Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова: сочинение

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

2 вариант

В поэме «Мёртвые души» герой Манилов открывает галерею образов помещиков, в раскрытии характеров которых Н.В. Гоголь широко использует приём художественной детали.

В представлении о Манилове как о хозяине важна уже самая первая деталь: его дом стоит на юру. Он открыт всем ветрам. Образ ветра остаётся ключевым. Такой же ветер и во внутреннем устройстве дома, и в голове хозяина. Мысли носятся в его воображении, рождаясь из хаоса представлений, не имеющих никакого отношения к реальной жизни.

Дом обставлен неплохой мебелью. Но видно, что хозяин на каком-то этапе создания интерьера наскучил этим занятием и оставил его навсегда. Поэтому своим гостям, когда их взгляд падает на два кресла, обтянутые грубой рогожей, помещик торопится сказать, что их в скором времени отделают.

Но они так стоят среди обитых шёлком собратьев уже много лет. Манилову не кажется странным, что вечером рядом с изысканным бронзовым подсвечником ставится на стол медный погнутый уродец, весь в сале.

Этот герой живёт фантазиями и вымыслами, к которым чувствует склонность в своём кабинете. Вещи, которые логично было бы предложить в кабинетном интерьере, отсутствуют. Вместо стопок книг везде разложен табак. Он содержится в картузе, просто горкой насыпан на столе, на подоконнике.

Красивыми кучками разложен и конечный продукт курения – зола, выбитая из трубки. Табачный дым облаками поднимается перед взглядом Манилова, и на его фоне перед помещиком встают миражи.

Он мечтает, что через его пруд будет переброшен каменный мост, на котором торговцы в лавках станут предлагать свои товары. Хозяин имения будто и не знает, что в пруду воды по колено, а покупателям товаров вообще неоткуда взяться, разве что соткаться из того же табачного дыма.

В кабинете Манилова есть символичная книга, много лет заложенная на 14 странице. Но при этом герой мечтает заниматься какой-нибудь наукой, философствовать о жизни в приятном обществе умных людей.

Знаменательно, что садовую беседку он украсил надписью «Храм уединённого размышления», и имена дал своим детям после долгого размышления непростые: Фемистоклюс и Алкид.

Характерная деталь – как отнёсся Манилов к предложению Чичикова продать ему мёртвых душ. Оказалось, что помещик не знает, сколько крепостных умерло и готов всех подарить для удовольствия своего гостя.

Таким образом, совокупность деталей, использованных писателем для создания образа Манилова, представляет нам героя, который ничего не смыслит в ведении хозяйства. Никакой пользы обществу от него не дождаться. Но при этом Манилов вежлив, сердечен с домочадцами и обо всех людях самого высокого мнения.

Также читают:

Картинка к сочинению Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова

Популярные сегодня темы

Этот цикл рассказов автор посвятил выходцам из простонародья. Это было очень необычно для произведений того временного периода. В основном писатели и поэты в описаниях крестьян допускали много лирики

Михаил Александрович Шолохов в произведении «Поднятая целина» демонстрирует сомнительность дела коллективизации. На первый взгляд, писатель заостряет внимание на способности к сосуществованию коллективной

Примечательно, что автор цикла повестей являлся писателем нескольких культур, к которым относятся итальянской и российская. Николай Васильевич прибыл в Петербург из Полтавщины, по этой причине культурная столица

Есть много человеческих недостатков, это такие как: жадность, злость, лень ,лживость, эгоистичность, лицемерие и много-много других. Кто-то с ними борется , а кто-то просто продолжает жить с такими недостатками

Я просыпаюсь в мягкой и теплой постели. Мама целует меня в щеку, улыбается и зовет завтракать. На столе мои любимые бутерброды и горячий ароматный чай. Я бегу в школу, меня ждет мой уютный класс, мои любимые друзья.

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.

Читайте также:
Город N: сочинение

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.

Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.

Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».

Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Образ Ноздрева – «Вся жизнь – игра»

Следующая яркая личность поэмы — это помещик Ноздрёв. Весельчак, балагур, выпивоха, поклонник азартных игр, а помимо этого — безапелляционный враль, болтун, хвастун и психически неуравновешенная личность. Как только Ноздрёв появлялся в обществе, тут же происходил громкий скандал, устроенный им по малейшей причине, а то и вовсе без оной. Чичиков метко подметил, что его новый знакомый — «человек-дрянь». Ведь он не только ведёт себя нагло и самодовольно, но и имеет необузданную страсть «нагадить ближнему». Ну или хотя бы обмануть по-крупному

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сочинение

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт.

Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Жесток “жадный, скупой” господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А.

Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России. Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы.

При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню, —

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!

Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло.

“Теперь не та уж Русь!” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику…

” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.

Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться. Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала, Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных.

Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая…

Образ Плюшкина – «Скупердяйство как болезнь»

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Читайте также:
Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Все вышеописанные образы как нельзя лучше рассказывают о сложившейся социальной ситуации того времени. Сам Гоголь проникся чувствами к созданным им персонажам. Несмотря на явно сатирический, и местами даже юмористический роман, «Мёртвые души», при более глубоком осмыслении, являют собой страшную картину, описывающую крепостной быт, который зашёл в тупик от бесчестия, отсутствия моральных принципов, духовно омертвевшего и находящегося в глубоком застое общества, выбраться из которого возможно будет только благодаря глобальным переменам в политике и управлении государством.

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Образы помещиков из романа «Мертвые души» описывал Андрей Еременко.

Художественная деталь и ее роль в создании образа помещиков Мертвые души

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Цитатная характеристика Манилова в поэме «Мёртвые души»

. Манилова», художник В. Андреев, 1900 В начале поэмы помещик кажется читателя достаточно приятным и умным мужчиной, но дальше по сюжету Мнилов становится скучным и не интересным образом. Автор . помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает . у хозяина. Но вопреки всему сделка и Маниловым прошла удачно. Его доверчивость, недалекость и желание во что бы то ни стало угодить гостю, .

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Примеры похожих учебных работ

Характеристика и образ Манилова в поэме Гоголя Мертвые души

. личности, начало грехопадения. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Манилова в поэме Мертвые души Популярные сегодня темы О своем предназначении на земле люди задумываются веками. А есть .

Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Гоголя «Мертвые души»)

. Манилов доверяет ему и не разобравшись до конца, дарит ему своих крестьян. Другие сочинения: ← Главная и основная мысль книги Ночь перед Рождеством↑ ГогольПоступки городничего в комедии Ревизор → Как проявляется характер Чичикова в общении С .

Читайте также:
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ РЕВИЗОР И В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение
По поэме Гоголя Мертвые души

. бы измениться и изменить мир вокруг себя. Мертвые души – сочинение В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все . язык с помещиками. Каждый из помещиков, с которым Чичиков был знаком в городе, с радостью приглашают его в .

«Повесть о капитане Копейкине» (анализ эпизода поэмы Гоголя «Мертвые души»)

. Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой и имеет большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения. «Повесть о капитане Копейкине» . общественных вопросов, и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как .

Смысл поэмы Гоголя Мертвые души

. 9 класс Смысл поэмы Гоголя Мертвые души Несколько интересных сочинений Антон Павлович . мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе – мертвые души самих помещиков. Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя “Мертвые души” .

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

. и отношения между ними. Предметом исследования в моей курсовой работе является поэма «Мертвые души». Объектом исследования служат персонажи поэмы, а именно, характеры и образы помещиков, к которым приезжает Чичиков, чтобы заключить .

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

Собакевич – «Своего не упустит»

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка. В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками. Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями. Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой. Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню». Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар

Читайте также:
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета:
искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот
). При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают. Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!». Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Образ Коробочки – «Деньги как высший смысл»

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Коробочка, в отличие от Манилова, не витает в облаках и не строит грандиозных планов. Вся её жизнь закручена вокруг ведения хозяйства и торговли. И крепостные для неё — это не больше, нежели обычный товар, который можно как приобрести, так и выгодно продать. Поэтому перспектива получить копеечку за уже умерших крестьян пришлась ей весьма по душе. Глядя на суету Коробочки, Чичиков мысленно прозвал её «дубинноголовой», что как нельзя лучше охарактеризовало психологию героини, являющую собой образ стандартной представительницы дворянского общества, проживающего в сельской местности.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова сочинение

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

Образ Ноздрева – «Вся жизнь – игра»

Следующая яркая личность поэмы — это помещик Ноздрёв. Весельчак, балагур, выпивоха, поклонник азартных игр, а помимо этого — безапелляционный враль, болтун, хвастун и психически неуравновешенная личность. Как только Ноздрёв появлялся в обществе, тут же происходил громкий скандал, устроенный им по малейшей причине, а то и вовсе без оной. Чичиков метко подметил, что его новый знакомый — «человек-дрянь». Ведь он не только ведёт себя нагло и самодовольно, но и имеет необузданную страсть «нагадить ближнему». Ну или хотя бы обмануть по-крупному

Образ Плюшкина – «Скупердяйство как болезнь»

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Все вышеописанные образы как нельзя лучше рассказывают о сложившейся социальной ситуации того времени. Сам Гоголь проникся чувствами к созданным им персонажам. Несмотря на явно сатирический, и местами даже юмористический роман, «Мёртвые души», при более глубоком осмыслении, являют собой страшную картину, описывающую крепостной быт, который зашёл в тупик от бесчестия, отсутствия моральных принципов, духовно омертвевшего и находящегося в глубоком застое общества, выбраться из которого возможно будет только благодаря глобальным переменам в политике и управлении государством.

Читайте также:
Своеобразие сборника Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки: сочинение

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Образы помещиков из романа «Мертвые души» описывал Андрей Еременко.

Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Помещики в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — однозначно отрицательные герои. Некрасов описывает разные извращённые отношения между помещиками и крепостными.

Барышня, которая секла мужиков за бранные слова, кажется доброй и ласковой по сравнению с помещиком Поливановым. Он купил за взятки деревеньку, в ней «вольничал, бражничал, горькую пил», был жадный и скупой.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

В целом образ помещика слащавый и совсем не грозный. Он немолод (шестидесяти лет), «осанистый, присадистый», с длинными седыми усами и молодецкими ухватками.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Помещик кичится своим «благородным» происхождением, описанным с сарказмом. Он рассказывает, что Оболт Оболдуев – татарин, который тешил с медведем два с половиной века тому царицу. Другой его предок по матери лет триста тому пытался поджечь Москву и ограбить казну, за что и был казнён.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Во время охоты помещичья грудь дышала свободно и легко, «в порядки древнерусские переносился дух».

Порядки помещичьей жизни Оболт-Оболдуев описывает как абсолютную власть помещика над крепостными: «Ни в ком противоречия, кого хочу – помилую, кого хочу – казню».

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Отмену крепостного права помещик считает подобной разрыванию великой цепи, связывающей господ и мужиков: «Теперь не бьём крестьянина, зато уж и отечески не милуем его». Помещичьи усадьбы разобраны по кирпичику, леса вырублены, мужики разбойничают.

Хозяйство тоже пришло в упадок: «Поля — недоработаны, посевы – недосеяны, порядку нет следа!».

Помещик не хочет работать на земле, а в чём его предназначение, уже не понимает: «Коптил я небо божие, носил ливрею царскую, сорил казну народную и думал век так жить…»

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права.

А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт.

Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Жесток “жадный, скупой” господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А.

Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России. Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы.

Читайте также:
Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»: сочинение

При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню, —

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот!

Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло.

“Теперь не та уж Русь!” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику…

” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.

Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться. Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные И — разные глаза: Один здоровый — светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала, Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных.

Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая…

Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Помещик Манилов – один из центральных персонажей произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Можно сказать, что его фамилия является говорящей – героя все время что-то манит, он – мечтатель.

Впервые мы встречаем Манилова на домашней вечеринке губернатора города NN, где он предстает перед читателями как «весьма обходительный и учтивый помещик». Именно Манилов наряду с Собакевичем в первую очередь привлекли внимание Чичикова.

Манилов человек не пожилой, блондин с голубыми глазами. Можно сказать, что он довольно недурен собой, приятен, но выглядит при этом излишне слащаво, в его «приятность чересчур было передано сахару».

Этот помещик ничем не выделяется из толпы. Гоголь говорит, что таких «много на свете» и подчеркивает что он «ни то, ни се». Возможно, именно поэтому он дает странные имена своим детям, стремясь выделить их.

Манилова можно считать зажиточным помещиком. В его деревне Маниловке около двухсот домов, а значит, примерно двести и более душ, что довольно много. Однако хозяйством персонаж совсем не занимается, оно идет «само собой». Он, в отличие от Собакевича, не изнуряет крестьян работой и не морит их голодом, однако и не предпринимает ничего для того, чтобы улучшить их положение, относится к ним равнодушно. Он совсем не занимается хозяйством, не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов ведет довольно праздный образ жизни, почти все время находится в Маниловке и курит трубку, погруженный в размышления и думы. Этот человек мечтательный, но ленивый. Причем его мечты иногда бывают абсурдны, например, вырыть подземный ход, и он ничего не предпринимает для их воплощения.

Манилов женат уже больше восьми лет, но все еще остается романтиком, делая для жены маленькие сюрпризы. Кажется, что он абсолютно счастлив в браке.

Что касается его обращения с другими персонажами, то можно сказать, что он стремится понравиться людям, ведет себя с ними заискивающе. И хотя в первую минуту он кажется довольно приятным человеком, позже его собеседника начинает одолевать скука. Несмотря на это, служа в армии, он оставил о себе хорошее впечатление.

Манилова можно сравнить с Обломовым – героем романа Гончарова. Вот только, в отличие от Обломова, персонаж «Мертвых душ» абсолютно доволен своей жизнью и положением. От этого персонажа пошло понятие «маниловщина», что значит бездействие и мечтательное отношение к жизни.

Читайте также:
Тип делового человека в произведениях Грибоедова и Гоголя: сочинение

Сочинение 2

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.

Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны. Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи. Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро, с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.

Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.

С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.

Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.

Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.

Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме «Мертвые души», почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными. Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: «Плюшкин какой!». Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.

Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него «на семи ветрах», ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.

Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени. Губернатор у него «прелюбезнейший», вице-губернатор – «милый», а полицмейстер – «очень приятный». С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой – автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни. Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.

Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота. И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.

Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы «Мертвые души» позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

Образ Манилова

Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.

Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?

Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.

Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям — главные черты характера Манилова.

Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.

Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным , но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.

Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники – это «препочтеннейшие люди».

Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.

Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность – очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.

Читайте также:
Почему Хлестаков главный герой комедии Н. Гоголя Ревизор: сочинение

Автор части текста: Гамаюнов Александр

Образ и характеристика Манилова

Несколько интересных сочинений

Чему научил этот рассказ именно меня. Рассказ Кавказский пленник основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф.Ф.Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чём написал журнал Русский вестник.

Сейчас я обучаюсь в колледже, соответственно учусь 6 дней в неделю. Таким образом, получается, что у меня только лишь один выходной на неделе. Я всегда стараюсь сделать все задания на неделе

Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

Когда-то очень давно, много веков назад, английский писатель Уильям Шекспир написал великолепное произведение о любви.

Мне нравятся многие произведения русской и зарубежной литературы. Несмотря на впечатляющий список великих писателей всех времен и народов, лично для себя я давно выбрала любимого писателя – это М.Ю. Лермонтов

Сочинение Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков с целью покупки «мертвых душ». Это выдающийся, яркий образ из галереи образов других помещиков.

Внешность у героя не имела чего-то запоминающегося, кроме излишней приторности и сладости, которую передавали глаза героя. Его улыбка была особенно притягательной. Он был средних лет, белокурый и голубоглазый. Внешность героя не является главным для автора.

Манилов не очень любит общаться. Герой больше времени проводит в своих мечтах, мыслях.

Манилов был женат примерно 8 лет, но он относился к своей жене с прежней нежностью и лаской. Он часто употребляет в речи уменьшительно-ласкательные слова, в том числе и по отношению к супруге. Манилов мог в течение дня приносить ей лакомства с нежными словами. У них было двое сыновей, у которых были очень причудливые имена.

Манилов раньше служил в армии, но уже давно вышел в отставку. С тех пор герой не имеет какого-то особенного занятия. Его повседневная жизнь отличается безмятежностью, беззаботностью. Весь его дом говорит об этих свойствах героя.

В его кабинете уже второй год лежит книга, открытая на 14 странице. Этот пример подтверждает тот факт, что Манилов не заботился о собственном умственном, нравственном развитии. Герою не хватило ткани, чтобы обить два кресла, поэтому он покрыл их рогожей. С этого момента прошло много времени, но герой не исправил эту проблему, потому что ему это в тягость.

Его слуги ведут себя непорядочно по отношению к хозяину, который не контролирует их. Они воруют, пьянствуют, а кухарка и вовсе нерационально расходует продукты. Манилов также не ведет учет своих крепостных. Он не знает, сколько из них живы, а сколько погибли. Все это говорит о равнодушии героя к его поместью.

Все люди в округе считают Манилова приятным, обходительным и легким в общении человеком. Его общение с Чичиковым тоже проходит в таком же русле. Манилов очень обходителен с героем, говорит с ним нежно и ласково. Манилов хочет сделать каждому своему гостю приятное. Это желание настолько сильно в нем, что он отдал свои «мертвые души» Чичикову бесплатно, а также взял все заботы о регистрации сделки на свои плечи.

По мнению автора, Манилов еще может исправиться и наладить свою жизнь, ведь все еще в его руках. Однако, герою это не нужно, и он, скорее всего, продолжает жить по-прежнему.

Образ Манилова — это образ медлительного, задумчивого, романтичного человека.

Сочинение 2

Описывая Манилова, Гоголь постоянно подчеркивает: персонаж этот, по сути, – никакой. Манилов никакой настолько, что создание его портрета Гоголь считает крайне трудной задачей. Он из тех людей, которые «ни то не се», ни рыба ни мясо: «один только бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».

Внешне Манилов выглядит представительно, приятно: видный мужчина, белокурый, голубоглазый. Однако стоит чуть присмотреться – и вот уже обнаруживается в его облике и характере слащавость: «чересчур … передано сахару», по выражению Гоголя.

Ну, казалось бы, ладно – пускай Манилов был абсолютно никакой. Пусть его главный недостаток в том и заключался. Пусть он был слащавый, приторный в общении и только этим хоть немного как будто выделялся. Пусть. Он был таким, каких много. Он – такой, как все. Только тогда зачем же Гоголю понадобилось вводить его в поэму? Чем Манилов заслужил это? Ведь неспроста же помещик Манилов удостоился чести быть включенным в число главных героев «Мертвых душ»?

Конечно же, все это не просто так. Подчеркивая размазанность, неопределенность характера Манилова, Гоголь словно отсылает читателя к Библии: «Знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Откровение 3, 14; 3,15).

Вот такой и выходит Манилов: ни холодный, ни горячий, а теплый («ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «черт знает что такое», человек, способный на любого нагнать смертельную скуку, зато воспитанный, обходительный, располагающий к себе в самом начале беседы, но способный затянуть общение и быстро надоедающий).

А когда нет вокруг собеседников – т.е. большую часть времени, – молчаливый, склонный впадать в оцепенение и задумчивость («тоже разве богу было известно», о чем он думает), Манилов погружается в себя. Он живет в воображаемом мире. Он способен читать одну и ту же книжку два года, а вернее – он ее не читает, но она постоянно лежит у него в кабинете, заложенная на одной из первых страниц.

Чичиков приезжает в имение Манилова за мертвыми душами, но самая мертвая душа в этом имении – это сам Манилов. Вот и вокруг него все кажется каким-то замершим, застывшим, мертвым, неестественным. Во всем – манерность и вычурность. Манерность присутствует в обращении супругов Маниловых между собой и в их обращении с собственными детьми. И даже имена детей – Фемистоклос и Алкид – говорят сами за себя. (Это опять к вопросу о мертвой душе Манилова и о мертвой атмосфере в его семье: налицо тяга к древним, т.е. мертвым, языкам).

Читайте также:
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Для Манилова важны этикет, церемонии, ритуалы. Причем он сильно перебарщивает со всем этим. В этой связи Гоголь описывает несколько комических ситуаций. Одна из них: Чичиков и Манилов топчутся у дверей гостиной и не могут войти в нее, т.к. каждый из них не соглашается пройти первым, а только после другого.

Вот такой он – Манилов. Любезный, церемонный, мило улыбающийся, ведущий бесконечные разговоры ни о чем, думающий и мечтающий – тоже ни о чем. Абсолютно пустой человек.

Сочинение 3

Одним из ярких персонажей галереи помещиков, изображённых Гоголем в романе «Мёртвые души», является Манилов. Этот герой обладает приятными чертами лица. У него белокурые волосы, заманчивая улыбка. Голубые глаза, «сладкие, как сахар», он прищуривает всякий раз, когда смеётся. Впрочем, некоторая приторная слащавость прослеживается и в остальных чертах его видной внешности.

Точный возраст Манилова автор не указывает. Но известно, что он ещё непожилой мужчина. Раньше был офицером. Вышел в отставку. Женился и счастлив в браке с супругой Лизанькой. Имеет двоих сыновей – Фемистоклюса и Алкида. От прежней армейской жизни у него осталась только привычка курить трубку.

Среди офицеров слыл скромным, деликатным, образованным человеком. Став помещиком, старался поддерживать такое же впечатление окружающих о своей персоне. Например, в кабинете Манилова постоянно лежала на столе какая-то книга. Правда, за два года он сумел прочитать из неё лишь четырнадцать страниц.

Много говорить этот герой не любит. Предпочитает предаваться размышлениям и фантазированию. Его фантазии совершенно оторваны от реальности. Он частенько мечтает о строительстве подземного хода от собственного дома или каменного моста через пруд, на котором бы торговали в лавках разным мелким товаром купцы. И его абсолютно не смущает, что пруд покрылся зеленью и вскоре превратится в болото.

Всегда рад гостям и радушно их принимает. Однако длительное общение с ним вызывает смертельную скуку у собеседников, поскольку он избегает споров, со всеми соглашается и пытается добиться расположения. К примеру, он восхищается Чичиковым, щедро расточает ему комплименты. Надеясь укрепить с ним дружбу, за «мёртвые души» не берёт ни гроша и даже хочет покрыть расходы на оформление купчей.

Размеренное однообразное бездеятельное существование вполне устраивает Манилова. Его не волнует, что в каждой комнате дома чего-то недостаёт. Состоянием хозяйства он не интересуется, не подсчитывает доходы и убытки. Не знает, сколько у него умерло крепостных. Не умеет управлять подчинёнными, но к крестьянам относится хорошо. А вот они злоупотребляют его добротой: пьянствуют, обворовывают. Прислуга иногда спит до полудня и не сильно утруждается, выполняя ту или иную работу.

Кругозор героя ограничен, а духовный мир скуден. Ни по какому вопросу у него нет личного мнения и чётких убеждений. Он не разбирается в людях.

Характеристика Манилова 4

Мягкость и доброта – особенные черты характера, обладатель которых нередко оказывается замечательным человеком, к которому тянутся все, кто его окружает. Но если этими качествами человек наделен в избытке, он становится бесхарактерным, пустым. Эту проблему Н.В.Гоголь затрагивает в своей поэме “Мёртвые души”, раскрывая её в образе помещика Манилова.

Несмотря на стремление писателя обличить в своём произведении пороки русских помещиков, Манилов предстаёт перед читателем вежливым, обходительным хозяином: “. в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». “. Создаётся хорошее впечатление о данном персонаже и при описании его семьи, где царит уют, взаимопонимание и поддержка. Близкие Манилова всегда находят в нём участие, учителя его сыновей с благодарностью и восхищением отзываются о добром помещике.

Однако при обращении к эпизодам, где Н.В.Гоголь иллюстрирует устройство быта в имении Манилова, становится ясно, что мягкость характера способна действовать против него. Это отражается в обустройстве сада, усадьбы, где “всегда чего-нибудь не хватает”. Автор отмечает также отсутствие заинтересованности помещика в ведении собственного хозяйства, из-за чего оно не приносит ему достаточного дохода: крестьяне пьянствуют и ленятся. Проявляет апатию к жизни и сам Манилов, предпочитающий вести размеренный образ жизни, проводить всё своё время в мечтаниях, которые, по замечанию писателя, “лишены задора”. С первого взгляда кажется, что этот вежливый помещик никому не причиняет вреда, но вместе с тем он не приносит и пользы, в то время как Н.В.Гоголь был убеждён, что каждый человек в силах сделать что-то фундаментальное, важное, то, что принесёт пользу его собственной родине. Но, к сожалению, даже благородные по своей натуре люди не способны были предпринять усилия для повышения благосостояния страны: им мешала лень и мягкость характера.

Итак, мы понимаем, что в характере Манилова раскрывается собирательный образ каждого помещика, бесцельно живущего на земле. Такие люди о многом мечтают, но из-за отсутствия внутренней основы, стержня, столь необходимого для свершения великих дел, они бездействуют. Можно сделать вывод, что лень и апатия, присущие Манилову – это не меньший порок, чем те, которыми обладали другие помещики в произведении, ведь подвергаясь его соблазну, человек попусту растрачивает свою единственную жизнь.

Манилов в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Главной темой многих произведений А.П. Чехова была пошлость обыденной жизни, которая, подчиняя себе человека, парализует его ум, совесть, заставляет отгораживаться он настоящих проблем.

Евгений Базаров на протяжении всего романа отрицает романтическую, идеальную, возвышенную любовь. Однако, по иронии судьбы герой сам влюбляется в прекрасную, очаровательную женщину — Анну Одинцову

После Святополка, умершего в 1113 году вече избрало нового правителя – Владимира Мономаха. Таким образом, великий князь правил в Киевской Руси в начале двенадцатого века, а именно, в 1113-1125 годах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: