Место волшебства в сказке Гоголя: сочинение

Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение

  • Гоголь
  • Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н.В. Гоголем в молодом возрасте. Произведение написано в комедийном жанре, в нем описаны интересные традиции украинского народа. Повесть сочетает в себе мистические события и юмор.

    В повести все действия происходят в Украинском селе. Гоголь знал украинские традиции не понаслышке. Он родился, и долгое время прожил под Полтавой. Автор знал многие мистические легенды, которые рассказывали в его селе. Он отлично освоил и запомнил украинские шутки и колоритный юмор этого народа. Повесть вошла в собрание произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь ярко описал прекрасную украинскую деревню накануне празднования Рождества. В поэме идет шикарное описание природы большое количество снега, сугробы и заснеженные улички. На Рождество жители села веселятся и развлекаются, но наряду с этими радостными событиями происходят мистические и таинственные события.

    Главным персонажем повести выступает Вакула. Это талантливый молодой парень, по специальности он кузнец. У него есть хобби, Вакула любит рисовать и у него это хорошо получается. Однажды кузнец делал роспись стен местной церкви и на одном из рисунков изобразил черта. Из этого можно сделать вывод, что парень очень талантливый человек. Когда Вакула делал роспись стен, вокруг Диканьки летал настоящий черт. Он увидел свое изображение, и оно ему жутко не понравилось. С этого момента Вакула стал основным врагом для черта. Но, кузнец ни капли его не боится. Это раскрывает парня как храброго и смелого человека. В итоге Вакула одержал победу над черной силой и оседлал черта. Раньше в селе рассказывали, что человек, который работает кузнецом, обладает мистической силой, и с легкостью может устанавливать связь с нечистым духом. Мама Вакулы водила дружбу с чертом.

    Кузнец в борьбе против нечистой силы одержал однозначную победу. Парень заставил работать черта на себя. С помощью своего нового пленного кузнец решил исполнить желание своей любимой девушки Оксаны. Возлюбленная Вакулы хотела заполучить такие же черевички как у самой императрицы. Достать их мог только черт, поэтому кузнецу пришлось с ним сотрудничать.

    Во время поездки за подарком для Оксаны Вакула исчез надолго. Все жители деревни решили, что он погиб. Но, он вернулся с черевичками для любимой. Сюрприз обрадовал Оксану. Девушка согласилась стать женой парня. За время этой разлуки она поняла, что очень любит парня.

    Повесть увлекательная и захватывающая. В ней очень много веселых моментов. Произведение вызывает положительные эмоции у читателя.

    Другие темы: ← Остап и Андрий — братья и враги↑ ГогольТри смерти в повести Тарас Бульба →

    Вариант 2

    Это мистическая сказка. Рождество – это время чудес, время невероятных историй. Действие происходит в обычной украинской деревеньке. Накануне Рождества девчата колядуют. Они ходят по хатам, поют и танцуют. А люди дают им угощения.

    А вот молодой парень Вакула, по совместительству кузнец в этой деревне, занят другими мыслями. Любимая девушка Оксана отказывается выходить за него замуж. Она согласна лишь в том случае, если он достанет черевички, которые носит царица.

    Но как добраться до Петербурга, во дворец, к царице? А его мать Солоха, вдова, по совместительству ведьма, гонит самогон, поэтому, к ней захаживают местные мужики. Как и положено, ведьма водит дружбу с чёртом. Вот только они двоём решили пропустить по рюмашке, как в дверь постучали.

    В деревне не знают, что Солоха-ведьма и что, она водит дружбу с чёртом, но мужики знают, что у неё самый лучший самогон. Поэтому, она прячет чёрта в пустой мешок из-под угля. Затем к ней на огонёк приходят местный староста, ещё по очереди парочка казаков. И она всех их прячет в мешки по двое. Только чёрт сидит в маленьком мешке один.

    И тут домой приходит кузнец Вакула. Он видит стоящие в доме мешки и решает навести дома порядок перед Рождеством. Кузнец, силы ему не занимать, вытаскивает мешки на улицу. А сам продолжает думать над словами Оксаны. Он случайно обронил фразу про чёрта, который только и может ему помочь. Тот мигом выскочил из мешка и оседлал Вакулу.

    У чёрта к Вакуле претензия по поводу того, что кузнец нарисовал его на стене местной церкви. Но Вакула изловчился и оседлал чёрта. И приказал ему лететь в Петербург. Мешки он бросает посреди дороги, где их и находят девчата. Они решают посмотреть, что наколядовал удачливый Вакула.

    Девушки притаскивают мешки в хату и развязывают их. Каково же было их удивление, когда из мешков появляются не еда, а местные здоровые мужики. Они потрясены вероломством Солохи. Каждый их них думал, что именно он ей нравится больше других. А она обманула их всех.

    Кто-то пускает слух, что Вакула то ли утопился, то ли повесился. Слух доходит до Оксаны. И она начинает корить себя за то, что отказала кузнецу. Второго такого парня в деревне нет. А кузнец прилетел на чёрте к дворцу царицы. Теперь ему надо попасть внутрь.

    Тут ему попадаются земляки. Казаки собираются на приём к царице. Вакула уговаривает взять их собой. Чёрта он опять садит в мешок. Князь Потёмкин обещал познакомить царицу Екатерину Вторую с народом. Вот и пригласили казаков.

    Вакула откровенно разглядывает убранство дворца. Когда царица спрашивает у казаков, есть ли у них какие просьбы, Вакула осмелился и попросил туфельки с её ножек для Оксаны. Царица заулыбалась и приказала дать Вакуле туфельки. Он хотел ещё побеседовать с ней, но чёрт в мешке стал шевелиться.

    Читайте также:
    Жизнь уездного городка в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: сочинение

    Вакула покидает дворец, садится верхом на чёрта и возвращается домой. Даёт чёрту хорошего пинка, и отправляется к Оксане. Конечно, девушка согласна выйти замуж за Вакулу и без черевичек. А с ними и подавно. Мораль сказки-повести – если любишь человека, нет необходимости испытывать его.

    В зимнюю пору солнце рано заходит, поэтому и темнеет быстро, и это совсем не повод грустить. На улице бело и светло от снега, который рыхлым одеялом застелил все вокруг. А сам он, под лунным сиянием, сверкает алмазами и самоцветами. Деревья в снежных шапках, выглядят сказочными великанами. Весь мир стоит как завороженный. Самая обаятельная из зимних ночей — ночь перед Рождеством. Кажется, что в это время не только люди, но и природа притихла в ожидании чуда — появление яркой звезды, возвещает о рождении спасителя человечества, Иисуса Христа. Даже люди не верующие чувствуют в рождественскую ночь какое-то странное, радостное внутреннее возвышение. Еще с древности так повелось, что в эту ночь вся семья должна собраться за праздничным столом, ведь это Сочельник. Весь день, а особенно вечер , люди пытаются создавать образ счастья, мира и богатства в своем доме. Особое внимание уделялось в этот вечер приготовлении праздничных блюд. Праздники, богатый ужин приготовлен с соблюдением всех обрядовых действий, имеет магическую силу. Обязательным блюдом является кутья, изготовленная из зерна с добавлением меда, мака, орехов. Всего на столе должно быть двенадцать постных блюд, приготовленных из различных плодов подаренных землей. И садиться ужинать можно только после того как на небе засияет вечерняя заря. Обычно, старший в семье благословляет ужин и угощает всех кутьей. Чрезвычайно рады гостям в Сочельник. По народным поверьям, гость, в этот святой вечер, приносит счастье в дом. После домашнего застолья, внуки несут ужин бабушки с дедушкой. Им до узелка кладут углу, узвара, и понемногу всего с праздничного стола. А после ужина начинаются забавы — ходят колядовать. Колядуют все: дети, молодежь, взрослые. Особенно веселыми есть ватаги колядников со «Звездой», звонком, березой и козой. Колядники приветствуют каждую семье с Рождеством, поют колядки, а благодарные хозяева радушно их угощают.

    Сочинение на тему Ночь перед Рождеством Гоголя (5, 6 класс)

    Повесть великого русского писателя Н.В.Гоголя, которая называется «Ночь перед Рождеством», является одним из ярчайших и наиболее знаменитых его ранних произведений. Произведение уникально и обладает харизмой, ведь содержит как мистические, так и юмористические краски.

    Николай Васильевич еще ребенком жил на Украине и вобрал в себя многообразие и богатство местного фольклора, выплеснув его в свой цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Снежные поля украинских плодородных степей, окружающие место действия его повести, возможно, до сих пор помнят самого писателя, проводившего время в подобных деревнях и хуторах.

    Главный герой картины – кузнец Вакула. Он знаменит не только искусством работы с металлом, но и своими художественными навыками. Так, расписывая церковь, Вакула изображает поверженного в ходе битвы с Добром рогатого черта. Нечистый обиделся на кузнеца за изображение и тот затаил на Вакулу обиду, превратившись в злейшего врага.

    История взаимоотношения черта и Вакулы комична. Православный христианин не боится бросить вызов нечистой силе. Недаром в народе считалось, что именно кузнецы могут наладить с нечистью контакт, что говорит о предрасположенности их встречи. Побеждая черта, Вакула заставляет его поработать на христианина. Они отправляются в Санкт-Петербург, чтобы попросить у Екатерины Великой черевички для своей возлюбленной – Оксаны. Именно гордость и высокомерие девушки заставляют влюбленного молодца вступать в сотрудничество с темными силами.

    Исчезнув из деревни, кузнец будто бы умирает для каждого жителя хутора, по которому начинают ходить слухи о самоубийстве влюбленного и отвергнутого кузнеца. Однако, внезапно вернувшийся из Петербурга кузнец снова будто воскресает, предъявляя Оксане доказательства его любви и свою состоятельность – черевички самой императрицы.

    Такое возвращение способно растопить душу любой девушки и Оксана соглашается стать женой Вакулы. Только осознав, что без кузнеца ей будет трудно жить, она начинает ценить его общество. Теперь ей не нужны даже подарки и она готова вступить в брак по любви. Только отсутствие близких людей показывает для нас их важность и значимость.

    Популярные сочинения

    • Сочинение Моя родословная
      Моя родословная довольно обширная. И мне хотелось бы остановиться на истории своего прадеда. Она трудна, но героичная.
    • Сочинение Отношения Печорина и Бэлы в романе Герой нашего времени
      В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова одна из повестей названа в честь девушки Бэлы. Красивое и необычное имя принадлежит черкесской девушке.
    • Красота человека внешняя и внутренняя сочинение
      Всегда ли внешность отражает внутренний мир человека? Можно ли по наружности судить о характере человека? Как следует оценивать личность?

    Сочинение на тему ”Ай да Вакула, какой молодец!”(Н.В. Гоголь ”Ночь перед рождеством”)

    Ответы

    Вот тебе сочинение Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового крестьянства. Так, в повести “Ночь перед Рождеством” автор рисует простых крестьян, которые наделены силой и красотой духа, жизнерадостностью и оптимизмом. Таков его кузнец Вакула.

    Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

    Читайте также:
    Город N – Царство чиновников в поэме Н.В. Гоголь Мертвые души: сочинение

    Всем сердцем любит кузнец прекрасную Оксану. Но девушка поставила ему условие: “Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж”. Ради любимой он готов на все, чего бы ему это ни стоило. Готов совершить даже невозможное. Какие бы испытания ни подстерегали героя, какой бы трудной ни была предстоящая борьба с враждебными силами, он относится к опасностям без страха. Хитрый черт пытается соблазнить юношу, обещая ему руку милой Оксаны, если тот отдаст душу. Но Вакула не только с легкостью побеждает своего искусителя, но и заставляет его служить себе. И даже попав во дворец всемогущей императрицы, юноша сохраняет чувство собственного достоинства и выходит победителем.

    Добыв черевички, кузнец спокойно возвращается домой, к обычной трудовой жизни. Его нисколько не прельстили фальшивый блеск и богатство столицы, он и не думает завидовать разодетым придворным и даже самому Потемкину. Всему этому он предпочитает привычную, мирную и независимую жизнь. С чувством выполненного долга и уверенностью, что теперь ему доступно то, о чем он так долго мечтал, приходит он просить руки Оксаны. И получает согласие.

    Вакула борется за свое счастье и побеждает, , успешно преодолевая любые препятствия, воздвигнутые бытующими в народе пред рассудками, тщеславием, злобой. И побеждает он благодаря твердости своего характера, своей энергии и находчивости, упорству и уверенности в своих силах.

    “Ночь перед Рождеством” – невероятно добрая и увлекательная повесть, наполненная чувством справедливости, искренней любовью и верой в человека, в победу его высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

    Характеристика персонажа Вакула из «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя

    Портрет Вакулы из «Ночь перед Рождеством» (внешний облик)

    «…кузнец, силач и детина хоть куда…»

    «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке.»

    Искусный кузнец, талантливый художник, сильный, ловкий.

    Характер Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

    «Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых»

    «Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…»

    «Нет, не могу; нет сил больше… — произнес он наконец. — Но Боже Ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, невмочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали!»

    Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.

    Поступки Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

    — Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.

    — Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

    Находчивостью сумел поставить нечистую силу себе на службу. Упорством и любовью смог завоевать сердце Оксаны. При этом Вакула – набожный человек.

    Отношение Вакулы из «Ночь перед Рождеством» к окружающим

    Тут решительным шагом пошел он вперед, догнал толпу, поравнялся с Оксаною и сказал твердым голосом:

    — Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете.

    — Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте!

    Вакула – волевой и решительный человек, в глазах окружающих людей он тверд. Однако, душа у него очень чувствительная. Именно моменты такой чувствительности трогают окружающих, включая Оксану.

    Речь Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

    — Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон!

    «Смейся, смейся! — говорил кузнец, выходя вслед за ними. — Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.»

    Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.

    — Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция.

    Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.

    Читайте также:
    Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

    Сочинение: Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место»

    Обсуждение вопроса:

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле. Слушать так слушать!»

    Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

    Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

    По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

    Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

    Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

    Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

    Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

    В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

    Н.В. Гоголь является мастером жанра «народная фантастика». Одно из самых ярких произведений, в котором гармонично смешались выдумка и реальность, является повесть «Заколдованное место». Основой произведения является рассказ дьячка Фомы. Он делится историей о своем деде, который чуть было не нашел клад, но стал игрушкой у потусторонних сил. С одной стороны, непривычно воспринимать рассказ о нечистой силе от человека, прислуживающего в церкви. Но с другой – рассказчик так увлекся собственной историей, что и сам не заметил, как перешел тонкую границу между правдой и выдумкой.

    Гоголь в доступной форме преподносит читателю модель мира, в котором реальность взаимодействует с таинственным потусторонним миром. А та тонкая черта, отделяющая эти два разные плоскости, и является тем самым проклятым местом. Пересекая грань, попадая в нейтральную зону между двумя мирами, у героя рассказа, деда, искажается восприятие пространства. Ему кажется, что он попал в незнакомые места. Несмотря на все мистические события, происходящие в «заколдованном месте» дед стремится вернуться туда снова и снова по одной причине – чтобы добыть клад.

    Странное и загадочное место становится центральным сюжетом повести. Его описание, а также события, происходящие здесь, определяют динамику развития сюжетной линии произведения. Автор выстраивает повествование так, что все события происходят вокруг этого непонятного места. Все персонажи и окружающий мир располагаются вокруг него, активно взаимодействуя между собой. Таким образом, заколдованное место выходит за рамки обычного участка территории. Оно выполняет функции полноценного персонажа, участвуя в сюжете на равных с рассказчиком и его дедом. Более того, нечистое место всячески подшучивает над кладоискателем.

    Отличительная черта произведений Гоголя – это увлекательный сюжет, изложенный простым языком. Мораль повести очевидна – богатство не приходит ниоткуда, его надо заработать тяжким трудом. А чистые и светлые помыслы всегда побеждают нечистую силу, готовую на все, чтобы очередную душу загубить. Также автор акцентирует внимание читателя на том, что заколдованное место сыграло злую шутку не только с дедом, но и с другими людьми – казаками, засеявшими баштан.

    Повести Н.В. Гоголя окутаны мистикой. Его герои вступают в разговоры с нечистым, пытаются его обмануть. Частенько автор показывает и как сам черт «охотится» за человеком, чтобы «обморочить». Название повести «Заколдованное место» уже указывает на то, что в сюжете будут и фантастические, и реальные события.

    Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

    Читайте также:
    Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

    О том, что речь пойдет о нечистой силе автор предупреждает уже в начале, когда дьячок предупреждает, что шутить с дьяволом нельзя. Далее рассказчик переходит к описанию реальных событий. Здесь читатель узнает о семье дьячка. У его деда был баштан с грядками огурцов, дынь, арбузов, «цибули» и других овощей. Дед был крепок и его солидный возраст не мешал и хозяйство держать, и гостей встречать. На баштан часто заезжали чумаки. Дед щедро потчевал их, а один раз решил повеселиться. Герой начал плясать, получалось у него славно, но вот не задача, в одном месте он никак не мог «вытанцевать». Сдаваться он не привык, поэтому сделал несколько попыток. Когда же увидел, что ничего не получается, выругался на нечистого и вдруг попал в чертово место. Таким образом, в сюжет вплетается фантастика.

    Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.

    Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

    Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

    Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

    Заканчивается «Заколдованное место» Н.В. Гоголя «смесью реального и фантастического»: деда появившегося из ниоткуда обливают помоями, в принесенном котле герой обнаруживает мусор, заколдованное место загородили плетнем, а когда пытались там что-то сажать, росло такое, что «и разобрать нельзя».

    Реальные и фантастические события в анализированной повести развиваются отдельно, переплетаются только, когда главный герой «заигрывается» с чертом. Такое совмещение двух планов заставляет и читателя поверить в «нечисть», остерегает иметь дело с чертом.

    Анализ произведения Заколдованное место Гоголя

    Сборник, к которому относится данное произведение написан благодаря рассказам дьячка церкви. Автор опирается на опыт священнослужителя и тем самым избегает причисления его работы к выдумке. Помимо этого, произведение пропитано фольклором и мистикой.

    Николай Васильевич вырос на фольклорных традициях, поэтому относится к ним с особой теплотой. Всякие мифы о проклятых и аномальных зонах по-современному характерны для разных народностей. Как повелось у славян клад искали на кладбищах. Существовало поверье, что в необходимом месте должна загореться свеча. Также существовало поверье, что нечестно заработанное богатство превратиться в мусор и грязь.

    Повесть наполнена диалектами, характерными для украинского языка, что еще больше украшает данное произведение. Автор тонко передает народный быт, также не обходится без юмора. Николай Васильевич погружает читателя в происходящее. Возникает ощущение, что тот самый сидит и слушает дьячка. Автор активно комментирует происходящее, поэтому умело вовлекает чтеца в центр событий.

    Главным героем произведения является пожилой мужчина по имени Максим. Дед очень активный, не любит сидеть на месте, весельчак и душа компании. Для него характерно хвастовство. Умело танцует и даже чертиков не боится, именно поэтому старик умудрился угодить в мистическую историю. Дед не прочь послушать байки чумаков. У деда своеобразные отношения с внуками, он часто ругает их и любит всей душой. Они же любят пошутить над стариком.

    Ключевым моментом является заколдованное место, которое было неожиданно обнаружено и дальнейшие действия, с ним связанные. Это место Максим обнаруживает неожиданно, когда танцует. Он замечает какие-то странности. Внутри этой аномальной зоны творится нечто странное, касающееся времени и пространства.

    Дед не боится этого места, а напротив проявляет к нему нездоровый интерес. Это место ведет себя своеобразно, оно никому не вредит, но пугает кого только можно. Земля в этом месте не плодовита. Заколдованный участок играется со стариком. Примечательно, что эта зона играет с погодой, здесь могут появиться чудовища. Это все-таки пугает деда. Однако, желание разбогатеть сильнее. За что старик получает серьезный урок. В искомом месте был мусор и всякая гадость.

    После этих фокусов старик поддался в религию и принял решение больше не общаться с нечистой силой. Также он запретил соваться к аномальной зоне всем своим родственникам. Теперь в это место летит только мусор.

    Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

    2 вариант

    Творение под названием «Заколдованное место» написано русским литератором Н. В. Гоголем. Анализ данного произведения представлен в этой статье.

    Черновые варианты данного творения не удалось сохранить до современного времени, поэтому нельзя сказать точно время его создания. Вероятнее всего, это произошло 1830 году. Произведение относится к жанру повести. Оно стало одной из составляющих собрания «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    Читайте также:
    Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры): сочинение

    Фабула данной повести основана на фольклорном творчестве. Гоголь с раннего детства был отлично с ним знаком. Сказания и легенды о местах, что кем-то прокляты, кладах, сокровищах стали основой для сочинения мифов разных народов. Славянские легенды повествуют, что поиск золота надо начинать на кладбище. То самое захоронение показывала свеча, что неожиданным пламенем вспыхивала. Также элемент превращения богатства, полученного нечестным путем, является традицией для фольклора славян.

    Своеобразность и уникальность «Заколдованного места» проявлена в вызывающем и красивом языке, насыщенном украинскими поговорками и словечками. Верно изобразил Гоголь народный быт, а еще его юмор делают специфическую атмосферу, насыщенную фантастикой и лукавством. Читающий представляет, что он самостоятельно присутствует среди тех, кто слушает историю дьяка. Это состояние достигается благодаря метким комментариям того, кто рассказывает историю.

    Главным героем является дед Максим, которого Николай Васильевич Гоголь описывает с теплотой и добрыми нотками иронии. Он является живым, рукастым, веселым и временами любит чуток похвастаться, отлично пляшет и не боится ни бога, ни сатаны. Дед любил слушать чумовские рассказы. Он ругает своих внуков, хотя любит их по-настоящему.

    Актуальное место произведения – это заколдованное место. Сегодня его бы назвали паранормальными зонами. Он его замечает тогда, когда танцует. Резко перестает плясать. Начинают происходить непонятные явления. Все думают, что дело в нечистой силе.

    Современники Н. В. Гоголя отнеслись к данному произведению с теплом, в том числе и Александр Пушкин.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ произведения Заколдованное место

    Популярные сегодня темы

    Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой

    Собор Василия Блаженного один из величайших архитектурных памятников. В каждом городе нашей необъятной страны наши предки возводили множество зданий

    В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем.

    Величественная Москва привлекает множество туристов каждый год. Здесь сосредоточены самые известные достопримечательности. Куда отправляется только что прибывший гость столицы?

    Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

    Заколдованное место анализ

    Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

    Заколдованное место анализ произведения

    Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

    В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

    Заколдованное место история создания
    Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

    Жанр, тема и композиция

    При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

    В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

    Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

    Краткий анализ героев

    Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

    Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

    Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

    Читайте также:
    Персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: сочинение

    Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

    К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

    Основная мысль и смысл рассказа

    После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

    Три секрета «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

    Знаменитый сборник Николая Гоголя почти перешел в разряд литературы для подростков. В этом ему помогли и милые экранизации, среди которых есть и мультфильмы, и изучение повестей сборника в средней школе. Но на самом деле «Вечера. » до сих пор остаются загадкой для многих читателей. Мы решили раскрыть некоторые тайны сборника.

    Загадка названия

    «Это что за невидаль: “Вечера на хуторе близ Диканьки”? Что это за “Вечера”? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее».

    В самом деле, что это за вечера? И почему именно близ Диканьки? Озаглавив сборник таким образом, Гоголь поставил свое произведение в ряд «вечерниц» — сказов, поведанных кем-то на закате дня. Традиция таких историй уходит в фольклор, а в литературе она появилась в конце XVIII — начале XIX века. Вечер как мистическое пограничное время интересовал многих писателей. У самого Гоголя, помимо названия всего сборника, слова «вечер» и «ночь» встречаются и в подзаголовках: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством». Вписывая свою книгу в фольклорную традицию, автор подчеркнул и ее неоднородность: так, действие повестей разворачивается в разные эпохи: XIX век — «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», XVIII — «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», XVII — «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть».

    Что же касается Диканьки, тот тут мнения исследователей расходятся. Прагматики уверены, что таким образом Гоголь хотел угодить своему влиятельному земляку, министру внутренних дел Виктору Павловичу Кочубею, родившемуся в Диканьке. Но существует и другая легенда о рождении самого писателя. После смерти двух сыновей мать Николая Васильевича, Мария Ивановна, ездила на молебен в диканьковскую церковь Святого Николая. Именно поэтому ее следующий ребенок (оставшийся, между прочим, в живых) получил имя Николай. Писатель всегда вспоминал о диканьковской церкви в тяжелых жизненных ситуациях. Летом 1845 года, в один из кризисных периодов своей жизни, Гоголь писал матери: «Прошу вас отправить обо мне молебен не только в нашей церкви, но даже, если можно, и в Диканьке, в церкви Святого Николая, которого вы всегда так умоляли о предстательстве за меня».

    Нагнать жути как Данте и Льюис!

    Говоря о материале, послужившем для сюжетной канвы книги, исследователи постоянно подчеркивают ее связь с южной мифологией и фольклором. Находясь в Петербурге, Гоголь действительно писал матери и сестрам о том, чтобы они помогли собрать ему малороссийские истории, народные поверья, описания обрядов и украинского народного костюма.

    Однако литературоведы подчеркивают связь гоголевских текстов с традицией готического романа. Очень ярко она проявляется на примере одной из самых жутких повестей цикла — «Страшной мести», которую сравнивали и с романом Горация Уолпола «Замок Отранто», и с гофмановскими «Эликсирами сатаны». Конечно, ни роман Уолпола, ни произведение Гофмана, переведенные на русский язык уже после выхода «Вечеров. », молодой Гоголь не читал, зато мог познакомиться с романом Мэттью Грегори Льюиса «Монах». Тут вам и повторение мотива родовой тайны, и инцест, и удивительно похожая тема покаяния героев-злодеев: и Амбросио у Льюиса, и колдун у Гоголя до конца надеются на божье милосердие.

    Конец страшной мести и вовсе можно рассматривать как русскую рецепцию «Монаха». В обоих произведениях героев сбрасывают в пропасть, где они подвергается страшным мучениям. В последних строчках «Страшной мести» появляется отсылка не только к Льюису, но и к «Божественной комедии» Данте. Посмертные муки колдуна напоминают страдания грешников в девятом круге Ада:

    «. и доныне стоит на Карпате на коне дивный рыцарь, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецы мертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю. »

    Читайте также:
    Воспитание и образование Чичикова: сочинение

    Новгородская повесть в южнорусских легендах

    «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

    Одна из самых знаменитых частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Ночь перед Рождеством» — является одновременно и самой многослойной. Тут отражены и традиции украинского вертепа, которые восходят к европейскому народному театру, и житийная история, появившаяся в XII веке в Новгороде. Но обо всем по порядку.

    Представления украинского вертепа имели четкую структуру и определенную систему персонажей, почти полностью представленных в гоголевской повести: баба — Солоха, казак — Вакула, дьяк, Голова, кузнец, красавица — Оксана, царица и кум. За каждым из них закреплены определенные характеристики. Так, казак всегда благородный, красавица — гордая и капризная, баба сварливая и хитрая, дьяк похотливый, а царица справедливая. Из основных персонажей в гоголевской повести отсутствуют только Христос и Богородица, но если вспомнить, что справиться с чертом Вакуле помогает крестная сила, то незримо они присутствуют и здесь.

    Кстати, про черта. Сюжет полетов на демоне придумал отнюдь не Гоголь. Писатель подсмотрел его в «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе». Первый русский укротитель чертей за одну ночь успел добраться до Иерусалима, поклониться святым мощам и вернуться обратно в свою келью. Правда, потом бес отомстил Иоанну за унижение. Возможно поэтому Вакула благоразумно выпорол своего пленника, чтобы тому было неповадно пакостничать впредь.

    Н.В. Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки” анализ

    Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвиде­тельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского роман­тизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на дол­гое время создала им репутацию художественного феноме­на, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небыва­лый мир искусства?» Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распростра­нившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в пись­ме к матери.

    Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторжен­ный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в твор­ческом содружестве выразился прекрасный закон преемст­венности в художественном процессе. Белинский охарак­теризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

    Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была макси­мальная естественность. В «Вечерах» — праздник народно­го духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издате­ля» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации ко­торого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойст­вом народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пе­строта стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соеди­ненных «Вечерами» в праздничный хоровод.

    Чувство гордости и восхищения своей родиной выра­жается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаме­нитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее».

    Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни.

    Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где от­крытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта.

    Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, быто­вое начало не противоречит национально-историческому чувству.

    Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно есте­ственно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Бурульбаша повесть претендует на вполне реалистическую трак­товку темы.

    Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах. » и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не за­метить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком изображении типов, представляющих ничтожный помещи­чий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ».

    Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

    Читайте также:
    “Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

    Анализ произведения Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя

    • Сочинения
    • По литературе
    • Гоголь
    • Анализ произведения Вечера на хуторе близ Диканьки

    Если бы у Гоголя не сложились сложные финансовые обстоятельства, мы так никогда бы не смогли насладиться произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки». Всего за два года писатель написал два тома. Произведения сразу стали популярными. Людям нравится сказки или рассказы с хорошим концом, где добро всегда побеждает. А если еще для достижения цели добропорядочному человеку приходится обращаться к темным силам это еще интересней.

    Столь быстрому написанию способствовало еще и то, что ему помогали мать и сестра, которые собирали информацию о быте, обычаях, костюмах и укладе жизни сельских людей. Энтузиазм и желание писать способствовало, еще и то, что Пушкин остался доволен первыми рукописями.

    Каждый том содержит по четыре повести. Добро и зло идут рядом.

    Жанр, который выбрал Николай Васильевич повесть, а направление романтизм. Ну, кому не понравится сюжеты с веселыми красавицами, молодыми задорными парубками и нечистой силой вмешивающейся во все. Не только молодежь попадается на удочку нечистой силы, но и взрослые и опытные люди. Повести напоминают волшебные сказки только для взрослых. Они легко читаются и запоминаются. Так и хочется их еще раз перечитать.

    Все рассказы объединяет не только любовь персонажей, а скорее везде присутствует нечисть. Гоголь хотел показать всем, что, несмотря на то, что злые силы и хитрее, а побеждает добро. Верующий человек не станет подчиняться черту. Если кто и водил дружбу с ним, то старался никому ничего плохого не делать. Взять того же Вакулу если бы не любовь к Оксане он бы не связался с чертом. А так, чтобы добиться своего, он переступил через себя, хоть и страшно было. Самое главное верить вовсе хорошее.

    Люди не без греха хочется всем разбогатеть, но просто так у нечистой силы золото не получишь только в обмен на свою душу. Но ведь деньги не главное. И смысл жизни не в том, чтобы быть богатым, а доставлять удовольствие близким, наслаждаться общением, любить и быть любимой, воспитывать здоровых детей. Не поэтому ли золото превращается в черепки, когда человек отказывается служить нечистой силе.

    Еще писатель напоминает нам, что ничего нельзя утаить. Все когда-нибудь станет явным. Гоголь показывает, что все проделки людей так, что невозможно назвать их злодеями, а просто хочется с вместе ними посмеяться. В конечном итоге все получают по заслугам. Добро торжествует, а зло прячется и ждет своего часа.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
    Год написания – 1829-1832 годы.

    История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

    Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

    Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

    Жанр – Повесть.

    Направление – Романтизм.

    Главные действующие лица

    Несколько персонажей было в произведении Гоголя «Ночь перед Рождеством». Характеристика главных героев поможет читателям ближе познакомиться с каждым:

    1. Вакула — сельский кузнец. Жители хутора занимаются последними приготовлениями перед Рождеством, а герой не может найти себе места. Мужчина давно испытывает чувства к Оксане. Последняя отвергает все знаки внимания, насмехается над ним. Сильный и мужественный юноша в отчаянии хочет свести счеты с жизнью. Однажды ему подворачивается черт, которого персонаж вскоре оседлал. Выполнив каприз возлюбленной, Вакула вскоре женится на ней.
    2. Оксана — высокомерная девушка, восхищается собственной красотой. Это капризная и своенравная героиня, которая много времени проводит перед зеркалом. Считает Вакулу недостойным своей персоны, поэтому всячески отвергает все ухаживания. Услышав слухи о том, что кузнец покончил с собой, понимает — она искренне любит его. Впоследствии выходит за молодого человека замуж и становится прекрасной матерью.
    3. Черт — хитрый и мстительный персонаж, его характеристики полностью соответствуют образу. В последнюю ночь старается сделать как можно больше зла: устраивает метель, ворует месяц, старается насолить кузнецу. Любит кокетничать, ухаживает за Солохой. В сборнике Гоголя изображен обаятельным весельчаком, не вызывает негативных эмоций.


    История создания

    Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

    Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

    В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

    Вдохновленный первым успехом, Гоголь, не мешкая, приступил к работе над вторым томом. В феврале 1832 года Николай Васильевич был приглашен на званый обед к крупному издателю и книготорговцу, где имел счастье познакомиться с Александром Пушкиным. Великий поэт очень тепло отозвался о творчестве юного писателя, чем несказанно воодушевил его. Спустя месяц Гоголь закончил свою работу над вторым томом своих удивительных «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

    Читайте также:
    Социальный гуманизм Гоголя: сочинение

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ночь перед Рождеством»
    • для самых компанейских — Главные герои «Ночь перед Рождеством»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Ночь перед Рождеством»
    • для самых крутых — Читать «Ночь перед Рождеством» полностью

    Содержание цикла

    Действия книги переносятся из одного века в другой. Первая повесть «Сорочинская ярмарка» рассказывает о событиях XIX века, затем читатель переносится в XVII век в повести «Вечер на кануне Ивана Купалы». Действия повестей «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» происходят в XVIII веке. События повести «Страшная месть» происходят в XVII веке, а затем автор снова переносит читателя в XIX век в повести «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

    Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Обрамляют цикл истории деда дьяка Фомы Григорьевича. Этот персонаж соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Благодаря этому приему в произведении сохраняется духовная и историческая целостность.

    Открывает цикл повесть под названием «Сорочинская ярмарка». Действия ее развиваются в селе Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области, это место является родиной Николая Васильевича Гоголя. Сюжет произведения вращается вокруг молодого юноши по имени Грицко, крестьянина Солопия Черевика, его красавицы дочки по имени Параська и жены крестьянина Хавроньи. Грицко влюбляется в Параську и сватается к ней, однако мачеха Параськи против свадьбы. Тогда Грицко хитростью и находчивостью добивается свадьбы с девушкой. В произведении представлено множество ярких и красочных описаний сорочинской ярмарки, широко используются фольклорные мотивы. Некоторые персонажи Гоголь описывает в особой сатирической манере.

    Второй в цикле идет повесть под названием «Вечер накануне Ивана Купала». Главный герой этой повести — бедный работник Петр Бездомный. Он полюбил дочь старого казака Коржа. Для того, чтобы жениться на ней Петр готов заключить сделку даже с самим дьяволом. Ведьма дарит Петрусю богатства, взамен он должен убить шестилетнего брата своей возлюбленной. Главный герой впадает в беспамятство, а затем у него оказываются заветные мешки с богатствами. Он женится на любимой девушке, однако счастья у молодоженов нет. Вскоре убитый мальчик забирает с собой Петра, а девушка до конца жизни вынуждена замаливать страшный грех своего мужа. Таким образом в произведении проявляется мотив призрачного богатства, которое было добыто не честным путем, этот мотив часто появляется в славянском фольклоре.

    «Майская ночь или Утопленница» следующая повесть первой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Главный герой этого рассказа – молодой казак Левко. У него есть возлюбленная по имени Ганна. Отец Левка не хочет женитьбы сына на этой девушке, так как сам влюблен в нее. Утопленница Панночка помогает молодому казаку воссоединится со своей возлюбленной.

    Последним произведением первой книги является повесть «Украденная грамота». Главному герою поручено доставить грамоту Царице. Однако в пути у него украли и грамоту, и коней. Он находит ту нечисть, которая это сделала, с помощью крестного знамения возвращает грамоту, коня и выполняет свою миссию.

    Вторую книгу открывает повесть «Ночь перед Рождеством». Главный герой простой украинский парень по имени Вакула. Благодаря своей смекалке он добивается расположения девушки по имени Оксана. Опять нечистая сила помогает главному герою завоевать сердце красавицы, черт помогает Вакуле получить черевички для Оксаны у самой императрицы.

    Вторым произведения второй книги является повесть «Страшная месть». Главные герои повести — атаман Данила Бурульбаш и его жен Катерина. К Катерине приезжает ее отец колдун, который сотворил немало злодеяний. В конце он получает по заслугам за свои поступки.

    Особняком от остальных произведений этого цикла стоит повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Это произведение осталось незаконченным и представляет собой бытовую сатирическую картину о мелком помещике, который желал получить теткино наследство.

    Последней работой сборника является повесть «Заколдованное место». В повести рассказывается о том, как нечистая сила потешается над людьми. Это рассказ о том, как главный герой то обретает, то вновь теряет клад.

    Центральная тема, объединяющая все повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» – неизменное торжество добра над злом.

    На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

    Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

    Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

    Вариант 3

    Это произведение очень интересное, главными его героями являются работяга кузнец Вакула и строптивая Оксана. Парубок любит девушку, а она только смеется над ним и издевается. Все произведение наполнено фантастическими событиями, а самым важным является вера в человеческие истины .. Автор прекрасно изобразил добро и зло, а главное большую веру в земную силу.

    Читайте также:
    Тарас Бульба — Главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя (2): сочинение

    Можно с уверенностью сказать, что практически всегда добро побеждает над злом. В произведении введены фантастические события, например такие как Вакула летает к самой королеве на черте и просит своей любимой Оксане черевички, в которых ходит сама владычица. Дело было совсем не в черевичках, девушка действительно любила парня, но мастерски это скрывала.

    Перед тем как отправиться к королеве, долго парубок ищет правды, хочет найти истину, за ответом на свои вопросы ходит к местному колдуну Пацюку, даже хочет покончить жизнь самоубийством, но только сам приходит к истине. Во всем ему помогает черт, хоть не с большой охотой, он не раз захаживал к его матери Солохе. Хоть Солоха и скрывает, что ее посещают мужчины, обман раскрывается сам собой, да еще и довольно комически, а все потому, что сколько к ней не заходило мужиков, она всех прятала в мешки. А разгоряченный Вакула все выбросил на улицу колядующей молодежи. В конце повести Оксана признается Вакуле, что не нужны ей череквички, что парень и так ей дорог, но все дело в том, что парня ничего не остановило, а любовь это большая сила.

    В произведении собраны воедино фантастика, народные поверья, сказочные события и очень важным является то, что всегда надо верить в добро и земную силу.

    Любовь практически всегда одерживает победу над злыми силами, а скупость и зло наказывается и высмеивается.

    Писатель старается доказать что не все измеряется количеством денег, потому что чем больше денег, тем быстрее человека одолевают темные силы, надо только свято верить в христианство, это действительно поможет человеку, даже если он оказался в очень трудном положении.

    В этом произведении Гоголь на примере нечисти и чертей как нельзя лучше отразил человеческие качества героев, их недостатки и достоинства.

    При помощи фантастики писателю удалось произвести идею победы добра над злом, он мастерски показал то, что всегда все тайное становится явным, а грехи все равно наказываются.

    Н.В. Гоголь в своем произведении показал, что простые истины любви велики и очень просты, она всегда прекрасна.

    В гоголевском юморе отсутствует ирония, а у читателей вызывает смех все недостатки героев, потому что зло наказано и все заканчивается очень хорошо.

    Композиция

    Проводя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» анализ произведений, следует отметить, что все повести построены на контрасте: в них самым гармоничным образом переплетены радость и безудержное веселье с трагизмом и печалью.

    Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

    Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из двух томов, каждый из которых содержит по 4 повести. Рассказчиком является выдуманный персонаж – издатель Рудый Панько, который в своеобразной манере вводит читателя в самобытный и невероятно колоритный мир украинского села.

    Второстепенные персонажи

    Следует отметить, что в сборнике Гоголя были и второстепенные герои. Краткое описание каждого поможет читателю лучше узнать их:

    1. Чуб — уважаемый и богатый казак в хуторе. Он выступает против того, чтобы дочь Оксана выходила замуж за кузнеца, ведь главным критерием для мужчины является достаток, которого у Вакулы нет. Ведет праздную жизнь, гуляет с друзьями, гостит у Солохи, которая очень нравится ему. Узнав обо всех ее проделках, оценивает изощренность женщины.
    2. Дьяк — местный священнослужитель, который не лишает себя мирских забав: выпивает, ходит к Солохе, когда жена уходит из дома. Общается только с богатыми односельчанами. Хочет казаться солидной персоной, но вместе с остальными ухажерами вдовы оказывается в мешке. Выбравшись, пытается сохранить собственное достоинство.
    3. Солоха — деревенская ведьма, мать кузнеца. Коварная, хитрая и обольстительная женщина, умеет привлечь поклонников. Мечтает выйти замуж за Чуба и стать хозяйкой его владений.
    4. Пацюк — живет на хуторе, однако никто из односельчан не знает, откуда герой появился. Лечит местных жителей от любых болезней, раньше был казаком. Помог Вакуле отыскать черта. Все в деревне считают, что мужчина связан с нечистью.

    Все произведения, которые вошли в цикл «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написаны в жанре повести и направлении романтизма. Гоголем неслучайно была выбрана поэтическая проза – благодаря ей все повести приобрели удивительную мелодичность, лиричность. Они читаются на одном дыхании, будто легкое и изящное стихотворное произведение.

    Наряду с высоким поэтическим слогом и романтическими элементами, Гоголь щедро «сдобрил» все произведения цикла живой разговорной речью. Это нисколько не испортило их, напротив, придало неповторимый колорит и народный характер.

    Иван Федорович Шпонька и его тетушка

    Сюжетом этого рассказа служит жизнь непримечательного поручика Ивана Федоровича Шпоньки, который прилежно учился в школе, потом служил, вышел в отставку с чином поручика. После смерти своего отца он приехал в имение, которое перешло ему по наследству. Хозяйством там заправляла тетушка Василиса Кашпоровна.

    Тетушке приходит на ум идея женить своего племянника, и Иван Федорович отправляется в гости к соседу, у которого есть две красавицы-дочери. Тетушка решает, что Иван Федорович должен жениться на белокурой, начинает строить планы сватовства. Между тем, у самого Ивана Федоровича эта идея восторга не вызывает, и ему ночью начинает сниться, что у него в кармане жена, и в шляпе жена. На этом обрывается рукопись.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: