Герои повести Тарас Бульба: сочинение

Сочинение: Главные герои в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 10.05.2020 · Обновлено 20.11.2020

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по повести «Тарас Бульба» на тему «Главные герои произведения». Один вариант покороче, а другой поподробнее. Приятного просвещения!

Вариант 1

(398 слов) Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» является нетипичной для репертуара автора. Он впервые попробовал себя в исторической прозе и продемонстрировал свое мастерство в рамках этого формата. Многие критики и читатели отмечали поразительную живость и достоверность героев книги, этим она и запомнилась публике. Разберем эти образы более детально.

Тарас Бульба — главный герой повести, храбрый казачий полковник, отец Остапа и Андрия. Человек, для которого «нет уз святее товарищества», отличается грубой прямотой и суровостью взглядов. Он верит в Бога и защищает свою религию. Тарас всю жизнь провел в походах, поэтому своей настоящей семьей считает товарищей по оружию. Жену же он бьет и не уважает. Тарас силен не только физически, но и морально: ради своих убеждений он убивает родного сына и жертвует собой ради мести полякам. В финале его казнят «ляхи», но он успевает указать товарищам дорогу к спасению. Тарас Бульба – защитник, воин и патриот.

Жена Тараса Бульбы — собирательный образ всех женщин, которые были подавлены деспотичной властью мужчин. Она растит своих сыновей, чтобы отправлять на войну, и не смеет перечить мужу, который бьет и оскорбляет ее. Молчаливая, покорная, тихая жена и мать, которая находится в вечном ожидании.

Остап — старший сын Тараса Бульбы. Храбрый воин, отличается мужеством и решимостью. Он прямодушен и верен своим убеждениям. Имеет незаурядную слу духа. Во всем походит на отца, отважен, рассудителен и хладнокровен для своего юного возраста. До конца жизни остался верен своей Родине и претерпел муки ради нее. Поляки казнили его на площади.

Андрий — младший сын Тараса Бульбы. В отличие от брата, он не был расчётливым и хладнокровным стратегом. В бою его отличала безрассудная храбрость, которая удивляли даже бывалых казаков. Изобретательный и влюбчивый юноша всегда был хитрее и чувствительнее брата. Его натура более развита, он любит учиться и познавать новое. Любовь заставляет молодого юношу предать своих родных и перейти на сторону врага. За это он был убит собственным отцом.

Панночка — польская девушка, в которую был влюблен Андрий. С детства росла в роскоши, была избалованной, но чувствительной девушкой, очень любящей своих родителей. Во время осады продемонстрировала силу духа и пылкость нрава.

Ее служанка – Татарка, отважная девушка, которая выполняет любую просьбу Панночки.

Янкель — еврейский торговец, живущий в казачьем стане. Он расчетлив и предприимчив, во всем ищет выгоду. Узнав о предательстве Андрия, торопится первым сообщить об этом Тарасу Бульбе.

Главные герои в повести «Тарас Бульба» увлекают читателя своими диалогами и судьбами, ведь смотрятся очень реалистично. Автор учел все особенности изображенной исторической эпохи и создал персонажей, которые демонстрируют колорит того времени.

Вариант 2

(550 слов) В повести «Тарас Бульба» Н. Гоголя раскрываются образы казаков, которые борются за независимость Украины. Герои произведения будут ярко проявлять свои характеры, когда дело будет касаться войны с поляками. Каждый персонаж открывается читателю с нескольких сторон, выявляя настоящий характер.

Тарас Бульба – сильный, смелый и волевой казак. Имеет острый ум и упорный характер. Он самый настоящий патриот своей Родины, ему нравится обычная казацская жизнь с народом. Несмотря на богатство, он живет так, как учили его предки: часто воюет, редко бывает дома. Тарас — добросовестный воин, он с яростью в глазах убивает своих врагов. Его жизненная цель – отвоевать свой край, чтобы была свобода веры и независимость народа. Однако в семье Тарас не реализовался должным образом: он бил и оскорблял жену, а сыновей сразу же послал на поле боя. Он больше полковник, чем отец для них. Поэтому он потерял своих детей, но не смысл жизни. Тарас целеустремлённо и беспринципно шел дальше, переступив через их трупы. Он уничтожал поляков без жалости, убивал женщин и детей. Его точно нельзя назвать положительным персонажем.

Остап – сын Тараса. Он пошел в отца, но с детства отличался своим непослушанием. Будучи ребенком, хотел сбежать из школы. Но в итоге взялся за ум, начал учиться, когда отец стал угрожать ему тем, что переведет юношу в монастырь. Остап приложил немало усилий, чтобы стать лучшим в учебе. Он требователен к себе, но таким образом добивается своего, чего пожелает. В своих кругах пользуется высоким статусом и уважением: даже старики признавали его авторитет и талант в бою. Смело сражается и с бесстрашием идет в бой, хладнокровно оценивая риски и принимая взвешенные решения. Остап — прирожденный лидер. Даже когда он попадает в плен, спокойно реагирует на это. На смертном одре он успокаивает своих товарищей и с честью принимает свою смерть. Остапа можно назвать героем своего народа.

Читайте также:
Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Андрий – брат Остапа. Он — антипод старшего брата: более мягкий, развитый, более смелый и пылкий. Эмоции его порой бьют через край, он чутко все воспринимает и живет больше сердцем, чем умом. Но в военных делах не отставал от брата и покорял товарищей своей львиной храбростью. Андрий не такой преданный Родине, как Остап и Тарас. Своим характером пошел в мать: обладает сентиментальной душой. Андрий – романтический герой. В нем на протяжении всей повести борются два желания: поступать по собственной воле и служить своей родине. В итоге Андрий предал свою семью и перешел на сторону врага без угрызений совести. Он изменил им ради любви к прекрасной полячке. Ради нее же он безжалостно убивал своих бывший товарищей. Принял унизительную смерть от руки собственного отца и не сопротивлялся, признавая его правоту.

Полячка — прекрасная девушка, дочь польского воеводы. Героиня любит семью и готова пожертвовать собой, лишь бы не видеть смерти матери. Но в мирные времена она шаловлива и весела, играет с Андрием и ничуть его не боится. После гибели Андрия связь с героиней теряется.

Мать Андрия и Остапа — женщина, измученная издевательствами мужа и тоской по сыновьям. Безумно любит их и переживает за их судьбу. Живет только ожиданием встречи с ними. Когда они уезжают, несчастная бросается им вслед, но ее удерживают казаки.

Янкель — еврейский торговец, который помогал Тарасу добираться за города, где казнили его сына. Герой суетлив, общителен и труслив. Он боится казаков, но не может отказаться от торговли с ними. Он добр и отзывчив, ведь делает все возможное, чтобы помочь Тарасу.

Автор наделил каждого своей индивидуальностью и характеристикой. Персонажи яркие и выразительные, из-за чего читатель глубже погружается в красочную атмосферу.

Все сочинения по литературе за 7 класс

В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки написать творческую работу по любой теме.

Оглавление

  • 1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 7 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» — это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя — Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Тарас Бульба — один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Гордость Тараса Бульбы — это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование — это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное — это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап — это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас — человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас — это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Характеристика главных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Кратко о сути повести

Главные события разворачиваются в среде казачества Запорожья. Центральными лицами выступают казаки, которые сражаются за независимость своей страны.

Произведение Гоголь начал с описания встречи Тараса с сыновьями Андрием и Остапом. Жизнь запорожских казаков протекает нелегко, начинается война. Во время нее случается неожиданное предательство одного из сыновей Тараса Бульбы, он переходит на сторону врага. Предав земляков, Андрий становится недругом для своих же бойцов и близких.

В борьбе с поляками участвуют оба сына. Они вынужденно сражаются друг с другом по разные стороны баррикад. Противостояние двух братьев ярко проявляет их характеры.

Основные персонажи

Хорошая повесть невозможна без интересных главных героев. В ней представлены три основные фигуры.

Тарас Бульба

Это сильная духом личность, истинный воин, неуступчивый и непреклонный. Умен и очень силен, всем своим сердцем любит родную землю и отечество. Он находится во главе войска казаков. Обладает честью, справедливостью и независимостью. Наносит сильный удар по безжалостному врагу — польским захватчикам. Стремится защищать слабых, не оставляет без помощи людей, которых нагло и незаслуженно угнетают.

Читайте также:
Живая Россия в поэме Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Отважно пробираясь во вражеский стан, Тарас Бульба своими глазами видит, как поляки казнят его старшего сына Остапа. Младший же становится для него предателем и чужаком. Когда приходит время, Тарас наказывает Андрия смертью, поскольку убежден: предать родину — это самый ужасный проступок человека. Для зрелого и благородного казака Тараса главной является независимость его страны.

Характеристика Остапа

С самого детства Остап был непослушным и упрямым, по примеру отца любит свободу, вольную жизнь. К себе всегда предъявляет большие требования, упорен, а потому смог добиться хороших успехов в учебе. Товарищи считают его своим непоколебимым авторитетом, надежным другом, который никогда не предаст и не совершит подлость.

Остап вырос храбрым воином, способным бесстрашно броситься на врага. Попадает в плен, однако в окружении врагов ведет себя с честью и спокойно, поддерживает своих товарищей. Героически погибает.

Описание Андрия

На Украине имя Андрей пишется Андрий. Младший сын Тараса более мягкий, нежный, эмоциональный и впечатлительный человек. Ему очень хочется любить и быть любимым. Как любой казак, обладает чертами, свойственными настоящему воину:

  • отважный;
  • решительный;
  • сильный.

Парень влюбился в полячку, и эта любовь сильно изменила его судьбу. Без раздумий переходит на сторону польских захватчиков, вместе с ними убивает своих бывших товарищей казаков. Позорно и бесславно погибает от руки собственного отца.

Если провести краткий сравнительный анализ, он позволит понять, что братья во многом похожи (оба смелые, сильные, настоящие казаки и сыновья своего отца), но в то же время между ними есть различия. Младший брат более чувственный, в отличие от Остапа он стремится не только к подвигам.

Второстепенные герои

Ознакомившись со второстепенными персонажами «Тараса Бульбы», можно увидеть, как автор раскрывает проблемы отношений отцов и детей, нравственного выбора, говорит о чести и предательстве. Список второстепенных героев:

  1. Панночка. Польская девушка, дочь воеводы поляков и возлюбленная Андрия. Юная и прекрасная особа. С детства росла в роскоши, не привыкла ни в чем себе отказывать. Легкомысленная, но при этом хитрая натура. Она с легкостью покоряет сердце Андрия, ложью заманивает его в город и играет на его чувствах, получая от парня все желаемое.
  2. Жена Тараса. В образе этой женщины Гоголь воплотил всех женщин, чьи мужья и сыновья, выращенные в любви и заботе, отправлялись на войну. В этой женщине заключены страдания, бесконечное ожидание и мучения, слезы, приносимые войной. Роль женщины незначительна, она живет без права голоса, покорна и тиха.
  3. Янкель. Еврей, который живет среди казаков и жаждет только денег. Ради наживы готов на все, любую возникающую ситуацию стремится использовать для своего обогащения. Даже спеша рассказать Тарасу о предательстве его сына, хочет извлечь из этого выгоду. Когда Остап попал в беду, согласился доставить его отца в Варшаву, но только за плату.
  4. Татарка. Служит дочери польского воеводы. Всегда покорна и верна Панночке, готова к выполнению каждого ее приказа. Смелая девушка, опасностей не боится.
  5. Мосий Шило. Отважный казак, бесстрашно сражающийся за свою родину. Имеет множество заслуг, может проявить мудрость в решении разных проблем. Чтобы спасти от врагов отечество, готов на все. У Мосия есть один большой минус — любит выпить. Погибает в одном из боев.
  6. Кирдяга (кошевой). Старый товарищ Тараса, престарелый казак. Бывалый воин, умный человек. Как и другие казаки, очень отважен. Несмотря на преклонный возраст, остается полноправным главой своего войска. Дает людям разумные указания, является опытным руководителем, на которого можно положиться.
  7. Товкач. Решительный и бесстрашный воин, участник множества сражений. Верный товарищ Бульбы. Спас раненого Тараса от вражеской расправы, после чего помог ему добраться в Запорожскую Сечь. Делает все возможное, чтоб поднять друга на ноги.

Повесть автор заканчивает трагической гибелью пожилого Тараса Бульбы, потерявшего обоих сыновей. Остается лишь надежда, что однажды уплывшие воины-казаки вернутся на чужую землю и отомстят ненавистным врагам за смерть Тараса, его сына Остапа и других товарищей.

Интересные факты

При знакомстве с повестью и характеристикой героев «Тараса Бульбы» некоторые детали произведения остаются нераскрытыми. Например, интересно узнать, сколько лет было Тарасу, в каком году он родился. Писатель не дал четкого ответа, но предположительно главному персонажу было 50 лет. Кроме того, неизвестно, как звали жену атамана. В книге ее называют просто «стара».

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Прообразом Бульбы стал реальный человек, предок известного путешественника Миклухо-Маклая, родившийся в начале XVII века. Николай Васильевич Гоголь довольно точно описал историю семьи этого человека, только сыновей у него было не двое, а трое. Один действительно предал товарищей и перешел на сторону врага из-за любви к полячке, второй сын погиб, пытаясь доставить предателя-брата к отцу. Благодаря Гоголю судьба одной семьи обрела бессмертие на страницах его книги, а ученики старших классов изучают ее в школе.

Сочинение на тему «Тарас Бульба — главный герой повести Н.В. Гоголя»

Перед вами – отличное сочинение по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В сочинении автор анализирует образ главного героя повести.

Вспомнить содержание произведения можно прочитав краткое содержание.

Тарас Бульба — главный герой повести Н.В. Гоголя.

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести — Тараса Бульбы.

Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: «точно необыкновенное явление русской силы».

Тарас Бульба – мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости свого народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о Ложных душах предателей: «знаю, завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…».

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, служению товариществу. Отчизне он отдавал всего себя раздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.

Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном.

«Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына”.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!».

Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.

Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

Читайте также:
Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В. Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современности.

Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс

В повести Н.В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая. Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.

Сочинение 2

Тема “маленького” человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя “Шинель”. Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им. Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: ” Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту.

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли “маленького” человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, “маленького” для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»: сочинение

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях, которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.

Образ “маленького человека” в повести “Шинель” 8 класс

Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.

Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.

В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.

Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».

У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.

Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.

Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.

Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.

После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.

Вариант 4

Гоголя Николая Васильевича по праву можно назвать самым мистическим российским писателем. Он написал такие известные произведения как «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Однако, помимо волшебных магических работ, этот автор создал ещё множество других, в которых рассказал о жизни обычных людей, об их характерах и о пороках общества. Одним из таких произведений является «Шинель».

В «Шинели» рассказывается о человеке, который очень сильно любит свою работу – Акакии Акакиевиче. Однажды этот человек понимает, что у него прохудилась шинель и её бы нужно подлатать. Однако, портной сообщает ему, что это сделать невозможно, проще сшить новую. Башмачкин начинает копить деньги и с каждым днём всё больше и больше погружается в грёзы о шинели. Наконец, купив её, он становится очень радостным, его начинают замечать люди, которые раньше не обращали на героя никакого внимания, и даже просят его «проставиться». Башмачкин был очень смущён, ведь он не привык к такому вниманию. Возвращаясь после вечера домой, он попал в неприятную ситуацию: на него напали и с него сняли шинель. Акакий Акакиевич обращается к «значительному лицу» с просьбой помочь найти обидчиков, однако тот делает ему выговор, из-за чего главный герой возвращается домой в горячке и вскоре умирает. Эта история не обрывается, она продолжается тем, что по городу ходят слухи, что по ночам возле моста ходит дух и срывает со всех проходящих шинели. Однажды он сорвал её и с того самого «значительного лица», после чего «то» стало скромнее. С тех пор призрак Башмачкина никто не видел, вместо него появился дух высокого с усами человека.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

В этом произведении поднимается тема «маленького человека». Маленький человек – тот, кто живёт незаметно для других, одиноко и обособленно. Этого героя часто обижают и не воспринимают всерьёз. Помимо этого, этот тип всегда занимает низшее в социальной иерархии место. Всё это позволяет сделать вывод о том, что Башмачкин – самый настоящий «маленький человек». Он работал титулярным советником, которого никто не уважал и не любил. Все смеялись над ним. У него не было ни друзей, ни семьи. Несмотря на то, что герой очень скромен и добр ко всем, окружающие его люди не замечают этого, они относятся к нему как к ничтожеству. Акакий жил серой жизнью, но всё поменялось, когда он загорелся идеей о покупке шинели. После её покупки его полюбили все. Точнее сказать, не его, а шинель, ведь самого «маленького человека» за ней никто не видел. К сожалению, это «сияние» не продолжилось долго, ведь шинель украли. Когда Башмачкин обратился за помощью, он снова столкнулся с равнодушием. Люди не поняли такой «тряски» героя над вещью, посмеялись, не зная, что шинель для него – всё. Умерев, герой пришёл, чтобы отомстить. Именно в этот момент происходит его перерождение. Из «маленького человека» он превращается в того, кто может за себя постоять. Он отомстил своему обидчику и перестал быть «маленьким». Он вырос и приобрёл усы. Теперь он не жалкий, теперь он настоящая личность.

Гоголь – гений, он смог раскрыть такую непростую тему «маленького человека» в таком небольшом произведении. Автор рассказал историю жизни и роста такого типа людей, но также он дал понять, что они не меняются, а отомстить могут только после жизни, что само по себе вряд ли возможно.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема маленького человека в повести Шинель

Популярные сегодня темы

Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова

Известный писатель Леонид Зорин отмечал: «Память может и подвести, зато забвение — безотказно». Подобное утверждение одобрят выдающиеся личности. Порой люди или ситуация задерживается в памяти других поколений

Дружба – отношения, построенные на бескорыстных мотивах и взаимной любви, основываются на общих увлечениях и взглядах на жизнь. Дружба – это то, что помогает выжить в непростых условиях жизни.

Одна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича – это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.

Когда человек находится во внутреннем разладе с собой, то он перестаёт правильно понимать личные потребности, адекватно оценивать происходящие в жизни ситуации.

«Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»»

Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она «пошла от него с новолунием с большими усами».

Тему «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголь раскрывает как важную, болевую проблему человечества. Повесть явилась из анекдота о чиновнике, который умер через потерю шинели. Значит, что человеческая жизнь и шинель выступают как равноценные явления, а, возможно, шинель еще и превышает своей ценностью. Как художник, Гоголь не только не может пристать по такому мнению, а и средствами искусства доказывает противоположное.

Читайте также:
Мое отношение к Чичикову: сочинение

В последней части повести Башмачкин старается возвратить свою шинель. Он впервые в жизни не приходит на работу, так как ему надо к «значительному лицу», чтобы и помогла спасти шинель. Но все напрасно. Высокое лицо, даже не дослушав, чего пришел Акакий Акакиевич, гонит его прочь. Надежды рухнули. И Акакий Акакийович умирает.

В финале произведения фигура Башмачкина приобретает гротесковые черты романтического героя. После своей смерти он становится мстителем. По крайней мере, так считают те, кто страдал от грабителей. Фантастика в «Шинели» становится средством раскрытия главной идеи произведения. Она возвращает нас к началу повести, где речь шла о возможности другой судьбы героя. Он мог стать укротителем зла, сильным и крепким. Но не стал. От покорности Акакия Акакиевича освободила только смерть.

Вывод. Гуманистический пафос писателя оказался в глубоком сочувствии «маленькому человеку». Правдивое изображение жизни простых людей в творчестве Гоголя неразрывно связано с осуждением социальных условий, которые не дают возможности раскрыться личности.

Конечно, судьбу Башмачкина наилегче объяснить социальными условиями, которые делали из человека винтик в большом государственном аппарате. Но Гоголь на собственном опыте знал, что так легко все в жизни не объясняется. Он воспринимал жизнь человека как путь к усовершенствованию, как обретение больших истин. Всякий человек рождается маленькой, а потом начинается ее путь к большому человеку. Возможно, автор умышленно не рассказывает о становлении Акакия Акакийовича, так как этого становления и не было совсем, что он так и остался «маленьким». Об этом свидетельствует отношение к нему в департаменте, где к нему не обнаруживали никакого почета. Даже сторожи, которые за своим социальным положением были значительно ниже Башмачкина, «не только не вставали при его появлении, даже не смотрели на него, будто через приемную пролетела обычная муха». Чиновники смеялись над ним «сколько становилось канцелярского остроумия», но эти шутки, скорее, походили на шутки больших пареньков над меньшим: рассказывали при нем выдуманные о нем же приключения; о его хозяйке, говорили, что она его бьет, «сыпали на главу ему бумажки, называя это снегом». Акакий Акакийович износил все покорно. Только когда весьма уже невыносимый была шутка, он говаривал: «Оставьте меня ! Зачем вы меня обижаете?». И лишь одному со всех «остряков» послышалось в словах героя другие слова, те, что хотел сказать и писатель: «Я брат твой».

Акакий Акакийович принадлежит к тем людям, которые лишенные даже возможности защищаться. Но там, где властвует сильный, Башмачкиным нет места. Трагедия Башмачкина состоит в потому, что его лишено даже права на человеческое существование. Акакий Акакийович перестает воспринимать мир. Однажды новый столоначальник решил «повысить» несчастного чиновника и поручил ему не переписать бумага, составить новый. Это не было сложно, надо было лишь заменить формы глагола из первого лица на третью. Как не бился Акакий Акакийович, а ничего у него не вышло. Никак не мог он разобраться, кто «мы», кто «они». Но не может человек оградиться от мира. Настало время, когда и Башмачкин это ощутил. Его старая шинель, или «капот», как называли эту одежду остряки из департамента, протерся. Акакий Акакийович ощутил, что ему холодно. Теперь смыслом жизни Башмачкина становится новая шинель. И путь, которым идет к своей цели герой, Гоголь изображает как высокое служение. Что-то набожное есть в отношении Акакия Акакийовича к будущей шинели, будто он влюбился у нее. Он служит ей, как идолу: радушно отвечает отказом себе в пище, забывает свою работу.

«Маленький человек» в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человека высокопоставленного, «значительного лица», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» – интернациональная и ведет свое начало еще в литературе античности.

Читайте также:
Портрет Н. В. Гоголя и Портрет Дориана Грэя О. Уальда (сопоставительный анализ): сочинение

Опорные понятия: гуманистический пафос, социальные условия, ирония, фантастика, боль за человека, сочувствие «маленькому человеку».

У Гоголя было чрезвычайное умение: видеть в малому – большое, в смешном – трагическое, в будничном – важнейший признак времени. Писатель всегда выходил из положения, что каждый человек имеет свою ценность, свое назначение. Именно эта авторская позиция становится подпочвам строения произведения «Шинель».

Сочинение Маленький человек в повести Гоголя Шинель

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича. Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», – является риторическим вопросом к читателю. Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Читайте также:
Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично. Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет. В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда. У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом. Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции. Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается. Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».

Маленький человек в повести Гоголя Шинель

Несколько интересных сочинений

Манилов – помещик из литературного произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души». Его мечты перенесли его в заоблачную даль фантазий и мечтаний. Манилов мечтает о несбыточном

Глупов — именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

В XIX замечательный писатель А.С. Пушкин написал роман «Евгений Онегин». В этом произведении автор вёл речь о счастливой жизни, но данное понятие все понимают по-своему, «счастье» это и любовь

В данном замечательном произведении, написанным Александром Пушкиным, показана замечательная история того, как персонажи в ней отражены с точки зрения исторических событий, которые сумели вобрать в себя элементы реализма и правды

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: