Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Образы крестьян в поэме Мертвые души Гоголя

Поэма «Мертвые души» считается вершиной творчества великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Для ее написания автор проделал колоссальный труд, который занял около семнадцати лет. Произведение, которое задумывалось как комедия, превратилось в точное описание крепостнической страны.

Основные действия в поэме связаны с торговлей крестьянам между помещиками и Чичиковым, показывая самые неприятные пороки человека. Описание помещиков постепенно переходит от смешных к отвратительным. Их образы и поведение является основным, но в глубине повествования открываются описания простых крестьян, которые представляют общую картину народной Руси.

Вокруг народа и осуществляются все действия в произведении, будь то живые или мертвые души.

Жизнь живого народа изображается с разных сторон. С одной стороны автор использует сатирические и иронические образы, указывая на глупость, пьянство, лень и невежество русских мужиков. Но существуют и другие, противоположные черты их характеров, такие как трудолюбие, смекалка и неиссякаемая сила – физическая и духовная. Также автор обращает внимание на постоянное стремление народа к свободе.

Жизнь и повеление некоторые крестьян прослеживается через все произведение. Это такие герои как кучер Селифан и лакей Петрушка, которые служат Чичикову и путешествуют с ним. Интересным являются их описания, например как пьяный кучер ведет беседу с лошадями, или как Петрушка, читая книгу, радуется, что из букв складываются слова, но не обращает никакого внимания на сам смысл прочтенного.

Описание других крестьян встречается только раз, но является не менее ярким и сатиричным. Автор смеется над двумя бестолковыми дядьками Митяем и Миняем, которые долго не могли справиться с запутавшимися в постромках лошадями. Трогательно описывается глупенькая девочка Пелагея, которая не различает право и лево.

Однако тот факт, что все эти крестьяне обречены до конца своих дней служить своему помещику, навевает печальные мысли. Они плодотворно трудятся, и все у них получается, но это не изменит их жалкого существования в нищете.

В поэме приводится пример и тех, кто не стал мириться с вечным рабством и бежал из-под власти помещика. Таким стал Абакум Форгов. Теперь он живет привольной жизнью на Волге, гуляет и работает с ватагой бурлаков.

Интересным в произведении становится и тот момент, что души умерших крестьян предстают перед читателем, как живые, из-за их хороших качеств и плодотворного труда при жизни. К более красочному и яркому описанию прибегает Сабакевич, чтобы набить цену душам и продать их подороже.

Образы всех этих крестьян незабываемы. Все они добавляют свой вклад в общую картину крепостной Руси девятнадцатого века.

2 вариант

Именно в этой поэме Гоголь с точностью смог показать ту самую Русь, где прекрасно описано ее могущество и величии, в то же время были четко отображены все ее пороки. Гоголь писал это произведение с надеждой на улучшения будущего страны.

Писатель обозначил много действующих лиц в данном произведении. Здесь есть и зажиточные помещики, воры, люди берущие взятки и многие другие, которые сосредоточили в руках власть государства. Так же читателю открывается и другая сторона жизни, это жизнь крепостных людей.

Конечно же автор показал как именно помещики относились к своим крестьянам, они считали их своими рабами, и обращались не как с людьми, а как с вещами. К примеру мальчик по имени Прошка, он был всегда голоден, и постоянно слышал от своего хозяина какой он глупый мальчик и дурачок. Хозяева крепостных, вели себя так, будто они имеют право управлять душами своих крестьян. Большинство из них считали их за скот, они могли продать их или просто отдать кому-то в подарок. Возможно, именно поэтому в народе на протяжении многих столетий формировалось пьянство и ничтожность.

Образ Митяя и Миняя были самым точным примером тех самых крестьян, которые благодаря своим поступкам ярко описывали тупость и отставание от нормальной жизни рабочего класса. Так же в пример можно поставить девчонку Пелагее, которая не могла даже отличить право от лево. Так же смешно показал Гоголь разговор двух мужиков, которые рассуждали, сможет ли колесо доехать до Москвы.

Такие персонажи не только смешат читателя, но и вызываю грусть. Конечно же Гоголь не обвиняет крестьян в том что они становятся такими, но этим хочет показать их силу несмотря на темноту в душе.

Писатель выражает свою любовь к трудолюбивому народу, он восхищается талантливыми мастерами, сила духа простого народа восхищала Гоголя и в то же время они казались абсолютно беспомощными. Так, к примеру, сапожник Максим, мечтающий о своем уютном домике, по итогу просто спивается на лавочке. Но особенно запомнился образ Абакума, который пристал к бурлакам. Тем самым узнав все прелести вольной жизни.

Те крестьяне, которым удалось бежать, не смогли устроить своей жизни, им постоянно приходится прятаться. Находиться в бегах не легкая задача. Но эти самые мертвые души как их называл автор, были живее многих чиновников, которые проживают в условиях, где омертвляются простые человеческие души. Где царила полная несправедливость и безнравственность.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы крестьян в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событие и как он утверждает

Читайте также:
Н.В. Гоголь в современной литературе: сочинение

Произведение является четвертой повестью, входящей в цикл, созданный писателем под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Для многих из нас семья является неотъемлемой частью нашей жизни. Родные люди направляют нас, корректируют наше поведения, готовят нас к жизни, и просто дарят заботу и любовь, но, к сожалению

Произведение создано в драматическом жанре, повествующем о тяжелом, серьезном, бытовом сюжете, приближенным к реальной действительности.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1836) – великий российский поэт. Его жизнь была очень увлекательной и разнообразной. Рассмотрим интересные факты, которые может уже известны вам, а может и нет.

«Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»»

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина. «Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы. Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди. В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Сочинение: Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Автор: Гоголь Н.В.

XIX в. – поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский. Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя – Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина.

Читайте также:
Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

Гоголь, мечтавший создать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”, осуществил свое намерение написанием поэмы “Мертвые души”.

Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова – покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные.

А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа.

Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту “Мертвых душ”.

Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают “доедет в Москву. вот такое колесо. или нет”), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем.

Собакевич, желая заломить наибольшую цену за “душу”, рассказывает о мертвых крестьянах: “. Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!”

И он не один – за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который “мог поставить печь в каком угодно доме”, Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший “оброку по пятисот рублей”.

Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: “Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер. “

Словно оживали мужики, благодаря подробностям: “У одного только Федотова было написано: “отец неизвестно кто”. у другого – “хороший столяр”, у третьего – “дело смыслит и хмельного не берет” и г. д.

Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: “он умилился духом и. вздохнув, произнес: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!”

Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами “воскрешались” благодаря своей реальности и “живости”. И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие.

Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер (“Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих. “)

Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой.

В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа.

Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и “разговор” Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить,

Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право – такова реальность середины XIX века.

Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что “птица-тройка”, летящая по необъятным просторам русской земли, “могла родиться только у бойкого народа”. Образ “русской тройки”, приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами “расторопного ярославского мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная “необгонимой тройке”, заставляющая “другие народы и государства” давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя.

Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет “всечеловеческие движения”.

В целом “Мертвые души” • произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы – оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе “Мертвых душ”. Писатель утверждает, что наряду с “мертвыми людьми” в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, “полного творящих способностей души” – богатырская миссия.

Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на “мертвые души”, то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа.

Читайте также:
Сочинение по произведению Гоголя - Мертвые души: сочинение

Таким образом, Гоголь показывает в поэме “Мертвые души” незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого.

Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие.

И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения – выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в “Мертвых душах” черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.

Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина. «Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы. Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди. В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Образы крестьян в мертвых душах. Образы крестьян в “Мертвых душах”. Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В словах великого классика о народе проявляется разное настроение. Автор смеется и плачет. Он жалко и обидно за тех, кто отупел и одичал от своего нищенского существования. Гоголь показывает результат рабства. Человек теряет то, что дано ему от природы превращается в куклу без мыслей и жизни. К таким персонажам следует отнести таких представителей крестьянства:

  • Дядя Митяй;
  • Девчонка Пелагея;
  • Прошка;
  • Мавра.
Читайте также:
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя Ревизор): сочинение

Сарказм звучит в строчках о каждом из этих персонажей. Пелагея не знает направлений (право, лево), забитые до ужаса крепостные Плюшкина (Мавра и Прошка).

То же отношение к мужикам, прислуживающим главному герою. Петрушка когда-то любил читать, соединять буквы в слова. Сейчас он опустившийся пьяница, лентяй и неряха.

Сочувствие всегда стоит рядом с сарказмом. Селиван беседует с животными, в них он нашел настоящих друзей, способных выслушать и поддержать.

Есть сцены, соединяющий юмор с сарказмом. Они, по мнению некоторых литературоведов, выставляют «идиотизм» крестьян. Самая яркая из таких сцен – встреча двух экипажей. Мужики не мог разделить бричку Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны.

Крестьянские образы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой Гоголя – это крепостные рабы. В «Мертвых душах» Гоголь сложил такой дифирамб русскому крепостному люду, с такой прямой наглядностью противопоставил его помещикам и чиновникам, что это не может остаться незамеченным.

Трагическая судьба закрепощенного народа отражена в образах крепостных людей. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало «не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот‑де из букв вечно выходит какое‑нибудь слово, которое иной раз черт знает, что и значит».

Земляника в комедии ревизор гоголя образ и характеристика

. Земляника в комедии Ревизор Гоголя образ и характеристика сочинение Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, . самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в .

Образы народа даны в двух планах, образуя острое противоречие тени и света. С одной стороны, юмор Гоголя в описание мужиков – недотеп, с другой – крестьянская Русь изображена с сочувствием. Разговор мужиков о колесе чичиковской брички – тоска «идиотизма деревенской жизни». Тема «идиотизма», рабства, безнадежного существования не раз всплывает в поэме, воплощаясь в Петрушке, в Селифане, в его терпении, беседах с лошадьми, рассуждениях насчет достоинств его барина. «Идиотизмом деревенской жизни» веет и от объяснения мужиков насчет Маниловки и Заманиловки, и сцены, где толпа крестьян не может сдвинуть с места экипажи Чичикова и губернаторской дочки.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом». Так Чичиков, вернувшись после удачных сделок с продавцами мертвых душ, охваченный самому непонятными чувствами, воображает биографии купленных им рабов. Вот Пробка Степан, плотник, упавший с колокольни – богатырь, в гвардию годился бы. Сапожник Максим Телятников, научившийся ремеслу у немца, но прогоревший на заведомо гнилом сырье и погибший от запоя. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». И еще, и еще воскресают в разыгравшемся воображении Чичикова молодые, здоровые, работящие, одаренные люди. Все это разительно отличается от остального повествования Гоголя – так широко, с такой волей к обобщению выражается сочувствие и любовь автора к простому народу. Впервые в поэме встают самые живые люди. В чичиковском списке рядом с мертвецами проставлены также и беглые. При встрече с именами и прозвищами беглых Чичиков приходит в полный восторг: «И в самом деле, где теперь Фыров? Гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами. Цветы, ленты на шляпе, вся веселится бурлацкая ватага.…Там‑то вы наработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню…» И здесь мы видим настоящие образы крестьян, полные жизни, не задавленные нищетой, рабством и бесправием.

Читайте также:
Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Давая столь разные образы крепостных крестьян, Гоголь дает понять читателю, что убожество крестьянской жизни является следствием уклада общества. «Мертвые души» не заключает в себе только отрицательные образы. Наряду с коллективным образом общественного зла создан образ русского народа. И народ является положительным героем поэмы.

Мертвые, но живые

Описание автора в сценах торгов мертвыми душами ставит в тупик. Глупые крепостные в поместьях начинают выглядеть хуже и смешнее, чем усопшие мастера, предлагаемые как товар. Какие характеристики подбирают помещики – продавцы для тех, кто им служил верой и правдой:

  • Плотник Степан. 3 аршина ростом, силища богатырская. Ему в гвардии мог ли бы дать самое высокое звание. Гибнет Степан, свалившись с колокольни.
  • Каретных дел мастер Михей. Его рессорные экипажи были красивые и прочные. Красота выполненных работ, по мнению автора, необыкновенная.
  • Сапожник Максим. Мастерству крестьянин научился у немца. Ремесло свое не сумел сохранить. Стал использовать гнилое сырье, запил и умер.
  • Печных дел мастер Милушкин. Печник мог поставить печь в любом помещении, прочно и добротно.

Некоторые крестьяне в поэме «Мертвые души» не имеют точных данных о профессии, но их труд приносил помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие.

Мёртвые живые души в поэме

. восторженная вера в народ. Характеристика главного героя и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя. Тест по произведению . лишнее крестьяне ему не нужны, а документы на умерших он продаст. Но будет ли такой ответ полным? Здесь автор тонко показывает, что мир живой и мёртвой души не пересекаются и не .

Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев.

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

XIX в. — поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский… Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя — Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина. Гоголь, мечтавший создать произведение, в «котором бы явилась вся Русь», осуществил свое намерение написанием поэмы «Мертвые души». Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова — покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные. А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа. Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту «Мертвых душ». Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают «доедет в Москву… вот такое колесо… или нет»), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем.

Собакевич, желая заломить наибольшую цену за «душу», рассказывает о мертвых крестьянах: «…Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!» И он не один — за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший «оброку по пятисот рублей». Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: «Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер…» Словно оживали мужики, благодаря подробностям: «У одного только Федотова было написано: «отец неизвестно кто»…, у другого — «хороший столяр», у третьего — «дело смыслит и хмельного не берет» и г.

Чичиков у Коробочки – анализ эпизода поэмы Мертвые души Гоголя

. Чичикову сердиться на Коробочку, замечает автор. Иной раз, такие узколобые Коробочки встречаются даже среди государственных мужей, хоть и выглядят при этом почтенно. 2 вариант «Мертвые души» Гоголя ‒ поэма, высмеивающая крепостной строй в России и .

д. Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: «он умилился духом и. вздохнув, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!» Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами «воскрешались» благодаря своей реальности и «живости». И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие. Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер («Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!… Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих?…») Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой. В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа. Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и «разговор» Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое.

Читайте также:
Трагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя Шинель: сочинение

Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить, Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право — такова реальность середины XIX века. Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа». Образ «русской тройки», приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами «расторопного ярославского мужика», одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная «необгонимой тройке», заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет «всечеловеческие движения». В целом «Мертвые души»

— произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы — оксюморон).

В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе «Мертвых душ». Писатель утверждает, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, «полного творящих способностей души» — богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на «мертвые души», то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа. Таким образом, Гоголь показывает в поэме «Мертвые души» незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого. Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие. И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения — выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в «Мертвых душах» черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.

Крестьянская русь в поэме н.в. гоголя «мертвые души»

. воспринималось неоднозначно: одни современники Гоголя видели в поэме карикатуру на современную действительность, другие замечали и поэтическую картину русской жизни. В поэме миру угнетателей – «мертвых душ» противопоставлен многострадальный русский народ, нищая, но полная скрытой .

Примеры похожих учебных работ

Образ и характеристика капитана копейкина в поэме мертвые души гоголя

. Гоголь Никитенко, делясь с ним своими раздумьями о капитане Копейкине, – тот поймет, что без него остается сильная прореха». Образ инвалида войны двенадцатого года, осмелившегося искать справедливости, а .

Образ и характеристика города NN в поэме «Мертвые души» Гоголя

. приезда в город N нового лица, некоего Чичикова. Название города умышленно не . города в поэме складывается из описания улиц, домов, интерьеров гостиниц, трактиров и описания нравов, характеров, образа жизни персонажей литературного сочинения. О городе .

Образы помещиков в произведении «Мертвые души»

. близкими людьми, избегает детей. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» лучше всего характеризуют состояние России в то время. Через описанные пороки автор пытается направить человека на истинный путь. Другие интересные темы сочинений

Нестеров «на руси. душа народа» описание картины, анализ,

. на Руси было очень сложным и болезненным этапом. Лучшие картины Нестерова М.В. Певец «Святой Руси » —картины Михаила Васильевича Нестерова . Невский Два лада Родина Аксакова Осенний пейзаж . лирический пейзаж (написанное по соловецким впечатлениям « .

Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо

. мужа в семью. Некрасов показал глубоко одухотворенный образ русской крестьянки с несломленным, гордым характером, но безмерно терпеливой, готовой на самопожертвование. Образ и характеристика Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо

Читайте также:
История жизни Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение
Образ народного заступника гриши добросклонова в поэме некрасова кому на руси жить хорошо

. Это дорога народных заступников, революционеров, и Гриша не одинок в своем выборе: Немало Русь уж выслалаСынов своих, отмеченныхПечатью дара божьего,На честные пути . путь славный, имя громкое народного заступника», но при этом . созвучна другой известной .

  • реферат Реклама в Древней Руси
  • Эссе Кольцова Н.И. Пособие для подготовки к написанию эссе
  • реферат Души «мертвые» и живые в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
  • Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа?
  • Сочинение Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Плюшкин (“Мертвые души”)
  • Сочинение Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо
  • Сочинение От манилова к плюшкину
  • Сочинение Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
  • Сочинение Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»)
  • Сочинение Характеристика и образ Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя
  • Сочинение Анализ рассказа мальчики чехова
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество
  • Аттестационная работа
  • Бакалаврская работа
  • Бизнес план
  • Бизнес-план
  • Дипломная работа
  • Дневник по практике
  • Домашняя работа
  • Контрольная работа
  • Курсова робота
  • Курсовая работа
  • Курсовой проект
  • Магистерская работа
  • Маркетинговое исследование
  • Научно — исследовательская работа
  • Научный труд
  • Отчет по практике
  • Реферат
  • Семестровая работа
  • Сочинение
  • Творческая работа
  • Тезисный план
  • Часть диплома
  • Эссе

Писатели

  • О проекте
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

Сочинение: Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Гоголь “Мертвые души”

На важность крестьянской темы в произведении Н.В.Гоголя указывает уже его название. Проблема народа, его социального положения и дальнейшей судьбы является в поэме одной из центральных. Гоголь раскрывает разные грани народного характера. Он показывает в крестьянах черты, достойные только осуждения, и качества, которые вызывают уважение и восхищение. Одни образы людей из народа даны в сатирическом свете, а другие созданы лиро-эпическими средствами.

Гротескно-комические пары крестьян периодически появляются на протяжении всего повествования. Это «два русских мужика», которые важно рассуждают о «колесе» брички Чичикова, доедет ли оно до Казани или Москвы. Показательно, что «философы» стоят у дверей кабака, и их фразы отзываются характерным для пьющих людей эхом: «доедет» – «доедет», «не доедет» – «не доедет». Авторская ирония сквозит по отношению к двум мужикам, которые попались навстречу Чичикову по дороге в Маниловку. Один из них – «поумнее», он и отвечал барину. Несмотря на данное лестное определение умственных способностей, мужик оказывается тупым, бестолковым. Он разъясняет проезжему дорогу точно так же, как, по-видимому, привык выслушивать объяснения для себя. Мужик многократно повторяет одно и то же, словно вдалбливает в голову. Эти крестьяне невольно обманули Чичикова, сказав, что до Маниловки осталась верста, но даже после четырех верст деревня не показывалась. Такое же дремучее невежество отличает и девчонку Пелагею, которая «не знает где право, где лево». В описании этих людей звучит не только снисходительная усмешка, но и сожаление автора о том, что крестьяне в силу своего положения не получили основных представлений о мире и не знают, не понимают элементарных вещей. Причина их беспомощности – реалии крепостнической России. У «дубинноголовых» помещиков оказывались самые тупые крестьяне и дворовые люди.

Другая пара комических образов в поэме – дядя Митяй и дядя Миняй. Они тоже бестолковы и неумелы. Не могут развести лошадей, запутавшихся в упряжи. Портреты этих крестьян даны с помощью гротеска. Длинный дядя Митяй напоминает деревенскую колокольню, а дядя Миняй – «широкоплечий мужик с черной, как уголь бородою и брюхом, похожим на исполинский самовар».

Самая колоритная пара в произведении – слуги Чичикова, которые сопровождают своего господина. Они хитры, изворотливы, не любят признавать свою вину перед другими, привыкли действовать по-русски, «на авось», при первой возможности напиваются. Автор характеризует лакея с издевкой: «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно…» Петрушку отличает страсть к бессмысленному чтению, а Селифан запоминается бессмысленной покорностью, равнодушием. Он был «на все согласный», ему все равно, высечет его Чичиков или нет. Кучер говорит: «Коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь…» Гоголь не случайно замечает, как Селифан почесывает затылок. Этот истинно русский жест, как правило, характерен для людей, которые с трудом формулируют свои мысли.
Тупая покорность, безразличие к жизни, лень, пьянство, невежество, духовная нищета – вот те черты русского национального характера, которые появились в уродливой системе социальных отношений.
Развращающее влияние крепостничества показано в образе приказчика Манилова. Этот человек, зная грамоту, ловко достиг «покойной» жизни: женился на ключнице, «барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком». Точная портретная деталь разоблачает персонажа. Становится понятным его отношение к обязанностям: «…желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины».

Читайте также:
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»: сочинение

Однако в поэме Гоголь показывает и других крестьян, воплощающих лучшие черты русского характера. Широта натуры, вольнолюбие народа отражены в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани», а потом нанимается в бурлаки. Автором отмечается живучесть, необыкновенная выносливость русского мужика. Носильщики на спинах тащат до девяти пудов пшеницы, а бурлаки дружно тянут лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом»; «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума бойкого самородка, что не лезет за словом в карман…» Мастерство, талантливость – это тоже исконно русские черты. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу.

Жестокая ирония заключается в том, что истинно живыми оказываются в поэме души, как раз умершие – крестьяне, купленные Чичиковым. Многие из них – «хорошие мужики», строители, пахари, труженики, умельцы. У некоторых была трагическая судьба. Так, плотник Пробка, скорее всего, погиб, сорвавшись с колокольни. Беглых крестьян, убежавших от неволи, гнета, унижений и издевательств, отлавливали и сажали в тюрьмы.
Образы крестьян воссозданы в высказываниях Собакевича, Плюшкина, Чичикова, чиновников. Чиновники, как и Плюшкин, не умолчали о бунтарских свойствах крестьян, вспомнив давний пример: за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли.
Итак, в поэме, с одной стороны, люди из народа показаны сатирически, с другой, создан образ народа-богатыря, народа-умельца, силы которого скованы крепостническим укладом жизни.

Сочинение Образы крестьян в поэме Мертвые души Гоголя

Каков реальный мир поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”? В своем произведении писатель смог правдиво отобразить действительность России в начале 19 века. Главными действующими лицами являются чиновники, ведущие праздную пустую жизнь, разнообразные типы русских помещиков. Именно им уделено центральное место в повествовании. Но только ли чиновники и помещики — герои поэмы? Конечно же, нет. Вместе с Чичиковым читатель путешествует от усадьбы к усадьбе и видит безотрадные картины жизни простых людей — крепостных крестьян.

С нескрываемой грустью и болью Гоголь описывает жизнь крестьян. Подавленные крепостным правом они прозябают свой век в пьянстве, невежестве и темноте. Писатель не приукрашивает действительности российского быта. Судьба крепостных находится в руках помещиков и чиновников, которые распоряжаются ими словно своей собственностью: продают, покупают, могут заложить в банк или подарить. Уже один этот факт приводит современных читателей в ужас и недоумение.

Жизнь и быт крестьян во многом зависит от помещика, от его умения вести хозяйство. Очень бедно живут крепостные Плюшкина, обреченные на смерть от голода или холода. Дворовые помещика, Мавра и Прошка, вынуждены терпеть каждодневные оскорбления и упреки. А помещица. Коробочка, которая дает Чичикову свою крепостную Пелагею для того, чтобы она показала дорогу, боится, что ее “собственность” похитят.

Однако, за этими невесёлыми картинами, словно луч солнца, прослеживается вся сила и стойкость русского характера. С любовью и восхищением автор говорит о мастерах-умельцах, с горечью повествуя об их трагичной судьбе. Это и Степан-Пробка — богатырь-плотник, и Максим Телятников, талантливый сапожник, и каретных дел мастер Михеев. Все они попали в списки “мертвых душ”, их жизнь оборвалась, но память о них, об их силе и талантливости до сих пор живет в народе. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые вынуждены всю жизнь провести скрываясь от преследований и притеснений. Замечательным предстает образ слуги Чичикова — Петрушки. Герой тянется к просвещению, читает книги, с любовью складывая из букв слова.

Гоголь видел будущее страны в русском народе, подавляемом и унижаемом крепостным правом, но не сломленном им. Писатель с нескрываемой иронией высмеивает сложившуюся действительность: мир “мертвых душ” чиновников и помещиков. Символом неминуемых перемен становится “птица тройка”, образом которой заканчивается поэма.

Другие сочинения: ← Главная мысль комедии Ревизор↑ ГогольОписание Хлестакова из комедии Ревизор →

Сарказм и сочувствие

В словах великого классика о народе проявляется разное настроение. Автор смеется и плачет. Он жалко и обидно за тех, кто отупел и одичал от своего нищенского существования. Гоголь показывает результат рабства. Человек теряет то, что дано ему от природы превращается в куклу без мыслей и жизни. К таким персонажам следует отнести таких представителей крестьянства:

  • Дядя Митяй;
  • Девчонка Пелагея;
  • Прошка;
  • Мавра.

Сарказм звучит в строчках о каждом из этих персонажей. Пелагея не знает направлений (право, лево), забитые до ужаса крепостные Плюшкина (Мавра и Прошка). То же отношение к мужикам, прислуживающим главному герою. Петрушка когда-то любил читать, соединять буквы в слова. Сейчас он опустившийся пьяница, лентяй и неряха.

Сочувствие всегда стоит рядом с сарказмом. Селиван беседует с животными, в них он нашел настоящих друзей, способных выслушать и поддержать.

Читайте также:
«Исправление» характера Чичикова: сочинение

Есть сцены, соединяющий юмор с сарказмом. Они, по мнению некоторых литературоведов, выставляют «идиотизм» крестьян. Самая яркая из таких сцен – встреча двух экипажей. Мужики не мог разделить бричку Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны.


Мертвые, но живые

Описание автора в сценах торгов мертвыми душами ставит в тупик. Глупые крепостные в поместьях начинают выглядеть хуже и смешнее, чем усопшие мастера, предлагаемые как товар. Какие характеристики подбирают помещики – продавцы для тех, кто им служил верой и правдой:

  • Плотник Степан. 3 аршина ростом, силища богатырская. Ему в гвардии мог ли бы дать самое высокое звание. Гибнет Степан, свалившись с колокольни.
  • Каретных дел мастер Михей. Его рессорные экипажи были красивые и прочные. Красота выполненных работ, по мнению автора, необыкновенная.
  • Сапожник Максим. Мастерству крестьянин научился у немца. Ремесло свое не сумел сохранить. Стал использовать гнилое сырье, запил и умер.
  • Печных дел мастер Милушкин. Печник мог поставить печь в любом помещении, прочно и добротно.

Некоторые крестьяне в поэме «Мертвые души» не имеют точных данных о профессии, но их труд приносил помещикам хороший оброк. Еремей Сорокоплехин, например, 500 рублей. За каждым стоит одаренность, здоровье и трудолюбие.

Гоголь сочувствует простому народу, содержащему такую массу лентяев.

«Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души»

XIX в. — поистине век расцвета русской классической литературы, век, породивший таких титанов, как Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский… Этот список можно продолжать и дальше, но мы остановимся на имени великого русского писателя — Николая Васильевича Гоголя, писателя, по словам В. Г. Белинского, продолжившего развитие русской литературной мысли после смерти А. С. Пушкина. Гоголь, мечтавший создать произведение, в «котором бы явилась вся Русь», осуществил свое намерение написанием поэмы «Мертвые души». Название произведения, с первого взгляда, означает аферу Чичикова — покупку такие человеческой души; они злые, жадные, беспечные, продажные. А крепостные крестьяне, наоборот, живые, даже если речь идет о мертвых (в физическом, биологическом смысле) людях. Они являются лучшими представителями русского человека, они олицетворяют правду, народную правду, т.к. все они выходцы из народа. Чтобы подтвердить нашу мысль, обратимся к тексту «Мертвых душ». Во многих главах поэмы дается описание крестьян (с самого начала, где мужики, стоящие у кабака, обсуждают «доедет в Москву… вот такое колесо… или нет»), но наиболее ярко образы крепостных представлены в пятой главе, при торге между Чичиковым и Собакевичем. Собакевич, желая заломить наибольшую цену за «душу», рассказывает о мертвых крестьянах: «…Вот. например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один часть -прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!» И он не один — за ним следует целый ряд ярких, реальных, живых образов: Пробка Степан, плотник, огромной силы мужик, Милушкин, кирпичник, который «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников, сапожник, Еремей Сорокоплехин, приносивший «оброку по пятисот рублей». Этот список продолжается в седьмой главе, когда Чичиков рассматривает записки Плюшкина и Собакевича: «Когда он [Чичиков] взглянул потом на эти листики, на мужиков, которые, точно, были когда-то мужиками, работали, пахали, пьянствовали, извозничали, обманывали бар, а может быть, и просто были хорошими мужиками, то какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им. Каждая из записочек как будто имела какой-то особенный характер. И чрез то как будто бы самые мужики получали свой собственный характер…» Словно оживали мужики, благодаря подробностям: «У одного только Федотова было написано: «отец неизвестно кто»…, у другого — «хороший столяр», у третьего — «дело смыслит и хмельного не берет» и г. д. Даже на Чичикова они произвели смягчающий эффект: «он умилился духом и. вздохнув, произнес: «Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано!» Пробегая по именам и фамилиям, Чичиков невольно представлял их живыми, вернее, они сами «воскрешались» благодаря своей реальности и «живости». И тогда перед глазами читателя пробегали вереница истинно народных характеров: Петр Савельев Не-уважай-Корыто, Григорий Доезжай-не-доедешь, Еремей Карякин, Никита Волокита, Абакум Фыров и многие, многие другие. Чичиков рассуждал над их долей: как жил, как умер («Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью… Плохо ли вам было у Плюшкина или просто, по свое охоте, гуляете по лесам да дерете проезжих…») Даже в этом обрывке звучит народная тоска, тоска народа по воле, забитость, обреченность русского мужика на кабалу или бега и разбой. В лирических отступлениях Гоголь создает образ истинно живой народной души. Автор восторгается удалью, щедростью, талантливостью и умом русского народа. Не стоит забывать и о Селифане и Петрушке, слугах Чичикова: глубокой симпатией вместе с точкой пропитаны обрывки поэмы, где присутствуют они: это и «разговор» Селифана с конями, любовно прозванных Заседателем и Гнедым, и совместное посещение кабака и сон после попойки, и много другое. Они тоже вступили на путь омертвения, т.к. прислуживают господину, врут ему и не прочь выпить, Крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд, болезни; и помещики, использующие крепостное право — такова реальность середины XIX века. Стоит сказать о восхищении автора не только характерами народа, но и бойкостью, яркостью слова простых людей. Гоголь с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа». Образ «русской тройки», приобретающий символическое значение, неразрывно связан у автора с образами «расторопного ярославского мужика», одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, и ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо управляющего тройкой. Ведь только благодаря таким людям Русь несется вперед, поражая созерцателя этого чуда. Именно Россия, подобная «необгонимой тройке», заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Показывая на примере простых людей истинно ценные качества души, Гоголь обращается к читателям с призывом сохранить с юношеских лет «всечеловеческие движения». В целом «Мертвые души» • произведение о контрастности, непредсказуемости российской действительности (само название поэмы — оксюморон). В произведении есть как упрек людям, так и восторг перед Русью. Об этом Гоголь писал в XI главе «Мертвых душ». Писатель утверждает, что наряду с «мертвыми людьми» в России есть место богатырям, ибо каждого звание, каждая должность требует богатырства. У русского народа, «полного творящих способностей души» — богатырская миссия. Однако эта миссия, по мнению Гоголя, во времена, описанные в поэме, практически неосуществима, так как возможность проявления богатырства есть, но за чем-то поверхностным и неважным нравственно измельчавший русский народ не видит их. Об этом сюжетная вставка поэмы о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче. Однако автор верит в то, что если открыть глаза народу на его упущения, на «мертвые души», то Россия выполнит, наконец, свою богатырскую миссию. И это Возрождение должно начаться именно с простого народа. Таким образом, Гоголь показывает в поэме «Мертвые души» незабываемые образы простого русского крепостного крестьянства, забытого, но духовно живого, одаренного и талантливого. Продолжать традицию Гоголя в описании народа будут и другие писатели: Лесков, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Толстой и другие. И, несмотря на неприглядность действительности, крестьянства, Гоголь верит в возрождение русской нации, в духовное единство страны, растянувшейся на многие версты. И основа этого возрождения — выходцы из народа, образы чистые и светлые, противопоставленные в «Мертвых душах» черствости и эакаменелости чиновническо-помещичьей машины царской России, опирающейся на отсталое крепостное право.

Читайте также:
Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя Ревизор): сочинение

Списки мужиков

Чичиков изучает списки крепостных, которых приобрел у помещиков губернского города. Листочки, испещренные буквами, оживают. Перед глазами появляются народные характеры. Они трудятся изо всех сил, затем пьют, сидя в кабаках. Мимо них мчится Русь-тройка. Запряженную лошадьми кибитку сделал «расторопный ярославский мужик». Он работал топором и долотом, но экипаж получился таким, что дух замирает. Ямщики управляют так, что непонятно, на чем они сидят. Сколько духу в крепостных, которые несутся по Руси, не боятся ни ночи, ни ветра, ни холода. У них не спрашивают, когда, куда везти хозяина, они четко выполняют порученное, превращая тех, кто ими руководит в бездушных жестоких людей.

Крестьянство в поэме можно разделить на две части: порабощенные и смелые. Автор верит в талант русского народа, в силу его души, крепость чувств. Написать сочинение «Образы крестьян» в «Мертвых душах», используя предложенные рассуждения, станет легче. Материал доказывает, что крестьяне светлее и чище «мертвых» помещиков, торгующих их трудом и душами.

«Ядреный орех» и талант

Собакевич, торгуясь с Чичиковым во время продажи «мертвых душ», называет своих крестьян «ядреным орехом». Про каждого он может сказать доброе слово:

  • Михеев делал кареты, слава о которых плыла по соседним губерниям.
  • Максим Телятников шил сапоги, сравнимые с произведениями искусства.
  • Милушкин создавал отличные печи в любом месте.
  • Степан Пробка имел богатырскую силу.

Мужики Собакевича старались работать, отдавать барину оброк и содержать свои семьи. Они кормили и одевали всю Русь, сами оставаясь полураздетыми и голодными. Их судьбы вызвали в голове бездушного Чичикова множество мыслей. Автор надеется, что с такими мужиками Русь не погибнет.

Удивительна русская речь. Безграмотный мужик способен подобрать меткое слово, передающее точно характер или свойства предмета. Великий классик восхищается: «сам самородок, живой и бойкий русский ум». Мужику можно дать в руки топор, и он соорудит такую избу, что ей позавидует любой заморский архитектор. Крестьян не пугает климат, он сам соорудит себе рукавицы и выживет даже на Камчатке. Листок, испещренный именами умерших крестьян, не воспринимается как список мертвых душ. Они настолько живые, насколько мертвы души тех, кто пытается их продать за большую цену, не зная, во что вложит полученные деньги. Монеты будут лежать по мешочкам или растрачены на ерунду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: