Городничий: сочинение

Образ Городничего из комедии «Ревизор» Гоголя

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование.

  1. Краткая характеристика Сквозника-Дмухановского
  2. Образ и характеристика городничего
  3. Сочинение про городничего из пьесы Гоголя
  4. Городничий как образ типичного чиновника
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Сквозника-Дмухановского

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский —городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно серьезен. Его каждое слово значительно.

Городничий, как человек, начавший службу с низших чинов, не стесняется произносить грубости даже в присутствии жены.

«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нём стриженые, с проседью».

Городничий завязывает комедийный сюжет, сообщая «пренеприятное известие» о приезде ревизора. Сквозник-Дмухановский порождён и воспитан средой. Городничий — собирательный образ государственной власти современной Гоголю России.

Он признаёт, что грешен, исправно посещает церковь и думает когда-нибудь покаяться, но никогда он не пропустит того, «что плывёт в руки».

Образ и характеристика городничего

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка.

Писатель представляет городничего в качестве мужчины лет пятидесяти, посвятившего всю свою жизнь государственной службе.

Свои служебные обязанности по управлению городом городничий исполняет спустя рукава, абсолютно не занимаясь благоустройством территории, проблемами горожан.

Единственная цель городничего, жадного и ненасытного человека, — собственное благополучие и преумножение богатства своей семьи, состоящей из жены и дочери, которых городничий обожает и боготворит.

Увлечением городничего являются карточные игры, занимаясь которыми он не упускает возможность пополнить бюджет собственного семейства.

Антон Антонович представляется как обюрократившийся чиновник, занимающийся лишь разворовыванием государственной казны и незамечающий неблаговидных поступков своих подчиненных.

Жители города прекрасно понимают, что из себя представляет городничий, осознают его алчность, лживость и жадность и уверены, что пока городом управляет этот человек изменений не предвидится.

Городничий же упивается своей властью над подчиненными и горожанами, представляя себя благодетелем, ратующим за благое дело, раздуваясь от собственной мнимой значимости.

Подчиненные городничего не уважают начальника, но предпочитают тихо молчать, поскольку такое положение позволяет им безнаказанно заниматься воровством, взяточничеством и бюрократией.

Они предполагают, что городничий достаточно умен, если долгое время умудряется управлять городом без взысканий, однако Антон Антонович является обычным пустобрехом, бездельником и глупцом, умеющим лишь красиво и витиевато выражаться, давать напрасные обещания и мечтать о генеральских погонах.

Несмотря на богатый опыт в различных делишках и природную хитрость, городничий оказывается жестоко обманутым заезжим аферистом, представившимся столичным ревизором, якобы приехавшим осуществить проверку работы городничего.

Всполошившись из-за приезда московского чиновника, городничий судорожно раздает приказы подчиненным о срочном наведении порядка в городе, пытаясь быстро прикрыть все проблемные места.

Повествуя о событиях уездного городка, писатель изображает порочное современное общество, погрязшее в преступлениях, лицемерии, жадности.

Сочинение про городничего из пьесы Гоголя

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский является одним из ярких ключевых персонажей произведения, представленный писателем в образе немолодого мужчины, имеющего должность городничего в уездном городке, отдавшего большую часть своей жизни государевой службе.

Городничий изображается в комедии в качестве человека, отличающегося толстым носом, проседью в волосах, жесткостью и грубостью черт лица, на которых лежит отпечаток тяжелого пути по карьерной лестнице.

Антон Антонович является семейным любящим человеком, имеющим супругу Анну Андреевну, любопытную, кокетливую женщину и дочь Марью Антоновну.

Персонаж характеризуется как жадный, ненасытный человек, не предпринимающий никаких действий по благоустройству вверенного ему города, ищущий лишь любые способы для собственного обогащения в виде разворовывания государственной казны и выделенных денежных средств, получения взяток и дани с торговых лавок.

Кроме того, городничий не испытывает неловкости из-за постоянного нарушения им законодательных норм в виде набора на воинскую службу мужчин, которые не подлежат службе в армии.

Городничий увлекается карточными играми, за которыми проводит значительную часть своего досуга совместно с представителями местного чиновничьего круга, а также имеет традицию посещения церкви.

В кругу местных чиновников Антон Антонович имеет репутацию грамотного и умного руководителя, не замечая его глупости, безделья, красивых бесполезных речей. Заветной мечтой городничего является присвоение ему генеральского звания, которое он надеется получить в ближайшее время.

Истинная сущность героя проявляется в момент приезда в город контролирующего инспектора, когда городничий, боясь лишиться своего места, предпринимает изощренные попытки представить ситуацию в городе благоприятной, но все его попытки остаются бессмысленными, поскольку ревизор оказывается обыкновенным приезжим.

Городничий как образ типичного чиновника

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30‑х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

Читайте также:
Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками». Городничий — убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — «со временем… влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…», — обращается он к ним.

Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»).

Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5—6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человекатолстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает».

Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», — говорит он.

А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30‑х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения».

Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников — таковы они по всей России.

Описание образа с цитатами

Имя городничего — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. О внешности городничего почти ничего не известно. Он служит чиновником уже 30 лет, то есть ему, судя по всему, около 50 лет:

Господин городничий плохо выполняет свои обязанности и обижает граждан:

“…Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя…”

Антон Антонович является опытным мошенником. Он умеет обманывать даже самых хитрых людей:

“…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…”

“…Неужели? Ах, какой же он мошенник!

“…Да это просто разбойник. ”

Городничий “наживается” везде, где можно, поэтому среди чиновников он считается умным человеком:

“…Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…”

На самом деле городничий — глупый человек. К такому мнению приходит даже глупец Хлестаков:

“…как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. ” (городничий о себе)

“…Ах, какой чурбан в самом деле. ” (жена о городничем)

Городничий — жадный, ненасытный человек:

Он берет взятки у купцов и других граждан, а также не против, когда его подчиненные ведут себя так же. Судя по всему, городничий также участвует в отмывании денег на государственных подрядах. Так, он помогает одному купцу сплутовать и незаконно заработать на строительстве моста. За свое участие городничий, вероятно, получает какие-то выгоды.

Городничий не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только для ревизора:

“…Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. ”

“…вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…”

Он ворует деньги из казны. Он разворовал деньги на строительство церкви. Ревизору же он собирается объяснить, что церковь была построена, но сгорела.

Антон Антонович нарушает законы. Так например, он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию:

Городничий — бездельник, но при этом он умеет “расписывать”, красиво говорить о том, что он якобы делает:

“…как расписывает! Дал же бог такой дар. ”

Городничий всегда дает обещания, но не выполняет их:

Читайте также:
Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»: сочинение

“…Ты, Антоша, всегда готов обещать…”

Антон Антонович обижает купцов, угрожает и шантажирует их. Купцы города N готовы “лезть в петлю” от его “обижательства”:

“…Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну Да всё от городничего здешнего…”

“…уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай…”

“…Ейей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»..”

Городничий — простой человек, вышедший из низов:

“…ты простой человек, никогда не видел порядочных людей…”

“…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” (жена о городничем)

При этом Антон Антонович умеет вести себя важно:

“…Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно…”

Городничий мечтает быть генералом, хотя вовсе не заслуживает этого звания:

“…Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы…”

За ним водится много грешков, но при этом он ходит в церковь каждое воскресенье:

“…О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен…”

“…за тобою, как за всяким, водятся грешки…”

“…вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви…”

Городничий любит играть в карты, как и остальные чиновники города N:

“…А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей…” (Лука Лукич о том, что городничий играет в карты)

Городничий нежно относится к своей жене и в письмах называет ее “душенькой”:

“…Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное…”

“…Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой: Антон СквозникДмухановский…”

Это был цитатный образ и характеристика городничего в комедии “Ревизор” Гоголя: описание личности и характера Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Читайте также: Поднятая целина – сочинения и анализ романа Шолохова.

Городничий в комедии «Ревизор» — собирательный сатирический образ чиновника-паразита, соединивший в себе все человеческие пороки, свойственные имеющим власть людям в то время.

Он не желает выполнять свою работу и заботиться о городе, ворует и лжет, но при этом умеет красиво говорить о несуществующих вещах, ходит в церковь по воскресеньям и выглядит солидным человеком. В то же время, как и все люди, нечистые не руку, городничий очень боится наказания за свои поступки, которое в итоге и получает в лице настоящего ревизора.

Образ городничего в комедии “Ревизор” – сочинение по теме комедии

Одним из ярких персонажей пьесы Гоголя «Ревизор» является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Этот наглый, проворовавшийся человек вызывает у читателя отвращения, но заслуживает уважения в обществе, в котором он живет. Так каков же образ городничего в комедии «Ревизор»?

Характеристика городничего

Одним из главных персонажей комедии “Ревизор” является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это уже немолодой мужчина 50-и лет, имеющий жену и восемнадцатилетнюю дочь. Этот человек пользуется уважением жителей, хоть и берет взятки. Но по мнению граждан, взятки брал бы любой, обладай он таким высоким чином.

Из-за его неумения и отсутствия управленческих качеств в городе царит хаос и беспорядок. Именно поэтому Антона Антоновича окутывает паника, когда он узнает о приезде ревизора. Еще больше его пугает то, что проверяющий приедет ингогнито.

Городничий – отрицательный персонаж, его главные качества – жадность и жажда наживы. Ради денег этот человек готов на все. Он не гнушается не только брать взятки, но и с радостью дает их. Приняв Хлестакова за ревизора, он тут же начинает пресмыкаться перед ним и заискивать. Антон Антонович платит за него в трактире, сует ему денег и очень радуется, когда Хлестаков с радостью принимает такие «подарки».

Как только главный герой взял деньги, для городничего он сразу стал своим, таким же, как он.

На самом деле образы Хлестакова и городничего очень схожи. Оба являются мошенниками и бездельниками, мечтающими о легких деньгах. Когда Антон Антонович узнает о намерении Хлестакова жениться на его дочери, он безумно радуется, но не счастью Марьи Антоновны, а своей возможности выбиться в люди и получить более высокий чин. Ведь в мире хлестаковых и сквозник-дмухановских добиться чего-то можно только с помощью взяток и высокопоставленных родственников, а не собственных знаний и стараний.

Поступки городничего

Более полно раскрыть и понять образ городничего помогает поступки, которые он совершает. Именно этому герою принадлежит фраза: «К нам едет ревизор», так как городничий больше всех обеспокоен этим событием. В городе царит бардак и разруха, и всему виной поступки этого лицемерного человека.

Городничий решает пустить пыль в глаза проверяющему, выгородить себя и остаться не при чем. чтобы создать видимость работ, он принимает совершенно бесполезное решение: он приказывает разобрать старый забор, выдав это действие за строительные работы.

Читайте также:
Поэтика Гоголя: сочинение

Также герой обеспокоен отсутствием церкви в городе. До приезда ревизора его это не волновало, но теперь у проверяющего могут возникнуть вопросы, ведь все деньги на строительство церкви Антон Антонович присвоил себе. В такой ситуации он не придумал ничего лучше, чем сказать, что строение разрушило стихийное бедствие.

Как лживого и непринципиального человека характеризует его и то, что он за взятки мог освободить от военной повинности одних, и отправить незаконно в армию других людей.

Городничий – собирательный образ

Сквозник-Дмухановский, как и многие герои пьесы, собирательный образ. В нем сплелись все пороки общества того времени. Его не заботит облик вверенного ему города, не интересует жизнь жителей. Этот человек думает исключительно о себе и о своем материальном положении. Гоголь не случайно не называет город, в котором происходит действие, обозначая его просто «городом N». Этим он показывает, что такие события могли случиться абсолютно в любом городе нашей страны. Такие городничие, как Сквозник-Дмухановский, не исключение, а реальность. Именно такие люди управляют нашими деревнями, селами, городами и страной.

Николай Васильевич Гоголь является настоящим патриотом своей страны. Он любит свою родину и с помощью своего сатирического произведения высмеивает те пороки, которые ведут страну к упадку, мешая ей расти и развиваться.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Образ городничего в «Ревизоре». Здесь поднимается тема коррупции и поступков, которые ведут к ней. Образ городничего раскрывается с помощью описания характера героя, его поведения и поступков.

2821,Мини-сочинение на тему «Образ городничего в комедии «Ревизор»»

Одним из ярких персонажей пьесы Гоголя «Ревизор» является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Этот наглый, проворовавшийся человек вызывает у читателя отвращения, но заслуживает уважения в обществе, в котором он живет. Так каков же образ городничего в комедии «Ревизор»?

Вариант 2

Городничий – один из персонажей пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя. Там нет положительных или отрицательных персонажей. Гоголь пытался акцентировать внимание на реальные события в целом, а не отдельных людей.

В пьесе ему не меньше пятидесяти лет. Тридцать лет он находится на службе. В данный момент является городничим в уездном городе. Амос Федорович шел по карьерной лестнице с самых низов, что видно по его грубым внешним чертам. У него есть жена и дочь, возможно, еще есть и младшие дети. К семье он относится с теплотой. Любит взятки и пытается выхватить себе долю во всем, обделяя при этом обычных нуждающихся людей.

Про внешность городничего Гоголь ничего не сказал, давая возможно читателям самим представить по описанию его характера в пьесе.

Как часто бывает у людей, которые «карабкаются» с самого низа в карьере, так и у городничего испортился характер. Он стал эгоистичен, хитер и высокомерен. Своего рода не глуп, но очень боится высокопоставленных чиновников. Его коллеги считают его очень умным из-за его способности хитрить.

В городе из-за Амоса Федоровича царит полная разруха: лекарства для больниц нет, церковь, которую должны были построить, так и не начата, законы не исполняются, люди живут, как могут.

Городничий получает весть, что к ним должен явиться ревизор. Он очень пугается этому и спешит исправлять проблемы в городе: приказывает, чтобы люди говорили, что церковь построили, но она сгорела; больных приказывает врачам вылечить и уменьшить их количество.

Из-за своего страха обычного мошенника принимает за ревизора, так как тот жил в городе уже две недели, но не платил. Амос Федорович обустраивает его в своем доме, кормит, поит, радуясь, что такой человек находится у него в гостях. Даже свою дочь хочет выдать за него замуж. А Хлестаков радуется, продолжая обманывать людей и использовать их. Получается, чиновники того города настолько испорчены, что нечестные действия приняли за благородство, так как сами всегда так поступали.

Люди города жалуются ревизору на своего городничего, говорят, что тот только ворует, а народ и процветание города его не интересует.

Позже выяснилось, что они приняли за ревизора не того человека. Городничий отчаянно удивляется и ругает себя за то, что дал себя так обмануть и не снимает с себя этой вины. Это говорит о том, что до этого момента, никому не удавалось обмануть Амоса Федоровича.

Таким образом получается, что городничий полностью живет в своем аморальном мире, в котором даже не может отличить хорошее и плохое.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Поступки городничего

Более полно раскрыть и понять образ городничего помогает поступки, которые он совершает. Именно этому герою принадлежит фраза: «К нам едет ревизор», так как городничий больше всех обеспокоен этим событием. В городе царит бардак и разруха, и всему виной поступки этого лицемерного человека.

Городничий решает пустить пыль в глаза проверяющему, выгородить себя и остаться не при чем. чтобы создать видимость работ, он принимает совершенно бесполезное решение: он приказывает разобрать старый забор, выдав это действие за строительные работы.

Также герой обеспокоен отсутствием церкви в городе. До приезда ревизора его это не волновало, но теперь у проверяющего могут возникнуть вопросы, ведь все деньги на строительство церкви Антон Антонович присвоил себе. В такой ситуации он не придумал ничего лучше, чем сказать, что строение разрушило стихийное бедствие.

Читайте также:
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение

Как лживого и непринципиального человека характеризует его и то, что он за взятки мог освободить от военной повинности одних, и отправить незаконно в армию других людей.

Городничий – собирательный образ

Сквозник-Дмухановский, как и многие герои пьесы, собирательный образ. В нем сплелись все пороки общества того времени. Его не заботит облик вверенного ему города, не интересует жизнь жителей. Этот человек думает исключительно о себе и о своем материальном положении. Гоголь не случайно не называет город, в котором происходит действие, обозначая его просто «городом N». Этим он показывает, что такие события могли случиться абсолютно в любом городе нашей страны. Такие городничие, как Сквозник-Дмухановский, не исключение, а реальность. Именно такие люди управляют нашими деревнями, селами, городами и страной.

Николай Васильевич Гоголь является настоящим патриотом своей страны. Он любит свою родину и с помощью своего сатирического произведения высмеивает те пороки, которые ведут страну к упадку, мешая ей расти и развиваться.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Образ городничего в «Ревизоре». Здесь поднимается тема коррупции и поступков, которые ведут к ней. Образ городничего раскрывается с помощью описания характера героя, его поведения и поступков.

Тест по произведению

Сочинение 4

Николай Васильевич Гоголь создал множество достойных произведений, каждое из которых содержит в себе глубокий смысл и проблему, которая может быть актуальна и в наши дни. Одним из таких произведений является комедия «Ревизор», написанная в 1835 году. Вторым по значимости героем комедии является городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он является главой города N, где и раскрывается весь сюжет.

Как ни странно, глава города, в руках которого вся власть, был беспорядочным человеком и мошенником, который брал взятки и воровал общественные деньги. Все начинается с того, что городничий зачитывает вслух перед своими подчиненными письмо, в котором изложена весть о скором прибытии ревизора в город. Данная новость привела в изумление всю власть и весь народ, который моментально узнал и распространил слухи. Городничий незамедлительно начинает отдавать приказы, направленные на моментальное благоустройство города.

Уже на этом этапе можно увидеть недобросовестность выполнения обязанностей. Начинается работа: из больниц выписывают больных людей, улучшают внешний вид преподавателей, скрывают забором недостроенные здания, вычищают главную площадь и многое другое. В голову городничего приходит мысль о том, что ревизор уже прибыл в город и скрывается под видом незнакомца. Подходящий под описание человек находится, это Хлестаков, мелкий чиновник. Каждое малейшее движение и шаг Хлестакова все больше убеждают городничего в своей версии. Он делает все, чтобы угодить и понравиться лживому ревизору: угощает изысками и уже ищет выгоду от дружбы с ним. Когда раскрывается правда, городничий приходит в ярость. Он не мог поверить в свою ошибку и в свое чрезмерно хорошее отношение к простому человеку. Ведь он привык хорошо обращаться лишь с теми, кто находится с ним на одном уровне, а простых людей он даже не считал таковыми. Пережив унижение, городничий впервые в жизни понимает свою безнравственность, низость и грешность.

Образ городничего в комедии Гоголя является собирательным образом всей российской власти того времени. Взятки, воровство и беспорядочность должностных лиц не были чем-то удивительным. Через образ городничего автор лишь высмеивает таких людей. Большую комичность Гоголь придает с помощью немой сцены, в которой город посещает настоящий ревизор.

Образ и характеристика Городничего в комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами из текста

Характеристика героя

Антон Антонович местный городничий, он управляет всеми делами в городе, имеет большой авторитет среди местных жителей. Благодаря его управленческим качествам и особому взгляду на жизнь, в городе царит разруха, бардак. Недостроенная церковь, беспорядок все это дело рук нашего героя.

Он является представителем жадного, вороватого чиновничества, который всегда найдет для себя выгоду. Несмотря на свою должность, боится людей, стоящих выше его по званию или карьерной лестнице. Обладает трудным характером.

Антон Антонович очень любит деньги. Он никогда не отказывается от дела, если знает, что оно принесет для него выгоду и материальные блага. Городничий берет взятки, не стыдится этого.

Что касается общественного положения, то в своем окружении его считают умным и знатным человеком, к которому стоит прислушиваться. Он имеет вес в обществе и с его словом принято считаться.

Периодически городничий ходит в церковь и пытается замолить свои грехи, искренне веря в то, что после посещения церкви он становится чист душой. Герой чувствует в глубине души, что ведет себя неправильно, но ничего не может и не хочет изменить.

(Марья — дочь и Анна Андреевна — жена Городничего) Антон Антонович обладает говорящей фамилией Сквозник Дмухановский. Он проворовался настолько, что боится даже собственной тени. Но, несмотря на все негативные черты, он является прекрасным организатором и оратором. Несмотря на то, что городничий выходец из простой семьи, он сумел добиться достаточно высокого положения в обществе. Что касаемо внешности, автор оставляет читателю выбор, не упоминая о ней практически не слова. Городничий имеет жену и дочь, к которым относится с любовью и трепетом.

Читайте также:
Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя: сочинение

Семья городничего

У Антона Антоновича есть любимая жена и дети, к которым он очень хорошо относится. Кроме старшей дочери Марии есть и младшие. Городничий нежно относится к своей супруге, называя ее «душенькой» и делясь своими проблемами.

А она, в свою очередь, мягко обличает мужа, ведь он – человек видный, и, по ее мнению, должен вести себя соответственно. «…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” – переживает супруга.

Городничий и Хлестаков

К сожалению, чего боялся Антон Антонович, то его и постигло: приехал ревизор. Но только не знал городничий, что это псевдопроверяющий и мошенник, поэтому и попал в сети обманщика. Иван Александрович Хлестаков оказался очень хитрым и так умело играл роль ревизора, что усомниться в правдоподобности происходящего было трудно, да и зачем, ведь не хочется подвергать анализу, казалось бы, очевидные вещи. Поэтому и старается Антон Антонович изо всех сил показаться хорошим, выставить свою работу с лучшей стороны, ни в коем случае не ударить лицом в грязь, подлизаться, притвориться.

Дорогие читатели! Возможно, вам будет интересен образ Остапа Бульбы в произведении Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Предлагаем ознакомиться с ним.

Подхалимничать перед высшими чинами Антон Антонович умеет, но если бы он на самом деле был таким, каким себя выставляет. А Иван Хлестаков оказался великолепным актером и, находясь в гостях у городничего, преподнес себя как самый настоящий чиновник, так что ни у кого из его сослуживцев даже мысли не возникло усомниться. Какой же ужас испытал Антон Антонович, когда в городе появился настоящий ревизор, и мошенничество Хлестакова раскрылось. Это еще раз подтверждает известную истину: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

И Иван Хлестаков, и Антон Сквозник-Дмухановский – бессовестные люди, которые берут взятки, корыстолюбивые, высокомерные и тщеславные; трусливо ведут себя перед страхом быть наказанными и наглеют в то время, когда им ничего не угрожает.

Они отражают общество 19 века, закосневшее в пороках.

Отзывы о пьесе

«Лично мне жаль городничего. Каким бы он ни был, я понимаю, что на этом человеке лежит большая ответственность за город и его жителей. В конце произведения Антон Антонович переживает настоящий ужас, когда узнает, что Иван Хлестаков – не кто иной, как мошенник, и придется отвечать перед настоящим ревизором. Что ж, действительность бывает суровой».

«Что делать, если едет проверяющий, а ты не готов дать отчет за то, в каком состоянии находится вверенный в управление город. Антон Антонович, подлизавшись к Хлестакову, думал, что проблема уже решена, и он смог расположить к себе проверяющего. Тем больший испытал страх и досаду, когда почтмейстер прочитал письмо от Хлестакова, который оказался вовсе не ревизором, а обманщиком. Этот эпизод вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, грусть, с другой – смех. Печаль от того, что такие случаи бывают и в реальной жизни, но становится смешно, когда представляешь глаза Антона Антоновича при известии о том, что ревизор ненастоящий, и его попросту одурачили. «Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. » – сокрушается он, но уже поздно. Едет настоящий ревизор, который может наказать по всей строгости».

Образ героя в произведении

(Каюков Степан Яковлевич в роли Городничего, Малый театр, 1952)

Герой олицетворяет собой человеческие пороки — жадность, скупость, любовь к деньгам, собранные в едином персонаже. Гоголь очень подробно описал характер и внешность своего персонажа, составляя примечания для актеров:

«…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью…»

Городничий собрал в своем образе самые низшие качества чиновничества жадность, скупость, власть, которая не граничит с законом и, конечно же, взяточничество. В комедии он является олицетворением паразитизма.

Антон Антонович является ярким представителем произведения. Нельзя сказать наверняка, отрицательный он герой или положительный. Скорее всего, городничий является олицетворением реальных людей, имеющих и те, и другие черты характера. Он не любит работать, является бездельником, но при этом умеет красиво говорить о своих делах. Паразитический образ жизни полностью его устраивает, он играет в карты, ворует и ходит в церковь каждое воскресенье.

Отношение автора к городничему

В лице городничего Гоголь изобличает бюрократический аппарат, погрязший во взяточничестве и чинопоклонении, недаром пьеса начинается с цитаты: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Автор не выражает резких негативных эмоций в адрес персонажа, он скорее насмехается над ним. При этом глупости и жадности чиновника противопоставляются сообразительные и хитроватые слуги.

Читайте также:
Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

В конце пьесы жанр меняется, превращаясь из комедии в трагикомедию. Антон Антонович не может понять, как он, видящий мошенников насквозь, не смог распознать обман.

Здесь Гоголь приписывает городничему монолог, через который обращается к читателю, заканчивает его фразой: «Над кем смеетесь? Над собою смеетесь! Эх вы!»

Черты характера

С первых страниц пьесы городничий предстает перед читателем как отрицательный персонаж. Его внешность, характер и поступки создают портрет властного и жестокого хозяина города N. Для наилучшего понимания персонажа ниже приведены основные черты его характера.

  • Двуличие. Гоголевский чиновник только на людях выглядит как добропорядочный служитель закона и примерный семьянин. На самом же деле ему наплевать на работу, а к своей семье он относится пренебрежительно.
  • Безжалостность. Лучше всего эта черта видна по общению городничего с купцами, которым от него нередко достается. Чиновник оскорбляет их, угрожает им и часто прибегает к шантажу.
  • Чванливость. Городничий всегда выглядит как напыщенный индюк, его важности и самолюбию просто нет предела.
  • Жадность. Он никогда не упустит наживу, которая сама плывет в руки. Сколько бы ни лежало товаров на прилавках магазинов, он скупает все подряд вне зависимости от того, нужны ему эти вещи или нет.
  • Суеверность. Это качество наглядно показано в сцене, где городничий рассказывает о своем сне про огромных черных крыс. Якобы он так предчувствовал появление ревизора.
  • Страсть к азартным играм. Антон Антонович любит играть в карты и часто проигрывает огромные суммы, а деньги на погашение долгов берет из казны или вымогает у купцов.
  • Лживость. Нередко чиновник не только привирает, но и откровенно лжет. Например, о якобы сгоревшей во время пожара церкви. На самом деле он просто растратил средства, которые были выделены на ее строительство.

При таком обилии негативных качеств резонно встает вопрос о том, есть ли в характере городничего хоть что-то хорошее. Скорее да, чем нет, поскольку ни один герой рассказа Гоголя не является полностью положительным или полностью отрицательным.

Однако приведенные далее черты характера логичнее называть сильными сторонами.

  • Красноречивость. В этом чиновнику нет равных. Когда кого-то нужно в чем-то убедить, он находит массу цветистых выражений, надежных доказательств и правильных речевых оборотов.
  • Уверенность в себе. Чиновник всегда держится уверенно и твердо, формируя вокруг себя атмосферу важности и нужности.
  • Продуманность. Городничий старается просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. Так, он хотел женить ревизора на своей дочери, чтобы получить генеральское звание.

Сочинение на тему Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он – постаревший и в своем роде неглупый человек, солидно ведущий себя. Служа чиновником около тридцати лет, он все ещё не нашел время навести в своем городе порядок, однако считает себя лучшим мошенником. Он наживается на любом предмете, утрируя о своем уме, хоть некоторые жители и говорят герою что он весьма туп. Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование.

Повседневная деятельность Городничего приводит к исключению честной службы в городе. Он видит настоящую обстановку дел, однако не решается принять что-либо против них. Лишь с уведомления о приезде ревизора герой заставляет себя навести порядок, взявшись за работу главой города. Обладая своей властью, он не может заставить кого-либо бояться его, так как в реальности он совсем не таков, каким хочет казаться. Задачи, которые он даем горожанам в надежде их исполнения, поверхностны и созданы исключительно для того, чтобы создать впечатление порядка, коего на самом деле никогда не было. Городничий с детства знает, что “для счастья нужны деньги и чины”, по этому, ради такой веры готов на взяточничество и казнокрадство.

Занимая столь высокий пост, герой отнюдь не образованный человек, грубый в поручениях, с целым букетом злых наклонностей. Гоголь пытался раскрыть через Городничего портрет истинных чиновников того времени. Зависть, жадность, ложь, напыщенность и лесть. Этот список можно продолжать ещё долго, однако лишь его половина, присутствующая в Сквознике-Дмухановске, показывает нам яркий пример как прошлых, так и нынешних чиновников.

Развязка новеллы заключается в одурачивании чиновника Городничего и вымысле личности, вокруг которой крутилась сюжетная линия повествования. Ревизор оказывается жуликом из Петербурга, обманув всех жителей и чиновников. В конце концов, герой, при свей своей опытности и мудрости, предстает одураченным и обведенным вокруг пальца, прибывая в изумлении и печали.

Вариант 2

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский является одним из ярких ключевых персонажей произведения, представленный писателем в образе немолодого мужчины, имеющего должность городничего в уездном городке, отдавшего большую часть своей жизни государевой службе.

Городничий изображается в комедии в качестве человека, отличающегося толстым носом, проседью в волосах, жесткостью и грубостью черт лица, на которых лежит отпечаток тяжелого пути по карьерной лестнице.

Антон Антонович является семейным любящим человеком, имеющим супругу Анну Андреевну, любопытную, кокетливую женщину и дочь Марью Антоновну.

Персонаж характеризуется как жадный, ненасытный человек, не предпринимающий никаких действий по благоустройству вверенного ему города, ищущий лишь любые способы для собственного обогащения в виде разворовывания государственной казны и выделенных денежных средств, получения взяток и дани с торговых лавок.

Читайте также:
В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души?: сочинение

Кроме того, городничий не испытывает неловкости из-за постоянного нарушения им законодательных норм в виде набора на воинскую службу мужчин, которые не подлежат службе в армии.

Городничий увлекается карточными играми, за которыми проводит значительную часть своего досуга совместно с представителями местного чиновничьего круга, а также имеет традицию посещения церкви.

В кругу местных чиновников Антон Антонович имеет репутацию грамотного и умного руководителя, не замечая его глупости, безделья, красивых бесполезных речей. Заветной мечтой городничего является присвоение ему генеральского звания, которое он надеется получить в ближайшее время.

Истинная сущность героя проявляется в момент приезда в город контролирующего инспектора, когда городничий, боясь лишиться своего места, предпринимает изощренные попытки представить ситуацию в городе благоприятной, но все его попытки остаются бессмысленными, поскольку ревизор оказывается обыкновенным приезжим.

Пафос комедии

Знаменитые слова городничего, который он произносит в финале комедии, отражают внутренний пафос «Ревизора». Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении.

Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников.

В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

Группы действующих лиц

Прежде чем приступить к анализу образа Городничего в комедии «Ревизор», нужно отметить, что все герои произведения разделены на группы по своему социальному статусу.

Главенствующую роль в этой иерархии занимают чиновники. К ним и относится городничий. За ними идут неслуживые дворяне, которые в последнее время превращаются в обычных сплетников. Яркий пример — Добчинский и Бобчинский. Третью группу составляют мещане, купцы и крепостные слуги, к которым относятся как к людям низшего сорта.

Отдельное место в социальном устройстве общества уездного города Гоголь уделяет полицейским. В результате писателю удается изобразить на примере одного города всю Россию, показать все существующие сословия и группы.

Гоголя особенно интересует изображение общественных нравов и характеров отечественных бюрократов и чиновников.

Образ городничего в комедии «Ревизор»

В городничем Гоголь обобщил самые худшие черты, которые ему удалось выявить в крупных государственных служащих своего времени. Часто от их милости или произвола зависела судьба многих людей, чем они и пользовались. Отсюда лизоблюдство, взятки и чинопочитание.

Комедия начинается с вести о том, что в уездный город должен приехать ревизор. Едва узнав об этом, городничий собирает своих подчиненных, чтобы организовать все в лучшем виде, чтобы у проверяющего не возникло никаких подозрений.

Их беседа носит весьма откровенный характер. Ко всем он требователен и придирчив, он знает, кто и откуда ворует.

«Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души»»

Остановимся на некоторых примерах. Образ раскрывается через речевую характеристику. Многословие, пустословие, погоня за дешёвой красивостью— вот отличительные признаки почтмейстера речи. «Уснащение» его речи заключалось в том, что ои наводняя без всякой надобности свой рассказ «множеством разных частиц», короче — слов-паразитов, как-то: сударь ты мой; эдакой какой-нибудь; знаете; понимаете; можете себе представить; относительно; так сказать; некоторым образом. Такие слова он «сыпал… мешками», и в глазах непритязательного и ограниченного городского общества, эта особенности его речи стяжала ему славу красноречивого человека.

Блестящий образец «красноречия» почтмейстера со всеми свойственными ему качествами представляет «Повесть о капитане Копейкине». Здесь на виду и присущее ему многословие, и живость рассказа, и повторы, и погоня за иностранщиной, и риторические, эффекты, и просторечие, и множество различных частиц, «уснащающих» этот рассказ.

Гоголь прекрасно воспроизводит в резко сатирическом плане типичную для того времени речь дамского общества. Дамское общество города N, являющееся типичным дамским обществом того времени, отличалось прежде всего слепым преклонением перед всем иностранным: этикетом, модами, языком. Стремясь к изяществу и благородству речи, дамы города N виде ли возможность приобрести эти свойства речи < лишь усиленным внедрением иностранных слов (преимущественно французских), очень часто искажённых.

Пристрастие городских дам к французскому языку вынуждает Гоголя вставлять в их речь, даже в их характеристику ряд иностранных слов, которые несут здесь резко разоблачительную функцию: презентабельны, этикет, мода, контр-визит, манкировка, интересанта, аноним, инкомодите, клок, руло, шемизетка, бельфам, галопад, получать форс, роброны. В частности, употребление последнего слова сопровождается следующим замечанием Чичикова в сердцах, за словами которого мы ясно слышим .самого автора: «Провал их возьми, как их называют…»

Гоголь говорит, что они «отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в славах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет…», а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя». В другом месте поэмы Гоголь еще раз подчёркивает, что «дамские благовонные уста» с особым усердием прибегали к множеству намёков и вопросов, в обращении с Чичиковым, которого они старались обворожить изяществом своей речи: «Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть такими дерзкими, чтобы спросить вас, о чём вы мечтаете?». «Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?». «Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту сладкую долину задумчивости?»

Читайте также:
Язык как материал словесности в лирическом отступлении Птица-тройка в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Ту же функцию разоблачении изысканного и приглаженного языка дам выполняют отдельные придуманные ими эпитеты: «пирожное, известное под именем поцалуя»; «маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем скррм-ностей».

Венцом этой сентиментально-изящной дамской речи в поэме служит письмо, полученное Чичиковым. Оно было написано, по замечанию Тополя, «в духе тогдашнего (времени» и тем самым представляет наглядный образец эпистолярного стиля той эпохи. Кудреватость слога письма бросается в глаза. Недаром даже Чичиков воскликнул: «А письмо очень, очень кудряво написано!».

В этом письме, начинавшемся «очень решительно»: «Нет, я должна к тебе писать…», дан подбор формул сентиментально-романтической книжной речи, очень модных в то время, но приведённых Гоголем с целью явного разоблачения. В письме говорится о «тайном сочувствии между душами», ставятся многозначительные риторического характера вопросы с данными на них ответами: «Что жизнь наша? — Долина, где поселились горести. Что свет? — Толпа людей, которая не чувствует».

Любопытно отметить, что Алеш в поэме Пушкина «Цыганы», критикуя светское общество, тоже отмечает, что он бросил в городах «толпы безумное говенье»; там «любви стыдятся-», а «где нет любви, там нет веселий». Но если в поэме Пушкина приведённые слова дышат бичующим гневом, то фраза Гоголя о бесчувственной светской толпе, вставленная в письмо дамы, выдержана в тоне резкого высмеивания.Писалось дальше о слезах, которыми автор письма омочает строки нежной матери, уже умершей; делалось приглашение Чичикову отправиться с ним в пустыню, «оставить навсегда город, где люди в душных оградах не пользуются воздухом». В этих словах, выдержанных в том же комическом тоне, явная перекличка со словами из «Цыган» Пушкина, где также дана критика городской жизни:

* Там люди в кучах, за оградой
* Не дышат утренней прохладой,
* Ни вешним запахом лугов.
* Заканчивается письмо выражением «.решительного отчаяния» в следующем четверостишии:
* Две горлицы покажут
* Тебе май хладный прах,
* Воркуя, томно окажут,
* Что она умерла в слезах.

Образный и словарный состав этого письма типичен для сентиментально-романтического языка 30-х годов, ставившего своей целью воздействие на чувствительные струны сердца адресата и совсем чуждого великому реалисту Гоголю. Целесообразно отметить, что Гоголь оттеняет ещё одну особенность дам города, связанную с их речью: они были очень чутки к отдельным, значительным для них словам, и часто сами эти слова были для них важнее вложенного в них содержания. Так, в поэме блестяще показано, как всё дамское общество было встревожено магическим словом «миллионщик», связанным с Чичиковым.

Дам встревожил, говорит Гоголь, «не сам миллионщик, а именно одно слово, ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни сё, ни то, и на людей хороших — словом, на всех действует».

Великолепным образцом дамской речи является диалог между двумя дамами: просто приятной и приятной во всех отношениях. Диалог этот характеризуется следующими основными особенностями. Речь дам — живая, динамичная, лишённая вместе с тем серьёзного содержания. Взволнованность дам, неустойчивость их мыслей, легкомысленность их выражается в перескоках с иной мысли на другую и в том, что основная цель, ради которой приехала гостья, мгновенно была заслонена разговором о новых фасонах платья: «Слова, как ястребы, готовы были пуститься в погоню одно аа другим».

Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души» – сочинение по “Мертвые души” Гоголь Н. В

Остановимся на некоторых примерах. Образ раскрывается через речевую характеристику. Многословие, пустословие, погоня за дешёвой красивостью— вот отличительные признаки почтмейстера речи. «Уснащение» его речи заключалось в том, что ои наводняя без всякой надобности свой рассказ «множеством разных частиц», короче — словпаразитов, както: сударь ты мой; эдакой какойнибудь; знаете; понимаете; можете себе представить; относительно; так сказать; некоторым образом. Такие слова он «сыпал… мешками», и в глазах непритязательного и ограниченного городского общества, эта особенности его речи стяжала ему славу красноречивого человека.

Блестящий образец «красноречия» почтмейстера со всеми свойственными ему качествами представляет «Повесть о капитане Копейкине». Здесь на виду и присущее ему многословие, и живость рассказа, и повторы, и погоня за иностранщиной, и риторические, эффекты, и просторечие, и множество различных частиц, «уснащающих» этот рассказ. Гоголь прекрасно воспроизводит в резко сатирическом плане типичную для того времени речь дамского общества. Дамское общество города N, являющееся типичным дамским обществом того времени, отличалось прежде всего слепым преклонением перед всем иностранным: этикетом, модами, языком.

необыкновенною осторожностью и приличием в славах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет…», а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя». В другом месте поэмы Гоголь еще раз подчёркивает, что «дамские благовонные уста» с особым усердием прибегали к множеству намёков и вопросов, в обращении с Чичиковым, которого они старались обворожить изяществом своей речи: «Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть такими дерзкими, чтобы спросить вас, о чём вы мечтаете?

Читайте также:
Идейный пафос «Тараса Бульбы»: сочинение

». «Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?». «Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту сладкую долину задумчивости?» Ту же функцию разоблачении изысканного и приглаженного языка дам выполняют отдельные придуманные ими эпитеты: «пирожное, известное под именем поцалуя»; «маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем скррмностей». Е зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем скррмностей».

Венцом этой сентиментальноизящной дамской речи в поэме служит письмо, полученное Чичиковым. Оно было написано, по замечанию Тополя, «в духе тогдашнего (времени» и тем самым представляет наглядный образец эпистолярного стиля той эпохи. Кудреватость слога письма бросается в глаза. Недаром даже Чичиков воскликнул: «А письмо очень, очень кудряво написано!

». В этом письме, начинавшемся «очень решительно»: «Нет, я должна к тебе писать…», дан подбор формул сентиментальноромантической книжной речи, очень модных в то время, но приведённых Гоголем с целью явного разоблачения. В письме говорится о «тайном сочувствии между душами», ставятся многозначительные риторического характера вопросы с данными на них ответами: «Что жизнь наша? — Долина, где поселились горести. Что свет?

— Толпа людей, которая не чувствует». Любопытно отметить, что Алеш в поэме Пушкина «Цыганы», критикуя светское общество, тоже отмечает, что он бросил в городах «толпы безумное говенье»; там «любви стыдятся», а «где нет любви, там нет веселий». Но если в поэме Пушкина приведённые слова дышат бичующим гневом, то фраза Гоголя о бесчувственной светской толпе, вставленная в письмо дамы, выдержана в тоне резкого высмеивания.

Писалось дальше о слезах, которыми автор письма омочает строки нежной матери, уже умершей; делалось приглашение Чичикову отправиться с ним в пустыню, «оставить навсегда город, где люди в душных оградах не пользуются воздухом». В этих словах, выдержанных в том же комическом тоне, явная перекличка со словами из «Цыган» Пушкина, где также дана критика городской жизни: Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов. Заканчивается письмо выражением «.решительного отчаяния» в следующем четверостишии: Две горлицы покажут Тебе май хладный прах, Воркуя, томно окажут, Что она умерла в слезах.

Образный и словарный состав этого письма типичен для сентиментальноромантического языка 30х годов, ставившего своей целью воздействие на чувствительные струны сердца адресата и совсем чуждого великому реалисту Гоголю. Целесообразно отметить, что Гоголь оттеняет ещё одну особенность дам города, связанную с их речью: они были очень чутки к отдельным, значительным для них словам, и часто сами эти слова были для них важнее вложенного в них содержания. Так, в поэме блестяще показано, как всё дамское общество было встревожено магическим словом «миллионщик», связанным с Чичиковым.

Дам встревожил, говорит Гоголь, «не сам миллионщик, а именно одно слово, ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается чтото такое, которое действует и на людейподлецов, и на людей ни сё, ни то, и на людей хороших — словом, на всех действует». Великолепным образцом дамской речи является диалог между двумя дамами: просто приятной и приятной во всех отношениях. Диалог этот характеризуется следующими основными особенностями.

Обенностями. Речь дам — живая, динамичная, лишённая вместе с тем серьёзного содержания. Взволнованность дам, неустойчивость их мыслей, легкомысленность их выражается в перескоках с иной мысли на другую и в том, что основная цель, ради которой приехала гостья, мгновенно была заслонена разговором о новых фасонах платья: «Слова, как ястребы, готовы были пуститься в погоню одно аа другим».

Пороки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Николай Васильевич Гоголь создал поэму “Мёртвые души” с целью осмеять человеческие пороки. У каждого слоя населения разные пороки, но все они сохранились и до нашего времени. Современное общество до сих пор борется с этими проблемами. Н.В. Гоголь хоть и осмеивал эти пороки, но всё же понимал насколько они отвратительны.

Чинопоклонство

Главным пороком героев “Мёртвых душ” является чинопоклонство. Чичиков множество раз льстил вышестоящим людям ради получения выгоды. Он делал всё, чтобы учитель относился к нему благосклонно. Он чуть не женился на уродливой дочери человека с хорошим чином ради получения места. Чичиков угождал помещикам, у которых хотел задёшево купить мёртвые души. Герой понимал, что его просьба выглядит странно, поэтому всячески пытался убедить помещиков сделать так, как он просит.

Желание наживы

Ещё одним пороком является желание наживы. Отец Чичикова дал сыну наставление делать всё, чтобы заработать хорошее положение. И герой начал проворачивать различные аферы. Он понимал, что его товарищи по училищу голодны на занятиях, поэтому он продавал им еду, которой они же и угощали раньше его. Чичиков выдрессировал мышь, а потом продал её. Во время службы на таможне Чичиков проявил себя лучше всех, поэтому контрабандисты предложили ему сделку. Чичиков и его напарник стали получать хорошие деньги от контрабандистов за провоз товара. Но его аферу раскрыли. Позже Чичиков работал в конторе, где тоже начал получать хороший доход со взяток, но и тут его раскрыли. Но герой не отчаялся и отправился совершать сделки по покупке мёртвых душ.

Читайте также:
Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Сплетни

Достопочтенные дамы города, куда приехал Чичиков для покупки мёртвых душ, тоже страдали от порока. Они постоянно распускали слухи, не важно правда это или нет. Услышав что-то от своих мужей, они тут же едут друг к другу, чтобы пересказать новость, существенно её исказив. Но вскоре выяснилось, что этот порок является не только отличительной чертой женщин. Чиновники тоже любили распускать слухи. Собираясь на балах, они разбивались на группы и обсуждали других.

Ложь

Ну и последним пороком является любовь ко лжи. От этого порока страдали абсолютно все герои. Чичиков постоянно лгал помещикам о цели покупки мёртвых душ, они понимали, что не всё так чисто, но делали вид, что верят. Тем самым они тоже лгали. Чиновники делали вид, что рады видеть друг друга, но при этом они ненавидели друг друга. Это тоже можно считать ложью.

Все герои поэмы Николая Васильевича Гоголя страдали как минимум от одного порока. Самое страшное, что герои даже не осознавали своей проблемы. Современное общество тоже страдает от подобных пороков, только они приобрели другой вид. Но и сейчас никто не хочет бороться с этими проблемами.

Пороки персонажей

Знаменитое произведение под названием «Мертвые души» написано известным русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем.

В этом произведении автор высмеял большое количество человеческих пороков.

Главным героем является помещик по фамилии Чичиков. Он хочет разбогатеть, поэтому ездит по всей России к разным помещикам и скупает «мертвые души» – это документы крестьян, которые умерли. Он знакомится ввиду своего путешествия со многими помещиками, у каждого из которых тоже имеется какой-то порок.

Первым помещиком, к которому приехал Чичиков, был Манилов. У него говорящая фамилия. Гоголь с долей иронии описывает его как человека вежливого, постоянно улыбающегося и пишет, что у него глаза напоминают сахар. На примере Манилова автор высмеял льстецов, лицемерие, слащавость. Что касается усадьбы данного героя, то в ней все слишком «розовое», но если присмотреться, то можно заметить какой-нибудь старый стул, портящий весь интерьер.

Вторым помещиком стала Коробочка. Это толстенькая помещица очень хозяйственная и не упускает своего. У нее на усадьбе царит порядок. Чичикову пришлось попотеть, чтобы уговорить ее продать мертвые души. Эта женщина оказалась дубинноголовой, скупой и бестолковой. Здесь Гоголь высмеивает скупость.

Потом Чичиков встретился с Ноздревым. Он был очень агрессивным и горячим человеком, постоянно спорил с Чичиковым, что в итоге тот был рад, что сбежал от него целым. Они чуть ли не подрались. Он обращается на «ты» к новому знакомому, что нельзя оставить без внимания. Он начинает много дел и ни одно из них не заканчивает. В этом герое высмеиваются такие пороки, как вранье, хамство.

Очередным помещиком, с которым пришлось вести Чичикову торги стал Собакевич. Это основательный помещик. Об этом говорят и его усадьба, и вес тела. Этот помещик очень толстый. В описании его жилья преобладают слова: «толстый», «полный», «добротный» и другие, связанные с объемностью и тяжестью. Этот помещик жесток и не жалует своих крепостных. Его главным порок является неутолимая жажда к наживе.

И заключительным сборищем пороков можно назвать Плюшкина. Дома у него царит хаос и беспорядок. Среди гор мусора и хлама невозможно отыскать хозяина усадьбы. Дом у него ветхий и нуждается в починке. Плюшкин давно перестал за собой следить. Он сохраняет все вещи и ничего не выбрасывает, с надеждой, что оно может пригодиться. Его пороки – это неопрятность и смерть души.

Также читают:

Картинка к сочинению Пороки в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные

Центральное место во многих произведениях отечественной и зарубежной классики занимает проблема образования и воспитания. Очень часто из этих проблем выходит третья — проблема самовоспитания.

Иван Алексеевич Бунин – ярчайшая фигура в литературной среде, выдающийся писатель реалистического направления, талантливый поэт, настоящий художник русского слова.

Главным событием рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар» стала встреча мужчины и женщины, ставших заложниками сильных чувств.

Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: