Как относится автор к Андрию: сочинение

Образ и характеристика Андрия — героя повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Образ Андрия, героя повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» сложен и драматичен. В характере Андрия проявился индивидуализм, не присущий его товарищам по Запорожской Сечи, который привёл его к отречению от Родины.

Внешность, воспитание, учёба

Андрий — младший сын старого казацкого полковника Тараса Бульбы. Это молодой человек 20-ти с лишним лет отроду , высокий, статный, чернобровый. Черты лица его были более красивые и нежные, чем у его старшего брата Остапа, но в первый боевой поход лицо его стало более мужественным.

В 12 лет отец отдал младшего сына в Киевскую академию. Учился Андрий неплохо и охотно. Часто являлся он предводителем проделок бурсаков и умел иногда увёртываться от наказания, так как у него был изобретательный ум.

Отношение к родителям, брату, товарищам

Отца Андрий уважал, относился к нему почтительно, считал его сильным, справедливым человеком и хотел так же, как отец, совершать подвиги.

Мать он любил, жалел, и когда расставался с ней, уезжая в Запорожскую Сечь, с трудом удерживал слёзы.

С братом Андрий был дружен, подружился он и с казаками своего куреня в Запорожской Сечи. Вместе они ездили в степь на охоту, к рекам и озёрам — на рыбалку.

Поведение в боях

В битвах с врагами Андрий действовал храбро и азартно. Он был безрассуден, не думал о товарищах и о цели сражения. В схватке им овладевало чувство упоения, он пьянел от азарта и бешено наносил врагам удары. Отец считал его добрым воякой и удивлялся его бешеным натиском на врагов. Молодой казак не рассчитывал свои и чужие силы, «бешеную негу и упоенье он видел в битве».

Любовь. Предательство

У Андрия было чуткое сердце. Когда юноше исполнилось 18 лет , у него возникла потребность любви, но он был осторожен и скрывал это от товарищей, так как в то время для казака было стыдно думать о любви, ни разу не поучаствовав в бою.

Однажды он увидел в окне красавицу и страстно в неё влюбился. Это была дочь ковенского воеводы. На следующую ночь Андрий забрался к ней в комнату через трубу камина. Сначала полячка испугалась, но затем, увидев его робость и узнав в нём бурсака, который, оторопев, смотрел на неё вчера, развеселилась и стала украшать неподвижно стоящего юношу своими украшениями. Когда раздался у дверей стук, она испугалась, а когда всё стихло, велела своей горничной вывести бурсака в сад. Андрий встретил прекрасную полячку ещё раз в костёле, а потом она уехала из Киева вместе с отцом.

Если казаки-запорожцы женщину считали рабыней, то для Андрия любимая была царицей, которой он был готов преданно служить и исполнять всё, что она захочет.

Узнав, что польская красавица в осаждённом казаками городе, юноша почувствовал, что любовь к ней вспыхнула с новой силой, и он испугался, что она умрёт от голода.

Андрий проник в город, передал любимой хлеб и сказал, что он сделает всё, что она пожелает. Девушка напомнила ему, что ему нельзя её любить, так как зовут его «отец, товарищи, отчизна». Но молодой казак ответил, что его Отчизна — это она, и что он всё отдаст за неё.

Личное счастье для Андрия было дороже Родины, дороже отца, матери, товарищей. Он предал общее дело борьбы с врагами, перейдя на их сторону, во имя любви к польской панне.

Гибель

Младший сын Тараса Бульбы нравственно погиб из-за того, что захотел достигнуть личного счастья ценой измены родной стране. Этого отец не простил ему и, встретив сына в бою, застрелил, как врага. Андрий не пытался сопротивляться, так как понимал свою вину и верил в справедливость отца, но он не раскаялся в предательстве. Любовь к панночке убила в его душе все другие чувства, и предатель стал убийцей своих товарищей. Перед смертью он произносит не имя Родины, как все запорожцы, а имя любимой.

Заключение

Образ Андрия трагичен, в конфликте между любовью и долгом молодой казак выбрал любовь. Характеристика Андрия позволяет ответить на вопрос, почему это случилось, каковы причины его предательства казацкого братства и Родины.

Характеристика образа Андрия, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Остап и Андрий: сходство и различие

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия поможет выявить общность характеров, взглядов и внешности, отношения героев к разным сторонам жизни, а также понять их различия.

Эти два героя хоть и являются братьями, но склонны поступать в разных ситуациях по-разному.

Также их сравнение между собой поможет раскрыть образ отца Тараса Бульбы, который является главным героем произведения.

  1. Остап и Андрий в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  2. Остап Бульба
  3. Андрий Бульба
  4. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  5. Сходства и различия Остапа и Андрия
  6. Смысл противопоставления Остапа и Андрия
  7. Отношение автора и отца к Остапу и Андрию
  8. Остап и Андрий в Запорожской Сечи

Остап и Андрий в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Два литературных персонажа, о которых мы сегодня поговорим, сыновья главного героя Тараса Бульбы.

Казалось бы, отец один, все их детские годы они провели в совместных занятиях.

Но одинаковые условия воспитания и образования не сформировали в родных братьях одинаковые личности.

Остап Бульба

Остап не проявлял склонности к получению знаний. Учёба для него была сущим наказанием. Он постоянно сбегал с занятий, поэтому знания доставались ему очень не просто.

Читайте также:
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души: сочинение

Такое безответственное поведение вывело отца из себя, и он наказал сына.

Только после этого Остап немного присмирел и начал заниматься. Это привело к положительным результатам. Хотя было слишком мучительно для парня.

У Остапа была хорошая черта характера — он умел и любил дружить. Позднее такая преданность была направлена и в отношении своей отчизны и товарищей по службе.

Остап был на самом деле очень рассудительным юношей. Он запросто мог принять самостоятельное решение и идти к своей цели до конца.

Не боялся мыслить по-своему, даже если это было вразрез с отцовским пониманием вещей.

Характер Остапа был твёрд до такой степени, что никакие сомнения или необдуманные действия не находили места в его решениях.

Верное следование традициям своего народа — вот ещё одна черта характера Остапа. Свой долг защищать отчизну он воспитал до костей своей личности.

Остап хорошо понимал, кого надо остерегаться, где друзья, а где враги. И никакие угрозы или требования со стороны не могли заставить его предать то, во что он всецело верил.

Андрий Бульба

Полная противоположность родного брата Андрий. Несмотря на то, что он был младше Остапа, учился он без трудностей. Был хитёр, что помогало ему избегать сложностей в определённые моменты жизни.

Андрий был натурой впечатлительной, обращал внимание на прекрасное, любил утончённую музыку.

Во всём его поведении чувствовалась эмоциональность и сентиментальность.

Мягкость характера Андрия была не свойственна семейству Тараса Бульбы. Поэтому Андрий как бы удалялся от клана в своём, угодном ему направлении.

Именно такая чувствительность к прекрасному сопутствовала тому, что молодой человек страстно влюбился. Всецело отдавшись своим любовным желаниям, Андрий предает не только родных, но и весь свой народ.

Ради любимой полячки, он переходит на сторону врага, отказавшись от семьи и родины.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Хотя оба персонажа являются родными братьями, и кровные узы должны бы их роднить, но в каждом из них заложены разные черты и качества личности.

Сходства и различия Остапа и Андрия

По этой таблице можно легко увидеть, что различает братьев, а какие черты в их характерах схожи.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия

Смысл автора такого противопоставления двух родных братьев от одного грозного отца показывает, какими разными в одной семье могут быть дети.

Одно воспитания, одно образование, но жизнь у них сложилась совсем по-разному.

В этих двух персонажах, несмотря на их тесное родство, было больше различий, чем сходства.

Хотя внешне они были очень похожи, но характеры прямо противоположны. Уже с начального обучения было видно, что они совершенно не похожи друг на друга. Остап до того не любил учиться, что даже свой букварь закапывал не один раз.

Отец постоянно его ругал за такое отношение к учебе и только после серьёзного наказания Остапу пришлось браться за ум, благодаря чему обучение он закончил успешно.

Такое отношение к знаниям, однако, не сказалось на его личностных положительных сторонах. Он был замечательным товарищем, готовым ради друзей пойти на смерть.

Андрий получился у Гоголя персонажем хитрым и изворотливым, всегда увиливающим от порки.
Несмотря на свои способности к обучению, он, как и брат Остап, мечтал поскорее отучиться и начать уже совершать подвиги в битвах.

Отношение автора и отца к Остапу и Андрию

Гоголь знакомит читателя с братьями как дюжиными молодцами и показывает силу и мужество как Остапа, так и Андрия. Автор как бы ненарочно даёт описание каждого из персонажей с большой любовью.

Остап предан отчизне, Андрий предан своей любви. Оба ради своей любви пошли на верную гибель. Но автор показал и их отрицательные качества.

Нежелание учиться у старшего брата и предпочтение любовных чувств у младшего вызывает у автора негодование. Но предательство Андрия вызывает у Гоголя осуждение, хотя он тоже сначала был пылок в бою.

Остапа автор сравнивает со львом, преисполнен к нему гордости как к исконно русскому человеку и сочувствия в незаслуженно убиенному.

Затем отец относится к братьям по-разному. Сначала он угрожает старшему, что тот не хочет учиться, перевоспитывает его в итоге наказанием.

Отец сначала относится к сыновьям одинаково — гордится, что они закончили академию и теперь предстанут перед полком как два храбрые воина. Оба они смело сражались на полях брани за свою родину.

Но младший вдруг переметнулся на сторону врага и теперь отец гордится только сыном Остапом, который вырос и стал мужественным воином, отдавшим жизнь за своё отечество и товарищей. Отцовские чувства к старшему из братьев настолько сильны, что он не выдерживает его казни и сильно мучается.

В конце повести к Андрию отец относится как к предателю, с пренебрежением.

Разные обстоятельства гибели двух братьев вызывают у читателя странные чувства. Это сочувствие и сожаление о столь ранней смерти.

Остап и Андрий в Запорожской Сечи

Запорожская Сечь представлена в произведении местом, где превыше всего дисциплина. Кроме этого братья в Сечи ходили на охоту, ездили на лошадях.

Вольное небо — было их крышей над головой, звёзды вместо свечей в тёмную ночь.

Во время битв братья вели себя по-разному. Остап, как свойственно его характеру, был спокоен и расчетлив, хлоднокровно принимал решения.

Читайте также:
Почему Гоголь назвал свое произведение Мертвые души поэмой?: сочинение

Андрий же, горяч и смел, бросался в драку сломя голову и наслаждался битвой без страха.

Тарас очень был горд в такие моменты за своих сыновей. Хвалил Остапа, предвещая из него хорошего полковника. Андрея тоже не обделял в похвале, называя добрым воякой.

Но вскоре Тарасу Бульбе пришлось распрощаться со своими мечтами.

Не получилось из сыновей тех, о ком помышлял отец.

Остап так и не успел стать полковником, был схвачен поляками и казнён.

Андрий же стал хорошим воякой, но на стороне врага, чем сильно опозорил своего отца.

Вывод

Сравнивая образы и поведение двух персонажей Остапа и Андрия, Н.В. Гоголь как бы вызывает у читателя размышления о том, что закон дружбы существует, и предательство отчизны и товарищества заслуживает наказания.

Остап — настоящий казак и его личное счастье неотделимо от счастья Родины.

Андрий же личное счастье ставит выше всего на свете, а поэтому заслуживает осуждения.

Представленная здесь характеристика может быть использована как Краткое сочинение по литературе на тему: Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба».

Характеристика Андрия из повести Гоголя «Тарас Бульба»

Характеристика Андрия из «Тараса Бульбы» является довольно противоречивой. Гоголь поставил этого персонажа слегка обособленно от остальных. Если главный герой повести Тарас и его старший сын Остап, а также другие их товарищи-казаки посвятили свою жизнь служению общему делу и Родине, Андрий свою честь и жизнь отдал ради возлюбленной. На момент событий в произведении юноше было около 20−22 лет.

  1. Образ младшего сына Бульбы
  2. Внешний вид Андрия
  3. Характеристика личности
  4. Личная жизнь
  5. Отношения с отцом и смерть
  6. Роль в произведении

Образ младшего сына Бульбы

Во время знакомства с запорожскими казаками сыновья Тараса произвели большое впечатление на товарищей отца. Бывалые казаки сразу посоветовали отдать юношей на Запорожскую Сечь, где они смогут узнать настоящую науку.

Примечательным является не только портрет, но и краткая биография младшего Бульбы.

Описывая юношу, автор не раз делал акцент, что старший брат походил чертами на сурового отца, а младший имел во внешности что-то нежное, женское, доставшееся ему от матери. Андрий — красивый молодой человек, на которого часто заглядываются девушки.

Внешний вид Андрия

У него смуглая кожа, чёрные волосы, тёмные притягивающие глаза. Ростом младший сын Тараса высок — более 2 метров. Красотой Андрия восторгаются все — и родители, и юная полячка, и даже сам автор. Со временем его черты лица становятся более резкими и мужественными, но оттого приобретают ещё больше привлекательности. Андрий имеет атлетическое, крепкое сложение тела.

За своей внешностью молодой человек ухаживает, любит модную красивую одежду. В тексте повести встречается описание его убранства: медной расцветки шапка, сапоги с серебряными каблуками из дорогого красного сафьяна. Шаровары он носит настолько широкие, что они напоминают море. Ремень у молодого человека вышит золотой парчой, на нём много красивых украшений. Перед читателями складывается примерный образ младшего сына Тараса:

  1. Высокий рост.
  2. Обладает огромной физической силой.
  3. У молодого человека смуглая, красивая кожа и чёрные волосы.
  4. Привлекательное лицо, в котором просматриваются нежные женские черты. Глаза большие и чёрные.

В военном деле Андрий предстаёт жадным до битвы, отважным. Но он совершенно не умеет планировать, продумывать заранее свои действия. Запорожская Сечь для него — поле для выброса большого количества молодой энергии; место, где можно раскрыть свой потенциал.

Но благодаря своей вспыльчивости и силе, он показывает настоящие чудеса военного дела, что даже старшие казаки, которые на своём веку видели всё, порой удивлялись. Эти качества обычно приносили безоговорочную победу во всех начинаниях.

Характеристика личности

В повести «Тарас Бульба» характеристика Андрия отрывками раскрывается на протяжении всего повествования. Впервые перед читателем он предстаёт совсем отроком, а к концу истории из него уже вырастает сильный и крепкий мужчина, со сформировавшимся характером. Несмотря на то что характеристика Андрия из «Тараса Бульбы» подаётся читателям порционно, из этих фрагментов можно создать целостный образ молодого человека.

С детского возраста Андрей обладает лидерскими качествами. Ему присущи изобретательность, практичность. Юноше легко даётся учёба, он хорошо усваивает науку. Это не отнимает у него много времени и сил. Он будто бы сочетает черты обеих своих родителей — железную хватку отца и чувственность матери одновременно.

Несмотря на то что младший брат Остапа прилежный и хороший ученик, зачастую именно он толкал всю компанию на безрассудные поступки и всяческие шалости, но при этом умел выкрутиться из затруднительного положения так, чтобы выйти сухим из воды. Отец возлагал огромные надежды на этого юношу, удивляясь его нестандартному мышлению и острому живому уму.

Личная жизнь

Отличительным качеством является его огромное чувство достоинства и непомерной гордости, а также беспредельная самоотдача. Вместе с этим, он является добрым и сострадательным, ему небезразлично чужое горе. Он также искренне любит свою мать и сочувствует её слезам.

Но все эти чувства становятся безразличными молодому казаку, когда он влюбляется в красавицу-полячку, дочь воеводы. Этим юноша сильно отличается от отца со старшим братом, которым были чужды подобные сентиментальности. Он совершает измену и становится единственным, кто променял всех своих товарищей, семью и отчизну на одну-единственную женщину.

Хотя тема предательства молодым казаком всех прежних ценностей стоит очень остро, мало кто из читателей осмелится осуждать Андрия за совершённый выбор. На пути к любви и счастью у юноши становится немало преград:

  • враждебное отношение между украинцами и поляками;
  • непримиримость конфессий;
  • контраст социальных слоёв его и панночки;
  • осуждения и порицания со стороны родни и товарищей;
  • вопрос измены отчизне.
Читайте также:
Поэтика Гоголя: сочинение

По мере взросления Андрий начинает раскрывать свою чувственность, испытывает желание дарить и принимать свою любовь. Со временем ему наскучивают старые забавы и шалости, он начинает всё чаще уединяться, предпочитать шумное общество одиночеству и единению с природой. Во время одной из таких прогулок он случайно встречает красавицу-панночку, единственную дочь польского шляхтича. С того самого момента незабываемой встречи все его мысли находятся только рядом с ветреной красавицей. Ради неё одной он готов всё погубить без раздумий — предать и отца, и мать, и брата, и друзей, и отчизну.

Усилия его, однако, вознаграждаются, и дочь воеводы начинает любить его в ответ. Но счастье молодых людей длится недолго, каждого из них ожидает трагическая судьба.

Тарас собственноручно убивает некогда любимого сына, после чего горько сожалеет о погубленной навек красоте, молодости, физической силе и остром уме Андрия. Дочь польского воеводы также ждёт смерть — во время тяжёлых родов она погибает, оставив ребёнка круглым сиротой.

Отношения с отцом и смерть

Тарас не может понять и принять любовные томления сына. Жёсткий и беспринципный, он относится к своей жене чуть лучше, чем к служанке, позволяет себе кричать и даже бить несчастную женщину. Андрий искренне жалеет свою мать, со всем сердцем и душой относится к красивой польской панночке. Молодой человек не боится открыто выражать чувства, он честно говорит, что ради любви готов всё предать, бросить, растоптать, позабыть. И сердце гордой красавицы не выдерживает натиска таких откровений, заставляя её кинуться в объятия к молодому казаку.

Тарас Бульба не смог понять поступок сына, ни тем более, простить его. Перед погибелью Андрий не оправдывается перед отцом, не просит у того ни пощады, ни последней милости, а лишь кратко произносит имя своей любимой. Это окончательно разбивает сердце несчастного старого казака. Он не может понять, как можно рад женщины предать не только своих родных, товарищей, но и погубить самого себя. Андрий погибает, словно настоящий рыцарь, за любовь; за ту, кого он считал своей настоящей отчизной.

Впечатлительный молодой человек по своей природе был максималистом, которого погубило роковое стечение обстоятельств. Николай Гоголь при этом не очерняет образ юноши и не клеймит его однозначным предателем. Вместо этого, писатель детально раскрывает его образ, сложное сплетение чувств. При помощи этого писатель смог показать, что иногда эмоции способны совершенно затмить разум человека, одержать победу над трезвостью его рассудка. И как правило, подобное нередко оканчивается большой трагедией.

Роль в произведении

Повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба» — это не только сочинение о славном историческом прошлом Украины, о кровопролитных битвах между ею и Речью Посполитой. А также это произведение иллюстрирует личную драму главного героя, которому суждено потерять своих двух сыновей. Один из них пал от руки самого́ Тараса, другой был зверски замучен врагами.

Если Тараса со старшим Остапом можно без раздумий назвать настоящими казаками, народными героями, то какое же место отводится Андрею в произведении? Кем был младший сын: подлым предателем, безрассудным влюблённым юношей, несчастным человеком? Ответ на этот вопрос автор решил оставить на суд своим читателям.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба» (+ таблица)

Остап и Андрей являются сыновьями главного героя повести – Тараса Бульбы. Это красивые и здоровые парни, близкие по возрасту, но по характеру — совершенно разные. Оба брата с двенадцати обучались в киевской академии.

Старшему брату Остапу сначала учёба давалась с трудом. Он в первый год пытался сбежать из бурсы и несколько раз закапывал букварь. Его жёстко наказывали за это, но Остап стойко переносил все лишения и никогда не взывал к жалости. Желание попасть после учёбы в Запорожскую Сечь помогло ему пересилить себя и заставило в дальнейшем хорошо учиться. Остап всегда был верным товарищем и никогда не выдавал своих друзей. Он обладал добрым сердцем и любил своих родителей, брата, но, как мужественный человек, старался не показывать своих чувств. В Запорожской Сечи раскрылся талант Остапа к военному делу. Спокойность и обстоятельность помогали ему предугадать тактику врага, и он умело использовал свои знания в бою. За решительность и бесстрашие в двадцать два года казаки избрали Остапа своим атаманом. Бои под Дубно стали переломными в жизни для обоих братьев. Остап попал в плен к полякам и был приговорён с другими казаками к смертной казни на городской площади. До последней минуты жизни старший сын Тараса Бульбы сохранил силу духа и поддерживал своим мужеством товарищей. Когда боль была уже совершенно невыносимой, он обратился за поддержкой к своему отцу, который являлся для него примером всю жизнь. Остап погиб за Родину, как герой, не посрамив казачество и православную веру.

Младший брат Андрей был способным к знаниям и учился охотно. Он любил похулиганить, но, в отличие от брата, старался избежать наказания. Андрей, как и Остап, мечтал о подвиге, но вместе с тем, обладал чувствительной и пылкой натурой. Случайная встреча в Киеве с красивой девушкой – дочерью польского воеводы, сыграла роковую роль в его судьбе. Юноша часто вспоминал о ней. Несмотря на мягкость характера, Андрей был храбрым казаком. Он не умел рассчитывать и обдумывать тактику боя, как брат, а храбро предавался битве с безрассудной страстью. Андрей тоже был готов погибнуть за то, что ему дорого. Только ценности у них с братом оказались разные. В боях за город Дубно он предал отца, брата, казачество из-за любви к женщине. Она оказалась сильнее чувства долга и патриотизма.

Читайте также:
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Тарас Бульба собственной рукой совершил правосудие над сыном за измену казачеству. Остап упрекнул отца за убийство брата, но не смог предотвратить.

Когда-то Тарас Бульба мечтал, что Остап станет полковником, а Андрей – славным воином. В итоге отец потерял обоих сыновей.

Таким образом, Гоголь представил на суд читателей трагический финал жизни двух братьев, но такой разный.

Остап и Андрий в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Два литературных персонажа, о которых мы сегодня поговорим, сыновья главного героя Тараса Бульбы.

Казалось бы, отец один, все их детские годы они провели в совместных занятиях.

Но одинаковые условия воспитания и образования не сформировали в родных братьях одинаковые личности.

Остап Бульба

Остап не проявлял склонности к получению знаний. Учёба для него была сущим наказанием. Он постоянно сбегал с занятий, поэтому знания доставались ему очень не просто.

Такое безответственное поведение вывело отца из себя, и он наказал сына.

Только после этого Остап немного присмирел и начал заниматься. Это привело к положительным результатам. Хотя было слишком мучительно для парня.

У Остапа была хорошая черта характера – он умел и любил дружить. Позднее такая преданность была направлена и в отношении своей отчизны и товарищей по службе.

Остап был на самом деле очень рассудительным юношей. Он запросто мог принять самостоятельное решение и идти к своей цели до конца.

Не боялся мыслить по-своему, даже если это было вразрез с отцовским пониманием вещей.

Характер Остапа был твёрд до такой степени, что никакие сомнения или необдуманные действия не находили места в его решениях.

Верное следование традициям своего народа – вот ещё одна черта характера Остапа. Свой долг защищать отчизну он воспитал до костей своей личности.

Остап хорошо понимал, кого надо остерегаться, где друзья, а где враги. И никакие угрозы или требования со стороны не могли заставить его предать то, во что он всецело верил.

Андрий Бульба

Полная противоположность родного брата Андрий. Несмотря на то, что он был младше Остапа, учился он без трудностей. Был хитёр, что помогало ему избегать сложностей в определённые моменты жизни.

Андрий был натурой впечатлительной, обращал внимание на прекрасное, любил утончённую музыку.

Во всём его поведении чувствовалась эмоциональность и сентиментальность.

Мягкость характера Андрия была не свойственна семейству Тараса Бульбы. Поэтому Андрий как бы удалялся от клана в своём, угодном ему направлении.

Именно такая чувствительность к прекрасному сопутствовала тому, что молодой человек страстно влюбился. Всецело отдавшись своим любовным желаниям, Андрий предает не только родных, но и весь свой народ.

Ради любимой полячки, он переходит на сторону врага, отказавшись от семьи и родины.

Поведение на Сечи

Обоим сыновьям Тараса Бульбы быстро пришлась по вкусу разгульная жизнь. Остап уважал законы на Сечи, однако, всё же не был так поражён жестоким наказанием одного запорожца за убийство. Остап был хладнокровен.

Опасаясь, что молодцы пропадут в гулянии и пьянках, Тарас просит кошевого нарушить мирные договорённости с Польшей, чтобы его сыновья могли закалиться в сражениях. Но события разворачиваются несколько иначе, но в пользу Бульбы-старшего.

Остап показал себя с лучшей стороны: неустрашимый, удалой, мужественный воин. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Он мог с точностью определить опасность, зная при этом как её миновать. Его рассудительность и трезвый расчёт делали Остапа отличным стратегом. Двадцатидвухлетний юноша сражался наравне с опытными козаками. Ему были присущи две важнейшие для воина вещи: хладнокровность и аналитический ум. В нём видны были задатки будущего вождя, неслучайно Остапа выбирают куренным атаманом.



Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Хотя оба персонажа являются родными братьями, и кровные узы должны бы их роднить, но в каждом из них заложены разные черты и качества личности.

Сходства и различия Остапа и Андрия

По этой таблице можно легко увидеть, что различает братьев, а какие черты в их характерах схожи.

По какому качеству сравниваем Остап Андрий
Внешность
Оба брата носили красные сафьяновые сапоги, подкованные серебром. На голове чёрные шапки их меха барана, верх у шапок обделан золотом. На ногах широченные шаровары. В ярко-алые полукафтаны, подпоясанные узорчатым поясом, воткнуты турецкая сабля и пистолеты.
Высокий и крепкий юноша 22-х лет с усами и чубом на голове. Волосы черные, вьющиеся. Стройный чернобровый 20-21-летний красавец. Брюнет от кончиков волос до очаровательных усов. Лицо мужественного юноши.
Обучение в семинарии
Оба успешно окончили Киевскую Академию.
Ленивый к обучению, постоянно сбегал, пока отец не наказал. Потом образумился и стал заниматься, но знания давались с большим трудом. Учиться любил, знания давались легко.
Отношение к товарищам Ценил своих однополчан и был для них хорошим товарищем. Стал атаманом казаков Запорожской Сечи Ради своей любви к полячке пошёл на предательство своих однополчан.
Черты характера Гордый и умный юноша с очень твёрдым решительным характером. Всегда рассудителен и спокоен, мог принимать любое решение самостоятельно. Молчаливый, но сильный, он с ранних лет хотел стать настоящим казаком.Хотел быть во всём похожим на своего отца.Любил подраться. На уме были только войны и подвиги. Гордый, храбрый и мужественный, обладал силой, но был крайне несдержанным. Не был способен обдумать наперёд свои поступки. В еде неприхотлив, сострадательный с хорошим вкусом.Был маменькиным сыночком.Увлекался музыкой.Любил уединяться, но о подвигах мечтал.
Любовь в жизни героев романа «Тарас Бульба» Кроме любви к родине и своему долгу перед семьёй и Отчизной другой любви не успел познать. Влюбился в полячку и потерял голову. Ради своей любви пошёл на великий грех и предательство. Он предал как свою семью, так и боевых товарищей и родину.
Отношение отца к сыну Гордился сыном, ценил его за верность родине. Испытал большой стыд за его предательство.
Смерть братьев Подвергся пыткам поляков. За его молчание враги казнили его прямо на площади. Мучительная смерть героя. Позорная смерть. Погиб от руки родного отца, в наказание за предательство из-за пылкой и страстной любви к панночке.
Читайте также:
Жизненный путь Чичикова: сочинение

Отношения братьев с родителями

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может быть полной без рассмотрения их взаимоотношений с родителями.

Во время своего приезда домой из бурсы старший сын ведет себя излишне серьезно, не позволяя никому над собой смеяться. Остап готов драться с отцом из-за его насмешек, а младший будто и не слышит колкостей.

Остап резок, даже грубоват, но, уезжая на Сечь, очень жалеет мать, вспоминает детство. Тонко чувствующий младший брат тут же забывает обо всем.

Сравнительная характеристика образов Остапа и Андрея не может быть полной без оценки их поведения на Сечи. Отец, Тарас Бульба, понимает, что оба сына смелые и ловкие, но отмечает, что Андрий видит только битву, развлекает себя, а не продумывает результат своих действий. Остап, напротив, быстро оценивает опасность и мгновенно находит способ исправить положение. Отец замечает, что его старший сын может стать «добрым полковником», и не ошибается.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия

Смысл автора такого противопоставления двух родных братьев от одного грозного отца показывает, какими разными в одной семье могут быть дети.

Одно воспитания, одно образование, но жизнь у них сложилась совсем по-разному.

В этих двух персонажах, несмотря на их тесное родство, было больше различий, чем сходства.

Хотя внешне они были очень похожи, но характеры прямо противоположны. Уже с начального обучения было видно, что они совершенно не похожи друг на друга. Остап до того не любил учиться, что даже свой букварь закапывал не один раз.

Отец постоянно его ругал за такое отношение к учебе и только после серьёзного наказания Остапу пришлось браться за ум, благодаря чему обучение он закончил успешно.

Такое отношение к знаниям, однако, не сказалось на его личностных положительных сторонах. Он был замечательным товарищем, готовым ради друзей пойти на смерть.

Андрий получился у Гоголя персонажем хитрым и изворотливым, всегда увиливающим от порки. Несмотря на свои способности к обучению, он, как и брат Остап, мечтал поскорее отучиться и начать уже совершать подвиги в битвах.

Характер

В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.

О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.

Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.

Отношение автора и отца к Остапу и Андрию

Гоголь знакомит читателя с братьями как дюжиными молодцами и показывает силу и мужество как Остапа, так и Андрия. Автор как бы ненарочно даёт описание каждого из персонажей с большой любовью.

Остап предан отчизне, Андрий предан своей любви. Оба ради своей любви пошли на верную гибель. Но автор показал и их отрицательные качества.

Нежелание учиться у старшего брата и предпочтение любовных чувств у младшего вызывает у автора негодование. Но предательство Андрия вызывает у Гоголя осуждение, хотя он тоже сначала был пылок в бою.

Остапа автор сравнивает со львом, преисполнен к нему гордости как к исконно русскому человеку и сочувствия в незаслуженно убиенному.

Затем отец относится к братьям по-разному. Сначала он угрожает старшему, что тот не хочет учиться, перевоспитывает его в итоге наказанием.

Отец сначала относится к сыновьям одинаково – гордится, что они закончили академию и теперь предстанут перед полком как два храбрые воина. Оба они смело сражались на полях брани за свою родину.

Но младший вдруг переметнулся на сторону врага и теперь отец гордится только сыном Остапом, который вырос и стал мужественным воином, отдавшим жизнь за своё отечество и товарищей. Отцовские чувства к старшему из братьев настолько сильны, что он не выдерживает его казни и сильно мучается.

Читайте также:
Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

В конце повести к Андрию отец относится как к предателю, с пренебрежением.

Разные обстоятельства гибели двух братьев вызывают у читателя странные чувства. Это сочувствие и сожаление о столь ранней смерти.

Чужие среди своих

Сравнительная характеристика Остапа и Андрея не может не затронуть тему одиночества обоих героев.

Оба брата – смелые, сильные, умные. При этом они очень разные. На первых страницах повести автор как будто несколько больше симпатизирует Андрею, отмечая в нем живость и развитость чувств. Нельзя, однако, не заметить, что Гоголь уважает Остапа за его прямоту, умение нести наказание, но в то же время считает его простоватым. Андрей же очень изобретателен и всегда может избежать наказания, его душа доступна более высоким чувствам, он рано ощутил потребность в любви. Из-за нее он и погибает.

Остап тоже ощущает потребность в любви, но ему нужна любовь родителей, прежде всего отца. На первый взгляд, он суровый воин, но страх перед наказанием батьки заставляет его, например, взяться за ум во время обучения. Именно поэтому так ранят его сердце отцовские насмешки. Он не испытывает ни малейшей гордости, когда его, молодого казака, назначают шалашным атаманом после того, как погиб Бородатый. Для него важно служить отчизне, ведь он любит то, что дорого сердцу его отца. Даже его последние слова обращены к батьке. Андрей же ищет другой любви. Среди земляков все ему чужие. Любовь к женщине заставляет его совершить преступление. Казаки – народ простой, грубоватый, а младший сын Тараса Бульбы совсем не такой. Он очень одинок. Богатое воображение и живой ум, вероятно, не давали ему быть счастливым в простой казачьей жизни. Одиночество души объединяет обоих братьев. Один стремится завоевать любовь отца, второй пытается найти ее в лице прекрасной полячки.

Такова сравнительная характеристика Остапа и Андрея.

Популярные сочинения

  • Сочинение по произведению Дубровский 6 класс
    В произведении А.С. Пушкина «Дубровский» происходит противостояние между крестьянами и помещиками. Автор всегда выступал за справедливость и честь человека. В произведении описана история конфликта двух семей
  • Сочинения по творчеству Карамзина
    Сочинения по произведениям Карамзина
  • Сочинение на тему Моя дружная семья
    Семья – это то, без чего человек не сможет полноценно существовать. Родные люди всегда окажут поддержку и помощь в минуты грусти и отчаяния. И сегодня я хочу рассказать о своей дружной семье.

Внешность молодого запорожца

Остапа ласково называют Бульбенкой. Он обладает особой мужской статью, быстро мужает, взрослея телом и разумом. Как описывается внешность героя:

  • дюжий;
  • здоровый;
  • крепкий;
  • свежий;
  • могучий;
  • рослый.

Взрослея, Остап терял

обретал грозный и строгий вид. Запорожец одевается, как положено на Сечи: широкие как море шаровары, золотой очкур (пояс), алый казакин (кафтан), баранья шапка. У старшего сына атамана грозный вид:

«чеканные турецкие пистолеты»,

сабля, украшения для курительной трубки. Красивый и статный вид не давал возможности молодому казаку остаться незамеченным.

Смерть

Не суждено было Остапу прожить долгую жизнь, но вот достойную – да. Его казнят в Варшаве под любопытными взглядами изголодавшейся по зрелищам толпы. Пленников вывели на эшафот, Остап идёт первым. Он горделиво смотрит на поляков, не здоровается с ними. Козак обращается только лишь к запорожцам, чтобы те не посрамили козацкую славу, не вымолвили ни слова, пока палачи будут их пытать. Старшего сына Бульбы казнят первым. Он поступил именно так, как наказал другим пленникам: стойко выдержал мучения. Молчал Остап и тогда, когда ляхи ломали кости в ногах и руках.

Остап навсегда остался верен своей Отчизне, козакам и христианской вере. Образ Остапа из «Тараса Бульбы» литературоведы считают собирательным. В нём расшифровывается не столько человеческая личность, сколько сама идея свободы и борьбы за независимость. Поэтому и казнь оказывается непросто смертью Остапа, а гибелью провозглашаемых в повести ценностей: веры и Родины.

Подробная описание Остапа будет полезно учащимся 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Характеристика Остапа из повести «Тарас Бульба»»

Сравнение помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мёртвые души” главный герой Чичиков последовательно бывает в гостях у пяти разных помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. При этом прослеживается постепенное ухудшение личностных качеств от первого к последнему. Почему автор в своём произведении поместил помещиков именно в таком порядке?

Первым помещиком на пути у Чичикова стал Манилов. Первое, что видит гость – это состояние имения. В этой деревне оно было плачевным: хоть изб и много, но все они серые, монотонные.

Говоря о доме же, создаётся впечатление, что он был построен бездумно, без участия самого хозяина. Стены комнат были выкрашены в неприметные, сероватые цвета, ни одна деталь не выделялась из общей картины. Не был исключением и кабинет. Сам же Манилов, подобно своему дому, не имел ничего примечательного в своём характере. Это вежливый, гостеприимный, учтивый человек, который, к сожалению, не имеет своих особых качеств и интересов. Все идеи этого человека заканчиваются лишь словами и никогда не воплощаются в жизни. Когда же Чичиков предложил ему продать ему мёртвые души, то единственной его реакцией было удивление и испуг. Но не имея никаких амбиций, помещик просто отдаёт “крестьян”. Как и у любого другого помещика в этой поэме, у Манилова “говорящая” фамилия. На первый взгляд подобные ему люди действительно манят к себе. Но чем больше их узнаёшь, тем больше в них разочаровываешься. Но несмотря на все недостатки Манилова, он ещё сохранил в себе любовь к людям и общительность, которая и ставит его на первое место среди остальных.

Читайте также:
Служебная деятельность Чичикова: сочинение

Следующая помещица, к которой попадает главный герой, это Коробочка. Хоть её деревня и небольшая, особенно по сравнению с владениями других помещиков, но она производит впечатление достатка: хорошо построенные дома, много скота. Господский же дом невелик, для этой хозяйки неважна роскошь. Но внутренний интерьер наполнен самыми разными, казалось бы ненужными вещами. Но для этого человека всё имеет ценность, ведь Коробочка собственноручно ведёт своё хозяйство. Для неё всё должно быть на своих местах, всё должно приносить прибыль. Поэтому и во время торговли с Чичиковым Коробочка пыталась извлечь максимальную выгоду из того, о чём она даже не знает, а за одно ещё и продать свой товар. Главной целью в жизни помещицы является накопление состояния, даже её фамилия говорит о том, что она любит всё складывать в “коробочку”. По сравнению с этим все остальное отходит на второй план, даже если это судьба или жизнь человека. Поэтому Коробочка представляется в худшем свете, чем ничем не интересующийся Манилов.

Третий помещик – это Ноздрёв. В его имение, в отличии от остальных, Чичиков попал с самим помещиком. Владения были некрупные, но хозяин постоянно старался преувеличить их в своих рассказах. Крестьяне почти не видят своего помещика дома: он постоянно где-то в отъезде и возвращается всегда внезапно. Поэтому крепостные уже привыкли к некоторой вольности в своих действиях. Дом же без постоянных жильцов не имеет уюта и тепла. Кабинет Ноздрёва сильно отражает его характер: беспорядочное собрание никак не связанных, но самих по себе ценных вещей. Этот человек быстро меняет свои интересы и увлечения. Основная его черта – это азартность. Нередко Ноздрёв проигрывал всё что мог. Поэтому и, получив предложение о покупке от Чичикова, он старается свести всё к удовлетворению его интереса: получению азарта. Фамилия Ноздрёва отлично подходит под его характер: всё его состояние может так же легко пропасть, как и выдыхаемый воздух. Кроме того, у этого человека есть вполне определённое увлечение: меняться или продавать что-либо. Своим непостоянным, ветреным нравом Ноздрёв заслуживает своё место среди других помещиков.

Предпоследний помещик, с которым знакомится Чичиков – это Собакевич. Его деревня производит хорошее впечатление: всё построено добротно, крепко, практично. Не составляет исключения и сам дом помещика: он грубоват, но построен безусловно удобно во всех отношениях. Сам же помещик не отличается от своего жилища: у него грубые, невыразительные черты лица и крупное телосложение. Главный герой очень точно сравнил его с животным – медведь. В отличии от Манилова, Собакевич почти о всех отзывался очень резко. Для него все окружающие – это “мошенники”. Когда Чичиков высказал свою просьбу Собакевичу, то тот даже не удивился. Ему не важно, что является предметом торга. Главное – это извлечь выгоду. Собакевич – тоже говорящая фамилия. Этот человек, подобно цепному псу, постоянно “лается” с кем-либо. Главное увлечение этого помещика – это ведение своего хозяйства. Но человеческая жизнь для него не важнее, чем материальные блага. Поэтому среди всех помещиков Собакевич и занимает почти последнее место по своим личностным качествам.

И на “последнем круге ада” главному герою встречается Плюшкин. Деревня Плюшкина представляет жалкое зрелище: дома все в щелях и продуваются насквозь, всё кажется заброшенным, нежилым. Дом Плюшкина полностью отражает его сущность: сплошной беспорядок и ветхость. Внутренний интерьер дома напоминал обширную свалку самых разных бесполезных вещей. Сам же помещик представлял из себя человека, полностью потерявшего свой облик: одевался он во что попало, никого не желал видеть. Но самая явная его черта – это бездонная жадность и тяга к собирательству. Главному герою удалось сыграть на его характере – в продаже крестьян Плюшкин увидел для себя выгоду, поэтому был неслыханно обрадован. А о том, что значит продажа мёртвых, этот человек даже не задумался. В прошлом Плюшкин был вполне счастливым семьянином. Но по мере того, как он лишался своих родных, он грубел, сох. И из мягкой плюшки наконец превратился в чёрствый сухарь. Основным его увлечением осталось лишь собирательство: он даже специально ходил по своей собственной деревне и тянул к себе в дом всё, что видел. Несложно заметить, что по сравнению с остальными помещиками, у Плюшкина самая ничтожная и отталкивающая личность.

Все помещики в произведении имеют крупные недостатки в своём характере. Но если у Манилова они вызывают лишь лёгкую неприязнь, то с Плюшкиным почти невозможно общаться. Но все эти люди являются типичными представителями своего времени, что говорит о общественных проблемах той эпохи.

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

В 1841 году Н.В. Гоголь потрясает современников своей поэмой в прозе – «Мертвые души». До сих пор ведутся споры среди критиков и читателей. Кто-то как П.А. Вяземский считает, что роман задумывался как аналог «Божественной комедии» Данте в трех томах. А другие придерживаются мнения, что Гоголь написал русскую «Одиссею». Но все в один голос признают произведение гениальным.

Читайте также:
Смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

Образы помещиков – это ключевая тема романа. Каждый из этих героев по-своему уникален. И все они олицетворяют те или иные человеческие пороки. Н.В. Гоголь будто специально располагает перед читателем галерею образов. От самого безобидного в своей пошлости Манилова. До ужасающего в своей деградации Плюшкина.

Манилов, пожалуй, наиболее любим читателем. Это персонаж с очень русским характером. Его речи сладки, льстивы, а мечты так и манят. Поместье находится на возвышенности, вот только добраться до него нелегко. Вместо обещанных 15ти верст по прямой, надо проехать более 40 по извилистой дороге.

Усадьба в запустении, крестьянские дворы и хозяйства в упадке. Помещик лично не занимается делами, поручив их пьянице управляющему. Воспитанием детей занимаются слуги. Мебель покрыта дорогим и модным сукном, но хватило его не на все. Супруги Маниловы очень друг друга любят и всегда кормят с рук лакомыми кусочками. На первый взгляд все красиво и сладко. Но пробыв в усадьбе полчаса, хочется сбежать.

Речь героя слащава и приторна. Он ленив. Только и делает, что строит нереальные планы на будущее, которого не будет. На его столе лежит пыльная книга, всегда открытая на одной и той же странице.

Манилова удивляет необычное предложение Чичикова о продаже мертвых крестьян. Сначала он думает, что не так понял, ведь считает собеседника значительно умнее себя. Сколько душ у него умерло он не знает, приказчик также не знает точного числа. Из страха перед властями осведомляется о законности предприятия. После чего не берет деньги за души и готов взять все расходы по оформлению сделки на себя. Ему приятно оказать услугу Чичикову, такому приятному человеку.

Далее взору читателя предстает жадная и старая Коробочка. Вдова хозяйственна и скупа. Все, что ее интересует – это прибыль и накопительство. Она торгует товарами, которые производят крестьяне. Поэтому все разговоры о пеньке и сале. Поместье небольшое, всего в 80 душ. Коробочка точно знает, что умерло 18. Хозяйка подозрительна, ей обязательно нужно знать зачем мертвые души нужны. Ведь они могут пригодится и самой. Чичиков тратит уйму времени на уговоры перед заключением сделки.

Ноздрев – очень неприятная личность, мелкий пакостник. В свои 35 лет он уже вдовец. Кутеж, пьянство и азартные игры – это любимые занятия помещика. Хозяйством он не занимается. Равно как и воспитанием двоих детей. Держит дома живого волчонка вместо собаки, которого очень любит. Легко соглашается на сделку, если Чичиков с ним сыграет. Естественно, заядлый картежник жульничает. И главный герой остается без трофея.

Собакевич – грубый, грузный мужчина средних лет. Вся мебель в доме массивная и грубая, будто кричащая: «И я тоже Собакевич». Он редко отзывался о ком-то лестно. Практичный помещик и делец. Старается как можно больше получить выгоды от сделки. Продает Чичикову одну женщину среди мертвых душ – Елизавету Воробей. Специально подставляя к имени твердый знак. По документами считались только души мужского пола.

И наконец завершает эту галерею образов – Плюшкин. На первый взгляд трудно понять даже это мужчина или женщина. Он всегда носит засаленный, изношенный халат, более похожий на тряпье нищего на паперти. Даже местные мужики называют его «заплатанным», а автор и критики – «прорехой на человечестве». Когда-то это был практичный хозяин. Но после смерти жены скупость завладела им полностью. С готовностью продает мертвые души по 30 копеек за штуку. Всего их 78. Радуется прибыли. И даже угощает гостя сухарем.

Плюшкин – символ духовной смерти человека. Остальные помещики не так безнадежны. Но у каждого свои пороки.

Помещики в поэме Мертвые души

Мертвые души – это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.

Манилов

Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.

Коробочка

Коробочка – это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.

Ноздрев

Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.

Собакевич

Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе. Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними. Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.

Читайте также:
Городничий: сочинение

Плюшкин

Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они “настоящие”: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его “богатство” только портится в кладовых и “пропадает”.

3 вариант

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя многогранна. В ее названии отражен главный смысл произведения — нравственного разложения души человека. Мертвые души в понимании писателя это не погибшие крепостные в списках, а помещики, которых волнуют лишь низменные ценности. Чичиков путешествует, собирая мертвые души. От тех, кто еще может спастись, он приезжает к тем, кто уже безнадежен.

Первым герой посещает Манилова. Он считает себя образованным и аккуратным дворянином. Но, например, в его кабинете годами лежит книга с закладкой на одной и той же странице. В Маниловке царит бездействие. Крепостные обманывают барина, обсчитывают его. А сам герой этого не замечает. Манилов — это образ безобидного, но пустого человека.

Затем Чичиков навещает Коробочку. В ее доме время остановилось на Отечественной войне. Стены украшены портретами военачальников. Коробочка отличается расчетливостью и скупостью. Ее волнует только цена. При этом барыня ничего не покупает на свои деньги, а просто копит их без цели. В этом образе выражена глупая расчетливость, не имеющая основания.

Затем Чичиков приходит к Ноздреву. С первого взгляда может показаться, что это очень активный помещик. В отличие от остальных героев для него не характерна статичность. Ноздрев постоянно двигается, но вся его активность направлена на веселье, кутежи и разрушения. Он ничего не создает, а только ломает свою души под натиском аморальных развлечений. В образе Ноздрева выражено негативное отношение писателя к бессмысленной активности, показной энергичности.

Теперь наступает черед Собакевича. Это грубый, циничный и неопрятный человек. Он чем-то похож на Коробочку, но чуть умнее ее. Ему удается обмануть покупателя. В образе Собакевича автор выразил то, что с нравственным падением человека меняется его внешность. Он становиться похожим на животное.

И наконец — Плюшкин. Некогда у него учились другие помещики, а теперь он копит всякое добро в своем поместье. Плюшкин нелюдим, одинок. Им полностью овладела скупость. Его крестьяне голодают и умирают от голода, в то время как в его амбарах гниет зерно и овощи. Этот образ наиболее сильно омертвел и уже не имеет возможности ожить.

Автор противопоставляет мертвым душам помещиков живые души их мертвых крестьян. Это видно в диалогах Чичикова с помещиками во время покупки душ. Сам же Чичиков является проводником мысли автора, поэтому его душу нельзя причислить ни к живым, ни к мертвым.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.

Война, ворвавшись в мирную жизнь человека, обязательно несёт с собой горе и слёзы. Продолжавшаяся долгие пять лет Великая Отечественная война превратилась в настоящую катастрофу для множества стран

Однажды Бенедикт Спиноза сказал такую фразу: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». И можно смело утверждать, что это выражение отражает всю суть устройства нашего характера и внутреннего мира.

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия – Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Читайте также:
Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь – барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, – с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: