Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Как автор относится к Башмачкину.

Сочинение для учащихся 9 класса. Подготовка к ОГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_po_povesti_shinel.docx 18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Как автор относится к Башмачкину.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.

Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и , что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель. А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное. но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Как автор относится к Башмачкину.

Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.

Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.

Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.

Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа. Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости , произволу и бессердечию окружающих. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.

Сочинение-рассуждение по повести Н.В.Гоголя «Шинель» на тему : «Куда дти человеку?»

Тема «маленького человека» – одна из важнейших тем русской литературы. Интересовала она и Н.В. Гоголя. Разрабатывая её он наследовал А.С. Пушкина, то есть писал о ситуациях, в которых обычные люди остаются наедине со своими проблемами, сталкиваются с враждебностью или безразличием окружающих. Является ли главный герой повести «Шинель» «маленьким человеком»?

Безусловно. Автор умышленно не называет его имени в начале произведения. Это есть своеобразным средством характеристики бездушия мира, где только чины определяют систему взаимоотношений. А Акакий Акакиевич всего лишь титулярный советник, то есть чиновник низшего ранга, служащий в каком-то департаменте. Он – «винтик» огромной бюрократической машины.

Природа обделила его красотой и талантами. Не слишком Башмачкин и умён. Ничего, кроме банального переписыванию бумаг, он не умеет делать. Однако вверенную ему работу выполняет добросовестно. Служба – единственная страсть и утешение для него. Но сослуживцы не ценят его. Частенько ради развлечения молодые чиновники подсмеиваются над ним. Например, сыплют ему на голову мелкие бумажки, а он молча терпит все их издевательства и насмешки. И только тогда, когда шутка уже совершенно невыносима, тихо просит оставить его в покое и спрашивает, почему они его обижают.

Акакий Акакиевич настолько неприметный и неказистый, что департаментские сторожа его не замечают, как муху, и не здороваются с ним. А он и вправду долгое время существует как насекомое. Дни его похожи друг на друга. Он не получает удовольствия от еды, не думает о женщинах, об охоте или искусстве. У него нет цели.

Однако когда его старая шинель совсем износилась и возникла необходимость в новой, его жизнь становится осмысленной. У него появляется мечта. Достигнув её, герой меняет свой жизненный уклад.

Но новую шинель у него быстро украли. Желая её вернуть, Башмачкин решается на протест. Он впервые пытается чего-то добиться. Но этот протест слабый. Значительное лицо, к которому он обратился за помощью, наорало на него. От перенесённого нервного потрясения герой умирает. Его смерть никого не взволновала, не опечалила.

Так не должно быть. Каждый человек, даже самый непримечательный, достоин внимания и уважения общества. Каждый – личность и имеет право на понимание и защиту.

Доброта и жестокость в произведении

Для меня доброта – это способность видеть и чувствовать не только свои душевные переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», Акакия Башмачкина, с ним произошло иначе. Общество, с которым герою пришлось столкнуться, было совершенно безразлично как к его проблеме (никто не хотел помогать ему искать утраченную вещь, из-за которой он убивался), так и к нему самому.

Конечно, Башмачкин – человек «маленький», неказистый. Он ничего не значит для мира в глобальном смысле. Но, так или иначе, общество обязано видеть и слышать тех, кто его составляет – то есть, нужды каждого человека и формируют общее счастье.

Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.

Вот она, всепоглощающая жестокость общества. В «Шинели» она заключается в безразличии. Каждый думает о своих проблемах и нерешенных делах, и ему абсолютно все равно, что на душе у другого человека.

С другой стороны, и пропажа была «невелика». Казалось бы, просто верхняя одежда – можно пойти и купить новую. Но герой долгое время копил на эту шинель, возвел ее в ранг мечты. Возможно, поэтому и страдал. Ведь Башмачкин слишком переоценил значение этой вещи для себя и сделал ее культом.

Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.

При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.

Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.

Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.

Примечательно, что поначалу герой хочет восстановить справедливость, но его никто не слушает. Даже «значительное» лицо ничем не лучше, чем воры – ведь оно не хочет предпринимать мер для их поиска.

Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.

Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.

Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?

Вариант 2

Гоголь написал это произведение с какой-то определенной целью, не просто так, ведь никакой романтики или очень интригующего чего-то в этом произведении особо не наблюдается. Цель этого произведения – показать, что жизнь не для всех такая легкая и радостная, многие ведь люди живут в своем маленьком придуманном мире, который прячет их этого жестокого холодного мира, а также защищает их, защищает как будто бы от зимы холодной.

Люди жестоки – это ясно еще с давних пор, и у каждого своя мера жестокости, кто-то сможет пройти мимо нищенки просто так, ничего не дав ее, кто-то сможет и собаку избить, и ничего не почувствовать при этом – ни раскаяния, ни совести. И каждый сам для себя решает, стоит ли тратить свое время на то или иное существо.

А когда люди вместе – это еще опаснее, ведь тогда все возможные раньше тормоза просто глохнут, и начинается настоящая травля, травля на живого человека – и не важно, что он при этом чувствует, ведь он только обьект, цель для выдумывания острот окружающих – кто скажется лучше и остроумнее?

Главный герой повести «Шинель» Гоголя – это маленький человек, Башмачник. Он по профессии является маленький чиновником, если так вообще можно сказать. Этот маленький человечек – очень несмелый, тихий, но вместе с тем, он имеет дело, которое очень любит – это переписывать документы, он просто обожает переписывать одно и то же постоянно, при чем. Однажды его хотели повысить, но с этого ничего не получилось, ведь Башмачкин так любил свое дело, и так красиво переписывал. Его коллеги не слишком-то уважали и жаловали его. Ведь он для них ничего не значил – всего лишь какой-то человечек, который постоянно ходил в одной и той же шинели, которая стала такой потрепанной, и постоянно по-видимому перешивалась и зашивалась.

Башмачкина обижали, но он просто однажды сказал: «Зачем вы меня обижаете? Что я вам сделал?». Даже молодые люди не понимали его и смеялись с него и его шинели потрепанной. Однажды по совету портного, Башмачкин решился пошить новую шинель, на которую очень долгое врем копил деньги, которых еле-еле хватало на жизнь в снятой комнатенке с маленькой свечкой. Он мерз постоянно, но наконец-то у него появилась гордость за свою новую шинель, но вдруг ее украли, и тогда он попросту не выдержал и умер.

В произведении Гоголя раскрывается тема маленького человечка, которая на самом деле очень популярна в нашем мире.

Сочинение для 7 класса

Гоголь в своем произведении «Шинель» раскрыл понятие жестокости на примере главных героев. Больше всего возмущался и Акакий. Он всегда был против общества и старался все вернуть на круги свои, но ничего уже вернуть нельзя было. Кроме этого окружающие люди были также жестоки друг к другу, и это выражалось в разных ситуациях.

Башмачкин является советником. Кроме этого он является положительным героем и, судя по его фамилии, становится понятно, что ничего плохого никому он сделать никогда не сможет. Он всегда старается помогать другим людям и никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. Но практически каждый день был вынужден подвергаться различным гонениям, обвинениями и битьем, а также жестоким отношением со стороны других людей. Акакий служит в армии и там ему нет покоя. Сослуживцы стараются каждый раз придумать новую издевку, которую проверяют на нем и это еще больше раздражает нашего главного героя. А все это происходит, потому что он совершенно не похож на других людей и от этого они считают его неинтересным человеком.

Но на этом издевки не прекращаются, а с каждым днем становятся все сильнее и жестче. В один прекрасный день они просто крадут у него шинель, а ведь на улице как раз был очень сильный мороз и теперь наш главный герой мог легко и просто замерзнуть. Он старается разыскать шинель, а также сделать так чтобы справедливость восторжествовала.

Но больше всего автору не нравится само равнодушие Акакия и он считает, что намного больше воплощения жестокости, чем то, что другие издеваются над ним. А ведь персонаж ничего не сделал для Башмачникова, а просто оставил умирать.

Башмачкин умирает и превращается в мертвеца. Кроме этого он разочарован во всем обществе. И теперь у него имеется только одна мечта. Больше всего на свете ему хочется отомстить всем, кто когда-то причинял жестокость ему.

Этим автор старается показать, что общество губит добро и превращается в злочастных людей. И от этого порождается жестокость и зло.

Также слово «жестокость» автор использует в своем произведении. После того как все узнали про покойника Акакия, то полиции был дан указ, чтобы они поймали мертвеца. А уже после этого им нужно было, как можно сильнее наказать его. Вот только как это все он будет делать непонятно. А это значит, что власть будет еще более жестокой и от этого общество также будет жестоким и злым друг к другу. А это может привести к плачевным последствиям.

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2)

Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл повести подходит и для современного поколения.

Сюжет произведения «Шинель»

В центре сюжета показан мелкий служащий. Он является писарем. Каждый день он приходит петербургский департамент, где выполняет свою рутинную работу. Его имя Акакий Башмачкин. Так мужчину назвали в честь отца. Он не имеет яркую внешность. Это невысокий и неприметный человек, который является муравьем, который четко знает свое дело. Часто Акакий терпит насмешки со стороны коллег. Люди более высокого статуса относятся к нему с пренебрежением.

Жизнь Акакия достаточно скромна, без изысков. Ему не по карману развлечения. Он даже не может приобрести себе новую одежду. Это еще сильнее усугубляет ситуацию. И вот в жизни главного героя наступает момент, когда ему требуется обновить гардероб, приобретя новую шинель. Для этого и так бедному писарю приходится еще туже затянуть пояса. И вот Акакий сумел приобрести обновку. Но и тут мужчине не повезло. Грабителю отбирают у него новую шинель.

Башмачкин разбит горем. Он старается всеми способами возобновить справедливость. Он жалуется во все известные инстанции. Но людей не волнует беда этого незаметного человека, маленького писаря. Его горе и дранная старая шинель приводят к смерти главного героя. Долгое время никто не знал о случившемся. Но когда о смерти Акакия стало известно, то люди даже не проявили капельки сострадания. Им все равно на смерть маленького человечка.

«Шинель»: краткое содержание

В школьном курсе изучения классической литературы ученикам рекомендуют прочитать повесть «Шинель» Николая Гоголя. Это произведение дает понимание приема реалистического письма, которое приходит на смену романтизму в литературе ХIX века, а также темы трагедии маленького человека. Эта проблема в повести «Шинель», краткое содержание которой рекомендуем изучить, звучит особенно драматично благодаря тонкому психологизму писательской манеры Гоголя.


Фото: YouTube / Надежда Дорошенко

Не все школьники готовы полностью читать «Шинель», а некоторым сложно запомнить основные сюжетные ходы, детали или события, описанные в произведении. При изучении темы «Гоголь “Шинель”» краткое содержание для читательского дневника — отличное подспорье для подготовки к занятиям и контрольным работам:

  • История «одного чиновника» из «одного департамента»: начало повести.

Повествование в повести «Шинель», краткий пересказ которой сосредоточен на раскрытии основной сюжетной линии — истории жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, начинается со знакомства с главным героем.

Автор акцентирует внимание, что речь идет о рядовом, ничем не примечательном маленьком человечке — винтике большой бюрократической системы. Если читаете «Шинель» в сокращении, то обратите внимание на портрет героя:

  • низенького роста;
  • подслеповат;
  • рябоват;
  • у него небольшая лысина, морщины;
  • редкие рыжие волосы;
  • цвет лица геморроидальный.

Так выглядит типичный представитель петербургской чиновничьей братии — Акакий Башмачкин. Свое имя герой унаследовал от отца. Когда его мать выбирала имя, младенец заплакал и скорчил такую гримасу, что стало сразу понятно — будет титулярным советником.


Фото: YouTube / Надежда Дорошенко

  • Будни в департаменте.

Если знакомитесь с повестью «Шинель» в сокращении, тогда возьмите на заметку, как Н. Гоголь описал рабочие будни Акакия Акакиевича. Герой — незаметный человек. Когда он заходил в департамент, то даже сторожа не поднимали головы, начальники были сурово-деспотичными и без слов учтивости подсовывали Башмачкину бумаги для переписывания.

Копирование деловых бумаг — сущность бытия Акакия Акакиевича, смысл его жизни. От этого процесса его не отвлекали ни злые шутки молодых чиновников, ни их насмешки, ни проказы (они посыпали голову героя рваными бумагами, говоря, что это снег), ни изношенный мундир и прилипший к нему сор.

Он робко отвечал обидчикам только тогда, когда его толкали под руку и не давали возможности хорошо выполнить работу. А переписывал Башмачкин бумаги идеально — не делал ни одной помарки. Для более сложных задач Акакий Акакиевич не годился: задания посложнее вызвали у него нервное потрясение.

Переписывание стало смыслом бытия героя: возвратившись домой со службы, он быстро ел щи и садился копировать бумаги. Жизнь проходила мимо него: он не гулял, не развлекался, не ухаживал за женщинами. Счастье ему доставляло только переписывание бумаг.

  • Изношенная шинель.

Тихая и размеренная жизнь титулярного советника, зарабатывающего в год 400 рублей жалованья, круто меняется, когда он обнаруживает, что его старая шинель истончилась на спине и плечах. Поэтому суровые петербургские ветры его пропекали до костей. Его шинель настолько прохудилась, что коллеги по департаменту называли ее уничижительно — капот.

Башмачкин обращается к портному, который жил на верхнем этаже. Петрович — бывший крепостной Григорий, — осмотрев шинель, пришел к выводу, что ее уже нельзя латать — нужно шить новую. Это повергло героя в шок: траты на новую шинель были непосильны для его скудного бюджета.

Он решил наведаться к Петровичу еще раз, когда тот выпьет и, возможно, подобреет. Однако и во второй визит титулярного советника портной был неумолим. Акакий Акакиевич подсчитал, что для обновки нужно собрать 80 рублей.

Половина этой суммы у него была, а вот вторую можно было собрать, если жить экономно: отказаться от вечернего чая, не сдавать часто белье прачке, не жечь вечером свечи, ходить дома в носках, чтобы не стирать подошвы обуви.

Нужная сумма была собрана благодаря этим усилиям и премии, которую назначил начальник (она была больше на 20 рублей, чем обычно). Долгими вечерами Акакий Акакиевич обсуждал с Петровичем сукно, фасон и пр.


Фото: YouTube / Надежда Дорошенко

  • Новая шинель — причина трагедии Башмачкина.

Изучая повесть «Шинель» кратко, не упустите самую важную часть повествования — эпизод кражи у Акакия Акакиевича обновки.

Новая шинель придала главному герою уверенности в себе и кардинально изменила течение его жизни. Он почувствовал себя человеком: его заметили сослуживцы и поздравили с приобретением, он стал гулять вечерами, оставив переписывание бумаг, впервые отправился на вечер к столоначальнику.

Возвращаясь домой с вечеринки, Башмачкин становится жертвой разбойников — у него отбирают шинель. Однако не отражает всего трагизма этого события для героя краткое содержание. Шинель вернула ему человеческое достоинство, сделала его заметным, придала ему уверенности в себе и сил.

Ее потеря была равноценна потери Акакием Акакиевичем самого себя. Он начинает бороться за ее возвращение: обращается к приставу, а потом к генералу — старому приятелю. Никто из них не проявил ни сострадания, ни понимания, не оказал помощи.

От генерала Башмачкин шел, оглушенный выказанным презрением и безразличием. Он не чувствовал, как лютый холод пробрал его до костей. Вскоре герой заболел и умер.

После этого в районе Калинкина моста, где грабители отняли у титулярного советника шинель, появился призрак. Он нападал на прохожих и требовал их шинели. Такому нападению подверглось и «значительное лицо», к которому Башмачкин обратился за помощью. После пережитого страха генерал стал ругать подчиненных помягче.

Восстановить историю главного героя повести Гоголя поможет краткий пересказ. «Шинель» — небольшое по объему произведение, читается легко и увлекательно. Чтение произведения позволит насладиться мастерством писателя.

Сочинение: Главные герои в рассказе «Шинель»» (Н.В. Гоголь)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.02.2020 · Обновлено 18.02.2020

(542 слова) Рассказ Н.В. Гоголя «Шинель» — одно из самых выдающихся произведений русской литературы. В нем раскрывается множество проблем, а сам автор является последователем А.С. Пушкина в раскрытии темы «маленького человека». Писатель обозревает жизнь мелкого чиновника Акакия Акакиевича, поэтому читатель может сполна ознакомиться с этим социальным классом и людьми, причастными к нему.

Для начала рассмотрим главного героя, его характер, внешность и образ жизни. Башмачкин – довольно непримечательный «человек в летах», «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат». У героя практически нет каких-то увлечений, он не любит шумные компании и практически всегда сидит дома. Он работает титулярным советником и переписывает бумаги. Акакий Акакиевич получает огромное удовольствие от своей работы и выполняет ее с любовью:

«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности».

За такое отношение к службе героя даже хотели повысить, но Башмачкин так этого испугался, что практически умолял оставить его простым «переписчиком». Все эти факты говорят о затворничестве персонажа и его нежелании добиваться высот и целей. Однако такая жизнь Акакия Акакиевича ничем не хуже любой другой. Н.В. Гоголь хотел показать тип «маленького человека», который достоин уважения сам по себе. Он не делает никому зла, живет своей тихой и кроткой жизнью, наслаждаясь ею:

«Он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне».

И в этом нет ничего плохого. «Чиновник» в лице Башмачкина – это человек, питающий искренние чувства к своей профессии, не требующий чего-то запредельного и умеющий быть благодарным.

Однако представители данного социального класса могут быть и другими. Так, коллеги главного героя отличаются несколько жестоким характером. Они смеются над ним, унижают и сыплют на голову бумажки. Причина такого поведения заключается в том, что Башмачкин в силу своей покорности никогда не «давал сдачи»: «Ни одного слова не отвечал на это». Особенно проникновенными являются реплики персонажа в ответ на издевательства чиновников: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», «Я брат твой». В этом читаются гуманистические ноты произведения. Автор провозглашает высшей ценностью человека и несет мысль о том, что каждый достоин хорошего к себе отношения. Милосердие и сострадание – вот, что должно править миром. Так, эти чиновники показаны с другой точки зрения. Зачастую это люди не только низкого социального статуса, но и низкой нравственной культуры.

Однако чиновников, особенно мелких и бедных, кое-что роднит. Это отсутствие возможности высказаться в этом мире и получить помощь. Башмачкин, у которого украли шинель, а вместе с тем и смысл жизни, обратился за помощью к «Значительному лицу». Герой ожидал поддержки, сочувствия, но получил прямо противоположное: «лицо» выгнало его и накричало, чтобы порисоваться перед товарищами. Акакию Акакиевичу не оказали помощь, его унизили. Это настолько повергло его в шок, что, вернувшись домой, Башмачкин умер «скоропостижно в горячке». Всё это демонстрирует безразличие к людям маленького чина и безучастность власти в их судьбе. Однако Гоголь далек от слепого осуждения: его герой раскаивается в своем поведении и хочет искупить вину перед Башмачкиным, но уже поздно. Лишь призрак Акакия Акакиевича добивается справедливости и отнимает шинель у значительного лица. Призрака обуревает отчаяние, он нетерпелив и непреклонен. Это уже не Башмачкин, а собирательный образ мести.

Таким образом, герои в повести Н.В. Гоголя показаны с разных сторон. В большинстве случаев — это люди, не имеющие какой-либо защиты и власти, живущие тихой и небогатой жизнью. Те же, кто достиг успеха, злоупотребляют своим положением. Среди них встречаются, как и в любой другой профессии, личности чуткие и жестокие, добросердечные и бесчувственные.

Образ Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя

Повесть Гоголя «Шинель» можно рассматривать как притчу. В ее основе лежит повествование о деградации как личности – человека. Нам рисуют картину, когда вещь становится смыслом жизни, источником радости и бесконечного горя.

  1. Краткая характеристика А. Акакиевича
  2. Образ и характеристика Акакия Акакиевича
  3. Сочинение про А. Акакиевича в рассказе Шинель
  4. «Надежда и отчаяние» на примере Башмачкина
  5. Равнодушие – наивысшая жестокость (А. Акакиевич)

Краткая характеристика А. Акакиевича

Внешний вид Акакия Акакиевича согласован с его характером, он маленький, слеповатый, лысоватый, весь покрытый морщинами.

Работа героя весьма легкая. Его главная обязанность – переписывать департаментские важные бумаги. Башмачкин даже не осознает смысл собственной деятельности, он лишь безропотно подчиняется во всем начальству. Именно по этой причине более сложные задания, которые требуют банальной смекалки и сообразительных навыков, внушают в него сильные переживания и волнения.

Внутреннее содержание Акакия, как и внешнее, тоже одностороннее и ограниченное. Ему не нужны такие понятия как комфорт, развлечения, он довольствуется только удовлетворением низменных потребностей.

Из-за этого его мечты о новой шинели вызваны объективными потребностями: старая одежда совсем износилась и не греет так, как раньше.

Однако со временем его манящая мысль о шинели начинает поглощать его мозг и приобретает оттенок великой задачи, выполнение которой должно придать смысл его существованию. Чтобы собрать необходимые средства для покупки шинели, Акакий начинает отчаянно экономить и это для него самая важная цель в жизни.

Наконец-то, посредством строгой экономии, Башмачкин накопил на шинель. Однако в тот же самый день некие преступники своровали у него одежду. Акакий Акакиевич был счастлив лишь один день.

Он было рассчитывал, что ему поможет полиция, но та даже не пустила его к себе на прием. Тогда он пошел к «значительному лицу», которое тоже выгнало бедного чиновника. Все эти проблемы и горести негативно отразились на его здоровье, и он умер.

Акакий Акакиевич не хотел кому-то зла, он лишь хотел сам обрести счастье. Но по причинам сильной зажатости как в мышление и характере, так и во внешнем виде, герой искал счастье в таких же мелких незначительных вещах, как и его личность.

Однако Гоголь изобразил, что те люди, которые насмехались над Башмачкиным и которые якобы являлись сильнее его, в итоге предстали перед читателями, как еще более ограниченные и маленькие люди.

Образ и характеристика Акакия Акакиевича

Надо сказать, что в нашем мире было и есть много несправедливости. Некоторые купаются в роскоши и богатстве, а кто-то, подобно пчёлке, до изнеможения трудится в поте лица, чтобы только не настал чёрный день.

Подобного страдальца и представил нам признанный классик русской литературы Н.В. Гоголь в своей повести “Шинель”, в ней он выдвинул на первый план образ маленького, никем не приметного человека.

Доля определенного сарказма присутствует в жизни главного героя уже с первого дня его появления на свет.

Произошло это 23 марта и тут же у его матери возникли трудности, какое же имя дать ребёнку, все представленные имена в календаре были настолько нелепы по звучанию, что матери пришлось в отчаянии дать своему сыну имя такое же как и у его отца. Во время крещения ребёнок заплакал, так, будто уже чувствовал все тяготы предстоящей жизни.

В то, какие трудности Акакию пришлось пережить в период детства и юности автор решил нас не посвящать. Гоголь знакомит нас уже со взрослым мужчиной, описание внешности которого производит впечатление жалкого, больного старика.

Это был невысокий, рыжеватый, подслеповатый, лысоватый человек, цвет лица которого называли “геморроидальным”. Автор считает причиной подобного раннего старения “петербургский климат”.

То, во что был одет Акакий заставляет сочувствовать герою. Это были заношенные, не совсем чистые, поблекшие вещи. Но его это нисколько не смущало, главное было то, чтобы было в чем выйти на любимую работу.

Акакий Акакиевич Башмачников не имел никого из родных и близких. Занимал должность титулярного советника, переписывал бумаги в департаменте за невысокое жалованье. Данная работа и отсутствие повышения его нисколько не волновало, он радовался тому, что переписывал тексты, у него были даже свои любимые буквы.

Он настолько привык к своей работе, что любое предложение о повышении вызывало у него отторжение, малейшее изменение казалось ему невыполнимым, и он желал оставаться в своей зоне комфорта.

Его жизнь для современного человека может показаться лишенной всякой радости, везде и всегда он думал только о работе, вёл отстраненный образ жизни, не посещал никаких культурных мероприятий в отличие от своих коллег.

Несмотря на добросовестное выполнение своих обязанностей со стороны коллег постоянно выслушивал нелицеприятные обсуждения и покорно терпел всякого рода издевательства.

В образе главного героя слились настоящие черты христианской личности: покорность, честность, любовь к труду, умение стойко переносить все тяготы жизни, но все же всему есть предел и столкнувшись с очередными неприятными событиями герой уже оказывается не в силах их вынести.

Сочинение про А. Акакиевича в рассказе Шинель

Повесть становится толчком для появления в литературе образа «маленького человека».

«Маленький человек» не имеет душевных сил изменить течение своей жизни. В жизни Акакия Акакиевича нет места радости и восторга. Его монотонная работа – вот радость для него. Автор жалеет своего героя. Главный герой не причиняет никому зла, он может иметь уголок своей личной жизни.

«Маленький человек» имеет маленькие потребности. На работе это беспрекословно выполняющий свою работу чиновник. Душа «маленького человека» не стремилась к изменениям. Герою чуждо вносить что-то новое в свою жизнь. Ему просто холодно и нужна шинель. Появление в жизни Башмачкина новой шинели оказалось целым событием и потрясением.

Мудрость Гоголя в способности показать, как меняется образ, трансформируется от маленькой победы человека. Башмачкин раскрывается сам себе с другой стороны. В нем просыпается понимание, что можно жить по-другому. Главная трагедия для «маленького человека» в том, что никуда не пропало его мнительность и слабодушие.

Когда приходит неприятность для Акакия Акакиевича это стало огромной трагедией. Душевные силы его покинули. Герой из смешного и комического человека трансформируется в трагического персонажа. Нельзя, чтобы шинель становилась смыслом жизни.

Конфликт «маленького человека» с жестоким миром – главная идея повести. Образ Акакия Акакиевича призывает всех к человечности. Все люди по сути одинаковые, а разница лишь в шинели. Поэтому «маленький человек» заслуживает своего счастья в своем мире.

Окружение «маленького человека», на первый взгляд, сильное и умное. В итоге предстает перед нами общество чуть ниже в моральном развитии. Гоголь кричит о взаимном уважении друг к другу. Тогда будет меньше Башмачкиных.

«Надежда и отчаяние» на примере Башмачкина

Как часто мы надеемся на что-то хорошее, а в итоге всё происходит совершенно наоборот? Человеку свойственно ожидать от будущего лучшего, видеть лишь положительный исход событий, закрывая глаза на возможность потерпеть неудачу.

Однако в моменты, когда в нашей жизни всё-таки случается фиаско, а надежды рушатся, на смену им приходит отчаяние. Мир больше не видится в былом свете, а мечты превращаются в крах. Но значит ли это, что надежда – это всего лишь пустой звук, чувство, которое впоследствии оборачивается разочарованием?

Для подтверждения своей точки зрения хочу привести в пример повесть «Шинель» Н.В. Гоголя. Произведение является ещё одним подтверждением того, что человек без огромных надежд на будущее, не может отчаяться и разочароваться в настоящем.

Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин живёт и наслаждается обычной тихой и размеренной жизнью. Он не мечтает о лучшей доле, он вполне доволен тем, что имеет.

Единственная проблема, которая появляется у него – это пропажа шинели, любимой вещи, без которой он не может представить своё существование. Башмачкин хочет вернуть потерянную вещицу, и это по-прежнему всё, что его волнует. Он не стремится вылезти из своей раковины, не хочет мыслить шире и ставить перед собой какие-то цели.

Нет, Акакию Акакиевичу комфортно в том мирке, который он создал для себя, мирке, где нет места надеждам и, как следствие, неудачам и отчаянию.

Таким образом, можно сказать, что человек, который никогда ни на что не надеялся, не мечтал о большем, действительно не может отчаяться по-настоящему, ведь отчаяние – это те самые несбывшиеся надежды и желания.

Равнодушие – наивысшая жестокость (А. Акакиевич)

К сожалению, в нашем обществе становится все больше и больше равнодушных людей. Они думают только о себе, чужие проблемы их не интересуют. Такие люди не задумываются о том, что их поступки могли бы помочь другому человеку.

Равнодушные люди могут, не задумываясь, оставить ближнего в беде. Все это приводит к выводу о том, что равнодушие есть наивысшая жестокость. Оно делает из человека животное, которое привыкло жить в одиночестве, заботясь лишь о себе.

Для равнодушных людей нет никаких общественных ценностей, они не знают, что такое любовь и дружба, сострадание и милосердие. Это указывает на степень нравственного разложения человека.

Равнодушные люди – самые злые люди, потому что их ничего не интересует в жизни, кроме собственного «я». Добрые и даже злые поступки относительно других людей показывают, что человек живет, а не просто существует, он умеет чувствовать и выражать свои эмоции.

Равнодушие же предполагает отсутствие каких-либо чувств. Из этого следует, что равнодушие намного хуже, чем злодеяния.

Тема равнодушия звучит в русской и мировой литературе очень часто. Например, Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил даже на собственном питании. Окружающие люди к этому событию отнеслись равнодушно. Ни коллеги, ни органы, занимающиеся кражами, не стали помогать Башмачкину.

Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что Башмачкин умирает. Это доказывает, почему равнодушие – это жестокость. Именно равнодушие стало причиной смерти Акакия Акакиевича.

Таким образом, равнодушие – самое страшное, с чем может столкнуться каждый человек. Когда окружающих не интересует жизнь других людей, когда никто не способен помочь человеку, который находится в трудной ситуации, это настоящая катастрофа.

Читайте также: Кого можно назвать добрым человеком – сочинения.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь хотел на примере чиновника Акакия Башмачкина показать, как живут одинокие, беззащитные, маленькие люди. Гоголь делает своего персонажа бедным, незначительным и серым.

«Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда (сопоставительный анализ)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы.

В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа. кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Роман «Портрет Дориана Грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, “чистого душой и помыслами”, со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи – речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость – высшая ценность, что совесть – лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он “искушен”, хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное – его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы и грехи отражаются на лице героя. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Портрет Дориана Грея олицетворял его совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя.

В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы. Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем. Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью. Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность.

В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», – пишет Гоголь. И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Портрет Н. В. Гоголя и Портрет Дориана Грэя О. Уальда (сопоставительный анализ): сочинение

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы.

В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа. кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Роман «Портрет Дориана Грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, “чистого душой и помыслами”, со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи – речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость – высшая ценность, что совесть – лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он “искушен”, хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное – его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы и грехи отражаются на лице героя. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Портрет Дориана Грея олицетворял его совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя.

В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы. Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем. Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью. Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность.

В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», – пишет Гоголь. И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.

««Портрет» и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда (сопоставительный анализ)»

Повесть «Портрет» и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния. Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы.

В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

Роман «Портрет Дориана Грея» — о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, «чистого душой и помыслами», со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи — речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость — высшая ценность, что совесть — лишь трусость Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он «искушен», хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное — его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы и грехи отражаются на лице героя. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Портрет Дориана Грея олицетворял его совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя.

В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы. Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем. Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью. Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность.

В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», — пишет Гоголь. И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: