Моё первое прочтение Гоголя: сочинение

Сочинение: Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.

Наиболее ярко народный быт запорожцев описывается в произведениях, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомясь с этими произведениями, читатель воссоздает в своей голове реальные сцены народной жизни украинцев. В рассказах и повестях много сказочных элементов. Они гармонично сочетаются с эпизодами из реальной жизни. Таким образом, создается настоящая сказка.

Апогей описания народного быта и жизни достигается в повести «Тарас Бульба». Произведение повествует о жизни запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей. Они отправляются служить с отцом и начинается война. Один из них, Андрий, полюбил польскую панночку, отдал все сердце возлюбленной и предал Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, что его сын так поступил, ведь теперь Андрий сражается на стороне врага. В конце концов он убивает Андрия. Но есть у Тараса Бульбы еще один сын — Остап. Он очень сильный и верный казак. Остап лишен эмоциональности и чувственности, которые присущи его брату. Он действует твердо и решительно, но в конце попадает в плен поляков. Они казнят его перед глазами Тараса Бульбы. Ему очень горестно терять сына.

Многие высказывания из «Тараса Бульбы» стали крылатыми выражениями. Например, «Я тебя породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!».

Все творчество Гоголя можно разделить на две части. Все перечисленные произведения составляют первую часть, народную. Но Николай Васильевич много писал и про жизнь чиновников, «маленьких людей», про произвол власти. Писатель высмеивал пороки современного ему общества. Например, алчность, глупость, скудоумие, презрение к образованию, глупость, ханжество. Таких произведений у писателя очень много. Это и «Петербургские повести», и комедия «Ревизор», и поэма «Мертвые души», с которыми нам только предстоит познакомиться в будущем.

Но все произведения Николая Гоголя связаны мыслью о том, что добро всегда победит зло, что свет всегда побеждает тьму. Автор искренне в это верил и пытался донести эту правду до читателя. Таким образом, произведения Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность.

Рукоделие, стихи и нечистая сила: детство Гоголя


Мать писателя Мария Гоголь-Яновская. Изображение: for-teacher.ru


Дом доктора Трохимовского в Сорочинцах, где родился Николай Гоголь. Великие Сорочинцы, Полтавская область, Украина. Иллюстрация к книге Иосифа Хмелевского «Гоголь на Родине: Альбом художественных фототипий и гелиогравюр». Киев, 1902


Николай Гоголь-Яновский в детстве. Изображение: book-briefly.ru

Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Она вспоминала: «Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою».

Николай Гоголь был третьим ребенком в семье, первые двое сыновей родились мертвыми. Будущего писателя назвали в честь святого Николая: незадолго до родов мать молилась именно ему. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Гоголь много времени проводил с сестрами и даже занимался с ними рукоделием: кроил занавески и платья, вышивал, вязал спицами шарфы. Ольга вспоминала: «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: на гребенке ткал пояски». Он рано увлекся и сочинительством. Отец брал его в поля и дорогой давал темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу.

Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. Вдруг мяуканье кошки нарушило тяготивший покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. «Киса, киса», — пробормотал я и, схвативши кошку побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом.

Григорий Данилевский. Собрание сочинений, XIV, 119. Рассказ со слов Гоголя

Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители привезли его в Полтаву, к одному из преподавателей местной гимназии. Будущий писатель жил в доме учителя и готовился к поступлению в пансион: занимался арифметикой, читал книги по истории, работал с картами.

«Совершенно встречал одни неудачи»: жизнь в Петербурге


Неизвестный художник. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1850-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург


Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский у Александра Пушкина в Царском Селе (фрагмент). 1910. Изображение: pouchkin.com


Натан Альтман. Николай Гоголь в Санкт-Петербурге (фрагмент). Иллюстрация к «Петербургским повестям» Николая Гоголя. 1934. Изображение: antik-dom.ru

В декабре 1828 года Николай Гоголь приехал в Петербург устраиваться на службу. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели мы думали. Это заставляет меня жить как в пустыне. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр» . Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье.

В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества». Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. Везде совершенно я встречал одни неудачи и — что всего страннее — там, где их вовсе нельзя было ожидать. Какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире» . Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии.

Читайте также:
Значение и анализ произведений Гоголя Арабески.: сочинение

Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать?» Литератор принимал жалобы, сшивал документы и выполнял мелкие поручения начальства, а в свободное время он сочинял повести о жизни в Украине. За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус.

Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине.

Биография Николая Гоголя

О детстве писателя известно многое. Так, отец самобытного писателя был драматургом, но он занимался этим непрофессионально, а на любительском уровне. Он работал секретарем у графа, который мог себе позволить иметь крепостной театр. Вот для этого театра отец Гоголя и писал пьесы, а маленький писатель смотрел эти постановки. Кроме этого, у помещика Трошинского была огромная библиотека, которую было разрешено посещать и читать книги и ребенку секретаря. Но на этом обучении Гоголя не заканчивается и после небольшого домашнего обучения он отправляется в гимназию, которая находилась в Нежине.

В гимназии высших наук он стал учиться в 1821 году, именно там ученикам внушались идеи о том, что чиновник – это опора страны, на которой она и держится. Поэтому после окончания училища у выпускников был только один путь – пойти на государственную службу. Но знаний, которые давали в гимназии, было недостаточно, чтобы заниматься литературой. Поэтому самобытный писатель начинает еще заниматься и самостоятельно. Он выписывает разнообразные альманахи и литературные журналы. В гимназии он писал забавные эпиграммы, часто их героями становились учителя.

Они были не только смешными, но и остроумными. Но этому творчеству тогдашний гимназист не придавал никакого значения.

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.

Публицистика в гоголевском творчестве

Николай Гоголь так и не ушел в монастырь, поэтому русская литература пополнилась его произведениями и стала намного сильнее. Вскоре он приступает и к публицистическим жанрам, где особенно выделяется его статья «Выбранные места из переписки с друзьями». Это гоголевская статья была опубликована в 1847 году. Известно, что основная часть сюжета – это письма, остальная часть – это небольшие статьи публицистического характера. По своему характеру произведение получилось угрюмое и консервативное.

Основная мысль – это вопрос о крепостном праве в России. Автор считает, что крепостное право отменять не стоит, так как великая русская литература началась с од Ломоносова. Отсюда он делал вывод о том, что благополучие литератора заключается в его умении восхвалять императора. Но его книга, посланная духовнику, имела негативную реакцию и его за вольность, проявленную в публицистической статье, его чуть не отлучили от церкви. Но помогло вмешательство императора.

Не понравилась статья и критику В.Белинскому. Он, прочитав ее, заявил о том, что автор пытается вернуть страну в прошлое, которое было страшное и мрачное. Усмотрел он в написании этого произведения и личную заинтересованность автора стать воспитателем наследника престола. Чтобы отвести от себя подозрения Николай Гоголь предложил критику работать вместе и тот согласился. Но, к сожалению, у писателя опять случился новый приступ шизофрении. Поэтому сотрудничество не состоялось.

Но самыми мрачными годами для Николая Гоголя становятся его последние годы. Совершенно больной, он все-таки пишет вторую книгу своей поэмы «Мертвые души», и даже готов передать ее издателю для печати. Но в начале февраля, практически уже перед самой смертью, он собственноручно сжигает ее, находясь в помутнении рассудка. Утром он сожалеет об этом, а еще через 10 дней он умирает.

Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе?

В чем суть?

Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя — или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел — и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.

«Кто же это назвал Гоголя реалистом? Помню я свои школьные учебники — Гоголь только реалистом в них и был. А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении. Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию. Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать? И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы — призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся. Этот мир выглядит удивительным созданием писательского воображения и писательской фантазии». (Б. Ланин).

Читайте также:
Чиновничья и помещичья Россия в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Итак, Гоголь придумывал, то есть создавал целые миры. По приезде в Петербург он пытается выдумать Петербург — и вдруг после «Петербургских повестей» в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия. В «Ревизоре» он придумал уездный город и типы провинциальных чиновников — и сам удивился, когда в них узнали реальных лиц (знаменитое «всем досталось, а мне больше всех», сказанное императором Николаем I).

«Мертвые души» — это придуманные странствия по России. Убогая и обильная, мечтательная и бессильная, расточительная и скопидомная — в лице представших перед взором Чичикова карикатурных помещиков, — эта Россия была воспринята современниками как настоящая, как последняя правда о ней. Придуманные Гоголем миры воспринимались как реальные, настоящие, более правдивые, чем правда.

Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя — придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?

Это задание хорошо выполнять, разбив класс на группы и создав виртуальные кабинеты для каждой группы. Для этого воспользуйтесь сервисом «Классная работа» цифровой платформы LECTA: в нем уже есть шаблоны творческих заданий, которые ученикам предстоит заполнить своими наблюдениями.

О личности и жизненном пути

Откуда «вырос» Гоголь? Когда он начал учиться в Нежинском лицее, современной литературой считались Сумароков и Тредиаковский. Когда он ушел из жизни, современной литературой был сам Гоголь. Два «крестных отца» было у Гоголя: Пушкин и Белинский, а вот школьные учителя его были скверными; учитель литературы был настолько безразличным и безграмотным, что один из учеников переписал главу из «Евгения Онегина» и подал ему как свою собственную — а тот и не заметил. Не похвалил, не пристыдил: сдал — и ладно.

Учитель — таким был один из первых псевдонимов Гоголя. Так он подписывал свои первые статьи и стихи. Он предчувствовал свою миссию: стать учителем нации, занять место человека, который подготовит Россию к ее исключительной духовной миссии в мире. Он жаждал кафедры, мечтал о преподавании: начал читать лекции по истории, однако одной только страстью преподавательская деятельность не вершится, здесь требуется и тяжелая рутинная подготовка, и кропотливая работа исследователя. В общем, учительская миссия Гоголю не удалась. А пока не удавалась — он писал, публиковался и постепенно становился новой «звездой» русской литературы.

Гоголь и современники. В какой-то момент Гоголь был представлен своему «литературному отцу», Пушкину — и Пушкин подарил ему сюжет. После этого Пушкин смеялся: «Так тебя может обобрать, что потом хоть кричи». Идеи «Ревизора», «Мертвых душ» — все это подаренные сюжеты, которые сегодня неотделимы от личности Гоголя.

А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев — впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.

Петербург. Этот город — один из главных героев произведений Гоголя. В свое время писатель мечтал стать чиновником, заняться государственной службой. А где? Конечно, в Санкт-Петербурге! В рассказе «Ночь перед Рождеством» Петербург представляется героям таким, каким его ждал увидеть молодой Гоголь: огромные здания, великолепие богатых особняков, огни, нарядные люди. И вот сам Гоголь отправился туда в экипаже, и по мере приближения пассажиры все ловили отблески Петербургских огней: хоть издалека поймать первый яркий свет этого потрясающего города, с его европейским вкусом и лоском. Гоголь выскакивал так часто, что по дороге успел отморозить уши и нос. Они прибыли в Петербург. А Петербург оказался холодным, неприступным, бесприютным городом — с людьми, говорящими иначе, с должностями, выглядящими недоступными, с дверьми, которые не открываются. И рекомендательные письма, с которыми приехал Гоголь в Петербург, мало помогли ему.

Гоголь, каким мы его не знаем . Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек — да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России — и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.

Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления — только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу — то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.

Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта — фактически, уморив себя голодом.

Читайте также:
Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он — великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.

Ещё по теме:

О знаковых произведениях Гоголя

Сжигать рукописи. Каждый школьник знает о печальной судьбе второго тома «Мертвых душ» — но это далеко не единственный случай, когда пришлось предать огню свои творения. Там, в Петербурге, еще в самом начале своего пути писателя, Гоголь отправил в журнал свое стихотворение — и его неожиданно опубликовали. Он так обрадовался, что отдал в печать «Ганца Кюхельгартена», свою поэму в духе немецкого романтизма. А ее так разругали, что пришлось бегать по книжным лавкам и скупать все экземпляры. И сжигать. Запомните: это был первый случай, когда он сжигал свои творения. Еще не раз он будет принимать решение — предать свои творения огню.

«Шинель». Казалось бы, типичная повесть для натуральной школы, открывшей образ «маленького человека». С большой душой, с большим человеческим самомнением, с большой охотой занять совершенно иное место: а в Акакии Акакиевиче ничего этого нет. Да человек ли он вообще? По сути, все, из чего он состоит, это его нелепое спотыкающееся имя и его шинель. А сбросил он эту шинель — и стал настоящим демоном Петербурга. И гоголевская мистика обволакивает город и грохочет над ним как смех ушедшего навсегда бедного писаря. Ведь он же занимает свое место над Петербургом только после смерти — мстя, наказывая, летая над этим странным холодным каменным мешком — будто дьявол в одном из своих неожиданных обличий.

«Ревизор». Еще одно произведение, которое имело огромный резонанс сразу после выхода в свет. Однако сам Гоголь искренне удивился, почему публика смеется над «Ревизором» — вообще-то сатирической пьесой. Как же так, да не рассмешить он хотел, не высмеять. Да и как удивлялся: «Я же всего о шести провинциальных чиновниках рассказал! Что же на меня нападают? Да попробовал бы я рассказать о столичных, о петербуржских. ».

«Мертвые души». Это ключевое произведение в творчестве Гоголя, выношенный годами великий замысел. Роман должен был отражать Дантов Ад: то есть, «Мертвые души» это путешествие Чичикова по аду России той поры; он спускается все ниже и ниже, встречая всех российских демонов — глупость, алчность, жадность. Начинает вое путешествие со сладкоречивого Манилова, а заканчивает у Плюшкина, бесполого, омерзительного и пугающего, помните это программное определение: «прореха на человечестве»? Это путешествие по аристотелевским порокам человека, это погружение в глубины человеческого безмолвия и бездушия. И, наконец, над этим поднимается высокая фигура, на которую в ужасе оглядываются все: «А не Наполеон ли он?»

Первый том романа все сообщество встретило единодушно, в едином порыве восторга. Гоголю рукоплескали, Гоголем восторгались. Он почувствовал, что его приняли — хотя слава и не была его конечной целью. Все ждали продолжения романа — и вдруг Гоголь отправляется к гробу Господню, становится религиозным писателем и мыслителем. Далее он проводит время за границей, будто тянет время, затем обострение болезни — не то физической, не то душевной. Потом, наконец, он объявляет, что второй том почти готов. И вдруг — нелепый сюжет с публикацией «Выбранных мест из переписки с друзьями». Тоненькая брошюрка, которую Гоголь передает Плетневу для публикации, должна быть издана в типографии таким образом, чтобы мало кто ее знал, чтобы она не попала в руки недругам — ну и конечно, слух о ней разносится моментально. Книга встречает невероятно жесткий, острый отклик Белинского: он называет Гоголя поборником невежества, мракобесом, поборником кнута. Они не были близки, они не так часто виделись — но все же упрек от Белинского, человека, который открыл ему дорогу, провозгласил его преемником Пушкина, был для Гоголя весьма ощутимым ударом.

Он ответил на письмо, Белинский продолжил — и сказал, что назвать его рассерженным человеком — это ничто, он не рассержен: он в ярости, он удручен. Прочитать выбранные места из переписки с друзьями, написанные автором «Мертвых душ», «Ревизора», «Шинели» для Белинского было страшным разочарованием. Вероятно, вся эта тяжелая история и послужила толчком к тому, чтобы отправить второй том «Мертвых душ» в огонь.

. впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор — а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна. На голову ему надевают мешок, стучат барабаны. И в последний момент — каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.

«Второй том „Мертвых душ“ — это попытка Гоголя написать все, что после напишут Толстой, Тургенев и Достоевский. Это попытка увидеть то, чего еще нет», — считает Дмитрий Быков. Не читая второго тома, попробуйте пофантазировать — куда двинется Чичиков второй половины XIX века и с кем встретится? Сначала придумайте и зафиксируйте, потом познакомьтесь с содержанием 2 тома через интернет и сравните. Это задание можно выполнять с опорой на учебник УМК Б. Ланина для 7, 8, 9 классов.

Школьное сочинение о творчестве Николая Васильевича Гоголя

За свою жизнь Николай Васильевич Гоголь создал множество прекрасных произведений. На его книги повлияли фольклорные традиции, обычаи и ритуалы, а также народное творчество: былины, легенды, сказки, поверья, песни.

Наиболее ярко народный быт запорожцев описывается в произведениях, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Знакомясь с этими произведениями, читатель воссоздает в своей голове реальные сцены народной жизни украинцев. В рассказах и повестях много сказочных элементов. Они гармонично сочетаются с эпизодами из реальной жизни. Таким образом, создается настоящая сказка.

Апогей описания народного быта и жизни достигается в повести «Тарас Бульба». Произведение повествует о жизни запорожского казака Тараса Бульбы и двух его сыновей. Они отправляются служить с отцом и начинается война. Один из них, Андрий, полюбил польскую панночку, отдал все сердце возлюбленной и предал Отечество, отрекся от отца и родины. Отцу, Тарасу Бульбе, стыдно, что его сын так поступил, ведь теперь Андрий сражается на стороне врага. В конце концов он убивает Андрия. Но есть у Тараса Бульбы еще один сын — Остап. Он очень сильный и верный казак. Остап лишен эмоциональности и чувственности, которые присущи его брату. Он действует твердо и решительно, но в конце попадает в плен поляков. Они казнят его перед глазами Тараса Бульбы. Ему очень горестно терять сына.

Читайте также:
Жизнь Тараса Бульбы: сочинение

Многие высказывания из «Тараса Бульбы» стали крылатыми выражениями. Например, «Я тебя породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!».

Все творчество Гоголя можно разделить на две части. Все перечисленные произведения составляют первую часть, народную. Но Николай Васильевич много писал и про жизнь чиновников, «маленьких людей», про произвол власти. Писатель высмеивал пороки современного ему общества. Например, алчность, глупость, скудоумие, презрение к образованию, глупость, ханжество. Таких произведений у писателя очень много. Это и «Петербургские повести», и комедия «Ревизор», и поэма «Мертвые души», с которыми нам только предстоит познакомиться в будущем.

Но все произведения Николая Гоголя связаны мыслью о том, что добро всегда победит зло, что свет всегда побеждает тьму. Автор искренне в это верил и пытался донести эту правду до читателя. Таким образом, произведения Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность.

Комедия Ревизор

Невозможно обойти вниманием этот шедевр. Пьеса всегда имела успех, в том числе оттого, что автор даёт актёрам хорошую основу для творчества. Первый выход пьесы был триумфален. Известно, что на примере «Ревизора» был сам император Николай I, воспринявший благосклонно постановку, и оценив её как критику бюрократизма. Именно так увидели комедию и все остальные.
Но Гоголь не ликовал. Его произведение не поняли! Можно сказать, что Николай Васильевич занялся самобичеванием. Именно с «Ревизора» писатель начинает оценивать своё творчество более жёстко, после любой своей публикации поднимая литературную планку выше и выше.

Что касается «Ревизора», автор долго надеялся что его поймут. Но этого не произошло и через десять лет. Тогда писатель создал произведение «Развязка к «Ревизору» в котором объясняет читателю и зрителю, как правильно понимать эту комедию.

Прежде всего автор заявляет, что он ничего не критикует. И города, где все чиновники уроды, не могут существовать в России:

Хоть два-три, но найдётся порядочных

А город, показанный в пьесе — это город душевный, который сидит у всякого внутри.

Оказывается, Гоголь показывал в своей комедии душу человека, и призывал понять своё богоотступничество и покаяться. Все свои старания вложил автор в эпиграф:

На зеркало неча пенять, коли рожа крива

А после того как его не поняли, он обернул эту фразу против себя.

Повесть Старосветские помещики

Рассказ о двух старичках, живущих в своей усадьбе. В их жизни ничего не происходит. В конце повести они умирают.
К такому сюжету можно относиться по-разному. Чего добивался автор: сочувствия, жалости, сострадания? Может быть, так писатель видит идиллию закатной части жизни человека?

Совсем молодой Гоголь (ему было всего 26 лет на момент работы над повестью) так решил показать настоящую, подлинную любовь. Он отошёл от общепринятых стереотипов: романтики между молодыми людьми, бешеных страстей, измен, признаний.

Два старичка, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, никакой особой любви друг к другу не проявляют, о плотских потребностях тем более речь не идёт, тревожные волнения отсутствуют. Их жизнь — это забота друг о друге, стремление предугадать, ещё не озвученные желания, подшутить.

Но их привязанность друг к другу настолько велика, что после смерти Пульхерии Ивановны, Афанасий Иванович просто не может без неё. Афанасий Иванович слабеет, ветшает, как и старая усадьба, и просит перед смертью:

Положите меня возле Пульхерии Ивановны

Вот оно поденное, глубокое чувство.

Повесть Вий

Мистическая основа произведения, где нечистая сила и злые духи, объединившиеся против главного героя, составляют основу сюжета, пожалуй, самая невероятная гоголевская повесть.
Основное действие происходит в храме. Тут автор позволил себе впасть в сомнения, победима ли нечистая сила? Способна ли вера противостоять этому бесовскому разгулу, когда не помогает ни слово божье, ни совершения специальных таинств.

Даже имя главного героя — Хома Брут, подобрано с глубоким смыслом. Хома — это религиозное начало (так звали одного из учеников Христа — Фома), а Брут, как известно, убийца Цезаря и отступник.

Бурсак Брут должен был провести в церкви три ночи читая молитвы. Но страх перед восставшей из гроба панночки заставил его обратиться к небогоугодной защите.

Гоголевский персонаж борется с панночкой двумя методами. С одной стороны, с помощью молитв, с другой стороны, с помощью языческих ритуалов, начертания круга и заклинаний. Его поведение объясняется философскими взглядами на жизнь и сомнениями в существовании бога.

В итоге Хоме Бруту не хватило веры. Он отверг внутренний голос, подсказывающий:

Не смотри на Вия

А в магии он оказался слаб, по сравнению с окружающими сущностями, и проиграл эту битву. Ему не хватило нескольких минут до последнего крика петуха. Спасение было так близко, но бурсак не воспользовался им. А церковь так и осталась в запустении, осквернённая злыми духами.

«Совершенно встречал одни неудачи»: жизнь в Петербурге

Неизвестный художник. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1850-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург Петр Геллер. Николай Гоголь и Василий Жуковский у Александра Пушкина в Царском Селе (фрагмент). 1910. Изображение: pouchkin.com Натан Альтман. Николай Гоголь в Санкт-Петербурге (фрагмент). Иллюстрация к «Петербургским повестям» Николая Гоголя. 1934. Изображение: antik-dom.ru
Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать?» Литератор принимал жалобы, сшивал документы и выполнял мелкие поручения начальства, а в свободное время он сочинял повести о жизни в Украине. За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус.

Читайте также:
Что стало причиной предательства Андрия в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине.

Мёртвые души

Ту же самую задачу Николай Васильевич ставит перед собой в первом томе «Мертвых душ». Гоголь пояснял, что представленные в произведении помещики — это и есть душевные пороки, от которых нужно очищаться: паразитизм, безалаберность, скупость, грубость, панибратство, мошенничество. Показывая несовершенство и слабые места своих героев, автор словно призывает общество освободиться от этого.
Но поэму тоже восприняли, как критику помещичьей России. Увидели и призыв бороться с крепостным правом, хотя, по сути, Гоголь не был противником крепостничества.

Во втором томе «Мертвых душ» писатель хотел показать положительные примеры. Например, он нарисовал образ помещика Костанжогло настолько порядочным, трудолюбивым и справедливым, что к нему приходят мужики соседнего помещика и просят, чтобы он их купил.

Все задумки автора были гениальны, но он сам считал, что всё идёт не так. Не все знают, что в первый раз Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» ещё в 1845 году. Это не эстетический провал. Сохранившиеся черновые работы показывают, что талант Гоголя вовсе не иссяк, как пытаются утверждать некоторые критики. В сожжении второго тома проявляется требовательность автора, а не его помешательство.

Но слухи о лёгком помешательстве Николая Васильевича быстро расползались. Даже близкое окружение писателя, люди далеко не глупые, не могли понять чего писатель хочет от жизни. Всё это рождало дополнительные вымыслы.

А ведь была задумка ещё и по третьему тому, где должны были встретиться герои из первых двух томов. Можно только догадываться, чего лишил нас автор, уничтожая свои рукописи.

Популярные сегодня темы

Татьяна одна из второстепенных героинь рассказа Тургенева «Му Му». Автором она представлена 28 летней прачкой, которая не покладая рук трудится у одной из московских барынь

Главные герои – Сэм и Билли. Два взрослых человека решили провернуть серьёзное дело: их цель – провести спекуляции на земельных участках. Чтобы осуществить задуманную авантюру им необходима некоторая сумма денег

На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.

Софью, пожалуй, можно назвать главной положительной героиней в данном замечательном произведении, которое было написано Денисом Фонвизиным.

«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию

В. А. Соллогуб. Первая встреча с Гоголем*

В. А. Соллогуб. Первая встреча с Гоголем *

…В 1831 году летом я приехал на вакации из Дерпта в Павловск. В Павловске жила моя бабушка и с нею вместе — покойная тетка моя Александра Ивановна Васильчикова, женщина высокой добродетели, постоянно тогда озабоченная воспитанием своих детей. Один из сыновей ее , ныне умерший, к сожалению родился с поврежденным при рождении черепом, так что умственные его способности остались навсегда в тумане. Все средства истощались, чтоб помочь горю, но все было напрасно. Тетка придумала, наконец, нанять учителя, который бы мог развивать, хотя несколько, мутную понятливость бедного страдальца, показывая ему картинки и беседуя с ним целый день. Такой учитель был найден, и когда я приехал в Павловск, тетка моя просила меня познакомиться с ним и обласкать его, так как, по словам ее, он тоже был охотником до русской словесности и, как ей сказывали, даже что-то пописывал. Как теперь помню это знакомство. Мы вошли в детскую, где у письменного стола сидел наставник с учеником и указывал ему на изображения разных животных, подражая при том их блеянию, мычанию, хрюканью и т. д. «Вот это, душенька, баран, понимаешь ли? баран, — бе, бе… Вот это корова, знаешь, корова, му, му». При этом учитель с каким-то особым оригинальным наслаждением упражнялся в звукоподражаниях. Признаюсь, мне грустно было глядеть на подобную сцену, на такую жалкую долю человека, принужденного из-за куска хлеба согласиться на подобное занятие. Я поспешил выйти из комнаты, едва расслыхав слова тетки, представлявшей мне учителя и назвавшей мне его по имени Николай Васильевич Гоголь.

У покойницы моей бабушки, как у всех тогдашних старушек, жили постоянно бедные дворянки, компанионки, приживалки. Им-то по вечерам читал Гоголь свои первые произведения. Вскоре после странного знакомства я шел однажды по коридору и услышал, что кто-то читает в ближней комнате. Я вошел из любопытства и нашел Гоголя посреди дамского домашнего ареопага. Александра Николаевна вязала чулок, Анна Антоновна хлопала глазами, Анна Николаевна по обыкновению оправляла напомаженные виски. Их было еще две или три, если не ошибаюсь. Перед ними сидел Гоголь и читал про украинскую ночь. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!» Кто не слыхал читавшего Гоголя, тот не знает вполне его произведений. Он придавал им особый колорит своим спокойствием, своим произношением, неуловимыми оттенками насмешливости и комизма, дрожавшими в его голосе и быстро пробегавшими по его оригинальному остроносому лицу, в то время как серые маленькие его глаза добродушно улыбались и он встряхивал всегда падавшими ему на лоб волосами. Описывая украинскую ночь, он как будто переливал в душу впечатления летней свежести, синей, усеянной звездами, выси, благоухания, душевного простора. Вдруг он остановился. «Да гопак не так танцуется!» Приживалки вскрикнули: «Отчего не так?» Они подумали, что Гоголь обращался к ним. Гоголь улыбнулся и продолжал монолог пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражен, уничтожен; мне хотелось взять его на руки, вынести его на свежий воздух, на настоящее его место. «Майская ночь» осталась для меня любимым гоголевским творением, быть может, оттого, что я ей обязан тем, что из первых в России мог узнать и оценить этого гениального человека. Карамзины жили тогда в Царском Селе, у них я часто видал Жуковского, который сказал мне, что уже познакомился с Гоголем * и думает, как бы освободить его от настоящего места. Пушкина я встретил в Царскосельском парке. Он только что женился и гулял под ручку с женой, первой европейской красавицей, как говорил он мне после. Он представил меня тут жене и на вопрос мой, знает ли он Гоголя, отвечал, что еще не знает, но слышал о нем и желает с ним познакомиться * .

Читайте также:
«Мертвые души» Гоголя — горький упрек современной России но не безнадежный: сочинение

После незабвенного для меня чтения я, разумеется, сблизился с Гоголем и находился с того времени постоянно с ним в самых дружелюбных отношениях, но никогда не припоминал он о нашем первом знакомстве: видно было, что, несмотря на всю его душевную простоту (отпечаток возвышенной природы), он несколько совестился своего прежнего звания толкователя картинок. Впрочем, он изредка посещал мою тетку и однажды сделал ей такой странный визит, что нельзя о нем не упомянуть. Тетушка сидела у себя с детьми в глубоком трауре, с плёрезами, по случаю недавней кончины ее матери. Докладывают про Гоголя. «Просите». Входит Гоголь с постной физиономией. Как обыкновенно бывает в подобных случаях, разговор начался о бренности всего мирского. Должно быть, это надоело Гоголю: тогда он был еще весел и в полном порыве своего юмористического вдохновения. Вдруг он начинает предлинную и преплачевную историю про какого-то малороссийского помещика, у которого умирал единственный обожаемый сын. Старик измучился, не отходил от больного ни днем, ни ночью по целым неделям, наконец утомился совершенно и пошел прилечь в соседнюю комнату, отдав приказание, чтоб его тотчас разбудили, если больному сделается хуже. Не успел он заснуть, как человек бежит. «Пожалуйте!» — «Что, неужели хуже?» — «Какой хуже! Скончался совсем!» При этой развязке все лица слушавших со вниманием рассказ вытянулись, раздались вздохи, общий возглас и вопрос: «Ах, боже мой! Ну что же бедный отец?» — «Да что ж ему делать, — продолжал хладнокровно Гоголь, — растопырил руки, пожал плечами, покачал головой, да и свистнул: фю, фю». Громкий хохот детей заключил анекдот, а тетушка, с полным на то правом, рассердилась на эту шутку, действительно, в минуту общей печали, весьма неуместную. Трудно объяснить себе, зачем Гоголь, всегда кроткий и застенчивый в обществе, решился на подобную выходку. Быть может, он вздумал развеселить детей от господствовавшего в доме грустного настроения; быть может, он, сам того не замечая, увлекся бившей в нем постоянно струей неодолимого комизма. Впрочем, он очень любил это окончание едва внятным свистом и кончил им свою комедию «Женитьба». Я помню, что он читал ее однажды у Жуковского в одну из тех пятниц, когда собиралось общество (тогда немалочисленное) русских литературных, ученых и артистических знаменитостей. При последних словах: «Но когда жених выскочил в окно, то уже…» он скорчил такую гримасу и так уморительно свистнул, что все слушатели покатились со смеху. При представлении этот свист заменила, кажется, актриса Гусева словами: «так уж просто мое почтение», что всегда и говорится теперь * . Но этот конец далеко не так комичен и оригинален, как тот, который придуман был Гоголем. Он не завершает пьесы и не довершает в зрителе последней комической чертой общего впечатления после комедии, основанной на одном только юморе.

Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Кроме того Пушкин, сам будучи в Оренбурге, узнал, что о нем получена гр. В. А. Перовским секретная бумага, в которой последний предостерегался, чтоб был осторожен, так как история Пугачевского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников * . На этих двух данных задуман был «Ревизор», коего Пушкин называл себя всегда крестным отцом * . Сюжет «Мертвых душ» тоже сообщен Пушкиным.

Читайте также

Встреча[139]

Встреча[139] Под ногами — мелкие, гладкие, пестро-серые камешки берега. Слева — море, справа — обрыв. Обрыв невысокий, сажени три, глинистый, промятый тропинками. Сине-коричнев на желтом закате. По мере того, как двигаешься вперед, солнце то вспыхивает в просветах обрыва, то

Встреча

Встреча Тропинкой узкою я шел в ночи немой, И в черном женщина явилась предо мной. Остановился я, дрожа, как в лихорадке… Одежды траурной рассыпанные складки, Седые волосы на сгорбленных плечах — Всё в душу скорбную вливало тайный страх. Хотел я своротить, но места было

Моя первая встреча с Буниным

Моя первая встреча с Буниным 10 мая 1938 г. я поехал из Саркуля в Таллинн на лекцию Бунина, совершавшего поездку по государствам Прибалтики. В России и в эмиграции я лично с ним никогда не встречался, всегда ценя его как беллетриста, а еще больше как поэта. В Тапа наш поезд

С. Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем*

С. Т. Аксаков. История моего знакомства с Гоголем* ВСТУПЛЕНИЕ*«История знакомства моего с Гоголем», еще вполне не оконченная мною, писана была не для печати, или, по крайней мере, для печати по прошествии многих десятков лет, когда уже никого из выведенных в ней лиц давно не

Ф. В. Чижов. Встречи с Гоголем*

Ф. В. Чижов. Встречи с Гоголем* Я познакомился с Гоголем тогда, как он был сделан адъюнкт-профессором в С.-Петербургском университете*, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто, но я

Г. П. Данилевский. Знакомство с Гоголем*

Г. П. Данилевский. Знакомство с Гоголем* (Из литературных воспоминаний)IВпервые в жизни я увидел Гоголя за четыре месяца до его кончины.Это случилось осенью в 1851 году. Находясь тогда, в конце октября, в Москве, с служебным поручением бывшего в то время товарищем министра

Л. И. Арнольди. Мое знакомство с Гоголем*

Л. И. Арнольди. Мое знакомство с Гоголем* …Я жил тогда в Москве; сестра моя приехала из Калуги и остановилась в гостинице Дрезден*. При первом же свидании она объявила мне, что Гоголь здесь и в шесть часов вечера будет к ней. Я, разумеется, остался обедать и ждал Гоголя с

Встреча первая. Одесса, 1925 год…

Встреча первая. Одесса, 1925 год… …Лесь Курбас. – Микола Кулиш. – Владимир Маяковский. – Семен Кирсанов. – Исаак Крути. – Александр Головин. – Александр Закушняк. – Леонид Утесов. – Исаак Бабель. – Михаил Светлов. – Александр Козачинский. – Михаил Булгаков. –

Сочинение Чичиков в поэме Мертвые души (Образ и характеристика 9 класс)

Чичиков Павел Иванович выступает в образе главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Это мужчина средних лет. Воспитывался в бедной семье. С детства родители привили мальчику любовь к труду. Чичиков всегда стремился зарабатывать деньги. Когда парень пошел учиться, его отец советовал ему не перечить учителям. Чичиков должен был экономить деньги и отказывать себе в своих желаниях. Отец рекомендовал Павлу дружить только с богатыми людьми, потому, что от них можно получить выгоду.

Читайте также:
Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя (По книге Вечера на хуторе близ Диканьки): сочинение

Чичиков, слушая отца смог окончить учебу с хорошими отметками и прекрасными рекомендациями от педагогов. Он был хитрым. Чичиков просил одноклассников, что бы те с ним поделились, а затем эти вещи продавал им за деньги. Павел был смышленым и умным парнем. Однажды парень смастерил поделку из воска и продал ее. Потом он поймал мышку, выдрессировал ее и тоже получил от этого хорошую прибыль. Он был смышленым парнем с математическим складом ума. Он прекрасно считал в уме.

Внешность у Паши была довольно привлекательной. У него было красивое лицо и мужественный подбородок. Чичиков был слегка упитанным.

Главной целью Павла было разбогатеть. Он хотел жить на широкую ногу и ни в чем себе не отказывать. Чичиков хотел обеспечить себе и своим будущим детям безбедную жизнь. Закончив учебу, он сразу же отправился на службу. Он нравился своему начальству, потому что мастерски умел угождать. Когда Чичиков освоился, он начал брать взятки, за что и был уволен. За это время он накопил хорошую сумму денег.

Он постоянно выдумывал новые схемы и авантюры. Однажды он придумал закупить мертвые души и продать их дорого как живые. Чичиков был прекрасным психологом. Он умел находить подход к людям. Ему часто приходилось лицемерить. Он претворялся благородным человеком. Он прекрасно играл роль знатного и богатого человека. Единственное что могло выдать его бедное происхождение это незнание французского языка.

В принципе Павел был подлым и корыстным человеком. У него водились деньги. Чичиков всегда подавал милостыню нищим. С женским полом он старался не общаться потому, что был уверен, что до добра отношения ни приведут. Он не был романтиком.

Чичикова нельзя считать полностью отрицательным персонажем. У него были положительные качества, но все они меркли на фоне негативных черт характера. Мужчина был приспособленцем, эгоистом и жадным к деньгам. Но. Несмотря на это он умел веселиться и имел чувство сострадания.

Сочинение 2

Мы видим, что Чичиков у Гоголя образ необыкновенный, наделенный сверхмагической силой. Отношения писателя к герою, это его отношение к России.

С первых страниц произведения Николай Васильевич Гоголь дает нам полное представление о Чичикове. Жизнь у нашего героя была нелегкой. Рано оставшись без родительской поддержки, он вынужден пробиваться сам, благодаря своей изобретательности, хитрости. Помня наказ отца беречь каждую копеечку, наш герой прибегает к накопительству, используя свою служебную деятельность.

Одной из хороших качеств Чичикова – это умение не огорчаться по любому поводу. Кроме того про него можно сказать, что он был необыкновенным авантюристом и мошенником. Большой опыт, который накопился у него за время службы, особенно знание души у человека, не позволили ему впасть в отчаяние после краха, а наоборот, осуществить его прекрасную мечту. Именно сделка с «мертвыми душами» должна была принести ему значительный доход. Деньги для Чичикова являются не средством, а самоцелью. Он думает только об одном, стать состоятельным дельцом любыми средствами. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он становится изворотливым, упорным и деятельным. Было бы прекрасно, если бы он свои задатки употребил на общее дело Отчетливо показано, как Чичиков выделяется на фоне данного губернского общества, существовавшего в атмосфере застоя и косности. Павел Иванович мог очаровать и заговорить собеседника в любой ситуации, вызвав у окружающих восхищение. Все это является лишним доказательством, что Чичиков – прекрасный психолог.

Помимо этого, Чичиков, имея замечательное воспитание, втирается в доверие к провинциальным чиновникам, терпеливо выжидая удобного момента. Однако наряду с превосходством героя Гоголь показал и всю его подлость. Его мошеннический ход связан с человеческими несчастьями. Он заинтересован в том, чтобы умирало больше крестьян.

Общество губернского городка принимает Чичикова, потому что он представлен здесь миллионером. Его, как и местных господ, сближает одна общая черта-путь наживы. Гоголь сам не знает, кто Чичиков- подлец, или удачный предприниматель. Свой вопрос он ставит перед читателем, который должен решить, что больше в герое хорошего или плохого. И как бы там не было, Чичиков показан как человек новой эпохи ,который придет на смену плюшкиным и ноздревым.

Характеристика Чичикова

Чичиков является одним из центральных героев произведения великого классика. Именно вокруг Чичикова происходят все события поэмы. Раскрывая этот образ, писатель говорит нам о его происхождении и формировании характера.

С первых страниц произведения мы узнаем, что наш герой был родом из семьи дворян, но бедных. Самым главным состоянием, доставшимся ему от отца был совет-учиться и беречь имеющиеся у него деньги и слушать руководство. Однако Чичиков не стал прислушиваться к этим советам и сам пробивал себе дорогу в жизни, не надеясь ни на чье покровительство. Свое благополучие он делает чужими руками при помощи взяточничества, казнокрадства, обман. И никакие неудачи не могут нарушить его планы наживы. Мы видим, как Павел Иванович обладает всеми чертами характера местных помещиков. Он любезен и обходителен, как Манилов, полон фантазий, как Ноздрев, жаден, как Плюшкин. Со всеми помещиками наш герой смог найти общий язык. Как прекрасный психолог тронул самую чувствительную струну у каждого помещика, добившись при этом своей цели. Чичиков неплохой герой. В нем много положительных черт. Так, например, в сцене с Ноздревым, Чичиков, испугавшись, что тот его убьет, думает о том, что пропав, не оставил ни состояния, ни честного имени будущим детям.

Чичиков, скупая покойных крестьян, не считает это дело плохим. Ведь раньше обогащение, и не важно каким образом, было на первом месте. Конечно же Чичиков был карьеристом, спекулянтом и просто мошенником, но он обладал неиссякаемой энергией и огромным воображением. Его долго не могла подловить полиция. Испытав неудачи на службе, он не пал духом, а придумал новое дело, скупать мертвых крестьян. Герой поставил для себя сверхцель -стать обеспеченным господином любой ценой. Препятствием для задуманной цели стала Коробочка, которая, приехав в город, чтобы узнать цену за мертвую душу, поняла сомнительность данной сделки с Чичиковым. Так, наш герой терпит поражение.

Его общительность, деловая хватка не помогли Павлу Ивановичу разобраться, где кроются подводные камни. Буржуазный характер России помог приобрести ему черты, отличавшиеся от других людей того времени. И хотя его можно назвать славным малым, то все-таки он больше предприимчивый делец, к которым на Руси относились не очень хорошо. И возможно поэтому мы грусти, когда говорим о Чичикове, потому что наряду присутствующего в нем оптимизма есть и жажда наживы.

Читайте также:
Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Вариант 4

Павел Иванович Чичиков-это главный герой романа Николая Васильевича Гоголя “ Мертвые души”. Сюжет произведения автору подсказал А.С.Пушкин , поэтому можно сказать , что писатель в своем произведении отобразил реальность.

В самом начале он показался загадочным человеком .Автор особо не описывал его внешность, он лишь сказал, что мужчина был не худой, но и не толстый, не старый ,и не молодой. Чичиков был из обычной бедной семьи, но так как герой умел приврать или прельстить в нужный момент, то у людей, которые его окружали, создавалось ощущение того, что он богатый помещик из высоких чинов.

Прочитав роман, можно смело сказать, что Чичиков был очень хитрым и продуманным , эти черты характера стало видно тогда, когда герой делал визиты ко всем городским сановникам и льстил во время разговора с каждым из них. Все люди с которыми он общался, были без ума от него и давали ему только хорошие характеристики. Еще, перед вечеринкой герой очень много времени посвящал своему внешнему виду, стоя перед зеркалом в туалете. Скорее всего он делал это для того чтобы у людей , которые будут присутствовать на торжестве остались только хорошие впечатления о нем, а также для того чтобы никто не узнал, что он из средних чинов. Чичиков умел не только хорошо льстить, но и врать. Он был лицемером. Также в его образе проявляются такие черты характера, как хладнокровность и расчетливость.

Кроме отрицательных качеств у героя есть и положительные, но их значительно меньше. Он заботился о своем здоровье, поэтому не курил. Также он не играет в карты и другие азартные игры. Чичиков был бережлив и аккуратен. У героя был сильный характер, который он воспитал в себе. Также он часто защищал свою точку зрения и настаивал своем. Он ставил перед собой цели и добивался их, несмотря ни на что.

Главной целью Чичикова была скупка мертвых душ, для того чтобы получить деньги за них, а точнее наследство.

В одиннадцатой главе описывается семья героя. По ее прочтению сразу становится понятно то, почему Чичиков так хорошо умеет льстить и врать другим людям. Отец с детства говорил сыну о том, что деньги это главное в жизни. Когда мужчина отвозил ребенка в училище , то сказал ему беречь деньги, не заводить друзей, потому что они могут предать, и угождать учителям. Скорее всего именно из-за такого воспитания, он и стал таким лицемером.

Данного персонажа сложно назвать положительным героем, но и отрицательным его тоже не назовешь. В нем смешано очень много разных качеств, как плохих, так и хороших.

Образ Чичикова в поэме Мертвые души

Популярные сочинения

Это и то, и то, а зависит всё от многих факторов. В основном, для меня книга это лучший отдых… Зависит всё, во-первых, от того – любишь ли ты читать, вообще.

Паратов Сергей Сергеевич – один из главных героев пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Это успешный, богатый, уверенный в себе человек около тридцати лет. Он красив собою

Мама – это женщина, которая является одним из самых важных и любимых людей в жизни каждого человека. Будь то мальчик, девочка, мужчина или женщина, они всегда будут любить свою мать, которая их родила и воспитала.

Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” отличается своим разнообразием образов помещиков, но одним из центральных и основных является характеристика Чичикова, главного героя произведения.

О внешности помещика известно, что он ни худой, ни толстый, ни стар, ни слишком молод (средних лет). Он был доброжелательным, легко находил общий язык с людьми и подход к каждому отдельному человеку, что помогло ему скупать мертвые души. Главный герой поэмы был невероятно энергичным человеком, с невероятным запасом сил.

Чичиков любит льстить людям, скрытный, так как ничего не рассказывает о себе. Также одной из особенностей помещика было чинопочитание. Чичиков занимал пост коллежского советника, хоть и происходил не из знатной, бедной семьи. Он был воспитанным, находчивым, умным, настойчивым, продуманным, аккуратным, расчетливым, с хорошими манерами, умел располагать к себе людей Чичиков – целеустремленный человек, добивается своего, сумел даже приумножить полученную сумму.

Его целью было скупить мертвых крепостных крестьян, то есть стать их владельцем только на бумаге. После приобретения большого их количества, например тысячи, ему должны были выдать около 200 рублей за каждого. В будущем на эти деньги Чичиков хотел купить себе имение. Это говорит нам о том, что он хитрый, лукавый, в какой-то степени нечестный человек, который обманом выкупил души крестьян у других помещиков.

Автор неоднократно отмечает умение Чичикова подстраиваться под окружающих его людей:

С Маниловым он добродушный, любезный и в целом подражает хозяину дома.

С Коробочкой становится резким, нервным, потому что помещица ничего не понимает, сам становится дубинноголовым.

С Ноздревым Чичиков непредсказуемый, так и не смог стать им, так как не знает, что ждать от него.

С Собакевичем помещику даже не надо перестраиваться, так как хозяин дома такой же, как и он сам: бережливый, расчетливый, который даже не удивился при известии о покупке мертвых душ.

С Плюшкиным Чичиков был на равных, так как Плюшкин самый обычный помещик. В целом, он общался с ним их жалости, так как видел насколько плохая жизнь у этого человека.

В своем произведении Николай Гоголь хотел показать образ мерзкого, гнилого помещика, который по-настоящему являлся той самой мертвой душой. Свою огромную энергию Чичиков направляет не в то русло, на плохие поступки.

Вариант 2

Павел Иванович Чичиков представляет собой главный персонаж произведения и олицетворяет своим образом общественное положение российской действительности того времени.

Раскрывает образ Чичикова писатель путем повествования о его встречах с представителями русского помещичьего сословия с целью скупки бумаг умерших крестьян (мертвых душ).

Чичиков являет собой мужчину средних лет, приятной внешности, в меру упитанного, имеющего лестный голос. Павел Иванович служит в довольно высоком чине коллежского советника.

С раннего детства Чичиков поставил перед собой цель достичь значительных высот в жизни и приобрести огромное богатство, поэтому воспитал в себе многочисленными способности. Павел Иванович хорошо разбирается в математических науках, поскольку получил хорошее образование и обладает мыслительной логикой и изворотливостью ума. При этом Чичиков отличается осторожностью, осмотрительностью, умением подмечать важные мелочи.

Для достижения собственных целей герой произведения может быть хитрым, лукавым, терпеливым, подхалимом, применяя только ему известны психологические приемы к собеседнику и меняя поведенческую манеру, речевой стиль в зависимости от обстоятельств. При этом он тверд в своих убеждениях на пути к получению богатства, поэтому страх ему не характерен.

Читайте также:
Живая Россия в поэме Гоголя «Мертвые души»: сочинение

Образ Чичикова характеризуется невероятной многогранностью, выражающейся в умении изобразить из себя светского, грамотного и порядочного человека с показной доброжелательностью, которая применяется лишь как средство выгодного использования расположения нужных людей.

Умело приспосабливаясь и подстраиваясь к каждому нужному ему человеку, Чичиков проявляет удивительную изворотливость, находчивость и упорство. Общаясь с бесцветным Маниловым, Павел Иванович раскрывается в образе деликатного, чувствительного и предупредительного гостя, умеющего сладко льстить и лебезить. Уговаривая мелочную Коробочку согласиться на сделку по продаже мертвых душ, Чичиков открывается с противоположной стороны, поскольку действует грубо, нагло, напористо, без церемоний. В усадьбе самовлюбленного Ноздрева герой старается до последнего подражать наглому и лживому хозяину, обращаясь с ним фамильярно в хамском тоне. И с грубым Собакевичем, и с жадным Плюшкиным Чичиков умело и талантливо играет нужные ему роли, заставляя помещиков искренне ему поверить.

Изменять облик и поведение Чичикову не сложно, поскольку характерные качества помещиков составляют основу его собственной натуры и проявляются в нем самом. Однако в отличие от помещиков Чичиков наделен необычайной энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но все эти черты главного героя присутствуют в нем в отсутствие моральных и нравственных принципов, не слыша тихого голоса совести. Ведь для получения собственной выгоды Чичиков идет на махинации, обман, оскорбления и взяточничество.

Описывая образ своего героя, писатель представляет пример человека нового образа жизни, новой формации, предпринимателя, обладающего торговой жилкой и стремящегося к постоянному получению собственного дохода.

Сочинение Характеристика и образ Чичикова

Чичиков, является главным героем произведения, где во всей поэме идет речь практически о нем. Когда поэт делал его главным героем, не давал не какой гарантии, что образ созданного его главного героя придется по душе его читателям. Уже в начале поэмы, становиться понятным образ и характер Чичикова. Сначала Иван Васильевич, показывает своего героя с положительной стороны. Павел Иванович Чичиков, умел правильно и культурно общаться с окружающими, не зависимо от их возраста и статуса.

Автор принимает решение, рассказать о биографии Чичикова, каким он был и каким стал. Уже с юных лет папа Павла, учил его самым простым истинам жизни, к примеру: что к каждой монете, нужно относиться с умом и беречь ее. И эта, правда, жизни, ему не плохо помогло, он научился находить свою выгоду практически во всем. С возрастом, он учиться находить общий язык с людьми.

Чичиков оканчивает институт с отличием, и с отметкой о безупречном поведении. Задумываясь о дальнейшей жизни, он представляет себя только человеком успешным и с достатком. Весь негатив его характера раскрывается на его работе в разных местах. Благодаря взяткам и крупным махинациям, он становиться успешным. Но его быстро выводят на чистую воду, и происходит полнейшее банкротство. В результате нескольких неудачных попыток стать успешным, Павел Иванович решает, что ему нужно приобрести мертвые души. Он знал, что во время глобальных проверок, владельцев душ сильно бьет по карману. И понимал, что недорого, получается, считать тех, кто умер во время перерыва между проверками живыми.

И он решает приехать в город чиновников, и его целью становятся мертвые души. Присутствуя на многих мероприятия, он заводит много приятелей чиновников, и у них пытается выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души.

Автор раскрывает его характер с отрицательной стороны, тем, что он является хладнокровным и расчетливым. У него и там появляются друзья. И показав свои качества мечтателя, от них получает мертвые души.

«Подлецом» – называет его Николай Васильевич Гоголь, так как его плохие качества полностью перекрывает его положительные черты.

Сочинение 4

Поэма «Мертвые души» считается самым лучшим творением Гоголя. Идею содержания книги автору подсказал А.С. Пушкин. В поэме автор описал жизнедеятельность и нравы социальных слоев общества. В книге полностью описаны владельцы крепостных душ, помещики и чиновники.

Основным героем книги является Павел Чичиков. От начала до конца произведения Чичиков остался загадочным персонажем. Он был разнохарактерным человеком и постоянно менялся. Он копировал манеры разговора и поступки своих знакомых. Парень изучал всех людей и мог выпутаться из любой ситуации, и не упускал свою выгоду.

С Маниловым герой вел себя высокомерно, льстиво и любезно. При общении с наглым обманщиком Ноздревым старался уподобиться собеседнику для собственной выгоды. Чичикову получилось понравиться Плюшкину, который потерял связь с настоящим миром и обходительностью. Для своей выгоды герой исполнил роль человека, склонного убить крестьянина, чтобы спастись от уплаты подати.

Чичикову не доставляло труда постоянно изменять внешность, поскольку он владел характерными чертами, присуще богатым помещикам. Оставаясь наедине с собой, герой показывал свои истинные качества. Прогуливаясь по городу, Павел Чичиков оторвал приклеенную афишу, чтобы потом прочитать. Он прочитал афишу и положил его в ларчик. Так он повторял привычку Плюшкина. Неопределенность и бесцветность характера героя выявляют его схожесть с Маниловым. И поэтому чиновники города строили догадки, пытаясь разгадать личность Павла. Привычка раскладывать все вещи по местам сближает героя с Коробочкой. Ноздрев нашел схожесть Чичикова с Собакевичем. В Чичикове отразились все черты характера помещиков, маниловская любовь к пустой болтовне, мелочность и самовлюбленность, скопидомство и грубость.

В то же время герой выделяется собственными качествами. В отличие от помещиков и чиновников, у героя была особая энергия, целеустремленность и деловая хватка. Деятельность чиновников заметно повлияла на манеру поведения и речь Чичикова. По истечению времени душа Чичикова, как и у помещиков полностью омертвела. Павел лишен всяких человеческих чувств и совсем не радовался жизни. Чтобы достигнуть цели он не показывал ни гнева, ни радости. К концу поэмы автор описал биографию Чичикова. Детство Павла было тусклым. Он не испытал материнской любви. У него не было друзей. Ему пришлось терпеть упреки больного отца. Детство отрицательно подействовало на его будущее. В наследство от отца Чичиков получил только наставление хорошо учиться и беречь последнюю копейку. Мальчик хорошо усвоил наставления и определил перед собой цель стать состоятельным.

Сочинение Чичикова – герой произведения Мертвые души

Чичиков считается центральной фигурой этой поэмы. Мужчина средних лет, который вырос в малообеспеченной семье. Следует отметить, что родители приучали ребёнка постоянно трудиться. Чичиков желал стать обеспеченным человеком. Когда парень отправился на учёбу, то отец рекомендовал ему не ссориться с учителями. Чичиков обязан был экономно вести бюджет и не использовать попусту деньги. Отец рекомендовал ему обеспеченными людьми, так как они приносят практическую пользу.

Чичиков, слушая отца, он замечательно учился и благодарности педагогов. Он выдумывал разные комбинации, которые ему приносили деньги. Он просил своих одноклассников, чтобы они отдавали свои вещи, а затем пускал их в реализацию. Павел оказался смышленым и умным человеком. Однажды он смастерил подделку из воска и заработал деньги. Потом он взял мышку, занимался её дрессировкой, продав, получил хорошую прибыль. Парень постоянно рассчитывал свои поступки. Он замечательно считал в уме.

Читайте также:
Картина духовного обнищания и омертвения: сочинение

Его внешние данные привлекали внимание женщин. У него были привлекательные черты лица. Он имел плотное телосложение.

Основной целью Павла было получение богатства. Он хотел хорошо жить. Чичиков желал обеспечить достойную жизнь детям. Закончив обучение, он поступил на работу. Он нравился вышестоящим чиновникам, так как выполнял их капризы. Когда Чичиков освоился, он стал брать взятки, поэтому его уволили. Потом он собрал приличные деньги.

Он выдумывал разные комбинации. Однажды он придумал закупать мёртвые души и продавать их дорого в качестве живых. Чичиков был замечательным психологом. Он располагал людей к себе. Он систематически лгал и обманывал других людей. Он притворялся воспитанным человеком. Он замечательно играл роль благонадёжного гражданина. Однако, незнание французского говорило, что он из бедной семьи.

В основном Павел оказался человеком, который ищет выгоду. У него постоянно были деньги. Чичиков давал бедным людям деньги на еду. Женщин он избегал, так как понимал, что добра от них не добьётся.

Чичикова невозможно считать полностью плохим человеком. У него есть ценные душевные качества, но плохих качеств характера в нём больше. Мужчина прекрасно встраивался в систему, был эгоистом и скупым человеком. Однако, он умел веселиться и сочувствовать.

Постарайтесь использовать эти сведения для написания сочинения по образу Чичикова в конкретной поэме.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который негативно относился к власти в свое время. Некоторые его произведения показывали все пороки людей, занимающих высокие должности

Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

Древнерусское произведение представляет собой эпическую поэму, созданную неизвестным автором, предположительно старым монахом, повествование которой посвящено реальным событиям, произошедшим в русской истории

Когда-то давно жило племя сильных и смелых людей. Но случилось так, что пришли другие, более сильные племена и вытеснили этих людей вглубь леса. Там росли старые деревья, ветви их сплелись и не пропускали солнечный свет,

Образ Чичикова в поэме “Мертвые души”

Образ Чичикова в поэме “Мёртвые души” создан Николаев Васильевичем Гоголем с таким мастерством, что он стал бессмертным в русской и мировой литературе. Главный герой поэмы – отражение эпохи, в нём воплотились черты всего самого отвратительного, самого типичного и самого очаровательного, что свойственно гоголевской современности.

Лучший мошенник и подлец в русской литературе

Чичиков как литературный персонаж уникален своей многослойностью и разноплановостью. В нём сочетаются самые низменные черты, которые только могут быть присущи человеку, с самыми достойными качествами. Чичиков неповторим ещё и тем, что его целеустремлённость, находчивость и предприимчивость не знает границ. Упорство, с которым герой движется к цели достойно подражания, чего нельзя сказать о методах и принципах, которыми движим Павел Иванович.

Николай Васильевич Гоголь настолько тщательно проработал образ главного героя, что при всех отрицательных характеристиках, он вызывает явную симпатию, благодаря своему обаянию, старанию и стремлению к мечте. Кроме того, высокая самооценка героя придаёт особую ироничность образу Чичикова, который считал себя “привлекательным”, а в особенности благодаря округлому подбородку. Самоуверенность в своей привлекательности у Павла Ивановича настолько трогательна, что читатель невольно соглашается с этим фактом. В свою очередь дамы считают Чичикова достаточно интересным именно из-за его ореола таинственности и светских манер. Подкупает также в персонаже тяга к безупречности: костюм, парфюм, экипаж – всё в мошеннике прекрасно, он очень аккуратен, не допускает небрежности и беспорядка.

Внешность и манеры Павла Ивановича

В начале поэмы перед нами предстаёт мужчина средних лет (“не стар, но и не слишком молод”), которого природа не наградила особой красотой, мужественными чертами, ростом и фигурой. Однако обаяние и умение держать себя чудесным образом стало основным инструментом, который помогал Чичикову завоёвывать расположение окружающих.

Чувство собственного достоинства у нашего персонажа настолько развито, что он не терпел даже неприятных запахов в своём присутствии, не то что вульгарностей, фамильярности или бранных слов. Несмотря на то, что происхождение не давало Павлу Ивановичу повода для гордости, он “выжал” максимум из своих манер, тона, тембра голоса и умения вести беседу. Это умение служило предметом восхищения всех окружающих. Даже, работая на таможне, во время обысков контрабандистов, он был настолько вежлив и деликатен, что слухи о его мастерстве и такте дошли до начальства. Этот талант открывал все двери, помогал покорять новые высоты. Умение “искусно польстить каждому” стало его визитной карточкой.

Любовь и дружба – вещи, которых главный герой не знал и не желал знать. Ещё отец завещал Павлуше не водить дружбы с равными себе, подчёркивая бесполезность этого явления. Женщин же Чичиков сторонился, отлично усвоив чью-то мудрость, что от них одни растраты и проблемы. Он не позволял своему сердцу быть открытым, а женскую красоту расценивал, как искусство, издалека.

Чичиков – оригинальный персонаж

В главном герое есть что-то от образа каждого из помещиков, но эти качества не доведены до абсурда. Он деловит и горяч, как Собакевич, умеет копить, как Плюшкин, но с умом, а не слепо и бесцельно. Хозяйственность, свойственная Коробочке, есть и у Чичикова, а по части вранья и спускания денег в своё удовольствия, он мог бы соперничать с Ноздрёвым.

Краткий анализ глав, в которых повествуется о посещении Павлом Ивановичем помещиков, даёт чёткую картину этой закономерности: он такой же, как и другие помещики, но на порядок совершеннее в своём развитии. Его пороки тщательно завуалированы, даже отсутствие хорошего образования тщательно спрятано за умение держаться и осведомлённостью во всех сферах жизни общества.

Вывод напрашивается сам: Чичиков – человек особого склада, он чудовищно безнравственен, хитёр, изворотлив и удивительно активен.

Основа жизни для чичиковых – материальное обогащение; прочный капитал – без него герой не видит будущего, не хочет строить семью. Деньги – самое важное, что есть в жизни Павла Ивановича, они вдохновляют его на “подвиги”, заставляют забывать о добре, любви к ближнему, нравственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: