Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого: сочинение

Тарас Бульба – характер рождённый временем – факты для сочинения по теме

В повести «Тарас Бульба» Гоголь задумывал отразить одно из главных событий украинской истории – борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников, проработав исторические факты и воспоминания очевидцев, Гоголь создаёт аутентичное произведение. Важно отметить, что автор не стремился к исторической точности, в его планах было показать некий идеал, живущий в народном сознании. Образы героев в повести собирательны, а характер Тараса Бульбы, главного героя произведения, мыслится как образцовый. Несмотря на собирательность образа, у Тараса Бульбы были свои исторические прототипы. Например, коренной атаман Охрим Макуха, который за самостоятельность Украины и самобытность украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.

XVII век был для Украины непростым временем. Речь Посполитая начала активно бороться с украинством после разгрома козацких войск. На фоне гнёта крестьян и притеснения по национальному и религиозному признакам недовольство польской шляхтой возрастает. Это стало причиной для начала национально-освободительной войны. Став гетманом, Богдан Хмельницкий начинает активно готовиться к войне против Польши. Заключённое на переговорах перемирие себя не оправдало. «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем» – так думал о той эпохе Гоголь.

В такое время нужно было иметь жёсткий характер и поражающую выносливость. Именно таким и оказывается Тарас Бульба. Сам автор писал о нём так: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек…». Одна из черт характера Тараса Бульбы обозначена в приведённой цитате (упрямство), но для более полного раскрытия персонажа нужно упомянуть и о других.

Он достаточно целеустремлён, если что-то его не устраивает, но добьётся своего. Это прослеживается в эпизоде с переизбранием кошевого и в сцене, когда Бульба уговаривает Янкеля провезти его в Польшу. Поначалу Янкель отказывается: за поимку Тараса Бульбы назначена огромная сумма, поэтому еврей не хочет рисковать своей жизнью. Но Бульба переубеждает Янкеля, согласившись ехать спрятанным под кирпичами. Тарас использует даже призрачную возможность увидеть сына, но план рушится, когда один из надзирателей в темнице грубо отзывается о козаках. Это сильно задело гордость старого запорожца – Янкелю пришлось уводить Тараса из подземелий, чтобы сохранить им обоим жизнь.

Бульба превыше всего ценит товарищеские отношения, считает товарищество главным законом существования козаков. Только сплочённая команда способна выиграть сражение. Только войско, которое действует как единый отлаженный механизм способно побороть неприятеля. Бульба ценит дружбу, узнав о погибших запорожцах, он искренне сопереживает и сожалеет.
Вера для запорожца так же важна, как и товарищество. Неслучайно козаков, прибывших на Сечь, спрашивали об отношении к христианской вере. Бульба был из числа старых полковников, заимствования из польской культуры и жизнь на польский лад была ему не по душе. Украинцев и козаков, которые перенимали польские обычаи и старались жить как в Варшаве, Бульба называл «холопьями польских панов».
Мужество Бульбы проявилось не только в сражениях или боях. Не увидев родного сына в темнице, Тарас приказывает Янкелю отвести его на казнь: «хочу посмотреть как его будут мучить…». Бульба теряется в толпе, ближе пробираясь к лобному месту. Тарас видит, что его старший сын идёт первым. Остап не боится смерти и наказывает остальным пленённым козакам гордо встречать погибель, чтобы ни один лях не услышал их криков. Бульба шёпотом повторяет «добре, синку, добре». Он одобряет смелость Остапа, но ничем не может ему помочь. Но не выдерживает отцовское сердце:
«Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Бульба исчезает, чтобы потом появиться в Польше вновь и с двойным ожесточением мстить полякам за погубленных товарищей и убитого сына.

Тарас Бульба сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты характера. Жена в его доме не имеет права на собственное мнение, права голоса, права любой матери на времяпрепровождение со своими детьми. В боях Бульба жесток и безжалостен. Он не щадит ни женщин, ни детей, сжигает города, не оставляя камня на камне. Разгульный образ жизни на Сечи его в целом устраивает. Но в то же время он защищает независимость родного края. Вера и свобода очень важны для Тараса. Защищая свои ценности, он не останавливается ни перед чем, и даже кровные узы не становятся преградой. Без сомнений, можно сказать, что Тарас Бульба – характер, рождённый временем.

Читайте также:
Содержание комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

Описание характера главного героя Тараса Бульбы через призму того времени, пригодится ученикам 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»

kirov-sud.ru

Вопросы и ответы к III и IV главам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»


Как описывает Гоголь нравы и обычаи За­порожской Сечи? Какие бытовые и художествен­ные детали помогают представить жизнь и быт ка­заков в XVI-XVII веках? Почему такое значитель­ное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев?

Подготовьте устный рассказ о Запо­рожской Сечи и ее обитателях.

Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, военная организация вольного народа.

Она противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды и рабства. Описы­вая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего об­щества:

«…гетьманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околи­цы и курени в полки и правильные окру­ги»

Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирался. При описании Сечи зву­чит тема плодотворного труда свободных людей. Гоголь не идеализирует Сечь, показы­вая ее стихийность, своевольство, беспеч­ность, необузданность.

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. ГЛАВА III, IV. Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого?

Как описывает Гоголь нравы и обычаи За­порожской Сечи?

Какие бытовые и художествен­ные детали помогают представить жизнь и быт ка­заков в XVI-XVII веках? Почему такое значитель­ное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев?

Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирался. При описании Сечи зву­чит тема плодотворного труда свободных людей.Гоголь не идеализирует Сечь, показы­вая ее стихийность, своевольство, беспеч­ность, необузданность.

Тарас бульба глава как происхожят выборы кошевого с цитатами

> > Как описывает Гоголь нравы и обычаи За­порожской Сечи?

Какие бытовые и художествен­ные детали помогают представить жизнь и быт ка­заков в XVI-XVII веках? Почему такое значитель­ное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев?

Подготовьте устный рассказ о Запо­рожской Сечи и ее обитателях.

Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, военная организация вольного народа. Она противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды и рабства.

Описы­вая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего об­щества:

«…гетьманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околи­цы и курени в полки и правильные окру­ги»

. Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирался.

При описании Сечи зву­чит тема плодотворного труда свободных людей. Гоголь не идеализирует Сечь, показы­вая ее стихийность, своевольство, беспеч­ность, необузданность.

Краткое содержание «Тарас Бульба»

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород».

Существует две редакции – 1835 года, и 1842.

Тарас Бульба – главный герой. Уважаемый на Сечи козак, хороший воин. Главными ценностями для него являются христианская вера и Отчизна.

Остап – старший сын Бульбы, окончил семинарию.

Sokolieds.ru


Содержание:

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
    1. Произведение: Тарас Бульба
    2. Это сочинение списано 10 286 раз
    3. Автор: Н. В. Гоголь

    Легендарная Запорожская Сечь — это идеальная республика, о которой мечтал Н.

    Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий.

    Они — особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, — это лишь малая часть того, что нужно юноше.

    «Всё это дрянь, чем набивают головы ваши».

    «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь». Главное — это боевая учёба. А осуществиться это может только в условиях Запорожской Сечи.

    Тарас Бульба (Гоголь)/Глава III

    Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военною школою. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны.

    Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости.

    Читайте также:
    Город в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

    Классикару

    / / Проза / Поиск: Страницы: 6 Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков.

    Часто вместе с другими товарищами своего куреня, а иногда со всем куренем и с соседними куренями выступали они в степи для стрельбы несметного числа всех возможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки и протоки, отведенные по жребию каждому куреню, закидывать невода, сети и тащить богатые тони на продовольствие всего куреня.

    Хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги.

    Но старый Тарас готовил другую им деятельность. Ему не по душе была такая праздная жизнь — настоящего дела хотел он.

    Он все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю.

    «Тарас Бульба» сокращенно по главам

    «Тарас Бульба» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». «Тарас Тульба» сокращенно по главам вы можете прочитать в этой статье.

    1 глава «Тарас Бульба» сокращенно Сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий, возвращаются после долгих лет обучения в Киевской бурсе.

    При встрече Тарас начинает насмехаться над одеждой сыновей.

    Он решает, что через неделю Остап и Андрий должны будут отправиться в Запорожскую сечь, чтобы набраться казацкой науке.

    Мать очень расстраивается, что сыновья так мало времени проведут дома рядом с ней.

    Тарас Бульба (Гоголь)/Глава VII

    Шум и движение происходили в запорожском таборе. Сначала никто не мог дать верного отчета, как случилось, что войска прошли в город. Потом уже оказалось, что весь Переяславский курень, расположившийся перед боковыми городскими воротами, был пьян мертвецки; стало быть, дивиться нечего, что половина была перебита, а другая перевязана прежде, чем все могли узнать, в чем дело.

    Покамест ближние курени, разбуженные шумом, успели схватиться за оружие, войско уже уходило в ворота, и последние ряды отстреливались от устремившихся на них в беспорядке сонных и полупротрезвившихся запорожцев.

    Кошевой дал приказ собраться всем, и когда все стали в круг и затихли, снявши шапки, он сказал: — Так вот что, панове-братове, случилось в эту ночь.

    Тарас Бульба вопросы по 2,3 главе по 3 вопроса

    3 глава
    Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого?

    Что стало причиной боевого похода запо­рожцев? В чем проявилась мудрость плана нового кошевого?

    Как описывает Гоголь нравы и обычаи За­порожской Сечи? Какие бытовые и художествен­ные детали помогают представить жизнь и быт ка­заков в XVI-XVII веках? Почему такое значитель­ное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев? Подготовьте устный рассказ о Запо­рожской Сечи и ее обитателях?

    2 глава
    Сравните поведение двух братьев – Остапа и Андрия – во время обучения в бурсе.

    Какие мысли возникли у героев по дороге в Запорожскую Сечь?

    О чем вспоминали Остап и Андрий?

    3 Пьеру пришло письмо, что жена ему изменила и так получилось, что он вызвал Долохова на дуэль. Затем он его ранил, а в Пьера не попали, хотя Пьер никогда не держал оружие и стрелял 2.
    4. Андрей возвращается домой после службы, подходит к жене и понимает ,что ничем ей не может помочь, у нее бред начался. Позже она родила Николеньку, а сама скончалась.
    8 Пьер говорил о том/, что нужно другим помогать, жить ради людей, а Андрей- жить нужно доя себя. Короче, о смысле жизни.
    10 1 встреча-дуб увядший, прямо как Андрей, 2(после ночи у Ростовых) у дуба больше нет шрамов, он цветет и живет.
    13 на первом балу к ней никто не подошел и она ждала своего кавалера, Пьер это заметил и попросил Болконского потанцевать с ней. Итог, они влюбились.
    14 После бала князь Андрей сделал Наташе предложение. Она согласилась.НО! Было условие у отца Болконского-ждать год, дабы невеста очень юна и тд. Андрей уезжает, а с Наташей случается неприятность-новое увлечение Курагиным.
    15.Охота. Наташа любила охоту, мужики ей восхищались. Николай загадал поймать волка и сделал это. Танец- когда Ростовы (дети) обедали у своего дядюшки заиграла музыка, Наташа танцевала,как настоящая русская девушка и все восхищались, откуда эта молодая княгиня набралась всего этого, ведь ее учили вальсу,мазурке. Все были приятно удивлены.
    16. святки-гадание возле зеркала. Соня увидела, а Наташа нет.(долнго расписываать)
    17, В театре Элен пыталась столкнуть Наташу и Анатоля. Тот ее преследовал и получилось так, что они поцеловались. Наташа влюбилась
    18, Наташа с Курагиным хотят сбежать, , но их родителей предупредили и они не дали это им сделать.Забыла, Наташа же отправила письмо графу Андрею о том, что свадьбы не будет и тд
    19, Андрей возвращается, рвет с Наташей окончательно через Пьера и объясняет это тем, что любой может простить падшую женщину,а он нет.

    Читайте также:
    Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

    На примере повести «Тарас Бульба» видно, что отношение к Родине может быть неодинаковым. Даже сам смысл, который закладывается в это понятие, у многих различается. Гоголь показывает читателям столкновение между родными, но абсолютно разными людьми. Если анализировать образ Тараса Бульбы, то получается, что иначе, как убить своего сына, он поступить не мог: Андрий нарушил все законы Сечи, более того, он нарушил принципы, которым Бульба-старший был верен и которые так берег. С точки зрения сына, все иначе, ведь он сохранил свои принципы, свою любовь, свою личность, то есть был верен себе. Возможно, автор специально вынес тему предательства и личную трагедию на передний план, потому что чувствовал: тема верности и измены всегда будет неисчерпаемой и, увы, актуальной. Нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
    В жизни,много людей,которые дружат из-за чего либо,а не из-за того,что ты им интересен.Таких надо людей избегать.Они не помогут в любую минуту,даже поддержка нужна тогда,когда ты уже без надежды.

    Не надо предавать людей,жить в мире так,без войн,а в мире.

    Сочинение Смерть Андрия в произведении Тарас Бульба

    Гоголь написал огромное количество разных произведений, но самым известным из них является «Тарас Бульба». В нем рассказывается об отважных сражениях казаков Запорожской сечи с их врагами. У Тараса Бульбы имеется два сына: Остап и Андрий, которые как и отец служат на благо родины.

    Андрий является младшим сыном. Это парень с черными бровями, красивым лицом и высоким станом. Больше всего на свете ему нравится читать книги. Они насыщают его духовностью. А вот шумных компаний он старается всячески избегать. Если ему и нравится гулять, то делать он это старается один. Андрий любит любоваться природой и красивыми девушками. Хотя прекрасно знает, что настоящий казак не имеет права думать о женщине пока не победит на войне, но мысли сами лезли в голову и он ничего не мог с этим поделать.

    На стороне поляков среди других девушек, есть одна, в которую и влюбился наш главный герой, и она постоянно находилась у него в голове и больше ни о чем он думать не мог. С ней они познакомились еще в те времена, когда учились вместе в Киевской академии. И даже во время сражения с врагами мысли находятся не рядом с ним, а с той девушкой.

    Неожиданно парень узнает о том, что его любимая нуждается в помощи, и он сразу же кидается ей на помощь. Оказывается, им уже давно нечего есть и если вовремя не оказать помощи, то весь народ может погибнуть, вместе с ними может погибнуть и любимая Андрия, а этого он допустить не мог. Кроме этого, когда он увидел людей, которые умирают от голода в мучительной смерти, то совсем по-другому начал смотреть не только на своих родственников, но и на других людей. После этого шага его любимая делает шаг ему навстречу, и они начинают встречаться. А для того чтобы быть всегда вместе парень переходит на сторону врага.

    Об этом узнал весь народ, а потом уже Тарас Бульба, вот только признавать этого ему никак не хотелось. И поверил он только после того как увидел своего сына в одеянии врага и который предстает против своего народа. Теперь он просто ненавидит его и больше не считает сыном.

    По их обычаю предатель должен караться смерти. Именно поэтому смерть Андрия происходит от рук своего отца.

    Когда Андрий увидел на поле боя своего отца, то начал дрожать, он сразу же понял все и без лишних слов принял свою смерть. И не опустился до того чтобы уговаривать или упрашивать отца не забирать у него жизнь. И когда смерть стояла рядом с ним, он постоянно твердил имя своей любимой.

    Казнь

    Единственной отрадой Бульбы остается Остап. Он проявляет себя как очень смелый воин и отличный стратег. В одном из боев Остапа берут в плен. Теперь его, несомненно, ждет смертная казнь. Гоголь — мастер Он подробно описывает поведение Остапа во время жестокой казни. На польской площади собралось несметное количество зевак. Все хотя увидеть, как будут казнить врага. Но смелый сын Тараса Бульбы не произносит ни слова. Ему больно, кнут ломает его кости, хлещет кровь. Однако Остап героически переносит это тяжкое испытание. Перед самой смертью он зовет отца.

    Читайте также:
    Роль и место лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(на примере одного-двух из них).: сочинение

    Остап предан ему, казачеству, своей Родине. Этим он разительно отличается от своего брата.

    Теперь написать сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» не составит никакого труда. Произведение «Тарас Бульба» — одно из самых ярких, колоритных, сильных, написанных Гоголем.

    Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

    Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

    Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

    Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью. За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

    Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

    Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

    «И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: – Батько! где ты! Слышишь ли ты? – Слышу!»

    Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

    Тест по произведению

    Ответ оставил Гость

    Гоголь «Тарас Бульба» — сочинение «Остап и Андрий (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)» В повети «Тарас Бульба» Гоголь с большим мастерством создал выразительные и многогранные образы запорожских казаков. При этом большое внимание он уделил раскрытию характеров сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Выросшие в совершенно одинаковых, аскетических условиях, братья являются полной противоположностью друг другу. Остап был надежным товарищем, безупречным бойцом. Он редко предводительствовал в дерзких предприятиях бурсаков, но никогда не выдавал их шалости. Ни розги, ни плети не могли развязать его язык. Он был молчалив, рассудителен, с твердым, упрямым характером. Из бурсы он сбегал несколько раз, закапывал свои буквари в землю. И лишь угроза отца, что не видать ему никогда Запорожской Сечи, смогла усадить упрямца за учебники. Остап чтил традиции дедов и отцов и мечтал продолжить их. Поэтому он безоговорочно и легко принимает обычаи и принципы запорожского быта. Так же, как Тарас Бульба, он считает главным своим долгом защиту отечества от посягательств поляков. Для Остапа не существует проблемы выбора, он — цельная натура, не приемлющая двойственности суждений и поступков. Он — настоящий, суровый воин.

    Читайте также:
    Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение

    Андрий намного мягче, гибче брата, более романтичен. Чувства его живее и развитее. В бурсе он часто затевал всяческие авантюры и ловко уходил от наказания. Подвластно ему и чувство красоты. Он часто бродил по тихим улочкам, мечтал, любуясь цветущими вишневыми садами. У него была большая, нежели у брата, потребность в любви. Он кажется более слабым по сравнению с Остапом, но на самом деле это не так. Он наделен гораздо более важным качеством — смелостью совершать самостоятельные поступки. Полюбив польскую панночку, он перешел в стан врага. Это, конечно, не оправдывает предательство Андрия, но для него любовь в тот момент перевесила чувство ответственности и долга перед родиной. Для себя он посчитал более важным спасти любимую девушку.

    Погибли братья тоже разной смертью. Андрия убил родной отец, не вынесший позора сына. А Остапа казнили поляки, но он не дрогнул, лишь искал глазами отца, хотел, чтобы тот знал, что не посрамил сын казацкой славы, не уронил своей чести.

    Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Он показывает людей, принадлежащим к разным историческим эпохам, от чего зависит и развитие их личностных черт. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрий, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед родиной.

    Андрий и Остап – родные братья, которые росли вместе, одинаково воспитывались матерью, так как отец постоянно принимал участия в сражениях. Но от получения одинакового воспитания, они не выросли одинаковыми, в них заложены совершенно разные черты, определяющие индивидуальность каждого.

    Учеба в Бурсе, куда сыновей отправил отец, с трудом давалась Остапу. Тогда его отец прибегал к суровым наказаниям, после чего Остап стал учиться гораздо прилежнее и лучше. Уже в Бурсе он показал себя преданным товарищем и способным воином. В нем присутствуют доброта и искренность, но это не мешает ему проявлять отвагу, твердость и серьезность. Чтя и уважая традиции Запорожской Сечи, он уверен, что его долг – это защитить свою Родину. Люди для него либо враги, либо друзья, он четко разделяет их. Всегда готов оказать помощь товарищу. Отвергает проявления иностранного.

    Андрию же учеба далась довольно легко, в случае каких-либо трудностей, он выкручивался из любой ситуации, что не раз помогало ему избежать наказания. Андрий – противоположность Остапа, у него развито чувство прекрасного, он тянется к утонченному, ему присущ тонкий вкус и некая мягкость и покладистость. Вместе с тем он также храбр в бою и стремится к свободе выбора.

    В первом бою после окончания семинарии на Запорожской Сечи, вступая в бой на равных с казаками, Остап показывает себя хладнокровным и рассудительным воином. Андрий же показывает свое бесстрашие, он полностью погружается в битву, наслаждаясь ею.

    Стремление Андрия к красоте, его мягкость и чувствительность приводят к тому, что при осаде города Дубно он отказывается от семьи, казачества – ради полячки, вскружившей Андрию голову.

    Андрий становится в глазах отца изменщиком и предателем. Остап же, приверженец Родины, интересов семьи и товарищей, становится атаманом и гордостью своего родителя. В бою с врагами он проявляет храбрость, но все равно попадает в плен.

    Читайте также:
    Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

    Оба брата погибают мучительной смертью. Враги казнят Остапа, его смерть – это смерть героя, не издавшего ни крика, ни стона, претерпевшего все мучения. Андрий погибает от руки отца за тот позор, что он навлек на семью.

    Остап и Андрий, воспитанные в одинаковых условиях, отличаются друг от друга взглядами на жизнь, отличается их представление о ценностях этой жизни. Один – патриот и гордость семьи, выбравший путь отца и воплотивший его в жизнь. Второй – изменщик, отвернувшийся от своей семьи и Родины, погибший позорной смертью.

    Анализ эпизода казни Андрия («Тарас Бульба»)

    Трагическая сцена казни отцом Андрия является логическим продолжением речи Тараса Бульбы, прославляющей святой закон товарищества. Этот эпизод, следующий за описанием героической борьбы запорожцев с врагами, вносит свой жёсткий штрих в поставленную в произведении проблему подвига и предательства.

    В этой сцене противопоставлены две морали, две системы норм жизни, выраженные в образах Тараса Бульбы и Андрия. Атаман, в своей речи о товариществе выразивший своё мироощущение, свою жизненную позицию, близкую его боевым друзьям-запорожцам, крайне возмущён, разгневан, взбешён предательством своего младшего сына, которым до последнего момента гордился. С помощью использования (дважды) аналогичных по синтаксической конструкции фраз, а также повтора одного и того же слова (трижды), искусно подбирая фразы, наполненные высоким интонационным напряжением, писатель мастерски передаёт душевное состояние атамана, увидевшего в рядах неприятеля своего младшего сына. Первая фраза Тараса Бульбы состоит из коротких — в большинстве своём из одного слова — предложений. Всего семь слов, из них трижды повторяемое слово «своих»: «Как. Своих. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?» Чуть позже встречаем в тексте аналогичную фразу — полезно сопоставить эту фразу с той, которую гневно произносит Тарас уже самому Андрию: «Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! — такой же синтаксис фразы, так же повторяются самые значимые для воина-отца слова («продать»), так же скупо-лаконично построение фразы.

    А что же Андрий? Он испытывает только одно чувство — подавляющий всё его существо страх и осознание неминуемости расплаты за совершённое предательство, страх перед негодующим, страшным отцом, страх, мгновенно смявший только что испытанные им упоение музыкой атаки, ярость, бешеный порыв, ликование (не случайно писатель подчёркивает вызывающую яркость, красочность, как и у поляков, одежды Андрия, вызывающую красоту юноши, его расположение в польском войске — впереди всех). Важно понять неоднозначность образа Андрия, и это ясно выражает автор: с одной стороны, презрение к предателю, погубившему свою честь ради любви к женщине, с другой — постоянно подчёркивается красота юноши (не случайны сравнения с витязем, проникнутое глубоким сожалением описание Андрия, который «и мёртвый был прекрасен… мужественное лицо его… выражало чудную красоту»), использует сравнения, подчёркивающие его боль за юношу, который так много полезного мог бы совершить («как хлебный колос, подрезанный серпом», «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо»).

    Как отвечает Андрий на гневные слова отца? Обратившись к тексту, мы видим, что ни одного слова не произнёс в ответ юноша, он стоит безмолвно, безответно. С молчаливым достоинством принимает он смерть от руки отца.

    Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014

    Описание произведения

    История охватывает события 1637−1638 годов, когда произошло казацкое восстание. Произведение переиздавалось несколько раз, так как автор периодически вносил в него изменения.

    Краткое содержание

    Жил в Запорожье казак Тарас Бульба. К нему прибыли из академии два его сына, которых звали Остап и Андрий. Отец бурными объятьями и кулаками встретил их, дабы проверить и испытать. В честь такого события запорожец созвал весь свой полк, сообщил о прибытии детей и желании взять их с собой на Сечь. Бульба считает, в бою они станут настоящими мужчинами. От таких слов мать всю ночь не спала и переживала, а утром ей с трудом удалось отпустить детей.

    Отправившись в путь, путники вспоминали и размышляли кто о чем. Если кратко, то Тарас думал о своей былой жизни, Остап вспоминал прощание с матерью, а Андрею пришел в голову образ прекрасной панночки, которую он встретил перед отъездом из Киева.

    В Сечи всадники вели разгульную жизнь, что не нравилось Тарасу. Не этого он хотел для своих детей. Бульба выступил с предложением переизбрать кошевого. После этого избранник решил идти на Польшу, мстить за посрамление веры и славы казаков.

    Во время боя Тарас замечает, что сыновья выросли и возмужали, они бились в первых рядах. Казаки захватили польский город и хотели взять его мором.

    Однажды Андрея разбудила татарка (служанка панночки) и сообщила ему, что ее хозяйка в городе, просит прийти и передать кусочек хлеба ее умирающей маме. Герой взял мешки с хлебом и пошел вместе со служанкой по подземному ходу в город. Увидев любимую, Андрий отрекся от семьи, казаков, Родины. Он остался с возлюбленной, чтобы защитить ее.

    Читайте также:
    Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

    Продолжение истории

    К полякам ночью пришло подкрепление, которое убило многих казаков, пока они спали. Эта ситуация ожесточила запорожцев, они решили осадить город до конца. Тарас Бульба стал искать своего сына, но получил ужасное подтверждение предательства Андрия.

    Пришло известие, что татары напали на оставшихся казаков, захватили их в плен и забрали казну. Тогда запорожцы решили разделиться на две части — кто-то пойдет на выручку товарищей, а другие продолжат осаду. Бульба возглавил осадное войско, произнес прекрасную речь, чем поднял боевой дух своего полка.

    Поляки узнали, что казаки остались в меньшинстве, поэтому выступили. Среди них был Андрий. Казацкое войско заманило его в ловушку, где произошла встреча с отцом. Бульба убил сына. Во время гибели Андрий думал лишь о панночке. Вот так погибает первый сын Тараса.

    Позднее Остап был схвачен в плен, а пан получил множество ранений. Подлечившись, он отправился выкупать сына, но попал на его казнь. Остап не произнес ни звука, он искал отца. Герои успели сказать друг другу несколько фраз, после Бульбу хотели схватить, но он сбежал.

    Последние слова Остапа (отрывок из текста):

    Смерть Остапа ожесточила Тараса, он жаждал мести. Пан решил вместе со своим войском выступить против врага. Он хотел отомстить за смерть своего сына и поэтому убивал всех, кто попадался ему на пути. Но поляки разбили казаков, схватили Бульбу и казнили его. Его приковали к дереву и сожгли заживо. Вот как умер Тарас Бульба.

    Перед смертью казак успел прокричать своим бойцам, о том, что они еще могут спастись. Он увидел реку, где стояли лодки, это и спасло их. Несмотря на смерть, Тарас Бульба спас своих однополчан.

    Чичиков у Коробочки – анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

    Среди помещиков, с которыми познакомился Чичиков в поисках своего особенного товара, оказалась одна женщина. Прежде Чичиков ничего не слышал о помещице Коробочке и в гости к ней не собирался. Судьба сама привела его в незнакомое поместье, где он встретился с пожилой хозяйкой.

    Хозяйство Коробочки произвело на Чичикова благоприятное впечатление. Крестьянские избы крепкие, обнесены заборами, во дворах имеются запасные телеги. Заметно, что за состоянием домов здесь следят, вовремя заменяют прохудившиеся доски новыми. Старая помещица справляется с хозяйством успешнее, чем Манилов или Плюшкин. Имение Коробочки нельзя назвать крупным. В нем восемьдесят душ, но всех своих крестьян хозяйка знает по именам. Крепостные Коробочки в изобилии производят мед, пеньку, сало, птичьи перья, а хозяйка выгодно сбывает все это заезжим купцам.

    Настасья Петровна хоть и оборотистая хозяйка, но по умственному развитию значительно отстает от других помещиков. Коробочка целиком погрузилась в мелочное хозяйствование. Скудоумие помещицы выражается в отсутствии у нее духовной жизни. Ее интересуют только цены на пеньку. Душевную пустоту хозяйка заполняет чревоугодием: стол перед ней ломится от всевозможных блинов, пирожков и лепешек.

    Настасья Петровна долго не решается переписать на Чичикова свои мертвые души в первую очередь из боязни продешевить, но еще больше из практических соображений – вдруг самой на что-нибудь пригодятся. В подобном развороте мысли кроется подлинная сущность «дубинноголовой» помещицы. Она распоряжается хозяйством глупо и недальновидно. Торопится получить копеечную выгоду, но даже с копейками не умеет управляться: раскладывает их по мешочкам и отправляет в комод на вечное хранение.

    Торгуясь с Чичиковым, Коробочка поверила, что предмет продажи какой-то чрезвычайно ходовой товар. Однако мировоззрение помещицы узко и убого. Она привыкла существовать по раз и навсегда установленному порядку, все непривычное настораживает ее. Коммерция Чичикова напугала и взбудоражила Коробочку. Сбитая с толку женщина высказала Чичикову свои сомнения и опасения, чем вызвала его негодование. Едва сдерживаясь, Чичиков терпеливо втолковывал старухе, что мертвые души – это прах, от которого нет никакой пользы.

    Однако не стоит Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно.

    Читайте также:
    Приемы раскрытия характера литературного героя (на примере Манилова из поэмы Н.В, Гоголя Мертвые души): сочинение

    2 вариант

    «Мертвые души» Гоголя ‒ поэма, высмеивающая крепостной строй в России и помещиков, которые пытаются жить в изменившемся мире, опираясь на старые традиции. Своим названием поэма обязана афере главного героя. Чичиков пытается выкупить у помещиков «мертвые души» ‒ умерших или сбежавших крепостных, и продать их за большие деньги как реально существующих. Однако во время путешествия ему встречаются души, по-настоящему мертвые ‒ это невежественные, глупые, потерявшие всяческий человеческий облик помещики.

    Как многие персонажи поэмы, помещица Коробочка имеет говорящую фамилию. Самая главная ее страсть ‒ накопления. При этом отложенные деньги Коробочка не использует, так как никаких целей для сбережений у нее нет.

    Чичиков попадает к Коробочке сразу после Манилова, и поначалу помещица выглядит на его фоне более выгодно. Манилов ленив, не интересуется своим поместьем и жизнью крепостных. Коробочка, наоборот, очень хозяйственная, знает своих крепостных по именам, и они у нее не голодают.

    Но в дальнейшем становится заметно, насколько сильна над помещицей власть денег. Коробочка, желая накопить побольше, торгует всем, чем только возможно ‒ пенькой и медом, зерном, салом, даже птичьими перьями. И торговать крестьянами она не стесняется. Любая вещь может стать товаром в ее глазах.

    «Мертвые души» ‒ необычный товар в глазах помещицы, но это значит только то, что с ним важно не продешевить. Коробочка сначала даже не понимает, что хочет от нее Чичиков, но ради денег готова эти «души» хоть из-под земли достать. Разобравшись в вопросе, она становится неуступчивой. А вдруг Чичиков хочет ее обмануть, и за такой товар можно выручить больше денег?

    Чичиков, уверившись, что в бумагах помещица ничего не смыслит, и объяснить свой план ему будет непросто, предлагает заплатить сразу 15 рублей. Тогда Коробочка понимает, что дело выгодное, и отказывается продавать «души». Ведь ей необходимо сравнить цены на товар и убедиться, что нет более выгодного предложения.

    Только согласившись дополнительно на покупку разных хозяйственных продуктов, Чичиков получает согласие Коробочки. От помещицы он уезжает совершенно вымотанный и в «поту как в реке». Впоследствии Коробочка появляется на страницах поэмы еще раз ‒ она приезжает в город, чтобы узнать о ценах на мертвые души.

    Эпизод встречи Чичикова с Коробочкой не только обличает мелочность помещицы и ее страсть к ненужному накопительству, но и раскрывает характер главного героя. В отличие от Манилова, с помещицей он ведет себя более раскрепощенно, позволяет себе повышать голос и использовать резкие выражения. В лирическом отступлении автор замечает, что люди ведут себя с теми, у кого две сотни душ, совершенно иначе, чем с теми, у кого таких душ триста. А ведь у Коробочки не более 80 крепостных.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Чичиков у Коробочки

    Популярные сегодня темы

    Повесть Н. М. Бедная Лиза — первое произведение русского сентиментализма. Отличительной чертой сентиментализма является уделение внимания внутреннему миру героев, их чувствам и эмоциям

    Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.

    Всем нам интересно разговаривать с человеком, много знающим и способным ясно и четко излагать свои мысли. Это говорит о том, что он занимается самообразованием

    Наша жизнь бывает, полна неприятностей различного рода, под воздействием которых нам необходимо совершать те или иные действия, и герой романа А. С. Пушкина отнюдь не исключение

    В порыве повседневной суеты иногда важно остановиться и задуматься, что совершенства требует не только тело, но и душа. В быстротечной и суетливой жизни мы ищем некую внутреннюю свободу, источник сил и энергии

    Чичиков у Коробочки (анализ эпизода поэмы Гоголя Мертвые души)

    В третьей главе поэмы “Мертвые души” Н.В.Гоголем показана хозяйственная, но скупая и ограниченная помещица Коробочка. Данный эпизод произведения не только продолжает “галерею” образов помещиков-крепостников, но и раскрывает новые качества в характере главного героя.

    Чичиков случайно попадает в деревню Коробочки. Кучер Селифан сбивается с дороги и завозит бричку с махинатором в “порядочную глушь”. На ночлег главный герой поросился в дом незнакомой помещицы, которая отнеслась к нему дружелюбно и весьма уважительно. Коробочка – вдова, она самостоятельно ведет свое хозяйство. Женщина торгует всем, что производят ее крестьяне: овощами, фруктами, медом, пенькой и другим. Деревня Коробочки не большая, напитывающая около 80 крепостных

    Читайте также:
    Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

    Как же ведет себя Чичиков с Настасьей Петровной? Махинатор говорит с небогатой помещицей с большей свободой, чем с Маниловым: он спорит с Коробочкой, сердится на нее и даже грозит чертом. Несговорчивость и суетливость крепостницы выводят Чичикова из терпения: в сердцах он “хватил стулом о пол”. Почему же происходят такие изменения в главном герое? На этот вопрос автор дает ответ в лирическом отступление поэмы. Писатель говорит о “мудрецах”, которые с помещика в 300 душ будут общаться не так, как с теми, у кого их 1000. Такое свойство и показывает Чичиков: с Маниловым махинатор любезен и учтив, с Коробочкой проявляет нетерпение и даже резкость.

    Предложение Чичикова удивляет “дубинноголовую” помещицу. Она даже предполагает, что главный герой хочет выкопать мертвых крестьян из земли. Но Чичиков успокаивает ее, сообщая, что сделка происходит только на бумаге. Скорее всего Коробочка не понимает незаконность махинации главного героя. В противном случае подозрительная и осторожная помещица вряд ли бы согласились продать списки умерших крестьян.

    Скупая женщина сильно боится продешевить. Она даже предполагает немножко подождать, “авось наедут купцы”, тогда бы Коробочка смогла узнать у них о ценах на “мертвые души”. Махинатор обманывает помещицу: герой обещает закупать у нее хозяйственные продукты. Тем самым он добивается расположения Коробочки, крепостница соглашает уступить ему “мертвые души”. Торги с Коробочкой утомили главного героя. Недалекая и подозрительная женщина еще появится в поэме. Она все-таки решит узнать, не обманул ли ее Чичиков. Коробочка приедет в город, чтобы справить о ценах на “мертвые души”.

    Жажда легкой наживы объединяет героев. Составление капитала любым способом очерствляет их душу, ради богатства они даже готовы торговать мертвыми людьми.

    Вариант 2

    Я считаю, что Чичиков, конечно, зря связался с этой Коробочкой, ведь по своей глупости она его и погубила. Но это ему наказание за его жадность и за, вообще, всю эту «схему». Правильно говорят, что с глупыми людьми лучше совсем не связываться!

    Конечно, Коробочка под впечатлением от того, что Чичикова «занесло» к ней непогодой посреди ночи. В принципе, она проявляет гостеприимство. Чичиков решает совершить сделку, раз уж он попал сюда. В тексте отмечается, что церемониться с Настасьей Петровной он не собирался. Просто, например, французу этих тонкостей не понять! Но всё-таки Павел Иванович хвалил и её имя, и угощения… Кстати, только за завтраком они и знакомятся.

    Начинает разговор Чичиков с комплимента её деревне – избы хорошие, мужики крепкие. На это хозяйка, конечно, возражает, что умерло много крепостных. Этого-то и ждёт Чичиков! Забавно, что хозяйка пугается, что он станет откапывать трупы, но Чичиков успокаивает её. В общем, Коробочка считает, что какой-то толк в этой сделке для Чичикова есть. И она ведь права! Чичиков, конечно, смеётся, но ведь у него есть причина, чтобы их покупать, пусть и на бумаге. Коробочка ставит покупку мертвых в один уровень с пенькой, боится, что гость обманет. Вдруг это новый товар, а она просто не в курсе. Боится продешевить!

    Коробочка суеверна по своей глупости. Ясно, что вся эта сделка её пугает, но жадность побеждает. Она просит не поминать черта, кстати. Когда рассказывает про крепостных своих, благодарит Бога…

    Чем дольше Чичиков пытается втолковать глупой женщине выгоду от сделки, тем больше он злится. Объясняет, что толку от мертвых ей никакого, а деньги – вот они, реальные! Называет её мысленно сначала тупоголовой, а после и дубиноголовой. Павла Ивановича в жар бросило, он устал от разговора, практически решил бросить всё это, когда вдруг Коробочка согласилась. Это она услышала, что он ещё может и «заказами» на крупу и прочее обеспечить. «Души» – товар непонятный, а крупа стабильна.

    В эпизоде замечается, что иногда человек выглядит умным, имеет чин, должность, а по сути – Коробочка, то есть очень глупый, трусливый и жадный. С таким лучше совсем не иметь дела!

    Чичиков у Коробочки (анализ эпизода)

    Несколько интересных сочинений

    Если Афраний и герой второго плана, то такой, без которого герою первого плана было бы совершенно невозможно. Когда Понтий Пилат в разговоре с Левием Матвеем заявляет, что он убил Иуду

    Екатерина Петровна – пожилая женщина, живущая совершенно одна, мать Насти. Ее отец был художником, но уже умер. Она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

    Всё важно! Любовь, вообще, прекрасное чувство… Мне говорили. А что важней? Сейчас подумаем! Любить – хорошо, приятно. Ты прекрасно себя чувствуешь

    Читайте также:
    Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

    Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

    Роман М.Ф. Достоевского «Бесы» был написан и издан в конце девятнадцатого века. Идея написания этого произведения возникла на почве политической ситуации, сложившейся в обществе.

    Сочинение на тему: Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки»

    _________________________________________________________________________________________________
    Сочинение.
    АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ»

    «Ну, баба, кажется, крепколобая’» ^ подумал Чичиков,
    Н. В. Гоголь
    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян.
    Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя.
    Павел Иванович Чичиков — мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.
    Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке — достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым».
    Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, ког-на отвлекается от интересующего его дело. Настасья Пет-
    боится продешевить, все остальное не беспокоит эту «на-
    u тдтельницу». Она, «женщина пожилых лет, в каком-то
    К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неуро-убытки и держат голову несколько набок, а между тем бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, разме-
    щенные по ящикам комодов».
    Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян — лишь бы получить деньги.
    Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».
    Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа — беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы.
    Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ «птицы-тройки» — России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.
    Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ «тройки» символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. «Русь, куда же йесещъся ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном зали-Вается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в кУски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, ^остораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
    .

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: