Как Чичиков следует отцовскому наставлению в зрелую пору своей жизни?: сочинение

Наставление отца Чичикова в поэме Мертвые души сочинение

Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”. Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Наказ отца Чичикова в “Мёртвых душах” – отражение того, как родительские слова могут оказать влияние на то, каким станет их чадо, какой выберет путь в жизни. Данный материал с цитатами поможет подготовиться к написанию сочинений, творческих и тестовых работ по поэме Н. В Гоголя.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?

  • Роман в стихах;
  • Повесть;
  • Поэма;
  • Новелла.

Наставление отца Чичикова представляет собой небольшой, но очень важный эпизод в поэме «Мертвые души» Гоголя. В этой статье представлен текст эпизода «Наставление отца Чичикова» из поэмы «Мертвые души» (наказ, завет, совет).Смотрите: — Все материалы о Чичикове— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Наставление отца Чичикова в поэме «Мертвые души»: текст эпизода (наказ, завет, совет отца)

Ниже представлен отрывок из поэмы с наставлением отца Чичикова (наказ, завет, совет героя сыну):

«… При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сорóке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу…»

Анализ эпизода «Наставление отца Чичикова»

Детство Чичикова проходит трудно и безрадостно. Отец Чичикова все время болеет и ведет себя неласково с сыном. Когда Павлуша Чичиков подрастает, отец дает ему наставление (отцовский наказ, завет). Это наставление серьезно влияет на характер Чичикова и его судьбу. Благодаря советам отца Чичиков вырастает расчетливым, хладнокровным и лицемерным человеком. В наставлении отца Чичикову можно выделить следующие советы:

  • не будь легкомысленным
  • угождай начальству
  • дружи только с богатыми товарищами
  • не трать деньги на других
  • экономь и копи деньги

Наставление отца дает свои плоды: Чичиков вырастает именно таким человеком — расчетливым, хитрым, лицемерным и хладнокровным. Это были материалы о наставлении отца Чичикова в поэме «Мертвые души» (наказ, завет, совет): текст и анализ эпизода.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души» Скачать:

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

«Надул, сильно надул…». Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Надул, надул, чертов сын!».

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.

После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

«Темно и скромно происхождение…» героя поэмы «Мертвые души». Стремление угождать он сделал основой отношений с людьми. «Беречь копейку» — правилом жизни. Павел идет к поставленной цели, но судьба испытывает юношу. Недальновидность и желание быстро разбогатеть приводят к потерям. Нечестные дела и авантюры рождаются в голове после каждого падения. Классик показывает, как появился делец со страшной и подлой душой, способной на покупку людей, покинувших мир живых. Предприимчивые Чичиковы приходят на смену помещикам, представленным писателем в поэме.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Добавить в избранноеумное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Наставление отца Чичикова

Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя начинается с рассказа о детстве Павла Чичикова, которое повлияло на становление его личности и характера. Мальчик никогда не знал свою маму, а папа растил его в строгости, не уделяя должного внимания и каких либо родительских чувств. Когда пришло время, отец увез Павлушу в город, чтобы он поступил в городское училище. Мальчик остался жить у родственницы, а родитель уехал, и больше они никогда не виделись. Но перед отъездом отец оставил сыну наставления, которым мальчик следовал все свою жизнь.

Первым наказом мальчику было в первую очередь заниматься только учебой, избегать при этом бестолковых игр и ребячества. Этим он полностью лишил мальчика детства. Павлуша всегда казался взрослым ребенком, обходившим стороной забавы и баловство. Все его мысли и идеи были направлены на заработок денег, поэтому мальчик не общался со сверстниками и неумел дружить. Также этому способствовали слова отца, запавшие в душу мальчика, которые говорили о том, что даже самый верный друг может предать, а деньги никогда не предадут и даже помогут выбраться из сложной ситуации. И на всю жизнь друзьями Павла стали только деньги.

Читайте также:
Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе «Мертвые души»: сочинение

Вторым заветом отца стал совет постоянно угождать всем вышестоящим людям, будь то учитель или начальник. В этом родитель мальчика видел ключ к достижению любой цели через признание. Он никогда не надеялся на талант и ум своего сына, но у Павлуши многое получалось. Он не стал лучшим учеником, но и не был самым худшим. Мальчик хорошо ладил с математикой. Это очень помогло Павлу во взрослой жизни, позволяя правильно просчитывать все возможные действия.

Но самым важным советом отца стало его философское отношение к деньгам. Будущая жизнь показала правильность этого совета, который гласил, что нужно беречь каждую копейку. В обществе, в котором жил Чичиков, только наличие денег и их преумножение приносили удовольствие Павлу Ивановичу. Только деньги стали дальнейшим смыслом его жизни.

Отец дал своему ребенку такие советы, потому что сам остался бедным, и поэтому был всегда злым. И мальчик всегда помнил и придерживался их, став в дальнейшем тем, кем суждено было стать.

Другие сочинения: ← Интерьер дома Собакевича ↑ Гоголь Смешное и грустное в Ревизоре →

Наставление отца Чичикова

Несколько интересных сочинений

  • Можно ли убежать от реальности? Итоговое сочинение

Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми — это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение 4, 6 класс

Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы

Анализ рассказа Платонова Маленький солдат сочинение

«Маленький солдат» – известное произведение, которое написал советский писатель Платонов. Рассказ повествует о военном времени и о том, как тогда было тяжело жить. Название произведение можно условно разделить на две части.

Сочинение по произведению Мещанин во дворянстве Мольера

В работах замечательного писателя Мольера отражаются основные проблемы и явления, которые случались в его стране в восемнадцатом веке, а также в них он раскрывает основные моменты

Жизненные идеалы Чацкого (Горе от ума Грибоедова)

Мировоззрение главного героя произведения проявляется на протяжении всего повествования пьесы, основным конфликтом которой является противостояние двух миров, представленных в виде века нынешнего и века минувшего.

Как Чичиков следует отцовскому «наставлению» в зрелую пору своей жизни?

Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил «наставление» от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берёг «копейку».
Работая в казённой палате, Чичиков продвинулся по службе, благодаря подлому поступку – ухаживанию за дочерью повытчика. Когда же начальник Павла Ивановича повысил его, то тот просто-напросто предал семью повытчика.
На службе в таможне снова был применён хитрый и расчётливый ум Чичикова. Он проявил себя, как честный служащий, пресекший множество попыток провоза контрабанды. Но в дальнейшем Павел Иванович заключает сделку с контрабандистами о провозе очень дорогих кружев. И, если бы не досадная случайность, он бы стал богаче на четыреста тысяч рублей.
Работая в суде, Чичиков снова демонстрирует нам принцип своей жизни – везде искать выгоду. Он отправляется в город N для закупки документов на мёртвых крестьян. В городе Павел Иванович всем льстит, поэтому ему везде рады. В разговорах с помещиками чувствуется предпринимательская жилка Чичикова.
Для оформления купчей Павел Иванович отправляется в здание казённой палаты. Казалось бы Чичиков – опытный мошенник, но Иван Антонович, заведующий крестьянскими делами, вообще виртуоз взяточничества. После окончания диалога между Павлом Ивановичем и Иваном Антоновичем, Чичиков достаёт из кармана купюру и кладёт её на стол, и тут же она оказывается накрытой книгой. Всё произошло настолько быстро, что Чичиков опешил. Председатель казённой палаты прекрасно понимает Павла Ивановича. Они – «два сапога-пара».
«В поэме «Мертвые души», мёртвые души – это умершие крестьяне, мёртвые души – души помещиков, мёртвые души – это души всего города N. Здесь присутствует только одна живая душа – Россия». Эти слова В.Г. Белинского говорят нам о том, что только Россия сможет остановить вымирание души в человеке.
В своей поэме Гоголь показал новый зарождающийся класс людей – капиталистов. Их представителем является и Павел Иванович Чичиков. Смыслом его жизни было накопление капитала. Для этого он переступал через порог закона, и моральные и нравственные границы. Один из его девизов – достижение цели любыми способами: враньём, мошенничеством, контрабандой. Целью жизни Чичикова было завести семью и стать помещиком. Это, конечно, хорошо, но вот методы достижения этой цели вызывают у меня отвращение. Лучше бы он свой хитрый, практичный и изобретательный ум пустил на другие дела. А так у него чередуются взлёты и падения, успехи и неудачи. Словно сама жизнь «вставляет ему палки в колёса». Не зря же Гоголь показал нам картину въезда брички Чичикова. в город N: экипаж встречает двух мужиков, между которыми происходит следующий диалог:
– Доедет ли эта бричка до Москвы?
– Доедет.
– А до Казани?
– Нет, не доедет.
-Почему?
– А у неё колесо погнуто.
Так и Чичиков, словно погнутое колесо, то едет – едет, то соскочит с дороги.

Тем временем:

Гоголь Николай Васильевич:

Другие ресурсы сети:

Полный список электронных библиотек, созданных и поддерживаемых под эгидой Российской Литературной Сети представлен на страницах соответствующих разделов веб-сайта Rulib.net

© 2003-2010 Rulib.NET
Координатор проекта: Российская Литературная Сеть, Администратор сайта: . Сайт работает под управлением системы “Электронный Библиотекарь” 4.7

Правовая информация: если Вы являетесь автором и/или правообладателем любых из представленных на страницах нашей библиотеки произведений, и возражаете против их нахождения в открытом доступе – сообщите нам по адресу и мы немедленно удалим указанные работы.

Как Чичиков следует отцовскому “наставлению” в зрелую пору своей жизни?

Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил “наставление” от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег “копейку”. Работая в казенной палате, Чичиков продвинулся по службе, благодаря подлому поступку – ухаживанию за дочерью повытчика. Когда же начальник Павла Ивановича повысил его, то тот просто-напросто предал семью повытчика. На службе в таможне снова был применен хитрый и расчетливый ум Чичикова.

Он проявил себя, как честный служащий, пресекший множество попыток провоза контрабанды. Но в дальнейшем Павел Иванович заключает сделку с контрабандистами о провозе очень дорогих кружев. И, если бы не досадная случайность, он бы стал богаче на четыреста тысяч рублей. Работая в суде, Чичиков снова демонстрирует нам принцип своей жизни – везде искать выгоду.

Он отправляется в город N для закупки документов на мертвых крестьян. В городе Павел Иванович всем льстит, поэтому ему везде рады. В разговорах с помещиками чувствуется предпринимательская жилка Чичикова. Для оформления купчей Павел Иванович отправляется в здание казенной палаты.

Казалось бы Чичиков – опытный мошенник, но Иван Антонович, заведующий крестьянскими делами, вообще виртуоз взяточничества. После окончания диалога между Павлом Ивановичем и Иваном Антоновичем, Чичиков достает из кармана купюру и кладет ее на стол, и тут же она оказывается накрытой книгой. Все произошло настолько быстро, что Чичиков опешил. Председатель казенной палаты прекрасно понимает Павла Ивановича. Они – “два сапога-пара”.

“В поэме “Мертвые души”, мертвые души – это умершие крестьяне, мертвые души – души помещиков, мертвые души – это души всего города N. Здесь присутствует только одна живая душа – Россия”. Эти слова В. Г. Белинского говорят нам о том, что только Россия сможет остановить вымирание души в человеке. В своей поэме Гоголь показал новый зарождающийся класс людей – капиталистов. Их представителем является и Павел Иванович Чичиков.

Смыслом его жизни было накопление капитала. Для этого он переступал через порог закона, и моральные и нравственные границы. Один из его девизов – достижение цели любыми способами: враньем, мошенничеством, контрабандой.

Целью жизни Чичикова было завести семью и стать помещиком. Это, конечно, хорошо, но вот методы достижения этой цели вызывают у меня отвращение. Лучше бы он свой хитрый, практичный и изобретательный ум пустил на другие дела.

А так у него чередуются взлеты и падения, успехи и неудачи. Словно сама жизнь “вставляет ему палки в колеса”. Не зря же Гоголь показал нам картину въезда брички Чичикова. в город N: экипаж встречает двух мужиков, между которыми происходит следующий диалог: – Доедет ли эта бричка до Москвы?

– Доедет. – А до Казани? – Нет, не доедет. – Почему?

– А у нее колесо погнуто. Так и Чичиков, словно погнутое колесо, то едет – едет, то соскочит с дороги.

Твір на тему: Как Чичиков следует отцовскому “наставлению” в зрелую пору своей жизни?

Related posts:

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Когда учительница дала задание написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и отважным рыцарем, способным на какой-нибудь героический поступок.

“…Покупатель живой человеческой совести, Чичиков – подлинный черт, подлинный провокатор жизни” (А. Белый) Павел Иванович Чичиков – один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, не чуждающийся рискованных махинаций, искатель приключений. С другой стороны, Чичиков, как представитель.

“Живая” душа Чичиков или “мертвая”? Но при всем том трудна была его дорога. Н. В. Гоголь, “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в.

Чичиков и чичиковщина (по поэм Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Кто такой Чичиков? Мы знаем только, что он “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так.

Чичиков – незаурядная яркая личность (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений в мировой литературе. В. Г. Белинский писал: “Мертвые души” Гоголя – творение столь глубокое по содержанию и великое по.

Анализ эпизода “Чичиков у Коробочки” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удержаться в самодержавной России. Глупые, невежественные, теряющие человеческий облик помещики не только смешны, но и ужасны.

Чичиков-приобретатель – герой “нового времени” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Справедливее всего назвать его: хозяин, Приобретатель. Н. Гоголь. Мертвые души В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал нам не только разрушение старой патриархальной дворянской России, но и возникшую необходимость.

Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним.

Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) К значению названия поэмы Н. В. Гоголя можно подойти с разных сторон. Прямое значение словосочетания “мертвые души” – числимые только на бумаге крепостные люди. Есть и переносное значение этого выражения.

Коробочка и Чичиков Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,- полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех “небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок.

Чичиков – делец-приобретатель В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой “Ревизора”, Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сюжет “Ревизора”.

История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Гоголя “Мертвые души” состоит из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова. Гоголь представляет этого.

Чичиков в поэме Н. Гоголя “Мертвые души Основная тема “Мертвых душ” Гоголя – тема о путях исторического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начинают играть решающую роль: дельцы.

Чичиков – гениальное предвидение Гоголя (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Куда же несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа… Первый том “Мертвых душ” заканчивается знаменитым отступлением о Руси-тройке, которая “мчится вся вдохновенная Богом”. А между прочим, в этой тройке сидит.

Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме “Мертвые души”) В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь.

Анализ эпизода “Чичиков у Ноздрева” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает.

Поиски своей дороги в жизни (о жизни А. Н. Островского) А. Н. Островский родился в Москве, в Замоскворечье, которое сегодня является одним из центральных районов города, а в XIX в. считалось чуть ли не окраиной. В небольших одно – или.

Полезные советы: Как вернуть своей жизни былую простоту и легкость? 1. Не Полезные советы: Как вернуть своей жизни былую простоту и легкость? 1. Не пытайтесь стать телепатом и прочитать чужие мысли. Не ждите этого и от других людей. Общайтесь открыто. 2. Будьте.

Чичиков – рыцарь наживы. Сочинение Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” рисует широкую панораму русской жизни 30-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города.

Анализ эпизода “Чичиков у Манилова” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) В своей поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь гениально отобразил время и характеры, существующие в помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века, когда старый патриархальный уклад начал трещать по швам, давая.

Чичиков. Образ, жизненный путь, его многоликость и типичность (по поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя) Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, “подлеца”, “приобретателя” буржуазной складки.

Помогите написать сочинение образ чичикова Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии.

Чичиков – рыцарь наживы. Сочинение. Краткое изложение текста Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” рисует широкую панораму русской жизни 30-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города.

Ноздрев и Чичиков Ноздрев, с которым Чичикова сводит очередная “случайность”,- это полная противоположность Коробочке, образец распоясавшейся, безобразно широкой русской натуры. О таких людях Достоевский скажет позднее: “Если Бога нет, то все позволено”. У.

Что такое “мертвая душа”? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Все мы знаем смысл выражения “мертвая душа” – эта такая душа, которая физически живая и дееспособная, но морально она мертва. Так говорят про людей, живущих только для самих себя, для.

Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь.

Чичиков в гостях у Ноздрева и Плюшкина (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее – приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы.

Смысл сравнения Чичикова с капитаном Копейкиным и Наполеоном (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Свою бессмертную поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголь писал на протяжении долгих семнадцати лет. Это произведение стало итоговым в его жизни и творчестве. В нем он выразил свои взгляды на.

Как предыстория Чичикова помогает понять его характер (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений в мировой литературе. В. Г. Белинский писал: “Мертвые души” Гоголя – творение столь глубокое по содержанию и великое по.

Образ Павла Ивановича Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Наиболее широко на страницах поэмы Гоголя “Мертвые души” представлены образы современных автору чиновников и помещиков. Но из этой “галереи” выделяется совершенно новый герой – чиновник Павел Иванович Чичиков. Это единственный.

Как Чичиков следует отцовскому “наставлению” в зрелую пору своей жизни?

Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”. Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Вариант 2

В детстве Чичикову приходилось непросто: жил он безрадостно и трудно. Его отец часто болел, и ласки от него было не дождаться. Когда отец провожал Павлушу в другой город, то дал ему наставление, которое кардинально повлияло на становление характера и его дальнейшую жизнь.

В своем наставлении отец советовал Чичикову учиться и не перечить учителям; выслуживаться начальству; заводить общение с теми, кто посостоятельнее; вести себя лучше так, чтобы тебя угощали, а не угощать кого-то; беречь и ценить каждую копеечку. Отец ничего не говорил про честность, доброту, отзывчивость и милосердие, хотя Чичиков и сам не спрашивал про это. Однако вскоре вспомнил, что дополнения к наставлению отца совершенно не нужны, ведь они только мешают, тревожа чувство совести.

В своем наказе отец противоречит сам себе: сначала говорит, что необходимо учиться, но сразу, после всего вышесказанного, повествует о том, что учиться совсем и не обязательно, если ладить с начальство. А талант к этому отсутствует, то тем более нужно угождать. Скорее всего отец считал, что у Чичикова таланта не было.

Чичиков постоянно угождал всем учителям, даже в самых незначительных вещах, что помогло ему стать любимчиком. «При выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Чичиков обладал такими качествами, как смекалка, приспособленчество и ловкость. Он мог манипулировать людьми, получая с ним выгоду, и это не составляло для него труда. Чичиков рано научился лицемерить, угадывать желания начальства, что помогло ему сделать карьеру.

Для Чичикова стало занятием первой важности выслуживаться начальникам, чтобы добиться главной цели – копить богатство. По этой причине руководство относилось к нему всегда хорошо.

С самого начала Чичиков интересовался финансовым вопросом. Он постоянно копил деньги: мог слепить фигуру из воска и продать ее, купить пряников и ждать, пока товарищи проголодаются, а он в свою очередь с них возьмет в тридорого.

На протяжении всей поэмы мы видели, как формировались личность и подсознание главного героя. Душа Чичикова даже на вершине его успехов находилась где-то там, в глубоком детстве, в атмосфере вечной сырой осени за окнами старого дома.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”.

Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Исполнил ли Чичиков завет отца

Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения «жизнь взглянула на него… кисло-неприютно». Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: «не лги, послушествуй старшим». Однако эти отцовские наставления Павлуша позабыл, а вот другое — «береги и копи копейку» — исполнил в точности. «Все перешибешь на свете копейкой», — говорил Иван Чичиков, и слова эти глубоко запали в душу мальчика. Путь Павла Ивановича Чичикова к успеху был долгим и необыкновенно трудным. Поэтому главный герой «Мертвых душ», несмотря ни на что, заслуживает уважения. Начав свою карьеру с должности мелкого чиновника, Чичиков сумел выделиться из массы неразвитых и ограниченных сослуживцев не вполне честным путем. Шагнув на следующую ступеньку карьеры, Павел Иванович почувствовал, что стены, окружавшие его, подаются: дальше все пошло легче. Сделавшись таможенным чиновником, Чичиков достиг просто ошеломляющих успехов. Он сделал это уже прямо противозаконным путем, прибегнув к злоупотреблению служебным положением, взяточничеству и другим способам достижения заветной цели, — богатства и респектабельности. Экономические преступления Чичикова стали предметом расследования, но Павел Иванович, применив всю свою изворотливость и гибкость, спасся от карающей длани правосудия. «Зацепил, проволок, сорвалось — не спрашивай», — так думает Чичиков о своем временном поражении. Здесь Павел Иванович выступает как человек большой силы воли: потеря денег и собственного реноме не сломала его, а лишь придала ему, если так можно выразиться, несколько иную форму. Чичиков узнает о возможности спекулировать мертвыми душами, и его деловая жилка вновь начинает играть. И вновь Чичиков поднимается на высокую ступень предпринимательского успеха, и вновь терпит поражение. Он вынужден бежать из города, чтобы, как писал Гоголь в сохранившихся отрывках из сожженного второго тома поэмы, стать «развалиной прежнего Чичикова». Можно ли сказать, что Павел Иванович Чичиков исполнил завет отца? И да, и нет. Чичиков всеми силами стремился «беречь и копить копейку», однако обстоятельства жизни раз за разом восставали против него. Гоголь не объясняет глубинных причин неуспеха Чичикова, ограничиваясь констатацией фактов. По замыслу автора, такой герой как Чичиков нуждался в нравственном исправлении, и провалы в его деловой карьере, вероятно, были своеобразным предупреждением судьбы. Павел Чичиков исполнил отцовские наставления со всей ответственностью. Однако он действовал и от противного. На протяжений всей жизни Чичиковым владело желание уйти подальше от тяжелого наследия детства и юности в мир деловой жизни, комфорта, респектабельности. Роль отца нашего героя в этом случае представляется двойственной — он и учитель жизни, и некий жизненный жупел для Чичикова-сына. В советском литературоведении было принято всячески поносить героев «Мертвых дут». Особенно доставалось, кажется, именно Чичикову. С нынешней точки зрения Павел Иванович едва ли не ангел. Да, он намеревался обокрасть опекунский совет, занимавшийся в том числе проблемами обездоленных граждан. Но стоит ли сомневаться в том, что мощная финансово-экономическая система императорской России возместила бы этот небольшой в масштабе государства ущерб? Сироты в этом случае ни в коей мере не пострадали бы. Но все это только предположения. Новаторство Гоголя, создавшего образ Павла Чичикова, не в последнюю очередь состоит в том, что писателю удалось показать, как формируется не только личность, но и подсознание героя. Ведь и на самой вершине деловых успехов, и в пучине бедствий душа Чичикова жила тем же, что и в глубоком детстве, — шарканье и кашель отца, родительские наставления, вечная сырая осень за окнами старого помещичьего дома, бесконечная лента дороги, убегающая в необозримую даль, вечный сон, Россия.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…

Наказ отца Чичикова в “Мёртвых душах” – отражение того, как родительские слова могут оказать влияние на то, каким станет их чадо, какой выберет путь в жизни. Данный материал с цитатами поможет подготовиться к написанию сочинений, творческих и тестовых работ по поэме Н. В Гоголя.

Как происходит смена приоритетов

В наставлении Чичикова-старшего явно прослеживается отход от характерного для дворянства образа жизни и мышления. Формально он еще относится к сословию:

  • ставившему выше всего честь, долг и чувство товарищества;
  • отличающемуся хлебосольством, вплоть до расточительности;
  • гордому своим званием;
  • сохраняющему достоинство в отношениях и с более знатными особами.

Практически же отец Павлуши окончательно утратил все моральные приоритеты, возможно, по причине беспросветной бедности и затянувшейся болезни. Он разочарован в жизни и людях, только в копейке видит надежную жизненную платформу, которая в любой ситуации «не выдаст» и поможет удержаться на плаву. Сам уже не в силах что-то изменить в своей судьбе, родитель облекает свои мысли и чувства в слова и завещает их сыну.

Павел Иванович оказался готовым не только исполнить завещание отца, но и со временем превзойти его смысловое содержание:

  1. Участвует в разворовывании казенных денег.
  2. Организовывает контрабандные схемы, получая значительный куш.
  3. Пускается в аферу, предполагающую скупку мертвых душ.

В Чичикове-младшем от дворянина остаются только барские замашки. Он далек от дворянского кодекса чести. Павел Иванович олицетворяет грядущий класс буржуазных дельцов, главное для которых — прибыль.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Исполнил ли Чичиков заветы отца? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись… и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кото­рые побогаче», «не угощай… никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи ко­пейку: эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, бу­доража совесть.

Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учи­телю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при вы­пуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальни­кам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богат­ства, поэтому он всегда был на хорошем счету у началь­ства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками лю­дей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицеме­рить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.

Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мо­том, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлече­ниях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понра­виться начальству, которое он сам потом безжалостно об­манывал.

Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобнос­ти не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя дол­жностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.

Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновен­ную». Не довольствуясь одними лишь безобидными спо­собами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на построй­ку казенного дома; работая на таможне, связался с кон­трабандистами и получил за помощь им большую сум­му. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, серд­цам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на про­шлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта //iEssay.ru

Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана заду­манной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы нако­нец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодил­ся опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособ­ленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость глав­ного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спраши­вает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает на­звание не очень чистых».

В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип чело­века, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, ког­да старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — бур­жуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромисс­ного и беспринципного приобретательства.

Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапо­шить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безуслов­но, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

Сочинение на тему “Нравственные идеалы и заветы Руси”

Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.

Нравственные идеалы и заветы Руси

Вариант 1

До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.

О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.

Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.

Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».

Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».

Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.

Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»

Об изменениях в нравственных идеалах можно судить и по другим древнерусским памятникам литературы. Церковь призывала людей быть терпимее друг к другу, предостерегала князей от братоубийственной удельной розни. В «Слове и законе и благодати» Иларион переносит все христианские ценности на Русь. Смирение, покорность и любовь – вот главные добродетели, провозглашаемые автором.

Однако, нелегко было быть покорным, когда с разных сторон наступали враги. С началом татаро-монгольского ига в Древней Руси на первый план выдвигается идея объединения и защиты своей земли. К этому же призывает церковь. Мужество и стойкость провозглашаются главными добродетелями.

Сплав христианских и языческих ценностей привел, в конце концов, к формированию русского национального характера, который в полной мере проявил себя в победе на Куликовом поле.

Таким образом, нравственные идеалы Древней Руси претерпевали изменения, но всегда ценилась вера в добро и конечное торжество справедливости.

Вариант 2

Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

Люди всегда стремились к тому, чтобы передать свой жизненный опыт своим детям и дальнейшим потомкам. Все те выводы и уроки, которые извлекли они для себя, должны служить для нас путеводителем по жизни. Ведь мы прислушиваемся к советам старших. Пусть и не всегда следуем их советам, но нередко впоследствии мы понимаем, что сделать надо было действительно именно так.

А те заветы, что дошли до нас с древних времен – это опыт множества людей. А значит, ценность и значимость их еще выше и, к тому же, проверена не одним десятком лет.

Что же завещали нам наши предки? Об этом гласят очень многие литературные произведения Древней Руси. Во все времена прославлялись лучшие человеческие качества: доброта, любовь к труду, верность, сострадание к ближним, преданность родной земле, почитание старших.

Вспомним, хотя бы, русские народные сказки. В них запечатлено немало образов – примеров для подражания. Всегда сопутствуют везение и удача людям честным и добропорядочным. Так, еще с раннего возраста уже узнаем мы эти заветы о том, как лучше жить. Уже с детства сравниваем мы плохих героев сказок и хороших, делая свои выводы.

И еще во многих произведениях находим мы то, что хотели люди донести до потомства. Их много. Много дошло до нас сказаний, поучений, повестей. Много примеров нравственных идеалов находим мы в них.

Сохранилось много древнерусских летописей, в которых наши далекие предки завещали нам жить по совести, не причинять зла ближним, любить и почитать своих родителей и многое другое, что, несомненно, приносит только пользу.

Помимо всего вышеперечисленного, всегда относился особенно народ к трудовой сфере нашей жизни. Всегда порицались люди ленивые. А честный и добросовестный труд обязательно приносит свои плоды. Вспомним, сколько только поговорок и пословиц существует на эту тему.

Кстати, о пословицах и поговорках: многие из них возникли очень давно. Всем известно, что они несут в себе поучение. Значит, это тоже завет. Коротенькие поучительные высказывания, которые всегда оказываются верными – опыт множества людей.

Мы являемся наследователями богатой древнерусской культуры, которая неповторима по своей красоте и значимости, будь то памятник архитектуры, или летопись. Идеалы нравственности и заветы, которые дошли до нас должны цениться. Раз задумавшись над их смыслом и осознав его, наверное, каждый смог бы стать хоть чуточку лучше! Ведь идеалы эти ничуть не устарели, все хорошее – вечно.

Сочинение – «Нравственные заветы древней Руси»

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно, любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Вариант 2

  1. Фольклор – источник нравственности древнерусской литературы.
  2. Нравственные идеалы Древней Руси, выраженные в литературе.
  • Уважение к книгам и учению в «Повести временных лет» и «Поучении» Владимира Мономаха.
  • «Поучение» Владимира Мономаха — свод житейских и христианских правил.
  • Прославление любви, мудрости и христианских ценностей в «Повести о Петре и Февронии».
  1. Неизменность человеческих ценностей во все времена.

Русская литература с древнейших времен была источником духовности и нравственности русского народа. Настоящей сокровищницей народной мудрости, особой формой выражения общечеловеческих начал, традиционных ценностей является фольклор. Пословицы, которые до сих пор бытуют в нашей речи, являются сводом неписанных законов и правил: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Труд кормит, а лень портит»… Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, побеждать зло, презирать глупость, праздность, коварство.

«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — написал А.С. Пушкин. Представления народа о силе, бесстрашии, любви к родной земле легли в основу былин. Произведения устного народного творчества, ставшие основой письменной древнерусской литературы, передали ей духовно-ценностные идеалы русского народа. В Киевской Руси высоко ценились разум и знания. «Повесть временных лет», наиболее ранний из дошедших до нас литературный памятник, говорит о глубоком уважении к письменному слову: «Книги — это реки мудрости, наполняющие вселенную».

Князь Владимир Мономах, образованнейший человек своего времени, в своих «Поучениях» призывал учиться: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Он приводит в пример своего отца, который знал пять языков. «Поучение Владимира Мономаха» содержит и другие важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси: почитать старших, не лениться, творить добро, вести деятельную жизнь, верить в бога и почитать христианские заповеди.

Настоящим гимном любви стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. Мудрость и смекалка крестьянской девушки Февронии поразительна, она справляется со всеми сложными задачами. Народ сделал святыми Петра и Февронию, не только благодаря их любви и преданности, но и потому что они вели достойную жизнь: были сердечны ко всем, «только не любили гордости и грабежа», помогали голодным, нищим и несчастным. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые ценились во все времена.

Произведения древнерусской литературы — это мир нравственных устоев, мудрых советов. Читая древнерусскую литературу, мы познаем свое прошлое, проникаемся уважением к нашим предкам. Несмотря на далеко шагнувший прогресс, высокие моральные качества и нравственные устои оказываются неизменными на протяжении огромного количества веков.

Сочинение на тему Что такое Нравственность 9 класс ОГЭ 15.3

Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Огромную роль в формировании нравственности играет воспитание. Раньше родители и педагоги уделяли гораздо больше внимания формированию в детях этого качества. Маленький человек рос на высоких идеалах. Все ребята и даже девчата мечтали быть как Мальчиш-Кибальчиш гордыми, сильными, отважными и никогда не сдаваться врагу, даже превозмогая боль. Понятия чести и достоинства были знакомы и близки молодежи. На первом месте была Родина и труд на ее благо. И, конечно, близкие люди. Было глубокое уважение к родителям у подрастающего поколения, благодарность. Дети воспитывались в духе равенства и дружбы между народами. И взрослые люди, выросшие на этих принципах и впитавшие их, уважали друг друга и права каждого человека. Населению не были чужды принципы этики, такта. Ценилась дружба. Люди бережно относились к природе, заботились о животных. Все это аспекты нравственности.

Сейчас вектор развития общества стал сдвигаться в сторону западных ценностей. Все большее влияние приобретают деньги. Хорош тот, кто умеет зарабатывать любой ценой. И не имеет значение его образование, воспитание и моральный облик. Скорее наоборот, соблюдение принципов и норм мешает людям в бизнесе. Богатым будет лишь тот, кто идет по головам товарищей. Здесь нет речи о нравственности. Да и понятие моральной нормы постепенно сдвигается, размываются его границы. То, что вчера было категорически неприемлемо, сегодня в порядке вещей.

Нравственность наиболее ярко проявляется в конкретных поступках. Мы не всегда можем дать словарное определение понятию. Но абсолютно точно можем определить нравственно человек поступил или нет. И решить для себя как бы повели себя сами в подобной ситуации.

Долг и честь – необходимые компоненты нравственной личности. Человек должен быть честен, верным своему слову. Важное значение также имеет навык самоконтроля. Я думаю, что нравственный человек – это гармонично развитая и воспитанная личность. Человек, который продолжает развивать и воспитывать себя сам на протяжении всей жизни. Тот, кто взвешивает решения перед тем или иным поступком, постоянно анализирует свои действия. Тот, кто умеет признавать и, по возможности, исправлять свои ошибки.

Вариант 2

Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор. Тема более чем глубокая и сразу трудно сказать, в чем основа нравственности.

Наверное, для религиозного человека суть нравственности заключается в том, чтобы прислушиваться к собственной душе и Всевышнему, поступать согласно Его предписаниям. Для человека светского суть нравственности, наверное, заключается в каком-то личном разумении, стремлении к определенным идеалам, которые воплощают суть человечности. Так или иначе, в любом варианте нравственность представляет собой какой-то внутренний ориентир и стремление к чему-то высшему.

Мне кажется, именно поэтому нравственность является движением и всегда динамическим свойством, то есть невозможно стать нравственным сразу и навсегда, нужно, как говорится, оставаться нравственным, то есть поддерживать нравственность в себе. Поэтому также невозможно говорить о живом человеке как полностью нравственном. Его нравственность полностью проявится, когда человека не станет, ведь только тогда появится возможность понять, был ли человек нравственным полностью.

На протяжении своего существования человек может делать и нравственные и безнравственные поступки, совершать зло после чего раскаиваться и наоборот, быть сначала положительным героем собственной книги жизни, а после этого стать отрицательным. Соответственно, нравственным или безнравственным человек становится только по окончанию своего бытия.

Однако, какую ситуацию возможно наблюдать на практике? Практически каждый бывает и нравственным и безнравственным. Большинство людей просто близко к среднему значению, периодически поступают достойно, периодически – наоборот.

Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.

Сочинение рассуждение про Нравственность

Жизнь людей не может обходиться без каких-то правил, которые созданы, чтобы регулировать эту самую жизнь, чтобы избежать хаоса. Правила бывают разные: дорожные, правила поведения в больницах, правила этики и другие. Но самым главным сводом правил в жизни человека, безусловно, есть правила нравственные, или просто: нравственность.

Что такое нравственность в широком понятии? Как я сказал ранее, это список правил, которыми руководствуется человек при выборе в различных жизненных ситуациях. Для каждого индивида эти правила определяются только им самим, своей волей, воспитанием, которое привили ему родители и личными убеждениями.

Примеров привести можно массу, но я возьму самый простой: положим, возле дороги с большим трафиком стоит бабушка, которой трудно ходить, но которая пытается перейти эту дорогу. Безразличный человек, чья нравственность не говорит ему о том, что пожилой женщине надо помочь, пройдёт мимо. Человек благороднейших взглядов обязательно поможет бабушке. А тот человек, чья нравственность стремится к нулю, пройдя мимо бабушки, посмеется с её пороков и пойдёт дальше.

По сути, у каждого человека в данной ситуации есть выбор, три перечисленных мною варианта развития событий. И в зависимости от нравственных правил, уложенных в голове, результат будет соответствующий. Каждый человек выбирает сам, как ему поступить, исходя из своих соображений.

Мы все — люди, наше общество должно строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Эти два понятия и есть основой всякой нравственности. Я хочу, чтобы каждый человек стремился к некоему альтруизму в своих мыслях, чтобы думал не только о своей выгоде, но и о том, что чувствуют и что будет с другими людьми. Иначе — будет огромный конфликт между нами, мы не сможем сосуществовать. И доказательством тому есть различие между поколениями. Более старшее говорит более младшему, что нравственность последних пала и из-за этого вспыхивает конфликт. Да, набор жизненных правил у всякого человека разный, но мы все должны приходить к чему-то похожему, чтобы сосуществовать.

9 класс ОГЭ 15.3

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственность

Популярные сегодня темы

Максим Горький (А.М. Пешков) вызывал большой диссонанс в литературной среде своего времени. Кто-то воспринимал его исключительно как певца революции и доверенное лицо власти.

Я очень гостеприимный человек и в гости ходить тоже люблю. Мои подруги часто приходят ко мне и приглашают к себе в гости.

Герман Гессе работал над своим последним романом в тяжелые годы фашизма в Германии. Жанр произведения «Игра в бисер» можно определить, как глубокая философская проза с элементами сюрреализма

На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.

Возлюбленная Евгения не играет самостоятельной роли в произведении. Она воплощает в себе один из образов «маленького человека», взаимоотношению которого с властью оно посвящено.

Сочинение на тему Нравственность. Что такое нравственность

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.

Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.

В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.

Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.

Я замечаю, что мораль в наши дни часто путают с ханжеством. Многие люди предпочитают быть нравственными «напоказ», чтобы другие люди восхищались их честностью и благородством. Но нравственность должна быть глубоко внутри. Нравственный человек, поступая правильно, не задумывается о том, как он будет выглядеть со стороны, как к нему отнесутся другие люди. Для него просто невозможно поступить иначе. В конечном итоге, нравственность всегда вознаграждается.

У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.

Нравственность тесно связана с категориями «добро» и «зло». Можно выдвигать сколько угодно теорий про то, что эти понятия относительны. Но на самом деле все мы в глубине души иногда чувствуем, что поступаем безнравственно, как бы не старались утешить свою совесть.

Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

Нравственность

Популярные сочинения

Сочинения о школе

Существует мнение, что космос или Вселенная, – это мир, который нас окружает. Но после нескольких запусков ракет, человечество стало придавать слову «космос» иной смысл, – это галактическая бесконечность, которая находится за гранью земли.

Всё люди смотрят кино. Но далеко немногие задаются вопросом: какую роль кино играет в нашей жизни? Этот вопрос достаточно сложный, но я все же постараюсь на него ответить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: