Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»: сочинение

«Как писать сочинение по повести «Тарас Бульба»»

«Тарас Бульба» — не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже, в каком веке происходило действие повести. Гоголю важнее было дать представление об идеальном общественном устройстве, которое в силу своего демократизма способно было порождать героев. Таким идеалом для Гоголя была Запорожская Сечь, и не случайно он несколько раз называет ее республикой, в которой живут душевно щедрые ж бескорыстные люди, наделенные сильным и независимым характером. Для них нет на свете ничего выше свободы родины. Естественно, нужно учитывать при этом, что Гоголь писал не историческое исследование, а художественную прозу.

К исторической точности он не стремился; перед ним стояла другая задача: воссоздать свое представление об идеальном мире в соответствии с теми образами, которые сложились в украинском фольклоре — песнях, думах, преданиях. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь указывал, что народное творчество не сообщает точной хронологии исторических событий, значение его велико тогда, когда необходимо уяснить «дух минувшего века». Именно такую цель поставил перед собой Гоголь в «Тарасе Бульбе» и блестяще ее выполнил. По словам Белинского, он «исчерпал… всю жизнь исторической Малороссии и в дивном художественном создании навсегда запечатлел ее духовный облик».

В «Тарасе Бульбе» главной силой исторических событий выступает прежде всего народ, а не отдельные герои. Это для писателя было вопросом принципиальной важности. Гоголь на первый план выдвигает образ героического народа, поднимающегося на борьбу за свободу, равенство и независимость. Вот что было дорого писателю, вот источник появления людей высоких моральных качеств, воспитанных в духе товарищества и братства. Целая галерея сильных и смелых людей проходит перед читателем. Это и Шило, и Кукубенко, завещавший перед смертью: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы», и бесстрашный Остап, и Степан Гуска, в последнюю минуту жизни обращающийся к товарищам с пламенными словами: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля». Больше всего места в повести уделено Тарасу Бульбе, который безраздельно предан служению товариществу, Запорожской Сечи, отчизне. Его сила в том, что он воплощает стремления всего народа, что он идет на битву не во имя какого бы то ни было своекорыстия, а только для того, чтобы не пропала даром козацкая сила. Он не может даже допустить мысли, «чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы…».

Повесть Гоголя во многом связана с традициями романтизма. Но главные герои отнюдь не возвышаются над толпой, как это было принято в романтических произведениях. Тарас, Остап, запорожцы не выделяются в повести как личности. В этом-то и заключается их величие и сила. А. Гуковский справедливо заметил, что почти о каждом запорожце можно было бы рассказать то, что рассказывается в повести о подвигах Тараса, его, мужестве и героизме. Об Остапе просто написано больше, чем о Кукубенко, например,— больше, но не иначе. Разница здесь количественная, а не качественная.

Но особое место в образной системе повести занимает Андрий. Он выбивается из своей простой и естественной среды. На него сильнее воздействует иная среда — польское панство. Поддавшись этой среде, Андрий приобретает черты, резко отделяющие его от других запорожцев. Они поистине свободны во всем, а он стал рабом страсти, игрушкой изнеженной польской красавицы, ради которой он предает товарищей и родину. По традиции он-то и мог бы быть полноправным романтическим героем, который презирает «толпу», нарушает нравственные законы своей среды, отвергает кровные узы родства. Ведь даже в свой смертный час он шепчет не имя отчизны или матери, а имя прекрасной полячки. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели — не просто физической, а нравственной, и гибель его — не укор среде, как бывало, например, в ранних поэмах Лермонтова, а закономерное следствие предательства самого Андрия.

Эмоционально-приподнятое повествование в «Тарасе Бульбе» ведется с использованием особенностей интонации и образов украинского фольклора. Духом народного словесно-художественного творчества проникнуты авторские отступления, лирические обращения к героям, оценка событий и характеров. Авторское начало в повести сливается с мироощущением самих запорожцев, с их переживаниями, их ценностными ориентирами. Эпическому характеру повествования соответствует стилистика «Тараса Бульбы» — широкие, развернутые поэтические сравнения, придающие рассказу о событиях и героях эмоциональность и патетическую приподнятость.

Конспект урока литературы “Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Итоговый урок по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”

Скачать:

Вложение Размер
itogovyy_urok_po_povesti_taras_bulba.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема: “Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер.

Методы: беседа, слово учителя, исследовательский.

I. Организационный момент (1-2 мин.)

II. Проверка домашнего задания (5-7 мин.)

III. Закрепление материала (20-25 мин.)

IV. Выводы, итоги (2-3 мин.)

IV. Домашнее задание (1-2 мин.)

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Уберите посторонние предметы со своих столов, настройтесь на работу. Наш сегодняшний урок будет заключительным по творчеству Н. В. Гоголя. Сегодня мы обобщим все знания, полученные на предыдущих уроках, посвященных творчесту Н. В. Гоголя и его повести «Тарас Бульба». Откройте свои тетради по литературе, запишите тему: Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба. Эпиграфом к нашему уроку станут слова В. Г. Белинского:

Великая эпопея в

жизни целого народа.

Вашим домашним заданием будет написание сочинений. Перед вами несколько тем.

Запишите их к себе в тетрадь. Дома поразмышляете о том, какая тема вам близка, что бы вы хотели отразить в своем сочинении.

II-III. Проверка домашнего задания. Закреплени материала.

Учитель: Дома вы должны были дочитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» до конца, а также подготовить небольшие характеристики главных героев. Прежде чем мы послушаем ваши выступления, предлагаю вам вспомнить биографию великого русского писателя Н. В. Гоголя, а затем историю создания его замечательной повести «Тарас Бульба».

Ученик: Выступление ученика с презентацией «Слово о Н. В. Гоголе. Краткая летопись жизни и творчества»

Учитель: Следующий ученик рассказывает историю написания повести «Тарас Бульба».

Ученик: Рассказ ученика.

Учитель: Мы знаем, Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, в повести Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Прежде чем начнем говорить о героях и работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения. Об этом нам расскажет ученик, который готовился дома.

Ученик: Рассказ ученика.

Учитель: В. Г. Белинский писал о повести Н.В.Гоголя, что это «поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей». Эти слова относятся не только к повести в целом, но и к образам главных героев. Назовите главных героев повести.

Ученик: Главними героями повести «Тарас Бульба» являются Тарас Бульба и его сыновья — Остап и Андрий.

Учитель: Начнем разговор о Тарасе Бульбе. Кто готов зачитать характеристику героя?

Ученик: Читает характеристику.

Учитель: Не слишком ли Тарас суров к своим близким?

Ученик: Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.

Учитель: Как Тарас относится к своей жене?

Ученик: Жена для Тараса – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим эпизод из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». Этот эпизод можно назвать «Речь Тараса о товариществе».

Какие чувства вызвали у вас слова Тараса Бульбы?

Ученик: ответы учеников.

Учитель: Знаменитая речь Тараса о товариществе, помещенная в начале IX главы, выстрадана им, и начало этой речи – в споре с кошевым, который предлагает бросить осаду голодного города и идти за татарами, напавшими на Сечь. Тарасу Бульбе пришлись не по душе такие слова, и он возражает кошевому: «Нет, не прав совет твой, кошевой. Ты не так говоришь. …. Один остаюсь!” Какие главные, ключевые слова из этой речи Тарас Бульба подтверждает своими убеждениями, своей жизнью и гибелью?

Ученик: «Нет уз святее товарищества!»

Учитель: Вспомним сцену гибели Тараса.

Ученик: описание этой сцены.

Учитель: Из самой первой главы мы узнаем, что у Тараса Бульбы двое сыновей — Остап и Андрий. Какими они были?

Ученик: 2 ученика читают характеристики героев.

Учитель: Почему Тарас в бою отдает предпочтение Остапу?

Ученик: Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу. Тарас в бою отдает предпочтение Остапу прежде всего потому, что Остап — воин, человек своего времени. Всеми этими качествами он ближе своему отцу.

Учитель: Почему Андрий изменил своей родине?

Ученик: Он полюбил полячку.

Учитель: Как погибли братья?

Ученик: Андрия убил отец, Остап пал от руки врага.

Учитель: Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.

Балет «Тарас Бульба» Рейнгольда Морицевича Глиэ́ра (1951-1952)

Фрагмент из оперы Михаила Лисенко «Тарас Бульба»

Картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

IV. Выводы, итоги (2-3 мин.)

Учитель: сегодняшний урок мы посвятили обобщению знаний о повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и подготовке к сочинению по этому произведению.

Все мы знаем, что любое сочинение состоит из 3 частей. Из каких?

Ученик: Сочинение состоит из 3 частей:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Учитель: Посмотрите на экран. Я подготовила планы 2 сочинений:

Тарас Бульба — патриот Русской земли.

I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой?
II. Образ главного героя повести.
1. Что узнали мы из первой главы о Тарасе Бульбе?
2. К чему стремится Тарас и В чём видит смысл своей жизни?
3. Как проявляет себя Тарас Бульба:
а) в отношении к сыновьям;
б) в его речи о товариществе;
в) при подготовке к бою и в битве под Дубно;
г) в момент гибели.
4. Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
III. Что привлекает нас в характере и поступках Тараса Бульбы?

Остап и Андрий — братья и враги.

I. Каким событиям посвящается повесть Н.В.Гоголя и кто её главный герой?

II. Образы Остапа и Андрия.
1. Внешний облик братьев.
2. Учёба в бурсе.
3. Отношение к отцу и матери.
4. Жизнь в Запорожской Сечи.
5. Поведение в бою и в момент гибели.
6. Подвиг Остапа и предательства Андрия.
7. Отношение автора к Остапу и Андрию и средства выражения этого отношения.
III. Собственная оценка героев повести, их поступков в различных жизненных ситуациях.

Тарас бульба характер рожденный временем план. Тарас Бульба характер рожденный временем — сочинение

Главный персонаж рассказа Николая Васильевича Гоголя, Тарас Бульба является очень харизматичным казаком с напористым, свободолюбивым характером и отличался своей полностью независимостью от других. Он был твердым человеком, когда это требовалось, упрямый и неизменный в своих решениях.

Без сомнений Тарас Бульбу пользовался уважением среди казаков, и ему это очень нравилось. Его уникальной чертой было сплачивать народ, собрать всех вместе и повести толпу в бой, внушив им твердость в своих действиях и крепость духа. Защитник своего родного дома, края и христианской веры таким был главный герой. Такой настрой в жизни и характер был только у человека того времени. Нельзя было быть другим, безразличным к судьбе отечества.

О Тарасе Бульбе можно сказать следующее. Он человек который не сидит дома, всей душой жаждет свободы и воли. Хочет быть всегда впереди. Забрав своих детей он отправился в казачий лагерь, не дав матери на них взглянуть.

Тарас Бульба считает что его сыновья должны расти настоящими воинами, который любят свой родной дом, и отдадут за него свою жизнь. Он очень целеустремленный и деятельный человек. В его не редких воспоминаниях, в молодости не слезая с лошади, он подолгу участвовал в сражениях. Судьба вела его по дороге приключений и опасностей. Он никогда не устанет искать все новые трудности в своей жизни ради своих друзей и соратников. Он очень активный в военных действиях.

Именно благодаря Тарасу Бульбе казаки пошли на Польшу. Он подговорил своих соратников так как старый командир не хотел идти на нее войной. Тарас привел к власти своего друга и соратника, который поддержал своего товарища. Главный герой не боится нечего и готов до смерти отстаивать независимость своей родной Запорожской сечи, которая часто исторически переходила из рук в руки.

В битвах он сражался наравне с молодыми. В бою убивают его друга и казаки выбирают Тараса атаманом. И он повел свое войско в бой хотя оно было уже слишком маленьким. Тарас не меняется в лице даже когда готовят к казни его старшего сына. Он в другой одежде идет на казнь своего сына. Не сдержав своих эмоций, он выдает себя и его смертельно ранят. Своим казакам он приказывает уплывать, но вернуться что бы отомстить проклятым полякам.

Он был сильный и гордый мужчина, который сражался и погиб за свободу своей Родины. Он был горд что одно хотя бы сына он воспитал воином. Память о нем и таких людях дошла и до нас.

Сочинение 2

Одним из персонажей одноименной повести Николая Васильевича Гоголя является колоритный казак Тарас Бульба. Тарас Бульба — казак дворянского происхождения, казачий полковник, истинный защитник православной веры и патриот, который готов умереть, защищая родную землю.

Казаки, которые сражаются бок о бок со старым полковником, безоговорочно подчиняются Тарасу и доверяют ему настолько, что ладны вверить ему свои жизни без страха и сомнений.

Не раз Бульба доказывал свою верность и преданность Отечеству. Повесть не потеряла своей актуальности, хоть и описанные в ней события происходят во второй половине XVII века. Образ Тараса Бульбы укоренился в сознании читателей, как образ настоящего борца за православие и патриота своей Родины, не пожалевшего жизни ради свободы своего народа.

Тарас Бульба — отец двух сыновей, которым он с малолетства пытается привить чувство патриотизма по отношению к своему народу и родной земле. Тарас старается приобщить едва окончивших семинарию сыновей к военному делу. Ему очень хочется, чтобы сыны его так же любили Отчизну, как он, и были ей преданы не только словом, но и делом.

Однако только старший сын Тарас становится истинным патриотом, который готов в муках погибнуть ради блага Отечества. Младший же, безусый и мечтательный Андрий, оступается и становится предателем. Легкомысленный юноша переходит на сторону врага ради любви. Алчущий земных наслаждений в объятиях привлекательной панночки, Андрий не раздумывая попирает все ценности, которые дороги его отцу, и предает свой народ и Отчизну.

Увидев воочию, что родной сын перешел в стан врага, Тарас Бульба собственными руками лишает его жизни. Старый полковник стреляет не в своего родного сына, он убивает врага. Ему стыдно, больно и обидно, что один из его сыновей предал Родину, которая является самой главной ценностью в жизни для самого Тараса Бульбы. Однако он вовсе не сожалеет о содеянном, так как считает, что предсказуемой участью предателя должна быть смерть. Когда Остап предлагает похоронить труп брата, Тарас отказывается участвовать в погребении, считая похороны незаслуженной честью для предателя, пусть даже этот предатель был ему сыном.

Однако после казни старшего сына врагами Тарас Бульба устраивает ему похороны со всеми почестями. Мужественный казак даже находит в себе силы тайно присутствовать на казни старшего сына.

Образ героя Тараса Бульбы нельзя полностью отнести ни к положительным персонажам, ни к отрицательным. Для Тараса существует только белое или черное, он совершенно не приемлет полутонов. Андрий никогда не получил бы от него снисхождения или прощения за предательство. Юноша стал жертвой обстоятельств, потому что был ослеплен любовью к женщине, которая волею судьбы была рождена на земле неприятеля. Но отец не желает этого понимать и прощать, предпочитая увидеть сына мертвым, нежели сражающимся на стороне врага.

Гибель же самого Тараса Бульбы ужасна. Его казнили враги, привязав к дереву, а затем сожгли отважного казака заживо. Умирая, Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках и об Отчизне, во имя которой погибнуть он посчитал за великую честь.

Образ Тараса Бульбы — это образ настоящего героя и патриота своей Родины.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Ответственность (15.3 ОГЭ — 9 класс)
    По сути, ответственность – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
  • Сочинение Мечта и жизнь без мечты
    Жизнь без мечты, – какая она? Не интересная, не вызывающая тебя на бой с самим собой, жизнь, которая не воодушевлена целями и планами. Существует фраза «Человек без мечты, как птица без крыльев».
  • Биография Чичикова (кратко)
    Произведение Гоголя Мертвые души показывает читателю о том, что, несмотря на все богатства, человек может быть несчастен. Главный герой произведения Чичиков

Сочинение Тарас Бульба — характер, рожденный временем

Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Герой является олицетворением единства человека с родной землей. Произведение Гоголя повествует об исторических событиях, о борьбе за независимость украинского народа. Писатель не стремился передать в точности исторические события того времени, главной его задача — показать некий идеал человека, мужественного предводителя, который жил в сознании народа. Именно этот образ и раскрыт в характере Тараса Бульбы.

17 век стал не простым для Украины. Шла борьба за независимость между Польшей и украинским народом. В такое время нужно иметь поражающую волю и выносливость, и, несомненно, твердость характера. Такими чертами и обладал Тарас Бульба – старый казак-полковник, побывавший не в одном сражении. Как отмечает сам автор: «весь он был создан для бранной тревоги». Бульба отличался грубой прямотой своего нрава и целеустремленностью, граничащею с упрямством. В период военных действий герой храбро сражался с неприятелем, он был не только воином, но и полководцем, за которым шли в бой другие казаки.

Превыше всего Тарас Бульба ценил узы товарищества, которые объединяли казаков. Он считал, что справится с неприятелями, сможет лишь сплоченный дух людей, действующих как единый механизм. Бульба также ценил дружбу, он с горечью и сожалением вспоминал об убитых в боях запорожцах.

Своих сыновей, Остапа и Андрия, едва окончивших семинарию, Бульба сразу решает приобщить к казаческой жизни, он вместе с ними отправляется на Сечь. Именно здесь и проявляется вся жесткость и твердость его характера. Узнав, что Андрий стал предателем и перешел на сторону врага, Бульба не может простить этого и убивает сына. Характеру Андрия Гоголь противопоставляет Остапа, который так же как и отец верен казачеству. В одном из сражений Остапа берут в плен. Пытаясь вызволить сына, Бульба отправляется в Варшаву. Однако герой не успевает спасти сына, он становится свидетелем его казни. Остап не страшится смерти, он мужественно переносит пытки. Отцовское сердце не выдерживает собственного бессилия и не способность помочь сыну. Впоследствии Бульба будет мстить полякам за всех убитых запорожцев вплоть до собственной смерти.

В характере Бульбы сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. К последним можно отнести эгоистичное отношение к жене, которой он не оставил возможности побыть с сыновьями. Также в боях Бульба был чрезмерно безжалостен и жесток, он не щадил ни женщин, ни детей, полностью разрушал вражеские города. В борьбе за свободу и независимость родного края Бульба не останавливается не перед чем, даже кровные узы не могут стать препятствием в осуществлении главной цели героя. Тарас Бульба – это яркий пример характера, рожденного временем.

Другие сочинения: ← По повести Тарас Бульба↑ ГогольАнализ повести Шинель →

Тарас Бульба – характер рождённый временем – факты для сочинения по теме

В повести «Тарас Бульба» Гоголь задумывал отразить одно из главных событий украинской истории – борьбу за независимость и право быть отдельным государством. Изучив множество источников, проработав исторические факты и воспоминания очевидцев, Гоголь создаёт аутентичное произведение. Важно отметить, что автор не стремился к исторической точности, в его планах было показать некий идеал, живущий в народном сознании. Образы героев в повести собирательны, а характер Тараса Бульбы, главного героя произведения, мыслится как образцовый. Несмотря на собирательность образа, у Тараса Бульбы были свои исторические прототипы. Например, коренной атаман Охрим Макуха, который за самостоятельность Украины и самобытность украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.

XVII век был для Украины непростым временем. Речь Посполитая начала активно бороться с украинством после разгрома козацких войск. На фоне гнёта крестьян и притеснения по национальному и религиозному признакам недовольство польской шляхтой возрастает. Это стало причиной для начала национально-освободительной войны. Став гетманом, Богдан Хмельницкий начинает активно готовиться к войне против Польши. Заключённое на переговорах перемирие себя не оправдало. «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем» – так думал о той эпохе Гоголь.

В такое время нужно было иметь жёсткий характер и поражающую выносливость. Именно таким и оказывается Тарас Бульба. Сам автор писал о нём так: «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек…». Одна из черт характера Тараса Бульбы обозначена в приведённой цитате (упрямство), но для более полного раскрытия персонажа нужно упомянуть и о других.

Он достаточно целеустремлён, если что-то его не устраивает, но добьётся своего. Это прослеживается в эпизоде с переизбранием кошевого и в сцене, когда Бульба уговаривает Янкеля провезти его в Польшу. Поначалу Янкель отказывается: за поимку Тараса Бульбы назначена огромная сумма, поэтому еврей не хочет рисковать своей жизнью. Но Бульба переубеждает Янкеля, согласившись ехать спрятанным под кирпичами. Тарас использует даже призрачную возможность увидеть сына, но план рушится, когда один из надзирателей в темнице грубо отзывается о козаках. Это сильно задело гордость старого запорожца – Янкелю пришлось уводить Тараса из подземелий, чтобы сохранить им обоим жизнь.

Николай Петрович Кирсанов – характеристика в “Отцах и детях”

Бульба превыше всего ценит товарищеские отношения, считает товарищество главным законом существования козаков. Только сплочённая команда способна выиграть сражение. Только войско, которое действует как единый отлаженный механизм способно побороть неприятеля. Бульба ценит дружбу, узнав о погибших запорожцах, он искренне сопереживает и сожалеет. Вера для запорожца так же важна, как и товарищество. Неслучайно козаков, прибывших на Сечь, спрашивали об отношении к христианской вере. Бульба был из числа старых полковников, заимствования из польской культуры и жизнь на польский лад была ему не по душе. Украинцев и козаков, которые перенимали польские обычаи и старались жить как в Варшаве, Бульба называл «холопьями польских панов». Мужество Бульбы проявилось не только в сражениях или боях. Не увидев родного сына в темнице, Тарас приказывает Янкелю отвести его на казнь: «хочу посмотреть как его будут мучить…». Бульба теряется в толпе, ближе пробираясь к лобному месту. Тарас видит, что его старший сын идёт первым. Остап не боится смерти и наказывает остальным пленённым козакам гордо встречать погибель, чтобы ни один лях не услышал их криков. Бульба шёпотом повторяет «добре, синку, добре». Он одобряет смелость Остапа, но ничем не может ему помочь. Но не выдерживает отцовское сердце: «Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Бульба исчезает, чтобы потом появиться в Польше вновь и с двойным ожесточением мстить полякам за погубленных товарищей и убитого сына.

Тарас Бульба сочетает в себе и положительные, и отрицательные черты характера. Жена в его доме не имеет права на собственное мнение, права голоса, права любой матери на времяпрепровождение со своими детьми. В боях Бульба жесток и безжалостен. Он не щадит ни женщин, ни детей, сжигает города, не оставляя камня на камне. Разгульный образ жизни на Сечи его в целом устраивает. Но в то же время он защищает независимость родного края. Вера и свобода очень важны для Тараса. Защищая свои ценности, он не останавливается ни перед чем, и даже кровные узы не становятся преградой. Без сомнений, можно сказать, что Тарас Бульба – характер, рождённый временем.

Описание характера главного героя Тараса Бульбы через призму того времени, пригодится ученикам 6-7 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»

СочиненияОбраз Тараса Бульбы в повести Гоголя «Тарас Бульба» – кратко для сочинения по теме

Сочинение: Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 31.10.2020

Многомудрый Литрекон представляет два варианта краткого сочинения-рассуждения на тему «Образ Тараса Бульбы». Вы можете выбрать то эссе, которое больше соответствует Вашему видению темы. Приятного просвещения!

Вариант 1

(420 слов) Тарас Бульба – запорожский казак, отец двух сыновей. Эти две социальные роли, переплетаясь между собой, определяют характер и особенности поведения главного героя одноименной повести. Соединяясь с красочными гоголевскими описаниями внешности Бульбы, они создают цельного персонажа, наделенного яркой индивидуальностью.

Самой узнаваемой чертой портрета Тараса выступает его могучее телосложение. На протяжении всей повести герой воплощает собой силу, мужественность и грубость. Описывая его, Гоголь говорит: «Тарас был чрезвычайно тяжел…», — делая акцент на внушительности фигуры героя и усиливая характеристику словом «чрезвычайно». Так автор вызывает у читателя ассоциации с образом богатыря, сильного и крепкого.

Еще одной показательной чертой внешнего облика Бульбы выступает множество шрамов и рубцов, покрывающих его тело. Они не только придают образу главного героя мужской грубости, но и характеризуют его как человека воинственного и отважного. За каждой раной стоит суровая битва, в которой Тарас Бульба отстаивал честь Отечества и собственное достоинство запорожского казака. Неотъемлемыми элементами его внешности являются усы, закрученные по-казацки, и чуб, добавляющий его образу архаичности настоящего казака.

Отечество значило для Тараса гораздо больше, чем семья. Это наглядно проиллюстрировано сюжетными событиями: герой отправляет своих сыновей служить, подвергая их смертельной угрозе во имя соблюдения традиций Родины, иногда колотит жену, держа ее в смирении и страхе перед собой, а впоследствии убивает младшего сына за измену Родине. Он представляет себя единовластным хозяином дома, где все должно быть так, как он того пожелает. Жена не смеет ему возражать, а сыновья не показывают явных признаков любви к отцу, общаясь с ним, скорее, как с высшим авторитетом, опытным полковником, которому нужно подчиняться. Будучи храбрым и самоотверженным воином, свирепым и яростным в бою, Тарас оправдывал такое отношение сыновей. Время показывает, что сердце патриота не позволяет ему простить предательство Андрия, которое он воспринимает как покушение на святыню и личный позор. Это доказывает, что Тарас-казак сильнее, чем Тарас-отец, ведь в главном герое преобладают такие черты характера, как неумолимость, беспощадность, суровость и доблесть.

В раскрытии образа Тараса Бульбы не маловажную роль играет последняя сцена – сцена его ужасной смерти. Этот момент позволяет нам понять, насколько силен дух главного героя, который до последнего остается преданным воином и бесстрашным защитником своего Отечества. Будучи обреченным на сожжение на костре, он не выказывает ни единого признака страха, так как его душа обращена не к происходящему, а к дальнейшей судьбе Родины – к бегущим товарищам, которые смогли спастись. Он торжествует за них, как будто не замечая огня и приближения мучительной смерти:

«Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!».

Таким образом, благодаря таким чертам, как колоссальная сила духа, незаурядное мужество, сердечная привязанность к Родине и самоотверженность, Тарас Бульба стал одним из самых ярких персонажей гоголевского творчества.

Вариант 2

(516 слов) В повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь создал очень яркий и сложный образ запорожского казака. Гоголь смог сделать своего персонажа индивидуальным и в то же время олицетворяющим весь свой народ. Тарас Бульба — человек с незаурядной внешностью: огромный и сильный мужчина, который физически силен «как дуб». Но какими же качествами обладал казак? Как он выразил ментальность всего казачества?

Тарас Бульба — очень опытный воин. Большую часть своей жизни он провел в походах и сражениях. Даже с женой он виделся очень редко. Перед нами хороший воевода и отличный лидер. Автор изобразил очень энергичного человека, который умеет поднять боевой дух подчиненных. Тарас положительно влияет на остальных казаков, умеет шутить и поднимать настроение товарищам. При этом Тарас превосходит многих из них: в нужный момент в нем просыпается хитроумный и сообразительный стратег, готовый пожертвовать всем ради своей цели. Опыт и знание военного дела, его отвага и бесстрашие, доблесть и сильная ненависть к врагу вызывали уважение товарищей к старому казаку. Важно отметить, что Тарас Бульба — верующий человек. Он православный христианин. Казак готов защищать свою веру до самой смерти. Поляки покусились на его веру, поэтому Тарас поднимает остальных казаков на защиту Отечества и православия. Тарас — патриот. Он предан своей Родине. Между сыном и Отечеством он выбирает последнее. К предателям Родины, семьи и товарищей он беспощаден. Честь и преданность Отечеству затмили любовь к собственному сыну.

Однако Гоголь далек от идеализации своего героя. У Тараса суровый нрав. Он не признает проявления нежных чувств. Ласки и любви от него жена никогда не получала. Тарас Бульба мог на нее крикнуть или ударить ее. Товарищество он ставил выше семьи. Тарас не хочет сидеть дома и уделять время супруге, чтобы «не обабиться». И отец он тоже строгий. Сыновей своих не баловал. В своих детях Тарас хочет видеть продолжение себя. Тарас Бульба уверен, что казак должен быть не только храбрым и жестоким во время битвы, но и умным и образованным, чтобы быть хорошим военачальником. Поэтому он отправил своих сыновей учиться. Казак хотел, чтобы Остап и Андрий были сильными, отважными воинами, защищавшими Родину. Именно поэтому он встречает только что вернувшихся с учебы сыновей не лаской и нежностью, а проверкой их силы. Кроме того, как и остальные казаки, Тарас Бульба любил выпить и проверить свою удаль на беззащитных людях, поэтому участвовал в еврейских погромах. Еще один важный недостаток героя — упрямство. Изменить мнение Тараса невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет казака с места. Тарас Бульба родился для сражений, битв и походов по Запорожской Сечи. Он — прямолинейный человек, говорит то, что думает. В его лексиконе присутствуют слова, которые автор не может употребить в печати. Но, пожалуй, главным пороком Тараса является мстительность. После смерти Остапа он с невероятной жестокостью мстит полякам. К противникам казак безжалостен. Он не знает пощады. Казак сжигает польские поселения вместе с невинными женщинами и детьми. Тарас убил даже своего сына, который предал Родину и товарищей. Андрий стал врагом казаков, поэтому Тарас Бульба не пощадил сына.

Таким образом, в повести Тарас Бульба раскрывается со всех сторон: он опытный и умный военачальник, преданный Отечеству и вере казак, строгий отец, суровый муж и человек с твердым характером, но испорченный и развращенный жестокими временами, когда мстительность, ханжество и нетерпимость были присущи почти всем людям.

«Гоголевская «ситуация ревизора»»

Вспомним, когда была написана комедия «Ревизор»: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел произведения определил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем». «Ревизор» стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу исторического документа. Итак, перед нами уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В этом городе, который писатель назвал однажды «сборным городом всей темной стороны», есть все — как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция. Гоголевский город представляет собой «пирамиду»: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.

Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.
Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно «в сапог — и никто не увидит». Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они «как мухи выздоравливают».

О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок», при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.

Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). «Насчет же внутреннего распоряжения, — объясняет городничий, — и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено».

Гоголевская «ситуация ревизора» раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, «дело идет о жизни человека», каждый характер раскрывается глубоко.

Так, городничий — человек, «созданный обстоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей». Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. «Смотри! Не по чину берешь!» — говорит он квартальному.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она «начала строиться, но сгорела». Пренебрежительно относясь к народу, «купечеству да гражданству», он совсем иначе ведет себя с «ревизором» Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.
Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество «идейное обоснование»: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника — «человек толстый, но плут тонкий».
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».
Еще один чиновник — почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет. в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет. ».
Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.
Хлестаков — гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться «чином повыше» и способность «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». По выражению В.Г.Белинского, «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» — черты, выражающие сущность «хлестаковщины» и свойственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество — стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит». Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, — все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о «настоящей» жизни. Иван Александрович Хлестаков — это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, хлестаковщина — это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.
В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день.

В “Ревизоре” Гоголь умело сочетает “правду” и “злость”, то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В “Театральном разъезде” Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и “электричества чин”. “Электричества чин” и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором.

В комедии “Ревизор” представлена целая “корпорация разных служебных воров и грабителей”, блаженно существующих в уездном городе N.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава – Уховертов,а уездного лекаря – Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”, Анна Андреевна: “Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”, Хлестаков: “Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения”. Осип: “Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”, Ляпкин-Тяпкин: “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен”, Почтмейстер: “Простодушный до наивности человек”.
Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений “совершенной свиньей в ермолке”.

Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и т.п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего. ”
Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой “четвертой стены”, обращается прямо в зал: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь”. Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: “Всем досталось, а больше всех мне!”

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в “Театральном разъезде”: “. Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был – смех”.

Бесплатные школьные сочинения

Блог «Лучшие школьные сочинения» – место, где можно бесплатно списать готовые школьные сочинения по русскому языку и литературе. Предлагаю ознакомится с сочинениями для 7, 8, 9, 10 класса по русской литературе.

Гоголевская «ситуация ревизора»

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Вспомним, когда была написана комедия «Ревизор»: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Сам Гоголь замысел произведения определил так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем». «Ревизор» стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его «Ревизор» приобрел силу исторического документа. Итак, перед нами уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В этом городе, который писатель назвал однажды «сборным городом всей темной стороны», есть все — как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция. Гоголевский город представляет собой «пирамиду»: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.

Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.
Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно «в сапог — и никто не увидит». Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они «как мухи выздоравливают».

О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: «порядок», при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.

Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). «Насчет же внутреннего распоряжения, — объясняет городничий, — и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено».

Гоголевская «ситуация ревизора» раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, «дело идет о жизни человека», каждый характер раскрывается глубоко.

Так, городничий — человек, «созданный обстоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей». Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. «Смотри! Не по чину берешь!» — говорит он квартальному.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она «начала строиться, но сгорела». Пренебрежительно относясь к народу, «купечеству да гражданству», он совсем иначе ведет себя с «ревизором» Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.
Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен «вольтерьянством». За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен», позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество «идейное обоснование»: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело».

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: «Чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника — «человек толстый, но плут тонкий».
Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов — воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул».
Еще один чиновник — почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: «Жизнь моя, милый друг, течет. в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет. ».
Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.
Хлестаков — гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться «чином повыше» и способность «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». По выражению В.Г.Белинского, «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» — черты, выражающие сущность «хлестаковщины» и свойственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество — стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит». Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, — все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о «настоящей» жизни. Иван Александрович Хлестаков — это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, хлестаковщина — это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.
В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.
Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день.

В “Ревизоре” Гоголь умело сочетает “правду” и “злость”, то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, беспощадной сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В “Театральном разъезде” Гоголь писал, что в современной драме действием движет не любовь, а денежный капитал и “электричества чин”. “Электричества чин” и породил трагикомическую ситуацию всеобщего страха перед лжеревизором.

В комедии “Ревизор” представлена целая “корпорация разных служебных воров и грабителей”, блаженно существующих в уездном городе N.
При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава – Уховертов,а уездного лекаря – Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”, Анна Андреевна: “Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”, Хлестаков: “Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения”. Осип: “Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”, Ляпкин-Тяпкин: “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен”, Почтмейстер: “Простодушный до наивности человек”.
Яркие портретные характеристики даны также и в письмах Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений “совершенной свиньей в ермолке”.

Основным литературным приемом, которым пользуется Н.В.Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будушее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и т.п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно кажется Городничему, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего. ”
Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: Городничий, ломая принцип так называемой “четвертой стены”, обращается прямо в зал: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь”. Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: “Всем досталось, а больше всех мне!”

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии. Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в “Театральном разъезде”: “. Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был – смех”.

Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь впоследствии, – я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все не­справедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где большего всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его ко­медии, определив ее жанр как комедии социально-политической, а основным содержанием комедии стала сатира на чиновничество. Движущей пружиной в «Ревизоре» является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В ос­нове сюжета комедии – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки». Тем са­мым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя: таким героем в комедии стала, говоря словами Белинского «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, по­влекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточни­чество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь показывает в своей комедии правителей уез­дного города.

Во главе чиновников стоит городничий. Он неглуп: умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками», «поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать».

Городничий – убежденный взяточник: «Это уж так самим богом устроено». Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги.

Цель его стремлений – «со временем. влезть в генералы». Зачем ему это нужно? «По понятию нашего городничего, – говорит Белин­ский, – быть генералом – значит видеть перед собой унижение и под­лость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и над­менностью». Эти черты проявляются в нем и сейчас. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «А который будет недоволен, то ему после дам неудовольствия. » Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.

Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлеста­ковым, которого он принял за ревизора, городничий старается пока­зать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почти­тельно.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьей по воле дворянства». Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считает­ся в городе «вольнодумцем» и образованным человеком, так как про­читал пять или шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий». В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач «по-русски ни слова не знает». При случае Земляника го­тов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает на почтмейстера, на судью, на смотрителя училищ.

Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.

Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.

Все чиновники нарисованы Гоголем ярко, колоритно, каждый из них своеобразен и типичен одновременно.

Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя и своими речами и по­ступками в ожидании ревизора и после приезда мнимого ревизора Хлестакова.

Образ Хлестакова заслуживает особого внимания. «Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения». Хлестаков сам не знает, что он ска­жет в следующую минуту; «в нем все сюрприз, все неожиданность» для него самого. «Он лжет с чувством; в глазах его выражается на­слаждение, полученное им от этого». Но самая основная, характер­ная черта Хлестакова — «стремление сыграть роль хоть одним верш­ком выше той, которая ему назначена».

Мастерство Гоголя в этой пьесе проявилось в изображении нрав­ственных пороков людей. Каждый из персонажей наделен целым букетом таких недостатков. В мире этих людей царят ложь, лицеме­рие, нечестность, взяточничество, глупость, высокомерие, трусость. Перечислять все эти пороки можно еще долго – ведь в обществе со­зданы условия для того, чтобы люди, занимающие более высокое положения, могли использовать его в своих целях. Автор пьесы го­ворит об этом, не скрывая совершенно очевидной мысли, что дан­ный губернский город – это всего лишь «модель» государства.

Н. В. Гоголь сам присутствовал на репетициях спектакля, ему очень хотелось, чтобы актеры играли роли так, как он задумал. Поэтому в пьесе так много авторских ремарок, даже если отдельно прочитать их, то они помогут лучше понять характеры действующих лиц.

Есть и еще одна особенность пьесы – в ней нет положительного героя. Как говорил сам Гоголь – единственный положительный ге­рой в этой пьесе – смех. Через все свое творчество Гоголь пронесет и такую мысль, что человечество должно прощаться со своими недо­статками смеясь.

Вспомним, когда была написана комедия “Ревизор”: мрачная эпоха Николая I, действует система доносов и сыска, распространены частые инспекторские наезды “инкогнито”. Сам Гоголь замысел произведения определил так: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем”.

“Ревизор” стал комедией, где были выведены на сцену истинно русские характеры, были вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел силу исторического документа.

Итак, перед нами уездный городок, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. В этом городе, который писатель назвал однажды “сборным городом всей темной стороны”, есть все – как в маленьком государстве. Здесь и юстиция, и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений) и, конечно, полиция.

Гоголевский город представляет собой “пирамиду”: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие – ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии.

Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно “в сапог – и никто не увидит”. Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они “как мухи выздоравливают”.

О внутренней сущности дел правители города и не думают беспокоиться: “порядок”, при котором процветает грабеж, насилие, никакой ревизии не будет подвергнут. И городничий, и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза.

Чиновники города спешно производят кое-какие внешние улучшения (типа снятия арапника, висевшего в присутствии, или уборки улицы, по которой поедет ревизор). “Насчет же внутреннего распоряжения, – объясняет городничий, – и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уж так самим Богом устроено”.

Гоголевская “ситуация ревизора” раскрывает всю глубину натуры человека, весь строй его чувств. В чрезвычайных обстоятельствах, когда, говоря словами городничего, “дело идет о жизни человека”, каждый характер раскрывается глубоко.

Так, городничий – человек, “созданный обстоятельствами”, воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета во всех делах, во всех аферах и мошенничествах. По словам Гоголя, он “более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки”. Ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, возглавляя целую “корпорацию разных служебных воров и грабителей”. Он считает взяточничество вполне естественным явлением, ограничиваемым только чином и общественным положением взяточника. “Смотри! Не по чину берешь!” – говорит он квартальному.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, скрывать крупные куши: он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив рапорт, что она “начала строиться, но сгорела”. Пренебрежительно относясь к народу, “купечеству да гражданству”, он совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым, заискивая перед ним, стараясь завоевать его расположение. При этом у городничего раскрываются незаурядные “дипломатические способности”: угодничая перед “государственной особой”, он ловко “ввертывает” Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать истину.

Связанные круговой порукой, чиновники города неповторимы в своих индивидуальных особенностях. Например, судья Ляпкин-Тяпкин известен “вольтерьянством”. За всю жизнь он прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”, позволяет себе держаться независимо даже с городничим. Он подводит под свое взяточничество “идейное обоснование”: “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем. борзыми щенками. Это совсем иное дело”.

Интересен также Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он цинично относится к вверенному ему делу, презирает бедный люд, нисколько не смущаясь замечаниями городничего о недостатках в больнице: “Чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. В этих словах и жестокость, и равнодушие к судьбе людей, и готовое оправдание того, что он попросту обворовывает больных. По выражению Гоголя, Земляника – “человек толстый, но плут тонкий”.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов – воплощение полнейшего духовного ничтожества, робости и смирения. В его характере выражены типичные для николаевского чиновничества черты: постоянный трепет и страх при одном имени начальства. Сам он признается в этом: “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”.

Еще один чиновник – почтмейстер Шпекин, черпающий свои представления о мире из чужих писем, которые он вскрывает. Однако его словарный запас все равно беден. Вот, например, место из письма, кажущееся ему особенно прекрасным: “Жизнь моя, милый друг, течет. в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет. “.

Каждый из созданных Гоголем образов своеобразен и индивидуален, но все вместе они создают облик чиновничества как аппарата, управляющего страной. И вот все эти провинциальные чиновники полностью раскрывают себя перед мнимым ревизором.

Хлестаков – гениальное открытие Гоголя. В нем есть стремление казаться “чином повыше” и способность “блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте”. По выражению В.Г.Белинского, “микроскопическая мелкость и гигантская пошлость” – черты, выражающие сущность “хлестаковщины” и свойственные чиновничеству России того времени.

Хлестаков в начале даже не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается “приятности” нового положения. И его главное качество – стремление порисоваться, пустить пыль в глаза – проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. По замыслу Гоголя, Хлестаков “не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит”. Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, “распекающего” других.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, – все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, добчинских, их представлениям о “настоящей” жизни. Иван Александрович Хлестаков – это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, хлестаковщина – это оборотная сторона общественной системы, основанной на взятках, казнокрадстве, чинопочитании, ее неизбежное следствие.

В финале комедии, знаменитой немой сцене, выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора.

Гоголь надеется на то, что голос сатиры, сила насмешки, благородство юмора смогут сделать из городничих и держиморд людей. Злые на первый взгляд строки его комедии были продиктованы любовью к России и верой в нее. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься над ними, понять причины, весь ужас этих явлений и постараться избавиться от них. Вот почему произведения Гоголя актуальны и по сей день

Читайте также:
Портрет Н. В. Гоголя и Портрет Дориана Грэя О. Уальда (сопоставительный анализ): сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: