Как представлен Тарас Бульба в повести Николая Васильевича Гоголя: сочинение

«Как представлен Тарас Бульба в повести ?»

ТАРАС БУЛЬБА — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Исторические прототипы образа Тараса — выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины еков: Лобода, Тарас Трясло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Бульбу и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба — собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Именно по этому мы не имеем подробного портрета Тараса. В повести присутствуют лишь беглые описания его внешности, черты присущие многим казакам, современникам нашего героя. Отсутствие точного портрета так же позволяет нам самим представить, как именно должен выглядеть человек, с такой необычной судьбой и непростым характером. А характер у Тараса действительно был не простой. Это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу Европы. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Степь — вот его дом, его любовь. Тарас в отличие от дворян не любил, даже презирал роскошь. Единственное, что признавал он из роскоши — ратный костюм. Перед боем преображался он, одевая дорогую, красивую одежду, украшая коня своего. По нравам своим обставил он и жилище своё. Всё в хате его было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. Но, всё же тихая, мирная жизнь не привлекала его. Он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. А ведь дома его всегда ждала верная и любящая, несмотря ни на что жена. Она давно уже смерилась с одиночеством и тешила себя лишь воспоминаниями о том, как любима она была в юности. А ведь это был один только миг, когда жила она любовью, только первая горячка юности, и уже суровый муж покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества. От того вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине обратилось у неё в одно материнское чувство. Но и сыновьям не смогла она посвятить всю себя. Ведь Тарас воспитывал их по — своему. С детства учил он сыновей, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их — чистое поле, да добрый конь. Учения и оружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и Тарас не любил, сам он был не образован, но слова, выступления его были столь красноречивы, выразительны и трогательны, что поверить в глупость этого человека очень трудно. Всему, что умел, обучился он в течение жизни, в боях, сражениях, и просто кочуя по необъятной русской земле.

Не смотря на своеобразность Тараса, уважали товарищи его. Казаки с замиранием сердца, затаив дыхание, слушали речи Тарасовы. Они беспрекословно выполняли все его приказания, повторяли слова его, восхищаясь красноречием и мудростью Тараса. Остап и Андрий с детства почитали отца, дивились его уму и силе. Жена, пожилая, исстрадавшаяся женщина не корила мужа за то, что не сделал он её счастливою, а ловила каждое его слово, выполняла все его просьбы, хоть и были они в грубой, унизительной форме. Она уважала и тихо, в глубине сердца любила Тараса.

Тарас испытывал не только гордость за сыновей своих, за храбрость, силу и нрав казачий. Но и горечь, и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могли оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя.

Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думал о своей скорой и мучительной смерти, не чувствовал боли в горящих ногах. Он был полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помог им спастись, надеясь на то, что друзья его продолжат святое дело, на которое он жизнь свою положил.

Тарас Бульба — личность очень многогранная. По этому образ Тараса каждому видится по своему. Кто — то считает его неуравновешенным, импульсивным, и даже нервным человеком. Кому то он кажется слишком злым и жестоким. Но мало кто действительно понимает поступки и мысли Бульбы. И действительно сейчас многие слова и действия Тараса могут показаться нам аморальными. А всё потому, что герой наш живёт в другом времени, по другим понятиям, в другом обществе. Но не смотря на это нам интересно читать о жизни этого человека. В этом огромная заслуга Николая Васильевича Гоголя. Ведь он так живо и интересно описал своего героя, использую различные приёмы русского языка. Среди них, конечно же, описания (старый Бульба; Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст) и сравнения (точно необыкновенное явление русской силы).

Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Тарас Бульба Гоголя показывает нам борьбу украинского народа за свою независимость, борьбу против польского гнета. Здесь изображается жизнь казаков, показана Запорожская Сечь с ее бытом и традициями, подробно описывается жизнь казачьего атамана Тараса Бульбы, который и является главным бесстрашным героем одноименного произведения. В повести автор затрагивает тему предательства, тему любви к своей Родине, показывает моральные и социальные устои времен казачества. Это замечательное произведение, в котором Гоголь показал истинное лицо настоящего казака. Какими же предстают перед нами казаки? Давайте подробно остановимся на образе Тараса Бульбы, созданном Гоголем и напишем сочинение по повести.

Читайте также:
Остап и Андрий братья и враги (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба): сочинение

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба — бесстрашный атаман, мужественный предводитель казаков, о котором автор произведения пишет так; Он был создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. Читая произведение, мы понимаем, это действительно мужественный человек, имеющий большую силу духа, преданность к друзьям и беспощадность к врагам.

Тарас — это человек, который мечтает лишь об одном, о независимости своего народа и своей страны.

Тарас Бульба скорее народный герой, замечательный, мудрый вожак, который всего себя отдает во имя служения Родине. Его жизнь — это постоянные военные походы, в которых он показывает всю ненависть к врагам, защищая слабых крестьян, наказывая богатых поляков.

Казачий атаман Тарас не желает жить в роскоши и презирает тех казаков, что стали перенимать польские обычаи. Для него самый лучший кров — это чистое поле. У атамана было два сына, от которых он также желал полной отдачи Родине. Сыновья воспитывались так, чтобы и они посвятили себя Отчизне, поэтому сразу, как те заканчивают учиться, забирает их с собою в Сечь. Там они себя показали бравыми молодцами, хорошими казаками, храбро сражались в боях, пока младший сын не перешел на сторону поляков. Такого предательства Тарас Бульба не мог простить. Измена Родины не может быть оправдана, даже таким светлым чувством, как любовь. Тарас собственноручно казнит сына.

Старшего сына также ждала смерть, но от руки врага. Поляки поймали Остапа и казнили его на площади, однако этим сыном Тарас гордился. Мало того, он пробирается на площадь, чтобы в последние минуты жизни сына поддержать его, сказать, что он рядом и что Остап не один.

Героически погибает Тарас в повести. Его заживо сжигают поляки, но даже в последние минуты своей жизни он думает не о себе, а о тех воинах, которые сейчас ведут борьбу в окружении и на последнем дыхании он дает советы своим братьям по духу, своим воинам и соратникам, тем самым спасая их от погони.

Были у Тараса Бульбы и отрицательные черты, такие как жестокость, неспособность на компромиссы, но наверное в то время по-другому нельзя было поступать, ведь любое проявление слабости могло означать лишь верную смерть.

Тарас Бульба Гоголя — одно из любимых моих произведений автора, которое я прочитала с удовольствием.

Сочинение Тарас Бульба, 2 вариант

Сочинение Тарас Бульба можно использовать в качестве примера учениками 7 класса. Здесь мы постарались раскрыть проблемы и темы, которые поднимает автор в своей повести, разобрались с главной мыслью, и написали план сочинения по теме Тарас Бульба, которым также можно воспользоваться в своей домашней работе.

Сочинение на тему Тарас Бульба

Повесть Гоголя в очередной раз переносит читателя в период, когда наши земли подвергались набегам поляков и татар. Мы отправляемся в суровое время, где вольные казаки, вдохновившись единой идеей и любовью к Родине, объединились, чтобы защищать родную землю от иностранных посягательств. Автор хотел воссоздать общую картину жизни казачества тех времен.

Какую мысль закладывает Гоголь в повесть Тарас Бульба? Скорее всего желанием автора было донести до читателя мысль, насколько важно народу быть единым целым.

Прежде всего в нашем сочинении по повести Тарас Бульба, хочется сказать о суровых нравах того времени. Но, по-другому и не могло быть, ведь когда родная земля опустошаются захватчиками, в любую минуту могут погибнуть близкие люди, то и страх смерти уходит на второй план. Никто из казаков не боялся умереть в борьбе за свою веру и землю. Для них это было делом чести, и предательство здесь не прощалось. Только смерть предателю и никакого помилования.

Раскрывая сюжетную линию, Гоголь в повести Тарас Бульба, по которой мы пишем краткое сочинение, затрагивает разные тематики. Это любовь к Родине, предательство, здесь затронуто и противостояние разных религий. Показывая быт казаков, их жизнь и традиции, писатель раскрывает и роль женщины. Стоит отметить, что в то время роль женщины в обществе была невелика. Ее задача была рожать детей, следить за хозяйством, и не вмешиваться в военные дела своего мужа. Ни о каких чувствах любви не могло быть и речи, поэтому Тарас и предупреждает младшего сына, что бабы до добра его не доведут.

Ослушавшись отца, и полюбив полячку, младший сын Андрий отрекается от родителей, от веры, собственного народа, и становится предателем. Нравы казачества тех времен были безжалостны. Измена должна караться смертью, даже если отцу придется убить собственного сына. И Тарас Бульба убивает Андрия. Для нас это выглядит бесчеловечно, но подобное было продиктовано жестокими обстоятельствами, в которых казакам приходилось выживать.

Тарас Бульба — народный герой

В своем произведении Гоголь не дает строгих отсылок к истории, и лишь в общих чертах затрагивает события первой половины XVII века, поэтому и герои здесь не конкретные исторические персонажи, а собирательные образы. Не исключение и Тарас Бульба, который по словам Белинского, стал представителем целого политического общества, целого народа, впитав в себя самые лучшие качества казаков. Согласно некоторым источникам, автор создает своего героя, используя реальных атаманов казацкого восстания.

Для Тараса Бульбы, чья жизнь была связана с вольным казачеством и Запорожской Сечью, основной целью была защита родного края. Он не мыслит без этого своей жизни. Тарас хотел, чтобы и его сыновья пошли по стопам отца, поэтому сразу после учебы забирает их в Запорожье. Тарас отважен, предан общему делу, имеет огромную силу воли, и очень радуется, когда старший сын начинает проявлять такие же качества.

Читайте также:
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

А вот младший сын его разочаровал. Он перешел на сторону врага, и невозможно было смириться с этим такому человеку, как Тарас. Андрий не только предал родителей, он предал Родину и собственный народ. При том, как сам Тарас Бульба всю жизнь боролся за правду, православную веру, и лучшую жизнь для своего народа. Он убивает сына, но мы не можем осуждать за это Тараса, чей характер был рожден временем. Он не мог поступить по-другому, не мог изменить самому себе и подвести других. Это была борьба, где было нельзя поддаваться чувствам, где нет места эгоизму и личным интересам. И Тарас Бульба умирает, как народный герой, даже перед смертью помогая товарищам бежать.

Смерть Тараса Бульбы

Как и на любой войне, здесь в непримиримой борьбе погибает множество людей, но больше всего автор акцентирует внимание на трех смертях. Одна из них — это смерть предателя Андрия, сына главного героя, что погибает от рук своего отца. Две другие смерти в повести — героические. Это смерть старшего сына Остапа, и конечно же, смерть самого Тараса Бульбы.

Тарас всю жизнь вел себя, как бесстрашный воин, готовый и в пламя, и в воду, лишь бы прогнать вражеские силы. Он вместе со своими собратьями, стоял на защите своих идеалов, и уже даже будучи чрезвычайно тяжелым и седовласым, рвался в бой, лишь бы не быть землеробом. Тарас отважно рубится с поляками, а после смерти своего старшего сына, безжалостно мстит им, нападая на польские селения, и никого не оставляя в живых.

Жажда мести сделала Тараса менее осмотрительным, поэтому в скором времени он оказывается в плену. Но даже там, будучи прибитым гвоздями к дубу и ожидая смерти, он не был сломлен. Его сожгли на костре, но даже в последние минуты жизни он пытается помочь своим товарищам, и героически встречает свою смерть, выкрикивая последние слова, приведшие в ужас поляков. Вы еще узнаете и силу православной веры, и гнев царя, что поднимется из земли русской, и не будет силы в мире, которая не покорится ему! Этим он в очередной раз показал мощь и силу духа русского народа.

1. Повесть Гоголя и ее основная мысль.
2. Суровые нравы и мужество казаков.
3. Тематика произведения Тарас Бульба.
4. Тарас Бульба — народный герой.
5. Три смерти.
6. Несломленный дух героя и всего народа.

Сочинение на тему:Как представлен Тарас Бульба в повести Гоголя

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Как представлен Тарас Бульба в повести Гоголя

ТАРАС БУЛЬБА — главный герой повести Николая Васильевича Гоголя. Исторические прототипы образа Тараса — выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII веков: Лобода, Тарас Трясло, Гуня, Остраница. Некоторые биографические черты связывают Бульбу и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба — собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Именно по этому мы не имеем подробного портрета Тараса. В повести присутствуют лишь беглые описания его внешности, черты присущие многим казакам, современникам нашего героя. Отсутствие точного портрета так же позволяет нам самим представить, как именно должен выглядеть человек, с такой необычной судьбой и непростым характером. А характер у Тараса действительно был не простой. Это один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый 15 век на полукочующем углу Европы. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах. Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Степь – вот его дом, его любовь. Тарас в отличие от дворян не любил, даже презирал роскошь. Единственное, что признавал он из роскоши – ратный костюм. Перед боем преображался он, одевая дорогую, красивую одежду, украшая коня своего. По нравам своим обставил он и жилище своё. Всё в хате его было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. Но, всё же тихая, мирная жизнь не привлекала его. Он не признавал жизни без ратных подвигов и пирушек. А ведь дома его всегда ждала верная и любящая, не смотря не на что жена. Она давно уже смерилась с одиночеством и тешила себя лишь воспоминаниями о том, как любима она была в юности. А ведь это был один только миг, когда жила она любовью, только первая горячка юности, и уже суровый муж покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества. От того вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине обратилось у неё в одно материнское чувство. Но и сыновьям не смогла она посвятить всю себя. Ведь Тарас воспитывал их по — своему. С детства учил он сыновей, что мать их всего лишь баба, и ничего она не знает и не понимает, и что нежба их – чистое поле, да добрый конь. Учения и оружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и Тарас не любил, сам он был не образован, но слова, выступления его были столь красноречивы, выразительны и трогательны, что поверить в глупость этого человека очень трудно. Всему, что умел, обучился он в течение жизни, в боях, сражениях, и просто кочуя по необъятной русской земле. / Не смотря на своеобразность Тараса, уважали товарищи его. Казаки с замиранием сердца, затаив дыхание, слушали речи Тарасовы. Они беспрекословно выполняли все его приказания, повторяли слова его, восхищаясь красноречием и мудростью Тараса. Остап и Андрий с детства почитали отца, дивились его уму и силе. Жена, пожилая, исстрадавшаяся женщина не корила мужа за то, что не сделал он её счастливою, а ловила каждое его слово, выполняла все его просьбы, хоть и были они в грубой, унизительной форме. Она уважала и тихо, в глубине сердца любила Тараса. Тарас испытывал не только гордость за сыновей своих, за храбрость, силу и нрав казачий. Но и горечь, и боль испытывает он из-за предательства Андрия. Никакие веские причины не могли оправдать сына в его глазах. В сцене описания казни Андрия образ старого казака приближается к библейским героям. Он всю свою жизнь отдал на служение родине, твердой рукой уничтожал ее врагов. И так же тверд при казни сына-предателя. Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думал о своей скорой и мучительной смерти, не чувствовал боли в горящих ногах. Он был полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помог им спастись, надеясь на то, что друзья его продолжат святое дело, на которое он жизнь свою положил.
Тарас Бульба – личность очень многогранная. По этому образ Тараса каждому видится по своему. Кто – то считает его неуравновешенным, импульсивным, и даже нервным человеком. Кому то он кажется слишком злым и жестоким. Но мало кто действительно понимает поступки и мысли Бульбы. И действительно сейчас многие слова и действия Тараса могут показаться нам аморальными. А всё потому, что герой наш живёт в другом времени, по другим понятиям, в другом обществе. Но не смотря на это нам интересно читать о жизни этого человека. В этом огромная заслуга Николая Васильевича Гоголя. Ведь он так живо и интересно описал своего героя, использую различные приёмы русского языка. Среди них, конечно же, описания (старый Бульба; Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст) и сравнения (точно необыкновенное явление русской силы).
.

Читайте также:
Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Все сочинения по литературе за 7 класс

В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки написать творческую работу по любой теме.

Оглавление

  • 1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 7 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» — это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя — Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Тарас Бульба — один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»

Гордость Тараса Бульбы — это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование — это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное — это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап — это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас — человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Читайте также:
Почему герои Н.В. Гоголя кажутся нам «знакомыми незнакомцами»?: сочинение

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас — это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Характеристика и Образ Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя и олицетворяет его характер и сущность. Человек, который годами копит ненужное «барахло», которому сложно расставаться с вещами запоминается настолько, что его имя стало нарицательным и актуально даже в наше время.

Гоголь не просто описывает Плюшкина, как человека безмерно жадного, опустившегося, бездушного и беспринципного, он дает возможность раскрыть этот образ нам, через описание его внешности, через манеру одеваться. То, каким при первом знакомстве увидел его Чичиков, в засаленном халате, тряпкой на шее вместо платка, странным колпаком на голове, больше напоминающего нищего, нежели богатого помещика. Внешний вид выдавал в нем скрягу и нище брода, нежели состоятельного помещика. Скупердяйство и коллекционирование мусора довело его до абсурда. Для этого человека главная цель – приобретать ненужные вещи.

Описание имения и дома, обветшалого, неухоженного, бездушного, как и сам хозяин, производило впечатление, что жизнь здесь остановилась. Некогда процветающее, наполненное радостью жизни, любовью жены, смехом детей, ухоженное поместье со смертью жены приходит в запустение. Такое же запустение и «захламление» происходит в душе хозяина. Еще недавно яркая и сильная личность, к которой приезжали соседи поучиться экономному ведению хозяйства, превращается в существо, поглощенное страстью скупости. Мертвые души Плюшкин продал с радостью, посчитав Чичикова глупцом. Старик, на седьмом десятке неизвестно для кого и чего копил свое состояние. Скупость и злоба сделали его угрюмым, нелюдимым и заточенным в свой одинокий мир.

Куда пропали чувства доброты, семейной радости и отцовства? Он проклял сына, который застрелился из-за того что не смог погасить карточный долг, а нуждающейся дочери и внукам нет желания помогать, несмотря на то, что сено, мука и хлеб гниют в его амбарах. Помещик постепенно превращался в злого, очерствевшего старика, доживавшего свою скудную жизнь в одиночестве и злобе. Конечно, можно было попробовать оправдать Плюшкина, но он не использовал шанс что-либо исправить. Ему совершенно безразличны окружающие люди, он одержим своими целями.

Гниль, характерная Плюшкину, встречается в людях и в наше время. Существование, таких как Гоголевский персонаж людей, совершенно бессмысленно, так как они отравляют своей сущностью, желчью и злобой. Образ Плюшкина в поэме представлен в комическом освещении, который извратился из-за богатства и денег.

Вариант 2

Плюшкин – один из героев произведения Гоголя «Мертвые души», личность странная, противоречивая и не слишком понятная для многих.

Плюшкин – неопрятный несимпатичный старичок шестидесяти с лишним лет. Подбородок у него острый, выдающийся вперед. Глазки – маленькие, постоянно бегающие. Бороденка неопрятная. Одежда заношенная и грязная: халат засален до невозможности и порван сзади, на шее – непонятная тряпочка вместо привычного галстука. На первый взгляд даже пол его определить трудно: скорее, он – баба, а не мужик.

Но он не всегда был таким: много лет тому назад он был хорошим хозяином, рачительным и экономным. Да, он был не очень щедр, но это была «мудрая скупость». Жена, трое детей, учитель француз для сына и мадам для дочерей. Все изменилось со смертью жены: тщательность перешла в подозрительность, а бережливость – в скупость. Да и дом постепенно стал пустеть: сначала с штабс – ротмистром сбежала старшая дочь. Сын пошел служить, и отпала необходимость в учителе. Мадам прогнали – узнали, что она помогла старшей дочери сбежать. Младшая дочь умерла, и Плюшкин остался один. Но его нисколько не тяготило одиночество: ведь никто не помешает теперь копить, хранить и богатеть.

С годами скупость стала его страстью, страстью жестокой и ненасытной. И хотя Плюшкин каждый день «кормил» эту страсть новыми поступления в свои амбары и закрома, она требовала все больше и больше. Добра было столько, что его нельзя было износить, съесть и потратить за несколько жизней. Ничего не использовалось, а новые поступления не прекращались – оброк собирался по-прежнему, каждый день Плюшкин приносил в дом что-нибудь нужное для него: потерянную шпору или забытое у колодца ведро. Собранное крестьянами добро гнило и пылилось во дворе, найденные Плюшкиным вещи складывались в большую пыльную кучу в углу комнаты. Для изящных вещиц и бумажных клочков было припасено место на бюро и подоконнике.

Читайте также:
Город N: сочинение

Постепенно стала пустеть и душа Плюшкина, чувства его притупились. И дом, этот «дряхлый инвалид», как бы чувствуя состояние хозяина, тоже стал меняться: душа Плюшкина закрылась, и закрылись почти все окна в доме, остались только два окна, которые можно было растворить. Остальные были закрыты ставнями или заколочены досками. Крыша дома прохудилась, деревянная ограда и ворота были покрыты плесенью. И сад возле дома был запущен и беспорядочен, хотя и поражал какой-то своей живописностью, какую нельзя выдумать ни природе, ни искусству.

И крестьянское село тоже было в жутком запустении: дома разваливались, дороги рассыпались, барское добро гнило между изб. Во многих домах не было стекол, крыши были дырявыми. Да, везде была «мерзость запустения», но она была очень гармоничной – все было унылым, дряхлым и безнадежным.

Бежавшая когда-то из имения старшая дочь попыталась наладить отношения с папенькой, но ему это было не надо: отвлекало от приумножения богатства. В приезд дочери Плюшкин обошелся «малыми потерями»: подарил внуку пуговицу, вещь в хозяйстве незаменимую. Подарки дочери взял без особой благодарности. Денег не дал. И сыну отказал в деньгах, тем самым перечеркнув все отношения. Так и пошло. Постепенно гости и покупщики перестала ездить к Плюшкину, и он остался совершенно один. Но ему это было только на руку: не надо было кормить чужих лошадей.

Плюшкин очень похож на другого героя из классической литературы – Иудушку Головлева Салтыкова – Щедрина. В обоих случаях – безграничное равнодушие к окружающим и чудовищная скупость. Оба имени давно уже стали именами нарицательными. Только Плюшкин, в отличие от Иудушки, не «пустословит» и не пытается подвести подо все какую-то философскую базу.

Плюшкин, богатейший помещик, живет в нищете: душ много имеет, а обедает «хуже пастуха». Говорят, что нищета является не образом жизни, а состоянием души. Может, в этом виновата старость, бесчувственная и бесчеловечная, по словам Гоголя. А, может, что-то совсем другое.

Сочинение 3

Степан Плюшкин – один из персонажей поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».

О прошлом Плюшкина автор рассказал мало. Известно, что он был женат, и у него было трое детей: две дочери и сын. У него было процветающее, красивое поместье. Плюшкин самый богатый человек среди людей в поэме. В его доме часто устраивались балы, а сам он был примером для других в ведении хозяйства. Плюшкин к этому делу подходил с умом и завидной умной экономностью.

Но после смерти жены этот человек стал сильно меняться в худшую сторону. Его неглубокие чувства стали приобретать негативный характер. Экономность Плюшкина превратилась в страшную скупость. Поместье он свое полностью забросил. Его крестьяне все время голодают и умирают от этого. Кто-то сбегает, но все равно умирает в тюрьме. Степану Плюшкину все время кажется, что они воруют его вещи и постоянно обвиняет их в этом. Ремонт поместья не делался очень давно. Из-за погодных условий его дом принял неопрятный и заброшенный вид. Казалось, что там никто не живет. Сено и хлеб, которые он зачем-то берег, гнили. Внутри дома был беспорядок: старые поломанные вещи, которые Плюшкин не выбрасывал, смешались со старой мебелью и мусором. В комнатах было темно, за исключением его комнаты. При всем этом этот человек все равно оставался самым богатым среди всех: у него было около тысячи рабочих людей.

В поэме ему шел седьмой десяток. Когда Чичиков приехал к нему, то издалека он даже не понял, кто к нему идет. Плюшкин был похож на бесполое существо: непонятно было – мужчина это или женщина. Было ощущение, что к нему направляется слуга, но это оказался сам хозяин поместья – Плюшкин. Одет он был в лохмотья. Халат уже не был похож на одежду, а на какую-то тряпку. Рукава были полностью пропитаны сальностью. Сам хозяин, похоже, давно не мылся и забыл, что такое гигиена вообще. У него были жесткие белые волосы. Лицо его не выражало никаких чувств. Имел выступающий вперед подбородок, на который он плевал, когда говорил.

Плюшкин не любил гостей. Отношения с детьми он давно порвал. Сын сбежал в армию (которого отец позже проклял), одна дочь умерла, а другая поспешила выйти замуж. Им он ничем не помогал.

А когда-то Степану Плюшкину завидовали. Его поместье процветало, и он был прилежным семьянином.

Сочинение Образ и характеристика Плюшкина

Образы помещиков играют ключевую роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Каждый помещик уникален и представляет собой яркий тип личности. По сути всех помещиков того времени можно разделить на эти типы. Важными чертами для характеристики того или иного героя являются его дом, усадьба и реакция на необычное предложение Чичикова о продаже умерших крестьян.

Пестрая галерея господ ужасает неприятными чертами характера. Будто автор специально раскинул череду помещиков по принципу: один пошлее другого. Начинается она «сахарным» Маниловым, чье поместье затягивает нас вместе с главным героем. И заканчивается «прорехой на человечестве» – Плюшкиным. Алчный и низменный, он больше всех поражает читателя. Даже мужики из соседних окрестностей, у которых Чичиков узнает дорогу к поместью, называют последнего барина «заплатанным».

Село, по которому ведет дорога к господскому дому, поражает проезжающих убогостью и нищетой. Обветшалые крестьянские избы, оскудевшие угодья и грязные дворы. Помещичья усадьба не выглядит жилым помещением. Скорее напоминает старинный замок, оплетенный паутиной, который давно покинули люди. Хотя есть свидетельство того, что когда-то и дом, и хозяйство были крепкими, а хозяин зажиточным.

Читайте также:
ЧИЧИКОВ В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Чичиков въезжает во двор и замечает как не то баба, не то мужик ругается с возницей. Герой, решивший, что это ключница интересуется: дома ли хозяин. Бесполое существо удивляется приезду незнакомого человека и провожает его в комнату.

Чичикова ошеломляет беспорядок внутри. Будто сюда принесли весь хлам и ненужные вещи со всей округи. И, действительно, выясняется, что Плюшкин собирает разные ненужные предметы на улице и складирует их на полу. Это может быть кем-то оставленное ведро, осколки посуды или перышко. Не меньший шок герой испытывает, когда понимает, что встретила его не ключница, а помещик – хозяин дома.

Барин был одет в засаленный, заношенный халат весь в прорехах, а на шее красовались обрывки тряпья. Маленькие глазки бегали, будто сверлили собеседника. Герой был настороженным, подозрительным, неспокойным. Если не знать, что это зажиточный помещик, то можно на улице принять его за нищего. У читателя возникает ужас и жалость к герою.

Плюшкина можно считать самым прописанным образом из всех помещиков. Потому что это единственный герой с историей, своеобразной биографией. Когда-то это был хороший помещик, бережливый хозяин и прекрасный семьянин. Все у него было на своем месте. Его умению экономить можно было позавидовать. Люди из соседних поместий приезжали к нему поучиться вести хозяйство. Но все изменилось, когда герой потерял супругу. А дети нелицеприятным образом, без отцовского благословения, покинули дом.

Скупость росла с каждым годом, пока не заменила все чувства барина. Хозяйство стало пустеть, потому, что герой жалел денег абсолютно на все. Жадность завладела им.

Персонаж радуется возможности получить деньги за умерших крестьян. И даже не осведомляется о законности сделки. В благодарность даже угощает Чичикова сухарем, оставшимся от привезенного дочерью кулича. И стопкой ликера, не раз разбавленного. Для него это великая щедрость и знак особого расположения.

После знакомства с этим героем у читателя остается неприятный осадок. С одной стороны, он вызывает жалость. С другой – отвращение.

Вариант 5

В своем сатирическом произведении «мертвые души» автор нам показывает, много помещиков, которые живут в разных деревнях.

Самый яркий образ для меня это Плюшкин, который из-за своей жалости потерял все человеческие качества. Плохое впечатление производит все имущество Плюшкина. Ему было все ровно на деревенские дома. Ведь бревна, из которых построены дома уже были гнилыми, в некоторых домах нет стекол, и ничего не оставалось, как затыкать тряпками.

Дом Плюшкина тоже выглядел очень нищенски, хотя он был не бедным человеком. Внутри дома было непонятно, что можно сказать – мусорка: валялись исписанные бумаги, стояла рюмка чем-то наполнена, а в ней уже куча мух плавало, какие-то непонятные тряпки валялись на полу. Исходя из этого, можно подумать, что там никто не живет.

Хозяин дома Плюшкин выглядит подстать своего жилища. Лицо обычное, а маленькие глаза бегают как у мышки. Он одет очень бедно, и вещи грязные, непонятно что на нем одето вообще. Глядя на его одежду, трудно определить, мужчина он, или женщина. Плюшкин похож на человека, который просит милостыню. Были времена когда он был очень хорошим хозяином, у него было все и семья, и дети, и уважение других людей к себе.

Все соседи с радостью приезжали к Плюшкину в гости. Но после того как его жена умерла он резко изменился. Он стал жадным, подозрительным, и встревоженным. Его старшая дочка вышла замуж, втайне от отца, за военного человека, и уехала жить в другой город. А младшая дочка умерла.

Плюшкин из-за своей скупости, не вникал в жизнь своих дочерей, и на их просьбы о помощи, всегда отказывал. Его жадность привела его к полному перевоплощению, и он стал похож на бедного человека собирающего всякий хлам. Его дела в убытке никто не хочет иметь с ним никаких дел, покупать у него товар. В итоге этого его хлеб, и сено гнили, холсты превращались в пыль а, мука стояла гнила в подвалах. Но сам Плюшкин все боялся остаться голодным и пойти по миру на старости лет. Гоголь нам показывает, что Плюшкин убил все человеческое, он испортил жизнь себе и людям поднимал налоги, не думая о том, чем люди будут платить.

Мне кажется, что он изменился, когда потерял дорогого человека, свою жену и не смог жить дальше без нее. Я считаю нельзя опускать руки и идти только вперед.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Плюшкина в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Каждому человеку в этом мире нужны друзья. Ведь они всегда помогут в трудную минуту, поддержат, составят компанию. Для меня друг – это человек, на которого я могу положиться, доверить все свои секреты

Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.

Каждый герой волшебной сказки В. Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Раньше рассказчик Иваныч любил ездить рыбачить в одно место, которое находится недалеко от села Липино. Река Сейм там делала такой крутой поворот, что образовался омут. Круговое движение воды в нём имело такую силу

Плюшкин- «прореха на человечестве».
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Третий урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголь - Актуальность в наши дни: сочинение

Скачать:

Вложение Размер
plyushkin-_prorekha_na_chelovechestve.docx 21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плюшкин- «прореха на человечестве».

Цель урока: 1. Раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости.

2. Продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся.

3. Подвести итоги в работе над образами помещиков.

Эпиграф к уроку.

« Не ревизские – мёртвые души, а все

эти Ноздревы, Маниловы и все прочие. »

  1. Вступительное слово учителя.

Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин- последний портрет в галерее помещиков. Нетрудно заметить, что лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». Автору все труднее сдерживать свою ненависть и потому его обличительный, протестующий голос звучит все с большей силой. В шестой главе он превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

  1. Литературная разминка.

План рассказа о Плюшкине .

  1. Деревня и сад Плюшкина.
  2. Портрет Плюшкина.
  3. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

( Ответ учащегося смотри в приложении.)

  1. Слово учителя.

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем, это, в полном смысле слова, мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6 главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость- главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин- последняя стадия нравственного падения человека.

4. Экскурсия в картинную галерею.

Мы снова в картинной галерее. Перед нами- два портрета Плюшкина. Первый портрет нарисован русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ».

Особенность его иллюстраций заключается в своеобразном восприятием героя – художником. Перед нами остросатирический

Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.

А вот произведение другого русского художника. Александра Алексеевича Агина. Он не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии. По мнению Лескова Н. С. Агин старался дать типы Гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современники.

И вот он – Плюшкин!

Вспомните текст: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитала живое существо… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.»

«…И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».

Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человеческое. В рваной одежде, с грязной тряпкой на голове, он похож на ключницу, за которую её принял первоночально Чичиков. При виде денег глаза его загорелись , он забыл о собеседнике и быстро их понёс, чтобы спрятать подальше. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.

  1. Обобщение по образу Плюшкина.
  1. Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?
  2. С какой целью выведен в поэме образ Пушкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- писал он. Действительно, образы помещиков даны по принципу всё более духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Автор в поеме показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счёт труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Поэтому в его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Таким образом, нравственных уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел дать такую убийственную картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию).

  1. Слово учителя.

А теперь можно и прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.

Помещик Степан Плюшкин-

Жестокий крепостник, скупой, подозрительный,

недоверчивый ко всем – не желает видеть вас

  1. Работа с эскизами гербов и беседа с учащимися.
  1. Рассказ учащегося о видах и формах гербов. (см. приложение)

(Гербы крепятся к доске, сопоставляются характеристики на схеме с визитками помещиков).

– Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждый помещик?

(обсуждаются гербы, нарисованные учениками дома).

– Нравятся ли вам эскизы гербов?

  1. Свободная дискуссия.

Критик: Рисуя портреты помещиков, гоголь даёт картину экономического распада натурального хозяйства и морального вырождения господствующего класса.

Каждый помещик своеобразен и не похож на других. Однако все они помещики-крепостники, а потому у них есть общие, классовые черты, порождённые федерально-крепостническим строем. Эти черты следующие:

  1. Паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянина.
  2. Низменные животные интересы, отсутствие общественно-полезной деятельности.
  3. Отсутствие идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм.

1-й оппонент: Позвольте возразить. Ведь помещик Манилов «на взгляд был человек видный, черты лица его были не лишены приятности». Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. « Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми.» На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком.»

Критик: Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер и отношение к хозяйству, Гоголь показал полнейшую пустоту и никчемность этого существования.

2 оппонент: Хорошо, вам не нравится Манилов, но Коробочка?

Ведь это- воплощение настоящей хозяйственности. У нее-то ни одна копейка не пропадает даром, да и в хозяйстве – полный порядок. Она одна может прокормить тем, что у нее в имении производится не только большой город, но и всю губернию. Лучшей рачительной хозяйки, я думаю, трудно найти. Ведь сейчас, в наше время, мы могли бы положиться на таких, как Коробочка. Чем не прообраз нашего фермера?

Критик: Но это же не живой человек, а пародия на него! Умственный кругозор её ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, и называет её «дубинноголовая». Я не думаю, что она позаботиться о других и бескорыстно поможет кому-либо. А зачем нам такие люди? Ведь они – «мертвые души».

3 оппонент: Вот вы называете их «мертвыми душами». А Собакевич – это воплощение силы и прочности! Природа, создавая его, «рубила со всего плеча». Он неотступен в осуществлении желаний. У него – богатырский аппетит, степенность. Он обдуманно рассуждает, немногословен. Разве может кто-нибудь назвать его «мертвой душой»?

Критик: Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, грубости – ведь он ни о ком доброго слова не скажет. Все вещи уподобляются своему хозяину. А это и говорит о его мертвенности.

4 оппонент: Мне, например, интересен Плюшкин. Очень жаль его. Ведь он был хорошим хозяином, умным и экономным. Он же не виноват, что после смерти жены дочь его бросила. Вот он и сломался, с горя стал таким и довел свое хозяйство до разорения.

Критик: Нет, это страсть к накопительству и подозрительность к людям сделали его «прорехой на человечестве».

8. Обобщение учителя и подведение итогов уроков.

Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать свое личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердили слова А.И.Герцена: «Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

А где же живые души? Они по выражению Герцена, «позади мертвых душ – это – народ».

9. Учитель знакомит учащихся с несколькими

точками зрения на именно такую последовательность

расположения помещиков в тексте поэмы

  1. Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации.

(У Манилова еще есть – семья, дети, мебель ( хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено).

2. Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души.

( учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души).

3. Современная точка зрения: помещики делятся на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» ( расточитель от накопительства, накопитель до расточительства).

( Учащиеся обсуждают каждую из предложенных точек зрения, приводят свои доказательства).

10. Домашнее задание.

1.Прочитать 7-10 гл. поэмы «Мертвые души».

2.Приготовить характеристику чиновников города.

Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)

Николай Васильевич Гоголь нередко называл своих героев символично для раскрытия характера. Имена персонажей помогали читателям понять и определить характер героя. Так, своего персонажа Плюшкина он наделил многими характеристиками: скупостью и жадностью, в чем выражается его фамилия. Цель жизненных интересов Плюшкина – накопление имущества без какого-либо смысла. Иными словами, он пытается накопить вещи, а добро копится, но не тратится. В этом вся сущность гоголевского персонажа.

Описывая внешность скупого человека, Гоголь наделил его женственными чертами. У него худощавое лицо, очень длинный подбородок. Глаза маленькие, похож на маленького зверька. Плюшкин не любил бриться, поэтому ходил с отросшей бородой, которая выглядела весьма непривлекательно. Зуб один у него отсутствовал. Костюм выглядел непривлекательно, он был настолько заношен, что напоминал одежду нищего. На нем было надето длинное платье, что напоминало ключницу. Шапка на голове была женская. Плюшкин своим видом не похож на дворянина, его можно было спутать с нищим.

Гоголь описал Плюшкина, как человека с непростой судьбой. Его жена умерла, оставив ему детей. После её смерти, он начал хандрить. Вероятно, что после давних событий он приобрел подобное обличие. После кончины матери его детей, а впоследствии и смерти дочери, он зачерствел душой. Он не знал понятие любви и симпатии к окружающим людям. К близким родственникам он был далек и равнодушен.

Персонаж любил уединяться от внешнего мира, поэтому был одинок. Он, практически, не общался с друзьями, с соседями. Ему нравилась подобная жизнь, так как считал, что посещение гостей – пустая трата времени. Не нужно ездить в гости и никого не звать. Отчего все сторонились причуд чудного старика, похожего на нищего.

Гоголь показал героя, как живущего человека без предопределенного смысла. Он был настолько скуп и мелочен, что свой накопленный капитал, не знает, как его правильно тратить. Плюшкин на самом деле любит просто копить, но не тратить имущество. Несмотря на большое богатство, герой проживает скудно, жалея потратить немного денег на себя или своих родственников. Он не замечает, что ходит в лохмотьях, не обращает внимание на свою рваную одежду. Он считает, что у него очень мало накопления и запасы скоро кончаться. На самом деле, запасов очень много, денежных средств хватит, чтобы выстроить хороший дом.

Плюшкин любит скандалить и ссориться. Гоголь наделил его придирчивостью. Сам Плюшкин считает, что никто не может оценить его добросердечие и заботу.

2 вариант

Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.

Данный помещик является скупердяем, человеконенавистником, отшельником и жмотом до боли в зубах. Несмотря на то, что он владеет огромным поместьем, которое приносит соответствующий доход, он не продает его и даже не тратить, а лишь только складирует. Наблюдать гниение сена, других продуктов у него вполне нормально. Он постоянно обзывает своих людей ворами и жуликами, совершенно им не доверяет. За что те в свою очередь неприкрыто над ним насмехаются. В его же деревне люди не уважают его и глумятся над его отвратительной привычкой собирать за всеми остатки. Народ всегда шутил, когда он начинал это делать: «Рыбак вышел на рыбалку» – говорили они.

Плюшкин явный социофоб и скорее всего образ жизни отшельника его бы и спас, а даже возможно бы и воскресил, но, увы, для него это неисполнимо. И даже самому Чичикову, гению подстройки под абсолютно любого собеседника, потрясающему манипулятору с трудом удалось хоть как-то склонить его на свою сторону. Жадность в образе Плюшкина возведена в апогей и доходит до крайней точки: жадности к себе. Он ходит в настолько бедной одежде, что любой гражданин, находившийся рядом с ним, непременно дал бы ему подачку. Чичикову он предстоит как нечто смешанное между мужчиной и женщиной, сначала герой думает, что это явная старая баба, из-за платья, вылезающего из-под его верхней одежды. Гоголь описывает помещика, как человека бедного, даже нищего, сутулого, беззубого, неухоженного и очень худого. Глаза его, «как две мышки виднелись из-под бровей, следили за собеседником зорко и неотрывно. Низкие убеждения по поводу людей, сделали его взгляд подозрительным, отталкивающим и возможно даже пугающим. Вся его фигура не вызывает жалости, а лишь только сильное отвращение.

Однако Плюшкин не всегда был таким. Раньше это был статный, важный, уважаемый, добрый и любимый в публике помещик. Его хозяйство процветало, поместье росло, крестьяне были довольны условиями. Он часто принимал с визитами и учил гостей искусству, культуре, мастерству управления столько большим поместьем. У него была отличая жена, которую он очень любил. Она была умна, гостеприимна и помогала ему вести дела. Но она рано умерла, и после этого Плюшкин встал на тропу нравственной смерти: поругался со всеми друзьями, знакомыми, соседями, стал более скуп и недоверчив. Ускорило его падение сначала смерть дочери, потом другая его дочь сбежала с молодым офицером, а сын, вопреки его наказанию, поступил в полк. Так, постепенно, он и стал тем, кем является.

Образ Плюшкина помогает читателю понять, что на самом деле для Гоголя значит понятие «мертвая душа».

Характеристика (Образ Плюшкина) 3

Имя героя – олицетворение скупости. Плюшкин – это человек, обделенный эмоциями, бессмысленно проживающий свои дни.

В поэме подробно описана биография персонажа. Впервые он предстает перед читателем пожилым человеком, превратившим себя в затворника. Жена, некогда пробуждавшая чувства и наполнявшая его жизнь содержанием, давно почила. В прежнее время Плюшкин был заботливым отцом и трепетно относился к своим детям. В период, когда семья была полной, помещик вел себя иначе. Он привечал гостей и всегда находил поводы для радости. Конечно, он уже тогда был рачительным хозяином, но его экономность не принимала крайних форм.

Смерть жены кардинально изменила Плюшкина. Больше он никому не доверял и все сильнее ожесточался. Прежде семейное благополучие сглаживало негативные стороны его характера. Теперь же, оставшись один, Плюшкин окончательно опустился. 60-летний помещик духовно обнищал и прекратил общение не только с соседями, но и с собственными детьми.

Проводя дни в одиночестве, Плюшкин предался накопительству. Он доверху набил амбары добром, которое гнило от того, что им никто не пользовался. Однако Плюшкин отказывается замечать, что излишки припасов издают зловоние, а продолжает наполнять короба. Будучи владельцем крупного состояния, он живет впроголодь и одевается в потрепанные обноски. Помещик давно не знает о том, что происходит в его огромном хозяйстве, но исправно контролирует уровень наливки в бутылке. День за днем Плюшкин азартно копит материальные ресурсы, не имея представления о том, как их расходовать.

Жилище героя отражает его духовную пустоту. Господский дом и деревенские избы обветшали и прохудились. Во многих домах провалена крыша, окна заткнуты тряпками. Все имение словно распадается на куски, подчеркивая оторванность героя от реальности. Он увлекся бессмысленными действиями и не замечает главного. Характер Плюшкина состоит из противоречий. У него хватает средств, чтобы жить в роскоши, но он уподобился нищему. Подневольные крестьяне умирают от нищеты и тяжелого быта, а он ничего не делает, чтобы их спасти. В то же время он чрезвычайно набожен.

Образ Плюшкина наглядно показывает, как низко может пасть человек. Герой бережет свое богатство, но не догадывается о том, что давно внутренне разорился, перестав духовно развиваться. Утратив способность чувствовать стыд или угрызения совести, Плюшкин окончательно превратился в мертвую душу.

Сочинение 4

На страницах произведений Гоголя можно встретить множество персонажей, имена которых в наше время являются нарицательными. К ним относится и Плюшкин.

Сейчас мы говорим «плюшкин», имея в виду человека, скупость и жадность которого достигают невероятных размеров. Он постоянно что-то копит без определенной цели, просто чтобы копить. Такая характеристика полностью соответствует образу помещика Плюшкина в «Мертвых душах».

Внешность Плюшкина в поэме мы видим глазами главного героя. Чичиков встречает худого старика в странном платье. Именно платье смущает героя, который долго не может определить, какого пола человек перед ним. Состояние одежды помещика ужасно, и скорее подошло бы нищему, чем хозяину усадьбы. Образ дополняет женский колпак.

Из рассказа помещика можно узнать, что в молодости он не был таким скупердяем. У него была вполне счастливая семья ‒ жена и трое детей. Именно после смерти жены характер помещика начал портиться. Он долгое время не мог справиться с хандрой, и в итоге нашел смысл жизни в бесполезных накоплениях. Отношения с детьми разладились, и они покинули родительский дом.

Теперь помещик живет в уединении, не имеет друзей, не желает общаться с соседями. Да и соседи не заинтересованы в разговоре с чудаком Плюшкиным. Он искренне недоумевает, зачем люди ездят друг к другу в гости, ведь это совершенно бесполезная трата времени. Ему нравится аскетический образ жизни, так как он позволяет копить, практически ничего не тратя на себя.

Каких-то определенных целей в жизни у Плюшкина нет. Годы аскетизма и накоплений позволили ему стать обладателем значительного капитала, который он не собирается использовать. Плюшкину нравится сам процесс накопления, преумножения денег. При этом помещик постоянно жалуется на бедность, отсутствие достаточного количества земли и припасов. На самом деле беда помещика в том, что неиспользуемые запасы зерна и других продуктов приходят в негодность прямо в хранилищах.

Из-за жадности хозяина поместье Плюшкина находится в полнейшем запустении. Изгородь прохудилась, ворота вот-вот упадут, две церкви на территории усадьбы заброшены. Господский дом кажется нежилым. Он порос мхом и плесенью, окна заколочены, внутри темнота и холод. В комнатах все в беспорядке, повсюду пыль и паутина. Сам дом более всего напоминает свалку, ведь Плюшкин копит все, не выбрасывая даже сломанные и бесполезные вещи.

Не в лучшем состоянии и крестьянское хозяйство. Плюшкин постоянно обвиняет крестьян в воровстве и недостаточном усердии, но это не так. Помещик настолько запугал своих крепостных, что они предпочитают голодать или решиться на побег, чем взять что-либо у хозяина. В деревне ни одного целого дома, люди одеты в лохмотья, выглядят худыми и голодными.

Плюшкин ‒ яркий пример жадности и скупости, переходящих всякие границы. При этом он губит не только себя, но и своих крепостных, зависящих от него. Именно от Плюшкина Чичиков получает ужасающее количество «мертвых душ», так как в его имении люди постоянно умирают от голода или бегут.

Характеристика

Рассмотрим одного из героев произведения Гоголя “Мертвые души”. Степан Плюшкин является странной личностью и непонятной для многих людей.

Плюшкин живет в усадьбе, хозяином которой он является. Раньше к нему часто приезжали люди и учились тому, как правильно вести имение. Жена его была рада каждому гостю, она была очень гостеприимной женщиной. Ее уважали все крестьяне, а сама она следила за огромным домом и вела все хозяйства одна.

Но позже он вовсе потерял человеческий облик, не выглядел мужчиной, из верхней одежды торчало женское платье. Одежда у него грязная и неопрятная. На месте обычного привычного мужского галстука на шее у него была непонятная тряпочка. К нему перестали ездить люди учиться его искусству введения имения. Ему около шестидесяти лет. У него чувствована присущих нашему человечеству , даже отцовских. Всякая вещь для него намного дороже человека, в которых он видит только воровство и мошенничество . Ужасная скупость вызывает у Плюшкина недоверие и враждебность ко всему окружению, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Несмотря на то, что Плюшкин очень богатый, он всегда экономит и не дает своим детям и внукам, которые нуждаются в помощи, денег. В его жизни все изменилось после смерти жены. Дочь сбежала, а сын пошел служить. Мадам, которую Степан нанимал для дочери, выгнали, потому что она помогла ей сбежать из родного дома. Плюшкин остался совсем один после смерти младшей дочери. Но позже старшая дочь захотела наладить отношения с отцом, но сам Плюшкин не очень этого ждал, его заботило только его богатство. По приезде дочери он все таки подарили внуку пуговицу. Но денег не дал, также как и сыну отказал в деньгах.

Степан совсем не гостеприимен, не любит гостей и старается их побыстрее выпроводить из своего дома. У него всегда много запасов, но свой дом всегда доводит до пустоты. Также он любит поругаться, обманывать, он мастер в этом деле.

Сов ремённой Плюшкин становился пустым и дом его тоже. Дом стал покрываться плесенью, крыша прохудилась. Огород вокруг дома зарос, хотя выглядел как-то по-особенному. Но это касалось не только дома Степана Плюшкин, но и всех остальных домов в селе. Село становилось глухим и унылым. Плюшкин – человек равнодушный и ужасно скупой.

Плюшкин является богатым человеком, но живет в нищете и питается хуже всякого пастуха. Наверное, нищета – это не образ жизни, это про то, чт у человека в душе, о его целях и желаниях.

Плюшкин в Мертвых душах

Популярные сочинения

Меня зовут Вера, я учусь в школе. Сегодня я хочу в своем сочинении рассказать о любимом дне недели. На самом деле все дни по-своему хороши, но особенно хочу выделить дни недели как понедельник и субботу.

Автор, в рассказе «Тонкий и толстый», насмехается над такими недостатки человека, как лицемерие и привычкой склоняться перед вышестоящими чинами, на примере двух школьных друзей.

На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: