Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

«Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения «Мёртвые души»»

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство — это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нём.

Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает своё основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира — от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)

Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.

Синонимы: путь, распутье, перекрёсток, поворот, тракт, шоссе, порог. Всё это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них — национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.

Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь — хорошо, его отсутствие — плохо. Мы говорим путёвый, путный — хороший, дельный или беспутный — неправильно живущий.

В русском языке путь — знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги) — ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:

Выбрать дорогу в жизни:

1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.

2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринёв, Швабрин, Пугачёв.

3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.

4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина

5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.

6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.

«Их пути разошлись»

1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.

3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.

4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.

«Пошёл по кривой дорожке»

1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.

3) «Ревизор», «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.

4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.

Так из множества произведений русской литературы — из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных — выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.

Бог пути кажет. Язык до Киева доведёт.

Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).

Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).

В дороге и ворога назовешь родным отцом.

В дороге и отец сыну товарищ.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

В дорогу идти — пятеры лапти сплести.

В игре да в попутье людей узнают.

В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).

Видючи непогодь, не пошто за реку.

Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.

Водою плывучи, что со вдовою живучи.

Волга добрая лошадка: все свезет.

Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).

Где дорога, там и путь.

Где стал, там и стан.

Где торно, там и просторно.

Дальше моря — меньше горя.

Добрый путь, да к нам больше не будь.

Долог путь, да изъездчив.

Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорога — хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).

Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).

Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.

Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).

Дуй по пеньям — черт в санях (ямская).

Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).

Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едут — дуга на дуге (много).

Ехал дорогой, да верть целиком.

За морем телушка — полушка, да рубль перевозу.

За неволю хода, когда ноги болят.

За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).

Заложил пару сапожного товару.

Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).

Звонки бубны за горами.

И камень лежа мохом обрастает.

И круты горы, да забывчивы.

Избным теплом недалеко уедешь.

Каков поехал, таков и приехал.

Кама усучивает по сту, да по девяносту;

Красна дорога ездоками (а обед пирогами).

Кто в море не бывал, тот горя не видал.

Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.

Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Кто на море бывал, тот и страху видал.

Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).

Куда господь бог несет?

Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.

Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).

Купи, не скупись, езди — веселись (то же).

Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.

Мелок брод — по самый рот.

Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море — что горе: красно со стороны.

Мужик скажет сухо — подымайся под самое ухо!

На алтын товару, а на рубль раструски.

На воде ноги тонки (жидки),

На дороге стоит, а дороги спрашивает.

На людей посмотреть и себя показать.

На море погоду видишь, да едешь — сам себе убивец (убийца).

Читайте также:
Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

Не видавши моря, не видал и горя.

Не день дневать, а час часовать.

Не кнутом погоняй, мешком!

Не торопись ехать, торопись кормить!

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Не ходи в море без одежи; море удорожить.

Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.

Нож в пути товарищ.

Ночлега с собой не возят.

Ночь, как день; дорога, как скатерть — садись да катись!

Нужный путь бог правит.

Один раз (Однова) перевозиться (домом) — полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться — весь пожар выстоять.

Одному ехать — и дорога долга.

Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.

Печка нежит, а дорожка учит.

Пешечком верней будешь.

Пеши — без промешки.

Плохая стоянка лучше доброго похода.

По колени ноги оттоптал.

По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).

По способу пешего хождения.

Под гору без хомута, а в гору в три кнута.

Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.

Под лежач камень и вода не течет.

Поезжай на теплые воды!

Поезжай скорее, так будет спорее!

Поехал верхом на палочке.

Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.

Поехали с орехами (от. е. проводили).

Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

При большой дороге и гурт пасется.

Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!

Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).

Путь водою — проходить бедою.

Сам в корню, две ляжки в пристяжке.

Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.

Саночки самокаточки: садись да катись!

Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.

Стой! белу свету край.

Стоячая вода гниет (киснет).

Тело довезу, а за душу не ручаюсь.

Тихо не лихо, да гребля лиха.

Тише едешь — дальше будешь.

Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).

Тут свет клином сошелся.

Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.

Умный товарищ — половина дороги.

Хвали заморье, на печи сидючи.

Хлеб в пути не тягость.

Хоть охлябь (без седла), да верхом.

Что нукнешь, то и уедешь.

Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.

Шибко ехать — не скоро доехать.

Но есть и антипуть — это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг — это ложное движение. Круговращение — вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут своё начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:

Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?

Во-вторых, это способ передвижения. Идёт ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке?

В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу?

В-четвёртых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влёчёт свобода?

В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути? Какие люди попадаются ему?

И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашёл ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось?

Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века”Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения «Мёртвые души».

Обратившись к произведениям , мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мёртвые души».

Жизнь — это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по её страницам.

И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы «Мёртвые души».

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нём.

Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает своё основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира – от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)

Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.

Синонимы: путь, распутье, перекрёсток, поворот, тракт, шоссе, порог. Всё это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них – национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.

Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь – хорошо, его отсутствие – плохо. Мы говорим путёвый, путный – хороший, дельный или беспутный – неправильно живущий.

В русском языке путь – знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги) – ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:

Выбрать дорогу в жизни:

1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.

2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринёв, Швабрин, Пугачёв.

3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.

4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина

5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.

6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.

Читайте также:
Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

«Их пути разошлись»

1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.

3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.

4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.

«Пошёл по кривой дорожке»

1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.

3) «Ревизор», «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.

4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.

Так из множества произведений русской литературы – из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных – выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.

Бог пути кажет. Язык до Киева доведёт.

Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).

Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).

В дороге и ворога назовешь родным отцом.

В дороге и отец сыну товарищ.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

В игре да в попутье людей узнают.

В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).

Видючи непогодь, не пошто за реку.

Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.

Водою плывучи, что со вдовою живучи.

Волга добрая лошадка: все свезет.

Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).

Где дорога, там и путь.

Где стал, там и стан.

Где торно, там и просторно.

Дальше моря – меньше горя.

Добрый путь, да к нам больше не будь.

Долог путь, да изъездчив.

Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорога – хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).

Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).

Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.

Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).

Дуй по пеньям – черт в санях (ямская).

Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).

Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едут – дуга на дуге (много).

Ехал дорогой, да верть целиком.

За морем телушка – полушка, да рубль перевозу.

За неволю хода, когда ноги болят.

За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).

Заложил пару сапожного товару.

Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).

Звонки бубны за горами.

И камень лежа мохом обрастает.

И круты горы, да забывчивы.

Избным теплом недалеко уедешь.

Каков поехал, таков и приехал.

Кама усучивает по сту, да по девяносту;

Красна дорога ездоками (а обед пирогами).

Кто в море не бывал, тот горя не видал.

Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.

Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Кто на море бывал, тот и страху видал.

Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).

Куда господь бог несет?

Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.

Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).

Купи, не скупись, езди – веселись (то же).

Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.

Мелок брод – по самый рот.

Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море – что горе: красно со стороны.

Мужик скажет сухо – подымайся под самое ухо!

На алтын товару, а на рубль раструски.

На воде ноги тонки (жидки),

На дороге стоит, а дороги спрашивает.

На людей посмотреть и себя показать.

На море погоду видишь, да едешь – сам себе убивец (убийца).

Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

Не видавши моря, не видал и горя.

Не день дневать, а час часовать.

Не кнутом погоняй, мешком!

Не торопись ехать, торопись кормить!

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Не ходи в море без одежи; море удорожить.

Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.

Нож в пути товарищ.

Ночлега с собой не возят.

Ночь, как день; дорога, как скатерть – садись да катись!

Нужный путь бог правит.

Один раз (Однова) перевозиться (домом) – полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться – весь пожар выстоять.

Одному ехать – и дорога долга.

Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.

Печка нежит, а дорожка учит.

Пешечком верней будешь.

Пеши – без промешки.

Плохая стоянка лучше доброго похода.

По колени ноги оттоптал.

По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).

По способу пешего хождения.

Под гору без хомута, а в гору в три кнута.

Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.

Под лежач камень и вода не течет.

Поезжай на теплые воды!

Поезжай скорее, так будет спорее!

Поехал верхом на палочке.

Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.

Поехали с орехами (от. е. проводили).

Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

При большой дороге и гурт пасется.

Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!

Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).

Путь водою – проходить бедою.

Сам в корню, две ляжки в пристяжке.

Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.

Саночки самокаточки: садись да катись!

Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.

Стой! белу свету край.

Стоячая вода гниет (киснет).

Тело довезу, а за душу не ручаюсь.

Тихо не лихо, да гребля лиха.

Тише едешь – дальше будешь.

Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).

Тут свет клином сошелся.

Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.

Умный товарищ – половина дороги.

Хвали заморье, на печи сидючи.

Хлеб в пути не тягость.

Хоть охлябь (без седла), да верхом.

Читайте также:
Похождения Чичикова: сочинение

Что нукнешь, то и уедешь.

Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.

Шибко ехать – не скоро доехать.

Но есть и антипуть – это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут своё начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:

Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?

Во-вторых, это способ передвижения. Идёт ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке?

В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу?

В-четвёртых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влёчёт свобода?

В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути? Какие люди попадаются ему?

И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашёл ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось?

Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века»Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мёртвые души».

Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по её страницам.

И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Сочинение: Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Смысл образа

Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:

  • Сам человек едет или движется по накатанной?
  • Едет или его везут?
  • Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
  • Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
  • Куда летит Русь?
  • Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?

В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.

Сочинение на тему Образ дороги в поэме Н В Гоголя Мертвые души читать бесплатно

Образ дороги
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем.

Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, путешествует из города в город в поисках «продавцов» мертвых душ.

Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси.

Поэма начинается «дорогой» и заканчивается ею же. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию. Тема дороги чрезвычайно важна в произведении.

Для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. Дорога, по которой едет главный герой, плавно превращается в дорогу жизни.

Когда он плутает по запутанным дорогам, пролегающим в глуши, порой никуда не ведущим, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения.

В произведении есть примечательная фраза, которую роняет помещица Коробочка и, которая раскрывает суть дороги. Когда Чичиков интересуется у нее, как добраться до большой дороги, она отвечает, что объяснить не мудрено, да поворотов много. Эти фразы несут символический смысл.

Читателю вместе с автором предлагается подумать над тем, как же добраться до «большой дороги» жизни. И тут же звучит ответ, что добраться то можно, только препятствий и трудностей на пути будет много.

Таким образом, автор на протяжении следующих глав выступает в роли провожатого и ведет своего героя по запутанным дорогам из одного поместья в другое.

В завершающей главе следует лирическое отступление о дорогах России. Это своеобразный гимн движению, в котором Русь сравнивается с несущейся тройкой. В этом отступлении автор переплетает свои две любимые темы: тему дороги и тему России.

В нем просматривается смысл исторического движения страны. Для автора именно в дороге заключается вся русская душа, ее размах и полнота жизни. Таким образом, дорога в произведении – это и есть сама Русь. Она должна привести страну к лучшему, светлому будущему.

Более того, она должна возродить общество, запутавшееся в противоречиях жизни.

см. также: Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Дорога главного персонажа

Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?

Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?

Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.

Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.

Читайте также:
Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Лирическое отступление

Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:

  • «дрожь прохватила члены»;
  • «сап лошадей»;
  • «дремлешь и забываешься и храпишь»;
  • «на вершине неба солнце.

Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.

Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:

  • верста с цифрой;
  • зажатый в угол сосед;
  • белые дома;
  • бревенчатые избы;
  • открытый пустырь.

Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!

», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.

Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».

Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.

Презентация “Русь-тройка. Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души””

Образ дороги в поэме

«Мёртвые души»

ПРЕЗЕНТАЦЮ ПОДГОТОВИЛА Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы Каменской основной школы Первомайского района Оренбургской области

Мотив дороги в поэме очень многогранен.

Дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, образ дороги является композиционным стержнем.

Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».

В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».

Лирическое отступление

— вне сюжетный элемент произведения ; композиционно-стилистический приём , заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования ; авторское рассуждение , размышление , высказывание , выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в « Евгении Онегине » А. С. Пушкина ). Может принимать форму воспоминаний , обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе « Мертвых душ » Н. В. Гоголя ). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях .

Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

“В дорогу! в дорогу. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками…” – так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме “Мертвые души”. Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен. Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, – это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник – это сам писатель. Мы читаем его реплики: “Гостиница была… известного рода…”, “какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо”, “город никак не уступал другим губернским городам” и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними. Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления достигают пика безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности. Оборотная сторона гоголевской сатиры – лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину – могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои. Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды(“И какой же русский не любит быстрой езды?”), может полюбоваться прекрасной незнакомкой(“открывши табакерку и понюхавши табаку”, скажет:”Славная бабешка!”). Но чаще он отмечает “подкидывающую силу” мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным:”Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора”. Но вместе с тем для него есть “какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!”. Дорога пробуждает мысли о родине, о предназначении писателя: “Сколько родилось в тебе чудных замыслов,поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!…” Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. “Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…” Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение. Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N-ской губернии, как бы подчеркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый тернистый, но славный путь писателя, проповедующего “любовь враждебным словом отрицания”. Реальная дорога в “Мертвых душах”, с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа “громадно несущейся жизни”, символа исторического пути России. На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки, который затем сменяется образом несущейся, “вдохновенной Богом” Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж птицу-тройку – символ свободной, обретшей живую душу России .

Читайте также:
Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед.При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.

Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Читайте также:
“Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.

Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.

Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.

Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.

«ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”»

В 1835 году
Гоголь начинает работать над своей
гениальной поэмой “Мертвые души”.
Известно, что основой для этого
произведения послужила “Божественная
комедия” Данте. Это и определило
предполагавшуюся трехчастную композицию
поэмы: три тома мертвых душ должны были
соответствовать трем частям, составляющим
“Божественную комедию”: “Ад”, “Чистилище”
и “Рай”. Приступая к работе над поэмой,
обдумывая ее план, Гоголь писал, что хочет
“показать с одного боку всю Русь”.
Учитывая, что произведение писалось по
аналогии “Божественной комедии”,
становится понятно, с какого “одного бока”
должна была явиться Русь в первом томе
поэмы. Гоголь стремился показать страшный
лик российской действительности,
воссоздать “Ад”
русской современной жизни. Назвав свое
произведение “Мертвыми душами”, Гоголь
имел в виду не только ревизские души
умерших крестьян, но в большей степени
хотел указать на нищенство, опустошенность
и мелочность душ русских помещиков. По сути
своей, души бессмертны и невидимы, Гоголь
создал их видимыми, показывая людям, во что
превратился их внутренний мир, чтобы люди
испугались, чтобы пробудились от
мертвящего сна и постарались спастись,
вернуть себе живые человеческие души.

Следуя
поставленной перед собой цели – отобразить
все пороки России, выставить на показ все
язвы русского общества того времени, Гоголь
создает ряд образов мелких помещиков. Перед
нашими глазами предстает пустой и
мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка,
фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и
упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин.
С горечью сознавал Гоголь, что все эти
мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию.
Я думаю, хотя он и заставлял читателей
смеяться над произведением, сам он горько
“плакал”, понимая, что великая Русь
находится под властью таких людей. Но все же
Гоголь верил, что в тех же бездушных
помещиках существует где-то глубоко внутри
хорошие задатки, еще не совсем задушенные
безнравственностью и невежеством. Ведь
стоит только приглядеться и можно увидеть,
что скупость Плюшкина – искажение былой
бережливости и хозяйственности; “кулак”
Собакевича по внешности (спина, “как у
вятских приземистых лошадей”, ноги, “походившие
на чугунные тумбы”), и окружающей
обстановке являет черты прежнего
богатырства, правда, искаженного
и трудно
различаемого; ставшая дубиноголовой
Коробочка олицетворяет изначальную
хозяйственность и предусмотрительность;
мечтательность и доброта переросли в
пустое фантазерство и Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости
исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна
и бездельника. Пусть сейчас они такие, с
пороками и уймой недостатков, но ведь они
являются просто сильно деградированными
образами людей, бывших когда-то
положительными. А раз есть задатки хорошего,
пусть где-то очень-очень далеко и глубоко,
но все-таки есть, значит существует надежда
на, может быть, и нескорое, но грядущее
нравственное перерождение этих образов. И я
могу сказать, что Гоголь верил в это, иначе
бы, не появилась у него мысль о создании
второго и третьего томов “Мертвых душ”.

Снова,
вспоминая, что основой композиции “Мертвых
душ” послужила “Божественная комедия”,
мы уже можем предположить, что во втором
томе поэмы, соответствующем “Чистилищу”
Данте, Гоголь хотел ввести какие-то
положительные образы. Конечно, они не бьши
идеальны во всем, но в этих образах уже
появились черты просветления. Гоголь
приближает своих героев к тому
виднеещемуся вдалеке нравственному
перерождению. Если в первом томе все герои
без исключения бьши отрицательны, то здесь
уже мы можем встретить положительных
персонажей, души которых понемногу
начинают пробуждаться, модет быть, еще не
сознательно, но они уже выше тех
безнравственных, “мертвых” душ
помещиков, герев первого тома. К несчастью,
Гоголь не успел довершить свой гениальный
труд, и до нас дошли лишь неполные черновики
второго и третьего томов поэмы. Однако, из
них мы можем узнать достаточно о том, как
дальше развивается гоголевская концепция
человека, которую он так скептически
изложил в первой части поэмы. И хотя критик
Смирнов говорит, что работа Гоголя над
вторым томом “Мертвых душ” протекала в
условиях глубокого идейно-твор.ческого
кризиса писателя, что образы положительных
персонажей бьши написаны неудачно, все же
авторская сатира на дворянство и
чиновничество сохранили свою силу и в той
части поэмы. Так
же сохраняется вера в способность человека
проснуться, стряхнуть с себя оцепенелость и
вновь обрести живую человеческую душу. Эта
вера видна и в первом томе “Мертвых душ”,
как я уже говорила, все помещики, которых
посещает Чичиков, обладают, в основе своей,
положительными качествами, только сильно
гипертрафированными и искаженными до
абсурда. Но, по-моему, Гоголь даже
оправдывает в некоторых случаях
отрицательность своих героев. Например,
возьмем “Повесть о капитане Копейкине”,
играющую далеко немаловажную роль в поэме.
Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то
героем Отечественной войны 1812 года, защищая
Родину, он сильно пострадал, но государство
не старается помочь калеке, оно просто
игнорирует его. Здесь Гоголь показывает,
что власть всегда опаздывает со своей
справедливостью. Защитник отечества
превращается во врага отечества, “это
происходит по вине государства”.

Читайте также:
Герои комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Городские
чиновники принимают (первоначально)
Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется,
Чичиков не капитан Копейкин. Но их сближает
то, что Россия не дает своим гражданам стать
добродетельными. И капитан Копейкин, и
Чичиков в какой то мере

являются
такими гражданами. Все способности
человека направляются в дурное русло,
обращаются во зло в этой стране абсурда, где
не существует или существуют, но в большом
искажении, какие-либо моральные ценности, в
стране, где торжествуют глупость и пошлость.

“Повесть
о капитане Копейкине” поражает картиной
быстрого превращения защитника Руси,
проливавшего за нее кровь, в ее супостата.
Это, на мой взгляд, предупреждение Гоголя
современникам, призыв очнуться,
пробудиться ото сна, спасти себя, спасти
Россию.

Читая “Мертвые
души” нетрудно понять, как глубоко и
искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь,
уважение и преклонение перед великой
страной и ее народом предстают перед нами
со всей силой и динамичностью в частых
лирических отступлениях. В этих
отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту
о “прекрасном человеке”, богатыре
русской земли. Автор обращает свой взгляд к
“могучему пространству”, “необъятному
простору”
Родины. Размышления его приобретают “идеальный”
характер: “Русь! Русь. Здесь ли, в тебе ли
не родится беспредельной мысли, когда ты
сама без конца? Здесь ли не быть богатырю. “.

Гоголь
верит в величие родины. Он истинный патриот,
а потому он верит и в величие своего народа,
в его способность достойно существовать, в
уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в
какой-то этап своего пути народ сбился с
истинного пути и забрел очень далеко,
потерял лицо, сгубил душу. Но существует
дорога, которая выведет
народ из
тьмы, поможет ему подняться на ноги и
достигнуть света, вновь обрести себя.
Гоголь ставит перед собой задачу: указать
этот путь, вывести Россию из бездорожья,
спасти от пропасти, у которой она стоит.

Чичиков
почти всегда находится в дороге, эта дорога
кружит путника, его кибитка постоянно
застревает, на столь глухой полосе можно
встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им
подобные образы. Чичиковская дорога – это
обманный путь, запутанный, ведущий вникуда.
Ему противостоит образ истинного пути,
прямого и открытого, вырвавшись на который
волшебно преобразится чичиковский экипаж в
птицу-тройку, символ свободной, обретшей
живую душу Руси.

Именно по
такому пути ведет Гоголь своих героев (во
втором и третьем томах), в конце его и
свершится нравственное перерождение “мертвых”
душ.

Концепция человека в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Данная работа представляет собой опорный конспет для учителя в аспекте проблематики поэме Гоголя “Мертвые души”

Скачать:

Вложение Размер
avt._material._belyakovamm.doc 126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского

АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ 2013-2014

«Методические материалы по литературе»

в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Белякова Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 605

с углубленным изучением немецкого языка

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПОЭМЕ ГОГОЛЯ

Будьте не мертвые души, но живые.

1. АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ .

Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать “Ад” русской современной жизни . Назвав свое произведение “Мертвыми душами”, Гоголь указывал на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков. Душа человека бессмертна и невидима – Гоголь демонстрировал людям, во что превратился их внутренний мир, чтобы люди испугались и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.

2. ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ.

Гоголь создает ряд образов мелких помещиков, и в основе каждого из образов помещиков – поврежденная, искаженная душа человека:

1) Скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности;

2) “кулак” Собакевич по внешности (спина “как у вятских приземистых лошадей”, ноги, “походившие на чугунные тумбы”), и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства;

3) ставшая «дубинноголовой», Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность;

4) мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство у Манилова;

5) бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного лгуна и бездельника.

Гоголь приводит нас к мысли о том, что каждый порок человека берет начало в искаженной добродетели. Во втором томе поэмы, соответствующем “Чистилищу” Данте, Гоголь хотел показать возможность нравственного перерождения человека, пробуждение его души, но не успел довершить свой труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы.

3. «ПОВЕСТЬ О КАПИТАНЕ КОПЕЙКИНЕ»

“Повесть о капитане Копейкине ” есть ключ к пониманию авторского замысла произведения. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года; защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке – оно просто игнорирует его. Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает со своей справедливостью. Защитник отечества превращается во врага отечества, и “это происходит по вине государства”. Городские чиновники принимают (первоначально) Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется, Чичиков не капитан Копейкин, но их сближает то, что чиновничий аппарат государства не дает своим гражданам России стать добродетельными. В этом – предупреждение Гоголя современникам спасти себя, спасти Россию, обратив свой взгляд на перерождение души как основы благополучия государства.

3. ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ.

Любовь и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами в частых лирических отступлениях: “Русь! Русь. Здесь ли, в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю.” Гоголь верит в величие родины и ставит перед собой задачу вывести Россию из бездорожья, спасти от пропасти, у которой она стоит. Дорога, по которой идет Чичиков, – это обманный путь, запутанный, ведущий в никуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится экипаж Чичикова в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси. Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и должно произойти нравственное перерождение “мертвых” душ.

4. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.

Поэма имеет кольцевую “композицию »: она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция в “Мертвых душах” перенесена в конец произведения. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом . Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к “приобретению” мертвых душ. Построение “Мертвых душ” отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Главы, посвященные изображению помещиков, выстроены по схеме: описание пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед и отношение помещика к продаже мертвых душ. В композиции поэмы присутствуют лирические отступления, вставные новеллы («Повесть о капитане Копейкине»), притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче.

Содержание первого тома Гоголь обобщает в маленькой лаконичной притче о Кифе Мокиевиче и Мокии Кофовиче. Она приобретает особое, ключевое значение для восприятия всей поэмы. Её герои вырастают в символ обобщающего значения, они концентрируют в себе важнейшие черты и свойства всех других персонажей “Мертвых душ”. В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь показывает условия, формирующие в человеке пороки, причины омертвения душ.

5. МАКРОКОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»,

то есть композиция всего задуманного произведения, подсказана Гоголю бессмертной “Божественной комедией” Данте:

1 том – ад крепостнической действительности, царство мертвых душ;

2 том – чистилище;

3 том – рай. Этот замысел остался неосуществлённым.

6. ГОГОЛЬ О СОЖЖЕНИИ 2 ТОМА ПОЭМЫ:

«Затем сожжен второй том «Мертвых душ», что так было нужно. “Не оживет, аще не умрет”, – говорит апостол. Нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть. Не легко было сжечь пятилетний труд…где было много того, что составляло мои лучшие помышления и занимало мою душу. Но все было сожжено, и притом в ту минуту, когда, видя перед собою смерть, мне очень хотелось оставить после себя хоть что-нибудь, обо мне лучше напоминающее. Благодарю Бога, что дал мне силу это сделать . Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержанье вдруг воскресло в очищенном и светлом виде, подобно фениксу из костра, и я вдруг увидел, в каком еще беспорядке было то, что я считал уже порядочным и стройным. Появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу»

Книга писем «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя – это шифр к пониманию поэмы «Мертвые души». Именно в ней писатель объясняет свою духовную концепцию и препятствует к толкованию его произведений как сатиры на государство.

6. ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».

Художественное пространство поэмы «Мертвые души» составляют два мира, которые можно обозначить как мир реальный и мир идеальный. Реальный мир Гоголь строит, воссоздавая современную ему действитель-ность, вскрывая механизм искажения человека как личности и мира, в котором он живет. Мир идеальный для Гоголя – это та высота, к которой стремится душа человека, но в силу своей поврежденности грехом не находит пути. Эти миры взаимоисключающи. По сути, миру идеальному противостоит АНТИМИР, то есть мир реальный, где добродетель смешна и нелепа, а порок нормален . Представителями антимира и являются фактически все герои поэмы, среди которых особо яркими видятся образы помещиков во главе с главным персонажем Чичиковым. Глубоким смыслом названия произведения Гоголь дает читателю ракурс прочтения своего произведения, логику видения созданных им персонажей, в том числе и помещиков. Итак, мертвые души – бессмыслица, сочетание взаимоисключающего, оксюморон, ибо ДУША БЕССМЕРТНА . В том и будет отличие мира и антимира, как они относятся к душе. В пространстве антимира, той реальности, где живут помещики, душа мертвой вполне может быть, ведь она является лишь отличием живого человека от покойника. Итак, галерея образов помещиков в поэме Гоголя – это и есть своеобразные ступени «омертвения» человеческой души вплоть до самой ее погибели.

7. ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ПОМЕЩИКОВ:

Гоголь представляет нам помещиков с двумя типами характеров:

1) полное окаменение и абсолютное отсутствие развития,

2) герои «с развитием, изменяющиеся , (т.е. их мертвенность их неабсолютна)

1 ТИП. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич представляют собой первый тип. Гоголь ни одному из помещиков этой группы не дает истории жизни: мы застаем их такими, какими они уже стали. Писатель подчеркивает, что у них нет прошлого, которое бы принципиально отличалось от настоящего и что-то в нем объясняло. Мы знаем, что Манилов служил, вышел в отставку и всегда был таким, как сейчас. О Коробочке сообщено, что у нее был муж, который любил, чтобы ему на сон грядущий чесали пятки. Ноздрев тоже «в 35 лет был таков же совершенно, каким был в 18 и 20». О Собакевиче известно, что он за 40 лет ни разу не болел и что отец его был еще здоровее и сильнее. Литературоведы выделяют общую для всех помещиков этой группы черту – МАРИОНЕТОЧНОСТЬ, объясняя такое сравнение подменой души каким-то неведомым механизмом, заставляющим куклу совершать движение.

2 ТИП. Второй тип характеров галереи помещиков противостоит первому – мы наблюдаем эволюцию душ героев, несмотря на то, что она, по сути, приводит их обоих к духовному краху. Это Плюшкин и Чичиков..

Помещик Плюшкин венчает портретную галерею гоголевских помещиков. Он являет собой последнюю стадию нравственного падения, к которой может подойти человек. Его Гоголь называет « ПРОРЕХОЙ НА ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ ». Смысл этого страшного слова «прореха» приводит к ассоциации с пустотой, некой черной дырой, где затаился ад. Распад души, разрушение человеческого в человеке как затянувшаяся агония – это жизнь души Плюшкина. Плюшкин постепенно обнаруживает безучастие к людям, миру, а главное, к собственной душе. В герое постепенно утрачивается сердечная реакция на происходящее, и он становится одновременно смешон и страшен.

8. ЧИЧИКОВ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТИП.

Образ Чичикова – так называемого сквозного героя – самый сложный и многоплановый. Чичиков выделяется среди всех героев своей деятельностью, активностью. Это новая в литературе фигура предпринимателя. В 11 главе «Мертвых душ» мы знакомимся с историей души Чичикова. Гоголь представляет нам героя с момента рождения. От ущербных впечатлений детства Чичиков идет на яростный протест во что бы то ни стало составить материальное благополучие своих детей. Свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах. Он начисто лишен нравственных принципов: позволяет себе делать подлости, оправдываясь. Герой составляет себе систему ценностей, противостоящую христианской морали. Все это и есть путь обнищания, путь деградации души человека в антимире. Характеристику Чичикова углубляет именно галерея представленных автором помещиков, которых он посещает с целью покупки мертвых душ ( с целью обогащения). Герой проделывает тонко продуманную финансовую аферу. Он очень наблюдателен, поэтому с каждым из помещиков вступает в беспроигрышное с точки зрения финансовой сделки общение.

9. СХЕМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОМЕЩИКОВ.

Читая поэму «Мертвые души», мы наблюдаем единую схему изображения всех помещиков, с которыми Чичиков ведет разговор о мертвых душах. Эта схема сводится к следующему :

1. Портрет помещика (с обязательной характерной для героя деталью в описании)

2. Описание поместья.

3. Торги с Чичиковым о продаже мертвых душ.

Также можно отметить постепенность душевной деградации помещиков по мере знакомства с ними читателя. Такая картина создает у читателя довольно тяжелое эмоциональное ощущение от символических ступеней ,

по которым душа человека движется в ад.

Не случайно Гоголь в своем произведении размышляет о человеческой душе так драматично:

« Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие чувства, не оставляйте их на дороге, не подымите потом».

«БУДЬТЕ НЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ, НО ЖИВЫЕ»

Тест по поэме Н.В. Гоголя

1. Кто в поэме Н.В Гоголя “Мертвые души” назван “прорехой на человечестве”

2. Кто в поэме Н.В Гоголя “Мертвые души” назван “историческим” человеком”?

3. О каком из героев в поэмы Н.В Гоголя “Мертвые души” сказано: “Люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”?

4. Чем связаны между собой все части в поэме Н.В Гоголя “Мертвые души”?

5. Кому из героев поэмы Н.В Гоголя “Мертвые души” принадлежит портрет: “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”?

6. Зачем Чичиков дрессировал в детстве мышь?

хотел развеселить товарищей

дрессированную мышь можно было продать дороже

7. У кого из героев поэмы “Мертвые души” в кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года”?

8. В чем состоит конфликт поэмы Н.В Гоголя “Мертвые души”?

в противоречии духовных сил народа и его крепостной зависимости

в запущенности помещичьего хозяйства

в деградации морального облика помещиков

9. Кого из героев поэмы Н.В Гоголь не относит к “мертвым душам”?

Сочинение: Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя Мертвые души

Раздумья о человеке в произведении Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Автор: Гоголь Н.В.

Николай Васильевич Гоголь – великий писатель, глубоко понимавший и воспринимавший культуру и историю России и Украины, человек с истинно христианской философией. Его ранние годы прошли в обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского, что впоследствии стало корнем позднейших малорусских повестей Гоголя и его этнографических интересов. Еще в молодости писатель осознал важность службы обществу и своей стране, стремился к тому, чтобы принести своими действиями пользу государству в целом, поэтому ему был отвратителен эгоизм ограниченно-самодовольных людей, не ставящих пред собой подобные цели. После успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь решил оставить пост чиновника и продолжить служить России в качестве писателя. По мнению Гоголя, писатель должен вести человека к истине, к свету, быть пророком, открывающим людям глаза, к чему он стремился сам.

Сюжет поэмы «Мертвые души» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем Гоголь упоминает в «Авторской исповеди», произведении, содержащем размышления о собственном авторском пути и о том, каким должен быть писатель (причем он говорит, что взялся за этот сюжет с неохотой). Сначала поэма «Мертвые души» задумывалась как сатирический роман, но с течением времени замысел все больше расширялся. Если в «Ревизоре» автор хотел «свалить все дурное, что есть на Руси, в кучу и разом над всем посмеяться», то в первом томе «Мертвых душ» он стремился к тому, чтобы «показать с одного боку всю Русь», причем с боку отрицательного. Гоголя всегда волновала проблема духовной деградации человека, он скептически относился к моральному состоянию современного ему общества, в котором процветают коррупция и чинопочитание, никто не беспокоится о высших ценностях бытия. Чтобы подчеркнуть суть этих размышлений, задуманные три тома поэмы проводили явную аналогию с «Божественной комедией» Данте Алигьери – первый том символизировал собой «Ад», он показывал явно отрицательных персонажей на пути постепенного душевного омертвения. Второй том должен был служить «Чистилищем», а в третьем томе должен был наступить «Рай» – герои, упоминавшиеся в первом томе, должны были прийти к духовному просветлению. Так как автор был человеком, обладавшим истинно христианским мировоззрением, он считал, что даже самая косная личность, позабывшая истинный смысл существования, не утеряла шанс на спасение. Поэтому ключевым должно было стать преображение Плюшкина, самого омертвелого из всех персонажей поэмы.

Характеры помещиков в «Мертвых душах» составляют так называемую «галерею вечных типов». Автор не раз подчеркивает в лирических отступлениях поэмы то, что характер, подобный Манилову или Собакевичу, может быть встречен где угодно – он может жить в другой эпохе, в другой стране, иметь абсолютно иное звание, воспитание, но суть всегда будет прежней. Построенные на чередовании «расточитель-накопитель», образы помещиков подчеркивают мысль Гоголя о том, что в течение жизни человек вынужден сражаться за место под солнцем, таким образом, заменяя истинные цели ложными. В данном случае «осью вращения» всех персонажей становятся деньги, корысть – ярким примером может послужить хозяйственная, вечно боящаяся продешевить Коробочка, которая выдала план Чичикова, поинтересовавшись, «почем нынче мертвые души». Полное падение нематериальных ценностей – та отрицательная сторона России, которую автор хотел сделать тем самым «боком», потому что эта проблема очень волновала его, и он считал, что, прочтя поэму, человек задумается, попытается сопоставить своих знакомых или себя с «мертвыми душами». Лишь ужаснувшись сходству с этими персонажами, личность получает возможность анализировать свою жизнь и свои поступки, постараться измениться в лучшую сторону.

Образ Чичикова – очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре. Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова. Цель его аферы отражает главный замысел поэмы – покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции. С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения – скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти. Отсюда следует вопрос – как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя – рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем – таким образом, Чичиков схож с помещиками). Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая – в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков – по жажде наживы. Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.

Чичиков – человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.

Гоголь верил, что существует Провидение – Божья воля, которая пытается наставить на нужный путь человека, свернувшего на тропу обмана, мошенничества и прочих признаков морального падения. Множество неудач Чичикова говорит о том, что он не прислушивается к Провидению – в итоге, по замыслу поэмы, попав в тюрьму, Чичиков должен был «прозреть». Гоголь с горечью говорит, что находит в себе черты всех своих персонажей, в том числе и Чичикова, поэтому он призывает не терять те качества, которые с самого начала присущи человеку.

Образ России неразрывно следует за главной темой – размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.

Чиновники «Мертвых душ» имеют много общего с чиновниками «Ревизора» – им присущи одни и те же качества. Так как в поэме показана Русь лишь с одного боку, все чиновники отрицательны и их характеры типизированы. Им присущ дух семейственности, круговая порука – взятки, которые они берут постоянно, не считаются пороком. При этом каждый знает, что ни одно дело не может быть устроено, «если не подмазать» и все воспринимают это, как вполне естественный факт. Души чиновников точно так же мертвы – они ничем не интересуются и влачат бессмысленное существование из-за своей тупости и невежества. Они из года в год ходят на одни и те же балы, играют в вист, притом нарушают заповедь, гласящую о том, что нельзя осуждать человека, нескончаемым распусканием грязных слухов и сплетен.

Автор подводит нас к тому, что ни в одной цивилизованной стране невозможна такая ситуация – как можно любить постоянно берущего мзду чиновника за то, что якобы «не горд»? Мы снова приходим к тому, что Гоголь выше всего ставил долг человека перед своим Отечеством и его народом, о чем совершенно позабыли чиновники.

«Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья» – гласит цитата из поэмы, которая весьма точно подводит итог разговора о ситуации, сложившейся в губернском городе N.

Конечно, размышления о судьбе России не могут обойтись без размышлений о сути русского народа. Русская душа, настолько не понятная иностранному человеку, по сути, напоминает дорогу – такая же широкая, простая, необъятная; и фраза «какой же русский не любит быстрой езды!» имеет к этому образу прямое отношение. Гоголь не склонен идеализировать русский менталитет, поэтому на самой первой странице он описывает двух крестьян, стоящих на обочине и рассуждающих, доедет ли бричка Чичикова до Москвы или Казани, что их совсем не касается. В этом выражается бессмысленная созерцательность, в той или иной степени присущая каждому русскому. Так же автор осуждает ту безголосую покорность, с которой кучер Селифан соглашается с тем, что его нужно выпороть, нисколько не противясь наказанию. Русский человек всегда любопытен, как крестьяне, побросавшие все свои дела, чтобы поглядеть, как столкнулись два экипажа.

Тем не менее, русский человек талантлив и трудолюбив, хоть и относится к большинству вещей легкомысленно, с некоторой ленью. Особенно упомянута та меткость, с которой выражается русский человек: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство».

В заключение я хочу сказать о том, что проблемы, о которых рассуждает Гоголь, до сих пор актуальны. В наше время мы можем говорить о таком же омертвении человеческой души, несмотря на многие исторические потрясения и изменения, произошедшие со времени написания поэмы, если не об ухудшении ситуации из-за навязываемой материальной системы ценностей. Чиновники точно так же берут взятки и не заботятся о своей главной функции – заботе о народе. И, конечно же, нисколько не изменился сам русский дух, являющийся бессменной константой. «Мертвые души» – великолепный труд, одно из главных украшений русской литературы, написанный не только великим писателем, но и великим философом, который не боялся ставить перед собой настолько высокие и необъятные цели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: