Исследование образа Собакевича: сочинение

Образ Собакевича из поэмы Гоголя

«Мертвые души» – одно из самых значимых произведений Н. В. Гоголя, над которым он трудился семнадцать лет. Это история о похождениях отставного чиновника и знатного махинатора Павла Ивановича Чичикова, задумавшего аферу с умершими крепостными.

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями. Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович.

  1. Краткая характеристика М. Собакевича
  2. Образ и характеристика Собакевича
  3. Сочинение про Собакевича
  4. Собакевич в рассказе Гоголя
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика М. Собакевича

Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек.

Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность.

Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Образ и характеристика Собакевича

От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура ни может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.

Имя и фамилия помещика

Имя у персонажа – Михаил. Классик не мог назвать его по-другому: медведь Михаил. А вот с фамилией решил помудрить. В образе соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа.

В обоих животных чувствуется дикость, напористость. Они легко вступают в драку и одерживают победу. Имя подтверждает первое впечатление при встрече. Перед читателем встает медведь.

Взгляды на жизнь

Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены.

Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги.

Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек. Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд.

Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека. Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.

Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.

Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций.

Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.

Образ помещика

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть.

Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца.

Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.

Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Сочинение про Собакевича

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла — говорило о своей схожести с хозяином.

Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе.

Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Собакевич в рассказе Гоголя

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.

Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам.

Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.

О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.

По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.

Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.

Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду.

Он стал расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна. В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.

В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода.

Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.

Описание образа с цитатами

Михаил Семенович Собакевич — мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном “захолустье”, где активно занимается своей большой усадьбой. Характер и манеры у Собакевича далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова.

О внешности Собакевича известно следующее:

“… медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем…”

“… Зная привычку его наступать на ноги…”

“… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…”

Характер и личность помещика

“… пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это.…”

“… хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности…”

“… Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны…”

Собакевич. Художник П. Боклевский “…Зодчий […] хотел симметрии, хозяин – удобства…” (хозяин это Собакевич) “… Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…”

“… Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности…” (Чичиков о Собакевиче)

“… Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…” (Собакевич о чиновниках города N)

“… у этого губа не дура…” (Чичиков о Собакевиче) ”

“… сделался то, что называют человек-кулак…”

“.. нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему…” (Собакевич о себе)

“… Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга…” (жена зовет Собакевича “душенькой”)

Это была цитатная характеристика помещика Собакевича в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Читайте также: Что делает человека человеком – сочинения для всех классов.

В своем произведении Гоголь хотел показать суть общества царской России, и для этого ввел разнообразные типажи российских помещиков и чиновников, в руках которых и была сосредоточена вся власть в стране.

Такие же, как Собакевич, ленивые, бездеятельные и невежественные господа, взяточники и воры, предприимчивые дельцы – всех этих персонажей писатель определил, как «мертвые души», которые не представляли никакой пользы для социума.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Интернет-журнал Литеровед предлагает своим читателям, изучающим творчество Н.В. Гоголя, сочинение по литературе на тему «Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».

У каждого писателя и художника есть такое произведение, которое по праву считается делом всей его жизни, произведение, в которое вложены самые заветные мысли, сокровенные думы, все сердце автора. В творческой жизни известного русского писателя и драматурга Н.В. Гоголя таким произведением является поэма «Мертвые души». Из двадцати трех лет писательской биографии семнадцать было отдано работе над «Мертвыми душами». Центральное место в поэме занимают пять «портретных» глав, одна из которых посвящена образу Михаила Семеновича Собакевича.

Читайте также:
Замысел цикла повестей об Украине Гоголя: сочинение

Знакомство с помещиком читатель начинает незадолго до того, как он появляется перед его взором. Подъезжая вместе с Чичиковым к имению Собакевича, мы видим его деревню, довольно большую, окруженную с одной стороны сосновым лесом, а с другой – березовым. В центре села возвышается деревянный дом помещика с мезонином, красной крышей и темно-серыми, или даже дикими, стенами. Двор был окружен крепкой деревянной решеткой. Было заметно, что помещик беспокоится о прочности строений, поэтому все: и конюшни, и дома, и сараи, и даже колодезный сруб, — было сделано из дуба, прочно, на века. При виде имения в голову сразу приходит мысль о хозяйственности, прочности помещика. Это одна из первых характеристик героя.

Сам Михаил Семенович Собакевич, хозяин всего этого богатства, был похож на русского медведя, даже фрак с длинными рукавами на нем напоминал по цвету шкуру медведя. Ступал он неуклюже, вкривь и вкось, точно медведь. Цвет лица у него был каленый, похожий на медный пятак. Он был слишком большой, даже огромный, грубоватый, с крупной головой и лицом, похожим на молдаванскую тыкву, из которой на Руси делают легкие двухструнные балалайки. Глядя на него, думаешь, что природа решила пошутить при создании его образа, не использовала никаких мелких инструментов, а одним топором, рубанув несколько раз со всей мочи, со всего плеча, создала крепкую фигуру Собакевича, забыв вложить в нее душу. В его доме все было сделано крепко и прочно, и будто каждая вещь кричала, что «она тоже Собакевич». Такая внешняя грубость его образа подчеркивает всю низменность, животность героя, даже фамилия у него животная.

У помещика нет ничего возвышенного, никаких живых интересов. С ним нельзя поговорить ни о судьбе России, ни о политике, ни о культуре и искусстве, поэтому, когда Павел Иванович Чичиков приехал к Собакевичу, они несколько минут молчали, и гость, который со всеми находил общий язык, не знал, как прервать неловкое молчание. Однако, когда подошло время обеда, Собакевич стал очень красноречивым. Михаил Семенович любил вкусно поесть, он хвалил русскую кухню и ругал французскую. За обедом Чичиков поразился обилию блюд и величине порций: на столе были русские щи, бараний желудок, начиненный кашей, бараний бок, ватрушки величиной с тарелку, огромный индюк, набитый всяким добром, к чаю подали разного сорта варенье. Барин считал, что истинное достоинство русского человека заключается в умении поесть. После обеда речь зашла о мертвых душах, и в Собакевиче проснулся настоящий кулак. Главная цель его жизни – обогащение любыми способами. Он с жаром торгуется за каждую копейку с Чичиковым, запросив за одну мертвую душу крепостного целых сто рублей. Торгуясь с ним, Чичиков то и дело восклицает про себя: «Экой кулак! Вишь куда метит, подлец!» Из разговора с ним Павел Иванович убеждается, что Собакевич – хороший хозяин. Он прекрасно знает своих крестьян, их деловые качества, расхваливает их Чичикову, чтобы тот поднял цену: каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Телятников – настоящие мастера своего дела. Михеев и Степка Пробка – обладатели богатырской силы. Крестьяне у Собакевича живут в достатке, но, несмотря на это, крепостные остаются для помещика прежде всего товаром, источником дохода. Желание наживиться толкает его на плутовство, поиск новых способов и средств обогащения. Он применяет не только барщину, но и оброк. Например, Еремей Сорокоплехин, который торговал в Москве, приносил Михаилу Семеновичу пятьсот рублей оброку. Городских чиновников Собакевич ненавидит, поэтому отзывается о них нелестно, чем вводит в недоумение Чичикова. Для помещика председатель – дурак, губернатор – разбойник, а вице губернатор – Гога и Магога, то есть нечто ужасное и свирепое.

Помещики, подобные Собакевичу, — убежденные крепостники. Они являлись надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич – символ яркий аракчеевщины. Низкий уровень культуры, отсутствие интеллектуальных интересов, страсть к наживе, обогащению, которая убила в нем все прекрасное, благородное, отсутствие истинного патриотизма, ненависть к науке и просвещению, ко всему передовому – к таким выводам можно прийти, характеризуя образ Собакевича, который занимает свою нишу в галерее «мертвых душ» поэмы.

Характеристика и образ Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души сочинение

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Автор отмечает, что Чичикову Собакевич показался похожим на медведя средней величины. Даже в его одежде преобладали коричневые цвета, фрак был «совершенно медвежьего цвета», рукава его были длинны. Длинными были и панталоны. Ходил этот помещик косолапо, постоянно наступая на чужие ноги. Сапоги этого персонажа отличались исполинским размером.

Его сходство с медведем подчёркивало то, что он был неуклюж, а на лице его не видно было никаких эмоций (на медвежьей морде тоже не бывает видно настроения и намерений этого зверя). Голову он держал немного наклонённой, шеей не ворочал. Цвет лица у него был «калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Черты лица Собакевича грубые. Лицо было круглое и широкое, как молдаванские тыквы, из которых делают балалайки.

Интересно, что облик жены Собакевича Феодулии Ивановны совершенно противоположен облику мужа: лицо у неё было узкое, длинное, голову она держала прямо.

Речь Собакевича была отрывистой и краткой. На вечере у губернатора Манилов пригласил Чичикова приехать к нему в деревню, Собакевич тоже кратко сказал: «И ко мне прошу». Приехавшему к нему Чичикову он отрывисто сказал: «Прошу!» — и повел в дом. Но при торге этот человек становится довольно многоречивым. Разговор идёт о деньгах, поэтому он старается говорить убедительно и экспрессивно (почти после каждого его предложение автором поставлен восклицательный знак).

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Читайте также:
Служебная деятельность Чичикова: сочинение

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби — это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Описание усадьбы

Деревня Собакевича была большой. Между двумя лесами, сосновым и берёзовым, стоял господский деревянный лом с мезонином. Было заметно, что зодчий при постройке дома хотел, чтобы всё в нём было симметрично, но хозяин сделал так, чтобы было удобно ему: окна на одной стороне велел заколотить и на их месте провертеть одно оконце, вероятно, для тёмного чулана. Фронтон был не посреди дома, так как хозяин велел одну колонну сбоку убрать, и вместо четырёх колонн осталось лишь три. Двор окружала очень толстая деревянная решётка. Сараи и кухни были построены из полновесных брёвен. Видно было, что помещик очень заботился о прочности. Избы мужиков тоже были срублены из толстых брёвен, а колодец обделан был в очень крепкий дуб.

Деревня, дом, усадьба Собакевича — всё это было «в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Мебель в доме тоже была неуклюжей, но прочной и имела сходство с хозяином. Каждый предмет, казалось, сообщал, что он тоже Собакевич.

На обед в этом доме подавали большие, очень сытные блюда. После такого угощения гость еле вставал из-за стола, а хозяин обедал так каждый день. «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит Собакевич. Чичикова он угощал щами, няней (блюдом из начинённого всякой всячиной бараньего желудка), бараньим боком, ватрушками, которые были больше тарелки, громадным индюком и т. п.

Фигура и одежда помещика

Автор не перестает удивлять читателя сравнениями. Со спины Собакевич похож на лошадь. Спина широкая, «как у вятских приземистых лошадей…».

Ноги напоминают тумбы, они огромные как у исполина. Тумбы тяжелые чугунные. Ноги передвигаются с шарканьем сапог, размер которых уже редко можно встретить на Руси. Ступни двигаются по своей особой траектории: вкривь и вкось.

Цвет одежды медвежий – буро-коричневый. Рукава фрака длинные, панталоны длинные. Видно портные боялись сшить одежду меньших размер, зная характер Михаила Семеновича.

Характер

Собакевич — рачительный хозяин, он любит, чтобы всё в хозяйстве было прочно, практично, а внешний вид его не волнует. Всего у него вдоволь, деревня большая. Крестьяне его в своих крепких избах живут, наверно, не бедно.

Этот помещик не видит пользы в просвещении: «Толкуют: просвещенье, просвещенье, а просвещенье — фук!» Обо всех людях он самого плохого мнения, но Чичиков на вечере у губернатора ему понравился, и он пригласил его приехать к нему в деревню. Жене Собакевич сказал, что познакомился с Павлом Ивановичем Чичиковым, «преприятным человеком». Когда тот приехал к Собакевичу, речь зашла о городских чиновниках, хозяин всех их обругал, включая губернатора, которого назвал первым разбойником в мире. В конце этого разговора он подвёл итог: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Казалось бы, смысл жизни Собакевича состоит в том, чтобы поплотнее набить желудок, но автор показывает, что за его тяжеловесностью, неповоротливостью скрывается опасный и умный хищник. Это особый тип помещика-кулака, который легко может вписаться в новые условия того времени, когда Россия встала на путь капиталистического развития. Собакевич обладает быстрым, расчётливым, цепким умом. Он очень упрям, упорен, когда речь идёт о его выгоде. У него нет духовных запросов, его жизненные цели состоят в деньгах, которые дают ему благосостояние.

Сочинение 5

«Мертвые души» — поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Читайте также:
Остап и Андрий «Тарас Бульба»: сочинение

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Другие сочинения: ← Повесть Гоголя Шинель↑ ГогольДва брата две судьбы по повести Тарас бульба →

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

После того, как Чичиков предложил Собакевичу купить мёртвые души, то есть крестьян, которые умерли, но ещё числились в ревизских списках, у этого помещика проявились:

  • практический ум и хватка;
  • сметка;
  • мошенническая хитрость;
  • прижимистость;
  • упрямство.

В ответ на своё предложение назначить цену на умершие души Чичиков услышал фантастическую сумму: «по сту рублей за штуку!» Собакевич сразу понял сущность мошеннической сделки и начал вести торг, расхваливая души, которые собрался продать. Он с увлечением говорил, например, о мастерстве каретника Михеева и плотника Степана Пробки. Чичиков, пытаясь сбить цену, напомнил: «Ведь предмет просто фу-фу. Что он стоит? Кому он нужен?» Собакевич на это заметил: «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Его совсем не смущает аморальность необычной сделки. Торг был длинный. Сначала Чичиков сказал, что не может дать больше восьми гривен за душу, но в результате согласился купить за два с полтиной (за 2,5 рубля).

Биография

«Мертвенность» души героя схожа с той, что проявляют Манилов, Плюшкин и другие. Образ жизни героев удобен, и менять его они не намерены. У них нет жизненных целей, а души черствы и неподвижны. У героев нет родственников, или же они не принимают участия в жизни семьи. Возникает ощущение, будто помещики появились из ниоткуда.

Значение имени и фамилии каждого помещика, описанного в произведении немаловажно. Портрет Собакевича выстаивается на ассоциациях с животными. Автор сравнивает Михайло Семеновича с большим неуклюжим медведем и даже награждает героя фраком подобного оттенка. Восприятие внутреннего мира героя начинается со знакомства с его внешностью.


Чичиков и Собакевич

Собакевич ко всем вопросам подходил основательно, чем отличался от своих соседей и вызывал уважение публики. Описание усадьбы, интерьера и отношения персонажа к хозяйству говорит о том, что он не бедствует. Помещик хочет, чтобы крестьяне имели материальные основы, понимая, что судьба его усадьбы во многом зависит от благосостояния крепостных. В этом вопросе благородство смешано с жадностью. При всех недостатках Собакевича нельзя назвать его скупым человеком. Это отличает его от Плюшкина, который живет впроголодь. Трапеза для чревоугодника Собакевича – удовольствие, а для автора – еще один способ подчеркнуть животное начало в герое.

Мужчина крепкого телосложения, твердо стоящий на ногах, Собакевич во всем придерживается максимализма, отдавая предпочтение большим объемам еды. Автор называет своего героя «человек-кулак». Он – человек, отдающий предпочтение плотскому, мирскому. Этот персонаж обладает физической силой, но предстает грубым, неповоротливым существом. У него крепкое здоровье, крупное телосложение и внешность, напоминающая типаж былинных богатырей.


Внешность Собакевича

Фамилия Собакевич как будто указывает на животное происхождение. Мужчина имеет крепкую хватку, груб с окружающими людьми, имеет «собачий» нрав. При этом помещик хитер и во всем ищет собственную выгоду и удобство. Его прямолинейность и грубость поражают. Собакевич ни во что не верит и склонен осуждать окружающих. Говорящая фамилия и описание внешности гиперболизируют его образ.

Собакевич порицает чиновников, но выстраивает с ними взаимовыгодные отношения. Учиться барин не любит и ненавидит тех, кто пропагандирует умственные интересы и увлечение получением новых знаний. В образовании Собакевич видит возможности, которые способны пошатнуть комфортные для его существования условия.

Отношение Чичикова к Собакевичу

Чичиков определил облик Собакевича такими словами: «Медведь! совершенный медведь!» Когда тот начал торг, Чичиков понял, что перед ним опасный хищник, серьёзный враг, что его нужно опасаться, поэтому принял правила игры и стал торговаться. Видя упорство Собакевича в торге, Чичиков подумал о нём: «Экой кулак!» Когда Чичиков дал Собакевичу деньги, тот заметил одну немного разорванную ассигнацию: «Бумажка-то старенькая!» Чичиков подумал: «Кулак, кулак! Да ещё и бестия в придачу!» Он был очень недоволен поведением Собакевича, считал, что тот поступил, как чужой, «за дрянь взял деньги», а ведь они знакомы, виделись у губернатора.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» — характеристика помещика

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ и характеристики Собакевича из Мертвых душ. Используйте наши примеры для написания своего сочинения.

Сочинение 1

Михайло Семёнович Собакевич — один из помещиков поэмы Гоголя «Мёртвые души», к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич — человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич — хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать «рабом желудка». Еда для него — чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: «хватило топором раз — вышел нос, хватило в другой — вышли губы…». В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него — прокурор, «да и тот, если сказать правду, свинья». Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него — просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Сочинение 2

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье — Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья. В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Сочинение 3

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби — это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Сочинение 4

От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура ни может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.

Имя у персонажа – Михаил. Классик не мог назвать его по-другому: медведь Михаил. А вот с фамилией решил помудрить. В образе соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа. В обоих животных чувствуется дикость, напористость. Они легко вступают в драку и одерживают победу. Имя подтверждает первое впечатление при встрече. Перед читателем встает медведь.

Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены. Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги. Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек. Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд. Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека. Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.

Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.

Читайте также:
Плюшкин: сочинение

Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций. Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.

Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Сочинение Сравнительная характеристика Остапа и Андрия 6, 7, 8 класс

В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.

Даже у двух родных братьев, Андрия и Остапа, казалось бы, росших в одной семье и одинаково воспитанных, судьбы сложились по-разному.

Два сына предводителя казаков Тараса Бульбы, который видел в них будущих атаманов казачьего войска, предназначались отцом для служения Отчизне. Однако уже с детства было видно различие в характерах мальчиков. Ласковый Андрий был ближе к матери, в отличие от Остапа, который был более суров и нетерпим к «бабьему» делу.

В школе, куда Тарас отправил сыновей учиться, эта разница стала еще заметнее.

Остапу учеба давалась тяжело, так как душа к ней не лежала. У Андрия же с учебой проблемой не возникало, он старался учиться хорошо. Однако Остап, в отличие от Андрия, никогда не пытался избежать наказания и терпеливо сносил наказания. Товарищи по учебе полюбили старшего брата за стойкость и верность. Но было одно, что сближало обоих братьев – это мечта о битвах и подвигах.

Вернувшись с учебы домой, оба брата сразу же отправились с отцом в Сечь. Братья с нетерпением ждали участия в новых сражениях. Но даже в бою они проявили себя по-разному. Оба отважные воины, но Андрий безрассуден, бросается в бой, забывая обо всем. Не менее храбрый Остап, ведет себя более осмотрительно и хладнокровно, умело просчитывая опасность.

Тарас Бульба, гордясь обоими сыновьями, понимал, что из Остапа скорее выйдет настоящий казацкий атаман, чем из Андрия.

Поворотным моментом в жизни Андрия стала встреча во время осады Дубно с польской девушкой, которую он полюбил, еще учась в Киеве. Ради любимой Андрий перешел на сторону врага, предав тем самым не только свою Отчизну и товарищей по оружию, но и своего отца. Не выдержав такого позора, Тарас Бульба собственноручно казнил своего младшего сына.

Зато за Остапа ему не пришлось краснеть. Хоть тот тоже погиб, но не предал Родину и свой род. Несмотря на пытки, он держался стойко, достойно встретив смерть от руки врага.

Отвага и стойкость Остапа вызывают уважение, но и Андрий обладал не меньшим мужеством, чем брат. Нужно иметь достаточно смелости и решимости, чтобы ради любви оставить все – дом, семью, друзей, родную землю.

Описывая образы братьев, Гоголь хотел показать, как люди, выросшие в одной среде и получившие одинаковое воспитание, могут различаться друг с другом мировоззрением и взглядами на жизнь.

Каждый из них самостоятельно сделал выбор в соответствии со своими представлениями о жизни и собственными идеалами.

Сравнение 2

Остап и Андрий были родные братья. Они воспитывались одинаково, в основном, матерю, потому что отец был занят. Но, несмотря на одинаковое воспитание, у них совершенно разные характеры. Тарас Бульба, их отец, постоянно воевал ,но понял, что его сыновьям нужно учиться и получить образование, поэтому обеих отправил учиться в Бурсу, чтоб получить образование.

Остап – прекрасный мужественный воин, верный товарищ. Характером стремился быть очень похожим на отца – ответственный и серьезный, но и в то же время добрый и честный. Остап предан Родине, готов защищать её при любых обстоятельствах. Всегда готов прийти на помощь. Учится не очень хорошо и даже отказывался получать знания, но отец конечно же не обошёлся без наказаний, после которых Остап учится на отлично.

Андрий – противоположный образ брата. Он более чувствительный, развито чувство к утонченному и даже прекрасному. Он мягкий и неконфликтный. Но несмотря на его утончённые качества Андрия , в бою он также храбрый и мужественный. Слушал сердце и поддавался чувствам. На учёбе у него были успехи – она ему легко давалась, но если что-то шло не так, у него получалось отвертеться от наказаний отца.

В бою братья оба были убиты. Остап погиб героем, его жестоко мучали и пытали в плену, но он терпел до последнего. Он сражался и погиб ради Родины и чести.

Андрий был убит собственным отцом за предательство и измену.

Как уже понятно, братья погибли разными смертями. Почему же так случилось? Несмотря на одинаковое воспитание и условия, у них разные точки зрения, разное мировоззрение, разные жизненные ценности и взгляды. Они по-разному относятся к определённым вещам. Поэтому они и погибли по-разному.

В итоге нам понятно, что Андрия и Остапа объединяет только такое качество – храбрость. У каждого храбрость значит разное. Андрий поддался чувствам, и они повели его по другой дороге. Остап же был верен отцу и отечеству. Для него храбрость – это патриотизм, защита отечества, он верно выбирал свой путь, по которому нужно ступать. Андрий погиб из-за того, что влюбился в девушку из противоположного мира, его характер не позволял ему выбрать другой путь, в котором он не сможет быть с той самой единственной. Он давал волю чувствам и слушал только сердце. Очевидно, они погибли из-за разных мнений и разных мировоззрений.

Читайте также:
Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

У каждого из них были и отрицательные и положительные черты характера, и погибли они, сохраняя честь и храбрость. У каждого слова «честь и храбрость» имели своё значение. Таковы их жизненные ценности и жизненные цели, к которым они одновременно достигали

Остап и Андрий

Остап и Андрий – главные герои произведения «Тарас Бульба», написанного Н. В. Гоголем.

В работе Н.В. Гоголя показано, что Тарас Бульба дорожил сыновьями, но, после всеми известных событий, его отношение к детям меняется. И это происходит из-за осознанности черт характеров Остапа и Андрия, которые с одной стороны – различны, а с другой – очень схожи между собой. Их жизненные пути существенно отличаются друг от друга, тем самым вызывая интерес у читателя.

Остап является старшим братом и сыном в семье Тараса Бульбы. Андрий был младшим сыном. Братья представлены перед читателем, как образованные люди, так как закончили обучение в Киевской Академии. Однако Остап не тянулся к учению и, как отец, рвался к свободе и казацкой жизни. Но после угрозы отца не взять с собой в Сечь, он, собравшись, стал лучшим учеником, а Андрий, тем временем, учился охотно и с удовольствием. Как видим в данной ситуации, одному из сыновей необходима была мотивация, а другой в этом совершенно не нуждался.

Внешне братья были крепки, здоровы, красивы. Во время пребывания в Сечи они возмужали, приспособились к ее порядкам.

Остап всегда был суров ко всему кроме войны и пирушек, как и Тарас Бульба; отличался прямолинейностью, мужественностью, храбростью и всегда был готов постоять за себя, защищая собственную честь. Также подчеркивается, что Остап, независимо от ситуации, всегда был предан товарищам и своей Отчизне. В битвах ведет себя холодно, расчётливо, рассудительно, с легкостью находит выход из трудных случаев, готов погибнуть за свою правду и родину.

Андрий наоборот более мягок характером, чувствителен. Он гордый, сильный и храбрый человек, но, в отличие от брата, не привык наперед просчитывать и составлять план действий. Любовь к полячке оказывается для младшего брата настолько важной, что Андрий предает Отчизну.

Остапа и Андрия уважают казаки, старшее поколение. Боевые товарищи пророчили им великое военное будущее и считали их сильными воинами, которыми мог бы гордиться их отец – Тарас Бульба.

После прочтения произведения, читатель невольно сравнивает братьев и понимает, что несмотря на одинаковое воспитание и прививание семейных правил, и Остап, и Андрий имеют совершенно разные характеры, взгляды и ценности в жизни, разные понятия морали, а также виденья собственной судьбы.

Судьбы сыновей Тараса заканчиваются по-разному – Остап, мужественно переносящий все пытки, до последнего верный родине, казнен врагом; а Андрия, променявшего отчизну и веру на любовь к полячке, убивает родной отец, который не смог смириться с предательством младшего сына…

Вариант 4

В произведении «Тарас Бульба» немаловажную роль имеют братья – Остап и Андрий. Похожи ли они?

Они братья по крови, провели детство и отрочество вместе, и были воспитаны одинаково, но по характеру совершенно разные. Они противоположные друг другу. Воспитанием мальчиков, в основном, занималась матушка, так как отец был постоянно занят. Тарас Бульба был на войне, поэтому понимал, что братьям нужно хорошее воспитание, отчего он направил их получать образование в Барсу.

Остап – мужественный воин, во всем хотел походить на отца. Он добродушный, честный, но в то же время в его характере присутствуют отважные качества, он тверд и серьезен. Остап придерживается всем установленным традициям Запорожской Сечи. Он считает, что его ответственный долг – защищать Отчизну. Он уважает старших людей, не вступает в противоречия, а иностранцев не любит. Для него существуют друзья и враги. Остап может рискнуть своей жизнью ради своего товарища, чтобы помочь ему. У Остапа много положительных качеств, но отрицательная черта в том, что он не любит учиться и учеба ему дается трудно. Остап настолько не любит учебу, что постоянно сбегает с нее, и даже закапывает букварь. Но после нравоучений отца, он учится хорошо.

Другой брат – Андрий не похож на Остапа. Андрий любит все утонченное, у него превосходный вкус. По характеру он мягкий, покладистый, впечатлительный, имеет тонкий вкус. В бою он храбр, смел, но для него присуще значимое качество – выбор и свобода. Учиться он любит, к тому же она дается ему легко. Даже если возникают непредвиденные ситуации, Андрий всегда находит выход из положения, отчего избегает наказания. После окончания учебы, братья возвращаются на Родину, где старшие казаки их принимают, как своих. В бою оба братья бесстрашны, в полной мере погружены в сражение с противником.

Но жизнь изменяется в другую сторону, когда Андрий перешел на вражескую сторону. Он всегда любил прекрасное и изысканное, отчего его потянуло к прекрасной полячке. Из-за сильной любви к ней, он предал своего отца, брата, Отчизну, и стал сражаться против своих запорожцев. Остап был другой. Он чтил казачьи традиции и их ценности, поэтому поступок его брата был неприемлем. Он ни за что не смог предать свою Родину, своего отца и товарищей по оружью. Он сражается до последнего дыхания.

Оба братья трагически погибают: Остап от вражеских рук, Андрий – от рук своего отца. Андрий попадает в плен казакам, где над ним вершит самосуд отец.

Тарас Бульба горделиво принял смерть своих сыновей: Остапа – как храброго и смелого героя, мужественного воина и защитника Запорожской Сечи, Андрия – как изменника Родины и предателя казаков.

Сочинение Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Тарас Бульба

Остап и Андрий – главные герои повести Николая Гоголя “Тарас Бульба”, посвященная тем временам, когда начиналась борьба вольного казачества с польскими панами, что угнетали его. Оба – сыновья легендарного запорожца Тараса Бульбы. Однако, несмотря на то, что они были братьями по крови, характеры у ребят были совершенно разные.

Читайте также:
Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

В двенадцать лет парней было отправлено в Киевскую академию. Остап начал свое обучение с того, что в первый же год убежал домой. Его наказали, но он не подчинился. Несколько раз он закапывал букварь и закопал бы еще раз, если бы не отец, который пригрозил, что Остап никогда не увидит Сечи, и пообещал, что отправит его в монастырь на 20 лет, если тот еще раз ослушается. С тех пор парень сел за нудную книгу и вскоре стал одним из лучших благодаря невероятным усилиям.

Остап имел славу одного из лучших товарищей. Сам парень редко верховодил в дерзких выходках. Но он никогда, ни при каких обстоятельствах не выдавал провинившихся друзей. Остап был равнодушен ко всяким соблазнам, и, кроме войны и гулянок, ни о чем другом не думал. Он учился старательно, но никак не мог избавиться безжалостных розог. Впрочем, даже если юноша не был ни в чем виноват, он молча снимал рубашку и терпел. Парень никогда не просил помилования. Это подчеркивает твердость и стойкость его характера.

Младший брат – Андрий – отличался тем, что наука давалась ему легко. А еще он был находчивее Остапа; часто верховодил в опасных затеях. Не раз ему удавалось откручиваться от заслуженной кары. Юноша также горел жаждой рыцарского подвига, но в его душе было место и для других чувств, в том числе для любви.

На войне Остап был непревзойденным бойцом. Еще в первом бою он проявил выдержку и самообладание. В парне сразу были заметны черты будущего вождя. Им восхищались даже старшие казаки.

Брат был полной противоположностью: он не умел холодно обдумывать тактику боя. Андрий видел наслаждение в битве; для него это было игрой.

Остап никогда, ни за какие сокровища на свете не предал бы Украину, товарищей, отца. Однако Андрий, ослепленный любовью к прекрасной полячке, сумел перейти на сторону врага. Это и стало для него приговором.

Судьба обоих братьев трагическая. Первого схватили в плен поляки. Но хоть его и безжалостно пытали, после чего казнили, Остап не проронил ни слова, ни стона, крика или помилования. Второй отрекся Родины ради любимой и погиб от рук собственного отца.

Следовательно, один погиб как герой, второй – как предатель.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Популярные сочинения

В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать.

На картине Игоря Попова «Первый снег» изображен счастливый момент радости детей. Эта картина передаёт самые светлые и яркие эмоции. Тона цветов передают жизнерадостность и светлые события.

Сочинение Остап и Андрий в повести Тарас Бульба Гоголя (6, 7 класс)

Остап и Андрей являются сыновьями главного героя повести – Тараса Бульбы. Это красивые и здоровые парни, близкие по возрасту, но по характеру – совершенно разные. Оба брата с двенадцати обучались в киевской академии.

Старшему брату Остапу сначала учёба давалась с трудом. Он в первый год пытался сбежать из бурсы и несколько раз закапывал букварь. Его жёстко наказывали за это, но Остап стойко переносил все лишения и никогда не взывал к жалости. Желание попасть после учёбы в Запорожскую Сечь помогло ему пересилить себя и заставило в дальнейшем хорошо учиться. Остап всегда был верным товарищем и никогда не выдавал своих друзей. Он обладал добрым сердцем и любил своих родителей, брата, но, как мужественный человек, старался не показывать своих чувств. В Запорожской Сечи раскрылся талант Остапа к военному делу. Спокойность и обстоятельность помогали ему предугадать тактику врага, и он умело использовал свои знания в бою. За решительность и бесстрашие в двадцать два года казаки избрали Остапа своим атаманом. Бои под Дубно стали переломными в жизни для обоих братьев. Остап попал в плен к полякам и был приговорён с другими казаками к смертной казни на городской площади. До последней минуты жизни старший сын Тараса Бульбы сохранил силу духа и поддерживал своим мужеством товарищей. Когда боль была уже совершенно невыносимой, он обратился за поддержкой к своему отцу, который являлся для него примером всю жизнь. Остап погиб за Родину, как герой, не посрамив казачество и православную веру.

Младший брат Андрей был способным к знаниям и учился охотно. Он любил похулиганить, но, в отличие от брата, старался избежать наказания. Андрей, как и Остап, мечтал о подвиге, но вместе с тем, обладал чувствительной и пылкой натурой. Случайная встреча в Киеве с красивой девушкой – дочерью польского воеводы, сыграла роковую роль в его судьбе. Юноша часто вспоминал о ней. Несмотря на мягкость характера, Андрей был храбрым казаком. Он не умел рассчитывать и обдумывать тактику боя, как брат, а храбро предавался битве с безрассудной страстью. Андрей тоже был готов погибнуть за то, что ему дорого. Только ценности у них с братом оказались разные. В боях за город Дубно он предал отца, брата, казачество из-за любви к женщине. Она оказалась сильнее чувства долга и патриотизма.

Тарас Бульба собственной рукой совершил правосудие над сыном за измену казачеству. Остап упрекнул отца за убийство брата, но не смог предотвратить.

Когда-то Тарас Бульба мечтал, что Остап станет полковником, а Андрей – славным воином. В итоге отец потерял обоих сыновей.

Таким образом, Гоголь представил на суд читателей трагический финал жизни двух братьев, но такой разный.

2 вариант

«Тарас Бульба» – одно из лучших произведений Николая Васильевича Гоголя. В нём он знакомит читателей с интересным миром запорожского казачества времён XVII века. А Остап и Андрий являются одними из главных героев повести.

Выросли родные братья в семье зажиточного казака, Тараса Бульбы, воспитывались в киевской семинарии. Однако были очень разными, имели противоположные характеры и мировосприятие.

Так, старший сын Бульбы, Остап, был рассудительным, молчаливым и спокойным. При этом очень упрямым и гордым. Уже с детства все мысли Остапа были поглощены одним – желанием попасть в Запорожскую Сечь. Учиться в бурсе Остап не любил. Он не раз сбегал с занятий, и даже закапывал букварь. И только твёрдое слово авторитетного отца заставило Остапа заняться учёбой, а в последствии даже стать одним из лучших учеников.

Читайте также:
Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира: сочинение

Остапу не свойственно колебаться, действовал он всегда твёрдо, смело и решительно. Был верным товарищем и самоотверженно относился к Отчизне. Такие черты характера помогли ему стать отличным воином, а в 22 года – уже атаманом запорожских казаков.

В жестоких боях аналитический ум Остапа не раз помогал ему находить выход из самых сложных ситуаций и делать тактически верные ходы. Но в одной из битв он был взят в плен поляками и приговорён к смертной казни. Умирает Остап как герой, крепкий и несломленный.

Его младший брат, Андрий, был же напротив натурой мягкой, покладистой и чувствительной. Имел тонкое чувство прекрасного, и потребность в любви. В бурсе учился Андрий с интересом, и, в отличие от Остапа, почти всегда изобретательно избегал наказаний. Но несмотря на лёгкость, мечтательность своего характера и тягу к мирной жизни, Андрий был храбрым воином. А смелость и находчивость помогли ему завоевать авторитет среди казаков.

Романтизм же Андрия все же сыграл с ним злую шутку. Сделав выбор в пользу польской панночки, дочери врага, он предаёт семью, казачество и Родину. За что принимает свою смерть от родного отца, его осудившего.

Так, каждый из сыновей Тараса Бульбы погибает за свою любовь, один – за любовь к Родине, другой – к женщине.

Симпатия же автора повести на стороне Остапа. Но он показывает полную картину жизней кровных братьев и не делит их на положительного и отрицательного героев. Оба брата представлены интересными личностями, а их образы наполнены яркими и запоминающимися чертами.

Сочинение 3

В знаменитой повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь описывает интересный период в истории — борьбу запорожских казаков с польской шляхтой. Помимо колоритного образа главного героя автору удалось создать и яркие образы его сыновей — Остапа и Андрия. Они стали воплощением двух жизненных позиций.

Братья получили одинаковое воспитание и образование, то есть несколько лет провели в стенах Киевской академии. Остап сначала не хотел учиться. Он даже сбежал из академии, но его нашли, вернули обратно и сильно выпороли. Тогда парень принялся закапывать свой букварь в землю. Такой трюк проделывал четыре раза. Каждый раз его наказывали и покупали ему новую книгу. Однако когда старый Бульба поклялся, что сын никогда не увидит Запорожской Сечи, Остап изменил отношение к учёбе. Проявляя невероятное старание и упорство, он вскоре оказался в числе лучших учеников. Никогда не выдавал друзей. Не умел хитрить. Мечтал лишь о войне и разгульных пирушках.

А вот красавец Андрий, его младший брат, охотно учился. Нередко предводительствовал в разных «предприятиях», но благодаря смекалке ему частенько удавалось избежать наказания за бурсацкие шалости. Он, как и Остап, грезил о битвах и подвигах. Однако в восемнадцать лет его страстным юношеским сердцем овладела жажда любви, а душа тянулась к прекрасному, к романтике.

Вместе с отцом братья отправляются на Сечь. Крепкие смелые молодцы скоро заслужили уважение у казаков. Они мастерски овладели воинскими премудростями и в бою показали себя настоящими храбрецами.

Отвага не мешает Остапу быть спокойным и рассудительным в сражении. Недаром Тарас пророчит ему славу и чин полковника.

Андрий же часто проявляет горячность. Схватки словно опьяняют его. В определённый момент он позволяет личной страсти взять верх над разумом. Ослеплённый любовью к польской аристократке, переходит на сторону врага и воюет против отца, брата, товарищей. Ради любимой нарушает клятву защищать Родину до последней капли крови. За это сам Тарас убивает его.

Старший сын Бульбы верен долгу и предан Отчизне. Он — патриот и считает, что лучше умереть, чем совершить подлое предательство. Остап мужественно терпит нечеловеческие пытки. Ни стона, ни звука не издают его уста даже в те минуты, когда ему перебивают кости. Он не страшится мук и смерти, а боится позора сделаться предателем. Ничто не может заставить его изменить собственные принципы.

Также читают:

Картинка к сочинению Остап и Андрий в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

Каждое время года прекрасно по-своему. Я много раз замечал, что зима кажется особенно долгой. Люди мерзнут и прячутся по домам, природа засыпает, и городу не хватает движения.

Владимир Дубровский, потеряв отца и оставшись по воле Троекурова без крыши над головой, вынужден был со своими людьми искать пристанище в лесу. Там появился их лагерь, а средства для существования добывались

Произведение «Горе от ума» – это гениальная пьеса, написанная Грибоедовым Александром Сергеевичем. Именно благодаря ей он стал известным и уважаемым человеком. Люди до сих пор читают эту пьесу, потому что она актуальна всегда, а особенно в наше время.

В данном рассказе говорится в первую очередь о таких понятиях, как долг и совесть. Автор считает, что когда военный долг призывает совершать действия, противоречащие основным нормам морали и принципам людей, то уже нельзя

Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия призвана продемонстрировать два разных психологических типа, навести читателя на мысли о таких понятиях, как патриотизм, отечество и любовь. Сочинение на данную тему входит в обязательную школьную программу, начиная уже с 7 класса школьники пишут работы по темам, затронутым в произведении.

В статье будут проанализированы черты характера обоих братьев и показано, как убеждения и чувства повлияли на их судьбу. План анализа простой, берётся какой-то жизненный аспект и после поочерёдно рассматриваются оба героя. Для удобства сравнения из приведённых фактов может быть создана таблица.

Повесть «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, ставшая классикой русской литературы, увидела свет в 1835 г. Благодаря личному жизненному опыту, а также хорошему знанию истории и традиций казаков, Н. В. Гоголь создал в своём произведении живые и яркие образы главных героев. Жизнь литературных персонажей протекает в окружении, которое достаточно полно отражает реалии той эпохи.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Сходства и различия Остапа и Андрия

Несмотря на то, что они были братьями и воспитывались в одной семье, вели себя Остап и Андрий совершенно по-разному, имели только внешние сходства. Отношения в родительском доме трудно было назвать идеальными.

Мать очень любила своих сыновей и слишком сильно пеклась о них, по мнению своего мужа. Тарас же мечтал, чтобы они оба пошли по его стопам и стали настоящими казаками: совершенствовались в военном ремесле, ценили свободу, защищали веру и родину.

Внешность

Портрет Остапа: старший сын Бульбы – крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное». На момент начала повествования возраст Остапа составляется 22 года.

Сын Тараса – полноценный член казачьего боевого братства, всем своим видом выдаёт в себе храброго воина. Носил на голове оселедец.

Младший сын Андрий также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Ему около 20 лет.

По возвращении из Бурсы был одет в красный кафтан, мешковатые штаны на золочёном поясе и красные сапоги с серебряными подковами.

Внешность обоих персонажей претерпевает некоторые изменения по ходу повести. Если вначале нам рассказывают о двух молодых парнях, у которых ещё только недавно появился пух на щеках, то ближе к концу перед взором читателя предстают суровые казаки, одни из лучших воинов той эпохи.

Обучение в семинарии

Братья родились в состоятельной семье. Их мать была довольно богата, по словам Андрия, даже муж не знал обо всём, чем она владела. Тарас занимал одну из высших ступеней в иерархии казачьего войска и был атаманом. Так что они у них нашлись деньги, чтобы отправить сыновей учиться в польскую семинарию.

Учёба у Остапа началась плохо, чего нельзя сказать о его брате, успеваемость которого была на высоте. Старший сын Бульбы сбегал из семинарии, нарушал порядок в учебном заведении. Наказания за свои выходки принимал стойко, терпел удары и друзей не сдавал. Узнав о его поведении, Тарас отругал его и пригрозил монастырём, после этого Остап стал относиться к учёбе как подобает и успешно завершил обучение.

Андрий проявлял интерес к наукам, учился легко, без напряжения. В компании друзей любил верховодить. Здесь проявились его хитрость и приспосабливаемость. Умело уходил от ответственности за свои шалости.

Отношение к товарищам

На страницах произведения мы видим, как Остап проникся духом казацкого товарищества. Наравне со своим отцом считал, что предательство – самое гнусное деяние, которое только можно совершить. В своём отношении к друзьям и братьям по оружию Остап являет нам пример настоящего казака. Он не стремится руководить и манипулировать другими людьми, в высказываниях прямолинеен и честен.

Андрий был импульсивен, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда напротив стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.

Поведение братьев в бою

Разность характеров также ярко проявляется на поле битвы. Остап ведёт себя как опытный воин, он имеет все шансы стать следующим атаманом казаков. Он рассудителен, действует хладнокровно и обдуманно, способен найти выход в критической ситуации.

Совсем другое дело – его брат. Андрий опьянён битвой, скачет напролом через гущу врагов (бывших товарищей), разя их направо и налево. Вперёд его движет страсть к возлюбленной и, возможно, отчаяние от осознания своего положения. Даже перед смертью от рук отца его мысли находятся там, рядом с ней.

Любовь в жизни героев романа «Тарас Бульба»

Остап равнодушен к женщинам, не придаёт им большого значение. Его любовь направлена в первую очередь на народ и родную землю. Именно отчизна занимает в его душе первое место, и выбор между чувствами и долгом для него – дело решённое, подобных дилемм на протяжении повести в его жизни не возникает.

Потребность в женской любви Андрий ощутил в 18 лет. После встречи с панночкой любовь к ней начинает вытеснять из его сердца другие чувства, приводя его в итоге к предательству и смерти.

Кроме этого Андрий всегда отличался большей эмоциональностью, о чём говорят многие его поступки. При внимательном прочтении истории можно заметить, что в нём явственно проявляется способность к состраданию, несвойственная остальным казакам.

Смерть братьев

Остап попал в плен к врагам, которые его пытали и затем публично казнили. Испытывая нестерпимую физическую боль, он не предаёт братьев по оружию и остаётся верен родине.

Перед смертью он зовёт своего отца, чтобы тот своим присутствием укрепил его.

Андрий погибает от рук Тараса, поскольку тот не мог простить сыну предательства и хотел смыть позор с себя и своей семьи.

В отличие от брата, терзания Андрия носят не физический, а моральный характер. Смерть он принимает с достоинством, как и подобает казаку.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия

Довольно чёткое описание характеров братьев дают их имена. Остап означает устойчивый, постоянный, а Андрий – мужественный, храбрый, что соответствует их характерам.

Братья противопоставляются, чтобы продемонстрировать читателю правильное отношение к родине. Любовь к отечеству должна быть выше, чем страсть к женщине, насколько бы сильной она не была.

Отношение автора и отца к Остапу и Андрию

Если говорить кратко, история, написанная Гоголем — это прославление патриотизма и героизма запорожских казаков. Воплощением этих идеалов является образ старшего брата. При этом автор не сводит всё к формуле: Остап – хороший, а Андрий – плохой.

Наоборот, он с уважением описывает трагические судьбы обоих героев, но общий тон повествования при этом однозначно даёт понять, на чьей стороне симпатии Гоголя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: