Идейный пафос «Тараса Бульбы»: сочинение

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

Идейный пафос повести Гоголя «Тараса Бульбы»

Идейный пафос «Тараса Бульбы» – в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Позорная его гибель, являющаяся необходимым нравственным возмездием за отступничество и измену общенародному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. у «Тарас Бульба» – одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной культуры. Глубина и емкость характеров гоголевских героев гармонирует с совершенством композиционной структуры повести и поразительной завершенностью всех элементов ее стиля. Характерные черты гоголевского мастерства замечательно выражены в пейзажной живописи. Гоголь был великим живописцем природы. Его пейзаж всегда глубоко лиричен, эмоционален, сверкает богатством красок. Достаточно вспомнить, например, описание украинской степи, давно вошедшее в школьную хрестоматию.

Природа помогает читателю полнее и резче оттенить внутренний психологический мир героев повести. Когда Андрий и Остап, распрощавшись с опечаленной матерью, вместе с Тарасом покидают родной хутор, Гоголь вместо пространного описания гнетущего настроения путников ограничивается одной фразой: «День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад». И в ней мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, и все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии. И тогда даже птицы щебечут «как-то вразлад». Природа живет у Гоголя напряженной и многогранной жизнью – почти такой же, как его герои.

Еще одним важным элементом стиля «Тараса Бульбы» является своеобразный гоголевский юмор. Вся повесть искрится тонким лукавством, добродушной улыбкой, смехом. Вспомним хотя бы знаменитую встречу Тараса с сыновьями или того безымянного запорожца, который, «как лев, растянулся на дороге» в своих шароварах из алого дорогого сукна, запачканных дегтем, «для показания полного к ним презрения».

Если в сатирических произведениях Гоголя юмор был формой проявления критического отношения писателя к действительности, то здесь юмор служил задаче совершенно противоположной: он содействовал утверждению положительного идеала. Юмор «Тараса Бульбы» носит светлый, жизнеутверждающий характер. Он придает обаяние и человечность героям повести, лишает их ходульности и фальшивой патетики, оттеняет их высокие нравственные качества, их патриотизм, их беззаветную преданность Сечи, Русской земле.

«Тарас Бульба» – свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. Кажется, ни в одном писателе мира не совмещались возможности столь разностороннего отражения жизни, столь разнообразные художественные краски в изображении сатирических и героических образов, как это мы видим, скажем, в «Ревизоре» и «Тарасе Бульбе».

Повесть о Тарасе Бульбе была одним из самых любимых произведений писателя. И вот что удивительно: повесть никогда не выходила при его жизни отдельным изданием.

Поэзия героического подвига, казалось, мало гармонировала с сонным царством старосветских помещиков и похождениями двух Иванов. Но историческая повесть не случайно была включена писателем в цикл произведений, главной темой которых была современность.

Идейный пафос «Тараса Бульбы» и его связь с образом Андрия

Для Гоголя совершенно определенно просвечивает особая тема Андрия. Интересно проследить, как она развивается, как постепенно и неизбежно определенная поэтизация героя сменяется развенчанием. Тема Андрия окажется в противоречии с эпической тенденцией повести. Эпичен Остап: он проявлен через поступок и действие. «Погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» (это ощущение Андрия. Именно за общностью-незримая для Тараса – разность. Бешеную негу и упоение видел он в битве, это уже не бешеная веселость. Позже преобладание ощущения, настроения в характере Андрия перестанет скрываться за общими для всей Запорожской Сечи поступками, делами и будет совершенно определенно авторски названо.

Под Дубно «Остап уже занялся своим делом», «Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце». Проникнув в осажденный город и еще до встречи с дочерью ковенского воеводы (хотя, конечно, уже с особым настроем души), Андрий войдет в монастырскую церковь, вначале невольно остановится при виде католического монаха, но почти тотчас забудет, что это монастырь чужой веры. «Несколько женщин, похожих на привидения, стояли на коленях, опершись и совершенно положив изнеможенные головы на спинки стоявших перед ними стульев и темных деревянных лавок; несколько мужчин, прислонясь у колонн и пилястр, на которых возлегали. боковые своды, печально стояли тоже на коленях. Окно с цветными стеклами, бывшее над алтарем, озарилося розовым румянцем утра, и упали от него на пол голубые, желтые и других цветов кружки света, осветившие внезапно темную церковь. Весь алтарь в своем далеком углублении показался вдруг в сиянии, кадильный дым остановился на воздухе радужно освещенным облаком. Андрий не без изумления глядел из своего темного угла на чудо, произведенное светом. В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь.

Читайте также:
«Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

Он становился гуще и гуще, разрастался, перешел в тяжелые рокоты грома и потом вдруг, обратившись в небесную музыку, понесся высоко над сводами своими поющими звуками, напоминающими тонкие девичьи голоса, и потом опять обратился он в густой рев и гром и затих». Это описание-на несколько длящихся мгновений-явно отодвигает куда-то Запорожскую Сечь. Душе Андрия доступно чужое: красота чужой религии, печаль и страдание жителей вражеского города. Ему ведом не один, не единственный «пир души». Нега и упоение для Андрия-как в битве, так и в любви. Они в равной мере позволяют ему проявить себя, в равной мере влекут. Андрий испытывает «какое-то сладостное чувство, вызванное азартом схватки». Панночке он скажет: «Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко».

Андрий горячо любит прекрасную полячку. Но нет в этой любви истинной поэзии. Искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и своей родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из «лыцарей казацких», и печать проклятья легла на чело предателя. «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака. »

Измену родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Андрий оказывается поднят Гоголем на ту высоту чувства, индивидуальности, духовности, которая неведома другим героям – ни в «Вечерах», ни в «Тарасе Бульбе». В первом цикле любовь не индивидуализировала героев. Она могла быть ясна, красива, естественна, удачна – в «Ночи перед рождеством», «Майской ночи»; обречена на гибель-в «Ночи накануне Ивана Купала»; но она умещалась в тот мир живой природности, который создавали «Вечера на хуторе близ Диканьки», она не приводила к разрыву с природной духовностью жизни. Гоголь одарит Андрия духовностью иного порядка, уже чисто человеческой, обретающей свое собственное слово. Андрий, возведенный совсем еще недавно чуть ли не на высшую ступень духовности, окажется сниженным до природного, животного. Против своих он «понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

И с этого момента исчезнет, отстранится как равноправная героической тема Андрия. Она снята автором. В том числе и тем, что другому началу, столь, казалось, одностороннему, грубо цельному, будет отдано то, что казалось завоеванием лишь его молодой и страстной души. Идейный пафос «Тараса Бульбы» – в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. «Тарас Бульба» – свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. Кажется, ни в одном писателе мира не совмещались возможности столь разностороннего отражения жизни, столь разнообразные художественные краски в изображении героических и сатирических образов, как это мы видим в «Тарасе Бульбе».

Сочинение: Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Многомудрый Литрекон представляет два варианта краткого сочинения-рассуждения на тему «Образ Тараса Бульбы». Вы можете выбрать то эссе, которое больше соответствует Вашему видению темы. Приятного просвещения!

Вариант 1

Тарас Бульба – запорожский казак, отец двух сыновей. Эти две социальные роли, переплетаясь между собой, определяют характер и особенности поведения главного героя одноименной повести. Соединяясь с красочными гоголевскими описаниями внешности Бульбы, они создают цельного персонажа, наделенного яркой индивидуальностью.

Самой узнаваемой чертой портрета Тараса выступает его могучее телосложение. На протяжении всей повести герой воплощает собой силу, мужественность и грубость. Описывая его, Гоголь говорит: «Тарас был чрезвычайно тяжел…», — делая акцент на внушительности фигуры героя и усиливая характеристику словом «чрезвычайно». Так автор вызывает у читателя ассоциации с образом богатыря, сильного и крепкого.

Еще одной показательной чертой внешнего облика Бульбы выступает множество шрамов и рубцов, покрывающих его тело. Они не только придают образу главного героя мужской грубости, но и характеризуют его как человека воинственного и отважного. За каждой раной стоит суровая битва, в которой Тарас Бульба отстаивал честь Отечества и собственное достоинство запорожского казака. Неотъемлемыми элементами его внешности являются усы, закрученные по-казацки, и чуб, добавляющий его образу архаичности настоящего казака.

Отечество значило для Тараса гораздо больше, чем семья. Это наглядно проиллюстрировано сюжетными событиями: герой отправляет своих сыновей служить, подвергая их смертельной угрозе во имя соблюдения традиций Родины, иногда колотит жену, держа ее в смирении и страхе перед собой, а впоследствии убивает младшего сына за измену Родине. Он представляет себя единовластным хозяином дома, где все должно быть так, как он того пожелает. Жена не смеет ему возражать, а сыновья не показывают явных признаков любви к отцу, общаясь с ним, скорее, как с высшим авторитетом, опытным полковником, которому нужно подчиняться. Будучи храбрым и самоотверженным воином, свирепым и яростным в бою, Тарас оправдывал такое отношение сыновей. Время показывает, что сердце патриота не позволяет ему простить предательство Андрия, которое он воспринимает как покушение на святыню и личный позор. Это доказывает, что Тарас-казак сильнее, чем Тарас-отец, ведь в главном герое преобладают такие черты характера, как неумолимость, беспощадность, суровость и доблесть.

Читайте также:
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА: сочинение

В раскрытии образа Тараса Бульбы не маловажную роль играет последняя сцена – сцена его ужасной смерти. Этот момент позволяет нам понять, насколько силен дух главного героя, который до последнего остается преданным воином и бесстрашным защитником своего Отечества. Будучи обреченным на сожжение на костре, он не выказывает ни единого признака страха, так как его душа обращена не к происходящему, а к дальнейшей судьбе Родины – к бегущим товарищам, которые смогли спастись. Он торжествует за них, как будто не замечая огня и приближения мучительной смерти:

«Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!».

Таким образом, благодаря таким чертам, как колоссальная сила духа, незаурядное мужество, сердечная привязанность к Родине и самоотверженность, Тарас Бульба стал одним из самых ярких персонажей гоголевского творчества.

Вариант 2

В повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь создал очень яркий и сложный образ запорожского казака. Гоголь смог сделать своего персонажа индивидуальным и в то же время олицетворяющим весь свой народ. Тарас Бульба — человек с незаурядной внешностью: огромный и сильный мужчина, который физически силен «как дуб». Но какими же качествами обладал казак? Как он выразил ментальность всего казачества?

Тарас Бульба — очень опытный воин. Большую часть своей жизни он провел в походах и сражениях. Даже с женой он виделся очень редко. Перед нами хороший воевода и отличный лидер. Автор изобразил очень энергичного человека, который умеет поднять боевой дух подчиненных. Тарас положительно влияет на остальных казаков, умеет шутить и поднимать настроение товарищам. При этом Тарас превосходит многих из них: в нужный момент в нем просыпается хитроумный и сообразительный стратег, готовый пожертвовать всем ради своей цели. Опыт и знание военного дела, его отвага и бесстрашие, доблесть и сильная ненависть к врагу вызывали уважение товарищей к старому казаку. Важно отметить, что Тарас Бульба — верующий человек. Он православный христианин. Казак готов защищать свою веру до самой смерти. Поляки покусились на его веру, поэтому Тарас поднимает остальных казаков на защиту Отечества и православия. Тарас — патриот. Он предан своей Родине. Между сыном и Отечеством он выбирает последнее. К предателям Родины, семьи и товарищей он беспощаден. Честь и преданность Отечеству затмили любовь к собственному сыну.

Однако Гоголь далек от идеализации своего героя. У Тараса суровый нрав. Он не признает проявления нежных чувств. Ласки и любви от него жена никогда не получала. Тарас Бульба мог на нее крикнуть или ударить ее. Товарищество он ставил выше семьи. Тарас не хочет сидеть дома и уделять время супруге, чтобы «не обабиться». И отец он тоже строгий. Сыновей своих не баловал. В своих детях Тарас хочет видеть продолжение себя. Тарас Бульба уверен, что казак должен быть не только храбрым и жестоким во время битвы, но и умным и образованным, чтобы быть хорошим военачальником. Поэтому он отправил своих сыновей учиться. Казак хотел, чтобы Остап и Андрий были сильными, отважными воинами, защищавшими Родину. Именно поэтому он встречает только что вернувшихся с учебы сыновей не лаской и нежностью, а проверкой их силы. Кроме того, как и остальные казаки, Тарас Бульба любил выпить и проверить свою удаль на беззащитных людях, поэтому участвовал в еврейских погромах. Еще один важный недостаток героя — упрямство. Изменить мнение Тараса невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет казака с места. Тарас Бульба родился для сражений, битв и походов по Запорожской Сечи. Он — прямолинейный человек, говорит то, что думает. В его лексиконе присутствуют слова, которые автор не может употребить в печати. Но, пожалуй, главным пороком Тараса является мстительность. После смерти Остапа он с невероятной жестокостью мстит полякам. К противникам казак безжалостен. Он не знает пощады. Казак сжигает польские поселения вместе с невинными женщинами и детьми. Тарас убил даже своего сына, который предал Родину и товарищей. Андрий стал врагом казаков, поэтому Тарас Бульба не пощадил сына.

Читайте также:
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»: сочинение

Таким образом, в повести Тарас Бульба раскрывается со всех сторон: он опытный и умный военачальник, преданный Отечеству и вере казак, строгий отец, суровый муж и человек с твердым характером, но испорченный и развращенный жестокими временами, когда мстительность, ханжество и нетерпимость были присущи почти всем людям.

Сочинение Образ Тараса Бульбы 6, 7 класс

Главным героем одноименной повести Н.В.Гоголя является казак Тарас Бульба. Этот уникальный персонаж был настоящим воином, которого отличала огромная любовь к своей родине и народу. Бульба видел свое предназначение в том, чтобы уничтожать врагов, защищать отчизну и отстаивать свою честь в сражениях с ненавистными поляками.

Несмотря на то, что Тарас Бульба имел тучную фигуру и пребывал в почтенном возрасте, на поле боя он ни в чем не уступал молодым воинам. Он сражался без устали и без капли страха. Ради родной Запорожской Сечи и товарищей по оружию, Тарас, не раздумывая, готов был отдать свою жизнь.

Сложно сказать, каким был главный герой повести. С одной стороны он был жесток и беспощаден, но только по отношению к врагам. К своим братьям по оружию, казакам, он проявлял доброжелательность, уважение и даже, в какой-то мере, отеческую любовь.

Для Тараса Бульбы не было ничего важнее долга и чести, предательства он не прощал и не простил измену даже своему родному сыну Андрию. Он собственноручно убил младшего из сыновей за то, что он, полюбив девушку, дочь польского пана, принял сторону врага и оказался с отцом по разную сторону баррикад. Одному Богу известно, какие чувства испытывал отец, лишая жизни свою кровиночку, но поступить иначе Бульба не мог, Андрий стал предателем, а предательства старый казак простить был не в силах.

Тарас любил обоих своих сыновей и гордился ими. Старший, Остап, во многом был похож на отца: также любил Сечь, не мыслил своей жизни без сражений и не боялся погибнуть, отстаивая свою честь.

Когда Остап попал в плен, а после был подвергнут казни на городской площади, Тарас Бульба, наблюдая за ним из толпы, мысленно умирал вместе с сыном. Каково было отцу наблюдать последние минуты жизни своего ребенка и не в силах ничем ему помочь. Но когда он увидел, что Остап не поддался ужасным пыткам и не проронил ни слова, Бульба почувствовал небывалую гордость за сына и за то, что ему удалось вырастить такого храброго и отважного казака.

После казни Тарас Бульба совсем ожесточился по отношению к полякам, он убивал и грабил их без всякой пощады. Правительство Польши объявило на него активную охоту и в скором времени легендарный казак был взят в плен.

Было принято решение казнить Бульбу, привязать к дереву и сжечь заживо. Он не просил пощады, не сожалел ни о чем, а принял смерть мужественно, как и Остап. Даже на смертном костре Тарас оставался истинным казаком, считающим за честь умереть за дело, в которое он свято верил. Таким героем можно только восхищаться и слагать о нем легенды, как это сделал Н.В.Гоголь.

Сочинение 2

Основные черты запорожских казаков автор воплотил в образе предводителя Тараса Бульбы.

Тарас женат, имеет двоих взрослых сыновей. У него крепкое хозяйство, включающее в себя дом, землю, хутора и крестьян. Но Бульба не предназначен для тихой семейной жизни, он воин, и его удел – борьба с врагами.

Несмотря на грубый нрав, суровый, иногда даже жестокий характер, Тарас Бульба пользуется авторитетом среди казаков. Его бескорыстие, честность, любовь к Родине, отвага заслужили уважение у товарищей по оружию.

Несмотря на суровый характер, Тарас может и пошутить, и оказать поддержку товарищам в трудные моменты. Казачье братство имеет для него большое значение, он готов быть другом и братом для всех казаков. Обладающий явными лидерскими качествами, он умел зажигать сердца воинов во время боя, увлечь их за собой.

Мужественный и отважный воин, всем сердцем любящий свой народ и ненавидящий врага, мечтает о свободе и независимости для своей Отчизны и прикладывает все силы, чтобы завоевать ее.

И своим сыновьям, Остапу и Андрею, он не делает поблажки. Желая сделать из них храбрых воинов, он, после возвращения сыновей с учебы, забирает их к себе в Сечь для участия в сражениях. Желая проверить бойцовские качества старшего сына, Бульба затевает с ним драку.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

Тарас ценит самоотверженных, преданных воинов, презирает и не щадит трусов и предателей. Не стал исключением и его младший сын.

Андрей, влюбившись в полячку, перешел на сторону врага. Для Бульбы нет ничего важнее его идеалов. Поэтому, оказавшись перед выбором между Отечеством и собственным ребенком, он ни минуты не колеблясь, убивает сына, считая его предавшим не только Родину, но и свою семью.

На глазах у отца погибает и старший сын Остап, попавший в плен к врагу и казненный прилюдно на площади. Тарас, с риском для жизни, пробравшись на площадь, видит казнь сына и обещает отомстить за него. Несмотря на огромную душевную боль, казак гордится Остапом.

Мстя за смерть сына, Тарас не щадит никого, уничтожая польские поселения. Но его полк был разбит поляками, а он сам попал в плен.

Даже в своем последнем бою, окруженный врагами, он думает не о себе, а о своих боевых товарищах. Также мужественно он идет на казнь, приговоренный к сожжению.

Гоголь в своем произведении показал истинного народного героя, обладающего небывалой духовной силой и патриотизмом. Такие люди бессмертны, они навсегда остаются в памяти людей на многие века.

Сочинение про Тараса

Повесть «Тарас Бульба»- одно из лучших работ Гоголя. На создание этого произведения писателем было затрачено немало сил. Данное творение повествует о мужественной борьбе украинского народа за свое националистическое освобождение. На первом плане перед нами предстает Запорожская Сечь, где и происходят все события. Здесь живут свободные люди с сильным характером. В произведении отлично показано народное движение, на фоне которого предстает главный персонаж- Тарас Бульба.

Наше знакомство с Тарасом происходит в мирной домашней обстановке в перерыве между героическими подвигами. Он горд своими сыновьями Остапом и Андрием, которые прибыли с учебы домой. Отец считал, что получение духовного образования – это не считается основным. Главным он считал обучение боевых качеств в условиях Запорожской Сечи. Бульба воплощает ратных дух своих сечевиков. Он к ним относится с особым уважением. Весь характер казака показан в боевых действиях с польскими захватчиками. Тарас был наделен сильной волей и недюжинным природным умом. Он мог прекрасно относиться к товарищам, и в тоже время мы видим, как он беспощаден к врагу. В его образе показан размах жизни народа. Казак всегда стремится к свободе, презирая предателей. Сам он всю жизнь свою посвятил Сечи, борясь за ее независимость, и поэтому ненавидел изменников своей родины.

Особенно ярко показана отвага в эпизоде, когда Тарас пробирается в стан врага, чтобы повидать Остапа. Драматично обрисована картина, где его сына выводят на место казни, а отец, затерявшись в толпе, наблюдает за его мучениями. Однако, Бульба никаким образом не выдал своего переживания. Ярко показан характер казака в сцене и с Андрием, который стал предателем. Гоголь показывает нравственное превосходство Тараса и его товарищей над изменником. Как жалко выглядит человек, предавший Родину! Жизнь его бесславна и позорна, так же как и смерть. И хотя Тарас имеет нежную душу, тем не менее, он суров и безжалостен к предателю-сыну. Знамениты слова о том, что если он породил его, то и имеет право казнить. Суров такой приговор отца.

Все события происходили в эпоху царствования императора Николая, и поэтому в произведении Гоголь попытался донести свободолюбивые мысли, а Тарас Бульба предстал борцом за независимость своего народа, который остался верен национальным традициям и уверен в победе над врагом.

Образ главного героя – Тараса Бульбы

Тарас Бульба является главным героем одноимённой повести Гоголя. Тарас – украинский казак. У него есть жена и двое сыновей. В качестве семьянина Бульба достаточно суров и сдержан, это истинный воин, видящий своё предназначение в служении своему казачеству, истинные смысл и радость жизни для него заключаются в борьбе, войне. Такое видение он старается привить и своим сыновьям. Он суров с ними, желает уберечь их даже от «излишней» материнской любви и жалости, боясь, что юноши утратят свой «мужской» стержень. Для него мужчина – это, прежде всего, воин, суровый и твёрдый в своих решениях и действиях, как и он сам. Женщины же, по его мнению, способны «размягчить» мужчину, лишить его этих качеств. Потому в своих сыновьях он ценит именно качества настоящего воина. Встретив их после долгой разлуки, Тарас «приветствует» сыновей кулачным боем – и в этом все его отцовские взгляды. Как мы знаем, в конце он даже собственноручно убивает младшего из сыновей, Андрия, за предательство родины. Гражданина в Тарасе оказывается больше, чем отца.

Тарас Бульба – поистине любящий свою родину и верный ей гражданин. Он стремится защитить свою территорию. Бульба является умелым воином и талантливым полководцем. Он обладает предприимчивостью и умом, необходимыми физическими данным, хорош в ораторском искусстве – его речи имеют большое влияние на казаков, вдохновляя тех на настоящие подвиги во время сражений. Тарас хорошо разбирается в психологии толпы, он хороший лидер и знает, как управлять людьми, потому с лёгкостью ведёт их за собой. Тарас по-настоящему любит своих товарищей-казаков. Он хорошо знает каждого из них и заботится об их благе. Они близки друг другу по духу, все они настоящие воины, для которых нет ничего важнее защиты родины.

Читайте также:
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя Ревизор: сочинение

Таким образом, мы видим, что образ Тараса Бульбы неоднозначен. С одной стороны, это блестящий полководец, искренне любящий своё казачество, заботящийся о своих товарищах, обладающий собственным кодексом чести. С другой стороны, он, не колеблясь, убивает собственного сына-предателя. В то же время, он, объявленный в розыск, рискуя жизнью, появляется на казни своего старшего сына, помогая тому пережить мучительную смерть, ведь Остап стал для него идеальным сыном, сумевшим понять суровую натуру своего отца. В образе Тараса автор попытался запечатлеть все особенно значимые национальные черты украинского казака.

Вариант 5

Тарас Бульба – один из самых сложных и интересных образов в русской литературе. Это немолодой, но полный энергии, запорожский полковник могучего телосложения. Тарас женат и имеет двоих взрослых сыновей, но тихая семейная жизнь не для него. На первом месте у него – военные походы и весёлые пиршества. Мнение жены для Бульбы не важно, так как женщин считает неразумными существами, не достойными мужского внимания.

Он достаточно состоятельный человек, но в быту неприхотлив и не любит излишеств. Тарас осуждает русских дворян, которые переняли польские обычаи роскошной жизни. Для него главное – воинский долг, защита Отечества и православия.

Таким же образом Бульба воспитывает и своих сыновей. У Тараса нет специального образования, но для своих детей он посчитал это жизненной необходимостью и отдал их с двенадцати лет на обучение в киевскую бурсу. По его мнению, самой важной школой жизни для юношей является Запорожская Сечь, поэтому на второй день после окончания сыновьями академии он везёт их туда. Тарас очень гордится своими здоровыми, крепкими, красивыми наследниками и хочет, чтобы и другие казаки оценили их удаль. К тому же, он считает, что мужской характер может правильно сформироваться только в сражениях.

В это время польская шляхта активно захватывала украинские земли и обращала местное население в католическую веру. Тарас не мог с этим смириться и пытается всеми силами завоевать свободу и независимость для своей Отчизны. В Сечи он наблюдает, как сыновья из неуверенных юношей постепенно превращаются в доблестных воинов. В Остапе Тарас видит в будущем умного и рассудительного полковника, способного предугадать все ходы противника. Андрий нравится ему своей бесшабашной решительностью и смелостью. Тем тяжелее было принять Тарасу предательство младшего сына ради любви к дочери польского воеводы. Он не прощает Андрию этого и собственноручно убивает его. Единственной отрадой и надеждой Бульбы остаётся Остап, но он попадает в плен к ляхам. Тарас делает всё возможное, чтобы вызволить его оттуда. К сожалению, его план не удаётся, и Остап тоже погибает, но как герой, мужественно принявший смерть от врага. Отец жестоко мстит за смерть своего сына, беспощадно расправляясь с ляхами.

Жизнь Бульбы заканчивается трагически. Его полк разбивают, а самого заживо сжигают на костре. Старый казак до конца остаётся верен своим идеалам, запорожскому товариществу.

Тарас Бульба – это настоящий патриот, готовый всегда отдать свою жизнь за Отчизну!

Образ Тараса Бульбы

Популярные сочинения

Красоте русской природы немало посвящено картин русских художников. У каждого свое видение этой красоты, но все произведения объединены одной большой любовью к России.

Юон Константин Фёдорович – художник, ещё одна замечательная страница русской живописи, повторить которую иностранцу очень сложно, если не невозможно. Русский характер всегда сказывался и на творчестве россиян

Творчество Бунина довольно разнообразное, но тема любви в нем преобладает, особенно в рассказах. Благодаря его произведением читатель узнает ближе творца-художника, писателя – психолога, а также лирика.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

Читайте также:
Гоголевская «ситуация ревизора»: сочинение

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

В 1841 году Н.В. Гоголь потрясает современников своей поэмой в прозе – «Мертвые души». До сих пор ведутся споры среди критиков и читателей. Кто-то как П.А. Вяземский считает, что роман задумывался как аналог «Божественной комедии» Данте в трех томах. А другие придерживаются мнения, что Гоголь написал русскую «Одиссею». Но все в один голос признают произведение гениальным.

Образы помещиков – это ключевая тема романа. Каждый из этих героев по-своему уникален. И все они олицетворяют те или иные человеческие пороки. Н.В. Гоголь будто специально располагает перед читателем галерею образов. От самого безобидного в своей пошлости Манилова. До ужасающего в своей деградации Плюшкина.

Манилов, пожалуй, наиболее любим читателем. Это персонаж с очень русским характером. Его речи сладки, льстивы, а мечты так и манят. Поместье находится на возвышенности, вот только добраться до него нелегко. Вместо обещанных 15ти верст по прямой, надо проехать более 40 по извилистой дороге.

Усадьба в запустении, крестьянские дворы и хозяйства в упадке. Помещик лично не занимается делами, поручив их пьянице управляющему. Воспитанием детей занимаются слуги. Мебель покрыта дорогим и модным сукном, но хватило его не на все. Супруги Маниловы очень друг друга любят и всегда кормят с рук лакомыми кусочками. На первый взгляд все красиво и сладко. Но пробыв в усадьбе полчаса, хочется сбежать.

Читайте также:
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Речь героя слащава и приторна. Он ленив. Только и делает, что строит нереальные планы на будущее, которого не будет. На его столе лежит пыльная книга, всегда открытая на одной и той же странице.

Манилова удивляет необычное предложение Чичикова о продаже мертвых крестьян. Сначала он думает, что не так понял, ведь считает собеседника значительно умнее себя. Сколько душ у него умерло он не знает, приказчик также не знает точного числа. Из страха перед властями осведомляется о законности предприятия. После чего не берет деньги за души и готов взять все расходы по оформлению сделки на себя. Ему приятно оказать услугу Чичикову, такому приятному человеку.

Далее взору читателя предстает жадная и старая Коробочка. Вдова хозяйственна и скупа. Все, что ее интересует – это прибыль и накопительство. Она торгует товарами, которые производят крестьяне. Поэтому все разговоры о пеньке и сале. Поместье небольшое, всего в 80 душ. Коробочка точно знает, что умерло 18. Хозяйка подозрительна, ей обязательно нужно знать зачем мертвые души нужны. Ведь они могут пригодится и самой. Чичиков тратит уйму времени на уговоры перед заключением сделки.

Ноздрев – очень неприятная личность, мелкий пакостник. В свои 35 лет он уже вдовец. Кутеж, пьянство и азартные игры – это любимые занятия помещика. Хозяйством он не занимается. Равно как и воспитанием двоих детей. Держит дома живого волчонка вместо собаки, которого очень любит. Легко соглашается на сделку, если Чичиков с ним сыграет. Естественно, заядлый картежник жульничает. И главный герой остается без трофея.

Собакевич – грубый, грузный мужчина средних лет. Вся мебель в доме массивная и грубая, будто кричащая: «И я тоже Собакевич». Он редко отзывался о ком-то лестно. Практичный помещик и делец. Старается как можно больше получить выгоды от сделки. Продает Чичикову одну женщину среди мертвых душ – Елизавету Воробей. Специально подставляя к имени твердый знак. По документами считались только души мужского пола.

И наконец завершает эту галерею образов – Плюшкин. На первый взгляд трудно понять даже это мужчина или женщина. Он всегда носит засаленный, изношенный халат, более похожий на тряпье нищего на паперти. Даже местные мужики называют его «заплатанным», а автор и критики – «прорехой на человечестве». Когда-то это был практичный хозяин. Но после смерти жены скупость завладела им полностью. С готовностью продает мертвые души по 30 копеек за штуку. Всего их 78. Радуется прибыли. И даже угощает гостя сухарем.

Плюшкин – символ духовной смерти человека. Остальные помещики не так безнадежны. Но у каждого свои пороки.

Помещики в поэме Мертвые души

Мертвые души – это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.

Манилов

Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.

Коробочка

Коробочка – это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.

Ноздрев

Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.

Собакевич

Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе. Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними. Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.

Читайте также:
Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

Плюшкин

Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они “настоящие”: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его “богатство” только портится в кладовых и “пропадает”.

3 вариант

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя многогранна. В ее названии отражен главный смысл произведения — нравственного разложения души человека. Мертвые души в понимании писателя это не погибшие крепостные в списках, а помещики, которых волнуют лишь низменные ценности. Чичиков путешествует, собирая мертвые души. От тех, кто еще может спастись, он приезжает к тем, кто уже безнадежен.

Первым герой посещает Манилова. Он считает себя образованным и аккуратным дворянином. Но, например, в его кабинете годами лежит книга с закладкой на одной и той же странице. В Маниловке царит бездействие. Крепостные обманывают барина, обсчитывают его. А сам герой этого не замечает. Манилов — это образ безобидного, но пустого человека.

Затем Чичиков навещает Коробочку. В ее доме время остановилось на Отечественной войне. Стены украшены портретами военачальников. Коробочка отличается расчетливостью и скупостью. Ее волнует только цена. При этом барыня ничего не покупает на свои деньги, а просто копит их без цели. В этом образе выражена глупая расчетливость, не имеющая основания.

Затем Чичиков приходит к Ноздреву. С первого взгляда может показаться, что это очень активный помещик. В отличие от остальных героев для него не характерна статичность. Ноздрев постоянно двигается, но вся его активность направлена на веселье, кутежи и разрушения. Он ничего не создает, а только ломает свою души под натиском аморальных развлечений. В образе Ноздрева выражено негативное отношение писателя к бессмысленной активности, показной энергичности.

Теперь наступает черед Собакевича. Это грубый, циничный и неопрятный человек. Он чем-то похож на Коробочку, но чуть умнее ее. Ему удается обмануть покупателя. В образе Собакевича автор выразил то, что с нравственным падением человека меняется его внешность. Он становиться похожим на животное.

И наконец — Плюшкин. Некогда у него учились другие помещики, а теперь он копит всякое добро в своем поместье. Плюшкин нелюдим, одинок. Им полностью овладела скупость. Его крестьяне голодают и умирают от голода, в то время как в его амбарах гниет зерно и овощи. Этот образ наиболее сильно омертвел и уже не имеет возможности ожить.

Автор противопоставляет мертвым душам помещиков живые души их мертвых крестьян. Это видно в диалогах Чичикова с помещиками во время покупки душ. Сам же Чичиков является проводником мысли автора, поэтому его душу нельзя причислить ни к живым, ни к мертвым.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.

Война, ворвавшись в мирную жизнь человека, обязательно несёт с собой горе и слёзы. Продолжавшаяся долгие пять лет Великая Отечественная война превратилась в настоящую катастрофу для множества стран

Однажды Бенедикт Спиноза сказал такую фразу: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». И можно смело утверждать, что это выражение отражает всю суть устройства нашего характера и внутреннего мира.

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Сочинение Помещики в Мертвых душах Гоголя

Манилов

Одним из помещиков является Манилов, который мечтал создать что-то наподобие заграницы. Он живет мечтами, придумывает проекты. Которые невозможно реализовать. Манилов беззаботный человек. Он хоть и внешне приятен, на первый взгляд, но очень скучен. Его не интересовало хозяйство.

Коробочка

Героиня коробочка занимается торговлей. Она вдова, про детей ничего не известно, также глупая и недоверчивая старуха. Зовут ее Настасья Петровна. Она копит свои сбережения, и не понятно для чего ей нужно столько накопленных денег. Настасья торгует абсолютно всем. Будь это просто мед или же мертвые души. Она черствая и бездушная. У нее только одна цель-это продажа. А деньги с продаж складывать в мешочек. Самое поганое, что она никогда не угомонится. Хочет продать мертвые души Чичикову выгодно.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Ноздрев

Подлый тридцатипятилетний помещик, который любит злоупотребить алкоголем, также он игрок и хулиган. Он очень пакостный человек, готовить нагадить хоть кому. У него нет цели в жизни, живет он беспорядочно. Он не следит за своим хозяйством, для него это не главное. Он предпочитает курить трубку. А также его интерес-это собаки. У себя на поместье он держит псарню. Ноздрев наглый, бесчестный, и к тому же лгун. Его супруга умерла, оставив двоих детей, о которых заботиться няня. Ноздрев любить играть в карты, порой проигрывает очень много денег. А если выигрывает, то тратит на всякие развлечения.

Собакевич

Помещик крепкого телосложения, пошел в отца. Женат, есть дети. Его душа давно стала черствой. Он очень грубый, считает всех обманщиками. Называет людей свиньями, даже порядочными. Хотя на деле сам является настоящей свиньей.

Плюшкин

Самый ужасный помещик из всех вышеперечисленных. Очень жадный, даже себя может морить голодом. Он собирает весь хлам и сам не понимает для чего это ему нужно. Плюшкин-неряха и жестокий человек. У него имеется около тысячи крепостных крестьян, но сам он может питаться сухарями. Даже внешне он не приятен, лицо худое, нет зубов, ходит в лохмотьях. Его внешний вид вызывает брезгливость. Плюшкин лицемер, любит поспорить, поругаться. Он очень алчный, постоянно хочет нажиться. Он очень скупой, это проявляется во всем, в еде, одежде. Он копит деньги, не тратив ни копейки ни на себя ни на родных. Он ничтожный и гадкий, хоть и богатый человек, но довел себя до такого постыдного состояния. Он словно самый нищий человек.

Образы помещиков

Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять. И за это дело берется Николай Васильевич Гоголь, который сказал, что его произведение вызвало огромный шум и беспокойство.

Сюжет поэмы наипростейший и заключается в том, что обыкновенный аферист Чичиков приезжает в небольшой городок, чтобы купить у помещиков мертвых крестьян. Ряд провинциальных господ открывает Манилов, где автор сравнивает его с котом, показывая его доброту, гостеприимность и вежливость. Смешным представлен эпизод, когда герой не желая войти в комнату первым, протискивается с Чичиковым вместе. Однако, Манилов в этой жизни бесполезен, так как он не сделал ничего полезного. Это видно даже в описании писателем поместья, где царит полная бесхозность. А вся умственная деятельность героя ограничивается лишь фантазиями. Он считает, что отношения между людьми должны быть праздничными без столкновений и противоречий. Совершенно не зная жизнь, Манилов смотрит на окружающий мир сквозь розовые очки.

Очередным потенциальным помещиком представлена Коробочка, поражающая читателя скупостью и хитростью. Можно понять, откуда у героини такая фамилия. Коробочка была одной из тех людей, которые жалуются на неурожая, а сами тем самым откладывают некоторую сумму.

Но не все помещики кажутся тихими и безобидными. Беззаботная жизнь привела к разгильдяйству и полной деградации Ноздрева. По отношению к людям он держится нагло. И хотя Ноздрев авантюрист по натуре, то по достоинству оценивает мошенничество Чичикова.

У Собакевича в хозяйстве все сделано добротно и прочно. Но все равно это не производит благоприятного впечатления. Этот помещик является яростным крепостником, не упустившим своей выгоды даже в продаже покойных крестьян. Когда идет его торговля с Чичиковым, то отчетливо видно, как проявляется стремление к наживе и жадность. Внешний облик Ноздрева подчеркивается интерьером поместья. Мы видим, что на картинах нарисованы богатыри, мебель же похожа на самого хозяина. Все блюда подаются в большом количестве и очень сытные.

Ряд помещиков замыкает Плюшкин, один из самых страшных и комичных героев. Мы видим, как этот герой постепенно деградировал, потеряв свой человеческий облик. Этот человек никому не верит, думает, что окружающие ему хотят навредить. Он отказался от родной дочери и послал проклятья сыновьям. Гостей он не принимает, да и сам никуда не ходит. Когда-то он был образцовым помещиком с процветающим имением. Но его скупость переросла в скаредность. Писатель показывает огромную жадность Плюшкина, рисуя большие запасы разного добра в его доме. Чрезмерная скупость довела помещика до полного упадка. Перед нами он предстает даже не как человек, а просто «бесполое существо». Он вызывает у читателей лишь горькое сочувствие.

Читайте также:
О знаменитой фразе городничего: сочинение

В произведении Гоголь не зря высмеивает местное дворянство. Образы Плюшкиных и Маниловых созданы настолько ярко, что их фамилии стали нарицательными. Сегодня мы также используем понятие маниловщины и сравниваем людей с ноздревыми и собакевичами.

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

В «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя помещичья Россия предстала в образах Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина – пяти героев, отразивших разнообразие человеческих типов и связанных главной задачей автора: проследить стадии превращения живого человека в мёртвую душу.

Тема покупки Чичиковым мёртвых крестьян, которых можно приобрести только на бумаге, пересекается с темой исследования сущности крепостничества и его блюстителей – поместных дворян.

От главы к главе читатель всё больше убеждается, что мёртвые души – это сами помещики, с которыми встречается Чичиков. Их жизненные цели, образ существования не несут в себе главного – ощущения радости жизни.

Они будто заживо сошли под своды склепа, где нет живой энергии, радостного смеха, сияющих глаз. В них пропало желание делать добро и бескорыстно любить людей и мир, а осталась повседневная тупая забота о материальной пользе и росте богатства.

Расположение героев в том порядке, в каком их навещает Чичиков, неслучайно. Каждый последующий в цепи образов – это логичная ступень вниз на пути нравственной деградации.

Так, у Манилова ещё сохраняются черты симпатичного милого человека. Он заботится о своих детях, нежно любит жену, гостеприимен и может поддержать беседу. Он вполне светский приятный человек.

Правда, хозяин из него никакой. Ни о живых, ни о мёртвых своих крестьянах он не думает и ничего не знает. Его фантазии о строительстве каменного моста или подземного хода выдают в нём человека, оторванного от реальности и глупого. Но душа его отзывается на всё прекрасное, он способен мечтать.

Следующие же через одну встречи Павла Ивановича с Коробочкой и Собакевичем дают представление о том, как разрушительно для души повседневное скопидомство, стремление к материальному благополучию и забвение о духовных потребностях. Коробочка стала похожей на запасливого зверька, рассовавшего по норам всякую ветошь.

А у Собакевича это нашло выражение в плотоядном угождении своему желудку. Обжорство сделало его похожим на медведя. О тонких материях, душевных переживаний, об искусстве с Михаилом Семёновичем говорить неуместно. Он стал воплощением промежуточной стадии от человека к дикой природе. Только умение хорошо считать, блюсти свою выгоду и изъясняться в пределах этих интересов выдаёт в нём человеческую особь.

В Плюшкине же Гоголь показал полное омертвение всего человеческого. Ничто не способно принести радость этому герою. Он жалок, омерзителен и трагичен одновременно. Как паук, снуёт он по своей хозяйственной паутине, не замечая, что его богатство призрачно.

Всё произведённое его крестьянами обращается в пыль и навоз, потому что этот скаред не может сложить цену на вещи и сдать покупщикам. У Плюшкина нет ни отцовских чувств, ни человеческого облика. Он носит тряпьё, делающее его похожим на бабу. Автор называет его прорехой на человечестве.

Среди всех героев-помещиков, в разной мере занимающихся хозяйством, Гоголь вывел образ человека-игрока. Этот тип встречается и в других произведениях писателя и в целом очень характерен для русского общества.

Содержанием Ноздрёва является неуёмное желание менять всё, что у него под рукой, или ставить на карточный кон. Он личность скандальная и бесчестная. Горе крестьянам, у которых помещик игрок. Он везёт на ярмарку плоды труда своих крестьян, а обратно является, всё пропив и проиграв. Такой может и душу продать, в его глазах ничто не имеет цены.

Галерея образов помещиков, выведенная в «Мёртвых душах», помогала читателям и всем думающим людям понять истоки бедственного положения большей части русского общества и причину нищеты простого народа, плодами труда которого бездарно распоряжается поместное дворянство.

Образы помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сочинения

За свою жизнь И. А. Крылов написал 236 басен. Одна из них называется «Квартет», она была написала в 1811 году. Конечно, в басне есть скрытый смысл.

Сегодня обычное зимнее утро, как и всегда я встал очень рано и подошел к окну, чтобы узнать, не выпал ли долгожданный снег. Обычно я видел в окно серый и унылый двор

Несмотря на то, что в мире существует немало отрицательных качеств человека, наша планета процветает благодаря лучшим поступкам, на которых строятся взаимоотношения людей. И это происходит за счет добрейших свойств души

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: