Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Сочинение: Характеристика чиновников в комедии «Ревизор» (+ таблица)

(744 слова) В 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над своей грандиозной комедией «Ревизор». Как известно, сюжет будущего произведения Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Гоголь постоянно вносил коррективы в текст пьесы. Окончательный вариант комедии был готов в 1842 году. Наиболее интересна для читателя характеристика чиновников в произведении Гоголя «Ревизор», ведь именно она стала главным достижением автора.

Характеристику чиновникам писатель даёт уже в самом начале своего произведения с помощью русской пословицы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Данная пословица позволяет читателю осознать всю сущность чиновничьего сословия: жалуясь на беды и невзгоды России, на трудность работы, эти люди пеняют сами на себя, ведь довели страну до отставания своим бездействием, своей алчностью, своим казнокрадством. В пьесе чиновники предстают в образе силы, которая поработила русское общество в первой половине девятнадцатого века. Гоголь хотел, чтобы его комедия стала своеобразным «зеркалом», отражающим все пороки общества.

Как можно заметить, абсолютно всех чиновников связывает чрезмерное стремление к стяжательству. Представители чиновничьей среды жаждут власти, денег, уважения и признания. Автор показывает, как легко обмануть друг друга в таком подлом мире. А порядочность и честность в этом королевстве кривых зеркал представляются оскорбительным явлением. Гоголь в комедии продемонстрировал всю ничтожность, абсурдность и нелепость жизни чиновничества.

Безусловно, образы чиновников в произведении Гоголя очень смешны, однако, они же ничтожны и чудовищны. Ведь в то время ситуация в городе «N» — это типичное явление во всех сферах общественной жизни и во всех уездных городов. Что же здесь смешного? Чтобы рассмотреть все грани характеров чиновников, рассмотрим их подробнее.

Конечно же, городничего нельзя назвать чрезмерно глупым человеком. Ведь он прекрасно понимает, в каком ничтожном положении находятся жители его города. Также герой осознаёт, в каком плачевном состоянии находятся образование и медицина. Несмотря на это, собственная выгода и благополучие для городничего превыше честности и порядочности. Автором тонко подмечено, что хитрый и ушлый городничий воспринимает трусость Хлестакова как тонкое коварство, ведь под воздействием страха городничий был ослеплен. Кроме того, в щеголеватом и бестолковом фате он видит своего столичного коллегу. Именно так провинциалы представляли горожан и во многом были правы.

На примере остальных чиновников, еще более ничтожных и глупых, читатель убеждается, что невежество в чиновничьей среде непобедимо, и его нельзя сдвинуть с места никаким просвещением. Так, автор с презрением относится к Ляпкину-Тяпкину. Ведь он не только не может выполнить работу, но также он не в состоянии нести ответственность за своё поведение и за свои суждения. Он готов оправдать даже взяточничество, хотя является судебным чиновником.

Среди чиновников выделяется и Земляника. Он опекает богоугодные заведения, но при этом является типичным пронырой. Земляника умеет блестяще построить разговор с представителями «власть имущих», но обязанности свои не выполняет. Деньги, выделенные на новую церковь, уже давно осели в его и не только его карманах. Его способности всегда обеспечивают ему успех. Чиновник считает лесть лучшим средством, чтобы проникнуть в чужую душу.

Смотритель училищ Хлопов уступает Землянике в невероятной способности льстить. У него это получается не так искусно. Однако Хлопов умело жалуется на учителей городничему. По его мнению, именно они распространяют вольный дух среди молодого поколения. При этом его уровень образования достоин лишь сожаления.

Шпекин, почтмейстер, настолько наивен и прост, что не стесняется читать и одалживать чужие письма. Столь явное пренебрежение профессиональным долгом никого из чиновников уже не удивляет, а напротив, забавляет. Они тоже любят узнать что-то новое и запретное.

Христиан Гибнер — уездный врач. Он не изъясняется по-русски и, конечно, никого не лечит, ведь двумя смертям не бывать, а одной не миновать. Одному автору известно, как такой человек вообще мог занять столь ответственный пост.

Читайте также:
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Степан Уховертов — разгильдяй и плут. Все его подчиненные пьянствуют, потому что начальник никак не контролирует их работу и сам не дурак выпить. Частный пристав так распустил полицмейстеров, что они били и правых, и виноватых.

Главный герой Хлестаков тоже представляет чиновничество, но столичную его часть — лощеную и обласканную протекцией. Нет ничего удивительного в том, что глупый и неопытный мальчик занял пост ревизора, ведь такие места раздают тем, кто имеет связи, а не талант. Хлестаков является воплощением нравственной пустоты, ее апофеозом. Герой проиграл в карты все деньги, и теперь из-за сложившихся обстоятельств выдаёт себя за ревизора, и лишь хитрость слуги уберегает его от своевременного разоблачения. Читатель видит, как Иван с радостью принимает поклонение и с щедростью одаривает всех своим вниманием, выдумывая новые награды и хвастаясь чужими успехами. Печально, но именно такие фаты нередко добивались больших высот благодаря влиятельным отцам.

Можно утверждать, что Николай Васильевич в своём произведении показал всю абсурдность жизни и власти чиновничьей среды. Он высмеял характерные для нее пороки и вынудил власть имущих посмотреть правде в глаза. Характеристика чиновников в пьесе «Ревизор» исключительно меткая и удачная.

Многомудрый Литрекон представляет характеристику чиновников «Ревизора» в таблице. Здесь Вы найдете полный список героев, имеющих чин и участвующих в действии.

Таблица: Чиновники города N в комедии «Ревизор»:

Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.

Описывая чиновников, Н. В. Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”.

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он не глуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он “обманывал мошенников над мошенниками”. Городничий — убежденный взяточник: “Это уж так самим Богом устроено, а волтерьянцы напрасно против этого говорят”. Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — “со временем. влезть в генералы”. А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. “Что, самоварники, аршинники. ”, — обращается он к ним. Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип “закон, что дышло”. Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти (“избран судьей по воле дворянства”). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за всю свою жизнь 5—6 книг, он считается “вольнодумцем и образованным”. Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит беспорядок.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, “человека толстого, но плута тонкого”. В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач “по-русски ни слова не знает”. Земляника же тем временем рассуждает: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.

Читайте также:
Тарас Бульба настоящий боевой товарищ: сочинение

Трепет перед начальством испытывает и смотрите ль уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”, говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого “простодушного до наивности” человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30-х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения”. Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников — таковы они по всей России.

Наверняка почти каждый из них, подобно Хлестакову, стремится “сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена”. И при этом “лжет с чувством” и “в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого”. Испытываемый же чиновниками города всеобщий страх, на котором и держится действие в комедии, не позволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестаков на самом деле. Поэтому они и верят в его вранье.

Все эти персонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управлявшего Россией в те годы. Правдивое их изображение Николаем Васильевичем Гоголем позволило сказать В. Г. Белинскому, что чиновничество — это “корпорация разных служебных воров и грабителей”.

Сочинение на тему: ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ

(по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Осенью 1835 года Николай Васильевич Гоголь при­ступил к работе над комедией, замысел которой он охарактеризовал так: «В «Ревизоре» я решился со­брать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем». Пьеса была написана в течение 2-3 месяцев и впервые по­ставлена на сцене Петербургского Александровского театра 19 апреля 1836 года. Премьера произвела на зрителей сильное впечатление: «Робкий смех, отсут­ствие аплодисментов, зато напряженное, судорожное внимание за всеми оттенками пьесы показывали, что все происходившее на сцене страстно захватывало сердца…»

Неудивительно, что еще при жизни писателя ко­медия была разобрана на афоризмы. Реплика город­ничего: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор» вот уже более 150 лет цитируется, перефразируется, дополня­ется, а значит, существует, не теряя своей жизненной силы. Имена Хлестакова, Держиморды, Ляпкина-Тяпкина, унтер-офицерской вдовы, «которая сама себя высекла», стали нарицательными. Все это свидетель­ствует о незаурядном литературном таланте Гоголя, описавшего современную ему чиновничью Россию 30-х годов XIX столетия.

Задуманный писателем сюжет позволил погово­рить со зрителями и читателями пьесы о недостат­ках, расплодившихся в чиновничьей среде: о пошлос­ти и низкой образованности чиновников, их алчности и двуличности, взяточничестве и казнокрадстве, зло­употреблении властью и пренебрежительном отноше­нии к своим служебным обязанностям. Носителями именно таких пороков предстают перед нами персо­нажи комедии.

Судья Ляпкин-Тяпкин прочитал за всю свою жизнь «пять или шесть» книг, «и потому каждому своему слову дает вес», а на лице сохраняет «значи­тельную мину». Аммос Федорович не гнушается брать взятки и открыто признается в этом, а в делах подве­домственного ему суда царит полное запустение: «…как загляну в докладную записку — а! только ру­кой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней прав­да и что неправда».

Читайте также:
Сочинение по произведению Гоголя - Мертвые души: сочинение

Равнодушен к исполнению своих обязанностей и попечитель богоугодных заведений Земляника. В боль­нице у него грязь и вонь, врач «по-русски ни слова не знает», а больные мрут как мухи. При этом Земляника находит себе оправдание в доморощенной философии, делясь следующими наблюдениями: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Смотритель уездных училищ Хлопов ни в чем не уверен и боится даже собственной тени. «Не приведи бог служить по ученой части», — восклицает этот вко­нец запуганный человек, у которого «и души нет, и язык как в грязь завязнул», стоит только заговорить с ним кому-нибудь хотя бы одним чином повыше.

А «простодушный до наивности» почтмейстер Шпе­кин развлекает себя чтением чужих писем, считая, что это «преинтересное чтение… есть прекрасные места», и черпая оттуда все свои сведения о жизни.

Во главе всех уездных чиновников стоит городни­чий. Антон Антонович далеко не глуп. Напротив, он хитрый и расчетливый делец, приобретший за трид­цать лет службы «похвальную» способность обманы­вать «мошенников над мошенниками», «поддевать на уду» пройдох и плутов да во всех делах руководство­ваться лишь корыстным расчетом. Городничий — взя­точник и казнокрад, по-моему мнению, и есть самый главный вор, предводитель шайки «служебных граби­телей». Он обладает необходимой властью для того, чтобы приструнить вороватых чиновников (более того, это его обязанность!), но лишь преступно потворствует их должностным преступлениям и вовсю совершает собственные.

Картина чиновничьей России была бы неполной без, пожалуй, самого яркого персонажа комедии — Хлестакова. Писатель постепенно раскрывает его ха­рактер, и мы начинаем понимать, что петербургский чиновник, «столичная штучка», по уровню своей обра­зованности и моральным качествам ничем не отлича­ется от уездных чиновников. Разве что только свет­ским лоском да широтой размаха… лжи! Он изо всех сил стремится казаться «хоть одним вершком повы­ше» того положения, которое занимает, «говорит и действует безо всякого соображения» и при этом «с чувством» лжет.

Надо сказать, что Гоголь был огорчен исполнением на сцене роли Хлестакова. Подробные указания для актерского исполнения этой роли писатель дал в при­ложении ко второму изданию комедии: «Что такое, если разобрать, Хлестаков? Молодой человек, чинов­ник и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми… Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлеста­ковым, но не хочет только в этом признаться… И лов­кий гвардейский офицер окажется иногда Хлестако­вым, и государственный муж… и наш брат, грешный литератор… Словом, редко, кто им не будет хоть раз в жизни…»

Может быть, не будет лишним попробовать отыс­кать частицу Хлестакова в себе?

Характеристика чиновников в «Ревизоре»: образы, описание

Содержание:

Основная часть комедии Гоголя посвящается формированию образа власти, характерной для России в девятнадцатом веке. Сплошная коррупция, безразличие в отношении народных проблем приводят уездный город в полную разруху. Все персонажи – собирательные образы. Чиновников объединяли одинаковые пороки, они сходились в мировоззрении, отношении к людям, своим обязанностям.

Автор высмеивает класс чиновников, создавая групповой портрет российских правителей. Гоголь был искренним патриотом, он верил в свою страну. Писатель знал, что чиновничество закончится, люди станут свободнее, смогут восстановить культуру, духовные ценности Руси.

Образы чиновников в комедии «Ревизор»

Задание каждого управленца – облагораживать территорию, заботиться о населении, развивать культурную, образовательную, медицинскую сферы. В комедии «Ревизор» правители заботятся только о собственных удовольствиях, достатке. Рассмотрим чиновников произведения подробно.

Чиновник Ляпкин-Тяпкин – один из представителей власти

Аммос Федорович – судья, страдающий завышенной самооценкой, самовлюбленностью. В общении он ведет себя по-свойски с любым собеседником, в том числе с городничим. Социальный статус городничего намного выше. Аммос уверен – он настоящий интеллектуал. За годы своей жизни герой осилил не больше шести книжек.

Читайте также:
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники: сочинение

Работа судью не интересует, он все делает наотмашь. Главные интересы – охота, взятки. В качестве взяток его не прельщают деньги, он берет дорогих щенков. Ляпкин-Тяпкин считает, что взяточничеством можно назвать только передачу денег, борзые не являются взятками.

В судебной канцелярии происходит хаос. В коридорах разгуливают гуси, судебные дела в полнейшем беспорядке. Судья сам забывает, где записал важную информацию.

Городничий – как Гоголь передает его образ

Задача городничего – не только произнести речь. Он организовывает процесс управления, руководит полицией, обеспечивает городской порядок, благоустраивает территорию. Но это не про Антона Антоновича. Глупым героя комедии нельзя назвать. Он в курсе, как обстоят дела в городе Н, знает об ужасном состоянии медицинского обслуживания, образовательной сферы. Но для городничего важнее его приоритеты: доход, взятки. Характеристика персонажа:

  • Умен, хитер;
  • Жаден к деньгам;
  • Беспринципен;
  • Не желает нести ответственности;
  • Труслив.

Для Сквозника-Дмухацкого приезд ревизора становится страшным кошмаром. От страха он теряет бдительность. Обман – это урок для жадного, самовлюбленного персонажа. Для чиновника нехарактерно чувствовать себя виноватым, он никогда не переживал за пустую городскую казну, уходившую в карманы управленцев. Чтобы оправдать себя, городничий сетовал на мизерное жалованье.

Характеристика чиновников в «Ревизоре» – Земляника

Особое внимание автор уделяет попечителю богоугодных заведений. Пронырливый Земляника мастерски льстит высшим чинам. Самовлюбленные правители помогают ему добиться успехов в делах, оставляют при должности, будучи падкими на лесть.

Герой прекрасно ознакомлен со страхами людей, гордыней. Он знает, когда вовремя сказать комплимент, предложить поддержку или восхититься человеком. В душе персонаж является подлым, низким. Он готов обойти друзей, коллег, родных ради своей выгоды. Совершенно не занимается работой. Больные гуляют, курят трубки в коридорах.

Рассказ о чиновниках из «Ревизора» – Шпекин

Шпекин занимает должность почтмейстера. Отличается небывалым любопытством. Его любимое занятие – читать чужие письма. Так он коротает скучные рабочие дни. Для него служба – своеобразный тест участников переписки. Он изучает их секреты, мысли, чувства.

Герой стал первым, кому открылась истина про Хлестакова. Почтмейстер всегда присутствует на работе, но посылки людям не приходят, почта запущена, в документах хаос.

Комедия «Ревизор» – образ смотрителя училищ

Персонаж по фамилии Хлопов постоянно льстит отцам города – городничему, судье. Его любимое занятие – подача жалоб на преподавателей. Хлопова возмущало их вольнодумство, образованность.

Черты характера: безалаберность, безответственность, трусость, льстивость. Чиновник увлечен азартными играми.

Чичиков у Собакевича – анализ эпизода, сочинение

5 глава. В известной повести Гоголя приобретатель мёртвых душ Чичиков, приехав по этому необычному делу к Собакевичу, впервые стал участником настоящей сделки, включающей оглашение намерений сторон, жёсткий торг и даже передачу задатка под расписку.

Если предыдущие герои-помещики удивлялись Чичикову и его предложению, то в случае с Собакевичем всё наоборот – не перестаёт удивляться сам покупатель необычного товара.

Во-первых, он был поражён хозяйством помещика. Все строения, и господские, и крестьянские, были сколочены прочно, на века. Даже сруб колодца дубовый.

Однако при такой основательности всего возведённого нет никакого намёка на желание обитателей как-то украсить свой быт. Эстетика не в чести и у самого хозяина имения. Он разрушил замысел архитектора и изуродовал свой дом: велел выбросить одну колонну из 4-ёх, заколотил окна, придававшие симметрию, и велел провертеть одно сбоку.

Внешне Собакевич напомнил Чичикову медведя. Так толст и неуклюж он был в своём фраке медвежьего цвета. Шеей вращать он был не в состоянии и поворачивался к собеседнику всем туловищем. Огромными ногами ступал вкривь и вкось. При этом комично интересовался, не побеспокоил ли он гостя.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Характеристика героя через вещи, которыми он себя окружил, рисует образ человека грубого, живущего сугубо материальными заботами. Души у него будто и нет, или она, как у Кощея Бессмертного, находится за горами, за морями.

И картины на стенах с изображением греческих полководцев-великанов, и стулья, и бюро – всё под стать медвежьей натуре помещика, у которого и имя соответствующее – Михаил Семёнович.

Бездуховность Собакевича, его примитивная животная сущность раскрыты в описании обеда, за который он усадил Чичикова, поразив его воображение количеством съеденного. Хозяин уплёл щи, половину бараньего бока, кусок индюка, фаршированной няни, ватрушку величиной с тарелку. При этом он представляет собой какую-то биологическую перерабатывающую машину.

У Собакевича всё подчинено цели обеспечить себе такой образ существования. Вне этой задачи неизменного плотоядного довольства жизнью она теряет для него смысл. Люди ему неинтересны. Все чиновники уезда, упомянутые Чичиковым, для Собакевича – подлецы, разбойники, мошенники. Исключение он сделал для прокурора, да и того назвал свиньёй. Просвещение, по мнению Михаила Семёновича, – это фук, как и вообще все учёные занятия.

Кулак – так определил для себя суть Собакевича Павел Чичиков. Этот кулак никогда не разожмётся и не станет обычной ладонью. В кулак схвачено всё, что может принести помещику прибыль. Для него нет вещей, которые нельзя было бы продать и превратить в средство для удовлетворения собственного аппетита и наполнения желудка.

Поэтому и мёртвые души как предмет торга не удивили Собакевича. Он заломил по 100 рублей за каждого умершего. Правда удалось получить по 2 рубля с полтиной, но и то выгода.

У любого самого непривлекательного героя всегда есть что-то человеческое. Такова правда жизни. Следуя ей, Гоголь показал в Собакевиче черту, которая по логике вещей должна быть присуща хозяйственному человеку. Его герой ценит в своих крестьянах владение ремеслом и даже о мёртвых не скупится на похвалу, называя отличными мастерами по печному, плотницкому, каретному, сапожному делу.

Вариант 2

В 5 главе поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” Чичиков посещает помещика Собакевича, кулацкая натура которого ярко проявляется при продаже “мертвых душ”. Неуклюжий внешне помещик сразу видит выгоду в незаконной сделки с Чичиковым.

Образ Собакевича – сложен и неоднозначен. Состояние поместья показывает деловитость и основательность крепостника: избы крестьян прочные и крепкие, сделаны из полновесных бревен, даже колодец в деревни обшит дубом. Однако за такой заботой о крепостных скрывается цинизм и расчётливость хозяина имения. Собакевич против украшательств домов, ведь красивая резьба может потрескаться или сгнить и ее придется заменить, а это ненужные для помещика расходы, в теплых избах крестьяне будут меньше болеть, а значит лучше работать и приносить больше оброку. В погоне за материальными ценностями и выгодой душа Собакевича черствеет. В желании легкой наживы он даже готов продавать “мертвые души”.

Автор сравнивает помещика с медведем. Также как и лесной хищник, Собакевич обладает крепким телосложением и звериным чутьем. В своем имении он полновластный хозяин: в господском доме обнаруживается странное сходство помещика с мебелью, предметами интерьера и даже дроздом, живущем в клетке у окна. Все в доме Собакевича крепкого и неуклюжего свойства. Героя мало заботит внешняя красота, большое внимание он уделяет практичности и удобству.

Предложение Чичикова нисколько не удивляет крепостника. Собакевич не выказывает любопытства, ему не интересно знать зачем махинатору нужны “мертвые души”. Единственное, что волнует помещика, это личная выгода. Собакевич, не смотря на внешнюю неуклюжесть, оказывается умным проницательным человеком: он сразу догадывается о планах махинатора, однако незаконность сделки его не тревожит. Кулацкая натура героя проявляется в торгах за списки крепостных. Хитрый помещик хочет продать “мертвые души” как можно дороже. Герой просит у Чичикова за душу астрономическую суму, как за живого крепостного. Чтобы оправдать высокую стоимость, Собакевич нахваливает своих крестьян, говорит, что при жизни они были искуснейшими мастерами. Махинатору едва удается сбить цену. Чичиков остался недоволен поведением Собакевича. Кулацкая натура и деловая хватка помещика помогают ему не упустить своей выгоды. Образ Собакевича показывает, что стремление за материальными ценностями и пренебрежение духовными приводит к омертвлению души.

Читайте также:
Тема города в комедии Ревизор: сочинение

Чичиков у Собакевича – анализ эпизода

Несколько интересных сочинений

Шедевр – это такое произведение искусства, которое признаётся всеми людьми как самое лучшее произведение. К подобным творениям можно отнести литературные, музыкальные произведения, изобразительное искусство, архитектурные сооружения и многое другое

Нравы Запорожской Сечи были суровы, как и само время, и жизнь казаков, бежавших из разных краёв Российской империи за днепровские пороги, чтобы стать свободными.

Что может быть лучше в мае, накануне летних каникул, чем поход в лес всем классном! Лес сам по себе вдохновляет, а тут ещё приближающееся лето и весёлая компания не могут не радовать

Николай Васильевич Гоголь – писатель, который всегда стремился найти идеал человека. В своих произведениях он писал о разных героях, как положительных, так и отрицательных

Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

Сочинение Чичиков у Собакевича

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел. Однако, стоит сказать о том, что, когда Чичиков пришел к Собакевичу, он сумел понять его тип личности. Главный герой неохотно вел переговоры с неуклюжим помещиком, однако, когда второй понял тот факт, что и его интерес присутствует в данной сделке, он начал очень быстро и скоро принимать решения. Когда герои встретились друг с другом, стал понятным тот факт, что через данную сцену, писатель показал, что общество стало весьма циничным, и для него стало весьма привычным и обыденным проведение подобных сделок.

Описывая то, как Собакевич осуществлял прием гостя в своем доме, показывает его отношение к существованию и к проведению сделок. Герой обладал такими качествами, как циничность, чревоугодие и жадность. В моментах описания приема пищи персонажем, автор показал насколько для него важным был момент потребления, ведь когда Чичиков сел с ним за обеденный стол, он увидел множество блюд, которые для Собакевича были привычным видом трапезы. Тогда главный герой начал хвалить обед, однако, Собакевич в своем стиле обругал поваров за то, что они готовят еду из некачественных продуктов. Это говорило о том, что его никогда ничего не радовало по-настоящему, он не мог оставаться счастливым человеком даже в такие периоды времени.

Для Собакевича похвалить человека было сродни показу слабости. Данный человек был крайне циничным, черствым и недалеким. Можно сказать, что в отличие от Чичикова, который обладал острым умом и большой смекалкой, Собакевич был твердолобым и недалеким человеком с завышенной самооценкой. В моменте описания сделки, раскрылся истинный характер помещика. Во-первых, когда он услышал о подобной сделке, то ни на секунду не сомневался в том, что это противоречит его моральным принципам и нормам. Герой сразу же принялся торговаться в цене за одну душу. Также, он старался показать свой пылкий и твердый нрав, и в итоге ему удалось поднять цену за свой «товар». Для Чичикова крайне удивительным показался тот факт, что для Собакевича настолько интересной оказалась данная сделка. Автор хотел показать, что, несмотря на то, что герой казался неуклюжим и недалеким, жажда нажива заставила его проявить невероятную активность.

2 вариант

Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя является одним из ключевых произведений русской литературы, она проливает свет на сложившуюся систему, действующую в крепостническом обществе. Отношение помещиков к крестьянам, фактическое обесценивание человеческой личности, бесконечные поиски способов обмануть окружающих – вот реалии того времени.

Читайте также:
Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях Невский проспект и Портрет.: сочинение

Главный герой поэмы Павел Чичиков ради приобретения веса в обществе ездит по имениям и приобретает крестьян, которые фактически мертвы, но все еще юридически числятся в списках. Одним из таких помещиков оказывается Михаил Собакевич.

Имя Михаил выбрано неслучайно, помещик даже внешне напоминает медведя, и, как медведь является знаковым представителем русской фауны, так и Собакевич – живое олицетворение русского крепостничества. В доме помещика все сделано добротно, даже дома крестьян сделаны достаточно крепкими, при этом в каждом стуле чувствуется характер хозяина, его грубость и приземленность.

За разговором выясняется, что главной и, пожалуй, единственной любимой вещью Собакевича является еда. И сам автор отмечает, что у помещика, кажется, вовсе не было души. При этом, когда речь идет о возможности заработать, Собакевич проявляет исключительную изворотливость и расчетливость.

Особенно это видно во время обсуждения цены на мертвые души. Странное предложение нисколько не смущает помещика, он готов на все, даже на любые махинации, чтобы заработать лишний рубль. В этом его основное назначение и смысл жизни. Поэтому сначала он называет цену в 100 рублей, именно столько платят за полностью работоспособных крестьян. А после отказа Чичикова, чтобы повысить цену на уже усопших крестьян, он начинает придумывать всяческие уловки, рассказывая об их выдающихся качествах, которые, разумеется, уже никому не важны.

Собакевич – убежденный сторонник крепостничества, настроенный против всякого просвещения, это заметно даже в убранстве дома, ведь в нем нет ни одной книги. В ходе встречи перед читателем обнажаются основные характеристики подавляющего числа помещиков – закостенелость взглядов, губящее любые начинания стремление к наживе и следование вредным привычкам, здесь – чревоугодию.

Именно такие люди, как он, и удерживали государственный режим от таких необходимых реформ в те тяжелые годы, когда крестьяне находились под бесконечным гнетом, а политика в целом должна была быть полностью пересмотрена. Собакевич на деле и сам представляет собой мертвую душу, которую уже не спасти.

Также читают:

Картинка к сочинению Чичиков у Собакевича

Популярные сегодня темы

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами

Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.

Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!

Данное произведение, является не чем иным, как протест происходящему в той жизни, в которой жил автор. Он явно выражал, своё не довольство, к изменению жизни людей.

Анализ эпизода «Чичиков у Собакевича» («Мертвые души»)

Характеристика внешности Собакевича

На примере Собакевича Гоголь дает описание типичного представителя боярского сословия, проживающего в русской глубинке. Михаил Семенович (близкие звали его Семенычем) уже перешагнул 40-летний рубеж, но при этом отличался крепким здоровьем, что несколько пугало его самого. Автор заявляет, что природа не особенно трудилась над созданием этого индивидуума. Всем своим видом и повадками Собакевич напоминал медведя. Его отличали:

  • грубые черты лица, будто сделанные топором;
  • крепкая приземистая фигура;
  • толстая неповоротливая шея;
  • тяжелая походка;
  • взгляд исподлобья.

Даже в выборе одежде Семеныч отличался «медвежьим вкусом». Его фраки и камзолы были пошиты из ткани коричневого цвета, при этом рукава верхней одежды и панталоны были ему неизменно длинны.

Цвет лица героя автор сравнивает с каленым медным пятаком. Физиономия Собакевича никогда не выражала эмоций, при этом сам он оказывал на окружающих устрашающее впечатление.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Другие темы: ← Пискарёв в произведении Невский проспект↑ ГогольКоробочка в произведении Мертвые души →

Поведение и манеры помещика

Судя по описанию автором героев произведения, его отношение к этому сборищу людей сугубо негативное. Все основные персонажи поэмы предстают перед читателем в неприглядном образе. Например:

  • Ноздрев — сумасброд и скандалист;
  • Манилов — бездарь и бездельник;
  • Плюшкин — прижимистый скряга;
  • Коробочка — упрямая и глупая старуха.

Не стал исключением и Собакевич. Его говорящая фамилия вызывает у читателей ассоциации с цепной собакой. Помещик не отличается изысканными манерами, но при этом может вести себя по-разному. Иногда он угрюм и зол. В другое время Семеныч бывает красноречивым и прытким человеком. Речь Собакевича напориста и убедительна, особенно когда он действует в своих интересах. Помещик дорожит своим хозяйством и умеет с ним управляться, способен выгодно покупать и продавать любой товар.

Людей Михаил Семенович не любит и дает им только нелестные оценки. При попытке продать Чичикову «мертвых душ» Собакевич обнаруживает изворотливость и хитрость, пытаясь провернуть сделку с наибольшей для себя выгодой. Поведение Семеныча не меняется даже во время общения с собственной женой. Главная забота барыни — накормить своего супруга. Однако даже после сытного обеда помещик не проявляет ни к кому дружелюбия и снисходительности.

По натуре Собакевич — закоренелый консерватор, он не признает никаких новшеств, учебу считает пустой тратой времени. По его мнению, в прежние времена все было лучше, чем теперь: люди в прошлом отличались крепким здоровьем, а свиньи и коровы быстрее наращивали вес.

Михаил Семенович настороженно относится по всему иностранному, презирает либерализм и прогрессивные идеи.

Сочинение на тему «Чичиков у Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя)»

« …Не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Собакевичи и все прочие- вот «мертвые души». — А.И. Герцен.

Читайте также:
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники: сочинение

Сюжет поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголю дал А.С. Пушкин, лучший его друг и учитель. В своем произведении Гоголь решил показать Россию всесторонне, и в первую очередь Россию крепостническую.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Чичиков, главный герой поэмы, странствует по помещичьим имениям России и покупает мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков души. Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи имения находятся в окрестностях губернского города.

Так он попадает к Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу. Строения из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы крестьян были такие же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось неплохо.

Дом хозяина тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех колонн стояло всего три, хотя это и не соответствовало архитектуре, но было удобно хозяину.

Бричка подкатила к крыльцу – из нее вышел гость. Собакевич принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на медведя средней величины. Лицо его было красным, как каленый пятак. Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся мебель похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол или стул будто хочет сказать: «А я тоже Собакевич». На стенах висят портреты полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме нет ни одной книги.

Собакевич понимает толк в еде. У него: есть баран – давай всего барана, есть гусь — давай всего гуся. У Собакевича главное занятие в жизни – еда. Он нравственный урод, человек без души. «Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не там, где следует».

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У него все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает, что Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за живых.

Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О мертвых говорит как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего работника, не замечая, что говорит о мертвых людях. Собакевичи были убежденными крепостниками, врагами просвещения, твердой опорой самодержавия в России, основной силой, на которой держался самодержавно-крепостнический режим в России.

В образе Собакевича с большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека страсти к наживе, к накоплению.

У Собакевича все сосредоточено на накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении собственного благополучия.

Поэма «Мертвые души» названа так не случайно. Белинский пишет, что «мертвыми душами» являются сами помещики и чиновники.

Н.В. Гоголь хотел показать, как это страшно, когда «мертвые души» обладают непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых были талантливее и умнее, чем их хозяева.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.repetitor.ru/

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Читайте также:
Сочинение по произведению Гоголя - Мертвые души: сочинение

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Купля-продажа «мертвых душ»

Сделка Чичикова и Собакевича по купле-продаже «мертвых душ» описывается в 5-й главе произведения. Жизненный опыт и рациональное ко всему отношение сразу позволили помещику понять намерения Павла Ивановича. В ходе совместного обсуждения сделки Собакевич предстает решительным, практичным человеком с незаурядными ораторскими способностями.

Проводя анализ, читатель приходит к выводу, что Семеныча не назовешь глупым человеком. Во время процесса купли-продажи он запросил за несуществующие души ту же цену, что дают за живых крепостных.

При этом помещик, не стесняясь, описывал навыки, умения, натуру каждого крестьянина, будто говорил о реальных людях. В ходе торговли оба героя договариваются, что Павел Иванович покупает у Собакевича несколько десятков «мертвых душ».

Михаил Семенович просит не скупиться, ведь «такого хорошего народа дешевле нигде не купить». Помещик просит оставить ему задаток хотя бы в 50 рублей, однако, оппонент уменьшает сумму вдвое. В итоге Чичиков и Собакевич договариваются о цене за каждую душу в 2,5 (два с полтиною) рубля.

Сцена диалога демонстрирует читателю, что оба героя являются циничными стяжателями, которыми движет только жажда наживы.

Торги между персонажами

Именно во время диалога на обеде в доме Михаила Семеновича и раскрывается полностью отношение Собакевича к предложению Чичикова. Бывший чиновник издалека подходит к делу, сравнивает государство с Римской монархией, заводит разговор о ревизских сказках. Ему кажется, что запутать простоватого Собакевича будет несложно, с ним легко играть, труднее заставить его пойти против закона.

Для Павла Ивановича, как и для читателей, стало откровением то, что речь Собакевича о сделке началась раньше самого предложения Чичикова. Мошенник еще не успел подойти к развязке и основному своему торговому вопросу, а помещик уже понимал, в чем дело. При этом ни удивления, ни возмущения от Михаила Семеновича не было. Он спокоен, расчетлив и бережлив. Чичиков моментально потерял былую уверенность и прыткость в словах, когда услышал, какую цену запросил помещик за каждую душу. Он обомлел и даже вспылил, после чего начались продолжительные торги.

На моменте, когда цена была оговорена, и настала пора приступать к описи умерших крестьян, Гоголь вновь показывает, что к Собакевичу (в отличие, например, от Плюшкина) нельзя относиться сугубо отрицательно, хоть он так легко и уверенно решил продавать крестьян.

Чичиков мечтал получить «мертвые души» по дарственной или за символическую плату, но для помещика любой крепостной, даже умерший — настоящая личность со своим характером.

Даже сейчас он описывает всех в деталях, помнит и уважает своих рабочих. Его отношение к крепостным прослеживается с самого первого упоминания о Собакевиче и до конца сделки:

  1. Каретник Михеев — лучше любых московских работников, «сам и обобьет, и лаком покроет».
  2. Плотник Степан Пробка — сильный, выносливый и работящий: «Я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика».
  3. Кирпичник Милушки «мог поставить печь в каком угодно доме».
  4. Торговец Еремей Сорокоплехин — гордость Собакевича: «Одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ!».

Неизвестно, сколько всего продал душ Михаил Семенович Чичикову. Но их могло быть и более 40, если судить по сумме сделки. И хотя оба этих героя обманщики и мошенники, Собакевич выглядит на фоне Чичикова человечнее.

Да, он хочет нажиться на купле, активно торгуется. Но это скорее черта характера бережливого и разумного человека, а не изворотливого и подлого. Видно, с каким вниманием и заботой он подходит к описанию каждого проданного умершего крестьянина, знает цену и уверен, что оно того стоит — «дешевле нигде не купите такого хорошего народа».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: