Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

1 вариант сочинения

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело.

Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все Тарасове войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Не страшится казак смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля. », — сказал перед смертью атаман Мосий Шило. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же. красуется вечно любимая Христом Русская земля!» — проговорил, умирая, Павел Губенко.

Я уверен, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV—XVII столетиях и вызывающих восхищение у нас, читающих эту повесть сегодня.

2 вариант сочинения

Украина, занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, с давних времен привлекала соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с закабалением. Они бежали в менее заселенные степные районы Юго-восточной Украины, выражая таким образом свой протест против украинских, литовских и польских феодалов. Особенно много беглых крестьян оседало в низовьях Днепра, куда стекались, по свидетельству летописи, все, кто «не приобыкся к невольничьей службе». Так возникло казачество, о котором в «Тарасе Бульбе» прекрасно сказал Н. В. Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, свободолюбие, патриотизм — вот черты характера этих людей. «Здесь были те, — пишет Гоголь, — которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк становился не только хозяином собственной судьбы, но и нес ответственность за судьбу всего народа. Средоточием украинской казацкой вольницы стал район Запорожья.

Могучая Запорожская Сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. На широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Украина перестала быть беззащитной. Было теперь кому за нее заступиться. Но именно поэтому польское панство так ненавидело Запорожскую Сечь. Польская администрация грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи чувствовали в Украине своегосмертельного врага, огнем и мечом пытались они покорить и ополячить вольнолюбивый украинский народ.

А запорожская вольница созревала тем временем для открытой борьбы. Гоголевская Сечь тысячами нитей связана со всем украинским народом. И судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением.

«Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал, — пишет Гоголь, — но в случае войны и общего движенья в восемь дней. набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Это была несметная сила, которую поддерживал весь народ. Воины шли отовсюду: «от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов». Одним из полков в этой армии командовал Тарас Бульба. Автор рисует Сечь «своевольной республикой», «откуда разливается воля и козачество на всю Украину». Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «с жаром фанатика предавался воле и товариществу».

Читайте также:
Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине». Славят боевое товарищество Запорожской Сечи и Мосий Шило, и Бовдюг, и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие «добрые козаки». «Соблюсти товарищество» — «первый долг и первая честь козака».

Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести — героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу «поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию. »

На страницах повести перед нами проходит целая галерея народных характеров, проникнутых глубоким патриотическим чувством, сознанием величия того дела, которому служат. Это и Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, и Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу», и Мосий Шило, попавший в плен к туркам и затем обманувший их и вызволивший из вражеского плена своих товарищей, и Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». О каждом из этих героев мог народ сложить вдохновенную песнь. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, но было и общее, что роднило их, — беззаветная преданность идеалам Сечи и родной земле.

Характеры героев раскрываются во всей своей полноте в военных сценах. Вымуштрованному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает сам за себя, писатель противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев, подчеркивая слитность, общность и мощь всей запорожской рати.

Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», — пишет Гоголь.

В «Тарасе Бульбе» нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором «раскрыл доподлинную историю народа», или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

3 вариант сочинения

Гоголь с большим интересом относился к истории украинского народа, его героическому прошлому. Самое пристальное внимание у него вызывала Запорожская Сечь — укрепленный лагерь запорожских казаков. На Сечи существовали свои обычаи и порядки. Запорожцы, умелые и храбрые воины, самоотверженно боролись с врагами, турками и поляками. Превыше всего ценилась здесь дружба, чувство товарищества. Вместе они поднимали чарки за праздничным столом, вместе ходили в военные походы. Изнеженность презиралась, быт был предельно прост, без излишеств, а тем более роскоши. Запорожцы стремились продолжать традиции своих дедов и отцов. Сыновьям они с пеленок прививали чувство долга перед родиной. В итоге казаки готовы были без размышлений отдать жизнь за свою родную землю. Большинство запорожцев отличалось цельными, могучими характерами, не приемлющими двойственности.

Сечь была гнездом, откуда вылетали «все те гордые и крепкие, как львы». Был таким и Тарас Бульба, главный герой одноименной повести. Он является настоящим воплощением ратного духа запорожцев. Для него казацкая честь и свобода отчизны перевешивают даже отцовские чувства. Тарас убил своего сына-предателя, перебежавшего в стан врага. Он не нашел поступку сына оправдания, казнил его позорной смертью. Верный идеалам Запорожской Сечи, Тарас не может пренебречь ими, даже если дело касается собственного родного сына. В этом проявляется все величие его характера. Погибает от рук поляков и сам Тарас, но даже в последнюю минуту, горя на костре, он думает не о себе, а ищет спасения товарищам, попавшим в окружение.

Читайте также:
«Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

В Тарасе Бульбе автор воплотил старинные идеалы сечевого рыцарства. Сама же Сечь предстает перед нами как вольная республика, оплот свободы и равенства. Воспитанники ее превыше всего ставят интересы народа, независимость Отчизны и готовы с честью отдать жизнь за достижение этих благородных целей.

«Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.

На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…»

Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.

В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.

В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков. Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место. Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая – девятая).

Читайте также:
Тема Маленького человека в творчестве Гоголя: сочинение

Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев.

В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.

Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Борьба украинского народа за свободу и независимость

в повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» нашла отражение тема борьбы украинского народа за независимость. Для понимания произведения большое значение имеет статья Гоголя «Взгляд на составление МалорОссии». Происхождение казачества и Запорожской Сечи Гоголь объясняет стремлением угнетенных крестьян и вообще обездоленных людей к воле, к освобождению от феодального гнета, что побуждало их бежать на южные окраины, в степи. Поэтому здесь «мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением», «набросивший свой характер и, можно сказать, колорит на всю Украину».

Запорожская Сечь — укрепленный лагерь казаков у днепровских порогов, на Хортице. Их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра.

Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки по-украински — сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

На протяжении ряда столетий земли Украины подвергались опустошительным набегам татарских полчищ. Сначала золотоордынские, а потом крымские татары непрестанно нападали на украинские села и города. Едва ли не более тягостными были преследования со стороны панской Польши, захватившей власть почти над всей Украиной.

Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь, на островах за бурными днепровскими порогами, представлявшими естественную преграду с севера, среди бесчисленных протоков и рукавов, на которые разделяется течение Днепра, прорвавшегося сквозь каменистую теснину, создалась в середине XIV в. Запорожская Сечь – центр украинского казачества.

Стремление взглянуть на исторические факты глазами самого народа и явилось залогом грандиозного успеха писателя в народной эпопее «Тарас Бульба».

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

«Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье… за всё, что копило и усугубляло с давних времен суровую ненависть козаков» — вот выраженная словами автора тема «Тараса Бульбы».

Гоголь изобразил одну из важнейших исторических форм народного освободительного движения. Писатель раскрыл основной исторический конфликт, определивший жизнь украинского народа в XVI—ХVII вв.: борьбу украинских народных масс с панской Польшей и с татаро-турецкими захватчиками за социальную и национальную свободу. Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе движения стоял один из славных борцов за свободу — Остраница, который «предводил всею несметною козацкою силою».

Изображая Запорожскую Сечь, Гоголь показывает ее кровную связь со всем народом, ее авангардную роль в защите народных интересов: «Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину», — восклицает автор.

Широкая картина народного движения, данная Гоголем в «Тарасе Бульбе», содержит много исторической правды. В повести отчетливо обрисовываются два враждебных лагеря : украинский народ и польская шляхта, польские магнаты. Контрастно нарисованы Гоголем выстроившиеся на валу Дубно пышно разодетые, спесивые польские вояки и простые, не любившие «богато выряжаться на битвах» мужественные воины-казаки. Еще более резок контраст между «ясновельможными панами» и осужденными на смерть запорожцами в сцене казни на варшавской площади. Повествователь восхищается народными героями, которые «шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью». Как о справедливом акте народной мести Гоголь пишет о расправе героя повести с угнетателями: «А Тарас гулял по всей Польше с своим полком… Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки».

Читайте также:
Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова: сочинение

Гоголь показывает, как тесно социальные мотивы борьбы сплетались с национальными. Необходимо было защищать отечество от внешних врагов. Гоголь рисует, как в огне народной борьбы разгорается и закаляется могучее чувство любви к родине. Социальные и национальные мотивы борьбы переплетались с религиозными, и это было естественно для данной ступени общественного развития. Запорожцы защищали веру отцов от католической экспансии, от унии, подчинившей православных Ватикану и ставшей в руках польской шляхты орудием нового закрепощения украинского народа.

Действие в «Тарасе Бульбе» происходит до времени Богдана Хмельницкого, до воссоединения Украины с Россией. Но в повести отчетливо выступает идея единства исторических судеб украинского и русского народов. За Украиной стоит Россия. Герои борьбы украинского народа, по словам Гоголя, — носители «русской силы», они сражаются и гибнут за «русскую землю».

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Пакет материалов к проведению урока по данной теме

Скачать:

Вложение Размер
istoricheskoe_proshloe_v_povesti_gogolya.docx 21.33 КБ
k_1_uroku_literatury_po_povesti_taras_bulba.docx 13.65 КБ
karty_otsenivaniya_dlya_grupp.docx 11.96 КБ
plan_kharakteristiki_literaturnogo_geroya.docx 19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Историческое прошлое в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: сформировать знания об истории создания повести; совершенствовать умение анализировать текст; развивать критическое мышление, речь, внимание, память; воспитывать патриотизм, чувство товарищества.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Актуализация знаний. Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Представление итога самостоятельной работы.
  6. Подведение итогов. ДЗ.
  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

– Для русской литературы 20–30 годов 19 века характерен интерес к истории (так ли это. вспоминаем произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Почему же писатели 19 (да и 20, и 21 века) обращаются к прошлому.

– Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее.

– Сегодня мы начнём знакомство с повестью украинского, русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

– Что вам известно об этом писателе?

Работа с таблицей:

Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”….

– О том, как была создана повесть, вы познакомитесь, используя материал учебника и дополнительную информацию, работа в группах. Результаты своей работы вы представите на постере. Разработаем критерии оценки и постера, и ответа по нему:

1. Качество ответа (умение отбирать информацию; полнота и разнообразие информации)

2. графичность постера.

Работа в группах.

Дополнительный материал для работы в группах.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

Представление результатов работы.

Подведение итогов. Оценивание работы групп.

ДЗ – дочитать повесть в хрестоматии. Начать работу над характеристикой Тараса Бульбы (карточки каждому, п.1-8)

Дополнительный материал о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.

Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.

Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.

Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.

Сильные и могучие характеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.

Идея произведения «Тарас Бульба»

Идейный смысл повести «Тарас Бульба».

Сечь, которую изображает Гоголь, выступает в качестве защитника угнетенного польской шляхтой украинского народа. Сечь у Гоголя- та «своевольная республика», «откуда разливается воля и казачество на всю Украину». В «Тарасе Бульбе» нашла свое выражение не только героическая национально-освободительная борьба украинского народа за свою независимость. В повести обнаруживаются также демократические взгляды писателя, мечты его о свободной жизни людей, о подлинном человеке- герое. Гоголь проводит мысль, что только общественный строй, в котором отсутствует сословно-иерархическое деление, только свободное содружество может рождать настоящих героев. Таким содружеством была цитадель казацкой вольности Запорожская Сечь — гнездо, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы … откуда разливается воля и казачество на всю Украину … » Охранять эту волю, блюсти долг товарищества — вот девиз поведения каждого запорожца. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища» — такие мысли внушает старый Бовдюг запорожцам. Это товарищество допускало равное участие всех казаков в решении важных вопросов — «совещаться как равные между собою». Правила чести, не допускавшие воровства, обмана товарища, смертного убийства и т. п., строго охранялись в Сечи. «Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему казачеству» и за это следовало нередко смертельное наказание. Историческая Сечь, конечно, не была такой «странной республикой», анархической утопией, как нарисовал ее Гоголь. Известно, что в ней существовали сословные привилегии и происходила борьба между верхушкой и рядовым казачеством. Однако дело не в том, насколько нарисованные писателем образы и картины соответствуют историческим фактам. Гоголь не ставил своей целью доподлинное воспроизведение таковых. В его повести нет ни одного реально-исторического лица.

Достоинство повести в типических ситуациях и характерах исторического прошлого, в высоком идейном содержании ее, в ярком изображении национально-освободительной борьбы украинского народа, в утверждении идеи свободного социального бытия человека. Эту идею проводит писатель через все содержание своей повести. В процессе последующих редакционных переработок «Тараса Бульбы» Гоголь настойчиво проводит идею равноправия и коллективизма. Например, фраза «ободренные успехом запорожцы по приговору кошевого и всех куренных атаманов решили идти в город Дубна», — заменяетcя следующей редакцией: «Войско решилось идти прямо на город» … (глава V), т. е. устраняются всякие намеки на понуждающие стимулы и подчеркивается демократизм, равноправие, уважение мнения коллектива, народа. «Это не было, — пишет Гоголь, — строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движения, в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получал только один червонец платы от короля, и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Когда раздавался боевой клич, предупреждавший об опасности, грозившей родине и свободе, все садились на коня. Являлись на боевой клич не только те, которые были занесены в войсковые списки, но «можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы … » «Кончался поход, воин уходил в луга и пашни и был вольный казак». Именно стремлением защитить родную землю и собственную свободу объясняет писатель это необыкновенно сплоченное, морально единое запорожское войско, заставившее иноземцев справедливо дивиться тогда «необыкновенным способностям его», заключавшимся не только в героизме, в беззаветной преданности родине и долгу товарищества, но и в творческих талантах.

Свободная, не стесненная оковами рабства жизнь, давала возможность расцвету лучших национальных качеств, присущих народу. Об этом расцвете духовных сил русского народа, здоровом, нравственно красивом общественном бытии человека мечтал великий писатель-гуманист, создавая свою чудесную повесть, вкладывая в нее свои лучшие мысли о человеке, свои горячие чаяния увидеть раскрепощенный народ. Запорожская Сечь, как она получила свое выражение в «Тарасе Бульбе», и является той нормой общественной жизни, о которой мечтал писатель и которую он создавал по законам красоты. А образы казаков, выведенные в повести, развивают идею писателя о здоровом физически и нравственно человеке, выросшем в свободной стихии. Это стойкие самоотверженные борцы за свободу, за человеческое достоинство, за честь коллектива. Они умеют героически умирать за родину.

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Эта повесть Николая Васильевича Гоголя входит в цикл «Миргород».

В составе «Миргорода» повесть была опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая редакция – дополненная и переработанная Гоголем.

Подчёркивая вымышленность сюжета, Гоголь, тем не менее, указывал, что прообразом Тараса Бульбы является куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха – сподвижник Богдана Хмельницкого, который имел троих сыновей: Назара, Хому и Емельяна, из которых Назар (прототип гоголевского Андрия) предал своих товарищей-казаков и перешёл на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке.

Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком знаменитого путешественника Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание…

Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников.

Среди них следует назвать «Описание Украйны» Боплана, «Историю о казаках запорожских» князя Семёна Ивановича Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Самуила Величко, Григория Грабянки и т. д.

Но эти источники не вполне удовлетворяли Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего, характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи.

Поэтому среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: украинские народные песни (особенно исторические песни) и думы.

Работа над повестью «Тарас Бульба» продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года по 1842 год. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему.

Историко-бытовой фон повести значительно обогатился — дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков.

Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.

Переосмыслению подвергся образ и самого Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником Православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма».

Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами, а также – речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу…

Редакция 1835 года. Часть І.

«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли только возникнуть в грубый XV век, и притом на полукочующем Востоке Европы, во время правого и неправого понятия о землях, сделавшихся каким-то спорным, нерешённым владением, к каким принадлежала тогда Украйна

Вообще он был большой охотник до набегов и бунтов; он носом слышал, где и в каком месте вспыхивало возмущение, и уже как снег на голову являлся на коне своём.

„Ну, дети! что и как? кого и за что нужно бить?“ — обыкновенно говорил он и вмешивался в дело».

Редакция 1842 года. Часть І.

«Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников…

Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником Православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма».

Н.В. Гоголь с большим вниманием изучал историю родного края, но информацию он черпал не только из довольно скудных летописей, но и из народных преданий.

Именно из последних и были почерпнуты описания зверств шляхтичей, бесчинства евреев и доблести казаков.

Неудивительно, что в среде польской интеллигенции повесть вызвала особое недовольство.

Поляки были возмущены тем, что в «Тарасе Бульбе» польская нация представлена агрессивной, кровожадной и жестокой. Поэтому в Польше сложилось устойчивое мнение о повести как об антипольской, и отчасти такие суждения были перенесены на самого Гоголя.

Повесть также критиковалась за выраженный антисемитизм.

Так, например, Владимир Жаботинский (1880 – 1940), лидер правого сионизма, основатель и идеолог движения сионистов-ревизионистов, в статье «Русская ласка» так оценивал сцену еврейского погрома в повести «Тарас Бульба»:

«Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное веселье, не омрачённое даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги — ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неприкрытое презрение…».

Литературовед Аркадий Горнфельд отмечал, что «евреи изображены Гоголем как мелкие воришки, предатели и безжалостные вымогатели, лишённые всяких человеческих черт…

Образы Гоголя запечатлены заурядным юдофобством эпохи; антисемитизм Гоголя исходит не от жизненных реалий, а от устоявшихся и традиционных теологических представлений о неведомом мире еврейства; образы евреев шаблонны и представляют собой чистую карикатуру».

Несколько иной точки зрения придерживался критик и литературовед Д. И. Заславский.

В статье «Евреи в русской литературе» он также поддерживает упрёк Жаботинского в антисемитизме русской литературы, включая в список писателей-антисемитов: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Льва Толстого, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Чехова. Однако при этом он находит оправдание антисемитизму Гоголя следующим образом:

«Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической борьбе казачества в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их несчастье…

Евреи „Тараса Бульбы“ карикатурны. Но карикатура — это не ложь.

… Ярко и метко обрисован в поэме Гоголя талант еврейской приспособляемости. И не льстит это, конечно, самолюбию нашему, но надо признать, что зло и метко схвачены русским писателем некоторые исторические наши черты».

Заложенный в тексте Гоголя религиозный дух, безусловно, не нравился советским идеологам. Ведь патриотизм казаков был замешан на Православии, а отделять веру в Бога от патриотизма в данном случае было весьма проблематичным занятием.

Неудивительно, что повесть «Тарас Бульба» была включена в школьную программу лишь во время Великой Отечественной войны.

И именно накануне войны Александру Довженко впервые позволили экранизировать «Тараса Бульбу». Но вот только первый день съёмок выпал на 22 июня 1941 года!

Второй шанс снять по повести фильм представился уже Сергею Бондарчуку в 1970-м, но на этот раз «стоп, машина!» скомандовало Министерство иностранных дел СССР, испугавшись, что такая картина может обидеть Польшу…

В наши дни повесть Гоголя (именно в редакции 1842 года!) нашла новых недоброжелателей уже в лице как украинских националистов, так и в лице русских либеральных демократов, которых воротит от слов «Православие» и «патриотизм».

Ещё бы! Ведь в повести Гоголя встречаются подчас такие обороты, что создаётся впечатление, будто Николай Васильевич писал её не 1830-х годах, а при советской власти!

Ну, не знал писатель, что слово «товарищ» впоследствии станет таким советским!

Вот подлинный текст самого Гоголя.

«Бывали и в других землях товарищи. Но таких, как в Русской земле – таких не было товарищей. Но и у последнего подлюки, каков он ни есть, и у того, братцы, есть крупица русского чувства. И проснётся оно тогда. И ударит он в горемычные оковы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою. Готовый тут искупить позор её. Путь они знают все, ЧТО такое в русской земле товарищество. И если на то пошло, чтоб умирать – никому из них не придётся так умирать, никому! Никому! Не хватит на то мышиной натуры их. Огонь. »

Главными словами второй редакции «Тараса Бульбы» стали слова «Русская земля».

Во время последней батальной сцены казаки умирают со словами:

…«Не жаль расстаться со светом. Дай Бог каждому такой кончины. Пусть славится до конца века Русская земля…»

…«Пусть сгинут все враги и ликует во веки вечные Русская земля…»

…«Здаётся мне, браты, хорошей смертью умираю. Семерых я убил, девятерых копьём исколол, пусть же во веки цветёт Русская земля…»

…«Прощайте, паны, братья, товарищи. Так пусть же стоит на вечные времена православная русская земля, и будет ей вечная честь!»…

Впоследствии украинские власти выпустили специальную украинскую редакцию повести, где слова «русская природа» переведены как «украинская натура», а «православная русская земля» как «земля казацкая».

Как, впрочем, и поныне в украинских изданиях весьма урезанной подаётся и предсмертная пламенная речь горящего на костре Тараса.

Вот полный гоголевский текст окончания повести в редакции 1842 года.

«….Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему.

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Николай Васильевич Гоголь, создав свою повесть примерно в тридцатилетнем возрасте, создал поэтическое, эпическое, пусть и не столь точно выдержанное историческое произведение.

Свободолюбивые запорожские казаки, сражаясь за свободу и независимость от польской униатско-католической экспансии, создавали на восточных «слободских» землях православный форпост Левобережья.

И поэтому, невирая на все попытки идеологически «подправить» классика, оригинальный текст Гоголя уже давно стал литературным фактом, позволяющим увидеть то главное, что объединяет нынешних и русских, и украинцев – православная вера.

Как Тарас Бульба характеризует эпоху, в которой живет? СРОЧНО ДАЮ 40 БАЛЛОВ

вопрос опубликован 16.01.2017 15:15:41

События изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе
Главная В закладки Скачать сочинения Последние сочинения Поиск по публикациям Правила сочинений Контакты для связи
Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»
ОКТ
13
События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе. того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.
Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.
На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию. »
Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.
В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.
В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну. Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».
Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения.
В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.
Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Литература либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: