Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»: сочинение

Роль художественной детали в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

Файлы: 1 файл

Сокращение.doc

БОУ «Вашкинская средняя общеобразовательная школа»

IX школьная научно-практическая конференция учащихся

Исследовательская работа по литературе

Роль художественной детали

в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Выполнил работу Мишанов Кирилл,

Ученик 9 «А» класса

Учитель русского языка и

литературы Курбанова Ю.А

Приступая к «Мертвым душам», Гоголь писал Пушкину 7 октября 1835 года:

Мне хочется в этом романе показать, хотя с одного боку всю Русь.

О своем грандиозном замысле он сообщал и Жуковскому 12 ноября 1836 года:

Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России. Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя переработать материал. В дальнейшей работе он перемешал смешные явления с грустными.

В 1842 году 1-ый том поэмы «Мёртвые души» увидел свет.

Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России.

Смысл названия поэмы «Мёртвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мёртвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.

Необычная конкретность художественного видения писателя постоянно обостряла его интерес к художественной детали. В статье «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» Гоголь признавал, что только Пушкин точно и верно определил особенности его дарования:

Принципы отбора деталей и их функции.

1. Деталь как средство типизации (свидетельствует о реалистическом методе).

Типичность города NN:

На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застыв шего духа помещичьего быта: постоянные былы, обеды, завтраки и др. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно.

Типичность в одежде:

По принципу градации Гоголь выстраивает целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип сохраняется и в манере одеваться. Если обратить внимание, то все помещики, к которым приходит Чичиков, ходят по- домашнему.

Среди различных приемов художественной выразительности в поэме ведущая роль отводится бытовой детализации.

Приезжая в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в собственном мирке. Чичикову важно понять, какой человек встретился ему, он обращает внимание на его внешность. Исходя из толкования быта бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономию, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица .

2. Деталь как средство индивидуализации:

Портрет Манилова построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства)

Гоголь находит такие слова, через посредство которых сами по себе раскрываются неуловимые и невидимые черты характера.

В речи Манилова выражается стремление прикрыть смягчающими, отвлечёнными, туманными, высокопарными фразами.

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскою шелковою материей. но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. В иной комнате и вовсе не было мебели.

Обед у Манилова по русскому обычаю щи, но от чистого сердца. Во всем чувствуется связь с внешностью и характером Манилова: «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Нагромождая целые ряды деталей, Гоголь часто прибегает к приему алогизма — неожиданному отклонению, нарушению логики перечисления

Например, алогизм встречается в описании интерьера Собакевича:

Между крепкими греками неизвестно каким образом и для чего поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках.

4. Детали-лейтмотивы помогают раскрыть образы помещиков.

— Манилов – сахар: . сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только

сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую

ловкий светский доктор засластил немилосердно.

5. Зоологические мотивы сопутствуют почти всем персонажам.

. присовокупил Манилов с улыбкою, и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотализа ушами пальцем.

IV. Композиционная роль детали.

1. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, то есть события даны во временной последовательности, поэтому композиция деталей приобретает особое значение. В главах Гоголь использует одну и ту же последовательность деталей:

Читайте также:
О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»): сочинение

пейзажная деталь; дом; интерьер; предметно-бытовая деталь; портреты помещиков, членов их семейств; еда; речь.

2. Детали одного типа, характеризующие разных помещиков, даны по принципу последовательной антитезы. Самым ярким примером может служить стол помещиков:

— у Манилова обед небольшой и не слишком питательный.

— у Собакевича блюда подаются большие и сытные.

— у Плюшкина обеда нет вообще.

V. Особенности разных типов деталей:

1. Вещные детали.

Их очень много; появляется даже ощущение их нагромождения. Гоголь особенно внимателен к миру вещей; представители «натуральной школы» считали его своим учителем.

1)в «Мёртвых душах» вещи олицетворяются.

2) Происходит также обратный процесс: человек становится как бы подобием вещи. Вещей так много, что человек оказывается в ряду этих вещей, «мертвой душой»:

2. Портретные детали.

— Портрет связан с общей проблемой поэмы — проблемой омертвения человеческой души. О глазах героя либо не упоминается вовсе, либо подчеркивается их пустота.

— Гоголь обычно не дает подробного описания внешности. Появляются только детали, которые объединены общим лейтмотивом (например, Манилов – сахар)

3. Речевая деталь.

Речь каждого из гоголевских героев всегда очень своеобразнаНо вот на что надо обратить внимание, когда мы пытаемся осмыслить своеобразие языка «Мёртвых душ»: вся поэма объединена единством тона. Гоголь постоянно экспериментирует со словом: поворачивает его так и этак, извлекая из него всякий раз неожиданный художественный эффект.

4. Пейзажная деталь.

В «Мертвых душах» два типа пейзажа: лирический и эпический. Последний является средством раскрытия характеров: пейзаж, в основном, социальный.

VI. Подчеркнутая статика характеров.

— Все возможные проявления характера заранее очерчены.

Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать или в двадцать: охотник погулять.

Исключения — Коробочка, которая, не выдержав сомнений, приезжает в город, и Плюшкин, о котором сам автор отзывался, что не знает, чего ждать от этого героя.

«Мертвые души» — лиро-эпическое произведение, где изображены два лика России. Лирическое постоянно противопоставляется эпическому. Антитеза мертвого и живого чаще всего обнаруживается в авторских отступлениях и вставных эпизодах.

VIII. «Говорящие фамилии».

Гоголевские «говорящие фамилии» отличаются от классицистических. Прямо они ничего не говорят о персонаже, не содержат в себе прямой оценки. Тем не менее, они характеризуют персонажа.

— В фамилии Ноздрев сочетание [здр], напротив, создает эффект взрыва.

— Фамилия Коробочки напоминает о многочисленных ящичках, коробочках, мешочках, среди которых проходит вся ее жизнь.

X. Средства создания комического эффекта:

Одна из причин широкого использования Гоголем фарса — влияние на его творчество украинской народной кукольной комедии.

Иным современным Гоголю критикам его юмор казался каким-то странным, вступающим в явное противоречие с канонами теории словесности.

Гротеск используется при изображении всех помещиков. Целиком гротескный образ Плюшкина. Гротеск Гоголя специфичен: Плюшкин одновременно типический и фантастический образ. Создание гротескного образа идет через накопление деталей: деревня, дом, портрет самого хозяина и, наконец, куча старья

XI. Средства создания образов чиновников

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации.

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому

уподоблению: сравнивает помещика с медведем.

Таким образом, художественная деталь – это подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Если бы не было мелочей в поэме, то образы были бы неполными, схематичными. Герои Гоголя в поэме “Мертвые души” предстают перед читателем с удивительной живостью благодаря именно художественным деталям.

Проектная работа по литературе на тему: «Деталь как средство выразительности при создании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые душиН. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душон задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ, посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работаютна раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность, бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления…. Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей… но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею…, «в иной комнате и вовсе не было мебели, «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…. Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.

Читайте также:
Язык как материал словесности в лирическом отступлении Птица-тройка в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Коробочка олицетворяет собой «ненужноенакопительство. Кроме «говорящейфамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок….

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами.

А Собакевич? Все в его доме дополняет » медвежий образ Михаила Семеновича: «…Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул,казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» .

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановкив доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной. Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом… лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(364 слова) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» является одним из самых ярких сатирических произведений 19 века. Она была создана автором для того, чтобы поведать читателю о порочности, ничтожности помещиков и о слабостях и недостатках человека.

Все помещики изображены писателем очень подробно, а описание интерьера их домов имеет характерные особенности и отличительные черты.

Поместье Манилова представляет собой здание, располагающееся на возвышении. Интерьер его комнат достаточно красив: «мебель, обтянутая щегольской материей». Эта деталь словно намекает о богатстве владельца, который в то же время и ленив. Данный недостаток мешает Манилову, так как из-за него помещик не желает менять обустройство своего жилища (несмотря на шикарные элементы убранства все равно чего-то всегда не хватает). Кабинет Манилова красив, однако книжка с закладкой на четырнадцатой странице, которую он читает вот уже два года, заставляет задуматься о нерасторопности и бесконечном безделии ее владельца.

Коробочка, в свою очередь, посвящает себя хозяйству. Интерьер комнат в ее доме почти ничем не выделяется, но на себя акцентируют внимание красочные картины, старинные часы, старые обои, чулки и т.д. Женщина рационально использует вещи, чтобы продлить их срок службы, везде хранит деньги в пестрядевых мешочках, что говорит о ее склонности к накапливанию имущества.

В кабинете Ноздрева есть дорогое оружие, но нет книг и бумаг, что свидетельствует о том, что он почти не занимается делами своего хозяйства. Грязь и мусор в столовой не смущают помещика, он не следит за тем, чтобы слуги убирали помещение.

Дом Собакевича наполнен тяжелыми, массивными элементами интерьера. Сам герой достаточно крупного телосложения, поэтому даже мебель соответствует ему. Огромные картины, «пузатое ореховое бюро» — все словно говорит, что похоже на Собакевича. Даже дрозд, которого он держит у себя дома, и тот чем-то похож на хозяина.

Интерьер комнат Плюшкина тоже призван для того, чтобы дополнить описание образа своего владельца. Везде валяется куча вещей, старая поломанная мебель, картины. Лишний хлам скапливает пыль, которую никто не убирает уже очень долгое время. Плюшкин не хочет расставаться с вещами, потому что он скуп и излишне экономен.

Читайте также:
Н.В. Гоголь в современной литературе: сочинение

Стоит отметить, что многим из помещиков нет дела до своих крестьян, некоторым все равно даже на разруху и беспорядок в собственной усадьбе, что уж говорить об улучшении будущего России.

Таким образом, изображая главных героев и интерьер их домов, Гоголь проиллюстрировал низменные потребности помещиков, чьи души обнищали и превратились в пыль.

Автор: Анастасия Кутковецкая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»»

Неискушенному читателю почувствовать всю прелесть произведений Н. В. Гоголя довольно сложно. Читая «Мертвые души» в первый раз, я просто следил за развитием сюжета, за авторской и речевой характеристикой действующих лиц и не мог понять, в чем тайна гоголевской прозы, почему на протяжении двух столетий она продолжает волновать и притягивать к себе читателей. Но позднее, вчитываясь в строки поэмы, я увидел, что мир, созданный писателем на страницах «Мертвых душ», насыщен удивительными художественными деталями, которые Гоголь увидел глазом художника. И мир Гоголя ожил, заиграл всеми красками, пробуждая в душе то радость, то горечь, то сострадание, то ненависть.

Вот перед нами кабинет Манилова, в котором лежит книга, уже два года раскрытая на четырнадцатой странице, такой же безликой, как и ее хозяин. Символами скучного и неряшливого мечтателя Манилова служат и жирная зеленая ряска на пруду, и беседка с голубыми колоннами и претенциозной надписью «Храм уединенного размышления», и детали обстановки дома, в котором вечно чего-нибудь недоставало. Прекрасная мебель, обтянутая красивой шелковой материей соседствует с двумя креслами, обтянутыми просто рогожею, а щегольские подсвечники из темной бронзы с тремя античными грациями — с хромым медным инвалидом, свернувшимся на сторону. Все эти детали как нельзя лучше подтверждают слова Гоголя, сказанные о Манилове: это человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Его проекты насчет того, что нужно обить кресла и обставить пустые комнаты, сродни пустым мечтаниям о каменном мосте с лавками, где продавали бы товары крестьянам. Но, пожалуй, самый выразительный символ бездуховности и никчемности Манилова — это горки пепла, которые он аккуратными рядками расставляет на подоконнике. Это единственное доступное ему художество.

Из множества говорящих деталей соткан и образ Собакевича. Его вещи имеют «странное сходство с самим хозяином дома». Пузатое ореховое бюро, как и сам Собакевич, похоже на медведя. «Стол, кресло, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства», и каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» В помещике чувствуется какая-то первобытная звериная сила, которая видна даже во время обеда, когда хозяин поглощает неимоверное количество разных блюд. Огромные куски он обгладывает до последней косточки, и все на столе гигантских размеров: ватрушка размером с большую тарелку, индюк ростом с теленка. Неудивительно, что возникает впечатление, будто бы в этом теле нет души, а если и есть, то «закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Но, пожалуй, самый яркий персонаж, выведенный Гоголем в «Мертвых душах», — это помещик Плюшкин. Мастер художественной детали, писатель замечает в обстановке его дома совершенно несовместимые предметы, дающие представление о прежней и нынешней жизни героя. Так, в отличие от Манилова, Плюшкин когда-то читал: у него есть «какая-то старинная книга в кожаном переплете», возможно, купленная хозяином в былые времена, когда был он бережливым хозяином и соседи ездили к нему учиться «мудрой скупости». О былой роскоши напоминают «шкаф с старинным серебром», бюро, «выложенное перламутною мозаикой». Приметами нынешней жизни помещика являются люстра в холстинном мешке, «от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк», чернильница с какой-то заплесневелой жидкостью и множеством мух на дне, куча ненужного барахла, из которой торчит отломанный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Все свидетельствует о том, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может дойти человек.

Роль портретных и бытовых деталей в изображении помещиков в поэме Н.В. Гоголя Мертвые Души

Быт в русской литературе, всегда занимал одно из ведущих мест. Он всегда описывается как понятие, в котором герои – взаимодействуют, любят, ссорятся, мирятся, место, в котором постоянно происходит что-то, что меняет героев, делает их лучше и возвышеннее или наоборот – изменяет их в худшую сторону, превращает в людей, с которым становится неуютно друзьям и родным.

У каждого человека разные устремления то, что для одного – будет мечтой всей жизни, для другого – будет несущественно. И разные люди, бывают счастливы — по разному. Отдых для одного – может состоять даже в работе, а для другого в полной праздности и потребности души у разных людей совершенно разные. Но все сводится к одному – быт, ведение домашнего хозяйства и отношение к нему людей, способны показать характер героев, дополняет их портреты, показывает, что эти люди значат в романе.

Читайте также:
Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

У Н. В. Гоголя в «Мертвых Душах» найдется много примеров различного быта у разных людей. Так как персонажей в романе у Гоголя очень много, можно привести четыре – дома Манилова, Собакевича, Плюшкина и Ноздрева.

Дом Манилова – является примером счастливого быта, потому, что его хозяин был женат, у него были дети, он любил детей и супругу и они отвечали ему тем же. Этот дом служил примером дома для отдыха и души. Но сам дом, хозяйство этого дома, находилось в запустении, потому, что хозяин, как и хозяйка – не занимались финансовыми и хозяйственными вопросами.

«Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве богу было известно. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».

Сам Манилов отражал собой быт своего дома, являлся его продолжением и как бы своей cущностью объяснял почему его дом имеет именно такой уклад.

«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» Дом Собакевича, можно привести как пример хозяйственного быта, в котором все было основательно, сделано на совесть, семья жила правильно и придерживалась определенных традиций и устоев, принятых в поместье. В этом доме можно было отдыхать и это все домочадцы делать любили и умели.

Но вот был ли этот дом хоть как-то полезен душе? Нет. Потому, что приземленность хозяина-материалиста, вообще не знающего, что такое мечтать, заниматься творчеством, вообще не давала его душе никакого простора. А сам дом, его уклад и правила, привычки домочадцев, это только усиливали.

Сам Собакевич был основателен и немного неуклюж и топорен, также, как и его дом.

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»

«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.»

Что касается дома Плюшкина – это конкретный пример несчастного дома, который не мог быть предназначен ни для отдыха, ни для души. В этом доме хозяин глубоко страдал и постепенно сошел с ума. После смерти хозяйки дома, своей жены – он окончательно потерял рассудок и собирал дома всякий хлам, который своей тяжестью и старостью – давил на него еще больше. Более того, он был патологически жаден и подозрителен.

Сам дом страдал от всего этого не меньше хозяина – все было в запустении и жило само по себе. Здесь явно не думали ни о душе, ни об отдыхе, потому, что все было настолько мрачно и ненормально, что душа любого, кто там оказывался, казалось, сама покрывалась пылью и паутиной.

«С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец, остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате»

Сам Плюшкин был столь же запущен внешне, как и его дом.

«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, маленькие глазки еще не потухнули

и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши; …его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага»

Н. В. Гоголь в своем произведении показал множество характеров и множество примеров уклада дома и быта, специально сделав их яркими и сгустив краски на каждом, чтобы читатель проникся каждым из них и составил себе как можно более реалистичную картину восприятия романа «Мертвые души».

Читайте также:
Николаевская Россия в Ревизоре: сочинение

Каждый персонаж, как и его дом – уникален. Ленивый, недалекий Манилов, Неуклюжий и приземленный Собакевич, совершенно запустивший себя и свое хозяйство жадный и недоверчивый Плюшкин. Также можно было назвать жестокого пофигиста Ноздрева и глупую и хитрую Коробочку.

Все эти люди представлены именно так, чтобы читателю было удобно взаимодействовать с ними и видеть их взаимодействие между собой. Портретные и бытовые детали в романе, играют роль посредников между читателем и самим Гоголем. Говорят его словами, показывают – какие разные бывают характеры и к чему чаще всего приводит то или иное поведение в жизни.

Урок «Художественная деталь как средство создания образов помещиков и элемент художественного стиля Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»»

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величай­шее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительно­сти. В первом томе «Мертвых душ» он задумал пока­зать темные стороны русской действительности. Важ­ное место в произведении занимают образы помещи­ков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использу­ет различные средства характеристики, которые «ра­ботают» на раскрытие его образа: портретное описа­ние, описание деревни, вещей, принадлежащих поме­щику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетво­ряет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейст­венность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией… но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею…», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тре­мя античными грациями, с перламутным щеголь­ским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…». Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подзем­ный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» нако­пительство. Кроме «говорящей» фамилии эту герои­ню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…».

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами».

А Собакевич? Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «…Все было прочно, не­уклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гос­тиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» ».

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной». Автор по­свящает этому целую страницу, для того чтобы пока­зать, что Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча ис­писанных мелко бумажек, накрытых мраморным по­зеленевшим прессом… лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусо­чек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопа­ты и старая подошва сапога». Рачительность, эконом­ность Плюшкина превратились в жадность и ненуж­ное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обра­щать внимание на обустройство своего дома, своих дру­зей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое мо­жет рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Сочинение 2

Поэма «Мертвые души» написана известным русскими писателем-мистификатором Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение считается одним из тех, по которому писателя узнают и школьники, и зрелые личности. Читатели имеют возможность наслаждаться чтением первой и единственной части поэмы, которая, нет сомнений, является литературным шедевром 19-го века.

Читайте также:
Сатирическая острота комедии «Ревизор»: сочинение

В поэме «Мертвые души» представлен ряд помещиков, которые являются воплощением человеческих пороков и недостатков, которые мешают ему называться этим самым человеком. Так задумано автором. Эти помещик носят говорящие фамилии, что свойственно манере гоголевского написания: Чичиков, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

К каждому из них заезжал на усадьбу главный герой по фамилии Чичиков, который покупал мертвые души (документы умерших крестьян), чтобы разбогатеть. Да, он занимался незаконной деятельностью. Мошенник.

О характере помещика говорит не только его фамилия, но и усадьба и интерьер в доме, безусловно.

Первым, кто принимал гостя, был Манилов. Его отличительное качество – ненужная и неуместная слащавость, лестность. В доме его все было дорогое: и мебель, и обои, и ковры… Но всему чего-то не хватало. Был в каждом моменте какой-то изъян, портящий абсолютно все положительное впечатление. Например, в гостиной были стулья дорого обшиты, но на два из них этой обшивки не хватило. Это показывает суть хозяина, его пустоту.

У помещицы Коробочки дом заполнен старинными вещами, которые уже вышли из обихода. Это говорит о скупости хозяйки.

Интерьер дома Ноздрева не производит впечатления уютного жилища, зато мелкие вещи показывают всесторонние увлечения его хозяина.

Собакевич был грубым человеком. В его доме было все большое, объемное, толстое, крепкое, как и помещик. Казалось, что тут обитает средний медведь.

Слово «Плюшкин» после выхода поэмы стало нарицательным. И не просто так. Этот помещик собирал все вещи. Его комната и кабинет были заполнены хламом, который пора было бы выбросить и навести порядок.

Таким образом, можно сказать, что интерьер говорит о человеке очень многое и является отражением его натуры.

Другие сочинения: ← Интерьер дома Плюшкина в поэме Мертвые души↑ ГогольАнализ повести Вий →

«Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»»

Неискушенному читателю почувствовать всю прелесть произведений Н. В. Гоголя довольно сложно. Читая «Мертвые души» в первый раз, я просто следил за развитием сюжета, за авторской и речевой характеристикой действующих лиц и не мог понять, в чем тайна гоголевской прозы, почему на протяжении двух столетий она продолжает волновать и притягивать к себе читателей. Но позднее, вчитываясь в строки поэмы, я увидел, что мир, созданный писателем на страницах «Мертвых душ», насыщен удивительными художественными деталями, которые Гоголь увидел глазом художника. И мир Гоголя ожил, заиграл всеми красками, пробуждая в душе то радость, то горечь, то сострадание, то ненависть.

Вот перед нами кабинет Манилова, в котором лежит книга, уже два года раскрытая на четырнадцатой странице, такой же безликой, как и ее хозяин. Символами скучного и неряшливого мечтателя Манилова служат и жирная зеленая ряска на пруду, и беседка с голубыми колоннами и претенциозной надписью «Храм уединенного размышления», и детали обстановки дома, в котором вечно чего-нибудь недоставало. Прекрасная мебель, обтянутая красивой шелковой материей соседствует с двумя креслами, обтянутыми просто рогожею, а щегольские подсвечники из темной бронзы с тремя античными грациями — с хромым медным инвалидом, свернувшимся на сторону. Все эти детали как нельзя лучше подтверждают слова Гоголя, сказанные о Манилове: это человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Его проекты насчет того, что нужно обить кресла и обставить пустые комнаты, сродни пустым мечтаниям о каменном мосте с лавками, где продавали бы товары крестьянам. Но, пожалуй, самый выразительный символ бездуховности и никчемности Манилова — это горки пепла, которые он аккуратными рядками расставляет на подоконнике. Это единственное доступное ему художество.

Из множества говорящих деталей соткан и образ Собакевича. Его вещи имеют «странное сходство с самим хозяином дома». Пузатое ореховое бюро, как и сам Собакевич, похоже на медведя. «Стол, кресло, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства», и каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» В помещике чувствуется какая-то первобытная звериная сила, которая видна даже во время обеда, когда хозяин поглощает неимоверное количество разных блюд. Огромные куски он обгладывает до последней косточки, и все на столе гигантских размеров: ватрушка размером с большую тарелку, индюк ростом с теленка. Неудивительно, что возникает впечатление, будто бы в этом теле нет души, а если и есть, то «закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Но, пожалуй, самый яркий персонаж, выведенный Гоголем в «Мертвых душах», — это помещик Плюшкин. Мастер художественной детали, писатель замечает в обстановке его дома совершенно несовместимые предметы, дающие представление о прежней и нынешней жизни героя. Так, в отличие от Манилова, Плюшкин когда-то читал: у него есть «какая-то старинная книга в кожаном переплете», возможно, купленная хозяином в былые времена, когда был он бережливым хозяином и соседи ездили к нему учиться «мудрой скупости». О былой роскоши напоминают «шкаф с старинным серебром», бюро, «выложенное перламутною мозаикой». Приметами нынешней жизни помещика являются люстра в холстинном мешке, «от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк», чернильница с какой-то заплесневелой жидкостью и множеством мух на дне, куча ненужного барахла, из которой торчит отломанный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Все свидетельствует о том, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может дойти человек.

Читайте также:
Городничий: сочинение

Сочинение на тему Творчество Гоголя 10 класс

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.

Наиболее ярко народный быт запорожцев описывается в произведениях, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомясь с этими произведениями, читатель воссоздает в своей голове реальные сцены народной жизни украинцев. В рассказах и повестях много сказочных элементов. Они гармонично сочетаются с эпизодами из реальной жизни. Таким образом, создается настоящая сказка.

Апогей описания народного быта и жизни достигается в повести «Тарас Бульба». Произведение повествует о жизни запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей. Они отправляются служить с отцом и начинается война. Один из них, Андрий, полюбил польскую панночку, отдал все сердце возлюбленной и предал Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, что его сын так поступил, ведь теперь Андрий сражается на стороне врага. В конце концов он убивает Андрия. Но есть у Тараса Бульбы еще один сын — Остап. Он очень сильный и верный казак. Остап лишен эмоциональности и чувственности, которые присущи его брату. Он действует твердо и решительно, но в конце попадает в плен поляков. Они казнят его перед глазами Тараса Бульбы. Ему очень горестно терять сына.

Многие высказывания из «Тараса Бульбы» стали крылатыми выражениями. Например, «Я тебя породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!».

Все творчество Гоголя можно разделить на две части. Все перечисленные произведения составляют первую часть, народную. Но Николай Васильевич много писал и про жизнь чиновников, «маленьких людей», про произвол власти. Писатель высмеивал пороки современного ему общества. Например, алчность, глупость, скудоумие, презрение к образованию, глупость, ханжество. Таких произведений у писателя очень много. Это и «Петербургские повести», и комедия «Ревизор», и поэма «Мертвые души», с которыми нам только предстоит познакомиться в будущем.

Но все произведения Николая Гоголя связаны мыслью о том, что добро всегда победит зло, что свет всегда побеждает тьму. Автор искренне в это верил и пытался донести эту правду до читателя. Таким образом, произведения Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность.

2 вариант

В плеяду великих русских писателей вписано имя Николая Васильевича Гоголя. Местом его рождения была деревня Сорочинцы, в родном имении Васильевка. С самого детства он был поклонником мистики, у него была болезнь тафофобией. Он боялся, что его могут похоронить заживо. Мистика появляется почти во всех его произведениях. Он приобрел известность, сначала как критик и только потом как писатель. Он пробовал себя в различных литературных жанрах. У писателя вышло примерно тридцать произведений. Но лучшим его произведением считается повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Книги Гоголя не похожи и не связаны между собой. Все они различаются стилем, героями и местами действий. Это разные люди среди них и деревенские жители, как Вакула и Солоха. И столичные люди, как художник Чартков. Так же присутствуют жители небольших провинциальных городков.

Во всех сюжетах переплетаются русский язык с украинской мовой. Гоголь с большой любовью описывает жизнь простого народа. Особенно это видно в описании жизни городничего и его жены, которые только и делают, что едят и пьют.

Гоголь тщательно прописывает мелочи: образы героев, место событий описаны с мельчайшими подробностями. Даже имена своим героям он дает необычные: Бобчинский и Добчинский, Замухрышкин, Довгочхун

Многие герои из разных произведений стали нарицательными. К примеру, Плюшкин означает скупова человека, Хлестаков символизирует обман, а Салоха деревенскую чаровницу.

В произведениях Гоголя много разной «нечисти». Самое мистическое произведение «Вий». Писатель уверял, что это произведение не его фантазия, а реальная история, произошедшая в одном из украинских сел. Гоголь верил в то, что нечистая сила живет везде, вареники при помощи взгляда попадают в рот, утопленницы могут разговаривать.

По его книгам изучают русский язык и литературу. По многим произведениям писателя сняты фильмы и сказки. Эти фильмы актуальны и в наше время.

Мистика сопровождала Гоголя в течение всей его жизни. Гоголь всегда будет непревзойденным мистиком XIXвека.

Проблемы, которые поднял писатель, актуальны по сей день, чем и объясняется бессмертность произведений Н. В. Гоголя.

Читайте также:
Иван Александрович Хлестаков и его слуга Осип: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Творчество Гоголя

Популярные сегодня темы

Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

Судя по названию произведения можно сделать вывод, что Евгений Онегин — это центральный герой романа. Александр Пушкин писал «Евгения Онегина» в течение восьми лет, поэтому судя по эволюции образа героя можно сделать вывод о взрослении самого автора.

В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

Пушкин в своем произведении «Барышня-крестьянка» описал жизнь помещиков и простых крестьян. Главными героями этого произведения являются два возлюбленных Елизавета Муромская и Алексей Берестов

Минует уже семьдесят третья годовщина со дня окончания Великой Отечественной Войны. Обо всех этих событиях я знаю только по рассказам своих родных.

К характеристике личности Н.В. Гоголя – Минин П.М.

„Я почи­та­юсь загад­кою для всех, никто не раз­га­дал меня совер­шенно“ (Из писем Гоголя).

Гоголь, как лич­ность, пред­став­ляет собою такую слож­ную и зага­доч­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию, в кото­рой стал­ки­ва­ются и пере­пле­та­ются между собою самые раз­но­род­ные, а ино­гда и прямо про­ти­во­по­лож­ные начала. Сам Гоголь созна­вал эту зага­доч­ность и слож­ность сво­его пси­хи­че­ского мира и неод­но­кратно в своих пись­мах выра­жал это созна­ние. Еще в юно­ше­ских годах, на школь­ной ска­мье, в одном из писем к матери, он так заяв­ляет о себе: „я почи­та­юсь загад­кой для всех; никто не раз­га­дал меня совер­шенно“ [1] . „Зачем Бог,– вос­кли­цает он в дру­гом письме,– создав сердце, может быть, един­ствен­ное, по край­ней мере,– ред­кое в мире,– чистую, пла­ме­не­ю­щую жар­кою любо­вью ко всему высо­кому и пре­крас­ному душу, зачем Он дал всему этому такую гру­бую обо­лочку? Зачем Он одел все это в такую стран­ную смесь про­ти­во­ре­чия, упрям­ства, дерз­кой само­на­де­ян­но­сти и самого уни­жен­ного сми­ре­ния“ [2] ? Такой неурав­но­ве­шен­ной, непо­нят­ной нату­рой Гоголь был в юно­ше­ском воз­расте, таким остался он и в после­ду­ю­щей своей жизни. „Много каза­лось нам в нем,– читаем мы в „Вос­по­ми­на­ниях о Гоголе“ Арнольди,– необъ­яс­ни­мым я зага­доч­ным. Как, напр., согла­сить его посто­ян­ное стрем­ле­ние к нрав­ствен­ному совер­шен­ству с его гор­до­стью, кото­рой мы все были не раз сви­де­те­лями? его уди­ви­тель­ный тон­кий, наблю­да­тель­ный ум, вид­ный во всех сочи­не­ниях, и, вме­сте с тем, в обык­но­вен­ной жизни – какую-то глу­пость и непо­ни­ма­ние вещей самых про­стых и обык­но­вен­ных? Вспо­ми­нали мы также его стран­ную манеру оде­ваться и его насмешки над теми, кто оде­вался смешно и без вкуса, его рели­ги­оз­ность и сми­ре­ние, и слиш­ком уже под­час стран­ную нетер­пе­ли­вость и малое снис­хож­де­ние к ближ­ним; одним сло­вом, нашли без­дну про­ти­во­ре­чий, кото­рые, каза­лось, трудно было и сов­ме­стить в одном чело­веке“ [3] . И, в самом деле, как сов­ме­стить в одном чело­веке наив­ного иде­а­ли­ста начала его лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти с гру­бым реа­ли­стом позд­ней­шего вре­мени,– весе­лого, без­обид­ного юмо­ри­ста Рудого Панько, зара­жав­шего своим сме­хом всех чита­те­лей; – с гроз­ным, бес­по­щад­ным сати­ри­ком, от кото­рого доста­ва­лось всем сосло­виям,– вели­кого худож­ника и поэта, творца бес­смерт­ных про­из­ве­де­ний, с про­по­вед­ни­ком – аске­том, авто­ром стран­ной „Пере­писки с дру­зьями“? Как при­ми­рить в одном лице столь про­ти­во­по­лож­ные начала? Где объ­яс­не­ния этого слож­ного пере­пле­те­ния самых раз­но­об­раз­ных пси­хи­че­ских эле­мен­тов? Где, нако­нец, раз­гадка той пси­хи­че­ской загадки, кото­рую задал Гоголь всем своим суще­ство­ва­нием? Нам гово­рят, что „отгадка Гоголя может в пси­хо­ло­гии того слож­ного необъ­ят­ного целого, что мы назы­ваем име­нем „вели­кого чело­века“ [4] . Но что такое „вели­кий чело­век“ и какое отно­ше­ние имеет он к Гоголю? Какие такие осо­бые законы, управ­ля­ю­щее душою „вели­кого чело­века?“ – По нашему мне­нию, раз­гадку Гоголя нужно искать не в пси­хо­ло­гии вели­кого чело­века вообще, а в пси­хо­ло­гии именно Гого­лев­ского вели­чия, соеди­нен­ного с край­ним само­уни­чи­же­нием,– Гого­лев­ского ума, соеди­нен­ного с стран­ным „непо­ни­ма­нием вещей самых про­стых и обык­но­вен­ных [5] ,– Гого­лев­ского таланта, соеди­нен­ного с аске­ти­че­ским само­от­ри­ца­нием и болез­нен­ным бес­си­лием,– сло­вом, в пси­хо­ло­гии един­ствен­ной, исклю­чи­тель­ной спе­ци­ально Гого­лев­ской личности.

Итак, что же пред­став­ляет собою лич­ность Гоголя? Не смотря на слож­ность и раз­но­об­ра­зие внут­рен­него мира его, не смотря на мно­же­ство про­ти­во­ре­чий, заклю­ча­ю­щихся в его лич­но­сти, при бли­жай­шем зна­ком­стве с харак­те­ром Гоголя нельзя не под­ме­тить двух глав­ных тече­ний, двух пре­об­ла­да­ю­щих сто­рон, погло­ща­ю­щих собою все дру­гие пси­хи­че­ские эле­менты: Это, во-пер­вых, сто­рона, име­ю­щая непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к Гоголю, как чело­веку, и выра­жа­ю­ща­яся в склон­но­сти его к посто­ян­ному нрав­ствен­ному само­ана­лизу, нрав­ствен­ному само­об­ли­че­нию и обли­че­нию дру­гих; и, во-вто­рых,– дру­гая сто­рона, харак­те­ри­зу­ю­щая Гоголя соб­ственно как писа­теля и состо­я­щая в изоб­ра­зи­тель­ной силе его таланта, худож­ни­че­ски и все­сто­ронне вос­про­из­во­дя­щей окру­жа­ю­щий его мир дей­стви­тель­но­сти в том виде, как он есть. Эти две сто­роны лич­но­сти все­гда можно легко раз­ли­чить в Гоголе. Таким обра­зом, он явля­ется пред нами как Гоголь — мора­лист и как Гоголь — худож­ник, как Гоголь — мыс­ли­тель и как Гоголь — поэт, как Гоголь — чело­век и как Гоголь — писа­тель. Эта двой­ствен­ность его натуры, кото­рая весьма рано ска­зы­ва­ется в нем и кото­рую можно про­сле­дить в нем от начала его жизни и до конца её, это раз­де­ле­ние его „я“ на два „я“,– состав­ляет харак­тер­ную осо­бен­ность его лич­но­сти. Вся его жизнь,– со всеми её пери­пе­ти­ями, про­ти­во­ре­чи­ями и стран­но­стями, есть ничто иное, как борьба между собою этих двух про­ти­во­по­лож­ных начал с попе­ре­мен­ным пере­ве­сом то той, то дру­гой, или, вер­нее с пере­ве­сом сна­чала пре­иму­ще­ственно одной сто­роны, а потом – дру­гой; его конеч­ная, тра­ги­че­ская судьба есть ничто иное, как окон­ча­тель­ное тор­же­ство Гоголя — мора­ли­ста над Гого­лем — худож­ни­ком. Задача пси­хо­лога — био­графа должна состо­ять в том, чтобы про­сле­дить в раз­лич­ных фази­сах этот слож­ный пси­хо­ло­ги­че­ский про­цесс, посте­пенно при­вед­ший весе­лого юмо­ри­ста пасеч­ника Рудого Панько к рез­кому, болез­нен­ному аске­тизму,– гроз­ного сати­рика-писа­теля к само­от­ри­ца­нию и отри­ца­нию всего того, чем он жил, и что им было напи­сано ранее. Не при­ни­мая на себя раз­ре­ше­ния этой труд­ной и слож­ной задачи, мы в насто­я­щем своем очерке хотим наме­тить только глав­ные моменты этого про­цесса и набро­сать хотя общий кон­тур лич­но­сти Гоголя.

Читайте также:
Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Сын несколько извест­ного писа­теля Васи­лия Афа­на­сье­вича Гоголь-Янов­ского и несколько экзаль­ти­ро­ван­ной жены его Марьи Ива­новны, Гоголь от при­роды уна­сле­до­вал выда­ю­щейся лите­ра­тур­ный талант и впе­чат­ли­тель­ную, вос­при­им­чи­вую натуру. Его отец,– автор несколь­ких коме­дий из мало­рус­ского быта, обла­дав­ший весе­лым и доб­ро­душ­ным харак­те­ром, питав­ший силь­ную страсть к театру и к лите­ра­туре, несо­мненно ока­зал при своей жизни весьма бла­го­твор­ное вли­я­ние на раз­ви­тие лите­ра­тур­ного таланта сво­его сына и на обра­зо­ва­ние его сим­па­тий. Имея с дет­ства на гла­зах при­мер ува­же­ния к книге и горя­чей любви к сцене, Гоголь весьма рано при­стра­стился к чте­нию и к игре. По край­ней мере, в Нежин­ской гим­на­зии, вскоре же по поступ­ле­нии в нее Гоголя, мы встре­чаем его уже как ини­ци­а­тора и глав­ного дея­теля по устрой­ству гим­на­зи­че­ского театра, по орга­ни­за­ции люби­тель­ского чте­ния книг для само­об­ра­зо­ва­ния, нако­нец, по изда­нию уче­ни­че­ского жур­нала „Звезды“. Эту страсть к лите­ра­туре и к театру,– при­ви­тую ему еще в дет­стве, он сохра­нил в себе на всю жизнь. Но в это время как отец мог ока­зать и несо­мненно ока­зал бла­го­твор­ное вли­я­ние на раз­ви­тие лите­ра­тур­ного таланта сво­его сына, рели­ги­озно-настро­ен­ная и в выс­шей сте­пени набож­ная мать его ока­зала силь­ное вли­я­ние на обра­зо­ва­ние нрав­ствен­ной лич­но­сти Гоголя. Она поста­ра­лась в своем вос­пи­та­нии поло­жить проч­ное осно­ва­ние хри­сти­ан­ской рели­гии и доб­рой нрав­ствен­но­сти. И впе­чат­ли­тель­ная душа ребенка не оста­ва­лась глу­хой к этим уро­кам матери. Гоголь впо­след­ствии сам отме­чает это вли­я­ние матери на свое рели­ги­озно-нрав­ствен­ное раз­ви­тие. С осо­бым чув­ством при­зна­тель­но­сти вспо­ми­нает он потом эти уроки, когда, напр., рас­сказы матери о страш­ном суде „потря­сали и будили в нем всю чув­стви­тель­ность и заро­дили впо­след­ствии самые высо­кие мысли“. Как на плод мате­рин­ского же вос­пи­та­ния нужно смот­реть и на то, что в Гоголе весьма рано про­бу­ди­лась пла­мен­ная жажда нрав­ствен­ной пользы, кото­рую он меч­тает ока­зать чело­ве­че­ству. Под вли­я­нием этого стрем­ле­нья быть полез­ным он весьма рано, еще на школь­ной ска­мье, оста­нав­ли­ва­ется мыс­лию „на юсти­ции“, думая; что здесь он может ока­зать наи­боль­шее бла­го­де­я­ние чело­ве­че­ству. „Я видел,– пишет он из Нежина сво­ему дяде Кося­ров­скому,– что здесь работы более всего, что здесь только могу я быть бла­го­де­я­нием, здесь только буду истинно поле­зен для чело­ве­че­ства. Непра­во­су­дие, вели­чай­шее в свете несча­стие, более всего раз­ры­вало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты корот­кой жизни своей не уте­рять, не сде­лав блага [6] “. Это стрем­ле­ние к нрав­ствен­ной пользе, страст­ную жажду подвига, Гоголь сохра­нил до конца своей жизни,– меняя взгляд только на роды дея­тель­но­сти,– и эта черта должна быть при­знана истин­ной выра­зи­тель­ни­цей его нрав­ствен­ной физио­но­мии. Его нена­висть ко всему пош­лому, само­до­воль­ному, ничтож­ному была про­яв­ле­нием этой черты его харак­тера. И Гоголь, дей­стви­тельно, нена­ви­дел все это, насколько только мог, и пре­сле­до­вал пош­лость с осо­бою стра­стью, пре­сле­до­вал всюду, где только нахо­дил ее, и пре­сле­до­вал так, как только может пре­сле­до­вать мет­кое, едкое слово Гоголя.

Николай Гоголь: человек, который стал великим уже при жизни

1 апреля 1809 года в церковной книге местечка Великие Сорочинцы, что в Миргородском повете Полтавской губернии, появилась запись: «У помещика Василия Яновского родился сын. Окрещён именем Николай». Впоследствии этого сына назовут «великим великорусским писателем». Не много ли величия в одной фразе? Нет, если учесть, что этого младенца мы знаем как Гоголя.

Его признавали великим ещё при жизни, что само по себе редко. Но, когда во мнении сходятся интеллектуалы и простой народ, это поистине уникально. Вот реплика современника Николая Васильевича, историка и публициста Константина Аксакова: «Гоголь — это русский Гомер

Читайте также:
Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: сочинение

А вот другой случай. Гоголь, заказывая очередной головной убор, старый оставил по забывчивости в лавке. Приказчики, конечно же, примеряли «щегольскую белую пуховую шляпу». И всем она оказалась велика.

— Должно, очень умный человек. Такая уж обширная голова, — судачили торговцы.

— Так ещё б ему не быть умным, коли такие книги пишет! — ответили более грамотные и выставили старую шляпу Гоголя на витрину как образец того, какие люди к ним заходят.

Жизнь — анекдот

Да, этот случай похож на анекдот. Такими анекдотами полна жизнь Гоголя. Директор гимназии, где учился юный Никоша, Иван Орлай крайне неохотно наказывал своих подопечных. Больше десяти ударов розгой никому не назначал и даже «хворал, подписывая приговор». Однако же Гоголь, по воспоминаниям его однокашника Нестора Кукольника, «кричал при наказании так пронзительно, что по пансиону разнеслась весть, что он сошёл с ума».

Там же, в гимназии, Гоголь, который впоследствии претендовал на должность преподавателя истории в Петербургском университете, довольно удачно выкрутился из неловкого положения. Он рисовал под партой на протяжении всего урока и не знал, о чём идёт речь. Но, когда ему был задан вопрос: «Что последовало после смерти Александра Македонского?», ни секунды не раздумывая, логично ответил: «Похороны!» Очень хочется думать, что именно этим эпизодом мы обязаны бессмертному выражению Городничего из комедии «Ревизор»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

А то, что произошло с ним в немецком городе Кобленц, и вовсе напоминает американскую кинокомедию самой низшей категории. В гостинице, где остановился классик, было принято выставлять обувь в коридор, чтобы почистили. Но одному немцу кто-то навалил в сапоги самого натурального человеческого дерьма, и обвинили в этом Гоголя, хотя ему такой сортирный юмор претил до тошноты.

На самом деле Гоголь от гуманизма далёк. Тем более далёк от справедливости. Возможно, тому виной глубокое и несколько странное религиозное чувство. «Садись, Кукубенко, одесную Меня!» — скажет ему Христос». Это из «Тараса Бульбы». Казак Кукубенко, заметим, за пару страниц до этой высокодуховной сцены зверски искрошил в капусту как минимум с десяток других христиан. Правда, католиков.

Вера в Россию

Всё верно. Справедливость — это от сатаны. А от Бога — милосердие. И для Гоголя нет веры и милосердия вне России. По большому счёту, вера в Россию по Гоголю — это и есть вера в Бога. Интересно, что только он высоко и по достоинству оценил скандальные и абсолютно неполиткорректные стихи Николая Языкова «К ненашим». Кстати, они весьма современны — в них говорится о «национал-предателях» и о «пятой колонне»:

Вы, люд заносчивый и дерзкий,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ!

Разразилась буря возмущения. Языкова пинали и поносили все кому не лень. В его защиту выступил один лишь Гоголь: «Сам Бог внушил эти прекрасные и чудные стихи. Они сильнее всего, что было доселе писано на Руси!»

«Только и слышишь, что Гоголь, да Гегель, да Гомер», — писал критик Михаил Катков во время пика славы автора «Мёрт­вых душ». Сравнение удачное, однако, если уж оценивать по самой высшей шкале, Гоголь больше сродни Моцарту. Лёгкий и стильный автор. Сравнить его можно только с Пушкиным.

Гоголь с нами всегда и всюду. Герои Толстого и даже Достоевского иной раз кажутся архаичными, из позапрошлого века. А вот с подлецом Чичиковым ты говорил примерно вчера, когда выяснял отношения в домоуправлении по поводу переплаты за услуги ЖКХ. И там же видел забитого Акакия Акакиевича Башмачкина. И воры-чиновники у нас под боком — куда ни глянь. И пьяный хвастун Ноздрёв сидит с тобой в одной конторе.

И даже отношение к первой книге Гоголя звучит удивительно современно, особенно если учесть нынешние отношения Украины и России: «Так называемый пасичник Рудый Панько, автор “Диканьки”, никакой не хохол, а глупый переодетый москаль!» Надо полагать, что вера в Россию уже тогда кое-кому казалась возмутительной.

Фильмы, снятые по произведениям Гоголя

1962 г.

«Taras Bulba», США. В главной роли — Юл Бриннер. Чистейший образец сногсшибательной клюквы.

1967 г.

«Вий». Первый и последний советский фильм ужасов, один из лидеров кинопроката 1968 г.

2008 г.

«Тарас Бульба». Реж. В. Бортко. Фильм вызвал ненависть некоторых украинцев, так как Бульба там считает себя русским.

2014 г.

«Вий 3D». Реж. О. Степченко. Смесь высоких технологий а-ля Голливуд и попыток сохранить гоголевский колорит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: