Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Характеристика Осипа

Одним из второстепенных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является слуга главного героя, пожилой крепостной по имени Осип. Традиционно образ слуги в русской литературе служит для раскрытия особенностей характера его хозяина. Однако Гоголь наделяет данный персонаж яркими характерными чертами, индивидуальностью. Характеристика Осипа имеет большое значение, поскольку позволяет сделать вывод, что личность человека представляет собой интерес не только благодаря высокому социальному статусу или благосостоянию. Даже будучи простым бедным слугой, подневольным человеком, Осип привлекает к себе внимание своей харизмой.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Полное имя — Осип.

Возраст — точно не указан, пожилой мужчина.

Род занятий — слуга при молодом барине.

Семья — не указано.

Социальное положение — крепостной.

Происхождение — родом из крепостной семьи, принадлежащей семейству Хлестаковых.

Воспитание — не указано.

Образование — отсутствует.

Внешность — мужчина преклонных лет, одет в старую, потёртую одежду.

Характер — простой, умный, практичный, хитрый, расчётливый.

Положительные черты — добрый, заботливый, по-житейски мудрый, хитрый.

Отрицательные черты — грубый, прямолинейный, ленивый.

Произведение — «Ревизор».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание Осипа с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Осипа основан на том, что он является слугой молодого барина, Ивана Александровича Хлестакова.

«…слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет».

Источник: Замечания для господ актёров

«Вот уж на что я крепостной человек…»

Источник: Действие третье, явление 10

Внешность

Осип является пожилым мужчиной.

«…таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет».

Источник: Замечания для господ актёров

Внешний вид Осипа выдает в нём слугу: его одежда старая, поношенная, неприметного вида.

«Костюм его — серый или поношенный сюртук».

Источник: Замечания для господ актёров

Черты характера и поступки

Осип, несмотря на колоссальную разницу в воспитании и образовании, гораздо умнее и хитрее молодого барина.

«Он умнее своего барина и потому скорее догадывается…»

Источник: Замечания для господ актёров

Осип — молчаливый мужчина, себе на уме, который привык молча за всеми наблюдать и мотать на ус.

«…но не любит много говорить и молча плут».

Источник: Замечания для господ актёров

Осип — прямой, грубоватый в общении мужчина, который привык говорить то, что думает.

«Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение».

Источник: Замечания для господ актёров

«Говорит сурьёзно, смотрит несколько вниз…»

Источник: Замечания для господ актёров

«…я человек простой».

Источник: Действие третье, явление 9

Осип склонен к нравоучениям, чем регулярно изводит нетерпеливого и ветреного Хлестакова.

«…резонёр и любит себе самому читать нравоучения для своего барина».

Источник: Замечания для господ актёров

Осип предпочитает жить спокойной жизнью в деревне, но вынужден повсюду сопровождать молодого барина.

«Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги».

Источник: Действие второе, явление 1

Столичная жизнь впечатляет Осипа своей изысканностью и разнообразием, но более всего — вежливым обхождением между людьми. Единственным минусом жизни в столице, по мнению Осипа, является её дороговизна.

«Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривает всё на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдёшь на Щукин — купцы тебе кричат: “Почтенный!”; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони всё видишь. Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу! (Усмехается и трясёт головою.) Галантерейное, чёрт возьми, обхождение!

Источник: Действие второе, явление 1

«Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду…»

Источник: Действие второе, явление 1

Всякую свободную минуту Осип предпочитает предаваться безделью.

«А, опять валялся на кровати?»

Источник: Хлестаков, Действие второе, явление 2

Осип ведёт себя несколько нагло и пренебрежительно по отношению к молодому барину, но тот в силу своего характера всё спускает ему с рук.

«Хлестаков (голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе) Вниз, в буфет… Там скажи… чтобы мне дали пообедать.

Читайте также:
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.: сочинение

Осип. Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; всё равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет».

Источник: Действие второе, явление 2

Осип не уважает Хлестакова, считая его пустым, никчёмным человеком, который никак не может взяться за ум.

«Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой

Источник: Действие второе, явление 1

«С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь!»

Источник: Действие второе, явление 1

Осип, быстро разобравшись в происходящих событиях, старается не выдать барина провинциальным чиновникам. Он помогает ему, наводя ещё больше тумана на его биографию.

«Анна Андреевна. А чин какой на твоём барине?

Осип. Чин обыкновенно какой»

Источник: Действие третье, явление 10

Осип — пронырливый, хитрый малый, который старается обращать обстоятельства себе на пользу.

«Осип. Да, хорошее. Вот уж на что я крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Осип, хорошо тебя угостили?» — «Плохо, ваше высокоблагородие!» — «Э, говорит, это Осип, нехороший хозяин. Ты, говорит, напомни мне, как приеду». — «А, — думаю себе (махнув рукою), — бог с ним! я человек простой».

Источник: Действие третье, явление 10

«…берёшь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет».

Источник: Действие второе, явление 1

«А что говорить? Коли теперь накормили хорошо, значит, после ещё лучше накормят».

Источник: Действие третье, явление 10

Осип — чрезвычайно хозяйственный, расчётливый, практичный человек, который знает цену вещам и времени.

«Ваше высокоблагородие! зачем вы не берёте? Возьмите! в дороге всё пригодится. Давай сюда головы и кулёк! Подавай всё! всё пойдет впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится: тележка обломается или что другое, подвязать можно».

Источник: Действие четвёртое, явление 10

«Я, сударь, отправлю его с человеком здешним, а сам лучше буду укладываться, чтоб не прошло понапрасну время».

Источник: Действие четвёртое, явление 9

Осип — по-житейски мудрый, умный человек, способный давать молодому барину хорошие советы.

«Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька — ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них! не ровен час, какой‑нибудь другой наедет… ей‑богу, Иван Александрович! А лошади тут славные — так бы закатили!»

Источник: Действие четвёртое, явление 9

Характеристика Осипа другими героями

Хлестаков

Хлестаков зачастую находится в зависимом положении от Осипа, в котором видит превосходство по части решения житейских проблем.

«Хлестаков (голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе) Вниз, в буфет… Там скажи… чтобы мне дали пообедать.

Осип. Да нет, я и ходить не хочу.

Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; всё равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет».

Источник: Действие второе, явление 2

Хлестаков относится к Осипу как к вещи, своей собственности и нередко оскорбляет верного слугу.

«Как ты смеешь, дурак!» (Действие второе, явление 2)

«А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне всё это».

Источник: Действие второе, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Осипа вместе!

Биография

Осип — пожилой мужчина, крепостной крестьянин, который является слугой молодого барина, Ивана Хлестакова. Почти всю свою жизнь Осип провёл в деревне, чей неспешный, размеренный уклад жизни нравится ему куда больше, чем жизнь в городе.

В Петербурге Осип оказался благодаря своему хозяину, который решил попробовать на вкус столичной жизни. В городе на Неве Осип с молодым барином прожили несколько лет. За это время слуге довелось познать все прелести и трудности жизни в большом городе. Из-за расточительности и откровенной глупости Хлестакова жизнь Осипа была весьма непредсказуемой: он то вместе с барином купался в роскоши, то не знал, где переночует и будет ли еда на ужин.

Читайте также:
Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Оказавшись в провинциальном городке, Осип первым смекнул, что его хозяина принимают за важного государственного чиновника. Он постарался извлечь из этого максимальную пользу для себя и своевременно посоветовал Хлестакову убираться из города во избежание раскрытия обмана. Осип побеспокоился о том, чтобы им дали самых резвых лошадей, понимая, что если будет погоня, им с хозяином несдобровать.

Образ Осипа

Осип — олицетворение народной, житейской смекалки, ума, сообразительности. Не имея ни соответствующего воспитания, ни образования, этот персонаж обладает всеми важными качествами, помогающими ему ловко справляться с непредсказуемыми поворотами судьбы.

Осип — обычный деревенский житель, крепостной крестьянин, уже пожилой человек, однако он смог быстро подстроиться под бешеный ритм столичной жизни. В этом ему помогла его природная сообразительность. В любой ситуации он способен выкрутиться благодаря находчивости и проницательности.

Главная отличительная особенность Осипа — его превосходство над молодым барином. Он гораздо умнее его, сообразительнее, но, будучи хитрым и дальновидным человеком, открыто этого не демонстрирует.

Осип относится к Хлестакову несколько пренебрежительно, грубо, но в трудные моменты не предаёт его. Вместе с молодым барином он достойно сносит все жизненные испытания, лишь изредка жалуясь на тяжёлую жизнь. Лишь благодаря предусмотрительности Осипа Хлестаков избегает огласки и расправы провинциальных чиновников.

Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Образ Осипа в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя позволяет лучше понять характер главного героя. Осип — слуга Хлестакова, благодаря которому его хозяин легко отделывается за свой обман.

Внешность, речевая характеристика

Гоголь указывает в «Замечаниях для господ актёров», что Осип — пожилой человек, он «смотрит несколько вниз», одет в поношенный сюртук серого или синего цвета, не любит много говорить. Разговаривает он серьёзно, ровным голосом, со своим барином говорит сурово, отрывисто, грубовато, так как понимает, что Хлестаков — «щелкопёр и дрянцо» (так назвал его Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“»).

Речь Осипа изобилует словами и выражениями простонародными и грубоватыми («чёрт побери», «профинтил», «сидит и хвост подвернул», «киятры» — вместо «театры» и т. п.).

Как Осип относится к Хлестакову

Осип любит самому себе читать нравоучения для барина. Хлестаков со своим слугой направлялся из Петербурга в имение отца в Саратовскую губернию и задержался в трактире одного уездного города, так как у него не было денег на дорогу из-за проигрыша в карты. И он, и слуга голодают, потому что хозяин трактира даёт в долг мало еды. Слуга недоволен своим барином. Он лежит на барской постели и в своём монологе жалуется сам себе на такую жизнь и рассказывает о Хлестакове (действие 2, явление 1). Осип характеризует Хлестакова как легкомысленного человека, любящего покутить, не берегущего денег, которые быстро тратит, а потом голодает. Он не уважает своего хозяина за такое легкомыслие и с удовольствием передаёт ему, что трактирщик назвал Хлестакова шаромыжником (то есть человеком, живущим за чужой счёт), подлецом, мошенником и плутом.

Отношение Хлестакова к Осипу

Хлестаков обращается к своему слуге со строгостью, разговаривает с ним командным тоном, называет дураком, скотиной и грубым животным (действие 2, явление 2). Но всё же он, хоть и не сразу, прислушивается к его совету побыстрее уехать из города, так как Осип говорит, что здесь уже опасно оставаться из-за того, что Хлестакова все приняли за кого-то другого.

Отношение Осипа к жизни в Петербурге и в деревне

Из монолога Осипа мы узнаём, что ему нравится жить в Петербурге, так как там разговаривают все вежливо, говорят друг другу «вы». Но хорошо там жить только, если есть деньги на театры и другие развлечения. Плохо, что его барин быстро транжирит деньги, которые ему высылает из деревни отец, из-за этого Осип иногда хорошо наедается, а иногда сидит голодный. Поэтому ему надоела такая жизнь. По его мнению, в деревне лучше: там «хоть нет публичности, да и заботливости меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги» (действие 2, явление 1).

Характер

Осип — не теряется в тех случаях, когда можно поживиться. С таким барином, как Хлестаков, он часто остаётся голодным. В монологе Осип жалуется себе, что очень хочет есть. Когда трактирный слуга принёс обед Хлестакову, тот дал Осипу только остаток супа. Поэтому когда он принёс в дом городничего чемодан Хлестакова, то попросил слугу городничего Мишку дать что-нибудь поесть. Из этого видно, что Осип старается при случае о себе позаботиться.

Читайте также:
Моё первое прочтение Гоголя: сочинение

Он хитёр, сообразителен, находчив. Городничий хочет на всякий случай подольститься к слуге мнимого ревизора и спрашивает его, хорошо ли его накормили. Тот соображает, что для того, чтобы накормили ещё лучше, нужно приврать, что его барин — важная персона, и подтверждает, что к Хлестакову ездят на приём графы.

Городничий, узнав от него, что его барин строг и любит порядок, даёт ему пару целковников, чтобы он выпил в дороге лишний стаканчик чая. На вопрос городничего, что в дороге больше всего нравится Хлестакову, сообразительный слуга заявил, что «больше всего он любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее» (действие 3, явление 10). И, кроме того, нравится, чтобы и слугу его, то есть Осипа, угостили хорошо. Тогда городничий даёт ему деньги ещё и на баранки.

Для того чтобы поддержать мнение окружающих о Хлестакове как о важной особе, хитрый Осип называет своего барина «ваше благородие», а иногда даже и «ваше высокоблагородие».

Слуга Хлестакова очень хозяйственный человек. Когда купцы хотят вручить его барину сахар, а он отказывается, заявив, что взяток не берёт, Осип уверяет его, что нужно взять, так как «в дороге всё пригодится». Он говорит купцам: «Подавай всё, всё пойдёт впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится» (действие 4, явление 10).

Осип — человек предусмотрительный. Он умнее своего хозяина и вовремя растолковал легкомысленному Хлестакову, что далее оставаться в этом городе опасно, так как обман скоро может раскрыться. Осип советует Хлестакову скорее уехать. Только благодаря догадливости и разумности своего хитрого слуги, смекнувшего, что пора убираться восвояси, Хлестаков уехал из города благополучно.

Заключение

Главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» повезло, что у него такой разумный, предусмотрительный слуга. Характеристика образа Осипа помогает лучше узнать и о чертах характера главного героя.

Характеристика, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

«Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»»

Осип – это один из героев комедии Гоголя «Ревизор». В комедии Осип является слугой в пожилом возрасте и крепостным крестьянином, который служит молодому барину Хлестакову.

Осип – простой, хитрый, практичный человек. Осип не привык сидеть сложа руки, поэтому не любит терять время зря. На фоне молодого барина Осип смотрится умнее и серьезнее. Он не уважает Хлестакова, считая его «пустышкой», который строит из себя истинного барина, также ему не по нраву ветреное поведение хозяина. Так как все деньги, которые присылает ему батюшка, он спускает на азартные игры и девушек. После чего им приходиться терпеть голод, холод и унижения, и в конечном счете они не могут вернуться домой.

Пожилой слуга по своей натуре очень груб настолько, насколько велико его презрение к молодому барину, но несмотря на это, он может дать ценные советы молодому барину, терпя при этом оскорбления от него же. Также Осип знает, что такое литература, так ка в его речи можно услышать слова литературного происхождения.

Осип – это человек, который смог побывать в Петербурге на протяжении немногих лет, узнать положительные и отрицательные стороны жизни в столице. Однако по душе ему мирная жизнь в деревне, в которой и без денег хорошо. Слуга умнее своего барина Хлестакова, поэтому не любит говорить много, в отличие от своего барина, предпочитая жульничать без слов. Несмотря на все, более приятные стороны, он такой же проходимец, как и его хозяин.

Придя в городничий дом, до отогретого Хлестакова никак не дойдет, что его считают ревизором, принимают за другого. Предчувствуя опасность, Осип советует молодому барину уезжать из города до того, как его разоблачат. Так как Осип очень ловок и хитер, он пользуется положением Хлестакова в городе и просит самых лучших и быстрых лошадей, чтобы поскорее довести молодого барина в родной город, и чтобы их не смогли догнать, когда они догадаются.

В таком случае, пожилой слуга молодого барина в комедии Гоголя «Ревизор» представлен в намного лучшем свете, чем сам Хлестаков. Таким образом, Гоголь показал, что ни деньги, ни социальное положение не могли добавить или отнять у человека разум.

Место в системе образов и в литературе в целом

Образ слуги является одним из самых используемых в русской литературе. Как правило, такие персонажи помогают в раскрытии характера их хозяина. Однако для Н. В. Гоголя не только это было важным. Писатель хотел показать, что слуги также имеют свой индивидуальный характер, что они могут быть выше собственных хозяев. Слуги, по мнению автора, также имеют право на собственную жизненную позицию и на свои размышления.

Читайте также:
Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

Осип – слуга Хлестакова. В конфликте произведения этот персонаж ведет себя рационально. Только он понимает то, что Хлестакова жители уездного города приняли не за того человека. Если главный герой кичится своим несуществующим величием, не зная, что его приняли за ревизора, то Осип подыгрывает Хлестакову, понимая, что и его хозяин, и он сам будут жить намного лучше, чем жили в этом городе ранее.

Роль Осипа («Ревизор») заключается также в том, что именно он первым понял, что Хлестакова приняли не за того, именно он предложил главному герою уехать из города N, боясь, что их выдумки раскроят. Хлестаков, уехавший вместе со своим слугой, оставляет жителей уездного города, которые внезапно узнают, что Хлестаков – не ревизор.

Кратчайшее содержание «Ревизора»

Все описанные в комедии «Ревизор» события происходят в начале 19-го века. Чиновники города N узнают о предстоящем приезде ревизора. Они в панике, поскольку прекрасно осознают все свои грехи, начиная от обмана и мошенничество и заканчивая казнокрадством.

После этого в город приезжает неизвестный господин, которого все приняли ошибочно за ревизора. Чиновники в страхе преклоняются перед ним, всячески стараются угодить, выполняют все его капризы.

Хлестакову понравилось в роли мнимого ревизора, у него даже нет желания разбираться в чем собственно дело. Он закрутил роман с женой и с дочерью городничего, а потом уехал.

Развязкой комедии служит сцена, когда жандарм приносит новость о приехавшем по указу из Петербурга чиновнике. Прибыл настоящий ревизор.

Главная цель комедии – высмеять всю ту несправедливость и абсурдность русской действительности 19-го века. Бюрократию, невежество и беспринципные взгляды чиновников, отношение их исполнению закона и порядку в делах.

Надо отдать должное, писателю это удалось сделать прекрасно, применяя юмор и сатиру, как средство борьбы с существующими реалиями. Многие современники так и называют сатиру Гоголя «издевательской».

Писателем были затронуты самые важные вопросы общественности. Все образы не являются случайными, они являются типичными для тридцатых годов 19 века.

Было собрано все дурное и пороки общества, что было характерно для России того времени, воедино, и осмеяно в особом неординарном стиле, столько характерным для Гоголя. Прошел не один век, а затронутые вопросы остаются такими же актуальными.

Читая это произведение, очень многие могут узнать современные реалии, знакомые ситуации и поведение людей.

Авторское отношение

При описании действующих лиц автор ставит образ Осипа в умственном отношении выше Хлестакова. С главным героем слуга «принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение», что позволяет говорить о том, что Осип не боится Хлестакова. Слуга считает центрального персонажа человеком пустым и глупым.

Однако помимо ума, автор отмечает, что Осип – «молча плут». Доказательством этого служит то, что слуга понимает, что Хлестакова спутали с кем-то другим, но продолжает хвалить его перед окружающими, чтобы про Хлестакова думали лучше, чем он есть на самом деле.

Автор комедии отмечает, что Осип – типичный образ, потому что он «таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет».

Анализ поведения и характера слуги Хлестакова Осипа

/В.Г. Белинский о Гоголе/

Перед нами Осип — герой лакейской природы, представитель целого рода бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды. В своем большом монологе, где, между прочим, читает он нравоучение самому себе для своего барина, он высказывает всего себя, свои отношения к барину и, наконец, самого барина. Вы видите деревенского слугу, который пожил в Петербурге, постиг достоинство столичной жизни и галантерейного обращения, но, по пословице, «сколько волка ни корми, он все в лес глядит», предпочитает мирную деревенскую жизнь треволнениям столицы, в которой худо без денег, иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голода.

В истинно художественном произведении всегда видно, как взаимные отношения персонажей действуют на самый их характер, и потому вам тотчас станет ясно, что Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему.

Читайте также:
Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя Женитьба: сочинение

Этот барин «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими». Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а потом спускает платье на рынке, до новой присылки денег. «Он действует и говорит без всякого соображения; не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли; речь его отрывиста, и слова вылетают совершенно неожиданно». Он слышал, что есть на свете вещь, которая называется литературою, и в его пустой голове в беспорядке улеглись имена сочинений и названия журналов и сочинителей: Брамбеус и Смирдин, «Библиотека для чтения» и «Сумбека», «Юрий Милославский» и «Фенелла». Он денди не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских тракторов, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастие, но не на капитана, к которому он благоговеет, как дилетант к художнику, потому что, «что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал — славно играет!» Великое достоинство в его глазах!

Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровье и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!

Хлестаков. А соуса почему нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет! я видел сам, проходя мимо кухни, как готовилась рыба и котлеты.

Слуга. Да это, может быть, для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты дурак!

Хлестаков. Поросенок ты скверный. Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт меня возьми, не могу также? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Входит Осип и говорит барину, что «там чего-то приехал городничий, осведомляется и спрашивает о вас»: новое комическое столкновение! У Хлестакова воображение настроено на мысли о жалобах трактирщика, о тюрьме… Он испугался тюрьмы, по утешился мыслию, что если поведут его туда благородным образом, то ничего; но мысль о двух купеческих дочерях и офицерах, которых он видел на улице, снова приводит его в отчаяние… Можете представить, в какой настроенности его воображения входит к нему городничий… В высшей степени комическое положение. в этой сцене городничий является во всем своем блеске: с одной стороны, как чуждый фантастическому для него понятию петербургского чиновника и весь сосредоточенный на мысли о «проклятом инкогнито», он все глупости Хлестакова принимает за тонкие штуки, а с другой, преловко и прехитро выкидывает свои тонкие штуки и улаживает дело.

Внутренние качества

Осип был умен, из любой жизненной ситуации он мог найти выход. Вероятнее всего, Хлестаков не смог бы жить без своего слуги, а вот Осип бы смог найти применение своим силам и без главного героя комедии Н. В. Гоголя.

На протяжении всего повествования Осип показывает, что он хитер и расчетлив. Для него главное – чтобы его хорошо накормили, чтобы ему жилось намного проще. Для этого он готов идти любыми путями, даже обманными. Осипу не представляет труда даже спорить со своим хозяином. Слуга понимает, что без него Хлестаков не сможет существовать.

Осип часто размышляет о жизни Хлестакова, эти мысли вновь подчеркивают порочность главного героя. Как отмечает Осип, Хлестаков прожигает свою жизнь играми в карты и разными развлечениями. Речи слуги правдивы и справедливы, поэтому необходимо отметить, что Осип имеет жизненный опыт и презирает всех франтов, проживавших свою жизнь бесцельно. Ум простого русского мужика противоречит жизненным ценностям барина.

Но неоднозначность характера Осипа заключается в том, что он, выступая против праздной жизни, всячески ищет ее. Герой с удовольствием вспоминает жизнь в Петербурге, говорит жителям уездного города, что Хлестаков – высокопоставленное лицо, для того чтобы они жили хорошо и богато.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ И ГУБЕРНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сочинение

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Осипа», рассмотрит образ слуги Хлестакова в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор», его внутренние качества, а также авторскую позицию относительно данного персонажа.

История создания

Общеизвестно, что идею «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, обличив в форму анекдота реальную ситуацию. В уездном городке Устюжна задержался «проигравшийся до нитки» мелкий чиновник, которого приняли за столичного ревизора. Воспользовавшись ситуацией, он весомо пополнил собственный кошелек за счет местных казнокрадов.

История так вдохновила Гоголя, что осенью 1835 года он принялся за работу. Пьеса множество раз подвергалась редактированию. Неоднократно автор пытался бросить свое произведение, но Пушкин и Жуковский уговорили его довести начатое до конца.

Именно в доме Жуковского на одном из литературных вечеров в 1836 году Гоголь впервые представил свое творение на суд публике. Особое одобрение он получил от Тургенева, Вяземского, Пушкина. Однако не все критики приняли произведение с восторгом, многие называли пьесу «позором и поклепом на Россию».

Чтобы постановка увидела свет, Жуковский лично убеждал императора в отсутствии политической подоплеки. Николай I, посетив представление, заметил: «Досталось всем, а больше всего – мне». В дальнейшем «Ревизор» прочно вошел в театральный репертуар, как в классическом, так и в вольнодумном варианте.

Ревизор (Гоголь Н. В., 1835)

Хлестаков, слесарша

Слесарша
(кланяясь в ноги).
Милости прошу…

1437. Образ и характеристика слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика слуги Осипа в комедии Ревизор. Русский язык

Осип – это один из героев комедии Гоголя «Ревизор». В комедии Осип является слугой в пожилом возрасте и крепостным крестьянином, который служит молодому барину Хлестакову.

Осип – простой, хитрый, практичный человек. Осип не привык сидеть сложа руки, поэтому не любит терять время зря. На фоне молодого барина Осип смотрится умнее и серьезнее. Он не уважает Хлестакова, считая его «пустышкой», который строит из себя истинного барина, также ему не по нраву ветреное поведение хозяина. Так как все деньги, которые присылает ему батюшка, он спускает на азартные игры и девушек. После чего им приходиться терпеть голод, холод и унижения, и в конечном счете они не могут вернуться домой.

Пожилой слуга по своей натуре очень груб настолько, насколько велико его презрение к молодому барину, но несмотря на это, он может дать ценные советы молодому барину, терпя при этом оскорбления от него же. Также Осип знает, что такое литература, так ка в его речи можно услышать слова литературного происхождения.

Осип – это человек, который смог побывать в Петербурге на протяжении немногих лет, узнать положительные и отрицательные стороны жизни в столице. Однако по душе ему мирная жизнь в деревне, в которой и без денег хорошо. Слуга умнее своего барина Хлестакова, поэтому не любит говорить много, в отличие от своего барина, предпочитая жульничать без слов. Несмотря на все, более приятные стороны, он такой же проходимец, как и его хозяин.

Придя в городничий дом, до отогретого Хлестакова никак не дойдет, что его считают ревизором, принимают за другого. Предчувствуя опасность, Осип советует молодому барину уезжать из города до того, как его разоблачат. Так как Осип очень ловок и хитер, он пользуется положением Хлестакова в городе и просит самых лучших и быстрых лошадей, чтобы поскорее довести молодого барина в родной город, и чтобы их не смогли догнать, когда они догадаются.

В таком случае, пожилой слуга молодого барина в комедии Гоголя «Ревизор» представлен в намного лучшем свете, чем сам Хлестаков. Таким образом, Гоголь показал, что ни деньги, ни социальное положение не могли добавить или отнять у человека разум.

2 вариант

Осип — слуга главного героя комедии Хлестакова. Псевдо ревизор предстает перед нами пустым и бесчувственным, который привык жить богато и на всем готовом. В отличие от Хлестакова его смекалистый слуга кажется мудрее и серьезнее. По портрету слуги его хозяин глуп и смешен. Осип не стесняется говорить нравоучительные речи барину. Весь образ раскрывается из длинного монолога, в котором он говорит, насколько Хлестаков избалован и любит глупые развлечения и утехи. Его взгляд серьезный и более целостный. Но не настолько он хорош и трудолюбив. Мы видим хитрость в глазах Осипа, а так же непрекращающаяся лень.

В речах Осипа гораздо больше смысла, чем у барина. Очень чувствуются насмешки и ирония по отношению к Хлестакову. Все это дает ему право пользоваться всеми благами светской и раздольной жизни. Ведь поработав в Петербурге он прочувствовал всю прелесть столичной жизни и их привилегиям. Весь вкус такой городской жизни не пришелся по нраву Осипу и это по пришествию времени развило в нем глубокую лень. Все таки городской жизни он предпочитает деревенскую, так как по его мнению в городе можно жить имея приличную сумму денег. При сравнении с Хлестаковым Гоголь противопоставляет его со слугой, который выглядит немного в лучшем свете. Можно заметить, что Осип грубоват и имеет некоторое презрение к своему барину.

Читайте также:
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение

Осип хоть и сам себе на уме, но все равно он беспокоится за хозяина. Желая, чтобы его не раскрыли, Осип советует барину поскорее уезжать из города, чтобы не попасть в тюрьму. Именно из-за его стараний Осип спасает барина, увозя его из города прямо перед приездом настоящего ревизора. А когда Хлестаков проигрывает все деньги за карточными играми и им с Осипом нечего есть, то Осип придумывает, как продержаться на плаву в такой сложной ситуации.

Мораль произведения такова, что независимо от положения в обществе деньги не должны менять человека. Ум и благородство делают человека личностью и индивидуумом. Одно из главных качеств человека любого сословия это порядочность, которая есть у Осипа и у некоторых других персонажей комедии.

Николай Васильевич Гоголь по праву является классиком мировой драматургии. Его умение высмеивать глупость, и карьеризм привлекает многих читателей. Данная комедия Ревизор над которой Гоголь начал свою работу осенью 1835 года, высмеивает взяточничество и чиновничество. Все персонажи по-своему смешны и капризны. Они являются отражением общества той современной страны.

Сочинение про Осипа

Если у вас имеется большой статус в обществе и ваши друзья вас уважают, то это совсем не значит, что у вас много ума и имеется навык в жизни. Именно об этом и рассказывает Гоголь в произведении «Ревизор». Здесь имеется один второстепенный герой по имени Осип. Он уже давно служит у Хлестакова. Кроме этого он может в любой момент высказать ему свою неприязнь и хозяин ничего ему не сделает. А иногда ему не нравится, как поступает Хлестаков и все это он высказывает своему хозяину и тот принимает все серьезно и старается исправиться.

Когда Хлестакову помогает отец деньгами, а потом он их проигрывает в карты или играет на автоматах. Осип об этом все знает и Хлестакова тоже за это ругает. Бывают ситуации, когда хозяин проигрывает все деньги, а потом им нечего кушать. Иногда он берет обязанность решать за своего хозяина те или иные проблемы, и хозяин не был против этого. Это были и сложные проблемы, и даже самые легкие. Также хозяин старается сделать так, чтобы об этом никому не было известно кроме его слуг. Хотя на самом деле он просто ненавидит своего хозяина, но старается этого не показывать и не рассказывать никому.

Больше всего на свете Осипу хочется вернуться назад в свою маленькую деревню и жить там. А вот в Москве ему не нравится жить. И для того чтобы жить в деревне ему даже не нужны деньги. Когда другие слуги видят или слышат, как Осип оскорбляет, обзывает или хамит своему хозяину, то они также начинают его унижать и обижать. Все это они делают для того чтобы поставить нахала на место. Но в целом они относятся к нему нормально и даже иногда поддерживают его в некоторых случаях.

Судьба наделила его некоторыми способностями, которыми он умело пользовался. Он умел уговорить человека таким образом, чтобы он отдал ему еду или чем-нибудь угостил.

Никто об этом не знает, но именно наш главный герой уговорил ревизора поскорее приехать сюда для того чтобы проверить все тщательно. А дело все в том, что Хлестаков занял у других чиновников огромную сумму денег и возвращать ничего не собирается и именно ревизор сможет во всем этом разобраться и решить все их дела.

Кроме этого Осип не любит очень много разговаривать и любит больше делать дела, чем разговаривать. Также многое он взял от своего хозяина. Он умел прекрасно удовлетворять свои интересы за счет других людей, также он был нечестным с другими людьми, а еще и пронырливым. Но, не смотря на все это, его можно назвать человеком, который намного умнее, чем его хозяин. Не каждый слуга будет вести себя, так как ведет наш главный герой. Другие обычно боятся потерять работу, а вот Осип ничего не боится, а вот хозяин практически во всем слушается его и подчиняется ему.

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

«ЧИЧИКОВ – “РЫЦАРЬ КОПЕЙКИ”»

. Они ради приближения к цели легко
разделываются с совестью, человечностью
и всем прочим.
Ф. Гвиччардини.

“Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился
читателям. Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак,
припряжем подлеца”. Так характеризовал Гоголь своего героя.
Да полно, действительно ли Чичиков подлец? Что плохого в
том, что человек всю жизнь хотел разбогатеть? Но нет, не оши-
бается мудрый знаток человеческих сердец, великий сатирик. Не
честным путем хотел разбогатеть Павел Иванович, не путем обо-
гащения отечества и приращения его промышленности, как Костан-
жогло, а путем обмана, хитрости и коварства.
Посмотрим же пристальнее на него.
Вот он сидит в бричке! “Не красавец, но и не дурной на-
ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать,
чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод”.
Наружность его говорит об умении приспосабливаться к са-
мым разным обстоятельствам.
Всю жизнь Павел Иванович Чичиков копил деньги. Началось
это с детства. Он получил хороший завет от отца. “Смотри же,
Павлуша,- сказал тот ему, отправляя в училище,- не дури и не
повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.
водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть
полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя так,
чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта
вещь надежнее всего. Все сделаешь и все прошибешь копейкой”.
Можно сказать, что жизнь Чичикова была выполнением этого
завета. Поэтому и говорим мы, что он “рыцарь копейки”. Ведь ей
он остался верным до конца.
Вышедши из училища и предав своего учителя, Чичиков начи-
нает более трудные дела. Он долго ухаживает за некрасивой до-
черью своего начальника, делает вид, что собирается на ней же-
ниться. Но когда обрадованный отец помогает мнимому зятю стать
мелким начальником, Чичиков ловко обманывает его. Павел Ивано-
вич быстро идет в гору. Вот он уже в комиссии, которая собира-
ется строить государственное здание. Но члены этой комиссии
занимаются лишь воровством. Не дремлет и Чичиков. Однако воров
накрывают. Все равно наш герой не сдается. Он становится тамо-
женником, ловко разоблачает контрабандистов. А потом новая
афера. И она не удалась. Осталось у нашего рыцаря тысяч 10-20
да кое-что из прежней роскоши. Но он упрям: “Плачем горю не
пособить, нужно дело делать”. И начинает новое гениальное по
своей простоте и возможности нажиться за государственный счет
дело. Он скупает мертвых крестьян, которые еще числятся по пе-
реписи живыми, чтобы заложить их в Опекунский совет.
Его стремление к обогащению делает из него опытного пси-
холога. Все ( даже Собакевич) отзываются о нем самым лучшим
образом. Он многолик в отношениях с людьми, подстраивается под
интересы и характер тех, кто ему нужен. Сама внешность, опрят-
ная красивая одежда, хорошие манеры- все говорит о его неуло-
вимости.
Чичиков любит все прелести жизни, мечтает жениться на
симпатичной “бабешке”,взять приданое тысяч 100-200, зажить на
широкую ногу. Но ради достижения цели может долго отказывать
себе во многом. Он не Плюшкин и не скупой рыцарь, радующийся
своему богатству. Деньги нужны ему, чтобы стать господином
жизни, чтобы с их помощью “все прошибить”.
Гоголь сатирически бичует своего героя- “подлеца”,
представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е
годы прошлого века. Патриархальная Россия уже уходила в прош-
лое, а на арену стали выходить подобные предприниматели-приоб-
ретатели.
Это отметил В.Г.Белинский, сказавший, что “Чичиков как
приобретатель не меньше, если не больше Печорина,- герой наше-
го времени.” Много чичиковых и в нашей жизни!

«Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени. В.Г. Белинский Первый том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». Он имел в виду взаимоотношения помещиков с крепостными, но в процессе работы над поэмой появился новый замысел: показать не только мужиков и помещиков, но и другие существующие в России социальные группы. Гоголь посвятил работе над этим произведением шесть лет жизни: «Огромно велико мое творение, и не скоро конец его», — писал Гоголь Жуковскому.

Читайте также:
Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

«Мертвые души» — это лироэпическая поэма, но наряду с лирическими отступлениями, воспевающими красоту и таланты русского народа, в ней путем сатирического изображения хозяйственного и морального распада «хозяев жизни» — дворян и помещиков — Гоголь разоблачает самодержавно-крепостнический строй России. В поэме в определенной последовательности даны портреты помещиков, причем в каждом новом образе раскрывается все большая степень морального и духовного падения, разложения человеческой личности. В поэме 6 основных образов помещиков. Один из них — Чичиков. Его историю раскрывает нам писатель в последней, 11-й главе первого тома «Мертвых душ». Это связано с тем, что Чичиков — явление новое в русской жизни, тип дельца-предпринимателя 30—40-х годов XIX века. Об отношении к этому герою автора говорит уже то, что он изображает события жизни этого героя последними, даже после образа Плюшкина, и начинает повествование словами «припряжем подлеца!». Павел Иванович Чичиков происходил из небогатой дворянской семьи. Гоголь не дает нам подробного его портрета: «Говорил он ни громко, ни тихо, но совершенно как следует». Автор подчеркивает характер этого героя, а не его внешность и делает это умышленно, чтобы показать, что на Руси народился новый тип помещика-дельца и накопителя, хищника и приобретателя, и не внешность и склад характера определяет поступки человека и важны нам в Чичикове. По приезде в губернский город Чичиков начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается главная его черта: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. », полицеймейстеру сказал «что-то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добивается расположения

Еще один выгодный принцип жизненного поведения Чичикова заключается в том, что для угождения начальству можно использовать любые способы, даже самые бесчестные. Для того чтобы получить хороший аттестат, он прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, он ухаживал за дочерью u1089 старого повытчика — своего начальника. Он привык добиваться своей цели не прямыми, а окольными путями: обманом, подхалимством, взятками. Основной его жизненный принцип — не унывать, начинать дело несмотря на неудачи — он выражает так: «зацепил, поволок, сорвалось — не спрашивай». Чичиков вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет, что «особенный способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической».

Чичиков вовсе не скряга, накопительство вовсе не его страсть, а всего лишь средство для достижения цели — хорошо устроенной семейной жизни богатого барина. Для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. А далее, когда читатель узнает всю историю жизни Чичикова, то он видит, что за внешней опрятностью скрывается внутренняя нечистоплотность души. Таким образом, перед нами предстает законченный тип негодяя, у которого под личиной внешней благопристойности скрывается нечистоплотная жажда наживы и роскоши. Чичиков стоит последним в описании помещиков потому что, кроме пороков, отличающих помещиков-крепостников, в нем уже сформировались отрицательные черты характера, обусловленные новым, грядущим строем жизни.

Чичиков — один из родоначальников образов буржуазного хищникадельца в русской литературе, но жизненный путь его доказывает, что будущее не за ним. Будущее за русским народом, даровитым и талантливым. Вот почему так светло заканчивается поэма, обращением к русскому народу и России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? . и постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Сочинение «Мертвые души: Чичиков»

Автор: Guru · 04.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Образ Чичикова в поэме Мертвые души с цитатами» для 9 класса. Характеристика личности Чичикова. Почему рыцарь копейки — мертвая душа? Способен ли он к нравственному возрождению?

Не все люди понимают истинное величие «Мертвых душ». Многие считают, что это «книжка, которую задавали читать в школе» и не больше. На самом же деле поэма Гоголя — не просто нудная часть школьной программы, это образы, характеры, портреты, которые живы с 19 века до нашего времени, и никогда, к сожалению, не исчезнут. Мертвые души здесь не только помещики, но и отчасти главный герой, Павел Иванович Чичиков. Живая он душа или мертвая – вопрос спорный. Так попытаемся же разобраться в образе одного из первых аферистов в русской литературе.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Многие говорят, что Гоголь относился к своему герою скорее положительно, ведь изначально его задумкой было «перевоспитать» Чичикова к третьему запланированному тому, но до нас дошел только один, а потому ссылаться мы можем только на него. В первой части Чичиков — мертвая душа, пусть и не соотносимая по «пошлости» с помещиками. Сам Гоголь считает почти так же: «А добродетельный человек все-таки не взят в герои».

Можно даже назвать его «героем своего и нашего времени», ведь Чичиков — человек с мелкими страстями. Сколько молодых людей сейчас одержимы алчностью, сколько аферистов прикрываются почетным именем «бизнесмен»? Чичиков именно такой, причем, с детства: тогда он превратно понял пресловутое отцовское «береги копейку». В пошлости души Чичикова винят его отца, который якобы научил его плохому. Но это не совсем так. Довольно примечательно, что Гоголь пишет: «Он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». То есть, писатель проводит разграничивающую линию между сыном и родителями. Ведь Чичиков по натуре своей именно ближе к мещанству, чем к своим дворянским корням.

Хоть его отец и был беден, он учил сына «науке мудрой скупости», а не судорожному поиску прибыли любыми путями. Сам же Чичиков старший «занимал все должности в доме». То есть, он не столько стремится к наживе, сколько просто экономит. И сына он учил нравственности и практичности, а не дурным вещам: «Не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Единственное, что можно вменить отцу в вину так это его монолог о жуткой жадности и бережливости. Но ведь он не следовал этому так яро, как сделал это сын. У Павлуши, видимо, с рождения была заложена эта мерзкая черта.

И Чичиков стал быстро превращаться в того, кем ему, похоже, суждено было стать изначально. Подмасливание к преподавателям, циничное отношение к дружбе, лицемерие и жадность — все это только прогрессировало в нем. Гоголь пишет: «Нельзя, однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были да того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которых положено было не трогать».

Как нам кажется, последние слова автора написаны с иронией. Для героя все упирается в деньги, он мечтает о красивой жизни и бережет, чтобы приумножить и потом ни в чем не нуждаться. Это вполне здравые мысли, а у Чичикова к тому же явно виден талант к ведению бизнеса, но он настолько циничен, что это уже не мечты, а маниакальность. Идти по головам, равнодушно играть на чувствах – все дозволено ради того, чтобы жить припеваючи. Вся его биография – скользкий путь от одной аферы к другой.

Как Гоголь видит своих героев

Гоголь почему-то видел в Чичикове человека, способного к перевоспитанию, но позже сжег второй том из-за отсутствия «жизненной правды» и не приступал к третьему. Может быть, отчасти и потому, что Чичиковы не перевоспитаются никогда? Сам автор противоречит себе в выражениях. Описывать биографию Чичикова он начинает со следующих слов: «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!». А позже он же смягчает выражение: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».

Рисуя этот противоречивый образ, Гоголь хотел показать современникам, чем плохи беспринципные бизнесмены, которые воспитаны не на нравственных идеалах, а на жажде богатств и роскоши. Дал ли писатель шанс таким людям на покаяние и возвращение к праведной жизни – вопрос дискуссионный. Возможно, в продолжении поэмы вектор развития духовных качеств героя кардинально поменялся бы, но Павлуша так и застыл в истории практичным циником, повторяющим как «Отче Наш» свое «Береги копейку». Чичиковы — беда России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: