Картина духовного обнищания и омертвения: сочинение

Сочинение по произведению на тему: Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала, и писателем, раскрывающим «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков.

Наиболее значительным произведением, работу над которым Гоголь рассматривал как дело всей своей жизни, стала поэма «Мертвые души», где он раскрыл жизнь России со всех ее сторон. Главным стремлением автора было показать, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродуют, губят, лишают человечности саму человеческую душу.

Тема духовного омертвения, взаимоисключающая природа «души» и «приобретения» раскрывается, прежде всего, в изображении поместного дворянства. Причем, рисуя образы помещиков, Гоголь показывает и ту социальную основу, которая сформировала их характеры, — в первую очередь, дворянский паразитизм, сформировавшийся на почве феодально-крепостнического строя. Этот паразитизм представлен в двух формах: бесцельного праздного существования и жадного стяжательства. Исходя из этих двух форм, писатель создает различные, не похожие друг на друга характеры, являющиеся многочисленными вариантами социального упадка и духовного омертвения. Так, и Манилов, и Ноздрев привыкли жить за счет крепостных. Но у обоих эта привычка проявляется по-разному. У Манилова она приобретает форму бесхарактерности, отвлеченной мечтательности. Ноздрев же, наоборот, демонстрирует внешнюю энергию, участие в различных драках, попойках. Однако способ жизни обоих одинаково бесцелен и бесполезен. Сходны и вместе с тем различны также характеры Коробочки и Собакевича, которые погружены в заботливое хозяйствование. Но их деятельность лишена всякого гуманного смысла, а потому так же эгоистична, как существование Ноздрева и Манилова. Смысл их жизни сводится лишь к накопительству и стяжательству, приводящим в итоге к духовному опустошению. Так, примитивного ума Коробочки хватает только на то, чтобы «подмаслить» заседателя и выгоднее продать сало, мед или пеньку. В отличие от Коробочки, которая никак не может понять смысл чичиковской «негоции», Собакевич сразу же вникает в суть предлагаемого «дельца» и «заламывает» за мертвые души «по сту рублей за штуку, по-купечески расхваливая свой «товар». Подозрительный и мрачный Собакевич сочетает в себе черты торгаша, злобного реакционера с поистине первобытной дикостью. Полного духовного упадка достигает в произведении Плюшкин, соединивший в себе черты обоих паразитических форм, которые в его образе усилились до полнейшей бессмыслицы и гротеска. Жадно стерегущий свои богатства, Плюшкин обращается в «какую-то прореху на человечестве». Стремление к постоянному накоплению приводит к обратному результату: все материальные блага, собранные за счет труда крестьян, гибнут, вызывая разорение самих крестьян, а затем и разрушение всего хозяйства. Таким образом, каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирует все более глубокую степень духовного падения. И если фигуры Манилова, Коробочки или Ноздрева вызывают смех, то образы Собакевича и Плюшкина уже становятся пугающими. Автор стремится провести основную мысль: привязанность к собственности убивает в человеке главное — привязанность к людям, естественные человеческие стремления. Именно поэтому так ничтожна фигура Плюшкина, у которого разрыв с окружающим миром дошел до такой степени, что нельзя даже понять, к какому полу он принадлежит.

Еще большего правдоподобия картины духовного обнищания и омертвения автор достигает путем изображения губернского города и его чиновников. Здесь, в отличие от жизни в помещичьих усадьбах, кипит бурная деятельность и движение. Однако вся эта деятельность лишь внешняя, «механическая», открывающая истинную духовную пустоту. Гоголь создает яркий, гротескный образ города, «взбунтованного» толками о странных действиях Чичикова. «. Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять. Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» При этом над всеми нависло тяжелое ожидание возмездия. В разгар общей суматохи почтмейстер делится с другими «остроумным» открытием, что Чичиков — капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Создавая образ постепенно деградирующей России, Гоголь не упускает ни одной мелочи и детали. Наоборот, он заостряет на них внимание читателя, так как уверен, что именно из мелочей и состоит сущность всей окружающей действительности; именно они таят в себе источник зла, потому и приобретают в поэме грозный символический смысл.

В своем произведении Н. В. Гоголь наилучшим образом достиг цели, которую формулировал следующим образом: «. Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так. достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».


«Картина духовного обнищания и омертвения»

Картина духовного обнищания и омертвения получает в поэме широту и масштабность благодаря изображению губернского города и его чиновников. В заметках к I тому «Мертвых душ» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота, Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». В отличие от обособленных и «неподвижных» помещичьих усадеб, в губернском городе все как будто исполнено общения и движения, но они чисто внешние, «механические», открывающие духовную пустоту. В мире нелепостей и всеобщего идиотизма становятся возможными странные, анекдотические явления, которые, тем не менее, выражают самую суть действительности. Таковы авантюра Чичикова и восприятие ее губернским обществом. Бессмыслица и духовная пустота в полную меру раскрываются в том смятении, которое охватило чиновников при известии о странных действиях Чичикова, в нелепейших толках и абсурдных домыслах. Гоголь создает замечательно яркий, гротескный образ взбудораженного, «взбунтованного» этими толками города. «. Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять. Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось.

Читайте также:
Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» (VI, 189—190). Неразбериха усугубляется известием о назначении нового генерал-губернатора. Продолжая на новом уровне тему «Ревизора» —тему страха перед грядущим возмездием, Гоголь показывает панику, охватившую чиновников. В страхах и догадках о том, кто такой Чичиков: «такой ли человек, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных» (VI, 196) — выражается вся бестолковость жизни. При этом тема ожидания возмездия приобретает в поэме многозначный смысл. В разгар суматохи почтмейстер делится с другими чиновниками «остроумным» открытием, что Чичиков — капитан Копей-кин, и рассказывает историю последнего.

Вставная повесть о капитане Копейкине, запрещенная цензурой и вошедшая в поэму в сильно переработанном и смягченном виде, еще более расширяет ее художественный мир. Перенося действие в Петербург и касаясь «высших сфер», Гоголь раскрывает и беззаконие вышестоящих и бесправие «маленьких людей» как характернейшие черты действительности. В повести звучит тема социального бунта: участник Отечественной войны 1812 г., потерявший в сражениях руку и ногу, капитан Копейкин после тщетных хлопот о пенсии решается сам найти «средство помочь себе» и делается атаманом разбойничьей шайки. Копейкин становится мстителем; как было сказано в ранней редакции, он направляет свои действия против «всего казенного». История Копейкина, вместе с упоминанием о бунте крестьян сельца Вшивая спесь, Боровки и Задирайлово против земской полиции и об убийстве заседателя Дробяжкина, вносит в поэму настроение тревоги и грозного предчувствия.

Рисуя «распадающуюся», «мертвую» жизнь современной ему России, Гоголь идет путем «микроскопического» ее анализа. Он внимательно исследует мелочи и дрязги, заостряет их, показывает крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. На мелочах вертится жизнь современного человека, они таят в себе источник зла и приобретают в поэме грозный символический смысл. Подробности быта, одежды, антуража становятся для Гоголя средством социального анализа. Реалистический метод Гоголя открывает глубинный философский смысл жизненных мелочей, освещает их светом «общего значения».’«Мелочи» играют большую роль в изображении характеров героев. Обнаруживая их духовную пустоту, они вместе с тем придают им удивительную жизненность и «выпуклость». Гоголь сам писал: «. Воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его все тряпье до малейшей булавки». Перед Гоголем-художником стояли сложные задачи — глубоко раскрыть’характеры, не имеющие никакой душевной глубины. В основном писатель изображает их «извне», особенно большое значение получают образы вещей, окружающих героев. В психологическом анализе Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

От точного, «прямого» художественного видения Пушкина мир гоголевских произведений отличается сложными, многоступенчатыми ассоциациями, неторопливым рассмотрением предметов, чрезвычайным их «обилием».

Духовное обнищание и утрата светлых перспектив – добрые признаки.

Смешные люди ловят во Вселенной какие-то сигналы, мечтая, что прилетят инопланетяне и научат человечество. А чему вас учить-то, ребята? Если спросить любого такого мечтателя, он даже и не придумает, чему может научить нас инопланетный разум.

Сразу могу сказать, ничего мы от них не дождёмся, поскольку всё нужное для развития разума уже дано всем и каждому в виде верных слов о том, как надо жить, чтобы получить добрый результат.

Если же мы не хотим жить по этим рекомендациям, то и результат имеем не добрый.

Сам Бог, наш Небесный Отец порекомендовал нам через Иисуса Христа совершенствоваться, чтобы стать безупречными и непогрешимыми, как Он, а люди даже и думать не хотят над Словом Божьим, которое записано и хранится в Евангелиях. И вот чему может научить таких людей инопланетная развитая цивилизация? Дать им высшие технологии – это всё равно, что дать обезьяне гранату.

Слово Божье подано человечеству для перехода с гибельных путей греха на путь преодоления греха, и люди не начинают этот переход, пока не увидят, что у них нет абсолютно никаких светлых перспектив, что впереди только беспросветная тьма.

Именно к этому подходит сегодня русский народ.

Не видя впереди ничего доброго, русский человек увидит, что делать нечего, и присмотрится к тому, чему учит Спаситель, к Слову Божьему.

А Слово подаёт ему родную, впитанную с детства из русских сказок идею движения по жизни к победе над кощеем бессмертным, над дьяволом, чтобы освободить Василису прекрасную и премудрую – любовь, которой он пока не чувствует, и без которой ему не радостно. И это он начнёт усваивать из Слова Божьего идею достижения божественного совершенства.

Решение задачи по достижению совершенства растягивается на всю жизнь, которую человек посвящает неотступной борьбе с внутренним злом, и установлению в своём внутреннем мире власти добрых сил, воцарению там любви к Богу и людям.

Исполнитель наставлений Слова Божьего идёт по жизни путём упорной борьбы со всеми грешными побуждениями, и на этом пути он находит обещанную в Слове отзывчивость Бога, высшего Учителя, нужную ему для обучения победам над дьявольским могуществом, старающимся остановить его движение к вершинам совершенства.

Читайте также:
Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

И исполнитель наставлений Слова Божьего может рассказать людям, что они тоже могут прийти к отзывчивости Небесного Отца по указанному Словом пути борьбы с соблазнами, и у них будет постоянная связь с Богом, по которой можно испрашивать у Него помощь или пояснения….

Не все люди могут усвоить такие рассказы – чем сильнее над ними власть лжи, тем труднее им усвоить правду. Из-за этой власти лжи на Земле у людей не налажено общение с Небесным Отцом, чёрные силы отца всякой лжи обманом уводят мысли людей в другую сторону. Люди покупаются на дьявольские приманки и совершают грешные поступки, которые составляют поступь прочь от Бога.

Но они возвратятся, как об этом сказано в притче о блудном сыне. И если Отец не удерживает никого из Своих детей, то и никто их не удержит, и я не стараюсь вас удержать от греха.

Но рассказываю всем, кто погружаются в трясину греха, что они уходят от добра, чтобы погрузиться во зло. И пусть знают на будущее, что выбраться из злой трясины и возвратиться к Богу им поможет евангельское Слово Божье.

Кстати, «блаженны нищие духом» – это Христос сказал о тех, кто после своего ухода от Отца истратили всё своё духовное наследство. Они духовно обнищали, и чем эта нищета тяжелее, тем они скорее возвратятся к Отцу. Потому они и блаженны, что им осталось недолго.

Духовное обнищание русского народа, как плоды равнения на запад, становится всё отчётливее. Плоды это ещё не созрели, но и по незрелым плодам видно, что народу впереди нет ничего доброго.

И это – добрый признак, значит, скоро последует разворот и возвращение народа к Богу.

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (6)

комментирует материал 17.02.2019 #

судя по портрету уже развернуло :)

-судя по портрету уже развернуло :)

Точно! Потому что это снова ИДЕЯ “научно-религиозного развития”, очередная Ересь Индустриализации и “алтаря научно-лже-религиозного развития”.

Религия – расматривает явно не то, что “могло бы быть” напр. “светлое коммунистическое будущее”, а уже то что имеется по факту, и потому эти призывы к ИДЕЕ развития тут мягко говоря – совершенно НЕ ИЗ ТОЙ ОПЕРЫ.

Впрочем, это связано с пропагандируемой в прошлом посту – протестансткой Ересью ПУРИТАНСТВА, где речь шла о “крисстально чистых” коммуниста. пардон ЧЛЕНАХ общества религиозного развитя, чья криссальная честность и неподкупность является образком ума, чести и совести нашей сцоиалистич. пардон – эпохи.

Узнаете – ЭТО СОВОКЪ, детка!
-просто бесы его принарядили в “лже-религиозные одежды”.
ЭТО – ТЕ ЖЕ БЕСЫ СКАЧУТ, ТОКО В РЯСАХЪ!
И хуже всего – это те же Еретические губительные идеи,
просто стыдливо или лукаво прикрытие “религиозностью”.

комментирует материал 17.02.2019 #

Слишком объёмная писанина, для форума. В конце статьи – виноват бездуховный запад. Лучше бы выяснили причину, почему в духовной РФ почти 40 млн. смотрят “Дом 2” и почему одухотворённые россияне исправляют нужду в деревянных, не отапливаемых сортирах?

-виноват бездуховный запад.

Запад – действительно БЕЗДУХОВНЫЙ, там даже по улицам не ходят и все общение сводится к дежурным фразами. Даже когда вроде бы справшивают “как у вас дела сегодня”, это совершенно и абсоютно не означается что кому-то в Сша интересны ваши дела. Более того – если вы “ключенете” и раскроете душу, так сразу же станете “белой вороной”.

Если вы заявите что женитесь на девушке, то вас несколько лет будут проверять чуть ли не агенты КОНТРРАЗВЕДКИ, будут требовать интимные фотки, и чуть не будут спать между вами с кинокамерой.

Зато если бы объявитеч то вы “голубой”, да еще “наркоман”, или больны “сифилисом, спидом, белой горячой и черной чумой”,, или “сатанист-педофил” – ооо, тогда в Сша перед вами окроются все двери и тайные общеста.

О какой “душе” можно даже намекать говоря о западе, где “нормально” громко пердеть за столом во время обеда, но если вы помочитесь на газон, вам лет на 15 посадят – за демонстрацию пениса.

При этом на ЛГБТ парадах – педирасты вовсю публично – демонстрируют свои голубые задницы. Это прямо такие “проповедь голубой устрицы”, причем публичная, и открытая циничная дискриминация людей с нормальной ориентацией. Виджите, на западе если вы сатанист, и педираст-педофил, то – вам можно даже делать публичную дискримниацию натуралов, и откровенный проповеди культа “голубого глаза” – у них по-походу уже это даже начали в школах ПРЕПОДАВАТЬ, вместо “религиозного класса”. .

Да, и в Сша запрещено даже пешее перемещение не по своему району! Это как нарушение правил в “резервации”. Особенно умиляет попытки блогеров вещат ь из припаркованного автомобися, типа – “о свободах в Сша!” (они даже из авто выйти не могут, без охренительных негативных последствий). Или же “вещают о сободах” на ходу прямо из автомобиля.

Если и вещают открыто, что в основном это в “туристических зонах”, где действительно можно безопасно это делать, но там – не америка, а “совковая показуха”. А “показуха” – это не духовность!
Причем даже и тут “блогеры-туристы” сильно “прокалываются”, просто прислушайтесь к звучанию их речи, да там просто чудовищная одышка, ясно свидетельствующая для данное “сободное мероприятие” это просто офигенный неожиданный ШОКЪ для их организма. Их хриплое зловонное дыхание, писком и бульканием – ДАЖЕ УЖО ЧЕРЕЗ МОРЕ-ОКИЯН стало слышно. Т.е. такие “свободные прогулки” для них явно – нечто ШОКОВОЕ и обычно они там пешком не ходят, даже в туристических зонах – огороженных и охраняемых от местных жителей (это там называется “плохой район” или “гетто”). Если убрать эти – “туристические островки сободы и демократии”, то от всей америки как раз останутся лишь только эти самые “плохие районы” и “гетто” со злющими нигерами или мексами. .

Читайте также:
Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Про “духовность на западе” это такие же лживые байки-брехня наглых зажравшихся пропагандонов – как и про якобы “всеобщее процветание в СССР”.

Сочинение-рассуждение В каких произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества и в чём эти произведения можно сопоставить с оп

Сборник идеальных эссе по обществознанию

В каких произведениях русской литературы звучит тема духовного обнищания общества и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным фрагментом?

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

Дом назывался «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя − Александра Сергеевича Грибоедова. Ну владела или не владела − мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было… Однако дом так называли. Более того, один московский врун рассказывал, что якобы вот во втором этаже, в круглом зале с колоннами, знаменитый писатель читал отрывки из «Горя от ума»

этой самой тетке, раскинувшейся на софе, а впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это!

А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах.

С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом «домом Грибоедова», а все говорили просто − «Грибоедов»: «Я вчера два часа протолкался у Грибоедова», − «Ну и как?» − «В Ялту на месяц добился». − «Молодец!».

Или: «Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове…» И так далее.

МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать.

Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился невольно с извещениями разных спортивных кружков и с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, которыми (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж.

На дверях первой же комнаты в этом верхнем этаже виднелась крупная надпись «Рыбно-дачная секция», и тут же был изображен карась, попавшийся на уду.

На дверях комнаты N 2 было написано что-то не совсем понятное:

«Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной».

Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись:

«Перелыгино». Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: «Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной», «Касса», «Личные расчеты скетчистов»…

Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ:

За квартирным вопросом открывался роскошный плакат, на котором изображена была скала, а по гребню ее ехал всадник в бурке и с винтовкой за плечами. Пониже − пальмы и балкон, на балконе − сидящий молодой человек с хохолком, глядящий куда-то ввысь очень-очень бойкими глазами и держащий в руке самопишущее перо. Подпись: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)». У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.

Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам Грибоедовского дома, − «Правление МАССОЛИТа», «Кассы N 2, 3, 4, 5», «Редакционная коллегия», «Председатель МАССОЛИТа», «Бильярдная», различные подсобные учреждения, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника.

Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам − членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, − известным всей Москве билетом.

Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел, и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене.

«Картина духовного обнищания и омертвения»

Картина духовного обнищания и омертвения получает в поэме широту и масштабность благодаря изображению губернского города и его чиновников. В заметках к I тому «Мертвых душ» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота, Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». В отличие от обособленных и «неподвижных» помещичьих усадеб, в губернском городе все как будто исполнено общения и движения, но они чисто внешние, «механические», открывающие духовную пустоту. В мире нелепостей и всеобщего идиотизма становятся возможными странные, анекдотические явления, которые, тем не менее, выражают самую суть действительности. Таковы авантюра Чичикова и восприятие ее губернским обществом. Бессмыслица и духовная пустота в полную меру раскрываются в том смятении, которое охватило чиновников при известии о странных действиях Чичикова, в нелепейших толках и абсурдных домыслах. Гоголь создает замечательно яркий, гротескный образ взбудораженного, «взбунтованного» этими толками города. «…Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять… Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» (VI, 189—190). Неразбериха усугубляется известием о назначении нового генерал-губернатора. Продолжая на новом уровне тему «Ревизора» —тему страха перед грядущим возмездием, Гоголь показывает панику, охватившую чиновников. В страхах и догадках о том, кто такой Чичиков: «такой ли человек, которого нужно задержать и схватить, как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных» (VI, 196) — выражается вся бестолковость жизни. При этом тема ожидания возмездия приобретает в поэме многозначный смысл. В разгар суматохи почтмейстер делится с другими чиновниками «остроумным» открытием, что Чичиков — капитан Копей-кин, и рассказывает историю последнего.

Читайте также:
Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение

Вставная повесть о капитане Копейкине, запрещенная цензурой и вошедшая в поэму в сильно переработанном и смягченном виде, еще более расширяет ее художественный мир. Перенося действие в Петербург и касаясь «высших сфер», Гоголь раскрывает и беззаконие вышестоящих и бесправие «маленьких людей» как характернейшие черты действительности. В повести звучит тема социального бунта: участник Отечественной войны 1812 г., потерявший в сражениях руку и ногу, капитан Копейкин после тщетных хлопот о пенсии решается сам найти «средство помочь себе» и делается атаманом разбойничьей шайки. Копейкин становится мстителем; как было сказано в ранней редакции, он направляет свои действия против «всего казенного». История Копейкина, вместе с упоминанием о бунте крестьян сельца Вшивая спесь, Боровки и Задирайлово против земской полиции и об убийстве заседателя Дробяжкина, вносит в поэму настроение тревоги и грозного предчувствия.

Рисуя «распадающуюся», «мертвую» жизнь современной ему России, Гоголь идет путем «микроскопического» ее анализа. Он внимательно исследует мелочи и дрязги, заостряет их, показывает крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. На мелочах вертится жизнь современного человека, они таят в себе источник зла и приобретают в поэме грозный символический смысл. Подробности быта, одежды, антуража становятся для Гоголя средством социального анализа. Реалистический метод Гоголя открывает глубинный философский смысл жизненных мелочей, освещает их светом «общего значения».’«Мелочи» играют большую роль в изображении характеров героев. Обнаруживая их духовную пустоту, они вместе с тем придают им удивительную жизненность и «выпуклость». Гоголь сам писал: «…Воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я заберу в уме весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его все тряпье до малейшей булавки». Перед Гоголем-художником стояли сложные задачи — глубоко раскрыть’характеры, не имеющие никакой душевной глубины. В основном писатель изображает их «извне», особенно большое значение получают образы вещей, окружающих героев. В психологическом анализе Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

От точного, «прямого» художественного видения Пушкина мир гоголевских произведений отличается сложными, многоступенчатыми ассоциациями, неторопливым рассмотрением предметов, чрезвычайным их «обилием».

Какие явления характеризуют современную российскую культуру — выводы

Человек ХХI века не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом. Ведь духовность — это та область в жизни общества, которая связана с созданием и распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовных нужд человека.

К особенностям духовного развития в ХХI веке в России можно отнести следующие факторы, которые являются противоречивыми:

  • Интернационализация культуры, которую точнее можно назвать эрзац-культурой.
  • Снятие цензуры, при котором дозволяется говорить и показывать всё, что захочется автору.
  • Возрастание интереса к истокам духовности.
  • Поиск настоящих культурных направлений в обществе.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче»
    — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города.
    Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь.
    О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
Читайте также:
Сатирическое изображение чиновников в комедии Н.В.Гоголя Ревизор: сочинение

Чем определяются тенденции духовной жизни современного общества

Уровень развития культуры и духовности общества можно определить:

  • по объёму создаваемых в нём культурных ценностей;
  • по границам их распространённости;
  • по степени восприятия их людьми.

Одной из ключевых особенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране является колоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов с провинцией, что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков и учёных.

Постоянно оценивать
уровень культурных и духовных изменений крайне важно. Необходимо знать, сколько в стране НИИ, вузов, библиотек, театров, музеев и т. д. Но количество ещё не значит качество, нужно контролировать насыщенность и содержание духовной и культурной составляющей в этих заведениях. То есть оценивать качество научных работ, уровень образования, книг и фильмов. Вкупе эти показатели отражают саму цель культурного и духовного воспитания общества.

Интересно: Что такое деградация человека.

Что нужно делать

Хочется надеяться, что министерство образования осознает свои ошибки и промахи, допущенные в девяностые и нулевые, когда была сделана попытка отказаться от своих духовных и культурных истоков, заменив их так называемой прогрессивной западной новизной. В то время учебный материал массово заменялся на новый, основой которого были тексты, созданные на средства фонда Сороса.

Следует уяснить, что без фундамента, состоящего из духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможно дальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западных ценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе. В то же время нужно закладывать новое культурную и духовную составляющую в обществе, основанную на морали, искусстве, науке и религии.

Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни

А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице.
Н. В. Гоголь

Поэма “Мертвые души” является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века.
Смех Гоголя включал в себя и чувство острой скорби, рожденное картинами духовного угасания, “омертвения” человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Недаром писатель говорил о том, что ему приходится озирать жизнь “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”. И вместе с тем смех Гоголя не вызывает разочарования, он пробуждает энергию сопротивления и протеста, энергию действия.
Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под “мертвыми душами” разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения — помещики и чиновники города NN.
Заслуга великого писателя прежде всего в том, что он мастерски изобразил в своем произведении множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещиков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти “хозяева жизни” и являются “мертвыми душами”.
Описание помещиков Гоголь дает в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря этими людьми всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение. “Мертвые души” — это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права.
Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин вовсе не кажется “монстром”, “мертвой душой”. Наоборот: “на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. ” Немного слащавый, “сахарный”, очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время”. В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его “работы” — “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами”. Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как “мертвая душа”, не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.
Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет “дубинноголовой”. На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится “продешевить” при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.
Другой образ “живого мертвеца” олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь — бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: “Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий. ” Гоголь иронически называет Ноздрева “историческим человеком”, подчеркивая его типичность: “Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю”. В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.
А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. “Казалось, в этом теле совсем не было души. ” — пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник — законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: “Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы. Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество.
Но не таковы персонажи поэмы. “Венцом” этой пирамиды оказывается Плюшкин, “прореха на человечестве”, “мертвая душа”. Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется “дряхлым инвалидом”, читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в “неопределенном платье, похожем на женский капот”. Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые “мрут, как мухи” или ударяются в бега. “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!” — восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в “живой труп”, не вызывающий ничего, кроме отвращения.
Так Гоголь показывает полную деградацию поместного дворянства. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах. Все они являются духовными мертвецами.
В поэме есть и совершенно новый герой, до сих пор не встречавшийся в русской литературе. Это представитель нарождающегося класса “приобретателей”. В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозрение черты “рыцаря копейки”.
На первый взгляд Чичиков производит впечатление скользкого, многоликого человека. Это подчеркивается его внешностью: “В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.
Словно хамелеон, Чичиков постоянно меняется. Он способен придавать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы “очень искусно умел польстить каждому”. Поэтому он быстро завоевывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и обходительным человеком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет найти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.
Чтобы добиться результата, наш герой пускает в ход все свое умение обворожить человека. А цель у него одна — обогащение, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Главное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить “с теми, кто побогаче” и беречь “копейку”. Запали в душу мальчика отцовские слова: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою”.
Обладая большим умом “со стороны практической”, Чичиков начал копить деньги в, школе, наживаясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого “приобретателя”. Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, “надувает” коллег. Взяточничество становится его стихией.
Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до таможенного чиновника прослеживает Гоголь путь своего героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. За идею покупки “мертвых душ” он ухватился быстро. Предпринимательский талант Чичикова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радостью заключает: “А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало”. На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.
Чичиков — такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, отмечая, что “Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени”. Мы же без преувеличения можем сказать, Чичиков воплотил в себе черты многих современных предпринимателей, для которых превыше всего выгода. И как это ни прискорбно, но это “герой” и нашего времени тоже.
Творчество великого писателя на удивление близко соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов, стяжателей; также внутренний облик людей, которые реальное общественное дело подменяют пустым прожектерством; да и тех, кто с “вдохновением” и в то же время впустую растрачивают свою и чужую энергию на бесполезные занятия,
Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного, воинствующего консерватизма в странах Америки и Западной Европы. Разумеется, в эпоху стремительного развития науки и техники существенно изменился лик и практика консерватизма. Но сохранилось то, о чем нам напоминают произведения великого сатирика, — стремление сокрушить разумное, новое ради сохранения старого, отжившего. Современным реакционерам также свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только им, что власть и деньги решают все.
В поэме Гоголя накопительство зачастую приобретает облик того явления, которые в наши дни получило название вещизма. Современные “вещисты”, разумеется, не собирают никому не нужный хлам, а приобретают дорогие престижные вещи. Однако суть одна; как и Плюшкин, они оказываются под неусыпной, незыблемой властью вещей, собранных ими с великим старанием. Не вещи служат их владельцам, а человек становится их слугой, предавая забвению многое из того, чем отличается настоящая человеческая жизнь.
Гоголь отразил в поэме такое социальное зло, как бездуховность. С большой художественной силой он изобразил людей, лишенных высоких стремлений, замкнутых только на себе, равнодушных ко всему, что их непосредственно не затрагивает. Бездуховность — постоянный спутник разного рода приобретателей, накопителей, тех, кто поглощен погоней за чинами, стремится достигнуть своих целей любыми средствами.
Утрата нравственных критериев характеризует и ту изображенную Гоголем самодовольную обыденщину, самовлюбленную пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и “высоким материям”.
Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия.

Читайте также:
Тип делового человека произведениях А. С. Грибоедова и Н. В. Гогоя: сочинение

Мёртвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя: образ помещиков и крестьян

  • Гоголь
  • Н.В.Гоголь не случайно выбирает названием для своей поэмы именно словосочетание «Мёртвые души». Несмотря на то, что по ходу сюжета произведения становится ясно, что оно подразумевает под собой души умерших крестьян, скупаемые Чичиковым, мы также понимаем, что выражение обладает аллегорическим значением. Мёртвыми душами в произведении являются в том числе и живые люди, по тем или иным причинам утратившие важные человеческие качества, очерствевшие умом и душою. В первую очередь, к их числу относятся помещики, с которым взаимодействует Чичиков. Но относится ли к ним сам герой?

    Безусловно, Чичиков — предприимчивый и деловой человек. Ему не чуждо ничто человеческое: он мечтает о большое семье и делает всё, чтобы однажды передать будущим детям собственноручно заработанный капитал. Однако мы видим, что желание приращения богатства превосходит в Чичикове простые человеческие ценности, что негативно сказывается на его личности. Стремясь возыметь выгоду, Павел Иванович способен на обман. Он несправедливо поступает с дочерью своего начальника, притворившись влюбленным в нее для получения повышения в должности, а после бросив несчастную девушку. Подобное поведение закладывается в герое ещё в детстве, когда отец Чичикова, наставляя сына, учит его «беречь копейку».

    Деньги становятся для Чичикова главной ценностью. Теперь он способен пойти на обман, нарушение закона и принципов морали, только бы не расставаться с нажитым. Обратимся к эпизоду, где Чичиков не помогает больному и старому учителю, который души не чаял в послушном и примерном ученике Павлуше. Это горько разочаровывает преподавателя, ведь у Чичикова были деньги, и подобный поступок не может быть оправдан.

    Приезжая в город NN, герой смотрит на людей исключительно с точки зрения выгоды. Он вступает в близкие дружеские отношения для того, чтобы люди передали ему мёртвые души. Даже встретившуюся на дороге молодую симпатичную девушку он оценивает по материальному состоянию, предполагая, какое приданое могли бы дать за неё, будь она его невестой.

    Читайте также:
    Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

    Мы можем сделать вывод, что душа Чичикова не должна называться живой до тех пор, пока в ней сосредоточено столько алчности и расчёта. Каждый человек стремится к безбедной жизни, однако путь к успеху не должен прокладываться через обман, преступления и страдание других людей, а потому Павел Иванович Чичиков — мёртвая душа.

    Понятие о ревизской душе

    С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.

    Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

    Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

    Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

    Популярные сочинения

    • Цель в жизни человека — сочинение рассуждение
      У каждого человека есть тайная цель, скрытое стремление в жизни. Кто-то хочет воплотить свою детскую мечту и стать пожарным или космонавтом
    • Сочинение Новогодняя сказка
      Зима – это волшебное изумительное время года. Зимой природа одевается в белую уникальную одежду из снега, которая блестит и переливается в лучах морозного солнышка. Зимой можно кататься на коньках и лыжах
    • Сочинение по картине Лель. Весна Нестерова (5, 8 класс)
      Большую часть пространства картины «Лель. Весна», написанную художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, занимает великолепная природа. Она словно проснулась после долгой зимней спячки
    Читайте также:
    ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ РЕВИЗОР И В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

    «Мёртвые» помещики

    Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

    • Собакевич — не знает, что такое недуг и страдания;
    • Ноздрёв — врун, картёжник и пьяница, не знающий меры. Может перепить всех мужиков, при этом оставаясь здоровее трезвых. «Кровь с молоком» — пишет про него Гоголь. И он же «исторический человек», так как всегда попадает в непонятные ситуации.
    • Манилов — просто мечтающий бездельник, любующийся природой;
    • Коробочка — торгашка, готовая продать всё что угодно для собственного обогащения. В одноимённой статье Сергей Ежов дал точное описание людей такой породы — «души мёртвые, деньги живые»;
    • Плюшкин — тряпичник, заваливший свой дом хламом и рухлядью, почему-то решивший превратить своё поместье в свалку.

    Чисто внешне они вполне здоровы, бодры и веселы. Однако, что представляет собой человек такого типа — пустую оболочку, без содержания. Каждый из помещиков удовлетворяет естественные потребности, но нет никакого развития, стремления к созиданию, помощи окружающим. Так и получается, что плоть ещё жива, а внутри человек мёртвый. С каждой главой читатель наблюдает «омертвление» духовного в помещиках. Это выражается деталями — мелочностью, закладкой в книжке всегда в одном и том же месте.

    Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.

    Сочинение 2

    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь в сердце главного героя, у читателя могут возникнуть некоторые сомнения.

    Если вспомнить героя данного произведения в период его детства, то он характеризовался как человек, который не походил ни на мать, ни на отца. Также у него не было приятелей или друзей, жизнь относилась к нему так, словно ей было все равно на юношу. Когда настал учебный период в жизни мальчика, родной отец дал такое наставление Чичикову, при котором он должен был угождать тому, кто занимает должность «повыше, покрупнее», искать лишь выгоду в отношениях с людьми, не стоит никому помогать, а также нужно постоянно экономить средства. Также он побуждал его к тому, чтобы он занимался взяточничеством и поддерживал коррупцию.

    Будучи довольно неглупым человеком, он решил следовать заветам отца, при этом делая финансовые средства своим главным товарищем в жизни. Он их буквально «добывал», чтобы накопить и преумножить имеющиеся средства. Получая в школе бесплатные сладости, он их не кушал, а оставлял на тот день, чтобы выгодно их перепродать. Далее, когда он отправляется на службу в армию, там он проявляет себя храбрым человеком. Там он впервые хотел пойти на аферу, однако она не удалась. Однако он не сдался, как это сделало бы большинство людей, а продолжал настойчиво и упорно идти к своей цели. Достаточно вспомнить эпизод, когда Чичиков тренировал мышку для того, чтобы ее продать как можно дороже.

    И сама идея того, что он стремится перепродавать что-либо, показывает задумку автора показать новый тип людей в обществе, которых можно назвать предпринимателями. Он показывает Чичикова расчетливым человеком, который заводит отношения ради своей выгоды, при этом обманывая многих людей, с которыми ему приходится иметь дело. Однако нельзя сказать, что душа Чичикова умерла окончательно. Он еще имеет цели, причем некоторые из них наполнены самыми прекрасными мечтами. Например, он мечтает завести собственную семью в лице супруги и детей. В этой задумке героя автор показывает его добрым человеком, который не стремится жить лишь ради собственного блага. Писатель видит в нем надежду на исправление. Поэтому, можно сделать вывод, что душа Чичикова, хоть и не является примером для подражания, все еще жива и готова исправляться.

    Другие темы: ← Роль лирических отступлений в произведении Мертвые души↑ ГогольНоздрев в произведении Мертвые души →

    «Живой» русский народ

    В противоположность помещикам Гоголь ставит простой русский народ. Именно он — живая душа России. Даже умерев, мужик для помещика остаётся живым, о нём грустят, жалеют о потере. Однако их жалость объясняется лишь алчностью, ведь живой мужик приносил пользу и деньгу. Но даже мертвеца готовы продать да подороже, как живого. В списке Чичикова каждая «мёртвая» душа характеризуется своим ремеслом или умением, в точности как самый настоящий крепостной мужик.

    Несмотря на то что поэма «Мёртвые души» задумывалась как трёхтомник, Гоголю удалось в одном томе обозначить основные проблемы страны того периода:

    • крепостное право с бесчеловечным отношением к ревизским душам, как живым, так и мёртвым;
    • паразитское существование помещиков, омертвение их как класса.

    Подразумевалось, что во втором томе начнётся духовное перерождение Чичикова. Однако после смерти писателя были найдены лишь рабочие версии и черновики.

    По поводу третьего тома до сих пор ведутся споры, возможно, Гоголь собирался писать о жизни Чичикова в Сибири и о том, как в лучшую сторону изменились помещики в мыслях и поступках. Но и в одном томе, поэма до сих пор заставляет задуматься о смысле и ценности человеческой жизни в современном мире.

    Читайте также:
    Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

    Кто такие «живые души» в поэме

    Мертвым душам в одноименной поэме противопоставлены живые — это народ, многострадальный и трудолюбивый. В поэме раскрываются искалеченные судьбы простых крестьян. Мастер-сапожник Максим Телятников, который хотел иметь свой дом и лавочку, спивается. Заплатив в большом объеме оброк барину, он был обманут поставщиком гнилой кожи.

    Даже об умерших Гоголь рассуждает как о живых, оживляя их силой своего воображения. Они живут в памяти людей, значит, живы душой. Бессмысленна смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который умирать не хотел, но заворотил в кабак, а потом прыгнул прямо в прорубь. Печальна судьба крепостных Плюшкина, вынужденных всю жизнь прятаться от жандармов.

    Ярким является образ Абакума Фырова, которому понравилась свобода и он решил пристать к бурлакам. Чаще всего тяжелый труд бурлацкой ватаги заканчивался шумными гуляньями и хороводами. Гоголь видит, что все лучшие качества народа или задавлены, или были изуродованы крепостным правом либо властью помещиков и чиновников.

    Но несмотря на социальную подавленность, он с восхищением описывает смелость, выносливость и тягу к свободе простых людей. Каретник Михей создавал экипажи небывалой красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. И даже у главного героя наблюдаются проблески живой души. В книге описаны моменты, когда Чичиков вспоминает, как сильно его любила мать.

    Освещенные проблемы

    • Трудности на пути становления России — это главная тема поэмы. К ним относится взяточничество, бездеятельность и безразличность дворян, тяжелое положение крестьян. Гоголь хотел внести свой вклад в развитие родины, раскрывая и осуждая человеческие пороки.
    • Омертвление общества. Падение нравственности четко прослеживается у представителей господствующего класса. Помещики готовы пойти на все ради прибыли. Высшее общество не думает о судьбе простого народа, а просто использует его для достижения своих целей.
    • Кризис гуманизма. Человеческая жизнь ничего не стоит. Крепостных могут продать, проиграть в карты или заложить как украшение. Рабство узаконено официально и не считается противоестественным.
    • Невежество и моральное убожество. Присуще всем главным персонажам книги. Из-за омертвения души они не способны видеть свои недостатки и самостоятельно справиться с ними. ​

    Таким образом, в своей поэме Гоголь изобразил все минусы и негативные стороны русской действительности. Писатель испытывает досаду и сожалеет о том, что крестьяне — живые души, представители большей части населения России, находятся в позорной зависимости от мертвых душ. Своим произведением Гоголь хотел привлечь внимание думающих людей и показать нетерпимость такого положения в России.

    Заметки на полях

    Поэмой, крупного стихотворного произведения с повествовательным или лирическим сюжетом, называют также древнюю и средневековую эпопею. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова, и др.).

    Построение произведения «Мёртвые души» и предполагалось по аналогии с «Божественной комедией» Данте (по замыслу). На яростные протесты цензуры против такого несколько странного названия — «Мёртвые души» — Гоголь ответил, прибавив к главному названию ещё одно — «Похождения Чичикова», то есть по повествованию поэма напоминает похождения, путешествия, странствия Одиссея, которые описал великий Гомер.

    Мысли, которыми делится Гоголь

    Писатель с помощью лирических отступлений выражает собственное отношение не только к событиям и людям, описываемым им. Они заключают в себе, кроме этого, утверждение высокого предназначения человека, значимости великих общественных интересов и идей. Источником лиризма автора являются думы о служении своей стране, о ее печалях, судьбах и скрытых гигантских силах. Это проявляется независимо от того, высказывает ли Гоголь свой гнев или горечь по поводу ничтожества персонажей, изображенных им, говорит ли он о роли в современном обществе писателя или о бойком живом русском уме.

    Итоговое сочинение: К чему приводит душевный разлад? (2 варианта)

    Многомудрый Литрекон знает, что душевный разлад очень опасен и приводит к трагическим последствиям. Об этом он рассказывает в итоговом сочинении на тему: К чему приводит душевный разлад? Аргументы он взял из книг «Гроза», «На дне», «Гранатовый браслет», «Евгений Онегин».

    Вариант 1

    (407 слов) Душевный разлад всегда был опасен для человека. Конфликт чувства и разума, мечты и реальности, долга и страсти мучит его и приводит к тому, что личность разрушается и ищет спасения в смерти. Такими примерами богата отечественная литература, позволяющая нам проанализировать последствия внутренней борьбы на просторах души.

    В качестве примера рассмотрим образ главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза». В произведении автор заострил внимание на трагедии совести. Катерина была набожной и честной женщиной, но при этом любила не своего законного супруга, а Бориса — молодого и образованного племянника купца Дикого. Она разрывалась между религиозными убеждениями и стремлением к личному счастью. На первых же страницах героиня призналась, что боится остаться наедине с Борисом, ведь иначе она не вернется домой и падет в пучину греха. По ночам Катерину одолевали сны, в которых она неслась на тройке, а обнимал ее вовсе не Тихон. Она, как могла, сдерживала свои эмоции, пыталась похоронить это греховное чувство, но оно взяло верх над ней. Героиня не могла скрывать измену и жить во лжи, и признание лишь осложнило ее и без того нелегкую судьбу. Муж по наущению матери бил ее, Кабаниха одолевала упреками и обвинениями, Борис фактически отрекся от нее и ничем не помог. В итоге мучительные противоречия в душе Катерины нашли выплеск в отчаянном шаге — самоубийстве. Душевный разлад довел героиню до депрессивного состояния и фатальной ошибки.

    Читайте также:
    Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя Ревизор): сочинение

    Конфликт мечты и реальности не менее опасен для личности. Это доказывает пример из пьесы М. Горького «На дне». Актер, который раньше был успешным артистом, а потом спился и попал в ночлежку, узнал от доброго странника Луки о бесплатной лечебнице, где его могли бы избавить от пагубного пристрастия. Герой понадеялся на других и поверил в возможность своего исцеления. Сам он не мог покончить с алкоголем, но таинственные врачи превратились в его представлении в чародеев, способных изменить его жизнь. Актер не мог больше запоминать тексты для сцены из-за своей склонности к пьянству, однако излечение могло бы помочь ему вновь покорить театральные подмостки и вырваться из социального дна. Но Лука ушел, а его рассказы о больнице оказались «ложью во благо». Сатин разоблачил старца. Тогда в душе Актера произошел разлад: мечта разбилась о скалы реальности, надежда умерла, и все его грезы последних дней оказались миражами. Несоответствие желаемого и действительного толкнуло героя на самоубийство. Отчаяние — вот последствие внутреннего конфликта.

    Таким образом, душевный разлад приводит человека к самым отчаянным мерам. Бесконечные противоречия запутывают людей, заставляют их страдать, а в итоге становятся причинами их преждевременной гибели. Они разрушают сами себя, потому что жить без внутренней гармонии невозможно.

    Вариант 2

    (537 слов) Душевный разлад — это внутренний конфликт, который приводит человека к осознанию беспросветности будущего и развитию пессимизма. Это очень опасное состояние, которое, тем не менее, можно преодолеть, если человек наделен волей и стимулом исправить свое положение. Многие авторы интересовались этой темой и описывали свои варианты последствий разлада в душе.

    Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал противоречия в душе Татьяны, главной героини книги. В юности девушка влюбилась в соседа по имению — Евгения. Она сама призналась ему в чувствах, но получила вежливый отказ, ведь столичный повеса не хотел связывать себя брачными узами. Татьяна же полюбила Онегина навсегда, но смирилась с тем, что им не быть вместе. Со временем героиня вынуждена была уступить требованиям родственников и выйти замуж. Супруга она не любила, но очень уважала, так как он был нежен с ней. Прошли годы, и скромная деревенская девушка стала прекрасной светской дамой. В такой роли ее увидел Евгений. Он влюбился в Татьяну и уже не сомневался в том, что она — его судьба. Героиня получила несколько страстных писем, и в ее душе разгорелась борьба чувств и долга. Ей было очень тяжело отказать человеку, которого она любила всю жизнь. В то же время она не могла предать мужа и свои убеждения. В такой ситуации люди ведут себя непредсказуемо и совершают фатальные ошибки, но Татьяна нашла в себе силы преодолеть свою страсть и выбрать семью. Она сохранила верность супругу и своим нравственным принципам. Душевный разлад в данном случае привел к тому, что человек проявил силу воли и положил конец внутреннему конфликту. Татьяна страдала, но выстрадала избавление.

    Если у героини Пушкина был стимул преодолевать себя и возвращаться к нормальной жизни, то у героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» не его не было, и он по-другому вышел из состояния внутренней конфронтации. Георгий Желтков много лет назад влюбился в женщину, принадлежащую к другому социальному слою и бесконечно далёкую от него. Вера происходила из старинного дворянского рода, и партию для нашли такого же уровня. Василий Шеин был предводителем дворянства и состоятельным человеком. Георгий же мог проявить свою любовь только в письмах, на которые Вера никогда не отвечала. Со временем он смирился с тем, что Вера никогда не будет с ним. Георгий довольствовался платонической любовью. Но однажды Желтков прислал ей гранатовый браслет на именины, чем сильно разозлил брата Веры. Он считал, что честь семьи задета, и побудил супруга сестры найти таинственного поклонника. Николай поставил Георгия перед необходимостью отказаться от преследований замужней женщины. Но Желтков понимал, что не может отказаться о своей любви, и честно признался в этом. После прощального разговора с Верой он убедился, что лишь досаждает ей. В его душе боролись друг с другом любовь и воля Веры. Он не мог не любить, не мог не писать, но в то же время именно этого ждала от него избранница. В этом внутреннем конфликте Георгий потерял смысл жизни и решил свою проблему отчаянным шагом — самоубийством. Последствия душевного разлада в этом примере трагические: человек не смог и не захотел дальше жить.

    Таким образом, душевный разлад — это очень опасное состояние, которое может привести к апатии, отчаянию и потере смысла жизни. Но каждый из нас может исцелить себя, если решится на волевой поступок и возьмёт ответственность за окончательный выбор между враждующими сторонами. Человек способен на многое, и нужно лишь поработать над собой и выйти из черной полосы.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: