Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя Ревизор?: сочинение

Характеристика городничего в комедии “Ревизор”, образ, описание (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

Приезд городничего
в гостиницу.
(Городничий справа).
Художник Д. Кардовский

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – это один из центральных персонажей комедии “Ревизор” Гоголя.

Характеристика городничего в комедии “Ревизор”, образ, описание (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

“. Антон Антонович Сквозник‑Дмухановский, городничий. “

“Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. ” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. ” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. принеси оттуда шпагу и новую шляпу. ” (действие 1 явление IV)

“. Эх ты, толстоносый. ” (городничий сам о себе, действие 5 явление VIII)

“. Тридцать лет живу на службе. “ (действие 5 явление VIII)

“Городничий, уже постаревший на службе. человек.

. как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. ты простой человек, никогда не видел порядочных людей. “ (жена о нем, действие 5 явление I)

“. Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. ” (жена о нем, действие 5 явление I)

“. очень неглупый по‑своему человек.” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин…” (мнение Хлестакова, действие 5 явление VIII)

Городничий является умным человеком, который не любит пропускать то, что само плывет в руки, по мнению его кума господина Чмыхова:

“. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. “ (Андрей Иванович Чмыхов о городничем, действие 1 явление I)

Антон Антонович является серьезным, важным человеком и немного резонёром, то есть любит вести нравоучительные рассуждения, по словам автора. Городничий говорит не тихо, но и не громко, не много, но и не мало. Каждое его слово имеет значение для окружающих:

“. довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно.” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно. “ (чиновник Земляника о нем, действие 5 явление VII)

Городничий является хитрым и опытным мошенником. Он признается, что за 30 лет службы никому не удавалось его провести, то есть обмануть. Он сам способен обмануть самого опытного и ловкого мошенника. Так например, он хвастается тем, что за годы службы ему удалось обмануть аж трех губернаторов (то есть своих начальников):

“. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов. “ (городничий о себе, действие 5 явление VIII)

Антон Антонович является взяточником, но при этом ведет себя очень солидно. Он не понимает, за что купцы и другие граждане не любят его, ведь он берет взятки “без всякой ненависти”:

“Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно. ” (Гоголь, “Замечания для господ актеров”, пьеса “Ревизор”)

“. Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ей‑богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. “ (городничий о себе, действие 1 явление II)

Он является самым плохим городничим, какого только можно представить, по мнению местных купцов. Городничий чинит купцам неописуемые обиды. Купцы города N готовы “лезть в петлю” от его “обижательства”:

“. Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. “ (один из купцов, действие 4 явление X)

“. Обижательство терпим совсем понапрасну. Да всё от городничего здешнего. “ (купцы о нем, действие 4 явление X)

“. уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай. “ (купцы о нем, действие 4 явление X)

Когда купцы пытаются дать ему отпор, городничий угрожает и шантажирует их. Например, он угрожает навести в дом недовольного купца целый полк военных, чтобы хозяин кормил и поил их, или угрожает закрыть его лавочку:

“. Ей‑ей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»..” (действие 4 явление X)

Городничий требует от местных купцов, чтобы те бесплатно давали ткань на платья для его жены и дочери. Купцы покорно исполняют это требование. Однако ненасытный Антон Антонович не ограничивается этим: он сам приходит в купеческие лавки (магазины) и выбирает то, что ему хочется, например требует отдать ему рулон сукна (ткани) на 50 аршин, то есть на 35 метров. Купцов возмущает такая наглость и жадность городничего:

“Ей богу! Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке – мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало – ей ей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке то будет без мала аршин пятьдесят. “(действие 4 явление X)

Когда городничий отправляется в купеческие лавки, торговцы прячут всё подальше от него, чтобы тот не унес что-нибудь дорогое. При этом он не брезгует второсортными продуктами и может взять в лавках “всякую дрянь”, которая по семь лет хранится в бочках, например, старый чернослив:

“Так все и припрятываешь в лавке, когда его завидишь. То есть, не то уж говоря, чтоб какую деликатность, всякую дрянь берет: чернослив такой, что лет уже по семи лежит в бочке, что у меня сиделец не будет есть, а он целую горсть туда запустит.” (один из купцов, действие 4 явление X)

Антон Антонович требует, чтобы в день его именин купцы бесплатно поставляли ему самые разные продукты. При этом жадный городничий празднует именины не один, а два раза в год, во второй раз — в день святого Онуфрия, и требует, чтобы купцы приносили продукты также и в этот день. Купцы вынуждены выполнять его требования:

“Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь.” (один из купцов, действие 4 явление X)

По словам местной жительницы, слесарши Пошлепкиной, городничий берет взятки за то, чтобы молодых людей не отправляли в армию. Например, за сына портного он получает “богатый подарок”, а за сына купчихи Пантелеевой — три штуки полотна, то есть три рулона ткани. Таким образом молодые люди получают освобождение от армии. В то же время взяточник Антон Антонович отправляет в солдаты тех мужчин, которым совсем не положено идти в армию. Например, он незаконно забирает в армию мужа слесарши Пошлепкиной:

“. Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. “ (слесарша Пошлепкина о городничем, действие 4 явление XI)

“. Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне. «На что, говорит, тебе муж? он уж тебе не годится». Да я то знаю – годится или не годится; это мое дело, мошенник такой! «Он, говорит, вор; хоть он теперь и не украл, да все равно, говорит, он украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты». Да мне то каково без мужа, мошенник такой! Я слабый человек, подлец ты такой! (слесарша Пошлепкина о городничем, действие 4 явление XI)

“Что ты сделал с купцом Черняевым, а? он тебе на мундир дал два аршина сукна; а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! ступай!” (действие 1 явление IV)

Городничий ворует из казны деньги, выделяемые на строительство заведений. Так, он разворовал деньги на строительство церкви, так что здание даже не начинали строить. При этом Антон Антонович собирается сказать ревизору, что церковь была построена, но после сгорела:

“. Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. ” (городничий о себе, действие 1 явление V)

“. а кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это. Я, показавши это на тебя, мог бы тебя также спровадить в Сибирь.” (городничий — одному из купцов, действие 5 явление II)

Сквозник-Дмухановский не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только в связи с приездом ревизора:

“. Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. “ (слова городничего, действие 1 явление III)

“. вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…” (слова городничего, действие 1 явление IV)

Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!” (Земляника о нем, действие 3 явление V)

“. Ты, Антоша, всегда готов обещать. “ (действие 5 явление VII)

Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы.” (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин о городничем, действие 5 явление VII)

“. О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. “ (городничий о себе, действие 1 явление V)

“. за тобою, как за всяким, водятся грешки. “ (его кум Чмыхов о нем, действие 1 явление I)

“. вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. “ (городничий о себе, действие 1 явление I)

Городничий. Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное время убивать на них?

Лука Лукич (в сторону). А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей.

Городничий. Лучше ж я употреблю это время на пользу государственную.” ( действие 3 явление V)

“. Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. ” (городничий о себе, действие 2 явление VIII)

Когда раскрывается афера Хлестакова, городничий страшно злится и называет себя старым дураком, глупым бараном, выжившим из ума:

“. как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. ” (городничий о себе, действие 5 явление VIII)

Это был цитатный образ и характеристика городничего в комедии “Ревизор” Гоголя: описание личности и характера Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Читайте также:
Сюжет Мертвых душ (последовательность встреч Чичикова с помещиками): сочинение

Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Еще из «Замечаний для господ актеров» мы узнаем, что городничий – это практичный и неглупый человек. Это взяточник, начавший службу с низших чинов, но сумевший подняться до должности городничего. Гоголь отмечает, что этот человек умеет приспосабливаться к любому положению («переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр») и из всего извлекать выгоду для себя.
Дополняет характеристику героя и его речь: она резка и часто груба. Антон Антонович употребляет бранные и просторечные слова: «что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь». Кроме того, в его лексиконе часты слова и выражения из народной речи (знак неблагородного происхождения героя): «… я им солоно пришелся».
В начале пьесы городничий сообщает чиновникам уездного города, что к ним едет ревизор. Он беспокоится за них и, в конечном счете, за себя, поэтому советует скрыть все «грешки». А их у чиновников города N. немало. Землянике Антон Антонович советует надеть на больных чистые колпаки, а также хотя бы сделать вид, что в больнице производят лечение, а не пускают все на самотек. Ляпкину-Тяпкину городничий советует привести в порядок присутственные места (то есть суд), в которых, вместо того, чтобы заниматься делами, сторож разводит «гусей с гусенками», а от заседателя пахнет так, «как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Кроме того, мы узнаем, что состояние общеобразовательных учреждений в городе также оставляет желать лучшего.
Таким образом, мы видим, что Сквозник-Дмухановскому неважно, как на самом деле идут дела в городе. Для него на первом месте – личная выгода, а также хорошее мнение начальства, ведь городничий – «человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки».
Известие о приезде ревизора ни на шутку встревожило городничего. Он делает последние распоряжения, пытаясь навести порядок в городе и угодить приезжему начальству. Городничий чувствует себя полным хозяином в городе, его полновластным властителем. Герой знает, что его слово – последнее, что будет так, как скажет он. К подчиненным Сквозник-Дмухановский относится свысока, с ними он часто груб и часто несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи – стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?»
Зато с вышестоящими Антон Антонович – сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.
Кроме того, мы видим, что городничий разбирается в людях, он довольно хороший психолог: «Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь». Придя в гостиницу к Хлестакову, Антон Антонович ведет с ним «тонкую политику»: притворяется, что принимает Ивана Александровича за простого приезжего, своим поведением создает образ примерного градоначальника.
Кроме того, Сквозник-Дмухановский – неплохой актер, он убеждает лжеревизора (хотя с Хлестаковым это не стоило больших усилий), что совершает обычный обход, проверку ради блага приезжих.
И в дальнейшем городничий ведет «двойную игру». Он пытается всячески угодить «ревизору», изображает просто угодливого чиновника, который «заглядывает в рот» вышестоящему начальству, беспрестанно печется о горожанах, их благополучии. В то же время Сквозник-Дмухановский не так прост: он всеми способами пытается обвести «ревизора» вокруг пальца, чтобы сохранить свое место и все привилегии, прилагающиеся к нему.
Таким предстает перед нами Сквозник-Дмухановский как городничий. Но в пьесе он показан еще и как отец семейства: у него есть жена и взрослая дочь. С домашними Антон Антонович суров, но это напускное, потому что жена и дочь могут из него веревки вить. Как и любой отец, городничий желает своей дочери счастья. В его понимании это, прежде всего, выгодное замужество. О зяте-ревизоре Сквозник-Дмухановский даже и не мечтал. И тут такая возможность… Эта мечта раскрывает перед нами героя несколько с другой стороны: это очень амбициозный человек. Он видит себя генералом, живущим в Петербурге и принимающим почести и поклонение в столице.
Но все это «маски» городничего. Как человек он раскрывается в финале пьесы, когда выясняется, что Хлестаков обманул всех, что он лжеревизор. Тогда Сквозник-Дмухановский искренне страдает, и нам становится даже жаль его: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу!» Перед нами предстает просто старый человек, получивший очень сильный удар судьбы. Немая сцена закрепляет это впечатление.
Таким образом, Гоголь показывает нам, что городничий – человек системы, которая сделала его таким, каков он есть. Но этот герой не лишен и положительных качеств: он по-своему заботится о своей семье и подчиненных, способен испытывать искренние и сильные чувства.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

Образ городничего в комедии “Ревизор” – сочинение по теме комедии

Одним из ярких персонажей пьесы Гоголя «Ревизор» является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Этот наглый, проворовавшийся человек вызывает у читателя отвращения, но заслуживает уважения в обществе, в котором он живет. Так каков же образ городничего в комедии «Ревизор»?

Характеристика городничего

Одним из главных персонажей комедии “Ревизор” является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это уже немолодой мужчина 50-и лет, имеющий жену и восемнадцатилетнюю дочь. Этот человек пользуется уважением жителей, хоть и берет взятки. Но по мнению граждан, взятки брал бы любой, обладай он таким высоким чином.

Из-за его неумения и отсутствия управленческих качеств в городе царит хаос и беспорядок. Именно поэтому Антона Антоновича окутывает паника, когда он узнает о приезде ревизора. Еще больше его пугает то, что проверяющий приедет ингогнито.

Городничий – отрицательный персонаж, его главные качества – жадность и жажда наживы. Ради денег этот человек готов на все. Он не гнушается не только брать взятки, но и с радостью дает их. Приняв Хлестакова за ревизора, он тут же начинает пресмыкаться перед ним и заискивать. Антон Антонович платит за него в трактире, сует ему денег и очень радуется, когда Хлестаков с радостью принимает такие «подарки».

Как только главный герой взял деньги, для городничего он сразу стал своим, таким же, как он.

На самом деле образы Хлестакова и городничего очень схожи. Оба являются мошенниками и бездельниками, мечтающими о легких деньгах. Когда Антон Антонович узнает о намерении Хлестакова жениться на его дочери, он безумно радуется, но не счастью Марьи Антоновны, а своей возможности выбиться в люди и получить более высокий чин. Ведь в мире хлестаковых и сквозник-дмухановских добиться чего-то можно только с помощью взяток и высокопоставленных родственников, а не собственных знаний и стараний.

Поступки городничего

Более полно раскрыть и понять образ городничего помогает поступки, которые он совершает. Именно этому герою принадлежит фраза: «К нам едет ревизор», так как городничий больше всех обеспокоен этим событием. В городе царит бардак и разруха, и всему виной поступки этого лицемерного человека.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Городничий решает пустить пыль в глаза проверяющему, выгородить себя и остаться не при чем. чтобы создать видимость работ, он принимает совершенно бесполезное решение: он приказывает разобрать старый забор, выдав это действие за строительные работы.

Также герой обеспокоен отсутствием церкви в городе. До приезда ревизора его это не волновало, но теперь у проверяющего могут возникнуть вопросы, ведь все деньги на строительство церкви Антон Антонович присвоил себе. В такой ситуации он не придумал ничего лучше, чем сказать, что строение разрушило стихийное бедствие.

Как лживого и непринципиального человека характеризует его и то, что он за взятки мог освободить от военной повинности одних, и отправить незаконно в армию других людей.

Городничий – собирательный образ

Сквозник-Дмухановский, как и многие герои пьесы, собирательный образ. В нем сплелись все пороки общества того времени. Его не заботит облик вверенного ему города, не интересует жизнь жителей. Этот человек думает исключительно о себе и о своем материальном положении. Гоголь не случайно не называет город, в котором происходит действие, обозначая его просто «городом N». Этим он показывает, что такие события могли случиться абсолютно в любом городе нашей страны. Такие городничие, как Сквозник-Дмухановский, не исключение, а реальность. Именно такие люди управляют нашими деревнями, селами, городами и страной.

Николай Васильевич Гоголь является настоящим патриотом своей страны. Он любит свою родину и с помощью своего сатирического произведения высмеивает те пороки, которые ведут страну к упадку, мешая ей расти и развиваться.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Образ городничего в «Ревизоре». Здесь поднимается тема коррупции и поступков, которые ведут к ней. Образ городничего раскрывается с помощью описания характера героя, его поведения и поступков.

Образ Городничего из комедии «Ревизор» Гоголя

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование.

Читайте также:
Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл Петербургские повести): сочинение

  1. Краткая характеристика Сквозника-Дмухановского
  2. Образ и характеристика городничего
  3. Сочинение про городничего из пьесы Гоголя
  4. Городничий как образ типичного чиновника
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Сквозника-Дмухановского

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский —городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно серьезен. Его каждое слово значительно.

Городничий, как человек, начавший службу с низших чинов, не стесняется произносить грубости даже в присутствии жены.

«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нём стриженые, с проседью».

Городничий завязывает комедийный сюжет, сообщая «пренеприятное известие» о приезде ревизора. Сквозник-Дмухановский порождён и воспитан средой. Городничий — собирательный образ государственной власти современной Гоголю России.

Он признаёт, что грешен, исправно посещает церковь и думает когда-нибудь покаяться, но никогда он не пропустит того, «что плывёт в руки».

Образ и характеристика городничего

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка.

Писатель представляет городничего в качестве мужчины лет пятидесяти, посвятившего всю свою жизнь государственной службе.

Свои служебные обязанности по управлению городом городничий исполняет спустя рукава, абсолютно не занимаясь благоустройством территории, проблемами горожан.

Единственная цель городничего, жадного и ненасытного человека, — собственное благополучие и преумножение богатства своей семьи, состоящей из жены и дочери, которых городничий обожает и боготворит.

Увлечением городничего являются карточные игры, занимаясь которыми он не упускает возможность пополнить бюджет собственного семейства.

Антон Антонович представляется как обюрократившийся чиновник, занимающийся лишь разворовыванием государственной казны и незамечающий неблаговидных поступков своих подчиненных.

Жители города прекрасно понимают, что из себя представляет городничий, осознают его алчность, лживость и жадность и уверены, что пока городом управляет этот человек изменений не предвидится.

Городничий же упивается своей властью над подчиненными и горожанами, представляя себя благодетелем, ратующим за благое дело, раздуваясь от собственной мнимой значимости.

Подчиненные городничего не уважают начальника, но предпочитают тихо молчать, поскольку такое положение позволяет им безнаказанно заниматься воровством, взяточничеством и бюрократией.

Они предполагают, что городничий достаточно умен, если долгое время умудряется управлять городом без взысканий, однако Антон Антонович является обычным пустобрехом, бездельником и глупцом, умеющим лишь красиво и витиевато выражаться, давать напрасные обещания и мечтать о генеральских погонах.

Несмотря на богатый опыт в различных делишках и природную хитрость, городничий оказывается жестоко обманутым заезжим аферистом, представившимся столичным ревизором, якобы приехавшим осуществить проверку работы городничего.

Всполошившись из-за приезда московского чиновника, городничий судорожно раздает приказы подчиненным о срочном наведении порядка в городе, пытаясь быстро прикрыть все проблемные места.

Повествуя о событиях уездного городка, писатель изображает порочное современное общество, погрязшее в преступлениях, лицемерии, жадности.

Сочинение про городничего из пьесы Гоголя

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский является одним из ярких ключевых персонажей произведения, представленный писателем в образе немолодого мужчины, имеющего должность городничего в уездном городке, отдавшего большую часть своей жизни государевой службе.

Городничий изображается в комедии в качестве человека, отличающегося толстым носом, проседью в волосах, жесткостью и грубостью черт лица, на которых лежит отпечаток тяжелого пути по карьерной лестнице.

Антон Антонович является семейным любящим человеком, имеющим супругу Анну Андреевну, любопытную, кокетливую женщину и дочь Марью Антоновну.

Персонаж характеризуется как жадный, ненасытный человек, не предпринимающий никаких действий по благоустройству вверенного ему города, ищущий лишь любые способы для собственного обогащения в виде разворовывания государственной казны и выделенных денежных средств, получения взяток и дани с торговых лавок.

Кроме того, городничий не испытывает неловкости из-за постоянного нарушения им законодательных норм в виде набора на воинскую службу мужчин, которые не подлежат службе в армии.

Городничий увлекается карточными играми, за которыми проводит значительную часть своего досуга совместно с представителями местного чиновничьего круга, а также имеет традицию посещения церкви.

В кругу местных чиновников Антон Антонович имеет репутацию грамотного и умного руководителя, не замечая его глупости, безделья, красивых бесполезных речей. Заветной мечтой городничего является присвоение ему генеральского звания, которое он надеется получить в ближайшее время.

Истинная сущность героя проявляется в момент приезда в город контролирующего инспектора, когда городничий, боясь лишиться своего места, предпринимает изощренные попытки представить ситуацию в городе благоприятной, но все его попытки остаются бессмысленными, поскольку ревизор оказывается обыкновенным приезжим.

Городничий как образ типичного чиновника

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30‑х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками». Городничий — убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — «со временем… влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…», — обращается он к ним.

Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»).

Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5—6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человекатолстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает».

Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», — говорит он.

А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30‑х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения».

Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников — таковы они по всей России.

Описание образа с цитатами

Имя городничего — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. О внешности городничего почти ничего не известно. Он служит чиновником уже 30 лет, то есть ему, судя по всему, около 50 лет:

Господин городничий плохо выполняет свои обязанности и обижает граждан:

“…Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя…”

Антон Антонович является опытным мошенником. Он умеет обманывать даже самых хитрых людей:

“…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…”

“…Неужели? Ах, какой же он мошенник!

“…Да это просто разбойник. ”

Городничий “наживается” везде, где можно, поэтому среди чиновников он считается умным человеком:

“…Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…”

На самом деле городничий — глупый человек. К такому мнению приходит даже глупец Хлестаков:

“…как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. ” (городничий о себе)

“…Ах, какой чурбан в самом деле. ” (жена о городничем)

Городничий — жадный, ненасытный человек:

Он берет взятки у купцов и других граждан, а также не против, когда его подчиненные ведут себя так же. Судя по всему, городничий также участвует в отмывании денег на государственных подрядах. Так, он помогает одному купцу сплутовать и незаконно заработать на строительстве моста. За свое участие городничий, вероятно, получает какие-то выгоды.

Городничий не следит за порядком и чистотой в городе. Он убирает город только для ревизора:

“…Арестантам не выдавали провизии!. На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. ”

“…вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…”

Он ворует деньги из казны. Он разворовал деньги на строительство церкви. Ревизору же он собирается объяснить, что церковь была построена, но сгорела.

Антон Антонович нарушает законы. Так например, он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию:

Городничий — бездельник, но при этом он умеет “расписывать”, красиво говорить о том, что он якобы делает:

“…как расписывает! Дал же бог такой дар. ”

Городничий всегда дает обещания, но не выполняет их:

Читайте также:
Гоголь и Украина: сочинение

“…Ты, Антоша, всегда готов обещать…”

Антон Антонович обижает купцов, угрожает и шантажирует их. Купцы города N готовы “лезть в петлю” от его “обижательства”:

“…Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну Да всё от городничего здешнего…”

“…уж не знаем, как и быть: просто хоть в петлю полезай…”

“…Ейей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, – говорит, – не буду, – говорит, – подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»..”

Городничий — простой человек, вышедший из низов:

“…ты простой человек, никогда не видел порядочных людей…”

“…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” (жена о городничем)

При этом Антон Антонович умеет вести себя важно:

“…Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно…”

Городничий мечтает быть генералом, хотя вовсе не заслуживает этого звания:

“…Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы…”

За ним водится много грешков, но при этом он ходит в церковь каждое воскресенье:

“…О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен…”

“…за тобою, как за всяким, водятся грешки…”

“…вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви…”

Городничий любит играть в карты, как и остальные чиновники города N:

“…А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей…” (Лука Лукич о том, что городничий играет в карты)

Городничий нежно относится к своей жене и в письмах называет ее “душенькой”:

“…Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное…”

“…Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой: Антон СквозникДмухановский…”

Это был цитатный образ и характеристика городничего в комедии “Ревизор” Гоголя: описание личности и характера Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

Читайте также: Поднятая целина – сочинения и анализ романа Шолохова.

Городничий в комедии «Ревизор» — собирательный сатирический образ чиновника-паразита, соединивший в себе все человеческие пороки, свойственные имеющим власть людям в то время.

Он не желает выполнять свою работу и заботиться о городе, ворует и лжет, но при этом умеет красиво говорить о несуществующих вещах, ходит в церковь по воскресеньям и выглядит солидным человеком. В то же время, как и все люди, нечистые не руку, городничий очень боится наказания за свои поступки, которое в итоге и получает в лице настоящего ревизора.

Сочинение Женские образы в комедии Ревизор Гоголя

Принято считать, что образ женщины в литературных произведениях всегда должен быть красивым и привлекательным, и в большинстве случаев это действительно было так. Однако, существуют и романы, в которых женщины выступают в роли не самых хороших личностей. Так, например, в произведении Гоголя «Ревизор» женщины являются далеко не замечательными людьми.

Анна Андреевна – это жена городничего. Данная особа очень любопытна, но также и глупа, ведь образовывалась она только журналами о моде и любовными романами. Эта женщина постоянно переодевается, ведь очень любит красоваться и наряжаться. Второе любимое занятие Анны – подглядывание и подслушивание. Она никогда не брезгует посмотреть в щёлку для того, чтобы узнать кто во что одет, кто что говорит и у кого какой цвет глаз, причём этим она занимается постоянно, потому что любит узнавать всё новые и новые вещи о своих знакомых, а потом рассказывать это всё жёнам чиновников. Одним словом, эта дама – сплетница.

Хлестаков, лжеревизор, говорит о ней как о недурной женщине, в его словах даже присутствуют пошлые намёки. У Анны светлые глаза и русые волосы, а вот взгляд и мысли женщины не так светлы, потому что она ничем не интересуется, всегда говорит о пустяках и о том, что мечтает переехать в столицу и стать известнейшей дамой Петербурга. Помимо всего прочего, эта женщина ещё и очень высокомерна: порой она заходит настолько далеко, что перестаёт уважать окружающих и мешает им жить. В произведении женщина пыталась понравиться Хлестакову и даже соревновалась со своей дочерью за его внимание.

Марья Антоновна – та самая дочь Анны и городничего, которой всего восемнадцать лет, но которая уже выглядит как сформировавшаяся девушка. Она кокетничает с мужчинами гораздо старше себя, так, например, она пыталась влюбить в себя Хлестакова, потому что он показался ей «хорошеньким». Девушка также глупа и ветрена, как и её мать. Она любит рассматривать себя в зеркале и всё своё свободное время проводит за этим занятием. Главная черта её образа – желание выгодно пристроиться, выйдя замуж. Но, к сожалению, или к счастью, Хлестаков попросив её руки, вскоре сбежал из города.

Вдова унтер-офицера – ещё один неглавный, но очень комичный образ этого произведения. После драки баб на рынке полиция не стала разбираться кто виноват и высекла ни в чём не повинных женщин, в число которых и вошла вдова. Полицейские пытаются списать этот произвол на саму вдову, мол, это она сама себя. Несмотря на то, что женщину унизили и очень больно побили, она надеется только на то, что ей за это дадут денежное возмещение, что показывает её не с лучшей стороны.

Читайте также:
Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Все женщины в этой комедии расчётливые, глупые, бездушные и вызывают только жалость и смех.

2 вариант

Мы привыкли, что героини книг почти что идеальные женщины, у которых нет недостатков. Но в этом романе женщины отличаются от других, выступая в роли не самых хороших и приятных личностей, когда в основном, в большинстве романов, женщины изображены как очень привлекательные и остроумные персонажи. Ревизоро – роман, где не много женщин, о которых из них попытаемся поговорить более подробно.

Андреевна Анна-жена градоначальника, не молодая, не старая. Мечтает переехать в Петербург. Всегда хорошо одета, ее главным занятием является сплетни, всегда интересуется жизнью других людей, ибо быть первым, кто распространяет слухи. Несмотря на свои недостатки, она очень привлекательная женщина. Главным недостатком Анны Андреевны является ее высокомерие. В романе Гоголя Ревизор она соперничает с дочерью, дабы соблазнить Хлестакова.

Следующий персонаж восемнадцатилетняя Антоновна Марья, дочь Анны и городничего. Она мечтает выгодно выходить замуж и переехать в столицу, как своя мать. Антоновна Марья выглядит как сформировавшаяся девушка-женшина. В романе Гоголя она описана как девушка, которая дает предпочтение мужчинам старше себя, именно по этому она соперничает с матерю и стремится завоевать внимание Хлестакова: он показался ей «хорошеньким». И мать, и дочь ветреные как мельницы. Марья больше всего на свете любит себя, по этой причине она рассматривать себя в зеркале всё своё свободное время. Но, как мы знаем, Хлестаков, после предложения сбежал из города и она так и осталась в провинциальном городке.

Последняя героиня нашего сегодняшнего романа – Вдова унтер-офицера, она хоть и не главная героиня, но ее образ стоит того что бы уделить ей отдельное внимание. В романе есть сцена, где бабы дерутся на рынке. Всех участниц этого инцидента, в том числе и нашу вдову, без суда отправляют в ссылку. В конце вдова ради денег говорит, что она «сама себя высекла». Слышится сарказм. Автор смеется над ней. Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

В романе “Ревизор”, в отличие от других романов Гоголя, не так много персонажей, а женщин тем более. Гоголь представляет женщин с худшей стороны, их всех соединяет алчность, жадность и конечно безмерная любовь к деньгам. Он не пытается идеализировать слабую половину человечества, как это бывает в книгах, а дает роману более жизненную ситуацию.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Вопрос о том, что стоит считать подлинным искусством, волнует людей уже не одно столетие. Каковы критерии истинного шедевра и как не перепутать его с грубой работой ремесленника?

Добро – это очень важная часть мира, которая делает его, действительно, лучше. Понятно, что доброта сама не гарантирует того, что человек поступает правильно, что он не разочаруется, но всё-таки с ней лучше!

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный. А работает он титулярным советником.

В романе Тургенева «Отцы и дети» Виктор Ситников является второстепенным персонажем. Виктор родился в семье состоятельного купца, но всегда стеснялся своего происхождения.

Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя

Анна Андреевна

Жена городничего не играет в пьесе какой-то важной роли, она мелькает в стороне. Анна Андреевна любопытная дама «еще не совсем пожилых лет». Воспитание получила на романах о любви и на альбомах о моде. Женщина постоянно переодевается, меняя наряды. Женщине хочется знать все и обо всех. Она предлагает посмотреть в щелку, рассмотреть цвет глаз, одежды. Неподдельный интерес ничего не меняет, узнала, но не успокоилась, хочется новых данных, чтобы первой пустить слухи среди жен уездных чиновников. О жене городничего Хлестаков говорит, что она «аппетитна, очень недурна». В словах обманщика – ревизора есть и пошлые эпитеты: «…матушка такая, что еще можно бы…». Дочь сравнивает Анну Андреевну с червонной карточной дамой: светлые глаза и русые волосы. В речи городничихи только глупость, она без умолку трещит о пустяках. Женщина мечтает о переезде в столицу, надеется стать известной дамой Петербурга. В комнате обязательно должно быть такое «…такое амбре, чтоб нельзя было войти».

Высокомерие городничихи выходит за пределы, в некоторых моментах она становится «свиньей», не уважающей окружающих, ни близких, ни далеких.

Женские образы в поэме Мертвые души

В «Мертвых душах» мы не встретим ярких, поэтических женских образов, подобных пушкинской Татьяны или тургеневское Лизы Калитиной. Гоголевские героини, в большинстве своем, несут в себе элементы комического, являются объектами авторского сатиры, а вовсе не авторского восхищения.

Наиболее значительный женский персонаж в поэме — помещик Коробочка. Очень отличительно Гоголь изображает внешность героини. Через «минуту вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиков, которые плачут на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов «.

Читайте также:
Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

В. Гиппиус отмечает в Коробочке отсутствие «всякой внешности, всякой лица: фланель на шее, чепчик на голове». «Обезличивая» помещика, Гоголь подчеркивает ее типичность, большую распространенность подобного типа.

Основные качества Коробочки — хозяйственность, бережливость, граничащая с скупостью. В хозяйстве помещика ничего не пропадает: нет ночные кофточки, ни нитяные мотки, ни распорот салоп. Всему этому суждено пролежать долго, а потом добраться «по духовному завещанию племяннице внучатой ​​сестры вместе со всяким другим хламом».

Коробочка простая и патриархальная, она живет по-старому. Чичикова она называет «мой отец», «батюшка», обращается к нему на «ты». Спит гость на огромных подушках, из которых летит перьев; в доме старинные стенные часы, странный звон которых напоминает Чичикову шипение змей; угощает его Коробочка простыми русскими блюдами: пирожками, блинами, шанешками.

Простота и патриархальность употребляются в помещику с необычной тупостью, невежеством, трусостью и боязливость. Коробочка на редкость бестолковая, в отличие от Собакевича, она долго не может сообразить, в чем суть просьбы Чичикова, и даже спрашивает его, не собирается ли он откапывать мертвецов. «Дубинноголовая», — думает о ней Павел Иванович, видя, что здесь его «красноречие» бессильно. Трудом ему удается убедить Настасью Петровну продать ему мертвые души.

Впрочем, Коробочка тут же пытается договориться с Чичиковым по подрядов, чтобы в будущем продать ему муку, сало, птичьи перья.

Как мы уже отметили, Гоголь постоянно подчеркивает узнаваемость Коробочки, широкую распространенность такого типа людей в жизни. Или «точно такая большая пропасть, которая отделяет ее от сестры ее, недосягаемо защищенной стенами аристократического дома … что зевает за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей появится поле блеснуть умом и высказать мысли, витверджують … не о том , что делается в ее поместьях, запутанных и расстроенных …

а о том, какой политический переворот готовится во Франции, какое направление принял модный католицизм «.

Кроме Коробочки, Гоголь знакомит читателей с супругами Манилова и Собакевича, что является как бы продолжением своих мужей.

Манилова — выпускница пансиона.Она миловидная, «одетая к лицу», любезна с окружением. Хозяйством она совершенно не занимается, хотя «много бы можно сделать разных запросов»: «Зачем, например, глупо и бесполезно готовится на кухне?зачем довольно пусто в кладовой?зачем воровка ключница «? «Но все это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо», — иронично замечает Гоголь. Манилова мечтательная и сентиментальная, она так же далека от реальности, как и ее муж.

У героини нет ни капли здравого смысла: она позволяет мужчине назвать детей древнегреческими именами Фемистоклюс и Алкид, не понимая, насколько комические имена эти для русской жизни.

Жена Собакевича — «госпожа очень высокая, в чепце, с лентами, перекрашенный домашней краской». Феодулия Ивановна чем-то напоминает своего неповоротливого, флегматичного мужчины: она спокойная и невозмутимая, движения ее напоминают движения актрис, «представляют королев». Держится она прямо, «как пальма». Жена Собакевича не так изящна, как Манилова, зато она хозяйственная и практическая, аккуратная и домовитая. Как и Коробочка, Феодулия Ивановна не занята «высокими материями», Собакевичи живут по-старинному, редко выезжая в город.

«Городские дамы» ярко представлены у Гоголя в двух сборных образах — дамы «приятной» (Софьи Ивановны) и дамы «приятной во всех отношениях» (Анны Григорьевны).

Манеры Анны Григорьевны просто «удивительные»: «всякое движение» выходит у нее «со вкусом», она любит стихи, иногда даже умеет «мечтательно … держать голову». И этого оказывается достаточно, чтобы общество сделало вывод, что она, «точно госпожа приятная во всех отношениях». Софья Ивановна не имеет так изящных манер и поэтому получает определение «просто приятной».

Описание этих героинь насквозь проникнуто авторской сатирой. Госпожа эти придерживаются «светского этикета», озабочены «безупречностью своей репутации», но разговоры их примитивные и вульгарные. Они разговаривают о модах, платья, материи, как о предметах значительны. Как замечает Н. Л. Степанов, «уже сама преувеличенность, экспансивность, с которой говорят госпоже о бесполезные вещи … производит комическое впечатление». Обе дамы обожают сплетничать и злословить.

Так, обсудив покупку Чичиковым крестьян, умерших, Анна Григорьевна и Софья Ивановна приходят к выводу, что он с помощью Ноздрева хочет увезти губернаторскую дочку. В короткий срок госпожа эти приводят в движение практически весь город, сумев «напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались потрясенными».

Гоголь подчеркивает глупость и вздорность обеих героинь, пошлость их занятия и образа жизни, их чопорность и лицемерие. Анна Григорьевна и Софья Ивановна рады полихословиты по адресу губернаторской дочки, осуждая ее «манерность» и «аморальное поведение». Жизнь городских госпожа, по сути, такое же бессмысленное и пошла, как и жизнь представленных Гоголем помещиков.

Особо хочется остановиться на образе губернаторской дочки, что пробудила в Чичикове поэтические мечтания. Образ этот какой-то степени противопоставлен всем остальным героиням поэмы. Как замечает Е. А. Смирнова, эта юная девушка должна была сыграть свою роль в духовном возрождении Чичикова. Когда Павел Иванович встречается с ней, он не только мечтает о будущем, но и «теряется», его обычная проницательность изменяет ему (сцена на балу). Лицо губернаторской дочки похоже на пасхальное яичко, в лице этом — свет, супротивные мрака жизни.

Читайте также:
Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Чичиков смотрит на этот свет, и душа его «силится вспомнить истинное благо, намек на который содержится в гармонической красоте губернаторской дочки, но его духовные ресурсы слишком ничтожны для этого».

Таким образом, в поэме нет героини, которая представляет истинную добродетель.Духовность образа губернаторской дочки только намечена Гоголем. Остальные героини изображены автором сатирически, с иронией и сарказмом.

Марья Антоновна

Дочь городничего не выглядит на свои 18 лет. Она уже сформировавшаяся уездная барышня, кокетничающая с мужчинами. Дочка «недурна» собой, но занята чаще рассматриванием своего отражения в зеркале. Больше внимания девушка уделяет почтмейстеру. Марья Антоновна строит глазки и жеманится перед Хлестаковым. Ей нравится ветреный ревизор: «…барин хорошенький!», «…миленький носик у твоего барина!». В комичной сцене ухаживания сразу за матерью и дочерью Хлестаков просит руки Марьи Антоновны, но сбегает из города, оставив девушку не с чем. Роль желающей выйти выгодно замуж – основная в образе дочери.

Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре»

Добчинский и Бобчинский олицетворение самой беспросветной пошлости. Эти герои «Ревизора» не занимаются решительно никаким делом, не интересуются никакими вопросами религиозными, философскими, политическими – даже в той мере, которая доступна другим действующим лицам комедии. Добчинский и Бобчинский собирают и разносят только маленькие местные сплетни, или питают свое убогое любопытство, или наполняют свою праздную жизнь…

Он оправдывает себя очень распространенным аргументом, указывающим на количественную сторону зла, «грехи грехам рознь!» говорит он. Брать взятки борзыми щенками это пустяк, по его мнению; брать же крупные взятки это преступление думает он.

В комедии Гоголя «Ревизор», высмеивающих глупость чиновников, фактически нет положительных персонажей. Сатирическая пьеса повествует о жизни небольшого городка, где буквально все общество погрязло во взяточничестве и коррупции. Главные герои «Ревизора» по — своему индивидуальны, но в целом отображают общую картину бюрократизма и чинопочитания. Гоголь жестоко высмеивает основные пороки общества, наделяя ими всех героев произведения. Сюжетом пьесы послужил рассказ Пушкина о случае, произошедшем в г. Устюжине. Ниже дан список с кратким описанием персонажей произведения.

Вдова унтер-офицера

Женский образ комичен и трагичен. Вдову высекли на рынке из-за драки баб. Полиция опоздала на бабскую разборку и схватила тех, кто оказался на месте драки. Вдову «отрапортовали» так, что «два дни сидеть не могла». Бесчинство и произвол полицейских городничий пытается списать на несчастную женщину. Он говорит, что она «сама себя высекла». Слышится сарказм, Гоголь смеется. Трагизм сцены еще и в том, что женщина за унижение и боль требует штраф, ее интересуют только деньги.

Жадность, мстительность и бездушность женщин комедии вызывает только усмешки.

Написать сочинение «Женские образы в комедии «Ревизор» несложно. Персонажей всего несколько. Одни проходит практически незаметно – слесарша Пошлепкина, другие отталкивают – унтер-офицерская вдова, третьи смешат – жена и дочь городничего. Предложенный материал поможет выстроить рассуждения по теме логично и грамотно.

Второстепенные персонажи

Петрушка

Селифан

Капитан Копейкин

Чиновничество

В поэме «Мертвые души» герои наделены яркими чертами, присущими помещичьему и чиновничьему сословию в России. В таблице приведено краткое описание характеристик героев, которое позволит провести качественный анализ произведения.

Сочинение на тему: Женские образы в поэме “Мертвые души”

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 01.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

“Генеральный инспектор” и “Мёртвые души” – пожалуй, самые выдающиеся произведения не только Гоголя, но и всей русской литературы. Эти два шедевра показывают основные типы людей того времени. Каждый персонаж в Писателе является индивидуальным, у каждого из них есть свой характер. И, конечно же, Гоголь в своем творчестве не оставил без внимания женские персонажи.

Не последнюю роль в поэме “Мертвые души” играет описание женской половины человечества. На ней изображена “типичная”, очень бережливая хозяйка и молодая кокетливая и две симпатичные дамы, готовые в одно мгновение превратить любую новость в городской слух.

Единственная хозяйка в “Мертвых душах” – Настасья Петровна Коробочка. Она одна из тех “маленьких трактирщиков, которые жалуются на плохие урожаи и потери и немного опускают головы, а тем временем собирают деньги, понемногу, в своих сумочках для трусов, которые кладут в комоды!”. В Коробочке есть “симпатичная деревня”, двор, полный всякой домашней птицы, есть “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, репой и другими домашними овощами”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”.

Коробка не претендует на высокую культуру: очень неприхотливая простота характеризует ее внешний вид. Гоголь также подчеркивает это во внешности героини: он указывает на ее жалкую и непривлекательную внешность. Эта простота проявляется и в ее отношениях с людьми. Главная цель жизни домовладельца – консолидация своего богатства, непрерывное накопление.

Читайте также:
Почему Н В Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»: сочинение

Женщина не видит ничего, кроме “ее носа”. Все “новое” и “беспрецедентное” пугает ее. Единственное, что беспокоит героиню, это цена конопли и меда. Кажется, что у нее нет никаких чувств, кроме желания приобретать и получать прибыль. Ситуация с “мертвыми душами” подтверждена. Коробка торгуется с той же коммерческой эффективностью, с которой она продает другие предметы домашнего обихода. Для нее нет разницы между живым и неживым существом. Предложение Чичикова пугает злодея только одним: перспективой упустить, не взять то, что она может получить за “мертвые души”.

Коробочка – глупая, “клубная” и жадная хозяйка. От ее женственной внешности осталось совсем немного. Маленький дом Коробочки и большой двор символически отражают ее внутренний мир – аккуратный, цельный, “населенный” мухами, который в Гоголе всегда сопровождает замерзший, застойный, внутренне мертвый мир героя.

Кроме Коробочки в стихотворении фигурирует и дочь губернатора. Ее портрет может быть сформирован в читателе только после сцены с балом. Эта девушка – мирская дама, и Чичикову не удается вести с ней разговор.

Также в романе есть описание “мирских” дам, основное занятие которых – разгонять различные сплетни. Именно эти “во всех отношениях приятные дамы” и “только приятные дамы” стали главной причиной падения Чичикова. Именно распространяемые ими необоснованные слухи, воспринимаемые всеми как правда и порождающие новые, еще более абсурдные гипотезы, в корне подрывают авторитет Чичикова. А “милые” дамы сделали все это из “ничего”, случайно пропустив этот разговор после спора о шаблоне. В стихотворении они воплощают дамы “столичного” общества, которые ничем не отличаются от своих провинциальных “сестер” по своему материальному положению и положению в обществе, а лишь желанием промыть кости и развеять слухи.

В пьесе “Инспектор” также представлены женские персонажи. Это жена и дочь главы города, типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни – бесконечная смена одежды, а круг интересов ограничивается чтением таблоидных романов и сбором низкосортных стихотворений в альбомах.

Анна Андреевна – жена главы города. Она впервые появляется в первом акте пьесы. Здесь она очень эмоциональна, ее речь полна восклицательных и вопросительных предложений. Анна Андреевна постоянно кричит на дочь и даже заставляет ее носить голубое платье только потому, что она сама хочет надеть легкое. Таким образом, мать соревнуется со своей дочерью и хочет доказать ей, что она лучшая.

Анна Андреевна флиртует перед Хлестаковым, который не стесняется мужа, а затем заявляет, что она нравится гостье. И когда герой делает ей предложение, она отвечает: “Но позвольте заметить: Да, в каком-то смысле. Я женат.” Итак, перед нами – великий светский кокет, для которого главное – положение в обществе. Жена градоначальника уже мечтает о жизни в Петербурге, после того как Хлестаков сделал предложение ее дочери.

Марья Антоновна – дочь мэра. Она молодая кокетка, как и ее мать. Тем не менее, она не против поспорить со своей матерью. У Марии Антоновны есть вкус и нет желания походить на других. Например, сцена, где мама говорит ей надеть синее платье: “Фи, мама, синее! Мне это совсем не нравится”. И почему же? Потому что все молодые девушки в городе носят синие платья.

Кроме того, эта девушка довольно начитанная. Так, в разговоре с Хлестаковым, когда он упоминает о том, что написал “Юрия Милославского”, Марья Антоновна говорит, что это произведение “господина Загоскина”.

Героиня никогда не говорит ничего лишнего, в основном она молчит. Хлестаков ей очень нравится, и она считает, что он тоже ее заметил. Когда Иван Александрович объясняется с Марией Антоновной, она ему не верит, думает, что он над ней смеется, и просит его написать ей стихи вместо этих ненужных разговоров. Наверное, ее чувства больше всего страдают от обмана Хлестакова.

Так, в “Мертвых душах” и “Ревизоре” Гоголь делает проекции на нравы столицы через женские минорные персонажи. И в обеих работах показаны образы мирских дам. Все они очень похожи – по своей пустоте и обыденности. За исключением того, что в “Инспекторе” они прописаны более четко и ясно. Но в “Мёртвых душах” есть уникальный образ помещика Коробочки, не имеющий аналогов не только в “Генеральном инспекторе”, но и в русской литературе в целом.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: