Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души»: сочинение

Сочинения по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века.

«Мертвые души» сочинения по бессмертной поэме Н. В. Гоголя, содержащая в себе глубокие размышления писателя.

  1. Образ Чичикова в «Мертвых душах»
  2. Образы помещиков в поэме
  3. Живые души в поэме Мертвые души
  4. Вариант 1
  5. Вариант 2
  6. Вариант 3

Образ Чичикова в «Мертвых душах»

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Подрастая, Чичиков сообразил, где можно более успешно заниматься всякими махинациями, и стал чиновником. Это занятие дало ему возможность проворачивать «не очень чистые дела». Чистота дела никогда не интересовала Павла Ивановича, никакими сомнениями он не страдал.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

«Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете».

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Образы помещиков в поэме

Гоголь иллюстрирует в своем произведении «Мертвые души» не только русский быт и жизненный уклад той эпохи, но и все человеческие пороки. Для этого автор создает образы помещиков провинциального городка, которые встречаются главному герою Павлу Чичикову на протяжении всей поэмы.

Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.

Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность.

Коробочка — трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы очень уж ограничены. Кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….».

Среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: Собакевич и Ноздрев. Первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. Он напоминает Чичикову «средней величины медведя». Второй — просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.

Думаю, самым интересным образом помещика в «Мертвых душах» является Плюшкин. Странного вида человек, похожий то ли на женщину, то ли на мужчину. Его окружает грязь и пыль, весь дом помещика прогнил. Он избегает общения с родными детьми, собирая вместо этого все, что попадется на глаза.

Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

Живые души в поэме Мертвые души

Вариант 1

В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне.

До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом».

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны.

Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну. Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого. Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков.

В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне. Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

Читайте также:
Рассмотрим образ гоголевской России в поэме «Мертвые души»: сочинение

Вариант 2

Когда мы слышим о поэме Гоголя мы сразу представляем себе Чичикова, за которым тянутся помещики как плед. И о них это правильная мысль ведь именно эти образы были, более часты в обсуждении не зря же поэма была названа «Мертвые души».

Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения, прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них.

Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме. На образы этих людей почти не обращают никакого внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Вариант 3

Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй том автор уничтожил, а третий так и не написал.

Это произведение своего рода призма, через которую можно увидеть, как достоинства, так и недостатки России того времени. Словосочетанием «мертвые души» автор обозначает не только умерших крепостных. В поэме в образе мертвых душ предстают чиновники и обыватели настолько безразличные и черствые к окружающим, что души их давно мертвы.

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые.

На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность. Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться.

Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок. Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

По словам автора, мертвые души помещиков воплощают самодержавие. В описании героев поэмы теплится надежда на воскрешение страны и тепло человеческих душ. В противовес обладателям мертвых душ Гоголь ставит простых трудолюбивых крестьян, которых смело можно назвать «живыми душами».

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

Читайте также: «Гроза» – сочинение и анализ пьесы А. Н. Островского

Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». В самом названии заключен особый смысл. В этом произведении описываются мертвые души помещиков крепостных крестьян и других.

Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души»

Остановимся на некоторых примерах. Образ раскрывается через речевую характеристику. Многословие, пустословие, погоня за дешёвой красивостью— вот отличительные признаки почтмейстера речи. «Уснащение» его речи заключалось в том, что ои наводняя без всякой надобности свой рассказ «множеством разных частиц», короче — слов-паразитов, как-то: сударь ты мой; эдакой какой-нибудь; знаете; понимаете; можете себе представить; относительно; так сказать; некоторым образом. Такие слова он «сыпал… мешками», и в глазах непритязательного и ограниченного городского общества, эта особенности его речи стяжала ему славу красноречивого человека.

Блестящий образец «красноречия» почтмейстера со всеми свойственными ему качествами представляет «Повесть о капитане Копейкине». Здесь на виду и присущее ему многословие, и живость рассказа, и повторы, и погоня за иностранщиной, и риторические, эффекты, и просторечие, и множество различных частиц, «уснащающих» этот рассказ.

Гоголь прекрасно воспроизводит в резко сатирическом плане типичную для того времени речь дамского общества. Дамское общество города N, являющееся типичным дамским обществом того времени, отличалось прежде всего слепым преклонением перед всем иностранным: этикетом, модами, языком. Стремясь к изяществу и благородству речи, дамы города N виде ли возможность приобрести эти свойства речи < лишь усиленным внедрением иностранных слов (преимущественно французских), очень часто искажённых.

Читайте также:
Своеобразие сборника Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки: сочинение

Пристрастие городских дам к французскому языку вынуждает Гоголя вставлять в их речь, даже в их характеристику ряд иностранных слов, которые несут здесь резко разоблачительную функцию: презентабельны, этикет, мода, контр-визит, манкировка, интересанта, аноним, инкомодите, клок, руло, шемизетка, бельфам, галопад, получать форс, роброны. В частности, употребление последнего слова сопровождается следующим замечанием Чичикова в сердцах, за словами которого мы ясно слышим .самого автора: «Провал их возьми, как их называют…»

Гоголь говорит, что они «отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в славах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет…», а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведёт себя». В другом месте поэмы Гоголь еще раз подчёркивает, что «дамские благовонные уста» с особым усердием прибегали к множеству намёков и вопросов, в обращении с Чичиковым, которого они старались обворожить изяществом своей речи: «Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть такими дерзкими, чтобы спросить вас, о чём вы мечтаете?». «Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?». «Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту сладкую долину задумчивости?»

Ту же функцию разоблачении изысканного и приглаженного языка дам выполняют отдельные придуманные ими эпитеты: «пирожное, известное под именем поцалуя»; «маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем скррм-ностей».

Венцом этой сентиментально-изящной дамской речи в поэме служит письмо, полученное Чичиковым. Оно было написано, по замечанию Тополя, «в духе тогдашнего (времени» и тем самым представляет наглядный образец эпистолярного стиля той эпохи. Кудреватость слога письма бросается в глаза. Недаром даже Чичиков воскликнул: «А письмо очень, очень кудряво написано!».

В этом письме, начинавшемся «очень решительно»: «Нет, я должна к тебе писать…», дан подбор формул сентиментально-романтической книжной речи, очень модных в то время, но приведённых Гоголем с целью явного разоблачения. В письме говорится о «тайном сочувствии между душами», ставятся многозначительные риторического характера вопросы с данными на них ответами: «Что жизнь наша? — Долина, где поселились горести. Что свет? — Толпа людей, которая не чувствует».

Любопытно отметить, что Алеш в поэме Пушкина «Цыганы», критикуя светское общество, тоже отмечает, что он бросил в городах «толпы безумное говенье»; там «любви стыдятся-», а «где нет любви, там нет веселий». Но если в поэме Пушкина приведённые слова дышат бичующим гневом, то фраза Гоголя о бесчувственной светской толпе, вставленная в письмо дамы, выдержана в тоне резкого высмеивания.

Писалось дальше о слезах, которыми автор письма омочает строки нежной матери, уже умершей; делалось приглашение Чичикову отправиться с ним в пустыню, «оставить навсегда город, где люди в душных оградах не пользуются воздухом». В этих словах, выдержанных в том же комическом тоне, явная перекличка со словами из «Цыган» Пушкина, где также дана критика городской жизни:

  • Там люди в кучах, за оградой
  • Не дышат утренней прохладой,
  • Ни вешним запахом лугов.
  • Заканчивается письмо выражением «.решительного отчаяния» в следующем четверостишии:
  • Две горлицы покажут
  • Тебе май хладный прах,
  • Воркуя, томно окажут,
  • Что она умерла в слезах.

Образный и словарный состав этого письма типичен для сентиментально-романтического языка 30-х годов, ставившего своей целью воздействие на чувствительные струны сердца адресата и совсем чуждого великому реалисту Гоголю. Целесообразно отметить, что Гоголь оттеняет ещё одну особенность дам города, связанную с их речью: они были очень чутки к отдельным, значительным для них словам, и часто сами эти слова были для них важнее вложенного в них содержания. Так, в поэме блестяще показано, как всё дамское общество было встревожено магическим словом «миллионщик», связанным с Чичиковым.

Дам встревожил, говорит Гоголь, «не сам миллионщик, а именно одно слово, ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни сё, ни то, и на людей хороших — словом, на всех действует».

Великолепным образцом дамской речи является диалог между двумя дамами: просто приятной и приятной во всех отношениях. Диалог этот характеризуется следующими основными особенностями. Речь дам — живая, динамичная, лишённая вместе с тем серьёзного содержания. Взволнованность дам, неустойчивость их мыслей, легкомысленность их выражается в перескоках с иной мысли на другую и в том, что основная цель, ради которой приехала гостья, мгновенно была заслонена разговором о новых фасонах платья: «Слова, как ястребы, готовы были пуститься в погоню одно аа другим».

Понравилось сочинение » Многословие и пустословие героев романа «Мертвые души», тогда жми кнопку of your page –>

«Мертвые души»: проблематика, главная тема произведения

Содержание:

Основная тема произведения «Мертвые души» двоякая. Она раскрывается в самом названии пьесы. Автор рассказывает о продаже душ крепостных крестьян, их передаче другим владельцам. Герои – Плюшкин, Собакевич, Манилов символизируют отсутствие духовности, пошлость, аморальность, присущие людям того времени.

Гоголь воссоздал образ, сформированный на базе пороков, нравов русских людей, проживавших в девятнадцатом веке. Каждый помещик обладает определенными недостатками. Сюжет «Мертвых душ» близок для нашего времени. Автор сумел максимально точно передать черты характеров людей, провести исследование связи между отношением помещиков к жизни и последствиями их поступков.

Основной герой пьесы занимается скупкой умерших крестьян. Каждая душа приближает его к достижению материальных благ. Основная задача Чичикова – заработать больше денег, стать богатым. Поэма рассказывает о взаимодействии персонажей и основного действующего лица. Читая «Мертвые души», можно заметить, как проблемы произведения выделяются в истории общения Чичикова с каждым героем.

«Мертвые души» – тема и идея

Сложность выявления основной идеи заключается в том, что значительную часть своего труда автор уничтожил самостоятельно. Первый том и некоторая часть второго не позволяют полностью проанализировать поэму. Народ, представленный писателем, подвергается угнетению за счет крепостного права, жестокости помещиков. Каждый зажиточный герой – мертвый в душе, стремящийся исключительно к обогащению. Можно выделить три главных идеи:

  • В первой главе Гоголь повествует о ключевых действующих лицах. Формируется общая композиция произведения, описывается губернский городок, нравы главных персонажей. В основе преобладает русское общество, представленное через призму пошлости, безнравственности, алчности;
  • В произведении «Мертвые души» главная тема – жизнь всей России, родины автора. Он стремится показать всю низменность, аморальность помещиков, проводит параллель между ними и жизнью простого люда;
  • Гоголь выступает в роли просветителя. Он хочет донести до крестьян смысл жизни, вселить в них веру в светлое будущее. Обрисовывая порочных деятелей, писатель старается показать, что жизнь людей может измениться.
Читайте также:
Выпуклое отражение реалистические принципы Гоголя: сочинение

В чем состоит конфликт поэмы «Мертвые души»

Конфликт произведения основывается на противоречивости образов, представленных в поэме. Сильные духом, трудолюбивые крестьяне оказываются в кабале у властей из-за крепостного права. Для описания конфликта автор применял следующие сравнения:

  • Состояние хозяйств помещиков, условия жизни крепостных;
  • Моральный облик зажиточных господ, простых людей, крестьян;
  • Чиновничье дворянство, труженики;
  • Судьба народа, его жизненные цели, стремления;
  • Отношения между крестьянами и властью.

Тема «Мертвых душ» раскрывается через типажи безнравственных, жестоких помещиков, чиновников. Каждый из них по-разному реагирует на предложение Чичикова. Все заинтересованы в том, чтобы «не продешевить», получить максимальную выгоду. Только мечтатель Манилов отдает крестьянские души бесплатно.

Проблематика произведения «Мертвые души»

В истории «Мертвые души» проблематика затрагивает нравственный облик русских людей различных сословий. Автор описывает жизнь в 1830-х годах в России. В сюжете рассмотрены следующие проблемы:

  • Невежество зажиточных граждан, бескультурье;
  • Нравственно слепые, озабоченные лишь властью, обогащением люди;
  • Период гуманистического кризиса в стране;
  • Эгоистические натуры;
  • Господствующий класс жестоких, алчных граждан;
  • Условия жизни различных групп людей.

Гоголь рассказывает читателю о сложностях, преградах, с которыми сталкивалась вся страна. Ключевыми аспектами он считает развитие взяточничества, казнокрадства. Дворянство бездействует, заботясь лишь о собственных благах. Крестьяне живут в нищете, невежественные, трудятся на износ.

Характеристика главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души»

Роман «Мертвые души», несомненно, является одним из величайших образцов русской литературы XIX века. Произведение до сих пор остается актуальным для молодого поколения, хоть ему более ста лет. В своей работе Гоголь высмеивает человеческие недостатки: алчность, продажность, жадность к деньгам. Дети читают произведение в школе, а затем, чтобы лучше понять его смысл, делают детальную характеристику главных героев поэмы «Мертвые души».

  1. История создания
  2. Герои поэмы
  3. Описание Чичикова
  4. Продавцы крестьянских душ

История создания

«Мертвые души» — поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем. Изначально автор планировал создать роман-трехтомник:

  • первый том был написан в 1835 году, впервые издан — в 1842;
  • второй том был затерян, остались лишь некоторые отрывки в черновиках писателя;
  • третий том даже не был начат, по каким причинам — известно только самому создателю.

Существует также гипотеза, что третий том произведения Гоголь сжёг, но доказательств у нее нет.

Сюжет исторической поэмы Николаю Васильевичу подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Ориентировочно это произошло осенью 1831 года. Наброски своей работы Гоголь читал Пушкину. Дальнейшее написание было продолжено за границей: в Италии (Риме), Франции (Париже) и Швейцарии. На создание романа-поэмы молодой Гоголь потратил более 6 лет.

Герои поэмы

В поэме присутствует около 25 действующих лиц, большинство из которых второстепенные. Основной список персонажей «Мертвых душ»:

  1. Чичиков.
  2. Манилов.
  3. Коробочка.
  4. Ноздрев.
  5. Собакевич.
  6. Плюшкин.

Все персонажи отличаются характерами и манерой поведения, поэтому описанию каждого из них нужно уделить отдельное внимание.

Описание Чичикова

Главным персонажем произведения Гоголя является покупатель душ умерших крестьян Павел Иванович Чичиков. Несомненно, он представляет собой основной образ романа, хоть и является натурой лицемерной и лживой.

Павел Иванович — помещик приятной наружности, не красавец и не урод, хорошего телосложения, не слишком молод. Души у помещика нет, она давно омертвела, став местом только для денег. Персонаж лишается человеческих чувств, забывает, что такое радость жизни.

Автор замечает, что у Чичикова нет своей манеры поведения, он подстраивается под того, с кем общается. Он присутствует во всех главах, это доказывает его многогранность, способность найти выход из любой сложившейся ситуации. Намерения Чичикова трудно понять, так как он является персонажем, который всегда и везде готов подложиться, лишь бы найти выгоду для себя.

Продавцы крестьянских душ

К персонажам, на образах которых построено произведение, относятся продавцы душ умерших крестьян. В общении с ними проявляются основные черты характера Чичикова.

Краткое описание каждого из них представлено в таблице:

Помещик Манилов Первый продавец «мертвых душ», офицер с хорошей внешностью: голубые глаза, белокурые волосы, добрый взгляд. Фамилия героя происходит от слов «манить» и «заманивать». Изначально о нем складывается двоякое впечатление: с одной стороны, он доверчивый, приятный и чувственный, а с другой — апатичный, ленивый и вспыльчивый. Он счастливый семьянин, любит свою жену Лизаньку и детей (старший сын — Фемистоклюс и младший — Алкид). С женой герою удалось сохранить тёплые отношения вопреки тому, что в браке они находятся более 8 лет. У Манилова единственное сходство с Чичиковым в том, что он ничего собой не представляет. Вся жизнь героя состоит из мечтаний, которые никак не соответствуют действительности, да и для этого он ничего не делает и делать не хочет, являясь слишком апатичной и безразличной натурой. Автор подчеркивает, что этого персонажа нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, он — ничто
Коробочка Настасья Петровна Вдова, старая помещица и вторая продавщица «мёртвых душ». Это предприимчивый в торговле человек, так как в каждом герое видит только вероятного покупателя. Предстает перед читателями положительным персонажем, хоть и представляется глупой и необразованной домохозяйкой. Внутренний мир женщины не развивается, об этом говорит ее дом, полный мух и старинных картин. Гоголь показывает образ Коробочки простым. Эта простота присутствует во всем — во внешнем виде, общении с другими людьми, поведении. Главная цель ее жизни — заработать как можно больше денег. Героиня продает все, что только можно, даже предметы своего хозяйства. В жизни у нее нет ничего, только желание накопить как можно больше деньжат
Помещик Ноздрев Молодой 35-летний вдовец, живущий ради пьянок, гулянок и выпивки, третий продавец «мертвых душ». После смерти жены герой ничем полезным не занимается, давно забыл про детей и свое хозяйство, невзирая на целую стаю собак. Ненавидит сидеть дома более одного дня. Единственное его занятие — развлечения. О внешности мужчины известно следующее: черные густые волосы, низкого роста, белые зубы, черные бакенбарды и румяные щеки. В свои 35 по образу жизни соответствует 18—20 годам, любит погулять и выпить, больше ничего не надо. Как только выигрывал деньги, тут же спускал их на другое развлечение. Герой врал на каждом шагу, даже по пустякам, не придавая этому значения
Собакевич Михаил Семенович Мужчина в расцвете сил, возраст — около 40—45 лет. Наружностью своей был похож на медведя: круглое лицо, цвет лица каленый, широкая спина. Даже своими неуклюжими поступками он доказывал это: имел привычку наступать на ноги, косолапил, даже фрак носил медвежьего цвета. Из этого и появляется имя с фамилией «Михайло Собакевич». В свои 40 с лишним лет Михаил может похвастаться крепким здоровьем: «никогда даже горло не болело». Герои поэмы считают, что у него не было души, так как он ко всему относился с равнодушием и мало чем интересовался. Несмотря на это, Собакевич — человек образованный и начитанный. Он реалист, здраво смотрит на мир и не тешит себя ложными надеждами. В жизни является материалистом, главное — не товар, а его цена
Степан Плюшкин Богатый помещик, вдовец, отец троих детей (сына и двух дочерей). Пожалуй, это самый негативный персонаж поэмы. Фамилия героя говорит сама за себя. Плюшкин — скупой человек. Из-за скупости его можно спутать с нищим: ходит в лохмотьях, старой и рваной одежде, питается сухарями, считая, что лучше использовать испортившийся товар, чем выбросить. Ему больше 60 лет. Внешность: маленькие глаза, худая и небритая физиономия, зубы почти отсутствуют. Из-за алчности старика страдает не только он, но и его крестьяне, которых он кормит плохо, они умирают в большом количестве. Герой выпивает, давно не следит за хозяйством, зато никогда не забывает наполнить свой графин наливкой. Душа Плюшкина мертва, на смену всем положительным качествам приходят отрицательные: равнодушие, скупость, апатичность, угрюмость и ненасытность

Таким образом, в поэме-романе представлено множество действующих лиц. У них есть схожие черты, но наблюдаются и некоторые различия.

Через главных героев «Мертвых душ» автор показывает нам, как деньги меняют человека. Они превращают людей в бездушных статуй. Несомненно, деньги облегчают жизнь, но не нужно жить ради них. Не стоит забывать, что никакие финансы не заменят счастье и любовь.

Читайте также:
Остап и Андрий братья и враги (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба): сочинение

Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)

Николай Гоголь писал, что пьесе «Ревизор» решил собрать все дурное, что есть в России. Центральным персонажем произведения оказался молодой человек по имени Иван Хлестаков.

Хлестаков является мелким чиновником, служащим в канцелярии. У него огромные мечты, но при этом нет ни талантов, ни трудолюбия. Иван сам себя довел до нищеты, проиграв родительские деньги. Он очень недоволен своей жизнью, но не в состоянии зарабатывать, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование. Только чудо могло спасти молодого человека от голодной смерти и долгов. И оно произошло. В маленьком городе городничий принял Хлестакова за ревизора. Он создал Ивану все условия, что тот смог проявить свою лживость и честолюбие. Гоголь называл Хлестакова «пустейшим» человеком, который действует, как избалованный ребенок. Он просит слуг о помощи, находясь без денег, ведь привык к их обслуживанию. Требует у трактирщика обед, считая, что его потребность в еде пробудит жалость. Поэтому, когда Хлестаков замечает, что чиновники относятся к нему слишком почтенно, то даже не задумывается, что за этим кроется. Он одалживает у всех деньги, не думая о мотивах поведения остальных героев пьесы. Именно поэтому главный герой легко втягивается в предложенную игру. Почувствовав свою значимость, Хлестаков начал безудержно врать о своем положении в обществе и о своих заслугах. Лучшие женщины обращали на него внимание, все приглашали на обеды важную персону.

Хлестакова не смогли рассекретить, ибо он выдал себя за ревизора случайно. Иван не был аферистом, но он почему-то чувствовал, что заслуживает чужие почести.Всеми его поступками руководило пустое честолюбие и стремление пустить пыль в глаза. Хлестаков хотел казаться хоть немного выше того положения, в котором находился в реальности. Чудо спасло Ивана и в конце, когда он вовремя уехал из города и избежал расплаты за враньё.

Кем же является Хлестаков на самом деле? Простодушным фантазером? Гением лицемерия или просто хвастуном? Главный герой собрал в себе все эти качества. Иван Хлестаков является пустым и никчемным человеком. Он лживый, глупый и поверхностный. Но в то же время молодой человек не является закоренелым бандитом, ему не свойственна злоба и коварство.

Николай Гоголь замечал, что каждый хотя бы на минуту, если не на несколько минут, становился или становится Хлестаковым. От имени главного персонажа произошло понятие «хлестаковщина», которое означает желание быть не тем, кем человек является. Отличается безудержным хвастовством и приписыванием себе чужих почестей.

Сочинение 2

В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Одним из ключевых героев комедии является молодой помещик, лет 23, Иван Андреевич Хлестаков. Легкомысленный, самоуверенный молодой человек, проигравший в карты по дороге в свое поместье, остановился по пути в гостинице небольшого городка N.

Наглое поведение и развязная манера молодого человека вводят в заблуждение местных чиновников, принявших его за ожидаемого из Москвы ревизора. Каждый из них, из страха раскрытия своих неблаговидных действий, несет взятки «высокому начальству», надеясь таким образом остаться на службе.

Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.

Читайте также:
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.

Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.

Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале – он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.

Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством – все эти образы актуальны до настоящего времени.

Вариант 3

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века.

Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к народу, тратят казенные деньги на личные нужды, процветает взяточничество. Каждый из «отцов города» низок и подл по-своему. Во главе их стоит городничий. Все в городе приходит в движение, когда чиновники узнают о приезде мнимого ревизора. Кто же им оказался?

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Живя в Петербурге, молодой человек развлекался, играл в карты и прогулял таким образом все отцовские деньги. Он едет к отцу в имение пополнить счет, а по дороге останавливается в данном уездном городишке. Живет Хлестаков в гостинице, ни за что не платит, да еще и свысока со всеми разговаривает. По этим приметам его и приняли за ожидаемого ревизора.

Хлестаков – глупый, легкомысленный, внутренне пустой человек. Он даже не сразу понимает, что его приняли за кого-то другого. Но ему такое внимание даже нравится. Когда чиновники пытаются его задобрить, он занимает у них деньги «в долг». И они Хлестакову с радостью дают, думая, что откупаются за свои грешки у ревизора. Его поведение совершенно непредсказуемо. Он быстро перестраивается в зависимости от обстоятельств. Его ложь производит на всех неизгладимое впечатление. По рассказам Хлестакова, с начальником отделения он на дружеской ноге, с Пушкиным – тоже, да еще он и сочинитель, автор многих известных произведений. Суп ему в кастрюльке из Парижа привозят… Хлестаков быстро переключается с одной темы на другую и забывает, о чем говорил минуту назад. Он так увлекается, что и сам начинает верить в то, что говорит. Главное для него – обретение значимости, весомости. Собственная значимость в глазах местных чиновников его окрыляет.

И странно: чем больше Хлестаков врет, тем больше ему верят чиновники. Они живут в таком мире, где принято верить в случай, а не в заслуги людей. Люди эти оказываются еще более глупыми и недальновидными, чем он. И этих мошенников провел такой ничтожный и мелкий человек, как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя.

Образ Хлестакова не вызывает ни малейшей симпатии, наоборот, он ничтожен.

В комедии нет ни одного положительного героя. По словам самого автора, единственное положительное действующее лицо в его комедии – смех.

Образ Хлестакова

А.В.Гоголь – многогранный писатель с яркой индивидуальностью своего стиля. Гоголевские произведения – необычны своей сюжетной линией и философско-идейным смыслом. Каждый герой произведения Гоголя несет на себе особую смысловую нагрузку, объединенную в один замысел автора.

Подтверждением слов служит образ Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Молодой человек, промотавши состояние отца, возвращается из Петербурга в деревню. По пути останавливается в неком городке N, где его персону принимают за ревизора. Понимая происходящее, Хлестаков берет с чиновников деньги и уезжает из города.

Характеризуя главного героя, Гоголь пишет о нем просто: «пустейший человек». Словно хамелеон меняет манеру своего поведения Иван Александрович. Со слугой он считает себя хозяином: постоянно грубит, относится свысока, капризничает, словно неразумное дитя. При дамах – Хлестаков столичная штучка, он пытается казаться остроумным и пытается продемонстрировать образцовые манеры. С чиновниками ведет себя словно бывалый контролер, нагло берет взятки и считает, что ему все что-то должны.

Не случайно автор выбрал для своего главного героя фамилию Хлестаков. Она словно хлестанет чиновничью Россию за разгул пороков. Глупыми, грубыми, лживыми, склонными к сводничеству и взяткам – такими рисует автор мир городской верхушки.

Иван Александрович обладал притягивающий взгляд внешностью: милый носик, бегающие глазки, приятные черты лица. Сам герой не большого роста, худой. Несмотря на его не спортивную фигуру, Хлестаков прекрасно понимает, что людей встречают по одежке, поэтому у него чистый и довольно дорогой костюм. Дворянское происхождение героя влияет на его манеры и общение с такими же по социальному положению людьми.

Учитывая место службы героя, можно сделать вывод, что блестящего образования он не имеет. Коллежский регистратор – низший чин гражданской службы. Учитывая, что родители не пристроили сына в обществе, можно говорить, что в высшем свете они не имеют влияния. Они способны содержать своего сына, посылая ему деньги, которые он просто проигрывал в карты.

Служба Хлестакова не увлекала, ему было лень выполнять свои должностные обязанности. Он не испытывает финансовых трудностей и радуется жизни за счет родителей.

Автор умышленно делает из главного героя, человека без чести и совести. Его окружение ему подобны, они рады быть обманутыми и считают, что доносами и взятками в обществе решаются все вопросы.

Читайте также:
Сопоставительный анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и ее экранизации: сочинение

Настоящий же ревизор не произносит ни слова, но читателям ясно по выражению лиц чиновников, что расправа близка.

Образ Хлестаков не уходит в прошлое. В современной жизни не редко встречаешь людей с показными манерами. Он пытается доказать обществу, что имеет связи и многое может, на самом же деле все его старания просто пыль. Пока будет существовать человеческое общество, хлестаковские нравы будут актуальны.

Характеристика 5

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаков – молодой дворянин 23-24 лет. Герой служит мелким чиновником в канцелярии Петербурга.

Хлестаков ведет праздный образ жизни: редко появляется на службе, предпочитая работе прогулки по проспекту или игру в карты. Герою нравится жизнь в Петербурге, он любит посещать театры, тратить деньги на всевозможные удовольствия.

Однажды сильно проигравшись, Хлестаков отправляется в имении родителей. По пути герой останавливается в небольшом уездном городе, где местные власти принимают его за ревизора из столицы. Хлестаков недолго остается в замешательстве от сложившейся ситуации, он быстро вживается в роль проверяющего. Герой начинает врать о своей столичной жизни: о том, что занимает высокое положение в обществе, о литературных талантах, о важности своей персоны. И самым необычным является то, что Хлестаков и сам верит в свою ложь. Герой, воспользовавшись ситуаций, обирает чиновников города. Одураченные бюрократы узнает об афере Хлестакова, когда тот уже покинул город. Афера героя остается безнаказанной.

Таким образом, Хлестакова отличает умение красиво и складно врать. Герой живет иллюзией своей значимости, искренне верит в свою ложь. Хлестаков знает о проблемах в образовании. Однако фиктивный успех, вызванный ложью, в которую поверили даже далеко не глупые чиновники, окрыляет молодого человека, придает ему уверенности. Исходя из этого, герой не спешит искоренять пробелы в знаниях. Все же, время от времени Хлестаков читает книги и даже пробует что-то писать.

Молодой чиновник не отличается смелостью, он не готов нести ответственность за свои поступки. Так, когда к нему в гостиницу приходит толпа чиновников, Хлестаков пугается этого: он боится быть арестованным. Герою нравится быть в центре внимания, он любит, когда им восхищаются, хвалят его таланты. Именно такое отношение он встретил в городе N, как со стороны услужливых чиновников, так и местных женщин, который нашли в нем милого, приятного человека. Актерский талант героя расцветает, найдя свою публику в лице жителей уездного городка. Хлестаков не глупый человек, однако, очень ветреный, легкомысленный, «без царя в голове», как отмечает сам автор.

Хлестаков не является положительным героем. Образ молодой чиновник стал нарицательным, а по его имени получило название целое явления – «хлестаковщина». Оно подразумевает такие качества, как легкомыслие, безудержное вранье, поверхностность знаний.

Рассуждение

В городе N, по дороге из Петербурга в деревню к отцу, появился молодой человек по фамилии Хлестаков. Приятной внешности, одетый по моде, в остальном ничем не примечательный, в провинциальном городке он вызвал переполох, можно сказать по недоразумению.

Проигравшись в карты, в ожидании денег, Хлестаков был вынужден прекратить свое путешествие. Он частенько спускал деньги, присланные ему отцом, что свидетельствует, человеком он был безответственным и весьма поверхностным. Хлестаков почему-то считал, что абсолютно все должны ему помогать, этакая наивная, в чем-то даже детская глупость. Чиновник невысокого ранга, неизвестный никому в Петербурге, он был неинтересен, ничтожен, глуп, беден. Его не уважал даже собственный слуга Осип.

По воле случая, в городе его принимают за проверяющего, и он, поначалу испугавшись, но быстро оценив ситуацию, пользуется самообманом местных чиновников, выманивает у них деньги.

Этот факт говорит не только о его хитрости и алчности, но и об артистичности. Как быстро он вжился в образ приезжего ревизора, когда догадался, что его принимают за другого, быстро вошел во вкус и брал “взаймы” не задумываясь. Он наслаждался жизнью, которую ему не было возможности иметь, которой он раньше так сильно завидовал.

Его глупость, хвастовство, легкомысленность в полной мере раскрывается в письме к другу, он безжалостно высмеивает тех, кто несет ему деньги, привирает изрядно, причисляет не только успех у дам, но и романы с женой и дочерью городничего. Он настолько завирается, что приписывает себе невероятные качества и возможности, таким образом, в своих фантазиях убегает от убогой реальной жизни.

Его не разоблачают те, кому он врёт, значит они также глупы, никчёмны, и порочны. Принимают его за человека неглупого. И даже после открытия обмана, они не находят в его поведении несоответствия, лжи. Им досадно лишь, что он не оказался ревизором.

Как человек беспринципный, он легко приспосабливается к людям и ситуациям, со слугой он капризен, грубоват, хоть и прислушивается к его мнению, с женщинами – любезен, не зависимо от их возраста, с чиновниками – изворотливый лгунишка, заигравшийся в важную персону.

Его образ жизни, показывает его глупость, он живет не заботясь о будущем, делает то, что взбредет в голову, желание покрасоваться превалирует в его поведении.

Гоголь мастерски использует главного героя пьесы для вскрытия недостатков чиновничьего общества, их гнусных дел, взяточничества.

Хлестаков в комедии Ревизор

Популярные сочинения

Сочинения по произведениям Айтматова

Каждая молодая девушка мечтает о настоящей любви на всю жизнь. О любви написано огромное количество песен, романов, повестей. Тема любви занимает выдающееся место в литературе

В русском языке очень много слов. И большинство из них являются хорошими. Сегодня хочется поговорить о лучших словах, которые стоит употреблять всем и каждому.

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

“Образ Хлестакова в комедии “Ревизор” – сочинение

Вариант 1:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.95 [ 566 Голоса (ов)]

Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.

Читайте также:
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.: сочинение

Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.

И чудо происходит. Обстоятельства складываются настолько благоприятно, что Иван Александрович не может удержаться от соблазна. И власть имущие лебезят перед ним, и первые красавицы N-ска готовы упасть в его объятия – или предоставить своих дочерей. И нет сил и желания уже остановиться и задуматься о последствиях – несет, несет круговерть льстивая и продажная…

Сам Хлестаков, впрочем, глуп и труслив. И единственное, что оправдывает его в наших глазах – еще большая глупость и трусость окружающих его персонажей. Однако он умеет ловко подстроиться под ситуацию, выдать желаемое за действительное. Хотите видеть важного чиновника – будет вам важный чиновник. Хотите давать взятки – он их примет. Хотите выгодного брака или влиятельного любовника – и это он вам пообещает. Остановиться в потоке лжи невозможно, только – уехать, что Хлестаков и делает. Весьма своевременно.

Хлестаков – не главный герой пьесы. Он, скорее, явление природы, как пурга или засуха. Он просто своим существованием позволяет остальным показать себя во всей красе. Выставить на обозрение свои пороки и страсти. Вывернуться наизнанку под светом рампы.

Хлестаков пассивен на протяжении всего действия, он плывет по течению. Он не действует – он всего лишь побуждает окружающих скинуть маски. Самим своим существованием здесь и сейчас.

Хлестаков – лишь катализатор.

Вариант 2:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.81 [ 430 Голоса (ов)]

Гоголю в пьесе «Ревизор» удалось достичь высочайшего уровня обобщения при создании образа Хлестакова. Являясь, по словам Гоголя, «пустейшим» человеком, он действует порывисто, как маленький избалованный ребенок. Эта младенческая непосредственность проявляется на протяжении всей пьесы в каждом из поступков Хлестакова. Находясь в стесненном положении, он просит слугу о помощи, потому, что привык к его опеке. Требуя от трактирного слуги обед, Хлестаков искренне верит, что его желание поесть вызовет сочувствие, а приготовленной на кухне едой с ним непременно должны поделиться. Поэтому, когда наш герой обнаруживает, что чиновники готовы его обихаживать, он даже не задумывается, что тут что-то не так. Он радостно принимает подношения, причем надеется вернуть долги (раньше отец давал ему деньги, почему бы и сейчас не дать). Его избалованность и неопытность приводят к тому, что он даже не догадывается о мотивах поведения остальных участников событий.

Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.

Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.

Хлестаков – не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.

Вариант 3:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 [ 308 Голоса (ов)]

Гоголь – один из самых беспощадных критиков моральных принципов и устоев тогдашней общественности. Примечательно, что всё описанное автором, все характеристики и жизненные сюжеты актуальны и по сей день. Как говорится: «все мы вышли из гоголевской шинели». То же самое, можно сказать и про комедию «Ревизор», в частности про Ивана Александровича Хлестакова, персонаж которого является центральным в произведении. Черты его характера, манера поведения, приключения в которые он ввязывался настолько жизненны и натуральны, что появилось собирательное название для подобного рода происшествий – «хлестаковщина».

Если разобраться с тем, кто же такой Хлестаков, станет очевидным, что – это, по сути, не злой персонаж, но чрезвычайной изворотливый, хитрый и умелый обманщик. Он даже близок к лицедейству. По прибытию в маленький городок, ему было тяжело сводить концы с концами. Оставшись в комнате один и послав слугу выпрашивать обед у хозяина трактира, вот какие мысли его посещают: «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Очевидно, что иногда, очень редко, у Хлестакова проскальзывают мысли здравого рассудка, проступает раскаяние. Подобное происходит не из-за высокой нравственности, а из-за ужасов нужды. Герой промотал в карты почти все отцовские деньги. Ему остается искать пути заработка, но наш персонаж не так благорассуден. Вместо этого он просто воспользовался ситуацией, притворился важным чиновником и обвел вокруг пальца жителей маленького городка. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Хлестаков опьянен ситуацией, мнимой властью и выпавшей ролью. У такого человека нет стержня, он плывет туда, куда его несет течение. Хитрит, чтобы выкрутиться, напускает пыли в глаза, хочет казаться, а не быть. К сожалению, как прежде, так и в наши дни, человек получивший высокий пост, не достигнув этого собственным трудом, а по воле случая, так и ведет себя. Мнит себя великим человеком, вершащим судьбы людей, замеливает глаза ложными достижениями, превозносится до небес, не замечая, что нет ничего из того, чтобы поддерживало его полёт. И нужно ответить честно каждому из нас, самому себе, не соблазнились ли бы мы, сорвать большой куш, когда он сам идет в руки? Как бы поступили, когда каждый из жителей спешил бы нам угодить, чествовать и «руку целовать». Не поддались бы? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» – говорит нам, пословица к произведению.

Вариант 4:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 [ 597 Голоса (ов)]

Ключевой фигурой в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” является Иван Александрович Хлестаков.

Писатель характеризует главного героя своего произведения отрицательно. Почему? Потому, что Хлестаков ведет себя настолько нагло и безответственно, что даже у читателя возникает чувство неприязни к этому персонажу.

Читайте также:
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники: сочинение

При знакомстве с Хлестаковым мы узнаем, что он умудрился потратить все свои деньги из-за любви к азартным играм. Теперь он находится в уездном городе N, не имея возможности оплатить проживание в гостинице, в которой остановился. Городничий, принявший этого проходимца за ревизора, создает Хлестакову все условия, где мнимый ревизор может проявить свои “таланты” – вранье, честолюбие, стяжательство. Все это приводит к тому, что число обманутых Хлестаковым людей увеличивается с каждым днем, а сам анти-герой без зазрения совести пользуется тем, что никогда не могло принадлежать ему по праву.

Мелкий канцелярский чиновник, которым является на самом деле Хлестаков, не любит работать, но хочет жить “на широкую ногу”. Не прилагая никаких усилий, этот персонаж за короткий срок ложью добивается признания и использует других людей для своих низменных целей. Одним словом – паразит!

Образ этого отрицательного героя стал нарицательным и сегодня мы можем наблюдать немалое количество таких “Хлестаковых”, окружающих нас в повседневной жизни.

Вариант 5:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.28 [ 398 Голоса (ов)]

Одним из главных героев, а также самым ярким образом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является Иван Хлестаков, он молод, худосочен и глуповат. О таких людях часто говорят: «без царя в голове».

Хлестаков служит в канцелярии, получая мизерное жалование и, мечтая о невероятных высотах, которые от рождения ему недоступны. Он фантазирует о том, как будет вести шикарную жизнь и станет любимцем дам, хотя этого, конечно, никогда не произойдет.

По воле случая он, проиграв все, что у него имелось, оказывается в гостинице уездного города N, где сталкивается с городничим. Тот принимает его за ревизора, и для фантазера и лгуна Хлестакова открываются недоступные прежде возможности. Он начинает чувствовать свою значимость, пусть даже и мнимую, и неудержимо врет о себе, своих достижениях и положении в обществе. При этом он даже не догадывается с кем конкретно его спутали, герою не хватает сообразительности использовать свое временное положение для собственной выгоды. Хоть и несознательно, но Хлестаков, исполняя роль, которую ему навязали, сумел подпитать всеобщий страх перед «большим человеком». Во время своей службы в канцелярии он не раз примерял на себя роль серьезных чиновников, наблюдая за их поведением. И вот ему выпала возможность почувствовать себя значительным и важным, и герой, конечно же, ею воспользовался, ведь его поверхностность не дает ему предугадать неприятности, которые могут за этим последовать. Стоит заметить, что Хлестаков не был аферистом по натуре, он просто принимал чужие почести и был уверен, что заслужил их, уже начиная верить в собственную ложь.

Городничий не смог распознать подлог, потому что Иван выдал себя за чиновника ненамеренно, без цели наживы, он простодушно считал себя тем, кем считали его окружающие. Но все, же спасла его случайность, он вовремя уехал из города и благодаря этому избежал расплаты за свое вранье.

Образа Хлестакова иллюстрирует пустого и никчемного человека, который ничего не давая обществу, хочет получать всевозможные блага и почести просто так.

Вариант 6:

Оцените этот вариант сочинения: 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.37 [ 330 Голоса (ов)]

Хлестаков Иван Александрович – один из ключевых персонажей комедии Гоголя «Ревизор». Сам по себе он – человек самый что ни на есть посредственный, не выделяющийся из толпы какими-либо положительными качествами, типичный «маленький человек». Волей судьбы он оказывается на гребне жизненной волны – по чистой случайности жители уездного городка Н принимают его за важного человека – столичного ревизора. И вот тут у нашего героя начинается настоящая жизнь – жизнь, о которой он так давно мечтал: первые лица городка приглашают его на званые обеды, лучшие женщины обращают на него внимание, а чиновники трепещут перед «значимой персоной».

И вот тогда, когда Хлестаков дорывается до жизни, о которой мечтал, начинает явственно проявляться его истинное лицо. Хлестаков безудержно лжет, представляя себя великим писателем и общественным деятелем, бессовестно берет взятки, морочит голову одновременно двум женщинам. В середине произведения мы видим его уже не безликим «маленьким человеком», а личностью по-настоящему безнравственной. В его характере мы видим легкомысленность и лживость, безответственность и глупость, поверхностность и просто-напросто отсутствие порядочности. Не зря все эти качества в комплексе окрестили хлестаковщиной.

Интересно и то, что по мере развития действия произведения развивается и характер основного героя – отрицательные черты его характера проявляются все больше и больше. Неизвестно, до чего бы дошел Хлестаков, если бы не опять-таки счастливая случайность – как раз перед тем, как обман героя был раскрыт, он уезжает из города. Вероятно, именно везение – это тот единственный ценный природный дар, которым наделила Хлестакова природа.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Характеристика и образ Хлестакова в комедии Ревизор Гоголя сочинение 8 класс

В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» описаны не самые лучшие качества человека. Каждый из героев комедии обманывает и пытается извлечь для себя выгоду. Гоголь пишет, что в городок должен приехать ревизор, но никто не знает, как он выглядит. Чиновники пугаются ведь каждый из них, разворовывал казну. Городничий вообще боится лишиться должности и быть арестованным.

В городе появляется молодой человек и все думают, что это и есть ревизор. Молодой человек вначале ведет себя странно, но видя, что его приняли за какое-то «государственное лицо» решает не отказываться от счастливого случая. Молодой человек оказывается Иван Александрович Хлестаков, не богатый, но очень расточительный человек. Он проиграл в карты все деньги и ехал к отцу в поместье. В то время когда он видит что его принимают не за того человека он подыгрывает ситуации и начинает врать.

Все верят вранью Хлестакова, он красиво рассказывает и при этом сам не знает, как у него это получается. Городничий очень боится, что Иван Александрович узнает, что он практически ничего не делает на своем посту и обманывает людей. В комедии Гоголь провел параллель между такими людьми. Они постоянно обманывают и изворачиваются.

Читайте также:
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.: сочинение

Городничий решает дать ревизору взятку и, поняв это, Хлестаков не упускает такой возможности. Он с удовольствием берет деньги и рассказывает о красивой жизни. Хлестаков обещает, что все останутся на своих местах и требует еще денег. Постепенно ему становится скучно слушать все предложения и претензии, и он решает уехать. Хотя он очень хотел бы остаться здесь еще немного.

Когда к Хлестакову приходят горожане и начинают жаловаться на городничего он выслушивает их без особого интереса, иногда вскрикивая что все это неправильно и он с ним разберется. Когда же городничий врывается к Хлестакову и пытается себя обелить, то Иван Александрович решает проявить свою любовь к дамам и приводит их в замешательство.

В итоге Хлестаков покидает город с деньгами, сытый и довольный собой. Он поступил не очень хорошо, но его это не беспокоит. Гоголь пишет, что горожане сами хотели обманываться и верить в то, что Хлестаков ревизор. Здесь каждый виноват в своих коварных мыслях и действиях.

Вариант 2

Главным критиком морально – нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор». В незатейливом сюжете он показал, как трусость и глупость может поставить важных персон в комичное положение. Напуганные казнокрады приняли наглого проходимца за ревизора, а он обвёл их вокруг пальца. Так появилось понятие «хлестаковщина» – собирательное название подобных историй.

Виной всего произошедшего является Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, картёжник и повеса, вынужденный остановиться в городе Н. Он живёт в гостинице в долг, так как проиграл все деньги и не знает, что делать дальше. Автор характеризует его, как человека «пустейшего», говорит он и «действует без всякого соображенья». Худенький, низенький, «быстрые глаза, как зверьки», которые приводят в смущение собеседников. Но, чтобы подчеркнуть свою значимость, Хлестаков одет в дорогой костюм из английского сукна, сшитый по последней моде. Приятная внешность служит прикрытием его сути. Он хитрый, изворотливый, и лживый хвастун. Его цель – « на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Его задача – привлечь к себе внимание, понравиться окружающим, а если повезёт, то пожить за чужой счёт.

Такой случай ему представился. Воспользовавшись ситуацией, когда охваченные страхом чиновники, ждали инспектора – инкогнито, он и проявил свои «таланты». Умение красиво врать и создавать вид значимого человека, сыграли свою роль. Подвыпивший Хлестаков, осмелел так, что поверил в собственную ложь и нагнал страху на весь город. Будто он управлял департаментом, и что он писатель и знаком с Пушкиным. Когда он будет фельдмаршалом, никому «спуску не даст». Вскоре он понимает, что местные чиновники приняли его за «государственного человека», и поворачивает ситуацию в свою пользу. Ещё более трусливые и глупые, чем Хлестаков, чиновники, решают откупиться от «грехов» и несут ему взятки. Здесь проявляется ещё один талант мнимого ревизора – он хороший психолог. К каждому взяточнику он знает свой подход, чтобы получить все, что ему «принадлежит по – праву».

Войдя в роль важного человека, Хлестаков пользуется и наивностью жены и дочери городничего. Умелый обманщик успевает вскружить голову обеим дамам, признаться им в любви и сделать предложение Марье Антоновне.

Пересчитав полученные деньги, Хлестаков довольный собой, смеётся над одураченными чиновниками и пишет письмо своему знакомому. Он от радости забыл, с кем имеет дело, письмо оказалось в руках почтмейстера. Благодаря смекалке слуги, он успел быстро покинуть город.

Гоголь, высмеяв своих героев, призывает искоренять «хлестаковщину». Самоутверждение человека за счёт наглости и изворотливости является одним из пороков общества.

Сочинение Образ и характеристика Хлестакова

Фабула известнейшей комедии в пяти действиях, написанной Николаем Васильевичем Гоголем, разворачивается в городе N. Местные чиновники ожидают появления ревизора и по ошибке узнают его в одном из жителей гостиницы. Доводом к этому заблуждению послужила недурная наружность и задумчивость молодого человека, который арендовал номер, не внося оплаты. В действительности же этим «ревизором» оказался очень мелкий чиновник, Иван Александрович Хлестаков, который вынужден был остановиться в городе N потому, что не осталось денег на дальнейшую дорогу: он проиграл всё в карты. Гостиницу молодой человек не оплачивает по той же причине.

Дорогим, модным костюмом своим Хлестаков прикрывает свою никчёмность и отсутствие внешней привлекательности. Видимая задумчивость героя на самом деле есть мечтательность; Иван Александрович в принципе не способен долго удерживать своё внимание на одной мысли. Речь его порывистая, он часто отвлекается, в целом показывает себя как человека неразумного. Глупость и распущенность героя довели его до разорения, его не уважает даже собственный слуга Осип. Однако его же предприимчивость, рождаемая алчностью, помогает справиться с финансовыми трудностями.

Когда Хлестаков понял, что его ошибочно приняли за некую важную персону, он не теряется, но скоро вживается в роль. Его богатая фантазия приносит свои плоды: он умудряется придумывать столько лжи, которой кормит питающих иллюзию людей города N, что верят ему все поголовно. Под самыми разными предлогами он «занимает» большие суммы денег у местных чиновников, которые принимают это действие за взятку. Ради обмана он разыгрывает и свою любовь к дочери городничего. К финалу произведения Хлестаков обвёл вокруг пальца всех местных чиновников и уехал, разбогатевший, в свой город.

В целом Иван Александрович показан как образ нецелостной личности: он человек без способностей и нравов, занимает довольно пассивную позицию в отношении собственной жизни, заботится лишь о своём костюме. Горазд он только на обман, в чём ему способствует фантазия, обогащённая от вошедшей в привычку мечтательности. Герой излишне самолюбив, хотя по сути ничего собой не представляет. Перед светом города N он выставляет себя, однако, великим человеком, в своих рассказах присваивая себе чужие достижения. Н.В. Гоголь намеренно создаёт именно такой образ человека с низкими моральными качествами, чтобы усилить эффект комичности ситуации.

Вариант 4

Произведение «Ревизор» – гениальная работа писателя, где автор показал самое проблематичное место в нашей стране – это бестолковость и необразованность народа. Основным потрясением в комедии было для чиновников, которые были представлены рядом коррупционеров, бестолковых и бесполезных людей. Главную роль Гоголь уделил Хлестакову, выделив его центральным героем.

Читайте также:
Выпуклое отражение реалистические принципы Гоголя: сочинение

Иван Александрович Хлестаков – это молодой человек, лгун и прожигатель жизни, постоянно находящийся в безденежье прибыл в уездный город. Однако, чисто случайно его принимают за ревизора, приехавшего с проверкой деятельности городка. Сразу же ему стали предлагать все взятку за то, чтобы он написал хорошую справку. И Хлестаков, воспользовавшись этим случаем, делает так, что все преклонялись перед ним, и к тому же он обогащался. И потом, он потихоньку удаляется, оставив всех в дурацком положении.

Образ мыслей Хлестакова аналогично похож с мыслями других персонажей. Его ложь и бессвязная речь поражают всех. Но мы видим, что молодой человек не определял перед собой цель обмануть чиновников, он просто им подыграл. Глядя на такое преклонение перед ним, он начинает врать, да так ловко, что из служащего превращается в главнокомандующего. Сиюминутно он возводит и разрушает фантастический мир, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Молодой человек говорит все больше фрагментами, но и, в то же время быстро. Хлестакову нравится играть новую роль. Если у первого посетителя он просит в долг, то от Бобчинского и Добчинского прямо с порога требует денег.

Пропадает же он, как настоящий лжец. Никто даже не знает, куда этот мнимый проверяющий исчез. Он представлен здесь, как призрак, созданный нечистой совестью и страхом. И когда в финале, все узнают, что приехал настоящий ревизор, то находятся в полном оцепенении. Гоголь показал, что все-таки придет справедливость, и чиновники будут наказаны за свое ненадлежащее исполнение обязанностей, в образе же Хлестакова и других персонажей автор изобразил исконные проблемы России. Писатель понимал, что невозможно что-то изменить, но желал , чтобы этим заинтересовались.

Сочинение на тему Иван Хлестаков

Главный, и самый яркий, герой комедии – Иван Александрович Хлестаков. Именно он становится причиной событий, впоследствии произошедших в маленьком уездном городишке. Вообще, образ Хлестакова – это большая творческая находка для автора, с помощью которого он смог изобразить весь абсурд, происходящий в России того времени. В ”Ревизоре” Гоголь изобразил провинциальную Россию, где абсолютно не ценятся личные качества человека и его заслуги, важно лишь – какое он занимает положение в обществе.

Итак, Иван Хлестаков – это достаточно молодой, одетый по моде и довольно симпатичный человек. Он занимает должность мелкого служащего, посредственно выполняющего свои обязанности. Кроме того, он – азартный игрок, растранжиривший всё наследство отца. Положение, в котором он находится по приезду в город, можно охарактеризовать так: практически никем не уважаем и не имеет никаких средств к существованию.

Хлестаков – пустышка, весь смысл жизни которого заключается в поиске выгоды для себя любимого. Он – трусливый обманщик, очень хитрый и тщеславный человек. Он не сразу осознаёт, что его принимают за большое должностное лицо. Но, когда он втягивается в этот процесс, у него происходит подмена понятий. Хлестаков понимает, что для того, чтобы погулять на этом ”празднике жизни” не нужны никакие человеческие достоинства, главное – уметь воспользоваться выпавшим шансом, прибавив к этому хитрость.

Однако, результат всего происходящего – абсолютно не его заслуга. Такие же трусы и мошенники, как и он сам, своим чинопочитанием возвысили Хлестакова до такого положения.

А почему собственно ему не быть ”ревизором”? Ведь он прекрасно справляется с этой ролью. Он также жеманничает и фальшивит, изображая из себя большого чиновника. Хлестаков, нимало не стесняясь, берёт взятки, волочится одновременно за несколькими женщинами, бездумно делает предложение дочери городничего. Он абсолютно ничего не стыдится, попросту не имея никаких нравственных устоев. Иван – авантюрист, ищущий приключений, являясь при этом жалким и ничтожным существом.

Крайне отвратительно, Хлестаков относится к людям более низкого происхождения, полагая что им положено по происхождения голодать и нести все тяготы жизни.

Вся нелепость и абсурд произошедшей ситуации заключается в том, что чем дальше заходит наглое враньё и манерность Хлестакова, тем больше ему верят, полагая что такое себе может позволить только ”высокое лицо”. Всё его поведение говорит о том, что именно он – тот ожидаемый ”ревизор”.

Гоголь в ”Ревизоре” даёт понять, что Хлестаков – не просто примитивный и манерный ”елистратишка”, прожигающий жизнь, он – детище всего бюрократического порядка, сложившегося в те времена.

В наше время фамилия Хлестаков имеет нарицательный смысл. Понятие ”хлестаковщина” вмещает в себя наглую ложь и хвастовство, манерность поведения, ничем не обоснованное зазнайство, соседствующее с внутренней глупостью и пустотой. К большому сожалению, и сейчас вполне можно встретить Хлестаковых. Времена сменились, но бюрократическая система до сих пор остаётся в неизменном виде.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Хлестакова в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

В период с 1789 по 1790 годы Карамзин находился у Бекетова на даче, что располагалась неподалеку от Симонова монастыря. Тогда писатель настолько проникся атмосферой окрестностей, что выбрал именно это место действий для повести

Волга – одна из величайших и крупнейших рек мира. Она играет очень большую роль в жизни России, ведь не зря Волгу иногда называют «матушкой». Я считаю, что она самая замечательная река на нашей планете.

Собака была бездомная и никому не нужная. Её все обижали и отовсюду гнали. Дети дразнили, кидали камнями, палками, а дворовые собаки лаяли на неё. Единожды услышав теплые слова от пьяного человека

Наполеон Бонапарт всемирно известная личность, император, яркий политик и полководец, а также всесторонне развитый человек. В исторических летописях сохранились интересные факты из биографии этого человека.

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: