О Чичикове и Собакевиче из поэмы «Мертвые души» (Гоголь): сочинение

Сочинение: Н.В.ГОГОЛЬ Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича”

Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповтори­мое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство”, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, кото­рые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто ока­зываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.

Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править пре­восходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века. Вид его деревни и дома говорит о том, что Собакевич не похож на других помещиков, с кото­рыми Чичиков встречался до этого, ведь даже “на конюш­ни, сараи и кухни были употреблены полновесные и тол­стые бревна, определенные на вековое стояние. Деревен­ские избы мужиков тоже срублены были на диво. все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”.
[sms]

Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понима­ем, что для него, как и для Чичикова, главное в живни — выгода, нажива, обогащение любыми средствами. Внешне он груб, неуклюж, , мрачен и немногословен, все в нем “было круп ко и прочно”, точно вырублено топором. Очень метко характеризует Собакевича сам Гоголь: “Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему. показался весь­ма похожим на средней величины медведя. Для заверше­ния сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями сту­пал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги”.

Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы,в для него главное — надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каж­дая вещь Говорит: “И я тоже Собакевич!”, “И я тоже очень похоже аа Собакевича!”

На свеве очень мало людей, о которых Собакевич мо­жет сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него “первый разбойник в мире”, полицеймейстер — “мошенник”, про­курор — “порядочный человек. да и тот, если сказать правду, свинья”.

“Наступать на чужие ноги” — привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами. Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым — мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужков — хоть живых, хоть мертвых. Его жадность не­померна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит та­ланты и достоинства каждого. Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленное красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленни­ков, но невозможно забыть, что они для него — товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь по­тому» что понял: это выгодная собственность. Человеко­любие отсутствует в перечне достоинств этого звероподоб­ного человека. Хитрый, осторожный, скрытный и прижи­мистый, Собакевич при случае готов на запугивание и пря­мой шантаж.

“Человек-кулак” называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич ив Петербурге остался бы ку­лаком, хотя бы и воспитали его по моде. Вышло бы еще хуже: “Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку”. Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В. Гоголь, Собакевич прекрасно чув­ствует наступление “нового времени”, когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее. Его не застигнешь врасплох.[/sms]

359. Образ и характеристика Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя сочинение Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Собакевича. Русский язык

Михайло Семёнович Собакевич — один из помещиков поэмы Гоголя «Мёртвые души», к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич — человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич — хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать «рабом желудка». Еда для него — чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: «хватило топором раз — вышел нос, хватило в другой — вышли губы…». В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Читайте также:
Почему Хлестаков главный герой комедии Н. Гоголя Ревизор: сочинение

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него — прокурор, «да и тот, если сказать правду, свинья». Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него — просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье — Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Автор описывает мужчину похожего на бурого медведя. Он большой и массивный. А жена Собакевича, высокая и худенькая, как соломинка. Они очень гармоничная пара.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби — это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Читайте также:
Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» — поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Образ Собакевича из поэмы Гоголя

«Мертвые души» – одно из самых значимых произведений Н. В. Гоголя, над которым он трудился семнадцать лет. Это история о похождениях отставного чиновника и знатного махинатора Павла Ивановича Чичикова, задумавшего аферу с умершими крепостными.

Читайте также:
Сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки»: сочинение

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями. Одним из таких героев стал помещик Собакевич Михаил Семенович.

  1. Краткая характеристика М. Собакевича
  2. Образ и характеристика Собакевича
  3. Сочинение про Собакевича
  4. Собакевич в рассказе Гоголя
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика М. Собакевича

Собакевич — помещик, во всём ищет выгоду. Своей массивностью и неуклюжестью напоминал медведя. Соглашается продать Чичикову мёртвые души ещё до того, как тот заговорил об этом.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек.

Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность.

Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Образ и характеристика Собакевича

От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура ни может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.

Имя и фамилия помещика

Имя у персонажа – Михаил. Классик не мог назвать его по-другому: медведь Михаил. А вот с фамилией решил помудрить. В образе соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа.

В обоих животных чувствуется дикость, напористость. Они легко вступают в драку и одерживают победу. Имя подтверждает первое впечатление при встрече. Перед читателем встает медведь.

Взгляды на жизнь

Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены.

Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги.

Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек. Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд.

Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека. Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.

Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.

Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций.

Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.

Образ помещика

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть.

Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца.

Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.

Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Сочинение про Собакевича

В поэме «Мертвые души» главный герой Чичиков приезжает в поместье Собакевича. Николай Васильевич Гоголь описывает увиденную деревню, дом, а затем самого помещика. Это позволяет читателю заметить, что по состоянию жилого помещения можно догадаться о характере или внешности его хозяина.

Из пятой главы мы узнаем, что поместье Собакевича не имеет симметрии, неуклюжее, но довольно крепкое. Видно, что хозяин заботится о прочности. Когда Чичиков осматривал комнату, ему казалось, словно все: пузатое ореховое бюро, стол, стулья, кресла — говорило о своей схожести с хозяином.

Таким он увидел и самого Собакевича. Он считает, что помещик похож на медведя. Гоголь иронично дает ему имя Михаил, что подчеркивает внешность. Собакевич, кстати, также неуклюж, как и его дом. Он часто наступает людям на ноги.

Читайте также:
Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры): сочинение

Первым, что предстояло герою, оказался обед. Чичиков был крайне удивлен количеству еды. Помещик очень любил покушать, что и сделало его таким крупным. Во время разговора за столом главный персонаж убедился в том, что Собакевич обо всех отзывается плохо. Впрочем, такая реакция была и по поводу национальной кухни.

После обеда Чичиков все-таки начал разговор о сделке, но очень отдаленно. В конце концов Собакевич прямолинейно задал вопрос о мертвых душах. Удивительно, что его не смущает это. Он спокойно говорит. Автор сравнивает с разговором о хлебе.

Мы видим, что помещик уже нашел свою выгоду в еще несовершенной сделке. Он предлагает большую сумму, описывая заслуги крестьян при их жизни. Чичиков долго торгуется, но Собакевич все еще настаивает на большой цене. В итоге, заинтересовав помещика в столь сомнительной сделке, персонаж собирается уходить, на что повелся Михаил Семенович и согласился на малые деньги.

Таким образом, Николай Васильевич показывает нам человека, которому главное в жизни хорошо покушать и иметь выгоду даже в том, чего уже не существует. Мы знаем, что все крестьяне сыты, но необходимо понимать, что это не для их хорошей жизни, а для того, чтобы велась работа, то есть снова все для Собакевича.

Автор прямо говорит, что в теле этого помещика совершенно не было души, а также, сравнивает его с бессмертным кощеем. Душа закрыта толстой скорлупой, как и сам Собакевич в своем доме, окруженном толстым деревянным забором. Этот персонаж также требует к себе особого внимания, показывая одни из самых неприятных людских пороков.

Собакевич в рассказе Гоголя

Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.

Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам.

Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.

О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.

По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.

Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.

Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду.

Он стал расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна. В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.

В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода.

Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.

Описание образа с цитатами

Михаил Семенович Собакевич — мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном “захолустье”, где активно занимается своей большой усадьбой. Характер и манеры у Собакевича далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова.

О внешности Собакевича известно следующее:

“… медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем…”

“… Зная привычку его наступать на ноги…”

“… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…”

Характер и личность помещика

Читайте также:
О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»): сочинение

“… пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это.…”

“… хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности…”

“… Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны…”

Собакевич. Художник П. Боклевский “…Зодчий […] хотел симметрии, хозяин – удобства…” (хозяин это Собакевич) “… Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…”

“… Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности…” (Чичиков о Собакевиче)

“… Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…” (Собакевич о чиновниках города N)

“… у этого губа не дура…” (Чичиков о Собакевиче) ”

“… сделался то, что называют человек-кулак…”

“.. нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему…” (Собакевич о себе)

“… Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга…” (жена зовет Собакевича “душенькой”)

Это была цитатная характеристика помещика Собакевича в поэме “Мертвые души” Гоголя.

Читайте также: Что делает человека человеком – сочинения для всех классов.

В своем произведении Гоголь хотел показать суть общества царской России, и для этого ввел разнообразные типажи российских помещиков и чиновников, в руках которых и была сосредоточена вся власть в стране.

Такие же, как Собакевич, ленивые, бездеятельные и невежественные господа, взяточники и воры, предприимчивые дельцы – всех этих персонажей писатель определил, как «мертвые души», которые не представляли никакой пользы для социума.

Сочинение на тему: Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. Какую роль отводит этому персонажу автор? “Читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по их вкусу; это вина Чичикова, здесь он полный хозяин, и, куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться.” Надо сказать, что, хотя Чичиков и занимает в поэме очень важное место, ее нельзя считать просто описанием судьбы и всевозможных приключений этого героя. Писатель не сводил свое произведение к истории одного или даже нескольких характеров. Он видел свою задачу в том, чтобы охарактеризовать различные явления жизни России, а образ Чичикова отражает лишь определенную сторону действительности. Сюжет поэмы неразрывно связан именно с сущностью главного героя. Кому могла прийти в голову столь безумная идея — приобретать мертвые души с тем, чтобы потом совершать с ними сделки? Только человеку, жадно стремящемуся “приобретать”, не представляющему своего существования вне приобретения и умеющему изыскивать любые способы для того, чтобы стать владельцем богатства. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят ему солидные барыши. Спекуляции с мертвыми душами нагляднее всего раскрывают коммерческий, предпринимательский склад характера Чичикова. Его восхищение вызывает не тот, кто обладает высоким саном, а тот, кто владеет значительным капиталом. Надо отметить, что Гоголь раскрывает образ Чичикова другим способом, нежели образы остальных героев поэмы. Ведь он не мог характеризовать Чичикова через его отношение к крепостнической собственности и через описание его быта. Гоголь показывает этого героя в действии, в процессе претворения им в жизнь своих замыслов. Чичиков, пожалуй, единственный персонаж, биографию которого мы узнаем очень подробно, и такое его выделение вполне понятно. Ведь владетели поместий представляют собой нечто устоявшееся и косное, а Чичиков олицетворяет собой новое, формирующееся в русской жизни начало. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры (причем эти грани зачастую абсолютно противоречат друг другу). Так, общительность и постоянный интерес к людям сочетаются в нем с чрезвычайной замкнутостью, а внешняя обаятельность — с беззастенчивым хищничеством. Гоголь подчеркивает, что людей, подобных Чичикову, разгадать нелегко. Чичиков обладает своеобразным талантом приспособленца. Оказываясь в любой новой обстановке, в любой среде, он сразу же становится “своим”, близким человеком. Он кажется обтекаемым даже внешне: “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро входит в “избранное общество” и завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским и разносторонне развитым. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”. К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой, особый, подход. Он виртуозно играет на слабых струнах человека, добиваясь расположения и симпатии самых разнообразных людей. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях. В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов. Он так же галантен и обходителен, так же чувствителен, как его новый друг. Чичиков отлично знает, как может произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные признания и душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет сеоя^развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее “вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, и Чичиков ведет себя так, словно они старые, закадычные приятели. Ноздрёв разговаривает с ним на “ты”, и Чичиков отвечает ему тем же. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, предоставляя другому право высказывать сомнения по этому поводу. Однако он зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети Ноз-дрёва, который явно собирается его надуть. При встрече с Собакевичем “прямота” и “непосредственность” Чичикова совершенно исчезают. Собакевичане трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. С дельцом Собакевичем Чичиков показывает себя опытным коммерсантом, знающим всяческие приемы воздействия на партнера. “Его не собьешь, неподатлив!” — думает про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику. Способность Чичикова к перевоплощению основывается на его необыкновенной изворотливости и энергии. За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура. Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. У Чичикова полностью отсутствуют какие бы то ни было нравственные принципы, подлость его натуры безгранична.
Сопоставляя Чичикова с владельцами крепостных душ, Гоголь ярко показывает те новые черты, которые могли сформироваться только вне атмосферы барской усадьбы. Это — необыкновенные жизненная цепкость, приспособляемость и энергия. Чичикову чужды мечтательность Манилова и примитивное простодушие Коробочки. Он не мелочится, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую и прямолинейную деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве . Однако деятельность Чичикова сопоставляется Гоголем не только с бытием помещиков, но и с жизнью страны. Как и обитателей усадеб, Чичикова нисколько не волнуют социальные проблемы. Он совершенно равнодушен к тому, что не касается его самого, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя “гражданином земли своей”, которому близки и дороги ее судьбы.
.

Читайте также:
Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”: сочинение

Героический образ народа в повести Гоголя «Тарас Бульба»

В центре «Тараса Бульбы» — героический образ народа, борющегося за свою свободу и независимость. Никогда еще в русской литературе так ярко и глубоко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каждый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными — поэтический пафос этого произведения.

Подлинного эпического размаха достигает изображение Гоголем Запорожской Сечи — этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливаются воля и казачество на всю Украину». Созданный художником поэтический образ Сечи неотделим от ярких, могучих характеров, ее населяющих.

С необыкновенным сочувствием и симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи, с характерной для нее атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с ее «немногосложною управой» и системой, в которой «юношество воспитывалось и образовывалось. опытом». Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких нравственных качеств. Отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. Власть кошевого отнюдь не влечет за собой необходимости слепого повиновения ему. Каждый из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размета души, абсолютно свободные и равные. Сечь предстает в изображении Гоголя выразителем высокой демократической морали, здоровых норм общественных отношений, лишенных корысти и какой бы то ни было «дроби» мелочных житейских расчетов.

Конечно, в этой патриархальной демократии есть свои слабости. Гоголь не мог не видеть присущую казакам отсталость, относительно невысокий уровень их культуры, власть рутины, проникавшей в различные сферы их быта и общественной жизни. Все это свидетельствовало об известной ограниченности «странной республики» и заложенных в ней серьезных противоречий, исторически ускоривших ее гибель. Будучи верным правде жизни, Гоголь ничего этого не скрывает. Он далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги-— с жестокостью. Таково было время, таковы были нравы. «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных законов свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы»,— пишет Гоголь. Но пафос его изображения — все-таки в другом. Запорожское казачество для Гоголя — это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства. Своей идейной устремленностью повесть вступала в резкий контраст с теми нормами общественной морали, которые насаждала современная писателю официальная Россия. Историческая проблематика повести приобретала чрезвычайно злободневное звучание.

Читайте также:
Авторское сочинение на тему Тарас Бульба: сочинение

Судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением. Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «беззаботно предавался воле и товариществу». Перед нами проходит галерея цельных и сильных духом человеческих характеров. Все мелкое и будничное вытеснено из сердца этих людей. Они проникнуты сознанием величия того дела, которому служат.

Яркими и выразительными штрихами воссоздает Гоголь героев Сечи. Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху; Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу»; Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы». Этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера.

Всю повесть пронизывает мысль о нерасторжимом единстве двух братских народов — украинского и русского. Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы». В этой «русской природе» отразилась душа русского и украинца. Отстаивая свою национальную независимость и свободу, казаки перед лицом иноземного врага гордо называют себя русскими. В сознании запорожцев украинец — родной брат русского, украинская земля — неотторжимая часть необъятной земли Русской. Тарас Бульба недаром говорит о «лучших русских витязях на Украине». В знаменитой речи «о товариществе» Тарас снова возвращается к этой мысли: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». «Русскую землю» славит и Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!», и Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!», и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие «добрые казаки». Все они себя причисляют к воинству русскому и считают защитниками Русской земли. кИ когда в конце повести Тарас Бульба, погибая на костре, произносит слова, полные любви к Русской земле и презрения к ее врагам,— после этих слов следует выразительное заключение от лица автора: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Сочинение Тарас Бульба — народный герой (7 класс)

Работая над произведением «Тарас Бульба», его автор, Н.В.Гоголь нередко описывал исторические события, происходившие на самом деле. А героев повести срисовывал с реальных казаков, живших в те далёкие времена.

Главный персонаж этой истории, Тарас Бульба, воплощает в себе все те качества, которыми должен обладать настоящий вольный казак – это отвага, доблесть, честь. Главной целью его жизни является защита своей родины и православной веры.

Двое его сыновей окончили Киевскую академию и когда вернулись домой, отец сразу изъявил желание сделать из них настоящих мужчин, запорожских казаков. По его мнению, учеба в столице не может дать им того, что даст школа самой жизни, которую они могут пройти только на родине, в Запорожье.

Сам Тарас Бульба имеет чин полковника, казак он опытный и смелый. Ему очень хочется, чтобы сыновья выросли под стать ему и он смог бы гордится тем, что смог вырастить таких удалых молодцев. В одном из эпизодов повести, Остап, его старший сын, полез в бой только за то, что услышал в свой адрес насмешку по поводу своего внешнего вида. Тарас искренне был рад, что Остап унаследовал от него такую горячность и пылкость.

Читайте также:
Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Наиболее точно можно представить себе крутой нрав Тараса Бульбы по сцене в повести, где произошла его ссора с Андрием, его младшим из сыновей. Как только отец узнал, что его отпрыск ушел воевать на сторону врага, он ни минуты не сомневаясь, убил его, как предателя. Тарасу было безразлично, что побудило Андрия совершить такой поступок, любовь или что-то ещё. Для него главным оставался тот факт, что его родной сын предал свою землю, свою веру, своих товарищей и даже родного отца и брата. Младший сын опозорил своей изменой весь род Бульбы и какого-либо другого наказания, помимо смерти, для сына он не видел.

Свою отвагу и решимость Тарас Бульба в очередной раз доказывает, отправившись вслед за плененным старшим сыном в Варшаву. Будучи серьезно раненым, ему удается пробраться к месту, где должна состояться казнь и он отважился крикнуть сыну о том, что он здесь, рядом, несмотря на угрозу быть пойманным. Его попытка спасти Остапа не удалась, но всё же он отважился на этот поступок.

Тарас Бульба воплощал в себе образ всего народа. Всю свою жизнь от отдавал на борьбу за родину, веру и честь. Он не думал о себе, даже семья у него была на втором плане, это лишний раз доказывает, что он был поистине вольным казаком.

Умер Тарас Бульба с достоинством и честью, перед самой кончиной оказав своим товарищам помощь в побеге. Такого доблестного запорожского казака можно с уверенностью назвать народным героем.

2 вариант

В образе запорожского казака Тараса Бульбы проявляются такие черты как патриотизм, героизм, храбрость. Этот человек не был создан для обычной семейной жизни. Он был прирожденным воякой.

Не зря казаки выбрали Тараса Бульбу своим атаманом. Он не только был смелым и сильным, но мог и управлять людьми, планировать битвы, а также вселять в людей веру и мотивировать их. Ему принадлежат речь о том, что давно казаки не сражались за свою свободу и веру православную.

Тарас Бульба — человек простой. Он не любит, когда другие люди возвышают поляков. Он не принимает их. Ему не нравится отношение к Польше в современном ему обществе. Тогда многие украинские дворяне перенимали у польских панов особенности поведения, одежды, рецепты блюд, речь. А сами поляки нередко принижали их. Тарас Бульба вообще не принимал никакого взаимствования, так как верил в уникальность и самобытность своего народа. Поэтому ему было особенно обидно, когда его сын, Андрий, предал Отечество, отрекся от семьи, перешел на сторону врага из-за полячки, которую полюбил во время учебы. Это не мог понять старый казак. Ему было стыдно за сына.

Второй же сын, Остап, был отцовской гордостью. Он был очень похож на Тараса Бульбу. Остап также был смелым, храбрым, сильным. Для него превыше всего была защита родины от врага. Все остальные казаки хвалили и выделяли Остапа.

Однако, Тарасу Бульбе пришлось потерять своих сыновей. Остап умер от рук врага на глазах у своего отца, а Андрия убил сам Тарас. Но это не сломило героя, он дальше продолжил сражаться за свободу своего Отечества.

Тарас Бульба — это настоящий народный герой. Во-первых, из-за своей смелости, мужества, мастерства, патриотизма и веры в самобытность. Во-вторых, из-за своего умения воодушевлять людей, вселять в них надежду на хорошее, а также мотивировать на свершение великих подвигов. В-третьих, из-за своего вечного служения Отечеству. Для него ценности общественные были выше ценностей личных, что выражается в убийстве им Андрия. Это также характерно лишь для великого человека, героя.

Тараса Бульбу героем также делает, то что он не боится смерти. Он умирает по глупости из-за трубки. Во время своей гибели он не говорит о боли и муках, а подбадривает товарищей, говорит о силе родной земли, внушает им веру. Его казаки, наверное, никогда не забудут своего атамана — сильного, смелого, упрямого, упорного, мужественного народного героя.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь работал над знаменитым произведением около десяти лет. Образы героев и исторические события, описываемые им, ярко отображают национальный колорит украинского народа.

Тарас Бульба – доблестный казак. Для него жизнь – это борьба за свободу своей родины. Всю сознательную жизнь проводит герой на полях сражения. Открыто говорит в лицо человеку все, что думает о нем. В товарищах ценит отвагу, готовность вступить в бой. Чувство собственного достоинства не покидает его ни при каких обстоятельствах. Семья у Тараса на втором месте. Сыновей отдал учиться в бурсу. Жена коротает время в окружении прислуги и очень скучает по детям.

Читайте также:
Как характеризует Тараса эпизод с переиз­бранием кошевого: сочинение

После учебы Остап и Андрий возвращаются в отчий дом. Бравый отец уже на следующий день едет с ними в Запорожскую Сечь, где должны развернуться военные действия против поляков. Он хочет похвастаться сыновьями перед товарищами и увидеть, как дети поведут себя в решающем сражении.

Старший сын оправдал его надежды. В честном бою показал себя как настоящий герой. Но врагам удается захватить юношу в плен. Страшным мукам подвергают его супостаты. Остап не выдает товарищей и погибает на глазах у родного отца, который не может в тот момент прийти к нему на помощь. За эту смерть безутешный родитель жестоко отомстил мучителям.

Младший же, Андрий, оказался предателем. Хотя был такой же храбрый, как и брат. Ради прекрасной полячки отрекся он от веры и Родины. Могучий Бульба убивает сына собственными руками. Ради торжества справедливости. Автор не рассказывает, что при этом чувствовал отец. Можно лишь догадываться. Только для старого воина предательство сродни смерти. Пусть даже это близкий человек. Да и Андрий, умирая, шептал имя любимой, не вспоминая о матери.

Сам Тарас погибает – его привязывают к дереву и сжигают заживо. Но героя волнует не предстоящая мучительная смерть, а смогут ли товарищи уйти от погони. Даже погибая, смог помочь казакам, подсказав путь к спасению. Для нас старый вояка-пример мужества и отваги, достойный подражания.

Автор показал, что благодаря таким смельчакам Украина смогла освободиться от польского ига и обрести долгожданную независимость.

Народный герой Тарас Бульба

В произведении Гоголя «Тарас Бульба» описываются разные исторические события. И все они происходили на самом деле. Каждый герой также у автора был настоящий. Они как раз жили в то время.

Наверное, все уже знают о том, что главным героем данного произведения является Тарас Бульба. В нем собраны все качества, которые должны и находились в настоящем вольном казаке. Это отважный, справедливый и честный человек и этому же учил всегда своих сыновей. Он никогда не сидел без дела, тихая и спокойная жизнь была не для него. Больше всего на свете ему хочется, чтобы родина, на которой он живет, никогда не подвергалась нападению, и чтобы здесь никогда не было войны.

Воины сами выбрали его своим главным атаманом, за которым они готовы пойти хоть куда. И он умел управлять и командовать целым полком казаков.

Когда его сыновья вернулись с учебы, то он решил сразу же взять их с собой в бой. Ему хотелось сделать из них настоящих мужчин, которые будут верны не только своей веры, но и своей родине. Он всегда считал, что школа не может дать им те знания, которые может дать жизнь.

У Тараса Бульбы имеется чин полковника. Больше всего на свете ему хочется, чтобы и дети выросли такими же отважными и честными, как и он. А он в свою очередь будет гордиться этим. Остап был горячим и пылким мужчиной, и если слышал, что над ним издеваются, то сразу же кидался в бой без разъяснений. Вот так и случилось, и отец этому был очень рад.

А для того чтобы узнать Тараса Бульбу немного получше, нужно обратиться к одному эпизоду когда его сын перешел воевать на сторону врага, и все ради того чтобы в него влюбилась женщина. Вот только отец в этом даже разбираться не стал, а все, потому что был очень обижен и зол на сына, и когда они столкнулись на войне, то и жалеть его не стал. И погиб Андрий от рук отца. Это все произошло, потому что Андрий предал родную землю и землю товарищей.

Когда он узнал о том, что Остапа взяли в плен, то ни на миг не задумался и отправился туда, вызволять его. И хотя на пути, на него напали и даже ранили, но до места он добрался и увидел, что его сына совсем скоро казнят. И он крикнул ему о том, что он находиться рядом с ним, а ведь его могли поймать, но Тарас ничего и никого не боялся.

Тарас жил только тем, что защищал не только свою родину, но и людей, живущих на ней. Он даже про свою семью думал не в первую очередь, а на первом месте у него всегда была родина.

Конечно, и за таким отважным героем пришла смерть, но перед этим он спас своих товарищей от заточения.

Также читают:

Картинка к сочинению Тарас Бульба — народный герой

Популярные сегодня темы

Константин Коровин – великолепный художник 19 века. Главной его целью было передать красоту окружающего мира.

Читайте также:
Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме Мертвые души.: сочинение

«Война и Мир» – знаменитый роман Л.Н. Толстого, это классика, это произведение, которое обязан прочитать абсолютно каждый человек.

Новаторство Лермонтова заключалось в использовании глубокого психологического анализа главного героя. Более того, сама структура Героя нашего времени построена на том, что Печорин непрестанно анализирует свои собственные действия

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

В доме Рудневых идут последние приготовления к новогоднему празднику. Младшая из трёх сестёр Тиночка влетает в комнату к старшим, Лидии Аркадьевне и Татьяне Аркадьевне, когда они с помощью горничных одеваются

«Образ народа в повести»

«Тарас Бульба» не первое произведение Гоголя, в ко­тором он обратился к изображению национально-освобо­дительной борьбы украинского народа.

То новое, что содержалось в повести «Тарас Бульба» и отличало ее от предшествующих произведений Гоголя на историческую тему, было прежде всего связано о учетом «живых», «самых редких» черт народа, своеобразия его национального характера.

Новаторское значение «Тараса Бульбы» состояло в том, что главной силой исторических событий выступал в нем народ. Пушкин и Гоголь впервые в нашей отечест­венной литературе подошли к изображению народных масс как главной движущей силы исторического процес­са, и это стало величайшим завоеванием русского реализ­ма, и в частности русского исторического романаXIX века.

В центре «Тараса Бульбы» — героический образ на­рода, борющегося за свою свободу и независимость. Ни­когда еще в русской литературе так полно и ярко не изображались размах и раздолье народной жизни. Каж­дый из героев повести, сколь бы он ни был индивидуален и своеобразен, чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельной слиянности личных интересов человека с интересами общенародными — идейный пафос этого произведения.

Подлинно эпического размаха достигает изображе­ние Гоголем Запорожской Сечи —этого гнезда, «откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы! откуда раз­ливаются воля и казачество на всю Украину». Созданный художником поэтический образ Сечи неотделим от ярких могучих характеров, ее населяющих.

С сочувствием и симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи с характерной для нее атмосферой демократии и своеволия, суровой дисциплины и анархии, с ее «немногосложною управой» и системой, в которой «юношество воспитывалось и образовывалось . опытом». Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содей­ствовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между кошевым и казаками основаны на принципах гуманности и справедливости. Власть кошево­го отнюдь не влечет за собой необходимости слепого по­виновения ему. Он не столько хозяин общества, сколько его слуга. Он руководит казаками на войне, но обязан выполнять все их требования в мирное время. Любой из запорожцев мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.

Узнав от гонца о набеге врагов на Сечь, казаки собра­лись на совет: «Все до единого стояли они в шапках, по­тому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, по совещаться, как ровные между собою» (II, 123).

Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это цар­ство свободы и равенства, это вольная республика, в кото­рой живут люди широкого размаха души, абсолютно сво­бодные п равные, где воспитываются сильные, муже­ственные характеры, для которых нет ничего выше, чем ин­тересы народа, чем свобода и независимость отчизны.

Конечно, в этой патриархальной демократии есть свои слабости. Гоголь не мог не видеть присущую казакам отсталость, относительно невысокий уровень их культуры, а также власть рутины, проникавшей в различные сферы их быта и общественной жизни. Все это не могло не сви­детельствовать об известной ограниченности «странной республики» и заложенных в ней серьезных противоречий, исторически ускоривших ее гибель. Будучи верным прав­де жизни, Гоголь ничего этого не скрывает. Он далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги за­порожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспеч­ностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Та­ково было время, таковы были нравы. «Дыбом воздвиг­нулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы» (II, 83),—пишет Гоголь. Но пафос его изображения— все-таки в другом. Запорожское казачество для Гоголя — это пример справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности п братства. Своей идейной устремленностью повесть всту­пала в резкий контраст с теми нормами общественной мо­рали, которые насаждала современная писателю офици­альная Россия. Историческая проблематика повести при­обретала чрезвычайно злободневное звучание.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: