Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Чиновничество в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Чиновничество в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» играет большую роль. На примере чиновников уездного города автор раскрыл все пороки государственных служащих России. При описании их образов особое внимание он обращает на корыстолюбие, лицемерие, взяточничество, казнокрадство и мошенничество. Вся служба чиновников характеризуется только низкими поступками.

Размеренное течение жизни города N оканчивается после «пренеприятного известия» о том, что к ним едет тайный ревизор. Подобные случаи часто происходили в действительности, поэтому в сюжете нет ничего нового. Такая ситуация была распространённым явлением в истории России. Именно поэтому этот сюжет дал возможность писателю изобразить со всех сторон чиновничество родного государства при помощи многочисленных комических ситуаций.

В наиболее полной и подробной форме в пьесе описывается городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это настоящий мошенник и взяточник, который с лёгкостью нарушает все законы и моральные принципы ради своей выгоды. Городничего заботит только собственное материальное положение и то, как бы подольше продержаться на своём месте, а исполнение служебных обязанностей он считает пустой тратой времени. Его нельзя назвать глупым человеком, но весь его ум направлен на нечестные дела. Антон Антонович без малейшего зазрения совести обворовывает городскую казну, забирая даже те деньги, которые выделенны на строительство церкви. Он даже именины свои справляет два раза в год, чтобы нажиться на этом событии. Главная цель его жизни – обогащение. Под стать городничему и его подчинённые. Беря пример с правителя города, каждый из них пользуется своим положением ради личной выгоды.

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин интересуется больше охотой, чем своей работой. Поэтому взятки он берет подходящей валютой – борзыми щенками. И даже не стесняется этого, потому что считает себя честнее и нравственнее всех остальных чиновников. Иронизируя его отношение к собственной персоне, автор называет его вольнодумцем за то, что он прочёл за всю свою жизнь целых пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника совершенно не заботится о благополучии пациентов своей больницы. Он считает, что если человеку суждено умереть, то он всё равно умрёт, если же нет – и так выздоровеет. В своё оправдание он говорит, что на всё воля Божья.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин любит свою работу. Он интересно проводил время, вскрывая и читая чужие письма. Он даже собирает коллекцию самых интересных писем, и не видит в этом ничего предосудительного, как и все остальные чиновники. По сравнению с остальными, его поведение безобидное, но тоже противозаконное.

Самый запуганный из всех чиновников – смотритель училищ Лука Лукич Хлопов. Он боится любого вышестоящего лица, поэтому предстоящая проверка пугает его больше всех. Он и учителей он нанимает себе под стать, лишь бы вольных мыслей не допускали, а их профессиональные навыки и уровень образования в учебных заведениях его совсем не тревожат. Только бы ничего не случилось.

После известия о приезде ревизора, каждый из чиновников стал думать, как отвести от себя удар. На общем совете они приняли решение привести город в порядок и дать взятку ревизору. Наведение порядка закончилось на уборке улицы, по которой должен был ехать важный гость, а взятку дал каждый из них, в надежде скрыть свои недочёты.

Несмотря на различие в возрасте, внешности, характере и положении в обществе, чиновничество, изображённое Н.В. Гоголем в своей пьесе, воплощает в себе характерные черты служебного аппарата царской России. В произведении всех чиновников объединяет жадность, корысть, взяточничество и нечестность. Обычно ответственные государственные должности предполагают большие способности и высокий уровень интеллекта. Однако в «Ревизоре» – это вовсе не так. Единственное, чем интересуются местные чиновники – это деньги, попойки, игра в карты и сплетни.

В пьесе «Ревизор» говорится о том, что чиновники занимают свои должности не для того, чтобы выполнять свои обязанности и заботиться о благе народа. Служебное положение используется ими только в личных целях, ради своей наживы. Все персонажи, изображённые в комедии, представляют собой обобщённые образы чиновничьей России первой половины 19 века, где взяточничество, расхищение казны и доносительство считались нормой жизни.

К сожалению, проблема, поднятая Н.В. Гоголем в его произведении уже почти 200 лет назад, остаётся актуальной и в наши дни. Всегда находятся люди, которые также безответственно относятся к своей работе.

Сочинение на тему: Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях “Недоросль” Д.И.Фонвизина и “Горе от ума” А.С.Грибоедова. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века. При описании этого мира Н.В.Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжений литературные приемы, позволяющие охарактеризовать своих персонажей, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме. На первой же странице мы узнаем, что фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер. Отсюда читатель получает достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении к ним автора. Кроме того, писатель дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”. Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”. Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера можно привести и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломину, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения императора, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое. Кульминация и следующая за ней развязка наступают очень резко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего гораздо более неправдоподобным, чем все фантазии Хлестакова. Городничему, по всей видимости, придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, ни удар настолько силен, что наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”. “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии. В немой сцене стоят, как громом пораженные, обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Пафос немой сцены как-то не вяжется с общим духом комедии.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Император Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне — больше всех”.
.

Читайте также:
Мое отношение к Чичикову: сочинение

Изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных центров. Размеренное течение жизни взрывает “пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о котором сообщает в начале пьесы городничий своему окружению. Такой сюжет не был новостью, о подобных случаях ходили забавные анекдоты, даже великий Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора. Значит, такая ситуация была типичным, распространенным явлением российской жизни.

Этот сюжет дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

Блестящий сатирик создает в пьесе многочисленные комические ситуации, которые помогают разоблачить пороки чиновничьего сословия. Гоголь рисует яркие индивидуально обрисованные характеры чиновников города, выделяя в них какую-то определяющую черту. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому рельефно вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 — 6 книг. Это попечитель богоугодных заведений Земляника — подхалим, ябедник и доносчик; смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный, распечатывающий и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова — это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа. Почему именно Хлестаков считается самым широким художественным обобщением Гоголя? Наверное, потому, что, как считает сам автор, каждый человек на какое-то время может стать Хлестаковым.

Читайте также:
Служебная деятельность Чичикова: сочинение

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России. Нахождение на ответственных государственных постах предполагает образованность, высокий культурный уровень. Но ничего подобного мы не встретим в комедии Гоголя. Ведь, слушая хвастливую болтовню Хлестакова, который назвал себя именем популярного писателя, никто из чиновников не заметил нелепости, когда в качестве романа был назван широко известный в то время общественно-литературный журнал “Московский Телеграф”. Значит, культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы. Вспомним начало комедии, когда городничий, предупредив городскую чиновничью верхушку о приезде ревизора, дает указания о том, что надо сделать, чтобы произвести на него благоприятное впечатление. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника о том, что под ногами посетителей шныряют гуси с гусенками, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник. Но больше всего беспокойства Сквозник-Дмухановскому доставляют учебные заведения, ибо именно эти учреждения чаще всего становились объектами многочисленных проверок, так как они являлись, по мнению властей, основными рассадниками вредных вольнолюбивых идей. Такое отношение к учебным заведениям было особенно характерно для эпохи 30-х годов XIX века, времени усиления политической реакции в стране. Именно в этот период разворачивается действие гоголевской комедии.

Итак, пьеса “Ревизор” убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя “Ревизор” бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.

Мир чиновничества в комедии Гоголя Ревизор (8 класс сочинение)

В своей комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь рассказал нам о жизни чиновников. При помощи юмора и высмеивания писатель демонстрирует изъяны мира чиновничества тех времен. Случаем, описанным в произведении, он проводит параллель между Россией того времени и современной Россией. Для образов чиновников одновременно характерна собирательность и индивидуальность. Каждый чиновник был совокупностью всех возможных пороков. Индивидуализмом было то, что каждый чиновник собирал в себе только пороки, характерные для его вида деятельности.

Главный чиновник – градоначальник. Он отличается острым умом, в противном случае, ему не удалось бы так ловко скрывать свои преступления. Из каждого шага он старается выжать максимальное количество личной выгоды. Он злоупотребляет своей должностью. Любая, приглянувшаяся материя, тотчас же оказывалась у него безвозмездно. Несколько раз в году он отмечал свои именины, чтобы ему дарили подарки. Благополучие жителей города его не заботит. Средства, которые выделили на возведение церкви, городничий потратил на свои нужды. Страдания людей от его произвола беспокоило его меньше всего.

Невозможно не заинтересоваться фигурой смотрителя богоугодных заведений Земляникой. Удивляет степень его подлости и низости. Его готовность к клевете просто возмущает читателя. Землянике часто удавалось раскрывать секреты своих сослуживцев. Таким образом, он несколько обелял себя, ведь его заведения не славились благополучием.

С судьей Ляпкиным-Тяпкиным тоже все непросто. На его счету было прочтение нескольких книг, но умным это его не сделало. В справедливости он не видел абсолютно никакого смысла. Любая проблема решалась с помощью взятки, а преподносили ему борзых щенков.

Хлопов был смотрителем уездных училищ. Он не такой, ка остальные чиновники. Он был запуганным, печальным и скрытным человеком. Скорее всего, кто-то из вышестоящего начальства приложил к этому руку.

Один из самых странных героев комедии – управляющий почтой. Шпекин вскрывает письма жителей города и не брезгует и х прочтением. Бывает, что письма выходят на всеобщее обсуждение между такими же низкими людьми, как и он сам. Это не характеризует его, как профессионала, а говорит о т ом, что он циничный, жестокий и глупый.

Таким описанием мира чиновников Автор показывает, что принадлежность человека к высшему обществу совсем не говорит о высоком уровне его культуры и моральности.

Читайте также:
Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Вариант 2

В своей комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь в красках изобразил жизнь и нравы российских слуг народа 19 века в городке N, который затерялся вдалеке от столицы. В произведении показана коррупция, сплошной произвол, ставший нормой, разворовывание народного имущества и отрицание людских ценностей, запустение казенных учреждений.

Как ни странно, несмотря на название произведения, главный персонаж это не сам ревизор, а чиновничья группа, во главе с градоначальником. Этот умный, хитрый, услужливый, не упускающий своего, коррупционер и лицемер Сквозник-Дмухановский возглавлял этот город, а вместе с ним, и чиновников, которые были ему под стать.

Куратор благотворительных учреждений Земляника тоже не пользуется среди людей славой честолюбивца. Мало того, что он разворовывает государственное имущество и бездельничает, он еще и доносит на своих коллег при первом удобном случае, чтобы оказаться на высоте. И это все несмотря на то, что в его учреждениях высокая смертность.

Управляющий почтового учреждения Шпекин – является человеком глупым, безнравственным и недостойным. Он очень любит удовлетворять свою любознательность. Шпекин незаконно использует свою должность, вскрывая чужие письма и посылки. Его этот факт абсолютно не смущает и не совестит, ему кажется, что он обязан это делать.

Стеснительный и скромный, все время чего-то боящийся, смотритель учебных заведений Хлопов не желает что-либо менять в своей жизни: но только боится возможных проверок и все время жалуется и ноет. Так к своей служебной деятельности относятся почти все чиновники города. Их совсем не волнует порядок в городе и жизнь людей. Они только заботятся о своей идилии, материальном благополучии и собственных интересах.

По причине несостоятельности российского административного устройства многие города, равно как наш городок N, приходят в запустение и страдают от пороков общества. Многие сферы просто не выполняют сои функции по отношению к людям. К власти рвутся люди, которые ставят перед собой цель в первую очередь обогатиться, а людей отодвигают на последний план. А люди, из страха оказаться в еще более худших условиях жизни, просто молча терпят происходящее и самостоятельно преодолевают проблемы с этим связанные.

Гоголь высмеивает и критикует порочный мир чиновников России. В своем произведении он собрал всю подлость, наглость и корысть слуг народа. Он показал нам, насколько прогнила эта система.

Каким предстает мир чиновничества в Ревизоре

Несколько интересных сочинений

Любящие люди посвящены друг другу. Они заинтересованы в благосостоянии, здоровье, душевном состоянии своей второй половинки. Любящий человек делает всё, чтобы его половина была счастлива

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» залита солнечным светом. Здесь присутствуют элементы сразу нескольких жанров: портрет двух любопытных мальчиков, чудесный пейзаж за окном, бытовой жанр – обстановка комнаты. Все они гармонируют между собой

Фамилии тут не просто говорящие, а говорящие очень даже ясно. В рассказе они создают ещё более комический эффект!

Мир полон поэзии. Любовь – замечательное, возвышенное чувство, свойственное любому человеку. Она прекрасна, нежна, светла! Особенно чутко и проникновенно выражена любовь в творчестве поэта А.С. Пушкина

Наташа Ростова одона из центральных героинь романа «Война и мир». Прототипом персонажа стала жена писателя София Толстая и его родственница Татьяна Берс

Сочинение: Произведения Гомера

I. Вступление.

Произведения Гомера, поэмы “Илиада” и “Одиссея”, являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя. Если даже они и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов исторического развития греков. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи, а, как показывает современная наука, гомеровские поэмы отражают еще более древние периоды греческой истории.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений, и, в частности, несколько специальных поэм.

Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались вымыслом, красивыми легендами, облеченными в прекрасные стихи, не имеющие под собой никакой реальной основы. Однако археологу любителю Генриху Шлиману посчастливилось после многих неудач раскрыть напластования древних городов на холме Гиссарлык в Малой Азии (на территории современной Турции), где некогда стояла “Священная Троя” Гомера. После этого успеха Шлиман приступил к раскопкам Микен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера. Он открыл множество исключительных по своему историческому значению памятников, и его открытия положили начало изучению микенского периода истории Греции.

Усилиями археологов, историков и филологов была воссоздана широкая картина жизни древнегреческих племен в в догомеровскую и гомеровскую эпохах. Однако в поэмах Гомера встречаются упоминания о железном оружии, которого микенская эпоха еще не знала. По видимому героический эпос древних греков складывался постепенно на основе исторической реальности нескольких эпох и окончательно оформился в VIII веке до н.э. Но среди многочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени, ни одно из них не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как “Илиада” и “Одиссея”.

Читайте также:
Сюжет Мертвых душ (последовательность встреч Чичикова с помещиками): сочинение

II. Гомер в истории античной культуры.

Греки считали, что эпические поэмы “Илиада” и “Одиссея” были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, “рассказы путников” и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делает “Илиаду” и “Одиссею” непохожими на устные эпические поэмы. Во времена Писистрата обе поэмы были уже известны в своем окончательном виде. По- видимому, автор “Илиады”был ионийцем и написал поэму около 700 года до н.э. на богатом материале троянских сражений. Все события “Илиады” происходят в течении нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предысторию троянской войны. Возможно, что “Одиссея” была написана позднее тем же автором.

Отношения героев “Одиссеи” более запутанные, их характеры менее “героические” и более утонченные; автор показывает вое глубокое знание стран восточного Средиземноморья. Между поэмами весьма тесная логическая связь, и возможно, что “Одиссея” была задумана как продолжение “Илиады”. Александр Великий всегда носил с собой томик “Илиады”, но “Одиссея” все же представляется более оригинальным произведением.

Можно предположить, что слепой старец Демодок, изображенный в восьмой песне “Одиссеи”, поющий перед гостями царя Алкиноя на острове феаков, послужил неким прообразом для представления о самом Гомере еще в древности. Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец “Илиады” и “Одиссеи”, или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.

Уже в древности вопросы об авторе, месте и времени появления гомеровских поэм были лишены всякой определенности. Может быть только до Геродота греки считали Гомера действительным автором обеих поэм и даже всего цикла.

Все имеющиеся 9 античных биографий Гомера полны вымыслов и являются позднейшей подделкой. Так, например, биографии Гомера, подписанные именами Геродота и Плутарха, противоречат тому, что говорят о Гомере сами Геродот и Плутарх.

Для всех древних греков “Илиада” и “Одиссея” являлись не только излюбленным чтением. По ним велось обучение в школах. Подростки и юноши учились в доблести на примерах героев древних сказаний.

Насколько широко были известны стихи Гомера, можно судить по интересной находке, сделанной в Северном Причерноморье, где в античную эпоху находились процветающие греческие колонии. Это обломок камня, на котором вырезано начало гомеровского стиха из “Илиады” – “Продвинулись звезды. “. Поскольку надпись не закончена и сделана с ошибками, то ученые предполагают, что высекал ее либо начинающий камнерез, либо ученик резчика, выполнявший упражнение. Но этот обломок камня с незаконченным стихом, вырезанным во II веке до н.э., ценен как свидетельство того, сколь велика была слава Гомера. На самом северном краю греческой ойкумены (населенного мира) простым ремесленникам были известны стихи “Илиады”.

Распространение и, может быть, само создавание поэм происходило при помощи аэдов – певцов, упоминаемых у Гомера (Демодок у Алкиноя, Фемий на Итаке). Позже поэмы распространялись профессиональными певцами-декламаторами, т.н. рапсодами (“сшивателями песен”). Их потом стали называть гомеридами, о которых утверждается, что вначале это были певцы из рода Гомера, но в дальнейшем так стали называть и всех остальных певцов. Сохранилось имя одного гомерида Кинефа Хиосского, вставившего, по преданию, в “Гомера” много собственных стихов. В VIII – VII веках гомериды распространяются уже по всей Греции. Учреждаются целые состязания рапсодов в разных местах, особенно в Афинах на праздниках Панафиней. Источники гласят о декрете Солона (законодателя в Афинах первой половины VI века до н.э.) относительно исполнения на Панафинеях исключительно “Илиады” и “Одиссеи” и притом в определенном, строго последовательном порядке. Что же касается первой записи поэм Гомера, то поздние источники (Цицерон, Павсаний, Элиан и др.) приписывают ее специальной комиссии при Писистрате в Афинах. Поздний характер этих источников заставил некоторых ученых усомниться в существовании комиссии при Писистрате что, однако, является излишним критицизмом.

Запись поэм Гомера была произведена не позднее VI века до н.э. и имела государственное значение.

Рассмотрим краткое содержание поэм.

В “Илиаде” олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан по образу и подобию земного мира. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие.

Подобно людям, верховные божества нередко ссорились между собой и даже враждовали. Описание одной из таких ссор дано в самом начале “Илиады”, когда Зевс, сидя во главе пиршествующего стола, угрожает побоями своей ревнивой и раздражительной супруге Гере за то, что она осмелилась ему возражать. Хромой Гефест уговаривает мать смириться и не ссориться с Зевсом из-за смертных.

Читайте также:
Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор»: сочинение

Благодаря его усилиям вновь воцаряется мир и веселье. Златокудрый Апполон играет на лире, аккомпонируя хору прекрасных муз. С заходом солнца пир заканчивается и боги расходятся по своим чертогам, воздвигнутым для них на Олимпе искусным Гефестом.

Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Среди них были Диомед, Одиссей, Аяксн и Ахилл. Ахейские воины заняли равнину между Троей и морем, вытащили корабли на берег и разбили свой лагерь, из которого делали вылазки, грабя и разоряя мелкие поселения. Осада Трои тянулась 10 лет, но в поэмах описан лишь последний год войны. (Здесь надо заметить, что ахейцами называет греков Гомер, называя их также данайцами и аргивянами, а вовсе не греками и даже не эллинами, как сами греки стали звать себя впоследствии).

Начиная с третей песни “Илиады” идет описание сражений между ахейцами и троянцами. В эти битвы между отдельными героями активно вмешиваются боги. Поэма заканчивается описанием торжественного погребения героического вождя троянцев Гектора.

В “Илиаде” в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен.

Преобладает, конечно, описание быта военного времени, причем причем поэма насыщена реалистическим изображением сцен смерти, жестоких увечий, предсмертных конвульсий.

Однако битва изображается чаще всего не как массовое сражение, а как поединок между отдельными героями, выделяющимися силой, доблестью и воинским искусством. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны. Он яркими и обличительно-реалистическими красками воспроизводит сцены насилия и беспощадной жестокости победителей.

Гомер не сочувствует жестокости войны. Он противопоставляет им такие полные человеческих чувств эпизоды, как прощание троянского вождя Гектора со своей женой Андромахой перед решающей битвой за родной город, как плач царицы Гекубы или мольбы царя Приама в шатре Ахилла. Здесь и своего любимого героя, неукротимого в гневе Ахилла, неиствовавшего в жажде мести, поэт заставляет смягчиться и пролить слезы вместе с Приамом.

Столь же серьезным противовесом яркому изображению свирепых схваток между враждующими сторонами представляет собой подробное описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла. С большой теплотой говорит поэт о тучных нивах с отягощенными зерном колосьями, о многочисленных стадах, пасущихся в долинах, о пышных виноградниках, и, главное, о трудолюбивых людях, создавших все это изобилие, наслаждающихся плодами своих трудов и покоем мирной жизни.

Время действия “Илиады” охватывает 51 день. Но из этого числа надо вычесть те дни, в которые события не отображаются, о них только упоминается (чума в стане ахейцев, пир олимпийцев у эфиопов, погребение героев, надругательство Ахилла над Гектором, приготовление дров для костра Гектора). Таким образом, в “Илиаде” изображаются главным образом только 9 дней из последнего года троянской войны.

О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен “Одиссеи”. Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев. Ночью, после того, как троянцы втащили чудовищного коня внутрь крепостных стен, ахейские воины вышли из конского чрева, захватили и разрушили “священную” Трою. Известно, что у древних греков были апокрифичные поэмы, в которых подробно описывались дальнейшие события троянской войны.

Там говорилось о смерти доблестного Ахилла, погибшего от стрелы Париса, виновника троянской войны и о сооружении рокового для троянцев деревянного коня. Известны названия этих поэм – “Малая Илиада”, “Разрушение Илиона”, но до нашего времени они не дошли.

Основным содержанием “Одиссеи” являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет. В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течение первых трех лет.

Вначале Одиссей со своими спутниками попадает в страну диких людей – киконов, потом к мирным лотофагам, затем на остров киклопов, где киклоп Полифен, дикарь и людоед, съел нескольких спутников Одиссея и чуть было не уничтожил его самого.

Далее Одиссей попадает к богу ветров Эолу, потом попадает к разбойникам лестригонам и к волшебнице Кирке, которая удерживала его в течение целого года, а потом направила его в подземное царство для узнавания его будущей судьбы.

Путем особого хитрого приема Одиссей проезжает мимо острова Сирен, полуженщин, полуптиц, завлекавших к себе всех путников своим сладострастным пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея пожирают быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться домой на Итаку. В течение нескольких песен описываются все приключения Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.

Читайте также:
Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.

Несмотря на то, что путешествие Одиссея домой длилось 10 лет, “Одиссея” охватывает еще меньше времени, чем “Илиада” и действие развертывается в течение 40 дней.

“Одиссея” тоже может излагаться по отдельным дням, в течение которых происходят изображаемые в ней события.

Совершенно очевидно, что составитель или составители поэмы разделяли изображение происходящего по дням, хотя у Гомера это разделение кое-где не вполне точно выражено.

Если подвести итог распределению действия по дням в “Одиссее”, то необходимо отметить, что из 40 дней, по крайней мере, 25 дней не находят для себя подробного изложения. Т.е. из 10 лет странствования Одиссея поэма изображает только последние дни перед Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.

Несомненно, что “Одиссея” куда более сложное произведение античной литературы, чем “Илиада”.

Исследования “Одиссеи” с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

В результате обзора критики “Одиссеи” можно придти к следующим выводам: 1. В “Одиссеи” обнаруживается соединение элементов двух самостоятельных поэм. Из них одну можно назвать собственно “Одиссеей”, а другую “Телемехией”.

2. “Одиссея” представляла возвращение Одиссея от Калипсо через Схерию на родину и его месть женихам в заговоре с сыном так, как она изображена в XVI песне.

Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им перебиты.

3. Автор этой древней “Одиссеи” уже сам пользовался более древними песнями: он соединяет отдельную песнь “Калипсо”, свободную фантазию на тему “Кирка”, с “Феакидою”, заметна его переработка рассказа в третьем лице в рассказ самого Одиссея.

4. В “Телемахии”, рассказывающей о путешествии Телемахав Пилос и Спарту, замечается упадок искусства композициипо сравнению с “Одиссеей”. Соединение “Калипсо” с”Феакией” сделано настолько искусно, что связность ипоследовательность рассказа вполне безукоризненна.

Напротив в “Телемахии” само путешествие Телемаха ирассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны состальным действием поэмы и для внимательного читателяздесь открываются даже прямые противоречия.

5. Эпилог “Одиссеи” представляет контаминацию отдельныхчастей двух вышеупомянутых поэм и более древнегопроисхождения, чем окончательная редакция “Одиссеи”.

6. Деятельность последнего редактора “Одиссеи”заключалась в соединении частей древней “Одиссеи”,”Телемахии” и той обработке эпилога, о которой былоупомянуто. Вставки редактора характерны некоторымиособенностями языка, заимствованием многих стихов издревних поэм, неясностью и непоследовательностьюизложения. В некоторых случаях вставки составлены поотрывкам древних источников. Также редактор вносит в”Одиссею” содержание циклических поэм.

V. Переводы Гомера.

Древнерусский читатель мог найти упоминания оГомере (Омире, как его называли на Руси, следуявизантийскому произношению) уже в “Житии” первоучителяКирилла, а о троянской войне прочесть в переведенных ужев киевскую эпоху византийских всемирных хрониках.

Первая попытка стихотворного преложения небольшихфрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову.

Тредиаковский перевел гекзаметром – тем же стихотворнымразмером, которым писал Гомер роман французскогописателя Фенелона “Приключения Телемаха”, написанный помотивам “Одиссеи”, а точнее “Телемахии”, о которойупоминалось выше. “Телемахия” Тредиаковского содержаларяд вставок – прямых переводов с греческого. Во второйполовине XVIII века поэмы Гомера переводил ЕрмилКостров. В XIX веке были сделаны тавшие классическимипереводы “Илиады” Гнедичем и “Одиссеи” Жуковским. Поповоду перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметромсначала такую эпиграмму:”Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого ГомераБоком одним с образцом схож и его перевод”.

Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму инаписал следующую:”Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речиСтарца великого тень чую смущенной душой”.

После Гнедича перевод “Илиады” был осуществлен ещеи Минским, а затем, уже в советское время – Вересаевым,однако эти переводы были не столь удачны.

Переводом же “Одиссеи” после Жуковского долгоевремя никто не занимался и все-же через почти 100 летпосле Жуковского “Одиссею” перевел Шуйский, а затем иВересаев, но опять же, эти переводы не получили стольширокого распостранения и признания.

VI. Заключение.

Поэмы “Илиада” и “Одиссея”, приписываемые слепомустарцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем несравнимое влияние на всю историю античной культуры, апозже и на культуру нового времени. Огромное мастерствослагателя этих поэм, их эпохальность, красочность,колорит привлекает читателя и поныне, несмотря наогромную временную пропасть, лежащую между ними.

К сожалению, великое множество вопросов, связанныхс поэмами Гомера, еще не разрешены, и вряд ли будутразрешены уже когда-нибудь. Особенно остро стоит вопрособ авторстве этих поэм, но ничего действительноопределенного на этот вопрос ответить нельзя, как нельзябыло ответить и сто и тысячу лет назад.

При написании этой работы мы не ставили себе цельответить на какие-либо вопросы, а просто попыталисьсделать некий небольшой общий обзор на тему о Гомере иего поэмах.

Список литературы

1. Гомер “Илиада”, М., “Правда”, 1984.

2. Гомер “Одиссея”, М., “Правда”, 1984.

3. Лосев А. Ф. “Гомер”, М., 1960.

4. Шестаков С. “О происхождении поэм Гомера”, Казань,1892.

5. Шталь И. В. “Одиссея” – героическая поэмастранствий”, М., “Наука”, 1978.

Гомер певец греков и троянцев: сочинение

Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.

Читайте также:
Повесть Шинель: сочинение

Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.

Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.

Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в “Одиссее” много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь “Илиада” посвящена войне, а “Одиссея” — превратностям человеческой жизни.

Сюжет “Илиады” связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается “Илиада” с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.

Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.

Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.

Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.

Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается “Илиада” погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.

Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни “Илиады”, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.

. говорит Ахиллес быстроногий:
“Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским.

Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.

Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.

В “Одиссее” изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников.

Читайте также:
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

Начало “Одиссеи” повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом подвидом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.

Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:

Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос.

Общество, представленное у Гомера, — патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.

Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.

Одиссей — храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.

В XIV песне “Одиссеи” говорится, что “люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое”. В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.

А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и “священны”. Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.

Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.

Постоянные эпитеты, например “тучегонитель” Зевс, “белолокотная” Гера, “среброногая” Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.

В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например,”седое” в пене прибоя, “фиалковое” под синим небом, “пурпурное” в лучах заката. Даже земля в “Илиаде” “смеется” в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.

Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.

Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

Троянская война кратко (1260-1180 гг. до н.э.) – причины, герои и мифы

История создания

Сказания о взятии Трои были широко распространены в Древней Греции в XI—IX вв. до н. э. В них отражалась многовековая вражда между эллинами и жителями Малой Азии. Эти песни слагали странствующие певцы-рапсоды. Их приглашали во дворцы и простые дома, угощали ужином, а затем слушали их истории о богах и героях.

Певцы декламировали стихи-гекзаметры, подыгрывая себе на лире. Самым известным рапсодом был Гомер. Считается, что он создал 2 эпические поэмы о Троянской войне: «Илиаду» и «Одиссею». По мнению литературоведов, цикл песен и мифов о падении Трои, ставших основой этих произведений, сочинялся в течение нескольких веков. Так, автор «Илиады» предполагает, что его слушатели хорошо знакомые с основными событиями Троянской войны и ее героями: Гектором, Ахиллом, Атреем, Аяксом, Одиссеем и многими другими.

О самом Гомере мало что известно. По сведениям Геродота, он жил около 850 лет до н. э. Не сохранилось данных о его национальности и месте рождения, и за право зваться родиной Гомера спорят многие города на греческом побережье Малой Азии. Возможно, что Гомер — лишь псевдоним певца, так как по одной из версий это имя означает «слепой».

Читайте также:
Герои комедии Гоголя Ревизор: сочинение

Похищение Елены

Ареной войны стала область на северо-западе Малой Азии. Ее жителей греки называли тевкрами, троянцами или дарданцами. Крупнейшим городом там была Троя, или Илион, где правил царь Приам. Он имел 49 сыновей, самые известные из которых — красавец Парис и отважный Гектор .

Краткое содержание поэмы «Илиада» состоит в следующем. Согласно Гомеру, завязкой истории стало происшествие на свадьбе аргонавта Пелея и нимфы Фетиды. На пир были приглашены все олимпийские боги, не пригласили лишь Эриду, богиню раздора. В отместку она подбросила яблоко с надписью «прекраснейшей», которое поднесли Гере, Афине и Афродите. Богини тут же стали спорить, кому оно предназначается. Судьей был выбран Парис. Он присудил яблоко Афродите, которая пообещала ему любовь самой прекрасной женщины на свете.

Красивейшей из смертных в то время считалась Елена, царица Спарты. Когда она была девушкой, ее руки добивались многие цари и герои. Чтобы не допустить распри, ее отец, спартанский царь, разрешил ей самой выбрать мужа. Елена выбрала Менелая, брата микенского царя Агамемнона. Все прочие женихи дали клятву, что они помогут ее избраннику, если кто-то попытается похитить у него жену.

Парис прибыл в Спарту, где был радушно встречен Менелаем. Афродита помогла гостю завоевать сердце Елены. Царь Спарты безоговорочно считал Париса своим другом и когда ему понадобилось срочно уехать, оставил жену на его попечении.

Влюбленные, прихватив с собой сокровища Менелая, сели на корабль и уехали в Трою. Это похищение, по Гомеру, стало причиной Троянской войны .

Возвратившийся домой спартанский царь был вне себя от горя. К нему приехал его друг, царь Итаки Одиссей, и мужчины отправились в Трою, чтобы вернуть Елену. Но ворота города остались перед ними закрытыми. Елена не захотела встречаться с оставленным мужем, а Парис — разговаривать с бывшим другом.

Начало войны

Менелай был возмущен этим грубым нарушением законов гостеприимства и надругательством над своей честью. Он обращается за поддержкой к брату, царю Микен Агамемнону. Тот согласился помочь отомстить «подлому тевкру», как они назвали Париса.

Но Троя — это хорошо защищенный город, укрепленный стенами и башнями, а тевкры — отважные и опытные воины. Чтобы захватить ее, не хватало сил ни у Менелая, ни у Агамемнона. Тогда они вспомнили о клятве, связывающей бывших женихов Елены, и обратились к греческим царям с просьбой о помощи. Те согласились, хотя и без особой охоты. Так, чтобы избежать участия в войне, недавно женившийся Одиссей даже притворился сумасшедшим, но его обман раскрыли.

Слушатели Гомера хорошо знали имена отважных героев, участников войны на стороне ахейцев, как называли сторонников Менелая и Агамемнона. Они следующие:

  • Ахилл, сын морской нимфы Фетиды;
  • Нестор, правивший в Пилосе;
  • Диомед, царь государства Аргос;
  • Идонемей, критский правитель;
  • Паламед из Эвбеи.

Перед отъездом прорицатель Калахант предрек, сколько что война будет продолжаться 9 лет и закончится победой лишь на десятом году. Услышавшие мрачное пророчество ахейцы печально побрели к кораблям, и армада двинулась в путь.

Поход на Трою начался неудачно. Суда отнесло к берегам Миссии, где правил царь Телефос. Местные жители напали на ахейцев, но Ахилл убил Телефоса, после чего его войско бежало с поля битвы.

Корабли отчалили от вражеского берега. Лишь после долгих злоключений войско Агамемнона смогло высадиться на берегах Илиона. Ахейцы двинулись на Трою. Им навстречу выступил отряд тевкров, которым руководил сын царя Гектор, могучий и отважный воин. Началась отчаянная сеча, в которой был убит царь Филаки Протесилай, первый погибший знатного рода. После этого троянцы отступили за городские стены.

Ахейцы собрались на военный совет, на котором выступил Менелай. Он сказал, что не хочет продолжения войны, и предложил вступить в переговоры с троянцами. Если они отдадут прекрасную Елену, то нужно возвратиться обратно. Это предложение было передано жителям Трои. Услышав предложение ахейцев, Елена тут же согласилась вернуться к Менелаю, чтобы прекратить кровопролитие. Ее поддержали мудрейшие члены совета, но остальные потребовали дать отпор захватчикам.

Осада города

Услышав ответ, ахейцы разбили укрепленный лагерь у стен Трои. Но город не был взят в кольцо, и осада могла продолжаться долго. Жители Трои выходили за его стены за водой и пропитанием, зато перед ахейцами остро встал продовольственный вопрос.

Чтобы решить его, греки стали грабить местных жителей, чем настроили против себя все население Троады. Так, царь Эней, правитель близлежащего города Дардан, сохранял нейтралитет, но отряд ахейцев захватил его стадо и погнал в лагерь. Эней с соратниками напал на мародеров и вступил в схватку с их предводителем Диомедом. Лишь покровительство богов спасло его от неминуемой смерти. После этого Эней укрылся в стенах Трои и стал одним из самых отважных его защитников.

Кроме него, на помощь Трое пришли другие племена и герои. В рядах защитников сражались следующие союзники :

  • ликияне;
  • мизийцы;
  • пафлагоняне;
  • лидяне;
  • фригийцы;
  • пеонийцы;
  • фракийцы.

Среди них было много наемников, сражавшихся за плату. Чтобы заплатить им, царю Приаму пришлось опустошить свою сокровищницу.

Гомер рассказывает, сколько длилась Троянская война. Стычки между греками и жителями Малой Азии продолжались в течение 9 лет. Особенно в них отличился быстроногий Ахиллес. Он совершал набеги на окрестные селения и брал много добычи. Гомер писал, что он разрушил 12 городов возле Трои и 11 вдали от нее. Ахилл убил отца и братьев Андромахи, жены Гектора.

Читайте также:
Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души»: сочинение

Но все попытки взять Трою окончились неудачей. Трижды греки ходили на приступ городских стен, и трижды были отброшены назад. Между тем корабли ахейцев начали уже гнить. Многие вожди требовали прекратить войну и возвратиться домой.

Гнев Ахилла

Греки не только грабили окрестных жителей, но и забирали в плен красивых девушек. Одной из них была Хрисеида, дочь Хриса, жрица Аполлона. Она приглянулась самому Агамемнону, и тот забрал ее себе. Несчастный отец пришел в лагерь ахейцев и умолял вернуть ему дочь за выкуп, но Агамемнон грубо прогнал его. Аполлон отомстил за обиду своего жреца. Он стал метать в греков золотые стрелы, отчего в лагере начался мор.

Прорицатель Калхас рассказал, что умилостивить Аполлона и прекратить мор можно, лишь отдав Хрисеиду отцу. Девушку вернули, и мор прекратился. Но Агамемнон потребовал, что вместо нее ему была отдана другая невольница — Брисеида, находившаяся у Ахилла. Ее забрали у героя и отдали Агамемнону.

Ахиллес, успевший полюбить девушку и возмущенный этим бесчестьем, объявил, что больше не будет участвовать в битве с троянцами. Его мать Фетида стала молить Зевса, чтобы тот покарал Агамемнона. После этого ход войны резко изменился. Троянцы стали брать верх.

Греческие воины были уже утомлены войной, и когда Агамемнон спросил, хотят ли они прекратить осаду, все радостно бросились к кораблям. Один из воинов, Терсит, кричал, что война выгодна лишь вождям, которые обогащаются от военной добычи. Соратников сумел удержать лишь хитроумный Одиссей, который побил Терсита и призвал продолжить войну во имя славы Эллады.

Греческое войско опять двинулась к Трое, откуда вышли ее защитники. Для прекращения войны был предложен было предложено провести поединок между Парисом и Менелаем. Могучий правитель Спарты победил противника, но Афродита спасла своего любимца от смерти и унесла его за стены Трои.

Исход поединка был уже ясен. По договору Менелаю должна была достаться Елена и богатый выкуп. Но вмешалась дела Афина, подговорившая пустить стрелу в победителя. Мир был нарушен, и битва началась вновь. Теперь победа встала склоняться на сторону троянцев, и греков оттеснили к кораблям. Тогда Агамемнон обратился к Ахиллу. Он просил его вернуться, обещал отдать Брисеиду и других пленниц. Но герой отказал послам.

Уговаривать Ахилла пришел его друг Патрокл, но он также отказал тому наотрез. Тогда Патрокл попросил героя хотя бы дать свои доспехи, чтобы вести в бой его войско. Он согласился при условии, что друг лишь оттеснит троянцев. Но тот нарушил уговор и погнался за врагами, после чего был убит Гектором. Греки с трудом отбили труп Патрокла, но доспехи Ахилла остались у троянцев.

Убийство Гектора и Троянский конь

Ахилл горько оплакивал своего друга и поклялся отомстить его убийце. Его мать Фетида попросила Гефеста сковать ему новые доспехи. Утром Ахиллес вызвал Гектора на бой. Он пронзил своего врага копьем, привязал за ноги к колеснице и отвез в лагерь греков.

Снова начались отчаянные битвы. В одной из них Ахилл пал от стрелы Париса. Она попала герою в пятку — единственное его уязвимое место. После гибели Гектора и Ахиллеса силы уравниваются. Греки приглашают героя Филоктета, обладающего стрелами Геракла. Это не дает военного перевеса, но одна из них убивает Париса.

Победить в войне помогает совет Одиссея. Он предложил сделать большого деревянного коня и поместить туда лучших воинов. Все прочие сядут на корабли и отплывут от берега. Ахейцы так и сделали. Утром жители Трои увидели, что враги покинули их побережье, а на морском берегу остался огромный деревянный конь. Друг Одиссея, переодетый в нищего, сообщил троянцам, что это дар ахейцев богине Палладе.

Громадного коня перетащили за стены Трои. Ночью греки выбрались наружу, разграбили город и устроили резню. Царь Приам был убит, вдова Гектора Андромаха была увезена как рабыня, ее сына сбросили со стены. Кассандру, дочь Приама, отдали в добычу Агамемнону. Елена, виновница Троянской войны, предстала перед Менелаем. Он хотел поразить изменницу, но его обезоружила ее красота. Из троянских вождей спасся лишь Эней, который по легенде впоследствии стал основателем Рима .

На этом приключении греческих героев не закончились. На обратном пути им пришлось испытать много бед:

  1. Корабль Менелая был застигнут бурей, после чего его отнесло в Египет.
  2. Возвратившийся домой Агамемнон был убит собственной женой.
  3. Дольше всех возвращался с войны Одиссей. О его странствиях была написана другая поэма Гомера — «Одиссея».

Из-за чего в реальности произошла Троянская война, сегодня судить трудно. Но сложенная о ней поэма стала первым художественным произведением, дошедшим до наших дней. На ней воспитаны многие поколения людей, и имена ее героев известны каждому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: