Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира: сочинение

Сочинение на тему: «Ревизор»

Известно, что комедия Николая Гоголя «Ревизор» была не принята общественностью России, потому как большинство чиновников в нарисованных образах видели себя. Однако, писатель не использовал прототипы. Герои пьесы – плод фантазии и острой наблюдательности писателя, в результате которой оказалась высмеянной вся Россия.

Сюжет пьесы «Ревизор» очень простой. Из столицы в небольшой провинциальный городишко приезжает человек, не занимающий в жизни значительного поста. Поселяясь в гостинице в ужасном номере, не платит за проживание, не знает, где раздобыть обед. Читатель понимает, что у Хлестакова нет ни гроша, зато уездные чиновники уверены в другом.«Ревизор!» Именно с этого слова и начинаются события, которые покажут сущность уездной жизни.

Вот городничий, выбившийся из низов. Теперь же он начальник: позволено не только кричать на подчиненных, а и присваивать себе казенные деньги. Сквозник-Дмухановский боится, что деяния раскроет «ревизор». Но в мире городничих все покупается. Дав взятку Хлестакову, Антон Антонович успокаивается, теперь можно и дальше творить свои «делишки».

Точно также поступают городские чиновники, отправляясь на прием к «ревизору». Ведь и у них имеются изъяны, которые необходимо скрыть. Ляпкин-Тяпкин уже давно на должности судьи, но в его бумагах никто не разберется. Взяток не берет, разве что щенками… Земляника — попечитель богоугодных заведений — присваивает себе деньги, предназначенные больным, считая, что можно обойтись и без лечения. Смотритель училищ боится, что в высказанных им мыслях найдется недопустимая вольность. Почтмейстер читает письма, предназначенные не ему. Как правило, письма не доходят до адресата.

У перечисленных героев, кроме «особых примет», много общего: чиновники жадные, завидуют тем, у кого дела идут хорошо. Принося взятку «мнимому ревизору», чиновники считают, что дают не взятку, а просто занимают деньги. Когда же читается письмо Хлестакова, никто из них не желает слушать правду о себе, зато приятно унизить другого. Узнав, что Хлестаков – не ревизор, герои начинают ссору, но новое известие объединяет их вновь.

Выходит, что старания напрасны. Антон Антонович называет себя «дураком», что не распознал в Хлестакове никчемность, а принял его за государственного человека. Городничий казнит себя, ведь за тридцать лет службы никто не смог провести, а тут какой-то пройдоха просто одурачил. Раньше он смеялся над людьми, теперь окружающие будут потешаться над ним. Обескуражены и другие герои, поэтому заявление о том, что приехал настоящий ревизор, становится взрывом – герои замирают в немой сцене.

Ещё больше сочинений на тему: «Ревизор»

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4
  • Сочинение №5

Гоголь был великим русским писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества.

Комедия «Ревизор» обнаруживает «русские характеры». В ней вскрываются социальные язвы и общественные пороки, являющиеся порождением самодержавия. Высмеиваются плуты, взяточники, казнокрады. Они были показаны автором очень ярко и правдиво. В какой-то момент комедия превращается в обличающий документ, который критикует существующий строй.

Гоголь виртуозно собирал свои наблюдения в единый художественный образ, в котором любой мог узнать черты знакомых людей. Актуальность комедии обуславливалась тем, что ее сюжет был взят из жизни, а герои были знакомы каждому. Автор утверждал, что в своем произведении он ничего не выдумал. «Ревизор» полон намеков, позволяющих прочувствовать Гоголевскую действительность. Посредством высмеивания общественных пороков писатель заставляет понять всю их тлетворность, задуматься и постараться от них освободиться.

В качестве художественных приемов Гоголь использует говорящие фамилии, например Ляпкин-Тяпкин и неприкрытые реплики героев. Это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.

Особая роль в произведении отводится авторским ремаркам. «Замечания для господ актеров» дают характеристику персонажей, выражая свое отношение открыто, либо завуалировано через портретные описания. Для них также характерна ирония.

Положительного героя в свою комедию Гоголь не ввел намеренно. В «Ревизоре» в качестве положительного начала воплощается высокий нравственный идеал автора, основа его сатиры – смех. Как ни печально, жизнь доказывает, что не бывает такого ревизора, которого невозможно было бы подкупить. Время идет, а созданная Гоголем комедия по-прежнему не теряет своей актуальности.

Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела…”

Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое…

Читайте также:
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Царь Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне — больше всех”.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Героями пьесы автор делает чиновников маленького провинциального городка, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», и Хлестакова, мелкого чиновника, проездом оказавшегося в этом городе.

Герои пьесы, их мечты и желания вызывают жалость и грустную улыбку. Начнем с самого «ревизора» — Ивана Александровича Хлестакова. Этот мелкий чиновник, получающий мизерную зарплату, мечтает о жизни «птицы высокого полета». В Петербурге, где он служит, Хлестаков насмотрелся на образ жизни крупных чиновников и богатых дворян и стремится попасть в их круг. В своем «залихвастском» вранье чиновникам города N. герой раскрывает самые потаенные мечты. Он представляется важным человеком в Петербурге, с которым все считаются и чье мнение очень авторитетно. Хлестаков врет, что он «на короткой ноге» со всеми известными людьми столицы, что он очень богат и талантлив. Будто бы именно он написал все известные ему литературные произведения. Этот «маленький человек» хотя бы в своих мечтах стремится возвыситься, почувствовать себя достойным человеком.

Есть свои мечты и у слуги Хлестакова, Осипа. В «Замечаниях для господ актеров» писатель так характеризует этого персонажа: «молча плут». Пожив с Хлестаковым, этот герой «набрался» у своего хозяина идеалов и мечтаний. Осипу нравится «житье» в Петербурге — «Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеатры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Но, если дела хозяина не поправятся, то Осип лучше будет жить в деревне: «возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях, да ешь пироги».

Семья Сквозник-Дмухановских, главная семья уездного города N, тоже мечтает. Городничий, царь и бог в своем маленьком городишке, грезит о чине генерала. Антон Антонович мечтает, чтобы у него была «кавалерия через плечо», тогда «поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: Лошадей!».

Но еще более чем ее муж, амбициозна жена городничего, Анна Андреевна. Она считает себя благородной дамой, достойной лучшей жизни. Анна Андреевна мечтает жить в Петербурге, вращаться в высшем свете, иметь высокопоставленных знакомых. Ей хочется «большой» жизни, где бы ее смогли оценить «по достоинству».

Дочь городничего мечтает о выгодном замужестве, которое принесло бы ей большие деньги и красивую жизнь. Впрочем, об этом мечтает все юные дамы в городе. Недаром Анна Андреевна говорит своей дочери, что та берет пример с дочерей Ляпкина-Тяпкина.

О чем мечтают чиновники города N? Наверное, о том, чтобы исчезли все ревизоры и городничие, чтобы не было над ними никакой власти, мешающей их безбедному существованию и вольготной жизни. У всех героев «Ревизора» были свои планы, мечты, желания. Но никто не приложил усилия к достижению цели.

Имена героев «Ревизора» стали именами нарицательными совершено не зря, ведь так много можно встретить людей и в наше время, ценности которых не отличаются от ценностей героев Н. В. Гоголя. Также есть тщеславные и самолюбивые люди, которые хотят все получить, не прилагая к этому никаких усилий.

В своих «Петербургских записках 1836 года» Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал на отсутствие настоящего русского комедийного репертуара. Его комедия «Ревизор» и была призвана хоть отчасти заполнить этот ваку­ум. Сюжет комедии, подсказанный А. С. Пушкиным, нашел свое воплощение в пьесе «Ревизор».

В ней драматург со всей силой обличительного слова обрушился на мир зла и насилия, показав весь государственный чиновничий аппарат России того времени. Пьеса была создана буквально за два месяца. И уже в апреле 1836 года состоялась ее пре­мьера. Комедия имела шумный успех. Это было произведение новое и оригинальное во всех отношениях. Новизна его состояла прежде всего в том, что в комедии отсутствовал положительный герой. Действительно, на сцене положительных героев нет. Но сам автор подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. И этот положитель­ный герой — смех. Смех, который бичует и разоблачает. Но это — смех сквозь слезы.

Гоголевская комедия уморительно смешна: она действительно вышла «смешнее черта», как обещал драматург Пушкину. Но, как Подводное течение, зарождается в «Ревизоре» горестное, томительно-тоскливое чувство; оно поднимается тем выше, чем беззаботнее и легче кажется смех комедии. И наконец, в последней, «немой сцене» оно прорывается наружу, обрушиваясь — и на действующих лиц, и на зрителей — мощной волной. Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась как комедия — рассказом городничего о двух крысах «неестественной величины», суетливыми приготовлениями чиновников к приему ревизора, закончится трагически — страшным оцепенением «всей группы»? В своей бессмертной комедии Гоголь показал во всем их многообразии живые повсед­невные образы. «Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих, дайте нам наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!» — восклицал Гоголь, и в «Ревизоре» «русские плуты» и «чудаки» были представлены в полном объеме — ярко и образно. Тут и городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, и почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, попечитель богоугодных заведений Земляника, местные помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские Свис­тунов, Пуговицын и Держиморда. Уже одни их фамилии вызывают смех, но смех горький, ибо все они оправдывают свои фамилии, соответственно относясь к своим должностным обязанностям. Судья Аммос Федорович ведет дела в суде из рук вон плохо — тяп-ляп, полицейский Держиморда — по поводу и без повода избивает горожан. И так далее.

Читайте также:
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.: сочинение

И все они, ожидая ревизора, попадают в комичную ситуацию. Суть комедийности конфликта пьесы в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, кото­рый онй создали в своем воображении (ведь мнимый ревизор — вовсе не ревизор). Но недалекий Хлестаков сумел обмануть и ловко провести и многоопытного, умного городничего, и всех его чиновников.

В «Ревизоре» нет даже намека на то, что где-либо, в каком-то дальнем или ближнем углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в описанном Гоголем городе, по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстает как общепринятое. Страш­ная, мрачная картина. Но в финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеялся на то, что смех, голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей честных и порядочных. Злые, на первый взгляд, строки его комедии были продиктованы любовью к России, верой в ее лучшее будущее. Гневно смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять их причины и постараться избавиться от них. Вот почему комедия «Ревизор» не утратила актуальности и сегодня. А смех, как всегда, помогает нам выстоять в трудные времена.

Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»

Споры округ наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, вычурность оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма задолго. Ant. с сюрреализма и экзистенциализма),— красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает в свою очередь вопрос об особенностях гоголевского реализма. Творчество Гоголя — первый этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Франт стоит у истоков натуральной школы, обозначившей окончательный загиб к реализму в русской литературе. Это общеизвестные истины, как ни задача учителя состоит в том, чтобы не исключительно проанализировать отдельные произведения писателя, показать его творческую эволюцию, хотя и выйти за пределы художественной индивидуальности изучаемого автора и свистнуть хотя бы начальные представления о литературном процессе, характере его развития, смене эстетических вех. Всего-навсего историко-литературный принцип способен обеспечить полноту литературного образования. Забвение этим принципом может привести к «островному» постижению литературных явлений помимо их связи и взаимообусловленности.

Именно этим обусловлена насущность в постоянном внимании учителя к теме «Пушкин и Гоголь», сверху которой мы и остановимся подробнее. В современном литературоведении существуют принципы о пушкинском и — отличном от него — гоголевском периодах развития литературы. Характерные особенности обеих периодов проявились уже на рубеже 30—40-х годов, другой раз со всей определенностью очертился новый художественный стадия, названный впоследствии гоголевским.

Немалая роль в анализе сего явления принадлежит В. Г. Белинскому, хотя он в статьях 30-х годов склонен был бросаться последний период творчества Пушкина. Достаточно сослаться нате обзорную статью «О русской повести и повестях г. Гоголя», в которой порицатель обошел вниманием пушкинские «Повести Белкина» и «Пиковую даму». В центре обзора — первые три сборника молодого Гоголя, объявляемого лидером современной ему литературы. И в какие-нибудь полгода в критических работах 40-х годов Белинский приходит к объективной оценке вклада Пушкина в уточнение реализма и тем самым пересматривает свои более ранние суждения.

Однако идея сама по себе укоренилась и продолжала стоять. В Никарагуа поставил эту комедию Гоголя театр имени Рубена Дарио. Сие единственный театр в стране. «Два года назад,—рассказывает постановщик и директор труппы Лусеро Милан,— мы прочитали «Ревизора» Гоголя.

Сочинение нам очень понравилась удивительно ярко выписанными характерами персонажей, диалогами, идеей, а содержание — ее остро современным звучанием. Стоит поменять фамилии, костюмы, час(ы) и место действия — и можно представить, что, все приключилось в Никарагуа». : Час и сорок минут шел бенефис.

Простые никарагуанцы с интересом следили за событиями, подобно как по-латиноамерикански реагировали на реплики. А когда герои комедии застыли в без слов сцене, раздался гром аплодисментов. «Мы поняли, который к классике можно и нужно обращаться,— говорил Л. Милан,— как она имеет огромное воспитательное значение для нашего народа, близка и понятна ему». Полностью определенно высказался по этому поводу советский критик Г. А. Гуковский: «Когда говорили о пушкинском периоде, имели в виду главным образом 1820-е годы, тем больше, что пушкинское творчество 30-х годов было на один зуб представлено в печати, попросту недостаточно известно как читателям, яко и критикам. Да, в сущности, так оно и было: так как в 20-е годы именно Пушкин осуществлял движение русской литературы первым долгом, это и был по преимуществу пушкинский период. И зато хорошо Пушкин органически вошел и в новый период, отметивший 30-е годы, день более демократический, «социальный» и разрушительный, все же данный период оказался связанным с образами новых богов, с поднятым забралом, почти дерзко его выражавших, с образами Гоголя и Лермонтова — в навечерие всего, конечно, Гоголя» .

«РЕВИЗОР» ГОГОЛЯ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ

Николай Васильевич Гоголь видел в театре огромную воспитательную, преобразующую силу, способную сплотить тысячи людей и заставить их «вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» [2]. Театр для него был школой добра. Драматург понимал, что сущность психологии театра состоит в этом общем переживании. И если автор пренебрегает этим законом, ему грозит равнодушие зрителей. Но если он сможет употребить все свои духовные и творческие силы для того, чтобы создать волнующие всех образы, он обретет огромную власть над театральной публикой. Поэтому, когда Гоголь приходит в русскую культуру в 1830-е годы, он сразу становится центральной фигурой художественной жизни XIX столетия. С его драматургией рождаются новые связи автора и зрителя-читателя, происходит эстетический сдвиг, как в восприятии искусства, так и в восприятии жизни, как его источника.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Ни театр, ни публика, ни критика в целом не поняли сразу новаторской поэтики драматурга. В театре того времени человек привык чувствовать, волноваться за героев исторических драм, следить за ловким развитием легкомысленного сюжета водевиля, сострадать персонажам слезной мелодрамы, уноситься в миры грез и фантазий, но не размышлять, не сопоставлять, не задумываться. Гоголь, предъявляя к спектаклю требование быть основанным на важных общественных конфликтах, правдиво и глубоко раскрывать явления жизни, насыщая свои произведения болью за человека, ждал от зрителя невольного, неожиданного смеха, порожденного «ослепительным блеском ума» и обращения к себе, узнавания самих себя в этих «безгеройных» персонажах. Он заговорил на другом эстетическом языке.

Театр первой половины XIX века показывал мир яркий, страстный, полный подвигов и невероятных событий. Гоголь вводит в театр реальную жизнь, взрывает спокойное бесконфликтное сознание зрителей. Драматург обновляет природу конфликта: доминирующий любовный он заменяет социальным. И поскольку фальшь, пошлость, невежество, взяточничество, грубость нравов распространены повсеместно, даже добродетельный человек живет с мертвой, пустою душою, то мир гоголевских комедий лишается положительного героя, оказывается миром однородного зла или посредственности. Лишь смех остается единственным честным и в то же время карающим лицом. Гоголевский смех направлен на нас самих, на каждого из нас, смех очищающий и просветляющий, смех сквозь слезы. Зритель должен был, по замыслу Гоголя, найдя в себе черты Хлестакова или Чичикова, мужественно противостоять духовной тьме, привести себя к христианскому идеалу.

Гоголь видит смысл искусства в служении своей земле, в очищении от «скверны», а способ усовершенствования общества – в нравственном самоусовершенствовании личности: в требовательном отношении к самому себе, в ответственности каждого за свое поведение в мире.

Современный Гоголю театр не ставил еще перед собой таких задач. Поэтому не удивительно, что первые постановки «Ревизора» вызвали массу споров и неоднозначных откликов. Театр не знал еще такой драматургии и не понимал, как ее играть. Актеры, пользуясь приемами сценического существования в водевиле, пытались насмешить публику карикатурными гримасами или кривлянием. В то же время спектакли ставились всерьез, и заняты в них были замечательные актеры.

Премьеры спектакля состоялись в 1836 году сначала в Санкт-Петербургском Александринском театре, затем в Московском Малом театре.

Реакция в Петербурге на «Ревизора» была очень разной. Но при этом у большинства зрителей она вызывала недоумение.

Сам Гоголь был очень недоволен постановкой, несмотря на его личное участие в работе над спектаклем. Он опасался, что актеры начнут играть карикатурно, преувеличенно. Беспокоило автора и отсутствие репетиций в костюмах. Так, драматург хотел видеть Щепкина и Рязанского в ролях Бобчинского и Добчинского, опрятными, толстенькими, с прилично приглаженными волосами. На премьере актеры вышли на сцену с взъерошенными волосами, выдернутыми огромными манишками, нескладными, неопрятными. Актер Н.О. Дюр представил Хлестакова традиционным плутом, водевильным шалуном. Лишь городничий в исполнении И.И. Сосницкого понравился Гоголю. Огорчила Гоголя и «немая сцена». Он хотел, чтобы онемевшая мимика окаменевшей группы две-три минуты удерживала внимание публики до закрытия занавеса. Но театр не давал этого времени на «немую сцену».

Но главная причина недовольства Гоголя заключалась даже не в фарсовом характере спектакля, а в том, что при карикатурной манере игры сидящие в зале воспринимали происходящее на сцене без применения к себе, так как персонажи были утрированно смешны. Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то далеко, а в той или иной мере в любом месте России. Гоголь обращается ко всем и каждому: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!».

В Москве первое представление давалось для аристократической публики, которую «Ревизор» «не занял, не тронул, только рассмешил слегка» [2]. Несмотря на это спектакль продолжал ставиться. В Москве не подчеркивали водевильных и фарсовых моментов – на первый план театр выдвинул ее идейно-обличительное содержание.

Уже первые спектакли дали два направления трактовки комедии, с которой мы сталкиваемся и сегодня: фарсовое и социально-обличительное.

Необходимо отметить и рожденные в тоже время традиции прочтения одной из ведущих ролей – роль городничего Сквозника-Дмухановского в исполнении Ивана Ивановича Сосницкого и Михаила Семеновича Щепкина. Сосницкий подчеркивал больше то, что драматург говорил о благообразии, уравновешенности, внешнем приличии своего героя («хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно»); Щепкин – то, что касалось его природной грубости, резкого перехода «от страха к радости, от низости к высокомерию». Всем преемникам их приходилось только выбирать, кому из двух образов следовать. Так, например, москвич Иван Васильевич Самарин, по свидетельству современника, «придерживался щепкинской традиции». Пример взаимодействия – трактовка роли Городничего Владимиром Николаевичем Давыдовым [4].

В первые годы революции, по свидетельству историков театра, «Женитьба» и «Ревизор» являются самыми репертуарными пьесами и стоят на первом месте по количеству постановок и числу зрителей.

В 1920 году «Ревизор» был возобновлен на сцене Государственного академического театра драмы (бывш. Александринский). Этот спектакль, еще во многом обремененный штампами, замечателен тем, что в нем принимали участие прославленный русский актер В.Н. Давыдов (городничий) и Кондрат Яковлев (Осип).

Значительным событием в жизни советского театра, во многом определившим современное истолкование классики, явилась новая постановка «Ревизора» на сцене Московского Художественного театра (премьера 8 октября 1921 года).

У старого театра не было средств выявить гоголевское обобщение «Ревизора» как «картины и зеркала нашей общественной жизни», обобщенную в форме высокой комедии. Оно впервые появилось в театре Мейерхольда, в форме большого спектакля и мощной сценической поэмы.

Постановка «Ревизора» Мейерхольдом вызвала массу обвинений в издевательстве над классикой. Режиссер смонтировал текст из всех шести редакций пьесы, присоединил отрывки из Собачкина, Кочкарева,

«Мертвых душ» и «Игроков» [5].

«Ревизор» Мейерхольда создан как большой спектакль с монументальной архитектурой. Этим спектаклем он утверждает самостоятельность сценического искусства как творческого театра.

Режиссер поставил перед собой художественную задачу показать мир старой России как кунсткамеру, как кривое зеркало, в котором гипертрофированно отражаются самые уродливые его моменты. Поэтому так логично сочетались в спектакле крайний символизм и реалистичность изображения. Атмосфера спектакля должна была быть страшно-смешной, чтобы публика смеялась над персонажами, но никогда не захотела их возвращения в мир живых. Пространственное решение сцены, освещение, пластика актеров – все сделано так, чтобы изображаемый мир казался ирреальным, чуждым, и вместе с тем «до безобразия живым».

Читайте также:
Автор в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Спектакль был насыщен богатыми деталями и в то же время поражал ясностью и простотой основных композиционных приемов. Так, например, все сцены с чиновниками, в основу которых положено хоровое начало, проведены на затемненной сцене, при свете свечей, отражающемся в лакированной под красное дерево задней перегородке с 15-ю дверьми. Все женские сцены – разработаны под ярким светом прожектора, с четко выделенными деталями, разоблачающими безудержный порыв к «цветам удовольствия», который владеет сердцами эгоистичных дам и барышень разложившейся семьи чиновника.

Постепенное нарастание динамики спектакля ведет к грандиозной концовке – к «немой сцене». В этой финальной части Мейерхольд целиком овладевал вниманием зрителя и заставлял его воспринимать «немую сцену», которая всегда и во всех театрах оставалась неразыгранной до конца. Мейерхольд находит блестящее разрешение: в последней мизансцене персонажи заменялись двойниками-манекенами. Куклы образуют «окаменевшую группу» – ироническое воплощение николаевской Руси, с ее Держимордами и «свиными рылами» чиновничества и бюрократизма. И эта задача разрешена Мейерхольдом монументально, с мощным размахом поэтической фантазии и уверенными средствами, превращающими замысел в реальное художественное творение.

Значение его в нашей театральной жизни огромное и исключительное, потому что «Ревизор» Мейерхольда есть сигнал к поднятию уровня советского театрального искусства, переживающего в первой четверти XX века опасный и глубокий кризис. Он открывает собою дискуссию о значении театрального мастерства в обстановке становления молодого советского государства.

Таким образом, каждая эпоха видела в «Ревизоре» Н.В. Гоголя свое отражение. Насколько смелыми были театральные деятели, настолько правдивым получался спектакль: от водевильно-фарсового петербургского представления, через смелую щепкинскую постановку Малого театра, обытовленную МХТ, социально- заостренные прочтения 1917-20-х гг., к гиперболизированному зеркалу В. Мейерхольда.

Список литературы

1. А. Б. В. (Надеждин? Н.И. (?)) Театральная хроника // Н. В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. М.: Гос. издат. худож. лит., 1953. С. 316 – 322.

2. Гоголь, Н.В. О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности: (Письмо к гр. А. П. Т. му) // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937-1952.Т. 8. Статьи. 1952. С. 267 – 277.

3. Загорский, М.Б. Гоголь и театр / Составитель и автор комментариев М. Б. Загорский; общая редакция Н. Л. Степанова. М.: Искусство, 1952. 568 с.

4. Манн, Ю.В. Сквозник-Дмухановский в двух ликах // Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2007. С. 579 – 586.

5. Слонимский, А.Л. Новое истолкование «Ревизора» // «Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда: Сборник статей А.А. Гвоздева, Э.И. Каплана, Я.А. Назаренко, А.Л. Слонимского, В.Н. Соловьева / Издание подготовлено Е.А. Кухтой и Н.В. Песочинским, отв. ред. Н.А. Таршис. [Переиздание 1927 года.] Спб., 2002. С.7 – 20.

Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира: сочинение

Н.В. Гоголь. Ревизор. Театр им. Вахтангова. Режиссер Римас Туминас; Н.В. Гоголь. Старосветские помещики. МХАТ им. Чехова. Режиссер Миндаугас Карбаускас; Н.В. Гоголь. Женитьба. Театр им. Маяковского. Режиссер С. Арцыбашев.

Обращение к русской классике на исходе эпохи постмодернизма должно вроде бы доставлять особенное удовольствие и новые ощущения. В самом деле, новизна ощущений гарантирована: то ли классика теперь ведет себя по-другому, то ли наше восприятие так изменилось, что и Николая Васильевича не всегда узнаешь или узнаешь с трудом.

Занавес раскрывается — и на сцене предстает некое подобие магазина заводных игрушек. Несколько фигурок с сундучками за плечами совершают механические движения, не сходя с места, загадочным образом производя глухой грохот и клубы пыли. На переднем плане вышагивает человек в длинном пальто с красным меховым воротником и машет сабелькой, в глубине с регулярностью метронома мелькает девица в полубалетном облачении. С левого края мужик в телогрейке пристроился у горящей печурки и неторопливо обжигает лежащие горкой тут же на сцене кирпичи. Справа торчит деревянный электрический столб с обрезанными проводами, из мрака задника проступает серый силуэт высоченной, до потолка, церкви… Какое из трех вышеперечисленных произведений Гоголя характеризуют эти образы? Пожалуй, что и никакое.

Но вот погрохатывающее молчание прервано, от механического строя отделяются две как будто ожившие человеческие фигуры и начинается первый диалог “Ревизора” — ан нет, известная всем реплика городничего о “пренеприятном известии” опущена, пьеса начинается с обсуждения судьей (Ф. Григорьян) — наголо бритым, в черной длиннополой шинели — и смотрителем училищ (А. Зарецкий) — тоже в чем-то длиннополом, но без особых примет — уже известной новости. Тут-то в их разговор и вступает городничий — человек с сабелькой (С. Маковецкий), зачитывая содержимое тревожного письма прямо со своего синего шарфа, поддетого под красный воротник.

Последняя, запавшая со школьных времен в память немая сцена также отсутствует — вообще, пьеса изрядно купирована: исчезли сцены разговора Хлестакова и его слуги в трактире, прелестный эпизод с чтением женой и дочерью городничего его записки, челобитная купцов. Зато некоторые моменты затянуты до бесконечности: например, один из центральных эпизодов пьесы — прием мнимого ревизора у градоначальника. Знаменитый монолог Хлестакова (О. Макаров), когда он описывает свое петербургское житье с супом из Парижа и курьерами, разъезжается, как меха прорванной гармони, из-за многочисленных вставок. Перед тем как произнести очередную реплику монолога, герой долго готовится: ломается, расхаживает по сцене, пока публика в немом почтении (на сцене — разумеется, не в зале) ждет его новых откровений о столичной жизни. Чем больше нарастает потрясение окружающих, тем длиннее паузы между репликами, растущее благоговение изображается пластически: вот потрясенные чиновники молча таскают засыпающего Хлестакова на руках в поиске достойного ложа, вот они сами превращаются в это ложе — и Хлестаков растягивается на живых телах, а рядом пристраивается и городничий. Мысль режиссера прозрачна — люди становятся мебелью, — и ее иллюстрация задумана интересно, но долго смотреть на это скучно. Как только заканчивается классический текст — спектакль “подвисает” и его не спасает экстравагантный абсурд постановки.

В.В. Набокову, например, гоголевский “Ревизор” представлялся не сатирой, а пьесой о человеческих характерах (вы только посмотрите на фамилии героев!). Однако ни зрители, ни, тем более, режиссер не обязаны придерживаться авторитетных мнений; в некотором роде постановка Р. Туминаса — бунт против классики. Так, зритель знакомится с новой, пост(анти?)классической трактовкой героев, наблюдая и нежные лобзания Бобчинского (Ю. Чурсин) и Добчинского (О. Лопухов). Супруга градоначальника Анна Андреевна (Л. Максакова) оголяет плечико перед Хлестаковым на глазах у мужа и его подчиненных, мощность ее сексуального излучения многократно превышает уровень дозволенного в обществе кокетства приличной замужней дамы. На фоне смелой матушки спектр возможностей Марьи Антоновны (М. Шастина) существенно у’же и бледнее. Ей доступны только два состояния: механической куклы в кордебалетном костюме и истерической особы, которая то странно смеется и тычет пальцем в Хлестакова, пока он “заливает” о своих литературных шедеврах, то взбирается на телеграфный столб, то дерется со своим будущим женихом. Хлестаков изображен буквально “сосулькой и тряпкой”: ломкость и развинченность пластики Хлестакова, тоненький голос, срывающийся на фальцет, и капризные интонации — все указывает на то, что этот механизм разболтался вконец и вот-вот распадется на детали. Развинченность и инфантильность героя на сцене многократно превышают задуманную автором пьесы характеристику. Контраст между характером и тем впечатлением, которое он производит на провинциальных чиновников, не кажется в спектакле комичным или трагичным — скорее искусственным.

Читайте также:
Рекомендации по изучению повести «Тарас Бульба»: сочинение

Избыточен, как и склонность к гиперболе, аллегоризм в этом прочтении Гоголя. С образом городничего связано немало занятных и загадочных вещей в спектакле. Здесь не только умение читать по шарфу — взять хотя бы его способности к саблеметанию: Антон Антонович имеет удивительную привычку втыкать саблю в пол, частенько в опасной близости от подчиненных, любит взбираться на деревянную лестницу, которую затем его подчиненные волокут по сцене; бросаться картошкой, которую судорожно ловят те же подчиненные, и т.п. Все эти странные действия следует, видимо, понимать как метафоры агрессивной авторитарности. Кстати, и акценты в речи Антона Антоновича расставлены особым образом: выделяется словечко “порядок”, в заключительных сценах городничий устраивает разнос “либералам”.

Слова проигрываются физически. Трактирного слугу не просто отчитывают за пренебрежительное отношение к постояльцу — его подвергают символическому отсечению головы, и городничий брезгливо выдирает из застывшей руки обрывок счета, на котором и пишет записку домашним. Невинным болтунам Бобчинскому и Добчинскому, обвиненным в намеренной дезинформации, устраивают побиение камнями (не зря мужик обжигал на сцене кирпичи) и вскрытие висящих у них за плечами сундучков. Тут-то и выясняется источник шума и пыли — камни; насильственное опустошение сундуков влечет за собой смерть героев, как будто их жизнь, подобно Кащеевой игле, хранилась в этих громыхающих камнях.

Многозначны и загадочны сами предметы, участвующие в спектакле. Например, сырая картошка, которая то выковыривается с помощью топора из-под сцены, то навалена горой на праздничном столе в честь Хлестакова, то выступает в качестве метательного материала. Две церкви: одна, сделанная из мешковины, безобразная, но безобидная, крутится по сцене; другая строится на сцене из десятка обожженных кирпичей (они потом и летят в Бобчинского и Добчинского), увенчиваясь железной кружкой и репчатой луковицей. А что, интересно, значат топор и дреколье, с которыми бегают герои в последних сценах спектакля после отъезда Хлестакова? Все эти предметы так или иначе связаны с русской традиционной культурой, значит — сердитые метафоры российской жизни? Сатира на национальный менталитет? Просто абсурд — и нечего больше гадать? Метафор и символов в спектакле предостаточно, но ведь с этим материалом можно работать по-разному.

Спектакль “Старосветские помещики”, поставленный на Новой сцене МХАТа молодым выпускником РАТИ М. Карбаускасом, весь построен на символах и метафорах, он с полным правом может называться символистским спектаклем. Это немудрено — что делать постановщику с прекрасным текстом повести, там ведь и диалогов-то мало — в основном описания и интонация. Приходится все это сжать и запаковать в несколько шкафчиков, стоящих на сцене, в жужжание мух (у них больше всего слов в этом спектакле), в светлые льняные одежды дворовых да чудно расшитые жилетки и чепцы их хозяев. Реплики в этом спектакле можно пересчитать по пальцам, гораздо больше всевозможных звуков, пения и движения. В эпизоде о пропавшей кошке, любимице Пульхерии Ивановны, по сцене долго ходит дворовая девка, произнося только “кис-кис”, — вот характерный образчик словесной канвы спектакля — да катаются нитяные клубки — образ судьбы? Жизнь дворни проходит бурно — с криками, с беготней, с любовными ухаживаниями — и занимает больше времени и пространства на сцене, нежели степенные чаепития помещиков — противопоставление живой (или животной?) энергии и статики? Спектакль изобилует вопросительными знаками, часть метафор остается без объяснения: например, громкое и отчаянное битье посуды, хлестание мокрыми половыми тряпками о пол (сидящие в первом ряду получают небольшую порцию брызг). Но при всей мистической молчаливости спектакль оставляет по себе ощущение цельного и выразительного творения. Это рассказ о любви и судьбе, т.е. темы гоголевской повести как-то сохранились и воплотились в закодированном языке спектакля.

Похоже, формальная сторона постановки “Ревизора” — “говорящие” вещи и символические действия людей-автоматов — возобладала над содержательной и новая трактовка не прижилась на гоголевской почве. В то же время “Старосветские помещики” в МХАТе убеждают, что гоголевские произведения достаточно пластичны для перевода на современный язык. Другой тому пример — “Женитьба”, поставленная в жанре водевиля. Немаловажную роль в спектакле играет персонаж, введенный режиссером в список действующих лиц, — небольшой хор — все в русских народных костюмах, с гитарами и балалайками. Русские песни и романсы, исполняемые “вживую” на сцене, окутывают действие теплой атмосферой и создают томность и лиризм, которые, может быть, не так заметны в гоголевском тексте, но верно почувствованы режиссером и вообще естественны в матримониальной ситуации. Опять же возможность для искушенного зрителя вспомнить древнегреческий театр и тихо про себя улыбнуться. Когда на разодетую для смотрин Агафью Тихоновну (Е. Симонова) наступают два балалаечника в лаптях и косоворотках, извлекая что-то страстно-испанское из своих инструментов, а героиня с розой в зубах исполняет русский вариант фламенко, — выходит неожиданно, весело и хорошо. Когда она затем усаживается подле зеркала и произносит незабываемый монолог о достоинствах женихов, кандидаты один за другим зримо возникают в зеркальной раме (удачно использованный эффект полупрозрачного стекла), и в этом смешном и немножко жутковатом эпизоде также несомненно присутствие Гоголя, знавшего толк в мистике. Пожалуй, единственный диссонанс в спектакле — это заключительная сцена, в которой печальный запев хора с зажженными свечами в руках и креповый занавес переключают общий мажор постановки в минорную тональность. В целом придумки режиссера не нарушают замысла пьесы, а скорее расширяют ее эмоциональное и содержательное пространство, органично соединяясь с замечательной актерской игрой.

Читайте также:
Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Но ведь и в “Ревизоре” актерский состав играет прекрасно, с полной отдачей и в эмоциональном и в физическом плане (и карабканье по столбам, и бег с сундуком камней за плечами требуют хорошей спортивной формы). Проблема в том, что установка режиссера на автоматизм характеров приводит к обездушиванию самого спектакля. Это, возможно, прошло бы у Салтыкова-Щедрина, у которого начальник может месяцами жить без головы и оставаться начальником. А у Гоголя даже нос имеет свой характер и личную жизнь.

Сочинение по повести Гоголя Тарас Бульба 7 класс

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение о любви к своей земле, о воинском братстве и мужестве.

Тарас Бульба, опытный, закалённый в ратных боях полковник, всей душой болеющий за родину и посвятивший жизнь Запорожской Сечи, в своих мечтах видит сыновей смелыми воинами. Он готовит их к бранному подвигу, считая, что они, как он сам и его товарищи, должны биться за отечество.

Старший сын Остап ещё в бурсе проявляет качества, свойственные сильному и мужественному человеку. Он не избегал возмездия за юношеские проступки, не пытался увильнуть от розг, как, к примеру, его младший брат. Смело и безропотно он переносил все тяготы бурсацкой жизни. Остап готовил себя к воинству и, хотя наука давалась ему тяжело, ради Запорожья он одолел учёбу, став лучшим среди бурсаков.

Настойчивость и целеустремлённость сделали Остапа настоящим героем. Автор повести рассказывает, как Бульба любуется старшим сыном, видя его способности в военном деле. Отец гордится тем, что Остап не только похож на него, но и даже превосходит старого вояку. Глядя на него, он с гордостью восклицает: «О! да этот будет. добрый полковник. »

Нa поле брани Остап был лучшим из лучших. Хладнокровие и расчётливость выделяли его среди товарищей. Он был молод, но крепость его тела и уверенные движения помогали Остапу выигрывать схватки с врагом. Если Андрию битва была сродни с какой-то игрой, с пиршеством, то для Остапа главным был исход боя, который мог зависеть исключительно от военной тактики. Храбрый воин был озабочен тем, как избежать опасности и преодолеть её.

Однако нельзя говорить об Остапе только лишь как о военном человеке. Если вспомнить, как трепетно думал он о своей матери, в слезах провожавшей сыновей в Запорожскую Сечь, можно с уверенностью заявить, что этот мужественный и сильный мужчина был способен на нежные чувства. Гоголь так писал об этом: «Он душевно был тронут слезами доброй матери». Ему также было жаль брата, принявшего смерть от отца, Остап хочет предать земле его тело. Это не просто смелый воин, это достойный восхищения добрый человек, верный товарищ и настоящий сын своего отца.

Самые лучшие свои качества Остап проявил перед казнью. Стоя на эшафоте, он думал лишь о том, чтобы ему и его товарищам хватило мужества выдержать адские муки. И он вынес «все терзания и пытки, как исполин». Тарас Бульба смотрел на то, как Остап стоически принимает смерть, и сердце его переполнялось великой гордостью за сына.

Образ Остапа в повести Гоголя – это пример мужества и смелости. Во все времена этот литературный герой будет являться героическим образцом для подражания.

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” пропитана любовью к малой родине, воинским братством, мужеством, а также преданность и предательством. Автор прекрасно показал все эти проблемы, описав их в литературном произведении.

Сюжет повести крутиться вокруг атамана Запорожской сечи Тараса и его двоих сыновей Остапа и Андрия. Сам Тарас в повести представлен как бравый воин с опытом и мудростью, который мечтает, что его сыновья будут такие же, как он. Старший сын Остап полностью перенял характер отца и в свои молодые годы уже прославился как сильный духом воин,чем заслужил доверие и признание у старших товарищей. Отец не знал предела гордости своим старшим сыном Остапом. Ему также свойственны были и нежные чувства, особенно это проявилось в тот момент, когда мать провожала его в бой, тогда даже такой воин как Остап уронил свою мужскую слезу. Чего не скажешь про младшего сына Андрия. Он не похож характером ни на отца, ни на старшего брата, абсолютно другой. Вся его беда была в том, что он влюбился в полячку, которая была дочерью их врага. Да только вот любовь её к нему была не самая чистая и искренняя. Она настолько сильно имела на него влияние, что он даже решился на предательство Родины, товарищей казаков и самое главное предал брата и отца. Этот поступок было самое главное разочарование в жизни Тараса Бульбы.

Это произведение ещё раз доказывает, что каждый человек уникален, и нет ни одного человека похоже друг на друга, даже если это самые близкие люди, например как отец Тарас со своими сыновьями. Каждый из них родился и вырос в разное время, каждый был воспитан по-разному и каждый имеет свои ценности жизни и взгляды на неё. Поэтому каждый из героев на протяжении повести придерживался своих взглядов на жизнь, некоторые были очень даже жесткие, и от этого повесть имеет некий контраст. Например, попав в плен, Остап до самого конца своей жизни не выдал своих товарищей даже под сильными пытками. Или другой пример из повести, принципы Тараса были настолько жесткие и стойкие, что он не смог простить Андрия и собственными руками убил его за его ужасный поступок.

В некоторых местах эта повесть может показаться читателям очень жестокой, особенно в конце, но автор лишь своим умением красиво описал реальность того времени. Да и для истории нашей страны такие моменты предательства и гибели уже известны, но произведение Тарас Бульба до сих пор остается уникальным в русской литературе.

Сочинение по произведению Тарас Бульба

Одной из самых лучших работ Гоголя можно назвать повесть «Тарас Бульба». В данной повести автор рассказывает читателю, как храбрые украинцы вели борьбу за свою свободу и независимость. Основные действия повести проходят в самом святом месте для украинского казака – Запорожской Сечи. Это отдельная республика со своими правилами, на Сечи живут храбрые казаки. Для запорожцев самое главное это народ, а именно его свобода и независимость. Главным героем повести является Тарас Бульбу, мужественные казак, который давно не видел сыновей, уехавших учиться. И вот они приехали, и Бульба сразу на следующий день собирается вместе с ними в Сечь.

Читайте также:
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Тарас Бульба является воплощением храбрости, мужества и безграничной силы украинского казака. Главный герой любил жить просто, любил находится среди казаков в Запорожской Сечи. Этот человек с чистой душой, он живет правильно и благородно и самое главное для него — это свобода и независимость украинского народа. Тарас Бульба — это человек за которым пойдут в бою и самое страшное для него это предательство, в сторону которого он всегда негативно высказывается. Одно из важнейших качеств, которое ценил в людях Тарас это преданность и смелость, если нет этого у человека, то это вовсе не казак перед ним стоит.

Стоит отметить наполненные драматизмом сцены, в которых Тарас Бульба встречается с сыновьями, после того как те уже стали казаками и прошли с отцом не мало. Андрий предал родину, казачество, семью. Он был влюблен в полячку, которая, по сути, счастливым его не сделала, и перешел на сторону врага. Во время битвы Бульба попросил заманить Андрия для него. Тарас был человеком бескомпромиссным для которого предательство не простительно даже со стороны сына. Бульбу убивает Андрия за предательство. Но, во время этой битвы в плен был схвачен его старший сын Остап, который оставался верным казачеству и очень храбро сражался. Остапка должны были казнить.

Бульба, переодевшись пришел на казнь сына, невозможно представить, как сложно смотреть отцу на то, как убивают его сына, как убивают казака. Тарас Бульба не мог выдать себя и молча наблюдал за ужасной казню любимого сына. Остап же со своей стороны очень мужественно проходит через боль и другим казакам дает напутствие храбро принять смерть, без криков.

Вскоре погибает и сам Бульба, причем он мог и не погибнуть, но виной характер. Тарас уронил «люльку» во время сражения и пришлось за ней вернуться, но там его схватили. Бульбу сожгли на костре и даже во время страшных мучений он выкрикивал слова напутствия казакам. Необходимо всегда бороться за свою независимость и свободу.

Данная повесть входит в число лучших работ данного автору, а также «Тарас Бульба» остается актуальным произведение во все времена, ведь проблемы, которые освещены в повести присутствуют во все времена.

Вариант 4

Тема защиты отчизны будет всегда востребована в русском творчестве. Говоря более общими категориями, то будет и была востребована историческая тематика. Почему так? Да все просто, наша страна прошла богатый исторический путь, который создавали наши предки на полях сражений, на грандиозных стройках, в лабораториях и заводах. Если затронуть смежную категорию кинематографа, то прекрасно можно увидеть тенденцию, что наиболее успешные фильмы, так или иначе, описывали исторические события: «Легенда 17», «9 рота», «Т-34». Это яркий показатель того, что и у современной аудитории история была в фаворе. То же самое относится и ко временам Гоголя, который и написал «Тарасу Бульбу».

О чем повесть? О патриотизме, о любви к родине и к вере. Тарас Бульба – яркий сторонник, того, что ничего не может быть важнее Родины. Ни семья, ни другие отвлекающие факторы ничего не значат перед важностью ее обороны от внешних угроз. Шутка ли? Двоих сыновей он безжалостно взял с собой на бойню. Потому что он и не думал, что может быть по-другому. Его сыновья должны подавать пример того, как бороться с противником. В советские времена была продолжена эта традиция, когда сыновья известных людей наравне со всеми шли погибать на войну. Вспомним Якова Джугашвили, сына Сталина, погибшего в концлагере, вспомним сына командующего ВДВ Маргелова, который выбросил на парашюте в боевой машине собственного сына.

Что касается предательства Андрия? Чем он руководствовался? Человек просто поставил частное во главе угла. Свою любовь к женщине он противопоставил любви к отчизне. Бог с ним, но зачем нужно было выходить против людей, взрастивших его. Такой поступок нельзя оправдать, это проявление эгоизма в чистом виде. Такие Андрии были и будут в истории, главное, чтобы он вредили своей Родине, а приносили пользу, как человечеству, так и новой отчизне.

Вопрос веры. Повесть дает яркое представление о том, что религия служила поводом для истребления других людей. Возможно, религия была просто поводом, чтобы лишить другие народы ресурсов. Из этого можно извлечь урок того, что религию всегда нужно направлять в нужное русло, не связанное с насилием.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» есть интересный персонаж – Молчалин. Он был секретарем Фамусова, который жил в его доме и старательно выполнял свои обязанности. Молчалин был не дворянского происхождения, но пытался тянуться вверх по карьерной лестнице.

Каждый человек на нашей планете хотя бы один раз нуждался в защите и понимании другими людьми. В такие моменты человек стремится в то место, к тому коллективу, где ему могут помочь, поддержать или просто выслушать, обеспечив уют.

Во все времена любовной тематикой интересовались философы и литераторы. Поэтам и писателям удавалось отразить свои рассуждения о любви, они выясняли ее происхождение или воспринимали как нечто обычное

Толковые словари описывают зависть как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Нет, пожалуй, такого человека, который хотя бы раз не испытал её

Внимательно посмотрев на картину Левитана, можно заметить стройную женщину, идущую вдоль парковой тропинки. Справа и слева растут молодые клёны, их стволы тонко прогнулись, а хрупкие ветки украшены золотистыми листочками

Сочинение по произведению Тарас Бульба Гоголя (6, 7 класс)

Тарас Бульба – это ещё одно творение знаменитого русского писателя 19 века, Николая Васильевича Гоголя. Произведение полностью пропитано духом патриотизма, в нём Гоголь показывает на что способны настоящие украинские казаки и как они защищают свою родину.

Рассказ повествует о том, как велась битва украинского народа против польских магнатов за свою родину, за независимость Украины. В произведении описывается жизнь украинских казаков, и сама жизнь главного героя – Тараса Бульбы, отважного казака, который, по словам писателя, “могуч как дуб”. Тарас Бульба предстаёт пред всеми, как главный атаман Запорожской Сечи. На голове его седые волосы, красивый чуб делает его храбрым воином, а трубка во рту придаёт страх противнику. Он истинный патриот своей родины, коим и пытается изобразить его Гоголь.

Читайте также:
Мертвые души Н. В. Гоголя удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный (А.И. Герцен).: сочинение

Тарас Бульба, как пишет писатель, рождён для одной цели: оборона родной земли. Хоть у него и есть жена, сыновья, которыми он постоянно гордится, но даже на это он не особо выделяет внимания, весь его взгляд лежит на братьев своих, казаков украинских. Но всё же, когда сыновья выросли, Тарас принялся за их воспитание и тренировку, он хотел сделать из них казаков и у него это получалось. Но не долго шёл пир. Узнав, что младший сын, Андрей, влюбился в девушку из польского рода, и почти что перешёл на их сторону, Тарас Бульба не простил такого предательства со стороны родни, и убил сына. Ждёт смерть и второго сына, Остапа, которого поляки схватили и казнили, но этим сыном Тарас похвально будет гордиться. Но, к сожалению, спустя какое-то время, погибает и сам Тарас Бульба: его сжигают заживо поляки перед родными казаками, которые не бросали его, обещав побороть всех врагов и освободить Украину.

Тарас Бульба – это очень трагическое произведение, показывающее то, каким мог бы стать украинский народ под гнётом польских воинов, которые постоянно только и делали, что всех убивали, устанавливали свои правила, казнили перед лицами тысячи людей. Несмотря на это, Гоголь пытается затронуть читателя не польскими войсками, а темой предательства, темой любви к своей земле, что наглядно показывается в рассказе. Гоголь создал по-настоящему хорошее произведение, тема которого, думаю, актуальна и сейчас. Миллионы людей состоят в Армии, чьей задачей была и будет защита своей земли. Армия это и есть казачество. Они готовы защитить свой дом, отдав свою жизнь.

Сочинение 2

«Тарас Бульба» – это повесть о воинской доблести, чести и братстве, верности православной вере. Действия происходят в Запорожье, где проживает по своим правилам товарищество казаков. Больше всего на свете запорожцы ценят свободу и независимость.

Главными героями произведения являются Тарас Бульба и его сыновья – Остап и Андрей. Повествование начинается с того, что братья приехали домой из Киева, где они учились в академии. Мать не могла налюбоваться на своих красавцев сыновей, но суровый отец решил на следующий же день ехать с ними в Запорожскую Сечь, чтобы они там смогли обучиться военному делу. Тарас Бульба был из числа старых полковников и считал главной задачей любого казака – защищать свою землю. Он и сам являлся образцом храбрости и мужества.

Один из его сыновей – Остап, обладал таким же твёрдым и сильным характером, как отец. Он не боялся никаких трудностей и проявлял настойчивость в достижении цели. Он с желанием учился военному делу и достиг на этом поприще больших успехов. Несмотря на мужественность, Остапу присуще и сентиментальность. Он едва сдерживал слёзы при расставании с матерью.

Его брат Андрей тоже показал себя, как храбрый воин, но у него была более мягкая и романтичная натура. Ещё проходя учёбу в Киеве, он случайно познакомился с очень красивой молодой полячкой знатного происхождения, которая произвела на него очень сильное впечатление. Судьба снова свела молодых людей, когда девушка оказалась в осаждённом казаками городе. Как только Андрей узнал об этом, он, не задумываясь, ради любимой перешёл в стан врага. Отец не смог простить горячо любимому сыну предательства и собственной рукой убил его.

У Остапа тоже трагическая судьба. Во время жестокой битвы с поляками, он попал в плен. Тарас Бульба узнал, где находился сын и с помощью еврея Янкеля всеми силами пытался выручить его из тюрьмы, но план не удался. Отец присутствовал на казни Остапа. Он вёл себя очень мужественно и остался верен Отчизне и казачеству. Бульба в эти горестные минуты одновременно гордился сыном и в то же время, ему нестерпимо больно было видеть его казнь.

Такая же участь ждала и Тараса. После гибели Остапа он с ещё большим воодушевлением продолжал героическую борьбу с поляками до тех пор, пока не попал в плен. Враги приняли решение сжечь храброго атамана на костре. Распятый над кострищем Тарас Бульба не о себе переживал, а наблюдал за своим казаками, которые в это время отбивались от ляхов, и давал им советы, как это лучше сделать. Он очень обрадовался, когда запорожцам удалось прорваться к Днепру и сесть в лодки. Только благодаря таким сильным личностям, как Тарас Бульба, запорожцы смогли отстоять свою независимость.

По повести

Николай Васильевич Гоголь — знаменитый писатель, драматург, прозаик и классик русской литературы. Примерно в 1830 году у него появилась идея произведения «Тарас Бульба».

Писатель довольно серьезно подошёл к созданию данной повести. Он собирал информацию из газет, обращался к читателям и просто знакомым, чтобы они поделились своими воспоминаниями или какими-либо сведениями об Украине. Стоит заметить, что Гоголь изучил много исторических книг, в которых описывался быт казаков. Также немаловажными источниками идей были: украинский фольклор, народные песни Украины и исторические летописи.

С помощью них Гоголь смог точно передать жизнь, обычаи и традиции Яицких казаков.

Как и другие писатели Гоголь косвенно, но всё же показывает читателю своё отношение к героям, и эта повесть не исключение.

«Два сына, две судьбы».

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» полностью пронизана отношениями людей друг с другом и самого человека с природой.

Основными лицами повествования являются сыновья Тараса. Андрий-младший из семьи, был упрям, не рассчитывал свои способности в военном деле и шёл напролом. В глубине души он тяжело переживал расставание с матерью, нежели Остап. Удалой и мудрый казак, преуспевающий среди всех своих товарищей-старший сын Бульбы. Это был человек, который не боится смотреть смерти в глаза и смело идёт в бой. Вся Запорожская Сечь замечала его успехи. Именно поэтому Остапа назначили кошевым-тем, кто не предаст родину, не бросит казака в беде и будет умел в сражениях. По описанию героев нетрудно заметить, что Андрий более привязан к матери. Ведь в начале повести представлен фрагмент, в котором мама прижимает младшего сынка к себе и говорит как устало с дороги её дитя, двадцати с лишним лет отроду. Остап же сильнее любил и уважал отца. Даже перед своей смертью на эшафоте измученный и уже изнеможённый искал он своего папу, который разумным словом освежил бы его и утешил при кончине.

Читайте также:
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”: сочинение

Я считаю, что этим произведением автор хотел показать индивидуальность характеров людей, выросших казалось бы в абсолютно одинаковых условиях.

По произведению Тарас Бульба

Популярные сочинения

Моя любимая игрушка – это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

В каждой семье обязательно есть своя кулинарная традиция. Наша передается в ней уже шестое поколение.

8 Марта – Международный женский день. День наших мам, бабушек и сестер. И всегда в этот день хочется чем-нибудь порадовать своих близких. В этом году мы собрались большой компанией, чтобы приготовить подарки на 8 марта

Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь описал события, имевшие место в реальной истории России. Главным же героем произведения выступает донской казак Тарас Бульба. Это настоящий человек чести, полный отваги и доблести. Многие черты этого персонажа были взяты Гоголем с существующих людей, казаков, с которыми писатель был некогда знаком. Стоит сказать, что казаки в те времена были весомой силой, которая была готова пойти на все ради защиты своей родины. Вся их жизнь была связана с той самой Запорожской Сечью, где они были вольны и свободны. Преданность, вера и доблесть – вот главные черты истинного казака. Главный герой повести также не является исключением из этого правила.

Произведение начинается с того, что два брата, Остап и Андрий, наконец, спустя много лет учебы в академии, возвращаются в отчий дом. Только семья садится за обеденный стол, как Тарас Бульба уже начинает готовить сыновей к отправке в Запорожье. По его мнению, столичное образование не является тем, что сделает из юнца настоящего мужчину, такая праздная жизнь не подготовит человека к будущему. Необходимо пройти настоящую школу. Тарас Бульба является уважаемым человеком среди казаков, каждый знает его как отважного человека, честного и прямолинейного. Именно поэтому он желает видеть эти качества в своих сыновьях. Чтобы они были его гордостью, и каждый бы видел в братьях продолжателей дела своего отца. В повести мы видим сцену, где Тарас начинает насмехаться над внешним видом Остапа, мол, негоже мужчине щеголять в таких нарядах. На эти слова Остап бросается в бой со своим отцом. Но Тарас не злится, даже напротив, он видит, что сын его не позволит над собой смеяться, он умеет за себя постоять.

Вскоре Тарас с сыновьями уезжают в Запорожье, и, не успевают они еще расположиться, как приходит горькая новость. На Россию напали поляки. И кто как не казаки встретят захватчиков лицом к лицу и не дадут им отпор? Однако, вскоре мы узнаем, что один из сыновей, а именно Андрий, предал отца и родину. Ради любви польской девушки, он бросает свое племя и переходит на сторону врага. Да, у него был весомый повод, ведь любовь для молодого человека это то, ради чего можно и умереть. Но Тарас не желает понимать мотивов своего сына. И вскоре, во время очередной битвы, отец встречает своего сына. Он не думает ни секунды, ведь предательство слишком велико. Тарас убивает Андрия. Тем самым он будто бы смывает позор сына перед своим народом.

Старшего сына Тараса также ждет незавидная судьба. Он попадает в плен к полякам. Его подвергают жестоким пыткам, и, в конце концов, казнят. Тарас становится свидетелем убийства своего сына. Он горд, что вырастил настоящего казака, который даже перед смертью не отступил от своих детей и не предал свою страну.

В образе Тараса Бульбы мы видим великий и могучий народ, который до самого конца будет защищать свою страну и веру. Даже смерть не смогла испугать старого казака, умирает он с честью, спасая своих товарищей по оружию. Тарас Бульба – это символ всего, чем славятся наши люди, в этом герое сплетены лучшие качества настоящего человека и доброго отца.

Вариант 2

Гоголь написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Тарас Бульба». Данное произведение изучается в школе. В нем жители стараются сделать все для того чтобы отстоять свою независимость и отвязаться от гнева поляков, хотя это сделать будет очень трудно. Здесь каждый человек является не только свободным, но и трудолюбивым. А в каждой семье воспитываются настоящие и сильные мужчины. Они стараются жить в равных для всех условиях и во всем помогают друг другу. Больше всего на свете они ценят интересы всего народа, а также свободу и независимость. Именно в этом произведении ведется точный и настоящий образ казака.

Автор показал главного героя суровым и непреклонным, с которым не так-то просто договориться. Жизнь у него сложная и опасная и порой приходится просто вытаскивать или вытягивать жизнь у смерти. Именно такой человек совершенно не предназначен для семьи, и он к этому даже не стремиться. Хотя у него есть два взрослых сына. И когда он возвращается домой после боя, то не спешит с ними увидеться, а наоборот торопиться к другим казакам. А вот с ними он ведет себя совсем по-другому. Он проявляет к ним нежность, а к своим врагам жестокость. Больше всего на свете ему хочется сделать так, чтобы его народ был свободным и вольным. И для достижения своей цели, а также и ради защиты родины готов даже расстаться с жизнью навсегда. Всю свою жизнь он проводит в походах и, защищая свою родину от врагов, которым так хочется завоевать территорию и сделать всех людей своими врагами. Кроме этого он постоянно защищает бедных крестьян, за которых некому заступиться и наказывает богачей.

У него есть возможность жить богато, вот только ему этого не хочется и он презирает всех тех людей, которые решили изменить свою жизнь в лучшую сторону. В чистом поле он чувствует себя спокойнее, чем у себя дома.

Как уже было сказано, что у него имеется два сына, которых он старается научить также, отдавать себя всего защите родине и ни о чем не жалеть. Но для того чтобы защищать родину, нужно сначала научиться всему что знает их отец. И как только они закончили обучение, то отец берет их на первый бой. И они не подвели своего отца и показали себя настоящими солдатами, которые будут до последней капли крови сражаться за родину. Но однажды младший сын перешел на другую сторону. И отец не мог понять своего сына и решил, что никогда не простит этого предательства. За это он решил убить своего сына и никому больше не предоставит эту возможность.

Читайте также:
Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь искренне любил тот край, в которой родился. Это был настоящий патриотизм и он, кстати, один из тех писателей, которые не боялись в своих произведениях описывать реальные события и выражать свою точку зрения. Благодаря таким произведениям, поколения могут знать историческое прошлое страны. Сутью повести было « движение силы народного развития». От чего пошёл толчок? Какова была плата?

Гоголь на тот момент всерьёз заинтересовался историей и даже писал на данную тему научный доклад. Правда, так и не получилось у писателя создать научный труд, но в его руках было большое количество исторического материала про казачество. Так вот. Если хорошо знать историю, то можно заметить что Тарас Бульба очень похож на Гетьмана ( Богдан Хмельницкий — командующий армией Чехии, Речи Посполитой, Российском Царстве, запорожским войском). Многие сцены из жизни Хмельницкого были идеалом для Тараса Бульбы. Так же прослеживается несомненное сходство Остраницы) гетман, полковник, руководивший восстанием в 1638 году на Украине) и Андрия. Кстати момент, когда Бульба встречается со своими боевыми товарищами и вспоминает всех погибших — это встреча Остраницы с Пудько.

Так же Тарас Бульба является истинным патриотом Родины. Это доказывает много сцен из произведения. Наверное, самая жестокая, тяжёлая- это убийство собственного сына Андрия. «Я тебя породил, я тебя и убью.» Так ответил отец на предательство сына. Андрий всегда отличался от семьи и других казаков. Он скрытный, хитрый и пылкий. Когда парень увидел польскую аристократку, то потерял рассудок и был готов ради неё на всё. Он перешёл на сторону Польши, предал Родину, семью, всё что имел. Конечно, после такого поступка вряд ли можно простить человека. Конечно, можно и понять. Тут каждый сам для себя решит “А правильно ли Бульба поступил с собственным сыном?”

Тарас Бульба был верен народу, людям, которых вёл за собой. Он мог противостоять любым трудностям, несмотря даже на ту невыносимую боль от потерь.

Таким образом, повесть «Тарас Бульба» – это не просто историческая хроника, но и кладезь таких примеров, как верности долгу, народу, честь и совесть казаков, их непоколебимость, невероятная сила воли. Это чистой воды патриотизм. Они не только хотели быть свободными, но и освободить родную землю от недругов. И только сила воли помогла противостоять всем врагам и даже самому себе.

Сочинение-рассуждение по произведению Тарас Бульба

«Тарас Бульба» – знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя, созданная им в первой половине 1830-х годов и входящая в сборник «Миргород». Повесть имеет множество экранизаций и является подлинным шедевром мировой литературы.

Описывать сюжет повести было бы слишком долго и бессмысленно, однако стоит упомянуть, что в его основу легли реальные события, поскольку действие повести происходит в среде запорожских казаков во времена казацкого восстания 1637-1638, когда казачество восстало против польской шляхты в борьбе за независимость. Даже главный герои имеют прототипов из реальной истории – так, по легенде, некий куренной атаман Охрим Макуха, живший в те времена, как и главный герой, Тарас Бульба, имел троих сыновей: Назара, Хому и Емельяна. Назар предал казаков и перешёл на сторону поляков из-за любви к польской панночке, его брат Хома погиб, когда пытался доставить своего брата-предателя отцу, a третий же брат, Емельян, выжил, после чего его предок, учившийся вместе с Гоголем и поведал это семейное предание.

Так или иначе, повесть рассказывает нам историю, которая учит читателя многому. Как мне кажется, главная мысль произведения, которую хотел донести до читателя Николай Васильевич – это то, что необходимо любить свою родину, своих верных боевых товарищей, свою культуру и свой народ несмотря ни на что – ни на любовь к девушкам, какая бы сильная она не была, ни на сложности, которые может породить такая преданная любовь к своему Отечеству, несмотря даже на то, что возможно придется пожертвовать своей собственной жизнью, как это сделали герои произведения.

Помимо этого, раскрывая основную мысль, Гоголь доносит до читателя и множество других – он убеждает нас в необходимости таких качеств, как смелость и доблесть, но предостерегает и от других, более негативных, качеств – жестокость и нетерпимость, безрассудная гордость и бесшабашность, излишняя готовность рисковать всем и ставить всё на кон. Все эти качества он раскрывает в первую очередь на примере главного героя, Тараса Бульбы, в котором создаёт несколько гиперболизированный и преувеличенно яркий образ, олицетворяющий всё украинское казачество тех времен – такое же удалое и бесстрашное, но такое же безрассудное в своих поступках, такое же верное своему делу, своим боевым товарищам, своей Родине и своему народу, но такое же жестокое, что, конечно же, было необходимо в те жестокие времена.

По повести Тарас Бульба

Несколько интересных сочинений

Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть

Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

Еда была очень вкусная и понравилась не только мне, но и всем моим гостям. Нам приносили очень вкусное мороженое.

«Станционный смотритель» – является началом новой полосы творчества Александра Сергеевича Пушкина. Если в романе в стихах «Евгений Онегин» он старается спрятать отношение к бытовым вопросам под некоторым юмором

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: