принимается за работу над 11»томом. Однако от основных идей «Выбранных мест…» он все же, судя по всему, не отказался.

Мысль о возможности нравственного возрождения своих героев не была им оставлена. Разумеется, могучий талант Гоголяреалиста проявился и во II томе. Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры идеального помещика Костанжогло, добродетельного откупщика Муразова, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни.

Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Проблема II тома «Мертвых душ»

Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных кругов общества, что содействовало укреплению в нем иллюзорных надежд на «просвещенного монарха», росту религиозных настроений и т. д. Гоголь был убежден, что именно ему свыше дано быть прямым учителем жизни, наставлять людей истине и тем самым сыграть какую-то необыкновенную и даже мистическую роль в обновлении России на религиозных началах. Уже в I томе «Мертвых душ», задумываясь над своей таинственной миссией, он писал в последней главе о «непостижимой связи», которая таится между ним и Русью, и о том, что очи его освещаются при этом «неестественной властью».

Читайте также:
Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

Гоголь предсказывал, что в последующих томах «Мертвых душ» перед читателем «предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире…». Уже тогда Белинский с большой осторожностью и тревогой писал: «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете…». Очевидно, по этой причине напряженная работа Гоголя над II томом шла с большим трудом. Писатель не мог не ощущать, так сказать, «сопротивления материала». Русская действительность еще не давала ответы на вопросы, которые так волновали тогда писателя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей сказал бы нам это всемогущее слово: вперед?».

В 1845 г. II том был окончен и в том же году автором уничтожен. После этой неудачи Гоголь решил высказать дорогие ему идеи о преображении людей, о путях их нравственного воскрешения не в художественном произведении, а в публицистике, в сборнике статей и писем. В конце 1846 г. он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых ясно ощущается предвидение грозящей России катастрофы. Поэтому Гоголь решается указать читателям путь спасения, представляющийся ему совершенно реальным и очевидным: нравственное совершенствование, способное очистить и объединить всех людей независимо от их социального положения. В книге отражены высота нравственной требовательности писателя не только к другим, но и к самому себе, его напряженные раздумья над человеческой психологией, важные суждения о литературе и театре, о специфике творческой работы. Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.

Появление «Выбранных мест…» вызвало решительный протест передовой русской общественности. Резко выступил против этой книги Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю (1847). Оно произвело на Гоголя сильное впечатление. Он признавал, что в гневных обличениях критика была своя правда. Гоголь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься. «Мне казалось только непреложной истиной,— отвечал он Белинскому,— что я не знаю вовсе России, что многое изменилось с тех пор, как я в ней не был». Гоголь вновь принимается за работу над 11»томом. Однако от основных идей «Выбранных мест…» он все же, судя по всему, не отказался. Мысль о возможности нравственного возрождения своих героев не была им оставлена.

Разумеется, могучий талант Гоголя-реалиста проявился и во II томе. Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры идеального помещика Костанжогло, добродетельного откупщика Муразова, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни. Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.

«Проблема II тома «Мертвых душ»»

Творческая судьба Гоголя в 1840-х годах была драматичной и сложной. В это время обнаруживаются — и чем дальше, тем больше — признаки глубокой духовной драмы великого писателя, сущность и причины которой все еще недостаточно прояснены. Свою роль в эволюции мировоззрения Гоголя сыграли его длительная оторванность от России, воздействие его новых друзей из славянофильских и консервативных кругов общества, что содействовало укреплению в нем иллюзорных надежд на «просвещенного монарха», росту религиозных настроений и т. д. Гоголь был убежден, что именно ему свыше дано быть прямым учителем жизни, наставлять людей истине и тем самым сыграть какую-то необыкновенную и даже мистическую роль в обновлении России на религиозных началах. Уже в I томе «Мертвых душ», задумываясь над своей таинственной миссией, он писал в последней главе о «непостижимой связи», которая таится между ним и Русью, и о том, что очи его освещаются при этом «неестественной властью».

Читайте также:
Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Гоголь предсказывал, что в последующих томах «Мертвых душ» перед читателем «предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире…». Уже тогда Белинский с большой осторожностью и тревогой писал: «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете…». Очевидно, по этой причине напряженная работа Гоголя над II томом шла с большим трудом. Писатель не мог не ощущать, так сказать, «сопротивления материала». Русская действительность еще не давала ответы на вопросы, которые так волновали тогда писателя: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей сказал бы нам это всемогущее слово: вперед?».

В 1845 г. II том был окончен и в том же году автором уничтожен. После этой неудачи Гоголь решил высказать дорогие ему идеи о преображении людей, о путях их нравственного воскрешения не в художественном произведении, а в публицистике, в сборнике статей и писем. В конце 1846 г. он опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых ясно ощущается предвидение грозящей России катастрофы. Поэтому Гоголь решается указать читателям путь спасения, представляющийся ему совершенно реальным и очевидным: нравственное совершенствование, способное очистить и объединить всех людей независимо от их социального положения. В книге отражены высота нравственной требовательности писателя не только к другим, но и к самому себе, его напряженные раздумья над человеческой психологией, важные суждения о литературе и театре, о специфике творческой работы. Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.

Появление «Выбранных мест…» вызвало решительный протест передовой русской общественности. Резко выступил против этой книги Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю (1847). Оно произвело на Гоголя сильное впечатление. Он признавал, что в гневных обличениях критика была своя правда. Гоголь не все принял в письме, но оно заставило его глубоко задуматься. «Мне казалось только непреложной истиной,— отвечал он Белинскому,— что я не знаю вовсе России, что многое изменилось с тех пор, как я в ней не был». Гоголь вновь принимается за работу над 11»томом. Однако от основных идей «Выбранных мест…» он все же, судя по всему, не отказался. Мысль о возможности нравственного возрождения своих героев не была им оставлена.

Разумеется, могучий талант Гоголя-реалиста проявился и во II томе. Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры идеального помещика Костанжогло, добродетельного откупщика Муразова, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни. Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: