Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петербургских повестях Невский проспект и Портрет.: сочинение

Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение

Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.

В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.

В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.

В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.

Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.

Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.

Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.

Вариант 2

Известная повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» — одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге «Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя».

В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл «Петербургские повести», а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.

Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах — и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.

Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней — и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её — и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и…высекают его!

Читайте также:
Своеобразие сборника Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки: сочинение

Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.

Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.

Сочинение 3

Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».

Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.

Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием — метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.

Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.

Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.

Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.

Сочинение по произведению

Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».

Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.

Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.

Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.

Читайте также:
Историко-бытовой и нравственный элемент: сочинение

Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.

Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.

Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?

Сочинение по повести Невский проспект Гоголя рассуждение

Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.

В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.

В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.

В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.

Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.

Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.

Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.

Вариант 2

Известная повесть Н.В.Гоголя “Невский проспект” – одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге “Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя”.

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»: сочинение

В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл “Петербургские повести”, а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.

Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах – и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.

Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней – и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её – и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и. высекают его!

Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.

Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.

Сочинение 3

Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».

Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.

Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием – метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.

Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.

Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.

Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.

Читайте также:
Гоголь и Украина: сочинение

Сочинение по произведению

Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».

Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.

Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.

Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.

Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.

Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.

Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Невский проспект

Популярные сегодня темы

Левко. Молодой парубок, сын сельского головы, хорош собою, весел. У него много друзей. Он – душа любой компании. Играет на бандуре, сочиняет песни и сам их поет. Влюблен в молодую девушку по имени Ганна

Русский язык богат фразеологизмами. Они прочно вошли в нашу речь, сделали ее яркой и образной. Каждый фразеологизм обладает своей уникальной историей и обозначает какое-то явление в жизни людей.

С рождения человек чему-то учится. Родители читают малышам сказки и показывают буквы в азбуке, формируя у детей речь. Позже ребенок отправляется в детский сад, затем переходит в школу и выбирает высшее учебное заведение

Основные темы творчества Ф.П.Абрамова – проблема деревни и человек-труженик. Поднимаются они и в рассказе «О чем плачут лошади». Это лирическое повествование, основная мысль которого заключена в простой формуле

Суть произведения И.Гончарова «Обломов» во многом раскрывается благодаря антитезе, которая сталкивает друг с другом двух противоположных по своему характеру и взглядам на жизнь героев – Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя “Невский проспект”

Просмотрите краткий и полный анализ повести Гоголя «Невский проспект». Текст, написанный в помощь студентам и ученикам, поможет при подготовке к уроку литературы.

Год написания и публикации — Повесть написана в 1833-1834 гг., опубликована в 1834 году.
История создания — Создавая свое произведение, Гоголь вдохновлялся трудами Гофмана и Жюля Жанена. Имена у этих авторов он почерпнул тему любви к девушке легкого поведения. Описание опиумных фантазий Пискарева напоминают произведение Де Квинси, в котором описана исповедь человека, принимавшего опиум.
Жанр — Повесть.
Направление — Социально-критический реализм.
Основная идея — Порочные общественные отношения, основанные на социальном неравенстве и несправедливости. Ложные ценности общества создают неблагоприятную почву для развития человека, для обретения счастливой жизни.
Тема — Петербургское общество 30-х годов XIX века.
Проблема — Лживость и порочность общества тех времен, вызванная социальной несправедливостью, неравенством, тяжелой жизнью малоимущих, бессмысленностью светской жизни.

  1. п.1. Тематика и проблематика (основные темы и проблемы)
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения
Читайте также:
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Жизнь в Петербурге первой половины XIX века.
Проблема – Социальное неравенство, тяжелый труд бедняков сочетается с праздностью богачей. Из подобных отношений вытекают многие проблемы, порочность общества в целом. В таком мире не живется хорошо никому – ни богатым, ни бедным. Бессмысленность жизни, отсутствие цели видим мы в многочисленных описаниях петербуржцев на Невском проспекте. Петербургское общество руководствуется ложными ценностями. Я вижу это в действиях молодой путаны, для которой любящий человек, работа и тихое семейное счастье – унизительное времяпровождение.

1.
Тема – Тема «маленького человека».
Проблема – «Маленький человек» не в состоянии решить свои проблемы.
Пискарев восстает против ложных ценностей общества, но они разрушают его самого. Во всем его поведении ощущается одиночество. Если бы он не чувствовал себя таким ненужным, то тогда бы не зациклился на предмете своего обожания. У него бы была цель, было бы ради чего жить. И эта история не имела бы такого трагического финала.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Идейный пафос произведения обличает вопиющую несправедливость социальной системы, бессмысленность жизни петербуржцев, как высших слоев общества, так и низших. Через всю повесть проходит тема «маленького» человека, которому так легко запутаться и потеряться в столичном городе. Таков Пискарев, романтик, стремящийся к идеалу. Гоголь рассказывает и о молодой 17-летней красавице, живущей в публичном доме. Для девушки важны только деньги. Она молода, полна сил и может зарабатывать, но работу она считает презренным занятием. Гоголь, как художник, рисует картину Невского проспекта, в которой явно видны социальные противоречия Петербурга в 30-е годы XIX века.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

История Пискорева и Пирогова противопоставлены одна другой. Художник испытывает к своей героине неземное возвышенное чувство, идеализирует ее образ. Для Пирогова его увлечение блондинкой больше напоминает пошленькую интрижку с замужней женщиной. В этих отношениях не чувствуется самой девушки-немки. Существует только Пирогов, стремящийся подчеркнуть важность собственной персоны.

Образы Пискарева и Пирогова различны, но они находятся в единстве. Оба молодых человека не получают того, на что были направлены их устремления, чего они так страстно желали. Завершением повести служит грустное рассуждение автора о тщетности мечтаний, о надеждах, которые не сбываются, а лишь дразнят и манят человека.

п.4. Литературные приёмы

Большое значение имеет символика повести, где основной символ – Невский проспект. Он служит сосредоточением, сердцем столичной жизни. На первый взгляд, по нему прохаживается пестрая, изысканная, интересная публика. Если же присмотреться, то увидишь во времяпровождении петербуржцев отсутствие цели, ложь, бессмысленность отношений. Петербург оказывается совсем не тем городом, который представляется человеку на первый взгляд. Об этом же говорят и судьбы двух молодых людей – главных персонажей повести.

Герои также символичны, в них отражены два типичных жителя Петербурга. Пискарев – романтик, художник, ищущий идеал, а Пирогов – поручик, обыватель, самодовольный и приземленный. Несмотря на кажущуюся разность, они оба – марионетки в жизни северной столицы с ее иллюзорными, ложными ценностями.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт между внешним впечатлением и внутренней сутью человека. Гоголь описывает общество того времени, его интересы, привычки, взгляды, времяпровождение. Он показывает противоречивость как в жизни героев, так и в отдельных зарисовках, описывая Невский проспект. Мы видим, что человек в этом обществе несчастлив, его лучшие устремления разбиваются о непроницаемую стену пошлости, лицемерия и фальши. Петербуржцы, в большинстве своем, не имеют цели, смысла, ведут бесцветную обывательскую жизнь.

Читайте также:
Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

Образ Петербурга в повести «Невский проспект» (Н.В. Гоголь)

Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» построен на эффекте усложненного контраста.

Петербург как объект изображения интересовал многих русских писателей. Первым этот город вывел на страницы своих произведений А. С. Пушкин. Гоголь продолжил тему в своем творчестве. Много лет он прожил в этом городе, и как человек творческий не мог не изобразить его в своих произведениях. Писатель посвятил Петербургу цикл повестей, который назвал «Петербургские повести». Каждое произведение рассказывает историю жизни человека, которая тесно связана с судьбой города.

Повесть «Невский проспект» написана в 1834году. Петербург – главный герой этого произведения. Гоголь показывает его как город контрастов. Роскошь и нищета, сила и слабость сосуществуют в одном месте. Меркантильность, жадность, корысть нашли здесь приют. Через описание Невского проспекта раскрывается жизнь всего большого города. Главная улица отражает суть общественных отношений, занятия жителей, их вкусы, идеалы.

В течение дня проспект несколько раз меняет облик. Ранним утром здесь появляются ремесленники, старухи в изодранной одежде, пахнет горячим хлебом. Сонные чиновники плетутся в департамент. В это время дамы не появляются на проспекте. В обед Невский превращается в педагогический проспект. Няни разных мастей гуляют с детьми. После двух часов начинаются настоящие народные гулянья. Здесь можно встретить знакомого, которого не видел много лет. Начинается выставка лучших «произведений» человека: один показывает бакенбарды, другой сюртук, третий галстук. После четырех часов проспект пустеет, но как только спускаются сумерки, улицу заполняют молодые люди, большей частью холостые.

Эпизод, в котором описывается облик Невского, построен на приеме контраста. Проспект наполнен людьми, которые встречаются здесь ежедневно. В то же время толпа не является чем-то цельным. Каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на тех, кто находится рядом. «Им не до того, чтобы заниматься рассматриванием прохожих», — пишет Гоголь о чиновниках, это касается всего мастерового люда. Богатые люди рассматривают только себе подобных, замечая лишь внешние атрибуты. Людей объединяет проспект, но каждый из них одинок. Невский похож на верхушку айсберга, показывая внешнюю сторону жизни.

Большой город привлекает талантливых людей. Они стремятся в Петербург, чтобы показать и развить свое мастерство, встретиться с другими талантливыми людьми. Так оказался здесь и герой произведения художник Пискарев. Через его восприятие автор показывает столкновение реальности с миром иллюзий, которые питает художник. Встретив на улице очаровательную девушку, он хочет с ней познакомиться. Его приятель поручик Пирогов подбадривает его, и Пискарев идет за девушкой. Он очень застенчивый, робкий и даже не смеет подумать о том, что она обратит на него внимание. Он хочет только посмотреть на дом, где она живет. Девушка представляется ему небесным существом, которое вот-вот улетит неведомо куда. Следуя за прелестным созданием, Пискарев зашел в дом, поднялся на четвертый этаж и вошел в квартиру.

Жилище поразило его беспорядком, а обитатели наглостью и бесстыдством. Он понял, что попал в приют разврата. Бедный художник не мог поверить, что чудесное создание, которое он только что боготворил, обитает в этом вертепе. Она стояла перед ним, юная, красивая, но разврат уже прикоснулся к ней и отразился на ее чертах. Пискарев был раздавлен, он не смог вымолвить ни слова и просто сбежал прочь. В дальнейшем он сделал попытку забрать девушку, предложил ей стать его женой, но она отказалась. Ее не прельщала судьба стать женой бедного художника. Нежная душа художника не смогла справиться с правдой жизни, и он погиб.

Поручик Пирогов противопоставлен чувствительному Пискареву. Он познакомился с понравившейся ему блондинкой, которая оказалась женой немецкого жестянщика. Это не остановило бравого офицера, он решил приударить за ней, когда мужа не будет дома. Все так и случилось, но немец вернулся не вовремя, и Пирогов получил по заслугам. Возмущенный, он хотел было жаловаться на дерзкого жестянщика, но зашел в кондитерскую, съел пирожок и думать забыл о происшествии.

Так, приключения приятелей, начавшиеся в одну минуту на Невском проспекте, приводят одного к гибели, другого возвращают к прежней благополучной жизни.

Автор, гуляя по Невскому, вспоминает этот случай и задумывается о том, как все происходит в жизни. Он размышляет об игре, которую затевает с людьми судьба. Одному она дает много, а он не ценит этого. Другой может только мечтать, ничего не получая в реальной жизни. А самое главное, что все оказывается на деле не тем, чем кажется. Так девушка, которая казалась недосягаемым небесным созданием, оказалась доступной бездушной особой с меркантильными интересами.

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Гоголь показал угрюмое бесчеловечие столицы, которое пытается спрятаться за блестящей выставкой Невского проспекта. Произведения Гоголя вдохновили Достоевского, Булгакова, А. Белого на создание новых образов Петербурга, которые перекликаются с гоголевским. Это город, который заставляет надеяться и безжалостно обманывает надежды.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).

Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении 17 лет. За этот срок его задумка неоднократно менялась. В итоге в поэме перед нами предстает всеобъемлющая картина современной автору Руси.
Важно заметить, что Гоголь определил жанр своего произведения как поэму. Это неслучайно, ведь в своем творении автор огромнейшее место уделил человеческой душе. И само название произведения подтверждает это. Под выражением «мертвые души» Гоголь подразумевал не только ревизские души умерших крестьян, но и погребенные под мелочными интересами жизни многих людей.
Осуществляя свою идею, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков.
Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности: от менее плохого – к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.
Первым перед нами предстает Манилов. Его бездушие заключается в бесплодной мечтательности, бездеятельности. На всем в своей усадьбе Манилов оставляет след этих качеств. Неудачен выбор места для господского дома, смешна претензия на глубокомыслие (беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединенного размышления»). Та же самая праздность отражается и в обстановке комнат дома. В гостиной прекрасная мебель и тут же два кресла, обтянутые рогожей. В кабинете лежит книжка «с закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал постоянно уже два года». На словах он любит свою семью, крестьян, но на деле совершенно о них не заботится. Все управление поместьем Манилов доверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных интересов при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным небокоптителям», ничего не дающим обществу.
В поисках Собакевича Чичиков попадает к помещице Коробочке. Ее бездушие выражается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед Коробочку больше ничего не волнует. Она поразительно тупа («дубиноголовая», как назвал ее Чичиков), равнодушна и полностью оторвана от людей. Все, что выходит за границы ее скудных интересов, помещицу не интересует. На вопрос Чичикова, не знает ли она Собакевича, Коробочка отвечает, что не знает, а стало быть, его и нет. Все в доме у помещицы похоже на коробочки: и дом как коробочка, и двор как коробочка, набитая всякой живностью, и комод-коробочка с деньгами, и голова, как деревянный короб. Да и само имя героини – Коробочка – передает ее сущность: ограниченность и узость интересов.
Стремясь все же найти Собакевича, Чичиков попадает в лапы Ноздрева. Этот человек из тех, что «начнут гладью, а кончат гадью». Ноздрев одарен всеми возможными «задорами»: удивительной способностью врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать и спускать все дотла. Он наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло.
Далее Чичиков наконец-то попадает к Собакевичу. Он крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Он никому не доверяет: деньги и списки мертвых душ Чичиков и Собакевич одновременно передают друг другу из рук в руки. Городских чиновников он судит по себе: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Мелочность и ничтожность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» Вещи словно бы оживают, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а сам хозяин напоминает «средней величины медведя».
Бездушность Собакевича приняла совершенно бесчеловечные формы у Плюшкина, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он – «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Этот герой дан нам в процессе деградации. В прошлом он слыл помещиком опытным, предприимчивым, хозяйственным. Но со смертью его любимой жены в нем усилилась подозрительность и скупость до высшей степени. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты – он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик. Он скорее похож на нищего, чем на помещика, на человека без рода и без полу (то ли ключник, то ли ключница).
Галерею «мертвых душ» дополняют образы чиновников уездного города N. Они еще более обезличены, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей». Все они бездельники, «тюфяки», «байбаки». Мертвенность чиновников показана в сцене бала: людей не видно, повсюду фраки, мундиры, муслины, атласы, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен у них на сплетнях, мелком тщеславии, зависти.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бездушных хозяев, сами становятся такими же (например, черноногая девка Коробочки, Селефан, Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй). Да и сам Чичиков, по мнению Гоголя, бездушен, потому что заботится только о своей наживе, не брезгуя ничем.
Уделив огромное внимание «мертвым душам», Гоголь показывает нам и живых. Это образы умерших или беглых крестьян. Это крестьяне Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Мне кажется, что взгляд Гоголя на современную ему Россию весьма пессимистичен. Все «живые» души у него мертвы. Отводя огромное место описанию «мертвых душ», Гоголь все же верит в то, что в будущем Русь возродится с помощью душ «живых». Об этом говорит нам лирическое отступление про «Русь-тройку» в конце поэмы: «Чудным звоном заливается колокольчик. летит мимо все, что ни есть на земле, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Читайте также:
«Рыцарь копейки» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

«Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении 17 лет. За этот срок его задумка неоднократно менялась. В итоге в поэме перед нами предстает всеобъемлющая картина современной автору Руси.

Важно заметить, что Гоголь определил жанр своего произведения как поэму. Это неслучайно, ведь в своем творении автор огромнейшее место уделил человеческой душе. И само название произведения подтверждает это. Под выражением «мертвые души» Гоголь подразумевал не только ревизские души умерших крестьян, но и погребенные под мелочными интересами жизни многих людей.

Осуществляя свою идею, Чичиков ездит почти по всей России. Благодаря его путешествию перед нами предстает целая галерея «мертвых» душ. Это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N, и сам Чичиков.

Чичиков наносит визиты помещикам в определенной последовательности: от менее плохого – к худшему, от тех, у кого еще есть душа, до полностью бездушных.

Первым перед нами предстает Манилов. Его бездушие заключается в бесплодной мечтательности, бездеятельности. На всем в своей усадьбе Манилов оставляет след этих качеств. Неудачен выбор места для господского дома, смешна претензия на глубокомыслие (беседка с плоским куполом и надписью «Храм уединенного размышления»). Та же самая праздность отражается и в обстановке комнат дома. В гостиной прекрасная мебель и тут же два кресла, обтянутые рогожей. В кабинете лежит книжка «с закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал постоянно уже два года». На словах он любит свою семью, крестьян, но на деле совершенно о них не заботится. Все управление поместьем Манилов доверил плуту приказчику, который разоряет и крестьян, и помещика. Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных интересов при кажущейся культурности позволяет нам отнести Манилова к «праздным небокоптителям», ничего не дающим обществу.

В поисках Собакевича Чичиков попадает к помещице Коробочке. Ее бездушие выражается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед Коробочку больше ничего не волнует. Она поразительно тупа («дубиноголовая», как назвал ее Чичиков), равнодушна и полностью оторвана от людей. Все, что выходит за границы ее скудных интересов, помещицу не интересует. На вопрос Чичикова, не знает ли она Собакевича, Коробочка отвечает, что не знает, а стало быть, его и нет. Все в доме у помещицы похоже на коробочки: и дом как коробочка, и двор как коробочка, набитая всякой живностью, и комод-коробочка с деньгами, и голова, как деревянный короб. Да и само имя героини – Коробочка – передает ее сущность: ограниченность и узость интересов.

Читайте также:
Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

Стремясь все же найти Собакевича, Чичиков попадает в лапы Ноздрева. Этот человек из тех, что «начнут гладью, а кончат гадью». Ноздрев одарен всеми возможными «задорами»: удивительной способностью врать без нужды, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать и спускать все дотла. Он наделен широтой натуры, поразительной энергией и деятельностью. Его мертвенность заключается в том, что он не умеет свои «таланты» направить в положительное русло.

Далее Чичиков наконец-то попадает к Собакевичу. Он крепкий хозяин, «кулак», готовый ради наживы на любое мошенничество. Он никому не доверяет: деньги и списки мертвых душ Чичиков и Собакевич одновременно передают друг другу из рук в руки. Городских чиновников он судит по себе: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Мелочность и ничтожность души Собакевича подчеркивает описание вещей в его доме. Каждый из предметов Собакевича как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» Вещи словно бы оживают, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а сам хозяин напоминает «средней величины медведя».

Бездушность Собакевича приняла совершенно бесчеловечные формы у Плюшкина, у которого крестьяне «мерли, как мухи». Даже собственных детей он лишил средств к существованию. Плюшкин завершает галерею помещичьих «мертвых душ». Он – «прореха на человечестве», олицетворяющий полный распад личности. Этот герой дан нам в процессе деградации. В прошлом он слыл помещиком опытным, предприимчивым, хозяйственным. Но со смертью его любимой жены в нем усилилась подозрительность и скупость до высшей степени. Бессмысленное накопительство привело к тому, что очень богатый хозяин морит голодом своих людей, а его запасы гниют в амбарах. Полную бездушность характеризует куча хлама посреди его комнаты – он сам превратился в хлам, лишенный всех человеческих характеристик. Он скорее похож на нищего, чем на помещика, на человека без рода и без полу (то ли ключник, то ли ключница).

Галерею «мертвых душ» дополняют образы чиновников уездного города N. Они еще более обезличены, чем помещики. Это «корпорация служебных воров и грабителей». Все они бездельники, «тюфяки», «байбаки». Мертвенность чиновников показана в сцене бала: людей не видно, повсюду фраки, мундиры, муслины, атласы, ленты. Весь интерес жизни сосредоточен у них на сплетнях, мелком тщеславии, зависти.

И крепостные слуги, находясь в подчинении у бездушных хозяев, сами становятся такими же (например, черноногая девка Коробочки, Селефан, Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй). Да и сам Чичиков, по мнению Гоголя, бездушен, потому что заботится только о своей наживе, не брезгуя ничем.

Уделив огромное внимание «мертвым душам», Гоголь показывает нам и живых. Это образы умерших или беглых крестьян. Это крестьяне Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.

Мне кажется, что взгляд Гоголя на современную ему Россию весьма пессимистичен. Все «живые» души у него мертвы. Отводя огромное место описанию «мертвых душ», Гоголь все же верит в то, что в будущем Русь возродится с помощью душ «живых». Об этом говорит нам лирическое отступление про «Русь-тройку» в конце поэмы: «Чудным звоном заливается колокольчик. летит мимо все, что ни есть на земле, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

««Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный»

Можно по-разному рассказать об одном и том же явлении. Можно поставить его в тень, можно выдвинуть на яркий свет, развернуть, рассмотреть со всех сторон. Можно показать все большое, что сразу бросается в глаза, а можно составить портрет из мелочей, из подробностей, высветить самую мельчайшую черточку. Если умело создать портрет из мелочей, то он намного лучше отразит характер, чем черты, бросающиеся в глаза, но не являющиеся главными, определяющими.

Читайте также:
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Гоголь не стал писать про всю страну, изобразил не шумную жизнь столицы, а открыл нам «глубинку» — настоящую Россию во всех ее подробностях. Почему-то представляешь себе старинный кукольный театр, где среди декораций — желтых каменных домов и серых от дождя деревянных изб — по грязной мостовой едут коляски, медленно проходят люди. Все почти как в жизни: свой высший свет с его интригами, свои стражи порядка, чиновники, свои встречи и беседы. Только люди настолько мелкие и пустые, что кажутся куклами. Герои Гоголя и обстановка, в которой они живут, подчеркивают, усиливают друг друга. Манилов — мечтательный никчема, с уймой планов, ни один из которых никогда не доводится до конца. В его комнате — случайная мебель, книжка уже несколько лет открыта на той же четырнадцатой странице. Собакевич — богатый скупердяй. Его крепкий, на века возводившийся дом уставлен мощными столами и стульями. Ободранный Плюшкин, живущий среди превратившихся в мусор драгоценностей. Помещица Коробочка с ее узелочками, ящичками, блинчиками и пирожками и такой мелочной недоверчивостью и придирчивостью, что диву даешься. Забияка и лгун Ноздрев с его нелепыми выдумками и предложениями. Все они какие-то двухмерные, нелепые, ненастоящие, живущие, словно заводные куклы — двигаются, разговаривают, что-то продают, выменивают, покупают, но только душ не имеют.

Правда, у них есть крепостные — «души», которыми, по законам государственным и человеческим, они не только имеют право распоряжаться, владеть, выплачивая налоги в государственную казну, но и должны отвечать — заботиться о их благоденствии. Да где там! Манилову дела нет до обнищавших обитателей крестьянских избенок; даже простой учет живых и мертвых он переложил на управляющего. Собакевич и с живыми, и с мертвыми обращается как с полезным товаром: ради выгоды хоть одну женскую душу да припишет к списку мужчин, прибавив к имени мужское окончание — «Елизаветъ Воробей».

Вот и разъезжает по их поместьям Чичиков, готовый продать за копейку и доверчивого дрессированного мышонка, и старого учителя, и школьных товарищей, и таможню с ее учреждениями, и саму родину. Даже последние капли совести он продаст за копейку, потому что только копейка, по его мнению, не изменит, только она поможет…

Именно мертвые души — оплот этого ужасного сумасшедшего мира, оправдывающего систему владения одного человека другими людьми, готового вознести на вершину власти никчемных чиновников, и забыть о заслугах и страданиях капитана Копейкина. Мира, где даже на высших ступеньках, в первых рядах господствует подлость. Мир, где труженики, содержащие Россию своим трудом, пугаются простой полицейской фуражки даже без самой персоны блюстителя порядка. Мир, где не встретишь ни одного ясного лица, не найдешь ни единого положительного героя. Недаром же Гоголь, создавая свой роман, решил «припрячь подлеца »…

Писатель бросает горький упрек современной ему стране, упрек горький и болезненный для него самого, но не безнадежный. Даже в этих замученных, забитых, несчастных крепостных душах, терпящих физические и моральные издевательства, становящихся предметом купли-продажи, чьи дети не знают, где право, где лево и в любую пору года ходят босиком, надевая сапоги лишь в панских покоях, тлеет уголек силы, способной разгореться в яркое пламя. Слава пережила крепостных мастеров плотника Степана Пробку и каретника Михеева. Стал легендой простой русский мужик, который никогда не теряется, и если надо, засучит рукава, возьмет топор и поставит новую избу. А потому правдивы пророческие слова Гоголя о птице-тройке, о народе и стране, которой «дадут дорогу другие народы и государства». Нужно лишь, чтобы эта сила проснулась, чтобы этот огонек не погас. О том и заботился великий писатель Николай Васильевич Гоголь, и несколько поколений разбуженных и воспитанных его книгами читателей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: