Гоголевская «ситуация ревизора»: сочинение

Гоголь н. в. – Сатира на чиновничью русь в комедии н. в. гоголя ревизор

Вспомним, когда была написана комедия “Ревизор”: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды “инкогнито”. Сам Гоголь замысел произведения определил так: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем”.
“Ревизор” стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел силу исторического документа.
Итак, перед нами уездный городок, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. В этом городе, который писатель назвал однажды “сборным городом всей темной стороны”, есть все – как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция.
Гоголевский город представляет собой “пирамиду”: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.
Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие – ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.
Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.
Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно “в сапог – и никто не увидит”. Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они “как мухи выздоравливают”.
О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: “порядок”, при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.
Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). “Насчет же внутреннего распоряжения, – объясняет городничий, – и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено”.
Гоголевская “ситуация ревизора” раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, “дело идет о жизни человека”, каждый характер раскрывается глубоко.
Так, городничий – человек, “созданный обстоятельствами”, воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он “более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки”. Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую “корпорацию разных служебных воров и грабителей”. Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. “Смотри! Не по чину берешь!” – говорит он квартальному.
Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она “начала строиться, но сгорела”. Пренебрежительно относясь к народу, “купечеству да гражданству”, он совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные “дипломатические способности”: угодничая перед “государственной особой”, он ловко “ввертывает” Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.
Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен “вольтерьянством”. За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”, позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество “идейное обоснование”: “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело”.
Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: “Чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника – “человек толстый, но плут тонкий”.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов – воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”.
Еще один чиновник – почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: “Жизнь моя, милый друг, течет. в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет. ”.
Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.
Хлестаков – гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться “чином повыше” и способность “блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте”. По выражению В.Г.Белинского, “микроскопическая мелкость и гигантская пошлость” – черты, выражающие сущность “хлестаковщины” и свойственные чиновничеству России того времени.
Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается “приятности” нового положения. И его главное качество – стремление порисоваться, пустить пыль в глаза – проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков “не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит”. Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, “распекающего” других.
Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, – все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о “настоящей” жизни. Иван Александрович Хлестаков – это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.
Таким образом, хлестаковщина – это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.
В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день

Читайте также:
Своеобразие сборника Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки: сочинение

Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Современное прочтение классики

Скачать:

Вложение Размер
revizorg.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Зеркальный мир комедии

Николая Васильевича Гоголя

К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя

Лариса Николаевна Кондаурова,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9, города Уфы

ЦЕЛИ УРОКА: исследовать произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» с точки зрения «принципа зеркальности», рассмотреть образную систему героев в «зеркальном» отражении, сформулировать выводы исследования.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «исследование», отработать навыки исследовательской работы, применить элементы театрализации, обеспечить контроль с помощью тестовой технологии, сформировать собственное мнение на проблему, поставленную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (магнитофон), иллюстрации П. Боклевского, тестовые задания, записи на доске.

1). Посещение Государственного академического русского драматического театра РБ (худ.руководитель Рабинович М.И.), комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»;

2).Национальный музей РБ, (ген.директор Валиуллин Г.Ф.);

3).Гостиный Двор, Центральная художественная галерея (худ.руководитель Пегов В.В.);

4). Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди РБ, (директор Ибрагимов А.А.);

5).Дом-музей С.Т.Аксакова(директор ЧвановМ.А.);

6).Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, (рук. Исмагилов Ф.А.);

7).Национальный литературный музей РБ, (рук. Муратова Г.С.)

На доске эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Народная пословица)

«Знаю, имя моё после меня будет счастливее меня»,- эти слова мог сказать Пушкин, мог бы повторить Лермонтов, позже Достоевский, но сказал их о себе . Гоголь.

Эта фраза дает представление о личности Гоголя, о его вечных сомнениях и исканиях….

Таким же путём придётся пройти и нам .

Проверка домашнего задания (трёхуровневая дифференциация – каждый ученик выбрал интересующее его задание):

А. Оформить занавес (декораторы, художники )- выразить понимание сущности художественного оформления сцены, декораций, занавеса.

Учащиеся данной группы посетили Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Дом-музей С.Т.Аксакова, Гостиный Двор, Центральную художественную галерею.

Б. Выбрать из текста комедии «Ревизор» «крылатые слова». Учащиеся следующей группы посетили , Национальный музей РБ, Национальную библиотеку им. Ахмет-Заки Валиди РБ, Государственный академический русский драматический театр РБ.

В. Определить смысл эпиграфа. Подберите другой эпиграф в виде народной мудрости.

Учащиеся третьей группы посетили Национальный литературный музей РБ.

При ответе на задание А ученики определяют в комедии «Ревизор» сцены и их оформление (I сцена- дом городничего, II сцена-гостиница), здесь проявляется художественное видение постановки комедии.

При ответе на задание Б ученики, используя текст комедии, выписывают слова и выражения, ставшие «крылатыми».

При ответе на задание В ученики формулируют своё понимание эпиграфа, подбирают другие возможные эпиграфы.

(Выводы из ответов на домашнее задание дают возможность перейти к теме урока).

Зеркальный мир комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Сегодня урок пройдёт в форме исследования. А что такое исследование?

(Учащиеся формулируют понятие «исследование». Исследование- это открытие, узнавание нового, применение знаний, научное изучение, выяснение чего-нибудь малоизученого и неординарного).

2) доводы, утверждения, 3)доказательства,

Приступаем к исследованию «Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (план на доске).

«Царство кривых зеркал».

За назидательностью народной пословицы упрятана поэтика «Ревизора». Простоватость Хлестакова, его чуть не младенческий эгоизм и неспособность соображать – всё это позволило стать ему незамутнённым зеркалом, в котором отразилась российская жизнь, в её бюрократически- чиновничьем обличии.

Зеркало-сам Хлестаков. Каждый раз, оказываясь перед ним, чиновники отражаются в нем в своем истинном обличии: взяточник, наушник, сплетник становится виден нам в полной мере.

(Монолог Хлестакова «…А однажды меня приняли за главнокомандующего» в исполнении О. Басилашвили)

Присутствие парных персонажей.

(Иллюстрации Петра Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский .

Они похожи как близнецы: одинаковое имя, отчество, речь одновременна.

Анна Андреевна и Мария Антоновна.

Мать дочь похожи в своих поступках, внешнем виде, недаром Хлестаков их путает.

Театрализация Действия I Явления VI (Анна Андреевна и Мария Антоновна)

Анна Андреевна и Марья Антоновна вбегают на сцену.

Анна Андреевна . Где ж, где ж они? Ах, боже мой. (Отворяя дверь.)

Муж! Антоша! Антон! (Говорит скоро.) А все ты, а все за тобой. И пошла

копаться: “Я булавочку, я косынку”. (Подбегает к окну и кричит.) Антон,

куда, куда? Что, приехал? ревизор? с усами! с какими усами?

Голос городничего . После, после, матушка!

Анна Андреевна . После? Вот новости – после! Я не хочу после. Мне

только одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением.) Уехал! Я тебе

вспомню это! А все эта: “Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади

косынку; я сейчас”. Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А все

проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом

жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он

за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься.

Марья Антоновна. Да что ж делать, маменька? Все равно чрез два часа мы

Анна Андреевна. Чрез два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила

ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц еще лучше можно

узнать! (Свешивается в окно.) Эй, Авдотья! А? Что, Авдотья, ты слышала, там

приехал кто-то. Не слышала? Глупая какая! Машет руками? Пусть машет, а ты

бы все-таки его расспросила. Не могла этого узнать! В голове чепуха, все

женихи сидят. А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай

сейчас! Слышишь, побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько,

что за приезжий, каков он, – слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза

какие: черные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее,

скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так

занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)

Городничий и Хлестаков.

При всей видимой непохожести художественно сориентированы Гоголем друг на друга, словно сфокусированы в неком смысловом центре.

Антон Антонович Иван Александрович

«неглупый по-своему человек, «приглуповат, пустейший»

Указанное «недо…» героев создает энергия взаимного притяжения.

Держиморда и Свистунов.

Дополняют друг друга. Держиморда от «держать», Свистунов «свистать».

Учащимся предлагаются тесты на знание текста (работа в парах по вариантам).

( найти фразы, которые произносит Хлестаков)

I. Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме…

II. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали…

III. Кто зайдет в уездный суд? А если заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад…

IV. Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские?

V. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VI. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли! Экое дурачьё…

VII. Да, деревня, впрочем, имеет свои пригорки, ручейки…

VIII. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X. Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело…

XI. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу, ко мне. Я ведь тоже балы даю…

( найти фразы, которые произносит Городничий)

I. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие…

II. У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отвориться дверь и – шасть…

III. У меня легкость необыкновенная в мыслях…

IV. Смотри! Не по чину берешь!

V. С тех пор, как я принял начальство все, как мухи, выздоравливают.

VI. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VII. Тебе есть примеры другие: перед тобою мать твоя…

VIII. Трех губернаторов обманул!

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X. Дай только Боже, чтоб сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуду воску…

XI. Я карт и в руки никогда не брал, даже не знаю, как играть в эти карты…

XII. Как думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы?

В данном случае сценического пространства. Ведь за сценой своя жизнь, реальная действительности. Как неведомые ручьи питают реку, оставаясь безымянными – так, упомянутые вскользь герои, своим неведомым существованием словно подчеркивают, углубляют судьбы знакомых людей.

Ведь в уездном городе N нет ни одного чиновника, который бы был честен, неподкупен, справедлив.

Пригласим их, может, мы не правы…

(Театрализация Действия I Явления I- распоряжения Городничего относительно приезда ревизора).

Городничий. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам.

Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет

прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому

вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные

не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович . Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть

Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание

на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются

просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так

и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому

похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком

месте неприлично. Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то

Аммос Федорович . А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню.

Хотите, приходите обедать.

Городничий. А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно,ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне.

Лука Лукич. Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал..

Говорит: “Как хотите, для науки я жизни не пощажу”. Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Городничий. Это бы еще ничего, – инкогнито проклятое! Вдруг заглянет:

“А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?” – “Ляпкин-Тяпкин”. –

“А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?” –

“Земляника”. “А подать сюда Землянику!” Вот, что худо!

Вне сцены мы видим обираемых купцов, слышим стон и плач несчастных женщин: унтер-офицерской вдовы и слесарши Февроньи Петровны Пошлепкиной.

В комедии не присутствуют крестьяне, но мы понимаем, что в таком городе, где царит произвол, насилие, унижение не может быть счастливой жизни для простых людей.

V. ЦАРСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Сам городничий, настигнутый несчастьем, теряется в царстве кривых зеркал. Собственная бесчеловечность словно возвращается к нему в нечеловеческих образах, многократно отраженных, пугающих и отталкивающих: «Ничего не вижу… Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Когда в провинции «приглуповатый» Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, сочиняет небылицы. Хлестаков переворачивает своеобразный «бинокль», сменяя масштаб изображения, но не сам объект.

Сам Хлестаков – мизерный объект, а старается показать себя грандиозным.

Театрализация Действия II Явления VI (обед Хлестакова в трактире).

Хлестаков, Осип, потом слуга.

Хлестаков. А что?

Осип . Несут обед.

Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле).

Несут! несут! несут!

Слуга (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает.

Хлестако в. Ну, хозяин, хозяин. Я плевать на твоего хозяина! Что там

Слуга . Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Хлестаков . Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это,

в самом деле, такое. Этого мало.

Слуга . Нет, хозяин говорит, что еще много.

Хлестаков . А соуса почем нет?

Слуга . Соуса нет.

Хлестаков . Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много

готовилось. И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека

ели семгу и еще много кой-чего.

Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет.

Хлестаков. Как нет?

Слуга . Да уж нет.

Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с.

Хлестаков . Ах ты, дурак!

Хлестаков . Поросенок ты скверный. Как же они едят, а я не ем? Отчего

же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков . Какие же?

Слуга. Обнакновенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.)

Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только

воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

Слуга. Мы примем-с. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков (защищая рукой кушанье). Ну, ну, ну. оставь, дурак! Ты

привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не

советую. (Ест.) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.) Я думаю, еще ни

один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо

масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу

немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое? Это

Слуга. Да что ж такое?

Хлестаков. Черт его знает, что это такое, только не жаркое. Это топор,

зажаренный вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят! И

челюсти заболят, если съешь один такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.)

Подлецы! Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя; и зубы

почернеют после этих блюд. Мошенники! (Вытирает рот салфеткой.) Больше

Хлестаков . Каналья! подлецы! и даже хотя бы какой-нибудь соус или

пирожное. Бездельники! дерут только с проезжающих.

Слуга убирает и уносит тарелки вместе с Осипом.

Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Современное прочтение классики

Скачать:

Вложение Размер
revizorg.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Зеркальный мир комедии

Николая Васильевича Гоголя

К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя

Лариса Николаевна Кондаурова,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9, города Уфы

ЦЕЛИ УРОКА: исследовать произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» с точки зрения «принципа зеркальности», рассмотреть образную систему героев в «зеркальном» отражении, сформулировать выводы исследования.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «исследование», отработать навыки исследовательской работы, применить элементы театрализации, обеспечить контроль с помощью тестовой технологии, сформировать собственное мнение на проблему, поставленную на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (магнитофон), иллюстрации П. Боклевского, тестовые задания, записи на доске.

1). Посещение Государственного академического русского драматического театра РБ (худ.руководитель Рабинович М.И.), комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»;

2).Национальный музей РБ, (ген.директор Валиуллин Г.Ф.);

3).Гостиный Двор, Центральная художественная галерея (худ.руководитель Пегов В.В.);

4). Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди РБ, (директор Ибрагимов А.А.);

5).Дом-музей С.Т.Аксакова(директор ЧвановМ.А.);

6).Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, (рук. Исмагилов Ф.А.);

7).Национальный литературный музей РБ, (рук. Муратова Г.С.)

На доске эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Народная пословица)

«Знаю, имя моё после меня будет счастливее меня»,- эти слова мог сказать Пушкин, мог бы повторить Лермонтов, позже Достоевский, но сказал их о себе . Гоголь.

Эта фраза дает представление о личности Гоголя, о его вечных сомнениях и исканиях….

Таким же путём придётся пройти и нам .

Проверка домашнего задания (трёхуровневая дифференциация – каждый ученик выбрал интересующее его задание):

А. Оформить занавес (декораторы, художники )- выразить понимание сущности художественного оформления сцены, декораций, занавеса.

Учащиеся данной группы посетили Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Дом-музей С.Т.Аксакова, Гостиный Двор, Центральную художественную галерею.

Б. Выбрать из текста комедии «Ревизор» «крылатые слова». Учащиеся следующей группы посетили , Национальный музей РБ, Национальную библиотеку им. Ахмет-Заки Валиди РБ, Государственный академический русский драматический театр РБ.

В. Определить смысл эпиграфа. Подберите другой эпиграф в виде народной мудрости.

Учащиеся третьей группы посетили Национальный литературный музей РБ.

При ответе на задание А ученики определяют в комедии «Ревизор» сцены и их оформление (I сцена- дом городничего, II сцена-гостиница), здесь проявляется художественное видение постановки комедии.

При ответе на задание Б ученики, используя текст комедии, выписывают слова и выражения, ставшие «крылатыми».

При ответе на задание В ученики формулируют своё понимание эпиграфа, подбирают другие возможные эпиграфы.

(Выводы из ответов на домашнее задание дают возможность перейти к теме урока).

Зеркальный мир комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Сегодня урок пройдёт в форме исследования. А что такое исследование?

(Учащиеся формулируют понятие «исследование». Исследование- это открытие, узнавание нового, применение знаний, научное изучение, выяснение чего-нибудь малоизученого и неординарного).

2) доводы, утверждения, 3)доказательства,

Приступаем к исследованию «Зеркальный мир комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (план на доске).

«Царство кривых зеркал».

За назидательностью народной пословицы упрятана поэтика «Ревизора». Простоватость Хлестакова, его чуть не младенческий эгоизм и неспособность соображать – всё это позволило стать ему незамутнённым зеркалом, в котором отразилась российская жизнь, в её бюрократически- чиновничьем обличии.

Зеркало-сам Хлестаков. Каждый раз, оказываясь перед ним, чиновники отражаются в нем в своем истинном обличии: взяточник, наушник, сплетник становится виден нам в полной мере.

(Монолог Хлестакова «…А однажды меня приняли за главнокомандующего» в исполнении О. Басилашвили)

Присутствие парных персонажей.

(Иллюстрации Петра Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Добчинский .

Они похожи как близнецы: одинаковое имя, отчество, речь одновременна.

Анна Андреевна и Мария Антоновна.

Мать дочь похожи в своих поступках, внешнем виде, недаром Хлестаков их путает.

Театрализация Действия I Явления VI (Анна Андреевна и Мария Антоновна)

Анна Андреевна и Марья Антоновна вбегают на сцену.

Анна Андреевна . Где ж, где ж они? Ах, боже мой. (Отворяя дверь.)

Муж! Антоша! Антон! (Говорит скоро.) А все ты, а все за тобой. И пошла

копаться: “Я булавочку, я косынку”. (Подбегает к окну и кричит.) Антон,

куда, куда? Что, приехал? ревизор? с усами! с какими усами?

Голос городничего . После, после, матушка!

Анна Андреевна . После? Вот новости – после! Я не хочу после. Мне

только одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением.) Уехал! Я тебе

вспомню это! А все эта: “Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади

косынку; я сейчас”. Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А все

проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом

жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он

за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься.

Марья Антоновна. Да что ж делать, маменька? Все равно чрез два часа мы

Анна Андреевна. Чрез два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила

ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц еще лучше можно

узнать! (Свешивается в окно.) Эй, Авдотья! А? Что, Авдотья, ты слышала, там

приехал кто-то. Не слышала? Глупая какая! Машет руками? Пусть машет, а ты

бы все-таки его расспросила. Не могла этого узнать! В голове чепуха, все

женихи сидят. А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай

сейчас! Слышишь, побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько,

что за приезжий, каков он, – слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза

какие: черные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее,

скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так

занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)

Городничий и Хлестаков.

При всей видимой непохожести художественно сориентированы Гоголем друг на друга, словно сфокусированы в неком смысловом центре.

Антон Антонович Иван Александрович

«неглупый по-своему человек, «приглуповат, пустейший»

Указанное «недо…» героев создает энергия взаимного притяжения.

Держиморда и Свистунов.

Дополняют друг друга. Держиморда от «держать», Свистунов «свистать».

Учащимся предлагаются тесты на знание текста (работа в парах по вариантам).

( найти фразы, которые произносит Хлестаков)

I. Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме…

II. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали…

III. Кто зайдет в уездный суд? А если заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад…

IV. Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские?

V. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VI. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. Верно, я вчера им подпустил пыли! Экое дурачьё…

VII. Да, деревня, впрочем, имеет свои пригорки, ручейки…

VIII. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз…

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X. Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело…

XI. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу, ко мне. Я ведь тоже балы даю…

( найти фразы, которые произносит Городничий)

I. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие…

II. У меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отвориться дверь и – шасть…

III. У меня легкость необыкновенная в мыслях…

IV. Смотри! Не по чину берешь!

V. С тех пор, как я принял начальство все, как мухи, выздоравливают.

VI. А один раз меня приняли даже за главнокомандующего…

VII. Тебе есть примеры другие: перед тобою мать твоя…

VIII. Трех губернаторов обманул!

IX. Чему смеетесь? Над собой смеётесь?

X. Дай только Боже, чтоб сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуду воску…

XI. Я карт и в руки никогда не брал, даже не знаю, как играть в эти карты…

XII. Как думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы?

В данном случае сценического пространства. Ведь за сценой своя жизнь, реальная действительности. Как неведомые ручьи питают реку, оставаясь безымянными – так, упомянутые вскользь герои, своим неведомым существованием словно подчеркивают, углубляют судьбы знакомых людей.

Ведь в уездном городе N нет ни одного чиновника, который бы был честен, неподкупен, справедлив.

Пригласим их, может, мы не правы…

(Театрализация Действия I Явления I- распоряжения Городничего относительно приезда ревизора).

Городничий. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую я вам.

Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет

прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому

вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные

не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович . Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть

Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание

на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются

просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так

и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому

похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком

месте неприлично. Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то

Аммос Федорович . А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню.

Хотите, приходите обедать.

Городничий. А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно,ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне.

Лука Лукич. Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал..

Говорит: “Как хотите, для науки я жизни не пощажу”. Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Городничий. Это бы еще ничего, – инкогнито проклятое! Вдруг заглянет:

“А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?” – “Ляпкин-Тяпкин”. –

“А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?” –

“Земляника”. “А подать сюда Землянику!” Вот, что худо!

Вне сцены мы видим обираемых купцов, слышим стон и плач несчастных женщин: унтер-офицерской вдовы и слесарши Февроньи Петровны Пошлепкиной.

В комедии не присутствуют крестьяне, но мы понимаем, что в таком городе, где царит произвол, насилие, унижение не может быть счастливой жизни для простых людей.

V. ЦАРСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Сам городничий, настигнутый несчастьем, теряется в царстве кривых зеркал. Собственная бесчеловечность словно возвращается к нему в нечеловеческих образах, многократно отраженных, пугающих и отталкивающих: «Ничего не вижу… Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Когда в провинции «приглуповатый» Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, сочиняет небылицы. Хлестаков переворачивает своеобразный «бинокль», сменяя масштаб изображения, но не сам объект.

Сам Хлестаков – мизерный объект, а старается показать себя грандиозным.

Театрализация Действия II Явления VI (обед Хлестакова в трактире).

Хлестаков, Осип, потом слуга.

Хлестаков. А что?

Осип . Несут обед.

Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле).

Несут! несут! несут!

Слуга (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает.

Хлестако в. Ну, хозяин, хозяин. Я плевать на твоего хозяина! Что там

Слуга . Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Хлестаков . Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это,

в самом деле, такое. Этого мало.

Слуга . Нет, хозяин говорит, что еще много.

Хлестаков . А соуса почем нет?

Слуга . Соуса нет.

Хлестаков . Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много

готовилось. И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека

ели семгу и еще много кой-чего.

Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет.

Хлестаков. Как нет?

Слуга . Да уж нет.

Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с.

Хлестаков . Ах ты, дурак!

Хлестаков . Поросенок ты скверный. Как же они едят, а я не ем? Отчего

же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков . Какие же?

Слуга. Обнакновенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.)

Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только

воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

Слуга. Мы примем-с. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков (защищая рукой кушанье). Ну, ну, ну. оставь, дурак! Ты

привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не

советую. (Ест.) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.) Я думаю, еще ни

один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо

масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу

немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое? Это

Слуга. Да что ж такое?

Хлестаков. Черт его знает, что это такое, только не жаркое. Это топор,

зажаренный вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят! И

челюсти заболят, если съешь один такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.)

Подлецы! Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя; и зубы

почернеют после этих блюд. Мошенники! (Вытирает рот салфеткой.) Больше

Хлестаков . Каналья! подлецы! и даже хотя бы какой-нибудь соус или

пирожное. Бездельники! дерут только с проезжающих.

Слуга убирает и уносит тарелки вместе с Осипом.

Сочинение на тему Гоголь н. в. – Сатира на чиновничью русь в комедии н. в. гоголя ревизор

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-11

Вспомним, когда была написана комедия “Ревизор”: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды “инкогнито”. Сам Гоголь замысел произведения определил так: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем”.
“Ревизор” стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел силу исторического документа.
Итак, перед нами уездный городок, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. В этом городе, который писатель назвал однажды “сборным городом всей темной стороны”, есть все – как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция.
Гоголевский город представляет собой “пирамиду”: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.
Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие – ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.
Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.
Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно “в сапог – и никто не увидит”. Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они “как мухи выздоравливают”.
О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: “порядок”, при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.
Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). “Насчет же внутреннего распоряжения, – объясняет городничий, – и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено”.
Гоголевская “ситуация ревизора” раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, “дело идет о жизни человека”, каждый характер раскрывается глубоко.
Так, городничий – человек, “созданный обстоятельствами”, воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он “более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки”. Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую “корпорацию разных служебных воров и грабителей”. Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. “Смотри! Не по чину берешь!” – говорит он квартальному.
Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она “начала строиться, но сгорела”. Пренебрежительно относясь к народу, “купечеству да гражданству”, он совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные “дипломатические способности”: угодничая перед “государственной особой”, он ловко “ввертывает” Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.
Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен “вольтерьянством”. За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”, позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество “идейное обоснование”: “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело”.
Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: “Чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника – “человек толстый, но плут тонкий”.
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов – воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”.
Еще один чиновник – почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: “Жизнь моя, милый друг, течет. в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет. ”.
Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.
Хлестаков – гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться “чином повыше” и способность “блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте”. По выражению В.Г.Белинского, “микроскопическая мелкость и гигантская пошлость” – черты, выражающие сущность “хлестаковщины” и свойственные чиновничеству России того времени.
Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается “приятности” нового положения. И его главное качество – стремление порисоваться, пустить пыль в глаза – проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков “не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит”. Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, “распекающего” других.
Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, – все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о “настоящей” жизни. Иван Александрович Хлестаков – это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.
Таким образом, хлестаковщина – это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.
В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день

Образ и характеристика Городничего Сквозника-Дмухановского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка.

Писатель представляет городничего в качестве мужчины лет пятидесяти, посвятившего всю свою жизнь государственной службе.

Свои служебные обязанности по управлению городом городничий исполняет спустя рукава, абсолютно не занимаясь благоустройством территории, проблемами горожан.

Единственная цель городничего, жадного и ненасытного человека, – собственное благополучие и преумножение богатства своей семьи, состоящей из жены и дочери, которых городничий обожает и боготворит.

Увлечением городничего являются карточные игры, занимаясь которыми он не упускает возможность пополнить бюджет собственного семейства.

Антон Антонович представляется как обюрократившийся чиновник, занимающийся лишь разворовыванием государственной казны и незамечающий неблаговидных поступков своих подчиненных.

Жители города прекрасно понимают, что из себя представляет городничий, осознают его алчность, лживость и жадность и уверены, что пока городом управляет этот человек изменений не предвидится.

Городничий же упивается своей властью над подчиненными и горожанами, представляя себя благодетелем, ратующим за благое дело, раздуваясь от собственной мнимой значимости.

Подчиненные городничего не уважают начальника, но предпочитают тихо молчать, поскольку такое положение позволяет им безнаказанно заниматься воровством, взяточничеством и бюрократией. Они предполагают, что городничий достаточно умен, если долгое время умудряется управлять городом без взысканий, однако Антон Антонович является обычным пустобрехом, бездельником и глупцом, умеющим лишь красиво и витиевато выражаться, давать напрасные обещания и мечтать о генеральских погонах.

Несмотря на богатый опыт в различных делишках и природную хитрость, городничий оказывается жестоко обманутым заезжим аферистом, представившимся столичным ревизором, якобы приехавшим осуществить проверку работы городничего. Всполошившись из-за приезда московского чиновника, городничий судорожно раздает приказы подчиненным о срочном наведении порядка в городе, пытаясь быстро прикрыть все проблемные места.

Повествуя о событиях уездного городка, писатель изображает порочное современное общество, погрязшее в преступлениях, лицемерии, жадности.

Вариант 2

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский является одним из ярких ключевых персонажей произведения, представленный писателем в образе немолодого мужчины, имеющего должность городничего в уездном городке, отдавшего большую часть своей жизни государевой службе.

Городничий изображается в комедии в качестве человека, отличающегося толстым носом, проседью в волосах, жесткостью и грубостью черт лица, на которых лежит отпечаток тяжелого пути по карьерной лестнице.

Антон Антонович является семейным любящим человеком, имеющим супругу Анну Андреевну, любопытную, кокетливую женщину и дочь Марью Антоновну.

Персонаж характеризуется как жадный, ненасытный человек, не предпринимающий никаких действий по благоустройству вверенного ему города, ищущий лишь любые способы для собственного обогащения в виде разворовывания государственной казны и выделенных денежных средств, получения взяток и дани с торговых лавок.

Кроме того, городничий не испытывает неловкости из-за постоянного нарушения им законодательных норм в виде набора на воинскую службу мужчин, которые не подлежат службе в армии.

Городничий увлекается карточными играми, за которыми проводит значительную часть своего досуга совместно с представителями местного чиновничьего круга, а также имеет традицию посещения церкви.

В кругу местных чиновников Антон Антонович имеет репутацию грамотного и умного руководителя, не замечая его глупости, безделья, красивых бесполезных речей. Заветной мечтой городничего является присвоение ему генеральского звания, которое он надеется получить в ближайшее время.

Истинная сущность героя проявляется в момент приезда в город контролирующего инспектора, когда городничий, боясь лишиться своего места, предпринимает изощренные попытки представить ситуацию в городе благоприятной, но все его попытки остаются бессмысленными, поскольку ревизор оказывается обыкновенным приезжим.

Сочинение на тему Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он – постаревший и в своем роде неглупый человек, солидно ведущий себя. Служа чиновником около тридцати лет, он все ещё не нашел время навести в своем городе порядок, однако считает себя лучшим мошенником. Он наживается на любом предмете, утрируя о своем уме, хоть некоторые жители и говорят герою что он весьма туп. Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование.

Повседневная деятельность Городничего приводит к исключению честной службы в городе. Он видит настоящую обстановку дел, однако не решается принять что-либо против них. Лишь с уведомления о приезде ревизора герой заставляет себя навести порядок, взявшись за работу главой города. Обладая своей властью, он не может заставить кого-либо бояться его, так как в реальности он совсем не таков, каким хочет казаться. Задачи, которые он даем горожанам в надежде их исполнения, поверхностны и созданы исключительно для того, чтобы создать впечатление порядка, коего на самом деле никогда не было. Городничий с детства знает, что “для счастья нужны деньги и чины”, по этому, ради такой веры готов на взяточничество и казнокрадство.

Занимая столь высокий пост, герой отнюдь не образованный человек, грубый в поручениях, с целым букетом злых наклонностей. Гоголь пытался раскрыть через Городничего портрет истинных чиновников того времени. Зависть, жадность, ложь, напыщенность и лесть. Этот список можно продолжать ещё долго, однако лишь его половина, присутствующая в Сквознике-Дмухановске, показывает нам яркий пример как прошлых, так и нынешних чиновников.

Развязка новеллы заключается в одурачивании чиновника Городничего и вымысле личности, вокруг которой крутилась сюжетная линия повествования. Ревизор оказывается жуликом из Петербурга, обманув всех жителей и чиновников. В конце концов, герой, при свей своей опытности и мудрости, предстает одураченным и обведенным вокруг пальца, прибывая в изумлении и печали.

Характеристика городничего в комедии «Ревизор» 8 класс

Антон Антонович Сквозник-Дмуханоский, городничий уездного города – один из наиболее колоритных персонажей в комедии «Ревизор» Гоголя. Именно он в самом начале произведения произносит знаменитую фразу «К нам едет ревизор!», тем самым вызывая всеобщую панику и последующие комические события.

Автор описывает Антона Антоновича как немолодого мужчину – ему уже за пятьдесят, – который большую часть жизни находится на службе. Его можно назвать двуличным человеком, который далеко не такой, каким кажется на первый взгляд.

Он неглуп, серьезен и ведет себя солидно, его слово имеет вес среди подчиненных. На публике Антон Антонович старается казаться благочестивым, показывает свою любовь к семье и заботу о всех жителях города. В то же время городничий довольно безответственно относится к своей работе, поэтому очень боится любых проверок. Ведь результатов практически нет – для благоустройства города Сквозник-Дмухановский ничего не делает, интересуется исключительно собственной выгодой, забывая о нуждах горожан.

Деньги – самый главный интерес городничего. На него жалуются все жители города, а в особенности купцы. Именно они страдают от бесконечных поборов, которые при этом идут не в казну, а в карман Антону Антоновичу. Выгода интересует городничего и в отношении собственной семьи. Он очень надеется на удачное замужество дочери, которое должно обеспечить ему не только счастливую жизнь в Петербурге и большой дом, но и генеральские погоны. При этом счастье дочери и ее собственные желания Сквозник-Дмухановского нисколько не волнуют.

Еще одна отрицательная черта городничего – удивительная способность к обману и жульничеству. «Трех губернаторов обманул!» – хвастается Антон Антонович, и, узнав о ревизоре, готовится к новой лжи и обману. При проверке обязательно вскроется тот факт, что городом никто не занимается, а церковь, на которую были выделены деньги, так и не построена. Так как эти деньги давно осели в карманах городничего, он пытается подтасовать факты и объяснить неудачи строительства случившимся пожаром.

Не гнушается Антон Антонович и азартными играми, любит играть в карты, и может проиграть значительно количество денег.

Городничий в комедии «Ревизор» – собирательный сатирический образ чиновника-паразита, соединивший в себе все человеческие пороки, свойственные имеющим власть людям в то время. Он не желает выполнять свою работу и заботиться о городе, ворует и лжет, но при этом умеет красиво говорить о несуществующих вещах, ходит в церковь по воскресеньям и выглядит солидным человеком. В то же время как и все люди, нечистые не руку, городничий очень боится наказания за свои поступки, которое в итоге и получает в лице настоящего ревизора.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Городничего в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Аркадий Павлович Пеночкин является одним из основных персонажей произведения. Пеночкин представляется автором в образе отставного гвардейского офицера, рассудительного человека

Безусловно, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Она очень добра и отзывчива по отношению к мальчику, понимает, насколько тяжело ему приходится. Неоднократно учительница предлагает ему продукты и финансовую помощь

Известный писатель Чехов отражает в произведении определенные особенности и выдающийся талант. В названии рассказа читатель заметит особую функцию.

Здравствуйте, уважаемый мой президент! Меня зовут Костина Елизавета Ивановна, мне 8 лет. Я учусь в школе, дополнительно занимаюсь балетом, плаванием изучаю языки мира

На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.

Образ городничего в комедии “Ревизор” – сочинение по теме комедии

Одним из ярких персонажей пьесы Гоголя «Ревизор» является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Этот наглый, проворовавшийся человек вызывает у читателя отвращения, но заслуживает уважения в обществе, в котором он живет. Так каков же образ городничего в комедии «Ревизор»?

Характеристика городничего

Одним из главных персонажей комедии “Ревизор” является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это уже немолодой мужчина 50-и лет, имеющий жену и восемнадцатилетнюю дочь. Этот человек пользуется уважением жителей, хоть и берет взятки. Но по мнению граждан, взятки брал бы любой, обладай он таким высоким чином.

Из-за его неумения и отсутствия управленческих качеств в городе царит хаос и беспорядок. Именно поэтому Антона Антоновича окутывает паника, когда он узнает о приезде ревизора. Еще больше его пугает то, что проверяющий приедет ингогнито.

Городничий – отрицательный персонаж, его главные качества – жадность и жажда наживы. Ради денег этот человек готов на все. Он не гнушается не только брать взятки, но и с радостью дает их. Приняв Хлестакова за ревизора, он тут же начинает пресмыкаться перед ним и заискивать. Антон Антонович платит за него в трактире, сует ему денег и очень радуется, когда Хлестаков с радостью принимает такие «подарки».

Как только главный герой взял деньги, для городничего он сразу стал своим, таким же, как он.

На самом деле образы Хлестакова и городничего очень схожи. Оба являются мошенниками и бездельниками, мечтающими о легких деньгах. Когда Антон Антонович узнает о намерении Хлестакова жениться на его дочери, он безумно радуется, но не счастью Марьи Антоновны, а своей возможности выбиться в люди и получить более высокий чин. Ведь в мире хлестаковых и сквозник-дмухановских добиться чего-то можно только с помощью взяток и высокопоставленных родственников, а не собственных знаний и стараний.

Поступки городничего

Более полно раскрыть и понять образ городничего помогает поступки, которые он совершает. Именно этому герою принадлежит фраза: «К нам едет ревизор», так как городничий больше всех обеспокоен этим событием. В городе царит бардак и разруха, и всему виной поступки этого лицемерного человека.

Городничий решает пустить пыль в глаза проверяющему, выгородить себя и остаться не при чем. чтобы создать видимость работ, он принимает совершенно бесполезное решение: он приказывает разобрать старый забор, выдав это действие за строительные работы.

Также герой обеспокоен отсутствием церкви в городе. До приезда ревизора его это не волновало, но теперь у проверяющего могут возникнуть вопросы, ведь все деньги на строительство церкви Антон Антонович присвоил себе. В такой ситуации он не придумал ничего лучше, чем сказать, что строение разрушило стихийное бедствие.

Как лживого и непринципиального человека характеризует его и то, что он за взятки мог освободить от военной повинности одних, и отправить незаконно в армию других людей.

Городничий – собирательный образ

Сквозник-Дмухановский, как и многие герои пьесы, собирательный образ. В нем сплелись все пороки общества того времени. Его не заботит облик вверенного ему города, не интересует жизнь жителей. Этот человек думает исключительно о себе и о своем материальном положении. Гоголь не случайно не называет город, в котором происходит действие, обозначая его просто «городом N». Этим он показывает, что такие события могли случиться абсолютно в любом городе нашей страны. Такие городничие, как Сквозник-Дмухановский, не исключение, а реальность. Именно такие люди управляют нашими деревнями, селами, городами и страной.

Николай Васильевич Гоголь является настоящим патриотом своей страны. Он любит свою родину и с помощью своего сатирического произведения высмеивает те пороки, которые ведут страну к упадку, мешая ей расти и развиваться.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Образ городничего в «Ревизоре». Здесь поднимается тема коррупции и поступков, которые ведут к ней. Образ городничего раскрывается с помощью описания характера героя, его поведения и поступков.

2821,Мини-сочинение на тему «Образ городничего в комедии «Ревизор»»

Одним из ярких персонажей пьесы Гоголя «Ревизор» является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Этот наглый, проворовавшийся человек вызывает у читателя отвращения, но заслуживает уважения в обществе, в котором он живет. Так каков же образ городничего в комедии «Ревизор»?

Вариант 2

Городничий – один из персонажей пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя. Там нет положительных или отрицательных персонажей. Гоголь пытался акцентировать внимание на реальные события в целом, а не отдельных людей.

В пьесе ему не меньше пятидесяти лет. Тридцать лет он находится на службе. В данный момент является городничим в уездном городе. Амос Федорович шел по карьерной лестнице с самых низов, что видно по его грубым внешним чертам. У него есть жена и дочь, возможно, еще есть и младшие дети. К семье он относится с теплотой. Любит взятки и пытается выхватить себе долю во всем, обделяя при этом обычных нуждающихся людей.

Про внешность городничего Гоголь ничего не сказал, давая возможно читателям самим представить по описанию его характера в пьесе.

Как часто бывает у людей, которые «карабкаются» с самого низа в карьере, так и у городничего испортился характер. Он стал эгоистичен, хитер и высокомерен. Своего рода не глуп, но очень боится высокопоставленных чиновников. Его коллеги считают его очень умным из-за его способности хитрить.

В городе из-за Амоса Федоровича царит полная разруха: лекарства для больниц нет, церковь, которую должны были построить, так и не начата, законы не исполняются, люди живут, как могут.

Городничий получает весть, что к ним должен явиться ревизор. Он очень пугается этому и спешит исправлять проблемы в городе: приказывает, чтобы люди говорили, что церковь построили, но она сгорела; больных приказывает врачам вылечить и уменьшить их количество.

Из-за своего страха обычного мошенника принимает за ревизора, так как тот жил в городе уже две недели, но не платил. Амос Федорович обустраивает его в своем доме, кормит, поит, радуясь, что такой человек находится у него в гостях. Даже свою дочь хочет выдать за него замуж. А Хлестаков радуется, продолжая обманывать людей и использовать их. Получается, чиновники того города настолько испорчены, что нечестные действия приняли за благородство, так как сами всегда так поступали.

Люди города жалуются ревизору на своего городничего, говорят, что тот только ворует, а народ и процветание города его не интересует.

Позже выяснилось, что они приняли за ревизора не того человека. Городничий отчаянно удивляется и ругает себя за то, что дал себя так обмануть и не снимает с себя этой вины. Это говорит о том, что до этого момента, никому не удавалось обмануть Амоса Федоровича.

Таким образом получается, что городничий полностью живет в своем аморальном мире, в котором даже не может отличить хорошее и плохое.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Поступки городничего

Более полно раскрыть и понять образ городничего помогает поступки, которые он совершает. Именно этому герою принадлежит фраза: «К нам едет ревизор», так как городничий больше всех обеспокоен этим событием. В городе царит бардак и разруха, и всему виной поступки этого лицемерного человека.

Городничий решает пустить пыль в глаза проверяющему, выгородить себя и остаться не при чем. чтобы создать видимость работ, он принимает совершенно бесполезное решение: он приказывает разобрать старый забор, выдав это действие за строительные работы.

Также герой обеспокоен отсутствием церкви в городе. До приезда ревизора его это не волновало, но теперь у проверяющего могут возникнуть вопросы, ведь все деньги на строительство церкви Антон Антонович присвоил себе. В такой ситуации он не придумал ничего лучше, чем сказать, что строение разрушило стихийное бедствие.

Как лживого и непринципиального человека характеризует его и то, что он за взятки мог освободить от военной повинности одних, и отправить незаконно в армию других людей.

Городничий – собирательный образ

Сквозник-Дмухановский, как и многие герои пьесы, собирательный образ. В нем сплелись все пороки общества того времени. Его не заботит облик вверенного ему города, не интересует жизнь жителей. Этот человек думает исключительно о себе и о своем материальном положении. Гоголь не случайно не называет город, в котором происходит действие, обозначая его просто «городом N». Этим он показывает, что такие события могли случиться абсолютно в любом городе нашей страны. Такие городничие, как Сквозник-Дмухановский, не исключение, а реальность. Именно такие люди управляют нашими деревнями, селами, городами и страной.

Николай Васильевич Гоголь является настоящим патриотом своей страны. Он любит свою родину и с помощью своего сатирического произведения высмеивает те пороки, которые ведут страну к упадку, мешая ей расти и развиваться.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Образ городничего в «Ревизоре». Здесь поднимается тема коррупции и поступков, которые ведут к ней. Образ городничего раскрывается с помощью описания характера героя, его поведения и поступков.

Тест по произведению

Сочинение 4

Николай Васильевич Гоголь создал множество достойных произведений, каждое из которых содержит в себе глубокий смысл и проблему, которая может быть актуальна и в наши дни. Одним из таких произведений является комедия «Ревизор», написанная в 1835 году. Вторым по значимости героем комедии является городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он является главой города N, где и раскрывается весь сюжет.

Как ни странно, глава города, в руках которого вся власть, был беспорядочным человеком и мошенником, который брал взятки и воровал общественные деньги. Все начинается с того, что городничий зачитывает вслух перед своими подчиненными письмо, в котором изложена весть о скором прибытии ревизора в город. Данная новость привела в изумление всю власть и весь народ, который моментально узнал и распространил слухи. Городничий незамедлительно начинает отдавать приказы, направленные на моментальное благоустройство города.

Уже на этом этапе можно увидеть недобросовестность выполнения обязанностей. Начинается работа: из больниц выписывают больных людей, улучшают внешний вид преподавателей, скрывают забором недостроенные здания, вычищают главную площадь и многое другое. В голову городничего приходит мысль о том, что ревизор уже прибыл в город и скрывается под видом незнакомца. Подходящий под описание человек находится, это Хлестаков, мелкий чиновник. Каждое малейшее движение и шаг Хлестакова все больше убеждают городничего в своей версии. Он делает все, чтобы угодить и понравиться лживому ревизору: угощает изысками и уже ищет выгоду от дружбы с ним. Когда раскрывается правда, городничий приходит в ярость. Он не мог поверить в свою ошибку и в свое чрезмерно хорошее отношение к простому человеку. Ведь он привык хорошо обращаться лишь с теми, кто находится с ним на одном уровне, а простых людей он даже не считал таковыми. Пережив унижение, городничий впервые в жизни понимает свою безнравственность, низость и грешность.

Образ городничего в комедии Гоголя является собирательным образом всей российской власти того времени. Взятки, воровство и беспорядочность должностных лиц не были чем-то удивительным. Через образ городничего автор лишь высмеивает таких людей. Большую комичность Гоголь придает с помощью немой сцены, в которой город посещает настоящий ревизор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: