Новые грани характера Чичикова в романе «Мертвые души»: сочинение

Образ и характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя

Главный герой поэмы «Мертвые души» – Павел Иванович Чичиков. Сложный персонаж литературы открыл глаза на события прошлого, показал многие скрытые проблемы.

Образ и характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души» позволит разобраться в себе и найти черты, от которых нужно избавиться, чтобы не стать его подобием.

Внешность героя

Главный герой – Павел Иванович Чичиков не имеет точного указания на возраст. Можно заняться математическими подсчетами, распределив периоды его жизни, ознаменованные взлетами и падениями. Автор говорит, что это мужчина средних лет, есть еще более точное указание:

Другие черты внешности:

Чичиков приятен внешне, но красавцем его никто не называет. Полнота находится в тех размерах, что толще ему быть уже нельзя. Кроме внешности у героя приятный голос. Именно поэтому все его встречи строятся на переговорах. Он легко разговаривает с любым персонажем. Помещик внимателен к себе, он тщательно подходит к выбору одежды, пользуется одеколоном. Чичиков любуется собой, ему нравится своя внешность. Привлекательнее всего для него – подбородок. Чичиков уверен, что эта часть лица выразительна и красива. Мужчина, изучив себя, нашел способ очарования. Он умеет вызвать симпатию, его приемы вызывают обворожительную улыбку. Собеседники не понимают, какая тайна скрывается внутри обычного человека. Тайна – умение нравиться. Дамы называют его прелестным созданием, выискивают в нем даже то, что скрыто от взгляда.

Личность героя

Павел Иванович Чичиков имеет довольно высокий чин. Он коллежский советник. Для человека

Положительные черты характера Павла Ивановича

У персонажа очень много черт, которые не позволяют относиться к нему только к отрицательному персонажу. Его желание – скупить мертвых душ пугает, но до последних страниц читатель находится в недоумении, зачем помещику умершие крестьяне, что задумал Чичиков. Еще один вопрос: как додумался до такого способа обогащения и повышения своего статуса в обществе?

Какие черты можно считать положительными:

    бережет здоровье, он не курит и следит за нормой выпитого вина.

не играет в азартные игры: карты.

верующий человек, перед началом важного разговора мужчина по-русски крестится.

жалеет бедных и подает милостыню (но это качество нельзя назвать сострадательностью, оно проявляется не к каждому и не всегда).

лукавство позволяет герою скрыть истинное лицо.

аккуратен и бережлив: вещи и предметы, которые помогают сохранить в памяти важные события, хранятся в шкатулке.

Чичиков воспитал в себе сильный характер. Твердость и убежденность в своей правоте несколько удивляет, но и покоряет. Помещик не боится делать то, что должно сделать его богаче. Он тверд в убеждении. Такая сила нужна многим, но большинство теряются, сомневаются и сходят со сложного пути.

Отрицательные черты героя

Есть у персонажа и отрицательные качества. Они объясняют, почему образ был воспринят обществом, как реальный человек, сходство с ним находили в любом окружении.

    никогда не танцует, хотя с усердием посещает балы.

любит поесть, особенно за чужой счет.

лицемерен: может расплакаться, наврать, прикинуться огорченным.

обманщик и взяточник: в речи звучат утверждения честности, но на деле все говорит об обратном.

хладнокровие: вежливо, но без чувств Павел Иванович ведет дела, от которых у собеседников все сжимается внутри от страха.

Чичиков не испытывает к женщинам нужного чувства – любви. Он просчитывает их как предмет, способный дать ему потомство. Даже понравившуюся даму он оценивает без нежности: «славная бабешка». «Приобретатель» стремится создать достаток, который достанется его детям. С одной стороны, это положительная черта, подлость, с который он к этому идет, – отрицательна и опасна.

Нельзя точно описать характер Павла Ивановича, сказать, что это положительный персонаж или отрицательный герой. Реальный, взятый из жизни человек и хорош, и плох одновременно. В одном персонаже соединились разные личности, но его стремлению – достичь поставленной цели, можно только позавидовать. Классик помогает молодым людям остановить в себе черты Чичикова, человека, для которого жизнь становится предметом наживы, теряется ценность существования, таинство загробного мира.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой сочинение 9 класс

Если уж Павел Иванович герой эпохи, тем более новый, то я бы сказала, что это ирония. Я слышала уже, что его так называли и критики, и сам автор… Но это, как у Печорина – он совсем не героическая личность, а просто он отражает общие черты молодых людей той эпохи.

Итак, Чичиков, действительно, противопоставлен всем остальным персонажам. И он очень отличается от других, более «серых», старых и отсталых. Они живут в прошлом, в основном, вот только Манилов живёт в своих воздушных замках. Коробочка – в своей глупости, Плюшкин – в эгоизме, как и Собакевич… Только Чичиков предпринимает! Да, он мошенник, конечно. Никто не учит брать с него пример, но по крайней мере в нём чувствуется стремление, энергия. Надо же было придумать такое – покупать фиктивно мертвых крестьян… Это неожиданная и смелая идея, она идёт против старых норм морали. То есть Чичиков вполне энергичный и предприимчивый, хитрый человек. Он не ждёт, что на него свалится богатство, а рискует. Тут он как будто будущий Бендер Остап.

Ещё Чичиков нов тем, что он со всеми находит общий язык. Удивительно, какие характеры встречается на его пути! И он ведёт ведь с ними дела. Иногда ему очень тяжело уговорить человека на сделку, но ему удаётся всё-таки найти ключи к каждому.

Формально он соглашается с традициями общества, но уже достаточно умён, чтобы их не соблюдать, использовать их в своих интересах. Он не воюет с системой, не революционер он совсем, но он бы хотел «обставить» всех.

Если бы его энергию направить на какое-то благое дело… Но получилось так, что герой в итоге всё проиграл.

Новый герой после ещё раз появится в произведении другого великого писателя – Булгакова в собственных «похождениях». Это ещё раз доказывает живучесть, энергичность данного образа.

Появление такого (анти) героя, думаю, говорит о том, что система (общество, государство) ослабела. Люди уже сами не верят в свои идеалы, появляются такие странные персонажи, которые думают только о себе. И тут Павел Иванович, будто хищник, готовый уничтожить (обмануть) слабого духовно. А дальше будут революционеры, разрушающие общество физически.

Читайте также:
Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя: сочинение

Чичиков как новый герой эпохи

Главным героем поэмы «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Павла Ивановича воспитывал больной отец и всегда учил, что нужно быть терпеливым и дожидаться нужного момента. Отец всегда убеждал сына, что ему стоит хорошо учиться, чтобы добиться чего-то в жизни. Он говорил, что Чичиков должен прислушиваться к учителям. Павел Иванович Чичиков сделал, так как ему советовал отец и вырос эгоистичным человеком. Его жажда денег заполонила его разум и вскоре он думать ни о чем другом не мог.

Отец всегда призывал сына держаться ближе к богатым людям и научиться беречь свои деньги. Лучше чтобы Чичикова угощали, а он не растрачивал свои деньги впустую. Чичиков хорошо извлек урок, полученный от отца, и во всем старался найти для себя выгоду. Окончив училище благодаря тому, что он смог найти подход к учителю. Чичиков был очень бережливым и мог даже продать своим же товарищам их же угощения. Зарабатывания денег для Чичикова стала одержимой мыслью.

Приехав в город, который находился не так далеко от Москвы и Петербурга Чичиков начинает скупать у горожан души мертвых крепостных. Павел Иванович был не красавец, но умел понравиться людям. Он всегда хорошо выглядел, для него это было очень важно. Чичиков подходил с особой скрупулёзностью к своему внешнему виду. На протяжении времени нахождения Чичикова в городе он стал занимать особую нишу среди горожан.

Людям, которые занимали высокие посты, Чичиков льстил и относился к ним с уважением. С остальными он мог позволить себе грубость и смотрел на них свысока. Чичиков умел расположить к себе людей и пользовался уважением у горожан. Его считали умным и порядочным человеком, который хотел улучшить их жизнь.

Чичиков умел найти подход к любому человеку, он чувствовал человеческую натуру. Во времена, когда он проходил службу на таможне он долго втирался в доверие к начальству. В момент, когда они ему поверили и повысили его Чичиков начал свои промыслы. Единственный раз он оступился это в тот момент, когда втянул в свою аферу своего друга, но после ссоры оказалось что они пошли доносить друг на друга.

После этого Чичиков действовал сам и решил по приезду в город скупить души умерших. Чичиков сумел даже на смерти заработать денег. На протяжении поэмы Чичиков поменял даже немного свой образ в тот момент, когда обрел большую уверенность в своих действиях. Он стал более уверенным в себе и даже в какой-то степени наглее.

Общие черты мошенников в литературе

Происхождение мошенников в европейской литературе обычно очень туманно, как и происхождение Чичикова, родители которого: «были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает», причем о его матери Гоголь не упоминает вовсе. Нет и в их портретах никаких примечательных черт, иначе их можно было бы опознать и раскрыть. Вот и главного героя поэмы «Мертвые души» Павла Ивановича – автор описывает как ни рыбу ни мясо: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Основная мотивация действий Чичикова также совпадает с мотивацией его собратьев в европейской литературе жанра плутовского романа: сиюминутная выгода и богатая жизнь в будущем.

Вариант 3

Господина Чичикова можно назвать весьма ярким представителем новейшего времени, и автору весьма успешно удалось показать основные черты характера этого героя, которые нашли воплощение в его деятельности и действиях в произведении. Будучи представителем возникающей идеи капитализма, Чичикова можно назвать революционной личностью, которая хотела дополнять существующий мир новейшими идеями и планами. После того, как образ данного персонажа был закреплен писателем, стоит сказать о том, что его уникальность и вечность в дальнейшем использовались в литературе для того, чтобы попытаться показать схожие черты характера в других героях. Стоит отметить, что с таким типажом личности можно найти пересечение практически в любой точке планеты и в любой отрезок времени. Это говорит о том, что произведения остается актуальным и по сей день, и автору удалось затронуть весьма проникновенную и вечную тему.

Чичикова можно смело называть самым ярким представителем личности для своего времени. Ведь, он, пытался придумать нечто весьма необычное и неординарное, а это, является показателем того, что герой мыслил нешаблонно, нестандартно и крайне интересно и впечатляюще. Нашли плутовские герои воплощение и в европейской литературе. И для читателей первое время наблюдать за главными героями, которые являлись разбойниками или бандитами, было крайне удивительно и необычно. Стоит сказать о том, что образы данных героев получались крайне смелыми и неординарными, что говорит о новаторских идеях и воплощениях автора.

С одной стороны, может показаться, что появление в герое таких качеств является весьма непредсказуемым процессом, и его предпосылки к такому поведению являются весьма странными, однако, еще с раннего детства герой был приучен к тому, что деньги и накопительство, является показателем успеха и процветания. Стоит добавить, что мечтой героя являлось не стать богатым, пройдя тернистый путь и страдания, а разбогатеть сиюминутно, быстро. Однако, автор дает четкое понятие тому, что ждет Чичикова в конце произведения, когда он понимает, что не придет к успеху намеченным путем, и, соответственно, начинает жалеть о своих решениях, которые он принимал. Чичиков стремился найти нечто неординарное и нестандартное, но в своих поисках он не учел некоторый ряд событий, которые говорили бы о том, что его план не сработает. Однако, герой получился крайне ярким и интересным.

Чичиков – герой своего времени. Сочинение по повести Н. Гоголя «Мертвые души»

У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод…» Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель». Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.

Читайте также:
Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»: сочинение

Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни — деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой».

Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?… и почему должен я пропасть червем?» Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни. Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой. Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало. Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее». Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума — мертвые души. Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души».

И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени», «дельца», «спекулянта»: и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах — «все оказалось, что нужно для этого мира». Одного только не оказалось в ловком предпринимателе — живой человеческой души. Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни. Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями». И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым. Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем?

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» — господин Чичиков. Начало к оценке этого образа дает авторский портрет, с которого, собственно, и начинается повествование. Согласно ему, этот господин был «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Подобная внешность, в которой отсутствуют какие-либо характерные черты, настраивает читателя на восприятие образа «маленького человека». Конечно же, Чичиков — образ совершенно новый в русской литературе тех лет. Но это не означает, что у него нет литературных родственников. Анализируя имена и ассоциации, которые возникают в поэме в связи с Чичиковым, можно сделать вывод: в первую очередь, в этом образе синтезируются персонажи, завещанные пушкинской традицией. Если обратиться к истории создания поэмы, необходимо принять во внимание факт, документированный самим писателем. Осенью 1835 года Гоголь беседовал с Пушкиным. Пушкин в заключение беседы убеждал Гоголя приняться за обширное повествование и даже подарил ему свой собственный сюжет. Кроме того, Гоголь считал Пушкина своим литературным наставником, к мнению и опыту которого он не мог не прислушаться.

Образы пушкинских произведений нашли свое художественное осмысление и воплощение в творчестве Гоголя. Правда, пушкинский светский романтик и разбойник в облике рыцаря наживы, стяжателя и демонического эгоиста Германна отображен у Гоголя в пародийной проекции. Вспомним Чичикова в сценах приготовления к балу и самого бала. Приободренный любовным посланием неизвестной дамы, он, в духе романтического героя, погружается в весьма благостное и взволнованное настроение: «А письмо очень, очень кучеряво написано!» Готовясь к балу, Чичиков очень много времени уделяет своему туалету. Крутясь возле зеркала, сделал самому себе «множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком… Наконец он слегка трепанул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!» — и стал одеваться». Проведем параллель и вспомним, как готовился к балу пушкинский Онегин: Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил И из уборной выходил Подобный ветреной Венере. Далее Чичиков проявляет себя совершенно неожиданно. Увидев на балу молоденькую дочку губернаторши, он «остановился вдруг, будто оглушенный ударом». Но, в отличие от Онегина — гения в науке «страсти нежной», — гоголевский персонаж оказывается ловеласом никудышным: «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин» (герои модных повестей). Но Чичиков не только пародийный герой-любовник, он и пародийный романтический разбойник, по словам дамы, приятной во всех отношениях он врывается к Коробочке, «вроде Ринальдо Ринальдини»; к тому же он замыслил увезти губернаторскую дочку («правдивые» показания Ноздрева, который, по его же словам, находился в тесных отношениях с Чичиковым, вознесли эту выдумку в ранг реального события). Чичикова отождествляют и с капитаном Копейкиным, делателем фальшивых ассигнаций, бежавшим из соседней губернии от законного преследования. Правда, этот факт позже вызвал сомнение у чиновников: «ведь капитан Копейкин… без руки и ноги, а у Чичикова…» Чичиков — демоническая личность, он ассоциируется с Наполеоном, которого держали на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, а теперь выпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Конечно, чиновники этому не поверили, а, впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень похоже на портрет Наполеона. «Полицеймейстер, который служил в кампанию 12 года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова, и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок». Описание сходства Чичикова с Наполеоном — пародийная цитата соответствующего места из «Пиковой дамы»: у Германна «профиль Наполеона»; «он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона». Именно в этом пародийном сравнении Чичикова, мелкого мошенника и проныры, с образом романтического героя, романтического разбойника, вершителя судеб мира Наполеона и состоит новаторство Гоголя. Это сравнение позволяет выделить основную мысль автора: чичиковы — «маленькие людишки», в чьих руках именно сейчас находится управление миром. Они знаменуют время, когда порок перестал быть героическим, а зло — величественным. Впитав в себя все романтические образы, он обесцветил их и обесценил, поставив во главу всех моральных ценностей передаваемый по наследству лозунг: «Копи копейку». Однако Гоголь, в соответствии с христианским мировоззрением, устами Муразова дает Чичикову шанс на исправление и перерождение: «Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добывания своей копейки!» Гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла в его крайних проявлениях -— низких, мелочных и смешных. Зло существует не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. И именно в беспросветности его таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения.

Читайте также:
Гоголевская «ситуация ревизора»: сочинение

Предложения интернет-магазинов

Образ и характеристика Чичикова в поэме Мертвые души

В произведении Гоголя Мертвые души образ Чичикова один из основных, ведь с его помощью автору удалось отобразить жизнь различных слоев населения. Чичиков помог ближе познакомиться с бездушными помещиками и чиновниками, открывая каждому глаза на события прошлого, а вместе с тем, встречи с разными персонажами раскрывали читателю образ Чичикова в поэме Мертвые души и знакомили нас с его характером. Давайте остановимся на образе Чичикова в нашем сочинении, и попробуем понять, что это за человек, какие черты характера были присущи людям того времени, и от чего нужно избавляться, чтобы не уподобляться Чичикову.

Мертвые души образ Чичикова

Целых семнадцать лет работал Гоголь над своим произведением Мертвые души, чтобы воссоздать картину русских реалий, раскрывая образы и характеры разных типов людей, в том числе создавая и образ Чичикова, который выступил перед нами талантливым аферистом. Со слов автора, этот герой олицетворяет страшную и подлую силу, что никак не способствует развитию и возрождению страны. Так что из себя представляет Чичиков? Это образ героя или антигероя? Чтобы это понять, давайте остановимся на его внешности, характере и характеристике Чичикова из поэмы Мертвые души.

Внешность Чичикова

Знакомясь с произведением Гоголя и с образом Чичикова на уроке, мы встречаем мужчину, который еще не стар, но уже и не молод. Это человек средних лет, далеко не красавец, не подарила ему природа ни роста, ни брутальной внешности, но это не помешало ему добиваться поставленных целей. Благодаря своему обаянию, Чичиков без труда завоевывал расположение общества, а умение вести беседу и выжимать максимум из своих манер, умение быть вежливым и деликатным позволяло ему открывать все двери, что появлялись на его пути к покорению новых высот. Визитной карточкой Чичикова стало умение польстить. По происхождению он был из обычной бедной семьи.

Характер Чичикова

Если говорить о характере Чичикова, то перед нами предстает сдержанный, осмотрительный человек, которого сложно чем-либо удивить, так как он в жизни успел повидать многое. На этом его положительные черты характера заканчиваются, и чем дальше мы знакомимся с героем, тем больше понимаем, насколько он схож с теми самыми помещиками, чьи души омертвели. Чичиков лицемерный человек, способный на вранье. Он неоднократно нарушал законы, хотя утверждал при этом, что глас закона он соблюдает. Чичиков хладнокровный и расчетливый, стремится к постоянному обогащению, но всегда ищет легкие пути, поэтому без проблем придумал авантюру со скупкой мертвых душ. Для этого человека деньги на первом месте, они его вдохновляют на авантюры и заставляют позабыть о таких чувствах, как любовь, добро, дружба и нравственность. Материальное обогащение — вот его главная цель в жизни.

Образ Чичикова с цитатами

Какой же образ Чичикова с цитатами рисует нам писатель в произведении Мертвые души? Чичиков коллежский советник, человек без рода и племени, не любит фамильярного обращения. Уже с детства он научился себе во всем отказывать, чтобы добиваться поставленных целей. При этом, как пишет автор, Чичиков знает великую тайну всем нравиться. О его уме Гоголь говорит, что он слишком опытен и хорошо знает людей, у него тонкие извороты ума. Если о нем неуважительно заговорят, он может обидеться и высказать свое недовольство. Дамы видят в нем кучу приятностей и называя его наш прелестник. Однако писатель показывает настоящую сущность Чичикова — и это далеко не добродетельный человек. Как пишет Гоголь, он не герой, исполненный совершенства и добродетелей.

Давайте составим общую характеристику Чичикова из поэмы Мертвые души по плану.

Характеристика Чичикова

Глядя на Чичикова, читатель видит перед собой персонажа, у которого проявляются разные черты, что не дают возможности однозначно отнести его к герою или антигерою. С одной стороны это герой с сильным характером, убежденный в своей правоте. Он не боится действовать и предпринимает все, что может сделать его богаче. Можно даже позавидовать его целеустремленности и энергии, вот только в погоне за наживой, его жизнь теряет ценность. Он превращается в приобретателя, чьей главной чертой характера становится подлость, лицемерие и обман.

Портрет Чичикова

Если по характеристике Чичикова описать портрет нашего героя в сочинении, то мы обязательно столкнемся с трудностями. В поэме Павел Чичиков обезличен и не имеет портрета. Его описание размыто и стерто, поэтому его можно представить лишь благодаря речам, мимике, жестам и манере себя вести. Гоголь не дает описание героя, когда знакомит нас с Чичиковым, а лишь представляет его средним господином недурной наружности. Это персонаж, которого изучаешь до последней главы. Он как загадка, которую пытаются разгадать не только чиновники, но и мы, читатели.

Читайте также:
Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

Чичиков подобен хамелеону, что может скопировать манеры и поведение, подстраиваясь под каждого собеседника. Он хороший психолог, поэтому знает, кому и что говорить. С Маниловым он любезен и льстив, с Коробочкой говорит бесцеремонно. С наглым Ноздревым, который обращается к Чичикову фамильярно и раздражает, Чичиков старается ему уподобиться, начиная общаться по-хамски. Мы видим, как Чичиков преображается, когда встречается с Собакевичем. Здесь портрет героя совсем иной, он готов к основательному разговору о мертвых душах. И даже в разговоре с Плюшкиным Чичиков без труда смог расположить его к себе, хотя тот уже давно в своем стремлении накопить потерял связь с миром.

Как видим, Чичиков легко меняет свой облик. А все потому, что в его характеристике и портрете поместились все характеры помещиков, чьи образы создал писатель в своей поэме. Он такой же герой с омертвевшей душой, который лишен человеческих чувств. Правда, имеются в портрете Чичикова черты характера и особенности, что отличают его от других персонажей. Это его энергия, деловая хватка, желание идти вперед к поставленным целям. Однако если говорить о моральном отношении, то Чичиков ничуть не лучше помещиков, что владели мертвыми крепостными душами.

Эволюция образа Чичикова

Прочтя поэму Мертвые души, мы видим как эволюционирует образ Чичикова. Благодаря последней главе и биографии героя, мы можем понять, как формировался его характер, как отрисовывался образ и портрет Чичикова. В детстве это мальчик без друзей и родительской ласки. Его постоянно попрекает отец, и после смерти оставляет лишь полтину меди и совет беречь каждую копеечку, и угождать вышестоящим чинам. Будучи смышленым, мальчик схватывает наставления и всю оставшуюся жизнь только и делает, что копит богатства. Он пытается угодить учителю, став его любимцем, потом научившись угождать каждому, шел к поставленным целям. Таким образом Чичиков и получал свои должности. Работая на таможне убеждает начальство в своей неподкупности, а потом наживает состояние, сотрудничая с контрабандистами. Были на пути нашего героя и провалы, но он не отчаивается, а продолжает действовать.

Герой омертвел, однако Гоголь утверждает, что этот персонаж еще способен на эволюцию к лучшему, и еще тлеет маленькая надежда на то, что Чичиков очистится, а его душа переродится и воскреснет. Может поэтому Гоголь и задумал второй том Мертвых душ, где планировалось духовное очищение героя, а вместе с ним и всего общества. Жаль только, что писателю не удалось осуществить задуманное.

Чичиков – герой «новой формации»

Скачать сочинение

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков — единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели.
Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит оправдание.
Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги — средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.
От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков — единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”. леньких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума”.
Так что же? Чичиков — пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова “душа” (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение — “душа человека”, в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может бытъ мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: “Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — “смерть”. Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий “расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство”. В дальнейшем “странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется”.
В этом контексте “пошлость” выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут “смерти” (в предельном смысле этого слова — “смерть души”). Тема пошлости, удвоенная (“пошлость пошлого человека”) и абсолютизированная (еще о “Ревизоре” Гоголь говорил, будто публику испугала “пошлость всего вместе”), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные “рыла”, “рыла” — в бездушные вещи. А самый “низ” этой лестницы — в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец (“пора припрячь и подлеца”), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
Но это еще не все — далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: “Мертвые души” — не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь. не похожа ни на повесть, ни на роман. Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение”. Почему поэма? “Мертвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трех частях: первая часть — “Ад”, вторая часть — “Чистилище”, третья часть — “Рай”. Замысел, таким образом, не ограничился изображением “ада”, “пошлости пошлого человека”, предел его — спасение этого самого “пошлого человека”. Кого же конкретно из первой части “Мертвых душ”? Чичикова прежде всего. Что же указывает (на это в тексте первой части?
Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого — биографии. Биография Чичикова (так же как и Плюшкина) — это история “падения души”; но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение — через покаяние.
Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее “я”, внутренний голос. Право на душевную жизнь, на “чувства” и “раздумья” тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). “С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы. ”; “неприятно, смутно было у него на сердце. ”; “какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им” — фиксирует Гоголь моменты “интроспекции” (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним — например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке (“Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!”).
Как герой поэмы, Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве “подлеца” мерцают блики “живой души”, для которой возможно восхождение в последующих томах поэмы. Обратим внимание на то, как автор “Мертвых душ” переходит к знаменитому отступлению о “птице-тройке”, завершающему первый том “Мертвых душ”. Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, “ибо любил быструю езду”; и тут же — авторское обобщение: “И какой же русский не любит быстрой езды?” Далее: “Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?” И наконец, предельный, стать грандиозной поэме, план обобщения: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?” От Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”- Получается, что и Чичиков причастен к этому “полету”, а значит, и к “тайне”: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.
Первый том “Мертвых душ” начинается с загадки: “два русских мужика” обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершается той же бричкой, тем же словом — “русский”, слившимся в “Русь-тройку”, — и снова загадкой, выросшей до грандиозного символа: “Русь, куда ж несешься ты?” Кто же такой тот, кто в этой бричке находится, — Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес — во и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: “Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность”.

Читайте также:
Расскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»: сочинение

21739 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Чичиков – герой «новой формации»

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести Гоголя Шинель сочинение

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» главным персонажем является Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Человек Акакий Акакиевич очень скромный, даже забитый, над ним все подшучивают и издеваются. Защитить он сам себя не может, потому что у него слишком мягкий характер окружающие это видят, поэтому так себя и ведут по отношению к нему. Только в редкие моменты он выходит из себя и просит не издеваться над ним, но больше это похоже на жалостливый стон, чем на твердость характера.

Николай Васильевич в своей повести жалеет Башмачкина и призывает, что не стоит подтрунивать над человеком лишь из-за того что он мягкий по натуре. У Акакия Акакиевича прохудилась старая шинель, но по службе он обязан ее носить и он решает насобирать на пошив новой. Башмачкину приходится от многого отказаться, он по вечерам остается голодным, реже отдает вещи в прачечную и бережет подметки, дабы раньше времени не пришлось покупать. Целью Акакия Акакиевича становится пошив новой шинели, Гоголь даже пишет о том, что он стал бодрее и храбрее, у него появился огонек в глазах.

Акакий Акакиевич быстро привыкает к скромной жизни и живет лишь мыслью о своей новой шинели. Вот настал тот день, когда Башмачкин одевает новую шинель и идет в департамент, где все замечают новое одеяние титулярного советника. По этому поводу состоялось даже празднование, на котором все продолжали подшучивать над Акакием Акакиевичем.

Башмачкин одухотворённый новой обновкой наслаждается своим видом, но счастье продлилось недолго. По дороге домой у Акакия Акакиевича воры снимают шинель. Куда он только не обращался, никто не хотел ему помочь, обратившись в полицию, они сказали, что ничего сделать не смогу. Тогда Башмачкин идет к «значительному лицу» и тот вообще его выгоняет из своего дома.

Читайте также:
Личность и народ в повести «Тарас Бульба»: сочинение

В связи с этими событиями Акакий Акакиевич заболевает и умирает, никто даже не заметил исчезновения человека, который никому не нужен. Лишь призрак заставляет всех содрогнуться. После того как призрак снимает шинель со «значительного лица» он задумывается и начинает обращаться к людям лучше.

Вариант 2

Центральным персонажем повести «Шинель» писателя Николая Васильевича Гоголя является Акакий Акакиевич – титулярного советника (т.е. одного из низших чиновников) из Петербурга.

По сюжету, Акакий Башмачкин – уже давно взрослый человек, немного старше пятидесяти лет. Внешне он немного рыжеват, на рябоватом лице уже видны возрастные морщины, а на голове уже проступает лысина. Одет Башмачкин, как правило, довольно невзрачно и зачастую неопрятно, гардероб чиновника Гоголь описывает эпитетом «худой», что говорит нам о бедности, старости и поношенности его одежды.

Акакий Акакиевич предстаёт перед читателем как классический пример «маленького человека» – т.е. человека, занимающего невысокое положение в обществе, как правило, не отличающегося какими-либо выдающимися способностями и умениями. Зачастую, мечты «маленького человека» такие же маленькие, как и он сам – поскольку, будучи незаметным и ведущим тихую жизнь, такой человек находит счастье не в великих свершениях и завоеваниях, а в мелких, бытовых достижениях.

Вот и Акакий Акакиевич, занимая невысокое положение в департаменте, честно и исправно выполняет свою работу – переписывание множества документов и бумаг вручную, становится объектом насмешек со стороны молодых коллег. Однако, будучи довольно мягким и застенчивым, Акакий не может дать отпор обидчикам, в результате чего, его ответы похожи на жалостливый стон.

Однажды, когда шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась и пришла в негодность, он покупает новую. Тут же стоит отметить важность покупки для Башмачина – для того, чтобы накопить на неё достаточно денег, чиновник пошел на существенные ограничения, экономя буквально на всём. Новая шинель стала для него сначала пределом мечтаний, а затем –великой ценностью, которую он бережет всего. Это даже стало поводом для новых язвительных комментариев, со стороны коллег по работе.

Однако, счастье титулярного советника продлилось недолго – по дороге домой его грабят, снимая с него новую шинель. Акакий Акакиевич пытается вернуть свою шинель, оббегая кабинеты важных людей и прося у них помощи, но всем безразлична судьба «маленького человека» и вскоре Башмачкин отчаивается и погибает от болезни, оказавшись так и не в силах вернуть столь дорогой для него предмет.

Акакий Акакиевич – классический пример «маленького человека» и его маленьких мечт. Всем безразлична его судьба, его беды и переживания, даже его смерть остаётся незаметной для общества. Соответственно, все черты, которыми Гоголь наделил своего персонажа, направлены в первую очередь на формирование жалкого и несчастного, незаметного и бессильного человека.

Характеристика 3

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем произведения.

Акакий Акакиевич – мужчина лет пятидесяти, лысоватый, морщинистый, небольшого роста, с рыжеватыми волосами и плоховато видящий.

Писатель представляет его в образе неприметного и заурядного статского чиновника, не имеющего права на получение дворянства, служащего мелким переписчиком документов в одном из департаментов. Его коллеги даже не помнят, каким образом Акакий Акакиевич устроился на эту должность, не требующую элементарной сметливости и смышлёности.

Герой беспрекословно исполняет поручения вышестоящих начальников и больше ни о чем не задумается. Поручение же ему иных заданий, в которых есть необходимость вдумчивого изучения, повергает Акакия Акакиевича в сильное волнение и тревогу. В один из моментов он даже отказывается от предложенного повышения по службе, поскольку не уверен в собственных силах и робок.

Читайте также:
О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя Ревизор: сочинение

Кроме того, Акакий Акакиевич косноязычен и способен изъясняться лишь наречиями и предлогами.

События повести разворачиваются вокруг давней мечты главного героя о новой шинели. Старая одежда Акакия Акакиевича выношена до дырок, имеет рыжевато-мучной цвет и уже не поддается никакому ремонту и починке.

Акакий Акакиевич решает сшить новую шинель и для этого начинает экономить буквально на всем, лишь бы собрать нужную для этого сумму. Мужчина практически не ест, не использует в темное время суток свечи, не отдает в стирку грязное белье.

И, наконец, мечта чиновника исполняется, он приобретает новый мундир на теплой подкладке и с воротником из меха. По этому поводу коллеги Акакия Акакиевича, которые постоянно дразнили его из-за дырявой шинели, организовывают небольшой фуршет. Башмачкин счастлив и не может скрыть довольного блеска в своих глазах.

К несчастью, в этот же вечер Акакий Акакиевич лишается обновки, будучи ограбленным хулиганами. Обратившись за помощью и к прохожему, и в полицию и даже к влиятельному лицу с просьбой отыскать пропажу, Башмачкин сталкивается с равнодушием и хамством. Вынужденный снова носить захудалую шинель, Акакий Акакиевич сильно простужается и умирает.

Однако на этом повесть не заканчивается, главный герой появляется в образе призрака, который в ночное время бродит в районе моста и отбирает у проходящих людей шинели. Однажды призрак Башмачкина встречает отказавшее ему в помощи влиятельное лицо и лишает его дорогой одежды. После это происшествия значительное лицо меняет свое мировоззрение, становится более внимательным и радушным к окружающим.

Образ Башмачкина раскрывает мысли автора о роли маленького человека в общественной жизни, не желающего зла людям, но из-за слабого характера вынужденного влачить бессмысленную жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Акакия Акакиевича

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана в 1842 году. Главным персонажем произведения является Башмачкин Акакий Акакиевич.

Тихий и скромный, ничем не примечательный человек, Акакий Башмачкин жил весьма скромно, если не сказать бедно. Годы усердной и прилежной работы дали незавидный результат: герой повести получил чин титулярного советника. Жалованье, которое он получал, было настолько мало, что чиновнику едва хватало на еду. Одежда, которую он носил, давно утратила свой первоначальный вид. По ней невозможно было даже определить, какого цвета она была, когда была ещё новой.

Умственные способности героя были незначительными. Он много лет занимался переписыванием документов, ничего другого не умел и не желал. Однажды, когда ему было предложено незначительное повышение по службе, Башмачкин отказался от него. Свою работу он делал с большим усердием и старанием. Работа, ради которой нужно было бы прилагать умственные способности, пугала его.

Акакий Акакиевич в жизни был одиноким человеком. Он жил в съёмном жилье вместе с квартирной хозяйкой. На работе он так же был одинок: ни друзей, ни приятелей. Он не пользовался уважением ни среди сослуживцев, ни у начальства. Его бедственное материальное положение выделяло его из всех. И служило поводом для бесконечных насмешек со стороны коллег.

Самые изощрённые насмешки и издевательства Башмачкин получал со стороны молодых сослуживцев. Мало того, что их веселил внешний вид героя, они придумывали всякие нелепые истории. И это тоже было поводом для издевательств. Всё это Акакий Акакиевич сносил молча. И, только, когда ему становилось совсем нестерпимо, он просил своих коллег прекратить насмешки.

Единственным радостным событием в жизни героя стал тот день, когда он смог позволить себе сшить новую шинель. Старая шинель сильно износилась и уже не защищала от холодного петербургского климата. Но Башмачкину недолго улыбалось счастье. В первый же день, когда он одел обновку, её отняли у него на улице. Акакий Акакиевич обращался за помощью к приставу, а после него и к высокопоставленному чиновнику. Пристав ничем не помог, а «высокий» чиновник нагрубил ему и выгнал. По дороге домой герой повести сильно простудился и заболел. Вскоре он умер.

Автор повести в заключительном слове делает акцент на том, что под каждой шинелью бьётся живое человеческое сердце.

Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести Шинель

Несколько интересных сочинений

В прошлом, когда ещё не существовало интернета, ещё раньше, когда не было телевидения и кино, книги были единственным источником информации, основным средством обучения

У каждого народа есть свои национальные, исторические герои. Со временем меняются человеческие взгляды и приоритеты, тогда появляются герои современности.

Тема любви в данном произведении является ключевой. В начале комедии мы наблюдаем сцену так называемой любви между Софьей и Алексеем. Софья увидела в нем идеал и возвела на пьедестал.

Эх, мечты! Все мы люди и всем нам свойственно мечтать. Мечты бывают у всех разные, от нового компьютера до неимоверного богатства. Наши мечты – это как мираж. Так как помечтав о машине, она не появится прямо перед нами

Одним из второстепенных персонажей произведения является молодая девушка по имени Настя, представленная писателем в образе служанки, горничной главной героини Лизы Муромской, оказывающей ей содействие в личных делах.

Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ)

Ключевой персонаж повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачников типичный маленький, ничего не значащий в этой жизни человек. Повесть основана на популярном среди канцеляристов анекдоте.

Начиная со дня рождения Акакия Акакиевича в его жизни всегда присутствовали некая ирония и фарс. Непреодолимое препятствие возникло перед матерью Акакия, когда пришло время выбрать ребенку имя. Календарь имен вызвал у нее сомнения. Не одно из имен женщину не устроило, и она решила дать ребенку имя отца – Акакий.

Автор знакомит читателя с Акакием, когда тот из крещеного младенца уже превратился во взрослого мужчину, которому за пятьдесят. Внешне он был ничем не примечателен. Акакий Акакиевич был небольшого роста, рыжеватый, морщинистый и имел небольшую лысину на лбу. Гоголь оправдывал его преждевременную старость особенностями климата. Башмачников будучи не очень успешным в денежном плане человеком не принадлежал к числу тех, чья жизнь в этом городе была беззаботна и легка. Одежда его давно износилась и выглядела неопрятно, но его это не смущало.

Акакий Акакиевич был одинок и жил на съемной квартире в одной из самых бедных частей города. Он занимал должность титулярного советника и занимался переписыванием бумаг. Он настолько давно занимался этой работой, что уже и сам не мог точно сказать, как давно он на этой службе. В отличие от его коллег, которые старались отвлечься от работы Акакий Акакиевич был сосредоточен на выполнении своих обязанностей и ничто иное его не интересовало. Он был доволен своей работой и даже не хотел получать повышения, ведь он боялся перемен и не был готов заниматься чем – то иным.

Читайте также:
Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого: сочинение

Вечерами он сидит дома и продолжает заниматься переписыванием бумаг. Но несмотря на его отношение к работе и то, что он прилежно и без ошибок ее выполняет никто из коллег не испытывает к нему симпатии, они наоборот лишь смеются над ним. Да и начальство его не жалует. В силу мягкости своего характера он молча сносил все обиды.

Его шинель непотребного вида была одним из поводов для насмешек. Акакий Акакиевич обращался к портному, но тот отказался от работы и тогда Акакий поставил перед собой цель скопить денег на новую. Когда мечта сбылась он очень бережно относился к новой вещи и даже стал жизнерадостным. Но по хитрому плану сослуживцев, которым он доверился, его ограбили. У него украли самую дорогую для него вещь – шинель. От безысходности он начал хандрить и подхватил лихорадку из – за которой впервые пропустил работу. Акакий Акакиевич умер в бреду и полном одиночестве. Его смерти никто и не заметил, ведь он был для всех человеком незначительным.

Сочинение 2

Нелегко быть человеком мягкого темперамента, ведь каждый второй так и норовит задеть и сделать больно. таким и является главный персонаж произведения “Шинель” Акакий Акакиевич. Его фамилия была Башмачкин. Человек он, мягкий и даже можно сказать бесхарактерный. Окружающие его люди, в свободное время предпочитают посплетничать и никогда не забывают про столь “мягкого” человека. Далеко не раз он становился предметом обсуждения, а порой над ним даже издеваются и смеются.

Жизнь одного из чиновников протекала достаточно гладко, у него не было цели противиться людям, точнее всего, он был не готов к тому, чтобы отстоять свое мнение. Как-то в один день он обратил внимание на свою шинель и понял, что она совсем не годится для ношения. Она прохудилась и достаточно облезла, но отказаться от нее он никак не мог, ведь ношение ее для него было обязанностью. Тогда он принимает решение пошить новую.

Останавливает лишь одно, ему не хватает денег и тогда он принимает решение накопить на новую шинель. Для этого он начинает экономить и не тратить деньги на лишние растраты. Он отказал себе в многих удовольствиях, он стал хуже питаться, мало ел и практически всегда стал отказывать себе в ужине. Несмотря на темноту, он не зажигал свечи и весь свой вечер проводил в темных комнатах. А одежда, была уже не так чиста как раньше, наоборот, она стала грязнее и износилась. Чтобы не покупать новую, он постоянно подшивал старую.

Спустя некоторое время, ему все таки удалось накопить на новую шинель, чему он был несказанно счастлив. Теперь он мог быть горд и отправиться на встречу с другими чиновниками. Ведь ранее они не были, так рады его видеть из-за того, что его шинель была старой, изношенной и даже местами дырявой. Но такому случаю был даже устроен праздник, на котором все изрядно повеселились. Тем же вечером отправляясь домой, он был ограблен. Его шинель была украдена разбойниками. Как человеку, трусливому и даже без характерному, ему стало обидно. Чтобы исправить свое положение он отправляется в полицию, чтобы сообщить о краже.

Но там его не стали слушать, после же он принимает решение и отправляется к высокопоставленному лицу, но и тот выгнал его из своего дома. По прошествии некоторого времени, он заболевает, а после погибает. Все вокруг, даже не заметили его исчезновения. После произошедшего на улицах, появился таинственный призрак, который крал шинели у проходящих людей. А после он украл ее у высокопоставленного лица. После чего его отношение к людям изменилось, и он стал более дружелюбным. Таким образом, автор показывает нам, что даже мягкий и трусливый человек, может изменить свое обличие.

Характеристика

Акакий Акакиевич Башмачников – мелкий чиновник, скромный, забитый, щуплый мужчина. Гоголь показывает главного героя как обделенного, незамеченного и бедного. Небольшого роста, худой, рыжеватый, с проплешиной и морщинами. Его работа ничтожна и неинтересна, заключается в переписывании важных бумаг и документов. Он не привык думать и соображать, нервничает, когда ему даёт работу, которая состоит не в «переписке».

Духовная жизнь Башмачникова такая же бедная и скромная, как и внешняя. Его единственной мечтой является новая шинель, так как старая совсем исхудала. В ней герой сильно мёрзнет, тогда мысль о новой вещи становится единственным стремлением в жизни Акакия Акакиевича. Он экономит куда прежде сильнее, чем раньше. Он начал голодать по вечерам, не пить чай, бережнее относится к вещам, чтобы они не износились раньше времени. Вместе со стремлением к покупке новой шинели Башмачников даже немного ожил, стал бодрее и немного моложе. Иногда даже огонёк загорался в его глазах.

И вот, наконец-то, нужная сумма собрана и шинель готова. Главное событие всей жизни Акакия Акакиевича свершилось. По этому поводу остальные чиновники решили поглумиться над ним и устроили праздник. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, его ограбили и украли заветную шинель. Радоваться ей пришлось совсем недолго. На следующее утро он пришёл на работу совсем померкший, бледный, в старой протёртой одежде. Ему посоветовали обратиться к состоятельному и авторитетному человеку за помощью, но в итоге оскорбленного и униженного выгоняют, как собаку.

Главный герой был не в силах пережить такие потрясения, он погибает. После смерти Акакия Акакиевича, никем не замеченного и ненужного, на улицах города начинает бродить его дух, который снимает с прохожих шинели. Многие люди, которые имели встречу с призраком, отмечали сходства с мелким чиновником. Как-то раз, человек, к которому обращался главный герой за помощью, столкнулся с этим духом, перепугавшись до смерти, он начал по-другому относиться к простым бедным людям.

Читайте также:
«Мертвые души» книга о «потерянных селеньях» и «погибших поколеньях»: сочинение

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин никогда не причинял никому зла, жил своей серой тусклой жизнью. Его маленькая жизнь имеет только маленькие потребительские мечты и маленькие потребности. Он терпит насмешки со стороны тех, кто выше и состоятельнее него. Николай Васильевич Гоголь показывает своё сострадание к герою на протяжении всей повести, они призывает читателей быть более внимательными друг к другу, не причинять людям зла.

Акакий Акакиевич в произведении Шинель

Популярные сочинения

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

Лес – волшебное место в любое время года. Каждый раз, гуляя по нему, чувствуешь непередаваемую красоту здешней природы: россыпь зеленоватых листьев, звуки щебечущих птиц, шум ветра, и т.п

Что мы видим на картине? Типично русский пейзаж – разбитая колёсами деревенская дорога с колдобинами и ухабами, по которой после продолжительного дождя вниз текут ручьи

Сочинение по повести Шинель Гоголя

Тема «маленького человека» – одна из важнейших тем русской литературы. Интересовала она и Н.В. Гоголя. Разрабатывая её он наследовал А.С. Пушкина, то есть писал о ситуациях, в которых обычные люди остаются наедине со своими проблемами, сталкиваются с враждебностью или безразличием окружающих. Является ли главный герой повести «Шинель» «маленьким человеком»?

Безусловно. Автор умышленно не называет его имени в начале произведения. Это есть своеобразным средством характеристики бездушия мира, где только чины определяют систему взаимоотношений. А Акакий Акакиевич всего лишь титулярный советник, то есть чиновник низшего ранга, служащий в каком-то департаменте. Он – «винтик» огромной бюрократической машины.

Природа обделила его красотой и талантами. Не слишком Башмачкин и умён. Ничего, кроме банального переписыванию бумаг, он не умеет делать. Однако вверенную ему работу выполняет добросовестно. Служба – единственная страсть и утешение для него. Но сослуживцы не ценят его. Частенько ради развлечения молодые чиновники подсмеиваются над ним. Например, сыплют ему на голову мелкие бумажки, а он молча терпит все их издевательства и насмешки. И только тогда, когда шутка уже совершенно невыносима, тихо просит оставить его в покое и спрашивает, почему они его обижают.

Акакий Акакиевич настолько неприметный и неказистый, что департаментские сторожа его не замечают, как муху, и не здороваются с ним. А он и вправду долгое время существует как насекомое. Дни его похожи друг на друга. Он не получает удовольствия от еды, не думает о женщинах, об охоте или искусстве. У него нет цели.

Однако когда его старая шинель совсем износилась и возникла необходимость в новой, его жизнь становится осмысленной. У него появляется мечта. Достигнув её, герой меняет свой жизненный уклад.

Но новую шинель у него быстро украли. Желая её вернуть, Башмачкин решается на протест. Он впервые пытается чего-то добиться. Но этот протест слабый. Значительное лицо, к которому он обратился за помощью, наорало на него. От перенесённого нервного потрясения герой умирает. Его смерть никого не взволновала, не опечалила.

Так не должно быть. Каждый человек, даже самый непримечательный, достоин внимания и уважения общества. Каждый – личность и имеет право на понимание и защиту.

Доброта и жестокость в произведении

Для меня доброта – это способность видеть и чувствовать не только свои душевные переживания, но и нужды другого человека. Что же касается героя произведения «Шинель», Акакия Башмачкина, с ним произошло иначе. Общество, с которым герою пришлось столкнуться, было совершенно безразлично как к его проблеме (никто не хотел помогать ему искать утраченную вещь, из-за которой он убивался), так и к нему самому.

Конечно, Башмачкин – человек «маленький», неказистый. Он ничего не значит для мира в глобальном смысле. Но, так или иначе, общество обязано видеть и слышать тех, кто его составляет – то есть, нужды каждого человека и формируют общее счастье.

Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.

Вот она, всепоглощающая жестокость общества. В «Шинели» она заключается в безразличии. Каждый думает о своих проблемах и нерешенных делах, и ему абсолютно все равно, что на душе у другого человека.

С другой стороны, и пропажа была «невелика». Казалось бы, просто верхняя одежда – можно пойти и купить новую. Но герой долгое время копил на эту шинель, возвел ее в ранг мечты. Возможно, поэтому и страдал. Ведь Башмачкин слишком переоценил значение этой вещи для себя и сделал ее культом.

Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.

При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.

Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.

Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.

Примечательно, что поначалу герой хочет восстановить справедливость, но его никто не слушает. Даже «значительное» лицо ничем не лучше, чем воры – ведь оно не хочет предпринимать мер для их поиска.

Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.

Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.

Читайте также:
Роль смеха в комедии Н.В. Гоголя Ревизор: сочинение

Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?

3 вариант

Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин – тихий, робкий, незаметной внешности титулярный советник, чиновник для письма. На службе ему не оказывают уважения, начальники с ним холодно-деспотичны, коллеги насмехаются, иногда даже зло. На все это он не обращает внимания, только если шутки коллег мешают переписыванию, жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Башмачкин любит свою работу, наслаждается ею и погружен в нее настолько, что не замечает ничего вокруг. Не хочет и даже боится более сложных и ответственных заданий, чем простое переписывание. Он приспособился к небольшому жалованью, привык к своему бедственному существованию. Жизнь Башмачкина, человека мягкого, нерешительного, неспособного на инициативу, обречена быть незаметной и жалкой в выпавших на его долю внешних обстоятельствах – бедности, сословного общества, деспотизма государственной машины.

Покупка шинели для Башмачкина – важное событие и серьезный, смелый поступок. Приняв решение справить шинель, он преобразился. Впервые в жизни у него появилась цель, которая придала решительности, уверенности, «огонь появился в глазах его». Новая шинель представлялась ему подругой, согласной пройти с ним жизненный путь. Для того, чтобы собрать нужную сумму, он решается на строгую, унизительную экономию на самых необходимых вещах, голодает по вечерам.

Новая шинель еще больше подчеркивает незначительность Башмачкина. Он стесняется, когда сослуживцы поздравляют его, и настолько сконфужен, что говорит, будто шинель старая. Оказавшись на вечеринке, куда попал впервые в жизни, чувствует себя неловко, не знает, куда себя деть.

Кража шинели и «распекание» от влиятельного лица, к которому Башмачкин обратился за содействием, – крушение его маленького мира. Он не смог пережить этих действительно ужасных для него событий. Протест Акакия Акакиевича, безропотного при жизни, проявляется «фантастическим образом» уже после окончания его земного пути. После его смерти в Петербурге появляется привидение в виде чиновника, которое отнимает у прохожих шинели, пока, наконец, ему не попадается шинель значительного лица.

Признавая незначительность своего героя, его униженность и бессилие, Гоголь внимательно вглядывается в него и показывает, что этот кроткий, терпеливый, ни разу никого в жизни не обидевший человек, – «брат твой», имеющий право на уважение и сочувствие.

Сочинение для 7 класса

Гоголь в своем произведении «Шинель» раскрыл понятие жестокости на примере главных героев. Больше всего возмущался и Акакий. Он всегда был против общества и старался все вернуть на круги свои, но ничего уже вернуть нельзя было. Кроме этого окружающие люди были также жестоки друг к другу, и это выражалось в разных ситуациях.

Башмачкин является советником. Кроме этого он является положительным героем и, судя по его фамилии, становится понятно, что ничего плохого никому он сделать никогда не сможет. Он всегда старается помогать другим людям и никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. Но практически каждый день был вынужден подвергаться различным гонениям, обвинениями и битьем, а также жестоким отношением со стороны других людей. Акакий служит в армии и там ему нет покоя. Сослуживцы стараются каждый раз придумать новую издевку, которую проверяют на нем и это еще больше раздражает нашего главного героя. А все это происходит, потому что он совершенно не похож на других людей и от этого они считают его неинтересным человеком.

Но на этом издевки не прекращаются, а с каждым днем становятся все сильнее и жестче. В один прекрасный день они просто крадут у него шинель, а ведь на улице как раз был очень сильный мороз и теперь наш главный герой мог легко и просто замерзнуть. Он старается разыскать шинель, а также сделать так чтобы справедливость восторжествовала.

Но больше всего автору не нравится само равнодушие Акакия и он считает, что намного больше воплощения жестокости, чем то, что другие издеваются над ним. А ведь персонаж ничего не сделал для Башмачникова, а просто оставил умирать.

Башмачкин умирает и превращается в мертвеца. Кроме этого он разочарован во всем обществе. И теперь у него имеется только одна мечта. Больше всего на свете ему хочется отомстить всем, кто когда-то причинял жестокость ему.

Этим автор старается показать, что общество губит добро и превращается в злочастных людей. И от этого порождается жестокость и зло.

Также слово «жестокость» автор использует в своем произведении. После того как все узнали про покойника Акакия, то полиции был дан указ, чтобы они поймали мертвеца. А уже после этого им нужно было, как можно сильнее наказать его. Вот только как это все он будет делать непонятно. А это значит, что власть будет еще более жестокой и от этого общество также будет жестоким и злым друг к другу. А это может привести к плачевным последствиям.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Шинель

Популярные сегодня темы

Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались

Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» не всеми воспринимается одинаково, многие мнения сталкиваются между собой, образуя дискуссию.

В рассказе «Валя» речь идёт о маленьком мальчике, который воспитывается в приёмной семье. Условия воспитания у него были хорошие, у мальчика есть игрушки и книжки, он любит читать. Со сцены читающего мальчика и начинается рассказ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: